Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Стратегический анализ деятельности промышленного предприятия: На прим. АО «Красный Выборжец»

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Под внешней деловой окружающей средой понимается совокупность социально-эколого-экономических факторов, воздействующих на предприятие и оказывающих влияние на эффективность его функционирования. Внешнюю деловую окружающую среду подразделяют на дальнюю (общую) и ближнюю (специфическую) деловую окружающую среду. Анализ общей окружающей среды включает в себя экономические, социо-политические… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические основы стратегического планирования развития предприятия в рыночных условиях хозяйствования
    • 1. Л Планирование развития предприятия как необходимый элемент системы управления в условиях рыночной экономики
      • 1. 2. Основные элементы системы стратегического планирования развития предприятия
  • Глава 2. Методические принципы стратегического анализа предприятия в условиях рыночной экономики
    • 2. 1. Анализ внешней деловой окружающей среды
    • 2. 2. Анализ ресурсного потенциала предприятия (внутренних возможностей)
  • Глава 3. Стратегический анализ АО «Красный выборжец'
    • 3. 1. Анализ внешней окружающей среды
    • 3. 2. Анализ ресурсного потенциала АО «Красный выборжец»

Стратегический анализ деятельности промышленного предприятия: На прим. АО «Красный Выборжец» (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Стратегическим направлением развития народного хозяйства на современном этапе является переход к рыночной экономике, выражающийся в отказе от административно-командных методов управления и переход к использованию преимущественно экономических методов управления. Однако процесс реформирования национальной экономики проходит очень болезненно и характеризуется резким ухудшением условий работы всех производственных структур, включая и первичное хозяйственное звено — предприятие.

Наиболее актуальной задачей сегодня для отдельно взятого предприятия является быстрая и адекватная оценка изменений условий деловой окружающей среды и соответствующая организация работы с достаточной степенью эффективности. При этом, в условиях полной экономической самостоятельности и ответственности за результаты деятельности, возрастает роль перспективного планирования развития предприятия, связанного с выбором стратегических направлений его деятельности и распределением ресурсов для решения поставленных целей.

Вопросам стратегического планирования на предприятии (фирме) посвящено огромное количество работ экономистов промышленно развитых стран. Наиболее известными являются труды Р. Акоффа, И. Ан-софа, Г. Джонсона, Б. Карлофа, У. Кинга, Д. Клиланда, Т. Коно, М. Портера, Д. Томпсона, Я. Чанга, А.Чандлера.

В последнее время в отечественно экономической литературе появились исследования, связанные с организацией стратегического планирования на предприятиях. К ним превде всего следует отнести монографии В. М. Архипова, Ю. В. Гусева, А. М. Игнатьева, А. Б. Крутика, А. Н. Петрова, А. Л. Семенова, А. Р. Стерлина, И. В. Тулина. Однако, в трудах указанных экономистов дается лишь общая характеристика процесса стратегического планирования, обращается внимание только на принципиальные моменты его организации.

Наличие достаточно большого числа работ, посвященных проблемам стратегического планирования, не исключает необходимости дальнейшего исследования ряда теоретических положений и методических вопросов, анализа и обобщения накопившегося опыта в этой области. Тем более, что практика внедрения процедур стратегического планирования на отечественных промышленных предприятиях показапа, что тщательной проработке должны быть подвергнуты и отдельные этапы стратегического планирования, включая этап стратегического анализа. С одной стороны, отсутствие полной и достоверной информационной базы не позволяет говорить о возможности выработки эффективных стратегических альтернативах развития. С другой стороны, невозможно полностью переносить в отечественную экономику опыт организации стратегического анализа на фирмах промышленно развитых стран. Анализ экономической литературы по данному вопросу подтверждает это, поскольку, во-первых, процесс планирования сугубо индивидуален в каждой фирме и во многом связан со спецификой ее деятельности, во-вторых, процесс планирования фирмы во многом определяется хозяйственным механизмом страны, где она функционирует, в-третьих, деятельность фирм в промышленно развитых странах основывается на предположении, что предприятие имеет достаточное количество специалистов, способных реализовывать разработанные подходы к планированию деятельности организации на практике.

