Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Формирование рационального поля технических характеристик унифицированного типажа форсированных многоцелевых дизелей

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Разработаны методические рекомендации, направленные на обеспечение надежной и эффективной эксплуатации высокооборотных дизелей в нестандартных ВУ, включая экстремальные условия холодного, жаркого климата (^ = -60++60 °С) и высокогорья (А Н = 3000+4000 м над уровнем моря), в форме типовых решений по комплектованию и регулированию моделей на предприятии-изготовителе и спеццентрах технического… Читать ещё >

Содержание

  • ОСНОВНЫЕ УСЛОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ
  • Глава 1. Решение методических, теоретических и экспериментальных задач комплексного совершенствования показателей дизелей при форсировании по Рте. ^
  • Глава 2. Экспериментальные установки. Метрологическое и нормативное обеспечение экспериментальных исследований
    • 2. 1. Испытательные стенды. Измерительная и регистрирующая аппаратура
    • 2. 2. Оценка погрешности определения параметров дизеля
  • Глава 3. Анализ технического уровня и конкурентоспособности высокооборотных форсированных дизелей на базе типоразмера ЧН16,5/18,5 производства ОАО «Дизельпром»
    • 3. 1. Анализ технического уровня высокооборотных дизелеи. ^
    • 3. 2. Анализ технического уровня дизель-генераторных установок
    • 3. 3. Определение уровня основных технико-экономических показателей для перспективного типоразмера высокооборотных форсированных дизелей. ^
  • Глава 4. Обоснование диапазона перспективного форсирования высокооборотных конструктивно унифицированных дизелей на базе типоразмера ЧН16,5/18,5. ^
    • 4. 1. Анализ резервов форсирования дизелей типоразмера по показателям тепломеханической напряженности деталей ЦПГ и КШМ
    • 4. 2. Исследование показателей и направлений совершенствования индикаторного процесса при форсировании дизелей типоразмера до Рте = 1,8ч-2,0 МПа. ^
    • 4. 3. Повышение эксплуатационной надежности и эффективности работы высокооборотных дизелей в экстремальных внешних условиях холодного, жаркого климата и высокогорья

    Глава 5. Разработка математического аппарата для выполнения комплексной оптимизации параметров высокооборотного дизеля по показателям топливной экономичности, тепловой напряженности деталей и выбросам КОх в ОГ.

    5.1. Разработка математической модели цикла высокооборотного дизеля для параметрического анализа показателей теплообмена и тепловыделения в цилиндре.

    5.2. Обоснование адекватности модели цикла дизеля на основе взаимосвязи характеристики тепловыделения и индикаторного кпд.

    5.3. Установление и исследование взаимосвязи средних за цикл показателей теплообмена в цилиндре с параметрами индикаторного процесса дизеля.

    5.3.1. Установление определяющих параметров цикла.

    5.3.2. Экспериментальная проверка и параметрический анализ зависимостей аг. ср и Тг.ср. ^^

    5.4. Разработка метода. Формулирование принципов оптимизации параметров дизеля по показателям тепловой напряженности деталей.

    5.4.1. Установление диапазонов применяемости неохлаж-даемого, охлаждаемого литого и составного поршней на дизелях типоразмера ЧН15/18 БМД. ^

    5.5. Установление и исследование взаимосвязи выбросов NOx в ОГ с параметрами индикаторного процесса и тепловыделения в цилиндре. ^

    5.5.1. Определение начальной фазы тепловыделения XPmax в функции параметров дизеля. 1' °

    5.5.2. Исследование взаимосвязи ХРтах с параметрами организации индикаторного процесса. ^

    5.6. Разработка метода. Формулирование принципов оптимизации параметров дизеля по уровню выбросов NOx

    Глава 6. Реализация комплексного подхода к формированию параметров перспективного мощностного ряда высокооборотных многоцелевых дизелей на базе моделей ЧН16,5/18,5, форсированных до

    Рте= 1,8−2,0 МПа.

Формирование рационального поля технических характеристик унифицированного типажа форсированных многоцелевых дизелей (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Развитие мощиостных рядов многоцелевых дизельных двигателей и энергетических агрегатов на их базе составляет основу технической политики ведущих зарубежных и отечественных дизелестроительных фирм и предприятий. Обеспечение потребностей отраслей промышленности, сельского хозяйства и транспорта осуществляется за счет выпуска конструктивно унифицированных типоразмерных рядов (типажей) дизелей, перекрывающих широкий диапазон требуемых мощностей. Составляющий основу унификации модульный принцип проектирования и производства моделей типоразмерного ряда содержит значительные резервы совершенствования качества, показателей технического уровня дизелей и снижения их эксплуатационных затрат. Сокращение числа комплектующих деталей и узлов позволяет снизить производственные затраты и, соответственно, один из важнейших показателей конкурентоспособностицену, а также повысить качество продукции за счет использования унифицированных изделий специализированных фирм с высоким уровнем технических показателей (агрегаты систем турбонаддува и топливоподачиответственные детали ЦПГ и КШМводяные, масляные насосы, теплообменники и др.). Единые принципы организации индикаторного процесса моделей дизелей типоразмерного ряда обеспечивают минимальные затраты при распространении положительного опыта совершенствования показателей дизелей одних групп на модели других назначений.

Вместе с тем, реализация преимуществ выпуска унифицированных моделей дизельной продукции существенно повышает требования к качеству проектных работ, в том числе их начальных этапов, на которых формируются технические параметры моделей типоразмера. Выбор основных конструктивных решений, показателей и принципов организации индикаторного процесса типоразмера требуют подходов, обеспечивающих достижение прогрессивного уровня технико-экономических показателей для моделей различного назначения и уровня форсирования. В зависимости от требований потребителей и нормативных ограничений стандартов приоритеты отдельных технико-экономических показателей динамично меняются. Поэтому сохранение конструктивной унификации дизелей в пределах типоразмерного ряда при одновременном достижении высокого уровня разработки вызывает необходимость комплексного подхода к выбору и оптимизации их параметров во взаимосвязи по основным технико-экономическим показателям.

————————-Топливная экономичность является одним и важнейших показателей технического уровня дизелей всех назначений, определяющим значительную статью эксплуатационных расходов, а для транспортных моделей — и автономность хода объекта-потребителя мощности. Вместе с тем, широкое поле эксплуатационных режимов и внешних условий эксплуатации современных форсированных многоцелевых дизелей вносит существенные коррективы при выборе их оптимальной комплектации и параметров регулирования. Вопросы оценки и обеспечения допустимого уровня тепловой и механической напряженности наиболее ответственных деталей и ресурсных показателей во многих случая получают приоритет, начиная с начальных этапов проектных работ по моделям дизелей типоразмера. Значительно возрастает, также, актуальность прогнозирования ожидаемого уровня показателей токсичности дизелей в связи с повышением нормативных ограничений действующих и вводимых стандартов: ЕУ1Ю-3, «Технического кодекса по выбросам окислов азота от судовых дизельных двигателей» (в составе VI Приложения МАКРОЬ 73/78), новых отечественных ГОСТов для дизелей судового, промышленного и тепловозного назначения. Учитывая значительную сложность комплексной задачи развития и совершенствования показателей дизелей унифицированного типоразмерного ряда, технически рационально и рентабельно совместить оптимизацию их параметров для достижения прогрессивного уровня топливной экономичности, надежности и выбросов вредных компонентов в ОГ, основываясь на едином методологическом подходе.

