Концепт «язмыш» («судьба») в башкирской языковой картине мира
![Диссертация: Концепт «язмыш» («судьба») в башкирской языковой картине мира](https://gugn.ru/work/3568931/cover.png)
Концепты, входящие в общий понятийный базис, определяющий язык, мышление и культуру человека, свидетельствуют о частичной универсальности способа концептуализации действительности в разносистемных языках. Однако языковой способ представления картины мира в контексте менталитета конкретного этноса обусловливает возникновение и существование специфичных лингвокультурных конфигураций. Это… Читать ещё >
Содержание
- Глава I. Концепт — как объект лингвистического исследования
- 1. 1. Концепт — как лингвокультурологическая единица
- 1. 2. Типы концептов в современной лингвистике
- Выводы по Главе 1
- Глава II. Национально-культурная специфика концепта «я?мыш» («судьба») в башкирской языковой картине мира
- 2. 1. Понятие судьбы в философской науке
- 2. 2. «Яумыш» («судьба») как концепт-мифема в башкирской языковой картине мира
- Выводы по Главе II
- Глава III. Репрезентация концепта «я?мыш» («судьба») в башкирской языковой картине мира
- 3. 1. Семантическая структура концепта «ядмыш» («судьба»)
- 3. 2. Концепт «ядмыш» («судьба») в башкирских фразеологических единицах
- 3. 3. Особенности репрезентации концепта «ядмыш» («судьба») в пословицах и поговорках
- 3. 4. Вербализация концепта «я?мыш» («судьба») в башкирских народных песнях
- 3. 5. Интерпретация и функционирование концепта «ядмыш» («судьба») в текстах
- Выводы по Главе III
Концепт «язмыш» («судьба») в башкирской языковой картине мира (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Настоящая диссертационная работа посвящена исследованию одного из ключевых концептов башкирского языка — концепта «я?мыш» («судьба»).
Актуальность исследования определяется: отсутствием комплексного исследования концепта «ядмыш» («судьба») в башкирском языкевключением изучаемого концепта в широкий контекст когнитивных, психолингвистических, системно-структурных и лингвофилософских исследованийвыбором новых аспектов анализа объектаприменением системы разнообразных методов, позволяющих дать статическое и динамическое описание данного концепта. «Судьба» является одним из древнейших ключевых слов нашей культуры, которые, несмотря на смену представлений человека о мире, а также изменений в самом мире и в самом человеке, не исчезли из языка и смыслового пространства культуры.
Все сказанное предопределяет актуальность диссертационного исследования.
Предметом данного исследования является функционирование концепта «яумыш» («судьба») в башкирской языковой картине мира.
Целью исследования является выявление особенностей функционирования концепта «ядмыш» («судьба») в башкирской языковой картине мира.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
1)выявление специфики лингвокультурологического подхода к исследованию языковых явлений;
2)рассмотрение основных теоретических подходов к пониманию понятия концепта в лингвокультурологии;
3)проведение лингвокультурологического анализа концепта «ядмыш» («судьба») в башкирской фразеологии и паремиологии;
4)проведение лингвокультурологического анализа концепта «я?мыш» («судьба») в башкирских художественных текстах;
5)выявление корпуса языковых единиц с компонентом «я?мыш» («судьба») в башкирском языке.
Объект исследования — концепт «ярыш» («судьба») в аспекте его содержания, структуры и функционирования в языке, в тексте и в индивидуальном сознании.
Материалом для анализа послужили данные различных словарей, башкирские пословицы и поговорки, фразеологические единицы, художественная литература. Сбор языкового материала для анализа осуществлялся методом сплошной выборки. Источниками материалов исследования послужили фразеологические, толковые, паремиологические словари, а также тексты художественных произведений.
Основными методами исследования являются методы лингвокультурологии как нового направления в лингвистикеметоды лингвокогнитивного подхода к изучаемому материалуконцептуальный, описательный. Кроме того, в работе применяются методы компонентного, дистрибутивного анализа и метод тренированной интроспекции (А.Вежбицкая).
Изученность проблемы. Для исследования избран один из наименее изученных концептов в башкирском языке — концепт «ядмыш» («судьба»).
Научная новизна:
— описана семантическая сфера концепта"ядмыш" («судьба»);
— выделены и терминологически обозначены когнитивные прототипические параметры концепта;
— представлена ассоциативно-вербальная сеть концепта;
— проанализирован набор компонентов, составляющих семантику исследуемого концепта.
Теоретическая значимость диссертации. Результаты исследования будут способствовать дальнейшей разработке одного из актуальных направлений современной лингвистики — лингвокультурологии.
Практическая значимость настоящего исследования состоит в том, что материалы исследования могут найти применение при составлении учебных пособий, в теоретических курсах по башкирской лексикологии.
Положения, выносимые на защиту:
1. Представление концепта «ядмыш» («судьба») как ментального образования, в состав которого входят такие компоненты, как понятийный, образный, ценностный.
2. Репрезентация лингвокультурного концепта «ядмыш» («судьба») на материале лексической, фразеологической и паремиологической систем.
3. Ядром семантического поля «ядмыш» («судьба») в башкирском языке выступает базовая лексема, представленная родовой семой «ядмыш». На периферии расположены такие синонимы, как тэкдир, насип, курэсэк, олеш, лэYx-эл-мэxфYз, мвкзддэр, кием от, кэдэр, фал эк.
