Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Совершенствование механизма регулирования миграции рабочей силы в трудоизбыточном регионе: На примере Республики Дагестан

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Приоритетными направлениями государственной политики региона в области содействия занятости населения в настоящее время являются: развитие трудовых ресурсовобеспечение равных возможностей всем гражданам региона независимо от национальности, пола, возраста, социального положения, политических убеждений и отношения к религии в реализации права на добровольный труд и свободный выбор… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Теоретические основы миграции рабочей силы и ее влияние на экономику государства
    • 1. 1. Трудовая миграция как социально-экономическое явление
    • 1. 2. Основные социально-экономические показатели, влияющие на процессы миграции рабочей силы в РФ
    • 1. 3. Влияние внешней трудовой миграции на экономику России
  • Глава II. Современное состояние рынка труда и перспективы управления процессами занятости в Республике Дагестан
    • 2. 1. Влияние основных макроэкономических факторов на рынок труда Республики Дагестан
    • 2. 2. Анализ проблем занятости и безработицы в Республике Дагестан
    • 2. 3. Управление процессами трудовой миграции в Республике Дагестан на современном этапе
  • Глава III. Совершенствование механизма регулирования трудовой миграции в направлении повышения занятости населения Республики Дагестан
    • 3. 1. Формирование организационно-экономических механизмов управления занятостью и процессами трудовой миграции в РД
    • 3. 2. Совершенствование системы социально-правовой защиты трудящихся-мигрантов

Совершенствование механизма регулирования миграции рабочей силы в трудоизбыточном регионе: На примере Республики Дагестан (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Одним из самых важных направления социально-экономической политики является создание условий, позволяющих гражданину зарабатывать средства для поддержания необходимого уровня жизни. Ключом к обеспечению последнего является занятость населения, уровень которого определяет экономическую основу благосостояния общества.

В Дагестане проблема занятости стояла остро всегда, так как регион является традиционно трудоизбыточным. Особое значение фактор занятости приобретает в условиях перехода к новым социально-экономическим отношениям.

Важным направлением выхода из нынешней неблагополучной ситуации на рынке труда, по нашему мнению, может стать организация миграции рабочей силы за пределы Дагестана и России. Трудовая миграция в современных условиях выполняет исключительно важную роль социального амортизатора. Она смягчает удары инфляции, частично компенсируют падение доходов, позволяя значительной части населения избежать обнищания в условиях падения производства и роста безработицы, формируется альтернативная сфера занятости.

Сложность и неоднозначность ситуации в сфере занятости в Республике Дагестан обусловливает необходимость углубления исследований и разработки научно-обоснованных рекомендаций по преобразованию и совершенствованию механизма регулирования миграции рабочей силы в направлении повышения занятости и снижения безработицы в трудоизбыточном регионе, что и определило актуальность данного исследования.

Степень научной разработанности проблемы. В экономической литературе имеются глубокие теоретические исследования, отражающие вопросы регулирования занятости и безработицы. В работах многих ученых нашли отражение не только комплексные проблемы регулирования безработицы, но и частные вопросы, связанные с изучением методических аспектов регулирования занятости в отдельных отраслях, комплексах и регионах. Общие проблемы регулирования безработицы и занятости на уровне государства излагаются в экономических моделях равновесной динамики — кейнсианской и монетаристской. Общеметодологические вопросы управления воспроизводством трудовых ресурсов и различные аспекты регулирования занятости, безработицы и миграционных процессов нашли отражение в научных исследованиях отечественных ученых-экономистов и социологов таких, как Аре-щенко В.Д., Белова А. Н., Большакова А. К., Бояринцева Б. И., Гилицкого Ф. И., Заславской Т. И., Котляра А. Э., Кузмина С. А., Литвякова П. П., Назарова М. Г., Новицкого А. Г., Римашевской Н. М., Рофе А. И., Рязанцева C.B., Сонина М. Я., Струмилина С. Г., Суворовой И. П., Чижовой JT.C. и др. Научные и методологические проблемы регулирования миграционных процессов исследованы в работах Зайончковской Ж., Плетнева Э. П., Рыбаковского Л. Л., Хорева Б. С., Чапек В. Н., и др. В разработку региональных проблем регулирования занятости, безработицы и миграционных процессов в Республике Дагестан существенный вклад внесли такие ученые-экономисты, как Айгумов А. Д., Дадашев А. З., Магомедов М.-С.М., Магомедова М. М., Сагидов Ю. Н., Фельдман Я. И., Эскеров Д. Б., Юзбеков З. К. и другие.

Однако проблемы регулирования занятости и безработицы за счет активизации внешней трудовой миграции, а также роль последней в регулировании процессов, происходящих на рынке труда трудоизбыточного региона исследованы недостаточно. Это обусловливает выбор темы исследования, постановки его цели и задач.

Цель и задачи диссертационного исследования. Целью диссертационного исследования является разработка теоретических и методических рекомендаций по совершенствованию механизма регулирования миграции рабочей силы, способствующего повышению уровня занятости и сокращению численности безработных в трудоизбыточном регионе в условиях развития рыночных отношений.

В соответствии с поставленной целью в работе рассматривались и решались следующие задачи:

— исследование сущности трудовой миграции как социально-экономического явления;

— анализ влияния важнейших социально-экономических показателей на процессы миграции рабочей силы в России;

— анализ состояния рынка труда и процесса регулирования занятости населения Республики Дагестан;

— выявление динамики и тенденций миграции населения в Республике Дагестан на современном этапе;

— выявление направлений совершенствования механизма регулирования миграции рабочей силы в хронически трудоизбыточном регионе в условиях развития рыночных отношений;

— определение направлений совершенствования системы социально-правовой защиты трудящихся мигрантов.

Объектом диссертационного исследования является миграция рабочей силы в народнохозяйственном комплексе внутри трудоизбыточного региона и за его пределами.

Предметом исследования выступают региональные особенности формирования механизма регулирования миграции рабочей силы и ее влияния на повышение занятости и снижение безработицы в трудоизбыточном регионе в условиях развития рыночных отношений.

