Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Снижение вредного влияния автотранспорта на окружающую среду крупного города: На примере г. Омска

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Одной из основных причин увеличения количества выбросов загрязняющих веществ от автотранспорта за последние годы является быстрый рост автомобильного парка России (на 2−3% в год). С ростом парка автомобилей, достигшим в 2004 ^ 28 млн. ед., ухудшается состояние окружающей среды городов и, как следствие, ухудшается состояние здоровья их жителей. Это представляет экологическую и социальную проблемы… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Анализ состояния воздушной среды крупного промышленного города
    • 1. 1. Автотранспорт как основной загрязнитель воздушной среды города
    • 1. 2. Определение количества загрязняющих веществ от выбросов авто транспорта по существующим методикам
    • 1. 3. Влияние загрязнения воздушной серы города на здоровье населения г. Омска
    • 1. 4. Оценка эколого-экономического ущерба от воздействия загрязнения на воздушную среду
    • 1. 5. Примеры проведения мероприятий по снижению негативного воздействия автотранспорта в регионах России
  • Выводы
  • Глава 2. Разработка методики оценки количества загрязняющих веществ и ущерба от автотранспорта
    • 2. 1. Динамика загрязнения воздушной среды города от источников промышленности и автотранспорта
    • 2. 2. Методика определения количества загрязняющих веществ от выбросов автотранспорта
      • 2. 2. 1. Определение массовых коэффициентов, загрязняющих веществ при сжигании моторных топлив
      • 2. 2. 2. Определение массовых выбросов загрязняющих веществ при сжигании моторных топлив
    • 2. 3. Расчет количества загрязняющих веществ от выбросов автотранспорта в атмосферу города
    • 2. 4. Усовершенствование методики определения экономического ущерба от загрязнения выбросами автотранспорта
    • 2. 5. Количественная оценка возмещения ущерба
    • 2. 6. Методики оценки влияния загрязнения от автотранспорта на здоровье населения
    • 2. 7. Влияние выбросов автотранспорта на здоровье жителей города
    • 2. 8. Составление программы опроса жителей «Влияние автотранспортного загрязнения на здоровье населения»
    • 2. 9. Социологическое исследование субъективной оценки влияния окружающей среды на здоровье населения
  • Выводы
  • Глава 3. Совершенствование методики возмещения ущерба от загрязнения воздушной среды
    • 3. 1. Возмещение ущерба за счет плат за загрязнение от автотранспорта
      • 3. 1. 1. Расчет количества загрязняющих веществ от автотранспорта отраслей промышленности
      • 3. 1. 2. Экономическая оценка ущерба и его возмещение по отраслями промышленности
      • 3. 1. 3. Расчет платы за выбросы автотранспорта по отраслям промышленности
    • 3. 2. Возмещение ущерба по видам автотранспорта (грузовой, пассажирский, личный)
  • Выводы
  • Глава 4. Методы снижения негативного влияния автотранспорта на воздушную среду города
    • 4. 1. Разработка программы по снижению выбросов автотранспортом города
    • 4. 2. Эколого-экономическое обоснование природоохранных мероприятий
    • 4. 3. Разработка мероприятий по возмещению ущерба от выбросов автотранспорта
    • 4. 4. Экспертная оценка разработанных природоохранных мероприя
    • 4. 5. Разработка модели программы природоохранных мероприятий
  • Выводы

Снижение вредного влияния автотранспорта на окружающую среду крупного города: На примере г. Омска (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В последние годы автомобильный транспорт является одним из основных источников выбросов вредных веществ, загрязняющих атмосферный воздух городов. В отдельных городах вклад автотранспорта в загрязнение атмосферы достигает 50−90% (Москва 93,7%, Екатеринбург 70%, Омск 56%). При этом доля выбросов от автотранспортных средств составляет 60−85% загрязняющих веществ всех объектов автотранспортного комплекса.

Одной из основных причин увеличения количества выбросов загрязняющих веществ от автотранспорта за последние годы является быстрый рост автомобильного парка России (на 2−3% в год). С ростом парка автомобилей, достигшим в 2004 ^ 28 млн. ед., ухудшается состояние окружающей среды городов и, как следствие, ухудшается состояние здоровья их жителей. Это представляет экологическую и социальную проблемы, как города, так и страны в целом.

