Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Экономический механизм управления прибылью промышленных предприятий

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В сущности прибыли пытались разобраться в XVII веке меркантилисты (У. Петти и др.), а затем и физиократы (Ф. Кенэ, А. Тюрго). Исследование прибыли, как экономической категории, продолжали и другие экономисты XVII — XX веков: А. Смит, Д. Рикардо, Д. С. Милль, К.Маркс. Кроме того, свой вклад в развитие теории прибыли и практического ее использования внесли такие зарубежные и российские экономисты… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические и методические вопросы определения показателей прибыли 1О
    • 1. 1. Понятие прибыли, ее функции, история возникновения
    • 1. 2. Показатели прибыли и дохода, методы расчета их уровня
  • Глава 2. Система факторов, влияющих на уровень и динамику прибыли
    • 2. 1. Понятие факторов и их системы в работах разных авторов
    • 2. 2. Обоснование рекомендуемой системы факторов и метода количественного влияния каждого из них на динамику прибыли
  • Глава 3. Моделирование количественного влияния прибыли на экономические показатели, функционально зависящие от нее
    • 3. 1. Сущность и способы расчета экономических показателей, на величину которых влияет прибыль
    • 3. 2. Моделирование количественного влияния прибыли на зависящие от нее экономические показатели
  • Глава 4. Механизм распределения чистой прибыли от продаж, по направлениям ее использования
    • 4. 1. Практика распределения прибыли по направлениям ее использования
    • 4. 2. Рекомендуемая модель распределения чистой прибыли от продаж по направлениям использования, в зависимости от факторов ее формирующих

Экономический механизм управления прибылью промышленных предприятий (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Прибыль занимает одно из важных мест в общей системе стоимостных взаимоотношений рыночной экономики и представляет собой важнейший элемент экономического механизма управления общественным производством. С помощью этой стоимостной формы оценивается деятельность всех предприятий экономики. Прибыль является самым крупным источником финансирования расширенного воспроизводства, важным критерием его эффективности, основным источником формирования фондов экономического стимулирования и одним из главных источников доходов государственного бюджета. Правильное понимание экономической природы прибыли является основой для улучшения механизма практического использования этой категории в современных российских условиях.

Цель современного предприятия можно трактовать по-разному, но она может стать недостижимой при отсутствии прибыли, которая является простым и понятным критерием для оценки эффективности хозяйственных решений. Как правило, на основании этого показателя предприятия принимают решения о расширении или, наоборот, об уменьшение производства, о необходимости данной продукции (услуги) потенциальным потребителям.

Эффективное управление прибылью полагает, прежде всего, правильное понимание экономической сущности этого показателя.

В сущности прибыли пытались разобраться в XVII веке меркантилисты (У. Петти и др.), а затем и физиократы (Ф. Кенэ, А. Тюрго). Исследование прибыли, как экономической категории, продолжали и другие экономисты XVII — XX веков: А. Смит, Д. Рикардо, Д. С. Милль, К.Маркс. Кроме того, свой вклад в развитие теории прибыли и практического ее использования внесли такие зарубежные и российские экономисты, как А. Маршалл, Ф. Найт, П. Самуэльсон, Й. Шумпетер, А. Бабо, К. Макконнелл, С. Брю, П. Хейне, Р. Ф. Харрод, Ю. Д. Батрин, И. А. Бланк, А. С. Булатов, Г. П. Герасименко, В.Д.

Герасимова, С. М. Ивашковский, Г. Я. Киперман, В. Г. Князев, В. В. Ковалев, В. Кодацкий, В. М. Козырев, Н. В. Колчина, М. Я. Коробов, Т. Г. Крайкова, Э. А. Маркарьян, С. Э. Маркарьян, С. Ф. Покропивный, В. И. Стражев, Г. В. Савицкая, А. В. Шевляков, А. Д. Шеремет.

Все эти работы послужили теоретической и методологической основой вопросов, исследуемых в диссертации.

Несмотря на то, что многие авторы пытались разобраться в понятии, сущности, функциях, видах прибыли, изучение этой области экономической науки не исчерпало себя. Осталось множество неисследованных и спорных вопросов, которые требуют своего решения. Так, на взгляд автора, прежде всего, необходимо еще дополнительное теоретическое осмысление понятия, сущности, видов и внутренней структуры прибыли.

Для предприятия в современных условиях, чтобы выжить, развиваться, а, следовательно, обеспечить более высокую эффективность производства, важно управлять всеми экономическими показателями, в том числе и прибылью в нужном направлении.

Под управлением применительно к цели исследования автор понимает сознательное целенаправленное воздействие на прибыль с целью ее повышения, на основе использования функций планирования и анализа.

Планирование и анализ любого экономического показателя, в том числе прибылью, предполагает знание факторов, влияющих на ее уровень и динамику. Мнение ученых о системе факторов и методах расчета их влияния на изменение прибыли неоднозначны, что требует продолжения исследования.

Как известно, от прибыли зависят многие оценочные экономические показатели. Следовательно, с целью эффективного управления и этими показателями важно определить степень зависимости их от прибыли, т. е. смоделировать количественную зависимость каждого из этих показателей от прибыли. К числу таких показателей автор диссертации относит: трудоотдачу (производительность труда), все виды рентабельности, коэффициент чистого дохода, точку безубыточности. В литературе вопросы функциональной зависимости этих показателей от прибыли вообще не рассматриваются.

Эффективность политики управления прибылью предприятия определяется и характером ее распределения.

