Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Живописные этюды и наброски как средство формирования художественных и педагогических способностей студентов художественно-графических факультетов педагогических институтов

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Основной целью художественного образования в учебном процессе является формирование духовной культуры личности ребенка, приобщение его к культурным ценностям, к художественно-культурным национальным традициям. В этом процессе многое зависит от духовной и художественной культуры учителя изобразительно искусства. Осуществляющий художественно-эстетическую подготовку детей, он должен формировать… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • Глава 1. Живописно-пластические формы решения этюда в изобразительном искусстве (на примерах мастеров живописи)
    • 1. 1. Исследование развития живописно-пластических решений полотен старых мастеров. j
    • 1. 2. Представители этюдной живописи в России
    • 1. 3. Краткосрочный этюд в системе обучения живописи
  • Глава 2. Психолого-педагогическде основы формирования профессиональных способностей «Мучителя изобразительного искусства
    • 2. 1. Психолого-педагогические факторы формирования профессиональных способностей учителя изобразительного искусства
    • 2. 2. Модель методической системы формирования художественно-педагогических способностей студентов в процессе работы над живописными этюдами и набросками
    • 2. 3. Критерии оценки художественных и педагогических способностей студентов

    Глава 3. Методы исследования и пути совершенствования художественных и педагогических способностей студентов 3-его курса на занятиях по живописи и по методике преподавания изобразительного искусства в школе.

    3.1. Изучение художественно-педагогических знаний, умений и навыка студентов 3-его курса художественно-графического факультета в педвуз" 93, Ю1 (констатирующий эксперимент).

    3.2. Пути формирования художественно-педагогических способностей студентов 3 курса на занятиях по живописи и методике преподавания изобразительного искусства (ход формирующего эксперимента).

    3.3. Результаты методов, применяемых в процессе формирования художественно-педагогических способностей студентов 3 курса (контрольный эксперимент).

Живописные этюды и наброски как средство формирования художественных и педагогических способностей студентов художественно-графических факультетов педагогических институтов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Проблема исследования и ее актуальность. Изменения в социально-общественной жизни влекут за собой изменения требований в области образования и воспитания подрастающего поколения. Но художественно-эстетическое воспитание и обучение всегда остается важной задачей государства.

Основной целью художественного образования в учебном процессе является формирование духовной культуры личности ребенка, приобщение его к культурным ценностям, к художественно-культурным национальным традициям. В этом процессе многое зависит от духовной и художественной культуры учителя изобразительно искусства. Осуществляющий художественно-эстетическую подготовку детей, он должен формировать и развивать их художественное восприятие, через практическую творческую деятельность совершенствовать изобразительные умения и навыки. Умелое приобщение школьников к изобразительному искусству раскрывает широкие возможности формирования и развития их творческих способностей, способствует формированию общей художественной культуры.

Предмет «изобразительное искусство» в школе включает в себя различные виды художественной деятельности, развивающие изобразительные способности ребят, значительное место среди которых занимает работа детей цветом — живопись. Процесс овладения детьми живописным материалом является творческим. Грамотное владение детьми техникой живописи в значительной мере способствует развитию художественно-творческих способностей.

Существенно необходимым в этом вопросе является качественная подготовка учителей изобразительного искусства, владеющих всеми методами и приемами живописной деятельности и эффективными формами обучения живописи, которая является эмоциональным импульсом развития творческого воображения детей. Поэтому, кроме теоретических основ цветообразования, и их практического применения в творческих работах, ему необходимо уметь передать свои знания по живописи в доступной школьникам форме. Только один методсловесное объяснение — в этом случае не приемлем. Необходимо воздействие на эстетическую природу зрительного восприятия детей, способствующее эмоциональному настрою и возрастанию потребности в осуществлении изобразительной деятельности.

Эффективным методом такого воздействия является наблюдение школьников за созданием на листе бумаги изображения. Наглядный показ процесса получения живописного изображения является одним из приемов работы учителя изобразительного искусства, активизирующим живописно-творческую деятельность детей и под держивающим интерес к предмету «изобразительное искусство» и развивающих художественно-творческие способности. Для успешного осуществления этого вида деятельности необходимо обладать художественно-педагогическими способностями, средством формирования которых может стать этюд.

Анализируя современные существующие программы по живописи для художественно-графических факультетов педагогических вузов, мы выяснили, что задания на выполнение краткосрочных этюдов различного характера и в различном материале отводится около 10−15 часов учебного времени. В программах указываются различные цели и задачи выполнения краткосрочных этюдов, но не определяется их педагогическая направленность, так как необходимость этюдной практики диктуется, как правило, возможностью глубже изучить предметы и явления действительности с точки зрения определения живописных отношений в натуре: определения и передачи различий тона предметов, передачи освещения и объема предметов изображения, решение тепло-холодных цветовых отношений между предметами, расположенными в пространстве.

Выполнение этюдов и набросков студентами художественно-графических факультетов педвузов также имеет ценное значение в формировании и развитии у будущих учителей изобразительного искусства, знаний, умений и навыков показа приемов и последовательности выполнения живописных работ. В этом случае методически осмысленная и обоснованная этюдная деятельность является средством формирования художественно-педагогических способностей студентов художественно-графических факультетов педагогических вузов.

