Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Формирование у школьников экологической картины мира в процессе проведения полевого практикума по биологии

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Такая постановка цели — на освоение знаний о роли, задач по раскрытию роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира, не ориентирует систему биологического образования на выполнение одного из основных требований Закона, на обеспечение формирования в сознании учащихся картины мира, адекватной современному уровню знаний и ступени обучения и, как следствие… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КАРТИН МИРА В ПРОЦЕССЕ СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ
    • 1. 1. СООТНОШЕНИЕ КАТЕГОРИЙ «КАРТИНА МИРА» И «ОБРАЗ МИРА» В ФИЛОСОФИИ И ПСИХОЛОГИИ
    • 1. 2. НАЧАЛЬНЫЕ ЭТАПЫ ЭВОЛЮЦИИ КАРТИНЫ МИРА В ОНТОГЕНЕЗЕ
    • 1. 2. 1. Социально-личная картина мира
      • 1. 2. 2. Обыденная социальная картина мира, отражение в ней' остальных картин мира, формируемых по методу познания
    • 1. 3. КОЭВОЛЮЦИЯ НАУЧНОЙ КАРТИНЫ МИРА И ОБРАЗОВАНИЯ
    • 1. 4. ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТИНА МИРА, ЕЕ ВЗАИМОСВЯЗЬ СО ШКОЛЬНЫМ БИОЛОГИЧЕСКИМ ОБРАЗОВАНИЕМ
    • 1. 5. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МЕТОДИКО-ДИДАКТИЧЕСКОГО ПРИНЦИПА
      • 1. 2. 1. Выводььпо I главе
  • Глава II. ФОРМИРОВАНИЕ У ШКОЛЬНИКОВ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КАРТИНЫ МИРА И ЦЕЛОСТНОСТИ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОЙ КАРТИНЫ МИРА В ЭКСПЕРИМЕНТЕ
    • 2. 1. ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА
    • 2. 2. МЕТОДЫ ОБРАБОТКИ РЕЗУЛЬТАТОВ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ. РАБОТЫ
    • 2. 3. РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПРИНЦИПА В ФОРМИРОВАНИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КАРТИНЫ МИРА У УЧАЩИХСЯ
    • 2. 4. РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПРИНЦИПА В СОХРАНЕНИИ И ВОССТАНОВЛЕНИИ ЦЕЛОСТНОСТИ СОЦИАЛЬНО ЛИЧНОЙ КАРТИНЫ МИРА У УЧАЩИХСЯ
      • 1. 2. 1. Выводььпо II главе

Формирование у школьников экологической картины мира в процессе проведения полевого практикума по биологии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Реформирование средней и высшей школы основывающейся на методологии практической психологии, воплотившей идеи культурно-исторической психологии, общепсихологической теории деятельности и историко-эволюционного подхода Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, А. Р. Лурия, ставшей идеологией современного российского образования, на практике вылилось, в педагогику развития.

Важной вехой на этом пути стало выделение стратегических ориентиров вариативного образования, понимаемого как процесс, направленный на расширение возможностей компетентного выбора личностью жизненного пути и на саморазвитие личности. Целью вариативного образования является формирование такой картины мира в совместной деятельности со взрослыми и сверстниками, которая обеспечила бы ориентацию личности в различного рода жизненных ситуациях, в том числе и ситуациях неопределенности [6].

В законе РФ «Об образовании», в «Общих требованиях к содержанию образования» (ст. 14, п.2) говорится, что содержание образования должно обеспечивать в сознании учащихся формирование картины мира, адекватной современному уровню знаний и ступени обучения [56]. Определенное соответствие положению Закона на обеспечение формирования в сознании учащихся картины мира мы находим в Концепции, естественнонаучного образования. В ней одной из целей естественнонаучного образования названо: «изучение основных составляющих естественнонаучной картины мира» [80]. В федеральном компоненте государственных образовательных стандартов цели общего образования конкретизируются на каждой его ступени и по отдельным учебным предметам [189- 190]. В Государственном стандарте основного среднего образования по биологии мы находим постановку цели несколько отличную от формулировки Закона, она ставится как «освоение знаний о роли биологической науки в формировании современной» естественнонаучной картины мира". Соответственно целям Государственные стандарты определяют обязательный минимум содержания основных образовательных программ. В минимум содержания программ, по биологии основной школы включена задача по раскрытию «роли биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира», для средней школы — «роли биологических теорий, идей, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира» [189- 190]. Кроме того, только программы по биологии для основной и средней общеобразовательных школ в требования к уровню подготовки выпускников включают умение объяснять «роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей, и самого ученика" — «роль биологических теорий, идей, принципов, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира, научного мировоззренияединство живой и неживой природы, родство живых организмов, используя биологические теории, законы и правила» [143].

Такая постановка цели — на освоение знаний о роли, задач по раскрытию роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира, не ориентирует систему биологического образования на выполнение одного из основных требований Закона, на обеспечение формирования в сознании учащихся картины мира, адекватной современному уровню знаний и ступени обучения и, как следствие, не обозначает пути реализации этого требования. В «Концепции биологического образования в 12-летней школе» [81] о формировании целостной общенаучной картины мира можно лишь подразумевать в рамках «.овладения компонентами научных знаний и методологией научного познания, составляющими основу целостного миропонимания и научного мировоззрения учащихсяформирования научного миропонимания». Хотя в «Общей методике обучения биологии» Пономаревой И. Н., Соломина В. П., Сидельниковой Г. Д. эта цель Стандарта трактуется как «.формирование целостного представления о мире, основанного на усвоении учебного материала» [139. С.84]. В этом же источнике в связи с пониманием того, что, содержание школьного образования, в том числе биологического, предусматривает его соответствие уровню развития науки в данный исторический период, обуславливается новый подход к науке о* живом: Соответственно биологию рассматривают как необходимую область знаний в системе культуры, в развитии духовной жизни современного общества, формировании экологической культуры личности и построении научной картины мира [139. С.69]. Одной из основных целей и задач, которыми должна руководствоваться школьная< биология в период ориентации общества на демократизацию, гуманизацию, культуросообразность. и экологизацию называется: «формирование на базе знаний о живой природе научной картины мира» [139 С. 71, 74]. Целостная картина мира наряду с мировоззрением выделяется авторами как одна из сторон воспитания при обучении в курсе биологии начала 21 века [139. С. 149,150]'. Но и в этом случае о конкретных механизмах, путях формирования целостной картины мира в «Методике.» ничего не говорится, оговаривается лишь, что: «Значение теории биологической эволюции, для науки и культуры в-целом огромно, поскольку составляет основу для формирования НКМ <.> Поэтому новые знания об эволюции органического мира, ее1 закономерностях и значении должны найти отражение в общем биологическом образовании» [139. С. 66,67]. В «Теории и методике обучения> биологии» А. И. Никишова [125] рассматривается только формирование естественнонаучного мировоззрения и то лишь как составляющей части воспитательного процесса. Анализ учебников по биологии, изданных после выхода Закона «Об образовании» [26- 51- 57- 58- 59- 79- 104- 126- 128- 137- 138 и др.] показывает, что в них до сих пор не включены темы обобщающего характера, посвященные НКМ и ее эволюции, позволяющие выполнить одно* из требований Госстандарта: «.освоение знаний о роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира». Понятно, что содержание любого учебника по биологии, несущее в себе знание о природных процессах и явлениях, различных уровнях организации материи, многообразии взаимодействий природных объектов и систем, вносит свой вклад в формирование в сознании учащихся естественнонаучной и общей картины мира. Так обозначено и в Концепции естественнонаучного образования: «.приобретенные школьниками научные знания о природных процессах и явлениях, различных уровнях организации материи, многообразии взаимодействий природных объектов и систем формируют в сознании учащихся единую научную картину окружающего мира» [80]. Однако без соответствующего обобщения это вряд ли будет осознано учащимися. К тому же, без специальной разработки подходов и методов этого направления, процесс формирования картин мира не будет иметь целенаправленный характер, представлять собой объединяющее начало.