Теоретическая и информационная база исследования. В качестве теоретической основы послужили труды российских и зарубежных ученых-экономистов и социологов, статьи в научных сборниках и периодической печати, доклады, аналитические и другие материалы по проблемам миграции, регулирования занятости и безработицы. Применялись общенаучные методы исследования (анализ, синтез, обобщение, системный подход), методы статистического анализа и экономико-математического моделирования.

Информационную базу исследования составляют законы Российской Федерации и Республики Дагестан, Указы и послания Президента РФ, Госсовета РД, постановления Правительств РФ и РД, нормативные материалы министерств, ведомств России и Дагестана, статистические данные Госкомстата России, материалы ежегодных статистических сборников, текущей отчетности по Республике Дагестан, Федеральной Миграционной Службы и ее территориального органа по Республике Дагестан, а также результаты опросов, проведенных кафедрой социологии труда ДГУ.

Научная новизна исследования заключается в разработке теоретических и методических положений совершенствования механизма регулирования миграции рабочей силы в направлении повышения занятости и снижения безработицы в трудоизбыточном регионе в условиях развития рыночных отношений.

Элементы научной новизны указанных положений диссертационного исследования заключаются в следующем: по специализации «региональная экономика» в учете региональных особенностей формирования механизма регулирования миграции рабочей силы, направленных на повышение эффективности использования трудовых ресурсов в трудоизбыточном регионецо специализации «экономика народонаселения и демография» в разработке методических подходов решения проблем миграции рабочей силы, позволяющих добиться повышения эффективности использования трудового потенциала путем создания инфраструктуры трудового посредничества и совершенствования социально-правовой защиты мигрантов.

Наиболее существенными являются следующие результаты, характеризующие научную новизну диссертации: по специализации «региональная экономика»: — выявлены особенности современного состояния рынка труда в регионе, позволяющие определить основные меры повышения занятости и снижения безработицы на региональном уровне управления;

— предложен механизм регулирования внешней миграции рабочей силы в трудоизбыточном регионе, стимулирующий эмиграцию, созданием соответствующей инфраструктуры трудового посредничества, и ограничивающий трудовую иммиграцию гибким квотированием в зависимости от насыщения потребности рынка труда собственными кадрами по численности и квалификационным признакам;

— предложена экономико-математическая модель прогнозирования спроса на рабочую силу, на основе которой получена корреляционно-регрессионная зависимость, позволяющая прогнозировать спрос на рабочую силу на региональном рынке труда в зависимости от объемов производства, производительности труда, объема инвестиций в экономику регионапо специализации «экономика народонаселения и демография»:

— раскрыта и обоснована сущность трудовой миграции как социально-экономического явления, способствующего повышению эффективности использования рабочей силы;

— классифицированы виды миграции населения по способу реализации, по временным признакам, по признакам легальности, причинам миграции и качественным характеристикам перемещаемой рабочей силы;

— определены основные направления совершенствования системы социально-правовой защиты трудящихся-мигрантов, а также цели и направления миграционной политики в регионе в отношении разных категорий мигрантов: иностранных граждан, въезжающих в регионроссийских граждан, вынужденно покидающих как страны ближнего зарубежья, так и регионы России и возвращающихся на свою историческую родинуграждан региона, выезжающих за рубеж в качестве трудовых мигрантов.

Практическая значимость заключается в том, что в диссертационном исследовании даются рекомендации и определены направления по совершенствованию механизма регулирования процессов миграции рабочей силы в направлении повышения занятости и снижения безработицы в трудоизбыточном регионе в условиях становления рыночных отношений.

Содержащиеся в диссертационной работе анализ, теоретические обобщения, выводы и предложения могут быть использованы государственными и региональными органами власти, научно-исследовательскими организациями, учебными заведениями, общественными и иными организациями, предприятиями и лицами, занимающимися проблемами регулирования миграционных процессов, занятости и безработицы на региональном рынке труда.

Апробация результатов исследования. Основные положения и выводы диссертации докладывались и получили одобрение на ежегодных научно-практических конференциях, а также на научных сессиях и семинарах профессорско-преподавательского состава, научных сотрудников и аспирантов, проводимых Дагестанским государственным университетом, Дагестанским институтом народного хозяйства, Дагестанским государственным техническим университетом.

По теме исследования соискателем опубликованы 5 научных статей общим объемом 2,1 п.л., отражающих основное содержание диссертации.

Структура и объем работы. Структура работы обусловлена целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, трех глав, включающих восемь параграфов, заключения и списка литературы из 132 наименований. Основное содержание работы изложено на 144 страницах, включая 24 таблицы и 3 рисунка.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Миграция как социальный феномен является составной частью более широкой проблемы — территориальной подвижности населения. Смена людьми места жительства и, соответственно, сферы занятости — важное условие самоорганизации общественного организма. В каждом конкретном случае имеется оптимальный уровень перемещений, необходимый и достаточный для нормального функционирования определенной территориальной общности.

В конце 1950;х гг. миграция населения как социально-экономическая и демографическая категория вошла в научный оборот, вытеснив такие термины, как «переселение», «передвижение населения», «механическое движение населения», которые характеризовали отдельные стороны миграции населения. В современном понимании миграция населения представляет собой любое территориальное перемещение, совершающееся между разными населенными пунктами внутри одной или нескольких административно-территориальных единиц независимо от продолжительности, регулярности и целевой направленности. Ее можно разграничить как по способу реализации, так и по временным признакам, по признакам легальности, причинам миграции, по качественным характеристикам перемещаемой рабочей силы и т. д.

Роспуск СССР, с одной стороны, и демократические перемены, происшедшие в России, — с другой, значительно изменили миграционную ситуацию в стране и в регионе. Новыми ее чертами в начале 90-х годов стали значительный приток в регион уроженцев Дагестана из бывших республик СССР и регионов России, появление относительно многочисленной категории мигрантов — беженцев и вынужденных переселенцев, которые обострили и без того сложную ситуацию, связанную с занятостью населения и безработицей, сложившейся на рынке труда Республики Дагестан.

