Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Творческая личность как феномен общественного развития

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

151 iпочти экстатическое состояние, почти аффект: «Я жил эту ночь в — радости, не испытанной мною, душу озаряло желание прожить всю — жизнь в этом полубезумном восторге делания». Видимо, весь ритмработы, коллективные усилия всех артельщиков, трудовой порыв и I ощущение полезности своего труда, даже в подневольном труде, мо-I гут реализовать рефлекс свободы. А кого не тронут за душу «воз: душные… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. ТВОРЧЕСТВО КАК СУЩНОСТЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ОТНОШЕНИЯ К ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ
    • I. Творческая личность и критерии ее вцделения
    • 2. Труд — главная сфера развития творческой личности
    • 3. Творчество как проявление человеческой сущности
  • Глава II. ТВОРЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ ЛИЧНОСТИ — РЕШАЩИЙ ФАКТОР СОЦИАЛЬНОГО ПРОГРЕССА
    • I. Образ жизни и творческая активность личности
    • 2. Механизм активности субъекта деятельности, его детерминанты

Творческая личность как феномен общественного развития (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Проблемы творческого развития личности — важнейшие проблемы коммунистического строительства, практическая реализация которых во многом определяется и характером их теоретического исследования. Очевидно, в условиях современной идеологической борьбы особую ценность приобретает не только аргументированный критический разбор антимарксистских концепций личности. Не менее важна и другая задача — подлинно научная, материалистическая и диалектическая разработка проблем личности, на основе которой только и возможно всестороннее исследование и выявление теоретических и методологических основ буржуазной идеологии, ее классовой детерминированности.

Актуальность исследования. Вопросы формирования нового человека занимают важнейшее место в теоретической и практически-организационной работе Коммунистической Партии Советского Союза. Научный интерес к проблеме творческой личности обусловлен объективной социальной необходимостью, вытекающей из решений ХХ1У, ХХУ, ХХУ1 съездов КПСС.

Возрастание роли субъективного фактора на современном этапе общественного развития с особой силой потребовало познания механизма активности субъекта деятельности, выделения детерминант развития творческой активности личности, исследования условий увеличения совокупной творческой энергии масс, диалектики движения от «личности в себе» к «личности для себя», которую отличает осознание своего места в жизни, направленность интересов и потребностей.

Новое общество немыслимо без нового человека в единстве его сущности и существования, критерием которого служит объем самореализации личности, мера обогащения ею социальной жизни своими.

— 4 сущностными силами, качество деятельности и характер системы потребностей, обусловленные уровнем активности личности. Свободное формирование творческой личности как субъекта исторического процесса начинается с победой социалистической революции. Разрушение старого мира обусловило созидание и нового мира, и нового человека. «Просто „человек“ — это еще мало. История требует, чтобы явился Новый Человек.-.» *. Эта задача стояла у истоков рождения социалистического типа личности, в процессе развернутого строительства коммунизма она приобретает новое качество.

Сама эта органическая система, — писал Маркс об обществе,-имеет свои предпосылки, и ее развитие в направлении целостности состоит именно в том, чтобы подчинить себе все элементы общества или создать из него еще недостающие ей организмы. Таким путем система в ходе исторического развития превращается в целост-р ность.

Ценность человека в мире капитала отнюдь не представляет собой самоценности личности, поскольку в качестве ее «определителя», с одной стороны, выступает стоимость имеющихся у нее предметов, а с другой, в зависимости от характера и объема ее творческой силы, — выступает «стоимость способности к труду» 3. Там, где способности личности приобретают (несут в себе) функцию товара, прогресс личности жестко детерминирован возможностями сбыта этого товара. И это несмотря на то, что первые тенденции к необходимости универсального развития человека появились именно при капитализме, так как в условиях капиталистической общественно-экономической формации впервые стали складываться технические.

1 Горький A.M. Преобразование мира. — М., 1980, с. 276. 2 Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т- 46, ч. I, с. 229.

3 Там же, т. 42, с. 35. предпосылки универсализации труда, требующего всестороннего развития индивида, как писал Энгельс, «эта общественная форма была необходима для того, чтобы развить производительные силы общества до такой высокой ступени, которая сделает возможным равное, достойное человека развитие всех членов общества» *. Подчеркнем вслед за Энгельсом — «была необходима.», так как это необходимость действительно прошедшего времени. С переходом капитализма в его высшую стадию — империализм, он превратился в тормоз дальнейшего совершенствования человека. Потенциальные возможности для всех членов общества в условиях монополистического капитала так и останутся возможностями, реализация же их с необходимостью требует социальной революции.

Там, где имеет место «коммерциализация продуктивной деятельности человека» условия для свободного и всестороннего развития личности отсутствуют, а «осуществляется лишь функциональное развитие личности во имя самовозрастания капитальной стоимости» 2.

Прослеживая вслед за Марксом логику различения актуального и потенциального содержания формирующихся черт пролетария, представляется возможным выделить следующие из них: предпосылки споо собности к перемене труда, самоорганизацию и самодетерминацию его (пролетария) поступков4;

От «бытия рабочего в качестве только рабочего» (Карл Маркс) к бытию развитой личности, со всем богатством ее отношений и пом mm mm mm mm т" mm.

1 Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 16, с. 248. о См.: Ярошевский Т. Личность и общество. — М^, 1973, с. 461- Крутова 0. Человек и история. — М, 1982, с. 132. о u См.: Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 47, с. 512.

4 См.: Там же, т. 49, с. 88.

— 6 требностей, — таков, на наш взгляд, диалектический путь развития человека от капитализма к коммунизму. Возникновение иных (чем как «быть только рабочим» *) потребностей, их удовлетворение и развитие новых, переоценка ценностей (развитие себя, вместо сбе-р режения денег) и на этой основе разнообразие жизнедеятельности субъекта социального воспроизводства — основа осознания себя как субъекта исторического процесса1. Отсюда и осознание необходимости борьбы за коренные интересы своего класса.

Реализация сущностных сил личности не ограничивается наличием необходимых объективных условий. В осуществлении этого процесса как и процесса дальнейшего совершенствования личности большую роль занимают и субъективные факторы, такие как сознательное стремление к непрерывному самосовершенствованию, объективация своих сущностных сил и потребностей, характер интересов и стимулов, направленность мотивов и ценностных ориентаций. Таким образом, процесс становления творческой личности предполагает диалектическое единство объективных условий и субъективного фактора. Только создания материально-технической базы коммунизма и коммунистических производственных отношений недостаточно. Чтобы «осуществить», «выполнить себя», личность и сама должна быть готова к этому, что достигается, конечно, всем ходом общественно-исторического процесса.

Рождению нового сознания, нового отношения к действительности, способствуют сами объективные условия исторического процесса совершенствования личности, способной к «возвышению» над существующим3, к пересозданию его. Ленин В.й. неоднократно обращал.

1 См.: Там же, т. 46, ч.1, с. 237.

2 См.: Там же, с. 240- 3.

Человек должен обладать динамизмом, механизм которого.

— 7 внимание на роль классового самосознания как высшей ступени организованной активности*.

При социализме на место социальному воспроизводству человека в качестве средства приходит другое — превращение человека труда в цель общественного развития. Изменившиеся общественные отношения создали благоприятные условия для всестороннего развития личности. Впервые в истории человеческого общества последнее берет на себя задачу целенаправленного формирования потребности в творчестве, потребности в самореализации. С ликвидацией частной собственности создаются необходимые условия. для развития и возвышения духовных потребностей. Лишь с октября 1917 года процесс освоения и развития всех ценностей общечеловеческой культуры стал возможным для трудящегося народа2.

Заостряя внимание на новом историческом содержании и значении взаимодействия общества и личности, С. С. Батенин, напри. мер, отмечает: «При социализме главной стороной этого взаимодействия становится не выражение завершенности, законченности обеспечивают не параллельное с развитием общественных структур его совершенствование, а в определенном смысле и «обгон их». -. Крутова О. Н. Человек и история. — М., 1982, с. 156.

1 Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 45, с. 391- т. 36, с. 500.

Тот кто искренно хочет понять глубокий смысл культурно, революционного процесса в бывшей России, — писал А. М. Горький, -правильно поймет его лишь тогда, когда он посмотрит на этот процесс именно как на борьбу за культуру и за творчество куль-• туры". — Горький A.M. Преображение мира. — М., 1980, с. 276. формирования нового типа личности как результата взаимодействия ее со своим сформировавшимся обществом, а взаимодействие как процесс взаимного совершенствования общества и личности" *.