Видимо, нет заслуживающего внимания опыта работы учителей в этом направлении, о чем можно судить по отсутствию публикаций по данному вопросу в материалах журнала «Биология в школе».

Анализ диссертаций за последние пятнадцать лет показал, что имеются лишь отдельные попытки прикладного использования категорий «образ мира» и «картина мира» в педагогике [14- 85- 141- 151- 172- 174- 180- 203]. В методике обучения отдельных предметов вопрос о формировании научной, картины мира чаще всего затрагивается лишь косвенно в контекстах мировоззрения, миропонимания, синергетики, интеграции [66- 77- 196]. Конкретно ставит целью своего исследования формирование целостной естественнонаучной картины мира у младших школьников в процессе познавательной деятельности Л. И. Бурова [18]- геометрической составляющей естественнонаучной картины мира старшеклассников — Е. А. Ермак [53]- формирования личностной информационной картины мираИ.А. Кузибецкий [89].

Исходя из всего вышесказанного следует, что реализация поставленной в Законе цели по формированию картины мира, адекватной современному уровню знаний, находится в противоречии с неразработанностью этой проблемы в методике обучения биологии. Без специальной разработки подходов и методов решения этого противоречияпрогресс формирования картины мира не будет иметь уеленаправленный характер, представлять собой объединяющее начало.

Понять суть проблемы, найти правильный ход ее решения мешает имеющееся в философии и психологии неразличение феноменов «образ, мира» и «картина1 мира», неразработанность их методологического аппарата. Изначальное* синонимичное использование терминов «образ мира» и «картина мира» А. Н. Леонтьевым [93], введшем их в. психологию восприятия^ не совсем четко-обусловившим их различие, позволило, его последователям, особенно в прикладных областях знаний, таких как педагогика, отождествлять эти понятия, что не способствует ясному пониманию исследуемых ими вопросов [14- 85- 127- 141'- 151]. Внашей работе обосновывается четкое разграничение понятий «образ мира» и «картина мира».

Сложности реализации цели кроются в проблеме дифференциации и, интеграции знаний в самой науке. Согласно современному российскому философу B.C. Степину [163], эта проблема возникла в момент перехода к дисциплинарно организованной науке (вторая научная революция), когда механическая картина мира утрачивает статус общенаучной, в биологии, химии и других областях знания формируются специфические картины реальности, нередуцируемые к механической. Основоположники новейших направлений развития науки И. Пригожин и Э. Янг считают, что структура современной научной, картины мира носит как бы мозаичный характер, она состоит из автономных блоков — физика, космология, биология, геохимия и др., — которые, хотя и связаны между собой, но не выдержаны в духе единой универсальной эволюционной парадигмы [цит. по: 192]. «Современная научная картина мира не носит целостного характера, отображения реальности естественных наук не сливаются в единый образ с теми, которые дают общественные науки» [78. С. ЗО]. «Рациональное построение мира основывается на знаниях, получаемых, в основном, точными науками. В’силу бесконечности явлений и самого процесса познания, и, скорее отсутствия, нежели наличия знаний о большинстве жизненных процессов, такая* картина мира — фрагментарна» [75. С. 107].

Дисциплинарное теоретическое знание представляет лишь фрагмент более широкого массива научных знаний, оно призвано донести достижения науки широким массам через образование и сформировать у них соответствующую научную картину мира. Однако если, в науке нет единого представления о мире, его не может быть и в образовании, перенявшем дисциплинарный подход в целях обучения. При значимости влияния на индивида научной картины мира, проистекающего из длительности и степени воздействия, она оказывает расчленяющее воздействие и на социально-личную картину мира. Таким образом, картины мира, формирующиеся школьным образованием в различных областях знаний, по-прежнему не сводящиеся к единому целому, не соответствуют современным представлениям о мире.

Одним из методологических ориентиров развития вариативного образования является переход от учебного предметоцентризма к образовательным областям, что стимулирует появление интегрированных учебных курсов, обеспечивающих приобщение школьников к целостной картине мира [6]. Однако широко проведенный эксперимент по введению интегрированных учебников по естествознанию в 5−7 классах не получил необходимого признания [58- 59]. Интегрированные курсы естествознания, используемые в основном в старших классах гуманитарного профиля и призванные обеспечить приобщение школьников к целостной картине мира, в корне не решают противоречия — между дисциплинарной системой образования и стремлением сформировать на разрозненной предметной базе целостную общенаучную картину мира. Тем не менее, решение проблемы необходимо искать: во-первых, в рамках дисциплинарной системы образования, так как формирующаяся современная общенаучная картина мира основана не на стремлении к унификации всех областей знания и их редукции к онтологическим принципам какой-либо одной науки, а на" единстве в многообразии различных дисциплинарных ученийво-вторых, на основе целостного образа мира, так как система представлений человека о мире, других людях, себе и своей деятельности не складывается из образов отдельных явлений и предметов, а с самого начала развивается и функционирует как некоторое целое.

Исполнение закона «Об образовании» и установок педагогики развития в области формирования целостной общенаучной картины мира, адекватной < современному уровню знаний-и ступени обучения — вполне реальная задача, при внесении корректив в содержание школьного образования, которые позволили бы усилить мировоззренческую направленность всех предметов и привести их в соответствие с современными представлениями о мире. Отечественные теоретики философии науки B.C. Степин, Л. А. Микешина признают, что ведущая роль в. образовании по формированию мировоззренческой позиции и передовых идей давно перешла к биологическим наукам и наукам о земле. Еще в исторический период сохраняющихся общих познавательных установок классической науки в биологии и геологии возникли идеалы эволюционного объяснения.

Биологическая научная картина мира почти на сто лет раньше, чем физическая картина включила в себя* элементы представлений о мире (биосфера, как кибернетическая системаЗемля как система взаимодействия геологических, биологических и техногенных процессов), которые становятся актуальными на современном этапе развития цивилизации. Идеи эволюции (представления об уникальных развивающихся объектах) и историзма (представления об исторически развивающихся системах), утвердившиеся в биологии в конце XIX — начале XX вв. предвосхитили идеи глобального универсального эволюционизма, универсальной истории XXI века (физика вступила на этот путь только в последние десятилетия). И эти представления не оставались статическими — они развивались и к настоящему времени они являются* передовой, полноценнойчастью1 формирующейся современной общенаучной картины мира. Роль биологии возросла и в связи с ее гуманизацией. На современном этапе развития в направлении решения вопроса о соотношении биологическогои социального, живого и неживого биология ближе всех подошла к отражению мира в виде целостной системы знаний о неживой природе, живой природе и мире социальных отношений. Школьный курс «Биология» имеет большой потенциал по формированию у учащихся экологической картины" мира, I наиболее близкой к общенаучной картине мира, но не разработаны методические условия по его реализации.

Отсюда следует, что предмет «Биология» в школьной системе образования, дающий подрастающему поколению возможность познать основы биологических научных знаний, ведущая роль которых в формировании современных мировоззренческих взглядов в науке неоспорима, должен исполнить свою консолидирующую роль. Средствами биологии вполне можно сформировать у школьников экологическую картину мира, изначально обладающую целостностью, и тем самым внести основополагающий вклад в формирование у них современной, целостной общенаучной картины мира.

