Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Педагогические особенности формирования готовности будущего учителя к тестированию в учебном процессе

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В зависимости от целей подготовки будущих учителей к применению технологии тестирования в педагогическом процессе, целесообразно применять дифференцированное оценивание результатов тестирования с использованием поливариантных тестовых заданий (с применением и без применения формулы коррекции на угадывание правильного ответа). В случае, когда тестируемые сами определяют число правильных ответов… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Педагогические основы теории организации педагогического тестирования
    • 1. 1. Проблемы тестирования в зарубежной и отечественной педагогике
    • 1. 2. Педагогические тесты, их содержание, структура, формы и виды
    • 1. 3. Психолого-педагогические основы деятельности учителя и учащихся в условиях тестирования как целостного явления педагогической действительности
  • Выводы по первой главе
  • Глава 2. Экспериментальное исследование технологии педагогического тестирования в учебном процессе
    • 2. 1. Методика подготовки будущих учителей к тестированию в учебном процессе
    • 2. 2. Тестовая технология в повышении профессиональной компетентности будущих учителей
    • 2. 3. Методика организации и результаты констатирующего педагогического эксперимента
  • Выводы по второй главе

Педагогические особенности формирования готовности будущего учителя к тестированию в учебном процессе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования.

В связи с социально-экономическими изменениями, с развёртыванием процесса глобализации, внедрения рыночной экономики возникает объективная необходимость в реформировании отечественной системы образования и её интеграции в мировую образовательную практику.

Модернизация сферы образования в Республике Таджикистан настоятельно диктует изучение, обобщение и творческое применение передового мирового опыта организации учебно-воспитательного процесса. В связи с переходом в кредитную систему образования в Таджикистане инновационная техника и технология организации системы учебно-воспитательного процесса создают необходимые дидактические условия для достижения намеченных целей и задач в области обучения, воспитания и всестороннего развития подрастающего поколения.

Эффективным и рациональным способом диагностики и мониторинга уровня обучения, воспитания и развития школьников и студентов является тестирование, которое на современном этапе представляется одним из самых перспективных методов, развивающимся на стыке педагогики, теории измерений, математического моделирования, математической статистики и автоматизации.

Современное состояние педагогического контроля и оценки знаний учащихся в образовательной системе Республики Таджикистан представляет собой контрастное соединение старого, традиционного с новым, субъективного с объективным, устного опроса по пятибалльной системе оценок с попытками внедрения инновационных контролирующих технологий.

Для неуклонного, поступательного развития сферы образования, а также повышения чувства ответственности работников этой области необходимы перестройка организационно-экономических методов в данной сфере, переход на поголовное финансирование, эффективное использование бюджетных и внебюджетных средств, обновление структуры и содержания всеобщего образования и его соответствие международным стандартам и нормам.

Тестовый метод оценки знаний обучающихся мы считаем одним из самых перспективных в силу того, что он представляет собой быстро развивающееся направление, активное внедрение и развитие которого внесёт существенный вклад в процесс реформирования отечественной системы образования и обеспечит её интеграцию в мировую образовательную практику. Этими положениями и обстоятельствами обуславливается актуальность нашего диссертационного исследования.

Тесты способствуют решению учебных задач по овладению программными знаниями, умениями и навыками. Рациональное использование на уроке тестов требует от учителя перехода от привычной роли наставника, оценщика и контролёра к позиции наблюдательного помощника, который меньше резонёрствует и менторствует, а больше помогает детям учиться самостоятельно, работать с новой информацией, размышлять, сравнивать, фиксировать и анализировать индивидуальную траекторию освоения знаний каждым ребёнком. Тестовая технология как приро-досообразная и сберегающая здоровье технология контроля за качеством учебных достижений студентов снижает уровень психологической тревожности, неуверенности, стрессовое состояние.

Систематическое выполнение тестов формирует у учащихся навыки критического (самостоятельного, конструктивного, творческого) мышления: умение самостоятельно анализировать учебный (тестовый) вопрос, оценивать предлагаемые варианты ответов, делать выбор правильного ответа.

Актуальность проблемы исследования на социально-педагогическом уровне определяется противоречием между потребностью государства и общества в непрерьюном получении объективных данных о качестве образо-вания и отсутствием единых, научно обоснованных критериев измерения показателей качества.

Существуют определённые несоответствия между требованиями высокого качества, конкурентоспособности образования и, с другой стороны, низким уровнем разработанности объективных средств педагогической диагностики и мониторинга достижений обучающихсямежду всё возрастающей потребностью в подготовке компетентных, высококвалифицированных специалистов и несовершенством существующих традиционных методик оценки уровня их компетентности.

Противоречия между общественной потребностью в повышении уровня объективности педагогического контроля над образованностью обучающихся и возможностями традиционных способов установления обратной связи в обучении и воспитании, где всё ещё велика доля субъективизма и негативного влияния стереотипов, способно разрешить тестирование. Под тестированием мы понимаем совокупность методических и организационных мероприятий, обеспечивающих разработку независимых и объективных средств оценки качества образования и теоретических знаний, подготовку и проведение на его основе стандартизованной процедуры измерения и оценки уровня развития индивидуальных способностей и образованности испытуемыхполученные при этом результаты, соответственно, подвергаются необходимой обработке и анализу.

В настоящее время возникает противоречие между практикой тестирования в рамках вступительных экзаменов и несоответствием её научным критериям тестологии, что выражается в несоблюдении принципа возрастающей трудности (восходящей градации степени сложности) заданий теста, в некорректности некоторых заданий и явных подсказках, содержащихся в отдельных заданиях. Всё это приводит к тому, что к тестированию сохраняется неоднозначное отношение в обществе: от признания данной технологии чуть ли не единственно объективным инструментом оценки способностей или знаний до её отрицания и даже до так называемой тестофобии.

На научно-теоретическом уровне актуальность проблемы и темы исследования определяется несоответствием между объёмом накопленных за последние десятилетия в мировой педагогической практике тестоло-гических знаний и степенью их научно-теоретического осмысления, научной проработанности их в отечественном образовании.

Очевидно, что весь мировой педагогический опыт тестологии может быть осмыслен с учётом всех составляющих генезиса тестирования. Актуализирует данную проблему и современный этап в развитии тестологии, вступившей в фазу трансформации. На этом этапе очень важное значение приобретает компьютерное тестирование, которое также требует теоретического осмысления и соответствующей научной проработки, в том числе и создания единых научно обоснованных требований для этой формы тестирования.

На актуальность настоящего исследования также оказывает влияние противоречие между потребностью в создании единой научно-обоснованной теории тестов и отсутствием общепринятой позиции среди российских учёных во взглядах на многие вопросы тестологии (валидизация и надёжность тестов, способы подсчёта результатов тестирования, формы тестовых заданий, объёмная длина тестов и др.).

На научно-методическом уровне актуальность проблемы и темы исследования определяется противоречиями в деятельности каждого отдельно взятого педагога, который призван, с одной стороны, максимально объективно оценивать знания обучающих, а с другой стороны, обеспечить личностно-ориентированный и индивидуальный подходы в образовании и обучении. Можно с уверенностью утверждать, что значение тестов в образовательном процессе будет неуклонно возрастать. Успешное освоение участниками образовательного процесса современных тестовых технологий формирует в обществе тестовую культуру, а в перспективе выводит тестирование на уровень постановки и решения тех задач, которые связаны с модернизационными образовательными процессами современной России и которые рано или поздно привьются и у нас в Таджикистане.

Развитие тестирования в образовании вызывает (и не только среди тестологов) закономерный интерес к генезису тестирования, под которым мы понимаем возникновение предпосылок, становление и формирование многообразных систем экзаменационно-контролирующих испытаний, вплоть до появления научно обоснованной стандартизованной процедуры измерения уровня способностей и образованности индивида, их развитие, становление и последующую трансформацию.

Степень разработанности проблемы.

