Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Тенденции развития современного регионального образования в Республике Татарстан

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Нами были рассмотрены основные направления модернизации образования в Республике Татарстан в современный период, среди которых: развитие национальной школы на основе создания родной языковой среды, приоритета общечеловеческих и учета национально-региональных ценностейиспользование инноваций в региональном образовании, включающее деятельность инновационных учреждений, обновление содержания… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретико-методологические аспекты изучения особенностей регионального образования
    • 1. 1. Методологическое обоснование определения основных тенденций развития регионального образования
    • 1. 2. Теоретические основы изучения образования в регионах России в современный период
    • 1. 3. Региональная образовательная политика Республики Татарстан как субъекта Российской Федерации в 1990—2010 гг.
  • Выводы по главе 1
  • Глава 2. Основные тенденции развития регионального образования в Республике Татарстан в период 1990—2010 гг.
    • 2. 1. Модернизация образования на основе приоритета общечеловеческих ценностей в структуре национальной культуры Республики Татарстан
    • 2. 2. Совершенствование национально-регионального компонента содержания образования в контексте диалога культур
    • 2. 3. Создание современной системы непрерывного регионального образования и ее ориентация на региональный рынок труда
  • Выводы по главе 2

Тенденции развития современного регионального образования в Республике Татарстан (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Модернизационные процессы, охватившие Россию в начале 1990;х гг., оказали существенное влияние на развитие системы образования в стране. Анализ становления образования в РФ и ее регионах позволяет наиболее полно представить ведущие тенденции развития российской системы образования, которые, в частности, характеризуются такими разнонаправленными процессами, как глобализация, предполагающая интеграцию российского образования в европейское образовательное пространство, и регионализация, которая учитывает образовательные и культурные потребности и возможности регионов.

Основой для создания концепций регионализации образования служит идея дифференциации образовательных систем в зависимости от географических, экономических, политических, национальных, этнокультурных, языковых особенностей развития конкретного региона. Соответственно актуализируются проблемы обеспечения понимания и интерпретации культурных традиций народов, населяющих Россию, воспитания уважения к их истории и традициям, толерантного сознания, формирования представлений о многообразии и самоценности этнокультур.

В процессе интеграции российского образования в мировое образовательное пространство возникает необходимость определения места национально-регионального компонента в образовательных программах в средней школе и высшем образовании. Актуальность приобретает поиск оптимального баланса общефедеральных, национально-региональных и локальных компонентов содержания образования.

Образование в такой многонациональной стране, как Россия, едва ли может быть единообразным, поэтому региональные образовательные системы могут характеризоваться определенными особенностями. Создание национальных школ продиктовано социально-экономическими, политическими и культурными изменениями, происходящими в полиэтничных регионах, поэтому закон «Об образовании» (1992) предусматривает наличие федерального, национально-регионального и школьного компонентов.

В последние годы активизировалась разработка методологии регионализации образования, предполагающая относительно самостоятельное развитие локальных образовательных систем, выделение их специфических национальных, языковых, культурных и этнических особенностей. Выполнен ряд педагогических и историко-педагогических работ по регионализации образования (М. В. Богуславский, Л. М. Андрюхина, В. М. Возница, И. Э. Гайлис, Э. Д. Днепров, И. А. Журавлева, И. С. Кобозева, М. И. Лахтина, О. А. Леонова, Ли Пин, О. А. Лоншакова, Л. В. Моисеева, В. Б. Помелов, Я. И. Хан-биков, Д. С. Ягафарова и др.) — по изучению различных аспектов национально-регионального компонента в учебно-воспитательном процессе (В. Г. Гай-фуллин, Е. Г. Демьянова, И. Ю. Павлова, В. И. Порошин, В. Б. Тотров и др.) — по развитию и сохранению национального образования и национальной культуры (М. Т. Аминов, М. Г. Гатауллина, М. С. Кантор, 3. Г. Нигматов, Е. В. Махова, Д. С. Ткаченко, Г. Ф. Хасанова, Ф. Ф. Харисов, Ф. Г. Ялалов и др.). Указанные исследования определили возникновение новых научных направлений — педагогической регионалистики и историко-педагогической регионалистики, изучающих локальные образовательные системы регионов, в том числе в историческом плане, выделяющих особенности их развития и ценностные составляющие этих систем.

В центре нашего исследования находится образовательная система Республики Татарстан. В этом регионе Российской Федерации имеют место многонациональный состав населения, двуязычие, сосуществование двух мировых религий — христианства и ислама, сочетание национальных татарских и русских особенностей, общероссийских и региональных традиций. В экономическом отношении Республика Татарстан (далее — РТ) является одним из наиболее развитых промышленных регионов России, центром нефтяной и нефтеперерабатывающей промышленности. Высокие темпы развития данного региона служат экономической основой для ускоренного развития системы образования РТ, целью которой является обеспечение республики и всей страны высококвалифицированными профессиональными кадрами, образованными, культурными гражданами.

Исследование проблем регионального (в том числе национального) образования приобретает особую актуальность в РТ в связи с особенностями многонационального и многоконфессионального состава данного субъекта Российской Федерации. Особенностями национального состава является проживание на территории республики 52,9% татар, 39,5% русскоязычного населения, и 7,6% других национальностей (марийцев, удмуртов, башкир, мордвы, чувашей, немцев), стремящихся сохранить свое этнокультурное своеобразие для поддержания этнической самоидентификации.

После подписания в 1990 г. «Декларации о государственном суверенитете Татарстана» татарский народ получил право политического оформления своей национальной идентичности, а также восстановления этнокультурного образовательного пространства. В последние десятилетия на территории РТ создана национальная школа, ориентированная на национальные и языковые особенности населяющих регион народов, на возрождение народной педагогики и осуществление воспитания на этнопедагогической основе. Ведется поиск оптимального сочетания национального и общечеловеческого в содержании обучения и воспитания молодежи при сохранении единого образовательного пространства РФ, достижении баланса интересов федерального центра и региона.

Таким образом, актуальность исследования вызвана наличием ряда противоречий между: объективной потребностью в научном осмыслении тенденций развития регионального образования и недостаточной разработанностью в современной педагогике системных исследований, позволяющих охарактеризовать целостную картину развития регионального образованияпопытками формирования единого российского образовательного пространства в условиях вхождения России в Болонский процесс, и потребностями народов, населяющих Россию, в изучении истории и культуры родного края, в повышении духовного и образовательного уровня современной молодежи на основе национальной культуры;

— формированием современной системы непрерывного образования РФ, и необходимостью совершенствования ее структуры и содержания с учетом особенностей Республики Татарстан.

В связи с вышеизложенными противоречиями проблема исследования заключается в раскрытии основных тенденций развития современного регионального образования в целях определения возможностей оптимального функционирования региональных образовательных систем на основе баланса интересов регионов и федерального центра.

Актуальность рассматриваемой проблемы, ее недостаточная разработанность послужили основанием для определения темы диссертации: «Тенденции развития современного регионального образования в Республике Татарстан».

Целью исследования является выявление и характеристика основных тенденций развития регионального образования в Республике Татарстан и их влияния на процесс модернизации региональной системы образования в настоящее время.

Объектом исследования является региональное образование Республики Татарстан как субъекта РФ.

Предметом исследования являются основные тенденции процесса развития регионального образования в Республике Татарстан в 1990;2010 гг.

Объект, цель и гипотеза исследования определили задачи исследования:

1. Проанализировать теоретико-методологические основания развития регионального образования.

2. Выявить ведущие тенденции развития регионального образования в Республике Татарстан в 1990;2010 гг.

3. Охарактеризовать особенности региональной образовательной политики Республики Татарстан как субъекта РФ.

4. Определить основные направления модернизации образования в Республике Татарстан в современный период с учетом историко-культурных особенностей региона.

5. Раскрыть специфику совершенствования национально-регионального компонента содержания образования в Республике Татарстан в современный период.

6. Рассмотреть особенности современной системы непрерывного регионального образования Республики Татарстан.

