Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Разработка технологии восстановления деталей направленными потоками металла

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Разработана математическая модель пластического деформирования при прошивке для процессов восстановления изношенных деталей за счет создания направленных потоков металла в область износа. Получена графическая зависимость, отображающая область применимости прошивки для восстановления боковой поверхности детали, на которой показано, что при малых глубинах внедрения (<0,05 высоты детали) и небольшом… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Обзор текущего состояния научно-исследовательских работ по восстановлению изношенных деталей
    • 1. 1. Износ деталей машин в процессе эксплуатации
    • 1. 2. Восстановление деталей операциями обработки металлов давлением
    • 1. 3. Способы управления течением металла
    • 1. 4. Методы автоматизированного проектирования инструмента
    • 1. 5. Температурный режим при восстановлении пластическим деформированием
  • Выводы по главе
  • Глава 2. Влияние формы и размеров инструмента на потоки металла при пластическом деформировании
    • 2. 1. Влияние формы торца внедряемого пуансона на формоизменение
    • 2. 2. Влияние исходной формы образца на потоки металла при раздаче прошивкой
    • 2. 3. Влияние химического состава материала детали и температуры штамповки на формоизменение при раздаче прошивкой
    • 2. 4. Особенности формоизменения при внедрении ступенчатых пуансонов
    • 2. 5. Математическая модель формоизменения боковой поверхности детали при прошивке
    • 2. 6. Особенности формоизменения при двустороннем внедрении инструмента
  • Выводы по главе
  • Глава 3. Исследование особенностей формоизменения при прошивке не-осесимметричным инструментом
    • 3. 1. Исследование общих закономерностей формоизменения при прошивке неосесимметричным инструментом
    • 3. 2. Исследование формоизменения при внедрении пуансонов с лыской
  • Выводы по главе
  • Глава 4. Разработка системы автоматизированного конструирования инструмента для процессов восстановления пластическим деформированием
    • 4. 1. Сущность процессов восстановления деталей пластическим деформированием
    • 4. 2. Процедура выбора рационального способа восстановления деталей пластическим деформированием
  • Выводы по главе
  • Глава 5. Разработка технологического процесса восстановления деталей методом пластической деформации
    • 5. 1. Особенности процесса восстановления деталей пластическим деформированием
    • 5. 2. Технологический процесс восстановления детали «шаровый палец рулевого механизма»
    • 5. 3. Технологический процесс восстановления детали «разжимной кулак тормозного механизма»
  • Выводы по главе

Разработка технологии восстановления деталей направленными потоками металла (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность работы: Тенденция поиска путей снижения эксплуатационных расходов машин и технических устройств является устойчивым явлением в хозяйственной и экономической жизни общества. Немалую долю в эксплуатационных расходах занимают затраты на приобретение запасных частей взамен изношенных. Это приводит к необходимости развития методов восстановления изношенных деталей, позволяющих снизить затраты на приобретение запасных частей. Существующие способы восстановления характеризуются многообразием применяемых для восстановления физических процессов с различной трудоемкостью и по объему ресурсов затрачиваемых на осуществление восстановления .

Одним из перспективных способов восстановления изношенных деталей является пластическое деформирование (ПД). Достоинствами восстановления ПД можно считать: возможность получения требуемой микроструктуры металла и эксплуатационных свойств восстанавливаемой детали, позволяющей увеличить ее ресурсвысокая степень экономии ресурсов, обусловленная повторным использованием энергии и материала затраченных на первичное изготовление детали. Однако существующие методы восстановления ПД применяются только для деталей простой геометрической формы, так как существующие методы восстановления не рассматривают проблему создания направленных потоков металла в зону износа в достаточном объеме.

В связи с этим сформулирована цель работы: разработка технологии восстановления изношенных деталей прошивкой с созданием направленных потоков металла в зону износа.

Для достижения поставленной цели решены следующие задачи:

1. Исследование влияния формы и размеров пуансонов на течение металла при прошивке.

2. Разработка методики проектирования инструмента для получения требуемого распределения потоков металла в операциях прошивки, включающую в себя САПР инструмента для прошивки.

3. Разработка технологического процесса восстановления изношенных деталей на основе данных по износу: для осесимметричных случаев — «шаровый палец рулевого механизма" — для неосесимметричных случаев — «разжимной кулак тормозного механизма».

Методы исследования. Для исследования особенностей течения металла было использовано численное моделирование методом конечных элементов реализованного в программе QForm. Полученные в результате моделирования данные были обработаны методами математической интерполяции.

