Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Концепт «язмыш» («судьба») в башкирской языковой картине мира

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Концепты, входящие в общий понятийный базис, определяющий язык, мышление и культуру человека, свидетельствуют о частичной универсальности способа концептуализации действительности в разносистемных языках. Однако языковой способ представления картины мира в контексте менталитета конкретного этноса обусловливает возникновение и существование специфичных лингвокультурных конфигураций. Это… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Концепт — как объект лингвистического исследования
    • 1. 1. Концепт — как лингвокультурологическая единица
    • 1. 2. Типы концептов в современной лингвистике
  • Выводы по Главе 1
  • Глава II. Национально-культурная специфика концепта «я?мыш» («судьба») в башкирской языковой картине мира
    • 2. 1. Понятие судьбы в философской науке
    • 2. 2. «Яумыш» («судьба») как концепт-мифема в башкирской языковой картине мира
  • Выводы по Главе II
  • Глава III. Репрезентация концепта «я?мыш» («судьба») в башкирской языковой картине мира
    • 3. 1. Семантическая структура концепта «ядмыш» («судьба»)
    • 3. 2. Концепт «ядмыш» («судьба») в башкирских фразеологических единицах
    • 3. 3. Особенности репрезентации концепта «ядмыш» («судьба») в пословицах и поговорках
    • 3. 4. Вербализация концепта «я?мыш» («судьба») в башкирских народных песнях
    • 3. 5. Интерпретация и функционирование концепта «ядмыш» («судьба») в текстах
  • Выводы по Главе III

Концепт «язмыш» («судьба») в башкирской языковой картине мира (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Настоящая диссертационная работа посвящена исследованию одного из ключевых концептов башкирского языка — концепта «я?мыш» («судьба»).

Актуальность исследования определяется: отсутствием комплексного исследования концепта «ядмыш» («судьба») в башкирском языкевключением изучаемого концепта в широкий контекст когнитивных, психолингвистических, системно-структурных и лингвофилософских исследованийвыбором новых аспектов анализа объектаприменением системы разнообразных методов, позволяющих дать статическое и динамическое описание данного концепта. «Судьба» является одним из древнейших ключевых слов нашей культуры, которые, несмотря на смену представлений человека о мире, а также изменений в самом мире и в самом человеке, не исчезли из языка и смыслового пространства культуры.

Все сказанное предопределяет актуальность диссертационного исследования.

Предметом данного исследования является функционирование концепта «яумыш» («судьба») в башкирской языковой картине мира.

Целью исследования является выявление особенностей функционирования концепта «ядмыш» («судьба») в башкирской языковой картине мира.

Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:

1)выявление специфики лингвокультурологического подхода к исследованию языковых явлений;

2)рассмотрение основных теоретических подходов к пониманию понятия концепта в лингвокультурологии;

3)проведение лингвокультурологического анализа концепта «ядмыш» («судьба») в башкирской фразеологии и паремиологии;

4)проведение лингвокультурологического анализа концепта «я?мыш» («судьба») в башкирских художественных текстах;

5)выявление корпуса языковых единиц с компонентом «я?мыш» («судьба») в башкирском языке.

Объект исследования — концепт «ярыш» («судьба») в аспекте его содержания, структуры и функционирования в языке, в тексте и в индивидуальном сознании.

Материалом для анализа послужили данные различных словарей, башкирские пословицы и поговорки, фразеологические единицы, художественная литература. Сбор языкового материала для анализа осуществлялся методом сплошной выборки. Источниками материалов исследования послужили фразеологические, толковые, паремиологические словари, а также тексты художественных произведений.

Основными методами исследования являются методы лингвокультурологии как нового направления в лингвистикеметоды лингвокогнитивного подхода к изучаемому материалуконцептуальный, описательный. Кроме того, в работе применяются методы компонентного, дистрибутивного анализа и метод тренированной интроспекции (А.Вежбицкая).

Изученность проблемы. Для исследования избран один из наименее изученных концептов в башкирском языке — концепт «ядмыш» («судьба»).

Научная новизна:

— описана семантическая сфера концепта"ядмыш" («судьба»);

— выделены и терминологически обозначены когнитивные прототипические параметры концепта;

— представлена ассоциативно-вербальная сеть концепта;

— проанализирован набор компонентов, составляющих семантику исследуемого концепта.

Теоретическая значимость диссертации. Результаты исследования будут способствовать дальнейшей разработке одного из актуальных направлений современной лингвистики — лингвокультурологии.

Практическая значимость настоящего исследования состоит в том, что материалы исследования могут найти применение при составлении учебных пособий, в теоретических курсах по башкирской лексикологии.

Положения, выносимые на защиту:

1. Представление концепта «ядмыш» («судьба») как ментального образования, в состав которого входят такие компоненты, как понятийный, образный, ценностный.

2. Репрезентация лингвокультурного концепта «ядмыш» («судьба») на материале лексической, фразеологической и паремиологической систем.

3. Ядром семантического поля «ядмыш» («судьба») в башкирском языке выступает базовая лексема, представленная родовой семой «ядмыш». На периферии расположены такие синонимы, как тэкдир, насип, курэсэк, олеш, лэYx-эл-мэxфYз, мвкзддэр, кием от, кэдэр, фал эк.