На данном основании высока актуальность разработки и внедрения научно-обоснованных комплексных методов выбора рациональных значений конструктивных параметров, показателей организации индикаторного процесса, регулирования и комплектования форсированных моделей дизелей типоразмерного ряда.

Цель и задачи работы. На основании изучения состояния проблемы цель «работы сформулирована автором, как решение методических, теоретических и экспериментальных задач, обеспечивающих возможность комплексного подхода к определению и способам достижения прогрессивного технического уровня высокооборотных форсированных дизелей унифицированного типоразмера во взаимосвязи по показателям топливной экономичности, тепловой напряженности деталей, ресурсу и выбросам N0* в ОГ.

Для достижения цели работы ставились и решались следующие задачи:

1. Анализ технического уровня и конкурентоспособности современных высокооборотных дизелей многоцелевого назначения и на его основе формулирование требований к показателям перспективного типажа дизелей на базе форсированных моделей ЧН16,5/18,5.

2. Исследование резервов форсирования дизелей типоразмера по показателям тепловой и механической напряженности деталей ЦПГ и КШМ.

3. Исследование потенциала форсирования и способов организации экономичного с низким уровнем выбросов окислов азота КОх индикаторного процесса при форсировании высокооборотных дизелей по среднему эффективному давлению до Ргае =1,8н-2,0 МПа.

4. Разработка методов повышения эксплуатационной надежности и эффективности работы высокооборотного дизеля в экстремальных внешних условий и их реализация на основе комплекса типовых конструктивных и регулировочных решений.

5. Разработка модели цикла высокооборотного дизеля, предназначенной для установления взаимосвязи определяющих параметров организации индикаторного процесса с показателями топливной экономичности, тепловой напряженности и выбросов >ГОХ в ОГ.

6. Установление и исследование взаимосвязи интегральных показателей интенсивности теплообмена в цилиндре с определяющими параметрами организации индикаторного процесса.

7. Разработка метода и формулирование принципов оптимизации параметров дизеля-по показателям тепловой напряженности деталей ЦПГ.

8. Установление и исследование взаимосвязи выбросов Ж) х в ОГ с показателями тепловыделения в цилиндре высокооборотного дизеля.

9. Разработка метода и формулирование принципов оптимизации параметров дизеля по показателям выбросов N0* в ОГ.

10. Разработка методологии комплексной оптимизации параметров дизеля и рациональной для практического использования формы ее представления.

11. Формирование параметров перспективного мощностного ряда многоцелевых дизелей типоразмера ЧН16,5/18,5 производства ОАО «Дизельпром» с уровнем форсирования до Рте = 1,8-^2,0 МПавыполнение параметрического анализа дизелей типоразмерного ряда ЧН15/18 (БМД) производства ОАО «Барнаултрансмаш».

12. Обобщение результатов выполненного исследования в форме типовой программы комплексного совершенствования высокооборотных форсированных дизелей по показателям топливной экономичности, тепловой напряженности и токсичности ОГ.

Диссертационное исследование является завершающей частью комплексной работы, основные результаты которой выполнены в рамках ОК и НИР по созданию образцов техники с прогрессивными показателями: программы ГКНТ по проблеме 0.13.17 «Создание и освоение производства новых типов ДВС с улучшенной топливной экономичностью и увеличенными ресурсами» (темы: 0.13.07.03.06.И- 11.07.00.86 12.0470/0.13.07.03.05.И- 11.08.00.86 — 12.0470/0.13.07.03.08.И по созданию и освоению производства 6-ти, 8-ми и 12-ти цилиндровых дизелей для тяжелых промышленных тракторов) — программы Минсельхозмаша освоения в г. Чебоксары 1986 — 1996 гг. производства дизелей 6-, 8-, 12V396TC4 (ЧН16,5/18,5) по лицензионному контракту № 34−1/70 502−117 (лицензиар «Motoren-und Turbinen-Union», Германия) — федеральных целевых программ на период 1993;2000 гг.: «Развитие транспортных средств, включая локомотивостроение», «Развитие внутреннего водного транспорта», «Топливо и энергия».

Научная новизна. К основным научным результатам выполненной работы относятся:

1. Разработка и экспериментальное подтверждение методологии комплексной оптимизации параметров высокооборотных форсированных дизелей унифицированного типоразмерного ряда взаимосвязано по показателям топливной экономичности, тепловой напряженности деталей, ресурсу и выбросам NOx в ОГ.

2. Разработка и экспериментальное обоснование математической модели цикла, предназначенной для проведения параметрического анализа по основным технико-экономическим показателям высокооборотных форсированных дизелей.

3. Установление и исследование закономерностей взаимосвязи между средними за цикл показателями теплообмена в цилиндре и параметрами индикаторного процесса, позволяющих выполнять расчетный анализ теплонапряженного состояния деталей высокооборотного дизеля и прогнозировать его изменение.

4. Экспериментальное подтверждение и исследование взаимосвязи удельных показателей выбросов N0* в ОГ с характерными параметрами тепловыделения в цилиндре и параметрами организации индикаторного процесса высокооборотного дизеля.

5. Формулирование основных принципов выбора рационального сочетания параметров организации индикаторного процесса высокооборотных форсированных дизелей с учетом показателей тепловой напряженности их деталей и выбросов 1Ч0Х в ОГ.

6. Обобщение и анализ экспериментальных данных, обосновывающих рациональные способы организации индикаторного процесса высокооборотного дизеля для реализации прогрессивных показателей топливной экономичности и низких выбросов Ж) х в ОГ при высоком форсировании до Ртах = 2,0 МПа.

Практическая ценность и реализация работы. Характеризуются производственно-технической рентабельностью выполненных и внедренных разработок, позволивших снизить материальные и временные затраты на разработку и испытание унифицированного типажа высокооборотных форсированных дизелей с прогрессивным уровнем технико-экономических показателей, а также повысить надежность дизелей и энерговооруженность объектов-потребителей мощности прй их эксплуатации в нестандартных, включая экстремальные, внешних условиях:

1. Разработан и внедрен на дизелестроительных предприятиях отрасли и спеццентрах технического обслуживания комплекс методических материалов и программ расчета на ЭВМ, по обеспечению прогрессивных технико-экономических показателей и эффективной, надежной эксплуатации в нестандартных ВУ форсированных моделей унифицированного типоразмерного ряда высокооборотных дизелей.

2. На основе разработанной комплексной методологии сформированы параметры многоцелевых моделей дизелей перспективного типоразмерного ряда ЧН16,5/18,5 производства ОАО «Дизельпром» для диапазона форсирования по среднему эффективному давлению Рте = 1, СН-2,0 МПа с уровнем удельного эффективного расхода топлива 200-^205 г/(кВт-ч) — ожидаемым ресурсом до первой переборки 10 000-^12 000 чвыбросами Ж) х в ОГ, отвечающими нормативным требованиям стандартов.

3. Выполнен широкий параметрический анализ дизелей перспективного типоразмерного ряда ЧН15/18 (БМД) производства ОАО «Барнаултрансмаш», на основании которого определены диапазоны рационального форсирования, обоснован выбор определяющих параметров организации индикаторного процесса для достижения высоких технико-экономических показателей при низкой токсичности ОГ, исследованы показатели тепловой напряженности деталей ЦПГ и даны рекомендации по конструктивному совершенствованию их элементов.