Анализ практики обучения студентов на художественно-графических факультетах педвуз в показал, что вопрос формирования и развития художественно-педагогических способностей, включающего в себя знания, умения и навыки педагогического рисования живописными материалами, недостаточно разработан. Теоретический анализ существующих исследований, посвященных вопросами художественно-педагогической подготовки учителей изобразительного искусства также не освещает данной проблемы. Так, например, профессиональной и художественной подготовке студентов педагогических вузов художественно-графических факультетов посвящены научные труды видных деятелей образования: Беда Г. В., Зинченко В. П., Кузин B.C., Медведева Л. Г., Масленников А. А. Ростовцев Н.Н. Смирнов Г. Б., Терентьев А. Е., Триселев А. В., Унковский А. А., Шабанов Н. К., Шорохов Е. В., Яшухин А.П.

Исследований художественно-педагогических способностей, объединяющих специальные дисциплины и методику их преподавания, в настоящее время недостаточно. В основном, труды в данном направлении, посвящены проблемам в преподавании по рисунку. Таковы научные разработки Терентьева А. Е. и Шабанова Н. К. Педагогический аспект формирования способностей на примере выполнения орнаментальных композиций рассматривала Михаленко Л.Б.

Вопросами педагогического рисования много занимался художник-педагог Терентьев А. Е. В своем исследовании он определил существенные особенности подготовки учителя рисования для работы у классной доски. Ученый разработал систему формирования способностей педагогического рисования графическими материалами. Потребность в подготовке специалистов по изобразительной деятельности, владеющих методикой показа техник живописного исполнения также существует. Но в аспекте разработки системы подготовки студентов художественно-графических факультетов педвузов к педагогическому рисованию живописными материалами и формирования художественно-педагогических способностей посредством этого вида деятельности исследований не проводилось.

Вышеизложенное определило проблему исследования.

Актуальность проблемы состоит в нерешенности проблемы формирования художественно-педагогических способностей студентов художественно-графического факультета, от чего в значительной степени страдает качество подготовки учителей изобразительного искусства.

Исходя из вышесказанного, мы определили цель диссертационного исследования, которая заключается в выявлении особенностей подготовки студентов педагогических вузов художественно-графических факультетов к педагогической практике, в частности, к педагогическому рисованию у классной доски живописными материалами и разработке методической системы формирования художественных и педагогических способностей в процессе занятий по живописи и методике преподавания изобразительного искусства (практические занятия).

Объект исследования определяется нами как учебно-творческая, живописная и методическая деятельность студентов 3-его курса по формированию художественных и педагогических способностей в процессе работы по выполнению этюдов на различные темы с целью показа приемов работы живописными материалами и в процессе выполнения методических разработок последовательности выполнения живописи этюда и объяснения приемов работы.

Предметом исследования мы считаем методику формирования художественно-педагогических способностей студентов, поиск эффективных форм, методических приемов и методов обучения, организацию живописно-методической деятельности студентов в процессе показа методов и приемов работы живописными материалами на занятиях по методике преподавания изобразительного искусства в школе, а также в учебно-творческом процессе по живописи.

Гипотезой исследования является следующее предположение о том, что: если в учебный процесс ввести методическую систему, направленную на формирование художественно-педагогических способностей студентов, включающую в себя:

— цели, задачи и содержание обучения живописи и методики ее преподавания, соответствующие требованиям стандартных образовательных программ по живописи и методике преподавания изобразительного искусства;

— отобранные нами известные в педагогике дидактические принципы, формы, методы и методические приемы организации занятий по живописи и по методике преподавания изобразительного искусства практические занятия), которые как мы считаем, в их взаимодействии наилучшим образом могут решать данную проблему;

— дидактические средства обеспечения всех учебно-воспитательных и развивающих процессов (методические таблицы, раскрывающие основные свойства и закономерности взаимодействия цветов, репродукции с этюдов художников, этюды, выполненные студентами в ходе педагогической практики, средства ТСО видеофильмы, слайды, способствующие накоплению зрительного живописного опыта), то это будет способствовать значительному развитию художественно-педагогических способностей студентов, потому что данная методическая система обладает такими ценными качествами как единство целей и задач, взаимодействующих принципов, единство и взаимосвязь художественного и педагогического, теоретического и практического.

В соответствии с проблемой, целью, предметом и гипотезой исследования определены следующие задачи:

1. Изучить и проанализировать искусствоведческую, психологическую, педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования.

2. Определить особенности подготовки студентов художественно-графических педагогических вузов к педагогическому рисованию живописными материалами у классной доски.

3. Определить совокупность педагогических условий эффективного формирования художественных и педагогических способностей студентов в процессе занятий живописью и методикой преподавания изобразительного искусства.

4. Разработать задания: по живописи этюда, по методике их выполнения, по объяснению живописных техник выполнения этюдов совместно с демонстрацией выполнения живописной работы.

5. Разработать критерии оценки художественных и педагогических способностей студентов по определению уровней их развития.

6. Экспериментально проверить модель разработанной методической системы формирования художественно-педагогических способностей студентов на занятиях по живописи и по методике преподавания изобразительного искусства, включающую в себя цель и задачи обучения, содержание обучения, дидактические принципы, формы и методы обучения, обеспеченные необходимыми средствами, повышающими эффективность ее использования.

