Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Педагогические условия развития толерантности у студентов учреждений системы среднего профессионального образования в процессе обучения

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Осознание того, что возможны два пути развития личности: толерантный (путь человека, отказавшегося от доминирования и насилия, хорошо знающего себя, понимающего других людей, готового к взаимодействию на основе согласия и уважения, человека с доброжелательным отношением к иным культурам, взглядам, традициям, с высоким уровнем эмпатии) и инто-лерантный (путь человека со сложившимися… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические основы использования возможностей среднего профессионального образования для развития толерантности у студентов
    • 1. 1. Педагогическая характеристика понятий «культура», «образование», «социализация», «общение»
    • 1. 2. Сущность и особенности развития толерантности у ф студентов колледжа
    • 1. 3. Педагогические условия развития толерантности у студентов учреждений системы СПО в образовательной деятельности
    • 1. 4. Педагогические возможности среднего профессионального образования для развития толерантности студентов
  • Выводы по первой главе
  • Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по реализации педагогических условий развития толерантности
    • 2. 1. Диагностика толерантности субъектов образовательной деятельности в системе СПО
    • 2. 2. Программа реализации педагогических условий развития толерантности на примере преподавания курса
  • Культурология"
    • 2. 3. Результаты опытно-экспериментальной работы по развитию толерантности у студентов колледжа
  • Выводы по второй главе

Педагогические условия развития толерантности у студентов учреждений системы среднего профессионального образования в процессе обучения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Процесс модернизации российского общества предполагает становление новой культуры, в которой ценностями являются самостоятельное действие, предприимчивость, соединенные с ценностью солидарной ответственности за общественное благосостояние и устойчивое социальное взаимодействие.

Данный процесс находит свое отражение в образовательной политике РФ [103], которая формирует общенациональные интересы в сфере образования и предъявляет их мировому сообществу. Учитывая общие тенденции мирового развития, образовательная политика РФ определяет необходимость существенных изменений в системе образования. Приоритетами таких изменений являются:

• обеспечение социализации молодежи через формирование ответственности за собственное благосостояние и за состояние общества, освоение молодым поколением основных социальных навыков, практических умений в области социальных отношений;

• оказание поддержки новым поколениям при вхождении в глобализированный мир, в связи с чем особую важность приобретают факторы коммуникабельности и толерантности.

В последние годы профессиональная школа особое внимание уделяет повышению эффективности и качества учебно-воспитательного процесса, при этом забывая порой о формировании общей культуры личности, ее отдельного аспекта — толерантности, детерминирующей культуру общения. Проблема общения достаточно широко представлена в педагогике, психологии и социологии.

Закономерности формирования личности в системе межличностных отношений исследуются в трудах Т. П. Абакировой [1], К.А. Абульхановой-Славской [4], Е. В. Бондаревской [41], О. П. Гредюшко [59], Т. Г. Григорьевой [61], А. Б. Добровича [67], У. А. Егидеса [70], В.А. Кан-Калика [87], Ю. Н. Петриева [175], З. В. Смирновой [210], М. И. Станкина [222], Н. С. Юлиной [259] и др.

Проблемы личностного аспекта общения изучаются в работах А. П. Алексеева [7], Т. Н. Астафуровой [21], А. А. Бодалева [36, 37], Е. Ильина [82], М. С. Кагана [86], Д. Карнеги [91], Е. М. Мелибруды [140], М. И. Ночевника [156], А. В. Опалева [163], А. Паламаря [169], А. В. Толстых [231] и др.

Проблемы взаимодействия и взаимовлияния субъектов общения рассматриваются в исследованиях О. И. Даниленко [63], И. А. Ильяевой [83], Я.JI. Коломинского [97], А. В. Мудрика [149], М. А. Чернышовой [250] и др.

Влиянию социокультурной среды на общение посвящены труды Ш. А. Амонашвили [8], B.C. Грехнева [60], Н. В. Долгополовой [69], А.С. Запесоц-кого [74], В. И. Иванова [81], П. Н. Осипова [165], З. В. Смирновой [219], С. В. Червушиной [246], Н. Н. Щедриковой [257] и др.

