Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Подростковая девиантность: анализ структуры факоров риска

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Ведущее место среди девиантных проявлений в среде подростков и молодежи занимают рост подросткового суицида и высокий уровень правонарушений. За последнее десятилетие в 3 раза выросло число самоубийств среди молодежи. Ежегодно каждый двенадцатый подросток в возрасте 15−19 лет пытается совершает попытку самоубийства. В России показатель суицида среди молодежи превышает средний мировой показатель… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретико-методологические основы изучения подростковой девиантности
    • 1. 1. Девиантность подростков: постановка проблемы в контексте социологии
    • 1. 2. Представления о генезисе девиантности в классических и современных теориях
    • 1. 3. Структура факторов риска подростковой девиантности
  • Глава 2. Социологический анализ факторов риска подростковой девиантности
    • 2. 1. Средовые факторы риска подростковой девиантности
    • 2. 2. Индивидные и личностные факторы девиантного поведения подростков
    • 2. 3. Социальная субъектность в структуре факторов риска девиантности подростков
  • Глава 3. Эмпирическое исследование взаимосвязи социальной субъектности и девиантности подростков
    • 3. 1. Организация и методы эмпирического исследования
    • 3. 2. Обсуждение результатов исследования и рекомендации

Подростковая девиантность: анализ структуры факоров риска (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Процесс социализации подростков в современной России разворачивается под действием неоднозначных, иногда противоречивых, требований среды и их стремления к самоопределению. Эти обстоятельства зачастую приводят к возрастающему риску девиантности.

Ведущее место среди девиантных проявлений в среде подростков и молодежи занимают рост подросткового суицида и высокий уровень правонарушений. За последнее десятилетие в 3 раза выросло число самоубийств среди молодежи. Ежегодно каждый двенадцатый подросток в возрасте 15−19 лет пытается совершает попытку самоубийства. В России показатель суицида среди молодежи превышает средний мировой показатель в 2,7 раза1. По данным Генеральной прокуратуры РФ, в 2010 г. число подростков, доставленных в милицию за различные правонарушения, превысило 1 млн. 140 тыс. Среди них: 301 тыс. — подростки едва достигшие 13 лет, 295 тыс. — нигде не работали и не учились. При этом 45 тыс. оказались вообще неграмотными, что является непреодолимым препятствием на пути их дальнейшей нормативной социализации. Только по данным официальной статистики в стране числится около 1 млн. детей, сбежавших из дома2.

Рост девиантных проявлений в подростковой среде, разнообразие девиаций и их последствий требует развития новых подходов к изучению этой проблемы в условиях трансформирующегося общества. В современном мире меняется структура факторов риска подростковой девиантности. «Текучая современность» ослабляет давление социальных норм на индивида и перекладывает груз ответственности за свою жизнь на плечи «атомизированных индивидов» 3. Это может рассматриваться как новый вызов формированию человека, который должен проявлять неадаптивную/над адаптивную активность, сохраняя при этом собственную идентичность. В связи с этим особую актуальность, как в теоретическом, так и практическом плане, приобретает проблема социально-ориентированной субъектности.

1 Статистика самоубийств // Проект о жизни. URL: http://www.lossofsoul.com/DEATH/suicide/statistic.htm (Дата обращения: 23.04.2013).

2 Кравченко А. И. Социология девиантности. М., 2010. С. 213.

3 Бауман 3. Текучая современность. СПб.: Питер. 2004. развития активной, хорошо интегрированной личности, способной управлять собой, адаптироваться к быстро изменяющимся условиям социальной жизни и противостоять манипулятивным воздействиям извне. В этом контексте социальная субъектность выступает как новый элемент структуры факторов риска, в которой ей отводится ключевая роль.

Степень научной разработанности темы. При социологическом осмыслении подростковой девиантности важным является рассмотрение теоретических подходов к рассмотрению генезиса девиантности в целом с выделением специфических особенностей девиантности подростков. Подходы к объяснению и пониманию данного явления могут быть условно разделены на классические и современные.

Классические теории девиантности оформились в попытке раскрыть механизм детерминации девиантности с позитивистских оснований и развивались в биологических (Ч. Ломброзо, У. Шелдон, Э. Кречмер, Р. Гарофало, К. Лоренц и др.), психологических (3. Фрейд, А. Фрейд, А. Айхорн, М. Кляйн, А. Адлер, Э. Эриксон, К. Хорни, Э. Фромм, Л. Кольберг, Б. Ф. Скиннер, А. Бандура, Дж. Роттер и др.) и социологических исследованиях. Социологический подход в объяснении девиантности представлен в работах классиков социологии, анализировавших социальные причины девиантности с позиций: функциональной теории аномии (Э. Дюркгейма, Р. Мертона, Р. Агнью, А. Коэна, Р. Клауорда, Л. Оулина) — теории дифференцирования (Э. Сатерленда, Д. Крэсси и др.) — теории контроля (У. Реклесс, Т. Хирши и др.). Основные идеи классиков социологии в то или иной степени используют практически все девиантологи, поскольку они заложили основания для девиантологических исследований, а их концепции не утратили актуальности и в настоящее время.

Представители современных девиантологических теорий поставили под сомнение возможность понимания девиантности путем поиска причинно-следственных связей. Модернистские теории, не потеряв интереса к этиологии девиантности, в большей степени фокусируют свое внимание на рассмотрении девиантности в качестве социального конструкта. Исследователи пытаются понять значение данного явления путем его интерпретации и занимаются изучением проблем реакции на девиантное поведение индивидов и общества в целом. Данный подход представлен: в работах Ф. Танненбаума, Э. Лемерта, Г. Беккера, Э. Гофмана и др., раскрывающих девиантность как результат стигматизацииконфликтологическими идеями Т. Селлина, У. Миллера, О. Тёрка и др. На их основе выстроилось критическое направление в криминологии и девиантологии (Я. Тэйлор, П. Уотсон, Дж. Янг, Р. Куинни и др.), постмодернистское видение девиантности (М. Фуко, С. Генри, Д. Милованович и др.).

Интенсивная институциализация девиантологических исследований в России потребовала привлечения зарубежного опыта теоретической рефлексии девиантности с учетом специфической российской действительности и развития теоретических основ девиантологических исследований с опорой на классические и современные концепции. Этому посвящены труды многих отечественных исследователей: Я. И. Гилинского, A.A. Габиани, В. Н. Кудрявцева, Б. М. Левина, Т.В. Шипу-новой, A.M. Яковлева, И. Г. Ясавеева и др.

Современные исследования на рубеже XX—XXI вв. характеризуются попыткой синтезировать разнообразные концепции в обобщенную модель более высокого уровня и создать тем самым общую теорию девиантности (Дж. Брейтуэйт, Е. В. Змановская, Д. А. Шестаков Т.В. Шипунова и др.).

В отечественных исследованиях используется междисциплинарный подход к рассмотрению различных видов девиантного поведения подростков и молодежи, многофакторной их обусловленности, на стыке юриспруденции, социологии, социальной психологии и педагогики (Ю.В. Верминенко, Я. И. Гилинский, С. И. Голод, Ю. А. Зубок, Л. Е. Кесельман, Ю. А. Клейберг, A.A. Козлов, Ю. Ю. Комлев, И. С. Кон, В. Т. Лисовский, В. Д. Менделевич, Е. А. Омельченко, М. Е. Позднякова, И. Л. Первова, М. М. Русакова, А. Л. Салагаев, Т. А. Хагуров и др).