Методологическая и теоретическая основа исследования включает следующие идеи и положения:

— идея диалектического развития окружающего мира, предполагающая целостное и всестороннее рассмотрение явлений в их развитии и взаимосвязи (единство анализа и синтеза, содержания и формы государственной образовательной и региональной образовательной политики);

— идея единства общечеловеческого, национального и индивидуального;

— положения системного подхода о взаимосвязи и взаимообусловленности развития образовательных систем (В. П. Беспалько, М. А. Данилов, Ф. Ф. Королев, Т. А. Ильина);

— теоретические основы культурологического подхода в образовании (М. М. Бахтин, В. С. Библер, Е. В. Бондаревская, М. С. Каган), концепция поликультурного образования народов РФ как одно из направлений реализации культурологического подхода (В. П. Борисенков, О. В. Гукаленко, Н. Д. Никандров, Д. В. Сажин) — идея диалога культур, этнической толерантности и формирования общероссийской идентичности (А. Д. Вислова, Т. П. Днепрова, 3. А. Жаде, Н. А. Победа, Т. А. Титова, Е. В. Хлыщева);

— положения цивилизационного подхода об исторически сложившихся локальных общностях, отличающихся особенностями социально-экономического и культурного развития (Н. Я. Данилевский, К. Н. Леонтьев, П. А. Сорокин, В. В. Розанов, Н. А. Бердяев) — положения аксиологического подхода о приоритетных педагогических ценностях в образовании и воспитании (В. П. Зинченко, Н. А. Бердяев, 3. И. Васильева, Б. С. Гершунский, 3. И. Равкин), о соотношении национальных и общечеловеческих ценностей (Н. М. Бадмахалгаева, Л. Б. Габдуллина, О. В. Салтыкова, Е. В. Махова, М. А. Никова, Г. И. Фазылзянова) — идеи создания образовательного пространства региона (Л. М. Андрюхина, В. М. Возница, И. Э. Гайлис, Э. Д. Днепров, Т. В. Иванова, М. И. Лахтина, О. А. Леонова, Н. А. Лоншакова, Л. В. Моисеева, В. Г. Новиков, И. В. Самохин) — научные основы формирования современной системы образования (Б. С. Гершунский, В. П. Борисенков, Э. Д. Днепров, И. А. Журавлева, М. С. Кантор, Д. С. Ткаченко) — теоретические вопросы содержания образования и образовательного процесса (В. И. Андреев, В. С. Данюшенков, В. И. Загвязинский, И. А. Исаев, И. Я. Лернер, В. С. Леднев, М. Н. Скаткин, В. А. Сластенин, П. И. Пидкасистый) — теоретические основы развития национального образования и формирования национально-регионального компонента содержания образования в различных регионах РФ (А. О. Дажы Чечена, Е. Г. Демьянова, Ю. В. Лазарев, О. В. Лебедева, Н. Г. Никифорова, И. Ю. Павлова, Т. А. Резяпова, Е. А. Ходырева) и идеи этнопедагогики (Н. С. Александрова, Г. Н. Волков, В. С. Ку-кушин, Я. И. Ханбиков) — идеи, отражающие особенности исторического развития отечественной системы образования (М. Г. Гатауллина, М. М. Гибатдинов, Р. Р. Исхаков, Н. В. Котряхов, Р. С. Мардашова, Г. В. Мухаметзянова, А. Г. Мухаметшин, В. Б. Помелов, М. 3. Тутаев, 3. Т. Шарафутдинов) — исследования общего состояния российского образования в историческом прошлом и в современный период (3. М. Багомедова, Г. И. Васин, Т. В. Гарнышева, А. М. Лябипова, М. А. Мурадисов, Г. И. Симонова) — педагогические идеи, касающиеся культуры и быта народов Татарстана (Н. М. Биктимиров, А. Ю. Хабутдинов, Ф. Ф. Харисов, Л. А. Харисова, Г. Ф. Хасанова, Ф. Г. Ялалов).

В своей совокупности эти работы позволили определить специфику современного этапа развития системы регионального образования и выявить современные тенденции ее развития на примере Республики Татарстан.

Для решения задач, поставленных в исследовании, был использован комплекс методов теоретического и эмпирического исследования: теоретический анализ и синтез, контент-анализ, систематизация (составление таблиц, диаграмм, обобщение опыта, схематические интерпретации), наблюдения, беседыспециальные методы исследования (историко-ретроспективный, ис-торико-генетический, историко-структурный).

Источниковедческой базой исследования послужили Законы РФ «Об образовании», «О высшем и послевузовском образовании" — Национальная доктрина образования в РФКонцепция модернизации российского образования на период до 2010 г.- Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 г.- Законы РТ «Об образовании», «О государственных языках РТ и других языках в РТ», «О молодежи и государственной молодежной политике в РТ" — Стратегия развития образования в РТ на 2010;2015 гг. «Килэчэк" — постановления правительств РФ и РТ, материалы Национального архива РТ, программно-методические документы, учебники и учебно-методические комплексы, школьная документация, материалы педагогической и общественной периодики.

Научная новизна работы состоит в следующем: обобщен опыт исследований в области развития регионального образованиявыявлены основные тенденции развития регионального образования в Республике Татарстан в 1990;2010 гг. (модернизация образования на основе приоритета общечеловеческих ценностей в структуре национальной культурысовершенствование национально-регионального компонента содержания образования в контексте диалога культурсоздание современной системы непрерывного регионального образования и ее ориентация на региональный рынок труда). Определены основные направления модернизации образования в Республике Татарстан, представляющие собой развитие национальной школы на основе приоритета общечеловеческих и учета национально-региональных ценностейиспользование инноваций в региональном образованиидостижение непрерывности регионального образованияформирование поликультурного образовательного пространства республики.

Теоретическая значимость проведенного исследования заключается в том, что конкретизировано и уточнено содержание понятия «региональное образование», трактуемое как образование, осуществляемое в рамках общегосударственной образовательной политики, посредством системы учреждений образования в регионе с учетом его географических, экономических, социокультурных характеристиксопровождающееся формированием определенной культурно-ценностной системы региона, включающей в себя совокупность универсальных ценностей и региональных ценностных приоритетов, проявляющихся в содержании образования и особенностях системы непрерывного образования в регионе.

На основе анализа историко-педагогического наследия выявлены особенности развития регионального образования в Республике Татарстан, а именно: наличие своеобразной богатой культуры татарского народа и взаимообогащение ее элементами русской культурыстремление татарского народа к сохранению национальной идентичности и языковой средысвязь воспитания татарского народа с мусульманской религиейразвитие национального образования малых народностей республики.

Результаты исследования дополняют и обогащают историю развития образования Республики Татарстан посредством введения в научный оборот малоизвестных архивных материалов (документов Наркомпроса ТАССР 1920;1940;х гг., статистических отчетов и материалов Министерства образования ТАССР 1950;1980;х гг.).

Практическая значимость исследования заключается в том, что содержащиеся в нем теоретические положения и выводы позволяют оптимизировать управление образованием этнических регионов, в частности, региональным образованием в Республике Татарстан. Материалы исследования позволили разработать план реализации национально-регионального компонента в учебно-воспитательном процессе Альметьевского государственного нефтяного института посредством кружковой деятельности, музейной деятельности (музея истории АГНИ и учебного музея истории и культуры народов Татарстана), работы вокальной, театральной, хоровой, танцевальной студий, досугово-оздоровительного центра, научно-исследовательской работы со студентами. Результаты исследования применяются при чтении лекций и проведении семинарских занятий регионального курса «История и культура народов Татарстана» в Альметьевском государственном нефтяном институте. Теоретические выводы и предложения могут быть использованы в общеобразовательных школах при изучении модуля «История Татарстана и татарского народа» в учебной дисциплине «История» и высших учебных заведениях при изучении курсов истории педагогики и образования Республики Татарстан.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивались целостным подходом к решению проблемы, методологической обоснованностью исходных теоретических положений исследования, использованием комплекса методов, адекватных предмету и задачам исследования, опорой на принципы историзма и объективности, использование современных методологических подходов к проблеме исследования.

Исследование проводилось в три этапа:

На первом этапе (2007;2008) — проводился теоретический анализ литературы по проблеме исследованияопределялись объект и предмет исследования, структуранамечалась программа работывыбиралась методология, определялись методы и понятийный аппарат.

На втором этапе (2008—2009) — велась разработка теоретических основ работы, проводился анализ архивных материалов, государственных документов, изучение учебных планов и программ, региональных учебников, выявлялись основные тенденции развития регионального образования в современный период.

На третьем этапе (2009;2010) — обобщались данные исследования, осуществлялись анализ и систематизация результатов исследования, формулировались выводы и оформлялся текст работы.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Теоретико-методологическими основаниями развития регионального образования являются: развитие региона как составной части образовательной системы РФвыделение в качестве системообразующего фактора государственной образовательной политикиположение о взаимосвязи общечеловеческих и национальных ценностейидея развития региона как определенной языковой, культурной, экономической единицырассмотрение процесса развития регионального образования с учетом формирования регионального образовательного пространства, развития национального образования, региональных особенностей в содержании образования, направлений региональной образовательной политики.

2. Ведущими тенденциями развития регионального образования в Республике Татарстан в современный период следует признать: модернизацию образования на основе приоритета общечеловеческих ценностей в структуре национальной культурысовершенствование национально-регионального компонента содержания образования в контексте диалога культурсоздание современной системы непрерывного регионального образования и ее ориентацию на региональный рынок труда.

3. Региональная образовательная политика Республики Татарстан, осуществляемая в рамках общегосударственной образовательной политики, имеет ряд особенностей, а именно:

— формирование сбалансированного типа региональной образовательной политики Республики Татарстанориентация на инновации в содержании и технологиях образованияувеличение значимости кадрового вопроса;

— направленность на сохранение этнокультурного наследия, развитие национальной культуры и традицийсоздание поликультурной модели образовательного пространства Республики Татарстан, ориентированной на развитие регионального образования в условиях двуязычияразвитие инфраструктуры образования Республики Татарстан с учетом приоритетности технического образования.