Исследования толерантности как ценности социокультурной системы представлены в работах Е. В. Магомедовой [134], М. С. Миримановой [141], М. Уолцера [233], Е. Ямбурга [263]. Характеристика толерантности как поведенческого ориентира содержится в работах И. В. Абакумовой [2], А.Г. Ас-мол ова [19], М. Липмана [124]. Однако идея толерантности недостаточно полно разрабатывалась в педагогике, в частности, в российской педагогике. Без внимания оставались вопросы развития толерантности в процессе обучения, в т. ч. и в учреждениях системы СПО.

Следует отметить, что реализация идеи развития толерантности обусловлена современным социальным заказом подготовки студентов к будущей профессиональной деятельности. Возникает необходимость изучения данной проблемы, определения ее научного статуса, научного обоснования и поиска путей развития толерантности в процессе обучения.

Проблема развития толерантности в процессе обучения обусловлена следующими наиболее значимыми противоречиями:

— между возросшей агрессивностью молодежи и повышенной конфликтностью во всех сферах жизни российского общества и недостаточным уровнем социальной мобильности и толерантности выпускников системы СПО;

— между современными требованиями общества к осуществлению профессиональной деятельности с позиции гуманизма и толерантности и отсутствием готовности выпускников системы СПО к толерантному взаимодействию;

— между выдвижением приоритета толерантности в общественных отношениях и отсутствием достаточной гуманитарной составляющей учебных дисциплин в образовательных учреждениях СПО.

Осознание того, что возможны два пути развития личности: толерантный (путь человека, отказавшегося от доминирования и насилия, хорошо знающего себя, понимающего других людей, готового к взаимодействию на основе согласия и уважения, человека с доброжелательным отношением к иным культурам, взглядам, традициям, с высоким уровнем эмпатии) и инто-лерантный (путь человека со сложившимися представлениями о собственной исключительности, низким уровнем воспитанности и личной культуры, неприятием противоположных взглядов, обычаев, низким уровнем эмпатии), а также необходимость преодоления названных противоречий ставит перед педагогической наукой проблему развития толерантности у будущих специалистов и поиск, выделение, обоснование и реализацию педагогических условий ее развития.

Актуальность проблемы и ее недостаточная разработанность в теории и практике обучения вообще и в средней профессиональной школе, в частности, позволяли сформулировать тему исследования: «Педагогические условия развития толерантности у студентов учреждений системы среднего профессионального образования в процессе обучения».

Объектом исследования является учебно-воспитательный процесс в учреждениях системы СПО.

Предмет исследования — педагогические условия развития толерантности в процессе обучения студентов в учреждениях системы СПО.

Цель исследования — определить и теоретически обосновать совокупность педагогических условий, обеспечивающих развитие толерантности у студентов учреждений системы СПО в процессе обучения.

Гипотеза исследования: развитие толерантности у студентов системы СПО будет успешным, если в учебно-воспитательном процессе учреждений системы СПО будут реализованы следующие педагогические условия:

• Создание культуросообразной среды в колледже, включающей гуманитарную и аксиологическую составляющие и диалоговое общение педагога и студента;

• Осуществление междисциплинарной интеграции (МДИ) и реализация междисциплинарных связей (МДС) учебных предметов;

• Разработка и реализация педагогического и методического обеспечения развития толерантности у студентов учреждений системы СПО в процессе изучения предмета «Культурология» с применением активных методов обучения (АМО) и мультимедийных технологий (ММТ) обучения.

В соответствии с целью, предметом и гипотезой исследования были определены частные задачи:

1 .Осуществить сравнительный анализ сложившегося понимания толерантности в трудах отечественных и зарубежных ученых и выявить теоретико-методологические основы формирования и развития толерантности в современной педагогической теории и практике;

2. Выявить сущность, критерии и уровни толерантности у студентов учреждений системы СПО;

3. Экспериментальным путем проверить совокупность педагогических условий, обеспечивающих развитие толерантности студентов учреждений системы СПО;

4. Разработать и апробировать методическое и педагогическое обеспечение развития толерантности у студентов учреждений системы СПО, процесс обучения «Культурологии» использовать в качестве целенаправленного методического инструмента развития толерантности.