Система распределения прибыли в нашей стране в ходе своего исторического развития существенно менялась, но принципиальная основа ее осталась незыблемой — отношения с государством и использование внутри предприятия на развитие его и стимулирование коллектива. В настоящее время предприятия любой формы собственности, получив финансовую самостоятельность и независимость, вправе решать на какие цели и в каких размерах направлять прибыль, оставшуюся после уплаты налогов в бюджет и других обязательных платежей и отчислений. Такая свобода в использовании прибыли, на взгляд автора диссертации необоснованна.

Основополагающим в распределение чистой прибыли от продаж с целью соблюдения баланса интересов работников предприятия и собственника, между капитализируемой частью и потребляемой является разработка экономического механизма ее раздела.

Под экономическим механизмом, автор диссертации понимает, взаимосвязи и отношения, возникающие в процессе управления прибылью на промышленных предприятиях.

В процессе исследования экономического механизма управления прибылью, автором рассматриваются методы: обоснованного распределения прибыли по направлениям ее использования, определения количественного влияния факторов на уровень и динамику прибыли, определения количественного влияния прибыли на оценочные показатели, функционально зависящие от нее.

Все выше сказанное определило направленность диссертационной работы, в которой делается попытка исследовать и решить перечисленные вопросы.

В работе использованы такие методы как: статистический метод построения многофакторных аддитивных и смешенных аддитивно-мультипликативных моделей, логических обоснований, группировок, оценки результатов исследования, экспериментальной проверки предложенных методик и рекомендаций.

Данная работа написана по результатам исследований, проводимых автором на кафедре организации и стратегии развития промышленных предприятий Самарской государственной экономической академии с ноября 2002 г. по май 2005 г.

Цель исследования — разработка экономического механизма совершенствования управления прибылью, на основе использования функций планирования и анализа в процессе распределения, пофакторного обоснования, определения количественного влияния прибыли на оценочные показатели функционально зависящие от нее.

Задачи исследования. Для реализации изложенной цели в работе поставлены следующие задачи:

— уточнение понятия, сущности, видов, внутренней структуры и методов расчета прибыли и дохода;

— выбор и обоснование показателя прибыли для исследования в данной работе в соответствии с ее целью;

— выбор и обоснование системы факторов и метода определения их количественного влияния на динамику чистой прибыли от продаж;

— моделирование количественного влияния прибыли на динамику оценочных экономических показателей, функционально зависящих от нее;

— разработка методики научно-обоснованного распределения чистой прибыли от продаж по направлениям использования, в зависимости от факторов, ее определяющих.

Область исследования. Исследование проведено в рамках пункта 15.1. «Разработка новых и адаптация существующих методов, механизмов и инструментов функционирования экономики, организации и управления хозяйственными образованиями промышленности» специальности 08.00.05 -Экономика и управление народным хозяйством: экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами промышленности Паспорта специальностей ВАК (экономические науки).

Предмет исследования. Предмет исследования — управленческие отношения, связанные с использованием и распределением прибылью на промышленных предприятиях.

Объект исследования. Объект исследования — предприятия обрабатывающей промышленности.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

— обобщены и систематизированы точки зрения ученых в понятии и содержании показателей прибыли и дохода, что позволило логически обосновать их различие и уточнить понятия;

— выбран и обоснован показатель прибыли, наиболее подходящий для цели данного диссертационного исследования;

— обобщены и систематизированы точки зрения ученых по системам факторов и методам их количественного влияния на динамику принятого для исследования показателя прибыли — чистой прибыли от продаж, что позволило обосновать авторский подход;

— разработаны алгоритмы количественного влияния прибыли на оценочные экономические показатели, функционально зависящие от нее: трудоотдачу (производительность труда), рентабельность производства, коэффициент чистого дохода, точку безубыточности;

— разработана методика научно-обоснованного распределения чистой прибыли от продаж по направлениям использования в зависимости от факторов ее определяющих;

Совокупность новых положений, сформулированных в диссертации и апробированных на предприятиях разных отраслей, носит универсальный характер, так как применима на любом предприятии обрабатывающей промышленности.

Практическая значимость работы.

1. Практическая ценность внедрения на предприятиях рекомендуемых в диссертации методик заключается:

— в повышении степени научной обоснованности и достоверности планирования и анализа динамики чистой прибыли от продаж, с выделением зависящих от предприятия причин и внешних;

— в научной обоснованности распределения чистой прибыли от продаж по направлениям ее использования, строго в зависимости от влияния каждого фактора, ее формирующего.

— в возможности управления такими оценочными экономическими показателями, как трудоотдача, рентабельность производства, точка безубыточности, коэффициент чистого дохода через прибыль.

2. Разработанный автором комплект рабочих таблиц позволяет использовать рекомендованные в диссертации методики в практической работе предприятий, а также учебно-педагогическом процессе без специальной подготовки.

Реализации и апробация.

1. Разработанные автором методики и рекомендации неоднократно апробированы в разные годы на шести предприятиях обрабатывающей промышленности: ОАО «Моторостроитель», ОАО «Салют», ОАО «Гидроавтоматика», ОАО «Самарский жиркомбинат», ОАО «Самарский инструментальный завод», ЗАО «СПЗ-4».

2. Авторские методики используются в учебном процессе при написании дипломных и курсовых работ на реальных данных предприятий различных отраслей промышленности, а так же при решении задач на практических занятиях всех форм обучения, в том числе на факультете второго высшего образования.

