Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Формирование стратегии развития внешнеэкономической деятельности региона

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Объектами воздействия могут быть предприятияопределенные отрасл> ч элементы инфраструктуры региональной внешнеэкономической деятельностз^з: и другие объекты, управленческое влияние на которые со стороны орга^^гов государственной власти позволит повысить эффективность реализа" гшст региональной внешнеэкономической деятельности. Единым объекгжг^сэм управления в рамках предложенного механизма… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ РЕГИОНАЛЬНОЙ СТРАТЕГИИ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
    • 1. 1. Влияние факторов глобализации и интеграции на процесс управления внешнеэкономической деятельностью региона
    • 1. 2. Региональная стратегия внешнеэкономической деятельности: понятие, сущность, этапы формирования.'
    • 1. 3. Институциональные основы формирования внешнеэкономической деятельности региона
  • ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗРАБОТКИ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ВЭД РЕГИОНОВ РОССИИ
    • 2. 1. Механизм управления региональной внешнеэкономической деятельностью
    • 2. 2. Процесс формирования и реализации стратегии развития внешнеэкономической деятельности региона
    • 2. 3. Методика оценки состояния внешнеэкономической деятельности региона
  • Глава 3. СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕРМСКОГО КРАЯ
    • 3. 1. Сравнительный анализ эффективности внешнеэкономической деятельности регионов России
    • 3. 2. Состояние внешнеэкономической деятельности в Пермском крае
    • 3. 3. Рекомендации по совершенствованию процесса формирования и реализации стратегии развития ВЭД Пермского края

Формирование стратегии развития внешнеэкономической деятельности региона (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Внешнеэкономическая деятельность всегда была и остается приоритетным направлением политики любого государства, поскольку создает основы для формирования выгодной торговли и благоприятного инвестиционного климата в стране. Современные процессы глобализации и интернационализации хозяйствования качественно изменили условия внешнеэкономической деятельности, перенеся акцент на уровень региональных образований. Значение регионов как субъектов международной деятельности в последнее время существенно повышается, а органы местного самоуправления все активнее занимаются внешнеэкономической деятельностью, поддерживая иностранный бизнес на своих территориях, помогая предприятиям региона осваивать зарубежные рынки, формируя условия для эффективной внешнеэкономической деятельности.

Для осуществления эффективного взаимодействия на мировой арене каждый из регионов вынужден разрабатывать конкретную стратегию рыночного поведения, которая бы способствовало многостороннему развитию внешнеэкономических связей. Российское государство имеет программы по развитию международных отношений, на федеральном уровне разработаны стратегия и программа внешнеэкономической деятельности государства, учитывающие производственную и рёсурсную специализацию регионов, основные стратегические цели комплексного развития территорий и программы их социально-экономического развития. Однако, как показывает практика, уделяя внимание развитию экономики и социума на региональном уровне, субъекты Федерации не обращают должного внимания на формирование и становление внешнеэкономической деятельности в регионе, переложив эти задачи на федеральный центр. Закономерно, слабо развиты и теоретические основы, концепции и методические подходы к разработке стратегии ВЭД, а также к реализации ВЭД на региональном уровне. Сегодня, когда Россия переживает сложный период качественных изменений и реформ в сфере внешнеэкономических отношений, формирование и разработка стратегий внешнеэкономической деятельности регионов должны занимать значимое место в политике региональных властей. При этом в основу стратегии развития внешнеэкономической деятельности региона должна быть положена инновационная компонента. Именно инновационная составляющая внешнеэкономической деятельности позволит региону своевременно адаптироваться к постоянно изменяющимся факторам международной среды.

Степень научной разработанности проблемы. Теоретические вопросы участия регионов во внешнеэкономических связях изучены на основе работ А. Смита, Д. Рикардо, М. Портера, Л. Вальраса, В. Леонтьева, Э. Хекшера и др.

Исследования в области регионального развития содержатся в работах А. Г Гранберга., В. А. Долятовского, Э. Куклински, А. И. Гаврилова, В. Т. Игнатова, В. И. Бутова, Н. Н. Колосовского, Ю. Г. Лавриковой, В. П. Орешина, Л. В. Потапова, О. С. Пчелинцева, Н. М. Ратнер, О. А. Романовой, А. И. Татаркина, М. Д. Шарыгина, Р. И. Шнипера и др. Вопросы, связанные с определением места регионов в системе национальной экономики, рассматриваются в работах И. В. Арженовского, С. Воронкова, А. Г. Гранберга, В. Ф. Захарова, А. С. Маршалова, А. С. Новоселова, Н. Н. Некрасова и др. Теоретический вклад в изучение данной проблематики внесли и зарубежные ученые: В. Джонс, Р. Хартсхорн, Р. Платт и др.

Исследования в области теории и практики стратегического управления представлены в работах таких ученых, как Р. Акофф, И. Ансофф, П. Друкер, Г. Минцберг, М. Портер, Дж. Стрикленд, А. Томпсон, О. Уильямсон, В. Эйтингон,.

A.И.Татаркин, Д. С. Львов, А. Г. Гранберг, А. П. Егоршин, О. С. Виханский,.

B.Г.Игнатов, Н. П. Кетова, В. Н. Лексин, Н. Н. Некрасов, А. М. Швецов и др. Анализ различных функций региона, в том числе его внешнеэкономической деятельности, а также оценка роли и значения в территориальном развитии внешнеэкономического и инновационного потенциалов проводились в работах Е. Г. Анимица, Е. Л. Андреевой, В. Л. Берсенева, Л. М. Капустиной, А. А. Мальцева, М. И. Масленникова, А. Н. Пыткина, О. А. Романовой, А. И. Татаркина и других.