Методологические подходы в исследовании:

В качестве ведущего методического подхода использовался.

— культурологический поход к образованию, ориентирующей личность на освоение ценностей культуры и принятие социокультурных норм (А.И. Арнольдов, B.C. Библер, Е. В. Бондаревская, А. С. Запесоцкий, И. А. Ильяева, В. А. Конев, А. А. Скальская, П. Терехов, Х.Г. Тхагажоев);

Кроме того, в исследовании мы опирались на.

— целевой подход к подготовке специалиста, отвечающего требованиям общества в целом и требованиям социальной эрудиции (Г.И.Ибрагимов, Г. В. Мухаметзянова, Н.Г.Ярошенко);

— деятельностный подход к процессу формирования системы профессиональных практических умений и развития ресурсов студентов в процессе освоения ими современных востребованных жизнью способов деятельности (М.В. Волкова, Т. В. Гериш, Т. М. Карасева, Т. Н. Самохин, Т. Ю. Скибо, В. А. Трайнев, С.Ю. Черноглазкин);

— средовый подход к построению образовательного процесса в учебном заведении, объясняющий социализацию личности через ту среду, которая ее окружает (Н.М. Девятков, Т. В. Кузьмина, П. Н. Осипов, З. З. Смирнова, И. И. Стрельцова, С. В. Черву шина).

Теоретическую базу исследования составили: концепции философии образования: B.C. Библера, Л. П. Буевой, Б. С. Гершунского, Ф. Т. Михайловасоциологические идеи проблем образования: Б. С. Ерасова, И. А Мав-риной, А. В. Мудрика, Н. В. Пешковой, A.M. Плотниковойконцепция гуманистической педагогики: K.A. Абульхановой-Славской, Ш. А. Амонашвили, А. С. Запесоцкого, Л. П. Разбегаевой, В. В. Смирновойпарадигма диалогического обучения и возможности его использования в образовательном процессе: B.C. Библера, М. Н. Демина, В. И. Иванова;

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы:

Теоретические: — анализ философской, педагогической, психологической, культурологической, научно-методической литературы по проблеме исследования- - анализ законодательных актов, анализ документов (учебных планов, рабочих программ по культурологии);

Эмпирические: — опросные методы (анкетирование и интервьюирование, тестирование студентов и преподавателей);

Педагогический эксперимент;

Методы статистической обработки и анализа результатов педагогического эксперимента.

Исследование проводилось с 1998 по 2005 гг. в три этапа в Омском финансово-экономическом колледже, специальность «Финансы».

Этапы исследования:

I этап (1998;2000г.) осуществлялось изучение состояния рассматриваемой проблемы в теории и практике обучения, теоретическое обоснование проблемы исследования, основных теоретических положений, разработка гипотезы и определения задач исследования, методов исследованияуточнялись ключевые понятия. На данном этапе определялись условия развития толерантности у студентов системы СПО, определены критерии оценки толерантности, разработан ход проведения эксперимента.

II этап (2000;2004гг.) подготовлены и проведены констатирующие и формирующие этапы эксперимента. Разработана учебная программа курса «Культурология», определено процентное соотношение объема часов, отводимого на изучение предмета, осуществлен поиск и отбор приемов и методов обучения студентов способам толерантного поведения. В этот период проводилась статистическая обработка и анализ результатов педагогического эксперимента.

III этап (сентябрь 2004~2005гг) включал осмысление, обобщение и систематизацию результатов исследованияоформление исследования в виде диссертации.