Апробация работы. Диссертация обсуждалась на заседании кафедры башкирского и общего языкознания факультета башкирской филологии и журналистики ФГБОУ ВПО «Башкирский государственный университет». Основные положения диссертации отражены в выступлениях на научно-практических конференциях различного уровня: международных (Уфа, 2009, 2010, 2011), всероссийских (Уфа, 2009, 2010, 2012), региональных (Уфа, 2009, 2010), республиканских и межвузовских (Уфа, 2007, 2009, 2010, 2011).
По теме исследования опубликовано 14 статей, две из которых напечатаны в журнале «Вестник Башкирского университета» (Уфа, 2009, 2011), рекомендованном ВАК для публикации материалов кандидатских диссертаций.
Структура и объем работы определены целью и задачами исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и.
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ Ш.
Анализ функций концепта «ядмыш» («судьба») в башкирском языке, позволяет сделать следующие выводы:
1. В башкирском языке лексема «я?мыш» («судьба») имеет синонимы и является семантическим стержнем этих слов.
2. Во фразеологизмах «ядмыш» («судьба») складывается из трех составляющих: 1) судьба, как высшая сила над людьми, 2) судьба как данное человеку богом, 3) судьба как богом предназначенное/сужденное. Каждый из данных смыслов при словоупотреблении может быть главным, определяющим.
3. В башкирских пословицах и поговорках мы видим всеобщую веру людей в судьбу, так как чувство судьбы свойственно всякому человеку, или человек живет надеждой.
4. В башкирских народных песнях отражается история и судьба башкирского народа, жизненный опыт и нравственные нормы прошлых поколений.
5. Судьба — это предначертанный сценарий жизни, судьба имеет активную силу, обеспечивающую его осуществление, следствием чего является истинность текста сценария.
6. Волевое начало «я?мыш» («судьба») в башкирском языке проявляется в глагольных сочетаниях.
7. Действия надличностной высшей силы могут повторяться в настоящем и в будущем, что отражается в грамматической семантике глагола.
8. Внутренняя форма лексемы «ядмыш» («судьба») указывает на то, что судьба человека назначена, суждена, предрешена чьей-то волей.
9. В башкирской языковой картине мира сохраняется отзвук древнего обычая определения судьбы (^вынесения приговора) по жребию, который бросают и который выпадает, определяя судьбу человека.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
На современном этапе развития лингвистической науки становится очевидной ограниченность рассмотрения языка лишь как средства общения. Иной подход к языку заключается в изучении языка не только как средства общения, но прежде всего как неотъемлемого компонента культуры этноса. Языкмышление — культура являются неразрывным единством, нуждающимся в соответствующем изучении.
Смещение фокуса исследовательского внимания приводит к возникновению смежных дисциплин: этнопсихологии, психолингвистики, когнитивной психологии, социолингвистики, когнитивной лингвистики, этнолингвистики. Задачами лингвокультурологии являются изучение и описание взаимоотношений языка и культуры, языка и народного менталитета.
Известный ученый С.Г. Тер-Минасова пишет: «Язык — это мощное общественное орудие, формирующее людской поток в этнос, образующий нацию через хранение и передачу культуры, традиций, общественного самосознания данного речевого коллектива» (Тер-Минасова 2000: 15).
В ЯКМ этнический менталитет воплощается в «ключевых» культурных концептах — важнейших понятиях, актуальных для определенного народа, и потому характеризующихся социальной значимостью и непреходящей ценностью.
Концепты, входящие в общий понятийный базис, определяющий язык, мышление и культуру человека, свидетельствуют о частичной универсальности способа концептуализации действительности в разносистемных языках. Однако языковой способ представления картины мира в контексте менталитета конкретного этноса обусловливает возникновение и существование специфичных лингвокультурных конфигураций. Это и подтверждается в настоящей диссертации на примере исследования функционирования концепта «ядмыш» («судьба») в башкирском языке.
В диссертации было выявлено, что в центре лексико-семантическош поля «судьба» в башкирском языке лежит базовая лексема, представленная родовой семой «я$мыш». А на периферии поля расположены единицы, имеющие интегральное, общее с ядром значение, — синонимы лэух эл-мэхфуз, мекэддэр, насип, курэсэк, кисмэт, кэ&р, влвш, тэш) ир, фэлэк.
В ходе исследования были выделены следующие семантические составляющие концепта «ядмыш» («судьба») в башкирском языке:
1) «стечение обстоятельств, не зависящих от воли человека, ход жизненных событий»;
2) «доля, участь, жребий»;
3) «будущее, то, что случится, произойдет»;
4) «история существования кого-чего-нибудь»;
5) «религиозное понятие, то, что предначертано человеку Богом»;
6) «человек — хозяин своей судьбы»;
7) «счастье»;
8) «богатство, состояние, фортуна»;
9) «гибель, кончина, смерть».
Универсальными для исследуемых ЯКМ являются семантические группы концепта «судьба» со значением «стечение обстоятельств, не зависящих от воли человека, ход жизненных событий», «доля, участь, жребий», «история существования кого-чего-нибудь», «будущее, то, что случится, произойдет», «религиозное понятие, то, что предначертано человеку Богом», «человек — хозяин своей судьбы», «счастье». Нужно отметить, что первые четыре значения по специфике функционирования абсолютно совпадают и являются больше словарными значениями. Анализ «я^мыш» («судьба») в башкирской языковой картине мира позволяет выявить как представления о судьбе, так и различные её аспекты, которые составляют оппозиции. Среди них можно отметить следующие:
— судьба и воля;
— постоянство / изменчивость судьбы;
— счастливая / несчастливая судьба;
— справедливая / несправедливая судьба;
— отношение человека к судьбе: исправимость /неисправимость её;
— способы изменения судьбы: активный / пассивный.