В современной экономической науке региональное стимулирование внешнеэкономической деятельности рассматривалось С. М. Кадочниковым, А. П. Косинцевым, А. А. Мальцевым, Л. Е. Стровским и др. Внешнеэкономический потенциал, а также методики его оценки изучены в работах В. П. Астахова, Н. С. Блудовой, Ю. Н. Дмитриевского, С. В. Дорошенко, Ю. Н. Гладкий, А. Д. Шеремета, С. М. Бурькова и др.

Тем не менее, несмотря на достаточно активный научный интерес к проблеме вовлечения регионов в международное разделение труда, теоретические и практические исследования в области управления внешнеэкономической деятельностью на уровне субъектов Федерации не носят системного характераотсутствует четкое выделение функций региона во внешнеэкономической деятельностине разработаны методологические рекомендации по разработке региональной стратегии внешнеэкономической деятельности, а также по ее реализации и оценке результатов. В связи с вышеизложенным определились цель, структура и задачи диссертационного исследования.

Объектом исследования являются субъекты внешнеэкономической деятельности региона.

Предметом исследования выступает система организационно-экономических отношений, возникающих в процессе формирования региональной стратегии внешнеэкономической деятельности.

Цель и задачи исследования

Целью диссертационного исследования является разработка теоретических и методических основ формирования стратегии развития внешнеэкономической деятельности региона.

Постановка указанной цели предопределила решение следующих задач:

1. Обобщить эволюцию роли регионов во внешнеэкономических связях, уточнить функции региональных органов власти в процессе реализации внешнеэкономической деятельности.

2. Разработать алгоритм оценки состояния внешнеэкономической деятельности региона на основе анализа инновационной компоненты как одной из важнейших составляющих дальнейшего развития региональной ВЭД.

3. Определить принципы и порядок формирования региональной стратегии внешнеэкономической деятельности, предложить алгоритм ее разработки с учетом интересов всех субъектов ВЭД на макро-, мезои микроэкономических уровнях.

Теоретическая и методологическая основа диссертационного исследования. Теоретическую базу исследования составили труды отечественных и зарубежных экономистов и специалистов в области регионального управления, мирохозяйственных связей, внешнеэкономической деятельности, стратегического планирования, глобализации и интеграции. Методологической основой диссертационной работы является общенаучная методология и методологии социальных и экономических исследований. В качестве общенаучных методов, использовались методы: анализа, синтеза, классификации, экономико-статистический, сравнительный, компаративный, структурно-логический анализ, графические методы представления информации.

Информационной базой исследования явились данные территориального органа Федеральной службы статистики по Пермскому краю, Министерства промышленности инноваций и науки, а также Торгово-промышленной палаты Пермского края, нормативно-правовые документы, разработанные органами власти Пермского края, а также эмпирический материал, содержащийся в монографиях и периодической печати.

Научная новизна диссертационного исследования. Наиболее значимые результаты, полученные лично автором, имеющие научную новизну и выносимые на защиту:

1. Выявлена трансформация функций региона в условиях глобализационных и интеграционных процессов во внешнеэкономической деятельности и предложено авторское понятие региона как субъекта внешнеэкономической деятельности, учитывающее важность реализации им специфических функций в сфере ВЭД (п. 28 паспорта специальности 08.00.14 ВАК РФ).

2. Предложен методический подход к оценке внешнеэкономической деятельности региона, включающий алгоритм и методику анализа текущего состояния региональной ВЭД, оценку институциональных условий и инновационного потенциала региона как элементов, обеспечивающих формирование конкурентных преимуществ региона на международных рынках товаров и услуг и во внешнеэкономической сфере в целом (п. 28 паспорта специальности 08.00.14 ВАК РФ).

3. Разработан алгоритм формирования и реализации инновационно-ориентированной стратегии внешнеэкономической деятельности региона, основанный на предложенном автором организационно-экономическом механизме управления региональной ВЭД. Основу организационно-экономического механизма управления составляет многоэлементная управленческая модель, ориентированная на повышение эффективности реализации ВЭД с учетом интересов всех участвующих в данном процессе субъектов на макро-, мезои микроуровнях. Обоснована система показателей эффективности процесса управления и реализации региональной ВЭД (п. 28 паспорта специальности 08.00.14 ВАК РФ).

Теоретическая и практическая значимость исследования. Диссертационное исследование способствует приращению научного знания в области теории и методологии управления внешнеэкономической деятельностью региона.

Практическая значимость диссертационного исследования определяется возможностью применения полученных результатов работы для создания эффективной системы управления внешнеэкономической деятельностью на региональном уровне. Результаты проведенного исследования также могут быть использованы при разработке учебно-методических комплексов по курсам «Региональная экономика», «Стратегическое планирование», «Основы внешнеэкономической деятельности российских регионов», «Международные экономические отношения».

Апробация результатов диссертационного исследования. Основные положения и результаты диссертации докладывались и обсуждались на ряде научно-практических конференций: III Международной ежегодной научно-практической конференции «Актуальные проблемы экономики и управления в современном обществе», г. Пермь (2009) — II Всероссийской научной конференции «Научное творчество XXI века», г. Красноярск (2010) — I Международной научно-практической конференции «Проблемы современной экономики», г. Новосибирск (2010) — Научно-практической конференции «Вопросы развития национальной экономики: российский и зарубежный опыт», г. Пермь (2010, 2011). Методические подходы к оценке состояния внешнеэкономической деятельности региона использовались в деятельности ФГУ «Пермский Центр научно-технической информации», а также работе Министерства промышленности, инноваций и науки Пермского края.