Анализ психолого-педагогической литературы показывает, что проблема научно и методически обоснованной профессионально-педагогической подготовки будущих учителей к тестированию учебно-воспитательного процесса относится к числу малоисследованных научных проблем.

Тестирование как научно-педагогическая проблема издавна привлекало внимание исследователей. Наиболее глубоко изучен генезис тестирования за рубежом (Р.Н. Дюбуа, Г. Ченси и Д. Доббин, А. Анастази, Г. А. Миллер). Р. Н. Дюбуа, к примеру, за точку отсчёта генезиса тестирования берёт 2200 лет. до н.э., когда в древнем Китае была создана система экзаменационных испытаний для чиновников.

Г. Ченси и Д. Доббин рассматривают связь тестирования и образования в древнегреческих государствах, оговариваясь при этом, что тесты в истории развития человечества и цивилизации играли значительно более важную роль, чем нам об этом известно. А. Анастази и Г. А. Миллер ограничиваются фрагментарным рассмотрением тестирования в XIX—XX вв.

Научные основы создания тестовых технологий-ггредмет исследований ряда отечественных ученых: B.C. Аванесова, В. П. Беспалько, А. Н. Майорова, Е. А. Михайлычева, Ю. М. Неймана, А. О. Татура, В. А. Хлебникова, М. Б. Челышковой и др., а также зарубежных ученых: А. Бирнбаума, К. Ингенкампа, Г. Раша и других.

Многие исследователи отмечают, что объективность традиционных форм контроля подвержена немалой зависимости от множества внешних факторов, в силу чего их погрешность измерения иногда велика, а надежность измерения достаточно мала. Поэтому, тесты являются более перспективной формой педагогического контроля качества подготовки обучающихся, объективность которых зависит от правильной последовательности выполнения всех этапов технологии их конструирования и реализации.

Менее разработана эта проблема в странах СНГ, отталкивающихся от степени разработанности искомой проблемы в бывшем СССР. Лишь фрагментарные сведения о развитии тестирования в образовании чаще всего можно встретить в научных работах, главным образом, в XIX—XX вв. (И.А. Цатурова, B.C. Аванесов, А. Н. Майоров, H.A. Даниличева).

В Республике Таджикистан различным аспектам формирования готовности будущих учителей к управлению целостным педагогическим процессом посвящены исследования таких известных учёных, как: М. Лутфуллоев, И. Х. Каримова, Ф. Шарифзода, Ш. А. Шаропов, Исломов O.A., С. Шербоев, Х. Рахимзода и другие.

Анализ научной литературы позволяет сделать вывод о том, что теоретические основы и педагогические особенности тестирования относятся к числу малоисследованных научно-педагогических проблем.

В отечественной педагогической науке до настоящего времени не существует ни единой сложившейся теории тестов, ни единых методологических подходов к решению как теоретических, так и практических проблем тестирования. В учебниках по педагогике, истории педагогики о генезисе тестирования написано либо крайне мало, либо вообще ничего не написано. Всё это позволяет обозначить в педагогической теории и практике следующие противоречия: -между потребностью в объективном оценивании качества подготовки обучающихся и отсутствием соответствующего валидного и надёжного педагогического инструментария;

— между необходимостью введения в практику образовательных учреждений тестов, характеризующихся максимально низкой вероятностью случайного выбора правильного ответа, обладающих большей эффективностью, объективностью, диагностирующими возможностями и недостаточной разработанностью технологии их создания и оценки.

В контексте изложенного проблема нашего исследования может быть сформулирована следующим образом: как повысить эффективность и объективность формирования готовности будущего учителя к тестированию учебного процесса?

На основе анализа проблемы сформулирована тема исследования: «Педагогические особенности формирования готовности будущего учителя к тестированию учебного процесса».

Цель исследования: теоретически обосновать и разработать технологию формирования готовности будущего учителя к тестированию учебного процесса и опытно-экспериментальным путём проверить эффективность её реализации.

Объектом исследования является процесс подготовки будущих учителей в педагогическом вузе.

Предметом исследования является подготовка будущих учителей к тести-рованию учебного процесса в педагогическом вузе.

Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что процесс профессионально-педагогической подготовки будущих учителей к тестированию учебного процесса будет эффективным, если:

— внедрить в учебный процесс новую систему тестовой технологии и формировать тестовую культуру в условиях вузов Республики Таджикистан, где требуется глубокое и всестороннее изучение, обобщение и творческое применение мирового передового педагогического опыта тестирования;

— разработать методику проведения тестирования учебного процесса с учётом социально-педагогических особенностей образовательной системы страны: национальных, возрастных, культурных, ментальных и других особенностей педагогических субъектов;

— разработать учебных тестов, которые предполагают учёт особенностей государственных стандартов, учебных планов, учебных программ, учебников и других учебных пособий, функционирующих в данной образовательной системе;

— подготовить будущих учителей к тестированию учебного процесса, где требуется систематизация соответствующих теоретических сведений в области тестирования и вычленения основополагающих практических умений, необходимых для разработки и применения учебных тестов по различным учебным дисциплинам;

— провести семинары с предоставлением материалов в области теоретических знаний по тестированию будущим учителям, с последующим требованием активного научно-педагогического поиска путей и способов их передачи;

— организовать и провести педагогическую практику, которая может выступить как завершающее звено процесса готовности будущих учителей к тестированию учебного процесса, если будущие учителя в процессе педагогической практики ознакомятся с передовым опытом разработки и применения тестирования учебного процесса, а также сами сознательно и активно включатся в процесс разработки и применения тестов. Задачи исследования:

— теоретически обосновать необходимость формирования и раскрытия сущности понятия «готовность будущего учителя к тестированию учебного процесса в педагогическом вузе»;

— выявить критерии, показатели и уровни формирования готовности будущего учителя к тестированию в учебном процессе в педагогическом вузах;

— определить организационно-педагогические условия учебного процесса университета по формированию готовности будущего учителя к тестированию в учебном процессе в вузе;

— разработать методику формирования готовности будущего учителя к применению технологии тестирования учебного процесса в педагогическом вузе и проверить её эффективность в конкретной опытно-экспериментальной работе;

— провести анализ особенностей появления, развития и становления научного метода тестов, выявить закономерности его появления и этапы становления, развития, совершенствования и превращения тестового метода в важный инструмент психолого-педагогических измерении и педагогического мониторинга, определить их потенциал в обучении и контроле, а также границы их возможного применения в образовании- -провести сравнительный анализ результатов диагностики качества подготовки студентов вузов на основе различных видов тестовых заданий- -разработать комплект тестов, включающих мультивариантные тестовые задания для оценивания качества подготовки студентов вузов.

Методологическую основу исследования составляют принципы генезиса применительно к педагогическим исследованиям, сформулированные С. А. Днепровым, а также общенаучные подходы к методологии психолого-педагогических исследований (A.C. Белкин, В. П. Беспалько, В. И. Загвязинский, Б.С. Гершунский). 26, с36] [49,34] Методологическую основу составляют также: диалектическая теория познания, принципы детерминизма, деятельностного подхода, единства теории и практики, интеграции и дифференциации научных знаний и научных теорий (В.И. Вернадский, JI.C. Выготский, Р. Декарт, В. Н. Дружинин, Т. Кун).

В представленной диссертации методология историко-педагоги-ческого исследования тесно связана с историко-психологическими, историко-философскими и общеисторическими изысканиями и опирается на известные философские положения о переходе количественных изменений в качественные и о единстве трёх измерений временипрошлого, настоящего и будущего (Э.Д. Днепров, П. Ф. Каптерев, М. В. Соколов, М. В. Кларин, A.A. Петровский, Ф.А. Фрадкин), а также на категории «историческое» и «логическое» (В.В. Королёв, М.М. Розенталь) применительно к исследованию феномена тестирования.

