Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Расчетно-экспериментальная модель изнашивания опор скольжения коленчатых валов поршневых ДВС

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

При рассмотрении различных способов оценки изнашивания подшипников скольжения KB двигателей необходимо определить общие рамки условий их работы, для которых представляет интерес прогнозирование износа. Основное внимание уделяем наиболее распространенным (стандартным) конструкциям и условиям работы подшипников скольжения ДВС, характеристику условий их работы осуществляем с позиций… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Современные представления о проблеме износа сопряжений трения ДВС
    • 1. 1. Общие характеристики процесса изнашивания
    • 1. 2. Обзор методов определения износа
      • 1. 2. 1. Усталостная теория износа
      • 1. 2. 2. Метод расчета износа сопряжений по А. С. Проникову
      • 1. 2. 3. Изнашивание с позиций термофлуктуационной теории прочности
      • 1. 2. 4. Изнашивание с позиций энергетических теорий износа
      • 1. 2. 5. Прогнозирование износа по методу «1ВМ»
      • 1. 2. 6. Экспериментальные методы определения износа
      • 1. 2. 7. Метод оценки ресурса деталей машин по статистическим данным об их изнашивании в условиях эксплуатации
    • 1. 3. Обобщения по обзору теорий и методов оценки износа
    • 1. 4. Выводы. Постановка задачи исследования
  • Глава 2. Математическое моделирование нагрузок и длин путей трения в подшипниковых узлах ДВС
    • 2. 1. Длина пути трения и нагрузка как ключевые параметры, определяющие скорость изнашивания
    • 2. 2. Газовая и инерционная нагрузка на шатунный и коренной подшипник коленчатого вала
    • 2. 3. Основные допущения модели круглого подшипника скольжения
    • 2. 4. Численная схема решения задачи о траектории движения центра вала
    • 2. 5. Обобщение модели работы подшипника на случай произвольно деформированных поверхностей трения
    • 2. 6. Температура масла в подшипнике
    • 2. 7. Выводы
  • Глава 3. Уточненная модель износа подшипниковых узлов скольжения поршневого ДВС
    • 3. 1. Предпосылки для построения модели изнашивания подшипниковых узлов скольжения ДВС
    • 3. 2. Особенности контактного взаимодействия поверхностей трения при изнашивании
    • 3. 3. Расчетно-экспериментальная методика оценки скорости износа радиальных подшипников скольжения KB ДВС
    • 3. 4. Пример расчетной оценки износа сопряжений подшипникового узла ДВС
    • 3. 5. Выводы
  • Глава 4. Методика экспериментального исследования скорости накопления продуктов износа в ДВС
    • 4. 1. Обоснование выбранного метода экспериментальной оценки скорости износов
    • 4. 2. Объекты исследований. Основные характеристики ДВС
    • 4. 3. Описание и выбор расчетных режимов стендовых испытаний для различных конструкций ДВС
    • 4. 4. Описание экспериментальных стендов, измерительной аппаратуры
      • 4. 4. 1. Испытательный стенд для ДМ-1к
      • 4. 4. 2. Испытательный стенд для двигателей ВАЗ-2108, BA3−21 083 и стенд для двигателя ЗМЗ
      • 4. 4. 3. Погрешности измерений
    • 4. 5. Методика спектрального анализа моторных масел
    • 4. 6. Результаты экспериментальных исследований скорости накопления продуктов износа
      • 4. 6. 1. Двигатель ДМ-1к
      • 4. 6. 2. Двигатель ЗМЗ
      • 4. 6. 3. Двигатель BA
      • 4. 6. 4. Двигатель ВАЗ
    • 4. 7. Выводы
  • Глава 5. Расчетно-экспериментальное исследование процессов износа подшипников коленчатого вала различных поршневых ДВС
    • 5. 1. Постановка задачи расчетно-экспериментального исследования
    • 5. 2. Расчеты рабочих процессов ДВС
      • 5. 2. 1. Цель, метод, исходные данные расчетов
      • 5. 2. 2. Результаты расчетов
    • 5. 3. Расчет динамики KTITM двигателя на режимах различных скоростных характеристик
      • 5. 3. 1. Цель, метод, исходные данные расчетов
      • 5. 3. 2. Результаты расчетов
    • 5. 4. Расчет подшипников скольжения коленчатого вала двигателя
      • 5. 4. 1. Цель, метод, исходные данные расчетов
      • 5. 4. 2. Результаты расчетов
    • 5. 5. Расчетная оценка изнашивания подшипников и шеек KB ДВС
      • 5. 5. 1. Цель, метод, исходные данные расчетов
      • 5. 5. 2. Результаты расчетов
    • 5. 6. Сопоставление экспериментальных данных и результатов расчета
    • 5. 7. Выводы
  • Глава 6. Разработка мер по увеличению срока службы шатунного подшипникового узла двигателя ДМ-1к
    • 6. 1. Задачи расчетно-экспериментального исследования
    • 6. 2. Расчетное исследование влияния длины рабочей поверхности шатунного подшипника на характеристики его работы
    • 6. 3. Расчетное исследование влияния конструкции маслораспределительных устройств на характеристики работы удлиненного шатунного подшипника
    • 6. 4. Расчетное исследование влияния установочного зазора в шатунном подшипнике на характеристики его работы
    • 6. 5. Поиск оптимальных вариантов конструкции шатунного подшипника
    • 6. 6. Выводы