При оценке влияния автотранспортного комплекса на состояние окружающей среды первоочередное внимание уделяют воздействиям, возникающим при движении транспортных средств. Наиболее опасным видом транспортных загрязнений считают выбросы в атмосферу отработавших газов. Причина этого — непосредственное воздействие на здоровье челоьека вредных примесей в воздухе.

Критерием оценки негативного влияния автомобильного транспорта может выступать экологический ущерб, наносимый окружающей среде и обществу. Для решения обостряющихся экологических и социальных проблем необходимо совершенствование методов проектирования природоохранных мероприятий и оценки их социально-экономической эффективности. На основании этого тема диссертационной работы является актуальной.

Объектом данного исследования является парк автотранспорта крупного города как источник загрязнения окружающей среды.

Предметом исследования является процесс загрязнения и разработка мер по защите окружающей среды крупного города от выбросов автотранспорта.

Цель исследования: Совершенствование методики оценки эколого-экономического ущерба от загрязнения выбросами автотранспорта окружающей среды крупного промышленного города и разработка комплекса мероприятий по его снижению (на примере г. Омска).

Задачи исследования:

1. Разработать методику расчета количества загрязняющих веществ от выбросов автотранспорта города с учетом транспортных средств работающих на сжиженном нефтяном газе. Уточнить расчет годовых масс выбросов загрязняющих веществ от автотранспорта г. Омска.

2. Усовершенствовать методику оценки эколого-экономического ущерба, от воздействия автотранспорта на городскую экосистему. Оценить экономический ущерб, наносимый выбросами автотранспорта на примере г. Омска.

3. Определить влияние загрязнения городской экосистемы выбросами автотранспорта на здоровье населения.

4. Установить объем платы за загрязнение как формы возмещения ущерба.

5. Разработать комплекс природоохранных мероприятий по снижению негативного воздействия автотранспорта на городскую экосистему (на примере г. Омска).

Информационной базой диссертационной работы являются правовые, статистические и аналитические материалы Госкомстата России, МПР России, Росгидромета России, федеральные целевые программы, монографии отечественных ученых, Интернет-ресурсы, Федеральные законы, Постановления Правительства РФ и др.

Научная новизна работы состоит в следующем:

— разработана методика расчета количества загрязняющих веществ от выбросов автотранспорта города, которая учитывает количество загрязняющих веществ от транспортных средств работающих на сжиженном нефтяном газе (как более экологичном виде топлива);

— усовершенствована методика оценки эколого-экономического ущерба от воздействия автотранспорта на городскую экосистему, включающая коэффициент индексации;

— обоснованы методические основы проектирования комплекса природоохранных мероприятий по снижению влияния автотранспорта на окружающую среду г. Омска.

Методы проведения исследований. Теоретической и методической базой диссертационной работы послужили труды отечественных и зарубежных специалистов в области технической эксплуатации автотранспортных средств, экосистемы города, экономики природопользования и охраны окружающей среды, методы математической статистики и анализа.

Практическая значимость:

— Разработан комплекс мероприятий по снижению загрязнения от автотранспорта города, который может быть использован в региональных и муниципальных программах.

— Методика расчета количества загрязняющих веществ использована при разработке программ «Развитие пассажирского автомобильного транспорта Ханты-Мансийского автономного округа до 2005 г.» и «Развитие городского пассажирского транспорта г. Омска до 2005 г.».

— Методики расчета количества загрязняющих веществ и эколого-экономического ущерба используются в учебном процессе по дисциплинам «Экология городской среды» и «Экология автотранспортного комплекса».

— Разработанные рекомендации внедрены департаментом транспорта администрации г. Омска в рамках программы «Развитие городского пассажирского транспорта г. Омска до 2005 г.», имеется акт о внедрении.

Положения выносимые на защиту:

1. Новая методика расчета количества загрязняющих веществ, попадающих в атмосферу города с выбросами автотранспорта, с учетом транспортных средств работающих на сжиженном нефтяном газе.

2. Методика оценки эколого-экономического ущерба от воздействия автотранспорта, учитывающая индексацию цен.

3. Программа природоохранных мероприятий по снижению влияния автотранспорта на окружающую среду г. Омска.