Все вышеизложенное обусловило необходимость и актуальность дальнейших исследований в данном направлении и определило цель диссертационного исследования.

Основной целью выполненного диссертационного исследования является разработка методических основ проведения стратегического анализа промышленного предприятия применительно к отечественным условиям хозяйствования.

Указанная цель определила необходимость решения следующих задач:

— определение сущности и основных элементов системы стратегического планирования промышленного предприятия в условиях рыночной экономики;

— обоснование методических принципов проведения стратегического анализа предприятия, как элемента стратегического планирования производственной организации в условиях рыночной экономики;

— анализ изложенных в литературе и применяемых на практике методов стратегического анализа промышленного предприятия;

— формулировка требований к рыночной инфраструктуре по обеспечению предприятия информацией для проведения стратегического анализа в условиях рыночного реформирования национальной экономики;

— проведение стратегического анализа реально действующего промышленного предприятия.

Предметом исследования являются совокупность методологических, методических и практических вопросов проведения стратегического анализа как этапа стратегического планирования предприятия в условиях рыночной экономики.

Объектом исследования является деятельность предприятий по обработке цветных металлов.

Теоретической и методической базой исследования явились труды отечественных и зарубежных ученых, посвященных проблемам стратегического планирования предприятий в целом и проведения этапа стратегического анализа в частности. Использованы законодательные и другие нормативные акты, регламентирующие работу предприятий различных форм собственности в условиях рыночного реформирования национальной экономики. Использованы общенаучные методы исследования, в том числе системный анализ, логическое моделирование, экспертные оценки. Статистической базой исследования являются материалы обследований, сделанных автором, отечественными и зарубежными экономистами на промышленных предприятиях страны и фирмах промышленно развитых стран.

К основным научным результатам, полученным в диссертаци чном исследовании и содержащим элементы научной новизны, отнс ится следующее:

1. Определены базовые элементы процесса планирования развития промышленного предприятия в современных условиях хозяйствования.

2. Обоснована необходимость проведения стратегического анализа предприятия как одного из основных этапов стратегического планирования.

3. Предложена процедура проведения стратегического анализа промышленного предприятия, включающая в себя анализ общей и специфической деловой среды, а также анализ ресурсного потенциала предприятия.

4. С позиций предложенного подхода к проведению стратегического анализа предприятий проведен анализ зарубежного опыта анализа внешней деловой окружающей среды, конкурентного и ресурсного анализа применительно к современным отечественным условиям хозяйствования.

5. На основе стратегического анализа реально действующего промышленного предприятия по обработке цветных металлов обоснованы предложения достоверной информации о внешней и специфической деловой окружающей среде.

Практическая значимость работы заключается в возможности использования полученных результатов, выводов и рекомендаций промышленными предприятиями (особенно стратегического анализа и выборе стратегий дальнейшего развития в условиях нестабильной окружающей среды). Создание базы стратегических данных как результата проведения стратегического анализа позволит существенно повысить уровень планово-аналитической работы на предприятии и будет способствовать улучшению эффективности его функционирования.

Результаты диссертационной работы, в частности предложенная процедура стратегического анализа, были реализованы на АО «Красный выборжец» и использованы при выработке прогноза развития на 1995 год и определения стратегических направлений деятельности предприятия до 2000 года. Материалы диссертационного исследования были использованы в курсе «Стратегическое планирование и управление», читаемого в Санкт-Петербургском университете экономики и финансов.

Основные положения диссертационного исследования докладывались на Совете директоров АО «Цветметобработка» в июне 1994 года, на собрании акционеров АО «Красный выборжец» в апреле 1995 года и на научной сессии профессорско-преподавательского состава научных сотрудников и аспирантов, посвященных итогам научно-исследовательской работы в 1994 году в Санкт-Петербургском университете экономики и финансов.

Всего по теме диссертации автором опубликовано лично и в соавторстве 2 печатные работы общим объемом 0,7 п.л.

Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

1. В условиях рыночных отношении основным элементом хозяйства становится предприятие. Именно на предприятии производятся материальные блага и услуги, удовлетворяющие потребностям общества, а рыночная инфраструктура в том числе и государственное экономическое регулирование, призвана способствовать этому процессу, а не диктовать свои условия.

2. Предприятиям в условиях рыночной инфраструктуры объективно присуща необходимость организации и функционирования системы планирования их развития. Планирование развитии предприятия, в свою очередь, делится на долгосрочное (стратегическое) и текущее, которые взаимодополняют друг друга.

3. Процесс разработки плана начинается с прогноза объема продаж товаров и услуг. Затем рассчитываются издержки производства и ожидаемая прибыль. Обычно, они составляются по каждому из подразделений, отвечающих за выпуск того или иного вида продукции. Результирующим, синтетическим элементом годового плана развития предприятия, является финансовый план при помощи которого происходит увязка доходной и расходной частей.

4. Стратегическое планирование представляет собой выработку набора стратегий, обеспечивающих реализацию поставленных целей с учетом имеющихся ресурсов. Можно выделить три базовых подхода к процедуре формирования стратегического плана развития предприятия. Первый из них основан на матрице продукт/рынок и наиболее успешно применим для растущих организаций, выходящих на рынок. Второй основан на базовых конкурентных стратегиях М. Портера и наиболее успешно используется в условиях насыщенного рынка. Третий подход базируется на цикле развития предприятия и для современных российских условий хозяйствования является наиболее перспективным.

5. Стратегический анализ предприятия является одним из стержневых элементов процедуры формирования стратегического плана развития первичного хозяйственного звена. По своей сути стратегический анализ является этапом предплановых исследований, на котором системно анализируются факторы внешней деловой окружающей среды и ресурсного потенциала предприятия для определения текущего состояния дел на предприятии и выявления условий для его дальнейшего успешного развития. Для проведения стратегического анализа создается необходимая информационная база, позволяющая наиболее эффективным образом провести процесс целеполагания и выбора стратегических альтернатив.

6. Под внешней деловой окружающей средой понимается совокупность социально-эколого-экономических факторов, воздействующих на предприятие и оказывающих влияние на эффективность его функционирования. Внешнюю деловую окружающую среду подразделяют на дальнюю (общую) и ближнюю (специфическую) деловую окружающую среду. Анализ общей окружающей среды включает в себя экономические, социо-политические и технологические прогнозы для определения долгосрочных возможностей предприятия в условиях прогнозируемых возмущений среды. Анализ ближней окружающей среды обычно ассоциируется с анализом рыночного окружения. Процедура предполагает изучение производственных трендов, структурные сдвиги в промышленности, а также через конкуренцию на прс .&bdquo-^ных видов продукции (конкурентный анализ).

7. Анализ ресурсного потенциала предприятия предлагается проводить в следующей последовательности: оценка ресурсов и эффективности их использования, финансовый и сравнительный анализ. При оценке использования ресурсов предприятия надо исходить из того, что стратегический потенциал первичного хозяйственного звена есть не просто набор ресурсов, а система, где эти ресурсы взаимодействуют друг с другом, иными словами происходит их использование. Для АО «Красный выборжец» сделан вывод, что основой для выработки базовых стратегий является финансовая стратегия, так как программа поиска и накопления свободных финансовых ресурсов в современных условиях хозяйствования является основой для реализации всех остальных функциональных стратегий.