Расчетно-экспериментальная модель изнашивания опор скольжения коленчатых валов поршневых ДВС (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В современном двигателестроении наблюдается поэтапный рост и ужесточение требований, предъявляемых к двигателям внутреннего сгорания (ДВС), по целому ряду направлений, вышедших на первый план в процессе развития этой отрасли как на отечественном, так и на мировом рынках. Одно из таких направлений — требование увеличения долговечности деталей и узлов, а следовательно и полного ресурса двигателя, без заметного ухудшения его экономических характеристик: конструктивной стоимости, эксплуатационных затрат и потребительских свойств. Из статистических данных по отказам ДВС известно, что при современном уровне двигателестроения подавляющую долю составляют двигатели, вышедшие из строя по причине износа трущихся сопряжений. Одной из основных для определения полного ресурса двигателя и межремонтных сроков его эксплуатации является проблема износа такого узла трения как «шейка-подшипник» коленчатого вала (KB), второго по уровню потерь на трение трибосопряжения ДВС. В настоящее время в практике доводки двигателя данная проблема, в основном, решается в ходе длительных испытаний либо с помощью специальных ускоренных испытаний. И тот, и другой путь является чрезвычайно затратным и не позволяет оперативно отслеживать влияние на ресурс двигателя тех или иных конструктивных или технологических мероприятий. Необходимость расчетной оценки скоростей изнашивания подшипниковых узлов KB представляет интерес, как при конструировании двигателей, так и в процессе их эксплуатации. На этапе конструирования нового ДВС основное внимание уделяется проблемам влияния конструктивных и технологических решений, а также всех задаваемых параметров (рабочего процесса, системы смазки и других) на изнашивание узлов трения. При эксплуатации двигателей в составе установок различного назначения [1] возникает проблема влияния на межремонтные сроки условий (типа моторного масла, применяемых присадок и препаратов) и наиболее характерных для данной установки нагрузочных и скоростных режимов работы. Как показывает анализ состояния вопроса, в России и в мире в настоящее время отсутствуют надежные универсальные методики расчетного прогнозирования ресурсных показателей ДВС по износу. Существующие зависимости носят эмпирический характер, определяющий их ограниченную применимость к определенным классам или даже маркам двигателей.

