Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Психолого-педагогические условия формирования эвристической направленности мышления школьников в образовательном процессе

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Формирование эвристических методов и приемов мышления происходит на базе единства эмпирического и теоретического уровней, монологической и диалогической форм мышления. Их применение открывает огромные потенциальные возможности для развития различных форм и уровней мышления, активизации познавательной деятельности учащихся. Эвристическое мышление связано с развивающим обучением, центральная идея… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Формирование эвристической направленности мышления школьников в образовательном процессе как педагогическая проблема
    • 1. 1. Категория «эвристика» и производные от нее понятия
    • 1. 2. Анализ генезиса эвристической направленности мышления в педагогической мысли и образовании
    • 1. 3. Современные философские и психолого-педагогические исследования эвристики в структуре творчества
    • 1. 4. Анализ структуры учебной деятельности
    • 1. 5. Эвристическая учебная деятельность как основа эвристической направленности мышления школьников
  • Выводы по первой главе
  • Глава 2. Психолого-педагогические условия формирования эвристической направленности мышления учащихся при обучении математике
    • 2. 1. Основные принципы технологии формирования эвристической направленности мышления
    • 2. 2. Методы и средства формирования эвристической деятельности
    • 2. 3. Признаки, показатели и критерии эвристической направленности мышления
    • 2. 4. Организация эвристической деятельности на уроках математики
  • Выводы по второй главе
  • Глава 3. Результаты опытно-поисковой работы по формирования эвристической направленности мышления учащихся 5−9-х классов на уроках математики
    • 3. 1. Основные задачи и методы опытно-поисковой работы
    • 3. 2. Исследование сформированное&trade- эвристической направленности мышления учащихся
    • 3. 3. Динамика развития познавательного интереса учащихся к предметам школьного курса
    • 3. 4. Исследование зависимости учащихся от уровня сформированности эвристической направленности мышления
  • Выводы по третьей главе

Психолого-педагогические условия формирования эвристической направленности мышления школьников в образовательном процессе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность проблемы и темы исследования. Современный этап развития общества характеризуется быстрым ростом количества разнообразной политической, социально-экономической и научно-технической информации. Однако этот рост не сопровождается появлением соответствующих высокоинтеллектуальных технологий, которые позволили бы школьнику полностью усвоить различные виды учебной информации. В этих условиях необходимо, чтобы в процессе образования у человека были развиты способности к активному творческому овладению знаниями, которые помогли бы ему ориентироваться во все возрастающих объемах информации.

В процессе традиционного обучения основное внимание уделяется как можно более полной передаче готовой информации от педагога к ученикам и точному воспроизведению ими полученных знаний. В современных условиях для решения проблемы воспитания и развития личности недостаточно передать обучаемому некоторую готовую сумму знаний, необходима самостоятельность в обучении и воспитании. Для самостоятельного овладения знаниями следует сформировать способность к открытиям нового в известном, содействовать превращению этой способности учащихся в норму, в инструмент свершений во всех сферах человеческой деятельности. Развитие способности к открытиям нового в разных видах деятельности возможно на основе формирования эвристической направленности мышления учащихся. В рамках нашего исследования под эвристической направленностью мышления понимается целенаправленная, устойчивая способность к освоению умений находить как субъективно, так и объективно новые, нестандартные варианты разрешения учебных проблемных ситуаций. Под учебной проблемной ситуацией мы понимаем заранее разработанное педагогом, осознанное учащимися затруднение, порождаемое несоответствием между имеющимися у них знаниями и теми, которые необходимы им для решения предложенной задачи. При этом у школьников уже сформированы возможности для разрешения учебных проблемных ситуаций в виде отдельных умений и навыков эвристической деятельности.

Учителям надо реализовать психолого-педагогические условия — совокупность осмысленных, научно обоснованных, предварительно подготовленных обстоятельств процесса обучения, реализация которых с высокой степенью вероятности приводит к ожидаемому дидактическому результату.

Формирование эвристических методов и приемов мышления происходит на базе единства эмпирического и теоретического уровней, монологической и диалогической форм мышления. Их применение открывает огромные потенциальные возможности для развития различных форм и уровней мышления, активизации познавательной деятельности учащихся. Эвристическое мышление связано с развивающим обучением, центральная идея которого заключается в совершенствовании интеллектуальных способностей учащихся. Проблемы применения эвристических методов и приемов в обучении и воспитании разрабты-вали философы, психологи и педагоги: Архимед, Г. Э. Армстронг, Г. С. Альт-шуллер, А. Бине, Б. Больцано, Д. Буль, Р. Декарт, К. Дункер, Н. А. Извольский, А. И. Ильясов, Г. Лейбниц, А. Н. Леонтьев, Р. Линдсейн, Д. Норман, Папп Александрийский, Д. Пойя, Я. А. Пономарев, А. Пуанкаре, В. Н. Пушкин, С. Л. Рубинштейн, В. Н. Соколов, Сократ, О. К. Тихомиров, Э. Торндайк, А. В. Хуторской, С. И. Шохор-Троцкий, Д. X. Флейвель, П. К. Эн-гельмейер.

Безусловно, важнейшая роль эвристических методов и приемов в воспитании и обучении никогда не отрицалась. Однако в настоящее время создались новые педагогические условия и дидактические возможности, позволяющие рассматривать эвристические методы и приемы как наиболее перспективное направление в обучении. В педагогической науке ведутся активные поиски новых методов и средств формирования эвристической направленности мышления. Мы считаем, что особыми возможностями в школе для формирования эвристической направленности мышления учащихся в образовательном процессе обладает основной курс математики. Педагогический потенциал курса математики в формировании эвристической направленности мышления заключается в готовности к реализации совокупности обучающих, развивающих и воспитывающих возможностей эвристических методов и приемов математики. Данный потенциал пока недостаточно задействован, поэтому в современной системе образования, в педагогической науке и в деятельности учителей наметились следующие различия, противоположности и противоречия между:

— значительным ростом объема научной информации в содержании курса различных школьных дисциплин, вызванным ускорением научно-технического прогресса, и уменьшением возможностей его полного усвоения каждым школьником;

— объективной социально-педагогической потребностью в использовании эвристических методов и приемов в организации учебно-познавательной деятельности учащихся среднего звена и субъективным уровнем развития у них общелогических умений и навыков;

— необходимостью усиления развивающей функции в среднем звене школы и ослаблением внимания педагогической науки к раскрытию воспитательного потенциала форм, методов и средств, соответствующих эвристической направленности мышления школьников;

— стремлением учащихся самостоятельно добывать и открывать новые знания и реальной преподавательской деятельностью учителей, в которой преобладает тенденция сообщения знаний в готовом виде;

— необходимостью формирования у учащихся умений и навыков эвристической деятельности и достигнутым уровнем научно-методических знаний учителей о формах, методах, средствах и характере обучения эвристике;

— все возрастающей ролью и значением математики в образовании школьника как ядра общечеловеческой культуры и сокращением количества учебного времени, отведенного на ее изучение;

— возрастающими социально-экономическими и научно-техническими требованиями к результатам обучения математике в средней школе и невозможностью достижения этих результатов традиционными средствами.