Одной из важнейших социально-экономических проблем рыночной экономики является занятость. Взаимодополняющей занятость характеристикой является безработица. Равновесию экономической системы соответствует определенный уровень занятости. При этом спрос на труд превышает существующий объем занятости, что обуславливает наличие безработицы.

В 1990;е годы в России под воздействием экономических реформ, политических и демографических изменений возникли новые тенденции в динамике численности и состава рабочей силы. Снижалась занятость и увеличивались масштабы безработицы. Результаты анализа статистических данных за 1990;е годы показали существенное сокращение занятости при относительно небольшом увеличении официального уровня безработицы, что характеризует наличие неофициальной (скрытой) безработицы и неформальной занятости.

Неофициальная безработица, скрытая безработица и неполная занятость являются составными частями потенциальной безработицы. Медленное высвобождение рабочей силы, сохранение избыточной занятости, широкое распространение ее вторичной и неформальной форм отражают особенности российской модели становления рынка труда. Она сложилась как стихийная реакция экономики и общества в целом на отсутствие системы институтов, позволяющих в переходный период поддерживать баланс между экономической и социальной эффективностью, между необходимой реструктуризацией экономики и сохранением человеческого потенциала.

Потенциал рынка труда в значительной степени определяется демографической ситуацией. С 1998 года в демографическом развитии России отмечены определенные позитивные сдвиги, которые способствовали дальнейшему сокращению естественной убыли населения. Миграционный приток населения из зарубежных государств (в основном из стран Балтии и СНГ) отчасти компенсирует естественные потери, но его объемы постепенно снижаются.

Экономический кризис воздействовал на миграцию в двух противоположных направлениях. С одной стороны, снижение уровня капиталовложений и спад промышленного производства привели к снижению потребности в рабочей силе, что, в свою очередь, наряду с угрозой безработицы снижает стимулы к перемене места жительства из-за боязни остаться без работы и, следовательно, без средств к существованию.

Наиболее приемлемым средством в борьбе с безработицей и в поисках занятости, для российской молодежи является миграция, как внутристрано-вая, так и межгосударственная, хотя последней отдают предпочтение все большее количество молодых людей. При этом в межгосударственных перемещениях участвует в основном молодежь, как правило, люди до 25 лет. По. вышенные миграционные ориентации существуют также в возрастной группе 31 — 35 лет (16%). Это люди, как правило, накопившие некоторый профессиональный и жизненный опыт, их установки отличаются большей продуманностью и взвешенностью, чем у самых молодых.

Развитие миграционных процессов в России в настоящее время может быть охарактеризовано следующими тенденциями и наиболее выраженными потоками: возврат населения из Северных регионов страны (внутренняя миграция) — приток населения из ближнего зарубежья (в основном русскоязычного населения) — сокращение миграции из сельской местности в городбеженцы и вынужденные переселенцыэмиграция россиян в более развитые страны и иммиграция граждан из менее развитыхвнешняя трудовая миграция.

Новые экономические и политические реалии, возникшие в результате перехода к рыночным формам экономического развития, внесли существенные коррективы в характер, формы и направления миграционных потоков. Международный обмен трудовых ресурсов все более тяготеет к «свободным» формам иммиграции, то есть трудоустройство мигрантов происходит по прямым связям. Многие представители этой категории используют нелегальные способы проникновения на российский рынок труда. Углубление экономического кризиса в странах ближнего зарубежья способствует выходу рабочих и специалистов на российский рынок труда, в том числе и нелегально. Выезд из России в страны Центральной Азии, Закавказья и Балтии почти прекратился, а миграционный обмен с ними стал практически односторонним. В то же время интенсивные двусторонние миграционные связи между Россией, Украиной и Белоруссией и в 90-е годы не прекращались.

В последние годы на иммиграцию в Россию сказываются и трудности, связанные с оформлением гражданства, регистрацией по месту жительства, приобретением жилья в России. В настоящее время, все страны СНГ, кроме России, являются ярко выраженными странами трудовой эмиграции, в основном направленной в Россию и, в меньшей мере, за границы СНГ.

Участие нашей страны на международном рынке труда осуществляется не только в виде иммиграции рабочей силы, но и ее экспорта. Россия обладает огромным научным и производственным потенциалом, относительно высококвалифицированной и очень дешевой рабочей силой. Открытие так называемого «железного занавеса», дало толчок для повальной миграции за пределы России. В связи с этим, внешнюю миграцию, по оценкам некоторых экспертов, можно подразделить на: 1) «политическую и экологическую" — 2) «азиатскую эмиграцию», природа которой связанна с аграрным перенаселением, конкуренцией на рынке труда в результате высокого естественного прироста населения и рабочей силы, и катастрофическим спадом объемов производства и уровня жизни населения- 3) «европейскую эмиграцию», которая приобрела характер интеллектуальной миграции.

Рынок труда является производным от современного состояния экономики в целом, и, по нашему мнению, для его понимания и определения основных тенденций его становления и развития, представляется необходимым изучение и анализ основных макроэкономических факторов, которые можно подразделить на внешние и внутренние. К внешним макроэкономическим факторам в основном относятся факторы, оказывающие влияние на спрос рабочей силы на рынке труда. Определяющим макроэкономическим фактором, воздействующим на региональный рынок труда, как на систему, извне, в настоящее время является кризисный спад общественного производства, который ведет к циклической безработице. Особое значение имеет, во-первых, кризис старых (административно-командных) методов управления при переходе к новым рыночным формам хозяйствования, который совпал с циклическим кризисом, связанным с необходимостью замены морально и физически изношенного оборудования и технологий.

Анализ таких макроэкономических условий, как демографическая ситуация, миграция, образование и подготовка кадров, которые являются как бы внутренними факторами, непосредственно влияющими на ситуацию на рынке труда, позволяет, в большей степени определять предложение рабочей силы, нежели спрос на него.

В Республике Дагестан в отличие от России, где сальдо естественного прироста является отрицательным, сохраняется положительная тенденция роста численности населения, обеспечивающаяся за счет естественного прироста. За последние годы произошли существенные изменения в половозрастной структуре населения Дагестана. Обострение ситуации на рынке труда республики, которое наблюдаем за последнее десятилетие, объясняется не только экономическими причинами сокращения имеющихся рабочих мест, но и объективными демографическими факторами развития этого региона.