Лишь на этапе коммунистического строительства реально обеспечивается возможность совершенствования как общества, так и человека, что и выступает в качестве детерминанты их целостности.' На это обращали внимание и классики марксизма-ленинизма, подчеркивая, что лишь при социализме впервые создаются необходимые услор вия для формирования нового человека нового общества .

Тем самым, проблема творческой личности как результата целостного развития человека превращается в центральную проблему, марксистско-ленинской философии, по мере необходимости решения задачи соответствия личностной структуры уровню и характеру развития общества на его высшей стадии.

В современной литературе существует значительное количество работ, посвященных разработке проблем личности, которые составляют теоретическую основу и определяют методологию комплексного подхода. К ним относятся исследования: Ануфриева Е. А-, Афанасьева В. Г., Артемьевой Т. И., Батенина С. С-, Туевой Л. П., Цутенко А. П., Кисселя М-Л., Кона И. О., Красина А. Н., Смирнова Г. Л., Сло-бодянюка С.С., Сэва Л., Смирнова Г. Л., Т^гаринова В.П., Фролова И. Т., Ярошевского Т. и др.

Диалектика формирования нового человека исследуется в работах: Е^тенко А.П., Глазачева А. А., Глезермана Г. Е., Григорьяна Б. Т., Батенина С. С., Когана Л. Н., Крутовой О. Н., Ларчева В. Е.,.

1 Батенин С. С. Человек в его истории. — Л., 1976, с. 250. о.

См. там же, с. 100, а также: Ленин В. И. Замечания на второй проект программы Плеханова. — Ленин В. И. Полн. собр. соч.,, т.6, с. 232;

— 9.

Рябова Д.Д., Сарка Г., Сохань Л. В., Немиры К. Л-, Фролова И. Т., Целиковой О. П. и др.

Большое внимание в последние годы было уделено вопросам, связанным со становлением личности молодого строителя коммунизма. Они нашли свое отражение в работах: Бабосова Е. М., Деревян-ко А.П., Добринской Е. И., Калкея Г. А., Козлова А. А., Махова Ф. С., Московченко Н. В., Соколова Э. В. и др.

Деятельности как основе общественного прогресса, вопросам творческой активности личности посвящены работы: Бережного Н. М., Зуевой Л. П., ГилинскогоЯ.И., Киселева А. Н., Ковалева С. М., Мотрошиловой П. В., Мысливченко А. Г., Сиземской Й. Н., Суслова В. Я., Тихонова Н. М., Чангли И. И. и др. Анализу творческой природы человека, диалектике творческого процесса, общей характеристике механизма формирования потребности в творчестве посвящены работы: Архипцева Ф., Брушлинско-го A. Bi, Воробьева Г. Г., Гребенникова С. Р., Давыдовой Г. А., Гольдентрихта С. С., Киященко Н. И., Коршунова А-.М., Лейзерова Н. Л., Лобанова Б. Е., Персианова P. Mr, Селиванова В. В.!, Смоль-янинова И.Ф., Ширшова И. Е, Ярмошенко С. П. и др.

Вместе с тем, не все проблемы в данной области разрешены с достаточной ясностью и глубиной. Во-первых, главное внимание исследователей сосредоточено на определении понятия всесторонне развитая личность и его содержании. Это и не случайно. Все достижения общественно-политической практики социализма, все богатство культуры направлены на гармоническое развитие личности, эта высокая цель выявляет принципиальную новизну и глубоко гуманистический характер первой фазы коммунизма. «Гармоничность,. целостность развития человека так же важна, как и его всесторонность. Человек должен быть совершенен во всех своих отношениях.

— 10 и органически сочетать их в себе как гармонично развитый индивид, работник и личность нового, социалистического типа" *. Однако, как справедливо отмечал М. И. Петросян, понятие всесторонне и гармонически развитой личности «не раскрывает полностью содержание коммунистической личности как высшего типа в историческом развитии человека.. Думается, что понятие коммунистической личности должно отразить и ее творческую активность, ее революр ционно-преобразующую деятельность» .

Актуальность темы

настоящей диссертации предопределила и направленность исследовательского поиска:

— выявление содержательной характеристики творческой активности личности и ее направленности;

— анализ действия объективных и субъективных факторов формирования творческой личности как коммунистического идеала человека;

— выявление преимуществ свободной творческой деятельности личности, ее самодеятельности.

Методологической основой исследо-■- вания явились произведения классиков марксизма-ленинизма. Их учение о сущности человека, взаимоотношении общества и личности, путях освобождения трудящихся и формировании нового человекапредставляет собой фундамент целостной системы теоретических положений, политических установок и практических задач Коммунистической партии Советского Союза и других братских партий. В Актуальные проблемы научного коммунизма. — М.: Мысль,.

1982, с. 248. р

Петросян М. И. Некоторые вопросы теории личности при социализме. — В кн.: Личность при социализме. — М., 1968, с. I56. r диссертации использовались материалы ХХ1У, ХХУ, ХХУ1 съездов КПСС, Постановления ЦК КПСС и Советского правительства, речи и статьи руководителей партии и Советского государства, Конституция СССР.1.

Уже сама постановка проблемы настоящего диссертационного исследования свидетельство тому, сколь широко его поле. Это обстоятельство не дало его автору возможности ограничиться рамками изучения только философской литературы, а, напротив, с изначального этапа работы побудило привлечь труды психологов, социологов, педагогов, литературоведов, искусствоведов и эстетикой, обратиться к некоторым из работ правоведов и даже археологов. Богатейший материал для осмысления темы был получен при ознакомлении с биографиями выдающихся личностей своего времени: политических деятелей, ученых, художников, музыкантов, рабочих.

Научная новизна.

Впервые дается определение понятия творческой личности;

— обоснованы критерии ее выделения;

— определены роль и значение процесса слияния труда и творчества в развитии творческой активности личности;

— творчество как сущностная характеристика личности не ограничивается рамками одного какого-либо вида деятельности, а проявляется уже в самом отношении к любому из последних;

— прослежены исторически конкретные возможности и формы проявления творческой активности масс в зависимости от характера и уровня развития общественных отношений;

— в анализе механизма активности субъекта деятельности исследован малоизученный аспект роли и значения общественных организаций, профессиональных и самодеятельных творческих коллективов и обществ в развитии массовой творческой инициативы;

— в рассмотрении ключевых задач, связанных с совершенствованием системы образования и воспитания в стране, выявлен важнейший фактор интенсификации творческих способностей личности, каким выступает воспитание и саморазвитие, с учетом оптимальных «рамок» наивысшей скорости роста творческих задатков, развития субъекта.

Практическая значимость исследования.

Разработанная в диссертации концепция творческой личности имеет теоретико-методологическое и практическое значение.

1. Для дальнейшего более глубокого общетеоретического анализа проблем личности, для обоснования всемирно-исторических преимуществ социалистического образа жизни.

2. Для дальнейшего исследования механизма творческой активности личности в практике коммунистического строительства.

3. В качестве материала для выработки рекомендаций по совершенствованию идейно-политической работы в учебных и трудовых коллективах.

4- Материалы диссертации могут найти широкое применение в лекционной пропаганде, для аргументированной критики буржуазной идеологии по проблемам личности, творчества, образа жизни, как прямая альтернатива теории «гуманизированного капитализма» .

5. Обобщения и выводы могут содействовать активизации учебно-познавательной деятельности студентов при чтении лекций, спецкурсов, на семинарских занятиях по историческому материализму и научному коммунизму по целому ряду тем и вопросов.

Апробация. Основные положения и результаты исследования включены в выступления и публикации автора.

— Личность в единстве ее сущности и существования. — Доклад наХГО! Герценовских чтениях в Ленинградском государственном педагогическом институте им. А. И. Герцена (май 1983 г.).

— Творческая активность личности — решающий фактор социального прогресса. — Доклад на научно-методической конференции учителей истории и обществоведения в Еийском государственном педагогическом институте (январь 1983 г.).

-" Творческая личность" и критерии ее выделения. — В сб.: Проблемы развития целостности личности. — Л.: ЛГПИ, 1984.