4. Основными направлениями модернизации образования в современный период в Республике Татарстан с учетом историко-культурных особенностей развития региона являются: развитие национальной школы на основе создания родной языковой среды, приоритета общечеловеческих и учета национально-региональных ценностейиспользование инноваций в региональном образовании, включающее деятельность инновационных учреждений, обновление содержания образования, информатизацию образования, использование новых технологийдостижение непрерывности в системе регионального образованияформирование поликультурного образовательного пространства Республики Татарстан в современный период в условиях государственного двуязычия.

5. Процесс совершенствования национально-регионального компонента содержания образования в современных условиях в Республике Татарстан развивается в двух основных направлениях: создание региональных учебных курсов, краеведческих модулей, региональных образовательных программпреемственность курсов национально-регионального компонента в общеобразовательных учреждениях и учреждениях профессионального образованиягармонизация баланса федеральных и региональных ценностей, ориентация на развитие диалога культур и идею общероссийской идентичности.

6. Особенностями системы непрерывного регионального образования в Республике Татарстан являются: ориентация регионального непрерывного образования на рынок трударазвитие республиканских программ общего, среднего и высшего профессионального образованиясвязь начального профессионального образования и профессиональной деятельности посредством создания республиканских центровстановление прикладного бакалавриата в колледжахкорпоративизация вузов и передача их в ведение федерального центра, создание национальных исследовательских университетов и научных комплексов — предприятий.

Апробация результатов исследования осуществлялась на международных научно-практических конференциях: «Современные проблемы науки, образования и производства» (Н. Новгород, 2009), «Инновационные технологии в гуманитарных науках» (Ульяновск, 2009), «Образование и культура как фактор развития региона» (Ишим, 2009) — всероссийских научно-практических конференциях: «Традиции и современная ситуация в области образования и культуры народов России и стран Ближнего Зарубежья» (Тюмень, 2009), «Семья — культура — образование в изменяющейся России» (Саратов, 2009), «Власть, общество, личность» (Пенза, 2009), «Социально-гуманитарное знание и общественное развитие» (Саранск, 2010), «Развитие гуманитарной среды в техническом вузе» (Альметьевск, 2010) — региональной конференции «IV Адлеровские социологические чтения» (Альметьевск, 2010). Материалы исследования были опубликованы в коллективной монографии «Педагогика: Семья — школа — общество» — Книга 19 (Воронеж, 2009) и международном сборнике научных трудов «Педагогика и жизнь» — Выпуск 12 (Воронеж, 2010).

Основные результаты исследования обсуждались и получили одобрение на заседаниях кафедры педагогики Вятского государственного гуманитарного университета, кафедры гуманитарного образования и социологии Аль-метьевского государственного нефтяного института. Основные положения работы изложены в 15 публикациях автора.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, шести параграфов, заключения, библиографического списка, представленного 245 источниками, и 9 приложений.

Выводы по главе 2.

Таким образом, исследование ведущих тенденций развития регионального образования в 1990;2010;е гг. на примере РТ позволяет сделать ряд выводов.

Богатый историко-культурный опыт регионального образования в РТ предопределил особенности его развития в современный период, а именно: наличие своеобразной богатой культуры татарского народа, истоками которой явились культура булгарского царства, Казанского ханствавзаимообогащение ее элементами русской культуры (развитие театра, живописи) — стремление татарского народа к дифференциации, выражающееся в сохранении национальной идентичности, возрастании национального самосознания, в создании языковой среды и преподавании на родном языке практически всех предметов в национальной школе, в формировании национального (татарского) образовательного пространства (начавшееся в XIX веке с возникновением светской школы) — национальное своеобразие воспитания татарского народа (титульной нации), предполагающее связь воспитательных традиций с мусульманской религией, являющейся основой нравственного. воспитания учащихся — татарразвитие национального образования малых народностей (начавшееся в советский период), характеризующееся поздним появлением письменной речи, билингвальностью, сочетанием обучения на родном и русском языках, наличием смешанных школ.

Современное региональное образование развивается в условиях возрождения национальной культуры, межкультурного проникновения и глобализа-ционных процессов. Главной ценностью-целью современного регионального образования становится формирование конкурентоспособной и поликультурной личности, обладающей знаниями своей культуры, культуры народов совместного проживания, российской и мировой культур, формирование гражданина — патриота РФ, что нашло отражение в формировании основных направлений модернизации образования в Республике Татарстан.

Процесс совершенствования HPK в современных условиях характеризуется рядом особенностей, среди которых наибольшую значимость приобретают: применение культурологического, аксиологического, этнодидактиче-ского подходов к подбору содержания образовательной части HPKувеличение воспитательного потенциала HPK, направленного на формирование нравственных, эстетических, патриотических, этических ориентиров учащейся молодежи, сохранение этнокультурных народных традицийналичие возможности развития HPK в непрерывном образовательном процессе (неполной средней школы, основной средней школы и высшего учебного заведения) — интеграция курсов федерального и регионального компонентов в общеобразовательной школесовершенствование региональных учебников в направлении сбалансированности мировых, общероссийских и региональных и локальных компонентов, формирования многофункционального методического аппарата, определения новых аксиологических приоритетов (диалога культур, толерантности, общероссийской идентичности).

Создание современной системы непрерывного регионального образования продиктовано необходимостью повышения образовательного потенциала личности в течение жизни в соответствии с потребностями общества. Формирование системы непрерывного образования в РТ осуществляется с учетом особенностей экономики региона, формирования регионального рынка труда и историко-культурных изменений, происходящих в структуре образования. Основными изменениями в системе непрерывного регионального образования в РТ в 1990—2010;е гг. явились диверсификация и корпоративиза-ция, охватившие все ступени регионального образования. Диверсификация проявляет себя в расширении спектра образовательных услуг, в вариативности образовательных программ, форм обучения, введении новых специальностей, в том числе специальностей национально-регионального значения, в развитии общего образования повышенного уровня, появлении сети инновационных общеобразовательных учебных заведений. Корпоративизация направлена на слияние средних специальных учебных заведений, высших образовательных учреждений, слияние однопрофильных учреждений начального и среднего профессионального образования в единый профессиональный колледж.

Среди особенностей развития непрерывного образования в РТ в современный период, необходимо выделить ориентацию всей системы регионального непрерывного образования на рынок труда, представленный предприятиями нефтегазового сектора, машиностроения, приборостроения, сферой сервиса и торговлиразвитие республиканских программ общего, среднего и высшего профессионального образованиясвязь начального профессионального образования и профессиональной деятельности посредством создания республиканских центровсоздание системы прикладного бакалавриата в колледжахкорпоративизацию вузов и передачу их в ведение федерального центра (на примере Казанского (Приволжского) Федерального университета), создание двух национальных исследовательских университетов и научных комплексов — предприятий.

Выявленные во второй главе исследования тенденции регионального образования в РТ послужили основой для разработки рекомендаций успешного функционирования региональной образовательной системы в современный период.

Заключение

.

Регионализация образования является многоаспектной проблемой. Истоки ее возникновения затрагивают философские вопросы о взаимосвязи и о взаимном существовании общего и частного, всеобщности и универсальности. В связи с многогранностью данной проблемы, поиском ее решения занимаются философия образования, социология, экономика, педагогика. Изучение теоретических аспектов развития регионального образования, анализ ряда трудов и публикаций ученых по основным направлениям и проблемам развития образования в современном обществе определили потребность в написании обобщающей работы, базирующейся на исследовании процесса развития регионального образования в конкретном регионе. Важность рассматриваемой в нашем исследовании проблемы предопределяет социально-педагогическую актуальность изучения основных тенденций развития регионального образования в Республике Татарстан в современный период.

Анализ методологических подходов и теоретических вопросов позволил определить теоретико-методологические основания развития регионального образования, среди которых: положения системного подхода о взаимосвязи и взаимообусловленности педагогических явлений, позволяющие представить развитие региона как составной части образовательной системы РФ и выделить в качестве системообразующего фактора государственную образовательную политикувзаимообусловленность развития образования и культуры в регионе с позиций культурологического подходаположения аксиологического подхода о взаимосвязи общечеловеческих и национальных ценностейидея развития региона как определенной языковой, культурной, экономической единицы с позиций цивилизационного подходарассмотрение процесса развития регионального образования с учетом формирования регионального образовательного пространства, развития национального образования, региональных особенностей в содержании образования, направлений региональной образовательной политики.

Региональное образование трактуется нами как образование, осуществляемое в рамках общегосударственной образовательной политики, посредством системы учреждений образования в регионе с учетом его географических, экономических, социокультурных характеристиксопровождающееся формированием определенной культурно-ценностной системы региона, включающей в себя совокупность универсальных ценностей и региональных ценностных приоритетов, проявляющихся в содержании образования и особенностях формирования системы. Национальное образование рассматривается нами как форма проявления, часть регионального образования. Ценностные приоритеты, выдвигаемые национальным образованием, интегрируются с региональными, общегосударственными и мировыми.