Методологической основой исследования являются психолого-педагогические труды ученых по вопросам подготовки педагогических кадров по эстетическому и художественному образованию, раскрывающие суть процесса формирования способностейпо теории деятельностипо вопросам цветоведенияпо истории и теории живописи. В нашей работе использован комплекс методов: -теоретический анализ литературы по педагогической психологии и методике по проблеме исследования;

— теоретический анализ искусствоведческой, исследовательской и специальной литературы;

— анализ школьных и вузовских программ по предметам «живопись» и «изобразительное искусство»;

— анализ продуктов деятельности студентов (этюды и методические разработки), созданных в процессе экспериментальной работы;

— метод наблюдения за работой студентов во время демонстрации последовательности выполнения этюдов и способов работы красками- -метод моделирования педагогических ситуаций, -опытно-экспериментальное обучение- -анализ, обобщение и обработка результатов эксперимента.

Опытно-экспериментальной базой стал факультет изобразительного искусства ТФ СГПУ. В общей сложности опытно-экспериментальным исследование было охвачено около 200 студентов.

Исследование проходило в 4 этапа:

Первый период (1994;1995г.г.) носил наблюдательно-аналитический характер. Осуществлялась работа по наблюдению за проведением педагогического рисунка живописными материалами в период прохождения студентами педагогической практикиизучались специальная литература по проведению быстрого рисованияизучались психологические основы быстрого восприятия и специальная искусствоведческая литература, включающая сведения о живописи этюда. На данном этапе также определялась цель и задачи исследования, а также сформировалась его гипотеза.

Второй период (1996;1997г. г.) включал в себя теоретическую разработку и проведение констатирующего экспериментавнедрение элементов поискового эксперимента с целью определения исходного уровня способностей студентов, выявления и отбора наиболее эффективных разработанных нами заданий.

Третий период (1997;1999г. г.) заключал в себе опытно-экспериментальную работу — формирующий и контрольный эксперименты. Были проведены обучающий эксперимент, включающий содержание экспериментальных заданий по живописи и по методике преподавания изобразительного искусства, и сравнительный эксперимент, в ходе которого анализировались работы студентов.

Четвертый этап (1999;2001г. г.) — это период обобщения систематизации полученных данных, подведения итогов проведенного исследования и подготовка соответствующих выводов.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

1. Определены особенности подготовки студентов художественно-графических факультетов педагогических вузов к педагогическому рисованию у классной доски живописными материалами, которые выражаются в системном подходе проведения курса этюдной живописи и практических занятий по методике изобразительного искусства (единство художественного и педагогического, единство целей и задач, целенаправленных на формирование способностей выполнения педагогических этюдов цветом).

2. Определена совокупность педагогических условий эффективного формирования профессиональных способностей студентов на занятиях живописью и методикой преподавания изобразительного искусства в школе: осознанность, целенаправленность, систематичность, поэтапность: -в изучении живописи этюда- -в овладении педагогическим опытом в области демонстрации приемов работы живописными материалами- -в организации занятий по системе субъект-субъектных отношений, при которых реализуется возможность проявления педагогических способностей студентов.

3. Теоретически обоснована и экспериментально проверена модель методической системы формирования художественных и педагогических способностей студентов в процессе работы над этюдами и набросками на занятиях по живописи и на практических занятиях по методике преподавания изобразительного искусства, в которой:

— определены цели, задачи и содержание обучения живописи и методики ее преподавания, соответствующие требованиям стандартных образовательных программ по живописи и методике преподавания изобразительного искусства;

— дидактические принципы, формы, методические приемы выполнения быстрых живописных этюдов, методических разработок к ним, а также методы объяснения и демонстрации живописных техник исполнения: (целенаправленная постановка задач параллельно по живописи и по методике изобразительного искусстватеоретическая подготовка студентов и проведение бесед по теории живописи студентами в аудитории с группой сокурсниковформирование навыка быстрого письма посредством многократного выполнения упражнений на решение различных живописных задачразработка приемов работы цветными акварельными карандашами в целях демонстрациисовмещение метода объяснения и практического выполнения этюда студентамиотработка поэтапности выполнения живописных этюдов);

— средства обеспечения всех учебно-воспитательных и образовательных процессов (методические таблицы, раскрывающие основные свойства и закономерности взаимодействия цветов, репродукции с этюдных работ художников, этюды, выполненные студентами в ходе педагогической практики, способствующие накоплению зрительного живописного опыта, средства ТСО видеофильмы, слайды), существенно развиваются художественные и педагогические способности студентов художественно-графических факультетов педагогических вузов.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что разработанная нами методическая система формирования художественно-педагогических способностей студентов художественно-графических факультетов в значительной мере способствует развитию живописно-творческих и живописно-методических, являющихся частью художественно-педагогических, способностей.

Данные исследования могут служить материалом для дальнейших теоретических разработок и практических исследований по отдельным вопросам теории и методики преподавания в педвузах, а также в художественных училищах и в школах.

Практическая значимость исследования:

— материалы исследования, показывающие эффективность данного процесса, раскрывающие методы по проблеме исследования, могут быть использованы преподавателями и студентами в их подготовке к практической деятельности учителя изобразительного искусства.

— методические рекомендации выполнения этюдов и методических разработок могут быть использованы при организации занятий по живописи акварелью и гуашью и на практических занятиях по методике преподавания изобразительного искусства со студентами художественно-графических факультетов;

— методические разработки и выполненные этюды могут быть использованы в качестве наглядного материала на занятиях живописью в системе художественно-изобразительного образования.