8. Проведенный стратегический анализ реально действующего предприятия показал, что предложенная процедура стратегического анализа и каждого его этапа требует дальнейшей проработки до методических рекомендаций, обеспечивающих внедрение данного элемента стратегического управления в практику плановой работы отечественных предприятий. При этом требуется значительное расширение информационной базы, обеспечивающей более глубокую и тонкую проработку отдельных факторов, воздействующих на долгосрочное функционирование предприятия, а также необходимость постоянного проведения процедуры стратегического анализа для корректировки принимаемых решений.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абрамов И.Н.2. Агафонов В.А.3. Акофф Р.4. Акофф Р.5. Ансофф И.6. Анташов В.А.7. Архипов В.М.8. Архипов В.М.9. Болотов С.П.
  2. Прогноз и предприятие. М: Знание, 1976−62 с.
  3. Анализ стратегий и разработка комплексных программ. М: Прогресс, 1990−187 с.
  4. Планирование будущего корпорации. М: Прогресс, 1985−327 с.
  5. Планирование в больших экономических системах. М: Советское радио, 1972 263 с.
  6. Стратегическое управление. М: Экономика, 1989 519 с.
  7. Опыт стратегического внутрифирменного планирования за рубежом. Минск: БелНИИНТИ, 1984 13 с.
  8. Проектирование производственного потенциала объединения (теоретические аспекты). Л: ЛГУ, 1984 136 с.
  9. Стратегическое планирование на предприятии. СПб: Из-во СПбУЭФ, 1992 54 с.
  10. Разработка стратегии предприятия. Сыктывкар: Из-во СГУ, 1994 154 с.
  11. Л.В. Стратегическое планирование в фирмах Назимова Н.К. капиталистических стран.
  12. Киев: Будивельник, 1984 28 с.
  13. Ю.П. Внутрифрменное управление в США.1. М: Мысль, 1970 404 с.
  14. Внутрифирменное планирование в США. М: Прогресс, 1972 — 389 с.
  15. Л.Н. Стратегия управления инновациямина предприятиях. М: Наука, 1989 143 с.
  16. Е.А. Обеспечение конкурнтоспособностипромышленной продукции.
  17. СПб: Из-во СПБУЭФ, 1994 178 с.
  18. Ю.В. Стратегия развития предприятия.
  19. СПб: Из-во СПБУЭФ, 1992 160 с.
  20. Г. М. Методы стратегического планирования Клейникова В.Г. (Зарубежный опыт) М: МИПК, 1992 — 43 с.
  21. Два типа промышленного роста для России колониальныйи технологический. //Комерсант 1995 — N 1 — с. 13 — 18.
  22. Л.И. Организационные структуры управленияпромышленными корпорациями США. М: Наука, 1983 350 с.
  23. А.В. Совершенствование системы показателей Невсровский Л.В. в анализе эффективности работы промышленного предприятия и объединения.1. Л: ЛДНТП, 1984 28 с.
  24. Н.В. Моделирование стратегии развитияпредприятия в условиях рыночной экономики. М: Экономика, 1993 78 с. 21. Игнатьев A.M. Крутик А.Б.
  25. Предприятие в условиях рынка: стратегия развития, новые формы хозяйствования. СПб: Из-во, СПбУЭФ, 1992 184 с.
  26. Из чего сегодня состоит российская промышленность, //Комерсант 1995 — N 1 — с. 20 — 23.23. Исаев И.Ю.
  27. Выбор стратегии развития предприятия. Дисс. к.э.н. Л: ЛИЭИ им. П.Тольятти, 1990 — 137 с.
  28. Итоги реформ 94. //Коммерсант. — 1995 — N 1 — с.11−12.
  29. B.C. Менеджмент: проблемы, программы, решения. Порховник Ю. М. Л: Лениздат, 1990 111 с. 1. Зубов И.П.26. Карлоф Б.
  30. Деловая стратегия. М: Экономика, 1991 — 240 с. 27. Киперман Г. Я.
  31. Планирование деятельности акционерных обществ. // Финансовая газета/Информационный выпуск 1994 — N 36 — с. 17 — 21.28. Кинг У. Клиланд Д.
  32. Системный анализ и целевое управление. М: Прогресс, 1974 260 с. 29. Кинг У. Клиланд Д.