Главным фактором развития регионального образования служит региональная образовательная политика, определяющая основные направления и тенденции развития региональной образовательной системы.

Анализ региональной образовательной политики Республики Татарстан, осуществляемой в рамках общегосударственной образовательной политики, позволил выявить ряд особенностей, а именно: формирование сбалансированного типа региональной образовательной политики региона, ориентация на инновации в содержании и технологиях образования, увеличение значимости кадрового вопроса, направленность на сохранение этнокультурного наследия, развитие национальной культуры и традиций, сохранение этноори-ентированной социально-педагогической среды, создание поликультурной образовательной модели Республики Татарстан, ориентированной на развитие регионального образования в условиях двуязычия, развитие инфраструктуры образования Республики Татарстан с учетом приоритетности технического образования.

Указанные особенности региональной образовательной политики помогли дать характеристику основным тенденциям развития регионального образования в Республике Татарстан.

В процессе проведения исследования нами были выявлены тенденции развития современного регионального образования в Республике Татарстан, а именно: модернизация образования на основе приоритета общечеловеческих ценностей в структуре национальной культурысовершенствование национально-регионального компонента содержания образования в контексте диалога культурсоздание современной системы непрерывного регионального образования, и ее ориентация на региональный рынок труда.

Значительная роль в исследовании была отведена историческому аспекту, что дало возможность проследить процесс формирования национально-регионального образования в регионе и сделать ряд выводов об исторических особенностях его развития.

Выявленный исторический опыт позволил выделить характерные для региона особенности развития регионального образования, среди которых: наличие своеобразной богатой культуры татарского народа, истоками которой явились культура булгарского царства, Казанского ханства, и взаимообогащение ее элементами русской культурыстремление татарского народа к дифференциации, выражающееся в сохранении национальной идентичности, возрастании национального самосознания, создании языковой средынациональное своеобразие воспитания татарского народа (титульной нации), выражающееся в связи воспитательных традиций с мусульманской религиейосновой нравственного воспитания учащихся — татарразвитие национального образования малых народностей (начавшееся в советский период), характеризующееся поздним появлением письменной речи, билингвальностью, сочетанием обучения на родном и русском языках, наличием смешанных школ.

Нами были рассмотрены основные направления модернизации образования в Республике Татарстан в современный период, среди которых: развитие национальной школы на основе создания родной языковой среды, приоритета общечеловеческих и учета национально-региональных ценностейиспользование инноваций в региональном образовании, включающее деятельность инновационных учреждений, обновление содержания образования, информатизацию образования, использование новых технологий, инновационные региональные программыдостижение непрерывности, обеспечение преемственных связей в системе регионального образования и обеспечение возможности любому гражданину республики получать образование и воспитание на родном языкеформирование поликультурного образовательного пространства Республики Татарстан в современный период, предполагающее утверждение двуязычия на государственном уровне, определяющее обязательное изучение двух государственных языков — (билингвальное образование) и развитие полилингвистического образования, определяемого необходимостью изучения двух государственных и родного языка в национальной школе для народов малых национальностей республики.

Определено, что процесс совершенствования национально-регионального компонента в современных условиях в Республике Татарстан развивается в двух основных направлениях, а именно: создание региональных учебных курсов, краеведческих модулей, региональных образовательных программпреемственность курсов национально-регионального компонента в общеобразовательных учреждениях и учреждениях профессионального образованиягармонизация федеральных и региональных ценностей, ориентация на развитие диалога культур и идею общероссийской идентичности.

Установлено, что в развитии непрерывного образования Республики Татарстан проявляются общероссийские и региональные особенности. Диверсификация проявляется в создании различных форм и видов образовательных учреждений, в том числе инновационныхв разнообразии региональных программ, создании национальных образовательных учреждений, присутствующих на каждой образовательной ступени и составляющих систему непрерывного национального образования данного региона. Корпоративизация направлена на слияние средних специальных учебных заведений, высших образовательных учреждений, слияние однопрофильных учреждений начального и среднего профессионального образования в единый профессиональный колледж.

Особенностями системы непрерывного регионального образования в Республике Татарстан являются: ориентация на рынок труда, представленный предприятиями нефтегазового сектора, машиностроения, приборостроения, сферой сервиса и торговлиразвитие республиканских программ общего и профессионального образованиясвязь профессионального образования и профессиональной деятельности посредством создания республиканских центровстановление прикладного бакалавриата в колледжахкорпоративи-зация вузов и передача их в ведение федерального центра (на примере Казанского (Приволжского) Федерального университета), создание национальных исследовательских университетов и научных комплексов — предприятий.

Таким образом, нами были проанализированы теоретико-методологические основания развития регионального образования, выявлены ведущие тенденции развития регионального образования в Республике Татарстан в современный период, охарактеризованы особенности региональной образовательной политики Республики Татарстан как субъекта РФ, определены основные направления модернизации образования в Республике Татарстан в современный период с учетом историко-культурных особенностей его развития, раскрыта специфика совершенствования национально-регионального компонента содержания образованияопределены особенности современной системы непрерывного регионального образования Республики Татарстан.

