Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Метод многокритериального экспертного оценивания обучающих телемедицинских систем

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Диссертации. Современная медицина является быстро изменяющейся областью знаний. Стремительное развитие новых медицинских технологий, появление новых лекарственных препаратов и способов лечения приводит к возникновению так называемого эффекта «запаздывания знаний» у медицинских работников. Специалисты испытывают затруднения в получении и обработке больших массивов разрозненной медицинской… Читать ещё >

Содержание

  • Основные сокращения, принятые в работе
  • Глава 1. Обзор современных аспектов дистанционного обучения, специфика телемедицинского обучения и анализ современных научных подходов к выбору обучающей телемедицинской системы
    • 1. 1. Дистанционное обучение: основные понятия и определения
    • 1. 2. Телемедицина. Обзор современного состояния проблемы дистанционного обучения в области медицинского образования
    • 1. 3. Общие сведения об обучающих телемедицинских системах
    • 1. 4. Анализ современных научных подходов к обоснованному выбору обучающей телемедицинской системы
  • Глава 2. Разработка метода многокритериального экспертного оценивания обучающих телемедицинских систем
    • 2. 1. Описание метода многокритериального экспертного оценивания обучающих телемедицинских систем
    • 2. 2. Анализ методов экспертных’оценок
    • 2. 3. Методика расчета степеней важности характеристик и элементов системы
    • 2. 4. Построение иерархической классификации характеристик и элементов обучающей телемедицинской системы
  • Глава 3. Обоснованный выбор обучающей телемедицинской системы
    • 3. 1. Обработка результатов экспертного опроса методом многомерного шкалирования
    • 3. 2. Расчет степеней важности характеристик и элементов системы
    • 3. 3. Методика оценки релевантности ОТО
    • 3. 4. Формирование степеней важности характеристик и элементов существующих СДО
    • 3. 5. Сравнение степеней важности характеристик и элементов оцениваемых ОТС с критериями выбора ОТС
  • Глава 4. Применение разработанного метода многокритериального экспертного оценивания для решения практических задач
    • 4. 1. Применение метода экспертного оценивания ОТС в СПбМАПО и вСПбГМА
    • 4. 2. Рекомендации по выбору ОТС для медицинских образовательных учреждений

Метод многокритериального экспертного оценивания обучающих телемедицинских систем (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

диссертации. Современная медицина является быстро изменяющейся областью знаний. Стремительное развитие новых медицинских технологий, появление новых лекарственных препаратов и способов лечения приводит к возникновению так называемого эффекта «запаздывания знаний» у медицинских работников. Специалисты испытывают затруднения в получении и обработке больших массивов разрозненной медицинской информации. Сведения, содержащиеся в учебниках, руководствах и справочниках зачастую успевает устареть еще до их публикации.

Для России, с ее огромной территорией, данная проблема имеет особое значение. Развитие телемедицины в целом, и обучающей телемедицины в частности, позволит приблизить качественную медицинскую информацию к отдаленным регионам. Это повысит квалификациюврачей иускорит формирование научных школ в регионах.

Существуют специализированные системы, обеспечивающие создание, передачу, хранение и отображение данных и знаний, в том числе для дистанционного обучения и повышения квалификации, которые могут быть использованы для обучения медицинских специалистов. Обучающие телемедицинские системы (ОТС) имеют свою специфику, связанную с особенностями области медицинского образования: возможность подключения аппаратуры, с помощью которой осуществляется сбор, преобразование и передача медицинской информацииспецифические форматы передачи медицинских данных, протоколы обмена информациейвозможность использования специального медицинского программного обеспечения.

Индустрия создания программных продуктов в области дистанционного обучения является динамически развивающимся сектором на рынке информационных технологий. В настоящее время существует множество систем дистанционного обучения. Регулярно появляются новые системы, а разработчики систем, уже устоявшихся на рынке, периодически выпускают их обновленные версии. Известны методы оценки и выбора таких систем общего назначения.

Вместе с тем, традиционные методы выбора программного обеспечения, в т. ч. для дистанционного обучения, не предусматривают возможность оценки ряда свойств, критичных для медицинской области знаний, и поэтому недостаточно эффективны. По этой причине актуальной становится проблема обоснованного выбора обучающей телемедицинской системы.