Апробация работы. Основные, результаты работы докладывались на расширенной заседании факультета «Промышленное и гражданское строительство» Сибирской Государственной автомобилыю-дорожной академии (Омск, 2004) — на научно-техническом совете кафедры «Технология транспортного машиностроения и эксплуатация машин» (Новосибирск, 2006) — на научных конференциях аспирантов кафедры «Городское строительство и хозяйство» Сибирской Государственной автомобильно-дорожной академии в 1999;2004 гг.- на Межрегиональной конференции по экологическому образованию (Омск, 2000) — на Международной научно-практической конференции «Дорожно-транспортный комплекс, экономика, экология, строительство и архитектура» (Омск, 2003), на 43-й Международной научно-технической конференции Ассоциации автомобильных инженеров «Проблемы создания и эксплуатации автомобилей, специальных и технологических машин в условиях Сибири и Крайнего Севера» (Омск, 2004).

Достоверность научных положений диссертационной работы подтверждается использованием апробированных методов теории математической статистики и теории принятия решений.

Публикации и апробация работы:

По теме диссертации опубликовано 10 печатных работ в центральных изданиях, сборниках вузов.

Структура и объем работы: Диссертация состоит из введения, четырех глав, выводов, списка литературы (175 наименований) и приложения. В диссертации имеются 24 таблиц и 26 рисунков. Общий объем работы 155 страниц машинописного текста.

ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБЩИЕ ВЫВОДЫ:

1. Разработана методика расчета количества вредных выбросов автотранспорта города, за счет введения предложенных массовых коэффициентов загрязняющих веществ, которые позволяют учитывать новые виды топлив и современный технический уровень автомобилей. Рассчитанное по методике количество выбросов загрязняющих веществ от автотранспорта г. Омска за 2002;2004 гг. возросло (Р < 0,05) на 25,245 ± 0,005 тыс. тонн (на 21%).

2. Усовершенствована методика оценки ущерба, наносимого окружающей среде и жителям г. Омска выбросами автотранспорта. За 20 022 004 гг. он увеличился на 26% и составил в 2004 г. 71,310 ± 1,906 млн руб. Величина ущерба, наносимого отдельными загрязняющими веществами выбросов автотранспорта, имеет значительное отличие. Наибольший ущерб вызывают оксиды азота, ущерб от них в 40 раз превосходит ущерб от оксида углерода.

3. Предложены различные формы возмещения ущерба от вредных выбросов по видам транспорта: грузовой, пассажирский, легковой. Рекомендовано выделение экологического фактора из: цены автотранспортного средства, цены бензина, налога на транспортное средство.

4. Установлено, что выбросы автотранспорта вызывают увеличение заболеваний населения примагистральных территорий. Показатель обновления заболеваемости у жителей, проживающих на территориях с интенсивным движением автотранспорта (удельные выбросы загрязняющих веществ, за период 2002;2004 гг., составили 4,208 ± 0,103 тыс. т/км кв.) возрос по болезням: крови, кроветворных органов, системы кровообращения на 9%, органов дыхания на 7,5%, органов пищеварения на 11%, новообразований на 27%.

5. Разработана программа природоохранных мероприятий по снижению негативного влияния автотранспорта на воздушную среду города, которая включает конструкторско-технологические, градостроительные, административно-организационные, нормативно-правовые мероприятия. Реализация разработанной программы позволит снизить ущерб, наносимый автотранспортом г. Омска, на 10−15%.

Ill.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

За последние пять лет экологическая обстановка в г. Омске ухудшилась. В связи с тем, что количество выбросов загрязняющих веществ от стационарных источников промышленности снижается, основным загрязнителем атмосферы города остается автотранспорт. Доля загрязняющих веществ от автотранспорта в общих выбросах городских источников загрязнения атмосферного воздуха составляет 38% (за 2003 г. составила (Р < 0,05), СО — 55,948 ± 0,002 тыс. тонн/год, СН — 40,300 ± 0,002 тыс. тонн/год, N0* - 17,922 ± 0,001 тыс. тонн/год, БОх — 1,780 ± 0,0001 тыс. тонн/год, С — 2,276 ± 0,0001 тыс. тонн/год). Загрязняющие вещества, выбрасываемые автотранспортом, поступают непосредственно в приземный слой атмосферы и значительно хуже рассеиваются, чем выбросы промышленности, поступающие в атмосферу на большой высоте. Следствием загрязнение атмосферы города является ухудшение здоровья населения. Этот факт установлен на основании собственного исследования.