Тем самым, нами были решены основные задачи исследования.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Об образовании Текст.: закон РФ от 10.07.1992 № 3266−1 // Российская газета. 1992. — 31 июля.
  2. О высшем и послевузовском образовании Текст.: федеральный закон от 22.08.1996 № 125-ФЗ // Российская газета. 1996. — 29 августа.
  3. О национальной доктрине образования в Российской Федерации Текст.: постановление Правительства РФ от 04.10.2000 № 751 // Собрание законодательства РФ. 2000. — № 41. — Ст. 4089.
  4. Семейный кодекс Республики Татарстан Текст.: принят Госсоветом РТ от 13.01.2009 № 4-ЗРТ // Республика Татарстан. 2009. — 16 января.
  5. Об образовании Текст.: закон Республики Татарстан от 19.10.1993 № 1982-ХП // Ведомости Верховного Совета Татарстана. 1993. — № 10. -Ст. 45.
  6. О молодежи и государственной молодежной политике в Республике Татарстан Текст.: закон Республики Татарстан от 19.10.1993 // Ведомости Верховного Совета Татарстана. 1993. — № 10. — Ст. 215.
  7. О государственных языках Республики Татарстан и других языках в Республике Татарстан Текст.: закон РТ от 08.07.1992 № 1560-ХП (в ред. от 28.07.2004) // Республика Татарстан. 2004. — 3 августа.
  8. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования Текст.: сб. нормативных док. / сост. Э. Д. Днепров, А. Г. Аркадьев. М.: Дрофа, 2007. — 443 с.
  9. Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общегообразования Текст.: сб. нормативных док. / Э. Д. Днепров, А. Г. Аркадьев. М.: Дрофа, 2007. — 443 с. 1. Архивные материалы
  10. Декрет № 40 Совета Народных Комиссаров ТССР от 15 декабря 1920 г., Казань Текст. //НАРТ.-Ф. 3682. Оп.1. Хр.1. — Л.1.
  11. Доклады, обзоры о состоянии народного просвещения ТАССР за 1936 г. Текст. // НА РТ. Ф. 3682. Оп. 1.-Хр. 2145 а.-Л. 1−11 .
  12. Документы о состоянии народного образования в ТАССР за 1988 г. Текст. // НА РТ. Ф. 3682. Оп. 3. — Хр. 1084. — Л. 5−21 .
  13. Документы (справки, информация) о состоянии народного образования в республике за 1990 год Текст. // НА РТ. Ф. 3682. Оп. 3. — Хр. 1181. — Л. 25−27 .
  14. Документы (справки, информация) о развитии национальных и межнациональных отношений в системе образования ТАССР за 1990 год Текст. // НА РТ. Ф. 3682. Оп. 3. — Хр. 1182. — Л. 7−11.
  15. Инструкция Наркомпроса ТАССР об организации курсов конференций по переподготовке учителей из татар и национальных меньшинств (22.05.1926−05.07.1926) Текст.//НА РТ. — Ф. 3682. Оп. 1.-Хр. 1197. -Л. 1−15 .
  16. Информация о состоянии изучения русского языка в татарских школах за 1973 г. Текст. // НА РТ. Ф. 3682. Оп. 3. — Хр. 379. — Л. 35−39 .
  17. Контрольные цифры по развитию просвещения в ТАССР на 1936 г. Текст.//НАРТ.-Ф. 3682. Оп. 1. -Хр. 2187. Л. 192.
  18. Материалы по учету выполнения плана народного образования за 1985 г. в областном разрезе Текст. // НА РТ. Ф. 3682. Оп. 1. — Хр. 2116. -Л. 286.
  19. Материалы о деятельности Академического центра Наркомпроса ТАССР Текст. // НА РТ. Ф. 3682. Оп. 5. — Д. 1. — Л. 27.
  20. Материалы о деятельности областного дошкольного методического кабинета Наркомпроса ТАССР за период 13.10.1936 27.02.1937 гг. Текст. // НА РТ. — Ф. 3682. Оп. 1. — Хр. 2159. — Л. 21−22.
  21. Материалы о состоянии сети детских дошкольных учреждений по ТАССР за 1922−1923 гг. Текст. // НА РТ. Ф. 3682. Оп. 1. — Хр. 335. -Л.32−33.
  22. Материалы о деятельности Бугульминских трехгодичных татаро-башкирских курсов за период 07.01.1921 21.09.1921 гг. Текст. // НА РТ.-Ф. 3682. Оп. 1.-Хр. 184.-Л. 26−34.
  23. Материалы о деятельности Восточной Академии при Наркомпросе ТАССР за период 26. 01. 1921 19.06.1922 гг. Текст. // НА РТ. — Ф. 3682. Оп. 1.-Хр. 179.-Л. 33.
  24. Протоколы заседаний педагогической коллегии казанских трехмесячных татарских педагогических курсов по поднятию квалификации школьных работников татар за период 17.07.1922 -27.09.1922 гг. Текст. // НА РТ. — Ф. 3682. Оп. 1. — Хр. 370. — Л. 8−14 .
  25. Отчет о работе школ ТАССР за 1947−48 учебный год Текст. // НА РТ. Ф. 3682. Оп. 2. — Хр. 64. — Л. 76−90 .
  26. Отчет о работе школ ТАССР за 1949−1950 учебный год Текст. // НА РТ. Ф. 3682. Оп. 2. — Хр. 135. — Л. 32−37 .
  27. Отчет о состоянии дошкольного воспитания ТАССР за 1947 г. Текст. // НА РТ. Ф. 3682. Оп. 2. — Хр. 77. — Л. 3−13.
  28. Перспективный план развития народного образования ТАССР на 19 581 965 гг. Текст. // НА РТ. Ф. 3682. Оп. 2. — Хр. 754. — Л. 123−128.
  29. Предложение Министерства об улучшении качества народного образования от 01.09.1958 г. Текст. // НА РТ. Ф. 3682. Оп. 2. — Хр. 766. — Л. 2−5.
  30. Списки начальных, неполных средних и средних школ по районам ТАССР и статистические сведения о количестве классов в национальном разрезе на 1940−41 учебный год Текст. // НА РТ. Ф. 3682. Оп. 1. -Хр. 2631.-Л. 52−58.
  31. Списки учебных заведений по подготовке кадров в ТАССР на 1 января 1932 г. Текст. // НА РТ. Ф. 1296. Оп. 18. — Хр. 198. — Л. 70−77.
  32. Справка Министерства о ходе выполнения решения майского Пленума Татарской ОК КПСС «О работе татарской общеобразовательной школы» в 1960−61 учебном году" Текст. // НА РТ. Ф. 3682. Оп. 2. -Хр.1051. — Л. 1−17.
  33. Справка Министерства о состоянии преподавания русского языка в татарских школах (25.11 958 19.06.1958 гг.) Текст. // НА РТ. — Ф. 3682. Оп. 2. — Хр. 759. — Л.108−118.
  34. Справка Министерства о состоянии народного образования в ТАССР за 1955−56 учебный год Текст. // НА РТ. Ф. 3682. Оп. 2. — Хр. 423. — Л. 1−8.
  35. Справка Министерства о качестве преподавания и знаний учащихся по русскому языку в татарских школах от 28.04.1958 г. Текст. // НА РТ. -Ф. 3682. Оп. 2. Хр. 760. — Л. 23−25.
  36. Справка о состоянии работы детских дошкольных учреждений ТАССР за 1975 г. Текст. // НА РТ. Ф. 3682. Оп. 2. — Хр. 473. — Л. 1−4.
  37. Справки, сведения о состоянии народного образования в ТАССР за 1974 год Текст. // НА РТ. Ф. 3682. Оп. 3. — Хр. 470. — Л. 46.
  38. Статистические отчеты учреждений дошкольного воспитания за 1935 г. Текст. // НА РТ. Ф. 3682. Оп. 1. — Хр. 2111. — Л. 37.
  39. Статистические отчеты РОНО об охвате детей детскими садами за 1941 г. Текст. // НА РТ. Ф. 3682. Оп. 1. — Хр. 2747. — Л. 4−8.
  40. Статистические отчеты РОНО по сети и контингенту школ на начало 1951−52 учебного года Текст.//НА РТ. Ф. 3682. Оп. 2.-Хр. 221.-Л. 301−312 .
  41. Статистические отчеты о результатах учебной работы школ ТАССР за 1944−45 учебный год и проект бюджета Татнаркомпроса на 1945 г. Текст. // НА РТ. Ф. 3682. Оп. 1. — Хр. 3326. — Л. 53−58 .
  42. Статистические сведения о населении ТАССР, о количестве детей школьного и учебного возраста, детских учреждений, сети культпро-светучреждений и др. за 1920, 1922 и январь 1923 гг. Текст. // НА РТ. -Ф. 3682. Оп. 1.-Хр. 291.-Л. 86.
  43. Статистические сведения о составе вузов, о педагогическом составе школ, списки культпросветучреждений за 1934−35 и 1935−36 учебные годы Текст. // НА РТ. Ф. 3682. Оп. 1. — Хр. 2747. — Л. 1−5.
  44. Статистические сведения о ходе ликвидации неграмотных и малограмотных по ТАССР за 1936−1941 гг. Текст. // НА РТ. Ф. 3682. Оп. 1. -Хр. 2762.-Л. 108.
  45. Текстовый отчет о деятельности школ 1 и 2 ступени г. Казани за 19 221 923 учебный год Текст. // НА РТ. Ф. 3682. Оп. 1. — Хр. 509. — Л. 5465.
  46. Учебные планы для татарских школ на 1962−63 учебный год, разработанные Министерством просвещения ТАССР Текст. // НА РТ. Ф. 3682. Оп. 2. — Хр. 1280. — Л. 2−6.
  47. , И. М. История ТАССР Текст.: учеб. пособие для сред, шк. / И. М. Абдрашитова, Р. А. Амирханова, Е. И. Устюжанин. Казань: Школа, 1966. — 159 с.
  48. , В. Тенденции в развитии системы высшего образования Текст. / В. Алексеенко // Власть. 2008. — № 6. — С. 60−62.
  49. , А. М. Татарская и русская народная культура Текст.: традиции, обычаи, обряды, праздники, фольклор, народный календарь /
  50. A. М. Аминов. Казань: Союз, 1998. — 126 с.
  51. , М. Т. Использование эстетико-педагогического наследия татарских просветителей в национальной школе Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук / М. Т. Аминов. Казань: Изд-во КГУ, 1999. — 21 с.