Апробация работы. Диссертация обсуждалась на заседании кафедры башкирского и общего языкознания факультета башкирской филологии и журналистики ФГБОУ ВПО «Башкирский государственный университет». Основные положения диссертации отражены в выступлениях на научно-практических конференциях различного уровня: международных (Уфа, 2009, 2010, 2011), всероссийских (Уфа, 2009, 2010, 2012), региональных (Уфа, 2009, 2010), республиканских и межвузовских (Уфа, 2007, 2009, 2010, 2011).

По теме исследования опубликовано 14 статей, две из которых напечатаны в журнале «Вестник Башкирского университета» (Уфа, 2009, 2011), рекомендованном ВАК для публикации материалов кандидатских диссертаций.

Структура и объем работы определены целью и задачами исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и.

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ Ш.

Анализ функций концепта «ядмыш» («судьба») в башкирском языке, позволяет сделать следующие выводы:

1. В башкирском языке лексема «я?мыш» («судьба») имеет синонимы и является семантическим стержнем этих слов.

2. Во фразеологизмах «ядмыш» («судьба») складывается из трех составляющих: 1) судьба, как высшая сила над людьми, 2) судьба как данное человеку богом, 3) судьба как богом предназначенное/сужденное. Каждый из данных смыслов при словоупотреблении может быть главным, определяющим.

3. В башкирских пословицах и поговорках мы видим всеобщую веру людей в судьбу, так как чувство судьбы свойственно всякому человеку, или человек живет надеждой.

4. В башкирских народных песнях отражается история и судьба башкирского народа, жизненный опыт и нравственные нормы прошлых поколений.

5. Судьба — это предначертанный сценарий жизни, судьба имеет активную силу, обеспечивающую его осуществление, следствием чего является истинность текста сценария.

6. Волевое начало «я?мыш» («судьба») в башкирском языке проявляется в глагольных сочетаниях.

7. Действия надличностной высшей силы могут повторяться в настоящем и в будущем, что отражается в грамматической семантике глагола.

8. Внутренняя форма лексемы «ядмыш» («судьба») указывает на то, что судьба человека назначена, суждена, предрешена чьей-то волей.

9. В башкирской языковой картине мира сохраняется отзвук древнего обычая определения судьбы (^вынесения приговора) по жребию, который бросают и который выпадает, определяя судьбу человека.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

На современном этапе развития лингвистической науки становится очевидной ограниченность рассмотрения языка лишь как средства общения. Иной подход к языку заключается в изучении языка не только как средства общения, но прежде всего как неотъемлемого компонента культуры этноса. Языкмышление — культура являются неразрывным единством, нуждающимся в соответствующем изучении.

Смещение фокуса исследовательского внимания приводит к возникновению смежных дисциплин: этнопсихологии, психолингвистики, когнитивной психологии, социолингвистики, когнитивной лингвистики, этнолингвистики. Задачами лингвокультурологии являются изучение и описание взаимоотношений языка и культуры, языка и народного менталитета.

Известный ученый С.Г. Тер-Минасова пишет: «Язык — это мощное общественное орудие, формирующее людской поток в этнос, образующий нацию через хранение и передачу культуры, традиций, общественного самосознания данного речевого коллектива» (Тер-Минасова 2000: 15).

В ЯКМ этнический менталитет воплощается в «ключевых» культурных концептах — важнейших понятиях, актуальных для определенного народа, и потому характеризующихся социальной значимостью и непреходящей ценностью.

Концепты, входящие в общий понятийный базис, определяющий язык, мышление и культуру человека, свидетельствуют о частичной универсальности способа концептуализации действительности в разносистемных языках. Однако языковой способ представления картины мира в контексте менталитета конкретного этноса обусловливает возникновение и существование специфичных лингвокультурных конфигураций. Это и подтверждается в настоящей диссертации на примере исследования функционирования концепта «ядмыш» («судьба») в башкирском языке.

В диссертации было выявлено, что в центре лексико-семантическош поля «судьба» в башкирском языке лежит базовая лексема, представленная родовой семой «я$мыш». А на периферии поля расположены единицы, имеющие интегральное, общее с ядром значение, — синонимы лэух эл-мэхфуз, мекэддэр, насип, курэсэк, кисмэт, кэ&р, влвш, тэш) ир, фэлэк.

В ходе исследования были выделены следующие семантические составляющие концепта «ядмыш» («судьба») в башкирском языке:

1) «стечение обстоятельств, не зависящих от воли человека, ход жизненных событий»;

2) «доля, участь, жребий»;

3) «будущее, то, что случится, произойдет»;

4) «история существования кого-чего-нибудь»;

5) «религиозное понятие, то, что предначертано человеку Богом»;

6) «человек — хозяин своей судьбы»;

7) «счастье»;

8) «богатство, состояние, фортуна»;

9) «гибель, кончина, смерть».

Универсальными для исследуемых ЯКМ являются семантические группы концепта «судьба» со значением «стечение обстоятельств, не зависящих от воли человека, ход жизненных событий», «доля, участь, жребий», «история существования кого-чего-нибудь», «будущее, то, что случится, произойдет», «религиозное понятие, то, что предначертано человеку Богом», «человек — хозяин своей судьбы», «счастье». Нужно отметить, что первые четыре значения по специфике функционирования абсолютно совпадают и являются больше словарными значениями. Анализ «я^мыш» («судьба») в башкирской языковой картине мира позволяет выявить как представления о судьбе, так и различные её аспекты, которые составляют оппозиции. Среди них можно отметить следующие:

— судьба и воля;

— постоянство / изменчивость судьбы;

— счастливая / несчастливая судьба;

— справедливая / несправедливая судьба;

— отношение человека к судьбе: исправимость /неисправимость её;

— способы изменения судьбы: активный / пассивный.