3. Авторские методические рекомендации по распределению прибыли в зависимости от факторов ее определяющих, а также по определению количественного влияния прибыли на экономические показатели, функционально зависящие от нее внедрены и используются на ОАО «Самарский жиркомбинат».

Предварительные результаты исследования докладывались автором на 4-й Международной научно-практической конференции «Проблемы развития предприятий: теория и практика», Самара, 2004 года.

По теме исследования автором опубликовано 11 работ, общим авторским объемом 4,6 п. л.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

1. Ни один из терминов не вызывал столько споров в экономической науке, как понятие прибыли. Его определение и объяснение подвергались критике, не одно столетие. По мере развития экономической теории определение понятия «прибыль» постоянно уточнялось от самого простого определения — как доход, полученный от производства и реализации любого товара, до понятия чистой прибыли.

2. Каждая из приведенных в данной главе точек зрения на понятие и происхождение прибыли имеют свои преимущества и недостатки, но главное, что каждая из них рассматривает прибыль с разных позиций и ценностей в конкретный исторический период. Несмотря на то, что каждый автор по-своему трактует понятие «прибыли», очевидно, что большинство из них в первую очередь рассматривают прибыль как результат хозяйственной деятельности предприятия.

3. Автор диссертации, считает, что прибыль — чистый доход, т. е. часть общего дохода за вычетом из него всех затратконечный положительный результат предпринимательской деятельности за счет более эффективного использования всех ресурсов предприятия и изменения цен на них;

4. В экономической литературе и в настоящее время функции прибыли как экономической категории трактуются экономистами по-разному. В разных источниках насчитывается от двух до шести функций.

5. Автор диссертации, придерживается мнения в соответствии, с которым функции отражают специфическое внутреннее содержание экономической категории. Все прочие свойства, приписываемые ей, отражают ту или иную роль, которую выполняет данная категория. Функции прибыли выступают во взаимосвязи и взаимообусловленности. К числу функций раскрывающих сущность прибыли автор относит: распределительную, оценочную и сти мул иру ю щу ю.

6. Многочисленные исследования прибыли в последние годы привели к разграничению таких понятий, как «бухгалтерская» и «экономическая» прибыль. Это связано с тем, что множество категорий экономической теории, было введено в обращение западными учеными. Российские ученые-экономисты, которые в своих исследованиях опирались на их труды, соответственно, перенимали новые термины и понятия.

7. Особое место в исследовании понятий прибыли занимает так называемая «маржинальная прибыль», «маржинальный доход», «валовая маржа», «сумма покрытия». Все эти понятия ввели российские ученые, с наплывом переводной экономической литературой, которые в дальнейшем запутались в них. Автор диссертации убежден, что понятия прибыли и дохода разные показатели. Доход общий — выручка от продаж (объем продаж) — хозрасчетный доход — часть общего дохода, вновь созданная стоимость (чистая продукция) — маржинальный доход — часть дохода, после вычета из объема общей выручки только переменных затрат. Отсюда, понятия маржинальной прибыли, отражающей сущность прибыли не существует, т.к. затраты хотя и постоянные никогда не могут быть признаны прибылью.

8. Для целей исследования — совершенствования управления динамикой, использованием и распределением прибыли, автор диссертации выбрал чистую прибыль от продаж, на величину которой может влиять коллектив предприятия и которую предприятие может использовать на свои цели, следовательно, быть в ней заинтересован.

9. Фактор — условия, причины, параметры, показатели, оказывающие влияние на экономический процесс и результат этого процесса.

10. Системы факторов производства, рассматриваемые в литературе разнообразны, как по составу, так и по глубине влияния на изучаемый показатель, но.

11. Наиболее обоснованной и практически целесообразной для целей исследования методологией планирования, анализа и оценки прибыли следует признать метод построения многофакторных моделей, позволяющий все изменения чистой прибыли от продаж, полученные прямым счетом, разложить на факторы-аргументы первого, второго и третьего порядка.

12. Апробация рекомендуемой автором методики изменения чистой прибыли от продаж под влиянием факторов-аргументов подтвердили практическую возможность использования ее, относительную несложность в применении, позволила увидеть истинные причины изменения этого показателя, выделить влияние зависящих от коллектива предприятия факторов и внешних, то есть цен, тарифов и налогов.

13. По абсолютной сумме прибыли недостаточно судить об эффективности производства. Поэтому представляет интерес количественное измерение и оценка влияния прибыли, на другие показатели, характеризующие эффективность производства: трудоотдачу, рентабельность производства, коэффициент чистого дохода, точку безубыточности.

14. Разработанная в диссертации авторская методика позволит управлять оценочными экономическими показателями через прибыль.

15. Эффективное управление прибылью предполагает не только управление ее динамикой, но и распределением, что предполагает наличие каких-либо обоснованных методических подходов к решению этого вопроса.

16. На практике, пользуясь своей самостоятельностью, предприятия годами не создают поощрительных фондов из прибыли, направляя все средства на расширение производства, или недостаточно вкладывают средства в развитие.

17. Неотъемлемой частью методики формирования фондов стимулирования коллектива, по мнению автора диссертации, должен составлять способ расчета абсолютной суммы эффекта (в рублях) от улучшения показателей, формирующих прибыль (снижение удельного расхода ТЭР, МСР, увеличения объема продаж в натуральном выражении).

18. Система моделей, разработанная автором, позволит распределить прибыль по направлениям использования в зависимости от факторов ее формирующих.