Научная новизна исследования состоит в том, что:

• впервые комплексно применены целевой, деятельностный и средо-вый подходы в исследовании толерантности и толерантного поведения;

• выявлено позитивное влияние культуросообразной среды на уровень толерантности студентов;

• обоснованы принципы осуществления междисциплинарной интеграции и возможности реализации междисциплинарных связей в учебно-воспитательном процессе с целью развития толерантности у студентов учреждений системы СПО;

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что:

• выявлена и обоснована необходимость применения культурологического подхода при проектировании содержания образования;

• обогащен понятийный аппарат педагогики за счет уточнения понятия «толерантность» — принципа, ценности, нормы, ориентира поведения и качества личности студентов применительно к процессу обучения в системе СПО.

Практическая значимость исследования заключается в следующем:

• разработано педагогическое и методическое обеспечение развития толерантности студентов в учреждениях системы СПО.

• определена система организационных форм и методов развития толерантности в процессе обучения;

• создана учебная программа предмета «Культурология» с применением активных методов обучения и мультимедийных технологий, изучение которого способствовало развитию толерантности, толерантного сознания и поведения, необходимых студенту в будущей профессиональной деятельности.

Результаты исследования могут быть использованы в практике работы преподавателей культурологии колледжей, а так же преподавателей ряда других гуманитарных дисциплинсодержащиеся в диссертации теоретические предположения и выводы могут найти применение в системе профессионального образования.

Обоснованность и достоверность результатов и выводов исследования обеспечивается использованием в ходе исследования современных достижений педагогики, психологии, культурологии, общим методологическим подходом к решению проблемы, применением методов исследования, адекватных его целям, задачам и логике, количественным и качественным анализом опытно-педагогических результатовпоследовательным проведением педагогического эксперимента.

Апробация и внедрение результатов исследования:

Основные теоретические положения и результаты диссертационного исследования докладывались автором и обсуждались на заседаниях методического объединения преподавателей гуманитарных дисциплин СПО, на цикловой методической комиссии гуманитарных дисциплин и заседаниях педагогического совета Омского финансово-экономического колледжа (19 992 004) — на научно-практических конференциях «Патриотизм, нравственность и профессионализм — слагаемые востребованного специалиста» (Омск, 2004), «Предпринимательство в контексте развития социума» (Омск, 2001), заседании Совета директоров учреждений системы СПО г. Омска и области (Омск, 2001).

Апробация осуществлялась посредством публикации статей в материалах научно-практической конференции «Проблемы педагогической инно-ватики в профессиональной школе» (С-Петербург, 2002), ежегоднике «Преемственность» (Омск, 1998), журнале «Социальная педагогика и социальная работа в Сибири» (Омск, 2002).

Основные положения, выносимые на защиту:

1) Толерантность рассматривается как интегрированное понятиекак ценность, ценностный ориентир, определяющий поведение личностиличностное качество, характеристика личности, включающая три компонента: а) когнитивный — знания человекаб) эмоциональный — относительно устойчивые чувства человека к объектам, выражающиеся в эмоциональной оценкев) деятельностный — предрасположенность к тому или иному типу социального поведения, основой которого является сотрудничество.

2) Развитие толерантности студентов — это процесс социального развития личности, происходящий во взаимодействии ее с социокультурной средой. В результате взаимодействия со средой студент приобретает опыт толерантного поведения в реальных условиях на основе имеющихся ценностных ориентаций с использованием своих знаний. Динамика развития толерантности студентов учреждений системы СПО диагностируется с помощью дея-тельностного и ценностного критериев. Ценностный критерий характеризуется ориентацией студентов на толерантность как ценность социокультурной системы и отражает изменения в отношениях студентов к ценностно-смысловому общениюдеятельностный критерий характеризуется предрасположенностью к определенному типу поведения, осознанием значимости толерантного поведения, детерминирующего культуру взаимодействия.

Уровни развития толерантности характеризуются следующим образом: высокий-системные знания о культуре, общечеловеческих ценностяхобщение детерминировано ценностями, соотнесенными с личной позицией индивидапозитивное эмоциональное отношение к окружающим-осознанный выбор форм толерантного поведениясреднийфрагментарные знания о культуре и общечеловеческих ценностях-недостаточное осознание культуры взаимодействия, не сформированы ценностные ориентации — наличие ситуативных положительных эмоций — ситуативный выбор форм толерантного поведениянизкий-бессистемные знания о культуре, общечеловеческих ценностях, отсутствие ценностного отношения к взаимодействиюналичие устойчивых отрицательных эмоций, преобладание форм интолерантного поведения .