В башкирской языковой картине мира слово «ядмыш» («судьба») означает прежде всего судьбу неблагоприятную, которую человек должен безоговорочно принять. Однако делается акцент на то, что все в руках самого человека и только он может повлиять на дальнейший ход своей судьбы.

Проанализировав функции концепта «ярыш» («судьба») в башкирском языке, мы сделали следующие выводы:

1. Все сказанное подтверждает мысль о том, что в языке отражается культуроспецифичное видение мира того или иного этноса. Одни и те же объекты действительности приобретают при номинации специфичные свойства в разных языках, то есть носители различных языков воспринимают один и тот же объект через картину мира родного языка, что делает представление об этом объекте всегда несколько иным.

2. Перспективы лингвокультурологического исследования концепта «ядмыш» («судьба») связаны с решением вопроса о мировосприятии носителей языка: создает ли каждый естественный язык через свою призму специфичное «видение мира», или же этническая особенность языка лишь «наслаивается» на универсальные логические единицы разносистемных языков.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , A.M., Псянчин, В.Ш. Историческая грамматика башкирского языка /А.М.Азнабаев, В. Ш. Псянчин. — Уфа, 1983. — 224 с.
  2. , Н.Ф. Смысловая структура текста // Семантика языка и текста: Сб. науч. ст. / Н. Ф. Алефиренко. Волгоград: Перемена, 1998. — С. 316.
  3. , Н.Ф. Поэтическая энергия слова. Синергетика языка, сознания и культуры / Н. Ф. Алефиренко. М.: Академия, 2002. — 394 е.
  4. , Н.Ф. Языковая картина мира и культура // Когнитивно-дискурсивные аспекты лингвокультурологии: Кол. Монография / Н. Ф. Алефиренко. Волгоград: Перемена, 2004. — С. 3−54.
  5. , З.Г. Понятие «я?мыш» / «судьба» в башкирской мифологии / З. Г. Аминев // Диалектико-материалистическая и современная онтология: М-лы науч. конф. Уфа: РИЦ БашГУ, 2011. — С. 113−117.
  6. , A.A. Коннотация в русском контексте / A.A. Аминова // Актуальные проблемы сопоставительного языкознания и межкультурные коммуникации: Сб. научн. тр. / Башкир, гос. ун-т. Уфа, 1999. — С.5.
  7. , Ю.Д. Избранные труды: в 2 т. / Ю. Д. Апресян. М.: Языки рус. культуры, 1995. — Т. 1. Лексическая семантика. — 472 с.
  8. , Ю.Д. Избранные труды: в 2 т. / Ю. Д. Апресян. М.: Языки рус. культуры, 1995. — Т. 2. Интегральное описание языка и системная лексикография. -767 с.
  9. , Ю.Д. Образ человека по данным языка: попытка системного описания / Ю. Д. Апресян // Вопросы языкознания. 1995. — № 1. — С. 37−67.
  10. Ю.Арутюнова, Н. Д. Истина: фон и коннотация / Н. Д. Арутюнова // Логический анализ языка. Культурные концепты. -М.: Наука, 1994. С. 21−30.
  11. П.Арутюнова, Н. Д. Народы и культуры: Развитие и взаимодействие / Н. Д. Арутюнова. М.: Наука, 1989. — 274 с.
  12. , Н.Д. Предложение и его смысл: Логико-семантические аспекты / Н. Д. Арутюнова. М.: Наука, 1976. — 383 с.
  13. , Н.Д. Язык и мир человека / Н. Д. Арутюнова. М.: Языки русской культуры, 1999. — 895 с.
  14. , С.А. Концепт и слово / С. А. Аскольдов // Русская словесность. Антология. М., 1997. — С. 268.
  15. , Р.Г. Общая лексика духовной культуры народов Среднего Поволжья / Р. Г. Ахметьянов. М.: Наука, 1981. — 144 с. 1 б. Ахунзянов, Э. М. Общее языкознание / А. П. Ахунзянов. Казан: ЮГУ, 1981.
  16. , А.П. «Возможные миры» в семантическом пространстве языка / А. П. Бабушкин. Воронеж, 2001. — 86 с.
  17. , А.П. Типы концептов в лексико-фразеологической системе языка / А. П. Бабушкин. Воронеж: ВГУ, 1996. — 104 с.
  18. , Л.К. Отражение национального менталитета в универсальных концептах языка / Л. К. Байрамова // Когнитивная лингвистика конца 20 века. Минск, 1997. — С. 84−86.
  19. Башкирское народное творчество. Том 8. Песни (дооктябрьский период). -Уфа: Китап, 1995. 400 с.
  20. Бапгкорт халык ижады. 9-сы том. Йомактар. Офе, 2007. — 416 б.
  21. Бапгкорт халык ижады: Йырдар. Офе, 1977. — 295 б.
  22. Башкорт халык ижады: Эпос. Офе: Китап, 1998. — 448 б.