На основе анализа актуальности и противоречий сформулирована проблема исследования, которая заключается в поиске, определении и обосновании психолого-педагогических условий реализации потенциала курса математики в формировании эвристической направленности мышления учащихся 5—9-х классов средней школы.

Проблема предопределила тему исследования: «Психолого-педагогические условия формирования эвристической направленности мышления школьников в образовательном процессе».

Цель исследования — выявить, определить, обосновать и реализовать психолого-педагогические условия реализации потенциала курса математики основной школы для формирования эвристической направленности мышления школьников 5—9-х классов.

Объектом исследования является образовательный процесс на уроках математики в 5—9-х классах средней школы.

Предмет исследования— психолого-педагогические условия формирования эвристической направленности мышления учащихся в образовательном процессе на уроках математики в 5—9-х классах средней школы.

Анализ психолого-педагогической литературы, методических исследований, результатов изучения практики работы учителей математики позволил сформулировать следующую гипотезу исследования: реализация потенциала математики в формировании эвристической направленности мышления учащихся возможна при условии:

— актуализации философского наследия, историко-педагогического и методического опыта обучения математике, что поможет раскрыть сущность и педагогическое значение понятия «эвристическая направленность мышления», что, в свою очередь, будет способствовать выявлению степени нацеленности курса математики основной школы на формирование эвристической направленности мышления учащихсяреализации системы принципов, характеризующей процесс формирования эвристической направленности мышления учащихся;

— выбора в качестве основных средств формирования эвристической направленности мышления учащихся: развития познавательного интереса, освоения основных приемов, методов, умений и навыков эвристической деятельности, в том числе ситуации успеха «Эврика», и приобретения творческого опыта исследовательской деятельности;

— определения признаков, показателей и критериев эвристической деятельности;

— организации на уроках математики дидактических отношений «эвристическая деятельность— обучение математике», витагенного обучения, создания ситуации успеха «Радость познания», превращающих учащихся из объектов обучения в субъекты познавательной деятельности;

— соответствия содержания эвристических заданий дидактическим принципам полноты и целостности, предъявляемым к конструированию и использованию их на уроках математики.

Цель, предмет, гипотеза определили следующие задачи исследования:

1. На основе историко-генетического анализа дать авторскую трактовку сущности и педагогического значения понятия «эвристическая направленность мышления».

2. Определить и обосновать важнейшие психолого-педагогические условия реализации педагогического потенциала математики в формировании эвристической направленности мышления учащихся основной школы.

3. Опытно-поисковым путем обосновать возможности педагогической технологии формирования эвристической направленности мышления на уроках математики в 5—9-х классах как определенного алгоритма реализации психолого-педагогических условий.

Теоретико-методологическими основами исследования послужили: учение о развитии личности (JI. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, С. JI. Рубинштейн) — философское обоснование теории деятельности (М. С. Коган, Э. С. Маркарян) — основные положения теории деятельности (В. В. Давыдов, П. Я. Гальперин, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин) — концепция деятельностного подхода к проблеме усвоения знаний (Л. С. Выготский, А. Н. Талызина) — теория управления учебным процессом (В. П. Беспалько, В. В. Краевский, И. Я. Лернер) — психолого-педагогические теории развивающего обучения (В. В. Давыдов, JL В. Зан-ков, Д. Б. Эльконин) — теория ситуации успеха в обучении, голографический подход к педагогическим проблемам и витагенное образование (А. С. Белкин) — теория научного педагогического сознания (JI. А. Беляева, С. А. Днепров) — науки математики (А. Д. Александров, Н. Бурбаки, А. Н. Колмогоров, JL Д. Кудрявцев, Д. Пойа) — психолого — педагогические основы обучения математике (X. Ж. Танеев, А. В. Гладкий, Я. И. Груденов, В. А. Гусев, В. А. Далингер, Т. А. Иванова, В. И. Крупич, В. А. Крутецкий, А. М. Пышкало, Г. И. Саранцев, В. Н. Соколов, JI. М. Фридман, Г. Фройденталь).

Для исследования проблемы и решения поставленных задач нами были использованы следующие теоретические методы исследования: анализ философской, психолого-педагогической, математической и методической литературы по теме исследованияанализ документов по вопросам образованияанализ содержания программ, учебных планов и учебников по математике для средней школы и эмпирические методы исследования: наблюдение за учебной деятельностью учащихсяанкетированиеранжированиеиндивидуальные устные опросы учителейдиагностика эвристической направленности мышления школьниковпроведение опытно-поисковой работы по определению эффективности и результативности педагогических воздействий на формирование и развитие эвристической направленности мышления школьниковвероятностно-статистическая обработка и интерпретация результатов опытно-поисковой работы.

Основные этапы исследования. Исследование проводилось с 1996 по 2005 год и включало три этапа.

Первый этап— организационный (1996—1998 гг.). Осуществлялся анализ философской, психолого-педагогической и методической литературы с точки зрения разработанности проблемы исследования. Был выявлен педагогический потенциал математики в формировании и развитии творческих способностей, умений и навыков выполнения мыслительных операций у учащихся в процессе эвристической деятельности. Проводился анализ методов обучения учащихся среднего звена эвристическим приемам мышления. Были реализованы основные идеи формирования эвристической направленности мышления через систему творческих эвристических заданий и требования к такой системе заданий. Осуществлялась апробация разработанных материалов.

Второй этап— опытно-поисковый (1998—2003 гг.). Проводились сбор и обработка результатов опытно-поисковой деятельности, уточнение и корректировка целей, задач исследования. С учетом выделенных требований к отбору содержания эвристических заданий, а также результатов поисковой деятельности была разработана система эвристических заданий и приемов формирования эвристической направленности мышления учащихся на уроках математики.

Третий этап — обобщающий (2003—2005 гг.). Завершена опытно-поисковая работа, включающая определение влияния разработанных систем эвристических заданий на уровень сформированности эвристической направленности мышления, на интеллектуальное развитие, академическую успеваемость, эмоционально-познавательную сферу личности. Разрабатывались практические рекомендации к коррекции и уточнению идеи продуктивного обучения математике, оформлялся текст диссертации.

Научная новизна исследования заключается в том, что.