Публикации. Результаты научных исследований нашли отражение в 14 публикациях, авторским объемом 4,65 п.л., в том числе в 5 работах в рецензируемых научных журналах и изданиях, определенных ВАК («Научно-технические ведомости СПбГПУ: Экономические науки», «Экономика региона», «Российское предпринимательство», «Вестник Пермского университета. Серия «Экономика»).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В современных условиях глобализации и интеграции всех процессов, а также усиления регионализации внешнеэкономической деятельности, и с теоретической, и с практической точек зрения необходим пересмотр роли и значения отдельных регионов как субъектов внешнеэкономической деятельности, а также уточнение места стратегического управления внешнеэкономической деятельностью региона в общей стратегии регионального развития. Особенно важно это в связи с тем, что не все субъекты Российской Федерации имеют ресурсы и потенциал для эффективной реализации внешнеэкономической деятельности, что привело на практике к углублению экономической дифференциации между российскими регионами. Это создает препятствия для осуществления необходимых преобразований в государстве, затрудняет процесс формирования единого рынка и обеспечения устойчивого социально-экономического развития страны.

Усиление глобализационных и интеграционных процессов во внешнеэкономической деятельности стран и регионов способствовало как формированию прогрессивных факторов и требований развития, так и усложнению многих явлений, в частности, структуры мирового рынка и условий, которые его формируют. В силу этого, внешнеэкономические отношения необходимо координировать и регулировать на национальном и региональном уровнях. Подобное регулирование на основе установления определенных норм и правил экономического поведения могут осуществлять только конкретные государственные структуры и специализированные учреждения.

На основе комплексного анализа определений региона, его функций и полномочий, существующих в зарубежной и отечественной литературе, а также зафиксированных в российском законодательстве, было дано авторское понятие региона как субъекта внешнеэкономической деятельности, выделены его особенности, имеющие значение для реализации внешнеэкономической деятельности, и функции.

Согласно нашему подходу регион как субъект внешнеэкономической деятельности является самостоятельным, административно-территориальным обособленным образованием, осуществляющим функции в области международных и внешнеэкономических связей и взаимодействий в рамках полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, направленных на повышение конкурентоспособности и всемерное развитие региональной экономики. К особенностям региона как субъекта внешнеэкономической деятельности относятся: наличие экспорто-ориентированных отраслейпривлекательность территории для иностранных инвестицийналичие экономической и природно-ресурсной спецификикадровое обеспечение внешнеэкономической деятельности (т.е. наличие специалистов в области внешнеэкономической деятельности) — наличие специальных структур, регулирующих процесс международного обмена и взаимоотношений.

В свою очередь, регионам как административно-территориальным образованиям присущи определенные функции, одной из которых выступает-максимально полное обеспечение его жителей всеми необходимыми товарами и услугами, что в условиях рыночной экономики достигается в рамках и на основе осуществления регионом внешнеэкономической деятельности. При этом, согласно российскому законодательству, регионы не являются самостоятельными субъектами международного права, но за ними закрепляется ряд специфических функций в области внешнеэкономической деятельности. Современной особенностью функционирования регионов в качестве субъектов внешнеэкономической деятельности является сращивание внутренних функций региона с внешними и формирование на этой основе комплексного характера этих функций.

К комплексным функциям региона можно отнести следующие: законотворческую, экономическую, инновационную, финансовую, экологическую, политическую, правовую, социальную, каждая из которых имеет как внутреннее, так и внешнее проявление. Реализация данного комплекса функций региона как субъекта внешнеэкономической деятельности позволяет субъекту Федерации не только эффективно реализовывать внешнеэкономические связи, но и посредством участия в внешнеэкономической деятельности способствовать социально-экономическому развитию своей территории и модернизации региональной экономики.

Развитие взаимоотношений между центром и регионами, либерализация российской экономики, глобализация и интеграция являются объективными условиями того, что регионы Российской Федерации стали активно осуществлять и расширять внешнеэкономическую деятельность. Исходя из этого, особое внимание стоит уделить формированию эффективной системы управления внешнеэкономической деятельностью регионов, принятию стратегии внешнеэкономической деятельности, адекватной современным тенденциям и перспективам развития мирового хозяйства. Важным элементом эффективного механизма управления внешнеэкономической деятельностью региона является наличие надежной и качественной методики оценки текущего состояния внешнеэкономической деятельности, выявления возможных угроз ее осуществления, а также определения перспектив развития.

Отсутствие в научной литературе широко распространенных и общепризнанных методик оценки результатов внешнеэкономической деятельности региона потребовало разработки авторского подхода к оценке внешнеэкономического комплекса региона. В качестве основы анализа и оценки были приняты показатели открытости региональной экономике, уровня ее отраслевой и продуктовой специализации, а также оценки инновационного потенциала региона. Данный подход предполагает последовательное прохождение нескольких этапов.

Прежде всего, необходима четкая постановка целей и задач для проведения анализа внешнеэкономического комплекса региона и оценки состояния региональной внешнеэкономической деятельности.

Далее проводится непосредственная оценка текущего состояния внешнеэкономической деятельности региона. Анализ текущей внешнеэкономической деятельности предполагает изучение и оценку роли в региональной экономике различных форм реализации внешнеэкономических связей, а также расчет конкретных показателей результатов внешнеэкономической деятельности. Анализ текущего состояния региональной внешнеэкономической деятельности и достигнутых ею результатов можно провести с помощью показателей открытости экономики региона. Кроме того, проводится подробный анализ экспортно-импортной специализации региона с выявлением степени и глубины ее ориентации на экспорт или импорт. Одновременно с данным анализом целесообразно определить уровень развития инвестиционной деятельности по секторам экономики в рамках их специализации по экспорту/импорту, что позволит сделать выводы о дальнейшем развитии тех или иных отраслей экономики и построить прогнозы их развития.