Теоретическую основу исследования составляют научные идеи о: цивилизационном подходе к изучению историко-педагогического процесса (Г.Б. Корнетов, М. В. Богуславский, Б.М. Бим-Бад, П.Ф. Каптерев), педагогическом мониторинге (A.C. Белкин В. Г. Горб, В.Д. Жаворонков), принципах классической модели образования (Я.А. Коменский, И. Г. Песталоцци, К.Д. Ушинский), тестовом контроле знаний и способностей (B.C. Аванесов, А. Анастази, Н. Ф. Ефремова, А. Н. Майоров, Е. А. Михайлычев, М. Б. Челышкова, Ф. Гальтон, Дж. Кеттел, A.M. Мандрыка, П. П. Блонский, Э Торндайк, К. Ингенкамп), принципах психолого-педагогических исследований (В.П. Беспалько, В. И. Загвязинский, Б.С. Гершунский), развивающем обучении (JI.B. Занков, Д. Б. Эльконин, В.В. Давыдов), гуманистических принципах построения обучающего процесса (Я.А. Коменский, Дж. Локк, К. Д. Ушинский, П.Ф. Каптерев), педагогике как двигателе гуманитарной эволюции (Ю.К. Бабанский, Б.С. Гершун-ский).

Для решения поставленных задач применялись следующие методы исследования:

— теоретический анализ и синтез при изучении литературных источников, обосновании и разработке технологии оценивания качества подготовки обучаемых;

— теоретические методы (классификация, аналогия и системный анализ) — эмпирические методы (анкетирование, наблюдение, тестирование) — метод групповых экспертных оценок;

— статистические методы обработки результатов педагогического эксперимента.

Источниковой базой исследования являются: Закон Республики Таджикистан «Об образовании» (2004 г.), «Концепция национального таджикского обучения в Республике Таджикистан» (2003г.), «Государственный стандарт образования Республики Таджикистан» (1996 г.) Закон РТ «О высшем и последипломном образовании» (2001 г.), труды учёных философов, педагогов, психологов, методистов в области формирования готовности будущих учителей.

В сопоставлении все обозначенные источники позволяют систематизировать материалы, относящиеся к проблемам тестологии, и составить объёмную картину генезиса тестирования в истории отечественного образования в сопоставлении с мировым опытом.

Основные этапы исследования: Первый этап (2006;2007 гг.) — поисково-диагностический, заключавшийся в изучении научной литературы по тестологии, выдвижении идеи сплошного тестирования материалов учебника, создании и публикации обучающих тестов к школьным учебникам.

Второй этап (2008;2009 гг.) — поисково-аналитический. Он состоял в выявлении малоизученных тестологических проблем, расширении практики применения тестов как для обучения, так и для контроля (в том числе созданных и другими авторами).

Третий этап (2010;2011 гг.) — завершающий. Подготовка и издание монографии, завершение работы над диссертацией.

Опытно-экспериментальной базой исследования явились кафедра общей педагогики Худжандского государственного университета имени Б. Гафурова, гимназия имени И. В. Гёте, общеобразовательная школа № 4 г. Худжанда, гимназии № 1, № 2 г. Исфары, общеобразовательная школа № 44 Б. Гафуровского района Согдийской области.

Научная новизна исследования заключается в следующем: -разработана педагогическая технология подготовки будущих учителей к системному тестированию (стартовое, промежуточное, итоговое тестирование) знаний учащихся по ходу педагогического процесса- -предложены дополнительные параметры для подготовки будущих учителей к тестированию в педагогическом процессе;

— выявлены факторы, определяющие преимущества подготовки будущих учителей к тестированию знаний в педагогическом процессе- -разработано теоретическое и методическое обоснование готовности будущего учителя к тестированию в учебном процессе в педагогических вузах;

— конкретизирована аналитическая зависимость между уровнем готовности учителя к тестированию учебного процесса в педагогических вузах и качеством его работы за счёт сопоставительного анализа полученных результатов в контрольных и экспериментальных группах- -разработана система подготовки будущих учителей к тестированию в педагогическом процессе;

— усовершенствована методика подготовки будущего учителя к тестированию учебного процесса в педагогических вузах за счёт дополнительного учёта организационно-педагогических условий- -разработана система критериев, показателей и уровней готовности учителей к тестированию учебного процесса в педагогических вузах за счёт привлечения более презентабельного материала.

Теоретическая значимость исследования-обоснована эффективность подготовки будущих учителей к тестированию в педагогическом процессе- -определены критерии повышения объективности подготовки будущих учителей к тестированию в педагогическом процессе- -выявлена необходимость дифференцированной подготовки будущих учителей к тестированию в педагогическом процессе- -разработана система оценок мотивационного, содержательного и профессионального компонентов готовности учителя к тестированию в педагогическом процессе;

— усовершенствована методика подготовки будущего учителя к тестированию в педагогическом процессе за счёт дополнительного учёта организационно-педагогических условий;

— разработана система критериев, показателей и уровней готовности учителей к тестированию в педагогическом процессе.

Практическая значимость исследования заключается в следующем:

— создана педагогическая технология подготовки будущих учителей к тестированию в педагогическом процессе, которая применяется в учебном процессе ряда образовательных учреждений Республики Таджикистан- -разработана и обоснована методика подготовки будущих учителей к тестированию в педагогическом процессе;

— подготовлены учебно-методическое пособие «Применение технологии тестирования в педагогическом процессе» и дидактические материалы для реализации предложенной технологии в различных типах образовательных учреждений, в том числе комплект педагогических тестов, включающий многовариантные тестовые задания различной формы.

Результаты исследования нашли отражение в ряде опубликованных научных статей, материалах конференций и методических разработках.

Основные положения диссертации, выносимые на защиту:

1 .Педагогическая технология подготовки будущих учителей к тестированию знаний в ходе учебного процесса в педагогических вузах должна разрабатываться методом групповых экспертных оценок на базе модели, включающей блокиа) целеполагание (определение целей диагностики, нормативных требований, учёт категории обучаемых) — б) формирующий (создание банка тестовых заданий и их экспертиза) — в) контрольно-оценочный (оценка качества подготовки и определение рейтинга обучающихся).

2.Модель готовности, охватывающая в совокупности мотивационные, содержательные и процессуальные компоненты, критерии, показатели, возможные уровни сформированности;

3.Зависимость между уровнем готовности учителя к использованию тестирования в педагогической деятельности и качеством его работы, где показателем выбран уровень развития личности учащегося;

4.Методика формирования исследуемой готовности учителя к использованию тестирования с ориентацией на объект деятельности учителя;

5.Совокупность организационно-педагогических условий, способствующих эффективному формированию исследуемой готовности будущего учителя к использованию тестирования;

6.Перспективы подготовки будущих учителей к тестированию знаний в ходе учебного процесса в педагогическом вузе видятся в использовании компьютерных технологий и создании на их основе более тонких и точных педагогических измерителей учебных знаний. Тесты могут найти применение в дистанционном обучении, где их технологичность сможет обеспечить объективизацию контроля знаний обучающих через Интернет и обучающие тесты.

Достоверность и обоснованность полученных результатов обусловливается непротиворечивыми исходными методологическими позициями, комплексным подходом к оцениванию качества подготовленности обучающихся, совокупностью методов теоретического и эмпирического исследования, их адекватностью цели и задачам диссертации, разносторонним качественным и количественным анализом собранного фактологического (эмпирического) материала, многолетней апробацией выдвигаемых идей в образовательных учреждениях различных типов.

Апробация и внедрение результатов диссертационного исследования. Результаты диссертационного исследования докладывались и обсуждались на заседаниях кафедры общей педагогики Худжандского государственного университета имени академика Б. Гафурова, научно-практических конференциях аспирантов и молодых исследователей, на ежегодных научно-теоретических конференциях (20 062 013). Выводы и обобщения результатов нашли отражение в научных статьях, опубликованных в специализированных журналах, сборниках научно-практических конференций.