Настоящая работа посвящена разработке универсальной расчетно-экспериментальной методики прогнозирования скорости износа подшипниковых узлов трения скольжения KB для любого режима работы произвольного двигателя. построенную на решении задачи эластогидродинамики в сочетании с решением задачи износа в сопряжении двух движущихся поверхностей при известных протяженностях зон износа, контактных давлениях и температурах. Наложение на данную методику статистики, по наиболее вероятным режимам эксплуатации двигателя, включая режимы холодного пуска и переходные, позволяет получить оценку общей скорости износа сопряжения. Таким образом, можно сделать вывод о том, что создание эффективного расчетно-экспериментального метода прогнозирования скоростей изнашивания узлов трения «подшипники-шейки» KB ДВС является актуальной проблемой. Ее решение позволит осуществить обоснованный выбор конструкторских, технологических, эксплуатационных решений, повысить научно-технический уровень проектирования, даст возможность сократить цикл создания двигателя и получить экономический эффект за счет снижения себестоимости и затрат на экспериментальную доводку ДВС.

Глава 1. Современные представления о проблеме износа сопряжений трения ДВС.

При рассмотрении различных способов оценки изнашивания подшипников скольжения KB двигателей необходимо определить общие рамки условий их работы, для которых представляет интерес прогнозирование износа. Основное внимание уделяем наиболее распространенным (стандартным) конструкциям и условиям работы подшипников скольжения ДВС, характеристику условий их работы осуществляем с позиций молекулярнно-механической теории трения [2], наиболее распространенной на сегодняшний день. В современных ДВС сопряжения «шейки — подшипники» KB работают в условиях гидродинамического режима смазки на основных расчетных режимах работы двигателя, это основной желаемый режим трения. В условиях граничного, полусухого, а иногда и сухого трения подшипниковый узел работает на режимах пуска и остановки двигателя, малых оборотов вала, критических нагрузокна этапах приработки трибологических узлов и на этапе критического износа. Согласно статистическим данным, коренные подшипники работают в более благоприятных условиях, чем шатунные, испытывающие действие максимальных циклических нагрузок от соответствующего им поршня. Толщина несущего масляного слоя в подшипниках зависит от параметров и типа масла, скорости вращения KB, геометрических параметров сопряжения и динамических характеристик двигателя, что и объясняет появление зон трения. Расчет толщины масляной пленки открывает путь к определению цикловых зон трения. В отличие от сопряжения «кольцо-гильза» в подшипниковых опорах зона контакта менее постоянна и зависит, главным образом, от величины приложенной нагрузки.

Длина дуги контакта (угол контакта), очевидно, может быть найден из расчета напряженного состояния сопряжения.

Изучение условий работы, а также причин и источников изнашивания подшипниковых узлов скольжения KB показало, что итоговый износ поверхностей шеек и подшипников может формироваться в результате реализации различных видов изнашивания (окислительное, абразивное и ряд других). Это показали результаты исследований по данной проблеме, содержащиеся в работах Буше Н. А., Мохнаткина Э. М., Беленького А. Д., Нарских И. И., Захарова С. М., Загорянского Ю. А., Володина А. И., Бабаева Н. К. и других. Установлено, что на штатных режимах работы современных ДВС из всех возможных видов изнашивания существенным является только износ по причине усталостных процессов, развивающихся на рабочих поверхностях подшипниковых узлов, как правило, при граничном трении.

Обзор и анализ применимости методов оценки изнашивания к узлам трения ДВС начнем с краткого определения общих понятий и характеристик, принятых при описании изнашивания [3,4,5].

6.6 Выводы.

1. Конструктивные параметры шатунного подшипника не оптимальны, требуется комплекс конструкторско-технологических мер по улучшению его работы, к которым следует отнести:

— увеличение длины рабочей части подшипника;

— изменение конструкции маслораспределительных устройств;

— изменение полей допусков на расточку шатунного подшипника;

— возможную селективную сборку по параметрам установочного зазора в шатунном подшипнике.

2. Предлагаемый комплекс мер принципиально должен помочь решить задачу надежной работы шатунного подшипника без применения дополнительной физико-химической обработки его поверхностей. Тем не менее, применение подобных мероприятий может дополнительно повысить надежность работы подшипников шатуна.

Заключение

.

В настоящей диссертации в соответствии с поставленными задачами исследования проведено расчетно-экспериментального моделирование процессов износа подшипников скольжения коленчатых валов ДВС.