4. Внедрены методические указания по комплектованию и регулированию многоцелевых высокооборотных дизелей в нестандартных ВУ, обеспечивающих надежную эксплуатацию базовых тракторных модификаций типоразмерного ряда ЧН16,5/18,5 практически без ограничения номинальной мощности в условиях холодного, жаркого климата (1:0 = -60-И-60 °С) и высокогорья (А Н = 3000-^4000 м над уровнем моря), а для форсированных моделей типоразмерного ряда ЧН15/18 (БМД) позволяющих расширить мощностной эксплуатационный диапазон в среднем на 12ч-15%.

5. На основе результатов выполненных исследований разработана и реализуется региональная программа по моторостроению Чувашской Республики, направленная на расширение выпуска современных форсированных дизелей и дизельных энергетических установок с конкурентоспособным уровнем технико-экономических показателей.

Практический опыт создания и совершенствования показателей высокооборотных форсированных дизелей систематизирован в монографии автора, основные положения которой совместно с разработанным комплексом программ для ЭВМ анализа характеристик индикаторного процесса, показателей тепловыделения, теплообмена в КС внедрены и используются в учебном процессе по дисциплине «Двигатели внутреннего сгорания» в Алтайском государственный техническом университете, Чувашском государственном университете (филиал кафедры теплофизики), Мореходном институте Клайпедского университета.

Основные результаты и выводы выполненной работы:

1. Создана математическая модель цикла, отражающая фактические закономерности протекания индикаторного процесса форсированного высокооборотного дизеля. Модель предназначена для параметрического анализа показателей экономичности, тепловой напряженности деталей, ресурса и выбросов N0* в ОГ дизеля.

2. С использованием модели цикла разработана научно-обоснованная методика анализа показателей тепловой напряженности деталей в функции определяющих параметров индикаторного процесса дизеля (X, а, 8, Ть, Рь). Основу методики составляет расчет средних за цикл параметров теплообмена в виде граничных условий Ш-го рода аг. ср х и Тг.ср.т и графическая форма их анализа.

2.1. Установлены взаимосвязи параметров индикаторного процесса с От.ср.т и Тг.Ср.т и выполнен их численный анализ, подтверждающий закономерности изменения показателей тепловой напряженности деталей при различном уровне динамики индикаторного процесса: основными параметрами индикаторного процесса, определяющими интенсивность теплообмена в цилиндре высокооборотного дизеля, являются: степень повышения давления при сгорании топлива Xкоэффициент избытка воздуха астепень сжатия етемпература и давление воздуха на входе в цилиндрв диапазоне значений степени повышения давления X < 1,4ч-1,5 ед., соответствующем дизелям с ГТН, влияние изменения X превалирует над влиянием других параметровпри более высоком значении X, в частности на форсированных режимах дизелей с приводным агрегатом наддува, а также дизелей без наддува, определяющее значение «принадлежит показателям воздухоснабжения, а и Ть.

2.2. Предложена графическая форма анализа показателей тепловой напряженности деталей (теплового потока, температуры, термических напряжений) в виде изолиний на координатной плоскости аг.ср.х — Тг.ср.т. Реализованный подход в сочетании с результатами исследований теплонапряженного состояния деталей обеспечивает возможность выбора параметров индикаторного процесса с учетом вариантов конструктивного совершенствования деталей, лимитирующих форсирование дизеля.

Эффективность метода подтверждена положительной практикой его использования при решении широкого круга проектных и опытно-конструкторских задач для дизелей ЧН16,5/18,5- ЧН15/18- ЧН1б, 5/17. В частности, исследованы резервы форсирования дизелей типоразмера ЧН16,5/18,5 по показателям тепловой напряженностиопределены диапазоны применяемости в пределах мощностного ряда форсированных дизелей БМД ЧН15/18 производства ОАО «Барнаултрансмаш» неохлаждаемых, охлаждаемых литых из алюминиевого сплава и составных конструкций поршней при различных условиях ведения индикаторного процессавыполнена оптимизация элементов конструкции основных деталей

ЦПГ (полости охлаждения поршня в зоне поршневых колец, днища и форсуночного колодца головки цилиндра и др.).

3. Сформулированы основные принципы выбора рационального сочетания параметров дизеля из условия ограничения тепловой напряженности его деталей при форсировании по Рте:

3.1. Ограничение показателей тепловой напряженности деталей с обеспечением высоких показателей топливной экономичности дизеля при условии Pmax = const достигается организацией низкой динамики индикаторного процесса в сочетании с согласованным повышением величины степени сжатия.

3.2. Доминирующее влияние X на тепловую напряженность деталей накладывает дополнительные условия при обосновании выбора величины степени сжатия форсированного дизеля с ограничением по Ртах.

3.3. Расширение мощностного диапазона дизелей с уровнем показателей тепловой напряженности, близким к предельному, рационально сочетать с повышением коэффициента избытка воздуха вне зависимости от реализуемого уровня Ртах.

4. С использованием предложенной модели цикла разработана методика оценки выбросов NOx высокооборотного дизеля в функции параметров индикаторного процесса и тепловыделения в цилиндре.

4.1. На основе обобщения данных по широкой гамме высокооборотных дизелей (ЧН16,5/18,5- ЧН16,5/15,5- ЧН15/18 (Д6 и Д12) — ЧН15/18 (БМД) — 413/14- ЧН18/20- ЧН21/21) установлена устойчивая корреляция между удельными выбросами окислов азота е’кох (г/кг топлива) и относительной долей теплоты ХРтах, выделяющейся к моменту достижения максимального давления сгорания.

4.2. Опираясь на полученные результаты, с использованием модели цикла исследовано влияние параметров индикаторного процесса (X, a, s, Тъ, (pz) на уровень выбросов NOx. Подтверждено превалирующее значение динамики индикаторного процесса X, в том числе за счет усиления влияния других параметров (а, 8, Ть) на е’к0х по мере повышения X .

4.3. Сформулированы основные принципы выбора рационального сочетания параметров организации индикаторного процесса из условия ограничения выбросов 1МОх в ОГ при форсировании дизеля по Рте: наибольший эффект снижения выбросов Ж) х в ОГ при сохранении высоких показателей топливной экономичности дизеля обеспечивает снижение динамики индикаторного процесса в сочетании с повышением величины степени сжатияпри ограничении Ртах целесообразно некоторое увеличение величины 8 сверх оптимального—уровня по условиюнаилучшей —топливной экономичности, повышение, а и снижение Ть.

4.4. Для практического использования предложена и обоснована на экспериментальном материале по высокооборотным дизелям графическая форма выбора параметров дизеля с учетом ограничительного уровня по выбросам 1ЮХ, в основе которой использована взаимосвязь обобщенных параметров вида Хр^ахТ^)" 1- е’но^ахТь)" 1 = Т (Ртах/Рь, е).

5. Разработана методология комплексной оптимизации параметров дизеля взаимосвязано по показателям топливной экономичности, тепловой напряженности, ресурсу и выбросам Ж) х в ОГ и выполнена ее апробация на форсированных многоцелевых моделях перспективного типоразмерного ряда ЧН16,5/18,5 производства ОАО «Дизельпром». 6. Выполнен комплекс экспериментальных и расчетных исследований высокооборотных дизелей, на основании которого определены резервы и пути обеспечения экономичного индикаторного процесса с низкими значениями выбросов Ж) х в ОГ при высоком форсировании по Рте до 1,84−2,0 МПа.

6.1. Получены новые экспериментальные данные по закономерностям протекания индикаторного процесса, формирования Г|- и его составляющих, отражающие автомодельный характер тепловыделения при форсировании высокооборотного дизеля по Рте сверх 1,4−1,5 МПа.