  23. Башкорт халык ижады. 10-сы том. 1-се китап. Мэкэлдэр Ьэм эйтемдэр. -Офе: Китап, 2006. 544 б.
  24. , Э. Общая лингвистика / Э. Бенвенист. М.: УРСС, 2002. — 448 с.
  25. , З.Х. Адыгская языковая картина мира / З. Х. Бижева. Нальчик: Эльбрус, 2000. — 128 с.
  26. , З.Х. Язык и культура / З. Х. Бижева. Нальчик: Каб.-Балк. ун.-т., 2000. — 47 с.
  27. Бодуэн де Куртенэ, И. А. Очерки по истории языкознания и лингвистики (глоттологии) / И. А. Бодуэн де Куртенэ // Теория и история языкознания. М., 1979. — Вып. 2.
  28. , H.H. Когнитивная семантика: Курс лекции по английской филологии / H.H. Болдырев. Тамбов, 2000. — 123 с.
  29. , Т.А. Концепт «разум» в русской языковой картине мира / Т. А. Бычкова // Русская и сопоставительная филология: состояние и перспективы: международ, науч. конф., посвященная 200-летию Казан, гос. ун-та. Казань, 2004. -С. 260−261.
  30. , Г. Х. Башкирский народный эпос «Урал батыр»: когнитивно-дискурсивный и концептуальный анализ / Г. Х. Бухарова. Уфа: Вагант, 2008. — 352 с.
  31. , М.И. Страсти и судьбы / М. И. Буянов. М.: Прометей, 1995. — 232с.
  32. , А.Г. Башкирско-монгольские лексические взаимоотношения / А. Г. Вахитова. Автореф. дис. канд. филолог, наук. Уфа, 2006. — 22 с.
  33. , А. Язык. Культура. Познание / А. Вежбицкая. М., 1996. -411с.
  34. , Й.Л. Родной язык и формирование духа / Й. Л. Вейсгербер. М.: Прогресс, 1993.-389 с.
  35. , Й.Л. Язык и философия / Й. Л. Вейсгербер // Вопросы языкознания. 1993. — № 2. — С. 15−23
  36. , В.В. Основные типы лексических значений слова / В. В. Виноградов // Вопросы языкознания. 1953. — № 5. — С. 3−29.14U
  37. , Г. А., Попова, З.Д. Общее языкознание / Г. А. Волохина, З. Д. Попова. М.: ACT: Восток-Запад, 2007. — 408 с.
  38. , Г. А., Попова, З.Д. Синтаксические концепты русского простого предложения / Г. А. Волохина, З. Д. Попова. Воронеж, 1999. — С. 3171.
  39. , В.В. Лингвокулыуролошя: Теория и методы / В. В. Воробьев. -М.: Изд-во Российск. ун-та дружбы народов, 1997. 331 с.
  40. , В.В., Саяхова, Л.Г. Русский язык в диалоге культур / В. В. Воробьев, Л. Г. Саяхова. М.: Ладомир, 2006. — 286 с.
  41. , С.Г. Лингвокультурология, языковая личность, концепт: становление антропоцентрической парадигмы в языкознании // Филологические науки. -2001.-№ 1.
  42. , В.П. Тема судьбы в представление о времени в древнегреческом мировоззрении / В. П. Гайденко // Вопросы философии. 1969. -№ 9. — С.92−95.
  43. Гак, В. Г. Судьба и мудрость / В. Г. Гак // Понятие судьбы в контексте разных культур. М.: Наука, 1994. — С. 198−206.
  44. Гак, В. Г. Пространство мысли: опыт систематизации слов ментального поля / В. Г. Гак // Логический анализ: Ментальные действия. М., 1993. — С. 22−29.
  45. , И.Р. Текст как объект лингвистического исследования / И. Р. Гальперин. М., 1981. — 230 с.
  46. , Г. В., Кильдибекова, Т.А. Когнитивные аспекты лексической системы языка (на материале функционально-семантической сферы «жить») / Г. В. Гафарова, Т. А. Кильдибекова.- Уфа, РИО БашГУ, 1998. 180 с.
  47. , В. Избранные труды по языкознанию / В. Гумбольдт. -Москва: ОАОИГ «Прогресс». 1984. № 2. — С. 10−15.
  48. Дейк ван, Т. А. Язык. Познание. Коммуникация / Т.А. ван Дейк. М.: Прогресс, 1989.-312 с.
  49. , Н.К. Грамматика башкирского языка / Н. К. Дмитриев. -Уфа, 1950. 149 с. 5 6. Добровольский, Д.О. Национально-культурная спецификаво фразеологии / Д. О. Добровольский // Вопросы фразеологии. 1997. — № 6. -С. 25−28.
  50. , О.Д. К вопросу о национальной языковой личности и различиях в номинативных картинах мира (на примере Великобритании) / О. Д. Ивицкая // Юбилейный сборник статей. М.: Научно-образов. центр. «Школа Китайгородской», 2000. — С. 122−142.
  51. , Э.Ф. Историческое развитие лексики башкирского языка / Э. Ф. Ишбердин. -М.: Наука, 1986. 152 с.
  52. , О.Л. Текст и коммуникация / О. Л. Каменская. М.: Высшая школа, 1990. — 152 с.
  53. , В.И. О категориях лингвокультурологии / В. И. Карасик // Языковая личность: проблемы коммуникативной деятельности. Сб. научных тр. -Волгоград: Перемена, 2001. С. 3−16.