— За творческую активность. — Агитатор Алтая / Журнал отдела пропаганды и агитации Алтайского крайкома КПСС /. — 1984, й 22.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав и заключения. Каждый последующий параграф предваряют выводы предыдущего. К работе прилагается список использованной литературы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Каждая личность рассматривается нами как социальный тип и конкретный носитель общественных отношений. Она содержит в себе общее и особенное, то есть то, что составляет своеобразие данной личности, чем и обусловливается все многообразие ее ролей и мотивов поведения. Реализуя собственную сущность в процессе активной творческой деятельности, личность актуализирует свои задатки, способности, реализует свои влечения, потребности, интересы. В этом процессе происходит непосредственное освоение каждым индивидом богатства социального опыта. Однако степень этого богатства зависит от глубины и широты освоения мира человеком, от наличия или отсутствия возможностей для этого. Рассмотренная нами зависимость развития творческой активности от образа жизни показала роль и значение последнего в направленности личности и мере ее «творческости». Анализ труда и отношений в процессе производства позволил исследовать главную сферу формирования и раскрытия творческого потенциала личности. При этом стало очевидным, что диалектическая связь между трудом и развитием личности позволяет, с одной стороны, рассматривать трудовую деятельность как важнейшее требование непрекращающегося совершенствования личности, с другой стороны, личностное развитие субъекта труда тоже предъявляет возрастающие требования к содержанию и характеру последнего. Это свидетельствует о прямой зависимости развития личности от развития работника.

В соответствии с тем, что творчество рассматривается нами как сущность человеческого отношения к действительности, которая проявляется в деятельности людей, этом ядре личности, согласно А.Н.Леонтьеву* учитывая зависимость направленности личности от См.: Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. — Л. уровня активного гуманизма общества, мы считаем необходимым и обоснованным исследование вопроса о всеобщем проявлении творчества как сущностной характеристики коммунистического общества.

Как свидетельствуют многочисленные исследования психологов, формирование способностей личности носит комплексный характер*, что и детерминирует плодотворность действий этого процесса. Творческое развитие личности — это комплексная актуализация всех ее потенциалов. Это положение приводит нас к выводу, что творчество как сущностная характеристика личности субъекта деятельности не может быть ограничено рамками одного какого-либо ее вида, а находит свое проявление и в преобразовательной (созидательной, творческой), и в познавательной (гносеологической), и в ценностно-ориентационной (аксиологической), и коммуникатив.

•Л/ ной (общенческой) деятельности. Так склонность к творческому труду выражается не только стремлением к более содержательной г" деятельности, насыщенной большим количеством сложных творческих задач, требующей соответствующей подготовки и способности выхода за традиционные рамки мышления, «узкоспециализированного? о тоннельного взгляда аналитика», но по мере приближения к выс.

М., 1977, с. 182−189. Мы назовем лишь некоторые работы, касающиеся данного аспекта: Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. — М., 1980; Алякринский Б. С. О таланте и способностях. -М., 1971; Гельфан Е. М. и Шмаков С. А. От игры к самовоспитанию.-М., 1971; Платонов К. К. Проблемы способностей. — М., 1972; Валлон А. Психическое развитие ребенка. — М., 1967; а также работы.

Артемьевой Т.И., Кочкарова и др. 2.

Б|унич П. Г. Развитой социализм: человек и труд. — М., 1982, с. 50.

— 150 шей фазе коммунизма, творчество как всеобщее свойство деятельности находит свое выражение в самом характере отношения к любому ее виду, постепенно превращаясь в доминанту работы каждого в любой сфере. Это обусловлено развитием самого способа деятельности, диалектическим развитием всех его элементов. Когда же деятельность превращается в самодеятельность, основной детерминан-той ее становится внутриличностная детерминация, а основной характеристикой — творческое отношение субъекта к процессу труда. Последнее предстает особо зримо, если учесть, что широта творческого мышления и потребность творчества как самостимул, как сущностная характеристика человека будущего, вытекающая из стремления личности к самореализации, на основе опыта и знаний, не может полностью исключить из процесса нетворческие элементы, характеризующие, например, подготовительную стадию основной работы или, например, монотонность (причем, не всегда кажущуюся) повторения опытов в научно-исследовательском поиске, который мы никак не можем отнести к разряду нетворческого труда.

Все это говорит о том, что даже самая, казалось бы творческая профессия,^это прежде всего труд, деятельность, требующая всегда большой самоотдачи, большого напряжения всех физических и интеллектуальных сил.) Свободный труд, труд-потребность, требует не меньшей интенсивности и напряжения, что отмечал и Маркс*, но как раз в силу своего характера — свободного труда, труда на себя, труда для себя и на благо общества — все затраты окупаются как от глубокого удовлетворения его результатом, так и самим процессом труда. В автобиографической повести «Мои университеты» М. Горьким была описана работа артели крючников, которая несмотря на подневольный характер труда («на хозяина») вызвала в людях.

1 См.: Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 46, ч. И, с. ПО.

— 151 iпочти экстатическое состояние, почти аффект: «Я жил эту ночь в | радости, не испытанной мною, душу озаряло желание прожить всю — жизнь в этом полубезумном восторге делания». Видимо, весь ритмработы, коллективные усилия всех артельщиков, трудовой порыв и I ощущение полезности своего труда, даже в подневольном труде, мо-I гут реализовать рефлекс свободы. А кого не тронут за душу «воз: душные» па артистов балета, их виртуозность и пластика, когда зритель спектакля не только свидетель непосредственного творческого процесса, но и его участник. Однако, чтобы подняться до I уровня сотворчества, необходима предшествующая этому кропотливая I и настойчивая, требующая времени и сил «работа души», чтобы быть в состоянии воспринимать, быть готовым понять «язык» этого вида jискусства, и как результат — испытать наслаждение от соприкосно-. вения с ним. А каких самоограничений, ежедневного тренажа и постоянного совершенствования требует только «обыкновенная» техника исполнения в «закулисной» жизни самих артистов балета, что: бы «через время» отточенной и одухотворенной воплотиться в танец единения «души» и «тела» .

Безусловно, прав П. Г. Вунич, когда отмечает, что «доля творческого слагаемого неодинакова», что она зависит от вида деятельности. Огромный интерес для нас представляют приводимые этим, автором высказывания ярчайших представителей науки и искусства (Маркса, Ньютона, Гете, Бюффона, Вольтера, Моцарта, Гюго), сходящихся во взглядах на процесс творчества в главном — творчество — это труд*. И все-таки, было бы утопией считать, что при коммунизме все виды деятельности целиком приобретут творческий характер. Эдакая идеальная модель «сплошного творчества». Прак Е&шич П. Г. Развитой социализм: человек и труд. — М., 1982, с. 36−40.

— 152 тика не дает нам оснований для подобного рода прожектов. Конечно, труд,' основной способ осуществления творческой природы человека, оставляет на повестке дня такие задачи как снижение работ в экстремальных условиях, чему немало способствуют достижения научно-технической революции (роботизация производства, например, получающая на современном этапе свое дальнейшее развитие), максимальное обогащение характера труда во всех сферах деятельности (только внедрение автоматических систем управления освободит миллионы рук от малоэффективного и неинтересного трурЛГг. да в сфере управления производством и в др.), сокращение свободного времени и соответственно увеличение свободного времени даст обратный эффект в повышении производительности труда за счет главной производительной силы, но уже «в качестве иного субъекта» (К.Маркс) и т. п. Исследования творческого процесса, будь то сфера материального производства или научно-техническое творчество, искусство или наука, разные виды народного самодеятельного творчества и т. п. показывают, что процесс этот в первую очередь определяется отношением субъекта труда к процессу труда. Говоря словами Маркса, «истинное царство свободы» наступает когда внешняя принудительная необходимость труда преобразуется во внутреннюю необходимость развития человеческих сил, которое является самоцелью*.

Развитие творческих возможностей человека происходит в процессе целостного присвоения им его родовой сущности, в процессе создания новой действительности, этого «мира человека», в котором он хозяин. Великие преобразования природы и общества на этом пути означают великие преобразования и самого человека. Причем, «творческий процесс. не существует как процесс твор

1 Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.25, ч. II, с. 387.

— 153 чества отдельной личности, или индивидуума, а является прежде всего процессом творчества широких масс — партии, класса, нации, народа, человечества. Только в связи с ними, только основываясь на них, отдельная человеческая личность получает возможность также проявить подлинно творческую деятельность в тех или иных областях человеческой жизни" *.

Коренное отличие высшей формы организации общества от всех предшествующих эпох в том, что каждый получит в ней возможность осуществления своих потребностей, когда радость жизни, счастье творчества перестанут быть привилегией избранных, подобно эстетической концепции «аристократии духа», которая предстает перед р нами в блестящей пародии Т. Манна .

С построением коммунизма канут в лету времена, когда народные таланты гибли, не успевая обнаружиться, гибли под бременем невежества и безысходной нужды, в тяжком ярме непосильной работы.