6.2. Радикальным способом повышения топливной экономичности при автомодельном характере тепловыделения на режимах форсирования сверх 1,4−1,5 МПа обосновано увеличение давления впрыска топлива. Экспериментально подтверждено, что повышение давления впрыска топлива с 75 до 95 МПа в сочетании с увеличением s и оптимизацией фазы начала впрыскивания из условия Pmax = const обеспечивает на форсированных до Рте = 1,8 МПа режимах дизеля ЧН16,5/18,5 улучшение эффективного расхода топлива на 4−5 г/(кВт-ч) при одновременном снижении выбросов NOx более чем на 35% с 11,6 до 7,4 г/(кВт-ч).

7. На основе разработанной комплексной методологии сформированы параметры перспективного мощностного ряда многоцелевых дизелей типоразмера ЧН16,5/18,5 производства ОАО «Дизельпром» с уровнем форсирования по среднему эффективному давлению, достигающему 1,8−2,0 МПа: удельный эффективный расход топлива соответствует 200−205 г/(кВт-ч) в исследованном диапазоне Рте = 1,0−2,0 МПа при объектовых сопротивлениях на впуске и выпуске (промышленные модификации, А Нвп = А НБЬШ = 3 кПасудовые — А Нвп = 3 кПаА Нвьш — 8 кПа) — показатели выбросов окислов азота NOx на номинальном режиме не превышают 9 г/(кВт-ч) для диапазона Рте = 1,0−1,4 МПа и 7−8 г/(кВт-ч) для диапазона Рте = 1,6−2,0 МПаожидаемый ресурс до первой переборки соответствует 10 000−12 000 ч.

При этом сохранена высокая степень унификации моделей в пределах мощностного ряда: обоснованы два диапазона номинального форсирования Рте = 1,0−1,4 МПа и 1,4−2,0 МПа, комплектование дизелей в которых отличается величинами степени сжатия (соответственно 18 ед. и 15 ед.), напорной способностью компрессора ТКР (соответственно 7ГК = 2,2+2,4 и 2,6+3,0), модификациями ТНВД (с давлением впрыска топлива 75 и 95 МПа) и глубиной охлаждения наддувочного воздуха (соответственно 353 и 333 К, судовой вариант 313 К).

8. Выполнен параметрический анализ форсированных моделей судового, промышленного и транспортного назначения типоразмерного ряда ЧН15/18 (БМД) производства ОАО «Барнаултрансмаш», на основе которого определены рациональные уровни форсирования и значения основных параметров организации индикаторного процесса.

9. Разработаны методические рекомендации, направленные на обеспечение надежной и эффективной эксплуатации высокооборотных дизелей в нестандартных ВУ, включая экстремальные условия холодного, жаркого климата (^ = -60++60 °С) и высокогорья (А Н = 3000+4000 м над уровнем моря), в форме типовых решений по комплектованию и регулированию моделей на предприятии-изготовителе и спеццентрах технического обслуживания. Для базовых модификаций типоразмера ЧН16,5/18,5 с учетом характеристик трансмиссии трактора обеспечена эксплуатация без ограничения номинальной мощности во всем исследованном диапазоне изменений ВУ. Для форсированных моделей перспективного типоразмерого ряда ЧН15/18 БМД (Рте = 1,25+1,55 МПап = 1500 мин" 1) эксплуатационный мощностной диапазон расширяется в среднем на 12+15%;

10. Выполнен анализ конкурентоспособности высокооборотных дизелей и энергетических установок на базе типоразмера ЧН16,5/18,5 производства ОАО «Дизельпром" — по результатам которого определен и положен в основу проведенных комплексных исследований прогрессивный уровень по основным технико-экономических показателям для современных форсированных моделей: удельный эффективный расход топлива по КО 3046/1 Ье = 200 и 205+210 г/(кВт-ч) для промышленных моделей- 195+200 и 205 г/(кВт-ч) для судовых моделей соответственно при частоте вращения коленчатого вала п = 1500 и 1800 мин» 1- ресурс до первой переборки Кп= 12 000 ч (10 000-^11 000 ч для моделей форсированных до Рте =1,82, 0 МПа).

11. Результаты выполненного комплекса исследований положены в основу разработанной автором в качестве ответственного исполнителя региональной программы по моторостроению Чувашской Республики «Разработать типизированное семейство двигателей и энергетических агрегатов мощностью 300ч-700 кВт с прогрессивными технико-экономическими показателями» и реализованы в технической документации.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На основе выполненного комплекса теоретических и экспериментальных исследований разработана методология системного подхода к определению и способам достижения прогрессивного технического уровня современных высокооборотных форсированных дизелей взаимосвязано по показателям топливной экономичности, надежности, токсичности ОГ и осуществлена ее практическая реализация на моделях перспективных типоразмерных рядов ЧН16,5/18,5 производства ОАО «Дизельпром» и ЧН15/18 (БМД) производства ОАО «Барнаултрансмаш».