  54. , В.И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс / В. И. Карасик. Волгоград: Перемена, 2002. — 476 с.
  55. , В.И. Культурные доминанты в языке / В. И. Карасик // Язык. Личность: культурные концепты. Волгоград, 1996. — С.35−39.
  56. , В.И. Языковые ключи / В. И. Карасик. Волгоград: Парадигма, 2005.-476 с.
  57. , Ю.Н. Общая и русская идеография / Ю. Н. Караулов. М.: Наука, 1976.-335 с. 73 .Караулов, Ю. Н. Русский язык и языковая личность / Ю. Н. Караулов. М.: Наука, 1987.-354 с.
  58. , М.Л. Концепт судьбы. Фольклор и фразеология / М. Л. Ковшова // Понятие судьбы в контексте разных культур. М.: Наука, 1994. — С. 137−142.
  59. , Л.Н. Человек и его судьба / Л. Н. Коган. М.: Мысль, 1988.283с.
  60. , Г. В. О национальных особенностях языковой картины мира / Г. В. Колпакова //Филология и культура: Тезисы 2-ой Межд. конф. 12−14 мая 1999 г.: В 3 ч. Ч. 1. Тамбовское изд-во ТГУ, 1999. — С. 32−34.
  61. , В.В. Философия русского слово / В. В. Колесов. СПб.: ЮНА. -2002.-448 с.
  62. , В.В. Язык и ментальность / В. В. Колесов. СПб: Петербургское Востоковедение, 2004. — 204 с.
  63. Г. В. Объективная картина мира в познании и языке / Г. В. Колшанский. -М.: Наука, 1990. 103с.
  64. O.A. Языковые картины мира как производные национальных менталитетов / O.A. Корнилов. М.: ЧеРо, 2003. — 349 с.
  65. , И.В. К реконструкции грамматических категорий глагола // Сравнительная грамматика тюркских языков. Пратюркский язык-основа. Картина мира пратюркскош этноса по данным языка / И. В. Кормушин. М.: Наука, 2006. — С. 241−260.
  66. , A.B. Язык и восприятие. Когнитивные аспекты языковой категоризации / A.B. Кравченко. Иркутск: ИГУ, 1996. — 108 с.
  67. H.A. Эмоциональные концепты в немецкой и русской лингвокультурах / Н. Д. Красавский. Волгоград: Перемена, 2001. — 495 с.
  68. , С.А. Миф и язык: Опыт лингвокультурологической реконструкции русской мифологической картины мира / С. А. Кошарная. -Белгород: Изд-во Белгородского гос. ун-та, 2003. 288 с.
  69. , H.A. Эмоциональные концепты в немецкой и русской лингвокультурах. Волгоград: Перемена, 2001.
  70. , В.В. Этнопсихолингвистика и лингвокультурология / В. В. Красных. М.: «Гнозис», 2003. — 284 с.
  71. , Е.С. и др. Краткий словарь когнитивных терминов / Е. С. Кубрякова, В. З. Демьянков, Ю. Г. Панкрац, Л. Г. Лузина / Под общ. Ред. Е. С. Кубряковой. М.: МЕУ, 1996. — 245 с.
  72. Дж. Лингвистические гештальты // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. 10. М.: Прогресс, 1981. — С. 350−368.
  73. , Д.С. Концепт русского языка / Д. С. Лихачев // ИРАН СЛЯ. 1993. -№ 1. — С. 25−28
  74. Логический анализ языка. Культурные концепты. Москва: Наука, 1991. — 204 с.
  75. Логический анализ языка. Образ человека в культуре и языке. — Москва, 1999.-210с.
  76. , А.Ф. Диалектика мифа/ А. Ф. Лосев. М., 1930.- С. 148.
  77. , С.Х. Концептология: к становлению подхода / С. Х. Ляпин // Концепты. Архангельск, 1997.- С. 16−21.
  78. , В.А. Лингвокультурология: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / В. А. Маслова. М.: Издат. Центр «Академия», 2004. — 208 с. 95 .Минский, М. Фреймы для представления знаний / М. Минский. М.: Энергия, 1979.-151 с.
  79. , A.B. Терминологические исследования А.Ф.Лосева и историоризации нашего сознания / A.B. Михайлов // А. Ф. Лосев и культура XX века. Лосевские чтения. -М., 1991.-С.58.
  80. , З.А. Концепт «судьба» в татарском и английском языках. Автореф. дис.канд. филол. наук / З. А. Мотыгуллина. Казань, 2007. -167 с.
  81. K.M. Лексикология тюркских языков / K.M. Мусаев. М.: Наука, 1984. — 226 с.
  82. , Ф.А. Башкирские народные песни-предания / Ф. А. Надршина // Истоки, 1992. № 3. — С. 7.
  83. , С.Е. О концептуальном анализе в народной культуре / С. Е. Никитина // Логический анализ языка. Культурные концепты. М.: Наука, 1991. — С. 117−123.
  84. , И.Г. Этносемантика и национально-культурное своеобразие языков / И. Г. Ольшанский // Проблемы этносемантики: сб. науч. тр. / РАН. М., 1998.-С.21−66.
  85. , М.К. Язык, знак, культура / М. К. Петров. Москва, 1991.200 с.