Другим наиболее важным фактором, воздействующим на рынок труда Дагестана, является фактор миграции населения. Во-первых, миграция увеличивает предложение рабочей силы при сложившемся достаточно высоком уровне незанятого населения и больших масштабах безработицы. Во-вторых, она увеличивает профессионально-квалификационную разбалансированность рынка труда. В-третьих, возрастание притока граждан — беженцев и переселенцев, при резком сокращении трудовой миграции местного населения за пределы республики, также усиливает напряженность на региональном рынке труда.

В числе факторов, оказывающих негативное воздействие на региональный рынок труда на современном этапе, следует особо выделить геополитическое положение Республики Дагестан, сложившееся после распада СССР. Приграничные, соседние государства и регионы, как и РД, характеризуются традиционной трудоизбыточностью. Низкий уровень жизни и оплаты труда при высокой степени безработицы вызывают отток из них части трудовых ресурсов в Дагестан в поисках работы. Экономические мигранты, создавая конкуренцию на местном рынке труда, способствуют снижению уровня и без того низкой стоимости рабочей силы.

В настоящее время, для решения проблемы повышения занятости необходимо: разработать специальную целевую программу по созданию рабочих мест на период до 2010 года, с финансированием из средств федерального, и частично республиканского бюджетовстимулировать самозанятость, развитие фермерских хозяйств, малого предпринимательствавсемерно содействовать миграции трудоактивного населения на работу в различные регионы России и зарубежьясоздание центров переподготовки кадров на базе учебных заведений, для обучения и профессиональной переподготовки безработного населения в соответствии с потребностями рынка трудаактивизировать связь между работодателями и безработными через территориальные органы занятости, или путем создания специальной службы, по предоставлению информации об имеющихся вакансиях по самым разным каналам СМИ (печать, телевидение, радио и др.) в различных регионах страны и зарубежья.

Все перечисленные меры направлены на увеличение занятости населения в регионе. Однако это требует дополнительных финансовых вложений, острую нехватку в которых испытывают все отрасли экономики региона. Поэтому на данном этапе развития, решение проблем занятости и безработицы посредством содействия миграции избыточных трудовых ресурсов в различные регионы России и за ее пределы, является одним из наиболее перспективных направлений снижения напряженности на региональном рынке труда, и для Республики Дагестан имеет больше положительных моментов, чем отрицательных.

Главная цель управления занятостью состоит в обеспечении взаимодействия механизмов государственного регулирования и саморегуляции, направляющих, во-первых, движение трудовых ресурсов и рабочих мест в сторону совпадения и взаимного удовлетворения, во-вторых, общественные отношения между трудоспособными людьми, работодателями (хозяйствующими субъектами) и государством в сторону сближения интересов. Успех продвижения к данной цели определяется эффективностью системы управления, ее координирующим и стимулирующим потенциалом. Эффективность системы управления напрямую зависит от умения правильно прогнозировать возможные изменения в сфере занятости, в спросе на рабочую силу, что является наиболее важным в принятии дальнейших наиболее верных и целесообразных решений на пути достижения этих целей.

Выполненные на основе экономико-математической модели прогнозирования спроса на рабочую силу, с использованием факторного анализа, расчеты позволяют делать следующие выводы: эконометрические модели линейного типа могут быть использованы для выявления корреляции ВРП от факторов инвестиций в экономику Дагестана, динамики занятости, динамики производительности трудана основе полученных данных можно экономически истолковать такие важнейшие экономические характеристики, как предельная эффективность показателей-факторов, изокванта, предельная норма заменяемости, коэффициент эластичности.

Прогнозные данные, полученные на основе применения экономико-математической модели, позволяют сделать вывод, что изменение ситуации в сфере занятости и безработицы на ближайшие годы будет незначительным, т. е. вероятность выхода из критической ситуации, сложившейся на рынке труда Республики Дагестан и в экономике в целом, невелика.

Безработица негативно отражается не только на экономике республики, но и на социальной сфере, способствуя ухудшению демографической ситуации в регионеросту преступностинравственной и психологической деградации застойных безработныхи что не менее важно — способствует утрате работниками квалификации и профессиональных навыков.

Одним из эффективных путей выхода из нынешней неблагополучной ситуации на рынке труда, по нашему мнению, может стать экспорт нашей рабочей силы в другие страны. Главное преимущество состоит в том, что постоянный поток выезжающих и возвращающихся позволит «пропустить» граждан Республики Дагестан, причем наиболее активную часть, через зарубежные рынки труда. Опыт государств, давно экспортирующих рабочую силу, показывает, что человек, вернувшийся из-за рубежа, обычно уже по-другому смотрит на условия труда, на уровень заработной платы, на профессиональные возможности, на свою карьеру.

Экспорт рабочей силы — общепринятое и широко распространенное явление в нынешней мировой практике, один из наиболее действенных факторов формирования мирового рынка труда. Обычно трудовая миграция за пределы страны развивается на основе: межправительственных соглашенийиндивидуальной инициативы самого работникарекомендаций посреднических коммерческих фирмнелегальных каналов. Однако процесс миграции населения Республики Дагестан развивается в большей степени стихийно.

В настоящее время миграция рабочей силы региона принимает все более широкие масштабы. Поэтому в ближайшее время необходимо принять конкретные меры по расширению и созданию благоприятных условий для более полного удовлетворения потребностей жителей республики в трудоустройстве за пределами России. Для организации этого процесса, прежде всего, необходимо создать условия для вывоза рабочей силы, путем образования инфраструктуры трудового посредничества, создания и лицензирования организаций и фирм на территории Республики Дагестан, специализирующихся на поставке трудовых ресурсов за рубеж, а также устранения преград связанных с неповоротливостью паспортно-визового механизма и проведения взвешенной региональной политики в данном направлении. Возможно также налаживание каналов тесного сотрудничества с организациями-поставщиками рабочей силы за рубеж, которые действуют в различных регионах страны.