— выявлена инверсионная зависимость между эвристической направленностью мышления и мотивацией обучения математикеустановлена возможность результативного и эффективного выбора развивающей учебной деятельности учащихся в условиях реального образовательного процесса для формирования эвристической направленности их мышления;

— выделены уровни и разработаны признаки, показатели и критерии сформированности умений и навыков эвристической деятельности: функционально-вариативные, проблемно-ситуативные признакиинновационно-креативные показателивременные, уровневые и затратные критерии;

— выделены и систематизированы социальные, психологические, педагогические, дидактические и методические условия организации эвристической деятельности учащихся 5—9-х классов на уроках математики. Теоретическая значимость исследования заключается в том, что дано определение эвристической направленности мышления, под которой понимается целенаправленная, устойчивая способность к освоению умений находить как субъективно, так и объективно новые, нестандартные варианты разрешения учебных проблемных ситуаций и раскрыто педагогическое значение понятия «эвристическая направленность мышления». Практическая значимость исследования:

— определена и обоснована технология формирования приемов, умений и навыков эвристической деятельности у учащихся 5—9-х классов на уроках математикипредложенная технология составления систем творческих заданий носит универсальный характер, а потому может быть использована учителями других дисциплин (физики, химии, ОБЖ, истории) при подготовке и проведении уроков;

— подготовлены планы и конспекты уроков математики в 5—9-х классах по формированию эвристической направленности мышления учащихся. Достоверность и обоснованность полученных в диссертации результатов и выводов обеспечиваются: опорой на положения фундаментальных психолого-педагогических и методологических исследованийиспользованием комплекса взаимодополняющих методов педагогического исследования, адекватных поставленным им целям и задачамприменением вероятностно-статистических методов обработки данных опытно-поисковой работы по теме исследованияповторяемостью и воспроизводимостью ее результатов.

Апробация результатов исследования. Материалы исследования обсуждались с учителями и методистами муниципального образовательного учреждения (МОУ) «Гимназия» и других школ г. Новоуральска, Свердловской области, на консультациях, встречах методических групп, семинарах. Материалы работы были представлены на семинарах по междисциплинарной программе «Одаренный ребенок», посвященных обучению детей в средней школе, организованных.

МОУ «Гимназия» г. Новоуральска отдельно и совместно с учителями-экспериментаторами УВК № 1624 «Созвездие» (г. Москва) и автором развивающей программы обучения детей «Одаренный ребенок» кандидатом психологических наук Н. Б. Шумаковой (1996—2002 гг.). О ходе исследования и результатах экспериментальной работы докладывалось на заседаниях кафедр теории и методики преподавания математикивозрастной педагогики и педагогических технологий Уральского государственного педагогического университетана Всероссийской научно-методической конференции «Современные проблемы профессиональной и деловой культуры», организованной международным факультетом ЮУрГУ (Челябинск, 2001 г.) — на межрегиональной научно-практической конференции «Социальный психолого-педагогический потенциал гуманной педагогики», посвященной 10-летию Тюменского научного центра Уральского отделения Российской академии образования (Тюмень, 2004 г.). На защиту выносятся следующие положения:

1. На современном этапе развития общего образования формирование эвристической направленности мышления школьников основной школы является необходимым условием интеллектуального воспитания современной гармонически развитой личности.

2. Содержание курса математики основной школы обладает исключительно большим, пока не реализующимся потенциалом для формирования эвристической направленности мышления, которая заключается в актуализации совокупности обучающих, развивающих и воспитывающих возможностей дидактических методов и средств общего математического образования.

3. Реализация педагогической технологии, которая предусматривает алгоритмическую реализацию следующих этапов: использование эвристических заданийспециальную работу по формированию эвристических приемов мыслительной деятельностиразвитие креативного мышления, — способна существенно повысить воспитательный и развивающий эффект обучения математике.

4. На уровне дидактических отношений «эвристическая деятельность — обучение математике» этапы реализации технологии препятствуют, а субъективные нестандартные образовательные потребности школьников способствуют углублению противоречия между обучением и эвристической деятельностью.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка и приложений.

Выводы по третьей главе.

1. В целом опытно-поисковая работа рассматривается нами как необходимое звено педагогического исследования, дополняющее и обогащающее теоретико-логический метод исследования.

2. Конечным продуктом опытно-поисковой работы является технология изучения и формирования эвристической направленности школьников в образовательном процессе.

3. Установлена инверсионная зависимость между уровнем познавательногс интереса и эвристической направленностью мышления.

4. Анализируя полученные результаты, мы установили: оценивать результативность и эффективность технологии следует, исходя именно из распределения учащихся по уровням сформированности эвристической направленности мышлениямиграции основного количества учащихся с рецептивно-репродуктивного и нормативно-репродуктивного уровней на исходном этапе исследования к репродуктивно-творческому и креативному, на заключительном этапе опытно-поисковой работы.

5. Полученные результаты убеждают нас в том, что использование в обучении эвристических методов и приемов повышает уровень сформированности приемов мыслительной деятельности, использование учебных эвристических заданий повышают качество знаний и качество умений решать математические задачи.

6. Многоаспектный контроль результативности и эффективности предложенных педагогических воздействий, осуществленный с широким привлечением методов математической статистики, подтвердил результативность и эффективность разработанной нами технологии формирование эвристической направленности мышления учащихся 5−9-х классов ж уроках математики.

Заключение

.

В опытнопоисковой работе проведены теоретический анализ поставленной проблемы и практическая работа по теме исследованиявыявлены, определены и обоснованы психолого-педагогические условия формирования эвристической направленности мышления учащихся в образовательном процессе.

В результате исследования была разработана и практически проверена технология формирования эвристической направленности мышления учащихся в предметной области — математика. Опытно-поисковая работа подтвердила результативность и эффективность разработанной педагогической технологии, в основе которой использование эвристических методов и приемов мыслительной деятельности, использование учебных эвристических заданий, отслеживание результатов эвристической деятельности учащихся по решению эвристических заданий.

Анализ генезиса проблемы формирования эвристической направленности мышления в образовательном процессе позволяет констатировать, что на всех этапах развития интеллектуальной человеческой деятельности в педагогике признавалось существование проблем и нестандартных задач, которые невозможно было решить с помощью традиционной логики и существующих в то время методов. Такие задачи требовали выхода мышления за рамки принятых теорий, требовали открытия, изобретения новых подходов к их решению. Практически все исследователи эвристики связывали свою деятельность с необходимостью обращения к педагогической практике. С самого зарождения эвристики, наряду с анализом эвристической деятельности, исследовались и возможности целенаправленного обучения этой деятельности, т. е. эвристика соприкасалась с педагогикой.