Целью данной работы является развитие информационного обеспечения обучающих телемедицинских систем.

Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:

Разработать классификацию характеристик и элементов обучающих телемедицинских систем на основе состава, структуры и основных свойств объекта исследования с учетом специфики медицинской области знаний.

2. Сформировать критерии выбора обучающей телемедицинской системы на основании экспертных заключений.

3. Разработать метод многокритериального экспертного оценивания обучающих телемедицинских систем.

4. Создать методику оценки релевантности систем дистанционного обучения.

Объектом исследования являются телемедицинские системы, предназначенные для, обучения и повышения квалификации медицинских работников.

Предмет исследования — метод многокритериального экспертного оценивания, предназначенный для обоснованного выбора ОТС.

Методы исследования. Для решения поставленных в работе задач используются методы системного анализа, экспертных оценок и прикладной статистики.

Научная новизна:

1. Построена оригинальная иерархическая классификация характеристик и элементов ОТС, включающая в себя максимально полный набор характеристик и элементов необходимых для реализации медицинских образовательных программ. Это позволяет формализовать задачу выбора телемедицинской системы для обучения и повышения квалификации медицинских работников.

2. Впервые сформированы критерии выбора ОТС для оценки и сравнения степеней важности характеристик и элементов обучающих телемедицинских систем.

3. Разработан метод многокритериального экспертного оценивания обучающих телемедицинских систем, позволяющий сделать обоснованный выбор такой системы и отличающийся от существующих методов специфической направленностью на область медицинского образования, а также возможностью многокритериальной оценки характеристик и элементов ОТС при помощи техники парных сравнений и метода многомерного.

I ¦ шкалирования, применяющихся для ранжирования.

I труднодифференцируемых объектов. I.

I 4. Создана^ методика оценки релевантности систем дистанционного обучения, позволяющая определить те существующие на рынке системы, которые могут быть адаптированы для телемедицинского обучения.

Практическая ценность работы. Использование разработанного метода и методики позволяет реализовать обоснованный выбор телемедицинской системы, предназначенной для обучения и повышения квалификации медицинских работников. Эти метод и методика использованы при выборе ОТС для Санкт-Петербургской медицинской академии последипломного образования, а также для кафедры социальной гигиены, охраны прав потребителей и благополучия населения ФПК Санкт-Петербургской государственной медицинской академии им. Мечникова. Это позволило значительно сократить временные и экономические затраты при выборе ОТС.

Основные научные положения, выносимые на защиту:

1. Иерархическая классификация характеристик и элементов обучающих телемедицинских систем.

2. Критерии выбора обучающих телемедицинских систем.

3. Метод многокритериального экспертного оценивания" обучающих телемедицинских систем.

4. Методика оценки релевантности существующих систем дистанционного обучения для определения систем, подлежащих адаптации для телемедицинского обучения.

Внедрение результатов работы. При помощи метода многокритериального экспертного оценивания ОТС была выбранавнедрена и используется в учебном процессе двадцати двух кафедр ГОУ ДПО СПб* МАЛО, а также в учебном процессе кафедры социальной гигиены, охраны прав потребителей и благополучия населения ФПК в ГОУ ВПО СПб ГМА им. Мечникова обучающая телемедицинская система. Имеются акты внедрения.

Апробация работы. Основные результаты работы докладывались и обсуждались на XI Международной конференции «Региональная информатика 2008» (Санкт-Петербург, Россия, 2008), XV Всероссийской научно-методической конференции «Телематика 2008» (Санкт-Петербург, Россия, 2008), IV Всероссийской научно-практической конференции «Образовательная среда сегодня и завтра» (Москва, Россия, 2007), Научно-практической конференции молодых ученых «Актуальные вопросы клинической и экспериментальной медицины» (Санкт-Петербург, Россия, 2007), XIV Всероссийской научно-методической конференции «Телематика 2007» (Санкт-Петербург, Россия, 2007), X Международной конференции «Региональная информатика 2006» (Санкт-Петербург, Россия, 2006).