Показать весь текст

Список литературы

  1. М. С. Грачев А.В. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия: Учебно-практическое пособие. — М.: Изд-во «Дело и Сервис», 1998. — С. 256.
  2. В. Н. Котлов В.А., Производственный потенциал промышленного предприятия. М.: Экономика, 1989. — С. 39
  3. М.М. Планирование деятельности фирмы: Учебно-методическое пособие. М.: Финансы и статистика, 1998. — С. 248.
  4. Анализ хозяйственной деятельности / Под. ред. Белобородовой В. А. — М.: Финансы и статистика, 1988. С. 420.
  5. Анализ хозяйственной деятельности в промышленности: Учебник./ Под ред. Стражева В. И. 5-е изд. перераб. и доп. — Ми.: Выш. Шк, 2003. — С. 480.
  6. В.Ф., Данюк В. М. Экономическое стимулирование трудовой активности. Киев, 1991.
  7. Е. Ассортиментная политика: слабое звено в формировании прибыли. // Финансовый директор, 2002 г.
  8. Г. Ф., Сапелкина А. А. Налоговый и бухгалтерский учет прибыли организации в 2002 году. // Финансы. 2002. № 1. С. 38.
  9. В. Г. Беллендинг М.В. Финансовый анализ: Учебное пособие. -2-е издание, перераб и доп.- М.: Изд-во «Дело и Сервис», 1999. 160с.
  10. А. Прибыль. Пер. с франц. М.: А/О изд группа «Прогресс», «Универс», 1993.-С. 105.
  11. Р. Политическая экономия: Т1. Пер. с фран. М.: Междунар. Отношения, 1995.-С. 190.
  12. Ю.Д. Бюджетное планирование деятельности промышленных предприятий. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000.
  13. И., Неприцева Е. Производство и предложение. Издержки и прибыль // Российский экономический журнал. 1993. № 3.
  14. И.А. Прибыль предприятия // Финансы. 1993. № 3. С. 40.
  15. Г. Овладение политикой планирования: Пер. с англ. / Под ред. М. Р. Калантаровой. — М.: Прогресс: Универс, 1994. — С. 304.
  16. М. Совершенствование диагностики финансового состояния промышленных предприятия // Менеджмент в России и за рубежом. 2001. № 5.
  17. И., Колли Ж. К. Толковый экономический и финансовый словарь. М.: Международные отношения, 1994.
  18. И.А. Стратегия и тактика управления финансами. Киев.: МП «ИТЕМлтд» СП «АДЕФ-Украина», 1996. — С. 534
  19. И.А. Управление прибылью. К.: Ника-Центр, Эльга, 2002.
  20. Ю.В. Экономическая оценка качества и эффективности работы предприятия. -М.: изд. стандартов, 1991. С. 214
  21. Ю.В., Швандар В. А. Производство прибыли. М.: Финансы, ЮНИТИ, 1998.
  22. Большая советская энциклопедия / Гл. ред. A.M. Прохоров, 3-е изд. М: «Советская энциклопедия», 1969−1978.
  23. Большой бухгалтерский словарь / под ред. Азрилияна. М.: Институт новой экономики, 1999. С. 574
  24. Е.Ф. Экономическая теория. -М.: Юрайт-М, 2001.- С. 384.
  25. Е.И., Голикова Ю. С. Финансы предприятий. М.: Банки и биржи, 1995.-С. 208
  26. С.А. Управленческий анализ: Учебное пособие. М.: Финансы и статистика, 2001. С. 352
  27. С.В., Певзнер Я. А. Политическая экономия: дискуссионные проблемы, пути обновления. М.: Мысль, 1991.
  28. А.С. Экономика: Учебник. М.: Изд БЕК, 1997. — С. 775
  29. .С. Стимулирование трудового потенциала и трудового вклада работников управления. Томск, 1991.
  30. Е.В. Регулирование массы и динамики прибыли // Финансы. 1996, № 4. С. 15.
  31. Э. К вопросу о подходе к теоретической и политической конфронтации, об исторической тенденции отмирания закона стоимости при революционном переходе от капитализма к коммунизму. М.: Изд. Сигрони Эпохи. 2002 г. С. 44.
  32. Н., Фокин Ю. Успехи и трудности повышения эффективности производства// Экономист. 1996. — № 1. — С.66−75.
  33. В. И. Журавлева Г. П. Экономическая теория (политэкономия): Учебник. М.: Изд-во. Экономической Академии, 2001.
  34. В.И. Бакалавр экономики (хрестоматия т.2) М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000.-С. 215.
  35. О.И., Скляренко В. К. Экономика предприятия-М.: ИНФРА -М, 2003.
  36. И., Ревентлоу Г. Г. Экономика фирмы: Учебник, Пер. с датск. -М.: Высшая школа, 1994. С. 272
  37. С.Л. История экономических учений. М.: Издт. «Мысль», 1965.-С. 80.
  38. В.Д. Эффективность производственно-коммерческой деятельности предприятий. Самара.: Изд. СГЭА, 2001.- С. 193.
  39. В. Д. Пименова Е.М. Анализ и диагностика коммерческой деятельности предприятий (теория, методика, ситуации, задания): Учебное пособие. Самара: Изд. СГЭА, 2004. — С. 191.
  40. И.Н. Финансовый менеджмент: Учебное пособие М.: Изд-во АО «Консалтбанкир», 1996. — С.208
  41. А.И. Прикладной экономический анализ. СПб.: Изд. Дом «Питер», 2004. — С. 320