Подлинный гуманизм — это уважение к достоинству личности, умение в каждом видеть личность, способную творить. Павлов Т. Информация, отражение, творчество. — М.,.

1967, с. 89. р

См.: Манн Т. Признания авантюриста Феликса Круля. — М., 1957, с. 129.

Показать весь текст

Список литературы

  1. К. Речь о свободе торговли, произнесенная на публичном собрании брюссельской демократической ассоциации 9 января 1848 года. — Соч. 2-е изд., т. 4, с. 404−418.
  2. К. Капитал. Критика политической экономики. Т. I. Кн. I: Процесс производства капитала (1867 г.). Соч. 2-е изд., т.23. — 784 с.
  3. К. Капитал. Критика политической экономии. Т. З. Кн. III: Процесс капиталистического производства, взятый в целом. Часть вторая. Соч. 2-е изд., т. 25, ч. II. — 486 с.
  4. К. Теории прибавочной стоимости (17 том «Капитала»). Часть первая. Соч. 2-е изд., т£ 26, ч. I. — 426 с.
  5. Маркс К.' Теории прибавочной стоимости (1У том «Капитала»). Часть третья. 2-е изд., т. 26, ч. III, с. 1−468.
  6. К. Конспект книги Джемса Милля «Основы политической экономии». Соч. 2-е изд., т. 42, с. 5−40.
  7. К. Экономическо-философские рукописи 1844 года.-Соч. 2-е изд., т: 42, с. 41−174.
  8. К. Экономические рукописи 1857−1859 годов. Соч. 2-е изд., т. 46, ч. I, с. 3−508.
  9. К. Экономические рукописи 1857−1859 годов. Часть вторая. Критика политической экономии (черновой набросок 18 571 858 годов). Вторая половина рукописи. Соч. 2-е изд., т. 46, ч. II. — 521 с.
  10. К. Экономические рукописи I86I-I863 годов. Отдел I. Процесс производства капитала. Соч. 2-е изд., т. 47, с. З-612.
  11. К. Глава шестая. Результаты непосредственного производства. (Капитал). Кн. I. Соч. 2-е изд., т. 49, с.3−136.
  12. К., Энгельс Ф'. Из ранних произведений. М.: Госполитиздат, 1956. — 642 с.
  13. К., Энгельс Ф. Немецкая идеология. Соч. 2-е изд., т. 3, с. 7−544.
  14. Маркс К./Энгельс Ф. Манифест коммунистической партии.'-Соч. 2-е изд., т. 4, с. 419−459.
  15. К., Энгельс Ф. Фейербах. Противоположность материалистического и идеалистического воззрений. (Новая публикация первой главы «Немецкой идеологии»). М.: Политиздат, 1966. -152 с.
  16. Ф. Крестьянская война в Германии. Соч. 2-е изд., т. 7, с. 343−437.
  17. Ф. Похороны Карла Маркса. Соч. 2-е изд., т.19, с. 350−354.
  18. Ф. Анти-Дюринг. Переворот в науке, произведенный господином Евгением Дюрингом. Соч. 2-е изд., т. 20, с. 5338.
  19. Ф. Диалектика природы. Соч. 2-е изд., т. 20, с. 343−626.
  20. Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии. Соч. 2-е изд., т. 21, с. 269−317.
  21. Энгельс Фердинанду Лассалю, 18 мая 1859 г. — Соч. 2-е изд., с. 490−496.
  22. В.И. Замечания на второй проект программы Плеха- 156 нова, Поли. собр. соч., т. 6, с. 212−235.
  23. .И. Конспект книги Гегеля «Наука Логики». Полн. собр. соч., т. 29, с. 77−218.
  24. .И. Конспект книги Маркса и Энгельса «Святое семейство». -Полн. собр. соч., т. 29, с. 3−40.
  25. .И. Как организовать соревнование. Полн. собр. соч., т. 35, с. 195−205-
  26. .И. У Всероссийский съезд Советов Рабочих, Крестьянских, Солдатских и Красноармейских Депутатов 4−10 июля 1918 г. Полн. собр. соч., т. 36, с. 486−517.
  27. В.И. Великий почин. Полн. собр. соч., т. 39, с. 1−29.
  28. В.И. Еще раз о профсоюзах, о текущем моменте и об ошибках т.т.Троцкого и Бухарина. Полн. собр. соч., т. 42, с. 264−304.
  29. В.И. Лучше меньше, да лучше. Полн. собр. соч., т. 45, с. 389−406.
  30. В.И. Г.М.Кржижановскому. Декабрь. 1920 г, Полн. собр. соч., т. 52, с. 39−40.
  31. Программа Коммунистической партии Советского Союза. -М.: Политиздат, 1979. 144 с.
  32. Материалы ХХ1У съезда КПСС. М.: Политиздат, 1971. -320 с.
  33. Материалы ХХУ съезда КПСС. М.: Политиздат, 1978. -256 с.
  34. Материалы ХХУ1 съезда КПСС. М.!: Политиздат, 1981. -223 с.
  35. Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 14−15 июня 1983 г. М.: Политиздат, 1983. — 80 с.- 157
  36. О 60-й годовщине Великой Октябрьской социалистической революции: Постановление ЦК КПСС от 31 января 1977 г. М.: Политиздат, 1977. — 32 с.
  37. О 60-й годовщине образования Союза Советских Социалистических Республик: Постановление ЦК КПСС от 19 февр. 1982 г.-М.: Политиздат, 1982. 31 с.
  38. О дальнейшем улучшении идеологической, политико-воспитательной работы: Постановление ЦК КПСС от 26 апр. 1979 г.
  39. М.: Политиздат, 1979. 15 cv
  40. О дальнейшем укреплении трудовой дисциплины и сокращении текучести кадров в народном хозяйстве: Постановление ЦК КПСС, Президиума Верховного Совета СССР, Совета Министров СССР и ВЦСПС. Правда, 1980, 12 января.
  41. О работе с творческой молодежью: Постановление ЦК КПСС от 12 октября 1976 г. В кн.: КПСС в резолюциях., с. 366 370.
  42. О реформе общеобразовательной и профессиональной школы: Сборник документов и материалов. М.: Политиздат, 1984−112 с.
  43. О мерах по дальнейшему развитию самодеятельного художественного творчества. Постановление ЦК КПСС от 28 марта 1978 г. — В кн.: КПСС в резолюциях., с- 62−66.
  44. О народных художественных промыслах. Постановление ЦК КПСС от 25 января 1975 г. В кн.: КПСС в резолюциях., с.502−506.
  45. КПСС о формировании нового человека: Сб. док. и материалов (I965-I98I). М.: Политиздат, 1983. — 686 с.
  46. Конституция (Основной Закон) Союза Советских Социалистических Республик: Принята на внеочеред. седьмой сессии Верховного Совета СССР девятого созыва 7 октября 1977 г. М.: Политиздат, 1977. 62 с.
  47. Закон Союза Советских Социалистических Республик «О трудовых коллективах и повышении их роли в управлении предприятиями, учреждениями, организациями». М.: Юрид. лит., 1984.16 с.
  48. К.У. По-ленински жить, работать, бороться: Речь на Всеармейском совещании секретарей комсомольских организаций 28 мая 1984 г. М.: Политиздат, 1984. — 16 с.
  49. В.В. ХХУ съезд КПСС о совершенствовании социалистического образа жизни и формировании нового человека. -М.: Политиздат, 1977. 255 с.
  50. Абульханова-Славекая К. А. Деятельность и психология личности. М.: Наука, 335 с.
  51. Актуальные проблемы научного коммунизма. М.: Мысль, — 320 с.
  52. .С. О таланте и способностях. Очерки о самовоспитании. М.: Знание, 1971. — 175 с.
  53. Ануфриев Е. А, Всестороннее развитие личности цель коммунизма. Лекция. — М.: Изд-во МГУ, 1978. — 45 с-
  54. Е.А. Коммунизм и личность. М.: Изд-во МГУ, 1965. — 29 с.
  55. Е.А. Социалистический образ жизни: (Методол. и, метод, вопросы). М.: Высш. школа, 1980. — 183 с.
  56. Е.А. Социальная активность личности. М.: Знание, 1969. — 46 с.
  57. Е.А. Социальная роль и активность личности.- 159 -' М.: Изд-во МГУ, 1971. 152 с.
  58. Аптекер Г, 0 природе демократии, свободы и революции- -М.: Прогресс, 1970. 128 с.
