Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Развитие компетентности учащихся в сфере познавательной деятельности на основе обобщения понятия величины в процессе обучения информатике в основной школе

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Апробация результатов исследования. Основные теоретические положения и результаты диссертационного исследования докладывались и обсуждались на заседаниях кафедры теории и методики обучения информатике ОмГПУ (Омск, 2002 — 2005 г. г.), на заседаниях кафедры информационных и коммуникационных технологий обучения и методических семинарах в филиале ОмГПУ в г. Таре (Тара, 2002 — 2006 г. г.). Апробация… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБОБЩЕНИЯ ПОНЯТИЯ ВЕЛИЧИНЫ В КУРСЕ ИНФОРМАТИКИ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧАЩИХСЯ В СФЕРЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
    • 1. 1. Методологические аспекты развития понятия величины в науке и школьном образовании
    • 1. 2. Психолого-педагогические предпосылки развития компетентности учащихся в сфере познавательной деятельности на основе обобщения понятий
    • 1. 3. Структурно-логическая модель развития компетентности учащихся в сфере познавательной деятельности на основе обобщения понятия величины в курсе информатики основной школы
  • ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ОБОБЩЕНИЯ ПОНЯТИЯ ВЕЛИЧИНЫ В КУРСЕ ИНФОРМАТИКИ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧАЩИХСЯ В СФЕРЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
    • 2. 1. Построение методической системы обобщения понятия величины в курсе информатики основной школы для развития познавательной компетенции учащихся
    • 2. 2. Методическое обеспечение процесса обобщения понятия величины в курсе информатики основной школы
    • 2. 3. Организация и результаты педагогического эксперимента

Развитие компетентности учащихся в сфере познавательной деятельности на основе обобщения понятия величины в процессе обучения информатике в основной школе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Глубокие структурные изменения, происходящие в современном обществе, предъявляют новые требования к уровню и характеру образования. Процесс модернизации школьного образования направлен не только на овладение учащимися системой знаний, но главным образом на вооружение их продуктивными способами, умениями приобретать, применять на практике, преобразовывать и вырабатывать самостоятельно новые научные знания в любой сфере деятельности. В связи с этим значительное внимание уделяется вопросам совершенствования структуры и содержания образования, а также методических подходов к повышению качества обучения.

Происходящие изменения нашли свое отражение в действующих нормативных документах Министерства образования и науки РФ (обязательный минимум содержания образования по информатике, 1998— 1999 гг. [125]- стандарт основного общего образования по информатике и информационным технологиям [139], стандарт среднего (полного) общего образования по информатике и информационным технологиям, 2004 г. [143]), в разработках лаборатории теории и методики обучения информатике ИОСО РАО (А.А.Кузнецов [83, 85], С. А. Бешенков [19], A.C. Лесневский [95], Е. А. Ракитина [125] и др.).

Ведущей тенденцией современной педагогической теории и практики является компетентностный подход, сущность которого отражена в работах JI. И. Берестовой [14], И. А. Зимней [61], O.E. Лебедева [90], В. В. Краевского [80], A.A. Кузнецова [83, 85], А. П. Тряпицыной [152], A.B. Хуторского [169] и др. В качестве основного образовательного результата авторы выделяют компетенции как «совокупность смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков и опыта деятельности ученика» [169, с. 15] и компетентность как «качество личности, проявляющееся в деятельности, основанной на знаниях и опыте» [178, с. 31].

Среди компетентностей ученика, формируемых в рамках школьного курса информатики А. А. Кузнецов [85], С. А. Бешенков [19, 85] и Е. А. Ракитина [85, 125] выделяют компетентность в сфере познавательной деятельности, важными составляющими которой являются: понимание сущности информационного подхода при исследовании объектов различной природызнание основных этапов системно-информационного анализавладение основными мыслительными операциями (анализ, синтез, сравнение, обобщение, формализация информации и др.) — сформированность определённого уровня системного, логического и алгоритмического стилей мышленияумение генерировать идеи и определять средства для их реализации. Приведённое описание компетентности школьника в сфере познавательной деятельности, которая должна быть сформирована в процессе обучения школьному курсу информатики, положено в основу нашего исследования.

Основой компетентностного подхода к пониманию целей обучения информатике в основной школе явилось «выделение общеобразовательных функций данной дисциплины, которые определяются спецификой её вклада в формирование основ научного мировоззрения, развитие мышления школьников и подготовку школьников к практической деятельности» [83, с. 10]. А. П. Ершов писал: «Информатика. закладывает в школьное образование опорный треугольник развития главных проявлений человеческого интеллекта: способность к обучению, способность к рассуждению, способность к действию» [56, с. 7]. Поэтому именно такая метадисциплина как информатика, «формирующая системно-информационный подход к анализу окружающего мира, изучающая информационные процессы, .стремительно развивающаяся и постоянно расширяющаяся область практической деятельности человека"[78, с. 10], способна создать все условия для формирования и развития ключевых (метапредметных) компетентностей.

Мыслительная деятельность учащихся всегда сообразуется с процессом формирования понятий, так как именно понятия отражают в мышлении определённые формы и отношения действительности. J1.C. Выготский отмечал, что «мышление всегда движется в пирамиде понятий» [34, с. 120].

Методологический, психологический и методический аспекты проблемы формирования понятий разрабатывали многие учёные. В исследованиях В. Г. Болтянского [24], Н. Я. Виленкина [29, 30], М. Б. Воловича [33], Я. И. Груденова [45], В. А. Далингера [49], М. Д. Даммер [50], О. Б. Епишевой [54,55], Ю. М. Колягина [75], Н. Б. Кузнецовой [86], Г. И. Саранцева [129], A.B. Усовой [157, 158, 159], А. Я. Хинчина [165] и др. отмечено, что в основной школе именно «понятие» является ведущей дидактической единицей обучения в предметах математического и естественнонаучного циклов, и «от качества их усвоения, в конечном итоге, зависит качество усвоения научных знаний и научных теорий» [159, с. 142].

Различным аспектам формирования мыслительных умений и навыков работы учащихся с понятиями посвящены исследования психологов Дж. Брунера [26], Л. С. Выготского [34, 35, 36], П. Я. Гальперина [37],.

B.В. Давыдова [47, 48], E.H. Кабановой-Меллер [69], А. Н. Леонтьева [93], И. Я. Лернера [94], H.A. Менчинской [103, 104], Ж. Пиаже [117],.