  33. Стратегическое планирование и хозяйственная политика. М: Пргресс, 1982 — 400 с.
  34. Клиент для нас должен быть королем //Стрела 1995 — N 2 с. 3
  35. В. В. Евстигнеев Е.Н. Соколов В.Я.
  36. Организация бухгалтерского учета на совместных предприятиях. М: Финансы и статистика, 1991 — 158 с.
  37. Комплекс моделей перспективного планирования. М: Наука, 1986 — 246 с. 33. Кино Т.
  38. Стратегия и структура японских предприятий. М: Прогресс, 1987 384 с. 34. Котлер Ф.
  39. Основы маркетинга. М: Прогресс, 1990 — 734 с.
  40. М.М. Системаный подход в управлении: практикапромышленных корпораций. М: Наука, 1974 — 216 с.
  41. А.Б. Механизм управления предприятием в условиях Маркушевич О.Г. свободной экономики. СПб: Из-во Политика", 1992 384 с. 37. Крутик А.Б.
  42. Система показателей и нормативов в условиях полного хозрасчета и самофинансирования. Л: Машиностроение, 1990 272 с. 38. Кунц Г. О’Донелл С.
  43. Управление: системный и ситуационный анализ управленческих функций. М: Прогресс, 1981 495 с. 39. Курицин А. Н.
  44. Управление в Японии. Организация и методы. М: Наука, 1981 232 с.
  45. Курс для высшего управленческого персонала. М: Советское радио, 1970 — 807 с.
  46. Е.Н. Стратегическое планирование на предприятиях: Соколова О. В. Методические разработки. М: АНХ, 1990 — 50 с.
  47. М.Л. Функционирование предприятия в социально-Тихоненкова Е.Н. рыночной экономике. Учебн.-метод.1. СПбИЭИ, 1992 43 с.
  48. М.В. Моделирование финансовой деятельности Мироносецкий Н.Б.предприятия. Новосибирск: Наука, 1986 294 с. 44. Майер Э.
  49. Контролинг как система мышления управления. М: Финансы и статистика, 1993 206 с. 45. Манн Р. Майер Э.
  50. Контролинг для начинающих. М: Финансы и статистика, 1992 — 208 с. 46. Мерсер Д.
  51. ИБМ. Управление в самой преуспевающей корпорации мира. М: Прогресс, 1991 — 456 с. 47. Мескон М.
  52. Основы менеджмента. М: «Дело», 1992 — 702 с. 1. Альберт М. Хедоури В.
  53. Методические положения по оценке финансового состояния предприятий и установлению неудовлетворительной структуры баланса //Экономика и жизнь. 1994 -N44-C.4−5.
  54. Мир цен: справочно-аналитический сборник. М: «АО Цена-Консалтинг», 1994, N 6, — 88 с.
  55. Можно ли управлять предприятием вместе? М: Внешторгиздат, 1990 — 294 с.
  56. А.И. Сущность и принципы функционированиярыночной экономики. Л: ЛФЭИ, 1990 — 22 с. 52. Нейлор Т.
  57. Машинные имитационные эксперименты с моделями экономических систем. М: Мир, 1975 500 с. 1. Ботон Дж. Бердик Д. и др.
  58. . Андерсон X. Колдуэлл Д.
  59. Принципы бухгалтерского учета. М: Финансы и статистика, 1993 496 с.
  60. Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий, добровольных объединений государственных предприятий в акционерные общества. Указ Президентаот 1 июля 1992 года //Финансовая газета. 1992 N 32 -с.4.
  61. Об основах налоговой системы в Российской Федерации. Закон РФ от 27 декабря 1991 года //Финансовая газета. 1992 N 12 — с. 1 — 2.
  62. О налоге на прибыль предприятий и организаций. Закон РФ //Финансовая газета. 1992 N 2 — с. 5.
  63. О предприятиях и предпринимательской деятельности. Закон РФ //Экономика и жизнь. 1991 — N 4 — с. 16 — 18.
  64. О приватизации государственных и муниципальных предприятий РСФСР. Закон РФ //Экономика и жизнь.1991 N 31 — с. 15 — 17.
  65. Организация управления в капиталистических фирмах. М: Экономика, 1975 — 320 с.
  66. Организация управления производством в капиталистических странах. М: Прогресс, 1972 342 с.