Показать весь текст

Список литературы

  1. ГОСТ 10 150. Дизели судовые, тепловозные и промышленные. Общие технические условия.
  2. ГОСТ 10 448. Дизели судовые, тепловозные и промышленные. Правила приемки, методы испытаний.
  3. ГОСТ 14 846. Двигатели автомобильные. Методы стендовых испытаний.
  4. ГОСТ 18 509. Дизели тракторные и комбайновые. Методы стендовых испытаний.
  5. ГОСТ 23 466. Дизели автомобильные. Общие технические условия.
  6. ГОСТ 24 585. Дизели судовые, тепловозные и промышленные. Выбросы загрязняющих веществ с отработавшими газами. Нормы и методы измерений.
  7. ГОСТ 24 028. Дизели судовые, тепловозные и промышленные. Дымность отработавших газов. Нормы и методы измерений.
  8. ГОСТ 4.367. Система показателей качества продукции. Судовые, тепловозные и промышленные. Номенклатура показателей.
  9. ГОСТ 17.2.2.05−86. Охрана природы. Атмосфера. Нормы и методы измерения выбросов вредных веществ с отработавшими газами тракторных и комбайновых дизелей.
  10. ГОСТ 4.367. Система показателей качества продукции. Судовые, тепловозные и промышленные. Номенклатура показателей.
  11. ОСТ 37.001.234−81. Охрана природы. Атмосфера. Дизели автомобильные, выбросы вредных веществ с отработавшими газами. Нормы и методы измерений.
  12. Ю. П. и др. Планирование эксперимента при поиске оптимальных условий / Ю. П. Адлер, Е. В. Маркова, Ю. В. Грановский М.: Наука, 1976. -279 с.
  13. В. Б., Сибиркин В. Н. Особенности процесса теплоотдачи от газов к поверхности поршня дизеля с наддувом при изменении угла опережения подачи топлива // Энергомашиностроение.-1970.-№ 6.- С. 23−25.
  14. Э. В. Дизелестроение завода «Звезда» // Двигателестроение.- 1993.- № 1−2.- С. 22−25.
  15. С. А. Физические основы и математическое моделирование процессов сажевыделения и теплового излучения в дизелях: Дис.докт. техн. наук. Л.: Ленингр. политех, ин-т., 1982, -443 с.
  16. В. А., Никитин Е. А. Новое в продукции дизелестроения на Коломенском заводе // Двигателестроение. 1998.- № 1.-С.3−6.
  17. И. В., Смирнова Т. Н. Влияние формы закона сгорания на индикаторные показатели цикла // Двигателестроение. 1981.- № 1.- С. 1315.
  18. И. В., Смирнова Т. Н. Закон тепловыделения и показатели динамики цикла многотопливного форсированного дизеля // Двигателестроения. -1981.- № 4.- С. 13−16.
  19. М. В., Андреев Ю. В. Конструктивные особенности нового семейства быстроходных многоцелевых двигателей (БМД) // Двигателестроение. 1998.- № 4.- С. 24−26.
  20. М. В., Лебедев С. В. Совершенствование типоразмера высокооборотных многоцелевых дизелей БМД // Двигателестроение. -1999.-№ 2.-С. 18−23.
  21. М. А. и др. Работа дизеля в нестандартных условиях / М. А. Брук, А. С. Виксман, Г. X. Левин. JL: Машиностроение, 1981. -208 с.
  22. Ю. А. Новые семейства дизельных двигателей для автомобилей-самосвалов, особо большой грузоподъемностью // Двигателестроение. 1979.- № 7.- С. 3−7.
  23. Васильев-Южин Р. М. Работа судового дизеля в неспецификационных условиях. Л.: Судостроение, 1967. — 160 с.
  24. Васильев-Южин Р. М. Численное моделирование эксплуатационных характеристик дизелей // Двигателестроение. 1980.-№ 4.- С. 34−36.
  25. И. И. Новое о рабочем цикле двигателей. Свердловск: Машгиз, 1962. — 272 с.
  26. В. С. Транспортная блочно-контейнерная дизельная электростанция производства ОАО «БМЗ » // Двигателестроение. 1997.-№ 3.-С. 11−14.
  27. В. Я., Молодцов Н. И. Влияние способа смесеобразования и степени форсировки на величину локальных тепловых потоков в крышке 4-х тактных дизелей // Труды ЦНИДИ.-1977. Вып. 69.- С. 86−91.
  28. В. Р. Об особенностях формирования показателей дизеля с непосредственным впрыском // Теплонапряженность поршневых двигателей: Межвузовский тематический сборник научных трудов. -Ярославль, 1978, с. 76−87.
  29. В. Р. Оптимизация отношения хода поршня к диаметру цилиндра и размеров камеры сгорания дизеля с непосредственным впрыскиванием// Двигателестроение. 1990.- № 3.- С. 3−8.
  30. Генераторные установки АО «Брянский машиностроительный завод». Брянск, 1995.- 2 с.
  31. . Я. Тепловая напряженность поршней двигателей внутреннего сгорания // Труды НИЛД.- № 6.- 1958. -134 с.
  32. . М., Матвеев В. В. Методика численного моделирования переходных процессов дизелей с газотурбинным над дувом // Труды ЦНИДИ.- 1975.- Вып. 68.- С. 3−26.
  33. . М. Численное моделирование рабочего процесса дизелей // Энергомашиностроение. 1968.- № 7.- С. 34−35.
  34. А. П. К определению средней результирующей температуры газа в цилиндре четырехтактного двигателя // Труды Новосиб. ин-т. инж. водн. трансп.- 1972.-Вып. 69.- с. 38−48.
  35. М. А. и др. Современные автомобильные двигатели и их перспективы / М. А. Григорьев, В. Т. Желтяков, Г. Г. Тер-Мкртичьян, А. Н. Терехин // Автомобильная промышленность. 1996.- № 7.- С. 9−12.
  36. Г. А., Овсянников М. К. Температурные напряжения в деталях судовых дизелей. Л.: Судостроение, 1969. — 248 с.
  37. Двигатели ЯМЗ-8401.10−01, ЯМЗ-8401.10−02: Технические условия ТУ 37.001.1100−82.
  38. Двигатель ЯМЗ-850.10, ЯМЗ-850.06.1 и их модификации: Технические условия 850.1 000 401ТУ, 1998.
  39. О. И., Ложкин В. Н. Пути снижения токсичности отработавших газов автотракторных двигателей / Обзор. М.: ЦНИИТЭИтракторосельхозмаш. — Сер. 1.- Вып. 13.- 1984. — 53 с.
  40. И. Я. Работа автотракторных двигателей в горных условиях. Тбилиси: Меуниереба, 1980. -238 с.
  41. Дизели ДМ-21А: Руководство по эксплуатации 0390−00−000 РЭ.-М., 1982. 192 с.
  42. Дизели семейства БМД. Барнаул: АО «Барнаултрансмаш», 1995. — 12 с.
  43. Дизели: Справочник / Под общей ред. В. А. Ваншейдта, H. Н. Иванченко, JI. К. Коллерова. 3-е изд. перераб. и доп. — JL: Машиностроение, 1977.-479 с.
  44. Дизель-электрические агрегаты с двигателями L23/30H (по лицензии фирмы MAN B&W). Нижнй Новгород: АО «Румо», 1998.
  45. Дизель 6VD 18/16 AL-2 для судового привода и электроагрегата. SKL Motoren-und systemtechnik GMBH, 1997.-12 с.
  46. H. X. и др. Быстроходные поршневые двигатели внутреннего сгорания / H. X. Дьяченко, С. Н. Дашков, В. С. Мусатов и др. -М.-Л., 1962.- 358 с.
  47. H. X. И др. Влияние динамики тепловыделения на параметры рабочего процесса двигателей / H. X. Дьяченко, Б. П. Пугачев, Л. Е. Магидович, Е. Е. Квасов // Труды Алтайск. политехи, ин-т.- 1975.- Вып. 47.- С. 16−22.
  48. Н. С., Николаенко А. В. Надежность и долговечность авто тракторных двигателей. — Л.: Колос, Ленингр. отд., 1981.- 295 с.