В башкирской языковой картине мира слово «ядмыш» («судьба») означает прежде всего судьбу неблагоприятную, которую человек должен безоговорочно принять. Однако делается акцент на то, что все в руках самого человека и только он может повлиять на дальнейший ход своей судьбы.
Проанализировав функции концепта «ярыш» («судьба») в башкирском языке, мы сделали следующие выводы:
1. Все сказанное подтверждает мысль о том, что в языке отражается культуроспецифичное видение мира того или иного этноса. Одни и те же объекты действительности приобретают при номинации специфичные свойства в разных языках, то есть носители различных языков воспринимают один и тот же объект через картину мира родного языка, что делает представление об этом объекте всегда несколько иным.
2. Перспективы лингвокультурологического исследования концепта «ядмыш» («судьба») связаны с решением вопроса о мировосприятии носителей языка: создает ли каждый естественный язык через свою призму специфичное «видение мира», или же этническая особенность языка лишь «наслаивается» на универсальные логические единицы разносистемных языков.
Список литературы
- Азнабаев, A.M., Псянчин, В.Ш. Историческая грамматика башкирского языка /А.М.Азнабаев, В. Ш. Псянчин. — Уфа, 1983. — 224 с.
- Алефиренко, Н.Ф. Смысловая структура текста // Семантика языка и текста: Сб. науч. ст. / Н. Ф. Алефиренко. Волгоград: Перемена, 1998. — С. 316.
- Алефиренко, Н.Ф. Поэтическая энергия слова. Синергетика языка, сознания и культуры / Н. Ф. Алефиренко. М.: Академия, 2002. — 394 е.
- Алефиренко, Н.Ф. Языковая картина мира и культура // Когнитивно-дискурсивные аспекты лингвокультурологии: Кол. Монография / Н. Ф. Алефиренко. Волгоград: Перемена, 2004. — С. 3−54.
- Аминев, З.Г. Понятие «я?мыш» / «судьба» в башкирской мифологии / З. Г. Аминев // Диалектико-материалистическая и современная онтология: М-лы науч. конф. Уфа: РИЦ БашГУ, 2011. — С. 113−117.
- Аминова, A.A. Коннотация в русском контексте / A.A. Аминова // Актуальные проблемы сопоставительного языкознания и межкультурные коммуникации: Сб. научн. тр. / Башкир, гос. ун-т. Уфа, 1999. — С.5.
- Апресян, Ю.Д. Избранные труды: в 2 т. / Ю. Д. Апресян. М.: Языки рус. культуры, 1995. — Т. 1. Лексическая семантика. — 472 с.
- Апресян, Ю.Д. Избранные труды: в 2 т. / Ю. Д. Апресян. М.: Языки рус. культуры, 1995. — Т. 2. Интегральное описание языка и системная лексикография. -767 с.
- Апресян, Ю.Д. Образ человека по данным языка: попытка системного описания / Ю. Д. Апресян // Вопросы языкознания. 1995. — № 1. — С. 37−67.
- Ю.Арутюнова, Н. Д. Истина: фон и коннотация / Н. Д. Арутюнова // Логический анализ языка. Культурные концепты. -М.: Наука, 1994. С. 21−30.
- П.Арутюнова, Н. Д. Народы и культуры: Развитие и взаимодействие / Н. Д. Арутюнова. М.: Наука, 1989. — 274 с.
- Арутюнова, Н.Д. Предложение и его смысл: Логико-семантические аспекты / Н. Д. Арутюнова. М.: Наука, 1976. — 383 с.
- Арутюнова, Н.Д. Язык и мир человека / Н. Д. Арутюнова. М.: Языки русской культуры, 1999. — 895 с.
- Аскольдов, С.А. Концепт и слово / С. А. Аскольдов // Русская словесность. Антология. М., 1997. — С. 268.
- Ахметьянов, Р.Г. Общая лексика духовной культуры народов Среднего Поволжья / Р. Г. Ахметьянов. М.: Наука, 1981. — 144 с. 1 б. Ахунзянов, Э. М. Общее языкознание / А. П. Ахунзянов. Казан: ЮГУ, 1981.
- Бабушкин, А.П. «Возможные миры» в семантическом пространстве языка / А. П. Бабушкин. Воронеж, 2001. — 86 с.
- Бабушкин, А.П. Типы концептов в лексико-фразеологической системе языка / А. П. Бабушкин. Воронеж: ВГУ, 1996. — 104 с.
- Байрамова, Л.К. Отражение национального менталитета в универсальных концептах языка / Л. К. Байрамова // Когнитивная лингвистика конца 20 века. Минск, 1997. — С. 84−86.
- Башкирское народное творчество. Том 8. Песни (дооктябрьский период). -Уфа: Китап, 1995. 400 с.
- Бапгкорт халык ижады. 9-сы том. Йомактар. Офе, 2007. — 416 б.
- Бапгкорт халык ижады: Йырдар. Офе, 1977. — 295 б.
- Башкорт халык ижады: Эпос. Офе: Китап, 1998. — 448 б.
- Башкорт халык ижады. 10-сы том. 1-се китап. Мэкэлдэр Ьэм эйтемдэр. -Офе: Китап, 2006. 544 б.
- Бенвенист, Э. Общая лингвистика / Э. Бенвенист. М.: УРСС, 2002. — 448 с.