Структура и объём диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемых источников. Общий объём текста 180 страниц. Работа иллюстрирована рисунками, диаграммами, графиками, таблицами, формулами. Список используемой литературы включает 200 наименований.

ВЫВОДЫ:

1. Проблема подготовки будущих учителей к тестированию, включённому в педагогический процесс в качестве важного механизма контроля знаний и умений учащихся, является актуальной и основополагающей в педагогической диагностике. Для её решения необходимо создание эффективной тестовой технологии, включающей поливариантные тестовые задания, позволяющей уменьшить вероятность угадывания правильного ответа, одновременно диагностировать несколько видов знаний, сократить число заданий в тесте при сохранении того же объёма контролируемых знаний.

2. Эмпирическая проверка разработанной методики поэтапной подготовки будущих учителей к тестированию в ходе педагогического процесса показала, что применять традиционную методику обработки данных тестирования (когда неполные ответы тестируемых приравниваются к неправильным) некорректно и необъективно.

3. Для подготовки будущих учителей к использованию технологии тестирования знаний учащихся в ходе педагогического процесса необходимо использовать систему параметров: уровня знания и уровня трудности задания, коэффициент полноты ответа (определяемые с учётом неполноты ответа), значения которых позволяют повысить объективность оценивания качества подготовки студентов вузов, определить их рейтинг и дифференцировать их по уровню подготовки.

4. В зависимости от целей подготовки будущих учителей к применению технологии тестирования в педагогическом процессе, целесообразно применять дифференцированное оценивание результатов тестирования с использованием поливариантных тестовых заданий (с применением и без применения формулы коррекции на угадывание правильного ответа). В случае, когда тестируемые сами определяют число правильных ответов (т.е. возможна ситуация неполного ответа и угадывания правильного ответа) необходима формула коррекции на угадывание правильного ответа, предложенная в работе. При предъявлении к тестируемому требования полного правильного ответа, коррекция на угадывание не нужна из-за низкой вероятности данного события.

5. Сравнение различий результатов исследования, полученных с помощью классического теста (контрольная группа) и теста многовариантного (экспериментальная группа) показало увеличение разрешающей способности поливариантного теста, что позволяет более корректно определить рейтинг студентов и дифференцировать их по уровню подготовки.

6. Результаты анкетирования студентов и экспертов-преподавателей показывают, что методика поэтапной подготовки будущих учителей к тестированию обладает важными для контроля знаний характеристиками, позволяющими оценивать качество подготовки студентов, повышающими объективность контроля.

На основании сделанных выводов можно сформулировать следующие рекомендации:

— для обеспечения оптимальных условий и результатов формирования готовности к тестированию знаний учащихся в ходе педагогического процесса необходима ориентация учебно-воспитательного процесса на объект деятельности;

— необходима целенаправленная, последовательная и непрерывная работа, охватывающая весь период обучения студентов в педагогическом вузе- -разработанный специальный курс «Педагогическая деятельность учителя в условиях тестирования знаний учащихся в ходе педагогического процесса» может быть использован для совершенствования профессиональной подготовки учителя во всех типах профессионально-педагогических учебных заведений.

Наше исследование не претендует на однозначное решение проблемы подготовки учителя к компьютеризации педагогического процесса и рассматривается нами как один из возможных вариантов решения проблемы формирования готовности будущих учителей к тестированию как части их педагогической деятельности.

Заключение

.

Независимость Республики Таджикистан и обращение к новым отношениям рыночной экономики создали благоприятную основу не только для экономического развития, но и способствовали эволюции и реформе сферы образования. На основе этого в сфере образования республики произошёл ряд существенных перемен, расширилась и укрепилась материально-техническая база учебных заведений, созданы условия для развития сферы образования.

Расширение реальных возможностей вызвало необходимость обновления структуры и содержания образования, что непременно должно способствовать воспитанию конкурентоспособных кадров на рынке труда, квалифицированных, культурных, самостоятельных, творческих, инициативных и обладающих необходимыми для своего времени навыками и умениями специалистов, а также решению ряда значимых социальных задач. В этой обстановке именно новая система всеобщего среднего образования должна стать основным фактором для достижения поставленных целей. Данная система неразрывно связана с современными.

156 науками. Она должна стать мощной движущей силой в стране, способствующей высокому качеству обучения и обеспечивающей здоровую конкуренцию среди учащихся.

Одной из мер приближения системы образования в республике Таджикистан к мировому уровню является переход на новое всеобщее среднее образование (12-летнее образование), необходимость которого подчёркивалась ещё в 1997 году в Договоре о сотрудничестве по организации единого образовательного пространства для стран СНГ, в Положении Совета по сотрудничеству в сфере образования стран СНГ, в единой Концепции образования стран СНГ и приветствии Президента Республики Таджикистан Эмомали Рахмона к Мадж лиси Оли Таджикистана от 15 апреля 2009 г, а также переход в новую кредитную систему.

Как показал анализ отечественной и зарубежной научно-методической литературы, проведенный в первой главе диссертации, использование возможностей тестового контроля знаний обучающихся в настоящее время ограничено, в частности, из-за неразработанности технологии конструирования и обработки тестов, состоящих из различных по форме заданий, включая многовариантные тестовые задания. Многовариантные тестовые задания имеют ряд преимуществ: они уменьшают вероятность случайного выбора всех правильных ответов, позволяют сократить число тестовых заданий при диагностике того же объёма контролируемых знаний, проводить диагностику одновременно нескольких видов знаний.

Разработанная методика поэтапной подготовки будущих учителей к тестированию в ходе педагогического процесса стала основой технологии оценивания качества подготовки студентов.

При разработке методики поэтапной подготовки будущих учителей к тестированию знаний учащихся реализованы важные принципы организации педагогических измерений:

— принцип связи педагогических измерений с целями образования и обучения;

— принцип объективности измерений, обеспеченный учётом особенностей различных форм тестовых заданий, составляющих ПТМ, и индивидуальных характеристик обучающихся, полученных с их использованием;

— принцип справедливости и гласности измерений;

— принцип научности и эффективности, обеспечиваемый проверкой содержания и правильности формы тестов, выполняемой независимыми экспертными группами педагогов по учебным дисциплинам;

— принцип систематичности, относящийся к организации учебного тестирования, осуществляемого для улучшения знаний по результатам самопроверки — самой гуманной формы контроля. Самопроверке планомерно подвергаются знания каждого учебного модуля, раздела, каждой темы. Тем самым систематически формируется рефлексия относительно изученного и недоученного материала;

— принцип всесторонности, заключающийся в репрезентативном представлении содержания учебного курса в содержании теста, что достигается применением тезаурусного подхода при отборе тестового материала;

— принцип гуманности и этичности педагогических измерений, состоящий в том, что исключается нанесение какого-либо вреда развитию личности. Методика поэтапной подготовки будущих учителей к тестированию в ходе педагогического процесса нацелена на учет индивидуальных особенностей ответов тестируемых и выставления справедливой отметки.