  52. , В. И. Педагогика творческого саморазвития Текст. /
  53. B. И. Андреев. Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1996. — 552 с.
  54. Андрюхина, JL М. Региональная политика, культура, содержание образования Текст. / Л. М. Андрюхина. Екатеринбург: ИРРО, 1995. -45 с.
  55. , В. В. Общие основы педагогики Текст.: учеб. для студ. вузов, обучающихся по спец. 33 400 (50 701) Педагогика (ОПД.Ф.02 -общие основы педагогики) / В. В. Анисимов, О. Г. Грохольская, Н. Д. Никандров. М.: Просвещение, 2006. — 576 с
  56. , А. Н. Национально-региональный компонент как фактор поликультурного образования сельских школьников Текст.: дис.. канд. пед. наук / А. Н. Ардашев. Ижевск: Изд-во УГУ, 2006. — 172 с.
  57. , А. И. Введение в культурологию Текст.: учеб. пособие / А. И. Арнольдов. М.: Народная академия культуры и общечеловеческих ценностей, 1993. — 352 с.
  58. , В. М. Свобода в системе приоритетных ценностей современного образования Текст. / В. М. Артемов // Философия и общество. 1998.-№ 5.-С. 118−136.
  59. , А. Б. Инкорпорация этнокультурных ценностей в контекст современного образовательного процесса Текст. / А. Б. Багдасарова // Социально-гуманитарные знания. 2007. — № 6. — С. 42−51.
  60. Багомедова, 3. М. Тенденции развития школьного образования в Республике Дагестан Текст.: дис.. канд. пед. наук / 3. М. Багомедова. -Махачкала: Изд-во ДГПУ, 2007. 131 с.
  61. , Н. М. Формирование этнокультурных ценностей у старшеклассников в процессе обучения русскому языку Текст.: авто-реф. дис.. канд. пед. наук / Н. М. Бадмахалгаева. Чебоксары: Чу-вашГПУ им. И. Я. Яковлева, 2005. — 22 с.
  62. , И. А. Становление и развитие принципа регионализации образования в педагогической теории и практике Текст.: дис.. д-ра пед. наук / И. А. Бажина. Казань: Изд-во КГУ, 2003. — 437 с.
  63. , И. П. Современные тенденции развития высшей школы Текст. / И. П. Баранова // Социально-гуманитарные знания. 2008. -№ 5.-С. 171−177.
  64. , А. Ю. Становление и развитие этнорегиональных образовательных систем в России на рубеже XX XXI вв. Текст.: монография / А. Ю. Белогуров. — М.: Изд-во МПА, 2003. — 246 с.
  65. , Н. А. Русская идея Текст. Харьков — М.: Фолио- ACT. -2002.-616 с.
  66. , Н. И. Это даже хорошо, что сейчас нам плохо Текст. / Н. И. Беспалова // Татарстан. 2010. — № 9. — С. 90−91.
  67. , Э. П. Элементы теории управления процессом обучения Текст. / Э. П. Беспалько. М.: Педагогика, 1970. — 304 с.
  68. , B.C. От наукоучения к логике культуры: Два философских введения в двадцать первый век Текст. /B.C. Библер. — М.: Политиздат, 1991.-412 с.
  69. , Н. М. Этнодемографическое развитие населения республики Татарстан в XX веке Текст. / Н. М. Биктимиров. Казань: Школа, 2008.- 194 с.
  70. , В. П. Поликультурное образовательное пространство России: история, теория, основы проектирования Текст. / В. П. Борисенков, О. В. Гукаленко, А. Я. Данилюк. М. — Ростов н/Д., 2004. -576 с.
  71. , Р. Высшая школа Татарстана: 90-е годы Текст. / Р. Валеев // Эхо веков. 2000. — № ¾. — С. 6−11.
  72. Васильева, 3. И. Единство воспитания и обучения школьников: в помощь лектору Текст. / 3. И. Васильева. Л.: Знание, 1980. — 36 с.
  73. , Г. И. Тенденции развития начального профессионального образования в современной России Текст.: дис.. канд. пед. наук / Г. И. Васин. Ярославль: Изд-во ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, 2003. -129 с.
  74. , А. Д. Гуманистическая парадигма образования основа формирования толерантности Текст. / А. Д. Вислова // Социально-гуманитарные знания. — 2008. — № 3. — С. 159−169.
  75. , Г. Н. Этнопедагогика Текст.: учеб. пособие / Г. Н. Волков. -Чебоксары, 1974. 164 с.
  76. , Е. Е. Национально-региональный компонент исторического образования Текст.: пособие для учителя / Е. Е. Вяземский. М.: Просвещение, 2008. — 159 с.
  77. , Л. Б. Национальные культурные ценности как фактор формирования личности специалиста сервисной службы Текст.: авто-реф. дис.. канд. пед. наук / Л. Б. Габдуллина. Казань: Изд-во Ин-та проф. образования, 2003. — 22 с.
  78. , Ф. В. Региональные аспекты введения ФГОС в Республике Саха (Якутия) Текст. / Ф. В. Габышева // Педагогика. 2009. — № 4. -С. 89−94.
  79. , JI. А. Особенности инновационных процессов в региональной системе среднего профессионального образования как фактор прогнозирования его развития Текст. / Л. А. Гайнулова. Казань: Ма-гариф, 1998.-40 с.
  80. , В. Г. Национально-региональный компонент стандарта образования Текст.: татарский вариант / В. Г. Гайфуллин. Казань: Изд-во Татарского гос. гум. ин-та, 2000. — 119 с.
  81. Гаранин, JL А. Региональная модель управления профессиональным образованием Текст.: профобразование региона / JI. А. Гаранин // Профессиональное образование. 2001. — № 12. — С. 20- 21.
  82. , М. X. Ведущие тенденции развития татарской национальной школы (1985−2000 гг.) Текст. / М. X. Гатауллина. Казань: Печатный двор, 2001. — 128 с.
  83. , Б. С. Общечеловеческие ценности в образовании Текст. / Б. С. Гершунский, Р. Шейерман // Педагогика. 1992. — № 5/6. — С. 313.
  84. , С. И. Основы педагогики Текст. / С. И. Гессен. М.: Школа-пресс, 1995.-386 с.
  85. , М. М. Преподавание истории татарского народа и Татарстана в общеобразовательной школе: история и современность Текст. / М. М. Гибатдинов. Казань: Алма-Лит, 2003. — 160 с.
  86. ЮО.Гилязов, И. А. История Татарстана: вторая половина XVI—XVIII вв. Текст.: учеб. для 7 кл. сред, общеобразоват. шк. / И. А. Гилязов, В. И. Пискарев. Казань: Хэтер, 2004. — 111 с.
  87. , В. Г. Модернизационные «волны» в высшей школе современной России Текст. / В. Г. Горбачев // Социально-гуманитарные знания.-2008.-№ 5.-С. 178−188.
  88. , О. В. Образовательное пространство СНГ: проблемы и перспективы развития Текст. / О. В. Гукаленко // Педагогика. 2007. -№ 2.-С. 3−11.
  89. , Е. Г. Национально-региональный компонент стандарта образования как фактор патриотического воспитания студентов Текст.: дис.. канд. пед. наук / Е. Г. Демьянова Ростов н/Д.: Изд-во Ростовского гос. пед. ун-та, 2005. — 225 с.
  90. , А. Интернационализация высшего образования: тенденции и проблемы Текст. / А. Джуринский // Альма матер (Вестник высшей школы). 2002. — № 9. — С. 44−49.
  91. , А. Избранные педагогические сочинения Текст. / А. Дис-тервег. М.: Учпедгиз, 1956. — 374 с.
  92. , Э. Д. Четвертая школьная реформа в России Текст.: пособие для преподавателей / Э. Д. Днепров. М.: Интерпракс, 1994. — 248 с.
  93. , Дж. Творческая демократия задача, которая стоит перед нами Текст. / Дж. Дьюи // Вестник Московского ун-та. Сер. 12, Политические науки. — 2008. — № 2. — С. 46−52.
  94. , Н. Ф. Региональная система оценки качества образования Текст. / Н. Ф. Ефремова, И. Г. Маркова, Е. В. Стребкова // Педагогика. -2007.-№ 7.-С. 10−16.
  95. Жаде, 3. А. Многоуровневая идентичность Текст. / 3. А. Жаде, Е. С. Куква, С. А. Ляушева [и др.]. М.: Российское философское общество — Майкоп: Качество, 2006. — 245 с.
  96. , Н. И. Региональные аспекты развития профессионального образования Текст. / Н. И. Жданова // Профессиональное образование. -2003.-№ 2.-С. 3.
  97. Пб.Жигунова, Г. Толерантность как ценность гражданского общества Текст. / Г. Жигунова // Власть. 2010. — № 1. — С. 60−63.
  98. , Г. И. Качество среднего профессионального образования в современных условия Текст. / Г. И. Ибрагимов // Педагогика. 2006. — № 6. — С. 75−81.
  99. , Т. В. Регионализация профессионального образования хормейстеров в вузах Прикамья Текст.: дис.. канд. пед. наук / Т. В. Иванова. Екатеринбург: Изд-во УГПУ, 2007. — 143 с.
  100. , Р. Р. Казанская татарская учительская школа и ее роль в формировании и становлении национального образования Текст. / Р. Р. Исхаков. Казань: Новое знание, 2002. — 30 с.
  101. , М. С. Культура философия — искусство / диалог/ Текст. / М. С. Каган, Т. В. Холостова. — М.: Знание, 1998. — 64 с.
  102. , М. С. Национальное образование как фактор формирования и развития национально-этнической общности Текст.: дис.. канд. со-циол. наук / М. С. Кантор. Екатеринбург: Изд-во Гуманитар, ун-та, 2006.- 181 с.