Публикации. Основные положения диссертации изложены в 11 печатных работах, в том числе 1 работа в журнале, входящим в перечень ВАК («Программные продукты и системы»).

Структура и объем диссертационной работы. Диссертация объемом 128 машинописных листов состоит из перечня основных сокращений, принятых в работе, введения, четырех глав, заключения, списка литературы из 121 наименования, трех приложений общим объемом 24 машинописных листа. Диссертация содержит 47 таблиц и 6 рисунков.

Первая глава посвящена обзору основных понятий и определений дистанционного обучения и телемедицины, анализу современного состояния дистанционного обучения в области медицинского образования в России. Обосновывается необходимость разработки метода выбора телемедицинской системы для обучения и повышения квалификации медицинских работников.

Во второй главе описывается метод многокритериального экспертного оценивания ОТС, исследуются ее характеристики и элементы, строится классификация характеристик и элементов ОТС, а также предлагается методика расчета степеней важности характеристик и элементов системы.

Третья глава посвящена обработке результатов экспертного опроса методом многомерного шкалированиярасчету степеней важности характеристик и элементов системы для основной и дополнительной образовательных областей и формированию критериев выбора ОТСразработке методики оценки релевантности ОТС.

В четвертой главе рассматривается применение разработанного метода и методик для решения практических задач по обоснованному выбору обучающей телемедицинской системы в двух учебных медицинских учреждениях Санкт-Петербурга. Также даются рекомендации по выбору ОТС для медицинских образовательных учреждений.

Выводы по четвертой главе.

1. Метод многокритериального экспертного оценивания обучающих телемедицинских систем использован в Санкт-Петербургской медицинской академии последипломного образования и в Санкт-Петербургской медицинской академии им. Мечникова.

2. По результатам работы данного метода была выбрана ОТС «Моосйе», которая полностью соответствует критериям выбора ОТС на основе характеристик и элементов системы.

3. ОТС «МоосИе» внедрена на двадцати двух кафедрах ГОУ ДПО СПбМАПО и на одну кафедру ГОУ ВПО СПбГМА им. Мечникова. Внедрение этой системы, по мнению преподавателей данных кафедр, повысило интерес слушателей и преподавателей к дистанционному обучению и увеличило значимость дистанционного обучения в образовательных программах.

Заключение

.

1. Построена иерархическая классификация характеристик и элементов обучающей телемедицинской системы, включающая в себя максимально полный набор характеристик и элементов, необходимых для реализации медицинских образовательных программ.

2. Сформированы критерии выбора обучающей телемедицинской системы.

3. Разработан метод многокритериального экспертного оценивания обучающих телемедицинских систем. Метод имеет специфическую направленность на область медицинского образования. Данный метод обладает высокой адаптируемостью, поскольку учитывает как системы, недавно появившиеся на рынке дистанционного обучения, так и обновленные версии уже известных систем. Метод многокритериального экспертного оценивания ОТС основан на сравнении критериев выбора ОТС, составленных с учетом мнений экспертов, со степенями важности характеристик и элементов существующих систем. Суть метода4 состоит в обеспечении возможности учета пользовательских предпочтений для медицинской образовательной области.

4. Разработана методика оценки релевантности ОТС, позволяющая формализовать процесс обоснованного выбора ОТС. Степени важности оцениваемых систем дистанционного обучения сравниваются с критериями выбора ОТС по каждому компоненту. Наиболее подходящей системой телемедицины для обучения и повышения? квалификации медицинских работников является та, значение степени важности каждой характеристики (элемента) которой больше (либо равно) значению соответствующего критерия. Кроме того, стоимость, приобретения обучающей телемедицинской системы должна быть минимальна.

5. Разработаны рекомендации по выбору ОТС для медицинских образовательных учреждений.