- Бижева, З.Х. Адыгская языковая картина мира / З. Х. Бижева. Нальчик: Эльбрус, 2000. — 128 с.
- Бижева, З.Х. Язык и культура / З. Х. Бижева. Нальчик: Каб.-Балк. ун.-т., 2000. — 47 с.
- Бодуэн де Куртенэ, И. А. Очерки по истории языкознания и лингвистики (глоттологии) / И. А. Бодуэн де Куртенэ // Теория и история языкознания. М., 1979. — Вып. 2.
- Болдырев, H.H. Когнитивная семантика: Курс лекции по английской филологии / H.H. Болдырев. Тамбов, 2000. — 123 с.
- Бычкова, Т.А. Концепт «разум» в русской языковой картине мира / Т. А. Бычкова // Русская и сопоставительная филология: состояние и перспективы: международ, науч. конф., посвященная 200-летию Казан, гос. ун-та. Казань, 2004. -С. 260−261.
- Бухарова, Г. Х. Башкирский народный эпос «Урал батыр»: когнитивно-дискурсивный и концептуальный анализ / Г. Х. Бухарова. Уфа: Вагант, 2008. — 352 с.
- Буянов, М.И. Страсти и судьбы / М. И. Буянов. М.: Прометей, 1995. — 232с.
- Вахитова, А.Г. Башкирско-монгольские лексические взаимоотношения / А. Г. Вахитова. Автореф. дис. канд. филолог, наук. Уфа, 2006. — 22 с.
- Вежбицкая, А. Язык. Культура. Познание / А. Вежбицкая. М., 1996. -411с.
- Вейсгербер, Й.Л. Родной язык и формирование духа / Й. Л. Вейсгербер. М.: Прогресс, 1993.-389 с.
- Вейсгербер, Й.Л. Язык и философия / Й. Л. Вейсгербер // Вопросы языкознания. 1993. — № 2. — С. 15−23
- Виноградов, В.В. Основные типы лексических значений слова / В. В. Виноградов // Вопросы языкознания. 1953. — № 5. — С. 3−29.14U
- Волохина, Г. А., Попова, З.Д. Общее языкознание / Г. А. Волохина, З. Д. Попова. М.: ACT: Восток-Запад, 2007. — 408 с.
- Волохина, Г. А., Попова, З.Д. Синтаксические концепты русского простого предложения / Г. А. Волохина, З. Д. Попова. Воронеж, 1999. — С. 3171.
- Воробьев, В.В. Лингвокулыуролошя: Теория и методы / В. В. Воробьев. -М.: Изд-во Российск. ун-та дружбы народов, 1997. 331 с.
- Воробьев, В.В., Саяхова, Л.Г. Русский язык в диалоге культур / В. В. Воробьев, Л. Г. Саяхова. М.: Ладомир, 2006. — 286 с.
- Воркачев, С.Г. Лингвокультурология, языковая личность, концепт: становление антропоцентрической парадигмы в языкознании // Филологические науки. -2001.-№ 1.
- Гайденко, В.П. Тема судьбы в представление о времени в древнегреческом мировоззрении / В. П. Гайденко // Вопросы философии. 1969. -№ 9. — С.92−95.
- Гак, В. Г. Судьба и мудрость / В. Г. Гак // Понятие судьбы в контексте разных культур. М.: Наука, 1994. — С. 198−206.
- Гак, В. Г. Пространство мысли: опыт систематизации слов ментального поля / В. Г. Гак // Логический анализ: Ментальные действия. М., 1993. — С. 22−29.
- Гальперин, И.Р. Текст как объект лингвистического исследования / И. Р. Гальперин. М., 1981. — 230 с.
- Гафарова, Г. В., Кильдибекова, Т.А. Когнитивные аспекты лексической системы языка (на материале функционально-семантической сферы «жить») / Г. В. Гафарова, Т. А. Кильдибекова.- Уфа, РИО БашГУ, 1998. 180 с.
- Гумбольдт, В. Избранные труды по языкознанию / В. Гумбольдт. -Москва: ОАОИГ «Прогресс». 1984. № 2. — С. 10−15.
- Дейк ван, Т. А. Язык. Познание. Коммуникация / Т.А. ван Дейк. М.: Прогресс, 1989.-312 с.
- Дмитриев, Н.К. Грамматика башкирского языка / Н. К. Дмитриев. -Уфа, 1950. 149 с. 5 6. Добровольский, Д.О. Национально-культурная спецификаво фразеологии / Д. О. Добровольский // Вопросы фразеологии. 1997. — № 6. -С. 25−28.
- Ивицкая, О.Д. К вопросу о национальной языковой личности и различиях в номинативных картинах мира (на примере Великобритании) / О. Д. Ивицкая // Юбилейный сборник статей. М.: Научно-образов. центр. «Школа Китайгородской», 2000. — С. 122−142.
- Ишбердин, Э.Ф. Историческое развитие лексики башкирского языка / Э. Ф. Ишбердин. -М.: Наука, 1986. 152 с.
- Каменская, О.Л. Текст и коммуникация / О. Л. Каменская. М.: Высшая школа, 1990. — 152 с.
- Карасик, В.И. О категориях лингвокультурологии / В. И. Карасик // Языковая личность: проблемы коммуникативной деятельности. Сб. научных тр. -Волгоград: Перемена, 2001. С. 3−16.
- Карасик, В.И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс / В. И. Карасик. Волгоград: Перемена, 2002. — 476 с.