Показать весь текст

Список литературы

  1. ГОСТ 17.2.1.03−84 «Охрана природы. Атмосфера, Термины и определения контроля загрязнения» Госстандарт СССР, 1984.
  2. ГОСТ 17.2.1.01−76 «Атмосфера. Классификация выбросов по составу» Госстандарт СССР, 1975.
  3. ГОСТ 17.2.2.01−84 «Охрана природы. Атмосфера. Дизели автомобильные. Дымность отработавших газов» Госстандарт СССР, 1984.
  4. ГОСТ 17.1.3.05−82. Охрана природы. Гидросфера. Общие требования к охране поверхностных и подземных вод от загрязнения нефтью и нефтепродуктами.
  5. ГОСТ 17.0.0.01−76 «Охрана природы. Гидросфера. Система стандартов в области охраны природы и улучшения использования природных ресурсов. Основные положения» Госстандарт СССР, 1976.
  6. ГОСТ 17.1.3.05−82 «Охрана природы. Гидросфера. Общие требования к охране поверхностных и подземных вод от загрязнения нефтью и нефтепродуктами» Госстандарт СССР, 1981.
  7. ГОСТ Р 51 105 97. Топлива для двигателей внутреннего сгорания. Неэтилированный бензин. Технические условия.
  8. ГОСТ 14 846–81. Двигатели автомобильные. Методы стендовых испытаний.
  9. ГОСТ 17.2.2.03.06 99 «Охрана природы. Атмосфера. Нормативы и методы измерения содержания оксида углерода и углеводородов газо-балонных автомобилей» М.: Госстандарт РФ, 1999.
  10. ГОСТ 21 393 75 (доп. № 2, 1999) «Автомобили с дизелями. Дымность отработавших газов. Нормы и методы измерений. Требования безопасности.»
  11. И.Я. Транспорт: история, современность, перспективы, проблемы. М.: Наука, 1985 — 177 с.
  12. В.Ю., Кузубова Л. И., Яблокова Е. П. Экологические проблемы автотранспорта: Аналитический обзор. Новосибирск: Комитет по экологическим и природным ресурсам Новосибирской области, 1995 г. — 112 с.
  13. A.A., Комарницкий Г. М., Панькова В. К. Практикум по курсу «Эколого-экономические основы природопользования» Новосибирск: НИНХ, 1994.- 75 с.
  14. АхметовЛ.А., Корнев Е. В., Ситшаев Т. З. Автомобильный транспорт и охрана окружающей среды. Справочник, Ташкент Мехнат, 1990.
  15. О.Ф., Мельник Л. Г., Яковлев А. Ф. Экономика и качество окружающей природной среды. Ленинград: Гидрометиздат, 1984. — 85 с.
  16. Борьба с загрязнением окружающей среды на автотранспорте / Дробот В. В., Косицин П. В., Лукьяненко А. П., Могила В. П. К.: Техника, 1979 — 215 е., ил.
  17. О.П. Социальная экология: Учеб. пособие / О. П. Баженова. Омск., Изд-во ОмГАУ, 2004. — 152 е.: ил.
  18. М.С. Социально-гигиеническая характеристика заболеваемости городского и сельского населения. М., 1980. — С. 237−238.
  19. А.И. Анкетный опрос как общение социолога с респондентами /И.А. Бутенко. М.: Высш. шк., 1989. — 176 с.
  20. Временная методика определения предотвращенного экологического ущерба. М. 09.03.1999.
  21. Временная типовая методика определения экономической эффективности осуществления природоохранных мероприятий и оценки экономического ущерба, причиняемого народному хозяйству загрязнением окружающей среды. М. 1986.
  22. B.C., Толоконцев H.A. Экологические проблемы городов и здоровье человека J1.: Знание, 1982. — 32 с. 25. «Временное положение о системе обращения с нефтеотходами в г. Москве» Утв. Постановлением правительства Москвы от 18.11.97. № 807.
  23. A.A., Струкова Е. Б. Экономика природопользования. М.: АспектПресс, 1995.- 188 с.
  24. Э.В. и др. Экология и экономика природопользования: Учебник для вузов / Под ред. проф. Э.В.Гирусова- Предисловие д-ра экон. Наук Председателя Госкомэкологии Рф В. И. Данилова Данильяна. — М.: ЮНИТИ, 2000.-455 с.
  25. A.A. Социальная экология / A.A. Горелов. М., 2002. -408 с.
  26. Р. Загрязнение воздушной среды. М.: Мир, 1979. — 200с.