Важность формирования в сознании школьников экологической картины мира и неразработанность этой проблемы в методике обучения биологии обусловили выбор темы нашего исследования «Формирование экологической картины мира у школьников на полевом практикуме по биологии».

Объект исследования: обучение учащихся биологии в общеобразовательных школах и во внешкольных учреждениях дополнительного образования.

Предмет исследования: формирование у школьников экологической картины мира и целостности социально-личного представления о мире при проведении полевого практикума на базе знаний курса биологии.

Цель исследования: определение методических условий способствующих повышению результативности формирования у школьников экологической картины мира и целостности социально-личного представления о мире в процессе проведения полевого практикума на базе курса биологии.

Задачи исследования:

1. Раскрыть терминологическую сущность понятий «образ мира» и «картина мира», их соподчиненность, классификацию, эволюциюобосновать возможности формирования картины мира, соответствующей современному уровню знаний, в биологическом образовании.

2. Выявить взаимосвязь формирования экологической картины мира с биологическим образованием, осуществить поиск методических условий, направленных на повышение результативности формирования у школьников общенаучной картины мира.

3. Выяснить результативность использования экологического принципа в формировании у школьников экологической картины мира при проведении полевого практикума по биологии.

4. Определить педагогические условия, влияющие на целостность социально-личной картины мира школьников, выяснить возможности ее сохранения или восстановления.

Гипотеза исследования. Использование методических условий, ведущая роль в которых принадлежит экологическому принципу, при проведении полевого практикума на базе изучения курса биологии значительно повысит результативность формирования у школьников экологической картины мира, восстановит у них целостность социально-личного представления о мире.

Методологичскне основы исследования. Методологической базой исследования служили: системная онтология и принципы систематизации знаний в научных картинах мира (С.Т. Мелюхин, B.C. Степин) — личностноориентированный подход к целостному развитию когнитивной и эмоционально-ценностной сферы учащихся (JI.C. Выготский, C.JI. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин, В. А. Ядов, А. Адлер, М. Мид, Я. Морено Я., Ж. Пиаже, К. Г. Юнг, Э. Фромм и др.) — теория содержания общего" среднего образования и системный подход к формированию знаний учащихся (Л.Я. Зорина, И. Я. Лернер, В. В. Краевский, И.И. Логвинов). Существенно важным методологическим принципом явился герменевтический подход, так как познание феноменов образа мира и картины мира требует искусства постижения смыслов и значений, выраженных в текстах, а также диалектический подход к анализу формирующих начал образа мира и картин мира, позволяющий выявить их внутреннее единство и противоположности, динамический характер эволюции различных картин мира.

Методы исследования. В исследовании использовались: теоретический анализ философской, психолого-педагогическойметодической и учебной литературы по проблеме исследованияорганизация и проведение экспериментаанкетированиеметодика изучения категориальных структур мировосприятия школьниковконтент-анализ полученной информацииметоды математической статистики экспериментальных данных с использованием стандартных пакетов программ Statistica 5- Exel-7,0 для IBM PC.

Исследование проводилось в течение трех лет и включало три этапа.

На первом этапе (2005;2006 гг.) проведен анализ литературы по проблеме исследованияопределена актуальность темы диссертациисформулированы цель, задачи и гипотеза исследованияразработана стратегия педагогического эксперимента и начата его организация.

На втором этапе (2006;2007 гг.) определена роль образа мира в становлении картины мираизучено влияние коэволюции научной картины мира и образования на целостность представления о миревыявлена взаимосвязь экологической картины мира и биологического образованияобоснована роль экологического методико-дидактического принципа в формировании экологической картины мира учащихся. Продолжена экспериментальная работа.

Hat третьем, этапе (2007;2008 гг.) проведен анализ и обобщение данных, полученных в экспериментеподведены итоги, сделаны выводы по проведенному исследованию, осуществлена работа по оформлению диссертации.

Экспериментальная база исследования: Эксперимент проводился на базе Московского полевого учебного Центра «Экосистема» с учащимися МОУ № 15, 34, 45, 55, 57, 91, 109- 228, 444, 654, 702, 827, 1018, 1067, 1200, 1210, 1216, 1277, 1294, 1500, 1508, 1522, 1537, 1554, 1561, 1567, 1572, 1874, «Школа Сотрудничества», «Эрудит-2», «Пироговская, гимназия» г. Москвы, практикующими краткосрочные сезонные выезды на полевые практикумы в это специализированное учреждение. Контрольные срезы осуществлялись у учащихся этих же школ до посещения ими Центра «Экосистема». Проведено анкетирование 1030 учащихся в возрасте 11−16 лет, из них 550'анкетированы дважды (на разных этапах освоения программ «Центра»).

Научная новизна работы заключается в обосновании методических условий формирования экологической картины мира" и целостности социально-личного представления о мире на базе изучения курса биологии.

Теоретическая значимость состоит в уточнении терминологического аппарата и разведении понятий «образ мира» и «картина мира" — раскрытии консолидирующей роли курса биологии в формировании у школьников общенаучной картины мираобосновании взаимосвязи биологического образования и экологической картины мираактуализации экологического принципа обучения как методико-дидактического.

Практическая значимость исследования состоит: в разработке методических условий повышения результативности формирования у учащихся экологической картины мира на базе курса биологиив адаптации методики изучения категориальных структур мировосприятия школьников к условиям различных образовательных системматериалы исследования могут быть использованы учителями общеобразовательных школ и' преподавателями дополнительного образования в работе по формированию «у школьников экологической картины мира и современной общенаучной картины мирараспространении опыта работы экспериментальной образовательной структуры, имеющей высокую результативность в плане формирования экологической картины» мира, в регионы.

Положения, выносимые на защиту.

1. Биологическое образование имеет диалектическую1 связь с экологической картиной мира, наиболее близкой к современной общенаучной картине мира и, как следствие, возможность ее формирования у учащихся.

2. Методические условия, эффективно повышающие результативность формирования у учащихся экологической картины мира на базе курса биологии, представляют совокупность основ научных знаний, способов деятельности, эмоционально-ценностного отношения к миру, реализуемой при ведущей роли экологического принципа.

3. Применение экологического принципа, обеспечивающее подачу биологических знаний в мировоззренческом аспекте обеспечивает формирование у учащихся общей экологической картины мира и ее фундаментальных уровней, близких к общенаучной картине мира.

4. Одним из механизмов’ограничения развития негативного процесса дифференциации мировосприятия школьников, существенно влияющего на целостность их социально-личной картины мира, в рамках предметной школьной системы является использование экологического принципа в подаче знаний. Его применение нормализует процесс конкретизации мировосприятия школьников, что сохраняет или, в некоторых случаях, восстанавливает целостность социально-личной картины мира.

Апробация и внедрение результатов исследования. Промежуточные и окончательные результаты исследования были доложены: на научной сессии по итогам научно-исследовательской работы МПГУ (2006; 2007; is ¦ -.¦

2008). на региональной научно-практической конференции? «Пути совершенствованияподготовки, научно-педагогических кадров по естественнонаучным дисциплинам в современных условиях», г. Чебоксары. 21 апреля 2006 г.- на XII международной конференции по экологическому образованию «Устойчивый мир: на пути к экологически безопасному гражданскому обществу» — Россия, Москва. 28−30″ июня 2006 г.- на. 1-ой Международной научно-практической конференции по* методике преподавания^ биологии «Инновационные технологии в-, биологическом* и экологическом^ образовании в школе и в ВУЗе» — Россия, Москва. 10−12 ноября 2008 г. — материалы и тезисы трех конференций опубликованы.