Степень достоверности и обоснованности полученных результатов проведенной работы обеспечены использованием комплекса взаимосвязанных методов исследования, четкой организацией опытно-экспериментальной работы, использованием современных достижений педагогической, психологической наук, достижениями искусствознания и основывается на материалах исследований, подтвержденных опытно-экспериментальным путем. Выводы и результаты исследования обсуждались на кафедре методики преподавания изобразительного искусства МПГУ, подвергались проверке и корректировались при проведении опытно-экспериментальной работы. На защиту выносятся следующие положения: 1. Теоретически обоснованное и экспериментально проверенное положение о том, что профессиональные способности студентов, составляющие единство художественных и методических способностей, развиваются во взаимосвязи в процессе целенаправленной учебно-творческой живописной подготовки.

2. Методика проведения занятий по этюдной живописи и методике преподавания изобразительного искусства с учетом направленности на формирование художественно-педагогических способностей будушдх учителей изобразительного искусства в области демонстрации последовательности выполнения этюдов, способов и приемов работы живописными материалами.

3. Модель методической системы формирования художественных и педагогических способностей студентов художественно-графических факультетов педагогических вузов на занятиях по живописи и по методике преподавания изобразительного искусства.

Апробация и внедрение результатов исследования.

Материалы исследования и ход поискового и формирующего экспериментов обсуждались на кафедре методики преподавания изобразительного искусства и черчения МПГУ;

Апробация результатов эксперимента были внедрены на факультете изобразительного искусства филиала СФ ТГПУ, в общеобразовательных школах города Тольятти №№ 77 и 64, художественных школах №№ 2 и 3.

Основные идеи и результаты исследования отражены в 9 публикациях. Они были изложены на конференциях в г. г. Уфе, Магнитогорске, Самаре и Тольятти.

Структура диссертации.

Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии и трех приложений. Объем диссертации 141 страницы основного текста, список литературы насчитывает 188 наименованийв приложение вошло, методические рекомендации — 42 страницы, около 90 рисунков, схемы и таблицы,.

10. Результаты исследования подтвердили исходную гипотезу: по мере приобретения методических и художественных знаний и умений выполнения этюдов студентами в рамках целенаправленной методической системы наблюдается повышение их творческой активности, методической грамотности, существенно развиваются художественно-педагогические способности.

Полученные научные результаты могут быть использованы для дальнейшего совершенствования методики преподавания живописи и методики преподавания изобразительного искусства.

Практические результаты проведенного диссертационного исследования могут быть использованы в системе художественного образования в школьной и вузовской практике.

В будущих исследованиях необходимо дальнейшее осуществление поиска путей организации занятий по живописи и по методике преподавания изобразительного искусства в целях профессиональной подготовки студентов художественно-графических факультетов педагогических институтов.

Заключение

.

В ходе исследования и проведения эксперимента по формированию художественно-педагогических способностей студентов факультета изобразительного искусства на занятиях по живописи и на практических занятиях по методике преподавания изобразительного искусства были решены следующие задачи:

1. Изучен, систематизирован и обобщен теоретический материал по технике этюдной живописи.

2. изучен и теоретически обоснован процесс формирования художественных и педагогических способностей студентов с психолого-педагогических позиций.

3. Определены особенности подготовки учителей изобразительного искусства к педагогическому рисованию живописными материалами у классной доски в процессе формирования художественно-педагогических способностей.

4. Определена совокупность психолого-педагогических условий эффективного формирования художественных и педагогических способностей студентов в процессе занятий живописью и методикой преподавания изобразительного искусства.

5. Определены принципы осуществления взаимосвязи задач по предметам «живопись» и «методика преподавания изобразительного искусства».

6. Определено содержание художественных и педагогических знаний и умений учителя рисования в школе, необходимых для демонстрации способов и приемов работы живописными материалами, которые являются основной базой для дальнейшего развития художественно-педагогических способностей.

7. Определено содержание художественных задач в ракурсе выполнения педагогического этюда и способы их решения на занятиях живописи в соответствии с требованиями программ для художественно-графических факультетов педагогических вузов.

8. Разработаны критерии оценки художественных и педагогических способностей студентов по определению уровня их развития.

9. Разработана и экспериментально проверена методическая система формирования художественно-педагогических способностей студентов на занятиях по живописи и по методике преподавания изобразительного искусства.