В диссертации установлено, что главным педагогическим условием развития умений и навыков эвристической деятельности является переход от педагогики труда к педагогике радости и педагогике сотрудничества. Итог такого сотрудничества— радость познания: радость познания учеником мира, жизни, себя— и радость познания учителем своего ученика.

Результаты проведенной опытно-поисковой работы позволили сделать следующие выводы:

8. На современном этапе развития школьного образования учитель совместно с учащимся должен организовать свою учебную деятельность так, чтобы ее результатом стало развитие способности учиться, приобретать и открывать новые знания, развитие всей системы познавательно-продуктивных качеств мышления, которые определяют творческий потенциал человека и создают конкурентные преимущества в профессиональной деятельности.

9. В авторской трактовке эвристическая направленность мышления — это целенаправленная, устойчивая способность к освоению умений находить как субъективно, так и объективно новые, нестандартные варианты разрешения учебных проблемных ситуаций.

10. Эвристическая направленность мышления проявляется в способности эффективно организовать свою мыслительную деятельность для решения познавательных задач, т. е. выдвигать гипотезы, строить планы и стратегии решения, проводить правдоподобные рассуждения и применять эвристические методы и приемы.

11. Выявлен педагогический потенциал уроков математики и возможность результативного и эффективного выбора развивающей учебной деятельности учащихся по формированию эвристической направленности их мышления.

12. Уровни сформированности у школьников эвристической направленности мышления можно отследить по функционально-вариативным, проблемно-ситуативным признакам, инновационно-креативным показателям, временным, уровневым и затратным критериям эвристической деятельности, представленным в их учебной деятельности. О сформированности эвристической деятельности школьников можно судить по тому, насколько в деятельности учащихся представлены элементы ее структуры, насколько самостоятельно и сознательно используются эвристические методы и приемы.

13. Определена тесная связь уровней сформированностн эвристической направленности мышления с интеллектуальным ростом, личностным развитием учащихся и выявлена инверсионная зависимость между эвристической направленностью мышления и мотивацией обучения.

14. Предложенная технология по составлению систем творческих учебных заданий учителями и учащимися на уроках математики и других дисциплин носит универсальный характер.

15. Педагогическая деятельность по формированию эвристической направленности мышления учащихся должна охватывать все виды учебной деятельности и быть сориентированной на максимальное развитие общих и специальных способностей учеников с учетом глубины и направленности их познавательных интересов.

Результаты опытно-поисковой работы подтвердили выдвинутую гипотезу исследования.