По результатам исследования опубликованы 4 статьи и 3 методических пособия. Пособия используются в учреждениях дополнительного образования.

Статьи, опубликованные в изданиях, реферируемых ВАК:

1. Глушенков О. В. Формирование современной картины мира средствами биологии // Вестник Тамбовского государственного университета. Сер: Гуманитарные науки: — Тамбов, 2008; Вып. 11(67). — С. 142−147 (0,5 п.л.).

Опубликованные методические пособия:

2. Глушенков OiBКнига для чтения по природоведению: природа Чувашии. — Чебоксары, ИПК «Чувашия», 2006; — 96 с. (6 п.л.).

3- Глушенков О. В: Методические рекомендации по постановке исследовательских работ школьников. в полевых условиях (на примере изучения лесных экосистем) // Исследовательская работа школьниковМ., 2006. № 3(17). — С. 50−57 (1,05 п.л.).

4. Глушенков О. В., Глушенкова Н. А. Постановка исследовательских работ школьников в полевых условиях (на примере ботанических объектов). -Чебоксары, ИП Кувшинская В: Г., 2008. — 64 с. (4 п.л.).

Статьи, опубликованные в других изданиях:

5. Глушенков О. В. Соотношение категорий «образ мира» и «картина мира» в философии и психологии // Современные гуманитарные исследования. — М., 2007. № 3(16). — С.43−48<0,3 п.л.).

6. Глушенков О. В. Начальные этапы эволюции образа мира в онтогенезе // Вопросы гуманитарных наук. -М., 2007. № 4(31). — С. 39−37 (0,5 п.л.).

7. Глушенков О. В. Дифференциация знания и проблема целостности представлений о мире школьников: причины и возможности решения // Педагогические науки. — М., 2008. № 4. — С. 64−71 (0,5 п.л.).

Тезисы и материалы конференций:

8. Глушенков О. В. Интеграционное значение экологического принципа для естественнонаучных дисциплин // Пути совершенствования подготовки научно-педагогических кадров по естественнонаучным дисциплинам в современных условиях: Материалы региональной научно-практической конференции, посвященной 75-летию биолого-химического факультета Чувашского государственного университета имени И .Я. Яковлева, 21 апреля 2006 г.- Чебоксары, 2006. — С.64−68.(0,15 п.л.).

9. Глушенков О. В. Возможности потенциала регионального экологического образования для устойчивого развития в современной ситуации // «Устойчивый мир: на пути к экологически безопасному гражданскому обществу»: тезисы докладов XII Международной конференции по экологическому образованию — Владимир, 2006. — С. 35−37(0,1 п.л.).

Ю.Глушенков О. В. Экологическая картина мира как высшая форма интеграции в биологическом образовании // Инновационные процессы в биологическом и экологическом образовании в школе и в ВУЗе. Сборник материалов 1-ой Международной научно-практической конференции 10−12 ноября 2008 г., Москва. — М., 2008. — С. 64−69 (0,3 п.л.).

Начата организация образовательной структуры подобной экспериментальной в Республике Чувашия с предполагаемым охватом школьников трех республик Среднего Поволжья — Чувашии, Марий-эл, и Татарстанаведутся консультации по распространению опыта работы экспериментальной структуры в системе Станций юных натуралистов.

Структура и объем диссертации

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложений. Объем диссертации, составляет 172 страницы.

ВЫВОДЫ ПО II ГЛАВЕ.

Рёзультатьгпроведенного эксперимента показали:

1.В процессе обучения биологии в школе элементыэкологических знаний, подаваемые в онтологическом аспекте, приводят к формированию общей ЭКМ и близких к ней фундаментальных социологической и биологической ЭКМ в зависимости от возраста у 27−36% школьников. При этом их. число не увеличивается по мере освоения новых предметов из курса биологиигна основе базисных школьных программ*. •.

2.Методические условиякогдав рамках полевого? • практикума в: соответствии с ЭП, на первый план были выведены методы научного познанияс освоением их через практическую деятельность, а собственно подача основ научного знания осуществлялась от' системы понятий — к ЭКМ частного знания, а затем — к ЭКМ фундаментального знания, при. активном использовании фактора эмоционально-ценностного отношения, кмиру, позволили сформировать общую ЭКМ? и ее фундаментальные уровни у 5785% школьников: Высокий: результат и четкая закономерность увеличения числа школьников, — со сформированнымиуровнями общейЭКМпо мере усвоения программы «Центра» обеспечены и возможностямисамого экологическогошринципа вшодаче знанийчв мировоззренческом аспекте^ что не только выводит представления, школьников: на более высокие уровни общности, но й переводит их в четкоеосознаваемое состояние;

3. Выявление сформированное&tradeэкологических представлений о мире на подсознании показало^ что уровни ЭКМ технологического направления и уровни социологической ЭКМ, характеризующей экологическую' культуру, сформированы* более чем у половины* современных школьников, как! в экспериментальной группе, так и в— контрольной. Такой результат мы связываем с тем, что кроме системы образования большое влияние вэтих случаях оказывают средства массовой информации. В случае естественнонаучнойЭКМ, выявлялась сформированность экологических закономерностей онтологического плана, в формировании которых участвует в основном система школьногообразования. Действие экологического принципа на формирование конкретных определений правил, законов значительно слабее его мировоззренческого влияниявследствие чего у большинства учащихся и в экспериментальной и в контрольной группах выявились низшие уровни естественнонаучной КМ.

4. Глубинной причиной деструктивного влияния образовательной среды-на целостность СЛКМ детей, является наложение на естественный процесс категоризации мировосприятия многопредметного подхода в подаче знаний в школьном образовании, что вызывает побочный негативный эффект дифференциации, как следствие, приводящий к разрушению целостности СЖМ.

5. Применениеэкологический принципа, направленного, в первую очередь, на формирование ЭКМ, нормализует и процесс конкретизации-мировосприятия, что сохраняет или восстанавливает целостность СЛКМ. В экспериментальной группе, за счет уменьшения процесса дифференциации, младших школьников (11−12 лет), сохраняющих в процессе трансформации целостность СЛКМ, на 12,4% большев переходный период> (13−14 лет) процесс дифференциации практически полностью нивелируется и начинается процесс стабилизации мировосприятия на основе одной из категориальных структур, доводя долю школьников с ЦСЛКМ в 15−16 лет до 61,7%. Использование экологического принципа в подаче знаний можно считать одним из механизмов ограничения развития негативного процесса дифференциации мировосприятия, существенно влияющего на целостность СЛКМ, в рамках предметной школьной системы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

'.

В основе проведенного нами исследования было' определение методических/ условий, способствующих: становлению ' экологической картины мира и. целостности социально-личного представления^ учащихся;

Задачи исследования решены:: 1. Выяснено, чтообразмираилипредставлениемираявляется ядерным образованиемпоотношению к картине мира или представлению о мире. Опосредованная эволюция образа, мира в< онтогенезе: человека заключается в формировании4 и развитиина, его основе в процессе индивидуального взаимодействия. с реальностью. разноуровневых картин мира. Современной картиной мира следует считать целостную общенаучную картину мира. Проблема: ее формирования у учащихся заключается в преодолении мозаичности научной картины мира, вызываемой предметно-дисциплинарным: обучением в школе, чтоотражается и на целостности • социально-личной картиной мира, постоянноэволюционирующей по. мере расширения их контактов с различными слоями социума и влиянием социальных институтов. Показано, чтоопирающаяся на идею самоорганизации, на фундаментальные принципы глобального эволюционизма и историзма, экологическая картина мира, носящая синтетический междисциплинарный характер, наиболее значима для становления у школьников общенаучной картины мира. • ,.