Показать весь текст

Список литературы

  1. . Теория цвета и ее применение в искусстве. М.: Мир, 1982. — 181 с.
  2. OA. О формировании педагогических умений. Сов. педагогика. 1972, № 11, с.93 103.
  3. Ю. Г. Левидова М. Н. Цвет и линия. М. 1976. Вып.1 301 с.
  4. С. С. Некоторые сведения о колорите. /Художник. № 11. 1960. № 2. 1971. с.60−61.
  5. С. С. О колорите. М.: Иобраз искусство, 1974.- 176 с.
  6. С. С. О цвете и красках. М.: Искусство, 1964. 53 с. 19 л. илл.
  7. Л. М. Упражнения как средство повышения эффективности уроков изобразительного искусства. В кн.: Совершенствование учебно-воспитательного процесса на уроках изобразительного искусства. М. 1972.
  8. Р. Искусство и визуальное восприятие. М&bdquo- Прогресс. 1974.- 392 с.
  9. Т. И. Методический аспект проблемы способностей. М.: Наука, 1977, — 184 с.
  10. Т.И. Способности и условия их развития. Автореферат на соискание уч. степ, канд пед. наук. М.: АН СССР, ин-т философии. 1969. П. Басманов В. Цветовой контраст. /7 Юный художник. 1980, № 7, с. 28−30.
  11. В. Н. Воспоминания. М.: Академия Художеств СССР. 1961 138 с.
  12. БедаГ.В. Живопись. М., Просвещение. 1986, — 192 с.
  13. Г. В. Тоновые и цветовые отношения основа живописной грамоты. В кн. Вопросы теории и методики преподавания изобразительной грамоты. Вып.34. Краснодар. 1963. С. 5−27.
  14. Э. М. Основы изобразительной грамоты. В помощь начинающему художнику. ч.2. Живопись, композиция. М. 1957.
  15. П.П. Память и мышление. М-Л.: Соцэкгиз, 1935. 214 с.
  16. Н. С. Принцип индивидуального подхода к развитию художественно-творческих способностей средствами изобразительного искусства на разных возрастных этапах. Краснодар, 1992. 27 с.
  17. И. А. Репин педагог. М.: Изд-во АХ СССР, 1960. — 128 с.
  18. И.И. 1884 1939. (Статьи, письма, воспоминания). Под ред. Цыганова. Л.-М.: Искусство. 1941. -32 с. с ил.
  19. У. Мир света. Мир звука. М.: Наука. 1967. 336 с.
  20. С.И. Глаз и солнце. О «теплом» и «холодном» свете. М.: Изд. АН СССР. 1961. 160 с.
  21. К. Психология красоты. Результаты экспериментальных исследований. Перевод с англ. Л.-М.: Пучина. 1926. 136 с.
  22. Валентин Серов. Автор вст. статьи Д. В. Сарабьянов Л.: Аврора. 1987. 272с.
  23. А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. М.: Высшая школа. 1991. 204 с.
  24. В.М. Активизация познавательной деятельности. Киев. 1985 178с.
  25. Н.Н. Восприятие предмета и рисунка. М.: Академия пед. наук. 1950.-508 с.
  26. Н. Н. О живописной культуре. /Искусство, № 5, 1963.
  27. Вопросы истории, теории и методики преподавания изобразительного искусства. Сб. научных трудов под ред. Н. Н. Ростовцева. М.: МГПИ им. В. И. Ленина. 1980. 192 с.
  28. Восприятие и изображение. Сб. статей под ред. Игнатьева Е. И. М.: МГПИ им В. И. Ленина. Ученые записки № 194, 1963. 368 с.
  29. Л.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика-Пресс, 1996. -533 с.
  30. Л. С. Психология искусства. С-Пб.: Азбука, 2000 416 с.
  31. . Г. Активизация самостоятельной и творческой деятельности студентов при обучении их живописи. В кн.: Вопросы преподаванияизобразительного искусства. Вып. 2. Челябинск: Мин.просвещ. РСФСР. Челяб. Госпед. ин-т. 1975. 90 с.
  32. . И.В. П.П. Чистяков и его педагогическая система. J1.-M.: Искусство, 1940. 240 с. с ил.
  33. В. Статьи и мысли об искусстве. JI.-M.: Искусство, 1936. 410 с.
  34. И. Э. Репин. Монография в 2-ух томах. М.: Академии Наук СССР. т1. 1963. 332 е. т.2. 1964. — 331 с.
  35. И.В. В.А. Серов. Жизнь и творчество. 1865 1911. М.: Искусство, 1965. -.491 с. с ил.
  36. Грановский Илья. С. В. Иванов. Образы жизни и борьбы народной. Искусство. 1964. № 6.
  37. Грановский Илья. Сергей Васильевич Иванов. JL: Художник РСФСР, 1962.-47 с. с ил.
  38. Гюстав Курбе. Герстл Мак. М.: Иску сство. 1986, — 271 е., 16 л. ил.
  39. С. Язык педагога. Художник. 1981. № 10, с. 61 -62.
  40. Дерибере Морис. Цвет в деятельности человека. М.: Стройиздат. 1964, — 184с
  41. Д. Н. Цветовые отношения. Художник № 3. 1964.
  42. А. В. Об изучении цвета в Японии. // Техническая эстетика, № 8, 1976, с. 26−32.
  43. Завадская Евгения. В. В. Верещагин. М.: Искусство. 1986. 109 с.
  44. И. А. Основы педагогического мастерства. Киев. 1987.
  45. Л. В. О предмете и методах дидактических исследований. М.: Академия пед. наук РСФСР, 1962. 148 с. с ил.
  46. В.П., Величковский Б. М. Вучетич Г. Г. Психология восприятия. Функциональная структура зрительной памяти. М. 1980 -282 с.
  47. Я.Ф. Язык живописного произведения. М.: Искусство. 1970. 123 с.
  48. Журавлев. О картине. Юный художник № 2. 1940.