Достоверность и обоснованность. Достоверность полученных в диссертационной работе выводов подтверждается согласованностью результатов теоретических исследований с результатами натурного эксперимента по восстановлению изношенных деталей.

Научная новизна работы:

• экспериментально установлено что факторами, влияющими на потоки металла при прошивке, являются: форма торца пуансона, поперечное сечение внедряемого пуансона, его диаметр и глубина внедрения;

• разработана математическая модель, связывающая течение металла при прошивке с формой торца инструмента, его диаметром и глубиной внедрения. Установлено, что при малых глубинах внедрения (<0,05 высоты детали) и небольшом диаметре пуансона (<0,15 диаметра детали) достигаемые величины формоизменения не представляют интереса с технологической точки зрения при использовании цилиндрических пуансонов с любой формой торца;

• разработана методика проектирования инструмента для получения требуемого формоизменения при двусторонней прошивке, с учетом относительных скоростей внедрения верхнего и нижнего цилиндрических пуансонов, зависящих от их размеров и формы торца.

Практическая ценность работы заключается в следующем:

• разработана методика проектирования инструмента для получения требуемого формоизменения в операциях прошивки;

• создана САПР инструмента для процессов восстановления изношенных деталей прошивкой, созданием направленных потоков металла в область износа;

• разработаны конструкции штампов для восстановления изношенных деталей типа «шаровый палец» и «разжимной кулак» (патенты № 2 371 292 и № 2 376 121).

Апробация работы. Результаты работы докладывались и обсуждались на пяти конференциях в городах Москва (2007), Донецк (2007, 2008), Пенза (2007), Ульяновск (2007).

Публикации. По теме диссертации опубликовано 10 научных работ, в том числе 4 статьи, изданных в журналах, рекомендованных ВАК, и 2 патента № 2 371 292, № 2 376 121.

Структура и объем диссертации

Диссертация состоит из введения, пяти глав, заключения, списка литературы, включающего 112 наименований, и 6 приложений. Работа изложена на 125 страницах машинописного текста, содержащего 26 таблиц, 58 рисунков.

Основные результаты и выводы.

1. В ходе проведенных исследований, экспериментально установлено, что основными факторами, оказывающими влияние на течение металла при прошивке, являются форма и геометрические размеры внедряемого инструмента.

2. Разработана математическая модель пластического деформирования при прошивке для процессов восстановления изношенных деталей за счет создания направленных потоков металла в область износа. Получена графическая зависимость, отображающая область применимости прошивки для восстановления боковой поверхности детали, на которой показано, что при малых глубинах внедрения (<0,05 высоты детали) и небольшом диаметре пуансона (<0,15 диаметра детали) достигаемые величины формоизменения не представляют интереса с технологической точки зрения при использовании цилиндрических пуансонов с любой формой торца.

3. Разработана методика расчета формы и размеров инструмента при двусторонней прошивке с одновременным достижением верхним и нижним пуансоном расчетной глубины, позволяющая добиться заданного формоизменения при минимальной осадке детали.

4. Экспериментально установлено, что при проектировании технологических процессов восстановления можно не учитывать в процессах прошивки в горячем состоянии влияние на потоки металла: дополнительной ступени на торце пуансона, марки стали и высоты детали (влияние данных факторов на конечное формоизменение боковой поверхности ограничивается 1−2%).

5. Восстановление деталей типа «разжимной кулак», изношенных по рабочей поверхности, представляющей собой эвольвенту, возможно двумя симметрично расположенными прошивнями, полученными рассечением цилиндрического пуансона со сферической формой торца по оси симметрии.

6. Разработана методика расчета формы и размеров пуансона для получения заданного формоизменения при прошивке, которая легла в основу САПР инструмента.