  42. А.И. Экономический анализ: Учебник для вузов. СПб.: Изд. Дом «Питер», 2004. — 480 С.
  43. С. В. Экономические методы воздействия на водопотребление в лесопромышленном комплексе // Международная научно-практическая конференция «Научно-технический прогресс в лесном комплексе» Сыктывкар, 2000. С Л 18−119.
  44. JI.A. Анализ прибыли и рентабельности. -М.: Экономика, 1980.-С.95
  45. В.А. Совершенствование механизма управления затратами в промышленности // Журнал депонированных рукописей. 2003, № 6. -С.10
  46. Н.П., Игнатьева И. Г. Бизнес-план. Практическое руководство по составлению. СПб: «Белл», 1994.
  47. В.В., Федотова М. А. Оценка предприятия: Теория и практика: Учебное пособие. М.: Инфра-М, 1997. — С. 318.
  48. О.В. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. — С. 110.
  49. С. Система организации и поощрения труда: (опыт методической разработки) // Экономист. 1996.
  50. Р. История экономики России. Учебное пособие, — М.: ИВЦ «Маркетинг», 000 «Издательство ЮКЭА», 1999.— С. 352
  51. Р. Финансы и предпринимательство. Ярославль, 1993.
  52. Э.Дж. Микроэкономика. СПб: АО «Санкт Петебург оркестр», 1994.
  53. Т.Г. Российские предприятия в переходной экономике. -М.: ДелоЛтд, 1995.-С. 158
  54. Р.И. Оценка финансового состояния предприятия. // Финансы. 2001 № 4. с. 15
  55. К. Введение в управленческий и производственный учет. М: «Аудит», 1994.
  56. Л.Л. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Ми.: БГЭУ, 1997.
  57. П.Н., Колесников В. И. Справочник финансиста производственного объединения (предприятия). М.: Финансы, 1979. С. 528.
  58. Жид LLL, Рист Ш. История экономических учений. М.: Экономика, 1995.
  59. Закон Верховного Совета СССР от 30 июня 1987 г. «О государственном предприятии (объединении)».
  60. Закон РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности» № 445−1 от25.12.1990/ред. от 30.11.1994.
  61. Н.Л. Экономика промышленного предприятия: Учебное пособие. М.: ИНФРА-М, 1996. — С. 284
  62. А.П. Анализ хозяйственной деятельности развитых стран. -Екатеринбург: «Каменный пояс», 1992. С. 224.
  63. С.М. Микроэкономика: Учебник. М.: Дело, 2001. — С. 386.
  64. А.И. Планирование на предприятии: Учеб. Минск, 2003.
  65. О.Д. Управленческий учет. М.: Финансы и статистика, 2003.
  66. В.Д. Экономическая теория: Учебник. М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001. — С.200.
  67. И.И., Самборский В. И. Теория экономического анализа. Киев: Высш. школа, 1989.
  68. М.Н. Финансовое состояние предприятия. М.: ДИС, 1997.
  69. В.Б., Мосин Е. Ф. Прибыли и убытки фирмы. СПб.: ЗАО ЭЛБИ, 1997.
  70. В. Э. Роженецкий О.А. Анализ соотношения «затрат-объемприбыль»// Менеджмент в России и за рубежом № 4, 2000.
  71. Г. О показателе нормативной чистой продукции // Вопр. экономики. 1974.
  72. Г. Я., Шевляков Л. В. Хозрасчет и показатели прибыли и дохода. -М.: Финансы и статистика, 1991.
  73. Г. Я., Сурганов Б. С. Популярный экономический словарь. -М.: Экономика, 1993.
  74. В. И. Стах Н.В. Прибыль в хозяйственном механизме. — Минск, 1986.-С. 79.
  75. В.Г. Прибыль в новых условиях хозяйствования. — М.:о-во «Знание» РФССР, 1988. С. 10.
  76. В.В. Финансовый анализ. М., 2002. С. 115
  77. В.В. Финансы фирмы. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001 г. — С. 270
  78. В.В., Волкова О. Н. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. М.: ООО ТКВелби, 2002.
  79. В.П. Анализ прибыли предприятия // Финансы. 1996, № 12. -С. 16.
  80. В.П. Затраты и прибыль // Экономист. 1995, № 7. С. 79.
  81. В.П. Прибыль. М.: Финансы и статистика, 2002.
  82. В.П., Проблемы формирования прибыли // Экономист. 1993. № 3. С. 49.
  83. В.М. Основы современной экономики: Учебник. — М.: Финансы и статистика, 1998. С. 156.
  84. . Управление финансовой деятельностью предприятия. Проблемы, концепции и методы: Учеб. пособие для вузов / Пер. с франц. Под ред. Я. В. Соколова. М.: Финансы, ЮНИТИ, 1997. — С. 576.
  85. Количественные методы финансового анализа: Пер. с англ. / Под ред. С.Дж.брауна и М. П. Крицмена. М.: ИНФРА-М, 1996.
  86. Н.В. Финансы предприятий. М.: Финансы, ЮНИТИ, 2000.
  87. В. Н. История экономических учений: Учебное пособие. — М.: Центр, 2001
  88. Л.И. Анализ финансового состояния предприятия. Мн.: ПКФ «Экаунт», 1994.
  89. Т.Г. Планирование труда и заработной платы: Текст лекций. -Самара, 2000.