Перспективы дальнейшего исследования проблемы, на наш взгляд, могут заключаться в создании технологии формирования эвристической направленности мышления в других образовательных, предметных областях.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Междисциплинарное обучение 2 3 5 4
  2. Наш опыт показал, что систематическое использование в процессе обучения занимательных, интересных, эвристических заданий в большей степени стимулирует познавательную активность учащихся и заметно повышает рейтинг математики как учебного предмета.
  3. Исследование зависимости успеваемости учащихся от уровня сформированности эвристической направленности мышления
  4. Для исследования была взята выборка из 51-го учащегося 7 А, 7 В классов МОУ «Гимназия» г. Новоуральска. Данные успеваемости учащихся 7-х, 8-х, 9-х классов (1998/00 уч. г.) по учебному предмету «Геометрия» представлены в таблице 10.
  5. Алгебраический тренажер: Пособие для школьников и абитуриентов / Под ред. Мерзляк А. Г., Полонский В. Б., Якир М. С. М.: Илекса, Харьков: Гимназия, 1998.-328 с.
  6. Г. С., Вёрткин И. М. Как стать еретиком. Сост. А. Б. Селюцкий. -Петрозаводск: Карелия, 1991. С. 9 184.
  7. В. Г. Системность и общество. М.: Политиздат, 1980. 368 с.
  8. Ю. К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. М.: Просвещение, 1982. 192 с.
  9. Ю. К. Проблема повышения эффективности педагогических исследований. М.: Педагогика, 1982. 192 с.
  10. И. И., Фрибус Е. А. Старинные задачи: Кн. для учащихся. М.: Просвещение, 1994. — 128 е.: ил.
  11. Т. А., Блинков А. Д., Кочетков К. П. и др. Олимпиада для 5−6 классов. Весенний турнир Архимеда. Задания с решениями, технология проведения. М.: МЦНМО, 2003. 128 с.
  12. Ф. А. Нестандартные задачи по алгебре: Пособие для учителей. -М.: Просвещение, 1976.-95 с.
  13. С.А. Актуализация витагенного жизненного опыта учащихся как средство развития познавательного интереса на уроках математики: Дис. канд. пед. наук. Екатеринбург, 2003. — 189 с.
  14. А. С. Ситуация успеха. Книга для учителя. Екатеринбург, 1997. -185 с. (Мастерство учителя: идеи, советы, предложения).
  15. П.Белкин А. С. Жукова Н. К. Витагенное образование. Голографический подход. Екатеринбург, 1999. — 135 с.
  16. М. Е., Гузеев В. В. Дидактические и психологические основания образовательной технологии / М.: Центр «Педагогический поиск», 2003. -256 с.
  17. В. П. Стандартизация образования: основные идеи и понятия, А Педагогика. 1993. № 5. С. 16−23.
  18. Д. Б. Психология творческих способностей. М.: Академия. 2002.-337 с.
  19. Большой психологический словарь / Сост. и общ. ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко, СПб.: прайм — ЕВРОЗНАК, 2003. — 672 с.
  20. П. П. Память и мышление. СПб.: Питер, 2001. — 288 с. — (Серия «Психология-классика»).
  21. В. М. Методика преподавания математики в средней школе. М.: Учпедгиз, 1954. — 503 с.
  22. Д. Процесс обучения. М.: 1962.- 84 с.
  23. А. В. Психология мышления и проблемы обучения. М.: Знание, 1983.-96 с.
  24. И. П. Методика формирования готовности учащихся старших классов к решению нестандартных математических задач: Автореф. дис. канд. пед. наук. М.: 1996. — 17 с.
  25. В. А. Развитие учащихся в процессе творчества и сотрудничества. /М.: Центр «Педагогический поиск», 2000. 144 с.
  26. М. Продуктивное мышление: Пер. с англ. / Общ. ред. С. Ф. Горбова и В. П. Зинченко. Вступ. ст. В. П. Зинченко. М.: Прогресс, 1987. — 336 е.: ил. 213.
  27. Г. X. Задачи на построение как средство формирования приемов мыслительной деятельности учащихся основной школы: Автореф. дис. канд. пед. наук. М.: 2000. -17 с.
  28. Вопросы преподавания алгебры и начала анализа в средней школе: Сб. статей /Сост. Е. Г. Глаголева, О. С. Ивашев-Мусатов. М.: Просвещение, 1980. -256 с.
  29. Л. С. Педагогическая психология / Под. ред. В. В. Давыдова. М.: 1991.-480 с.
  30. JI. С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т. 4. Детская психология /Под ред. Д. Б. Эльконина. М.: Педагогика, 1984. — С. 214.
  31. Т. В. Педагогическая психология: Учебное пособие. М., 1995. — 160 с.
  32. И. Г. Алгоритмический подход к решению геометрических задач: Книга для учителя. К.: Рад. шк., 1989. — 160 с.
  33. П. Я. К проблеме внимания // Хрестоматия по вниманию // Под. ред. А. Н. Леонтьева и др. М.: 1976. С. 224
  34. X. Ж. Теоретические основы развивающего обучения математике. /Урал, гос.пед. ун-т. Екатеринбург, 1997.-160 с.
  35. X. Ж. Пути реализации развивающего обучения математике: Учеб. Пособие /Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 1997. 102 с.
  36. X. Ж. Практическая значимость знаний как средство развития интереса учащихся к изучению математики // Методика преподавания математики в средней школе. Свердловский гос. пед. ин-т, Свердловск, 1991. 136 с.
  37. Гегель, соч.-М.- Л., 1930. Т. 1. С. 201.
  38. С. И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию /Отв. ред. и сост. П. В. Алексеев. М.: «Школа-Пресс», 1995. — 448 с.
  39. Г. Д. История математики в школе IV-VI кл. Пособие для учителей. -М.: Просвещение, 1981.-239 с.
  40. Г. Д. История математики в школе VII-VIII кл. Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1982. — 240 с.
  41. Я. Е. С чего начинается решение стереометрической задачи: Пособие для учителя. К.: Рад. шк., 1990. — 118 с.
  42. П. И., Полонский В. Б., Якир М. С. Задачи с параметрами. 3-е издание, дополненное и переработанное. М.: Илекса, Харьков: Гимназия, 1998,-336 с.
  43. М. И., Краснянская К. А. Применение математической статистики в педагогических исследованиях. Непараметрические методы. М., «Педагогика», 1977. 136 с. с ил. (Науч.-иссслед. ин-т содержания и методов обучения Акад. пед. наук СССР).
  44. Я. И. Совершенствование методики работы учителя математики: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1990. — 224 е.: ил.
  45. В. В. Методы и организационные формы обучения. М.: Народное образование, 2001. — 128 с. (Серия «Системные основания образовательной технологии».)
  46. В. В. Педагогическая техника в контексте образовательной технологии. М.: Народное образование, 2001. — 128 с. (Серия «Системные основания образовательной технологии».)
  47. В. А. Психолого-педагогические основы обучения математике. — М.: ООО «Издательство «Вербум-М», ООО «Издательский центр «Академия». 2003.-432 с.
  48. В. В. Проблемы развивающего обучения: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 288 с.
  49. Г. А. Творчество и диалектика. М.: Наука, 1976.- 176 с.