6. Метод экспертного оценивания был применен для выбора ОТС — С ДО «МоосИе», внедренной на двадцати трех кафедрах в двух образовательных медицинских учреждениях Санкт-Петербурга. Внедрение этой оболочки, по мнению преподавателей данных кафедр, повысило интерес слушателей и преподавателей к дистанционному обучению и увеличило значимость дистанционного обучения в образовательных программах.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , A.A. Введение в интернет-образование / A.A. Андреев. М.: ЛОГОС, 2003. — 76. — ISBN 5−94 010−245-Х.
  2. , A.A. Дидактические основы дистанционного обучения Электронный ресурс. / A.A. Андреев. Московский государственный университет экономики, статистики и информатики. — Режим доступа: http://www.iet.mesi.ru/br/ogl-b.htm, свободный.
  3. , A.A. Рекомендации по выбору обучающей телемедицинской системы для медицинских образовательных учреждений: Методическое пособие / A.A. Афанасьева. СПб.: ЛЕМА, 2009. — 30. — ISBN 978−598 709−188−3.
  4. , A.A. Методика определения профиля характеристик и конечных элементов С ДО / A.A. Афанасьева, В. А. Дюк // Материалы XI Санкт-Петербургской международной конференции «Региональная информатика» 2008. — СПб., 2008. — С. 221−222.
  5. , A.A. Разработка метода принятия, решения о выборе системы дистанционного обучения для медицинского образования / A.A. Афанасьева // Программные продукты и системы. 2008. — № 3. — С. 8889.
  6. , A.A. Внедрение интернет-образования в последипломное обучение медицинским специальностям / A.A. Афанасьева // Труды XIV Всероссийской научно-методической конференции «Телематика'2007″. -СПб., 2007.-С. 525.
  7. П.Афанасьева, A.A. Дистанционное обучение в Академии / A.A. Афанасьева, A.C. Афанасьев // Вестник МАЛО. 2007. — № 10 (70). — С. 4.
  8. , A.A. Выбор программного комплекса для медицинского дистанционного обучения / A.A. Афанасьева // сб. ст. „Автоматизация, информатизация, инновация в транспортных системах“. СПБ., 2006. -С. 169−173.
  9. , В.Н. Оценка качества / В. Н. Бабешко, М. И. Нежурина. М., 2004. — 178 с. — ISBN 5−94 768−037−8
  10. , С.Д. Математико-статистические методы экспертных оценок / С. Д. Бешелев, Ф. Г. Гуревич. -М.: Статистика, 1980. 263 с.
  11. , А.К. Телемедицина / А. К. Блажис, В. А. Дюк. СПб: „СпецЛит“, 2000. — 154 с.
  12. , В.В. Опыт использования системы дистанционного обучения „Прометей“ для организации корпоративных тренингов в МЭСИ / В. В. Бовт, Е. В. Тихомирова // Открытое образование. 2003. — N 4. — С. 51−54.
  13. , A.B. Создание системы дистанционного профессионального образования: от планирования до программной реализации / A.B. Богданов // Вопросы статистики. 2001. -№ 3. — С.56−57.
  14. , Б. Характеристики качества программного обеспечения / Б. Боэм и др. — М.: Мир, 1981.-208 с.
  15. , И.Е. Теория и технология оценки качества программных средств образовательного назначения : автореф.. дис. докт. пед. наук 13.00.02 / И. Е. Вострокнутов. М., 2002. — 45 с.
  16. , И. Анализ и обработка данных: специальный справочник / И. Гайдышев. СПб: Питер, 2001. — 752 с. — ISBN 5−318−220-Х.
  17. , В. Как выбрать „правильную“ систему дистанционного обучения / В. Гаркуша // Финансовая газета. Региональный выпуск. -2004. № 46. — С. 17−24.
  18. , А.И. Оценка качества методического, математического и программного обеспечения распределенных обучающих систем : автореф.. дис. докт. тех. наук 05.13.01 / А. И. Гусева. -М., 2003. -45 с.
  19. , М. Многомерное шкалирование / М. Дейвисон. М.: Финансы и статистика, 1988. — 254 с.