В современных социологических работах подростковая девиантность рассматривается как нарушение процесса социализации, включение в ненормативные социальные группы, исключение из нормативных семейных и образовательных процессов. Достаточно известен факт ослабление социализирующей роли таких основных институтов социализации как семья и школа. Отражением эффективного процесса социализации выступает сформированность социальной субъектности, изучение которой может дать возможность более глубокого понимания природы подростковой девиантности, позволит увидеть динамику взаимодействия всех участвующих в ее возникновении факторов и вычленить в качестве одного из важнейших способность подростка направлять свою деятельность. Это соотносится и с предложением Э. Гидденса «признать активный и рефлексивный характер действия в качестве научного основания для построения социальной теории"4.

Тем не менее в настоящее время ощущается дефицит социологических работ по изучению подростковой девиантности с позиций субъектно-деятельностного подхода.

Целью диссертационного исследования является анализ структуры факторов риска подростковой девиантности на основе субъектно-деятельностного подхода. Реализация поставленной цели предполагает решение следующих задач:

• рассмотреть развитие представлений о природе девиантности,.

• уточнить структуру факторов риска подростковой девиантности;

• проанализировать основные риски защитные факторы девиантности подростков в их взаимовлиянии на микро-, мезо-, экзои макроуровнях;

• раскрыть роль социальной субъектности как важнейшего фактора противостояния девиантности;

• на основе эмпирического исследования изучить факторы девиантного поведения подростков, выявить взаимосвязь социальной субъектности и девиантности.

Объектом диссертационного исследования является девиантность подростков.

Предмет исследования — структура факторов риска подростковой девиантности.

4 Современная социальная теория: Бурдье, Гидденс, Хабермас. Сост., пер. и вступ. ст. A.B. Леденевой. Новосибирск: Изд-во Новосиб. ун-та. 1995. С. 9.

Гипотезы исследования:

1. Важным элементом в структуре факторов риска подростковой девиа-нтности является социальная субъектность. Развитая (сформированная) социальная субъектность может создавать противостояние риск-факторам и ослаблять их негативное влияние.

2. У подростков с девиантным поведением ослаблены рефлексивный, мо-тивационно-ценностный, рационализирующий и деятельностный компоненты социальной субъектности.

В качестве теоретико-методологической основы диссертационного исследования выступили идеи понимающей социологии М. Вебера, феноменологической социологии А. Щюца, акционизма А. Турена, теории структурации Э. Гид-денса, теории коммуникативного действия Ю. Хабермаса, деятельностно-активистской концепции (В.А. Ядов, Т.И. Заславская), в трудах которых получил развитие субъектно-деятельностный подход. Общим идейным основанием данного подхода является рассмотрение действующего субъекта (актора, агента) в его способности воспроизводить и совершенствовать свою жизнедеятельность в заданных рамках социальной реальности.

Методы исследования. При проведении диссертационного исследования были использованы общенаучные методы — анализа, синтеза, индукции и дедукции, анализ научной литературы, системный анализ, сравнительно-исторический метод, а также специальные методы эмпирических исследований: анкетирование, тестирование, контент-анализ (количественный и качественный варианты с использованием триангуляции). Обработка полученных эмпирических данных осуществлялась с использованием пакета статистических программ SPSS для Windows, в том числе методами сравнения средних значений, исчисления коэффициента парной корреляции Кендалла, непараметрического критерия Краскала-Уоллиса с парными сравнениями.

Эмпирическую базу диссертационной работы составили вторичный анализ данных социологических исследований по проблемам девиантного поведения подростков и молодежи, а также результаты социологического исследования, проведенного диссертантом в 2005 — 2011 г. г. на основе комплексного инструментария. Объектом эмпирического исследования выступили подростки 11−17 лет с «нормативным» и девиантным поведением (553 человека). Исследование проводилось в несколько этапов на разных площадках: в школах Санкт-Петербурга, в детских оздоровительных лагерях (в том числе специализированных лагерях отдыха для подростков, стоящих на учете в инспекции по делам несовершеннолетних), в благотворительном фонде «Центр социальной адаптации несовершеннолетних во имя святителя Василия Великого».

Научная новизна диссертационного исследования состоит в следующем:

• уточнены основные понятия и структура факторов риска подростковой девиа-нтности, показано взаимодействие риск-, защитных и конструктивных факторовпроанализированы и систематизированы основные факторы риска на микро-, мезо-, экзои макроуровнях;

• предложена авторская трактовка субъектно-деятельностного подхода применительно к анализу подростковой девиантности;

• обосновано, что социальная субъектность является ключевым фактором, противостоящим риску подростковой девиантности;

• проанализирована взаимосвязь социальной субъектности и факторов риска девиантности подростков на основе собственного эмпирического исследования.

В результате проведенного диссертационного исследования были получены следующие основные результаты, формулируемые как положения, выносимые на защиту:

1) Структура факторов риска подростковой девиантности включает: средовые риски защитные факторы на уровне семьи, группы сверстников, школы или других социальных групп, в которые включен (или исключен) подросток, места проживания, СМИ, общества в целоминдивидные, личностные и деятельностиые риски защитные факторы, включающие биологические и личностные особенности подростка, его ценности и установки, способность индивида рефлексивно направлять свою деятельность, формировать жизненные стратегиижизненную ситуацию, т. е. комбинацию конкретных условий и обстоятельств.

2) Деятельностные риски защитные факторы дают представление о подростке как о носителе активности, осознающем себя в качестве субъекта деятельности. Рефлексия себя в качестве социального деятеля понятия увидеть и осознать последствия своих жизненных выборов и противостоять жизненным рискам. Социальная субъектность включает деятельностный, рефлексивный, мотивационно-ценностный и рационализирующий компоненты.

3) Воздействие факторов риска преломляется через субъектный потенциал человека. Социальная субъектность является фильтром для ответной реакции подростка на рискогеннное воздействие. Способность адекватно рефлектировать жизненную ситуации и саморегулировать поведение в направлении ответственной субъектной позиции отражает сформированность социальной субъектности.

4) Взаимосвязь подростковой девиантности и социальной субъектности проявляется в том, что структура социальной субъектности подростков разных групп (с «нормативным» и девиантным поведением) различается по следующим элементам: сформированность ценностных ориентации и социальных образцов, отношения к своему будущему и собственной жизни, удовлетворенности семейными отношениями, отношением к школе и принятию сверстников, отношению к различным социальным рискам.

Теоретическая и практическая значимость работы.

Результатом диссертационного исследования является авторская трактовка субъектно-деятельностного подхода применительно к анализу подростковой девиантности. Это позволяет расширить представления о природе и факторах риска девиантности подростков, развиваемые в рамках социологии, девиантологии, социологии личности, теории социальной работы. Результаты исследования могут быть использованы в преподавательской практике в рамках курсов «Социологии девиантности и девиантного поведения», «Социология личности», «Социальная работа с молодежью», «Профилактика девиантности подростков» и др.

Полученные результаты могут найти применение в разработке программ молодежной политики, профилактических программ и технологий активизации ресурсов подростков и молодежи, в т. ч. с девиантным стилем поведения, клиентов социальной работы.

Апробация и внедрение результатов исследования.

Основные положения и результаты диссертационной работы докладывались на международных, российских, региональных и вузовских конференциях (с 2003 по 2013 г. г.), в том числе, на ежегодных Ковалевских Чтениях, Всероссийской научной конференции «Молодые женщины в науке» (Иваново, 2004), международной летней академии «Социальная работа и общество» (Мессина, Италия, 2007; Рига, Латвия, 2008), международной научно-практической конференции «Профилактическая социальная работа в России и Европе» (Санкт-Петербург, 2008), научном семинаре «Жизненный мир современной молодежи и социальное благополучие»" (Ньюкасл, Австралия, 2009), международной летней школы «Accessibility, Capabilities and Social Exclusion» (Санкт-Петербург, 2012) и др.