По результатам проведенных экспериментальных и численных исследований могут быть сделаны следующие основные выводы:

1. Разработанная расчетно-экспериментальная методика оценки скорости изнашивания подшипниковых узлов KB ДВС базируется на закономерностях усталостной теории износа (по И. В. Крагельскому) и молекулярнно-механической теории трения.

2. Построение методики осуществлено на поэтапном принципе расчетного определения искомых величин, началом которого считается поиск газовых нагрузок рабочего процесса двигателя, а окончанием определение величин скоростей износа поверхностей трения.

3. В предложенной расчетно-экспериментальной методике оценки скорости износа учитывается как неравномерность износа рабочих поверхностей подшипника скольжения, так и непостоянство интенсивности изнашивания во времени, заложены возможности учета влияния деформирования подшипника на процесс его изнашивания.

4. В настоящее время не существует единой общепризнанной теории изнашивания и практические инженерные расчеты на износ, в том числе трибосопряжений ДВС, возможны лишь с помощью расчетно-экспериментальных методов.

5. Согласно современным представлениям в подшипниках скольжения Ф коленчатых валов ДВС, работающих в условиях нестационарного нагружения, реализуются различные виды изнашивания (окислительное, абразивное и ряд других), но основная доля износа приходится на усталостное изнашивание при трении сопряженных поверхностей.

6. Скорость изнашивания поверхностей трения подшипников скольжения KB поршневых ДВС зависит от множества различных факторов, из которых ключевые определяются следующими группами параметров:

— нагрузки в сопряжении;

— зоны трения, возникающие вследствие действия этих нагрузок;

— параметры смазки в сопряжении;

— макрои микрогеометрия узла трения;

— режимы и продолжительность работы ДВС на этих режимах.

7. Длительность испытаний двигателя, направленных на определение динамики процесса изнашивания и экспериментальных величин скоростей износа его трибологических узлов, может быть сокращена использованием ускоренного метода испытаний, включающего в себя преимущественно режимы с нарушением режима гидродинамического трения.

8. Экспериментальное определение скоростей износа и тем самым установление динамики изнашивания подшипников ДВС без нарушения их целостности за период испытаний возможно с помощью метода спектрального анализа проб масла при наличии и известном процентном содержании химических элементов, входящих в состав материала рабочих поверхностей только этих узлов трения двигателя.

9. Проведенные сопоставления экспериментально полученных величин интегральной скорости изнашивания подшипников скольжения и результатов расчетов целого ряда ДВС позволяет сделать вывод о правильности и обоснованности предложенной расчетно-экспериментальной модели.

В ходе работы получены следующие основные результаты:

1. На основании молекулярнно-механической теории трения и усталостной теории изнашивания разработана расчетно-экспериментальная методика оценки скорости износа адаптированная к подшипникам скольжения коленчатых валов поршневых ДВС.

2. Проведено экспериментальное исследования скорости накопления продуктов износа двигателей ДМ-1к, ВАЗ-2108, BA3−21 083, ЗМЗ-4021.10 и получен набор экспериментальных данных, характеризующих динамику изнашивания подшипников KB перечисленных ДВС.

3. Произведено расчетно-экспериментальное исследование процессов износа подшипников KB перечисленных выше двигателей. Получены локальные и интегральные характеристики процесса изнашивания их подшипниковых узлов коленчатого вала.

4. Осуществлено сопоставление величин скоростей изнашивания подшипников скольжения ДВС, полученных экспериментально и с помощью разработанной расчетно-экспериментальной методики, которое подтвердило адекватность расчетно-экспериментальной модели физической картине происходящих процессов изнашивания в изучаемых узлах трения.

5. С помощью разработанного метода выполнен параметрический анализ конструкции и сформулированы рекомендаций по улучшению условий работы шатунного подшипника двигателя ДМ-1к.