  59. Арефьева Г, С. Социальная активность личности. (Проблема субъекта и объекта в социальной практике и познании). М.: Политиздат, 1974. — 230 с.
  60. А.С. Проблема цели в воспитании и образовании. Цель в воспитании личности. В кн.1: Философско-психологические проблемы развития образования. / Под ред. В. В. Давыдова. — М.: Педагогика, 1981, с. 54−73.
  61. Т.И. Взаимосвязь потенциального и актуального в развитии личности. В кн.: Психология формирования и развития личности. / АН СССР'- Институт психологии. — М.: Наука, 1981, с. 67−87.
  62. Артемьева Т. И- Развитие личности и ее способностей.
  63. В кн.: Проблемы психологии личности (Советско-финский симпозиум). М.: Наука, 1982, с. 169−173.
  64. Архипцев ф- Важнейший аспект анализа творческой природы человеческого сознания. В кн.: Протоколы ХУ Всемирного конгресса по философии. Кн. 2 / Г7−22 сентября 1973 г. — Варна (Болгария): София, 1974, с. 15−19.
  65. Афанасьев Научно-техническая революция, управление, образование. М.: Политиздат, 1972. — 431 с.
  66. В.Г. Общество: системность, познание и управление. М.: Политиздат, 1981. — 432 с.
  67. Афанасьев В. Г- 0 работе Союза журналистов СССР и задачах советской журналистики в свете решений ХХУ съезда КПСС: Отчетный доклад пред. Правл. Союза журналистов СССР т. В. Г. Афанасьева. М., 1977. — 47 с.- 160
  68. Г. К. Критика современных буржуазных концепций лидерства. М.: Мысль, 1978- - 136 с.
  69. Г. К. Миф об элите и «массовом обществе». М.: Международ, отношения, 1966. — 160 с.
  70. Е.М. и др. Нравственное воспитание в условиях развитого социализма. Минск: Вышэйш. школа, 1981. — 174 с-
  71. М.Б. Капитализм и «социальная демократия». М.: Мысль, 1970. — 255 с.
  72. В.Г. и др. Свободное время и всестороннее развитие личности. / Акад. обществ, наук при ЦК КПСС. Каф. науч. коммунизма. М.: Мысль, 1965. — 271 с.• 73. Баллер Э. А. Человек и свобода. М.: Советская Россия, 1972. — 283 с.
  73. С.С. Основной критерий прогресса личности- Б кн.: Человек в буржуазном обществе. Материалы симпозиума. Вып. I. М., 1966, с. 61−74.
  74. С.С. Сущность человека в его историческом развитии. Автореф. на соиск. ученой степени доктора филос.наук.-Л., 1971. — 38 с.
  75. С.С. Человек в его истории. Л.: ЛГУ, 1976.295 с.
  76. Э.В. Проблема образования и воспитания в свете концепции предметной деятельности. В кн.: Философско-психологические проблемы развития образования. / Под ред. В. В. Давыдова. — М.: Педагогика, 1981, с. 17−38.
  77. А.К. Общество развитой социалистической демокра- 161 -|ТИИ. — JI" i Знание, 1980. 32 с.
  78. Я.М. Государственное право буржуазных стран и стран, освободившихся от колониальной зависимости. М.: Высш. школа, 1977. — 318 с.
  79. Я.М.- Крушение мифа о государстве «великого общества». США. М., 1969. — 47 с.
  80. Л., Гайворонский В.,' Удодов В. Управление социалистическим соревнованием на промышленном предприятии. М.: Проф-издат, 1984. — 80 с. 83.' Бережной Н. М. Действенность социалистического гуманизма. М.: Мысль, 1979. — 140 с.
  81. Н.М. Личность и ее идеалы в социалистическом обществе. М., 1972. — 42 с.
  82. Н.М. Проблема человека в трудах К.Маркса. -М.: Высш. школа, 1981, III с.
  83. Н.М. Человек как субъект деятельности. В кн.: Протоколы ХУ Всемирного конгресса по философии. Кн. З / 17−22 сентября 1973 г. — Варна (Болгария): София, 1974, с. 21−25.
  84. М.В. Федеральное законодательство США. и избирательные права негров (1957−1970 гг.). Автореф. на соиск. ученой степени канд. юрид. наук. — М., 1974. — 23 с.
  85. Ю.И. Живое творчество масс и социализм. В кн.: Творчество и общественный прогресс: Сб. науч. трудов. / Под ред. Д. Ф. Козлова. — М.: МГПИ им. В. И. Ленина, 1982, с.83−100-
  86. А.В., Воловикова М. И. 0 взаимосвязи процессуального (динамического) и личностного (мотивационного) аспектов мышления. В кн.: Психологические исследования познавательных процессов личности. — М.: Наука, 1983, с. 84−96.
  87. А. К вопросу о социалистическом образе жизни. -Коммунист, 1976, № I. i 91. Брушлинский A.B. Культурно-историческая теория мышле-I ния. (Философские проблемы психологии). М.: Высш. школа, 1 1968. — 104 с.
  88. Брушлинский А. В-. и др. Мышление: процесс, деятельность, общение. М.: На^ка, 1982. — 387 с.
  89. А.В. Психология мышления и проблемное обучение. М.: Знание, 1983. — 96 с. — (Новое в жизни, науке, технике. Сер. «Педагогика и психология», № 6).
  90. А.В. Творческий процесс как предает исследования. Вопросы философии, 1965, $ 7, с. 64−73.
  91. Л.П. Деятельность как объект социальной психологии. В кн.: Методологические проблемы социальной психологии.-Сб.статей. / Отв. ред. Е. В. Шорохова. — М.: Наука, 1975, с.45−62.
  92. Л.П. Общественные отношения и общение. В кн.: Марксистско-ленинская теория исторического процесса: Истор. процесс: действительность, материальная основа, первичное и вторичное. / АН СССР. Институт философии. — М.: Наука, 1981, с.110−119.
  93. Л.П. Человек и общественный прогресс. Вопросы философии, 1982, & 2, с- 20−35.
  94. БУнич П. Г. Развитой социализм: человек и труд. (Размышления экономиста). М.: Экономика, 1982. — 84 с.
  95. А.П. Социалистический образ жизни и формирование нового человека. М.: Знание, 1975. — 48 с.
  96. Бюджет времени городского населения. / Под ред. Б. Т. Колпакова и В. Д. Патрушева. М.: Статистика, 1971. — 248 с.
  97. А. Психическое развитие ребенка. М.: Просвещение, 1967. — 196 с.
  98. Васильев А-В. Созидательная роль трудового коллектива. М.: Московский рабочий, 1984, — 110 с.
  99. Ю3. Ветошкина Т. А. Самореализация личности в творческой деятельности. Автореф. на соиск. ученой степени канд. философ, наук. — Свердловск, 1980. — 18 с.
  100. Ю.М. Пропаганда за фасадом новостей. М.: МГУ. — 143 с.
  101. Г. Г. Ищи свой талант (Эврика). М.: Мол. гвардия, 1983. — 208 с.
  102. .А. Общественное сознание и его творческая сущность*. В кн.: Творческая природа общественного сознания./ Акад. обществ, наук при ЦК КПСС.- М.: Мысль, 1980, с. 14−30.
  103. Воспоминания о Шуберте. М.: Музыка, 1964/ - 412 с.
  104. К. О человеке, его умственных способностях и воспитании. М.: Соцэкгиз, 1938. — 486 с.
  105. Е.М., Шмаков С. А. От игры к самовоспитанию. 2-е изд. М.: Педагогика, 1971. — 103 с.
  106. А.И. Письма об изучении природы. Избранные философские произведения. T.I. М.: Гос. изд-во полит, лит., 1946, с. 89−284.
  107. Я.И. Деятельность человека как основа общественного прогресса. В кн.: Человек как объект социологического исследования. — Л.: ЛГУ, 1977, с. 81−91.
  108. Я.И. Комплексное социально-экономическое планирование и участие в нем профсоюзных организаций: (Вопросы теории и методологии). Учеб.пособие. Л.: ЕПШК, 1978. — 128 с.
  109. П. Демократия и общественный прогресс. М.: Прогресс, 1972. — 391 с.