  90. Т.Г. Разработка плана производства и производственной мощности предприятия: Текст лекций. Самара, 2000.
  91. Т.Г., Семашкина З. Н. Планирование и анализ себестоимости продукции: Текст лекций. Самара, 1999.
  92. Т.Г., Семашкина З. Н. Планирование прибыли и рентабельности: текст лекций. Самара: СГЭА, 2002
  93. Т.Г., Семашкина З. Н. Планирование на предприятии (текст лекций). Самара: СГЭА, 2004.
  94. Т.Г., Шолкина Т. Г. Моделирование механизма функционального изменения точки безубыточности от структуры величины покрытия// Вестник молодых ученых/ Изд-во Самар. гос. экон. акад., 2004. № 1. — С.88−94.
  95. Т.Г., Шолкина Т. Г. Исследование взаимосвязи средних величин прибыли и оплаты труда// Высшее образование, бизнес, предпринимательство 2004: Межвуз. сб. науч. тр. Самара: Поволжский институт бизнеса, 2004. — С. 17−20.
  96. Т.Г., Желудков А. Е., Шолкина Т. Г. Моделирование формирования фондов из прибыли// Вестник молодых ученых/ Изд-во Самар. гос. экон. акад., 2004. № 2. — С.75−79.
  97. Т.Г., Шолкина Т. Г. Связь фонда материального поощрения с прибылью// Реформирование системы управления на современном этапе: сборник материалов 4-й Международной научно-практической конференции -Пенза: РИО ПГСХА, 2004. С. 261−263.
  98. Т.Г., Шолкина Т. Г. Прибыль предприятия: сущность, показатели, анализ и направления использования: Методическая разработка по выполнению дипломной работы/ Самара: Изд-во Самарск. гос. экон. акад., 2005. С. 38.
  99. Т.Г., Шолкина Т. Г. Доход, прибыль, издержки производства: термины и способы расчета/ Методическая разработка для студентов экономических специальностей Самара: Изд-во Самарск. гос. экон. акад., 2005.-С. 11
  100. Краткий экономический словарь/ под ред. А. Н. Азрилияна. М.: Институт новой экономики, 2001.
  101. Ю5.Крейнина М. Н. Критический объем продаж: значение сущность, величина.//Финансовый менеджмент № 6, 2001.
  102. М.Н. Управление выручкой и прибылью от продаж в условиях изменения спроса на продукцию предприятия.//Финаисовый менеджмент6, 2001.
  103. М.Н. Финансовое состояние предприятия. Методы оценки. — М.:ДИС, 1997.
  104. Критика немарксистских концепций в преподавании политической экономии: Учебн-метод пособие / А. Д. Смирнов, В. Ф. Максимова, С. Б. Алпатов М.:. Высш. Шк., 1990 — С. 352.
  105. Э.И., Власов В. М. Анализ состояния и эффективности использования трудовых ресурсов предприятия: Учебн. Пособие. СПб.: СПбГУАП, 2001.-С. 107.
  106. А. Планирование деятельности предприятия // Экономист 1996.- № 6. С.61−67.
  107. Курс экономического анализа. / Под ред. Бокамова Н. И., Шеремета А.Д.- М.: Финансы и статистика, 1994. C.4I2.
  108. В.Е. Формирование и использование предпринимательской прибыли. СПб.: СПбГУЭФ, 1994. — С.5.
  109. М.И. О факторном методе планирования прибыли и рентабельности // Финансы. 1994, № 2 — С. 15−20.
  110. И.М., Золкина З. К. Основы анализа финансового состояния предприятия: Учебное пособие. -Ярославль: ЯГУ, 1993. -66 с
  111. Н.П. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1999. — С.471.
  112. И.И., Романовский М. В. Условия прибыльной работы предприятия. С.-Петербург.: Издательство С.-Петербургского университета экономики и финансов.-1992. — С. 64.
  113. Е.М. Введение в историю экономической мысли. От пророков до профессоров. М.: Дело, Вита-Пресс, 1996.
  114. Л.Н. Неодинаковая трактовка понятия «прибыль». Семинар «Развитие современных аналитических и управленческих технологий в условиях перехода коммерческих банков на МСВО», 2002.
  115. В.И., Андреева J1.B. Анализ финансово-хозяйственной деятельности организации. Финансы и статистика, 2004
  116. К.Р., Брю C.JI. Экономикс: принципы, проблемы политика: в 2-х томах. М.:Республика, 1995.
  117. Э.А., Герасименко Г. П., Маркарьян С. Э. Экономический анализ хозяйственно деятельности: Учебник. Ростов н/Д: Феникс, 2005. -С. 560.
  118. Ю.П. Анализ внутрихозяйственных резервов. М.: Финансы и статистика, 1991.123. Маркс К. Капитал.
  119. К., Энгельс Ф. К критике политической экономии. Соч. 2-е изд. -Т. 12.
  120. А. Принципы политической экономии. М.: Прогресс, 1984
  121. Методы экономического анализа в условиях реформы. // Под ред. Бариленко В. И. и др. -Саратов: Изд. Сарат. универ., 1991. С.200
  122. Д.С. и др. Актуальные проблемы финансов предприятий // Финансы. 1996. — № 4. — С.3−7.
  123. А.Т. Теория экономического анализа: прблемы и решения. М.: Финансы и статистика, 1988.