  49. P.M. Введение в теорию цвета. М.: Мир. 1964. 442 с.
  50. С.Е. Влияние восприятия предмета на изображение по представлению. Сб. Психология рисунка и живописи. М.: Академия пед. наук, 1954. 224 с. с ил.
  51. Е.И. Формирование сложного образа, пригодного для рисования по представлению. Сб. Психология рисунка и живописи. Сб статей. М.: Академия пед наук, 1954. 224 с.
  52. Е.И. Психология рисунка и живописи. М., 1963. 224.
  53. Е.И. Живопись в изобразительной деятельности учащихся. // Начальная школа, 1882, № 1, с. 51−53.
  54. Е.И. О некоторых особенностях изучения представлений и воображения. Изв. АПН РСФСР. 1956, № 76. с. З 17
  55. . В. О живописи. М.: Искусство, 1960 31 с.
  56. .В. За мастерство в живописи. М.: Академия Художеств СССР,. 1952. -224 с.
  57. История русского искусства. Под ред. Раковой М. М. Том 1. М. -Изобразительное искусство, 1978. -320 е. ил.
  58. История русского искусства. Искусство второй половины XIX века. Под ред. Неклюдовой М. Г. Т.2. кн. 1. М, — Изобразительное искусство. 1980. 163 е., ил.
  59. История русского искусства. Искусство конца XIX начала XX века. Под ред. Милотворской М. Б. Т.2, кн.2. М.- Изобразительное искусство, 1981. -175 е., ил.
  60. История искусства зарубежных стран XVII XVIII веков. Под редакцией Раздольской. М.- Изобразительное искусство, 1988, — 120 е. ил.
  61. В. К., Кальнинг А. К. Указания по акварельной живописи. В кн.: Пособие по рисованию. Под общ. ред. Кардовского Д. Н. М.-Л.: Госстройиздат. 1938. 164 е., С. 154.
  62. А.К. Акварельная живопись. Краткое руководство. М.: Искусство. 1968. 76 с. ил.
  63. М.Ф. Учитель рисования. Художественно-педагогический журнал. М. 1902., с 4.
  64. В.В. О духовном в искусстве. М.: Архимед. 1992. 107 с.
  65. Д. Н. Об искусстве. Воспоминания, статьи, письма. М. Изд. АХ СССР. I960,-338 с.
  66. Каталог произведений Н. И. Фешина до 1923. Вступительная статья Е. П. Ключевской. Казань: Гос. музей изобр. исскусства респ. Татарстан. 1992. -50 с. 27 л. ил.
  67. Кац P.O. О чувствительности глаза к одновременному и последовательному контрасту. СПб., 1893. 66 с
  68. Д. И. Техника живописи. M.-JI.: Искусство. 1950 504 с.
  69. В.И. Психология способностей к изобразительной деятельности. М.: АПН РСФСР. 1959. 304 с.
  70. В.И. Целостность восприятия и художественные способности. / Вопросы психологии 1965. № 5, с. 67.
  71. М.Ф. К.А. Коровин. 1861 1939. М.
  72. Д. И. Индивидуальность и творческое мышление. М. 1992. 174 с.
  73. Е. Фешин рисовальщик. /Художник. 1984, № 8. С. 7 — 9.
  74. А. Г. О структуре способностей к изобразительной деятельности. В кн.: Проблемы способностей. М., 1962. С. 86 110.
  75. Д. Корин об искусстве. Статьи. Письма. Воспоминания о художнике. Сост. Н. Н. Банковский. М.: Сов. художник. 1988. 320. е., ил.
  76. К.А. Жизнь и творчество. Письма, документы, воспоминания. Сост. и автор моногр. очерка Н. М. Молева. М.: Академия Художеств СССР, 1963. 563 с. с ил.
  77. К.А. Автор-сост. Турчин B.C. М.: Изобразительное искусство, 1991. -15 с.
  78. К. А. Альбом репродукций. Автор-сост. И. А. Гутт. М.: Изобразительное искусство, 1977. 3 с. 12 л. ил.
  79. С. В. Цветовое зрение. М.: АН СССР. 1951.-151 с.
  80. С. В. Руководство к практическим занятиям по цветоведению. М. JL: Госуд. Технико-теоретическое изд-во. 1932. — 52 с. с ил.
  81. С. В. Цветовое зрение. М.: Изд. АН СССР. 1951. 176 с.
  82. Крамской об искусстве. Автор-сост. Ковалевская Т. М., 2-ое изд. Доп. М.: Изобраз искусство. 1988. 176 е., ил.
  83. И. Н. Переписка И.Н. Крамского, т. 2. М.: Искусство, 1954. -668 с. 10 л. ил.
  84. В. А. Проблема способностей в психологии. М., 1971. 60 с.
  85. Н.П. Художник и педагог. Статьи, воспоминания. М. .Советский художник. 1989.-224 е., ил.
  86. В.А. Символизм в изобразительном искусстве /Франция и Бельгия 1870 1900/. М.: Изобразительное искусство. 1994. -272 е., ил.
  87. B.C. Вопросы изобразительного творчества. М.: Просвещение, 1971.- 144 с. с ил.
  88. B.C. Набросок с натуры. /В помощь учителю рисования/. //Начальная школа. 1964, № 10.
  89. B.C. Особенности изобразительной деятельности как познавательной деятельности. М.: Мин. Просвещения РСФСР, 1969 100 с.
  90. В. С. Психология. М.: Агар. 1997 304 е., ил.
  91. B.C. Психологический анализ наброска с натуры. /Экспериментальный анализ быстрых зарисовок и подвижных предметов/ Автореферат диссертации на соискание степ, канд пед наук. М.: Моск. гос.пед. институт 1966.
  92. B.C. Наброски и зарисовки. Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1970. -256 с. с ил.
  93. Левитан. Альбом. Л.: Аврора. 1987, — 18 е., ил.