C.Л. Рубинштейна [128] Н. Ф. Талызиной [147, 148] и др., в которых определено, что понятия являются базисными единицами в системе научных знаний. Вопросы организации учебно-познавательной деятельности при работе с понятиями освещены в исследованиях В. П. Беспалько [16], П. Я. Гальперина [37], E.H. Кабановой-Меллер [68], П. И. Пидкасистого [118], Н. Ф. Талызиной [147, 148] и др.

К числу основных понятий, содержание которых расширяется в процессе изучения естественнонаучных и математических дисциплин, относится понятие «величина». Важность данного понятия обусловлена тем, что оно изучается на различных этапах обучения в школе, в различных школьных дисциплинах (информатика, математика, физика, химия и др.).

Основные результаты в области разработки структуры и содержания образования школьного курса информатики, отраженные в работах С. А. Бешенкова [17, 19], А. А. Кузнецова [83, 84, 85], М. П. Лапчика [88], B.C. Леднева [92], Н. И. Пака [111], Е. А. Ракитиной [125], И. Г. Семакина [131, 132], Е. К. Хеннера [164] и др. указывают на важность формирования базовых понятий информатики, одним из которых является понятие величины. Вместе с тем анализ существующей учебно-методической литературы [13, 18, 38, 39, 41, 57, 64, 67, 84, 87, 88, 97, 98, 99, 109, 132, 134, 135, 153, 156, 176] показал, что понятие величины в школе вводится и изучается без надлежащего теоретического обоснования и во многих случаях основывается на интуитивных представлениях. Результаты педагогического эксперимента позволяют говорить о том, что теоретические знания учащиеся не умеют использовать на практике.

Учитывая, что методы информатики позволяют классифицировать и структурировать представления школьников о величинах, а также эффективно организовывать их познавательную деятельность, решение указанной проблемы, особенно актуальной для учащихся, имеющих представление о понятии величины, видится в обобщении понятия величины в курсе информатики основной школы. В связи с этим в рамках курса информатики основной школы обобщение понятия величины может стать содержательной основой, которая приведёт учащихся к овладению новым качеством знаний, выраженном в развитии ключевых компетентностей школьников, одной из которых является компетентность в сфере познавательной деятельности.

В настоящий момент идёт активный процесс развития содержания школьной информатики с точки зрения формирования понятийных границ базового курса, что уже отражено в ряде учебников и учебных пособий (А.Г. Гейн [38, 39], Н. В. Макарова [97, 98, 99], И. Г. Семакин [131, 132, 133, 134], Е. К. Хеннер [134, 164], Ю. А. Шафрин [176] и др.). Однако с позиции методических подходов задача не решается должным образом из-за отсутствия научных разработок.

Таким образом, актуальность исследования определяется тем, что: сформулированная на методологическом уровне задача развития компетентности учащихся в сфере познавательной деятельности не нашла отражения в практических исследованиях по совершенствованию процесса обучения информатике в школесуществующие методики формирования понятия величины не реализуют в практике образовательного процесса деятельностную составляющую, позволяющую усиливать практическую направленность учебных задач по курсу информатики.

Проблема исследования заключается в разрешении противоречий между: необходимостью овладения учащимися приёмами использования теоретических знаний при решении учебных задач и неудовлетворительным качеством усвоения учащимися фундаментальных естественнонаучных понятий, в частности понятия «величина», проявляющегося в неумении применять полученные знания на практикепотребностью в развитии компетентности учащихся в сфере познавательной деятельности при изучении курса информатики основной школы и недостаточной разработанностью научно-методического обеспечения её развития.

Объектом исследования является процесс обучения информатике в основной школе.

Предмет исследования — развитие компетентности учащихся в сфере познавательной деятельности посредством обобщения понятия величины в курсе информатики основной школы.

Цель исследования состоит в повышении уровня компетентности учащихся в сфере познавательной деятельности посредством актуализации мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения и др.), а также развитии системно-аналитического, логического и алгоритмического мышления учащихся как основы развития деятельностной составляющей процесса обобщения понятия величины в школьном курсе информатики.

В соответствии с проблемой исследования выдвинута гипотеза исследования: развитие компетентности учащихся в сфере познавательной деятельности при изучении курса информатики основной школы будет более эффективным, если:

— выделить обобщение понятия величины в качестве содержательно-понятийной и деятельностной основы развития компетентности в сфере познавательной деятельности;

— методику обучения информатике в основной школе строить с учётом общеобразовательного потенциала обобщения понятия величины как средства для активизации мышления учащихся, перехода на более высокий уровень владения мыслительными операциями (анализа, синтеза, абстрагирования и др.);

— использовать в процессе обучения задачи разных уровней сложности в соответствии с уровнями познавательной деятельности, формирующие опыт познавательной деятельности учащихся через последовательное овладение приёмом обобщения;

— процесс обобщения знаний о понятии «величина» направить на освоение способов интеллектуальной и практической деятельности, основанных на современных научных методах (формализация, моделирование, алгоритмизация и др.), характеризующихся включением исследовательских действий и позволяющих решать учебные и практические задачи.

Цель и гипотеза исследования определили следующие задачи исследования:

1. На основе анализа психолого-педагогической и методической литературы выделить содержательно-понятийный и деятельностный аспекты компетентности учащихся в сфере познавательной деятельности.

2. Определить исходные методологические, теоретико-методические основы и перспективные направления совершенствования методики обобщения понятия величины в школьном курсе информатики, способствующие развитию мыслительных операций учащихся и овладению ими способами интеллектуальной и практической деятельности.

3. Разработать структурно-логическую модель развития компетентности учащихся в сфере познавательной деятельности на основе обобщения понятия величины в курсе информатики основной школы.

4. Разработать комплекс задач, ориентированный на обобщение понятия величины в курсе информатики основной школы, обладающий потенциальными возможностями для осуществления познавательной деятельности учащихся на более высоком уровне.

5. Разработать и экспериментально проверить эффективность методики обобщения понятия величины в курсе информатики основной школы, направленной на развитие компетенции учащихся в сфере познавательной деятельности.