  50. М. А. Процесс обучения в советской школе. М.: Учпедгиз, 1960. -299 с.
  51. Р. Соч. в 2-х томах. М.: Мысль, 1989. — Т. 1. — 654 с.
  52. Т. Е., Тонких А. П. Теория и практика решения текстовых задач: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. 288 с.
  53. Дидактические материалы по алгебре для 7 класса / JI. И. Звавич, JI. И. Кузнецова, С. Б. Суворова. -7-е изд. М.: Просвещение, 2002. — 15- е.: ил.
  54. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981. — 185 с.
  55. Дидактика средней школы // Некоторые проблемы современной дидактики / Под ред. М. А. Данилова, М. Н. Скаткина. М.: Просвещение, 1975. 303 с.
  56. Дж. Проектирование систем: изобретательство, анализ и принятие решений. М.: Мир, 1969. 440 с.
  57. С. А. Эвристический потенциал категории «незнание» // Педагогика. 1999. № 1. С. 116−122.
  58. О. Б. Деятельностный подход как теоретическая основа проектирования методической системы обучения математике. Автореф. дис. докт. пед. наук / Тобольск, гос. пед. ин-т. М.: — 1999. — 54 с.
  59. О. Б. Технология обучения математике на основе деятельностного подхода: Кн. для учителя / О. Б. Епишева. М.: Просвещение, 2003. — 223 с.- (Б-ка учителя).
  60. О. Б., Крупич В. И. Учить школьников учиться математике: Формирование приемов учеб. деятельности: Кн. для учителя. — М.: Просвещение, 1990. 128 с.
  61. М. Н. Формирование эвристической деятельности старшеклассников при изучении углубленного курса геометрии: Автореф. дис. канд. пед. наук. -М.: 1999. 16 с.
  62. П. М. Оценка эффективности обучения методами математической статистики // Сов. педагогика. 1985. № 6. С. 83−97.
  63. В. И. Методология и методика дидактического исследования.- М.: Педагогика, 1982. 160 с.
  64. JT. В. Наглядность и активизация учащихся в обучении. М.: Учпедгиз, 1960.-311 с.
  65. Н. И. Урок математики: Подготовка и проведение: Кн. для учителя. -М.: Просвещение: АО «Учеб. лит.», 1995. 178 е.: ил.
  66. JI. Я. Дидактические основы формирования системности знаний у старшеклассников (на материале предметов естественно научного цикла): Дисс. докт. пед. наук. М.: 1979.-362 с.
  67. В. П. Аристотель, о нем. 1963
  68. Н. А. Комбинационная работа. -М.: 1908.
  69. Э. В. Школа должна учить мыслить. — М.: Издательство Московского психолого-социального института- Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2002. 112 с. (Серия «Библиотека школьного психолога»).
  70. Е. П. Мотивация и мотивы. СПб.: Питер, 2004. — 509 е.: ил. — (Серия «Мастера психологии»).
  71. . Г. Методическая система закрепления знаний учащихся при изучении математики в средней школе. Автореф. дис.докт. пед. наук М., 1996.-67 с.
  72. Кабанова Меллер Е. Н. Учебная деятельность и развивающее обучение. М.: Знание, 1981. -96 с.
  73. М. С. Человеческая деятельность. (Опыт системного анализа).М.: Политиздат, 1974.-328 с.
  74. Канель-Белов А. Я., Ковальджи А. К. Как решают нестандартные задачи. 60-я Московская математическая олимпиада. Подготовительный сборник. М.: МЦНМО, 1997. 96 с.
  75. Г. А. Педагогическая диагностика эмоционального самочувствия школьника: Метод, реком. / Урал, гос пед ун-т. Екатеринбург, 1997. С. 35
  76. Г. А. Педагогическая диагностика учебной мотивации школьников: Метод, рекомендации / Урал. гос. пед. ун-т, Екатеринбург, 2000, 2-е изд. 40с.
  77. Г. А. Педагогическая диагностика самосознания учащихся: Метод, рекомендации. /Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 2000.2-ое изд. 36 с.
  78. Н. М. Развивающие задачи по геометрии. 7 класс. М.: Школьная Пресса, 2004. — 80 с. («Библиотека журнала. «Математике в школе" — Вып. 28).
  79. . М. О творчестве в науке и технике. М.: Молодая гвардия, 1987. -192 с.
  80. . М. О великих переворотах в науке. М.: Педагогика, 1986. 109 с.
  81. М. В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игры и дискуссии (Анализ зарубежного опыта). Рига: НПЦ «Эксперимент», 1995. -176 с.
  82. Ю. Н., Сухобская Г. С. Индивидуальные различия в мыслительной деятельности взрослых учащихся. М.: Педагогика, 1971. — 111 с.
  83. Э. Бернард Больцано. М.: 1955.
  84. Ю. М., Луканин Г. JI. Основные понятия современного школьного курса математики. М.: Просвещение, 1974.- 382 с.
  85. Ю. М., Оганесян В. А. Учись решать задачи: Пособие для учащихся VII-VIII кл. М.: Просвещение, 1980. — 96 с.
  86. Комбинаторика и логика / Составитель А. А. Егоров — М.: Бюро Квантум. 2003. 128 с. — (прил. К журналу «Квант» № 1/2003)
  87. . А. Увлечь школьников математикой (Материалы для класс, и внеклас. занятий) М.: Просвещение, 1981. — 112 е., ил.
  88. Контрольные и проверочные работы по алгебре. 9 кл.: Методическое пособие / JI. И. Звавич, JI. Я. Шляпочник, Б. В. Козулин. — 2-е изд., стереотип. -М.: Дрофа, 2002. 96 с.
  89. Е. В. Педагогика взаимодействия в современном образовательном процессе: Дис. д-р пед. наук /Урал. гос. пед ун-т.- Екатеринбург, 2000. -337 с.
  90. В. В. Проблемы научного обоснования обучения. М.: Педагогика, 1977.-264 с.
  91. В. А. Психология математических способностей школьников.-М.: Просвещение, 1968. 432 с.
  92. В. И. Теоретические основы обучения решению школьных математических задач: Монография. М.: Прометей, 1995. — 166 с.
  93. И. Я., Тряпицина А. П. Раздвигая границы привычного. JI.: Лениз-дат, 1889.-109 с.
  94. Лезан. Развитие математической инициативы. — М.: 1908.
  95. Г. В. Собр. соч. в 4-х томах. М.: Мысль, 1984. — 734 с.
  96. Н. С. Возрастная одаренность школьников: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2001. -320 с.
  97. А. Н. Деятельность, сознание, личность. М.: Просвещение, 1975. -304 с.
  98. А. Н. Общее понятие деятельности. М.: Наука, 1977. -368 с.
  99. И. Я. Проблемное обучение. -М.: Педагогика, 1981. 64 с.
  100. И. Я. Развитие мышления учащихся в процессе обучения истории. М.: Просвещение, 1982.- 191 с.
  101. И. Я. Качества знаний и их источники // Новые исследования в педагогических науках. 1977. № 2. С. 16−21.
  102. И. Я. Критерий уровней познавательной самостоятельности учащихся // Новые исследования в педагогических науках. 1971. № 4. С.34−39.
  103. И. Я. Процесс обучения и его закономерности. М.: «Педагогика», 1980.- 174 с.
  104. Л. М. Тысяча проблемных задач по математике: Кн. для учащихся. М.: Просвещение, 1995. — 239 е.: ил.
  105. Лук А. Н. Мышление и творчество. М.: Политиздат, 1976. — 144 с.
  106. М. В., Александров Б. И. Задачи на составление уравнений: Учеб. руководство. М.: Наука, 1990. — 96 с.
  107. А. С. Процесс научного творчества: Философско-методологический анализ. М.: Наука, 1983. 207 с.