  20. , В. Нормативная база дистанционного образования / В. Демкин // Дистанционное и виртуальное обучение. 2003. — № 5. — С. 11−12.
  21. Дистанционное обучение. Информационный портал Электронный ресурс. Электрон, дан. — Режим доступа: http://www.distance-leaming.ru/, свободный. — Загл. с экрана.
  22. Дистанционное обучение: Учебное пособие. / Под ред. Е. С. Полат. М.: Владос, 1998. -192 с.
  23. Дистанционное обучение с использованием новых компьютерных технологий Электронный ресурс. / Санкт-Петербургская медицинская академия последипломного образования. Электрон, дан. — Режим доступа: http://study.maps.spb.ru, свободный.
  24. , В. Дистанционное образование кому это надо? / В. Дмитриенко // Компьютер пресс. — 1999. — № 9. — С. 20 — 22.
  25. , C.B. Многомерный статистический анализ: Учебное пособие / C.B. Дронов. Барнаул: издательство алтайского государственного университета, 2003. — 246 с.
  26. Дюк, В.A. Data Mining: учебный курс / В. А. Дюк, А. П. Самойленко. -СПб: „Питер“, 2001. 368 с.
  27. Дюк, В. А. Информационные технологии в медико-биологических исследованиях / В. А. Дюк, В. Л. Эмануэль. СПб.: Питер, 2003. — 528 с. -ISBN: 5−94 723−501−3.
  28. Дюк, В. А. Компьютерная психодиагностика / В. А. Дюк. СПб: „Братство“, 1994. — 364 с.
  29. Дюк, В. А. Обработка данных на ПК в примерах / В. А. Дюк СПб: „Питер“, 1997.-240 с.
  30. Е-обучение. Официальные документы электронный ресурс. / Информационно-методический центр. Электрон, дан. — Режим доступа: http://www.agtu.ru/ofitsialbnyedokumenty.html, свободный. — Загл. с экрана.
  31. , А.П. К вопросу о качестве дистанционного обучения / А. П. Ефремов // Дистанционное и виртуальное обучение. 2003. — № 2. — С. 1315.
  32. , Т.П. Инвариантная организационно-дидактическая система дистанционного обучения. Монография. / Т. П. Зайченко. — СПб: изд-во „Астерион“, 2004. 188 с. — ISBN 5−94 856−110−0.
  33. Информационно-образовательная среда ИОС „ДО-он-лайн“ Электронный ресурс. / Образовательный портал центра дистанционного обучения. Электрон. дан. — Режим доступа: littp://dlc.miem.edu.ru/newsite.nsi7docs/worksl.html, свободный: — Загл. с экрана.
  34. , В.Н. Дистанционное обучение в медицине / В. Н. Казаков, В. Г. Климовицкий, A.B. Владзимирский. Донецк: ООО „Норд“, 2005. — 80 с.
  35. , А.Н. Организация дистанционного обучения студентов по специальности „Менеджмент в здравоохранении“ в медицинском вузе» / А. Н. Калягин // Врач-аспирант. 2006. — № 3 (12). — С. 270.
  36. В.Н. Методика преподавания психологии / СПб.: Питер, 2008. 249 с. — ISBN 9 785 947 233 711
  37. , P.JI. Принятие решений при многих критериях: предпочтения и замещения / Р.JI. Кини, X. Райфа. -М.: Радио и связь, 1981. 560 с.
  38. Концепция информатизации высшего образования Российской Федерации. -М.: Пресс-сервис, 1994. 100 с.
  39. Концепция развития сети телекоммуникаций в системе высшего образования Российской Федерации. М.: Государственный комитет по высшему образованию, 1994. 120 с.
  40. , И.В. Исследования и разработка средств оценки качества программных продуктов учебного назначения: автореф.. дис. канд. тех. наук 05.13.11 / И. В. Королев. -М., 2004. 18 с.
  41. , К.Г. Методология проектирования, оценки качества и применения средств информационных технологий обучения. Монография / К. Г. Кречетников. М.: Изд-во гос. коорд. центра инф. тех., 2001. -244 с.
  42. , О.И. Качественные методы принятия решений / О. И. Ларичев, Е. М. Мошкович. М.: Наука, — 1996. — 207 с.