  49. Н. С., Николаенко А. В. Применение термодинамической аппроксимации в расчетах тепловых условий работыдеталей двигателей // Науч. труды Ленингр. с.-х. ин-т.- 1980.- Вып. 386.- С. 3−11.
  50. JI. М. Зависимость оптимального форсирования дизеля по ртах и кпд турбокомпрессора // Двигателестроение. 1988.-№ 12.- С. 8−10.
  51. М. Я. Влияние давления впрыскивания топлива на смесеобразование и характеристику выделения теплоты в дизеле с непосредственным впрыскиванием // Двигателестроение. 1991.- № 8−9.- С. 24−27.
  52. В. А. Токсичность двигателей внутреннего сгорания. -М.: Машиностроение, 1981.-160 с.
  53. В. П. К определению температурной характеристики теоретического цикла двигателей внутреннего сгорания // Науч. труды Ленингр. с.-х. ин-т.- 1979.- Вып. 368.- с. 63−67.
  54. Л. А. Теплонапряженность и эксплуатационная надежность цилиндропоршневой группы судового дизеля. Мурманск, 1974. — 208 с.
  55. . И. и др. Машинно-ориентированные методы расчета комбинированных двигателей / Б. И. Иванченко, В. И. Каплан, К. Б. Цыреторов и др. М.: Машиностроение, 1978.-168 с.
  56. Н. Н. Балакин В. И. Проблемы высокого наддува дизелей // Двигателестроение. 1979.- № 1.- С. 11−13.
  57. Н. Н., Красовский О. Г. Обобщенные зависимости параметров рабочего процесса дизелей с высоким наддувом // Энергомашиностроение. 1974.-№ 1.- С. 12−15.
  58. Н. Н. и др. Высокий наддув дизелей / Н. Н. Иванченко, О. Г. Красовский, С. С. Соколов Л.: Машиностроение, Ленингр. отд-ние, 1983. — 198 с.
  59. Н. Н. и др. К вопросу об определении коэффициента теплоотдачи конвекцией в головке цилиндра / Н. Н. Иванченко, М. Р. Петриченко, А. И. Будченков // Труды ЦНИДИ.- 1975.- вып. 69.- С. 129−136.
  60. Н. А., Горбунова Н. А. Методика и результаты идентификации математической модели рабочего процесса дизеля // Двигателестроение. 1989.- № 4.- С. 13−15.
  61. И. А., Горбунова Н. А. Методика и результаты математической оптимизации рабочего процесса тепловозного дизеля // Двигателестроение. 1989.- № 5.- С. 8−12.
  62. Ю. Э., Мирошниченко В. В. Системное проектирование двигателей внутреннего сгорания. Л.: Машиностроение, Ленингр. отд., 1981.-255 с.
  63. Р. 3. Моделирование локальных нестационарных температур рабочего тела в объеме камеры сгорания дизеля // Двигателестроение. № 1.-195.- с. 14−17.
  64. Р. 3. О взаимосвязи и обобщенном методе решения задач локального теплообмена в дизеле // ИВУЗ.- Машиностроение. № 2.1993.- С. 72−77.
  65. С. В. и др. Эксплуатация судовых дизелей / С. В. Камкин, И. В. Возницкий, В. П. Шмелев. М.: Транспорт, 1990. -344 с.
  66. Г. М. Анализ и подбор конструктивных элементов камеры сгорания при оптимальных условиях смесеобразования // Двигателестроение. 1986.-№ 6.- С. 17−20.
  67. О. Н., Лебедев В. В. Обработка результатов измерений. М: Наука, 1970. -104 с.
  68. . И. Индикаторные и эффективные показатели работы дизеля с турбонаддувом при изменении параметров окружающей среды // Механика машин: Двигатели внутреннего сгорания и с внешним подводом тепла. Тбилиси, 1982, с. 85−101.
  69. С. И., Погодин С. И. Некоторые результаты оптимизации параметров рабочего процесса транспортных турбопоршневых двигателей с высоким наддувом // Двигателестроение. 1983.- № 2.- С.10−13.
  70. А. К. и др. Способ оценки ресурса дизеля до первой переборки / А. К. Костин, Е. X. Кодышевич, В. В. Никитин // Двигателестроение. № 1.- С. 47−48.
  71. А. К. и др. Теплонапряженность двигателей внутреннего сгорания: Справочное пособие / А. К. Костин, В. В. Ларионов, Л. И. Михайлов. Л.: Машиностроение, 1979. — 222 с.
  72. А. К. Сравнительная оценка теплонапряженности двигателей с наддувом // Газотурбинный наддув двигателей внутреннего сгорания. М.: Машиностроение, 1961, с. 112−124.
  73. О. Г., Матвеев В. В. Программа численного моделирования рабочего процесса дизеля с различными системами воздухоснабжения // Повышение надежности и технико-экономических показателей тепловозных дизелей: Труды ЦНИДИ.- 1983.- С. 42−52.
  74. А. А. Тепловозные дизели и их мощностные ряды. М: Машиностроение, 1967. -252 с.
  75. Е. А. Определение продолжительности процесса сгорания с учетом особенностей дифференциальной характеристики выгорания топлива в дизелях // Двигателестроение. 1980.- № 10.- С. 9−11.
  76. В. И. Распределение тепловой нагрузки на поверхности камеры сгорания четырехтактного дизеля // Теплонапряженность поршневых двигателей: Межвуз. тем. сборнн. науч. трудов. Ярославль, 1978, с. 24−32.
  77. В. В. и др. Моделирование процессов в судовых поршневых двигателях и машинах / В. В. Лаханин, О. Н. Лебедев, В. С. Семенов, К. Е. Чуешко. Л: Судостроение, 1967.- 271 с.
  78. В. В. Липун В. А. Испытания дизелей 6ЧН21/21 и 8ЧН21/21 //Двигателестроение. 1987.-№ 11.- С. 12.
  79. О. Н. Исследование работы судовых дизелей методами теории подобия // Труды Новосиб. ин-. инженер, вод. транспорта. -Новосибирск: Зап. Сиб. кн. изд.-во.- 1967.- Вып. XXXV. -86 с.
  80. С. В., Васильев В. К. Создание форсированных многоцелевых моделей на базе лицензионных тракторных дизелей 6-, 8V396TC4 // Двигателестроение. 1997.- № 3.- С. 6−9.
  81. С. В., Васильев В. К. Определение путей совершенствования лицензионных тракторных дизелей 6-, 8V396TC4 производства АО «Дизельпром» // Двигателестроение. 1997.- № 4.- С. 1719.
  82. С. В., Васильев В. К. Повышение эксплуатационных показателей надежности лицензионных тракторных дизелей 6-, 8V396TC4 // Двигателестроение.- 1998.- № 1.- С. 26−27.
  83. С. В., Васильев В. К. Повышение надежности работы лицензионных тракторных дизелей 6-, 8V396TC4 в экстремальных внешних условиях // Двигателестроение. 1998.- № 2.- С. 9−11.
  84. С. В. Инженерная методика комплексной расчетной оптимизации параметров форсированных высокооборотных дизелей // Двигателестроение. 1998.- № 3.- С. 5−12.
  85. С. В., Нечаев Л. В. Совершенствование показателей высокооборотных дизелей унифицированного типоразмера / Академия транспорта РФ, АлтГТУ им. И. И. Ползунова. Барнаул: Изд.-во АлтГТУ, 1999.-112 с.
  86. С. В., Родин А. Ф. Моделирование характеристики тепловыделения дизелей ЧН16,5/15,5 и ЧН16,5/18,5 // Двигателестроение. -1998.-№ 4.-С. 18−21.
  87. С. В., Родин А. Ф. Оценка запасов прочности при форсировании дизелей 6-, 8ЧН16,5/18,5 // Двигателестроение. 1998.- № 3.- с. 15−21.
  88. М. С. Методика и некоторые результаты исследования рабочего процесса автотракторных дизелей с газотурбинным наддувом и без него при изменении атмосферных условий // Труды НАМИ.- 1968.- Вып. 102.- С. 45−69.