Важным элементом работы по формированию стратегии развития внешнеэкономической деятельности региона является проведение комплексной оценки инновационного потенциала территории. Инновационная и внешнеэкономическая деятельность обусловливают друг друга. Без разработки и внедрения инновационной продукции отечественные предприятия не смогут быть конкурентоспособными на мировом рынке и эффективно реализовывать внешнеэкономические связи. Основой осуществления внешнеэкономической деятельности в рамках формирования новой экономики является именно инновационная деятельность, инновационный потенциал, который в условиях перехода региональной системы к инновационной экономике становится одним из основополагающих факторов приспособления (адаптации) региона к изменениям внешней среды, а также базисом для его дальнейшего устойчивого развития. Совершенствование инновационного потенциала позволит сформировать стратегические направления развития региона в целом, что будет способствовать более эффективному использованию всех других имеющихся ресурсов (природно-сырьевых, человеческих, финансовых) и производству конкурентоспособных на мировых рынках товаров и услуг, привлекать иностранные инвестиции, укреплять позиции в международной сфере, и, как результат, поддерживать устойчивое социально-экономическое развитие региона в целом. В связи с этим, в рамках анализа состояния внешнеэкономической деятельности региона особое внимание целесообразно уделить именно оценке инновационного потенциала.

Процесс разработки стратегии развития внешнеэкономической деятельности региона дополняется изучением институциональных условий осуществления внешнеэкономической деятельности, в том числе: наличие единой концепции и программы развития внешнеэкономической деятельности, а также единого органа управления внешнеэкономической деятельностью. Также проводится сравнительный анализ факторов, условий и результатов осуществления внешнеэкономической деятельности в других регионах России, особенно в лидирующих в этом направлении.

В завершении работы по формированию стратегии развития внешнеэкономической деятельности региона осуществляется синтез результатов анализа, полученных на предыдущих этапах. Данные по региону сравниваются с аналогичными показателями других субъектов, что позволяет выявить более успешные и обратиться к их опыту.

Как показали исследования, регионы России, эффективно реализующие внешнеэкономическую деятельность, имеют серьезный инновационный потенциал, высокую инвестиционную привлекательность, обладают хорошо развитой системой институтов в области управления внешнеэкономической деятельностью. Именно отсутствие единой структуры по стимулированию внешнеэкономической деятельности, стратегий и программ развития внешнеэкономической деятельности, соответствующего законодательства в значительной степени тормозят развитие внешнеэкономической деятельности многих регионах. Данный фактор, а именно, наличие четко сформулированной программы развития региональной внешнеэкономической деятельности кроме остальных различий в специализации, уровне развития экономики, наличия всевозможных ресурсов способствует более эффективному осуществлению представленными регионами внешнеэкономических связей.

По результатам анализа был сделан вывод, что первоочередной задачей региональных органов власти тех регионов (в том числе Пермского края), где внешнеэкономический потенциал задействован не полностью, а эффективность внешнеэкономической деятельности далека от оптимальной, но имеются значительные резервы для развития внешнеэкономической деятельности и наиболее полного задействования ее возможностей для повышения уровня социально-экономического региона и роста его благосостояния, необходима разработка мероприятий по развитию внешнеэкономического комплекса на основе инноваций. Такие рекомендации были разработаны на примере Пермского края.

Успешное формирование и реализация стратегии внешнеэкономической деятельности, возможности ее дальнейшего совершенствования в значительной степени зависят от наличия в регионе механизма управления внешнеэкономической деятельностью. Однако, как выявил анализ, во многих территориально-административных образованиях такой механизм до сих пор отсутствует. Структура механизма управления региональной внешнеэкономической деятельностью, на наш взгляд, должна включать следующие компоненты: цели управлениясубъекты, объекты управления, на которые необходимо воздействовать для достижения целиметоды воздействия на объектыфакторы внешнеэкономической деятельностиресурсы управленп^ася: (материально-технические, финансовые, человеческие, институциональныеи пр.), за счет использования которых реализуется выбранный метод у правлен и в результате достигается поставленная цель.

Основным субъектом управления региональной внешнеэкономичесю<=пзй деятельностью является орган исполнительной власти (департамез^эгт, министерство и др.), на которого должны быть возложены обязанности ~ -т ю созданию благоприятных условий для дальнейшего развитг-зая внешнеэкономической деятельности в регионе.

Объектами воздействия могут быть предприятияопределенные отрасл> ч элементы инфраструктуры региональной внешнеэкономической деятельностз^з: и другие объекты, управленческое влияние на которые со стороны орга^^гов государственной власти позволит повысить эффективность реализа" гшст региональной внешнеэкономической деятельности. Единым объекгжг^сэм управления в рамках предложенного механизма является внешнеэкономичесз&сая: деятельность региона. Основными элементами объекта управлея^зсия ^ региональной внешнеэкономической деятельностью являются: экспорти импорт товаров и услуг, совместные предприятия, иностранные инвестом, а ы Кроме того, особыми объектами воздействия в рамках у пр ав л езЕзпяя внешнеэкономической деятельности, которые до сих пор в болыниысх—истзе < российских регионов, да и на федеральном уровне не принимаютсяво внимание, должны стать инновационный потенциал региона, институциональные факторы, инфраструктурный и ресурсный потенциал.

Реализация внешнеэкономической деятельности региона подразуме: в=^.ех постоянное участие в данном процессе органов государственной влах^ггти, начиная от установления основных целей внешнеэкономической деятелытсз&"-сги региона, заканчивая оценкой результатов. Согласование интересовсех субъектов внешнеэкономической деятельности, гармонизация юс взаимодействия предполагает наличие единого центра управления! и координации, нацеленного, в том числе, на улучшение позиций «отдельных региональных предприятий при установлении ими внешнеэконсгхмических связей. Для этого целесообразно создание на регионально*^ уровне структурного звена, органа исполнительной власти, который должен реализовывать конкретные функции в сфере внешнеэкономической деятельности: содействие законодательному органу в разработке пр^дложений по совершенствованию законодательства внешнеэкономической деягх-ельности' определение направлений внешнеэкономической деятельности, разработка программ по ее развитиюподготовка визитов иностранных Делегаций в регион, подготовка визитов правительственных делегаций за рубежекадровое обеспечение внешнеэкономической деятельностикоординация де^^зтгельности всех участников внешнеэкономической деятельностисоздание информационной базы внешнеэкономической деятельностифондирование благоприятного имиджа регионаоказание консультационной под^хощи всем участникам внешнеэкономической деятельности и другие.