  43. , О.И. Системы поддержки принятия решений. Современное состояние и перспективы их развития / О. И. Ларичев, A.B. Петровский // Итоги науки и техники. Сер. Техническая кибернетика. Т.21. — М.: ВИНИТИ, 1987. — с. 131−164.
  44. , В.В. Качество программных средств. Методические рекомендации / В. В. Липаев. — М.: Янус-К, 2002. 402 с.
  45. , Б.Г. Экспертная информация: методы получения и анализа / Б. Г. Литвак. М.: Радио и связь, 1982. — 184 с.
  46. Методы поддержки принятия решений. М.: Едиториал УРСС, 2001. -304 с. 5−8360−0297−5.
  47. , Д.А., Калягин А. Н. Обучающие информационные технологии в дистанционном медицинском образовании / Д. А. Микитенко, А. Н. Калягин // Украинский журнал телемедицины и медицинской телематики. 2005. — Т.З. — № 2. — С.184−189.
  48. Министерство образования и науки Российской Федерации. Федеральное агентство образования. — Электрон, дан. — Режим доступа: http://www.ed.gov.ru/, свободный. Загл. с экрана.
  49. , М.И. Принципы организации и разработка специализированной информационно-образовательной среды для дистанционного обучения : автореф.. дис. канд. тех. наук 05.13.11 /М.И. Нежурина. -М, 1998. 16 с.
  50. , И.П., Зимин А. М. Информационные технологии в образовании. / И. П. Норенков, А. М. Зимин. -М.: Издательство МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2004. 352 с.
  51. Обучающие машины и комплексы: Справочник / под общей ред. А .Я. Савельева. Киев: Вшца шк. Головное из-во, 1986. — 303 с.
  52. , В.И., Густырь A.B. Введение в дистанционное образование. Учебное пособие для системы повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов / В. И. Овсянников, A.B. Густырь. М.: Магистр, 200 L. — 161 с.
  53. Об образовании: федер. закон. М.: Инфра-М, 2006. — 54 с. -(Федеральный закон — вып. 28).
  54. , А.И. Экспертные оценки. Учебное пособие. / А. И. Орлов. М., 2002.-31 с.
  55. Основы открытого образования / A.A. Андреев и др. Отв. ред. В. И. Солдаткин. Т 1,2. Российский государственный институт открытого образования. — М: НИИЦ РАО, 2002. — 676 с. — TSBN 5−8122−0374−1.
  56. , Е.С. Организация дистанционного обучения / Е. С. Полат // Информатика и образование. 2005. — № 4. — С. 25−33.
  57. Преподавание в сети Интернет. Учебное пособие. / Отв. ред. В. И. Солдаткин. М: Высшая школа, 2003. — 792 с. — ISBN 5−06−4 715−6.
  58. Прикладная статистика. Классификация и снижение размерности / Отв. ред. проф. С. А. Айвазян. — М.: Финансы и статистика, 1989. — 606 с.
  59. Прикладная статистика. Основы моделирования и первичная обработка данных / Под ред. С. А. Айвазяна. М.: Финансы и статистика, 1993. -471с.
  60. , JI.A. Адаптивное обучение с моделью обучаемого / JI.A. Растригин, М. Х. Эренпггейн. Рига: Зинатне, 1988. — 160 с.
  61. Региональная информационная система телемедицины Ханты-Мансийского автономного округа Югры Электронный ресурс. -Электрон, дан. — Режим доступа: http://medcms.imit.nl, свободный.
  62. , И.В. Отечественные системы для создания компьютерных учебных курсов / И. В. Ретинская, М. В. Шугина // Мир ПК. 1993. — № 7. -С. 55−60.
  63. , И.В. Экспертно-аналитическая оценка качества программных средств учебного назначения / И. В. Роберт // Педагогическая информатика. 1993. -№ 1. — С. 54−62
  64. , Ф. Дистанционное обучение основы и фундаментальные концепции / Ф. Саба // Дистанционное и виртуальное обучение. — 2003. -№ 4. — С.40−42.
  65. , Т. Принятие решений. Метод анализа иерархии / Т. Сааги. М.: Радио и связь, 1993. 278 с.