  67. Оуи У. Г. Методы организации производства: японский иамериканский подходы. М: Прогресс, 1984 — 183 с.
  68. А.Н. Методология выработки стратегии развитияпредприятия. СПб: Из-во СПбУЭФ, 1992 -127 с. 63. Петров А.Н.
  69. Стратегическое планирование развития предприятия. СПб: Из-во СПбУЭФ, 1994 — 106 с. 64. Попов А.В.
  70. Теория и организация американского менеджмента. М: Из-во МГУ, 1991 — 152 с.
  71. В.Н. Модель поведения предприятия / АН Центр.экон.-мат.ин-т. М: Наука, 1991 — 190 с.
  72. Проблемы стратегического управления предприятием: Сб.науч. трудов. Новосибирск, ИЭиОПП СО АНСССР, 1991 — 84 с.
  73. Противоречия и проблемы эффективного управления капиталистическим производством. М: Наука, 19 981 384 с.
  74. Ю.Э. Стратегия и тактика гибкого управления. Савенкова Г. И. М: Финансы и статистика, 1991 192 с.
  75. Рабочая книга по прогнозированию. М: Мысль, 1982 — 302 с.
  76. И.И. США: организация управления заводами.1. М: Наука, 1975 205 с. 71. Саати Т. Керн К.
  77. Аналитическое планирование. Организация систем. М: Радио и связь, 1991 — 224 с.
  78. Т. Управление по результатам. М: Прогресс, и др. 1993 — 319 с. 73. Семенов А.Л.
  79. Стратегическое планирование в промышленных корпорациях (научно-аналитический обзор). М: ИНИОН, 1986 80 с.
  80. A.JI. Соколов 0.А.
  81. Теория и практика стратегического управления крупной капиталистической фирмой М: МНИИПУ, 1989 119 с. 75. Стерлин А. Р. и др.
  82. Управление процессами нововведений в капиталистической фирме. М: ИМЭМО, 1985 — 360 с.
  83. А.Р. Стратегическое планирование в промышленных Тулин И.В. корпорациях США. М: Наука, 1990 — 201 с.
  84. Стратегия развития промышленного предприятия. Новосибирск: ИЭиОПП СО АНСССР, 1990 — 160 с.
  85. США: современные методы управления. М: Наука, 1971 — 252 с.
  86. И.М. Планомерность, планирование, план. М:1. Экономика, 1986 246 с.
  87. Р. Фактор обновления: как сохраняютконкурентоспособность лучшие компании. М: Прогресс, 1988 227 с.
  88. Управление нововведениями и стратегии корпорации. М: ИНИОН, 1990 — 175 с.
  89. Управление развитием производства в промышленных концернах США. М: Мысль, 1977 — 335 с.
  90. Управление фирмами в Японии. М: Прогресс, 1969 — 454 с.
  91. Финансовый менеджмент. М: Перспектива, 1992 — 289 с.
  92. Р. Обновление производства: атакующиевыигрывают. М: Прогресс, 1987 — 272 с.
  93. В. Как делать бизнес в Европе. М: Фонд
  94. За экономическую граматность", 1991 -252 с.
  95. Что такое финансовый менеджмент //Финансовая газета. 1994 -N 5 с. 5.
  96. Дж.Р. Маркетинг. М: Экономика, 1990 — 352 с. Берман Б.
  97. Якока Ли Карьера Менеджера. М: Прогресс, 1 990 380 с.
  98. Chang Y.N., Flores F. Business Policy and Strategy,
  99. Text and Cases. Good year Publishing Company. Santa Monica, 1980 684 p.
  100. Ellis J., Williams D. Corporate Strategy and Financial Analysis. Pitman, London, 1993 362 p.
  101. Greenly G.E. Strategic Management. Prentice Hall, London, 1989 406 p.
  102. Jonson G, Scholes K. Exploring Corporate Stratege. Text and Cases. Prentice Hall, london, 1989 576 p.
  103. Richardson B., Richardson R. Business Planning. An Aproach to Strategic Management. Pitman, london, 1992 290 p.
  104. Thompson J.L. Strategic Management: Awareness and Change. Chapman and Hall, London, 1990 636 p.
  105. Worthington J., Brithon C. The Business Environment. Pitman, London, 1994 390 p.
Заполнить форму текущей работой