2. Установлена диалектическая^ связь взаимодействия экологической? картины, мира" с, биологическим образованием. Определено, что1 повышению, результативности формированияу учащихсяэкологической картины*¦ мира на базе курса биологии способствует использование в совокупности равнозначных компонентов содержания образования (основы научных знаний, способы деятельности, эмоционально-ценностное отношение к миру), основную роль в единении которых, играет экологическиишринциш «j 3. Экспериментально доказано, что' использованиеэкологического учебного принципа в соответствующих методических условиях, осуществляет перевод интегративных, процессов-: — в. образовании с междисциплинарного на уровень формирования картин мира и позволяет встать участникам образовательного процесса над нередуцируемой друг к другу спецификой различных областей знания, привести к гармоничному целому учебное содержание в сознании школьника. Подача знаний, приобретенных в процессе предметно-дисциплинарного обучения', в общеобразовательной! школе-. в мировоззренческом аспекте в рамках полевого практикума обеспечила формирование у школьников общей экологической' картины мйраш? ее фундаментальных уровней-, сориентировала ! ихна ••'. восприятие целостной общенаучной картины мира. •.. :

4. Получёны доказательства действенности экологического принципа в ограниченииразвитиянегативного процесса дифференциациимировосприятия, существенно влияющего1 — на целостностьсоциально-личной ' картины мира в рамках предметной школьной системы. Направленный, в первую- 1 очередь,: на формирование экологической картины, мира,' он нормализует и процесс конкретизации мировосприятиячто сохраняет или, в некоторых случаях, восстанавливает целостность социально-личной картины, мира на базе любых категориальных-структур мировосприятия. V.

Гипотеза, сформулированная нами, в целом подтвердилась, —. цель исследования1 достигнута- • 1 :

Кроме того, в ходе исследования: обоснована актуализация экологического принципа обучениякак, методико-дидактического-, к условиям различных образовательных, систем адаптирована методика изучения, компонентов мировосприятияпосредством выявления смысловых единиц (категорий) информации, направленная на получение информации о социально-психологических компонентах сознания, образующих картину мира.

Выполненное исследование является завершенным этапом работы, но не исчерпывает полностью изучение возможностей формирования экологической картины мира и применения экологического принципа в образовании. Перспективными направлениями дальнейших исследований являются: проектирование содержания программ, учебников, учебных пособий на основе экологического принципа с включением материалов о роли биологической науки в формировании современной общенаучной картины мирапереориентирование учебного процесса преподавания биологии в общеобразовательной школе на использование экологического принципа в подаче знаний, на формирование экологической картины мира.