За счет эмиграции работников республика получит дополнительную выгоду, так как при этом в определенной мере решается проблема занятости, безработицы, осуществляется экономия на затратах на подготовку и переподготовку персонала, повышения квалификации работников. Поэтому регулирование процессов внешней трудовой миграции и всемерное содействие трудоустройству наших специалистов за рубежом в условиях хронической безработицы и экономического спада призваны облегчить ситуацию, сложившуюся на рынке труда республики и, тем самым, спасти научный и профессиональный потенциал.

Современная экономическая ситуация диктует необходимость повышения эффективности социальной политики, концентрации усилий на решении наиболее острых социальных проблем, выработки новых механизмов реализации социальной политики, обеспечивающих более рациональное использование финансовых и материальных ресурсов.

Приоритетными направлениями государственной политики региона в области содействия занятости населения в настоящее время являются: развитие трудовых ресурсовобеспечение равных возможностей всем гражданам региона независимо от национальности, пола, возраста, социального положения, политических убеждений и отношения к религии в реализации права на добровольный труд и свободный выбор занятостисоздание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человекаподдержку трудовой и предпринимательской инициативы граждан, осуществляемой в рамках законности, содействие развитию их способностей к производительному, творческому трудуобеспечение социальной защиты в области занятости населения, проведение специальных мероприятий, способствующих обеспечению занятости граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работыпредупреждение массовой и сокращение длительной безработицыпоощрение работодателей, сохраняющих действующие и создающих новые рабочие места, прежде всего, для граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работысочетание самостоятельности органов местного самоуправления в обеспечении занятости населения с согласованностью их действий при реализации мероприятий, направленных на повышение занятости населениякоординацию деятельности в области занятости населения, включая инвестиционно-структурную политику, социальное обеспечение, регулирование роста и распределение доходов, деятельности по другим направлениям экономической и социальной жизникоординацию деятельности государственных органов, профессиональных союзов, иных представительных органов работников и работодателей в разработке и реализации мер по обеспечению занятости населения и контроля за нимиобеспечение занятости в местах проживания коренных малочисленных народов с учетом их национальных и культурных традиций, а также исторически сложившихся видов занятостимеждународное сотрудничество в решении проблем занятости населения, включая вопросы, связанные с трудовой деятельностью граждан Республики Дагестан за пределами территории Российской Федерации и иностранных граждан на территории республики, соблюдение международных трудовых норм.

Эффективное осуществление мероприятий по перечисленным приоритетным направления социальной политики государства в области занятости населения, требует продолжения реформ в сфере внешней трудовой миграции, как для граждан иностранных государств, въезжающих на территорию Республики Дагестан в качестве трудящихся-мигрантов, так и для населения региона, выезжающих на работу за рубеж.

Регулирование внешнетрудовой миграции, путем осуществления контроля за целесообразностью привлечения и использования иностранной рабочей силы, направленное на защиту регионального рынка труда, обеспечение приоритетного права граждан региона на занятие трудовых вакансий, а также организация и управление работой по совершенствованию и развитию форм и методов государственного содействия в трудоустройстве граждан региона за границей, является одним из самых перспективных направлений повышения занятости населения и снижения уровня безработицы в Республике Дагестан.