- Карасик, В.И. Культурные доминанты в языке / В. И. Карасик // Язык. Личность: культурные концепты. Волгоград, 1996. — С.35−39.
- Карасик, В.И. Языковые ключи / В. И. Карасик. Волгоград: Парадигма, 2005.-476 с.
- Караулов, Ю.Н. Общая и русская идеография / Ю. Н. Караулов. М.: Наука, 1976.-335 с. 73 .Караулов, Ю. Н. Русский язык и языковая личность / Ю. Н. Караулов. М.: Наука, 1987.-354 с.
- Ковшова, М.Л. Концепт судьбы. Фольклор и фразеология / М. Л. Ковшова // Понятие судьбы в контексте разных культур. М.: Наука, 1994. — С. 137−142.
- Коган, Л.Н. Человек и его судьба / Л. Н. Коган. М.: Мысль, 1988.283с.
- Колпакова, Г. В. О национальных особенностях языковой картины мира / Г. В. Колпакова //Филология и культура: Тезисы 2-ой Межд. конф. 12−14 мая 1999 г.: В 3 ч. Ч. 1. Тамбовское изд-во ТГУ, 1999. — С. 32−34.
- Колесов, В.В. Философия русского слово / В. В. Колесов. СПб.: ЮНА. -2002.-448 с.
- Колесов, В.В. Язык и ментальность / В. В. Колесов. СПб: Петербургское Востоковедение, 2004. — 204 с.
- Колшанский Г. В. Объективная картина мира в познании и языке / Г. В. Колшанский. -М.: Наука, 1990. 103с.
- Корнилов O.A. Языковые картины мира как производные национальных менталитетов / O.A. Корнилов. М.: ЧеРо, 2003. — 349 с.
- Кормушин, И.В. К реконструкции грамматических категорий глагола // Сравнительная грамматика тюркских языков. Пратюркский язык-основа. Картина мира пратюркскош этноса по данным языка / И. В. Кормушин. М.: Наука, 2006. — С. 241−260.
- Кравченко, A.B. Язык и восприятие. Когнитивные аспекты языковой категоризации / A.B. Кравченко. Иркутск: ИГУ, 1996. — 108 с.
- Красавский H.A. Эмоциональные концепты в немецкой и русской лингвокультурах / Н. Д. Красавский. Волгоград: Перемена, 2001. — 495 с.
- Кошарная, С.А. Миф и язык: Опыт лингвокультурологической реконструкции русской мифологической картины мира / С. А. Кошарная. -Белгород: Изд-во Белгородского гос. ун-та, 2003. 288 с.
- Красавский, H.A. Эмоциональные концепты в немецкой и русской лингвокультурах. Волгоград: Перемена, 2001.
- Красных, В.В. Этнопсихолингвистика и лингвокультурология / В. В. Красных. М.: «Гнозис», 2003. — 284 с.
- Кубрякова, Е.С. и др. Краткий словарь когнитивных терминов / Е. С. Кубрякова, В. З. Демьянков, Ю. Г. Панкрац, Л. Г. Лузина / Под общ. Ред. Е. С. Кубряковой. М.: МЕУ, 1996. — 245 с.
- Лакофф Дж. Лингвистические гештальты // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. 10. М.: Прогресс, 1981. — С. 350−368.
- Лихачев, Д.С. Концепт русского языка / Д. С. Лихачев // ИРАН СЛЯ. 1993. -№ 1. — С. 25−28
- Логический анализ языка. Культурные концепты. Москва: Наука, 1991. — 204 с.
- Логический анализ языка. Образ человека в культуре и языке. — Москва, 1999.-210с.
- Лосев, А.Ф. Диалектика мифа/ А. Ф. Лосев. М., 1930.- С. 148.
- Ляпин, С.Х. Концептология: к становлению подхода / С. Х. Ляпин // Концепты. Архангельск, 1997.- С. 16−21.
- Маслова, В.А. Лингвокультурология: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / В. А. Маслова. М.: Издат. Центр «Академия», 2004. — 208 с. 95 .Минский, М. Фреймы для представления знаний / М. Минский. М.: Энергия, 1979.-151 с.
- Михайлов, A.B. Терминологические исследования А.Ф.Лосева и историоризации нашего сознания / A.B. Михайлов // А. Ф. Лосев и культура XX века. Лосевские чтения. -М., 1991.-С.58.
- Мотыгуллина, З.А. Концепт «судьба» в татарском и английском языках. Автореф. дис.канд. филол. наук / З. А. Мотыгуллина. Казань, 2007. -167 с.
- Мусаев K.M. Лексикология тюркских языков / K.M. Мусаев. М.: Наука, 1984. — 226 с.
- Надршина, Ф.А. Башкирские народные песни-предания / Ф. А. Надршина // Истоки, 1992. № 3. — С. 7.
- Никитина, С.Е. О концептуальном анализе в народной культуре / С. Е. Никитина // Логический анализ языка. Культурные концепты. М.: Наука, 1991. — С. 117−123.
- Ольшанский, И.Г. Этносемантика и национально-культурное своеобразие языков / И. Г. Ольшанский // Проблемы этносемантики: сб. науч. тр. / РАН. М., 1998.-С.21−66.
- Петров, М.К. Язык, знак, культура / М. К. Петров. Москва, 1991.200 с.
- ЮЗ.Пименова, М. В. Методология концептуальных исследований // Антология концептов / Под ред. В. И. Карасика, Н. А. Стернина /М.В. Пименова. -Волгоград: Парадигма, 2005. ТА. С. 15−20.