  27. В.В., Рыбальский Н. Г. Здоровье человека и окружающая среда. Информационно-справочный бюллетень, «Экологический вестник России» Издательство РЭФИЯ, Москва 1995. С. 8−19.
  28. А.Н. Состояние здоровья и материально-бытсвые условия отличников и неуспевающих школьников // Социальная среда и здоровье полрастающего поколения. М., 1979. С 26.
  29. Доклад. Состояние окружающей природной среды Омской области 2002 г. Омск: Главное Управление по природным ресурсам Омской области, 2003.- 102 с.
  30. И.Е., Каримов Б. Б. Автомобильные дороги в окружающей среде. М.: ООО «Трансдорнаука», 1997. — 285 с.
  31. М.Р., Бычкова С. Г. Социальная статистика: Учебн. пособие / М. Р. Ефимова, С Г. Бычкова- Под. ред. М. Р. Ефимовой. М.: Финансы и статистика, 2003. — 560 е.: ил.
  32. Н.В., Тырикина Т. И., Землянова М. А., и др. Влияние на здоровье населения выбросов свинца автотранспортом // Гигиена и санитария. № 3, 1999. С. 3−4.
  33. Закон РСФСР «Об охране окружающей среды» № 7 ФЗ от 10.01.2002.
  34. Закон РФ «О лицензировании отдельных видов деятельности»
  35. Закон РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». 19.04.91.
  36. Инженерная экология и экологический менеджмент / М. В. Буторина, П. В. Воробьев, А. П. Дмитриева и др.- Под. ред. Н. И. Иванова, И. М. Фадина. М.: Логос, 2002. — 528 с.
  37. Е.В. О влиянии выбросов, содержащих канцерогенные и токсические вещества, на распространение рака легкого // Гигиена и санитария. М., 1978. № 7. -С 6−10.
  38. Э.Н. Здоровье и экономика. Горький, 1980, С. 26
  39. Е.С. Пути и методы обеспечения экологической безопасности автотранспортного комплекса региона. М., 1998. — 44 с. (Автомоб. Трансп.: Экологическое обозрение. Сер. Охрана окружающей среды / Ин-формавтотранс- Вып. 2).
  40. Г. В., Татарский В. П., и др. Зависимость онкологической заболеваемости от загрязнения атмосферного воздуха // Гигиена и санитария. № 2, 1997.-С. 1−5.
  41. Концепция стратегического развития г. Омска. Под. рук. Колоколов A.A. Омск, ООО «АМФОРА», 2002. — 99 с.
  42. Конституция Российской Федерации М.: Издательство «Ось -89», 1998−48 с.
  43. В.В. Межотраслевая экономика М.: Экономика, 1997. — 479 е., ил., 21 см.
  44. В.В. Экономические Эссе М.: Экономика, 1990. — 256 е., ил., 21 см.
  45. В.Н., Буслаев А. П., Яшина М. В. Автотранспортные потоки и окружающая среда 2: Учеб. Пособие для вузов / Под ред. В.Н. Лука-нина. М.: ИНФРА — М, 2001. — 646 с. — (Серия «Высшее образование»),
  46. И.П. Заболеваемость дошкольников, проживающих в районах с разным уровнем загрязненности атмосферного воздуха // Некоторые вопросы гигиены растущего организма. М, 1981. — С 40−48.
  47. Методические указания по расчету выбросов вредных веществ автомобильным транспортом. М.: Гидрометиздат (Моск. отд.), 1985.
  48. Методика определения массы выбросов загрязняющих веществ автотранспортными средствами в атмосфере воздуха. М. 1993.
  49. Методика расчета концентраций в атмосферном воздухе вредных веществ, содержащихся в выбросах предприятий. ОНД-86. Госгидромет, 1987.
  50. Методика расчета выбросов в атмосферу загрязняющих веществ автотранспортом на городских магистралях. М., 1996.
  51. Методические рекомендации по составлению Обзора выбросов загрязняющих веществ в атмосферу на территории республики (края, области, автономного округа) за 1999 год, Санкт-Петербург. 1999.
  52. Методика определения предотвращенного экологического ущерба. М. 30.11.1999.
  53. А.И. Экономика автомобильного транспорта: Учебник для вузов. М.: Транспорт, 1983. — 336 с.
  54. И.И. Курс инженерной экологии: Учеб. для вузов / И. И. Мазур, О.И. Молдаванов- Под ред. И. И. Мазур. 2-е изд., испр. И доп. — М.: Высш. шк., 2001. — 510 е.: ил.