Проведение дальнейших реформ в социальной сфере с целью достижения значительных позитивных результатов в области повышения занятости населения, сокращения безработицы, существенного улучшения уровня и качества жизни населения Республики Дагестан, характеризующегося предельно низкими показателями уровня жизни, доходов и занятости, высоким уровнем безработицы, не будет эффективным и полноценным без осуществления продуманной миграционной политики, в отношении лиц, въезжающих на территорию Республики Дагестан и выезжающих за ее пределы, в качестве трудовых мигрантов.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Л.И. Назревшие перемены. Социальные приоритеты и механизмы экономических преобразований в России. Доклад ИЭ РАН. // Вопросы экономики. 1999. № 6. С. 4 67.
  2. П.Г. Трансформация механизма управления процессами распределения трудовых ресурсов в регионе // Региональный вестник молодых ученых. М: ДНЦ РАН- СМУР. 2003. № 1. С. 9 — 11
  3. П.Г. Экономическая характеристика трудовых ресурсов Республики Дагестан. // Вестник молодых ученых Дагестана. Махачкала: ДНЦ РАН- СМУД. 2003. № 3/1. С. 27 — 28
  4. А.Н. Россия в международной миграции населения // Народонаселение. М. 2002. — № 1. — С.74−79.
  5. Г. Г. Старение населения и приоритеты социальной политики в переходной экономике // Региональные аспекты социальной политики.- Махачкала. Выпуск I. 1999. С. 94 96.
  6. К.Р. Математические методы и модели в экономике.- Махачкала: ДГУ. 2000.
  7. У.Ш. Молодежь и рынок труда: проблемы и перспективы трудоустройства // Региональные аспекты социальной политики. Махачкала. Выпуск I. 1999. С. ЗО — 34.
  8. В. Население Дагестана. Махачкала: Региональный центр этнополитических исследований при Дагестанском научном центре РАН. 1999.
  9. B.C. Азиатская Россия на рубеже XX XXI вв.: Миграционные факторы развития // Исторический опыт освоения Дал. Востока. — Благовещенск, 2001. — Вып.4. — С.53−59.
  10. Г. Н. Государственное регулирование и системное моделирование миграционных процессов в России: Монография / Министерство образования РФ, Омский гос. техн. ун-т. Омск: Изд-во ОмГТУ, 2001. 471 с.
  11. .П., Курилина Е. В., Варшавская Н. Е., Чумарина В. Ж. О развитии демографических процессов в Российской Федерации // Вопросы статистики. 1999. № 10. С. ЗО 38.
  12. Е.В. Государственное регулирование трудовой миграции. Диссертация на соискание ученой степени к.э.н. М. 1996.
  13. А.Г. Население и рабочая сила в Российской Федерации. Тенденции и перспективы // Вопросы статистики. № 10. 1999. С. 56 60.
  14. Вопросы экономики. 1997. № 4. С. 101 103.
  15. Н.В. Региональная организация миграции населения в сибирских условиях / Отв. ред. Рященко C.B.- РАН. Сиб. отд-ние, Ин-т географии. Новосибирск: Наука, 2001. — 157 с.
  16. С.А. О положении в России жителей Чечни, вынужденно покинувших ее территорию / Правозащитный центр «Мемориал», Сеть «Миграция и право». М.: Валент, 2002. — 87 с.
  17. М., Багомедов М. Рынок: инфраструктура и финансовая устойчивость экономики Дагестана // Вопросы экономики. 1999. № 10. С. 125 -128.
  18. О.И. Социальная адаптация коллективов промышленных предприятий региона к рыночным условиям хозяйствования // Региональные аспекты социальной политики. Махачкала. Выпуск I. 1999. С. 60 — 63.
  19. Р.Б. Я унес Россию: Апология эмиграции в 3-х т. (Пре-дисл., с.5−21, и развернутый указ. имен О. Коростелева). М.: Б.С.Г.-пресс, 2001. -Т.1: Россия в Германии. — 354 с. Т.2: Россия во Франции. — 518 с. Т. З: Россия в Америке. — 494 с.
  20. Дагестан 2002. Статистический ежегодник. — Махачкала: Госкомстат РД. 2003.
  21. Демографический ежегодник. 2002 год. Махачкала: Госкомстат РД. 2003.
  22. В.М. Региональные особенности развития рыночных форм занятости населения // Региональные аспекты социальной политики. Махачкала. Выпуск I. 1999.
  23. Ю.П., Лапин H.H. Социальная значимость факторов вынужденной миграции//СоцИс: Соц. Исслед. -М., 2001. -№ 1. С.92−96.
  24. Н. Молодежь на рынке труда // Вопросы экономики. 1998. № 5. С. 81 -90.
  25. O.A. Интеллектуальная миграция России: Ближнее и дальнее зарубежье. М.: Гном и Д: Центр полит, информ., 2002. — 126 с.
  26. .Г., Маслова Т. Ф., Шаповалов В. К. Интеграция вынужденных мигрантов в местное сообщество: опыт практической и исследовательской деятельности / Сев.-Кав. гос. техн. ун-т и др. Ставрополь: Ставро-польсервисшкола, 2002. — 425 с.
  27. . Эмиграция в дальнее зарубежье // Население и общество. Информационный бюллетень Центра демографии и экономики человека ИНП РАН. М., 2001. — № 58. — 4 с.
  28. .А. Миграции в России старые и новые тенденции. — М.: Институт народнохозяйственного прогнозирования РАН. Научный доклад.
  29. .А. Трудовая миграция: плюсов больше, чем минусов: (Беседа с зав. лаб. миграции Ин-та народнохоз. прогнозирования РАН Ж. Зайончковской) // Человек и труд. М., 2001. — № 11. С. 18−20.
  30. М.М. Миграционные процессы в России и на постсоветском пространстве. Саратов: Аквариус, 2001. — 178 с.
  31. С., Конева Г. Социально-экономическое положение Республики Дагестан. Махачкала: Комитет РД по государственной статистике. 1995.
  32. Иммиграционная политика западных стран: Альтернативы для России / Под ред. Г. Витковской- Междунар. орг. по миграции Моск. исслед. программа по миграции. М.: Гендальф, 2002. — 264 с.
  33. В.А. Время великих кочевий: Международная миграция населения и развитие России // Дружба народов. М., 2001. — № 4. — С. 118 127.
  34. Г. В. Основные принципы социально-психологической адаптации беженцев // Вестн. ун-та / Гос. ун-т упр. Сер.: Социология и управление персоналом. -М., 2001. -№ 1. С.119−122.
  35. Г. В. Формирование подхода Российской Федерации к вопросу социально-психологической адаптации беженцев // Вестн. ун-та / Гос. ун-т упр. Сер.: Социология и управление персоналом. М., 2002. — № 1. — С.124−133.