- Пименова, М.В. Введение в когнитивную лингвистику / М. В. Пименова. Кемерово, 2004. — 208 с.
- Пиотровский, М.Б. Ислам и судьба // Понятие судьбы в контексте разных культур. М.: Наука, 1994. — С. 92−96.
- Юб.Попова, З.Д., Стернин, И. А. Очерки по когнитивной лингвистике / З. Д. Попова, ИЛ. Стернин. Воронеж: Истоки, 2006. -196 с.
- Попова, З.Д., Стернин, И.А. Когнитивная лингвистика / З. Д. Попова, И. А. Стернин. Воронеж: Истоки, 2007. — 320 с.
- Попова, З.Д., Стернин, И.А. Семантико-когнитивный анализ языка / З. Д. Попова, И. А. Стернин. Воронеж, 2006. — С. 212.
- Постовалова, В.И. Судьба как ключевое слово культуры и его толькование А.Ф. Лосевым / В. И. Постовалова // Понятие судьбы в контексте разных культур. -М.: Наука, 1994. С. 207−214.
- Ю.Потебня, A.A. Мысль и язык / A.A. Потебня. Киев: СИНТО, 1993.192 с.
- Ш. Радбиль, Т. Б. Основы изучения языкового менталитета: Учебное пособие / Т. Б. Радбиль. М.: Флинта: Наука, 2010. — 328 с.
- Радзиевская, Т.В. Слово судьба в современных контекстах / Т. В. Радзиевская // Логический анализ языка: Культурные концепты. М.: Наука, 1993. — С. 64−72.
- Раевский, Д.С. Модель мира скифской культуры / Д. С. Раевский. М.: 1985.- 256 с.
- Разумова, И.А. Потаенное знание современной русской семьи / И. А. Разумова. М.: Индрик, 2001.
- Рахилина, Е.В. Когнитивная семантика: история, персоналии, идеи, результаты / Е. В. Рахилина // Семиотика и информатика. М., 1998. — Вып. 36. — С. 274−323.
- Пб.Рахилина, Е. В. Когнитивный анализ предметных имен: семантика и сочетаемость / Е. В. Рахилина. М.: Русские словари, 2000. — 415 с.
- Рождественский, Ю.В. О лингвистических универсалиях / Ю. В. Рождественский // Вопросы языкознания. 1968. — № 2. — С. 3−13.
- Рюкова, А.Р. Структурная схема предложения как средство вербализации синтаксических концептов / А. Р. Рюкова // Вестник Башкирского университета. 2009. — № 4. — С. 1435−1438.
- Салихов, Г. Г. Человек эпохи глобализации / Г. Г. Салихов. М.: Наука, 2008. — 555 с.
- Самситова, Л.Х. Лингвокультурологическая концепция обучения башкирскому языку и родным языкам в образовательных учреждениях Республики Башкортостан / Л. Х. Самситова. Уфа: китап, 2010. — 24 с.
- Самситова, Л.Х. Культурный концепт как лингвокультурный феномен / Л. Х. Самситова // Вестник Башкирского университета. 2011. — № 3. — С.1145−1148.
- Саньяров, Ф.Б. Концептосфера Гайсы Хусаинова: Когнитивно-дискурсивный и концептуальный анализ / Ф. Б. Саньяров // Вестник Башкирского университета. 2011. — № 3. — С.1120−1124.
- Саяхова, Л.Г. Лингвокультурологические проблемы образования / Л. Г. Саяхова // Мир русского слова, 2001. № 3. — С. 17−20.
- Сепир, Э. Избранные труды по языкознанию и культурологии / Э. Сепир. -Москва: Прогресс, 1993. 654 с.
- Серебренников, Б.А. Роль человеческого фактора в языке. Язык и мышление / Б. А. Серебреников. М., 1988. — 247 с.
- Сергеева, E.H. Концептуальное поле судьбы и его репрезентация в русском языке / E.H. Сергеева // Теория поля в современном языкознании: Межвузовск. науч. сб. Уфа: РИО БашГУ, 2002. — С. 149−157.
- Сергеева, E.H. Репрезентация концепта «судьба» (языковой и лингвокультурологический аспекты) (на материале русского языка). Автореф. дис.. .канд. филол. наук / E.H. Сергеева. Уфа, 2005. — 25 с.
- Слышкин, Г. Г. От текста к символу: лингвокультурные концепты прецедентных текстов в сознании и дискурсе / Г. Г. Слышкин. М.: Академия, 2004. 128 с.
- Соссюр, Ф. де. Заметки по общей лингвистике. Пер. с фр. / Общ. ред., вступ. ст. и коммент. H.A. Слюсаревой / Ф. де. Соссюр. Москва: Прогресс, 2000. -280 с.
- Стеблева, И.В. К реконструкции древнетюркской мифологической системы /И.В. Стеблева // Тюркологический сборник. М.: 1972.
- Степанов, Ю.С. В трехмерном пространстве языка: Семиотические проблемы лингвистики, философии, искусства / Ю. С. Степанов. -М.: Наука, 1985.
- Степанов, Ю.С. Методы и принципы современной лингвистики / Ю. С. Степанов. М.: Эдиториал УРСС, 2005. — 312 с.
- Стернин, И.А. Концепт и языковая семантика / И. А. Стернин // Связи языковых единиц в системе и реализации. Когнитивный аспект. Томбов, 1999. -Вып. 2.-С. 69- 75.