Методологической основой исследования являются деятельностный подход к обучению (Л.П. Гурьева, О. Б. Епишева, Т. В. Корнилова, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, O.K. Тихомиров и др.) — личностно-ориентированный подход (Н.И. Алексеев, B.C. Леднев, В. В. Сериков, И. С. Якиманская и др.) — компетентностный подход в образовании (Л.И. Берестова, С. А. Бешенков, И. А. Зимняя, A.A. Кузнецов, O.E. Лебедев, Е. А. Ракитина, А. П. Тряпицына A.B. Хуторской и др.).

Теоретической основой исследования выступают:

— теория проектирования содержания образования (В.И. Загвязинский, В. В. Краевский, И. Я. Лернер, М. Н. Скаткин, А. П. Тряпицына, A.B. Хуторской и др.);

— дидактические принципы организации учебно-познавательной деятельности обучаемых (Ю.К. Бабанский, В. П. Беспалько, И. Я. Лернер, М. И. Махмутов и др.);

— теория поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гальперин, E.H. Кабанова-Меллер, Н. Ф. Талызина и др.);

— теория развивающего обучения (J1.C. Выготский, В. В. Давыдов, Д. Б. Эльконин и др.);

— теория и практика обучения информатике в школе (С.А. Бешенков, А. П. Ершов, A.A. Кузнецов, М. П. Лапчик, Н. И. Пак, И. Г. Семакин, Е. К. Хеннер и др.);

Выбор комплекса методов исследования определялся поставленными целями и задачами: теоретико-методологический анализ философской, психолого-педагогической, методической и учебной литературы по проблеме исследованияанализ программ, учебных пособий, задачников и методических материалов по школьной информатикеизучение и обобщение опыта преподавания информатики в средних учебных заведенияхэмпирические методы (наблюдение, опрос, анкетирование), педагогический эксперимент, тестированиеанализ опыта работы учителей по формированию и обобщению понятий в школеэкспериментальная проверка основных положений диссертационного исследования, применение разработанных учебно-методических материалов в учебном процессестатистическая обработка результатов педагогического эксперимента.

Научная новизна исследования: впервые для разрешения проблемы развития компетентности учащихся в сфере познавательной деятельности использовано обобщение понятия величины как средство активизации мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение и др.), развития системно-аналитического, логического и алгоритмического мышления учащихся, обеспечивающих актуализацию деятельностной составляющей теоретических знаний учащихся в области информатики.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что выявлены и обоснованы педагогические условия, способствующие развитию компетентности учащихся в сфере познавательной деятельности в процессе обобщения понятий.

Практическая значимость диссертационного исследования заключается в том, что диссертация содержит рекомендации по внедрению в учебный процесс методической системы, обобщающей в курсе информатики 7−9 классов понятие величины и направленной на развитие познавательной компетентности учащихсяразработан и внедрен комплекс учебных заданий, структура которых обеспечивает обобщение понятия величины в курсе информатики основной школыпредложены и апробированы средства диагностики сформированности у учащихся компетентности в сфере познавательной деятельности.

Материалы исследования могут быть использованы в практике работы учителей информатики в школе, в высших учебных заведениях для организации семинара или спецкурса по проблеме формирования и обобщения понятия величины в курсе информатики, на курсах повышения квалификации учителей.

Достоверность и обоснованность результатов и выводов проведённого исследования обеспечиваются научной обоснованностью исходных теоретических положенийиспользованием методов, адекватных целям и задачам исследованияа также подтверждаются совпадением выводов теоретического анализа проблемы исследования с результатами педагогического эксперимента и статистической обработки данных.

Организация исследования. Исследование по данной теме проводилось в несколько этапов с 2000 г. по 2006 г.

На первом этапе (2000 — 2001 гг.) было проведено изучение и анализ философской, психолого-педагогической литературы по теме исследования, анализ школьной практики формирования понятия величины, был проведён констатирующий эксперимент, в ходе которого была установлена необходимость развития компетенции учащихся в сфере познавательной деятельности на основе обобщения понятия величины в курсе информатики.

На втором этапе (2001 — 2002 гг.) был разработан экспериментальный учебный материал по обобщению понятия величины в курсе информатики основной школы, направленный на развитие учебно-познавательной компетентности учащихся, проводился поисковый эксперимент, была выдвинута гипотеза исследования.

На третьем этапе (2002 — 2006 гг.) осуществлялась экспериментальная проверка теоретических положений диссертационного исследования, был проведён обучающий эксперимент, в ходе которого разработанная методика была внедрена в практику обучения информатике в школе, результаты эксперимента были обобщены и систематизированы, сделаны выводы.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Процесс обобщения понятия величины, актуализирующий умственное развитие учащихся, а также развитие способов деятельности учащихся при работе с понятием «величина» целесообразно использовать в качестве деятельностной и содержательно-понятийной основы развития компетентности учащихся в сфере познавательной деятельности.

2. Основу структурно-логической модели развития компетентности учащихся в сфере познавательной деятельности через обобщение понятия величины в курсе информатики основной школы составляют: процессуальный аспект развития содержания понятия величины в школьных курсахметоды организации познавательной деятельности учащихся, ориентированные на освоение приёмов мыслительной деятельности, способов использования практического опытаприменение учебно-познавательных действий в ходе решения учебных задач на основе обобщения понятия величины.

3. Методика обобщения понятия величины, направленная на развитие познавательной компетентности учащихся, основывается на применении в процессе обучения разноуровневых задач, раскрывающих мировоззренческое значение данного понятия, актуализирующих связь информатики с другими науками, формирующих опыт познавательной деятельности и способов действий по обобщению понятия, основанных на современных научных методах (формализация, моделирование, алгоритмизация и др.), способствующих развитию мышления учащихся.

4. Процесс обучения информатике в основной школе, построенный на основе методики обобщения понятия величины, обеспечивает развитие компетентности учащихся в сфере познавательной деятельности.

Апробация результатов исследования. Основные теоретические положения и результаты диссертационного исследования докладывались и обсуждались на заседаниях кафедры теории и методики обучения информатике ОмГПУ (Омск, 2002 — 2005 г. г.), на заседаниях кафедры информационных и коммуникационных технологий обучения и методических семинарах в филиале ОмГПУ в г. Таре (Тара, 2002 — 2006 г. г.). Апробация осуществлялась посредством участия в научно-практических конференциях: «Информационные технологии в образовании» (Москва, 2002 г., 2004 — 2005 г. г.) — «Проблемы педагогического образования» (Троицк, 2002 г., 2005 г.) — «Проблемы и перспективы развития высшего педагогического образования в начале XXI века» (Тара, 2002 г.) — «Проблемы модернизации образования на современном этапе» (Тара, 2003 г.) — «Проблемы подготовки педагогических кадров к использованию информационных и коммуникационных технологий» (Омск, 2004 г.), «Проблемы обучения информатике и информатизации учебного процесса школы» (Омск, 2006 г.).