Орган исполнительной власти является основным компонентом многоэлементной управленческой модели региональной внешнеэкономической деятельности. Для обеспечения воздействия на объекты реогиональной внешнеэкономической деятельности, субъекту управления, испол Еаительному органу власти, институциональным структурам, необходимо реалхизовывать весь комплекс административных, экономических и институхццональных методов, с помощью которых будет осуществляться прямая взаимосвязь между элементами модели. Обратная связь реализуется за счет оценки эффективности осуществляемых мероприятий в процессе управления Региональной внешнеэкономической деятельностью.

Что касается выбора критериев оценки эффективности реализации основных задач внешнеэкономической деятельности, то к таким, на наш взгляд можно отнести группу критериев оценки эффективности механизма управления внешнеэкономической деятельностью, группу критериев оценки эффективности процесса реализации региональной внешнеэкономической деятельности, а также критерии совокупной оценки эффективности управления и реализации внешнеэкономической деятельности. Комплексное использование указанных групп критериев позволит получить относительно объективную оценку достигнутых в рамках реализуемого процесса результатов, а также определить дальнейшие возможные пути развития внешнеэкономической деятельности региона.

Основной целью дальнейшего развития внешнеэкономической деятельности региона должно явиться развитие экономики и повышения благосостояния населения территориального образования на основе создания условий для повышения конкурентоспособности продукции на региональном, национальном и международном рынках, а также формирования имиджа региона, как инвестиционно-привлекательного. В частности, речь идет о разработке стратегии развития внешнеэкономической деятельности региона на основе развития экспортоориентированного производства, привлечения инвестиций, внедрения в производство инноваций, а также повышения в экспорте доли наукоемкой продукции, что позволит реализовать и другие принципы внешнеэкономической деятельности региона целом.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Конституция РФ, принятая 12 декабря 1993 года.
  2. Гражданский кодекс РФ (ГК РФ) Часть 1 от 30.11.1994 № 51 -ФЗ.
  3. Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ) Часть 1 от 31.07.1998 N 146-ФЗ.
  4. Федеральный закон от 04.01.99 № 4-ФЗ «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ».
  5. Федеральный закон от 8 декабря 2003 № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности».
  6. Указ Президента РФ от 12.03.1996 № 375 «О координирующей роли Министерства иностранных дел России».
  7. Концепция развития международных, межрегиональных и внешнеэкономических связей Ленинградской области на период до 2013 года. Официальный сайт Правительства Ленинградской области. URL: http://www.lenobl.ru
  8. Концепция развития международных и внешнеэкономических связей Новосибирской области на период до 2013 года. Официальный сайт Администрации Новосибирской области. URL: http://adm.nso.ru/
  9. Концепция внешнеэкономической деятельности республики Татарстан от 16.11.2009. Официальный сайт Правительства Республики Татарстан. URL: http ://prav.tatar.ru/
  10. Проект. «Программа социально-экономического развития Пермского края на 2009−2012 и на период до 2017 г. Официальный сайт Правительства Пермского края. URL: http://www.permkrai, ru/
  11. Стратегия развития внешнеэкономической деятельности Краснодарского края до 2020 г. Официальный сайт Администрации Краснодарского края. URL: http ://admkrai.krasnodar.ru/
  12. Стратегия развития внешнеэкономического и межрегионального сотрудничества Ростовской области. Официальный сайт Администрации Ростовской области. URL: http://www.donland.ru
  13. Целевая программа «Развитие инвестиционной и внешнеэкономической деятельности Тюменской области на 2009—2011 годы». Официальный сайт Правительства Тюменской области. URL: http://www.tyumen-region.ru/
  14. Целевая программа «Развитие промышленности, инвестиционной и внешнеэкономической деятельности Тюменской области» на 2011−2013 гг. Официальный сайт Правительства Тюменской области. URL: http://www.tyumen-region.ru/
  15. Э.Б. Социально-экономическая география: Понятийно-терминологический словарь. М., 2000.
  16. Анализ конкурентоспособности химической промышленности Пермского края. URL: http://www.admin.permkrai.ru/ engine/get file. php
  17. Е.Г. Стратегическое планирование развития территорий: сущность, основные принципы, проблемы // Известия УрГЭУ, № 12, 2005.
  18. Е.Г., Бочко В.С, Глумов A.A. Управление экономикой Уральского региона концептуальный аспект // Стратегические аспекты экономики региона / под. ред. А. И. Татаркина. Институт экономики УрО РАН, 2008.
  19. Алексеев С. Г «Интегральная оценка инновационного потенциала региона» / Проблемы современной экономики, N 2(30), 2009 год.
  20. И. Стратегическое управление / пер. с англ. М.: Экономика, 1989.
  21. И. Региональный рынок: воспроизводственный процесс. Н. Новгород, 1997.