Показать весь текст

Список литературы

  1. И.Ю., Тарасов С. В. Картина мира современного школьника в контексте глобального образования // Гуманистический потенциал естественнонаучного образования: Сб. науч. трудов / Под. ред. И. Ю. Алексашиной. СПб.: СПбГУПМ, 1996. — С.129−150.
  2. С.В. Теоретические основы и методика экологической подготовки учителя в системе постдипломного образования. Автореф. дис.. докт. пед. наук. СПб., 1998. — 44 с.
  3. Г. М. Образ мира в структуре социального познания // Мир психологии. -2003. № 4. С.31−40.
  4. Е.Ю. Основы психологии субъективной семантики. М.: Наука: Смысл, 1999. — 399 с.
  5. А.Г. Психология XXI века и рождение вариативного образовательного пространства России // Вопросы психологии. — 1999. № 1.- С. 198−208
  6. Т.А. Теория и практика школьного экологического краеведения: Автореф. дис.. канд. пед. наук. -М., 1996. 35 с.
  7. О.Е., Кучер Е. Н. Современный когнитивный подход к категории «образ мира» (методологический аспект) // Вопросы философии. 2002. № 8. — С.52−69.
  8. О.Е., Кучер Е. Н. Образ мира: когнитивный подход. — М.: Альтекс, 2000. 107 с.
  9. Биологические экскурсии: Книга для учителя / И. В. Измайлов, В. Е. Михлин, Э. В. Шашков, Л. С. Шубкина. М.: Просвещение, 1983. — 167 с.
  10. А.С. Полевые практикумы: их место и роль в: образовании- школьников // Биология-в школе* -1999: № 3- 6.41−46.
  11. Дж. Психология познания. Mi: Прогресс, 1977. — 412 с.
  12. Л.М. Психика и реальность: единая теория психических процессов.-М.: Смысл- Per Se, 2000. 685 с.
  13. .М. Современная когнитивная психология. — М.: Изд-во МГУ, 1982. -336 с.
  14. .М. Образ мира как гетерархия систем отсчета // А. Н. Леонтьев и современная психология: Сб. ст. памяти А. Н. Леонтьева / Под общ. ред. А. В. Запорожца и др. М., 1983. — С. 155−162.
  15. В.И. Биосфера и ноосфера. М.: Айрис-Пресс: Рольф, 2002. -573 с.
  16. Н.Х. Местный элемент в обучении // Очерки об общем образовании ихистеме образования в России?/ Под ред. Б. Е. Райкова М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959. — С.129−163.
  17. В.П., Никишов А. И. Биология. Растения, бактерии, грибы и лишайники: Учеб. для уч-ся 6 кл. общеобраоват. учеб. заведений. М-: ВЛАДОС, 2002. — 248 с.
  18. О.Б. Метод проектов в экологическом воспитании, детейsмладшего школьного возраста: Автореф.' дисс.. канд. пед. наук. М., 2004.-22 с.
  19. И.А., Митина A.M. Проблема целей обучения в современной педагогике. М.: Изд. МГУ, 1989. — 67 с.
  20. И.П. Экологические проблемы в. прошлой, настоящей и будущей географии мира'/ Отв. ред A. JIJ Яншин М.: Наука, 1985. — 247 с.
  21. А.Я. Избранные педагогические труды / Под ред. Б. Е. Райкова. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1953.-208'с.I
  22. A.M. Что такое современная экология? // Биология в «школе -1997. № 5 С.10−17.
  23. С.Н. Эколого-педагогическое наследие В.И. Вернадского. // География и экология в школе XXI века. 2004. № 1 — С. 17−24.1 j
  24. В.Е. Родиноведение и учитель. Опыт постановки проблемы учителя. Чита — Владивосток, 1923. — 272 с.
  25. Глушенков О. В. Пути воспитания в процессе экологического образования
  26. Труды института научно-исследовательских инициатив по экологии иtохране природы. Сер. Экологическое образование и воспитание. Вып.2. Материалы! Республиканской конференции по экологическому образованию. Чебоксары, 1996. — С.77−79.•if. ¦ ¦ w ,.
  27. О.В. Экскурсии в экосистемы открытых пространств.' Постановка практических работ во время экскурсий // Экологический- ве<�лникЛувтск6шВеспубщ^ 20 001№ 21'.--е-76г86-Г''''.^
  28. Готт B-G.-, €ёменюк.Э-П^, Урсул А. Д. О- единстве’на^ю^
  29. Знание, 1977.-62 с. /'. — .'.' '•. /V ' ¦,/:.'-''•'-¦,' ': — • .<
  30. Грачева В. И: Педагогические условия- формирования ' .экологических-убеждений как компонента научного мировоззрения учащихся: Автореф.. дис- --. канд. пед'. наук.-—М-, 20 011 20 с., , —
  31. Е.В. Неформальное экологическое образование учащихся и пути его реализации на региональном уровне: Автореф. дис.. канд. пед. наук. -М-, 2000. 21: с. /: ' - ,
  32. П.В. Проблемы реализации регионального компонента в школьномэкологическомобразовании:.Автореф: дис.. канд- пед- наук. -Таганрог, 1999. 20 с. — - ' ''
  33. М.С. Культурно-историческая психология: от. классической к постнеклассической картине/мира // Вопросы психологии! 2003. № 1.1. G.99−115. '¦
  34. Данил енко И.А. Методика- изучения регионального. компонента содержания-курса биологии' (раздел „Растения“): Автореф.1 дис.'.••канд., пед. наук. СПб., 2003. — 19 с. ' i
  35. Т.В. Категория „образ мира“ в современном: философском дискурсе // http: // ко 11 egiyа.iatp.org.ua, или http://litopvs.berdvansk:net / 06/02/2007. 434 kb. 1 .
  36. Де Соссюр Ф. Курс общей лингвистики. Труды по языкознанию. М.: „Прогресс“, 1977. — 695 с.
  37. И.И. Метод проектов: в' контексте личностно-ориентированного образования: Автореф. дис. канд. пед. наук. — Ростов-на-Дону,'2004,
  38. С. V — .• •.. •.¦¦ ' -, ¦¦ .'V. ¦.
  39. Г. Драгомилов А. Г., Маш Р. Д. Биология: Человек: Учебник для учащихся 8 класса^ общеобразовательных учреждений. М. Вентана-Граф, 2001. -224 с. —, .-.¦¦'¦¦ •. :• ¦'- '¦"'
  40. П.И., Яценко Л. В. Что такое общая картина мира // Вестник Московского университета. Сер.7. Философия. 1984. № 6. — С.15−19:. .'. ~
  41. Е.А. Геометрическая составляющая естественнонаучной. картины мира старшеклассников: Автореф. дис.. докт. пед. наук. СПб., 2005, -38 с. '. ' - '
  42. О.Ю. Математическая статистика для, психологов: Учебник. 3-е изд."испр. — М: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2004.-336 с.
  43. Ермолаев С. Bl Проектная деятельность. социально-экологической' ' ' 1 1 'направленности как средство обеспечения условий для самореализациистаршеклассников. Автореф: дис.. канд. пед. наук. Нижний Новгород, 2001. — 19 с: ,
  44. Зорина Л .Я: Дидактические основы формирования системности, знанийстаршеклассников.-М.: Педагогика, 1978. 128 с. 64.3орина Л. Я- Дидактические аспекты естественнонаучного образования. -М: РАО- 1993- - 163 с.
  45. Зуев В: Ф. Педагогические труды / Под-ред. Б. Е. Райкова М.: Изд-во АПН РСФСР, 1956. — 189 с.
  46. В.П. Формирование природосообразного миропонимания ' старшеклассников (на, примере предметов химико-биологического цикла):
  47. Автореф: дис.. канд. пед. наук. — Ижевск, 2005. 23 с
  48. Иванов- П. В. Педагогические основы школьного краеведения. -Петрозаводск, 1966. 84 с.
  49. К.В., Михлин В. Е., Шашков Э. В., Шубина JI.C. Биологические экскурсии: книга для учителя. Ml: Просвещение, 1983. — 215 с.
  50. В.Р., Гуз К.Ж. Образовательная модель „Логика природы“: технология интеграции содержания естественнонаучного1 образования. -М.: Народное образование, Школьные технологии, 2003. — 237 с.
  51. М.С. Философская теория ценности. СПб.: ТОО ТК „Петрополис“, 1997.-205 с.
  52. Е.Г. Метод проектов’в трудовой школе. Л.: Изд-во Брогкауз-Ефрон, 1926.-88 с.
  53. Дж. Теория личности: Психология личностных конструктов. -СПб.: Речь, 2000.-248 с. 73 .Кобылянский В. А. Природа- и общество: специфика, единство, взаимодействие. Красноярск: Из-во Кр-ярского гос. ун-та, 1985. — 219 с.
  54. Е.А. Целостное постижение цельного мира // Региональная образовательная политика для устойчивого будущего: Тезисы докладов IX Международной конференции по экологическому образованию Тверь, Золотая буква, 2003. — С. 73−75.