- Стернин, И.А. Концепты и невербальность мышления / И. А. Стернин // Филология и культура: материалы международ, конфер. Томбов: Изд-во ТГУ, 2001.
- Стрельков, В.И. Смерть и судьба / В. И. Стрельков // Понятие судьбы в контексте разных культур. -М.: Наука, 1994. С. 34−37.
- Телия, В.Н. Типы языковых значений. Связанное значение слова в языке / В. Н. Телия. Москва: Наука, 1981. — 269 с.
- Телия, В.Н. Русская фразеология. Семантический, прагматический и лингвокультурологические аспекты / В. Н. Телия. Москва: Школа «Языки русской культуры», 1996. — 288 с.
- Тер-Минасова, С. Г. Война и мир языков и культур / С.Г. Тер-Минасова. М.: Слово, 2008. — 242 с.
- Тер-Минасова, С. Г. Язык и межкультурная коммуникация / С.Г. Тер-Минасова. Москва: Слово, 2000. — 150 с.
- Убийко, В.И. Словарь концептосферы и динамика дискурса / В. И. Убийко // Русский язык: исторические судьбы и современность. Международный конгресс русистов-исследователей. Труды и материалы. -МГУ, 2001.
- Убийко, В.И. Концептосфера внутреннего мира человека в аспекте когнитивной лингвистике / В. И. Убийко // Виноградовские чтения. Когнитивные и культурологические подходы к языковой семантике: Науч. конф.: Тез. докл. -М., 1999.- С.52−53.
- Уорф, Б. Наука и языкознание / Б. Уорф // Новое в лингвистике. М., I960. — Вып. 1.-С. 173−176.
- Урысон, Е.В. Проблемы исследования языковой картины мира: Аналогия в семантике / Е. В. Урысон. -М.: Языки славянской культуры, 2003.
- Филлмор, Ч. Фреймы и семантика понимания // Новое в зарубежной лингвистике. Вып.23. Когнитивные аспекты языка. М.: Прогресс, 1988. — С. 52−92.
- Фрумкина, P.M. Цвет, смысл, сходство: Аспекты психолингвистического анализа / P.M. Фрумкина. -М.: «Наука», 1984. 175 с.
- Хайдеггер, М. Работы и размышления разных лет. Пер. с нем. / М. Хайдегер. Москва: Гнорис, 1993. — 464 с.
- Хайруллина, Р.Х. Картина мира в русской фразеологии (в сопоставлении с башкирскими параллелями). М.: Прометей, 1996. -146 с.
- Хайруллина, Р.Х. Лингвистика межкультурных коммуникаций: курс лекций. Уфа: БГПУ, 2005. — 138 с.
- Хайруллина, Р.Х. Фразеологическая картина мира: от мировидения к миропониманию / Р. Х. Хайруллина. Уфа, 2000. — 285 с.
- Хасанова, Г. Ф. Теоретические основы формирования национальной культурной личности / Г. Ф. Хасанова. Казань: Магариф, 1999. — 192 с.
- Хроленко, А.Т. Основы лингвокультурологии: Учебное пособие / Под ред. В. Д. Бондалетова / А. Т. Хроленко. М.: Флинта: Наука, 2005. — 184 с.
- Худяков, A.A. Теоретическая грамматика английского языка / A.A. Худяков. М.: Академия, 2005. — 256 с.
- Цримова, З.Р. Концепт «сердце» в языковой картине мира: Автореф. дис. .канд. филол. наук / З. Р. Цримова. Нальчик, 2003. — 21с.
- Чернейко, Л.О. Имя СУДЬБА как объект концептуального и ассоциативного анализа / Л. О. Чернейко, В. А. Доминский // Вестник МГУ. Сер.9. (Филология). 1996. — № 6. -С. 20−41.
- Шафикова, С.Г. Языковые универсалии и проблемы лексической семантики / С. Г. Шафикова. Уфа: Изд-во Башк. гос. ун-та, 1998. — 251 с.
- Шемарова, В.А. Концептосфера «Встреча / приветствие прощание / расставание» в русском языке. Дис.. канд. филол. наук / В. А. Шемарова. — Уфа, 2004.-230 с.
- Этнокультурная специфика языкового сознанаия. Сборник статей / отв. ред. Н. В. Уфимцева. М., 1996. — 227с.
- Юсупов, P.A. Лексико-фразеологические средства русского и татарского языков / P.A. Юсупов. Казань: Тат. кн. изд-во, 1980. — 255 с.
- Язык и структура знаний / Отв. ред. P.M. Фрумкина. М.: ИЯ АН СССР, 1990.-205 с.
- Язык как средство трансляции культуры. М.: Наука, 2000. — 311с.
- Языковое сознание и образ мира. Сборник статей / Отв. ред. Н. В. Уфимцева. М., 2000. — 320 с.
- Язык и этнический менталитет. Сборник научных трудов / Отв. ред. З. К. Тарланов. Петрозаводск, 1995. — 163 с.
- Яковенко, Е.Б. Сердце, душа, дух в английской и немецкой языковых картинах мира (опыт реконструкции концептов) / Е. Б. Яковенко // Логический анализ языка. Образ человека в культуре и языке. -М.: Индрик, 1999. С. 39−45.
- Яковлева, Е.С. Фрагменты русской языковой картины мира (модели пространства, времени и восприятия) / Е. С. Яковлева. М.: Гнозис, 1994. — 343 с. 1. Словари и справочники:
- Башкирско-русский словарь / Под ред. ЗГ.Ураксина. -М.: Дигора, Рус. яз., 1996.-884 с.