Материалы диссертационного исследования используются в проведении занятий в рамках авторского учебного курса для студентов отделения социальная работа «Программы социального развития молодежи».

Разработанный исследовательский инструментарий был частично использован в рамках российско-финского исследовательского проекта «Профилактическая социальная работа с семьей и детьми» для получения данных по вовлеченности подростков в девиантное поведение и их удовлетворенности реализацией профилактических программ в Ленинградской области.

По теме диссертации опубликованы: научная монография, 14 статей и тезисов докладов в печатных и электронных научных изданиях на русском и английском языках общим объемом 12,6 п.л.

Структура и объем работы.

Диссертация состоит из введения, трех глав, включающих 8 параграфов, заключения, списка литературы (282 источников, из них 41 — на английском языке) и 8 Приложений.

Результаты исследования показывают что при разработке программ первичной профилактики необходим учет субъективного восприятия подросками риски защитных факторов девиантности, а при их реализации необходимо получение обратной связи о реализуемых профилактических программах Данные демон-стируют, что девиантные подростки в большей степени, чем подростки других групп, были включены в различные виды профилактических программ. Но при этом они продемонстрировали их явное непринятие и нежелание участвовать в них, в отличие от подростков других групп. Возможно, данные профилактические мероприятия должны проводиться более широко, со всеми подростками и в более раннем возрасте (действительно являться предупреждающими), а также с учетом специфических особенностей тех или иных групп подростков.

Можно заключить, что в профилактику девиантного поведения подростков необходимо включать компоненты, направленные на развитие социальной субъ-ектности, а именно на:

• личностный рост, в первую очередь способность рефлектировать свое отношение к значимым объектам социального мира и самому себе;

• формирование социальной компетентности, включающей в себя знания и умения организовать свою социальную активность и интеракции оптимальным образом с учетом контекстуальных особенностей;

• расширение социальных контактов и эмоционально-окрашенных межличностных связей, предполагающих активизацию социальной деятельности и включенность в разнообразные социальные среды, что ведет к усложнению структуры социальной субъектности;

• обсуждение норм и ценностных ориентаций в современном плюралистическом мире с участием подростковой аудитории в качестве активного субъекта профилактических мероприятий. Такое участие предполагает свободу выбора подростком своей жизненной позиции с учетом всех.

326 приводимых аргументов и контраргументов .

326 В какой-то мере данные компоненты реализуют принцип, получивших в англоязычной литературе название принцип 4Cs — развитие сознательности (Соп5сюи5пе83-га15т§), компетентность (Competencies), свзяи с другими (Connection with others), изменение норм и ценностей социальной среды (Change in community norms and values).

Заключение

.

Анализ взглядов на природу девиантности позволяет заключить, что в раскрытии ее детерминации необходим учет многофакторной обусловленности в сложном соотношении субъективных и объективных (внешних и внутренних) детерминант. Подобное соотношение предполагает не просто рассмотрение прямолинейной зависимости причины и следствия, а требует системного анализа всей совокупности факторов, обусловливающих девиантность. Под факторами риска понимается совокупность условий и обстоятельств различной природы, увеличивающих вероятность возникновения девиантного поведения. При изучении девиантности необходимо исследовать не только «детерминирующие причины» (риск-факторы), влияние которых способствует возникновению девиантности, но и «нейтрализующие факторы» (защитные факторы), противостоящие началу ее формирования.

Риск подростковой девиантности можно рассматривать как систему, состоящую из взаимосвязанных элементов — конкретных риски защитных факторов. Структура факторов риска подростковой девиантности может быть представлена жизненной ситуацией (характеризующей пространственно-временные особенности жизнедеятельности подростка в комбинации конкретных условий и обстоятельств, наличия или отсутствия угроз, трудностей и т. д.) — средовыми факторами (риски защитные факторы, формирующиеся на уровне семьи, групп сверстников, школы или другого социального института, в который включен (или исключен) подросток, места проживания, общества в целом) — индивидными, личностными и деятельностными факторами (биологические предпосылки возникновения девиантностиособенности личности подростка, включая его психологические особенности, задатки и склонности, ценности и установки, а также деятельност-ные факторы, раскрывающие активную природу субъекта).

Деятельностные риски защитные факторы отражают сформированность социальной субъектности подростка и дают представление о нем как о носителе активности, осознающем себя в качестве субъекта деятельности, который определенным образом осознает и переживает свою жизненную ситуацию, по-своему воспринимает и интерпретирует риск, а также действует определенным образом.

В настоящее время в социологии все шире находит поддержку субъектно-деятельностный подход, в рамках которого социальная субъектность рассматривается как способность субъекта (личности, семьи, этноса, иных социальных групп, общества в целом) воспроизводить и совершенствовать свою жизнь. Субъ-ектно-деятельностный подход имеет перспективный объяснительный потенциал для анализа подростковой девиантности. Он дает более глубокое понимание природы девиантности, которое позволяет увидеть динамику взаимодействия всех участвующих в ее возникновении факторов и вычленить в качестве одной из важнейших способность индивида (подростка) определять свою роль в формировании просоциального и/или девиантного поведения.

Социальная субъектность занимает особое место в структуре факторов риска. Сформированная в подростковом возрасте социальная субъектность, позволяющая рефлектировать свою жизненную ситуацию, ответственно и самостоятельно регулировать поведение, выступает решающим конструктивным фактором девиантности, усиливающим устойчивость к факторам рискам.

Проведенное эмпирическое исследование, направленное на выявление взаимосвязи социальной субъектности и факторов риска подростковой девиантности, позволяет заключить, что сформированность социальной субъектности отличается в разных группах подростков и характеризуется разной степенью ее организации в структуру. В то время как в группе подростков с «нормативным» поведением выявлены статистически значимые взаимосвязи практически по всем характеристикам социальной субъектности, у девиантных подростков выявлены лишь разрозненные связи отдельных элементов. Возможно предположить, что чем больше существует взаимосвязей между элементами социальной субъектности, тем более она структурирована и развита. А соответственно тем больше возмож-ч ностей у социального субъекта рефлектировать свою деятельность, осознавать последствия своих жизненных выборов и противостоять жизненным рискам. Таким образом, данные исследования позволяют говорить о недостаточной сформированности социальной субъектности у девиантных подростков, а также предположить, что включенность в девиацию может осложнять дальнейшее развитие социальной субъектности.

В то же время следует отметить, что получить однозначного подтверждения гипотезы о взаимовлиянии социальной субъектности и девиантности в полной мере не удалось. Такой результат означает, что требуются дальнейшие исследования на выявление характера взаимовлияния и взаимозависимости социальной субъектности и девиантного поведения подростков.

Тем не менее, при разработке профилактических программ следует учитывать, что подросток, формально выступающий как объект воспитания и обучения, в действительности является субъектом этих процессов, активно воздействуя на остальных его участников, будь то родители, учителя или социальные институты. Ибо сама эффективность институтов социализации оценивается сегодня не только и не столько по тому, насколько успешно они обеспечивают усвоение и воспроизводство унаследованных от прошлого ценностей и навыков, сколько по тому, готовят ли они подрастающее поколение к самостоятельной ответственной деятельности, постановке и решению новых жизненных задач. Понимание профилактической деятельности как субъектно-субъектных отношений требует включение компонентов, направленные на развитие социальной субъектности подростков.