  108. С. И. Дидактические условия формирования познавательной самостоятельности студентов пединститута: Автореф. дисс. канд. пед. наук. Челябинск, 1987. 22с.
  109. А. М. Проблемная ситуация в мышлении и обучении. М.: Педагогика, 1972. 208 с.
  110. М. И. Современный урок: Вопросы теории. М.: Педагогика, 1981.- 192 с.
  111. Ю. Б. Математическое моделирование: структура, алгебра моделей, обучение построению математических моделей: Монография. -Екатеринбург: Уральское изд-во, 2004. 384 с.
  112. Н. А. Проблемы учения и умственного развития школьника. М.: Педагогика, 1989. 224 с.
  113. Н. А. Психологические проблемы активности личности в обучении И Народное образование, 1974. № 3. С. 124−127
  114. Н. А. Психология усвоения знаний в школе. М.: АПН РСФСР, 1959. 347 с.
  115. Методика преподавания математики в средней школе: Общая методика. Учеб. пособие для студентов физ.-мат. фак. пед. ин-тов /В. А. Оганесян, Ю. М. Колягин, Г. JI. Луканкин, В. Я. Саннинский. 2-е изд., перераб. и доп. -М.: Просвещение, 1980.- 368 с.
  116. Мотивация и личность /А. Маслоу. 3-е изд. — СПб.: Питер, 2003. — 352 с. -(Серия «Мастера психологии»).
  117. Н. В. Дидактика математики: Общая методика и ее проблемы. Учеб. пособие для вузов. 2-е изд., перераб. — Мн.: Изд-во БГУ, 1982.-256с.
  118. М. Искусственный разум. в кн.: Информация. М., 1968.
  119. Т. Н. Система творческих задач курса алгебры VI-VIII классов и методика ее использования: Автореф. дис. канд. пед. наук /АПН СССР. НИИ Содерж. и методов обучения. М.: 1989.-16 с.
  120. Нестандартные уроки математики (V-IX классы)/Автор-сост.дюмова. -М.: Школьная Пресса, 2004. 96 с. (Библиотека журнала «Математики в школе». Вып. 26).
  121. С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка.-М.: Азбуковник 1999. 944 с.
  122. П. И. Методы и методология психолого-педагогического исследования. СПб.: Питер, 2004. — 268 е.: ил. — (Серия «Краткий курс»).
  123. А. А. Как учит не уча. СПб: Питер Пресс, 1996. 448 с. — (Серия «Новое образование»).
  124. В. Б. Практическая психология для учителей. М.: Онега, 1994.-272 с.
  125. В. И. Дидактические условия оптимизации самостоятельной работы как метода обучения (на материале подготовительного отделения вуза): Автореф. дис. канд. пед. наук. Челябинск, 1988. -20 с.
  126. Оценка качества подготовки выпускников основной школы по математике / Г. В. Дорофеев, JI. В. Кузнецова, Г. М. Кузнецова и др. 2-е изд., стереотип. -М.: Дрофа, 2001.- 80 е.: ил.
  127. Д. А. Предметное действие и оперативный образ: Избранные психологические труды. -М.: Московский психолого-социальный институт- Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 1999. 521 с.
  128. Оценка качества подготовки выпускников основной школы по математике /Г. В. Дорофеев, JI. В. Кузнецова, Г. ЯЯМ. Кузнецова и др. 2-е изд., стереотип. — М.: Дрофа, 2001. — 80 е.: ил.
  129. Педагогический энциклопедический словарь /Гл. ред. Б. М. Бим-Бад- Редкол.: М. М. Безруких, В. А. Болотов, JI. С. Глебова и др. М.: Большая Российская энциклопедия, 2002. — 528 с.
  130. JI. С. Конфуций. «Лунь юй»: Исслед- пер. с кит., комент. Дж. Си. М.: Восточ. лит. 1998.-588 с.
  131. Я. И. Занимательная алгебра. М.: АО «СТОЛЕТИЕ», 1994, -208 с.
  132. Я. И. Занимательная арифметика. Загадки и диковинки в мире чисел. (Серия «Занимательная наука».)
  133. Э. А. Эвристическая деятельность основа для подготовки к безопасной жизнедеятельности // «ОБЖ. Основы безопасности жизни». № 4. Москва, 2002. С. 10−11.
  134. Э. А. Организация творческой эвристической деятельности учащихся на уроках математики // «Вопросы гуманитарных наук». № 3. Москва, 2003. С. 156−162.
  135. Н. С., Яценко JI. В. Философские аспекты научно-технического творчества. М.: Знание, 1987. — 63 с.
  136. П. И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении: Теоретико-экспериментальное исследование. М.: Педагогика, 1980. — 240 с.
  137. Платон. Собр. соч. в 4-х томах. М.: Мысль, 1993.- Т.2.- 528 с.
  138. Повышение эффективности обучения математике в школе: Кн. для учителя: Из опыта работы /Сост. Г. Д. Глейзер. — М.: Просвещение, 1989.-240с.
  139. Поисковые задачи по математике (4−5 классы): Пособие для учителей / Крысин А. Я., Руденко В. Н., Садкова В. И., Соколова А. В., Шепетов А. С., Колягин Ю. М. М.: Просвещение, 1979. — 95 с.
  140. В. Б., Рабинович Е. М., Якир М. С. Геометрия: Задачник к школьному курсу. М.: ACT — ПРЕСС: Магистр — S, 1998. — 256 с.
  141. Я. А. Психология творчества и педагогика. М.: Педагогика, 1976.-280 с.
  142. Я. А. Развитие психологической организации интеллектуальной деятельности // Принцип развития в психологии. М.: Наука, 1978. С.63−80.
  143. Д. Как решать задачу /Гл. ред. Ю. М. Леви. Львов: журн. «Квантор», 1991. — 225 с. — (Науч.-метод. журн. «Квантор» / Всесоюзн. ассоц. учителей математики- 1)
  144. Д. Математика и правдоподобные рассуждения. /Пер. с англ. И. А. Вайнштейна- Под. ред. С. А. Яновской. 2-е изд. — М.: Наука, 1975. — 463 с.
  145. Проблемы профессионально-педагогической подготовки учителей: Сб. науч. трудов. -М.: МГОПИ, 1992. 153 с.
  146. Программное-методические материалы: Математика. 5−11 кл.: Сборник нормативных документов / Сост. Г. М. Кузнецова. М.: Дрофа, 2000. — 320с.
  147. Психологический анализ решения задач / Л. Л. Гурова- Акад. пед. наук СССР, Науч. исслед. ин-т общей и пед. психологии. Воронеж: Изд-во Воронеж. ун-т, 1976 С НИИ общей и пед. психологии. — 327 с.: ил.
  148. Психологический словарь. М.: Педагогика, 1983.- 448 с.
  149. Психология. Словарь. М.: Политиздат, 1991.- 494 с.
  150. А. О науке. М.: Наука, 1990. — 735 с.
  151. В. Н. Эвристика наука и творческом мышлении. М., Политиздат, 1967. — 272 с.
  152. Разноуровневые дидактические материалы по алгебре. 9 класс / Миндюк М. Б., Миндюк Н. Г. М.: Издательский Дом «ГЕНЖЕР» 2001.- 112с.
  153. В. В. Методика преподавания алгебры в восьмилетней школе. -М.: Просвещение, 1967.-275 с. черт. (Пособие для учителей)
  154. Н. Н. Проблемное изложение математики в лекциях. Киев: Знание, 1982.-19 с.
  155. К. Клиент-центрированная психотерапия /Пер. с англ. Т. Рожковой, Ю. Овчинниковой, Г. Пимочкиной. М.: Апрель Пресс, Изд-во ЭКС-МО-Пресс, 2002. — 512 с. (Серия «Психологическая коллекция»)
  156. С. JI. Основы общей психологии: Учебное пособие для высших учебных заведений и институтов. М.: Учпедгиз, 1946. — 704 с.
  157. С. Л. Проблемы способностей и вопросы психологической теории // Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1973. С. 220−235.