  89. В. Н. Исследование динамики и термических условий сажеобразования при сгорания распыленного топлива в цилиндре дизелей: Дис. канд. техн. наук. Л., 1978. -228 с.
  90. А. С. Исследование механизмов образования топливных окислов азота и сажи в цилиндре дизеля: Дис.канд. техн. наук. -Л.: 1982.-298 с.
  91. Э. Статистические методы дэконометрии / Пер. с англ.-М.: Статистика, 1975, вып. I. 43 с.
  92. Э. Статистические методы дэконометрии / Пер. с англ.-М.: Статистика, 1976, вып. II. 325 с.
  93. Д. Д. Использования уравнения связи индикаторного КПД с характеристиками подвода и отвода тепла при анализе и синтезе индикаторной диаграммы // Двигателестроение. 1979.- № 11.- С. 12−14.
  94. Д. Д. Метод анализа индикаторного КПД рабочего цикла дизеля // Двигателестроение. 1984.- № в.- С. 7−11.
  95. Д. Д. Разработка и использование методологии анализа индикаторного КПД для снижения расхода традиционного топлива, дымности и токсичности тракторных дизелей: Автореф. дис.докт. техн. наук. Л: ЛПИ, 1987. — 40 с.
  96. В. 3. Кинетические закономерности процесса сгорания на основе модели сгорания и образования токсичных компонентов в дизеле // Труды МАДИ.-1978.- Вып. 162.- С. 116−122.
  97. Методика оценки технического уровня тракторных и комбайновых дизелей. Владимир, НИКТИД, 1987.- 45 с.
  98. Н. И. и др. Влияние конструктивно-регулировочных показателей и степени форсирования на коэффициент теплоотдачи от газов к поверхности деталей ЦПГ / Н. Н. Молодцов, П. В. Соколов, Я. Я. Власов // Труды ЦНИДИ.- 1975.- вып. 69.- с. 3−17.
  99. Н. И. и др. Экспериментальные установки, методы и результаты исследований теплотехнических параметров дизеля / Н. И. Молодцов, В. П. Соколов, М. Л. Чирин // Труды ЦНИДИ.-1975.- Вып. 69.- С. 33−54.
  100. Л. В. и др. Использование некоторых критериев теплонапряженности ЦПГ дизелей с наддувом при выборе способа их дальнейшего форсирования / Л. В. Нечаев, С. В. Лебедев, В. И. Решетов // Двигателестроение. 1983.- № 1.- С. 14−17.
  101. Е. А., Каплан В. И. Современные методы создания форсированных дизелей// Двигателестроение. 1988.-№ 11.- С. 11−14.
  102. Е. А. и др. Дизель генераторные установки с дизелями типа ЧН30/38 производства ОАО «Коломенский завод» / Е. А. Никитин, Г. В. Никонов, А. Ф. Полеванов // Двигателестроение. — 1997.- № 3.- С. 15−16.
  103. JI. А. и др. Новые ГОСТЫ России на дымность и вредные выбросы судовых, тепловозных и промышленных дизелей / л. а. Новиков, Б. М. Борецкий, А. П. Петров // Двигателестроение. 1996.- № 34.- С. 61−63.
  104. JI. А., Вольская Н. А. Проблемы и перспективы создания малотоксичных дизелей //Двигателестроение. 1993.- № 1−2.-С. 4953.
  105. Новоселов A. J1. Влияние интенсивности окисления азота на процесс сгорания в дизелях // Сибирский вестник сельскохозяйственной науки. 1987.- № 4.- С. 86−89.
  106. A. JI. и др. В. Снижение токсичности автотракторных дизелей / A. JI. Новоселов, С. В. Новоселов, А. А. Мольберт, А. В. Унгефук. -Барнаул, 1996.-122 с.
  107. Новые перспективные дизели 12ЧН18/20 мощностью 770+990 кВт. Санкт-Петербург: АО «Звезда», 1995.- с. 4.
  108. Номенклатура основной продукции ОАО «Волгодизельмаш». -Балаково: ОАО «Волгодизельмаш», 1998. -1 с.
  109. М. К., Давыдов Г. А. Тепловая напряженность судовых двигателей. JL: Судостроение, 1975.- 256 с.
  110. Открытое Акционерное Общество «Звезда» крупнейший производитель автоматизированных электростанций и систем мощностью 500+630 кВт // Двигателестроение. 1997.- № 3.
  111. Р. М., Петриченко М. Р. Конвективный теплообмен в поршневых машинах. Д.: Машиностроение, 1979. — 232 с.
  112. С. И. К определению оптимальных параметров рабочего процесса дизелей с турбонаддувом // Автомобильная промышленность.- 1972.- № 7.- С. 1−5.
  113. С. И., Портнов Д. А. Приведение мощности и удельного расхода топлива быстроходных дизелей к стандартным атмосферным условиям // Труды НИИД.- 1961.- № Ю.- С. 86−153.
  114. С. И. Приведение мощности дизелей к стандартным условиям. М.: Машиностроение, 1973. -144 с.
  115. С. И. Рабочие процессы транспортных турбопоршневых двигателей. М.: Машиностроение, 1978. — 311 с.
  116. В. Н. и др. Влияние угла подачи топлива на температурное состояние поршня / В. Н. Попов, В. Н. Бугаев, Ю. Р. Овсянников // Труды Кубанск. с/х. ин-т.- 1968.- Вып. 13(41).- С. 142−144.
  117. Д. А. Быстроходные турбопоршневые двигатели с воспламенением от сжатия. М.: Машиностроение, 1963. — 638 с.
  118. В. П. Теплотехнические измерения и приборы. М.: Энергия, 1978. — 704 с.
  119. А. С. Численное моделирование рабочих процессов судовых дизелей. Учебное пособие. М: Мортехинформреклама, 1995.- 62 с.
  120. В. Р. и др. Двигатели фирмы «Русский дизель» в электроэнергетике / В. Р. Пургин, В. А. Шляхтов, А. И. Конюков, В. О. Тихонов //Двигателестроение. 1997.-№ 3.-с. 3−5.
  121. В. А., Закржевский В. П. 50 лет на службе Российскому флоту // Двигателестроение. 1996.- № 2.- С. 4−5.
  122. Н. Ф. Моделирование и оптимизация процесса сгорания в дизелях. Харьков: Высшая школа, 1980.- 169 с.
  123. Н. Ф., Филиповский А. И. Математическая модель процесса сгорания в дизеле со струйным смесеобразованием // Двигателестроение. 1981.- № 1.- С. 13−15.
  124. Регистр СССР. Правила классификации и постройки морских судов. Л.:-М.: Транспорт, 1989−1990, т. 1−2.
  125. В. И., Лебедев С. В. Тепловая напряженность быстроходных дизелей // Двигателестроение. 1980.- № 10.- С. 11−13.
  126. Г. И., Погодин С. И. Новый метод оценки тепловой напряженности дизелей при изменении параметров их рабочего процесса // Двигателестроение. 1980.- № 11.- С. 58−60.
  127. Г. Б. Теплопередача в дизелях. М.: Машиностроение, 1977. -216 с.
  128. Сборник научных программ на Фортране. Пер. с англ. М.: Статистика, 1974, вып. 1. — 316 с.
  129. . Н., Иванченко Н. Н. Задачи повышения топливной экономичности дизелей и пути их решения // Двигателестроение. 1990.-№ 11.- С. 3−7.
  130. В. С. Теплонапряженность и долговечность цилиндропоршневой группы судовых дизелей. М.: Транспорт, 1977.- 182 с.
  131. Силовые установки катерпиллар. Caterpillar, 1993. -19 с.
  132. Славински 3. К оценке локальных значений параметров теплообмена со стороны камеры сгорания // Двигателестроение. 1980.-№ 2.-С. 58−59.
  133. В. И., Быков В. Ю. Оптимизация экономических экологических показателей дизелей ЧН21/21 при форсировании по среднему эффективному давлению // Двигателестроение. 1990.- № 4.- С. 44−46.