  103. , И. С. Региональное непрерывное музыкальное образование как национально-культурное явление Текст.: дис.. д-ра пед. наук / И. С. Кобозева. Саранск: Изд-во Мордовского гос. пед. ин-та им. М. Е. Евсевьева. — Саранск, 2006. — 391 с.
  104. , Л. Ю. Концепция формирования гражданина нового Башкортостана Текст. / под ред. Л. Ю. Королевой, Э. И. Магасумовой. -Уфа: Изд-во Башкирского ин-та развития образования, 1999. 14 с.
  105. , О. Классом выше Текст.: интервью с А. X. Гильмутдино-вым, министром образования РТ / О. Корякин // Регион. 2009. — № 183.-С. 4−5.
  106. , Н. В. Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения в России: история и современность Текст. / Н. В. Котряхов. -Киров, 2003.-39 с.
  107. , В. В. История Татарской АССР Текст.: учеб. пособие для учащихся сред. шк. / В. В. Кузьмин, К. Р. Синицына, Р. Г. Фахрутди-нов. Казань: Татар, кн. изд-во, 1985. — 160 с.
  108. , В. С. Этнопедагогика Текст.: учеб. пособие / В. С. Куку-шин. М.: Изд-во МПСИ — Воронеж: МОДЭК, 2002. — 304 с.
  109. Культурология: учеб. пособие для студентов вузов Текст. / под науч. ред. Г. В. Драча. изд. 14-е. — Ростов н/Д: Феникс, 2008. — 571 с.
  110. , Г. Региональный университет: пути интеграции в рамках Бо-лонского процесса Текст. / Г. Лазарев, О. Мартыненко // Высшее образование в России. 2005. — № 10. — С. 12−22.
  111. , Г. С. Философское обоснование общего понимания культуры Текст. / Г. С. Лапина // Вопросы культурологии. 2008. — № 2. — С. 47.
  112. , М. И. Регионализация содержания биологического образования на основе материалов по истории науки: на примере Урала Текст.: дис.. канд. пед. наук / М. И. Лахтина. Екатеринбург: Изд-во УГЛУ, 2004. — 330 с.
  113. , О. В. Диалог национальных культур Текст.: пособие для учителя / О. В. Лебедева. Киров: Изд-во КГПИ, 1994. — 115 с.
  114. , В. С. Содержание образования Текст.: учеб. пособие / В. С. Леднев. М.: Высшая школа, 1989. — 360 с.
  115. , О. А. Региональное образовательное пространство: принципы формирования и прогнозирование развития Текст.: автореф. дис.. д-ра пед. наук / О. А. Леонова. Волгоград: Изд-во Волгоградского гос. ун-та, 2009. — 43 с.
  116. , И. Я. Концепция базового содержания общего образования Текст. / И. Я. Лернер // Научные достижения и передовой опыт в области педагогики и народного образования. Вып. 8: информ. сб. М., 1991.-С. 40−48.
  117. , Н. А. Регионализация высшего образования: теоретико-методологический и социологический анализ на материалах Восточной Сибири Текст.: дис.. д-ра социол. наук / Н. А. Лоншакова. Улан-Удэ: Изд-во Бурятского гос. ун-та, 2003. — 325 с.
  118. , А. М. Тенденции развития полилингвистического образования в общеобразовательных учебных заведениях РТ (1985 2000гг.) Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук / А. М. Лябипова. — Казань: Изд-во Казанского гос. пед. ун-та, 2003. — 28 с.
  119. , В. В. Региональные особенности вузовского образования Текст. / В. В. Майер // Социологические исследования. 2007. — № 6. -С. 109−113.
  120. , А. О концептуальных проблемах создания федеральных университетов Текст. / А. Малявина // Власть. 2007. — № 5. — С. 4750.
  121. , Р. С. Становление и развитие дошкольного образования в Татарстане (конец XVIII средина XX вв.) Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук / Р. С. Мардашова. — Н. Новгород: Изд-во НГАСУ, 2008. — 22 с.
  122. Материалы круглого стола «Современная модель специалиста начального и среднего профессионального образования: подготовка -проблемы перспективы» Электронный ресурс. — Режим доступа: http://www¦deloros.ш/main¦php?mid=8&-doc=19 835. — Загл. с экрана.
  123. , Е. В. Формирование у студентов ценностного отношения к национальной культуре другого народа Текст.: дис.. канд. пед. наук / Е. В. Махова. Краснодар: Изд-во Кубанского гос. ун-та, 2003. — 185 с.
  124. , О. ЕГЭ: экзамен по-взрослому Текст. / О. Мачнева // Татарстан. 2009. — № 5. — С. 12−15.
  125. , JI. В. Региональное экологическое образование: теория и практика Текст.: дис.. д-ра пед. наук / JI. В. Моисеева. Екатеринбург, 1997.-376 с.
  126. , М. А. Регионализация -профессиональной подготовки учителя по специальности «безопасность жизнедеятельности» в вузе Текст.: дис.. канд. пед. наук / М. А. Мурадисов. -М., 2007. 172 с.
  127. , И. Региональная культура и образование: поле для взаимодействия Текст. / И. Мурзина // Альма матер (Вестник высшей школы). 2002. — № 8. — С. 23−30.
  128. , Г. В. История и становление татарского гимназического образования Текст. / Г. В. Мухаметзянова, Ф. Г. Ялалов. Казань: ИССО РАН, 1997. — 100 с.
  129. , А. Г. История становления и развития педагогической мысли в Волжской Булгарии VIII—XIV вв.. Текст. / А. Г. Мухаметшин. Казань: Изд-во Казанского гос. ун-та, 2005. — 116 с.
  130. , А. Г. Становление и развитие педагогической мысли в Казанском крае VIII начала XX в. Текст.: автореф. дис.. д-ра пед. наук/ А. Г. Мухаметшин. -Н. Новгород, 2009.-41 с.
  131. Национально-региональный компонент государственного образовательного стандарта основного общего образования по истории. Предмет «История татарского народа и Татарстана» Текст. Казань: Изд-во ИИ АН РТ. — 2006. — 68 с.
  132. , Н. Г. Проектирование регионального компонента в современной школе Текст. / Н. Г. Никифорова // Педагогика. 2006. -№ 6.-С. 117−120.
  133. , М. А. Формирование патриотизма у российского студенчества Текст.: дис.. канд. соц. наук / М. А. Никова. М., 2004. — 147 с.
  134. Образование в РТ 1995−2001 гг. Текст.: стат. сб. Казань: Госкомстат РТ, 2002.- 116 с.
  135. Образование и наука Республики Татарстан: состояние и перспективы. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.it-tat.ru/articles/edu/?ID=27. — Загл. с экрана.
  136. Образовательные программы КГТУ Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.kstu.ru/article.jsp?id=0&ide=l 1026&. — Загл. с экрана.
  137. Очерки истории татарской общественной мысли Текст. / под ред. Р. М. Амирханова. Казань: Татар, кн. изд-во, 2000. — 191 с.
  138. , И. Ю. Национально-региональный компонент в социокультурном образовании: на примере этнорегиона Среднего Поволжья Текст. / И. Ю. Павлова // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2007. — № 4. — С. 110−114.
  139. , П. Т. Краеведческое пособие по истории ТАССР Текст.: учеб. кн. для 4 кл. осн. шк. / П. Т. Петров, Н. А. Андрейчук. Казань: Татар, кн. изд-во, 1965. — 40 с.
  140. , В. Гражданские основы государственности и этнокультурное разнообразие современной России Текст. / В. Пешкова // Власть. -2009. -№ 3.~ С. 30−34.
  141. , П. И. Искусство преподавания. Первая книга учителя Текст. / П. И. Пидкасистый, М. J1. Портнов. М.: Роспедагентство, 1998.- 184 с.
  142. Пин, Ли. Культурная регионализация в условиях межкультурного взаимодействия Текст.: дис.. канд. филос. наук / Ли Пин. Чита: Изд-во Читинского гос. ун-та, 2007. — 144 с.
  143. , В. И. История Татарстана. XIX в. Текст.: учеб. для ср. об-щеобразоват. шк. / В. И. Пискарев. Казань: ТаРИХ, 2004. — 111 с.
  144. , Н. А. Толерантность: содержательные смыслы и социологическая интерпретация Текст. / Н. А. Победа // Социологические исследования. 2007. — № 6. — С. 13−28.
  145. , В. Б. Аксиологические национальные приоритеты в сфере регионального образования Текст. / В. Б. Помелов // Национальные ценностные приоритеты сферы образования и воспитания (вторая половина XIX-90- е гг. XX вв.). -М., 1997.-С. 193−222.
  146. , В. И. Национально-ориентированный компонент в содержании общего среднего образования современной школы Текст.: дис.. канд. пед. наук / В. И. Порошин. СПб., 2000. — 190 с.
  147. Программа курса «История Татарстана» Текст. Казань: Тарих, 2001.- 16 с.
  148. Программы непрерывного образования в КФУ Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.ksu.rU/edu/index.php#l. — Загл. с экрана.
  149. Равкин, 3. И. Национальные ценности образования как ориентиры развития отечественной педагогической аксиологии Текст. / 3. И. Рав-кин, В. Г. Пряникова // Национальные ценности образования: история и современность. М., 1996. — С. 5—10.