  94. Левитан. Рисунок. Акварель. Текст Федорова-Давыдова А.А. М. 1963.
  95. Леняшин. Портретная живопись В. А. Серова. Л.: Художник РСФСР. 1986.-260 е., ил.
  96. Леонардо да Винчи. Избранные произведения. М. -Л. АХ СССР. 1935. т.2. 490 с.
  97. Л.С. О формировании у школьников первоначальных навыков рисования с натуры. В кн.: Вопросы художественно-педагогического образования. Смоленск, 1976, — С. 72.
  98. А.Н. О формировании способностей. /Вопросы психологии. 1960, № 1. с. 7−18.
  99. И.Я. Дидактические основы методов обучения. Серия «Педагогика и психология». М.: Знание, 1981. -186 с.
  100. И.Я. Дидактическая система методов обучения. М.: Знание. 1976. № 3.-64 с.
  101. И. Я. О построении логики дидактического исследования. Сов. педагогика, 1970, № 5.
  102. Лук А. Н. Психология творчества. М.: Наука, 1978 127 с.
  103. А.Р. Ощущение и восприятие. М., т.11. 1975. 64 с.
  104. О. А. П. П. Чистяков. М.: наука и искусство, 1953, 64 с. 9 ил.
  105. С. О. Цвета и краски. Петроград, 1923. 80 с.
  106. Малая история искусств. Западноевропейское искусство. XVII век. И. Е. Прусс. Под общей ред. А. М. Кантора. М.- Искусство. 1974 -383 е., ил.
  107. Малая история искусств. Искусство XVIII века. Под общей ред. A.M. Кантора. М.- Искусство. 1977. -373 е., ил. .
  108. А. К. Психология труда учителя. М.: Просвещение, 1993 190 с.
  109. В.Э. Итальянская живопись XII XVIII веков. М.: Изобразительное искусство. 1992. — 382 с. с ил.
  110. Мастера искусств об искусстве. Т.4. под ред Федорова-Давыдова А.А. М.: Изогиз. 1937. -569 с. с ил. т. 4.
  111. Мастера искусств об искусстве. Т.2. под ред. Д. Аркова. M.-JI.: Изогиз. 1936. -490 с.
  112. А.А. Проблемы методико-педагогической подготовки студентов хгф на современном этапе. В кн.: Художественно-графический факультет и школа. Л. 1980 c. l 11 -117.
  113. М. Свет и цвет в природе. М., 1958. 424 с.
  114. Л.Н. Цветоведение. Минск, 1984.
  115. А.А. Акварель. Искусство акварели: Учебное пособие. М. Изобразительное искусство. 1995. 200 е., ил.
  116. Л.Б. Формирование художественно-педагогических способностей в процессе подготовки учителей изобразительного искусства в пединститутах. М. 1984. Диссертация на соискание уч. степ. канд. пед. наук.
  117. Н.М. Выдающиеся русские художники-педагоги. М.: Просвещение, 1991. -416 с.
  118. Н. М., Белютин Э. М. Педагогическая система Академии художеств XVIII века. М.: Искусство. 1956. 519 с.
  119. Н. М., Белютин Э. М. Русская художественная школа первой половины XIX века. М.: Госиздат. 1963.- 403 с.
  120. Н. М., Белютин Э. М. П. П.Чистяков теоретик и педагог. М.: Изд-во Академии Художеств СССР. 1953. — 227 с.
  121. Молева Н М. Белютин Э. М. Школа Антона Ашбе. М.: Искусство. 1958. -110с.
  122. Г. А. Из истории зарубежного и отечественного искусства. М.: Советский Художник, 1990. 301 с. с ил.
  123. И. С. Французская живопись. XVIII век. Л.: Искусство, 1985.492 с. с ил.
  124. И. Константин Коровин. М., 1997. 95 с.
  125. Новое о Репине. Статьи письма художника. Воспоминания учеников и друзей. Л.: Художник РСФСР. 1969. 435 е. 40 л. ил.
  126. Г. И. Учитель изобразительного искусства и его работа. /Некоторые размышления о профессии/. М.: Просвещение, 1972. 80 с.
  127. Ю.Э. Юон К.Ф. О нем. М.: Советский художник. 1982. -248 с. с ил.
  128. В. Письма о живописи. М.: Изд-во Россман и Кнебель. 1905. 157
  129. Пикулев. Русское изобразительное искусство. М.: Просвещение. 1977. -288 е., ил.
  130. В. П. Бороздюля И. А. Экспериментальный курс «Цветоведения» в ЛВХПУ им. Мухиной. / Техническая эстетика. 1978, № 12, с. 12−14.
  131. Ю. А. Воображение и способности. М. 1982. 96 с.
  132. Т. С. Анализ затруднений в педагогической деятельности начинающих учителей. Киев, 1983.
  133. Я. А. Психология творчества и педагогика. М.: Педагогика, 1976.-280 с.сил.
  134. Пособие по рисованию. Под общ. ред. Кардовского Д. Н. М.-Л.: Госстройиздат, 1938. 164 с. с ил.
  135. М.В. Преподавание высшей математики в пединституте. М. 1975 -208 с.
  136. Ю.И. К вопросу о целостности восприятия натуры. В кн.: Проблемы художественной подготовки учителя изо искусства. Смоленск, 1979,-с. 3−20.
  137. Психология: Учебное пособие для учащихся педучилищ. Под ред. Крутецкого В. А. М.: Просвещение. 1974. 303 с. с ил.
  138. Психологические исследования интеллектуальной деятельности, под ред. O.K. Тихомирова. М., 1979. 232 с.
  139. Пэдхем Ч&bdquo- Сандерс Дж. Восприятие света и цвета. Пер. с англ. М&bdquo- 1978. -256 с.
  140. Н. Э. Рисование с натуры. Л.: Художник РСФСР, 1978. с. 320.