Показать весь текст

Список литературы

  1. . С., ЦепендаМ. В. Об использовании ресурса автомобильных дизельных двигателей. // Двигателестроение. — СПб.: Машиностроение, 1999.-№ 4.-с. 40−41.
  2. И. В. О трении несмазанных поверхностей. В кн.: Всесоюзная конференция по трению и износу в машинах. — М.: Изд-во АН СССР, 1939. — Т. 1. — с. 543−561.
  3. И. В., Добычин М. Н., Комбалов В. С. Основы расчетов на трение и износ. М.: Машиностроение, 1977. — 526 с.
  4. ГОСТ 27 674–88. Трение, изнашивание и смазка: Термины и определения. -М.: Госстандарт, 1988. с. 20.
  5. В. М. Износостойкость трибосопряжений деталей машин. СПб.: * Изд-во СПбГТУ, 1995. — 133 с.
  6. Г., Майсснер Ф. Основы трения и изнашивания. / Пер. с нем. О. Н. Озерского, В. Н. Пальянова. Под ред. М. Н. Добычина. М.: Машиностроение, 1984. — 264 с.
  7. Трение, изнашивание и смазка: Справочник. / Под ред. И. В. Крагельского, В. В. Алисина. М.: Машиностроение, 1978. — Т. 1.- 400 с.
  8. А. С. Износ и долговечность станков. М.: Машгиз, 1957. — 275с.
  9. А. С. Основы надежности и долговечности машин. М.: Изд-во стандартов, 1969. — 160 с.
  10. С. Н., Нарзуллаев Б. Н. Временная зависимость прочности твердых тел. // Журнал технической физики. М.: Машгиз, 1953. — т. 23, вып. 10.-е. 1677−1689.0 11. Fleischer G. Energetische Methode der Bestimmung des Verschleipes.
  11. Schmierungstechnik, Bend 4. 1973, S. 9.
  12. Г., Кобольд Г. Расчет износа на основе гипотезы аккумулирования энергии при трении.- В кн.: Исследование по триботехнике. М.: ВНИИНМАШ, 1975.-с. 187−195.
  13. Л. И. Теория и практика прогнозирования износостойкости и долговечности материалов и деталей машин. СПб.: Изд-во СПГУВК, 1997.-415 с.
  14. Bayer R. G., Ku Т. С, Clinton W. С. а. о. Handbook of Analytical Design for Wear. Plenum Press. N. Y., 1964. 97p.
  15. Прочность и долговечность автомобиля. / Под ред. Б. В. Гольда. М.: Машиностроение, 1974.- 328 с.
  16. И. Я. Испытания двигателей внутреннего сгорания. М.: Высшая школа, 1975. — 320 с.
  17. JI. В., Тузов JI. В., Летягина JI. В. Методика обоснования предельно допустимых износов деталей и узлов дизелей. // Двигателестроение. JL: Машиностроение, 1983. — № 10. — с. 54−55.
  18. С. П., Лельчук Л. М., Петросян П. Ш и др. Расчет оценок ресурса деталей тракторов. В сб.: Теория и практика расчетов деталей машин на износ / Под ред. И. В. Крагельского и Г. М. Харача. М.: Наука, 1983.-с. 142−146.
  19. С. П., Лельчук Л. М., Петросян П. Ш и др. К методике оценки предельных износов деталей. В сб.: Теория и практика расчетов деталей машин на износ / Под ред. И. В. Крагельского и Г. М. Харача. М.: Наука, 1983. — с. 147−151.
  20. А. С. Maximum Likelihood estimation in the weibull distribution based on complete and on censored samples. Technometrics, 1965. — vol. 7, № 4.
  21. И. В., Щедров В. С. Развитие науки о трении. Сухое трение. М.: АН СССР, 1956. — 236 с.
  22. И. В. Трение и износ. М.: Машиностроение, 1968. — 480 с.
  23. И. В., Михин Н. М. Узлы трения машин: Справочник. М.: Машиностроение, 1984. — 280 с.
  24. И. В., Комбалов B.C., Логинов А. Р., Сачек Б. Я. Современные методы прогнозирования износа узлов трения. М.: ГОСИНТИ, 1979. — № 15. — 31 с.