  110. А.А., Молдаван B.C. Труд и всестороннее развитие личности. М.: Мысль, 1968. — 118 с.
  111. Глазачев А1.А. Труд основа коммунистического воспитания советских людей. — Симферополь: Крымиздат, I960. — 75 с.
  112. А.А. Становление и развитие личности в процессе труда и свободного времени- Автореф.. доктора филос. наук. — М., 1970. — 38 с.
  113. Г. Е. Законы общественного развития: их характер и использование. М.: Политиздат, 1979. — 303 с.• 118. Глезерман Г. Е. Исторический материализм и развитие социалистического общества- 2-е изд., доп. — М.: Политиздат, 1973. — 352 с.
  114. Г. Е. Коллектив и личность. / Материалы конференции. М., 1968.120.- Глезерман Г. Е. Коммунизм и труд. М.: Госполитиздат, 1961. — 63 с,
  115. Г. Е. Рождение нового человека: Проблемы формирования личности при социализме.- М-: Политиздат, 1982.255 с.
  116. П.А. Естественная политика, или беседы об истинных принципах управления. Избр. произведения. В двух томах. Т.2. М.: Соцэкгиз, 1963, с. 85−534.
  117. С.С. Творчество как философская проблема. В кн.: Творчество и социальное познание. / Сб. под ред. А. М. Коршунова и С. С. Гольдентрихта. — М.: Изд-во МГУ, 1982.с.39−56.
  118. JT.A., Клопов Э.В, Человек после работы. Соц.1.проблемы быта и внерабочего времени. / По материалам бюджетов времени рабочих в крупных городах европ. части СССР. М.: Наука, 1972. — 268 с.
  119. М. Преображение мира. М.: Советская Россия, i980. 400 с.
  120. .Т. Философия о сущности человека. М., 1973. — 319 с.
  121. .А. Свободное время. Актуальные проблемы. -М.: Мысль, 1967. 175 с.
  122. В.Е. Государство и демократия: Критика анти марксистских теорий. М.: Юрид. наука, 1975. — 215 с.
  123. В. Грани свободы. М.: Молодая гвардия, 1969. — 224 с.
  124. А.П. Активная жизненная позиция: Социалистический образ жизни и становление личности молодого строителя коммунизма. М.: Знание, 1978. — 64 с. (Новое в жизни, науке, технике. Сер. «Молодежная» 10).
  125. Ю.А., Персианов P.M. Изобретательство творчество. — Л.: Лениздат, 1983. — 96 с,
  126. Е.И., Соколов Э. В. Свободное время и развитие личности. Л.: Знание, 1983. — 32 с.
  127. .И. Компонентный анализ эмоционального содержания интересов, мечтаний и воспоминаний человека. Вопросы психологии, 1977, И, с. 145−155.
  128. .И. Проблема соотношения деятельности и эмо циональных характеристик личности. В кн.: Проблемы психологии личности./Советско-финский симпозиум/. АН СССР. Институт психологии. — М.: Наука, 1982, с. II5-I2I.
  129. .И. Эмоция как ценность. М.: Политиздат, 1978. — 272 с.
  130. д.д. Нравственное воспитание личности в трудо1.' fbom коллективе. Ташкент, 1981. — 198 с.
  131. Ю.А. Кризис буржуазного индивидуализма и личность. / Акад. наук. Институт философии. М.: Наука, 1966. -328 с.
  132. Зам$ир К. Удовлетворенность трудом: Мнение социолога. Пер. с рум. М.: Политиздат, 1983. — 142 с.
  133. П.Л. Об эстетической сущности труда. В кн.: Проблемы труда в период развернутого строительства коммунизма. (Сб. статей). — Ученые записки ЛГПИ им. А. И. Герцена, т. 286. -Л.: Лениздат, 1966, с. 149−168.
  134. П.Л. О красоте в сфере материального производства. Л.: ЛГПИ, т. 286, 1966.
  135. П.Л. О сущности красоты. М.: Просвещение, 1967. — 266 с.
  136. С.А., Лившиц Р. З. Личность в советском трудовом праве. / Акад. наук СССР. Институт государства и права. -М.: Наука, 1982. 232 с.
  137. Г. А. Использование свободного времени сельскими тружениками. В кн.: Социальные резервы сельскохозяйственногопроизводства. / Под ред. Д.Урсула. АН МССР. Отд. философии и права. Кишинев: Штиинца, 1981, о. 188−202.
  138. Г. А. Молодой рабочий и его свободное время. / Под ред. В. И. Болгова, А. И. Тимуша. Кишинев: Штиинца, 1981. -74 с.- 167
  139. Н.Н. Америка после юбилея: Репортаж. М.: Полит! иэдат, 1979. — 240 с.
  140. Н.М. Власть без будущего. Критика буржуазных — теорий о будущем государства и права. М.: Юрид. наука, 1967.167 с.
  141. Н.М. Паталогия потребительства: Критика буржуазного образа жизни. М.: Политиздат, 1977. — 135 с.
  142. Д.А. Демократия развитого социализма. М.: Политиздат, 1980. — III с.
  143. Д.А. Потребности. Поведение. Воспитание. / Под ред. и при участии проф. В. Г. Афанасьева. М.: Мысль, 1968.148 с.
  144. Н.Н. Формирование человека-творца в процессе обучения одно из основных условий социального прогресса. — В кн.: Творчество и общественный прогресс. / Сб. науч. трудов. / Под ред. Д. Ф. Козлова. — М.: МГПИ им. В. И. Ленина, 1982, с. 128 141.
  145. И.Я. Личность в буржуазном трудовом праве. / Акад. наук СССР. Инотитут государства и права. М.: Наука, 1982. — 192 с.
  146. Киссель М. А" Идея человека в историческом развитии.
  147. В кн.: Методологические проблемы изучения человека в марксистской философии. Сб. статей. Л.: ЛГУ, 1979^ с. 5−14.
  148. Т. Отношение к труду. В кн.: Труд и трудовая активность. — Таллин, 1980, с. 27−46.
  149. С.М. Октябрь и формирование советского человека. М.: Знание, 1977. — 64 с.
  150. JI.H. Цель и смысл жизни человека. М.: Мысль, 1984. — 252 с.
  151. В. Корни и крона. Роман-газета, 1983, т з, 4.
  152. А.А. Социалистический образ жизни и формирование разумных потребностей молодежи. Л.: Знание, 1983. — 32 с.
  153. В.Д. Человек как мера всех вещей. В кн.: Протоколы ХУ Всемирного конгресса по философии. Кн. 3. / 17−22 сентября 1973 г. — Варна (Болгария): София, 1974, с. 99−101.
  154. Комплексное изучение человека и формирование всесторонне развитой личности. (Тезисы докладов Всесоюзной научной конференции). Вып. I, часть первая. М., 1975. — 202 с.
  155. Кон И. С. Личность как субъект общественных отношений.-М.: Знание, 1966. 48 с.
  156. Кон И. О. Открытие «Я». М.: Политиздат, 1978. -367 с. — (Над чем работают о чем спорят философы).
  157. Кон И. С. Социология личности. М.: Политиздат, 1967.4383 с.
  158. Ф.В. Марксистско-ленинская философия и современность. М.: Наука, 1982. — 479 с.
  159. В.Г. США: в плену неразрешенных проблем. -М.: Политиздат, 1978. 280 с.
  160. А.И. Демократия высшего типа. Л.: Лениздат, 1980. — 48 с.
  161. A.M. Отражение, деятельность, познание. М.: Политиздат, 1979. — 216 с.
  162. A.M. Отражение, познание, творчество. В кн.:ibomoctdo п сош-злкгоэ шшзшю. / Сб. под пэд. а.п.коярзщэ2а п С. С. Гольаеп?#та1. Г!.: Пзд-во ПТУ. ВЗИ, с. 7−33.
  163. Ж?" Комаров П. С. 0 щррэдо тоеобпосгеП. ЧорЕссск" 1974, il' с"
  164. Ш. Красш А. Я. Всосгогрнпсо п зюзизлачаое паззп^е лпшо-сяп. П.: зшшпе" 1931. — 04 с. — Шоше в кизил" шзупо, гокгш-HG. Ссп. ^"-плоеоСпя"" В IX).
  165. ВДашз О. Н. Человек, а истопил: Дооблагп человека п социальной СияосэгГпп гщвспххи ~ Г!.: иолпгпзет, IS32. 203 с. 173. 1фдояш В. Г. Дпаяокяшга пропззодс-гва п яз? эс6:юсео0.-П.: Пояиадш?" 1377. Х76 с.
  166. Кузызш В. Н. Цошивд енс-гемгюстп в яеодпп п шгодологяп