Основные положения исследования отражены в 10 публикациях.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка использованной литературы и приложений.

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2.

Во второй главе представлена методическая интерпретация теоретической концепции исследования:

1. Методика обобщения понятия «величина», направленная на развитие познавательной компетентности учащихся в курсе информатики основной школы должна учитывать: цели обучения в условиях компетентностного подхода к обучению, ей, содержание материала составляющего структуру понятия величины, методы, формы и средства обучения, деятельность учителя и учащихся. Проблема обобщения понятия величины является актуальной в методике и связана с поиском эффективных форм отбора содержания и средств его реализации. Эксперимент показал, что наиболее результативным является использование в процессе обобщения понятия величины комплекса задач, ориентированного на выявление и применение свойств данного понятия.

2. Разработан комплекс задач по теме «Величины», который необходимо включать в структуру занятий при изучении всех тематических линий курса информатики. Определены основные положения разработанной методики обучения учащихся решению задач на обобщение понятия величины.

3. Проведённый анализ показал, что разработанная методика обобщения понятия величины в курсе информатики основной школы, направленная на развитие компетентности учащихся в сфере познавательной деятельности способствует повышению уровней усвоения и обобщения у учащихся понятия величины, умственного развития учащихся посредством повышения уровней мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, классификация, эмпирическое и теоретическое обобщение), развитию системно-аналитического, логического и алгоритмического видов мышлений и, таким образом, даёт положительную динамику в развитии познавательной компетентности учащихся.

Заключение

.

В ходе проведённого исследования по проблеме обобщения понятия величины как средства развития компетентности учащихся в сфере познавательной деятельности получены следующие основные результаты и сделаны выводы.

1. Понятие «величина» является системообразующим в курсах информатики математика, физика и др. В информатике понятие величины расширяется за счёт включения и объединения различных типов величин (текстовых, логических, структурированных), поэтому именно в школьном курсе информатики необходимо обобщение данного понятия.

2. На основе анализа научной трактовки понятия «величина» и рассмотрение с этих позиций деятельности школьников при обобщении данного понятия в курсе информатики позволили нам выделить процесс обобщения понятия величины в качестве деятельностной и содержательно-понятийной основы для развития компетентности учащихся в сфере познавательной деятельности, что обеспечивается мировоззренческой функцией данного понятия, а также возможностями организации учебно-познавательной деятельности в процессе обобщения понятий.

3. Результаты констатирующего эксперимента свидетельствуют о невысоком уровне сформированности у учащихся понятия величины, отсутствии навыков и умений учащихся средних классов работы с данным понятием, что определяется в неумении переносить теоретические знания на решение практических задач.

4. Использование компетентностного подхода в обучении акцентирует внимание на результате образования, причём в качестве результата рассматривается способность человека действовать в различных проблемных ситуациях. В психолого-педагогической литературе определены разные подходы к понятиям «компетенция» и «компетентность». Причём понятие «компетентность» значительно шире и включает в себя практическую составляющую, то есть владение знаниями, умениями, навыками, основанными на опыте.

5. Компонентами компетентности в сфере познавательной деятельности являются владение основными мыслительными операциями, высокий уровень развития системно-аналитического, логического мышления, умение решать практические задачи.

6. Процесс обобщения понятия величины активизирует все мыслительные операции, развивает мышление, поэтому может использоваться в качестве основы для развития познавательной компетенции учащихся.

7. Применение в процессе обучения информатике, направленном на обобщение понятия величины разноуровневых задач в соответствии с уровнями организации познавательной деятельности, раскрывающих мировоззренческое значение данного понятия, формирующих опыт познавательной деятельности и способов действий по обобщению понятия способствует развитию мышления учащихся, открывает новые возможности решения задач.

8. Экспериментальная проверка методики обучения информатике в основной школе, направленной на обобщение понятия величины как средства развития компетентности учащихся в сфере познавательной деятельности, в ходе обучающего эксперимента подтвердила её эффективность. Таким образом, поставленные в исследовании частные задачи были решены, гипотеза исследования подтверждена.

Полученные научные результаты могут быть использованы в качестве теоретической основы для проведения новых исследований. Описанная в диссертации организация познавательной деятельности учащихся 7−9 классов на основе обобщения понятия величины как средства развития познавательной компетентности, основными компонентами которой являются многоуровневые учебные задачи и использование таких методов информатики, как формализация, моделирование, алгоритмизация и др., может быть адаптирована к работе с учащимися на этапе профильной школы при обучении программированию.