Анализ опытной работы, полученные теоретические и экспериментальные данные подтверждают выдвинутую гипотезу исследования и позволяют сделать следующее:

Показать весь текст

Список литературы

  1. , B.C. Композиция тестовых заданий / B.C. Аванесов. — М.: АДЕПТ, 2002. — 240 с.
  2. , B.C. Исследование проблем качества подготовки специалистов центра, М.: 1994.-135 с.
  3. , B.C. Композиция тестовых заданий / B.C. Аванесов. М.: АДЕПТ, 2002. — 240 с.
  4. , B.C. Методологические и теоретические основы тестового педагогического контроля: автореф. дис. д-ра пед. наук / B.C. Аванесов. -СПб.: Изд-во СПб гос. ун-та, 1994. 32 с.
  5. , B.C. Научные проблемы тестового контроля знаний: монография/С. Аванесов. М.: Исследование проблем качества подготовки специалистов центра, 1994.-135 с.
  6. , B.C. Научные проблемы тестового контроля знаний /B.C. Аванесов М.: Исследовательский центр. 1994. 112 с.
  7. , B.C. Тесты: теория и методика их разработки / B.C. Аванесов // Управление школой. 1999. № 29. с.8−14
  8. , B.C. Определение, предмет и основные функции педагогической диагностики / B.C. Аванесов II Педагогическая диагностика. 2002. с. 41- 43.
  9. , B.C. Основы научной организации педагогического контроля в высшей школе / В. С. Аванесов. М.: МИСиС, 1989. — 167 с.
  10. , B.C. Методические вопросы оценки знаний студентов высшей школы / B.C. Аванесов, Б. В. Володин. М.: Наука, 1978. 208 с.
  11. , B.C. Тесты в социологическом исследовании / B.C. Аванесов. -М.: Наука, 1982.-199 с.
  12. Alderson, Т. С, Kranke К. Т & Stansfield С. 1987, Reviews of English language Proficiency tests, Washington, DC, c. 22
  13. , Б.Г. Психология педагогической оценки. В 4 т. Т.4 / Б. Г. Ананьев // Труды Института по изучению мозга им. В. М. Бехтерева. Л.: ЛГУ, 1935.-334 с.
  14. , А. Психологическое тестирование: пер. с англ. Кн. 1,2./ А. Анастази- под ред. K.M. Гуревича, В. И. Лубовского. М.: Педагогика, 1982.-613 с.
  15. , В.А. Профессиональная подготовка на основе дифференцированного педагогического тестирования / В. А. Андриеш // Профессиональное образование. Столица, — М. 2008, — № 10. с. 33−35.
  16. , В.А. Результаты опытно-экспериментальной работы по повышению качества профессиональной подготовки студентов в вузе средствами педагогического тестирования /В.А. Андриеш // Научные исследования в образовании. 2008. № 9. — с. 3−9.
  17. , Т.Н., Савинцева Н. В. Тесты как форма контроля // Начальная Школа 1993, — № 1.
  18. , А.Б. Компьютерное тестирование: системный подход к оценке качества знаний студентов.- М., 2001
  19. , С.И., Михеев, В.И. Использование некоторых математических методов статистики в решении задач дидактического исследования /И.Архангельский, В. И. Михеев // Применение математических методов. М.:
  20. , Ю.К. Основные условия и критерии оптимального выбора обучения / Ю. К. Бабанский // Проблемы методов обучения в современной общеобразовательной школе. М., 1980. — с. 48−56.
  21. , Т.М. Словарь терминов и понятий тестологии /- М., 2000
  22. , В.Ф., Горбушин, Ш.А. Тезаурус курса физики средней школы. / В. Ф. Башарин, Ш. А. Горбушин // Фонд образовательного стандарта по физике средней школы (понятия, явления, законы, методы познания). Ижевск: Изд-во УдГУ, 1996.-245 с.
  23. , A.C. Основы возрастной педагогики. /Учебное пособие для студентов вузов. -М: Академия, 2000.-187 с.
  24. , Ю. А. О методах определения действенности и надежности тестов в зарубежной педагогике / Ю. А. Белый, И. А. Раппопорт // Советская педагогика.- 1969. -№ 8. с. 120−130.
  25. , М.С. К методике составления и проверки тестов / М. С. Бернпггейн // Вопросы психологии. 1968. № 1. — с. 52 — 66.
  26. , М.С. Методологические предпосылки метода тестов / М.С. Бернпггейн// Тесты: теория и практика. Сб.З. М., 1930. ЗЗб. с
  27. , В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения / В. П. Беспалъко. -М.: Изд-во ин-та профобразования и МО, 1995. 336 с.
  28. , С.Д., Гурвич, Ф.Г. Математико-статистические методы экспертных оценок / С. Д. Бешелев, Ф. Г Гурвич. М.: Статистика, 1980. -263с.
  29. , А., Симон Т. Развитие интеллекта у детей. М.: В. М. Саблин, 1911.-162 с.
  30. , В.А. Единый государственный экзамен: на пути к созданию системы независимой оценки качества образо ван ия//Еди н ы й государственный экзамен: сб. ст.-М., 2004
  31. , П.П. Педология. -М.: Госиздат, 1924.-305 с.
  32. , P.A. Измерение уровня обученности учащихся при аттестации учителей / P.A. Вавилкина // Измерения в педагогике. Сб. науч. труд / Отв. за выпуск B.C. Черепанов. Ижевск: Изд-во ИУУ, 1997. — с. 135 — 137.
  33. , Т. С. Междисциплинарные тесты как средство диагностики системности знаний учащихся: автореф. дис. канд. пед. наук I Т. С. Веселкова Ижевск: Изд-во УдГУ, 2000. — 21 с.
  34. , Д. Современная типология педагогических тестов / Д. Вилфорд- пер. и адаптация к отечественной терминологии В. Г. Кузнецова. -Самара, 2000.- 174 с.
  35. , Н.В. К методике составления тестов ИЯШ, 1972, № 1 с.42
  36. , С.Н. Об использовании метода тестов при учёте успеваемости школьников // Советская педагогика. 1973, № 10.
  37. , Ф. Исследование человеческой способности и её развитие. /Журнал «Русское богатство».-1883, № 11.-с. 367−378.
  38. Ф. Наследственность таланта. Её законы и последствия.-Спб.: Приложение к журналу «Знание», 1875.-213 с.
  39. , Б.С., Березовский, В.М. Методологические проблемы стандартизации в образовании / Б. С. Гершунский, В. М. Березовский II Педагогика. 1993. -№ 3.
  40. , В.И. Знание как категория педагогики: Опыт педагогической когнитологии /В.И. Гинецинский — Д.: Изд-во ЛГУ, 1989. -144 с.
  41. , Д.С. Тестирование учебных достижений: критериально-ориентированный подход / Д. С. Горбатов // Педагогика. 1995. № 4. -с.105−110.
  42. Государственная система стандартизации Российской Федерации. Основные положения. М.: Госстандарт России, 1992. 21 с.
  43. , В.В. Разработка и применение педагогических тестов в образовательном процессе: методическое пособие / В. В. Гусев, В. А. Петров, С. А. Федоренко, Орел: ВИПС, 1997. 64с.
  44. Гутгарц, Р. Д. Особенности дистанционного тестирования в Интернете) Иркутск, 2001
  45. , А.М. Перспективы модульной технологии педагогического контроля / A.M. Дикунов. М., 1996. 15с.
  46. , С.А. Педагогическое сознание теории и технологии формирования будущих учителей.-Екатеринбург, 1998.-297 с.
  47. Э.Д. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР конец XIX начало XX вв.-М., 1991.-227 с.
  48. , О.В., Шатуновский, В.А. Современные методы и технологии обучения в техническом вузе / О. В. Долженко, В. А. Шатуновский // метод, пособие. М.: Высшая школа, 1990. — 191 с.
  49. , Т.Д. Диагностика уровня профессиональной направленности студентов / Т. Д. Дубовицкая // Психологическая наука и образование, 2004. № 2. с. 82−86
  50. , Г. М. Из истории оценки знаний/Г.М. Дюдина, И. М. Кузьменко // Педагогика и психология. Вып. 2.-Алма-Ата, 1970. -с. 18−22
  51. Дюбуа Р.Н. О психотерапии,-1911