  55. Л.Н., Воскун С. Е., Базеров М. А., Свечина H.H. Состояние здоровья населения, проживающего в экологически неблагоприятных городских районах // Гигиена и санитария. № 1, 1998. С. 34−36.
  56. Методические указания по определению платы за превышение выбросов загрязняющих веществ автотранспортом. Утв. главами администраций г. Омска и Омской области от 19.05.92. № 166п/303п.
  57. Нормативы платы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников. Утв. главами администраций г. Омска и Омской области от 19.05.92. № 166п/303п.
  58. Нормативы платы за выброс в атмосферу загрязняющих веществ от передвижных источников. Утв. главами администраций г. Омска и Омской области от 19.05.92 № 166п/303п.
  59. Омск в цифрах «1999»: Сгат. Сб./ Омскоблкомстат Омск, 2000. -127 с.
  60. Омск в цифрах «2000»: Стат. Сб./ Омскоблкомстат Омск, 2001. -135 с.
  61. Омский областной статистический ежегодник: Стат. Сб. В 2ч. 4.1/ Омскоблкомстат. Омск. 2003. — 238 с.
  62. Омский областной статистический ежегодник: Стат. Сб. В 2ч. 4.2/ Омскоблкомстат. Омск. 2003. — 363 с.
  63. Основные положения государственной стратегии РФ по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития. 04.02.94.
  64. О работе автомобильного транспорта Омской области в 2002 году: А нал ит. зап. / Омский облкомстат. Омск, 2003. — 32 с.
  65. Омская региональная комплексная программа «Экологизация автомобильного транспорта». Проект. Омск: Межвузовская типография Ом-ПИ, 1993.-25 с.
  66. Н.П. Автомобильные дороги и охрана природы. М.: Транспорт, 1982. — 176 е., ил.
  67. E.JI. Оценка риска здоровью населения города Омска от воздействия загрязняющих веществ в атмосферном воздухе // Доклад.
  68. Об охране атмосферного воздуха. Закон СССР от 25.06.1980. (14.07.82.).
  69. ОСТ 37.001.234−81. Дизели автомобильные. Выбросы вредных веществ с отработавшими газами. Нормы и методы измерений.
  70. ОНД-90. Руководство по контролю источников загрязнения атмосферы. Общесоюзный нормативный документ. (Утверждено постановлением Госкомприроды СССР от 30.10.1990 г.)
  71. Е.И., Буралев Ю. В. Экология транспорта: Учеб. для вузов. М.: Транспорт, 1998 г. — 232 с.
  72. .Б. Урбанизация и экология горожан / Б.Б. Прохоров- Под. ред. Б. Б. Прохорова // Экология человека. М., 2001. — С. 355 — 385.
  73. В.Ф. Экология, здоровье и охрана окружающей среды в России / В. Ф. Протасова. М., 1999. — 528 е.: ил.
  74. Программа «Развитие пассажирского автомобильного транспорта Ханты-Мансийского автономного округа до 2005 г.» Омск: НИР СибАДИ, 2002.
  75. О.В. Пути возмещения ущерба от загрязнения воздушной среды АТК // Тезисы докладов на Международной научно-практической конференции. Дорожно-транспортный комплекс, экономика, экология, строительство и архитектура. Омск. — 2003. — С 189−190.
  76. А.П., Платонов В. А. Основы общей и инженерной экологии. Серия «Учебники и учебные пособия». Ростов н/Д: «Феникс», 2002 -352 с.
  77. Предельно допустимые концентрации вредных веществ в атмосферном воздухе населенных мест. Дополнение № 2 к списку № 1892−78 от 10.08.78. Зам. гл. сан. врача СССР, № 2394−81 от 7.05.1981.
  78. Правила ЕЭК ООН№ 83−02А, № 49−01 с 1.10.93 г. (Евро-1).
  79. Правила ЕЭК ООН № 83−02А, № 49−02 с 1996 г. (Евро-2).
  80. Правила ЕЭК ООН № 83−02А, № 49−03 с 1999 г. (Евро-3)
  81. Правила ЕЭК ООН № 83−02А, № 49−04 с 2003—2005 гг. (Евро-4)
  82. Постановление № 632 от 28.08.92. «Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия».
  83. Постановление № 344 от 1.07.2002. «Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия».
  84. Россия в окружающем мире 2001 (Аналитический ежегодник). Отв. Ред. Н. Н. Марфенин. Под общей редакцией: Н. Н. Моисеева, С. А. Степанова. М.: изд-во МНЭПУ, 2002. — 328 с.