  86. ЮЗ.Пименова, М. В. Методология концептуальных исследований // Антология концептов / Под ред. В. И. Карасика, Н. А. Стернина /М.В. Пименова. -Волгоград: Парадигма, 2005. ТА. С. 15−20.
  87. , М.В. Введение в когнитивную лингвистику / М. В. Пименова. Кемерово, 2004. — 208 с.
  88. , М.Б. Ислам и судьба // Понятие судьбы в контексте разных культур. М.: Наука, 1994. — С. 92−96.
  89. Юб.Попова, З.Д., Стернин, И. А. Очерки по когнитивной лингвистике / З. Д. Попова, ИЛ. Стернин. Воронеж: Истоки, 2006. -196 с.
  90. , З.Д., Стернин, И.А. Когнитивная лингвистика / З. Д. Попова, И. А. Стернин. Воронеж: Истоки, 2007. — 320 с.
  91. , З.Д., Стернин, И.А. Семантико-когнитивный анализ языка / З. Д. Попова, И. А. Стернин. Воронеж, 2006. — С. 212.
  92. , В.И. Судьба как ключевое слово культуры и его толькование А.Ф. Лосевым / В. И. Постовалова // Понятие судьбы в контексте разных культур. -М.: Наука, 1994. С. 207−214.
  93. Ю.Потебня, A.A. Мысль и язык / A.A. Потебня. Киев: СИНТО, 1993.192 с.
  94. Ш. Радбиль, Т. Б. Основы изучения языкового менталитета: Учебное пособие / Т. Б. Радбиль. М.: Флинта: Наука, 2010. — 328 с.
  95. , Т.В. Слово судьба в современных контекстах / Т. В. Радзиевская // Логический анализ языка: Культурные концепты. М.: Наука, 1993. — С. 64−72.
  96. , Д.С. Модель мира скифской культуры / Д. С. Раевский. М.: 1985.- 256 с.
  97. , И.А. Потаенное знание современной русской семьи / И. А. Разумова. М.: Индрик, 2001.
  98. , Е.В. Когнитивная семантика: история, персоналии, идеи, результаты / Е. В. Рахилина // Семиотика и информатика. М., 1998. — Вып. 36. — С. 274−323.
  99. Пб.Рахилина, Е. В. Когнитивный анализ предметных имен: семантика и сочетаемость / Е. В. Рахилина. М.: Русские словари, 2000. — 415 с.
  100. , Ю.В. О лингвистических универсалиях / Ю. В. Рождественский // Вопросы языкознания. 1968. — № 2. — С. 3−13.
  101. , А.Р. Структурная схема предложения как средство вербализации синтаксических концептов / А. Р. Рюкова // Вестник Башкирского университета. 2009. — № 4. — С. 1435−1438.
  102. , Г. Г. Человек эпохи глобализации / Г. Г. Салихов. М.: Наука, 2008. — 555 с.
  103. , Л.Х. Лингвокультурологическая концепция обучения башкирскому языку и родным языкам в образовательных учреждениях Республики Башкортостан / Л. Х. Самситова. Уфа: китап, 2010. — 24 с.
  104. , Л.Х. Культурный концепт как лингвокультурный феномен / Л. Х. Самситова // Вестник Башкирского университета. 2011. — № 3. — С.1145−1148.
  105. , Ф.Б. Концептосфера Гайсы Хусаинова: Когнитивно-дискурсивный и концептуальный анализ / Ф. Б. Саньяров // Вестник Башкирского университета. 2011. — № 3. — С.1120−1124.
  106. , Л.Г. Лингвокультурологические проблемы образования / Л. Г. Саяхова // Мир русского слова, 2001. № 3. — С. 17−20.
  107. , Э. Избранные труды по языкознанию и культурологии / Э. Сепир. -Москва: Прогресс, 1993. 654 с.
  108. , Б.А. Роль человеческого фактора в языке. Язык и мышление / Б. А. Серебреников. М., 1988. — 247 с.
  109. , E.H. Концептуальное поле судьбы и его репрезентация в русском языке / E.H. Сергеева // Теория поля в современном языкознании: Межвузовск. науч. сб. Уфа: РИО БашГУ, 2002. — С. 149−157.
  110. , E.H. Репрезентация концепта «судьба» (языковой и лингвокультурологический аспекты) (на материале русского языка). Автореф. дис.. .канд. филол. наук / E.H. Сергеева. Уфа, 2005. — 25 с.
  111. , Г. Г. От текста к символу: лингвокультурные концепты прецедентных текстов в сознании и дискурсе / Г. Г. Слышкин. М.: Академия, 2004. 128 с.
  112. , Ф. де. Заметки по общей лингвистике. Пер. с фр. / Общ. ред., вступ. ст. и коммент. H.A. Слюсаревой / Ф. де. Соссюр. Москва: Прогресс, 2000. -280 с.
  113. , И.В. К реконструкции древнетюркской мифологической системы /И.В. Стеблева // Тюркологический сборник. М.: 1972.
  114. , Ю.С. В трехмерном пространстве языка: Семиотические проблемы лингвистики, философии, искусства / Ю. С. Степанов. -М.: Наука, 1985.