7. Разработаны конструкции штампов для восстановления изношенных деталей типа «шаровый палец» и «разжимной кулак», защищенные патентами № 2 371 292 и № 2 376 121, позволяющие в процессе деформирования получить первоначальные размеры и форму изношенного элемента детали.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , И.В. Основы расчетов на трение и износ / Краагельский И. В., Добычин М. Н., Комбалов B.C. — М.: Машиностроение, 1977.
  2. П.Н. Ремонт тяжелых мотоциклов / Котов П. Н., Капустин А. А. — JL: Машиностроение. Ленинградское отделение, 1990. -С.335.
  3. , К.Т. Технология авторемонтного производства / Кошкин К. Т. — М.: «Транспорт», 1969. — С.168.
  4. О.М. Устройство, техническое обслуживание, ремонт легковых автомобилей, мотоциклов и мотороллеров: учебн. пособие / Круглов О. М., Антонов В. Н. — М.: Высш. школа, 1980. — С.317.
  5. М.Н. Детали машин: Учебник для студентов для высших технических заведений / Иванов М. Н. — 5-е изд. перераб. — М.: Высшая школа, 1991.-С.383.
  6. B.C. Развитие теории и методов повышения износостойкости поверхностей трения деталей машин / Комбалов B.C. -1998.-35−42.
  7. Р.З. Экономическая эффективность восстановления и резервы ее повышения / Акбердин Р. З. — М.: Машиностроение, 1980. — С. 115.
  8. Д.М., Шамраев Л. Г. Оптимальное управление износом для обеспечения надежности машин // Трение и износ. 1992. — Т. 19. -№ 6. — С. 763−767.
  9. , В.Н. Технологические карты текущего ремонта автомобилей КамАЗ. Часть 4,7 // Под общей ред. В. Н. Якунин Набережные Челны: КамАЗ «Камазтехобслуживание», 2001. — 218 с.
  10. П.Г. Детали машин: Учебное пособие для студентов вузов / Гузенков П. Г. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Высшая школа, 1982. -С. 355.
  11. , Н.Т. Грузовой автотранспорт России. Потребности и возможности / Н. Т. Сорокин // Автомобильная промышленность. 2002. -№ 4.-С. 11−13.
  12. М.А. Организация восстановления автомобильных деталей. -М.: Транспорт, 1981. С. 196.
  13. Тельнов, Н. Ф Ремонт машин. // Под ред. Тельнов Н. Ф. -М.: Агропромиздат, 1992. С. 560.
  14. Г. А. Справочник технолога авторемонтного производства / Малышева Г. А. — М.: Транспорт, 1977. — С. 120.
  15. Ю.Н. Основы надежности сельскохозяйственной техники / Артемьев Ю. Н. — Колос, 1973. — С. 162.
  16. , В.М. Технология машиностроения в 2 т, Т.1 Основы технологии Машиностроения: Учебник для вузов. /Бурцев В.М., Васильев А. С., Даньский A.M. // Под ред. A.M. Даньский. М.: Издательство МГТУ им. Н. Э. Баумана, 1997. — С. 564.
  17. Л.И. Моделирование процессов изнашивания материалов и деталей машин на основе структурно-энергетического подхода / Погодаев Л. И., Чулкин С. Г. — 1998. — С. 94−103.
  18. Л.Г. — Определение микротвердости. Методика испытаний. Измерение отпечатков. Номограмма и таблица для определения микротвердости / Харитонов Л. Г. М.: Металлургия, 1967. — С.46.
  19. .И. Структурно-энергетическая приспосабливаемость материалов при трении / Костецкий Б. И. — 1985. — С. 201−212.
  20. Л.И. — Общая концепция в трибологии / Бершарский Л. И., Костецкий Б. И. 1993. — С. 7−18.
  21. Н.Б. — Механизмы деформирования, разрушения и образования частиц износа при механохимическом трении / Костецкая Н. Б. -1990. С.108−115.
  22. .И. Фундаментальные закономерности трения и износа / Костецкий Б. И. — Киев, 1981.
  23. В.Е. Восстановление автомобильных деталей: Технология и оборудование. Учеб. для вузов / Канорчук В. Е., Чигринд А. Д., Голяк О. Л., Шодки П. М. — М.: Транспорт, 1995. — С.ЗОЗ.
  24. Д.Н. Детали машин: Учебник для студентов машиностроительных pi механических специальных вузов / Решетов Д. Н. -4-е изд., перераб. и доп. — 1989. — С.496.