  66. , Г. Системы дистанционного обучения: что предлагает рынок / Г. Саатчян // Финансовая газета. Региональный выпуск. 2005. — № 12. — С. 13−18.
  67. СДО «Доцент» Электронный ресурс. / компания «Униар». Электрон, дан. — Режим доступа: http://proxy.imiar.ru/www/dt-docent.html, свободный. — Загл. с экрана.
  68. СДО ОРОКС Электронный ресурс./ Московский областной центр новых информационных технологий. Электрон, дан. — Режим доступа: http://www.mocnit.iniee.ru/mocnit/oroks.html, свободный. — Загл: с экрана.
  69. СДО Прометей Электронный ресурс. / компания «Виртуальные технологии в образовании». Электрон, дан. — Режим доступа: http://www.prometeus.ru, свободный. — Загл. с экрана.
  70. Сектор информационных систем дистанционного обучения Междисциплинарного центра СпбГУ Электронный ресурс. Электрон, дан. — Режим доступа: http://dl.nw.ru/, свободный. — Загл. с экрана.
  71. , Ю.И. Теоретические основы разработки автоматизированных инструментальных средств для телемедицинских систем полярных зон.: автореф.. дис. докт. тех. наук 05.13.01 / Ю. И. Сенкевич СПб., 2008. -36 с.
  72. Сервер поддержки дистанционного обучения el-earning Server Электронный ресурс. / HYPERmethod IBS. Электрон, дан. — Режимдоступа: http://www.hypemiethod.ru/static.php?id=3010, свободный. Загл. с экрана.
  73. Система дистанционного обучения i. Logos / Иркутский государственный технический университет. Электрон, дан. — Режим доступа: http://ilogos.ru, свободный. — Загл. с экрана.
  74. Система дистанционного обучения СДТ REDCLASS Электронный ресурс. / REDCENTER- авторизированный учебный центр в области корпоративного обучения персонала. Электрон, дан. — Режим доступа: http://www.redcenter.ru/?sid=439, свободный. — Загл. с экрана.
  75. Система дистанционного обучения Web Tutor Электронный ресурс. / Web Soft. Электрон, дан. — Режим доступа: http://www.websoft.ru, свободный. — Загл. с экрана.
  76. Система дифференцированного интернет-обучения ГЕКАДЕМ Электронный ресурс. / Иркутский государственный медицинский университет. — Электрон. дан. Режим доступа: http://hecadem.ismu.baikal.ru, свободный. — Загл. с экрана.
  77. Современные информационные и образовательные технологии в системе медицинского образования. Дистанционное обучение / А. Н. Стрижаков и др. М.: Медицина, 2007. — 256 с. ISBN 5−225−4 020−9
  78. , A.B. Электронное обучение: проблематика, дидактика, технология / A.B. Соловов. Самара: Новая техника, 2006. — 464 с. ISBN 978−5-88 940−086−8.
  79. Справочник по прикладной статистике / Под ред. Э. Ллойда, У. Ледермана. М.: Финансы и статистика, 1990. — 528 с.
  80. , А.Ю. Метрическое многомерное шкалирование / А. Ю. Терехина. М., 1977. 76 с.
  81. Управление контентом интерактивного курса в системе дистанционного обучения иностранному языку Электронный ресурс. / Д. Н. Балтруков [и др.] // XI Всероссийская научно-методическая конференция
  82. Телематика'2004″. СПб, 2004. — Режим доступа: http://tm.ifmo.ru/tm2004/db/doc/getthes.php?id=303, свободный.
  83. , M.B. Дистанционное обучение в медицине Электронный ресурс. / М. В. Холопов. Московская медицинская академия им. И. М. Сеченова.: 2007. — Электрон, статья. — Режим доступа: http://www.mma.ru/article/id29905, свободный.
  84. , А. На урок к дистанционному учителю. О всероссийском конкурсе «Дистанционный учитель года» / А. Хуторской // Мир Internet. -2000,-№ 8.-С. 26−29.
  85. , И.Г. Методы принятия решений / И. Г. Черноруцкий. СПб: VHB, 2005. — 5−94 157−481−9.