  134. В. И. Малотоксичные дизели. Л.: Машиностроение, 1972.-128 с.
  135. С. С., Власов Л. И. Ограничения пределов повышения ре у четырехтактного дизеля с наддувом, налагаемые процессами смесеобразования и сгорания // Труды ЦНИДИ.- 1977.- Вып. 72.- С. 49−53.
  136. . С. Теплонапряженность деталей быстроходных поршневых двигателей. М.: Машиностроение, 1978. -128 с.
  137. Судовые двигатели «Камминс». Cummins Marine, бюл. № 3 381 797, 1996.-7 с.
  138. Ю. Л. и др. Совместный расчет коленчатых валов и коренных подшипников ДВС / Ю. Л. Тарсис, С. М. Захаров, Е. А. Шорох, К. И. Терещенко // Двигателестроение. 1989.- № 1.- С. 20−22,25.
  139. Технический Кодекс по выбросам окислов азота от судовых дизельных двигателей. MP/ CONF.3 / WR.4 / Add. l, 23сентября 1997 г.
  140. А. И. Индикаторный период запаздывания воспламенения и динамика цикла быстроходного двигателя своспламенением от сжатия // Исследование рабочего процесса и подачи топлива в быстроходных дизелях: Труды НИЛД.- 1955.- № 1.- С. 5−55.
  141. А. И., Миронов А. И. Исследование температуры поршня и цилиндровой гильзы авиационного дизеля. Сборник статей № 2 по авиационному двигателестроению. М.: Оборонгиз, 1949, с. 65−95.
  142. В. А. Исследование теплоиспользования и теплового состояния тракторного дизеля в условиях высокогорья: Автореф. дис.канд. техн. наук. Л., 1978. — 20 с.
  143. . Е., Нечаев Л. В. Динамика активного тепловыделения турбопоршневых двигателей при различной температуре воздуха на впуске // Труды Алтайск. политехи. ин-т.-1972.- Вып. 22.- С. 4250.
  144. К. К., Тейлор Д. Исследование работы дизеля со сверхвысокими параметрами // Форсированные дизели: Доклады на XI Международном конгрессе по двигателям (СИМАК). М.: Машиностроение, 1978, с. 267−284.
  145. А. С. и др. Доводка рабочего процесса автомобильных дизелей / А. С. Хачиян, В. Р. Гальговский, С. Е. Никитин. М.: Машиностроение, 1976. — 104 с.
  146. М. С. и др. Аналитический расчет процесса газообмена в четырехтактном дизеле с применением ЭЦВМ / М. С. Ховах, JI. Н. Голубков, В. И. Шайкин // Труды НАМИ.- 1967.- Вып. 94.- С. 38−47.
  147. К. Наддув двигателей внутреннего сгорания. JL: Машиностроение, 1978.- 264 с.
  148. Г. Д. И др. Совершенствование экономических и экологических показателей дизелей ярославского моторного завода / Г. Д. Чернышов, Я. Б. Письман, В. Р. Гальговский // Двигателестроение. 1986.-№ 6.- С. 3−8.
  149. Н. Н. Метод конечных элементов в расчетах деталей тепловых двигателей. Л.: Машиностроение, 1983. — 216 с.
  150. В. А., Пургин В. Р. Когенерационные установки фирмы «Русский дизель» // Двигателестроение. 1997.- № 4.- С. 7−9.
  151. Электроагрегаты дизельные. Общие технические условия ОТУ 23.801 800.23−90.- Чебоксары: ОАО «Дизельпром», 1996.- 32 с.
  152. Элементы системы автоматизированного проектирования ДВС. Алгоритмы прикладных программ / Под общ. ред. Р. П. Петриченко. Л.: Машиностроение, Ленингр. отд., 1990.- 328 с.
  153. Р., Deutschmann Н. МТ 396 a new engine series with 165 mm bore and 185 mm stroke: Congr. Combust. Engines.- Waschington — New York, 1973, p. 485−510.
  154. Bulaty Т., Glanzman W. Bestimmung der Wiebe Verbrennungsparametr // MTZ.- 1984.- Bd. 45.- Hf. 7−8.- S. 299−303.
  155. Dinger H., Deutschmann HL, Rudert W. Forschungsarbeiten auf dem Gebiet hoher Mitteldrucke und hoher Drehzahlen auf des Basis der MTU -Motorenbaureihe 396 Teil // MTZ.- 1984.- Bd. 45.- Hf. 11.- S. 457−459, 462 463.
  156. Diesel engines, gas engines, generation sets, service. Budapest: Gas machinery engine Co. Ltd., 1997. -9 p.
  157. Engine Series TBD 616. Deutz MWM, 1996.-13 p.
  158. Engine Series 632.-Deutz MWM, 1996.-12 p.
  159. Eyzat P., Guibet J. C. Etude theorigue et experimentale de La formation des oxydes de arote dans Les moteurs a combustion interne // Revue des Technieiens du Petrole.- 1969.- № 1193.- P. 19−39.
  160. Hanssen R. The new Engine Series as Part of Our product Strategy // MTU Report.- 1998.- № 2.-3 p.
  161. Generation a better future. Perkins Group of Companies, pub. № 1398/4/98, 1998.-13 p.
  162. Kruggel O. Progress in the combustion technology of high performance diesel engines toward reduction of exhaust emissions without reduction of operation economy.- Baden Wurttemberg Thechnology Conference.- Oslo, 1989.-14 p.
  163. Kruggel O. Undersuchungen zur Stickoxidminderung an schnellaufenden Gro? diesel motoren // MTZ: Motortechn.- 1988.- Bd. 49.- Hf. l.- S. 22−29.
  164. Lieferprogramm Sales Program Programme de vente Programa de venta, 1990.-29 p.
  165. Marine generator set. Engine performance.- Caterpillar, 1993.- 72 p.
  166. Mozer F., Haas E., Schloggl H. Zur Partikelemission von Nutzfahrrend Dieselmotoren //MTZ: Motortechn.- 1990.-Bd. 51.-Hf. 5.- S. 186 193.
  167. MTU Fridrichshafen Produkte und Dienstleistungen. Fridrichshafen: Motoren-und Turbinen-Union, VMT 3 013 (51 OD), 1996. -12 p.
  168. Needham J. R., Doyle D. M., Nikol A. J. The Low NOx Truck Engine Needham // SAE Techn. Pap. Ser., 1991, № 310 731, p. 1−10.
  169. Pipho M. Y., Kittelson L. B., Zorling D. D. NOz Formation in a Diesel Engine // SAE Techn. Pap. Ser., 1991, № 910 231, p. 1−13.
  170. Rixmann W. Die MTU im Jahre 1974/1975 // MTZ.- 1975.- Bd. 36.-Hf. 12.- S. 341−343.
  171. Schulte H., Duernholz M., Wuebbeke K. The Contribution of the Fuel Injection System to Meeting Future Demands on Track Diesel Engines // SAE Techn. Pap. Ser., 1990, № 900 822, p. 1−6.
  172. Series 396 Engines. MTU, Deutsche Aerospace, VTS 5 076 (520 E), 1990.-22 p.
  173. Shundoh S., Kakegawa T., Tsujimura K., Kobayashi S. The Effect of Injection Parameters and Swirl on Diesel Combustion with High Pressure Fuel Injection // SAE Techn. Pap. Ser., 1991, № 910 489.- 13 p.
  174. Stas M., Wajand J. Bestimmung der Vibe Parameter fur den Zweiphasigen Brennverlauf in Direllteinspritz — Dieselmotoren. — MTZ: Motortechn.- 1988.- Bd. 49.- Hf. 7−8.- S. 289−293.
  175. Technical Sales Dokumentation Series 396TE4.- MTU.
  176. The new Engine Series // MTU Report.- 1997.- № 1.- P. 26−27.
  177. Wilde K. MTU-396-Motoren mit Mischkreis Ladeluftkuhlung // MTZ: Motortechn.- 1990.- Bd. 51.- Hf. 5.- S. 220, 222.
  178. Woschni G. Die Berechnung der Wandverluste und der thermischen Belastung der Bauteile von Dieselmotoren // MTZ.- 1970.- Bd. 12.- S. 491−499.
Заполнить форму текущей работой