  150. , Н. Взгляд ректора на миссию университета в регионе Текст. / Н. Рассадин // Альма матер (Вестник высшей школы). 2002. -№ 10.-С. 3−12.
  151. , Т. А. Традиционные ценности русской культуры. Текст. / Т. А. Рассадина // Социально-гуманитарные знания. 2008. — № 1. — С. 44−58.
  152. , Ф. А. История татарского народа: с древнейших времен и до наших дней Текст.: учеб. пособие для нац. шк., гимназий, лицеев / Ф. А. Рашитов. Саратов: Детская книга, 2001. — 288 с.
  153. , Т. А. Проектирование национально-регионального компонента содержания исторического образования в педвузе Текст.: дис.. канд. пед. наук / Т. А. Резяпова. Сургут, 2002. — 197 с.
  154. , В. В. Русская мысль Текст. / В. В. Розанов. М.: Алгоритм, 2006, — 576 с.
  155. , Н. С. О моделях университета в современной России Текст. / Н. С. Розов // Социологические исследования. 2007. — № 10. — С. 71— 75.
  156. , О. В. Национальный этнос и ценности трудовой деятельности Текст.: автореф. дис.. канд. филос. наук / О. В. Салтыкова. -Тверь, 2005.- 19 с.
  157. И. В. Экономическое и социальное развитие региона на основе совершенствования местного самоуправления Текст.: автореф. дис.. канд. экон. наук / И. В. Самохин. СПб.: гос. инж. экон. ун-т, 2003.- 19 с.
  158. , Л. Г. Формирование культуры межконфессиональных отношений у молодежи Текст.: учеб.-метод. пособие. Киров: Изд-во ВятГГУ, 2009.-221с.
  159. , Н. Л. Воспитательное пространство как объект педагогического исследования Текст. / Н. Л. Селиванова. Калуга: Изд-во Инта усовершенствования учителей, 2000. — 248 с.
  160. , И. С. Региональное управление образованием: тенденции и направления развития Текст. / И. С. Семенова // Социально-гуманитарные знания. 2009. — № 1. — С. 239−245.
  161. , К. Р. История Татарстана и татарского народа (вторая половина ХУ1-ХУШ вв.) Текст.: учеб. пособие для ср. общеобразоват. шк., гимназий и лицеев / К. Р. Синицына. Казань: Магариф, 1995. -175 с.
  162. Система начального и среднего профессионального образования Республики Татарстан: проблемы и пути их решения Текст. / под ред. В. Н. Галеева. Казань: Школа, 1998. — 172 с.
  163. Система прикладного бакалавриата в Казанском авиационном техническом колледже им. В. П. Дементьева Электронный ресурс. -Режим доступа: http://www.kaviat.ru. Загл. с экрана.
  164. , М. Н. Совершенствование процесса обучения Текст. / М. Н. Скаткин. М.: Педагогика, 1971. — 173 с.
  165. , В. А. Педагогика Текст.: учеб. пособие для вузов / В. А. Сластенин, И. А. Исаев. М.: Инфра- М., 2002. — 346 с.
  166. , П. А. Человек. Цивилизация. Общество Текст. / П. А. Сорокин. М.: Политиздат, 1992. — 542 с.
  167. Справочная информация по основным показателям социально-экономического развития РТ в 2010 г. Электронный ресурс. Режим доступа: http://mtsz.tatar.ru/ms/info.php7icN121749. — Загл. с экрана.
  168. Стратегия воспитания в образовательной системе России: подходы и проблемы Текст. / под ред. И. А. Зимней. М.: Издательский сервис, 2005.-480 с.
  169. , Б. Ф. История Татарстана Текст.: учеб. пособие / Б. Ф. Султанбеков. Казань: Магариф, 2000. — 365 с.
  170. , Б. Ф. История Татарстана. XX начало XXI в. 9 класс Текст.: учеб. для общеобразоват. шк. / Б. Ф. Султанбеков, А. А. Иванов, А. Г. Галлямова. — Казань: Хэтер, 2006. — 319 с.
  171. , Б. Ф. Рассказы о родном крае Текст.: учеб. кн. для 4 кл. осн. шк. / Б. Ф. Султанбеков, А. Л. Литвин. Казань: Таткнигоиздат, 1968.- 56 с.
  172. , А. А. Поликультурное образование Текст.: учеб.-метод, пособие / А. А. Сыродеева. М.: МИРОС, 2001.- 192 с.
  173. Татарский мир Текст.: информ.-стат. справочник: метод, пособие. -Казань: Изд-во Аппарата Президента РТ, 1998. 106 с.
  174. , В. Б. Национально-региональный компонент как фактор повышения качества среднего образования: на примере общеобразовательных школ Республики Северная Осетия Алания Текст.: дис.. канд. пед. наук / В. Б. Тотров. — Владикавказ, 2006. — 164 с.
  175. , М. 3. Развитие народного образования в Татарии (1917−1940 гг.) Текст. / М. 3. Тутаев. Казань: Татарское кн. изд.-во, 1975. — 204 с.
  176. , Е. И. История ТАССР Текст.: учеб. пособие для ср. школы / под ред. В. В. Кузьмина. Казань: Татарское кн. изд-во, 1973. -176 с.
  177. , К. Д. О народности в общественном воспитании Текст . // Антология гуманной педагогики / К. Д. Ушинский. М., 1968. — С. 112−117.
  178. , Г. И. Педагогические условия ориентации студентов на духовно-нравственные ценности средствами народного искусства Текст.: дис.. канд. пед. наук / Г. И. Фазылзянова. Казань, 2004. -220 с.
  179. Факультет татарской филологии Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.tggpu.ru/page/fakultet-tatarskoi-filologii. — Загл. с экрана.
  180. , Р. Г. История татарского народа и Татарстана. Ч. 1 Текст.: учеб. для ср. общеобразоват. шк. / Р. Г. Фахрутдинов. Казань: Магариф, 1995.-225 с.
  181. , И. М. Национально-региональный компонент исторического образования Текст. / И. М. Фокеева. Казань: ТаРИХ, 2003. — 94 с.
  182. , А. Ю. Лидеры нации Текст. / А. Ю. Хабутдинов. Казань: Татарское кн. изд-во, 2003. — 159 с.
  183. , Я. И. История развития педагогической мысли татарского народа Текст. / Я. И. Ханбиков. Казань: Изд-во Казанского гос. пед. ин-та, 1975. — 156 с.
  184. , Ф. Ф. Национальная культура в учебно-воспитательном процессе Текст. / Ф. Ф. Харисов. Казань: Тан-Заря, 1996. -138 с.
  185. , Ф. Ф. Национальная культура и образование Текст . / Ф. Ф. Харисов. М.: Педагогика, 2000. — 272 с.
  186. , Л. А. Культура народов Татарстана Текст. / Л. А. Харисо-ва. Казань: Магариф, 2005. — 367 с.
  187. , Л. А. Национальная культура в содержании образования Текст. / Л. А. Харисова. Казань: Тан-Заря, 1995. -78 с.
  188. , Г. Ф. Теоретические основы формирования национальной культуры личности в системе общего и профессионального образования Текст.: автореф. дис.. д-ра пед. наук / Г. Ф. Хасанова. Казань, 1999.-39 с.
  189. , Е. В. Проблема толерантности в диалоге культур Текст. / Е. В. Хлыщева // Философские науки. 2008. — № 4. — С. 46−57.
  190. , Е. А. Становление индивидуальности школьника в поликультурной образовательной среде Текст.: монография / Е. А. Ходырева. Киров: Изд-во ВятГГУ, 2006. — 260 с.
  191. , Ф. Ш. История Татарстана с древнейших времен до середины XVI в. 6 класс Текст.: учеб. для общеобразоват. шк. / Ф. Ш. Хузин. -Казань: ТаРИХ, 2004. 95 с.
  192. Шарафутдинов, 3. Т. История педагогики Татарстана Текст.: учеб. для вузов / 3. Т. Шарафутдинов, Я. И. Ханбиков. Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1998. — 307 с.
  193. , JI. Этнорегиональные феномены процесса информатизации системы образования Текст. / JI. Шауцукова // Высшее образование в России. 2003. — № 6. — С. 65−70.
  194. , Я. И. Казанский университет Текст. / Я. И. Шафиков. Казань: Идел-Пресс, 2004. — 352 с.
  195. , H. М. Социально-педагогические основы региональной образовательной политики Электронный ресурс. / H. М. Швецов. Режим доступа: http: // www.chidpsy.ru / dissertations/ id / 20 140. php. — Загл. с экрана.
  196. , А. А. Национальная образовательная политика Текст. / А. А. Шогенов // Педагогика. 2008. — № 5. — С. 13−20.
  197. Этнокультурная мозаика. Национальности в РТ: цифры и факты. Протокол съезда народов Татарстана Текст. // Татарстан. 2007. — № 10. -С. 4−5.
  198. , Д. С. Концепция непрерывного профессионального образования (региональный и субрегиональный аспекты) Текст. / Д. С. Ягафарова, В. П. Григорьев. Альметьевск: Изд.-во Альметьев-ского муниципального ун-та, 1998. — 36 с.
  199. , Ф. Г. Гимназическое образование народов России Текст. / Ф. Г. Ялалов. Казань: Магариф, 2002. — 248 с.
  200. , Ф. Г. Этнодидактический подход к проектированию содержания национального образования Текст. / Ф. Г. Ялалов // Альма матер (Вестник высшей школы). 2004. — № 7. — С. 51−52.
  201. Brody, William R. College Goes Global Text. / William R. Brody // Fel Foreign Affairs. 2007. — Vol. 86 (2). — P. 122−133.
  202. Brookfield, Stephen. Lifelong Education in the U.S. / Stephen Brookfield Text. // International Journal of University Adult Education. 1994. — Vol. 33 (l).-P. 23−48.
Заполнить форму текущей работой