Показать весь текст

Список литературы

  1. X. Романтика, феноменологическая социология и качественное социальное исследование // Журнал социологии и социальной антропологии. 1998, Том I. № 1. С. 98−124.
  2. Н. Социологический словарь. Пер. с англ. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ЗАО Издательство «Экономика», 2004.
  3. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991.
  4. А. Понять природу человека. Пер. Е. А. Цыпина. СПб.: «Академический проект», 1997.
  5. А. Трудный подросток. М.: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001.
  6. .М. Становление социальной субъектности российской молодежи в условиях общества риска: автореферат к.социолог.н. Ростов-на-Дону, 2006.
  7. И.В. Характеристика субъектности подростков-девиантов // Вестник Тверского государственного университета. 2011. № 1. С. 36−46. // Репозиторий Тверского госуниверситета. URL: http://eprints.tversu.ru/1529/ (Дата обращения: 21.09.2012).
  8. Асмолов А.Г. XXI век: психология личности в век психологии // Личность в парадигмах и метафорах: ментальность коммуникация — толерантность. Под ред. В.И. Каб-рина. Томск: Изд-во Том. ун-та, 2002. С. 4−8.
  9. В.П., Реутов Е. В. Самоорганизация и «атомизация» молодежи как актуальные формы социокультурной рефлексии // Социологические исследования. 2010. № 1. С.109−115.
  10. P.P. Субъектность личности как детерминанта устойчивости студентов к влиянию деструктивных организаций: автореферат к.психолог.н. Ставрополь, 2004.
  11. А. Теория социального научения. М.: «Евразия», 2000.
  12. Бауман 3. Социологическая теория постмодерна // Контексты современности I: Хрестоматия / Сост. и ред. С А. Ерофеев. Казань: Изд-во Казан, ун-та, 2000. С. 48−51.
  13. Бауман 3. Индивидуализированное общество. Пер. с англ. / Под ред. В. Л. Иноземцева. М.: Логос, 2005.
  14. Бауман 3. Текучая современность. СПб.: Питер, 2004.
  15. A.A. Субъектность старшеклассника как основа для последующего саморазвития и профессионального самоопределения // Учен, зап.: электрон, науч. журн.
  16. Курского гос. ун-та. 2009. № 4. С. 127−129. URL: http://www.scientific-notes.ru/pdf/012−21 .pdf (Дата обращения 22.11.12).
  17. С.А. Психология субъектно-образующего менеджмента: учебное пособие. Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2009.
  18. Бек У. Общество риска. На пути к другому модерну. Пер. с нем. М.: Прогресс-Традиция, 2000.
  19. Г. Девиантность как следствие «наклеивания ярлыков». Пер. с англ. // Контексты современности II: Хрестоматия / Сост. и ред. С. А. Ерофеев. Казань: Изд-во Казан, ун-та, 2001. С. 144−148.
  20. П.Л., Бергер Б. Социология: биографический подход //Личностно-ориентированная социология. М.: Академический проект, 2004.
  21. П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. М.: «Медиум», 1995.
  22. Л.А. Особенности развития субъектности в ранней юности // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2007. Т. 18. № 44. С. 322−326.
  23. Г. Социальные проблемы как коллективное поведение. Пер. с англ. // Контексты современности II: Хрестоматия / Сост. и ред. С. А. Ерофеев. Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2001. С. 149−159.
  24. Большой словарь по социологии // Национальная социологическая энциклопедия. URL: http://voluntary.ru/dictionary/662/word/faktory-riska (Дата обращения 01.08.2012)
  25. .С. Аномалии личности. М.: Мысль, 1988.
  26. Е.Б. Дети в современном обществе. М.: Эдиториал УРСС, 1999.
  27. Дж. Преступление, стыд и воссоединение. Пер. с англ. Н. Д. Хариковой / Под общ. ред. М.Г. Флямера- коммент, д-ра юрид. наук, проф. Я. И. Гилинского. М.: МОО Центр «Судебно-правовая реформа», 2002.
  28. Дж. Стыд и современность // Вопросы ювенальной юстиции. № 2 (7) 2006. URL: http://juvenjust.org. (Дата обращения 01.11. 2011).
  29. П. Понимание // Контексты современности II: Хрестоматия. / Сост. и ред. С. А. Ерофеев. Казань: Изд-во Казан, ун-та, 2001. С. 36−42.
  30. П. Социальное пространство и генезис «классов» // Бурдье, П. Социология политики: Пер. с фр. Н. А. Шматко / Сост., общ. ред. и предисл. Н. А. Шматко. M.: SocioLogos, 1993. С.53−97.
  31. В.Н., Гилинский Я. И., Сморгунова A.JL, Шестаков Д. А. Зарубежная и российская криминология сегодня // Правоведение. 2000. № 4. С. 234−240.
  32. М. Избранные произведения. Перевод с нем. Сост., общ. ред. и поел. Ю. Н. Давыдова. М. Прогресс, 1990.
  33. К.А. Социологический подход к анализу риска //Социологический журнал. 2007. № 3. С. 40−58.
  34. Г. Исследования по этнометодологии. СПб.: Питер, 2006.
  35. А.А. Новейшая биопсихологическая концепция криминологии // Правоведение. 1968. № 1. С. 123−128. // Федеральный правовой портал «Юридическая Россия». URL: http://www.law.edu.ru. (Дата обращения 23.08.2011)
  36. А.А. Современная буржуазная криминология // Советское государство и право. 1963. № 2. С. 115−123. // Федеральный правовой портал «Юридическая Россия». URL: http://www.law.edu.ru. (Дата обращения 23.08.2011)
  37. Э. Социология. Пер. с англ. М.: Едиториал УРСС, 2005.
  38. Э. Судьба, риск и безопасность // Thesis. 1994. № 5. С. 107−134.
  39. Э. Трансформация интимности. Сексуальность, любовь и эротизм в современных обществах. Пер. с англ. В. Анурина. СПб.: Питер, 2004.
  40. Я.И. Глобализация, девиантность, социальный контроль. Сборник статей. СПб.: Издательство ДЕАН, 2009.
  41. Я.И. Девиантология: социология преступности, наркотизма, проституции, самоубийств и других «отклонения». СПб.: Издательство «Юридический центр Пресс», 2004.
  42. Я.И. Девиантология: социология преступности, наркотизма, проституции, самоубийств и других «отклонений». 2-е изд., испр. и доп. СПб.: Юрид. центр Пресс, 2007.
  43. Я.И. Конструирование девиантности // Феноменология и профилактика девиантного поведения. Краснодар: Университет МВД РФ, 2008. С. 86−94.
  44. Я.И., Афанасьев B.C. Социология девиантного (отклоняющегося) поведения. СПб.: СПб филиал ИС РАН, 1993.
  45. Я.И., Гурвич И. Н., Русакова М. М. и др. Девиантность подростков: Теория, методология, эмпирическая реальность. СПб.: Медицинская пресса, 2001.
  46. Ю.А. Субъектность личности как условие развития государства и гражданского общества. Балашиха, 2010.
  47. Э. Представление себя другим // Современная зарубежная социальная психология. М.: МГУ, 1984.
  48. Э. Стигма: Заметки об управлении испорченной идентичностью / Федеральный образовательный портал «Экономика. Социология. Менеджмент». URL: http://ecsocman.hse.ru/text/17 687 311 (Дата обращения: 08.08.2011).
  49. С.И. Семья и брак: историко-социологический анализ. СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1998.
  50. С.И. Социально-демографический анализ состояния и эволюции семьи. // Социологические исследования. 2008. Т. 7. № 1. С. 40−49.