  25. С.И. Техническое обслуживание и ремонт автомобилей: Учебник для ГУ / Румянцев С. И., Синельников А. Ф., Шталь Ю. Л. — М.: Машиностроение, 1989.-С.272.
  26. Е.С. Техническая эксплуатация автомобилей: учебник для вузов / Кузнецов Е. С., Воронов В. П., Болдин А. П. и др.: под. ред. Кузнецова Е. С. -М.: Транспорт, 1991. -С.413.
  27. В. А. Основы выбора рационального способа восстановления автомобильных деталей металлопокрытиями / Шадричев В.А.-М.: Машгиз, 1962.-С. 120.
  28. А.А. Основы технического обслуживания автомобилей / Лудченко А. А. — К.: Вища шк. Головное издательство, 1987. — С.399.
  29. , Ю.А. Основы ремонта машин. // Под общ. ред. проф., д-ра техн. наук Ю. А. Петров. М.: «Колос», 1972. — 527 с.
  30. А.А. — Прогнозирование роста приповерхностных усталостных трещин / Бабкин А. А., Белоусов И. А. 1999. — 109−116.
  31. С.В. Влияние внешних факторов на контактную поверхность при качении / Пинегин С. В., Шевелев И. А., Гудченко В. М. -М.: Наука, 1972.-С. 102.
  32. Ю.А. Влияние смазочных масел на долговечность и надежность машин / Розенберг Ю. А. — М.: Машиностроение, 1970. — С.312.
  33. Л.И. Подшипники качения / Спришевский Л. И. -М.: Машиностроение, 1971. — С.632.
  34. Р.А. Восстановление деталей автомобилей КамАЗ / Азаматов Р. А., Дажин В. Г., Кулаков А. Т., Модин А. И.: под ред. Дажин В. Г. — Набережные Челны: КамАЗ, 1994. — С.215.
  35. Основные виды отказов и средний пробег двигателей КамАЗ, поступающих в капитальный ремонт на ЗРД. Инф. справка НТЦ КАМАЗа. -2006.
  36. , А.И. Теоретические основы ремонта и надежности сельскохозяйственной техники. / Селиванов А. И., Артемьев Ю. Н. -М.: Колос, 1978.-С.248.
  37. , Е.Л. Справочник по восстановлению деталей. /Воловик Е.Л. М.: Колос, 1981.-С.351.
  38. , В.К. Термоциклическая обработка металлов и деталей машин. / Федюкин В. К., Смагоринский М. Е. Л.: Машиностроение, Ленингр. отд-е, 1989.-С.255.
  39. А.И. Основы эксплуатации и ремонта автомобилей / Королев А. И., Джурамская Е. А. — М.:Транспорт, 1972. — С.352.
  40. М.В. — Теория обработки металлов давлением: Учебник для вузов / Сторожев М. В., Попов Е. А. М.: Машиностроение, 1977. — С.423.
  41. Я.М. Технология, кузнечно-штамповочного производства: учебник для вузов / Охрименко Я. М. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Машиностроение, 1976. — С.560.
  42. А. Н. — Ковка и объемная штамповка: учебное пособие для машиностроительных вузов / Брюханов А. Н. М., Машиностроение, 1975.-С.408.
  43. А.с. 1 593 874. СССР. В23Р6/00. Способ восстановления пустотелых деталей раздачей./ В. Е. Канарчук, А. Д. Чигринец, Б. В. Шапошников, O.JI. Голяк, В. Д. Войтюк. (СССР). 4 623 980/31−27. Заявлено 23.11.88. Опубл. 23.09.90. Бюл.№ 35.-С2.
  44. А.с. СССР 1 017 462 С21Д 1/78. Способ восстановления полых деталей типа втулок. /Короткое В.А., Евдокимов А. И., Толстов И. А., Трошин О.В.1983, Б.И. N18.
  45. .И. — Исследование изготовления полых деталей радиальным обжатием трубных заготовок жидкостью высокого давления / Каменецкий Б. И., Обухов В. А. 1996. — С.5−9.
  46. А.с. СССР 1 341 223 С21Д 1/78. Способ восстановления внутренних поверхностей цилиндрических стальных деталей. /Гурмаза А.А., Семененко А. И., Сияница Л. И., Резников В. И., Ткаченко О. П., Цельсковский К. В. 1987, Б.И. N36.
  47. А.с. 1 076 246, СССР С21Д 1/78. Штамп для восстановления цилиндрических зубчатых колес. / Ю. Д. Пашин, Е. Ф. Коллетурет, А.В., Кирилов, Н. А. Коваленко (СССР). 1983, Б.И. № 15.
  48. Н.Н. Качество ремонта автомобилей / Маслов Н. Н. — М.: Транспорт, 1975. — С.368.
  49. А.Г. Качество машин: Справочник в 2-х т. / Суслов А. Г., Гуляев Ю. В., Дильский A.M. и др. — М.: Машиностроение, 1995. — С.430. -2 т.