  167. К.Гдп!?са. П.: Нолптшда?" 2970. — Й47 с. т?70 tv^Tf""' г? Дс:.:опра?г.л г* J. J г: с тояпчущп дщ/л
  168. ПЗ^НОЛОД. о2п0п2пзя, JL^Kji.b — с.
  169. I^sBrxiHa Т.Д. П^ЭУЧЗО-Я&ШЕ ti Ji'-U—Oчолозогк1 б с03г) сг*а:п10: —плософлп. v' кл.2 цпо^онолп у V ruнаго i: oii?pooca по фпяосоёпп. Ел. -. / 27−22 сентября г. —
  170. Волна (Волгау-ш): СоСш, IG74, с. 103−103.
  171. Х8Э. Г&Пбшоэ В. В. Бтпгадц еоталпз:.п. Доклад m I Всссош-ио:.1 еьсодс удадаэг бригад 5 декабре 19SD г, В га.: Гябдшншо. пролззедешя. — II.: ПолпЕпзда?" 1050, с. I46-XG2.
  172. Vgza&zm Д. В. По ту стодол раесшяа. З&ютззпоо об:-с~csao: куякзфа е идеология. З-о пзд." яорзб. П.: Потяаэяая"1. ТО —Т f^O/i л1. Ah.'Ji* — Ou’ii С*
  173. Едалш В#П. Сплэоо^с1"о-сощ!ологшескоо ссщсгсашз па-тсгоргш «образ япзпп». В ш.: Соцналпсгпчеешш образ хзззпз я зсесторэешао попшгпс гшпосяп. — Киев: Пашкова? уг, ша" IS7D, 1. С в .
  174. Ла^зи? Коргпсс. Слобода догша б!? гь свободой на дола./ Иоп. с англ. П.: Пзд-зэ Шосгр. лиг." IS5B. — 334 с.
  175. I. Лшпшох- С.Д.огшровшшс потребности п празогхш
  176. ШК ШЧ0С2 В ЯПЧПОСК2. В mUZ lipSBCSffiOHHOG ЗОСПГЯКШО 3 УСЛОВП-яг пазшгого сощталпз:.^ /Бйвосов В.П. п дп. — Глшк: ВлпоНпля гзюяа" 1931″ с. 157-Х?--.
  177. Jkr^osa В.В. 0 лпзлекшю (~ор:5зпозашш нового человека. 3 ш!*1 спяосаТхише впобш-шоргззпозкшпп позора.человека. Сб. трудов. — П., 1374, с. 2D-39.
  178. G. ДгОззпоз П. Л. Содоцроваясе нового человека. П.: Поск. рабачвЗ" 1074. — 184 с.
  179. ЛсПзопэз П. Л. Осгагпшекос всостораппзэ п нразсявоппос йородозз-ша Ж1чгюс2з. Г.!.: вшило" 1073. — <13 с. (Позоз в пп" науко, яашшо. Сор. «Тяезрссвш** В 5).103. льопэьоэ А.Н. деятельность. Соззаппс* Лйчпосзь. З-о пол. П.: Полл-ляда?, 1577. — 304 с.
  180. ХОЭ. Летсссьо Дорого. Яосаягл в Пошоль. / Нор. с Ср. -Иностранная лптора^да, 13 3″ с. 3−03.
  181. O. Л1ШОСТ& и t!.: ГЛысль» 19Ш. — 355 с. X9I. Лпгаооть при оошаш!31ло. Огз. под. СчВ.Еонстаптннов./ Ш COOP. Институт Шооо? ши — Гюуиа, Х068. — ?60 с.
  182. З.В. СплоеаХт п соцлояоиш тзорчеетт. ~ Саратов: Глэда-so Саратовского ун-^га, 1003. 153 с.- 171
  183. В.Г. Соревнование и личность (опыт социологического анализа). М.: Мысль, 1983. — 157 с.
  184. Малый театр. 1824−1974. Том I. I824-I9I7. М.: Все-рос. театральное общ-во, 1978. — 783 с.
  185. Т. Признания авантюриста Феликса Круля. / Пер. с нем. М.: Изд-во Иностр. лит-ры, 1957, с. 374.
  186. А.В. Диалектика деятельности и потребностей общества. Белгород, 1972. — 96 с.
  187. В. Музы токаря Горы. Советская культура, 1983, 19 февраля.
  188. Ф.С. Подросток и свободное время. Л.: Лениз-дат, 1982. — 152 с.
  189. А.А. Целостность личности и ее формирование. -Автореф.. канд. филос. наук. Л., 1967. — 19 с.
  190. Н.Н. Социализм и разумные потребности. М.: Политиздат, 1982. — 191 с.
  191. В.Н. Формирование разумных потребностей. В кн.: Молодежь: проблемы формирования и воспитания. — М.: Молодая гвардия, 1978, с. 198−218.
  192. А.Г. Диалектика сущности и существования.-В кн.: Протоколы ХУ Всемирного конгресса по философии. Кн. 3./ 17−22 сентября 1973 г. Варна (Болгария): София, 1974, с.123−126.
  193. К.Л. Марксистско-ленинская теоретико-методологическая основа управления процессом формирования нового человека. В кн.: Духовная культура и проблемы социального управления. Сб. статей. — Новосибирск: Наука, 1981, с. 94−108.
  194. К.Л. Социалистический образ яизни и его основные черты. Новосибирск, 1976. — 31 с.
  195. A.M. Социальное планирование и развитие личности. Социальные резервы сельскохозяйственного производства. / Под ред. Д.Урсула. АН МССР. Отд. философии и права. — Кишинев: Штиинца, 1981, с. 97−110.
  196. С. Свобода: обещание и угроза. Критика культа свободы./ Пер. с англ. М.: Прогресс, 1966. — 192 с.
  197. Э.А. Таинственность очевидного. Л.: Недра, 1983. — 159 с.
  198. Общественные организации, право и личность. М.: Наука, 1981, — 367 с.
  199. П.А. Развитие социалистической личности и роль права в повышении ее социальной активности. Вопросы философии, 1982, В 3, с. 31−43.
  200. А.Г. Право и инициатива в труде. М: Юрид. лит. 1982. — 176 с.
  201. Г. П. Свободное время и воспитание личности. В кн.: Социализм и личность. — М.: Мысль, 1979, с. 269−288.1
  202. О свободах подлинных и мнимых. Сборник*/Сост. В.А.Сы-рокомский. М.: Политиздат, 1977. — 175 с.
  203. Павлов Т- Информация, отражение, творчество. М.: Прогресс, 1967. — 102 с.
  204. В.А. Эстетическое отношение к труду в условиях развитого социализма. В кн.: Эстетические аспекты социалистического образа жизни. Сб. статей. / Отв. ред. А. Ф. Еремеев. -Свердловск: Изд-во УГУ, 1981, с. 33−50.
  205. М.С. Искусство и наука. М.: Современник, 1982. — 302 с.
  206. Я.И. Занимательная физика. В двух книгах. Книга I. М.: Наука, 1983. — 224 с.- 173
  207. P.M. Социально-экономические проблемы технического творчества в развитом социалистическом обществе. -Л.: ЛГУ, 1977. 166 с.
  208. P.M., Андрианова Н. А. Техническое творчество масс и НТР. Л.: Знание, I97S8 — 35 с.
  209. Н. Испытанный временем почин. Социалистическое соревнование, 1982, А 5, с. 23−25.
  210. А.В. Личность^ Деятельность. Коллектив. -М.: Политиздат, 1982. 255 с. (Над чем работают, о чем спорят философы).
  211. М.И. Некоторые вопросы теории личности при социализме. В кн.: Личность при социализме. — М.: Наука, 1968, с. I43-I6I.
  212. В.Н. Свободное время в социалистическое обществе. Теоретический анализ соотношения свободного времени общества и личности. М.: Наука, 1974. — 311 с-
  213. К.К. Проблемы способностей. / АН СССР. Институт философии. М.: Наука, 1972. — 312 с.
  214. Радован Рихта. Человек и техника. К диалектике преобразования мира и развития человека- В кн.: Протоколы Всемирного конгресса по философии. Кн. I. / 17−22 сентября 1973 г. -Варна (Болгария): София, 1974, с. 251−259.
  215. Г. От Руссо до наших дней. Курьер ЮНЕСКО: Перспективы. — Вопросы образования, 1983, июнь, с. 20−23.
  216. Я.Я. Об истоках возникновения искусства. -М.: МГУ, 1982. 32 с.
  217. C.JT. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1973. — 423 о.
  218. В.Н. Социалистический образ жизни и активная жизненная позиция. В кн.: Нравственная жизнь человека: искания, позиции, поступки. /Редкол.: А. И. Титаренко, отв. ред. и др. — М.: Мысль, 1982, с. 12−33.
  219. В.В. Мышление художника и современность. -Л.: Знание, 1983. 32 с.
  220. В.В. Социальная црирода художественного мышления. Л.: ЛГУ, 1982. — 143 с.
  221. Селиванов В. В, Человек и зверь (о двух ведущих темах палеолитического искусства). В кн.: Первобытное искусство. / Отв. ред. Р. С. Василевский. — Новосибирск: Сиб. отд. изд-ва Наука, 1976, с. 25−39.
  222. . Сильные мира сего: бизнес и бизнесмены в американской истории. / Пер. с англ. М.: Прогресс, 1976. -454 с.