  55. И.А. Педагогические проблемы интеграции в образовании // Проблемы интеграции в естественнонаучном образовании: Сб. статей -СПб.: СПбГУПМ, 1994.-c.5−8.
  56. Н.В. Исследование сформированности естественно-научного мировоззрения школьников (на материале пропедевтических курсов в 5−6 классах): Автореф. дис.. канд. пед. наук. Томск, 2003. — 23 с.
  57. У • из,. У • ¦' y: у-У,-. У: у:: '"У^-. У -» '.'¦¦'. ' ."¦ •'¦.¦' У'*' • v У'",':
  58. .Д. Методологические проблемы^ школьного биологического образования М., Просвещение, 1991. — 158 с.: •'¦-.¦¦.'¦.. • -, .
  59. Концепция образовательной области «Естествознание» в 12-летней школе. Проект. / Под., ред. Лунина В. В. и др. // Биология в школе 2000. № 2. —с.з-7. ' ' «У.У¦. ¦'
  60. Концепция биологического образования в 12-летней школе. Проект. / Под. ред. Пономаревой! И-Н., КалиновойГ.С.ш др. // Биология? в'"школе -2000. № 2.- (318−11.. У. ¦: ¦» .' • -
  61. Кричер Е. Э. Педагогические условия"развития этнической составляющей образа мира школьников (на примере немцев Алтайского края): Автореф. дис.. канд- пед- наук.— Барнаул, 2004'-21 с.. V <. .
  62. О.С. Технология проектного обучения // Завуч. -19 991 № 6.• с.90−94. ' ' ' •-. ¦ ~ ', У ,
  63. Л.Ф. Картина, мира и ее функции в .научном- познаний.' -Минск: Университетское- 1984s.-42 с... 'У У
  64. И.А. Формирование личностной информационной картины мира старшеклассников с применением компьютерных технологий -' образования: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Волгоград, 2003, — 28 с.
  65. Г. Левин Л. Э. Новые пути школьной работы (метод проектов). .- М:
  66. Работник просвещения, 1925. 89 с. ,
  67. Леонтьев-А.Н- Образ мира // Избранные психологические произведения: В 2-х томах. Т.2.- М'.: Педагогика, 1983. G.251−261.' -:¦: '^ '93-Лёонтьев-А.Н. Психология образа- // Вестник Московского университета.
  68. Сер: 14:"Психология". 1979?№ 2> (2.3−13- / УУУу94- Леонтьев А. НГ К психологии образа.- // • Вестник- Московского университета: Серг14 «Психология" — 1986.№ 3- - С.72−76. ' - Ч'.
  69. Леонтьев. Д- А. Психология смысла. Ml: Смысл, 1999: — 487 с:. -v .
  70. А.А. Языковое сознание и образ мира // Язык ш речевая деятельность в: общей и педагогической' психологии: Избр. псих. лрудьг:
  71. М:-Моск^ псих!-соф Ин-т, Воронеж: ИПОч<�М0ДЭК», 2001.- СЛ13−119! -97-ЛиндсейЩ, НормануД Переработка информации- у человека! Ml: Мир, 1974. — 550 с.. '•,. — • -'УУ V У--- г Л-'-'
  72. И.И. Наука? и учебный, предмет (некоторые вопросы учебного предмета). М.: Пед. общ-во, 1968 — 18 с. — ': > / ^
  73. К. Кантовская концепция a priori в-свете современной биологии // Эволюция. Язык. Познание. / Отв. ред. И.1~1-Меркулов. М.: Языки русской культуры- 2000.- С. 15−41.,
  74. К. Оборотная сторона зеркала. М: Республика, 1988. — 493 с.
  75. К. Эволюция, и априори // Вестник Московского- университета. Сер.7 «Философия».- 1994. № 5. С. 11−17. :
  76. К.К., Марков В. А. Интеграция наук: основные, тенденции и ориентиры//Проблемы интеграции" научногогзнания: Теор.-метод. аспект Рига: Зинатне, 1988. — 210 с
  77. В.М. Методически е особенности разработки национально-регионального компонента’Государственного образовательного-стандарта, по географии: Автореф. дис.. канд. пед. наук. -М.Д999: 23"с.
  78. С.Г., Захаров В. Б., Сонин Н. И. Биология. Общие закономерности: Учебник. 9 класс. / Под ред. Н. И. Сонина М.: Дрофа, 2000. — 288.с.v
  79. Н.В. Психология проектной деятельности школьников: Дис. .Iдокт. пед. наук. Брянск, 2000. — 385 с.
  80. А.А. Реализация идей синергетики" В(содержании биологического образования как условия успешности формирования? экологического мировоззрения старшеклассников."Автореф. дис.. канд. пед. наук. Тюмень, 2000, — 19 с.
  81. Методика геоботанического картографирования и профилирования / Сост. А. С. Боголюбов. -М.: Экосистема, 1996.-21 с. I
  82. Методика изучения перифитона и оценки сапробности водоемов / Сост. А. С. Боголюбов. М.: Экосистема, 1997. — 17 с.
  83. Методология биологии: новые идеи (синергетика, симеотика, коэволюция) / Под ред. О. Е. Баксанского, И. К. Лисеева. М.: Эдиториал-УРСС, 2001.-264 с.
  84. Методы исследований зообентоса и оценки экологического состояния водоемов / Сост. А. С. Боголюбов. М.: Экосистема, 1997. — 17 с:
  85. Методы лехиноиндикации загрязнений окружающей среды / Сост. А. С. Боголюбов. М.: Экосистема, 1997. — 25 с. ,
  86. Методы учетов численности птиц: маршрутные учеты / Сост. А. С. Боголюбов. -М.: Экосистема, 1996. 17 с.
  87. JI.A. Философия науки: современная эпистемология. Учебное пособие. -М.: Прогресс-Традиция, 2005. 464 с.
  88. В.Н., Ахлибининский Б.В, Храменко Н. И. Концепция современного естествознания: Учебное пособие // СПб.: ГААЦ, 1997. -248 с.
  89. В.Н., Хон Г.Н. Диалектика формирования современной научной картины мира // Л.: Из-во Лен-го ун-та, 1989.- 128с.
  90. С.В. Значение образа мира- в* контексте мотивационных потребностей сферы личности // Материалы XXXII научно-теоретической конференции. Сев. Кав. ГТУ, 2002, Ставрополь, 2003. — С.51−52.
  91. М.В. Философия и методы научного познания. СПб.: Наука, 1972.-239 с. .
  92. B.C. Шестилетний ребенок в школе: книга дляг учителей начальных классов М.: Просвещение, 1986. — 143 с.
  93. B.C. Детская психология: учебник для студентов пед. ин-тов. -2-е изд. М.: Апрель-Пресс, Эксмо-пресс, 1999. — 352 с.
  94. Т.В. Экологическая картина мира как форма интеграции экологического знания // Дисс.. канд. философ, наук. Пермь, 2005. -214 с.
  95. А.И. Теория и методика обучения биологии — М.: КолосС, 2007−304 с.
  96. А.И., Шарова И. Х. Биология. Животные: Учеб. для уч-ся 7 кл. общеобраоват. учеб. заведений. М.: ВЛАДОС, 2002. — 256 с.
  97. А.С. Исторически обусловленные модификации образа мира // «Развитие личности»:.- 2003. № 4. 0.51−68* .
  98. Общая? биология. Учебник для 10−1Г классов общеобразовательных учреждений. 6-е изд. / Под ред. Д. К. Беляева, Г. М. Дымшица. Mi Просвещение, 2007. — 287 е.129i Панов Е. Н: Знаки- символы, языки: М.: Знание, 1980. — 191с.
  99. Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педвузов. М.: АРКТИ, 2003-- 112 с. '
  100. А.А. Феномен античности и становление логоцентричной картины мира // Мир психологии. 2003. № 4. — С.55−65.
  101. Т.И. Педагогические- условия реализации регионального компонента содержания: экологического образования^ в начальной- школе: АвторефУдис.. канд. пед. наук. Уфа^ 2000: 22 с.
  102. В.В. Образ., мира и психологическое изучение: мышления // Вестник Московского университета: Сер. 14 «Психология». 1984. № 4- -С. 13−21.
  103. А.Н. Образ мира и вопросы сознательности: учения: современный контекст // «Вопросышсихологии». 2003: № 2: — С.122−132.
  104. По ловцов В. В: Избранные" педагогические труды. / Под ред. Б. Е. Райкова. Mi: Изд-во АПН РСФСР, 1957. — 1321с.136: Полянский И. И: Ботанические экскурсии. М.: Просвещение, 1968. -246 с.
  105. Пономарева И-Н., КорниловаЮ.А., Кумченко В: С. Биология:.Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники: Учебник для: 6 класса общеобразовательной школы / Под общ. ред. H. Hi Пономаревой. М.: Вентана-Граф, 2001. — 224 с.
  106. К. Теоретико-познавательнаяг позиция г эволюционной i теории- познания- // Вестник- Московского- университета: Gер.7 «Философия». —1994. № 5.-0.17−25.: ' - Л. • 'V/V
  107. В:С. Кумченко: 4-е изд.стереотип. — М-: Дрофа-, 200Г- 244 с. 144. Простейшая методика геоботанического, описания-- леса / Сост. А.С.