  22. В.П. Анализ финансовой устойчивости и процедуры, связанные с банкротством. М.: Ось — 89, 1995.
  23. В.Р., Жиц Г.И. Инновационный комплекс региона: проблемы становления и развития. Саратов: Сарат. гос. техн. ун-т, 2003.
  24. Бек У. Что такое глобализация? / пер. с нем. А. Григорьева и В.Седельникова. Прогресс—традиция, 2001.
  25. B.C. Региональная экономика / B.C. Бильчак, В. Ф. Захаров. Калининград: Янтар. сказ, 1998.
  26. С.Н. «Место региона в развитии внешнеэкономических связей». URL: http://www. abiturient.ncstu.ru/./articles/econom/8/41.pdf
  27. С.Н. «О классификации регионов РФ на основе оценки внешнеэкономического потенциала» URL: http://science.ncstu.ru/articles/econom/ 8/41.pdf/file download
  28. Большой экономический словарь /Под ред. А. Н. Азрилияна. М.: Институт новой экономики, 1998.
  29. В.И., Игнатов В. Г., Кетова Н. П. Основы региональной экономики: Учебное пособие. М., 2000.
  30. М.И. Внутрифирменное планирование М.: Инфра-М, 2001.
  31. Л.Б., Шурубович A.B. «Модернизация экономики России в контексте ее сотрудничества со странами СНГ». URL: http://www.imepi-eurasia.ru/baner/rosmodern.doc
  32. Большая Советская Энциклопедия / ред. Б. А Введенский, т.34.
  33. Н. В., Долбня А. А., Ларионова Н. А.: «Механизм регулирования внешнеэкономической деятельности региона на основе принципа cбaлaнcиpoвaннocти». URL: http://abiturient.ncstu.ru/Science/articles. .2010. .down load
  34. Википедия, свободная энциклопедия. URL: http://ru.wikipedia.org
  35. Внешнеторговая деятельность Пермского края за период с 2001 по 2007 годы и 2008 (обзорно). Агентство Бизнес Интернэшнл. URL: http://www.businessinter.ru/research/
  36. С.Г. Российские регионы в условиях становления нового типа мировой экономики //Кредо, 1998, № 2.
  37. А.И. Региональная экономика и управление: Учеб. пособие для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002.
  38. Гладкий Ю. Н, Чистобаев А. И. Основы региональной политики. М, 1997.
  39. Глобалистика. Энциклопедия под ред. И. И. Мазур, А. Н. Чумакова. Центр научных и прикладных программ «ДИАЛОГ». М.: ОАО Изд-во «Радуга», 2003.
  40. А.И. Права человека в современном мире: социально-философские основы и государственно-правовое регулирование // Государство и право. № 3, 2004.
  41. О.Г. Национальная инновационная система России: состояние и пути развития. М.: Наука, 2006
  42. С.П. Методические подходы к определению уровня конкурентоспособности региона с использованием частных показателей и матриц попарных сравнений // Вестник ВГУ, Серия Экономика и управления, № 2, 2004.
  43. А.Г. Основы региональной экономики: Учебник для вузов. М.: ГУ ВШЭ, 2000.. }
  44. В.А. Показатели инвестиционной привлекательности регионов для территориальных и муниципальных образований. URL: http://www.mstu.edu.ru/publish/confyilntk/section9/ section9 16. html
  45. М.М. Развитие капитализма в России в конце XIX и в конце XX вв. в аспекте общемировых трансформационных процессов // Философия хозяйства, 1999.
  46. Г. В. Регион в формировании социального государства. М: Финансы и статистика, 2005.
  47. Г. В., Мироедов A.A., Федин С.В Управление региональной экономикой. М: Финансы и статистика, 2002.
  48. Демидов А. В Межрегиональные и приграничные связи во внешней политике России.//Право и безопасность, № 29, декабрь 2008.
  49. О. Вслед за экономикой //Business Class, Пермь № 4, 2009. URL: http://www.business-class.su/new/article.php?id=l 7609
  50. О. По волнам // Business Class, Пермь. № 38, 2008.
  51. Добринова Н. В Региональный фактор развития внешнеторговой деятельности в РФ // Проблемы современной экономики, № 1 (5), 2003.
  52. А.И. Региональные пропорции воспроизводства. Л., 1977
  53. В.А. Зарубежный опыт комплексного развития регионов // Регионология, № 2−3, 1994.
  54. О. Стратегия — это искусство, без которого не удержать бизнес. // Журнал «ЛОГинфо», 16.04.2007. URL: http://www.loginfo.ru/arhiv/2006/log07806s2pr.php
  55. Л.К. Экономические районы США. М., 1959.
  56. Н. Глобализация и проблемы оптимальной стратегии развития.//Мировая экономика и международные отношения, № 2, 2000.
  57. М.В. Глобализация и столкновение идентичностей.//Сборник материалов Международной интернет-конференции 24.02.2003.
  58. O.A. Глобализация и символическая власть//Вопросы философии. № 5,2005.
  59. Э.А., Ченцова Е. П., Черезов A.B. Управление инновационным потенциалом промышленных предприятий. Старый Оскол: ТНТ, 2001.
  60. .Ф., Новиков П. В. Развитие инновационной экономики региона в условиях глобализации.//Материалы Международной научно-практической конференции в 2 ч. Ч. 1. Саранск, 2007.
  61. Дж. М. Общая теория занятости, процента и денег. М.: Гелиос АРВ, 2002.
  62. Дж. Б. Распределение богатства. М., 1992.
  63. Колосовский Н. Н, Теория экономического районирования. М. Д969.
  64. М.М. Глобализация и проблемы участия в ней Беларуси// Материалы постоянно действующего междисциплинарного семинара Клуба ученых «Глобальный мир». Вып. 8 (31). Новый век, 2003.
  65. JT.H. Словарь прикладной социологии. Минск, 1984.
  66. Ф.Д. Совершенствование регионального управления. М., 1990.