  25. ПопыкК. Г. Динамика автомобильных и тракторных двигателей. М.: Высшая школа, 1970. — 328с.
  26. Конструирование и расчет двигателей внутреннего сгорания / Н. X. Дьяченко, Б. А. Харитонов, В. М. Петров и др.- Под ред. Н. X. Дьяченко. JL: Машиностроение. Ленингр. отд-ние, 1979. — 392с.
  27. И. Ш. Динамика авиационных двигателей. М.-Л.: Оборонгиз, 1940.-474 с.
  28. К. И. Методика расчета коленчатых валов. М.: Вестник ВНИИЖТ, 1977. — № 2. — с. 17−19.
  29. М. В. Теоретические основы работы подшипников скольжения. М.: Машиностроение, 1969. — 403с.
  30. А. К. Подшипники скольжения жидкостного трения. М.: Машгиз, 1955. — 320с.
  31. А. Д. Механика жидкости и газа (гидравлика). СПб.: Изд-во СПбГПУ, 2003. — 545 с.
  32. С. М., Никитин А. П., Загорянский Ю. А. Подшипники коленчатых валов тепловозных дизелей. М.: Транспорт, 1981 — 180 с.
  33. И. Я. Проектирование и расчет опор трения. М.: Машиностроение, 1971. — 168 с.
  34. JI. Г. Механика жидкости и газа. М.: Наука, 1987. — 840 с.
  35. Н., Константинеску В., Ника А. Подшипники скольжения. Расчет, проектирование, смазка. Бухарест.: Изд. Академии Румынской народной республики, 1964. — 457 с.
  36. С.М., Эрдман В. Ф. Гидродинамический и тепловой расчет подшипников коленчатого вала поршневого двигателя. // Вестник машиностроения. М.: Машиностроение, 1978. — № 5. — с. 24−28.
  37. Элементы системы автоматизированного проектирования ДВС: Алгоритмы прикладных программ. / P.M. Петриченко, С. А. Батурин, Ю. Н. Исаков и др. Под общ. ред. P.M. Периченко. Л.: Машиностроение, 1990. -328 с.
  38. JI. Д., ЛифшицЕ. М. Теоретическая физика. В 10-ти т. М.: Наука, 1984. — Т. VII. — 248 с.
  39. Кац А. М. Теория упругости. Л.: ЛПИ, 1954. — 180 с.
  40. Л. Применение метода конечных элементов. М.: Мир, 1978. -380 с.
  41. К., Вилсон Е. Численные методы анализа и методов конечных элементов. М.: Стройиздат, 1982. — 520 с.
  42. Н. Н. Метод конечных элементов в расчетах деталей тепловых двигателей. Л.: Машиностроение, 1983. — 212 с.
  43. Конечно-элементный комплекс программ по решению задач теплового и теплонапряженного состояния деталей тепловых двигателей. / А. Ю. Шабанов, А. Б. Зайцев, Ю. Е. Сгибнев. СПб.: Изд. СПбГТУ, 1994. -71 с.
  44. Дж., Бреббиа К. Метод конечных элементов в механике жидкости. / Пер. с англ. Л.: Судостроение, 1979. — 264 с.
  45. А. А., Дейч Р. С. Методика численного моделирования системы «ротор подшипники скольжения» турбокомпрессора. // Двигателестроение. — СПб.: Машиностроение, 1996. — № 3−4. — с. 39−41.
  46. Зоржи, Нельсон. Исследование динамики систем ротор подшипники с учетом осевого момента методом конечных элементов. // Конструирование и технология машиностроения. — М.: Мир, 1980. — № 1.-е. 105−109.
  47. С. В., Аникин С. А. Универсальная зависимость для нахождения динамической вязкости моторных масел в рабочем диапазонетемператур. // Двигателестроение. СПб.: Машиностроение, 1995. — с. 7071.
  48. Топлива, смазочные материалы, технические жидкости. Ассортимент и применение: Справочник. / И. Г. Анисимов, К. М. Бадыштова, С. А. Бнатов и др. Под ред. В. М. Школьникова. М.: Издательский центр «Техинформ», 1999. — 596 с.