  85. Россия в окружающем мире 2002 (Аналитический ежегодник). Отв. Ред. Н. Н. Марфенин. Под общей редакцией: Н. Н. Моисеева, С. А. Степанова. М.: изд-во МНЭПУ, 2003. — 328 с.
  86. Регионы России: Стат. сб. В 2 т. Т. 1 / Госкомстат России. М., 1999.- 532 с.
  87. Регионы России: Стат. сб. В 2 т. Т. 2 / Госкомстат России. М., 2000.- 861 с.
  88. Россия в цифрах: Крат. Стат. сб. / Госкомстат России. М., 1999. -416 с.
  89. Состояние окружающей природной среды Омской области 1996 г. Омск: Госкомэкология Омской области, 1997. — 59 с.
  90. Состояние окружающей природной среды Омской области 1997 г. Омск: Госкомэкология Омской области, 1998. — 61 с.
  91. Состояние окружающей природной среды Омской области 1998 г. Омск: Госкомэкология Омской области, 1999. — 60 с.
  92. Состояние окружающей природной среды Омской области 1999 г. Омск: Госкомэкология Омской области, 2000. — 60 с.
  93. Состояние окружающей природной среды Омской области 2000 г. Омск: Госкомэкология Омской области, 2001. — 73 с.
  94. Состояние окружающей природной среды омской области 2001 г.- Омск: Управление по природным ресурсам Омской области, 2002. 62 с.
  95. Э.А. Транспортные системы городов: Учеб. пособие. -Омск: СибАДИ, 2001. 237 с.
  96. Э.А., Бирюков В. В. Эффективность омского метрополитена. Омск.: Изд. ОмГТУ, 1993. — 38 с.
  97. Э.А., Хомич В. А., Плешакова О. В. Влияние автотранспортного комплекса на экологию городской среды // Известия вузов. Строительство. 2001. № 2−3. — С 124−129.
  98. Э.А., Хомич В. А., Плешакова О. В. Оценка уровня возмещения экологического ущерба от выбросов автотранспорта в г. Омске // Материалы Межрегиональной конференции по экологическому образованию. Омск. — 2000. — С 42−43.
  99. Э.А., Хомич В. А., Плешакова О. В. Градостроительные проблемы охраны окружающей среды // Тезисы докладов на Международной научной конференции. Планировка и застройка городов. Пенза. — 2001. — С 22−23.
  100. В.И. Малотоксичные дизели. Л.: Машиностроение, 1972.- 128 с.
  101. Справочно-методическое пособие к методическим рекомендациям по разработке экологических программ административных районов / Б. В. Поярков, Г. А. Фоменко, М. А. Фоменко Ярославль, НЛП «Кадастр», 1995. 55 с.
  102. E.B. Методы математической обработки в психологии. С.-Петербург: Изд-во «Социально-психологический центр», 1996. — 350 с.
  103. М.В., Верещагин H.H., и др. Антропогенные факторы окружающей среды и их роль в развитии острых респираторных заболеваний // Гигиена и санитария. № 6, 1998. С. 11−13
  104. Техническая эксплуатация автомобилей: Учебник для вузов, 4-е изд., перераб и дополн./ Е. С. Кузнецов, А. П. Болдин, В. М. Власов и др. М.: Наука, 2001. 535 с.
  105. Транспорт и связь Омской области: Статистический сборник/ Омскоблкомстат Омск, 1999. — 52 с.
  106. Транспорт и связь Омской области: Статистический сборник/ Омскоблкомстат Омск, 2000. — 55 с.
  107. Федеральный Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».
  108. О.Г. Методика и техника социологического исследования / О. Г. Филатова. СПб: Изд-во В. А. Михайлова, 2000. — 48 с.
  109. В.А. Экология городской среды: Учеб. пособие для вузов. Омск: Изд-во СибАДИ, 2002. — 268 с.
  110. В.А., Плешакова О. В. Анализ методов контроля за состоянием городской среды // Тезисы докладов на Международной научной конференции. Проблемы автомобильных дорог России и Казахстана. Омск. -2001.-С 154−156.
  111. В.А., Плешакова О. В. Методы охраны городской среды от загрязнения АТК // Сборник научных трудов СибАДИ. Омск. — 2001. — С 101−107.