3) Развитие толерантности определяется реализацией комплекса педагогических условий: а) созданием культуросообразной среды и ее составляющих: гуманитарной, аксиологических сред и диалогового педагогического общенияб) использованием активных методов обучения и мультимедийных технологийв) осуществлением междисциплинарной интеграции и реализацией междисциплинарных связей.

Инструментом развития толерантности в образовательной деятельности учреждений системы СПО является программа курса «Культурология». Педагогическое и методическое обеспечение процесса развития толерантности включает междисциплинарную интеграцию и междисциплинарные связи учебных предметов, активные методы обучения и мультимедийные технологии.

Экспериментальная проверка теоретических положений диссертации и их внедрение проводилась в 1998;2004гг. на базе Омского финансово-экономического колледжа.

Структура диссертации: Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка литературы и приложений — десяти рисунков и четырех таблиц.

Результаты исследования позволяют сделать вывод о том, что гуманизация и культуросообразность образования являются важнейшими факторами, способствующими оптимизации учебно-воспитательного процесса в системе СПО.

В то же время условия, обозначенные нами, не являются исчерпывающими для развития толерантности. Проблема формирования толерантности, требует дальнейшего изучения. На пути к формированию толерантного сознания и поведения студентов предстоит не только переработка содержания образовательного процесса, обновление технологий обучения и общения, но и преодоление инерции мышления преподавателя, его перехода на подлинно гуманистические педагогические позиции. Необходима дальнейшая целенаправленная разработка теории и практики воспитания толерантности с учетом уже имеющихся данных. Наша задача заключалась в том, чтобы привлечь внимание специалистов к этой важной составляющей профессиональной культуры будущего финансиста.

Заключение

.

Настоящее исследование посвящено рассмотрению педагогических условий развития толерантности у студентов учреждений системы СПО в процессе обучения.

Приметой нашего времени является рост числа конфликтов и возросшая агрессивность во всех сферах социального взаимодействия. Отсутствие взаимопонимания между людьми, насилие, агрессия, разгул терроризма делают проблему формирования толерантности особо значимой.

Человеческое сообщество оказалось в совершенно новой точке эволюционного развития, когда необходимо осознанно взять на себя ответственность за свое дальнейшее существование.

Акутальность исследования определяется тем, что в результате происходящих общественных изменений в России обостряются взаимоотношения людей, наблюдаются интолерантные тенденции во взаимодействии между людьми. Поэтому общество предъявляет новые требования к выпускникам системы СПО: осуществление профессиональной деятельности с позиции гуманизма и толерантности. Закономерно, что происходящие в России социальные перемены настоятельно требуют соответствующих изменений в системе образования, в т. ч. профессионального, ведущими принципами построения которого должны стать гуманизация и культуросообразность.

Очевидно, что никто не знает, каким будет будущее, поэтому сегодня не совсем правильно готовить поколение молодых людей в основном к специфическим ролям (навыкам) определенной профессии. Гораздо важнее в наше время, чем когда-либо, развитие общечеловеческих способностей, которые всегда и в любой ситуации создают основу для решения жизненных проблем. Следовательно, развитие толерантности как ценности, детерминирующей нормы и способы поведения личности, должно стать одной из главных задач профессионального обучения.

Основная идея исследования заключалась в том, чтобы используя возможности СПО, создавая определенную совокупность педагогических условий, организовать в колледже процесс развития толерантности студентов.

В соответствии с обозначенной проблемой определена тема исследования, сформулирована его цель, гипотеза, задачи и этапы.