- Башкорт теленец Ьузлеге: В 2-х т. / Отв. ред.И. М. Агишев. — М.: Рус.яз., 1993.-814 6. (БТЬ)
- Башкорт халык мэкэлдэре Ьэм эйтемдэре Ьузлеге / Те?. М. Х. Эхтэмов. -Офе: Китап, 2008. 776 б.
- Болыпой энциклопедический словарь. 2-е изд. перераб. и доп. — М.: 1998. -1456 с.
- Древнетюркский словарь. Л.: Наука, 1969. — 676 с.
- Краткий философский словарь / Кириленко Г. Г., Шевцов Е. В. М.: Слово, 2002.-480 с.
- Краткий словарь когнитивных терминов // Кубрякова Е. С., Демьянков В. З., Панкрац Ю. Г., Лузина Л. Г. М.: Изд-во МГУ, 1996. — 245 с.
- Кобякова, Т.И. Концепты духовности в русской языковой картине мира (лингвокультурологический словарь) / Под ред. Л. Г. Саяховой /- Уфа, 2004. -158 с. 175 .Лингвистический энциклопедический словарь. -М.: Сов. Энциклопедия, 1990.-685 с.
- Сэмситова, Л.Х. Башкорт тел картинаЬында мэ^эниэт концепттары / Л. Х. Сэмситова. Офе: Китап 2010.-164 б.
- Севортян, Э.В. Этимологический словарь тюркских языков. Общетюркские и межтюркские основы на гласные / Э. В. Севортян. М.: Наука, 1974.-767 с.
- Степанов, Ю.С. Константы. Словарь русской культуры. Опыт исследования. -М.: Языки русской культуры, 1997. 824 с.
- Ураксин, З.Е. Башкорт теленец фразеологик Ьузлеге / З. Е. Ураксин. Офе: Китап, 2006.-344 б.
- Философский словарь / Под ред. И. Т. Фролова. -М., 1987.
- Философский энциклопедический словарь / гл. ред. Л. Ф. Ильичев. М.: Советская энциклопедия, 1983. 839 с.
- Хисаметдинова, Ф.Г. Словарь башкирской мифологии / Ф. Г. Хисаметдинова. Уфа: ИИЯЛ УНЦ РАН, 2011. — 420 с.
- Байымов, Р.Н. Каруан килэ Багдадтан: Роман, повестар / Р. Н. Байымов. -Офо: Китап, 2012. 408 б.
- Бейешева, З.А. КэмЬетелгэндэр.Уяныу: Роман /З.А. Бейешева. ©-фе: Башкортостан китап нэшриэте, 1968. — 765 б.
- Еарипова, Т.Х. Бейрэкэй / Т. Х. Еарипова. Офе: Китап, 2006. — 768 б. 186Еарипов, Р.Й. ©-дэрзэр / Р. Й. Еарипов. — Офе: Башкортостан китапнэшриэте, 1996. -448 б.
- Дэулэтшина, Ь.Л. Ыргы?: Роман / Ь. Л. Дэулэтшина. Офе: Башкортостан китап нэшриэте, 1977. — 496 б.
- Кэрим, М.С. Одон-одак бала сак / М. С. Кэрим. Офе: Башкортостан китап нэшриэте, 1976. — 264 б.
- Кэрим, М.С. Одэрдэр. I том: шигырзар / М. С. Кэрим ©-фе, 2009. — 512 б.
- Хесэйенов, Е.Б. Замана. Мэкэлэлэр, портреттар, идтэлектэр, парсалар / Е. Б. Хесэйенов. ©-фе: Китап, 1988. — 360 б.
- Значение лексема судьба по данным толковых словарей.1. ЗначениеядылыуядыунасипелешелешлетэкдиркурэсэккурэЬекилзсэккилэЬегумергумер юлыбэхетлебзхетюгары косилаЬитэцреходай, хак тэгэлэмэулэ
- Словарь башкирского языка 1993+ + + + + + + + + + + + + + + + + +
- Толковый словарь совр. баш. языка++ + + + + + + + + +
- Мифологич еский словарь башкирскогоязыка+ + + + +1. Ай менэн ай бер тугел.2. Ак юл озон гумер.3. Аккан Ьыу кире кайтмай.4. Акмаган Ьыуды улэн бада.5. Аккан Ьыу юлын табыр.6. Алдырыр кон яддырыр.
- Алла ташламаЬа, буре ашамад.8. Аллага ышанган ас калган.
- Алланан кеткэн ут йоткан, эшлэп тапкан — тун теккэн.
- Аттьщ табаны олкэн, Донъяныц табыны олкэн.
- Ат картайыр майдан картаймад, Егет картайыр — заман картаймад.
- Атына курэ санаЬы, заманына курэ балаЬы.
- Атыц барда елеп кал, йерей алмай торган кон килер.14. Бала заманына окшап тыуа.
- Баш менэн таш ярып булмай.
- Башыцдан бейек Ьикерэ алмадЬьщ.
- Бер кеше бэхете икенсегэ булмай.18. Беген менэн кен бетмэй.19. Бегонгенец иртэЬе бар.
- Бегенгенен- иртэЬе бар, Иртэгэнец ирмэге бар.21. Буйына карап тунын бес.
- Буйыц етмэр ергэ ынтылма (Буйыц етмэр урынга ИуЗылма).23.24,25,26,27,28,29