Показать весь текст

Список литературы

  1. И.Г. Агапов Теоретические основы технологического обеспечения развития общих компетенций обучающихся в школе: Дис. д-рапед. наук: 13.00.01.-М., 2001.-367 с.
  2. Э.И. Формирование учебной деятельности младших школьников на основе системообразующего понятия величины / Дис.. канд. пед. наук: 13.00.02. Омск, 2004. — 223 с.
  3. Н.Г. Формирование осознанного решения учебной задачи.// Педагогика и логика. М., 1993.
  4. .Г. Человек как предмет познания. JL: Изд — во ЛГУ, 1968. -339 с.
  5. Аристотель Метафизика // Гос. соц.-эконом. изд-во Москва -Ленинград, 1934.-348с.
  6. A.C. Философские основания психологии личности: Автореф. дис.. д. псих, наук/ Московский государственный университет. -М., 2001.-29 с.
  7. Л.С. и др. Геометрия: учебник для 7−9 классов общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 1999. — 335 с.
  8. Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. М.: Просвещение, 1982.- 192 с.
  9. Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. М.: Педагогика, 1982. — 192 с.
  10. И. Балл Г. А. О психологическом содержании понятия «задача» //
  11. Вопросы психологии. № 6. — 1970. — С. 75−86.
  12. Г. А. Теория учебных задач: Психолого-педагогический аспект. -М.: Педагогика, 1990. 184 с.
  13. В.К. Информационное моделирование в примерах и задачах. Омск: Изд-во Омск. Гос. пед. ун-та, 1992. — 162 с.
  14. Л.И. Социально-психологическая компетентность как профессиональная характеристика руководителя. Автореф. дисс. на соиск. уч. степени канд. психол. наук. — М., 1994. 22 с.
  15. К. Измерения: Понятия, теории, проблемы, — М.: Прогресс, 1987.320 с.
  16. В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989.- 190 с.
  17. С.А. Развитие содержания обучения информатике в школе на основе понятий и методов формализации. Автореф. дисс. .доктора пед. наук. М., 1994.-35 с.
  18. С.А. Моделирование и формализация: Метод, пособ. -М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2002. 336с.
  19. С.А., Матвеева Н. В., Власова Ю. Ю. Два пути в школьном курсе информатики//Информатика и образование. 1998. — № 2. — С. 17 — 18.
  20. B.C. Мышление как творчество (Введение в логику мыслительного диалога). М.: Политиздат, 1975. — 399 с.
  21. B.C. Понятие как процесс // Вопросы философии. 1965. — № 9. -С. 47−57.
  22. Д.Н. Формирование приемов умственной работы учащихся как путь развития мышления и активизации учения // Вопросы психологии. 1962. 4. — С. 74−81.
  23. Д.Н., Менчинская H.A. Психология усвоения знаний в школе. М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1959. — 347с.
  24. В.Г., Рубцов B.B. Проблемы компьютеризации обучения.// Математика в школе. 1986. — № 1. — С. 3 — 11.
  25. П.П. Компетентностно-деятельностный подход и модернизация содержания общего образования.//Стандарты и мониторинг. -2003.- № 1, с. 58−61.
  26. Дж. Психология познания. М.: Прогресс, 1977. —.412 с.
  27. A.B. Субъект: мышление, учение, воображение. Избр. псих. тр. — М.:Изд-во «Ин-т практ. психологии», Воронеж: НПО «Модек», 1996.-392 с.
  28. Н. Очерки по истории математики. Пер. с франц. М.: ИЛ, 1963.-291 с.
  29. Н.Я. За страницами учебника математики: Пособие для уч-ся 5 6 кл. средн. шк. — М.: Просвещение. 1989. — 287 с.
  30. Н.Я. О понятии величины // Математика в школе. -1973. -№ 4. С. 4−7.
  31. Возрастные возможности усвоения знаний (младшие классы школы)./Под редакцией Д. Б. Эльконина и В. В. Давыдова, М.: «Просвещение» —, 1966. 234 с.
  32. Е.К. Понятие. М.: Изд-во МГУ, 1967. — 286 с.
  33. М.Б. Математика без перегрузок. М.: Педагогика, 1991. -144 с.
  34. Л.С. Избранные психологические исследования- Мышление и речь- Проблемы психологического развития ребёнка. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960. — 500 с.
  35. Л.С. Развитие высших психических функций. М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1960. — 519 с.
  36. Л.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика, 1991.-480с.
  37. П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий // Исследование мышления в советской психологии М., 1966. — С. 236−378.
  38. ГейнА.Г., Сенокосов А. И. Информатика 7−9-е кл.: Метод, пособие к учебнику А. Г. Гейна и др. «Информатика 7−9». М.: Дрофа, 2002. -288 с.
  39. А.Г., Сенокосов А. И., Шолохович В. Ф. Информатика. 7−9 кл.: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений /. 4-е изд., стереотип. — М.: Дрофа, 2001.—240с.
  40. A.B. Информатика в играх и задачах: 4 кл.Метод. рекомендации для учителя / Авт. кол.: A.B. Горячев и др М.: Баласс, 2002.
  41. A.B. Информатика в играх и задачах. В 4 ч. 2 кл. Уч.-тетр. Ч.З. М.: Баласс, 2002. — 48 с.
  42. A.B., Шафрин Ю. А. Информационные технологии. М.:Изд-во: Лаборатория Базовых Знаний. 2002 272 с.
  43. М.И., Краснянская К. А. Применение математической статистики в педагогических исследованиях. Непараметрические методы. -М.: Педагогика, 1977. -136 с.
  44. C.B., Родина H.A. Физика. 7 кл: Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2002 (Смоленск: Смоленский полиграфический комбинат Министерства РФ по делам печати, ГУП). — 159 с.
  45. ГруденовЯ.И. Психолого-дидактические основы методики обучения математике. -М.: Педагогика, 1987. 160 с.
  46. А.И. Некоторые проблемы осуществления межпредметных связей в условиях современной школы.//Вестник ЧГПУ. Серия 3. Педагогика. Психология. Методика преподавания. Челябинск: Изд. ЧГПУ «Факел», 1998. — № 3. — С. 89−91.
  47. В.В. Виды обобщений в обучении (Логико-психологические проблемы построения учебных предметов) М.: Педагогика, 1972.-424с.
  48. B.B. О понятии развивающего обучения // Педагогика. 1995. -№ 1.-С.36.
  49. В.А. Методика обобщающих повторений при обучении математике: Пособие для учителей и студентов. Омск: Изд-во ОГПИ, 1992. -88 с.
  50. Р. Избранные произведения. М: Госполитиздат, 1950. — 712 с.