  50. И. К. Детали машин: Учебник для вузов / под ред. Ряховского О. А. — МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2002. — С.544.
  51. Э. и др. Механика пластических деформаций при обработке металлов / Томсен Э., Янг Ч., Кобаяши Ш. М.: Машиностроение, 1968. — С.504.
  52. , Н.П. Теория обработки металлов давлением. 2-е изд., перер. и доп. /Громов Н.П. М.: Металлургия, 1978. — С.359.
  53. , С.И. Пластическая деформация металлов. /Губкин С.И. -М.: Металлург, издат., т. 1, 1961. С:376.
  54. В.А. Теория обработки металлов давлением. Харьков: Вища школа. Изд-во при Харьк. ун-те, 1981. — С.248.
  55. , JT.H. Основы учения о пластической деформации. / Ильин JI.H. М.: Машиностроение, 1980. — С. 150.
  56. B.JI. Механика обработки металлов давлением: Учебник для вузов. М.: Металлургия, 1986. — С.688.
  57. , В.А. Теория пластической деформации и обработка металлов давлением. / Мастеров В. А., Берковский B.C. М.: Металлургия, 1989.-С.400.
  58. , П.И. Обработка металлов давлением в машиностроении./ Полухин П. И., Тюрин В. А., Давидков П. И., Витанов Д. Н. М.: 1983. -С.279.
  59. В.П. Теория обработки металлов давлением. Минск: Высшая школа, 1966. — С.233.
  60. Патент РФ № 2 238 832, 27.10.2003. Способ и устройство восстановления шаровых элементов деталей методом пластического деформирования / Шибаков В. Г., Панкратов Д. Л., Фролов A.M.
  61. Д.Л. Разработка технологии реновации кольцевых деталей пластической деформацией на основе регулирования условий трения и формы инструмента : дисс. канд. техн. наук. Уфа, 2000. — С. 154.
  62. , В.П. Восстановление посадочных мест корпусных автотракторных деталей местным нагревом с применением пластической деформации.: Дис.канд.техн.наук. М., 1983.- С. 216.
  63. И.Ю. Управление течением металла в процессе вытяжки // Кузнечно-штамповочное производство. 2004. — № 5. — С. 33−38.
  64. В.Е., Исаченков Е. И. Интенсификация процессов обработки металлов давлением путем управления силами трения // Кузнечно-штамповочное производство. 1981.- № 6.- С. 29−31.
  65. А.Н. Некоторые вопросы совершенствования процессов ОМД на основе управления трением // Кузнечно-штамповочное производство. 1981. — № 6. — С. 20−23.
  66. Пакет прикладных программ «Рапид». Екатеринбург: Уральский политехнический институт, 1991.
  67. Н.Е., Вайсбурд Р. А. Автоматизированное проектирование штампов для горячей объемной штамповки // Кузнечно-штамповочное производство. 1997. — № 8. — С. 30−32.
  68. .А. Зачем металлургу математические модели? М.: Наука, 1989.- 192 с.
  69. Г., Фикс Дж. Теория метода конечных элементов: Пер. с англ. М.: Мир, 1977. — С.350.
  70. В.И. и др. Расчеты машиностроительных конструкций методом конечных элементов: Справочник / В. И. Мяченков, В. П. Мальцев,
  71. B.П. Майборода и др. М.: Машиностроение, 1989. — 520 е., ил.
  72. О. И., Петровский А. В. Системы поддержки принятия решений. Современное состояние и перспективы их развития. // Итоги науки и техники. Сер. Техническая кибернетика. Т.21. М.: ВИНИТИ, 1987,1. C.131−164
  73. А. Д., Щербина О. А. Системный анализ и современные информационные технологии //Труды Крымской Академии наук. — Симферополь: СОНАТ, 2006. С. 47−59
  74. Alter S. L. Decision support systems: current practice and continuing challenges. Reading, Mass.: Addison-Wesley Pub., 1980.
  75. Т. А., Хорошевский В. Ф. Базы знаний интеллектуальных систем. Учебник. СПб.: Питер, 2000.
  76. Джозеф Джарратано, Гари Райли «Экспертные системы: принципы разработки и программирование»: Пер. с англ. М.: Издательский дом «Вильяме», 2006. — С.1152.