  51. В.В. Нормально или девиантно различать между нормой и девиацией? / Сайт Санкт-Петербургского центра девиантологии. URL: http://deviantology.spb.ru/old/ru/publications/GolbertNorTnalnoilideviantnoms.pdf (Дата обращения: 21.09.2012).
  52. С.З., Попова Н. В. Креативность принципа субъектности в философии // Научный ежегодник института философии и права Уральского отделения РАН. 2008. № 8. С. 185−186.
  53. С.И., Субетто А. И. Основы неклассической социологии. (Новые тенденции развития культуры социологического мышления на рубеже XX—XXI вв.еков). М.: МОНФ, 2000.
  54. И.А., Келасьев В. Н. Теория и практика социальной работы. СПб.: Издательство СПбГУ, 2004.
  55. И.А., Мацкевич А. Ю., Семенов В. А. Западная социология. СПб.: ООО «Издательство ДНК», 2003.
  56. А.И., Федоренко Л. П. Безумствующий мир нормативной реальности // Социологические исследования. 2012. № 10. С.88−92.
  57. Девиантность в обществе потребления: коллективная монография / Под ред. Я. И. Гилинского и Т. В. Шипуновой. СПб.: Издательский Дом «Алеф-Пресс», 2012.
  58. Девиантное поведение и Интернет (опыт социологического анализа): сб. науч. ст. / Под ред. М. Е. Поздняковой и JI.B. Карнаушенко. М.: Изд-во Института социологии РАН, 2008.
  59. Девиантное поведение в современной России в фокусе социологии: наркотизация, алкоголизация, преступность, коррупция / Под ред. М. Е. Поздняковой, A.JI. Салагаева. М.: Институт социологии РАН, 2005.
  60. Девиантное поведение: методология и методика исследования / Под ред. М. Е. Поздняковой. М.: Реглант, 2004.
  61. Девиантология: Хрестоматия / Автор-составитель Ю. А. Клейберг. СПб.: Речь, 2007.
  62. И.Ф. Модели объяснения и логика социологического исследования. М.: Ин-т социологического образования Российского центра гуманитарного образования -Программа Европейского сообщества TEMPUS/TACIS ИС Рос АН, 1996.
  63. И.Ф. Социологические теории деятельности и практической рациональности. М.: Аванти плюс, 2003.
  64. Де Граф Дж., Ванн Д., Нэйлор Т. Х. Потреблятство: болезнь, угрожающая миру. М.: Ультра. Культура, 2003.
  65. И.Ф. Факторы риска современного детства // Социологические исследования. 2011. № 10. С. 108−114.
  66. Д., Джери Дж. Большой толковый социологический словарь // Национальная социологическая энциклопедия. URL: http://voluntary.ru/dictionary/567 (Дата обращения 11.08.2012).
  67. Э. Норма и патология // Социология преступности. (Современные буржуазные теории). М.: Издательство «Прогресс», 1966. С. 39−44.
  68. Э. Самоубийство. Социологический этюд. Пер. с франц. с сокр. Под ред. В. А. Базарова. М.: Мысль, 1994.
  69. Г. И. Социология преступности несовершеннолетних. Минск, 1997.
  70. Т. И. О субъектно-деятельностном аспекте трансформационного процесса // Кто и куда стремится вести Россию? Акторы макро-, мезо- и микроуровней современного трансформационного процесса / Под общ. ред. Т. И. Заславской. М., 2001.
  71. А.Г. Потребности. Интересы. Ценности. М.: Политиздат, 1986.
  72. Е., Темкина А. Социальное конструирование тендера как методология феминистского исследования // Социологический журнал. 1998. № 3−4. С.171−182.
  73. Ф.Г. Социальные проблемы образования. М.: РГГУ, 1999.
  74. Е.В. Девиантология: Психология отклоняющегося поведения. М.: Издательский центр «Академия», 2008.
  75. Е.В. Психология девиантного поведения: структурно-динамический подход. Диссертация доктора психологических наук. СПб., 2006.
  76. Ю.А. Проблема риска в социологии молодежи. М.: Моск. гуманит.-социальн. академия, 2003.
  77. Ю.А. Феномен риска в социологии: Опыт исследования молодежи. М.: Мысль, 2007.
  78. Ю.А., Чупров В. И. Риск в сфере образования молодежи: институциональные и саморегуляционные механизмы управления // Вопросы образования. 2008. № 4. С. 31−55.
  79. В.И. Драматургия качественного полевого исследования. СПб.: Интерсо-цис, 2006.
  80. В.И. Быт и бытие молодежи российского мегаполиса: социальная структу-рация повседневности общества потребления. СПб.: Интерсоцис, 2007.
  81. И.М. Молодежь и молодежная политика. Философия. История. Теория. М.: Голос, 2001.
  82. М.В. Показатели и структура субъектности: на материале становления профессиональной субъектности у студентов вузов: автореферат дис. к. психолог, н. М., 2008.
  83. M. В., Филипс JI. Дж. Дискурс-анализ. Теория и метод. Харьков: Изд-во «Гуманитарный центр», 2008.
  84. Как люди делают себя. Обычные россияне в необычных обстоятельствах: концептуальное осмысление восьми наблюдавшихся случаев. / Под общ. ред. В. А. Ядова, E.H. Даниловой, К. Клеман. М.: Логос, 2010.
  85. Кесельман J1. Е. Социальные координаты наркотизма. СПб.: СПб филиал Института социологии РАН, 1999.
  86. Р., Оулин JI. Дифференциация субкультуры // Социология преступности (Современные буржуазные теории). М.: Прогресс, 1966.
  87. Ю. А. Психология девиантного поведения. М., 2001.
  88. Клиническая психология / Под ред. М. Перре, У. Баумана. СПб.: Питер, 2002.
  89. А.И. Концепция социализации молодежи: нормы, отклонения, социали-зационная траектория // Социологические исследования. 2003. № 1. С. 109−115.
  90. А.И. Социализационные траектории современной российской молодежи // Молодежь и общество на рубеже веков: Международная научно-практическая конференция, 20−21 октября 1998 г. 41. М., Изд-во Ин-та мо-лодежи, 1998.
  91. А.И., Луков В. А. Социология молодежи: теоретические вопросы. М.: Социум, 1999.
  92. A.A. Социальное здоровье молодежи // Актуальные проблемы исследования социального здоровья. Опыт социолого-философского анализа. Часть 1. / Под ред. P.A. Зобова и A.A. Козлова: учеб.пос. СПб.: Химиздат, 2004. С. 33−43.
  93. Ю.Ю. Социологический мониторинг наркотизации подростково-молодежной среды. Казань: ЗАО «Новое знание», 2005.
  94. Ю.Ю. Социология девиантного поведения в России // Вестник ВЭГУ, № 3 (35). С. 34−39.
  95. Ю. Ю. Сафиуллин Н. X. Социология девиантного поведения. Казань: Изд-во ЮОИ МВЛ России, 2006.
  96. Кон И. С. Междисциплинарные исследования. Социология. Психология. Сексология. Антропология. Ростов н/Д: Феникс, 2006.
  97. Кон И. С. Психология ранней юности. М.: Просвещение, 1989.
  98. Кон И. С. Ребенок и общество. М.: Издательский центр «Академия», 2003.
  99. Кон И. С. Социология личности. М.: Политиздат, 1967.
  100. Конструирование девиантности / Монография. Составитель Гилинский Я. И. СПб.: ДЕАН, 2011.
  101. Ц.П., Донских Т. А. Семь путей к катастрофе: Деструктивное поведение в современном мире. Новосибирск: Наука, Сиб. отделение, 1990.
  102. X. Анализ самости: Систематический подход к лечению нарциссических нарушений личности. М.: «Когито-Центр», 2003.
  103. А. Содержание делинквентной субкультуры // Социология преступности (Современные буржуазные теории). М.: Прогресс, 1966.