  36. И.Т. Кризис идентичности как фактор миграционных процессов на постсоветском пространстве // Восток: Афр.-азиат, о-ва: история и современность. М., 2001. — № 6. — С.75−92.
  37. Ю.Д. Иностранные рабочие в Западной Европе: 60-е -начало 70-х гг. М.: Наука. 1976.
  38. Когда не кормят свою науку, кормят чужую // Аргументы и факты. 1997. № 50.
  39. В. Как управлять миграцией в России // Экономист. М., 2002. — № 2. — С.75−82.
  40. Г. А. Русский Бостон = Russian Boston / Под ред. М.Н.Губогло- Вступит, стат. С. К. Смирновой, с.7−24.- РАН, Центр по изучению межнациональных отношений Ин-та этнологии и антропологии им. Н.Н.Миклухо-Маклая. М.: ИЭА, ЦИМО, 2002. — 308 с.
  41. А.Г., Подарванова Ю. А. Оценка межрегиональных переходов населения с учетом возраста // Проблемы прогнозирования. М., 2002. — Вып.З. — С.109−124.
  42. Л. Миграция и мигранты // Человек и труд. М., 2001. -№ 8. — С.61−64.
  43. Е., Тюрюканова Е. Интеллектуальная миграция // Экономист. 1999. № 3. С. 69 75.
  44. А.Е. Миграционные проблемы в современной России // Социол. исслед. -М., 2002. -№ 9. С.137−138.
  45. С.Г. Прогнозирование спроса на рабочую силу // Вопросы статистики. № 7. 2000.
  46. В.В. Особенности национальной безработицы // Работы сегодня. 1999. № 3
  47. Курата Юка. Российские эмигранты в Японии: (Ст. из Японии) // Ист. опыт освоения Дальнего Востока. Благовещенск, 2001. — Вып.4. -С.178−184.
  48. В. Проблемы реальной экономики на фоне финансовых кризисов // Экономист. 1999. № 3. С. З 11.
  49. Л.И. Российские студенты за рубежом: перспективы возвращения // Население и общество. Информационный бюллетень Центра демографии и экологии человека ИНП РАН. М., 2002. — № 64. — 4 с.
  50. Л.И., Тюрюканова Е. В. Российские студенты за рубежом: перспективы возвращения в Россию / РАН, ИНП, ИСЭПН. М.: Страховое ревю, 2002. — 140 с.
  51. В.В. Рабочий класс и современный мир. М. 1982. 169с.
  52. А.Л. Теоретические аспекты миграции населения // Народонаселение. -М., 2001. -№ 1. С.132−146.
  53. Миграционная ситуация в городской местности России к началу XXI века / РАН, Ин-т соц.-полит. исслед. М.: ИСПИ, 2001. — 38 с.
  54. Миграция в России: Проблемы правого обеспечения: Сб. науч. ст. / Саратовский юридич. ин-т МВД России. Саратов, 2001. 286 с.
  55. Миграция населения. Вып.2: Трудовая миграция в России. Приложение к журналу «Миграция в России». М., 2001. — 191 с.
  56. Миграция населения. Вып. З: Международная миграция / Автор: Ионцев В. А. Приложение к журналу «Миграция в России». М., 2001. -112с.
  57. Миграция населения. Вып.4: Система иммиграционного контроля/ Авторы: Т. М. Регент, Ю. А. Архипов. Приложение к журналу «Миграция в России». М., 2001. — 160 с.
  58. Миграция населения. Вып.5: Стадия миграционного процесса / Авт. Л. Л. Рыбаковский. Приложение к журналу «Миграция в России». — М., 2001.- 160 с.
  59. Миграция населения. Вып.6: Миграционная политика. Приложение к журналу «Миграция в России». М., 2001. — 176 с.
  60. Мир в зеркале международной миграции: Сб. статей. / Гл. ред. В. А. Ионцев. М.: МАКС Пресс, 2002. — 408 с. — (Науч. серия «Международная миграция населения. Россия и современный мир- Вып. 10)
  61. Ф.И., Гаджимагомедова З. К. Миграционные настроения студенческой молодежи // Вестник ДГУ. Махачкала. Выпуск 5. 1999.
  62. Н. Внутрироссийская миграция: Новая старая картина? // Население и общество. Информационный бюллетень Центра демографии и экологии человека ИНП РАН. М., 2002. — № 67. — 4 с.
  63. В.А., Носов А. Г. Россия и миграция. История, реальность, перспективы. М.: Прометей, 2002. — 328 с.
  64. В.М. Динамика миграционной активности населения в современной России // Вестник Моск. ун-та. Сер.6: Экономика. М., 2001. — № 4. — С.64−84.
  65. В.М., Чудиновских О. С. Введение в изучение внутренней миграции // Рос. демографический журнал. М., 2001. — № 1. — С.22−43.
  66. Московская городская программа регулирования миграции на 2002−2004 годы / Правительство Москвы. Ком. по делам миграции. М.: Б.И., 2001. — 72 с. 68. МЭиМО. 1998. № 5.
  67. И.М. О проблемах миграций населения // Из истории народов Сев. Кавказа. Ставрополь, 2001. — Вып.4. — С.126−131.
  68. С.Д., Попов А. Н., Колониченкова C.B. Миграция и спорт / Рос. гос. акад. физ. культуры. М., РГАФК, 2002. — 99 с.
  69. Независимый голос России: Региональный журнал. 1999. -№ 6 (октябрь). — 36 с.
  70. Е.И. Китайская иммиграция: Политика Российской империи и США (2-я пол. Х1Х нач. XX в.) // Россия и АТР. — Владивосток, 2001. -№ 3. — С. 111−118.
  71. В. Как живет «человек без статуса»? Дела и заботы вынужденных переселенцев / Записала Н. Долгушина // Рос. Федерация сегодня. -М., 2001. -№ 20. -С.18−19.
  72. А., Лубков А. Основные направления реформирования заработной платы // Экономист. 1999. № 4. С. 38 43.
  73. А. Эмиграция и Россия // Дал. Восток. Хабаровск, 2001.-№ ¾.-С.258−268.
  74. O.A., Кириченко М. М. Вынужденные переселенцы на Кубани: институциональная перспектива управления / Ин-т «Открытое общество», Центр поддержки развития местных сообществ Кубан. гос. ун-та. -Краснодар: КубГУ, 2001. 147 с.
  75. A.A. Иммиграционный бум. Где решение проблемы? // Международная жизнь. М., 2002. — № 12. — С.79−88.
  76. Основы внешнеэкономических знаний. М. 1990. 130 с.
  77. Отчеты о трудоустройстве населения 1993 2002 гг. — М: Федеральная служба занятости.
  78. В. Из нового Зарубежья в Россию: (О миграции) // Человек и труд. — М., 2001. — № 9. С.32−34.
  79. И., Хахулина JI. Неформальная вторичная занятость: масштабы, структура // Экономические и социальные перемены: мониторинг общественного мнения. 1997. № 6.
  80. Э.П. Международная миграция рабочей силы в капиталистической системе мирового хозяйства // Вопросы статистики. 1998. № 6. С.28−36.