  52. Р.Н. Психоневрозы и психическое лечение. -1911
  53. Дятлова, К Д., Михалёва, Т.Г. / Исследование влияния разнообразия форм тестовых заданий на статистические характеристики теста / КД. Дятлова, Т. Г. Михалёва / Вопросы тестирования в образовании./ 2005. -№ 4 (16). — с. 65
  54. Educational measurement (Ed. by Linn R.) N.Y. Macmillan, 1989.
  55. , М.И. Система контроля качества подготовки студентов, обеспечивающая требования государственных стандартов / М. И. Ерецкий, М. А. Черкулаев. М., 1994.- 81 с.
  56. , Н.Ф. Учебные достижения как объект тестирования и показатель качества в образовании // Вопросы тестирования в образовании. 2004. — № 9 -с. 39−51.
  57. , З.Д. Методические основания и технология разработки и функционирования комплексной системы контроля качества подготовки специалистов в вузе: автореф. дис. д-ра пед. наук. / З. Д Жуковская. СПб: Изд-во СПбГУ, 1994.
  58. , В.И. Теория обучения: Современная интерпретация / В. И. Загвязинский // учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений.- М.: Изд. центр «Академия», 2001. 192 с.
  59. , Л.В. Диагностика педагогических систем: проблемы и их решение / Л. В. Загрекова II Диагностика функционирования педагогической системы высшей школы: материалы науч.-практ. конф. 4.1. Н. Новгород: Изд-во НГПУ, 1998. -с. 33.
  60. Закон Республики Таджикистан «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». Душанбе, 2003. — с. 80−104.
  61. Закон Республики Таджикистан «О государственном языке». -Душанбе, 1993.
  62. Закон Республики Таджикистан «Об образовании» (Крнуни Чумхурии Точ, икистон «Дар бораи маориф») /Рузномаи «Ч, умх, урият» 27 мая 2004 г.
  63. Закон Республики Таджикистан «Об образовании». Душанбе: Шарки озод, 2004. — 94с.
  64. , В.И., Челышкова М. Б. Современные средства оценивания результатов обучения /Изд.центр «Академия» М., 2011.-222 с.
  65. , В.И. Измерение и шкалирование в образовании. -М., 2006
  66. , И.А. Педагогическая психология М., 2005
  67. , Л.Я. Дидактические основы формирования системности знаний старшеклассников / Л. Я. Зорина. М.: Педагогика, 1978. — 128 с.
  68. , И., Куттыкужанова 3. К вопросу о контроле качества знаний. // Учитель Казахстана. 1999. -с. 25
  69. , В.В. Теория познания. Введение. Общие проблемы / В. В. Ильин. -М.: Изд-во МГУ, 1993.
  70. , Т.А. Структурно-системный подход в организации обучения / Т. А. Ильина. -М.: Знание, 1972. Вып. 1. -71 с.
  71. , Т.А. Вопросы теории и методики педагогического эксперимента: материалы лекций / Т. А. Ильина. М.: Знание, 1975. 128с.
  72. , O.A. Теория и практика формирования творческих отношений будущих учителей в графических дисциплинах: автореф.дис. д-ра пед. наук / O.A. Исломов -М.:2003.-410с
  73. История образования и педагогической мысли за рубежом и в России: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / под ред. З. И. Васильевой. М.: Издательский центр «Академия», 2001. 416 с.
  74. , К. Педагогическая диагностика: Пер. с нем. М.: Педагогика, 1991.-240 с.
  75. , В.М. Становление и развитие научного метода тестов (конец XIX начало XX века) / В. М. Кадневкий // Педагогическая диагностика.-2003. -№> 1. с.8−22.
  76. , Г. С. Международная оценка качества общего образования / Г. С. Ковалева //Профессиональное образование. Столица. 2001. № 8. -с.4−5.
  77. , Г. М. Педагогический словарь / Г. М. Коджаспирова,
  78. A.Ю. Коджаспиров. М.: Академия, 2000. С.94
  79. , Л.Ф. Эффективность образования / Л. Ф. Колесникова,
  80. B.Н. Турченко, Л. Г. Борисова, — М.: Педагогика, 1991. 272 с.
  81. , A.C., Култышева, А.Ю., Мирошниченко, A.A. Технология адаптационной валидности тестовых заданий / А. С. Казаринов, А. Ю. Култышева, A.A. Мирошниченко //Учеб. пособие. -Глазов: ГГПИ, 1999. 62 с.
  82. , Ш. М., Мустафина, Г.К. Развитие тестирования и тестовой индустрии в образовании США / Ш. М. Каланова, Г. К. Мустафина / Системы оценки и мониторинг качества в образовании: материалы XI
  83. Всерос. симп. «Квалиметрия в образовании: методология, методика, практика», ч. 3, 2006. с. 26−40.
  84. , В.А., Шишов, С.Е. Технология мониторинга качества обучения в системе «учитель-ученик» / В. А. Кальней, С. Е. Шишов // Метод, пособие для учителя. М.: Пед. общество России, 1999. — 86 с.
  85. , Е.Ю. О применимости политомической модели Раша к тестовым заданиям различных форм, оцениваемых политомически / Е. Ю. Карданова //Вопросы тестирования в образовании. 2005. — № 4 (16). — с. 44 — 57.
  86. , Е.Ю., Нейман, Ю.М. Основные модели теории тестирования / Е. Ю. Карданова, Ю. М Нейман / Вопросы тестирования в образовании. — 2004.-№ 7.-с. 12−37.
  87. Квалиметрия в образовании: методология и практика. Мониторинг и контроль качества образования: развитие методологии и опыт: Материалы X Всерос. симп. М.: Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, 2002. Кн.З. -299 с.
  88. Квалиметрия человека и образования: методология и практика: материалы VII Всерос. симпозиум. М.: Исследование центра проблем качества подготовки специалистов, 1999. — 62 с.
  89. , М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках / М. В. Кларин. -М.: Изд-во Арена, 1994.-С.31−32.
  90. , Г. А. Диагностика результатов обучения в профессиональных учебных заведениях: учеб.-метод. пособие / Г. А. Клюева. -Пермь: Изд-во ПО- ИПКРО, 2004. 67 с.
  91. , О. Т. Мониторинг формирования структуры знаний обучаемых в системе «школа факультет довузовского образования -вуз»: дис.. канд. пед. наук / О. Г. Комкова. — Ижевск, 2007. — 146 с.
  92. Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе. Методическое письмо. -М.- 1998.
  93. , В.Н. Вопросы теории и практики стандартизированного контроля знаний / В. Н. Константинов. Воронеж, 1974. 204с.
  94. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года //Вестник образования России. 2002. № 6. — с. 10−40.
  95. Концепция обновления государственных образовательных стандартов в профессиональном образовании // Высшее образование в России. 1996. -№ 4. с. 27.
  96. , Н.И. Словарь-справочник по психологии / Н. И. Конюхов. М.: Педагогика, 1996. 81 с.
  97. , С.П. Система оценки качества подготовки выпускников / С.П.г Кравцов // Профессиональное образование. Столица. 2002. № 7. -с. 1621.
  98. , В. В. И вновь о коррекции тестового балла / В. В. Кромер // Вопросы тестирования в образовании. 2007. — № 18. — с. 19−28.
  99. , А.И., Петрик, Ю.С. Дидактические возможности различных типов тестовых заданий / А. И. Лазарев, Ю. С. Петрик //Вопросы тестирования в образовании. 2004. — № 9 — с. 51 — 65.
  100. , B.C. Содержание образования: сущность, структуры, перспективы /B.C. Леднев //2-е изд., перераб.- М.: Высш. шк, 1991- 224 с.
  101. , А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. -М.: Политиздат, 1977. -304 с.
  102. , И.Я. Качества знаний учащихся. Какими они должны быть? -М.: Знание, 1978.
  103. , А.Ф. Формирование готовности студентов к педагогической деятельности в условиях педагогической практики 1−2 курсов. Диссер.канд.пед.наук.-Одесса, 1985.-155 с.