  104. К проблеме социального контроля над алкопотреблением в семьях «тяжелых» пьяниц и алкоголиков // Информационно-аналитический вестник. Социальные аспекты здоровья населения. 2010. URL: http://vestnik.mednet.ru.
  105. А.И. Социология девиантности. М.: МГУ, 2010.
  106. Е.И. Макс Вебер. М.: Издательство «Весь Мир», 2009.
  107. Криминология: Учебник / Под ред. В. Н. Бурлакова, Н. М. Кропачева. СПб.: Санкт-Петербургский государственный университет- Издательство «Питер», 2002.
  108. Криминология / Под ред. Д. Ф. Шели. СПб.: Питер, 2003.
  109. Н. Пределы наказания. М.: Прогресс, 1985.
  110. Д. Развитие теории. Теория дифференцированной связи. // Социология преступности (Современные буржуазные теории). М.: Прогресс, 1966.
  111. В.Н. Причинность в криминологии (О структуре индивидуального преступного поведения). М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007.
  112. В.Н. Социальные деформации. Причины, механизмы и пути преодоления. М.: ИГПАН, 1992.
  113. В. Н. Альтернатива социологической теории? Дискуссии вокруг рационального выбора // Социологические исследования. 2004. № 1. с. 27−36.
  114. H.A. Модернизация базовых ценностей россиян // СОЦИС № 5, 1996. С. 3−23.
  115. М.Д. О способах и механизмах формирования компетентности социального взаимодействия. // Знание. Понимание. Умение. 2006, № 3. С. 123−127.
  116. В.А. Субъект. Объект. Познание. М.: Наука, 1980.
  117. Э. Первичное и вторичное отклонения. Пер. с англ. // Контексты современности II: Хрестоматия / Сост. и ред. С. А. Ерофеев. Казань: Изд-во Казан, ун-та, 2001.С. 141−144.
  118. Ч. Преступный человек. Пер. с итал. М.- СПб.: Эксмо, Мидгард, 2005.
  119. Н. Теория общества (вариант San Foca '89) // Теория общества. Сборник / Пер. с нем., англ.- вступ. статья, сост. и общая ред. А. Ф. Филиппова. М.: КАНОН-Пресс-Ц, Кучково поле, 1999.
  120. И.В. Человек разрушитель: деструктивная деятельность человека как социокультурный феномен. Таганрог: ББК, 1999.
  121. С.С. Социализация детей в современной русской семье // Психологические проблемы современной семьи в России. Материалы конф. В 4-х т. Т. 3. М., 2005.
  122. И.А. Метаморфозы субъектности в современном мире // Социологические исследования. № 5. 2008. С. 16−25.
  123. Е.И. Саморегуляция поведения, ее развитие и формирование у социально дезадаптированных подростков: автореферат к.психолог.н. Омск, 2001.
  124. A.B. Социология преступности. Краснодар: Изд-во Краснодарского университета МВД России, 2006.
  125. А. Психология бытия. М.: «Рефл-бук», «Ваклер», 1997.
  126. М.С. Социология семьи. Проблемы, теории, методологии и методики. М.: Наука, 1989.
  127. В.Д. Психология девиантного поведения. СПб.: Речь, 2008.
  128. Меняющаяся молодежь в меняющемся мире: невидимая повседневность / под ред. Е. Омельченко, Н. Гончаровой. Ульяновск: Изд-во Ульяновского государственного университета, 2006.
  129. Р. Социальная структура и аномия // Социология преступности (Современные буржуазные теории). М.: Прогресс, 1966. С. 299−313.
  130. Мид Дж. Интернализованные другие и самость // Американская социологическая мысль. М., 1994.
  131. П. Современная западная социология: Теория, традиции, перспективы. СПб.: Нотабене, 1992.
  132. Т.И. Самоорганизующиеся процессы в молодежной среде // Теория и практика общественного развития. 2012. № 6. С. 61−67.
  133. Ф. Понятия риска и неопределенности // Thesis. 1994. № 5. С. 12−28.
  134. Наркотизация населения в современной России: специфика, субъекты, динамика/ Под ред. М. Е. Поздняковой. М.: Реглант, 2003.
  135. Насилие в семье: предупреждение, выявления, реабилитация / Под ред. И. Ф. Дементьевой, Г. В. Сабитовой. М.: ИСВ РАО, 2010.
  136. Неокончательный анализ. ксенофобные настроения в молодежной среде / Под ред. Е. Омельченко, Е. Лукьяновой. Ульяновск: Издательство Ульяновского государственного университета, 2009.
  137. Нормальная молодежь: пиво, тусовка, наркотики / Под ред. Е. Омельченко. Ульяновск: Изд-во Ульяновского государственного университета, 2005.
  138. Е.Л. Молодёжь. Открытый вопрос. Ульяновск: Изд-во «Симбирская книга», 2004.
  139. П. Интрепретация и объяснение в исследованиях социологов // Социологические исследования. № 12, 2008. С. 36−46.
  140. А.К. Проблемы исследования субъектной активности // Вопросы психологии. 1996. № 1. С.5−19.
  141. A.B. Отношение школьников-старшеклассников к социальным проблемам // Социологические исследования. 2009. № 12. С. 126−131.
  142. Л., Джон О. Психология личности: Теория и исследования. Пер с англ. М.: Аспект Пресс, 2001.
  143. И.Л. Асоциальное поведение детей и подростков: Диссертация доктора социологических наук. СПб, 1999.
  144. И.Л. Современные теории ювенальной делинквентности. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского государственного университета, 2003.
  145. X., Омельченко Е., Флинн М., Блюдина У., Старкова Е. Глядя на Запад: Культурная глобализация и российские молодежные культуры /Пер. с английского О. Оберемко и У. Блюдиной. СПб.: Алетейа, 2004.
  146. Поколения.net: хроники событий / Под ред. Е. Омельченко. Ульяновск: Изд-во Ульяновского государственного университета, 2007.
  147. Положение детей в РФ // Сб. статистич. информации. М.: ИСВ РАО, 2010.
  148. Т.Г. Молодежь и проблемы семьи // Молодежь: тенденции социальных изменений: сборник статей / Ред. В. Т. Лисовский. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2000. С. 236−253.
  149. Профилактика наркотизма: теория и практика / Под ред. C.B. Березина, К. С. Ли-сецкого. Самара: Изд-во «Перспектива», 2005.
  150. Психоаналитические концепции агрессивности. Сост. С. Сироткин. В 2 кн. Книга 1. Ижевск: Изд-во Удмуртского университета, 2004.
  151. Регионы в России: социокультурные портреты регионов в общероссийском контексте. Сост. и ред. Н. И. Лапин и Л. А. Беляева. М.: Academia, 2009.
  152. Дж. Современные социологические теории. 5-е изд. СПб.: Питер, 2002.
  153. С.Л. Бытие и сознание. СПб.: Питер, 2012.
  154. Т. Г. Агрессия: проблемы и поиски в западной философии и науке. -М.: Педагогика, 1995.
  155. П.И. Концепция воспитания Н. Лумана: системно-функциональный подход// Социологические исследования. 2008. № 2. С. 141−145.
  156. У.А., Джонсон Т. Б. От одиночества к аномии // Лабиринты одиночества. Пер. с англ. /Сост., общ. ред. и предисл. H. Е. Покровского. М.: Прогресс, 1989.
  157. А.Л. Молодежные правонарушения и делинквентные сообщества сквозь призму американских социологических теорий. Казань: Экоцентр, 1997.
  158. А.Л. Социальные девиации в молодежной среде: учебное пособие: конфликтологический подход. В 2 ч. Казань: КГТУ, 2011.
  159. Г., Ростер Дж., Мишел У. Теория межличностных отношений и когнитивные теории личности. М.: Прайм-Еврознак, 2007.
  160. З.Х. Семья клиент социальной работы. Нижний Новгород: изд-во Нижегородского госуниверситета, 2003.