  49. В. В. Форма естественного износа деталей машин и инструмента. Л.: Машиностроение, 1990. — 208 с.
  50. Ф 54. Григорьев А. Н., Шабанов А. Ю., Черепанов Д. А. Проблемыопределения длин путей трения в трибологических сопряжениях ДВС. Л
  51. XXX Юбилейная Неделя науки СПбГТУ. Материалы межвузовскойнаучной конференции. СПб.: Изд-во СПбГТУ, 2002. — Ч. III. — с. 9−11.
  52. М.: Наука, 1982. с. 256−264.
  53. Трение, изнашивание и смазка: Справочник. / Под ред. И. В. Крагельского, В. В. Алисина. М.: Машиностроение, 1979. — Т. 2. -358 с.
  54. Расчетно-экспериментальные методы оценки трения и износа. / Под ред. Крагельского И. В. М.: Наука, 1980. — 112 с.
  55. А. В., Браун Э. Д., Гинзбург А. Г., Игнатьева З. В. Расчет, испытание и подбор фрикционных пар. М.: Наука, 1979. — 263 с.
  56. А. В. Design data for Wear performance of rubbing hearing surfaces. -Tribology, 1973. Febr., vol. 6, № 1. — p. 15−20.
  57. И. В. Об оценке свойств материалов трущихся пар. М.: Заводская лаборатория, 1968. — Т. XXXIV, № 8. — с. 1007−1011.
  58. И. В., Непомнящий Е. Ф., Харач Г. М. Основные положения и краткая методика приближенного расчета поверхностей трения на износ при скольжении. М.: ИМАШ АН СССР, 1996. — 19 с.
  59. В. С. Инженерные расчеты в триботехнике. // Научно-технический прогресс в машиностроении. Ин-т. машиноведения им. А. А. Благонравова АН СССР. / Под ред. К. В. Фролова. М.: ИМАШ, 1990.- 152 с.
  60. И. В., Виноградова И. Э. Коэффициенты трения. Справочное пособие. М.: Машгиз, 1962. — 220 с.
  61. В. В. Расчет ресурса и износа узлов трения численными методами. В сб.: Теория и практика расчетов деталей машин на износ / Под ред. И. В. Крагельского и Г. М. Харача. М.: Наука, 1983. — с. 106−110.
  62. Теория двигателей внутреннего сгорания. / Под ред. Дьяченко Н. X. JL: Машиностроение, 1974. — 552 с.
  63. Р. М. Физические основы внутрицилиндровых процессов в двигателях внутреннего сгорания. Л.: Изд-во Ленингр. Ун-та, 1983. -244 с.
  64. Р. М., Шабанов А. Ю. и др. Трение и теплообмен в поршневых кольцах ДВС. Л.: Изд. ЛГУ, 1990. — 320 с.
  65. М. А., Галактионов А. Е., Левит С. М. Методика ускоренных стендовых испытаний на безотказность бензиновых двигателей легковых автомобилей. // Двигателестроение. СПб.: Машиностроение, 1996. — № 1. — с. 54−56.
  66. ГОСТ 14 846–81. Двигатели автомобильные. Методы стендовых испытаний. М.: Изд-во стандартов, 1981. — 53 с.
  67. ГОСТ 22 836–77. Двигатели внутреннего сгорания поршневые. Направление вращения. М.: Изд-во стандартов, 1977.
  68. ГОСТ 23 550–79. Двигатели внутреннего сгорания поршневые. Обозначение и нумерация цилиндров. М.: Изд-во стандартов, 1979.
  69. ГОСТ 10 150–88. Двигатели внутреннего сгорания поршневые. Условные обозначения. М.: Изд-во стандартов, 1988.
  70. Ю. Ю., Серебренников В. А. Техника и планирование эксперимента. Л.: ЛПИ им. М. И. Калинина, 1986.
  71. Материалы в машиностроении. Выбор и применение. T.I. Цветные металлы и сплавы. / Под ред. Лужникова Л. П. М.: Машиностроение, 1967.-304 с.
Заполнить форму текущей работой