  124. С.А. Прибыль в новых условиях хозяйствования. -М.: Финансы и статистика, 1990.-С. 144.
  125. М.Г. Производительность труда: измерение, анализ, резервы. -М., 1977.
  126. НайтФ. X. Прибыль.//Энциклопедия социальных наук № 12, 1935
  127. Налоговый кодекс Р.Ф. М.: Инфра-М, 2002. — С. 52.
  128. Налетова И. А. Анализ финансово-хозяйственной деятельности, Учебно-методическое пособие Инфра-М, 2004
  129. Е.В. Анализ финансов предприятия в условиях рынка: Учеб.пособие. М.: Высш. шк., 1997. — С. 192
  130. В., Важиов А. Управленческий учет как основа для принятия эффективных решений // Экономика и жизнь. 1997. -№ 31.
  131. С.М., Никитин А. С. Прибыль и перелив капитала: теоретические и практические проблемы// Деньги и кредит. 1997. № 3 -С. 32−43.
  132. С.А. Особенности учета в условиях рынка:система «директ-костинг». М.: Финансы и статистика, 1993.
  133. Н.И. Организация производства на предприятиях: Учебно-методическое пособие. М.: Финансы и статистика, 2001. — С. 400
  134. В.Д., Клестова П. В., Шлак А. В. Прибыль предприятия: бухгалтерская и экономическая // Финансы. 2003. № 4. С. 64
  135. В.Д., Хорин А. Н. Рентабельность: показатели анализа // Бух. учет. 1992.
  136. P.M. Курс микроэкономике. М.: ЮНИТИ- ДАНА, 2001. — С. 122
  137. И.П. История экономических учений: Учебное пособие. -СПб.:Изд 3-е СПбГУАП, 2000. С. 191.
  138. Д.А. Бухгалтерский учет и анализ за рубежом. М.: Изд-во «новое знание», 2003 — С. 812.
  139. В.Т., Дубовенко J1.A., Медведева О. В. Самоокупаемость и самофинансирование (Методика анализа). -М.: Финансы и статистика, 1989.-С. 144
  140. К.В. Финансово-экономический анализ хозяйственной деятельности коммерческих организаций.- Дашков и К, 2003
  141. Н.Н., Погостинский Ю. А. Системный анализ финансовой отчетности. СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 1999.
  142. В. Финансовые проблемы стабилизации российской экономики. //РЭЖ, 1997, № 1.
  143. Прибыль в социалистической промышленности: Пер. с нем. / Под. Ред. Е. Зейферта. М., 1970.
  144. Проблемы совершенствования организации производства и управления промышленными предприятиями. / Под ред. Чечина Н. А, Самара: СГЭА, 2003.
  145. JI.M. Три источника прибыли. М: Экономика, 1995.
  146. Прыкина J1.B. Экономический анализ предприятия. М: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.-С.282.
  147. Пястолов С. М. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия, Учебник Академия, 2004
  148. Резников J1. Финансовое состояние и финансовая политика производственных предприятий. // РЭЖ, 1997, № 7.
  149. Реформа предприятия и управление финансами: Учебно-методич. пособие для рос. бизнеса. / Авт. кол.: Ильдеменов С. В., Дранко О. И. -М.-ИСАРП, 1999.-С.156.
  150. В.М., Федотова М. А. Финансовая устойчивость предприятия в условиях инфляции. М.: Перспектива, 1995.
  151. В.М. Финансы. -М.:. Финансы и статистика, 1995. -С. 69.
  152. Российский энциклопедический словарь в 2 книгах -/ Гл. ред.: A.M. Прохоров М.: Большая советская энциклопедия, 2001
  153. Г. Н. Мартынов В.Т. Курс рыночной экономики. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1996. — С. 60.
  154. Рыночная экономика: Словарь. / Под ред. Кипермана Г. Я. -М.: Республика, 1993.-С.524.
  155. С.В. Особенности распределения прибыли предприятий в России // Поволжский гуманитарный журнал. 1999. № 1.
  156. Г. В. Анализ хозяйственной деятельности. Учебное пособие.1. М: ИНФРА-М, 2003. С.256
  157. Н.Ф. Финансовый менеджмент. -М.: Финансы, ЮНИТИ, 2002.
  158. В., Свободина М. Маржинальный анализ эффективности производства.//АПК, № 11, 2001. С. 65−72.
  159. М.Е. Формирование объема производства, его показатели и влияние на структуру ресурсоемкости. Самара, 2001.
  160. В.Б. Финансовый менеджмент: Учебн. пособие. СПб.: СПбГУАП, 2001.-С. 226.
  161. Т. Управленческий учет: Пер. с англ. / Под ред. Н. Д. Эриашвили. -М.: ЮНИТИ, 1997.-С. 179.
  162. Словарь по экономике. Пер. с анг. Под ред. П. А. Ватнина. СПб.: Экономическая школа, 1998.
  163. Словарь экономических терминов. М.: Финансы и статистика, 1995. -С.542.
  164. Современный экономический словарь/ Под ред. Лазовского Л. Ш. -ИНФРА-М, 2004.
  165. Справочник директора предприятия / Под ред. Лапусты М. Г. 4-е изд., испр., измен, и доп. М.: ИНФРА-М, 2000.- С. 784.
  166. Справочник финансиста предприятия. 2-е изд., доп. И перераб. — М.: ИНФРА-М, 2000. — Глава 7. — С. 158.