  161. Т. Конфликт норм поведения // Социология преступности (Современные буржуазные теории). М.: Прогресс, 1966. С. 282−287.
  162. В.В. Качественные методы: введение в гуманистическую социологию: Учеб. пособие для студентов вузов / Ин-т социологии РАН. М.: Добросвет, 1998.
  163. З.В. Социологическое исследование: практическое руководство. СПб.: Питер, 2005.
  164. O.A. К формированию социологии идентичности // Социологический журнал. 2008. № 3. С.45−61.
  165. .Ф. Оперантное поведение // История зарубежной психологии. Тексты / Под ред. П. Я. Гальперина, А. Н. Ждан М.: Изд-во Московского университета, 1986. С. 60−95.
  166. Н. Социология. Пер. с англ. М.: Феникс, 1994.
  167. A.JI. Критическое направление в современной англо-американской криминологии. Автореф. дис. канд. юрид. наук. СПб., 2004.
  168. A.JI. Современная зарубежная криминология: критическое направление. СПб.: Изд-во РГПУ, 2005.
  169. Современная социальная теория: Бурдье, Гидденс, Хабермас. Учеб. пособие / Сост., пер. и вступ. ст. A.B. Леденевой. Новосибирск: Изд-во Новосиб. ун-та, 1995.
  170. B.C., Абросимова З. Б., Адамчук Д. В., Баранова Е. В. Подросток: нормы, риски, девиации. Труды по со-циологии образования. Том X. Выпуск XVII / Под ред. В. С. Собкина. М.: Центр социологии образования РАО, 2005.
  171. Л.Г. Социальная субъектность как социологическое понятие и социальный феномен Сборник научных трудов участников Харьковских социологических чтений. 2001 г. URL: http://www.sociology.kharkov.ua/index.php (Дата обращения 01.11.12)
  172. Социальная активность подростка: участие в деятельности добровольных ассоциаций // Социология образования. Труды по социологии образования. Т. XVI. Вып. XXVIII / Под ред. B.C. Собкина. М.: Институт социологии образования РАО, 2012. С. 88−99.
  173. М.М. Социологический дискурс субъектных свойств личности (на примере западных социологических концепций) // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. Серия Социальные науки. 2009. № 4 (16). С. 124−131.
  174. Ю.Н. О возрождении школьного воспитания: из опыта региона // Социологические исследования. 2007. № 4. С. 50−56.
  175. Г. Преступник и преступление. Сравнительная преступность. Преступления толпы. Авторский сборник. М.: Инфа-М, 2009.
  176. В.А. Психология в субъектном измерении: Монография. К.: Видавничий центр «Просвита», 1996.
  177. Терминологический ювенологический словарь. Ростов-на-Дону: ЮжноРоссийский Гуманитарный Институт, 2006.
  178. Тринадцатый шаг: социология наркотизации /Под ред. Е. Омельченко. Ульяновск: Издательство «Ульяновского государственного университета», 2002.
  179. А. Возвращение человека действующего. Очерк социологии. М.: Научный мир, 1998.
  180. Е.С. Суицидальный риск: социологический анализ. Диссертация кандидата социологических наук. СПб, 2010.
  181. И.П. Социально-культурные проекты Юргена Хабермаса. М.: РАН. Ин-т философии, 1999.
  182. К.А. Российская социология риска: состояние и перспективы // Социологические исследования. 2007. № 4. С. 3−13.
  183. А. Эго и механизмы психологической защиты. М.: ACT, 2008.
  184. Фрейд 3. Введение в психоанализ. Лекции. М.: ACT, 2008.
  185. Р., Фейдимен Д. Большая книга психологии. Личность. Теории, упражнения, эксперименты. Пер. с англ. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2008.
  186. Э. Анатомия человеческой деструктивности. М.: Республика, 1994.
  187. Э. Бегство от свободы. М.: ACT, 2011.
  188. М. Возвращение морали // Интеллектуалы и власть: Избранные политические статьи, выступления и интервью. Ч. 3. М.: Праксис, 2006.
  189. М. Надзирать и наказывать. Рождение тюрьмы. М, 1975.
  190. М. Психическая болезнь и личность. Пер. с франц. СПб.: ИЦ «Гуманитарная Академия», 2009.
  191. Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие. СПб.: Наука. 2000.
  192. Т.А. Введение в современную девиантологию. Ростов-на-Дону, 2003.
  193. P.A. Делинквентность: современные подростковые сообщества и насильственные практики // Социологические исследования. 2007. № 12. С. 95−103.
  194. Человек: индивидуальность, творчество, жизненный путь. Сб. статей. / Под ред. В. Н. Келасьева. СПб.: Изд-во С.-Петерб. Ун-та, 1998.
  195. И.Л. Правопонимание в эпоху постмодерна // Правоведение, 2002, № 2(241), С. 4−16.
  196. В.И., Зубок Ю. А. Молодежный экстремизм: сущность, формы проявления, тенденции. М.: Academia, 2009.
  197. В.И., Зубок Ю. А. Субкультура (подкультура) // Социологический словарь / Отв. редакторы Г. В. Осипов, JI. Н. Москвичев. М.: Издательство Норма, 2008.
  198. В.И., Зубок Ю. А., Уильяме, К. Молодежь в обществе риска. М.: Наука, 2003.
  199. С.А. Развитие субъектности подростков-воспитанников детских домов: автореферат дис. к. психолог, н. М. 2004.
  200. У. Анализ конституционных различий по биографическим данным // Психология индивидуальных различий. Хрестоматия / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романова. М.: ACT., 2008.
  201. Ф.Э. Социология девиации: прикладные исследования. М.: Центр социального прогнозирования, 2004.
  202. Ф. Э. Арефьев A.JI. Наркотизация в молодежной среде: структура, тенденции, профилактика (социологический анализ). М.: Изд-во ЦСП, 2003.
  203. И.П., Ермак В.В Страхи подростков и их обусловленность тревожностью, нейротизмом и агрессивностью // «Прикладная психология: достижения и перспективы». Ростов-на-Дону: Фолиант, 2004, С.283−299.
  204. В.М. Субъектность в процессе социального самоопределения молодежи: автореферат к.филос.н. Омск, 1999.
  205. Т.В. Актуальные теоретические проблемы немецкой криминологии // Криминология: вчера, сегодня, завтра. Труды Санкт-Петербургского криминологического клуба. СПб.: Изд-во РГПУ, 2002. № 4 (5). С. 154−167.
  206. Т.В. Введение в синтетическую теорию преступности и девиантности. СПб.: Издательство СПбГУ, 2003.
  207. Т.В. Девиантология: современные теоретико-методологические проблемы. СПб.: Изд-во С.-Петерб.ун-та, 2012.
  208. Т.В. Подходы к объяснению преступности: противостояние или взаимодополнение (взгляд социолога) // Социологические исследования. 2006. № 1. С. 89−98.
  209. Т.В. Причинный подход к изучению преступности в девиантологиче-ской перспективе // Проблемы теоретической социологии. Выпуск 6: Межвузовский сборник. СПб.: Издательство СПбГУ, 2007.
  210. Т.В. Проблема синтеза теорий девиантности // Социологические исследования. № 12. 2004. С. 103−112.
  211. Т.В. Социальное исключение, отчуждение, насилие и агрессия как механизмы воспроизводства девиантности // Журнал социологии и социальной антропологии. 2005, том VIII, выпуск 4. С. 120−135.
  212. Шур Э. Наше преступное общество. М.: Прогресс, 1977.
  213. И.И. Жизненные стратегии подростков // Социологические исследования. 1999. № 5. С. 52−62.
  214. Н.С. Активная гражданская позиция молодежи как фактор становления ее субъектности. // Власть и управление на Востоке России. 2011. № 3. С. 213−220. //