  67. О.В. Методологические основы формирования внешнеэкономического климата региона // Вестник АГТУ. Серия Экономика № 1,2010.
  68. Конкурентные преимущества, анализ и перспективы развития основных отраслей экономики Пермского края, на примере ЛПК. URL: http://www.admin.permkrai.ru
  69. Конкурентоспособность региона: факторы и метод создания. Шеховцева JI.C. URL: http://www.cfin.ru/press/marketing/2001−4/03.shtml
  70. Ф. Основы маркетинга: Пер. с англ. М.: «Ростинтэр», 1996.
  71. В. Что такое глобализация? // Мировая экономика и международные отношения, № 2, 1998.
  72. Дж. Б. Стратегия перемен // Стратегический процесс. СПб.: Питер, 2001.
  73. В.В. Нынешняя модель глобализации и Россия // Российский экономический журнал. № 1, 2002.
  74. Курсы валют. URL: http://www.kurs-dollara.ru/dollar-12−08.html
  75. .Ж. Стратегический маркетинг. СПб.: Наука, 1996.
  76. H.A. «Оценка факторов интенсивности внешнеэкономической деятельности региона» URL: http://science.ncstu.ru/articles/econom/l0/01 .pdf
  77. В. H., Швецов А. H. Государство и регионы: теория и практика государственного регулирования территориального развития. М., 1997.
  78. Лекции по курсу «Социально-экономическая география». Часть II. СПб.: 1997.
  79. И.И. Глобализация, государство, право, XXI век. М.: Спарк, 2000.
  80. Ю. Потенциал строительного комплекса // Экономист, 1997.
  81. Ч. Японская промышленная система. М.: Прогресс, 1988.
  82. Г. П., Шуман X. Западня глобализации: атака на процветание и демократию. М., 2001.
  83. А.С., Новоселов Л. С. Основы теории регионального воспроизводства. М.: Экономика, 1988.
  84. Г. Пять «П» стратегии // Стратегический процесс. СПб.: Издательство «Питер», 2001.
  85. Г., Куинн Дж. Б., Гошал С. Стратегический процесс / пер. с англ. СПб.: Издательство «Питер», 2001.
  86. В. Что сулит России глобальный расклад сил в XXI веке? // Независимая газета. 15.04.1997.
  87. В.В. Логика глобализации и интересы России // Pro et Contra. Том 4. № 4, 1999.
  88. Т.Г. Региональная экономика. М., 1985.
  89. О.С. Инновационный потенциал как фактор устойчивого развития региона. URL: http://www. art3002. htm
  90. Н.В. Идеи единой Европы: философские традиции и современность. Часть вторая // Вопросы философии. № 12, 2005.
  91. Н.Н. Региональная экономика. М., 1978.
  92. А. Переходный период закончился. Что дальше? // Вопросы экономики. № 6, 2000.
  93. А.И. Теория региональных рынков. Новосибирск, Ростов-на-Дону, 2002.
  94. Общая теория права и государства: Учебное пособие под ред. В. В. Лазарева. М., 1994.
  95. Основы экономического и социального прогнозирования / под ред. В. Н Мосина, Д. М Крука. М., 1985.
  96. От идеи Ломоносова к реальному освоению территорий Урала, Сибири и Дальнего Востока // Монография под ред. Татаркина А. И., Кулешова В. В. Минакира П.А. Институт экономики УрО РАН, 2009.
  97. Официальный сайт ОАО «Корпорации ВСМПО АВИСМА». URL: http://www.vsmpo.ru
  98. Официальный сайт ОАО НПО «ИСЬСРА». URL: http://www.npoiskra.ru/
  99. Официальный сайт Администрации Ростовской области. URL: http://www.donland.ru
  100. Официальный сайт Министерства промышленности инноваций и науки Пермского края. URL: http://www.minpromperm.ru/
  101. Официальный сайт Правительства Белгородской области. URL: http://www.belregion.ru/
  102. Официальный сайт Правительства Калининградской области. URL: http://www.gov39.ru/
  103. Официальный сайт Правительства Ленинградской области. URL: http://www.lenobl.ru
  104. Официальный сайт Правительства Москвы. URL: http://www.mos.ru/
  105. Официальный сайт Правительства Московской области. URL: http://www.mosreg.ru
  106. Официальный сайт Правительства Нижегородской области. URL: http ://www. government-nnov.ru/
  107. Официальный сайт Правительства Пензенской области. URL: http://www.penza.ru/
  108. Официальный сайт Правительства Пермского края. URL: http://www.permkrai.ru/ft
  109. Официальный сайт Правительства Приморского края. URL: http://www.primorsky.ru
  110. Официальный сайт Правительства Республики Татарстан. URL: http://prav.tatar.ru/
  111. Официальный сайт Правительства Самарской области. URL: http://www.adm.samara.ru/
  112. Официальный сайт Правительства Свердловской области. URL: http://www.midural.ru/
  113. Официальный сайт Правительства Тюменской области. URL: http://www.tyumen-region.ru/
  114. Официальный сайт Правительства Ульяновской области. URL: http://ulgov.ru/
  115. Официальный сайт Правительства Ханты-Мансийского АО. URL: http ://www. admhmao .ru/
  116. Официальный сайт ОАО «Соликамскбумпром». URL: http://solbum.ru/
  117. Официальный сайт компании ОАО «Уралкалий». URL: http://www.uralkali.com/
  118. В.И. Циклы и волны глобальной истории. Глобализация в историческом измерении. М.: Издательский дом «Новый век».2003.
  119. Парадоксы глобализации — вызовы и поиски ответа: Материалы постоянно действующего междисциплинарного семинара Клуба ученых «Глобальный мир». М.: «Издательский Дом «НОВЫЙ ВЕК», 2001.
  120. Паспорт региона: Пермский край. Выпуск 16, 2008 г. URL: http://www.fedpress.ru/federal/ratings/peim rp/id 121 776. html