  51. ДрозинаВ.В. Творческая самостоятельная деятельность учащихся: теория и практика ее организации. Челябинск: ЧПГУ, 1997. — 110 с.
  52. О.Б. Методическая система обучения математике на основе формирования приемов учебной деятельности учащихся: Основные технологические процедуры: Книга для учителя. Тобольск: ТГПИ, 1999. -174 с.
  53. О.Б. Технология обучения математике на основе деятельностного подхода: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 2003. 223 с.
  54. А.П. Школьная информатика в СССР от грамотности к культуре. // Информатика и образование № 6. — 1987. — С. 3 — 11.
  55. А.П., Кушниренко А. Г., Лебедев Г. В., Семенов А. Л., Шень А. Ш. Основы информатики и вычислительной техники. Пробный учебник для средних учебных заведений / Под ред. А. П. Ершова. М.: Просвещение, 1988.-207 с.
  56. В.И. Преподавание математики в 5 и 6 классах : Методические рекомендации для учителя к учебникам Н. Я. Виленкина, В. И. Жохова,
  57. A.C. Чеснокова, С. И. Шварцбурда. М.: Русское слово, 1999 (Саратов: Полиграфический комбинат Государственного комитета РФ по печати). — 157 с.
  58. В.И. Методология и методика дидактического исследования. М.: Педагогика, 1982. 160 с.
  59. И.Я. Педагогическая психология: Учебник для студентов вузов, обучающихся по пед. и психол. направлениям и специальностям. 2-ое изд., доп., испр., перераб. М.: Логос, 1999. — 383 с.
  60. И.А. Ключевые компетенции новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. -2003. — № 5. — С. 34−41.
  61. Д.А., Митрофанов К. Г., Соколова О. В. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий: учеб.-методич. пособие. М.:АПК и ПРО, 2003. — 101 с.
  62. Т.В. Компетентностный подход к разработке стандартов для 11-летней школы: анализ, проблемы, выводы//Стандарты и мониторинг в образовании. 2004. — № 1. — С. 16−20.
  63. Изучение основ информатики и вычислительной техники: Пособие для учителя / A.B. Авербух, В. Б. Гисин, Я. Н. Зайдельман, Г. В. Лебедев. М.: Просвещение, 1992. 302 с.
  64. Т.А. Педагогика: курс лекций. Учеб пособие для студентов пед ин-тов. М.: Просвещение. 1984. -496 с.
  65. Информатика в понятиях и терминах: Книга для уч-ся ст. кл. средн. шк. / Г. А. Бордовский, В. А. Извозчиков, Ю. В. Исаев, В.В. Морозов- под ред.
  66. B.А. Извозчикова. М.: Просвещение, -1991. 204 с.
  67. Информатика. Задачник-практикум в 2 т. / Под ред. И. Г. Семакина, Е. К. Хеннера М.: Лаборатория Базовых Знаний, 1999. — 304 с, 280 с.
  68. Кабанова-Меллер E.H. Формирование приемов умственной деятельности и умственное развитие учащихся. — М. 1968. 288 с.
  69. Кабанова-Меллер Е. Н Учебная деятельность и развивающее обучение. -М.: Знание, 1981.-96 с.
  70. В.Ф. Очерки по геометрии. М.: Московский университет, 1963. -570 с.
  71. Е.А. Прогнозирование структуры интегрированного курса информатики. Автореф. дисс. на соиск. уч. степени канд. пед. наук. — Екатеринбург, 1997. 22 с.
  72. О.Ю. Абстрактные и конкретные понятия: новый взгляд // Современная логика: Проблемы теории, истории и применения в науке: Матер. 6-й Междунар. науч. конф. 22−24 июня 2000 г. СПб.: Из-во С. -Петерб. ун-та, 2000. — С. 41−44.
  73. К.К. О структуре и содержании образовательной области «Информатика» // Информатика и образование. 2000. — № 10. — С. 5−10.
  74. А. Н. Величина // Математическая энциклопедия. Т.1. — М.: Просвещение, 1977. С. 651−653.
  75. Ю.М., Луканкин Г. Л. и др. Методика преподавания математики в средней школе: Общая методика: Учеб. пособие для студентов физ.-мат. фак. пед. ин-тов. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Просвещение, 1980.-462 с.
  76. КлюсоваВ.В. Методика обучения интегрированному курсу «Математика Информатика» в условиях инновационной педагогической системы. Автореф. дисс. на соиск. уч. степени канд. пед. наук. — Омск., 2002.-21 с.
  77. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года // Вестник образования. 2002. — № 6. — С. 11 — 40.
  78. Концепция содержания обучения информатике в 12-летней школе.// Информатика и образование. 2000. — № 2. — С. 9 — 20.
  79. Т.В. Введение в психологический эксперимент: Учебник. -2-е изд. М.: Изд-во МГУ- Изд-во ЧеРо, 2001. — 256 с.
  80. В.В., Лернер И. Я. Теоретические основы содержания общего среднего образования. М.: Педагогика, 1983. — 352 с.
  81. Т.А. О разработке методики отбора понятий учебного курса// Образовательные стандарты: проблемы и перспективы. Материалы Междунар. конф. М.: МНТИЦ, 1997. С. 140−141.
  82. A.A. Оценка качества подготовки учащихся средних общеобразовательных учреждений по информатике. Изд-во: Дрофа, 2001. -64 с.
  83. A.A., АпатоваН.В. Основы информатики. 8−9 кл.: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. М.: Дрофа, 1999. — 176с.
  84. A.A., Бешенков С. А., Ракитина Е. А. Современный курс информатики: от элементов к системе. // Информатика и образование. -2003. -№ 1. — с. 3−12.
  85. Н.Б. О минимальном содержании общеобразовательных программ основной образовательной школы.// «Первое сентября». 1997. -№ 79.
  86. А.Г., Лебедев Г. В., Зайдельман Я. Н. Информатика. 7−9 кл.: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений /. -3-е изд., стререотип. М.: Дрофа, 2002. — 336с.
  87. М.П. и др. Методика преподавания информатики: Учеб. пособие для студ. пед. вузов / М. П. Лапчик, И. Г. Семакин, Е.К. Хеннер- Под общ. ред. М. П. Лапчика. М.: Изд. Центр «Академия», 2001. 624 с.
  88. А. Об измерении величин. Пер. с франц. с предисловием А. Н. Колмогорова. Изд. 2. М.: Учпедгиз, 1960.
  89. O.E. Компетентностный подход в образовании // Школьные технологии, 2004. № 5.- С. З — 12.
  90. H.Д. Детская и педагогическая психология. Учеб. для пединститутов. Изд. 3-е, испр. и доп. М.: Просвещение, 1964. — 480 с.
  91. B.C., Кузнецов A.A., Бешенков С. А. Состояние и перспективы развития школьного курса информатики в общеобразовательной школе // Информатика и образование. 1998. — №. — С. 2 — 12.