В ходе проведенного исследования нами получены следующие результаты и сделаны следующие выводы :

1. Выделено и сформировано понятие феномена «толерантность» как:

— ценности социокультурной системы;

— нормы, упорядочивающей социальное поведение и определяющей конкретные образцы поведения, ориентира поведения;

— личностного качества, способного предотвратить агрессивное поведение.

2.На основе анализа философской, психолого-педагогической, социологической и культурологической литературы предложена концепция куль-туросообразной среды, способствующей развитию толерантности студентов в профессиональном образовании;

3.Обоснована необходимость: применения культурологического подхода, позволяющего переориентировать содержание образования на гуманистические потребности личностиобеспечения единства профессиональной подготовки путем создания интерированных курсов культурологической направленности, позволяющих формировать надпрофессиональные качества будущего специалиста, такие как культура общения, толерантностьиспользования АМО, позволяющих выстраивать деятельность студента с учетом состояния других людей, их эмоциональных способностей, интеллектуальных процессоввведения в учебный процесс мультимедиатехнологий, технические и функциональные возможности которых позволяют органически вписывать их в традиционные формы проведения учебных занятий и способствуют лучшему усвоению изучаемого материала посредством механизированного предъявления учебной информации, упорядоченной по содержанию, объему и времени ее подачи в ходе образовательного процесса.

4.Предложена программа развития толерантности — детерминирующего условия культуры общения субъектов образовательной деятельности. Ведущим условием развития толерантности явилось изучение социально гуманитарных дисциплин, в частности, курса «Культурология», способствующего целостному пониманию проблем человека и общества, становлению толерантной этики, толерантной ментальности.

Условиями реализации разработанной программы стали:

— гармоническое сочетание педагогических и социокультурных целей, принципов содержания, форм, методов и средств обучения;

— создание культуросообразной среды и ее составляющих: аксиологической, гуманитарной сред и диалогового общения преподавателей;

— отбор и структурирование содержания культурологической подготовки с учетом специфики профессионального обучения в финансово-экономическом колледже.