  223. И.Н. Проблемы профессиональной подготовки рабочих кадров. М., 1971s. — 29 с.
  224. Сиземская И. Н, Человек и труд: условия гармонии и развития: (Социал.-филос. анализ обществ. производства). М.: Полит• издат., 1981. 126 с.
  225. JI.B. Социальный прогресс и свобода: К анализу теорет. истоков кризиса буржуаз. сознания. М.: Политиздат, 1979. 190 с.
  226. Л.В. Субъект истории и социальное самосознание. М.: Политиздат, 1983. — 264 с.
  227. С.С. Личность как ценность. (Критика религиозных концепций личности). М.: Мысль, 1971. — 128 с.
  228. С.С. Марксизм и религия о ценности личности. Mw: Знание, 1971. — 32 с.
  229. Г. Л. Ленин о проблемах развития личности. Международный научный симпозиум КНЕСКО «В. И. Ленин и проблемы развития науки, культуры и образования». Тампере, 6−10 апреля 1970 г. -12 с.
  230. Г. Л. Советский человек: формирование социалистического типа личности. 2-е изд. М": Политиздат, 1973. -415 с.
  231. И.П. Познай себя в творчестве: Социологические проблемы труда молодежи. М.: Молодая гвардия, 1982. — 175 с.
  232. И.Ф. Сущность человека и гуманизм искусства. Л.: Художник РСФСР, 1983. — 272 с.
  233. Э.В. Культура и личность. Л.: Лен. отделение- 176 -изд-ва Наука, 1972. 228 с.
  234. Э.В. О культурной ценности досуга. Л.: Знание, 1968.
  235. Э.В. Свободное время и культура досуга. Л.: Лениздат, 1977. — 208 с.
  236. О.М. Реальный социализм и демократия: Опыт комплексного исследования. Л.: ЛГУ, 1980. — 135 с.
  237. Л.В. Свободное время как фактор развития личности в условиях социалистического образа жизни. В кн.: Социалистический образ жизни и всестороннее развитие личности. -Киев: Наукова думка, 1979, с. 129−145.
  238. А.Н. Вопросы социологии и эстетики музыки. Статьи и исследования. Л.: Сов. композитор, 1981, вып. 2. -295 с.
  239. Социальная структура социалистического общества и всестороннее развитие личности. М.: Наука, 1983. — 231 с.
  240. Социальные резервы сельскохозяйственного производства. / Под ред. Д.Урсула. Кишинев: Штиинца, 1981. — 207 с.255* Спиркин А. Г. Сознание и самосознание. М.: Политиздат, 1972. — 303 с.
  241. Станиславский реформатор оперного искусства. — М.: Музыка, 1983. — 384 с.
  242. В.Я. Социология труда. Теоретические и методологические проблемы. Л.: ЛГУ, 1971. — 206 с.
  243. Сэв Л. Марксизм и теория личности. / Пер. с франц. -М.: Прогресс, 1972. 582 с.
  244. Тангян С, А. Образование навстречу будущему. В ж-ле: Карьер ШЕСКО: Перспективы. Вопросы образования, 1983, июнь, с. 5−8.
  245. В.О. Природа свободы и равенства в буржуазных концепциях демократии. М., 1976.
  246. Н.М. Производство для блага человека: (Обществ. производство при социализме). — Л.: Лениздат, 1971. -146 с.
  247. Н.М. Труд на общество труд для себя: Процесс социалистической организации труда. — Л.: Лениздат, 1983.134 с.
  248. С. С. Философские проблемы труда и техники. -М.: Мысль, 1972. 279 с.
  249. Труд и трудовая активность. Таллин, 1980. — 89 с.
  250. Г. С. Труд и творчество. В кн.: Творчество и общественный прогресс: Сб. научных трудов / Под общей ред. Д. Ф. Козлова. — М.: МГПИ им. В. И. Ленина, 1982, с. II6-I28.
  251. П.Н. Теоретические проблемы развитого социалистического и коммунистического строительства. Коммунист, 1976, № 15, с. И40−54.
  252. С.М. Творчество и личность. В кн.: Духовное производство и личность. Межвузовский сб. научн. трудов. -Л., 1981, с. 50−59.
  253. А.А. Очерки по первобытному искусству. М.: Наука, 1969. — 255 с.
  254. Формула творчества. М.: Молодая гвардия, 1976. -160 с.
  255. А. Программа КПСС о гармонической личности. В кн.: Гармонический человек. Из истории идей о гармонически развитой личности. Сб. статей. — М.: Искусство, 1965, с, 273−321.
  256. И.Т. Перспективы человека: Опыт комплексной постановки проблемы, дискуссии, обобщения. 2-е изд., доп. М.: Политиздат, 1982. — 350 с.
  257. И. Т. Современная наука и гуманизм. Вопросы философии, 1973, $ 3, с. 3−15.
  258. Ю.П. Личность и способности к творческой деятельности. В кн.: Проблемы психологии личности. (Советско-финский симпозиум). АН СССР. Институт психологии. — М.: Наука, 1982.-с. 99−103.
  259. Л.В. Планирование воспитания как средство управления формированием личности (на материале высшей школы). В кн.: Духовная культура и проблемы социального управления: Сб. статей. — Новосибирск: Наука, 1981, с. 180−195.
  260. Е.М. Гуманистическая сущность эстетического отношения и социалистический образ жизни. В кн.: Эстетические аспекты социалистического образа жизни: Сб. статей./ Отв. ред. А. Ф. Еремеев. — Свердловск: УГУ, 1981, с. 69−74.
  261. А.С. Некоторые философские аспекты изучения образа жизни. В кн.: Социалистический образ жизни и новый человек./ Под общей ред. А. И. Арнольдова и Э. А. Орловой. 2-е изл., перераб. и доп. М.: Политиздат, 1984, с. 9−25.
  262. И.И. Труд. М.: Наука, 1973. — 589 с.
  263. В.Е. О гармоническом развитии социалистической личности. В кн.: Комплексное изучение человека и формированиевсесторонне развитой личности. (Тезисы докладов Всесоюзной научной конференции)^ Вып. I, часть I. М., 1975, с. 64−68.
  264. Чернышевский Н.1 «Очерки из политической экономии» (по Миллю). Полн. собр. соч., т.9. — М.: Госполитиздат, 1949, с. 337−729.
  265. И.Й. Самосознание, саморегуляция, самодетерминация личности. В кн.: Проблемы психологии личности. (Советско-финский симпозиум). АН СССР. Институт психологии. — М.: Наука, 1982, с- I2I-I26.
  266. В.М. Гуманизм, мир, личность, Вклад СССР в развитие международного сотрудничества по правам человека. / Акад. Наук СССР. Институт государства и права. М.: Наука, 1981. — 285 с.
  267. С.А. Классовый подход к формированию потребности в труде. В кн.: Классовый подход к формированию и удовлетворению социальных потребностей. / Под ред. Г. П. Давидюка и И. Я. Писаренко. — Минск: Изд-во ЕГУ им. В. И. Ленина, 1981, с. 69−93.
  268. И.Е. Динамика культуры. Минск: Изд-во ЕГУ, 1980. — ПО с.
  269. Э.Т. Наука и учебный процесс. Материалы дискуссии. Советская педагогика, 1965, № 7, с. 19−20.
  270. Т. Личность и общество. (Проблемы личности в современном философии марксизма, экзистенциализма, структурализма, христианского персонализма). Пер. с польск. М.: Прогресс, 1973. 543 с.
  271. Т. Размышления о человеке: Марксистская концепция личности и принцип социалистического гуманизма. Пер. с польск. М.: Политиздат, 1984, — 198 с. — (Над чем работают, о чем спорят философы).
  272. С.П. Творчество как проблема марксистско-ленинской теории общественного прогресса. В кн.: Творчество и общественный прогресс: Сб. научных трудов. / Под общ. ред. Д. Ф. Козлова. — М.: МГПИ им. В. И. Ленина, 1982, с. 67−83.
Заполнить форму текущей работой