  167. Е.С. Финансовый менеджмент. М.: Перспектива, 2002.
  168. М. От «точки безубыточности» до уровня высокой доходности. //Журнал депонированных рукописей, № 3 март, 2003.
  169. Г. З. Экономика предприятия. М.: Изд-во «Новое занние», 2003. -С.384.
  170. П.П. Анализ и диагностика финансово-экономической деятельности предприятия. Ростов н/Д: Феникс, 2002. — С. 261
  171. В.Н. Маржинальный доход, как инструмент финансовых результатов// Финансовый менеджмент № 3, 2001.
  172. Теория анализа хозяйственной деятельности / Под ред. В. В. Осмоловского. Мн.: Высша школа, 1989.
  173. В.И., Моисеев С. В. и др. Экономика фирмы / Учебное пособие. Рязань: Стиль, 1996.-С. 156.
  174. Толковый словарь «экономика предприятия» М.: Весь мир, 1997
  175. Н. Н. Управление финансами: Учебное пособие. М.: Финансы и статистика, 1999.-С.496.
  176. Р.А. Стратегический маркетинг. СТб.: изд. Питер, 2002. -С.15.
  177. Т. В. Финансовый менеджмент. Управление издержками производства (в сфере материального производства) // Финансы и кредит. 1999. № 5.
  178. Финансовый анализ. Учебно-методическое пособие/ Под ред. Шкарабана С. И. и др. Тернополь, ТАНХ, 1997.
  179. Финансовый менеджмент. / Под ред. Самсонова Н. Ф. М.: Финансы, ЮНИТИ, 2002.
  180. Финансовый менеджмент: Учебник для вузов /Под ред. Е. С. Стояновой. -М.: Перспектива, 1999.
  181. Финансовый менеджмент: Учебник для вузов /Под ред. Н. Ф. Самсонова. -М.:Финансы, Юнити, 1999.
  182. Финансы фирмы: Курс лекций / Под ред. И. П. Мерзлякова. М.: Инфра-М, 1999.-С. 298.
  183. К. Финансово-экономический анализ деятельности предприятий/ Под ред 10.Н. Воропаева. М.: Финансы и статистика, 1996.
  184. П. Экономический образ мышления. М.: Дело, 1997. — С.311
  185. Р.Н. Основы финансового менеджмента. -М.: Дело, 1993.
  186. В.З. Экономика и управление на предприятиях: Учебное пособие. М.: Финансы и статистика, 2001. С. 400
  187. И.С. Теоретические аспекты образования прибыли. М.: Дело, 2002.-С.5
  188. Ф.И. Прибыль основной показатель результатов деятельности организации // Финансы. 2000. № 6. — С. 19.
  189. А.Д., Теория экономического анализа. М.: ИНФРА-М, 2003. -С.ЗЗЗ.
  190. А.Д., Баканов М. И. Теория экономического анализа. М.: ИНФРА-М, 1995.-С. 151.
  191. А.Д., Баканов М. И. Теория экономического анализа. М.: ИНФРА-М, 2002.-С.275.
  192. А.Д., Сайфулин Р. С. Финансы предприятия. М.:ИНФРА-М, 1999.-С.98.
  193. Шим Дж.К., Сигел Дж.Г. Финансовый менеджмент. -М.: ИИД «Филинъ», 1996.
  194. А.Ф. Экономическая теория: Учебное пособие для вызов. — М.: Гуманит изд. Центр ВЛАДОС, 1996 С. 101.
  195. Т.Г. Динамика использования прибыли предприятий на социальные нужды// Проблемы развития предприятий: теория и практика: Материалы 4-й Междунар. науч.-практ. конф., 25−26 нояб. 2003 г.- Самара: Изд-во Самар. гос. экон. акад., 2003. С. 368−372.
  196. Т.Г. О методике расчета ресурсной эффективности// Проблемы развития предприятий: теория и практика: Материалы 4-й Междунар. науч.-практ. конф., 25−26 нояб. 2003 г.- Самара: Изд-во Самар. гос. экон. акад., 2003.-С. 372−375.
  197. И.А. Теория экономического развития. М., 1982.
  198. Экономика предприятия./ Под общ. ред. А. И. Ильина, В. П. Волкова, 2-е издание, исправленное, 2004.- С. 672.
  199. Экономика предприятия / Под ред. Волкова О. И. М.: 2001.
  200. Экономика предприятия / Под ред. Горфинкеля В. Я., Швандара В.А.1. М.: Юнити-ДАНА, 2001.
  201. Экономика торгового предприятия./Под ред. С. Н. Лебедевой, 3-е издание, исправленное, 2003.- G. 240.
  202. Экономика, организация и планирование промышленного производства. 2-е изд. / Под. Ред. Лисицина Н. А. — Минск.: Высш. Шк., 1990.
  203. Экономический анализ/ Под ред. Л. Т. Гиляровской. М.: Юнити-ДАНА, 2001.
  204. Экономический анализ деятельности промышленных предприятий. Учебное пособие. / Под ред. Шкарабана С. И., Сапачева М. И. и др. -Тернополь, ТАНХ, 1999.
  205. Экономическое стимулирование на промышленных предприятиях. -Минск: Наука и техника, 1991.
  206. Энциклопедия «Банковского дела и финансов». Под ред. Красавиной Л.Н.- М.: Изд. ОАО «Корпорация „Федоров“», 2003. С. 225.
  207. Ю., Гапенски Л. Финансовый менеджмент. С-П., 1997.
  208. Т.И., Юрков С. В. Экономика предприятия. Курс лекций -КрГАЦМиЗ, 2000
  209. В.Ф. Прибыль в рыночной экономике: вопросы теории и практики. М.: Финансы и статистика, 2001.
Заполнить форму текущей работой