  77. Д. «Руководство по экспертным системам: Пер. с англ. под ред. В. JI. Стефанюка. М.: «Мир», 1989: — С. 388.
  78. К., Фохт Д.Проектирование и программная реализация экспертных систем на персональных ЭВМ: Пер. с англ. В. А. Кондратенко, С. В. Трубицына. -М.: Финансы и статистика, 1990. С. 320.
  79. , И.Г. Информационные системы и модели. Элективный курс. / Семакин И. Г., Хеннер Е.К.- М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006. -С.87.
  80. Druzdzel М. J., Flynn R. R. Decision Support Systems. Encyclopedia of Library and Information Science. A. Kent, Marcel Dekker, Inc., 1999.
  81. Davis G. Management Information Systems: Conceptual Foundations, Structure, and Development. New York: McGraw-Hill, 1974.
  82. Holsapple C.W., Whinston A.B. Decision Support Systems: A Knowledge-based Approach. Minneapolis: West Publishing Co., 1996.
  83. Sprague R. H., Carlson E. D. Building Effective Decision Support Systems. Englewood Cliffs, NJ: Prentice-Hall, 1982.
  84. П.С., Ельцов М. Ю., Коршиков С. Б., Лаптев И.В., Осиюк
  85. B.А. NX для конструктора-машиностроителя. Москва: ИД ДМК Пресс, 2009.-С.376.
  86. А. В., Силин В. В., Семенников В. В., Феоктистов В. Ю. ADEM CAD/CAM/TDM. Черчение, моделирование, механообработка. -СПб.: БХВ-Петербург, 2003. С. 320.
  87. Ф.С., Арсов Я. Б. Оптимизация процессов технологии металлов методами планирования экспериментов. София: Техника 1980.1. C.304.
  88. А.Г. Качество машин: Справочник в 2-х т. / Суслов А. Г., Гуляев Ю. В., Дильский A.M. и др. — М.: Машиностроение, 1995. — С.430. -1 т.
  89. Л. Введение в метод конечных элементов. М.: Мир, 1980.
  90. В.Е., Шаповал В. Н. Экспериментальное исследование процессов- обработки металлов давлением. — Киев: Вища школа. Головное изд-во, 1983.-С.232.
  91. Р.Ф. Формоизменение цилиндрических образцов при прошивке / Панкратов Д. Л., Танеев Р. Н., Зиганшин Р. Ф. // Межвузовский научный сборник «Проектирование и исследование технических систем». -№ 7. г. Набережные Челны: ИНЭКА. — 2006. — С. 95−104.
  92. Смирнов-Аляев, Г. А. Механические основы пластической обработки металлов. / Смирнов-Аляев Г. А. Л.: 1968.- С. 272.
  93. , Л.Д. Сопротивление металлов пластической деформации. / Соколов Л. Д. М.: Металлургиздат., 1963. — С.283.
  94. , В.В. Теория пластичности. 3-е изд., перераб. и доп. / Соколовский В. В. М.: Высшая школа, 1969. — С.600.
  95. , П.И. Сопротивление пластической деформации металлов и сплавов: Справочник. 2-е изд., перераб. и доп. / Полухин П. И., Гун Г. Я., Галкин A.M. М.: Металлургия, 1983.- С. 351.
  96. , И.Г. Технологический процесс восстановления внутренних цилиндрических поверхностей местным пластическим деформированием./ Огнев И. Г. Челябинск.: 1992.- С. 143.
  97. Ю.М. Металловедение. Термическая обработка металлов / Лахтин Ю. М. — М: Металлургия, 1983. — С.360.
  98. В.И., Смирнов С. В., Богатов А. А. и др. Оценка поврежденности деформированного металла // Физика металлов и металловедение. 1982. — Т. 54. — Вып. 4. — С. 787−792.
  99. Л.Г. Восстановление автотракторных дизелей / Лившиц Л. Г., Поляченко А. В. — М.: Колос, 1966. — С.479.
  100. А.Ю. Ковка и штамповка: справочник / Аверкиев А. Ю., Бережковский Д. И. — М.: Машиностроение, 1985. — С.568.
  101. A.M. Совершенствование системы проектирования элементов сферических шарниров с учетом реновационных мероприятий в их полном жизненном цикле: Дисс. канд. техн. н. Уфа, 2004.
  102. Патент на изобретение «Способ и устройство для восстановления детали типа «разжимной кулак» методом пластического деформирования» № 2 376 121 / В. Г. Шибаков, Д. Л. Панкратов, А. И. Швеёв, Р. Ф. Зиганшин. -опубликовано 20.12.2009. Бюл. № 35.
Заполнить форму текущей работой