  215. М.А. Особенности развития субъектности личности в подростковом возрасте: автореферат дис. к. психолог, н. Тюмень, 2004.
  216. Шюц А. Избранное: Мир, светящийся смыслом. Пер. с нем. и англ. М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2004.
  217. Шюц А. Формирование понятия и теории в общественных науках. // Американская социологическая мысль: Тексты. / Под ред. В. И. Добренькова. М.: Изд-во МГУ, 1994.
  218. Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Вопросы психологии, 1971, № 4, С. 6−20.
  219. Э. Детство и общество. СПб.: Летний сад, 2000.
  220. Э. Идентичность: юность и кризис. М.: «Прогресс», 1996.
  221. В.А. Каким мне видится будущее социологии // Социологические исследования. 2012, № 4. С.3−7.
  222. В.А. О диспозиционной регуляции социального поведения личности // Методологические проблемы социальной психологии. М.: Наука, 1975. С. 89−105
  223. A.M. Социология преступности. М., 2001.
  224. О.Н. Социология риска: ключевые идеи // Мир России. 2003. Т. XII. № 1. С. 3−35.
  225. Л.И., Калинина Т. С. Изображение стиля жизни молодежи в российском кинематографе: трансформация практик в обществе потребления // Журнал социологии и социальной антропологии. 2011. Том XIV. № 5. С. 168−181.
  226. Allen, Ch. Crime, drugs and social theory: a phenomenological approach. Ashgate Publishing, Ltd., 2007.
  227. Barkan, S. Criminology: A Sociological Understanding. New Jersey: Prentice Hall, Upper Saddle River. 1997.
  228. Bronfenbrenner, U. The Ecology of Human Development: Experiments by Nature and Design. Cambridge, MA: Harvard University Press, 1979.
  229. Caffrey, S, Mundy, C., Muncie, J., McLaughin, E. (Eds.) The Problem of Crime. SAGE, 1996.
  230. Carrington, K. Feminism and critical criminology: confronting genealogies // Critical Criminology: Issues, debates, challenges / Ed. by K. Carrington, R. Hogg. Portland: Willan Publishing, 2002.
  231. Construction of deviance: social power, context, and interaction / edited by P.A. Adler, P. Adler. 2nd ed. Wadsworth Publishing Company, 1997.
  232. Durlak, J.A. Successful Prevention Programs for Children and Adolescents. New York, London, 1997.
  233. Derzon, J.H., Lipsey, M.W. The correspondence of family features with problem, aggressive, criminal and violent behavior. Unpublished manuscript. Nashville, TN: Institute for Public Policy Studies, Vanderbilt University. 2000.
  234. Shader, M. Risk factors for delinquency: an overview. U.S. Department of Justice, Office of Justice Programs, Office of Juvenile Justice and Delinquency Prevention, 2001.
  235. Elliott, D. S. The assumption that theories can be combined with increased explanatory power: theoretical integrations, in: R. Meier (Ed.) Theoretical Methods in Criminology. Beverly Hills: Sage, 1985.
  236. Erikson, Kai. Notes on the Sociology of Deviance // Social Problems. Spring, 1962.
  237. Farrington, D.P., Welsh, B.C. Saving Children from a Life of Crime: Early Risk Factors and Effective Interventions. Oxford: Oxford University Press, 2007.
  238. Findlay, M. The Globalization on Crime: Understanding Transnational Relationships in Context. Cambridge, 1999.
  239. Gelsthorpe, L., Morris, A. Feminism and Criminology in Britain // British Journal of Criminology. 1988. Vol. 28. № 2.
  240. Gray, M., Webb, S. A. Social Work: theories and methods Sage, 2009.
  241. Gullotta, T.P. Encyclopedia of Primary Prevention and Health Promotion. New York: Springer, 2003.
  242. Henry, S., Milanovic, D. Constitutive Criminology: Beyond Postmodernism. London: Sage, 1996.
  243. Higgins, P., Butler, R. Understanding Deviance. McGraw-Hill, 1982.
  244. How to organize prevention: political, organizational, and professional challenges to social sciences / ed. by H.-U. Otto and G. Floesser. Berlin- New York: de Gruyter, 1992.
  245. Hulsman, L. Critical Criminology and the Concept of Crime // Contemporary Crisis. 1986. № 10. PP.63−80.
  246. Kitsuse, J. Deviance, Deviant Behavior and Deviants. Some Conceptual Problems // Deviance and Social Control, 1974.
  247. Krohn, M.D., Lizotte, A.J., Hall, G.P. Handbook on Crime and Deviance. Springer, 2009.
  248. Liska, A. Perspectives on Deviance, 2nd edition. Englewood Cliffs, NJ.: Prentice-Hall, 1987.
  249. Liska, A.E. Strategies and requisites for theoretical integration in the study of crime and deviance // Theoretical Integration in the Study of Deviance and Crime. Albany: State University of New York Press, 1989.
  250. Matza, D. Becoming Deviant. / with an introduction by T.G. Blomberg. Engewood Cliffs, NJ.: Prectine-Hall, 2010.
  251. McCord, J., Widom, C.S., and Crowell, N.A. (Eds.) Juvenile Crime, Juvenile Justice. Panel on Juvenile Crime: Prevention, Treatment, and Control. Washington, DC: National Academy Press. 2001.
  252. Morrison, W. Theoretical Criminology: from modernity to post-modernism. Routledge-Cavendish, 1995.
  253. Researching Youth / edited by A. Bennett, M. Cieslik, S. Miles. New York: Palgrave Macmillan, 2003.
  254. Robinson, M. Why Crime? An Integrated Systems Theory of antisocial Behavior. NJ.: Pearson Prentice Hall, 2004.
  255. Shader, M. Risk factors for delinquency: an overview. U.S. Department of Justice, Office of Justice Programs, Office of Juvenile Justice and Delinquency Prevention, 2001.
  256. Simpson, S. S, Herz, D. C. Gender, Crime, and Criminal Justice // Handbook of the Sociology of Gender / Ed. by J. Saltzman Chafetz. New York: Springer, 2006.
  257. Siegel, L.J., Welsh, В. Juvenile delinquency: theory, practice and law. Cengage Learning, 2008.
  258. Slovic, P. Perceptions of risk: Reflections on the psychometric paradigm // Social theories of risk. Ed. by S. Krimsky, D. Golding. New York: Praeger, 1992.
  259. Taylor, I., Walton, P., Young, J. The New Criminology: For a Social Theory of Deviance. Routledge & Kegan Paul, 1973.
  260. Thio, A. Deviant Behavior. Boston: Allyn & Bacon, 2009.
  261. Tittle, Ch. Control Balance: Toward a General Theory of Deviance. Boulder: Westview Press, 1995.
  262. Tulloch, J., Lupton, D. Risk and everyday life. London: Sage Publications, 2003.
  263. Wasserman, G.A., Seracini, A.G. Family risk factors and interventions // In Child Delinquents: Development, Intervention, and Service Needs. / Ed. by R. Loeber and D.P. Farring-ton. Thousand Oaks, CA: Sage Publications. 2001. PP. 165−189.
  264. Winfree, L. Abadinsky, H. Understanding Crime. Theory and Practice. Chicago: Wadsworth 1996.
  265. Young, J. Left Realist Criminology: Radical in its Analysis, Realist in its Policy. URL: http:// http://www.malcolmread.co.uk/JockYoung/leftreal.htm (дата обращения: 10.09.2011).
Заполнить форму текущей работой