5. Критериями оценки развития толерантности явились знания о ценностях и нормах социального взаимодействия, умения воспринимать и понимать другого человека, участвовать в совместной деятельности. Включенность в непрерывную деятельность с помощью рефлексии базировалась на основе анализа собственной деятельности в ситуациях общения, рефлексивное соотнесение уровня толерантности на начало и конец обучения, понимание причин произошедших изменений или их отсутствие.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Т.П. Социально-психологические факторы формирования коммуникативных свойств личности: Дисс. канд. психол. наук. Новосибирск: НГПУ, 2000. — 176 е., прилож.
  2. И.В. О становлении толерантной личности в поликультурном образовании// Вопросы психологии. 2003 — № 3 — С. 78−82.
  3. Л.И. Стратегия обновления // Огонек 1989 — № 13. — С. 6−7, 1820.
  4. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991. — 302с.
  5. Аверченко J1.K. Антилогова JI.H. Психолого-этические уроки для менеджера. Омск: Интеллектика, 1993. — 54 с.
  6. А. Психология на каждый день: советы, рекомендации, тесты. М.: Вече-Аст, 1997. — 480 с.
  7. А.П., Громова J1.A. Поймите меня правильно или книга о том, как найти свой стиль мышления, эффективно использовать интеллектуальные ресурсы и обрести взаимопонимание с людьми. СПБ: Эконом, школа, 1993.-352 с.
  8. Ш. А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. Минск: Университ. изд., 1990. — 560 с.
  9. А. Культурология: Личность и культура: Учеб.пособие. Минск: Дизайн-про, 1998. — 160 с.
  10. Ю.Андреева Г. М. Социальная психология: Учеб. М.: Аспект-пресс, 1997. -374 с.
  11. П.Анисимов П. Ф. О программе развития воспитания в системе среднего профессионального образования // Среднее проф.образование. 2001. — № 6. -С. 30−34.
  12. П.Ф. Основные направления модернизации Среднего профессионального образования на рубеже веков // Среднее проф. образование. -2000. № 8. — С. 3−11.
  13. П.Ф. Проблемы модернизации среднего профессионального образования // Среднее проф. образование. 2002. — № 8. — С. 3−8.
  14. П.Ф. Среднее профессиональное образование и производство // Среднее проф. образование. 2001. — № 9. — С. 2 — 10.
  15. А. П. Аширбагина H.JI. Культура общения как отражение способа деятельности // Гуманитарное знание: Серия «Преемственность»: Ежегодник. -Вып. 2. Кн. 2. — Омск: Изд. ОмГПУ, 1998. — С. 123−128.
  16. JI.H. Этико-психологические аспекты профессионального управления коллективом: Монография / Под ред. Е. А. Воронова. Омск: Изд. ОмГПУ, 1998.-277 с.
  17. С.Б. Исследование коммуникативных процессов в профессионально-деловой сфере (на уровне межличностной коммуникации: Дисс. канд. психол. наук. М.: МГУ, 2000. — 144 с.
  18. А.И. Человек и мир культуры: введение в культурологию. -М.: Изд. МГИК, 1992. 240 с.
  19. А.Г. Мы обречены на толерантность// Семья и школа. 2001. — № 11−12.-С. 32−35
  20. А.Г. Практическая психология в проектировании вариативного образования в России: от парадигмы конфликта к парадигме толерантности. // Вопросы психологии. — 2003. — № 4 — С. 3−12.
  21. Т.Н. Стратегии коммуникативного поведения в профессионально-значимых ситуациях межкультурного общения: Лингивист и дидакт. аспект: Дисс. канд. пед. наук. М.: МГУ, 1997. — 324 с.
  22. Н.А. Проблема воспитания толерантности в системе образовательных учреждений.// Толерантное сознание и формирование толерантных отношений. М., 2003. — С. 76−77
  23. Н.Л. Культура общения: терминологический словарь// Под ред. доцента А. П. Аношкина. Омск: Издательство ОмГПУ, 2002.- 52с.
  24. H.JI. Психолого-педагогические аспекты формирования культуры общения студентов// Социальная педагогика и социальная работа в Сибири. 2002. — № 1 (2). — С. 88−98.
  25. H.JI. Формирование толерантного сознания студентов в процессе обучения// Социальная педагогика и социальная работа в процессе обучения // Социальная педагогика и социальная работа в Сибири. 2000. -№ 2(3). -С. 89−94.
  26. Ю.К. Оптимизация процесса обучения. Киев: Радянска школа, 1984.-287 с.
  27. Ю.К. Проблема повышения эффективности педагогических исследований. М.: Педагогика, 1982. — 192 с.
  28. В.А. Имидж личности как социально-психологическое явление // Магистр. 1994.-№ 2. — С. 2−9.
  29. Г. И. Кузина Т.Ф. Введение в педагогическую профессию: Уч. пос. -М.: Академия, 1998. 169 с.