  104. , Б. Ф. Методические и теоретические проблемы психологии. -М., 1984.
  105. , М. Современная дидактика. Душанбе: Ирфон, 1997. -150с.
  106. , О.В. Разработка технологии диагностики «пороговых знаний» обучаемых на основе квалиметрического подхода: дис.. канд. пед. наук / О. В. Любимова. Ижевск. — 2002. — 198 с.
  107. , Д.В. Основы разработки и применения критериально-ориентированных педагогических тестов: учебное пособие для слушателей курсов повышения педагогической квалификации М.: Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов. М., 1993. -355 с.
  108. , А.Н. Теория и практика создания тестов для системы образования^.Я.Майоров — М.: Интеллект-центр, 2001. — 296 с.
  109. , Д.Ш. Оптимизация распределения учебного времени в средней общеобразовательной школе (общедидактический аспект):автореф. дис.. д- ра пед. наук I Д. Ш. Матрос. М.: НИИ ТиИП АПН СССР, 1991.
  110. , JI.B. Диагностика индивидуальных различий студентов и концепция эффективности учебно-воспитательного процесса на факультете / Л. В. Макарова Куйбышев, 1989. — 47 с.
  111. , Т.Д. Обеспечение итогового контроля / Т. Д. Макарова // Образовательные стандарты и контроль качества образования. Вологда, 1996. -С. 67−77.
  112. , A.C. Технология массового тестирования студентов: учебное пособие для слушателей факультета повышения квалификации преподавателей / A.C. Маркова. М., 1996.
  113. , Д. Ш. Управление качеством образования на основе новых информационных технологий и образовательного мониторинга / Д. Ш. Матрос, Д. М. Полев, H.H. Мельникова М., 2001. 128 с. Г
  114. ИЗ. Матушанский, Г. У. Педагогическое тестирование в России / Г. У. Матушанский//Педагогика. 2002. -№ 2. С. 15−21.
  115. , Е.И. Психологические проблемы проектирования учебной деятельности / Е. И. Машбиц // Вопросы психологии. 1979. № 6. — С. 96 103.
  116. Методические рекомендации по разработке педагогических тестов для комплексной оценки подготовленности студентов в вузе.-М.: Исследование центра проблем качества подготовки специалистов, 1995 78 с.
  117. , В.П. Количественная оценка эффективности и качества «учебного процесса: автореф. дис. д-ра пед. наук / В. П. Мизинцев.М., 1987.
  118. , В.П. Проблема аналитической оценки качества и эффективности учебного процесса в школе: учеб. пособие к спец. курсу / В. П. Мизинцев. Куйбышев: Изд-во КГПИ, 1986. — с. 73−108.
  119. , М.Г. Теоретические и практические проблемы диагностики качества обучения в школе и в вузе на основе компьютерных технологий: дие. д-ра пед. наук / М. Г. Минин. М.: МПУ, 2001.
  120. , Е.А. Дидактическая тестология / Е. А. Михайлычев. — М.: Народное образование, 2001. 432 с.
  121. , Е.А. Система педагогической диагностики: ключевые понятия и принципы / Е. А. Михайлычев II Педагогическая диагностика. -2002. -с. 44−66.
  122. , Е.А. Теоретические основы педагогической диагностики: дис.. .д-ра пед. наук / Е. А. Михайлычев. — М., 1991.
  123. , В.И. Методика получения и обработки экспериментальных данных в психолого-педагогических исследованиях: монография / В. И. Михеев. М.: Изд-во Ун-та Дружбы Народов, 1986. — 84 с.
  124. Мониторинг в образовании: Сб. науч.-метод. материалов. Ижевск: Изд-во ИИУ, 2000, — 188 с.
  125. , P.M. Управление качеством подготовки специалистов / P.M. Назаренко // Специалист. 2004. № 4. — с. 18−21.
  126. , В.М. Технология оценки образовательной деятельности / В. М. Наровский II Профессиональное образование. 2004. № 11. — с.21−24.
  127. , О.В. Педагогическое тестирование в высшей школе: проблемы и решения: учебно-методическое пособие / О. В. Науменко, В. А. Лецко, М. Ю. Чандр. Волгогорад, «Перемена», 2005. 68с.
  128. Национальная концепция образования. Душанбе: Матбуот, 2003. -24с.
  129. , Ю.М., Хлебников, В.А. Введение в теорию моделирования и параметризации педагогических тестов / Нейман Ю. М., Хлебников В. А. -М.: Прометей, 2000. 168 с.
  130. , В.И. Связь педагогической теории и практики в процессе профессионального становления учителя./Новые исследования в педагогических науках. № 31. М.: Педагогика, 1939. — с.63−66.
  131. , Л. В. Формирование у будущего учителя готовности к осмысливанию педагогических явлений. Автореф. канд.пед.наук. -Алма-Ата, 1981. -23 с.
  132. , Е.И. Тестирование без мифов. // ЭКО, 2002.
  133. Новое педагогическое мышление./Под ред.А. В. Петровского. М.: Педагогика. 1988. -224 с.
  134. , П.И. Информационные технологии в системе дистанционного обучения вуза / П. И. Образцов // Материалы межвузовской научно-методической конференции. Орел: ОГИИК, 1997. -с.55- 57.
  135. , П.И. Методы и методология психолого-педагогического исследования / П. И. Образцов СПб.- Питер, 2004. 268с.
  136. Общая психодиагностика/под.ред. А. А. Бодалева, В.В. Столина-М., 1987
  137. , А.Н. Организационно-педагогические основы управления подготовки учителя. Автореф.канд.пед.наук. -Москва. 1992. -31с
  138. Педагогическое тестирование в высшей школе: проблемы и решения/ Науч. ред. Е. И. Сахарчук, — Волгоград, 2005. 183с.
  139. Педагогический мониторинг качества образования / Под ред. В. И. Андреева Казань, КГУ, 1999. — 266 с.
  140. Положение (показательное) высших учебных заведений Республики Таджикистан. Вестник МО РТ. Душанбе: «ИГарки озод», 2003, с. 24.
  141. , В.М. Оценка качества научно-педагогических исследований / В. М. Полонский. -М.: Новая школа, 1995.
  142. , В.М. Словарь понятий и терминов по образованию и педагогике / В. М. Полонский. М., 2000.- 368с.
  143. , М. Какие бывают результаты образования / М. Поташник, А. Моисеев // Народное образование. 1999. № 7−8. — с. 170−172.
  144. Проблема оценки качества подготовки специалистов на базе компьютерных технологий // Под общ. ред. H.A. Селезневой, А. И. Субетто, Б. А. Прудковского М., 1993. 202 с.
  145. Penny Ur. A course in language teaching. Practice and theory. Cambridge, 2008, 26 c.
  146. , Е.Г. Тесты как средство контроля качества подготовки учащихся в системе управления образования региона (на примере общего среднего образования г. Москвы): автореф. дис. .канд. тех. наук / Е. Г. Полуаршинова. М., 1998. — 20 с.
  147. Проблемы квалиметрии образования и дидактической тестологии: Сб. трудов направления «Измерения в педагогике». Ижевск: Изд.-во ИжГТУ, 2003, — 124 е.
  148. Программа по педагогике для педагогических вузов./Под ред. И. Обидова. 1994. -16 с.
  149. Профессиональная деятельность молодого учителя: Социально-педагогический аспект./Под ред. С. Г. Верпшовского, JI.H. Лесохиной.-М.: Педагогика. 1982. -144 с.
  150. Профессиональная подготовка педагога: Сб. науч. трудов-М. 1993−94 с.
  151. Психология. Словарь./Под общей ред. A.B. Петровской. 2-е издание. -М.: Политиздат. 1990. 49 с.
  152. , А.Э. Тесты по физике как одно из средств управления познавательной деятельностью учащихся: автореф. дис.. канд. пед. наук / А. Э. Пушкарев. Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2000. — 18 с.