  115. , Ю.С. Методы и принципы современной лингвистики / Ю. С. Степанов. М.: Эдиториал УРСС, 2005. — 312 с.
  116. , И.А. Концепт и языковая семантика / И. А. Стернин // Связи языковых единиц в системе и реализации. Когнитивный аспект. Томбов, 1999. -Вып. 2.-С. 69- 75.
  117. , И.А. Концепты и невербальность мышления / И. А. Стернин // Филология и культура: материалы международ, конфер. Томбов: Изд-во ТГУ, 2001.
  118. , В.И. Смерть и судьба / В. И. Стрельков // Понятие судьбы в контексте разных культур. -М.: Наука, 1994. С. 34−37.
  119. , В.Н. Типы языковых значений. Связанное значение слова в языке / В. Н. Телия. Москва: Наука, 1981. — 269 с.
  120. , В.Н. Русская фразеология. Семантический, прагматический и лингвокультурологические аспекты / В. Н. Телия. Москва: Школа «Языки русской культуры», 1996. — 288 с.
  121. Тер-Минасова, С. Г. Война и мир языков и культур / С.Г. Тер-Минасова. М.: Слово, 2008. — 242 с.
  122. Тер-Минасова, С. Г. Язык и межкультурная коммуникация / С.Г. Тер-Минасова. Москва: Слово, 2000. — 150 с.
  123. , В.И. Словарь концептосферы и динамика дискурса / В. И. Убийко // Русский язык: исторические судьбы и современность. Международный конгресс русистов-исследователей. Труды и материалы. -МГУ, 2001.
  124. , В.И. Концептосфера внутреннего мира человека в аспекте когнитивной лингвистике / В. И. Убийко // Виноградовские чтения. Когнитивные и культурологические подходы к языковой семантике: Науч. конф.: Тез. докл. -М., 1999.- С.52−53.
  125. , Б. Наука и языкознание / Б. Уорф // Новое в лингвистике. М., I960. — Вып. 1.-С. 173−176.
  126. , Е.В. Проблемы исследования языковой картины мира: Аналогия в семантике / Е. В. Урысон. -М.: Языки славянской культуры, 2003.
  127. , Ч. Фреймы и семантика понимания // Новое в зарубежной лингвистике. Вып.23. Когнитивные аспекты языка. М.: Прогресс, 1988. — С. 52−92.
  128. , P.M. Цвет, смысл, сходство: Аспекты психолингвистического анализа / P.M. Фрумкина. -М.: «Наука», 1984. 175 с.
  129. , М. Работы и размышления разных лет. Пер. с нем. / М. Хайдегер. Москва: Гнорис, 1993. — 464 с.
  130. , Р.Х. Картина мира в русской фразеологии (в сопоставлении с башкирскими параллелями). М.: Прометей, 1996. -146 с.
  131. , Р.Х. Лингвистика межкультурных коммуникаций: курс лекций. Уфа: БГПУ, 2005. — 138 с.
  132. , Р.Х. Фразеологическая картина мира: от мировидения к миропониманию / Р. Х. Хайруллина. Уфа, 2000. — 285 с.
  133. , Г. Ф. Теоретические основы формирования национальной культурной личности / Г. Ф. Хасанова. Казань: Магариф, 1999. — 192 с.
  134. , А.Т. Основы лингвокультурологии: Учебное пособие / Под ред. В. Д. Бондалетова / А. Т. Хроленко. М.: Флинта: Наука, 2005. — 184 с.
  135. , A.A. Теоретическая грамматика английского языка / A.A. Худяков. М.: Академия, 2005. — 256 с.
  136. , З.Р. Концепт «сердце» в языковой картине мира: Автореф. дис. .канд. филол. наук / З. Р. Цримова. Нальчик, 2003. — 21с.
  137. , Л.О. Имя СУДЬБА как объект концептуального и ассоциативного анализа / Л. О. Чернейко, В. А. Доминский // Вестник МГУ. Сер.9. (Филология). 1996. — № 6. -С. 20−41.
  138. , С.Г. Языковые универсалии и проблемы лексической семантики / С. Г. Шафикова. Уфа: Изд-во Башк. гос. ун-та, 1998. — 251 с.
  139. , В.А. Концептосфера «Встреча / приветствие прощание / расставание» в русском языке. Дис.. канд. филол. наук / В. А. Шемарова. — Уфа, 2004.-230 с.
  140. Этнокультурная специфика языкового сознанаия. Сборник статей / отв. ред. Н. В. Уфимцева. М., 1996. — 227с.
  141. , P.A. Лексико-фразеологические средства русского и татарского языков / P.A. Юсупов. Казань: Тат. кн. изд-во, 1980. — 255 с.
  142. Язык и структура знаний / Отв. ред. P.M. Фрумкина. М.: ИЯ АН СССР, 1990.-205 с.
  143. Язык как средство трансляции культуры. М.: Наука, 2000. — 311с.
  144. Языковое сознание и образ мира. Сборник статей / Отв. ред. Н. В. Уфимцева. М., 2000. — 320 с.
  145. Язык и этнический менталитет. Сборник научных трудов / Отв. ред. З. К. Тарланов. Петрозаводск, 1995. — 163 с.