  92. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность: Монография. 2-е изд.- М.: Политиздат, 1977. 304 с.
  93. И.Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981. — 185 с.
  94. A.C. Информатика 7: Руководство для учителя. -М.: КУДИЦ, 1996.-265 с.
  95. А.Р. Об историческом развитии познавательных процессов: Эксперим. психол. исслед. — М.:Наука, 1974. — 172 с.
  96. Макарова Н. В Информатика. Задачник по моделированию. 7−9 кл. -СПб.: Питер, 2003. 178с.
  97. Макарова Н. В Информатика. Практикум по информационным технологиям. 7−9 кл. / Под ред. СПб.: Питер, 2003. — 165 с.
  98. Н.В. Информатика. Базовый курс. Теория. 7−9 кл. / Под ред.- СПб.: Питер, 2003. 288 с.
  99. К., Энгельс Ф. Сочинения. 2-ое изд., т. 20. с. 547.
  100. М.И. Принцип проблемности в обучении // Вопросы психологии, 1984. № 5. — С. 30 — 35.
  101. МашбицЕ.И. уч задач Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения. М.: Педагогика. — 1988. — 191 с.
  102. H.A. Проблемы учения и умственного развития школьника. -М.: Педагогика, 1989. 218 с.
  103. H.A. Проблемы обучения, воспитания и психического развития ребенка / Под редакцией Е. Д. Божович. М.: Издательство «Институт практической психологии" — Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 1998.-448 с.
  104. Методика преподавания математики в средней школе: Общая методика: Учеб. пособ. для студентов пед. ин-тов / Блох А. Я., Канин Е. С. и др./ Сост. P.C. Черкасов, A.A. Столяр. М.: Просвещение, 1985. — 336 с.
  105. Методы педагогического исследования / Под ред. С. Е. Матушкина, В. Н. Федоровой. — Челябинск, 1969. 123 с.
  106. Е.А. Психология формирования общетрудовых умений: Автореф. дис.. докт. пед. наук: / Челябинский государственный университет. Ленинград, 1968. — 15 с.
  107. Модернизация образовательного процесса в начальной, основной и старшей школе: варианты решения. Под ред. Каспржака А. Г. и Ивановой Л. Ф. М.: Просвещение, 2004.
  108. В.М., Кузнецов A.A., Ершов А. П. Изучение основ информатики и вычислительной техники: Метод, пособие для учителей и преподавателей сред. учеб. заведений В 2-х Ч. Ч. 1./ Под ред. А. П. Ершова, В. М. Монахова — М.: Просвещение, 1985. — 191 с.
  109. В.Н. Формирование у старшеклассников приёмов умственной деятельности в процессе обучения математике: Автореф. Дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук: (13.00.02). Киев, 1978. — 25 с.
  110. Пак Н. И. Использование технологии компьютерного моделирования в обучении / Новые информационные технологии в образовании. Тез.докл. -Пермь, 1993.-С. 72−75
  111. Педагогика: Курс лекций / Под общ. ред. Г. И. Щукиной, Е. Я. Голанта, Т. Е. Конникова. М.: Просвещение, 1966. — 648 с.
  112. В., Савинков В. М. Толковый словарь по информатике. -М.: Финансы и статистика. 1991. — 543 с.
  113. ПестоваС.Ю. Изучение понятия величины в информатике в условиях компетентностного подхода. // Применение новых технологий в образовании: Материалы XIII Международной конференции. Троицк: Фонд «Байтик», 2005, С. 53−54.
  114. ПестоваС.Ю. Математика и информатика: наука и образование: Межвузовский сборник научных трудов: Ежегодник. Вып. 3. Омск: Изд-во ОмГПУ, 2004. — С. 204 — 206.
  115. ПестоваС.Ю. Особенности формирования понятия величины в школьной информатике // XIV конференция выставка «Информационные технологии в образовании»: Сборник трудов участников конференции. Часть II .-М.: МИФИ, 2004. — С. 70 — 71.
  116. . Избранные психологические труды. М.: Просвещение, 1969.-659 с.
  117. П. И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении: теоретико экспериментальное исследование. — М.: Педагогика, 1980.-238 с.
  118. A.A. Ключевые компетенции как образовательный результат: подход с позиций образовательной политики//Современные подходы к компетентностно-ориентированному образованию: Материалы семинара / Под ред. A.B. Великановой. Самара.: Профи, 2001.
  119. H.A. Изучение приемов логического мышления у взрослых. М.: Изд-во МГУ, 1980. — 147 с.
  120. H.H., Поспелов И. Н. Формирование мыслительных операций у старшеклассников. М.: Педагогика. — 1989. — 151 с.
  121. Программы общеобразовательных учреждений: Информатика: Учеб. издание. / Сост. A.A. Кузнецов, JI.E. Самовольнова. М.: Просвещение, 2000. 126 с.
  122. А.М. Методика обучения элементам геометрии в начальных классах. -М.: Просвещение. 1973.
  123. Дж. Компетентность в современном обществе. М.: Когницентр, 2002. — 396 с.
  124. РакитинаЕ.А. Теоретические основы построения концепции непрерывного курса информатики. М.: Информатика и образование, 2002. -88 с.
  125. В.В. О понятии деятельности. Вестник Харьковского университета, 1976. — № 132. — Вып. 9. — С. 8 — 15.
  126. И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы- перспективы использования. М.: «Школа-Пресс», 1994.-205 с.
  127. С.Л. Основы общей психологии: В 2 т./ АПН РСФСР. Т.1. М., 1989.-485с.
  128. Г. И. Методика обучения математике в средней школе. М.: «Просвещение», 2002. 224 с.
  129. Г. К. Компетентности и их классификация // Народное образование, 2004. № 4. с. 134 — 140.
  130. И.Г. Вопросы методики преподавания базового курса информатики // Информатика: Приложение к газете «Первое сентября». 2000.-№ 18.-С. 16−19.
  131. И. Г. Шеина Т.Ю. Преподавание базового курса информатики в средней школе: Метод, пособие. М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2000. — 496 с.
  132. И.Г., Вараксин Г. С. Информатика. Структурированный конспект базового курса. М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2001. 168 с.
  133. А.И., Гейн А. Г. Информатика: Учеб. для 8−9 кл. шк. с углуб. изуч. информатики. М.: Просвещение, 1995.-255 с.
  134. В. В. Болотов В.А. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе // Педагогика. 2003. — № 10. — С. 8−14.
  135. СкаткинМ.Н. Проблемы современной дидактики. 2-ое изд. — М.: Педагогика. 1984. — 95 с.