  153. . Дж., Педагогическое тестирование / Дж. Равен // Проблемы, заблуждения, перспективы. -М.: Когито-центр, 2001. 142 с.
  154. Raven, J. Quality of Life, the Development of Competence, and Higer Education. Higer Education, 13, 3193−404, 1984.175
  155. , В.А. Развитие познавательной активности студентов в обучении как дидактическое условие совершенствования профессиональной подготовки в вузе / В. А. Романов // Известия ТулГУ. Тула, 1999 с. 30−34.
  156. , СЛ. Проблемы общей психологии: моногр. / CJI. Рубинштейн. М.: Педагогика, 1973.- 423 с.
  157. Развитие системы тестирования в России: Тез. докл. I, II, III, IV, V, VII, VIII Всерос. конф. (Москва, ноябрь 1999−2007 г.)-М.: Прометей, 1999 -2007.
  158. Развитие системы тестирования в Удмуртской республике: Тез. докл. регион, науч.-практ. конф.(Ижевск, февраль, 2001 г.). Ижевск: Изд-во ИжГТУ, 2001, — 188 с.
  159. , Б.У., Татур, А. О. Стандарты и тесты в образовании / Б. У. Родионов, А. О. Татур. М.: Изд-во МИФИ, 1995. — 48 с.
  160. , Т.А. Диагностика начального уровня обученности студентов на основе гетерогенных тестов: автореф. дис.. канд. пед. наук / Т. А Родыгина. Ижевск: УдГУ, 1996. — 23 с.
  161. , H.H. Современные средства оценивания результатов обучения /- М., 2007
  162. , А.И. Тест как объективный измерительный инструмент в образовании / А. И. Самыловский II Вопросы тестирования в образовании. 2001.-№ 1.-с. 10−39.
  163. , Г. К. Современные образовательные технологии: учеб. пособ / Г. К. Селевко. -М.: Народное образование, 1998. -256 с.
  164. , В.П. Диагностика личности и профессионального мастерства преподавателя: Учеб. пособие / В. П. Симонов. -М.: Междунар. пед. академия, 1995.- 192 с.
  165. , М.Н. Методология и методика педагогических исследований / М. Н. Скаткин. -М.: Педагогика, 1986. 152 с.
  166. , Б.Г. Контроль знаний и обратная связь в обучении / Б. Г. Сладкевич. Л.: ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1980. 59 с.
  167. , В.А. Педагогика инновационной деятельности / В. А. Сластенин, Л. С. Подымова. М.: Магистр, 1997.- 222 с.
  168. , В.И. Психологические условия введения студентов в профессию педагога / В. И. Слободчиков, H.A. Исаева // Вопросы психологии. -№ 4.-1996.-с. 12−15
  169. Стандарт отрасли: Педагогическое тестирование: Термины и определения: Вторая редакция / Под ред. В. А. Хлебникова. М.: Центр тестирования Минобразования РФ, 2002. 23 с.
  170. , С.С. Тесты. В 2 т. Т. 2 / С. С. Степанов // Российская педагогическая энциклопедия / Гл. ред. В. В. Давыдов М.: Большая Российская энциклопедия, 1999. с. 430−431.
  171. , Т.Г. Методика оценивания качества подготовки обучающихся с использованием многовариантных тестовых заданий / Т. Г. Станкевич II Сибирский педагогический журнал. 2007. — № 10. — с. 119 -124.
  172. , Т.Г. Некоторые аспекты выбора формы тестовых заданий/Т.Г.Станкевич//Инновации в профессиональном и технологическом образовании: квалиметрия, деонтология, тестология: Материалы регион, науч.- метод, конф. Ижевск: ИжГТУ, 2007. — с. 111−118.
  173. , Т.Г. Нетрадиционный подход к технологии обработки тестовых заданий с выбором нескольких правильных ответов/Т.Г. Станкевич. Образование и наука. 2007. — № 4. — С. 100 — 104.
  174. , А.Н. Формирование готовности будущих учителей в реализации индивидуального подхода в обучении школьников. Автореф.канд.пед.наук.-Алма-Ата, 1991. -26с.
  175. , В. А. Сердце отдаю детям. Киев. 1969. с. 83.
  176. Таборидзе, J1.B. Компетентность педагога основа качества профобразования / Л. В. Таборидзе // Профессиональное образование.2004.-№ 11.-с. 18−21.
  177. , Н.Ф. Теоретические основы контроля в учебном процессе: монограф. / Н. Ф. Талызина М., 1983. 317 с.
  178. , О.В. Определение показателей качества профессионального образования при разработке Стандартов по профессии и специальности: метод, рекоменд. / О. В. Титова М: ИРПО, 1996. 23 с.
  179. P. «Measurements ?^evaluation in education». Cambridge, 2005, с. 29
  180. Управление качеством образования / Под ред. М. М. Поташника. -М., 2000. 448 с. Управление познавательной деятельностью учащихся / Под ред. М. М. Поташкина.-М.: 2000.-448 с.
  181. Усулхои таълим ва омузиши хдмфаъол. Модули 5. Душанбе, 2007. с. 43
  182. , В.А., Нейман, Ю.М. и др. Объективная оценка учебных достижений / В. А. Хлебников, Ю. М. Нейман II Педагогическая диагностика. 2002. — с. 67−88.
  183. , И.Ф. Педагогика: учебное пособие / И. Ф. Харламов. М., 1990. 304с.
  184. , М.Б. /Теория и практика конструирования педагогических тестов /М.Б. Челышкова. М.: Логос, 2002. — 431 с.
  185. , М.Б., Савельев, Б.А. Методические рекомендации по разработке педагогических тестов для комплексной оценки подготовленности студентов в вузе / М. Б. Челышкова, Б. А Савельев. М.: ИЦ, 1995.
  186. , М.Б., Татур, А.О. Анализ и оценка современного состояния тестовых оценочных средств, перспективы их развития / М. Б. Челышкова, А. О. Татур. -М.: ИОСО РАО, 1999.
  187. , Т.Р. Методические аспекты тестирования учебных достижений учащихся в условиях дистанционного обучения : моногр. / Т. Р. Шаповалова. Южно-Сахалинск: Сахал. гос. ун-т, 2004. 111с. — Библиогр.: с. 99−112
  188. , Ф. (Шарифов), Каримова, И.Х. Педагогика: учебное пособие. Душанбе, 2008. 284 с.
  189. , Ш. А. Использование новых технологий в процессе обучения. Материалы межд. конф. Худжанд, 2002. -154 с.
  190. , В.Д., Розина, Н.М. Централизованное тестирование: проблемы и перспективы / В. Д. Шадриков, Н. М. Розина // Высшее образование в Рос сии, 2000.-№ 1.-е. 27−31.
  191. , С. Лингвометодические основы изучения синтаксиса таджикского языка в средней школе Таджикистана. /С. Шербоев -Душанбе, 1993.-427 с.
  192. , С.Е. Образовательные стандарты и контроль качества / С. Е. Шишов // Контроль качества в образовании: сб. выступлений и статей российских, голландских кандидатских экспертов. Пермь, 1996. С. 19−24.
  193. , О.Ф. Квалиметрический подход к разрешению проблемы диагностичности образовательного стандарта: дис.. канд. пед. наук./ О. Ф. Шихова Ижевск: Ижевск ГТУ, 1997. 171 с.
  194. , Г. А., Бельцер, А.И. Адаптивное тестирование знаний в системе «Телетестинг» / М., 2001.
  195. ЭВМ в педагогических исследованиях: Сборник науч. трудов Под ред. Г. В. Воробьева, B.C. Черепанова. Свердловск: Изд-во СГПИ, 1989. с. 40−49.
  196. Экспертные методы оценки качества промышленной продукции. Основные положения. ГОСТ 23 554.0−79. Организация и проведение экспертной оценки качества продукции. ГОСТ 23 554.1−79. М.: Изд-во стандартов, 1979, 1980.
  197. Экспертные оценки в социологических исследованиях. Под редакцией С. Б. Крымского. Киев: Наукова Думка, 1990. 320 с.
  198. Эмомали Рахмон. Независимость Таджикистана и возрождение нации. Душанбе, 2002.
  199. Эмомали Рахмон. Образование-важнейший инструмент государственности и спасения нации. Душанбе, Омузгор, 1.01.2006.
  200. Эмомали Рахмон. Патриотизм и национальное самосознание. Душанбе, 1999.
Заполнить форму текущей работой