  86. , В.В. Дистанционные технологии обучения в системе дополнительного профессионального образования В.В. Шуваева // Управление персоналом. 2005. — № 3. — С. 32−36.
  87. Экспертная оценка качества* педагогических программных средств вычислительной техники: Методические рекомендации / сост. к.п.н. В. И. Сопин, к.т.н. И. А. Липанова, С. М. Артемьева. Л., 1990. — 47 с.
  88. Экспертные оценки в социологических исследованиях / Отв. ред. С. Б. Крымский. Киев: Наукова думка, 1990. — 319 с.
  89. , A.B. Обзор отечественных систем дистанционного образования / A.B. Юрков // Компьютерные инструменты в образовании. 2003. -№ 1. С. 8−15.
  90. , A.B. Обзор зарубежных систем дистанционного образования / A.B. Юрков // Компьютерные инструменты в образовании. 2002. — № 6. С. 7−12.
  91. Ashby, W.R. An Introduction in>Cybernetics / W.R. Ashby. London, 1957. -295 p.
  92. Carnevale, D. Who Owns On-Line Courses? Colleges and Professors Start to Sort It Out. / D. Carnevale, J. Young // The Chronicle of higher education. 2000. — December 17. — P. A45 — A46.
  93. Cook, A. David E-learning is there anything special about the «e»? / David A. Cook, Furman S. McDonald // Perspectives in Biology and Medicine. -2008. volume 5, number 1. P. 5 — 21.
  94. Jeffries, M. Research in Distance Education / M. Jeffries. INETS, 1998.
  95. Kerka, S. Communications Technologies in Adult, Career, and Vocational Education / S. Kerka. Eric Digest. — №. 81,1998.
  96. Leibowitz, W.R. Law professors Told to Expect Competition from Virtual Learning / W.R. Leibowitz // The Chronicle of Higher Education. 2000. -January 21. — P. A45.
  97. LMS «Atutor» Электронный ресурс. / Atutor learning content management system. — Электрон, дан. — Режим доступа: http://www.atutor.ca/, свободный. — Загл. с экрана.
  98. LMS «Blackboard» Электронный ресурс.'/ Blackboard. Электрон, дан.- Режим доступа: http://www.blackboard.com/us/index.bbb, свободный. -Загл: с экрана.
  99. LMS «Claroline» Электронный ресурс. / Claroline.net. Электрон, дан.- Режим доступа: http://www.claroline.net/, свободный. — Загл. с экрана.
  100. LMS «LAMS» Электронный ресурс. / LAMS International. Электрон, дан. — Режим доступа: http://www.lamsinternational.com/, свободный. -Загл. с экрана.
  101. LMS «Microsoft Class Server» Электронный ресурс. / Class Server. -Электрон: дан. — Режим доступа: http://wvm.microsoft.com/Rus/Education/ClassServer/Default.rnspx, свободный. Загл. с экрана.
  102. LMS «Moodle» Электронный ресурс. / Moodle. Электрон, дан. -Режим доступа: http://moodle.org/, свободный. — Загл. с экрана.
  103. LMS «OLAT» Электронный ресурс. / OL AT The open source LMS. -Электрон. дан. — Режим доступа http://www.olat.org/website/en/html/index.html, свободный. — Загл. с экрана.
  104. LMS «Avanta» Электронный ресурс. / Интегрированная обучающая среда. Электрон, дан. — Режим доступа: http://avanta.wsu.ru/ свободный. — Загл. с экрана.
  105. LMS «Oracle iLearning» Электронный ресурс. / Oracle iLearning. -Электрон, дан. Режим доступа: http://ilearning.oracle.com, свободный. -Загл. с экрана.
  106. LMS «Sakai» Электронный ресурс. / Sakai. Электрон, дан. — Режим доступа: http://sakaiproject.org/portal, свободный. — Загл. с экрана.
  107. Rice IV, W.H. Moodle. E-learning Course Development / W.H. Rice IV. -Birmingham-Mumbai, 2006. 236 p. — ISBN 1−904 811−29−9.
  108. Rowntree, Derek Exploring open and distance learning / D. Rowntree. -London, 1992. 299 p. — ISBN 0−7494−0813−8.1. На правах рукописи
Заполнить форму текущей работой