  141. П.П. Техника акварельной живописи. Учеб. пособие для арх. Вузов и фак-тов. М.: Госстройиздат, 1959. 223 с. с ил.
  142. Н. Творчество как усиление себя. /Вопросы психологии № 1, 1990., с. 164.
  143. Е. В помощь учителю. / Начальная школа. 1972. № 10.
  144. Н. Н. Очерки по истории методов преподавания рисунка: Учебное пособие. М.: Изобраз. искусство. 1983.-288 с. 193 ил.
  145. С.Л. Основы общей психологии. М.: Учпедгиз, 1946 704 ил.
  146. С. Л. Проблемы общей психологии. М. :Педагогика&bdquo- 1976. -416 с.
  147. Русское искусство Петровской эпохи. Н. В. Калязина, К. Н. Комелова. Л.-Художник РСФСР. 1990. 272 е., ил.
  148. А. С. Исследование методов обучения передачи световоздушной и среды в живописи. Автореферат дисер. на соиск. ученой степ. Канд пед.наук. М. 1973.
  149. А. С. Некоторые вопросы восприятия цвета. В кн.: Вопросы теории, истории и методики преподавания из искусства. Карачаевск, 1971, с. 81−93.
  150. Д. В. Стиль модерн. М.: Искусство, 1989. 294 е., ил.
  151. М. На пути к единой системе. / Творчество. № 7, 1982. с. 15−17
  152. В. А. Требования к психолого-педагогической подготовке учителя. В кн.: Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки. М., 1976, с. 160.
  153. В.А. Формирование личности учителя в процессе его профессиональной подготовки. Автореферат на соиск. степени докт. пед. наук. М. 1977.
  154. Г. Б., Унковский А. А. Акварель. Учебное пособие для студентов-заочников худ-граф. Факультетов пединститутов. Изд. 3-е, перераб. М. Просвещение, 1976. -39 с.
  155. Э. Колыбель русского искусства. Императорская Академия Художеств. Пбг, 1914.
  156. В.В. Теория и практика становления методического мастерства будущего учителя черчения. Автореферат на соискание степ, доктора пед. наук. М. 1997.
  157. И. М. Акварель. Материалы и способы письма. Минск. 1980. -112 с., ил.
  158. Суздалев Г1. К. Основы понимания живописи. М.: Искусство. 1964. 87 с. с ил.
  159. Н. М. Опыт теории живописи. М.: Пролеткульт. 1923. 69 с.
  160. Теоретические проблемы психологии личности. Сб. статей под ред. Шорохова Е. В. М.: Наука, 1974. 317 с.
  161. . М. Проблема цветоведения в психологии. Психология, вып. 2, М., 1930.
  162. . М. Пороги различения светлоты при разном окружении. /Психология. 1930, № 3.
  163. А.Е. Изображение животных и птиц средствами рисунка и живописи. Изд. Второе, перераб и доп. М.: Просвещение. 1980. -48 с.
  164. А.Е. Существенные аспекты специализации подготовки художников-педагогов по рисунку. Автореферат на соискание уч. степ. канд. пед наук. М. 1978.
  165. Турчин. Теодор Жерико: Монография, — М.: Изобр. Иск-во, 1982.- 208 е., ил.
  166. Д.Н. Экспериментальные основы психологии установки. Тбилисси. 1961. 211 с.
  167. А.А. Живопись: вопросы колорита. Учебное пособие для студентов. М., 1980.- 128 с.
  168. А. П. Живопись темперой и гуашью. М. 1980 26 с.
  169. Фешин. Документы, письма, воспоминания о художнике. Л., 1975.
  170. Формирование личности учителя в системе высшего педагогического образования. Сборник научных трудов. /Под ред Сластенина В. Л./ М., 1979 -145 с.
  171. Французская живопись XVIII века в собрании государственного эрмитажа: Альбом / Авт.-сост. И. С. Немилова. -М.: Изобраз. Искусство. 1985. 268 е., ил.
  172. Ходжаева 3. И. Проблема навыка в психологии. Тбилиси, I960, — 296 с.
  173. В. Анализ красоты. Л. М., 1958. — 218 с.
  174. Г. Учение о цвете (популярный очерк) М.: Стройиздат. 1971 .-159 с.
  175. П. П. Переписка. Ред. и комментарии Бродского И. А. М.: Искусство, 1939. 328 с. с ил.
  176. В. В. Свет и цвет. М.: Физмат. 1961. 331.
  177. Н.К. Формирование педагогической направленности по рисунку. Диссертация на соискание степени канд. пед. наук. М. 1987.
  178. Н.К. Формирование профессиональной направленности у студентов в процессе преподавания художественных дисциплин в педвузе. Диссертация на соискание ученой степени доктора пед. наук. М. 1995.
  179. Ф. И. О психологии рисования. Харьков, 1919. 16 с.
  180. Г. Колорит в живописи. М., 1957. 76 с.
  181. А.И. Психологическое формирование личности советского учителя. М. 1967.
  182. В. Акварели Остроумовой-Лебедевой. М., 1985, вст. статья без страниц.
  183. Юон К. О живописи. М.: Изогиз, 1937, — 282 с.
  184. Юон К. Ф. Об искусстве. В 2-х томах. T.l. М.: Художник. 1959. 384 с.
  185. А.П. Живопись. Учебное пособие для педучилищ. М.: Просвещение, 1985. 288 с. 8 л. ил.
  186. А. П. Ломов С.П. Живопись. Учебник для студентов художественно-графических факультетов педагогических институтов и университетов. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ЛГАР, 1999. — 232 е., ил.
Заполнить форму текущей работой