  81. Т.Н. К вопросу постановки проблемы «Миграционные процессы в контексте российско-германских отношений в 1870-е 1920-е гг.» // Вестник Ставроп. ун-та. — Ставрополь, 2002. — Вып. 30. — С.29−36.
  82. Постановление Правительства РФ от 05.11.1995 года № 1095 «Положение о лицензировании деятельности, связанной с трудоустройством граждан Российской Федерации за границей»
  83. Т. Миграция в Россию из бывших республик СССР сокращается // Азия экономика и жизнь. Июль, 1998. № 26 (154)
  84. Регионы России. Социально-экономические показатели. М.: Госкомстат России. 2003.
  85. Российский статистический ежегодник. 2003. М: Госкомстат России, 2003.
  86. Россия Казахстан: фронтьерские миграции. Сб. научн. трудов / Под общей редакцией Ж. А. Зайончковской и М. Н. Сдыкова. — М., Уральск: ООО «Римотек», 2002. — 236 с.
  87. Н.Ф. «Лишние» люди в странах капитала. М.: Политиздат. 1981. 49 с.
  88. C.B. Влияние миграции на социально-экономическое развитие Европы: Современные тенденции. Ставрополь: Кн. изд-во, 2001. -542 с.
  89. C.B. Демографическая ситуация на Северном Кавказе // СоцИс: Соц. исслед. M., 2002. — № 1. — С.77−86.
  90. C.B. Опыт и проблемы регулирования миграционных потоков в странах Западной Европы / РАН, Ин-т социал.-полит. исслед., Центр соц. демографии. М.: ИСПИ, 2001. — 71 с. — Библиогр.: С.70−71.
  91. C.B. Роль миграции в демографическом развитии Западной Европы // Народонаселение. М., 2001. — № 2. — С.53−64. — Библиогр.: С. 64.
  92. C.B. Трудовая миграция в Ставропольском крае // Народонаселение. М., 2002. -№ 1. С.93−103.
  93. И.В. Российская эмиграция (1917−1939): сравнительно-типологическое исследование / Федеральная архивная служба России, Всерос. НИИ документоведения и арх. дела. Тверь: Золотая буква, 2002. -429 с.
  94. B.JI. Структура этнокультурной адаптации мигрантов // Ист. опыт освоения Дал. Востока. Благовещенск, 2001. — Вып.4. — С.92−96.
  95. К. Трудовая миграция: панацея от безработицы? М.: Институт Экспертизы Рынков и Содействия Инвестициям. 1999.
  96. H.A. Иммиграция 1990-х годов в Израиль: некоторые особенности // Восток: Афр.-азиат.о-ва: история и современность. М., 2002. -№ 3. -С.97−103.
  97. Синдяшкина Е. Н Неформальная занятость // Гарсия-Исер М.Х., Смирнов С. Н., Кашепов A.B., Бабушкина Т. А., Синдяшкина E.H. Рынок труда России. Москва. 1998 г.
  98. Н., Четвернина Т. Масштабы безработицы в России и способы ее измерения // Вопросы экономики. 1999. № 11.
  99. Современные международные экономические отношения. Под ред. Любимова H.H. М.: Международные отношения. 1964. 368 с.
  100. A.A. История развития миграционных процессов на Ставрополье // Вестник Ставропольского института им. Чурсина. 2002. -Вып.2. — С.57−61.
  101. Я.Р. Миграционные процессы в России (конец 1990-х годов) // Россия и современный мир. М., 2001. — № 4. — С.160−169.
  102. JI. Международная миграция и социально-экономическое развитие // МЭиМО. 1998. № 7.
  103. Тенденции в области миграции в странах Восточной Европы и Центральной Азии. Обзор за 2001−2002 годы. М.: Международная организация по миграции, 2002. — 220 с.
  104. Теоретико-методологические основы изучения миграции населения // Человек и труд. 1997. № 3. С. 10.
  105. А. История депортации народов России // Рос. демографический журнал. М., 2002. — № 1. — С.58−65.
  106. В.В., Семеркова JI.H. Маркетинг рабочей силы. М. 1998.
  107. A.B., Малаха И. А. Миграция высококвалифицированных кадров // Народонаселение. М., 2002. — № 2. — С.62−76.
  108. В.И. Гипермиграция «Юг-Север» // Ближний Восток и современность. М., 2000. — Вып.9. — С.6−19.
  109. И. Мерседес по цене Фольксваген // Иностранец. 1998. № 28.
  110. И., Малаха И. Надо ли бояться утечки умов? // Миграция. 1996. № 1.
  111. Ю. Доходы и занятость населения // Доклад о развитии человеческого потенциала в РФ за 1998 г. Москва. С. 27 — 43.
  112. В.Н. Демографическая ситуация и трудовая миграция российских граждан за рубеж // Менеджмент в России и за рубежом. М., 2001. -№ 5. — С.29−38.
  113. В.В. Миграционная политика правительства Российской империи в первую мировую войну // Человек, общество, право. Самара, 2001. -Вып.З. — С.84−94.
  114. Д.И. Формирование и совершенствование инфраструктуры трудового посредничества в регионе. Диссертация на соискание ученой степени к.э.н. Иркутск. 1997. 193 с.
  115. Л.Г. Миграция самодеятельного населения: формы, направления, государственное регулирование // Внешнеэкон. бюлл. М., 2001. -№ 4. — С.57−63.
  116. .С., Чапек В. Н. Международная миграция рабочей силы в капиталистической системе мирового хозяйства. М. 1999. 133 с.
  117. И.Н. Как противостоять нелегальной миграции? // Вопр. экономики. М., 2001. — № 9. — С.141−150.
  118. И.Н. От иммиграционного контроля к управлению миграционными процессами // Мировая экономика и междунар. отношения.-М., 2001.-№ 10. С.23−33.
  119. О., Денисенко М., Донец Е. Миграционные намерения выпускников высших учебных заведений: методика проведения и основные результаты выборочного обследования. М.:МАКС Пресс, 2003. — 116с.
  120. Н. О консенсусе в российской экономике и социальной политике // Вопросы экономики. № 8. 1999. С. 49 63.
  121. A.A. Миграция в России // Региональная экономика. -СПб., 2001. -№ 1. -С.118−122.
  122. И.П. Миграционная политика в России в 1914—1922 гг.. -Смоленск: СГПУ, 2000. 316 с.
  123. Экономика и жизнь. 1997. № 21. С. 46 51.
  124. Экономика и жизнь. 1997. № 21. С. 46 51.
  125. Эмиграция и репатриация в России / В. А. Ионцев, Н. М. Лебедева, М. В. Назаров, А. В. Окороков. М.: Попечительство о нуждах российских репатриантов, 2001. — 490 с.
  126. Д.Б. Занятость населения в Дагестане: проблемы и поиски решений // Региональные аспекты социальной политики Махачкала. Выпуск I. 1999.
  127. Demographic Yearbook. 1977. р, 68 69.
  128. Lawry I. Migration and Metropolitan Growth: Two Analytical Models. Francisco. 1966.
Заполнить форму текущей работой