  121. Пермский Край в цифрах, 2010 // Краткий статистический сборник. Пермь, 2010.
  122. В.В. Глобализация и государство. М.: Изд-во РАГС, 2005.
  123. Перспективы развития машиностроения Пермского края. URL: http://www.admin.permkrai.ru
  124. A.C. // Глобализация и развитие законодательства. М.: ОАО Издательский дом «Городец», 2004.
  125. . Потенциал инвестирования. М., журнал «Экономист», № 3, 1996.
  126. М. Конкуренция: / пер. с англ.: учебное пособие. М.: Издательский дом «Вильяме», 2001.
  127. Прикладные аспекты глобализации: Материалы постоянно действующего междисциплинарного семинара Клуба ученых «Глобальный мир». Специальный выпуск. М.: «Издательский Дом «НОВЫЙ ВЕК», Институт микроэкономики. 2001.
  128. Развитие металлургии. Программа социально-экономического развития Пермского Края. URL: http://perm.ru/
  129. .А. Современный экономический словарь. М.: ИНФРА—М, 2007.
  130. Регионы России: Социально-экономические показатели 2009 год./Росстат. М.: 2010.
  131. Д. Сочинения: В 5 т., Т. 1.М.: Гос. изд-во полит, лит., 1955.
  132. М.И., Разработка механизма управления региональной инвестиционной стратегией / Менеджмент в России и за рубежом № 4, 2003.
  133. А.И. Потенциал нематериального производства. М.: Знание, 1991.
  134. А.З. Конкурентные позиции и инфраструктура рынка России. М.: Юристъ, 1999.
  135. И.И. Обобществление производства и развитие системы управления экономикой. М.: 1977.
  136. А. Исследование о природе и причинах богатства народов. М.: Соцэкгиз, 1962.
  137. Социально-экономическое и политическое положение Пермского края. Пермь, 2009.
  138. Социология: Энциклопедия / Сост. A.A. Грицанов, B.JI. Абушенко, Г. М. Евелькин, Г. Н. Соколова, О. В. Терещенко, 2003 г.
  139. Д. Глобализация и преобразования в области международной безопасности // США-Канада: экономика, политика, культура. № 8, 2002.
  140. Статистический ежегодник Пермского Края, 2010. Пермь, 2010.
  141. Стратегическое планирование / под ред. Э. А Уткина. М.: Издательство ЭКМОС, 1998.
  142. Структура Администрации Пермской области. URL: http://www.adron-perm.ru/real anal struct. html
  143. А. Глобализация — угроза или новые возможности для Европы? URL: http://www.ptpu.ru/Issuesls/5−98/pul2.htm
  144. А. Научно-технический потенциал социально-трудовой сферы. // Экономист, № 12, 1997.
  145. Толковый словарь русского языка: В 4 т./ под ред. Д. Н Ушакова. М.: 1940.
  146. A.A., Стрикленд А.Дж. Стратегический менеджмент. Искусство разработки и реализации стратегии: учебник для вузов. М: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998.
  147. Территориальное стратегическое планирование: Практическое пособие. СПб. Вып. 3, 2003
  148. И.З. Глобализация и геоэкономика: новые правовые парадигмы мироустройства // Законодательство и экономика. № 4,2004.
  149. Федеральная служба государственной статистики. URL: http://www.gks.ru/
  150. Философский энциклопедический словарь, М., 1997.
  151. Финансы, денежное обращение и кредит: учебник под ред. В. К Сенчагова., А. И. Архипова. М.: «Проспект», 1999.
  152. С. Многоликая глобализация. Культурное разнообразие в современном мире, М., 2004.
  153. Р.И. Мировая экономика: В 2-х т. Т.1. М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2001.
  154. С. Столкновение глобализаций. /Россия в глобальной политике. 2003.
  155. В.Н. Теория государства и права: учебник для ВУЗов, 3-е издание доп. и исправл., «Интерстиль», «Омега-JI», 2008.
  156. Г., Прахалад К. К. Стратегические намерения / Стратегический процесс: пер. с англ. СПб.: Издательство «Питер», 2001.
  157. Г. В. Региональные проблемы социальной политики. Свердловск, 1991.
  158. М. Глобализация: сущность, нынешняя фаза, перспективы // Pro et Contra. Т.4. № 4, 1999.
  159. O.A. Учебно-методическое пособие «Пермский край — территория конкурентного развития». Пермь, 2007.
  160. Чубинская-Надеждина C.B., Исаев А. П. Электронные текстовые данные. СПб.: Изд-во СЗАГС, 2008. URL: http://www.szags.ru/index.phtml?idpage=168
  161. С. Глобализация, модернизация или интернационализация? (Заметки на полях статьи П. Ратленда) // Мировая экономика и международные отношения. № 4,2002.
  162. А.Д., Сайфулин P.C. Финансы предприятий. М.: ИНФРА-М, 1999.
  163. Ю. Мировая экономика: нарастающий процесс глобализации. М., 1998.
  164. Р.И. Регион: экономические методы управления. Новосибирск: Наука, 1991.
  165. Экономическая теория: учебник / Под ред. А. И. Добрынина, Л. С. Тарасевича. СПб, 1999.
  166. Экономическая энциклопедия. Политическая экономия. Т.4. // ред. А. М. Румянцева. М., 1983.
  167. Экономический потенциал развитого социализма. / Под ред. Мочалова Б. М. М., 1982.
  168. Экономический потенциал таможенной территории России: учебно-методический комплекс URL: http://www.szags.ru/download.phtml?filename=files /files/221 724.pdf&name=EconompotencRossii.pdf
  169. E. Модернизация российской экономики: повестка дня. // Модернизация российской экономики. Т.1. Под ред. Е. Г. Ясина. М., 2002.
Заполнить форму текущей работой