  158. К. А. Возникновение и развитие математической науки: Кн. для учителя. -М.: Просвещение. 1987. 159 е.: ил.
  159. В. И. 25 000 уроков математики: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1993.-240 с.
  160. Г. И. Упражнения в обучении математике. М.: Просвещение, 1995. — 240 с. — (Б-ка учителя математики)
  161. Г. И. Обучение математическим доказательствам в школе: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 2000. — 173 с.
  162. Г. И. Методика обучения математике в средней школе: Учеб. пособие для студентов мат. спец. пед. вузов и ун-тов /Г. И. Саранцев. — М.: Просвещение, 2002. 224 с.
  163. Сборник заданий для проведения письменного экзамена по алгебре за курс основной школы. 9 класс/ Л. В. Кузнецова, Е. А. Бунимович, Б. П. Пи-гарев, С. Б. Суворова.-3-е изд. -М.: Дрофа, 1999. 144 е.: ил.
  164. Сборник задач по математике для поступающих в вузы: Учеб. пособие / В. К. Егерев, В. В. Зайцев, Б. А. Кордемский и др.- Под ред. М. И. Сканави. -6-е изд. М.: Издательский Дом ОНИКС: Альянс — В, 2000. — 608 е., ил.
  165. Сен-Симон А. Очерк науки о человеке. М.: 1923. — С. 114.
  166. М. Н. Обучение решению простых и составных арифметических задач. М.: Педагогика, 1963. 183 с.
  167. Словарь русского языка /Под ред. А. П. Евгеньевой. В 4 т. М.: Рус. яз. 1984. Т. 4.-794 с.
  168. Словарь-справочник по возрастной и педагогической психологии /По- редакцией Гамезо М. В. -М.: Педагогическое общество России, 2001.-128 с.
  169. Словарь-справочник по педагогике /Авт.-сост. В. А. Мижериков- По- общ. ред. П. И. Пидкасистого. М.: ТЦ Сфера, 2004. — 448 с.
  170. JI. В. Генезис феномена ситуации успеха в истории отечественной педагогики: Дис. канд. пед. наук /Урал. Гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 2001.-218 с.
  171. Современные проблемы методики преподавания математики: Сб. статей Учеб. пособие для студентов мат. и физ.-мат. спец. пед. ин-тов /Сост. Н. С Антонов, В. А. Гусев. М.: Просвещение, 1985. — 304 с.
  172. В. Н. Педагогическая эвристика: Введение в теорию и методик} эвристической деятельности: Уч. пособие для студентов высших учебны? заведений. М.: Аспект Пресс, 1995. — 255 с. ил.- (Программа: Обновление гуманит. образования в России).
  173. У. У. Прелюдия к математике. Пер. с англ. М.: Просвещение 1972.-192 с.
  174. Ю. П. Избранные статьи. М.: Бюро Квантум, 2004. — 128 с. (Прил. К журналу «Квант» № 1/2004)
  175. Н. Ф. Формирование познавательной деятельности у младшго школьников: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1988. -175 с.
  176. О. К. Психология мышления. Мое. гос. ун-т. М.: МГУ, 1984, -272 с.
  177. Д. Сочетание репродуктивной и продуктивной деятельности учащихся на уроках алгебры в 7−9 классах: Автореф. дис. канд. пед. наук /АПН СССР. НИИ Содерж. и методов обучения. М.: 1989.-15 с.
  178. Н. Н., Усова А. В. Методика обучения учащихся умению решать задачи. ЧГПИ. Челябинск, 1981. 87 с.
  179. Тысяча и одна задача по математике: Кн. для учащихся 5−7 кл./ А. В. Спивак. М.: Просвещение, 2002. — 207 е.: ил.
  180. А. Ю. Кооперация в обучении: групповая работа: Учебно-методическое пособие. -М.: МИРОС, 2001 224 с.
  181. А. В. Исследование объема домашних заданий и совершенствование самостоятельной работы учащихся // Новые исследования в педагогических науках. М.: АПН СССР, 1981. С. 36−39.
  182. Философский словарь / Под ред. И. Т. Фролова. 5-е изд. М.: Политиздат, 1986.- 590с.
  183. Философская энциклопедия /Под ред. Ф. В. Константинова. В 5 т. М.: Сов. энциклопедия, 1970. 740 с.
  184. JI. М. Логико-психологический анализ школьных учебных за-дач.М.: Педагогика, 1977.-208с.
  185. Л. М. Педагогический опыт глазами психолога. М.: Просвещение, 1987.-224 с.
  186. Л. М. Теоретические основы методики обучения математике: Пособие для учителей, методистов и пед. высш. учеб. заведений /Акад. пед. и социал. наук. М.: Моск. психолого-социал. ин-т: Флинта, 1998.-224 с.
  187. Л. М., Турецкий Е. Н. Как научиться решать задачи: Кн. для учащихся ст. кл. сред, шк.-3-е изд., дораб. М.: Просвещение, 1989.-192 с.
  188. К. Я. Применение граф-схем при решении геометрических задач как средство развития творческой деятельности учащихся: Дис. канд. пед. наук /Стерлитамак. гос. пед. ин-т. — Стерлитамак, 2001. 150 с.
  189. Хан О. Н. Технология встречных усилий учителя и ученика как условие гуманизации образовательного процесса: Дис. канд. пед. наук /Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 2000. — 151 с.
  190. М. А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования. — 2-е изд., перераб. и доп. СПб.: Питер. 2002. 272 е.: ил. — (Серия «Мастера психологии»).
  191. А. В. Развитие одаренности школьников: Методика продуктивного обучения: Пособие для учителя. М.: Гуманит. изд. центр BJIA-ДОС, 2000. — 320 с. — (Педагогическая мастерская)
  192. М. И. Математика: (лекции, задачи, решения): Учебное пособие/ В. Г. Болтянский и др. Минск: Попурри, 1996. 640 с. ил.
  193. Т. И. Активизация обучения школьников. М.: Педагогика, 1982.-209 с.
  194. Шохор Троцкий С. И. Геометрия на задачах. — М.: 1908.
  195. Н. Б. Обучение и развитие одаренных детей. — М.: Изд-во Моск. психол-соц. ин-та- Воронеж. Изд-во НПО «МОДЭК», 2004.-336 с.
  196. А.Т. Проблемы теории творчества. М.: Высш. шк., 1989.-143 с.
  197. Г. И. Проблема познавательного интереса в педагогике. — М.: Педагогика, 1971. 352 с.
  198. . Д. Психология развития: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2001. 144 с.
  199. Д. Б. Избранные психологические труды / Под ред. В. В. Давыдова М.: Педагогика, 1989. 554 с.
  200. П. К. Теория творчества. СПб., 1910. 98 с.
  201. П. М., Эрдниев Б. П. Укрупнение дидактических единиц в обучении математике: Кн. для учителя. -М.: Просвещение, 1986. 255 с.
  202. О. П. От задачи к задаче по аналогии /Развитие математического мышления/ Под. ред. П. М. Эрдниева. — М.: АО «СТОЛЕТИЕ», 1998. -288 с.
  203. А. Ф. Психология решения задач. М.: Высш. шк., 1972. 216 с.
  204. А. Ф. Проблемы решения задач в науке и технике. ЛГУ. JL, 1979 -200 с.
  205. И. С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе /М.: Сентябрь, 1996. 96 с.
  206. И. С. Основные принципы развивающего обучения // Среднее специальное образование. 1976. № 1. С. 50−52.
  207. И. С. Проблемы обучения и развития в трудах Н. А. Менчин-ской // Вопросы психологии. № 3. 1995. С. 79−90.
  208. И. С. Развивающее обучение. М.: Педагогика, 1987. 97 с.152
Заполнить форму текущей работой