  112. В.А., Новикова И. И. К вопросу об оценке риска здоровью населения в связи с загрязнением окружающей среды в г. Омске // Доклад. Состояние окружающей природной среды Омской области 2002 г. Омск, 2003. С II-9 — II-11.
  113. В.А. Экологические аспекты онкологической заболеваемости населения г. Омска в 1990—2002 гг. // Доклад. Состояние окружающей природной среды Омской области 2002 г. Омск, 2003. С II-5 — II-6.
  114. Экологическое право России: Сборник нормативно-правовых актов и документов: (Учебное пособие) / сост.: Г. А. Волков, А.К.Голиченко- Под ред. А. К. Голиченкова. М.: БСК, 1997 — 772 е., 22 см.
  115. Экологическое право Российской Федерации. Курс лекций / Под ред. проф. Ю. Е. Винокурова. М.: изд-во МНЭПУ, 1999 — 457 с.
  116. Экономика природопользования: Аналитические и нормативно-правовые материалы / институт экономических проблем природопользования Минприроды России: составители А. В. Авергенков, А. В. Шевчук, А. В. Гранев, — 2-е изд., доп. М.: 1994 — 421 с.
  117. Экономика природопользования. /Под ред. Н. В. Плехановой, Г. В.Шалабина- С.-Петербург. Гос. университета. СПб- изд-во Е.-Петербург. университета, 1993. — 232 с.
  118. Экология и безопасность жизнедеятельности: Учеб. Пособие для вузов /Д.А.Кривошеин, Л. А. Муравей, Н. Н. Роева и др.- Под ред. Л. А. Муравья.- М.: ЮНИТИ ДАНА. 2000. — 447 с.
  119. Экология: Учебн. для техн. вузов /Л.И.Цветкова, М. И. Алексеев и др.- Под ред. Л. И. Цветковой. М.: Изд-во АСВ- СПб.: Химиздат, 1999. — 488 с.
  120. В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социологической реальности. 6-е изд. — М.: ИКЦ «Академкнига" — «Добросвет», 2003. — 596 с.
  121. An deutschem Know-how interessirt // Logist. heute. 1993. — 15, № 5.-S. 16.
  122. Auto emissions and air quality in the U.S. // Manufacturers of Immission Controls Association. 1997. http://www.meca/org/factla.PDF
  123. Car care and clean air // American Lung Association. 1999. http: // www./lungusa.org/air/envcarcare.html
  124. Chaudron Ir Georges. Les carburants propres en faveur de l’environnement//Ling. 1996. -№ 71.-P. 14−16.
  125. Die VBZ-Zuri-Linie // Verkehr und Techn. 1991.-44, 5. — S. 204 205.
  126. Environmental design considerations for belt conveyors. Coodfellow H.D., Bender M. Il CIM Bulletin. 1982, t. 75. — № 845. — P. 97−104.
  127. Exhaustion: A Guide to Transportation emissions // Environment Canada’s World Wide web site. 1998. http://www.ec.gc.ca/emission/toce.html
  128. Gartner N.H., Messer C.J., Rathi A.K. Monograph on traffic flow theory II U.S. Department of Transportation. November, 1997. http://www.tfhrc.gov/its/tft/tft.htm
  129. Immer mehr Stadte weltweit setzen beim Nahverkehr auf Erdgas // Verkehr und Techn. 1995.- 48, № 10. — S. 432−434.
  130. Les benefices environnementaux des carburants gazeux // Gaz au-joud'hui 1996. — 120, № 9.-S. 341−344.
  131. Mathieu S. Un systeme de gestion globale des deplacements II Transports (Ft.).—1995.- 40, № 374. S. 61−62.
  132. Mit Einshrankungen bis 2005 bessere Luft II Automob. Rev, 1991.-86, № 12.-S. 9.
  133. N.A. 70% des Franciliens d’accord pour le partages // Viiew rail. -1994.-№ 2434.-S.25.
  134. Nijkamp P. Sustainable urban transport systems: A expert-based strategic scenario approach / Nijkamp P., Ouwerslooi H., Rienstra S. A. // Urban Stud. -1997.- 34,№ 4.-P. 693−712.
  135. Poingt M-H. Paris s’oriente vers la circulation alternee // Vie rail. -1997. -№ 2581.-S. 15.
  136. Shen Tang Ming Singapore’s land transport policy and environment // Ind. and. Environ. -1993. 16, № 1−2. — P. 26−27,
  137. Simon Eric. Pollution et sante publique: L’automobile en accusation // Transp. publ. 1995. — № 936. — S. 22−24, 26.
Заполнить форму текущей работой