  108. Розин В! М. Методологические проблемы биологии* и возможные пути их решения" // Методология биологии: новые идеи (синергетика, симеотика, коэволюция). М., Эдиториал УРСС, 2001. -0.94−111:
  109. C.JT. Бытие и сознание. Человек и мир. СПб.: Питер 2003.-512 с. ' '
  110. , Н.С. Разработка и! организационно-педагогическиё условия реализации регионального компонента Государственного стандарта, краеведения: Автореф. дис.. канд. пед- наук. Ставрополь, 2002. — 23. с.
  111. Д.Д. О преподавании и современном значении* географии) //-, Семенов Д-.Д., Избранные педагогические сочинения / Под, ред. Б. Е. Райкова. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1953. — С. 227−239. — 1 S ^ • ,
  112. В. П. Структура и. функции образа мира в практическойдеятельности: Автореф. дис.. докт. пед. наук.-М., 2005-,-48 с, — ' '
  113. Симонова Л. П: Позитивные тенденции — развития! — регионального компонента в системе -школьного экологического образования //.
  114. Региональная образовательная политика для устойчивого будущего. Тверь, 2003.с. 19^—26:: ¦'-¦-/. ''v?-, ¦'J .153- Сивцева Л’А. Изучение* многообразия* - растительного?'•'/•мираг: экосистемный подход // Биология в школе. 1999. № 3.'~ С.24−27.' ' - •
  115. Л.А. Экосистемный подход при. изучении- многообразия растительного мира в школах Якутии: Дис.. канд. пед. наук. М.: 1999, ¦ - 159с. ¦... :.':. :' V": /'
  116. С.Д. Образ мира как предмет психологии познания^ // Категории, принципы и методы психологии. Психологические процессы: Тезисы научных сообщений советских психологов к VT Всесоюзному съезду общества психологов СССР.1 ЯЛ. Ml, 1983 -С.61. -
  117. С.Д. Понятие «образ-, мира» и его значение- для психологии познавательных процессов // А. Н. Леонтьев и современная психология: Сб. ст. памяти А. Н. Лёонтьева / Подобщ: ред.А. В. Запорожца.- М., 1983.с.149−155. ': •
  118. Смирнов С. Д1 Образ мира как исходный пункт и результат любого познавательного процесса // Психология образа: Проблема активности психологического отражения. М., 1985. С. 144−149.¦. • ' «„' '"'- •¦•.' ' ' ' ¦, ,. * у’Д.
  119. Смирнов- С. Д. Мир образов и! образ“ мира как парадигмы психологического мышления // Мир психологии. 2003. № 4. — С.18−31.161'. Содержание образования в двенадцатилетней. школе / Под- ред. А. Ф. Киселева. М., 2000. — 263 с. ¦¦
  120. Т.В. Множественность картин мира и мировоззрение: Автореф: дисс.канд. философ. наук.-Mi, 2005,.-16 с.: ,
  121. Степин BiC. Теоретическое, знание. М.: Прогресс-Традиция, 2000- -744 с.. ¦ ¦ ' '¦. :'. '"•
  122. B.C., Горохов В. Г., Розов М. А. Философия науки и техники : Учебное пособие для высших учебных заведений. Mi: Контакт-Альфа, 1995. 384 с. ' • ' 'лл»
  123. Суворова A. Hi Картина мира и проблема ее типологизации: — дис.. .. канд. философ, наук: — Самара, 1996. 192 с.
  124. В.В. Теоретические основы разработки-, и введения национально-регионального компонента Государственного стандарта общего среднего образования: Автореф. дис.. докт. пед. наук. — М., 1999.36 с. V
  125. В.Г. Фшософський «образ свггу» та нацюнальна самосвщом1сть // Феномен" украшськог культури: методолог1чнк засади осмысления. Киев, 1996. — С.219.
  126. А.С. Теория и практика реализации регионологического принципа, обучения (на примере авторских учебников по географии): Автореф. дис.. докт. пед. иаук. Казань, 1998. — 76 с
  127. Т.Ю. Концепция образа мира // http://svarkhipov.narod.ru / 05.06.2004.-42 kb
  128. С.В. Образ мира: Опыт изучения категориальных структур мировосприятия школьников. Научное издание. СПб., РАО, Ин-т образования взрослых, 1996. — 75 с.
  129. С.В. Категориальные структуры мировосприятия школьников? как предмет психолого-педагогических исследований. Автореф. дис.. канд. пед. наук. СПб., 1996: — 23 с.
  130. Теоретические основы содержания общего среднего образования / Под ред. В. В. Краевского, Л. Я. Лернера. М.: Педагогика, 1983. — 352 с.176: Теплов^ Д.Л., Титов Е. В Экскурсия в лес «Взаимоотношения организмов» // Биология в школе. 1998. № 6. — С.63−67.
  131. Д.Л., Титов Е.В* Экскурсия на водоем «Обитатели- береговой зоны» // Биология в школе. 1999. № 2. — С.62−65.
  132. Теплов Д. Л, Титов Е. В. Экскурсия «Растения луга» // Биология в школе. 2000. Ks4 — С.65−69.
  133. Д.Л., Титов Е. В. Экскурсия «Роль насекомых в экосистеме луга» // Биология в школе. 2001. № 2. — С.60−63.
  134. TepeMOBv А. В. Интегративные тенденции в, естественнонаучном и гуманитарном образовании школьников. — Автореф. дис.. докт. пед. наук. М. 2007:-47 с
  135. А.В. Интегративные тенденции в естественнонаучном и гуманитарном образовании школьников. М.: Прометей, 2007. — 208 с'.
  136. А.В., Петросова Р. А., Никишов А. И. Биология. Общие закономерности жизни: Учеб. для уч-ся* 9 кл. общеобразоват. учеб. заведений. М.: ВЛАДОС, 2004. — 280 с.
  137. Е.В., Теплов Д. Л. Экскурсия в природу «Почва и ее обитатели» // Биология в школе. 1998. № 3. — С.80−84.
  138. Е.В., Теплов Д. Л. Экскурсия на водоем «Жизнь в толще воды» // Биология в школе. 2000. № 2. — С.74−78.
  139. Усова/ А. В*, Даммер М. Д., Елагина B.C., Симонова М. Ж. Совершенствование системы естественнонаучного образования-в школе: цели, задачи исследования, поиск методов и средств их решения. -Челябинск, ИИУМЦ «Образование», 2002. 135 с.
  140. Учебно-исследовательская* деятельность школьников в природе (на*полевых экологических практикумах): Учебная программа1/ под. ред. А. С. Боголюбова -М: Экосистема, 2003. 14 с.
  141. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Часть И. Среднее (полное) общее образование./ Министерство образования Российской’Федерации. М. 2004. — 266 с:
  142. В.Н., Колтаков К. Г. Философия и методология науки: Курс лекций для магистров и аспирантов. Кн.1. Эволюция философии и методологии науки. Бийск: НИЦ им. В. М. Шукшина, 2002. — 330 с.
  143. Философия науки: Учебное пособие для вузов. 3-е изд., перераб. и доп. /Под. ред. С. А. Лебедева. -М.: Академический проспект, 2006. — 736 с.
  144. Философский словарь / Под. ред. И. Т. Фролова. М.: Политиздат, 1980.-444 с.
  145. М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. 2-е изд., перераб. и доп. — СПб: Питер, 2002. — 264 с.
  146. И.В. Методика проведения экологических экскурсий в' ¦"¦¦ ' '' •" ' - 153 ' v'¦ ,". Упроцессе обучения биологии. Дис.. канд. пед. наук. М.: 2000, — 221 с.
  147. М.А. Принцип историзма при формировании естественнонаучного мировоззрения на уроках физики. Дис.. канд. пед. наук. Томск, 1999. — 162 с.
  148. Н.М., Константинов В-М., Галушин В. М. Основы экологии. -Проб. учеб. для 9- кл. общеобразоват. учреждений. М: Просвещение, 1995.-240 с.
  149. Т.Н. Принципы и методы отбора содержания- общего образования: (на примере курса информатики): Автореф. дисс... канд. пед. наук. М., 1992. 18 с. .'.<.'.'" - ' ,
  150. В.А. Экологический принцип в изучении географии своей области ¦// География и экология в школе XXI века. 2004. № 1 — С.43−52.
  151. . М.П. Объять необъятное: Записки педагога. М.: Педагогика, 1986. — 176 с.
  152. В.А. Социологическое исследование: Методология, программа- методы. Самара, Самарский ун-т, 1995. — 334 с.
  153. В.А. Проектирование и моделирование образовательной среды. М.: Смысл, 1997. — 248 с.
  154. Ясман В-П. Образ мира личности: этническая картина мира (монография). Хабаровск: ДВГУПС, 2005.- 104 с. школа №класс
  155. АНКЕТА Вашианкетные данные: фамилия, имя
Заполнить форму текущей работой