  146. , Е.Б. Сердце, душа, дух в английской и немецкой языковых картинах мира (опыт реконструкции концептов) / Е. Б. Яковенко // Логический анализ языка. Образ человека в культуре и языке. -М.: Индрик, 1999. С. 39−45.
  147. , Е.С. Фрагменты русской языковой картины мира (модели пространства, времени и восприятия) / Е. С. Яковлева. М.: Гнозис, 1994. — 343 с. 1. Словари и справочники:
  148. Башкирско-русский словарь / Под ред. ЗГ.Ураксина. -М.: Дигора, Рус. яз., 1996.-884 с.
  149. Башкорт теленец Ьузлеге: В 2-х т. / Отв. ред.И. М. Агишев. — М.: Рус.яз., 1993.-814 6. (БТЬ)
  150. Башкорт халык мэкэлдэре Ьэм эйтемдэре Ьузлеге / Те?. М. Х. Эхтэмов. -Офе: Китап, 2008. 776 б.
  151. Болыпой энциклопедический словарь. 2-е изд. перераб. и доп. — М.: 1998. -1456 с.
  152. Древнетюркский словарь. Л.: Наука, 1969. — 676 с.
  153. Краткий философский словарь / Кириленко Г. Г., Шевцов Е. В. М.: Слово, 2002.-480 с.
  154. Краткий словарь когнитивных терминов // Кубрякова Е. С., Демьянков В. З., Панкрац Ю. Г., Лузина Л. Г. М.: Изд-во МГУ, 1996. — 245 с.
  155. , Т.И. Концепты духовности в русской языковой картине мира (лингвокультурологический словарь) / Под ред. Л. Г. Саяховой /- Уфа, 2004. -158 с. 175 .Лингвистический энциклопедический словарь. -М.: Сов. Энциклопедия, 1990.-685 с.
  156. , Л.Х. Башкорт тел картинаЬында мэ^эниэт концепттары / Л. Х. Сэмситова. Офе: Китап 2010.-164 б.
  157. , Э.В. Этимологический словарь тюркских языков. Общетюркские и межтюркские основы на гласные / Э. В. Севортян. М.: Наука, 1974.-767 с.
  158. , Ю.С. Константы. Словарь русской культуры. Опыт исследования. -М.: Языки русской культуры, 1997. 824 с.
  159. , З.Е. Башкорт теленец фразеологик Ьузлеге / З. Е. Ураксин. Офе: Китап, 2006.-344 б.
  160. Философский словарь / Под ред. И. Т. Фролова. -М., 1987.
  161. Философский энциклопедический словарь / гл. ред. Л. Ф. Ильичев. М.: Советская энциклопедия, 1983. 839 с.
  162. , Ф.Г. Словарь башкирской мифологии / Ф. Г. Хисаметдинова. Уфа: ИИЯЛ УНЦ РАН, 2011. — 420 с.
  163. , Р.Н. Каруан килэ Багдадтан: Роман, повестар / Р. Н. Байымов. -Офо: Китап, 2012. 408 б.
  164. , З.А. КэмЬетелгэндэр.Уяныу: Роман /З.А. Бейешева. ©-фе: Башкортостан китап нэшриэте, 1968. — 765 б.
  165. , Т.Х. Бейрэкэй / Т. Х. Еарипова. Офе: Китап, 2006. — 768 б. 186Еарипов, Р.Й. ©-дэрзэр / Р. Й. Еарипов. — Офе: Башкортостан китапнэшриэте, 1996. -448 б.
  166. , Ь.Л. Ыргы?: Роман / Ь. Л. Дэулэтшина. Офе: Башкортостан китап нэшриэте, 1977. — 496 б.
  167. , М.С. Одон-одак бала сак / М. С. Кэрим. Офе: Башкортостан китап нэшриэте, 1976. — 264 б.
  168. , М.С. Одэрдэр. I том: шигырзар / М. С. Кэрим ©-фе, 2009. — 512 б.
  169. , Е.Б. Замана. Мэкэлэлэр, портреттар, идтэлектэр, парсалар / Е. Б. Хесэйенов. ©-фе: Китап, 1988. — 360 б.
  170. Значение лексема судьба по данным толковых словарей.1. ЗначениеядылыуядыунасипелешелешлетэкдиркурэсэккурэЬекилзсэккилэЬегумергумер юлыбэхетлебзхетюгары косилаЬитэцреходай, хак тэгэлэмэулэ
  171. Словарь башкирского языка 1993+ + + + + + + + + + + + + + + + + +
  172. Толковый словарь совр. баш. языка++ + + + + + + + + +
  173. Мифологич еский словарь башкирскогоязыка+ + + + +1. Ай менэн ай бер тугел.2. Ак юл озон гумер.3. Аккан Ьыу кире кайтмай.4. Акмаган Ьыуды улэн бада.5. Аккан Ьыу юлын табыр.6. Алдырыр кон яддырыр.
  174. Алла ташламаЬа, буре ашамад.8. Аллага ышанган ас калган.
  175. Алланан кеткэн ут йоткан, эшлэп тапкан — тун теккэн.
  176. Аттьщ табаны олкэн, Донъяныц табыны олкэн.
  177. Ат картайыр майдан картаймад, Егет картайыр — заман картаймад.
  178. Атына курэ санаЬы, заманына курэ балаЬы.
  179. Атыц барда елеп кал, йерей алмай торган кон килер.14. Бала заманына окшап тыуа.
  180. Баш менэн таш ярып булмай.
  181. Башыцдан бейек Ьикерэ алмадЬьщ.
  182. Бер кеше бэхете икенсегэ булмай.18. Беген менэн кен бетмэй.19. Бегонгенец иртэЬе бар.
  183. Бегенгенен- иртэЬе бар, Иртэгэнец ирмэге бар.21. Буйына карап тунын бес.
  184. Буйыц етмэр ергэ ынтылма (Буйыц етмэр урынга ИуЗылма).23.24,25,26,27,28,29
Заполнить форму текущей работой