  136. H.B. Типология современных методов применения средств ИКТ в системе общего образования // Интернет-журнал «Эйдос». 2005. — 21 мая. http://www.eidos.ru/journal/2005/0521 .htm.
  137. Стандарт основного общего образования по информатике и ИКТ/ Российский общеобразовательный портал // http://www.school.edu.ru/dokedu.asp.
  138. Стандарт основного общего образования по математике / Российский общеобразовательный портал // http://www.school.edu.ru.
  139. Стандарт основного общего образования по физике/ Российский общеобразовательный портал // http://www.uroki.ru/urrus/standart/phisics.htm.
  140. Стандарт начального общего образования по технологии. / Федеральный центр образовательного законодательства, 2004. // http://www.lexed.ru/standart/ Standart 105/nshuchebniepredmeti.
  141. Стандарт среднего (полного) общего образования по информатике/ Российский общеобразовательный портал // http://www.lexed.ru/standart/uchebniepredmeti.
  142. Стандарт среднего (полного) общего образования по физике/ Российский общеобразовательный портал // http://www.ug.ru/02.42/t23.htm.
  143. Л.Б. Формирование информационной компетентности будущего учителя математики средствами ИКТ. Автореф. дисс. на соиск. уч. степени канд. пед. наук. — Омск., 2005. 21 с.
  144. Стратегия модернизации содержания общего образования: Материалы для разработки документов по обновлению общего образования. М.: ООО «Мир книги», 2001. — 95 с.
  145. Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний М.: изд-во МГУ, 1984.-344 с.
  146. Н.Ф. Формирование познавательной деятельности учащихся. М.: Просвещение, 1988. — 173 с.
  147. Теория и методика обучения информатике: Учеб. пособие / Н. В. Софронова.- М.: Высшая шк., 2003. 223 с.
  148. O.K. Структура мыслительной деятельности (опыт теоретических и экспериментальных исследований). М.: МГУ. 1969. — 304 с.
  149. Д., ГолоушоваД., КанторковаГ. Психология проектирования умственного развития детей. М.- Прага: Роспедагенство, 1994.-52 с.
  150. А.П., Лаптева В. В. Модернизация общего образования: Технологии образовательной деятельности: Книга для учителя. СПб.: ООО Береста, 2002. 96 с.
  151. Н.Д. Информатика. Базовый курс: Учебник для 7 класса Издательство: Лаборатория Базовых Знаний, 2005 год. 155 с.
  152. Н.Д. Информатика. Базовый курс: Учебник для 8 класса. -М.: БИНОМ, 2004.-217 с.
  153. Н.Д. Информатика. Базовый курс: Учебник для 9 класса. -М.: БИНОМ, 2004. 205 с.
  154. Н.Д., Новенко Д. В. Информатика и информационные технологии: примерное поурочное планирование с применением интерактивных средств обучения. 2001. — Школьная Пресса. — 42 с.
  155. A.B. Из истории научных понятийных семинаров и конференций // Научные понятия в учебно-воспитательном процессе школы и вуза. Челябинск: Факел, 1994. — С. 3 — 4.
  156. A.B. Психолого-педагогические основы формирования у учащихся научных понятий. Челябинск, 1981 — 99 с.
  157. A.B. Формирование у школьников научных понятий в процессе обучения. М.: Педагогика, 1986. — 174 с.
  158. Л.М. Логико-психологический анализ школьных учебных задач.-М., 1977.-203 с.
  159. Л.М. Психолого-педагогические основы обучения математике в школе: учителю математики о педагогической психологии. -М.: Просвещение. 1983. — 160 с.
  160. ФруминИ.Д. Компетентностный подход как естественный этап обновления содержания образования // Педагогика развития: ключевые компетентности и их становление: Матер. 9-й науч.-практ. конф. / Краснояр. гос. ун-т. Красноярск, 2003. С. 145 148.
  161. .И. Границы компетенций: педагогическое вменение и возрастные притязания // Педагогика развития: ключевые компетентности и их становление Красноярск, 2003. — С. 24 — 27.
  162. Е.К. Проект стандарта образования по основам информатики и вычислительной техники. // Информатика и образование. 1994. — № 2. -С. 27−30.
  163. А.Я. Три жемчужины теории чисел / А. Я. Хинчин. 2-е изд., стереотип: Едиториал УРСС, 2004. — 72 с.
  164. М.А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования. 2-е изд., перераб. и доп. — СПб.: Питер, 2002. — 272с.
  165. ХолстедМ, ОрджиТ Ключевые компетенции в системе оценки Великобритании / Серия «Компетентностно-ориентированный подход к образованию: Образовательные технологии». Выпуск 1. Самара.: Профи, 2001.
  166. ХолстедМ ОрджиТ. Ключевые компетенции в системе оценки Великобритании // Современные подходы к компетентностно-ориентированному образованию: Материалы семинара /Под. ред. А. Н. Великановой. Самара.: Профи, 2001.
  167. A.B. Ключевые компетенции и образовательные стандарты // Интернет-журнал «Эйдос» -2002.-2 апреля. http://www.eidos.ru/journal/2002/0423.htm.
  168. Царева Как рождается величина.// Начальная школа. -2000. № 6. — С. 105−111.
  169. ЦветковаМ.С. Информатика в начальной, основной и профильной школе // Информатика и образование. 2002. — № 1. — С. 9 — 14.
  170. В.Д. Введение в психологию: Способности человека. М.:1. Логос 2002.- 160 с.
  171. М.Н. Мышление школьника. М.: Учпедгиз, 1963. — 442 с.
  172. A.C. Психология познания человека. Омск: Изд-во ОмГПУ. -1994.
  173. С.О. Введение в анализ. Одесса, 1932.
  174. Ю.А. Информационные технологии. М: Лаборатория Базовых Знаний. 1998. — 320 с.
  175. А.Х. Поурочные разработки по информатике: Универсальное пособие. 8 9 кл. — М.: ВАКО, 2005. — 288 с. — (В помощь школьному учителю).
  176. ШишовС.Е., Агапов И. Г. Компетентностный подход к образованию как необходимость. / Мир образования образование в мире. — 2001. — № 4. -С.8 — 19.
  177. С.Е., Кальней В. А. Мониторинг качества образования в школе. 2-е изд. М.: Пед. общ-во России, 1999. — 320 с.
  178. Д.Б. Избранные психологические труды / Под ред. Давыдова. М., 1989.
  179. Д.Б. К Проблеме периодизации развития в детском возрасте // Вопросы психологии, 1971. № 4. — С. 6 — 20.
  180. Э.Г. Системный подход и принцип деятельности. М.: Политиздат, 1978. 311 с.
  181. И.С. Знание и мышление школьника. М.: Знание, 1982. -80 с.
Заполнить форму текущей работой