  30. В.П. Слагаемые педагогических технологий. М.: Педагогики, 1989.- 191 с.
  31. B.C. Нравственность. Культура. Современность. М.: Знание, 1990. 62 с.
  32. B.C. От наукоучения к логике культуры: два философских введения в двадцать первый век. — М.: Политиздат, 1991. — 412 с.
  33. В. А. Левикова С.И. Культурология: программа базового курса. Хрестоматия. Словарь терминов. М.: Фаир-Пресс, 2000. — 400 с.
  34. А. А. Ковалев Г. А. Теоретические и практические проблемы психологии общения в трудах В.Н.Мясищева // Психологические исследования общения. -М.: Наука, 1985. С. 25−38.
  35. А.А. Личность и общение. М.: Педагогика, 1983. — 272 с.
  36. А.А. Психология о личности. — М.: Изд. МГУ, 1988. 187 с.
  37. .Н. Реализация личностно-ориентированного подхода в воспитании // Среднее профессиональное образование. 2000 — № 7 — С. 12−15.
  38. В.Ю. Психотренинг: Социодинамика. Упражнения. Игры. -СПБ: Соц.- психол. центр, 1996. 380 с.
  39. Большой толковый словарь русского языка СПб: Норинт, 2001. — 1536с.
  40. Е. В. Кульневич С.В. Педагогика: Личность в гуманистических теориях и системах воспитания: Уч. пособие. М., Ростов/Дон: ТЦ «Учитель», 1999.-563 с.
  41. С.А. Феномен толерантности в системе межэтнических отношений// Толерантное сознание и формирование толерантных отношений. -М.: 2003.-С.9.
  42. Н.В., Реан А. Педагогика: Учеб. СПб: Питер, 2001. — 299с.
  43. Г. В. Психология делового общения: Учеб. М.: Инфра-М, 1999.-224 с.
  44. Р.Н. Этика менеджмента: Учеб. М.: Финансы и статистика, 2001.-200 с.
  45. О.А. Социально-психологический тренинг как средство улучшения взаимопонимания учителя и учащихся: дисс. канд. психол. наук. М.: Ин-т молодежи, 1995. — 228 с.
  46. Л.П. Кризис образования и проблемы философии образования // Вопросы философии. 1999. — № 3 — С. 12−20.
  47. Т.И. Формирование у студентов профессиональной адаптации // Среднее профессиональное образование. 1998. — № 3 — С. 8−12.
  48. А. «Новые» модели и «старый» принцип // Высшее образование в России. 2003. — № 4. — С. 123−125.
  49. Н.А. Обучение студентов моделированию экономических процессов при реализации интегративной функции курса математики в финансовом колледже: Дис. Канд. пед. наук. Омск: ОМГПУ, 2001. — 196с.
  50. М.В. Значение игровых форм и методов в формировании культуры общения студентов ССУЗ. // Среднее профес. образование: прилож. к ж-лу СПО. 2001. — №.3. — С. 28−32.
  51. Т.В. Традиционное и проблемное обучение в педагогике и проблемы освоения инновационных методов // Среднее профессиональное образование. 1998. — № 3 — С. 39−43.
  52. .С. Толерантность в системе ценностно-целевых приоритетов образования// Педагогика. 2002. — № 7. — С. 3−12.
  53. .С. Философия образования: Учеб. пособие. М.: Флинта, 1998.-428 с.
  54. С.Н. Экология и культура мира приоритет безопасности планеты // География в школе. — 2002. № 3. — С. 9−12.
  55. А.В. Ценности и культура жизни личности (соц.-философ. аспект): дисс. канд. филос. наук. Липецк: ЛГТУ, 2000. — 149 с.
  56. .А. Основы культуры речи. М.: Высш. школа, 1988. — 319 с.
  57. Государственная служба: культура поведения и деловой этикет (под ред. Е. В. Охотского. М.: РАГС, 1998. — 335 с.)
  58. О.П. Коммуникативные умения как способ оптимизации психических состояний: Автореф. дисс. канд. психол. наук. Казань: ин-т СПО РАО, 1999.- 19 с.
  59. B.C. Культура педагогического общения. М.: Просвещение, 1990.-144 с.
  60. Т.Г. и др. Основы конструктивного общения: Метод. Пособие для преподавателя. М.: Совершенство, Новосибирск: Изд. НГУ, 1997. -170 с.
  61. Т.Г. Роль среднего профессионального образования в профессиональной идентификации молодых людей // Специалист. 2001. -№ 11. -С. 2−3.
  62. О.И. Культура общения и ее воспитание. Л.: Изд. ЛГИК, 1989.- 102 с.
  63. Н.М. Педагогические основы создания культуротворческой среды на начальном этапе профессионального образования: Дис. Канд.пед.наук-Омск: 1998.- 198с.
  64. Декларация принципов толерантности: Утв. Резолюцией 5.61 Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 г. // Учит, газета. 2000. — № 37. -С. 21.
  65. М.Н. Диалог с психологом // Среднее профессиональное образование. 1997. — № 5. — С. 17−18.
  66. А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. М.: Просвещение, 1987. -206 с.
  67. В., Кухтевич Т. Ценностные ориентации учащихся и студенческой молодежи: Особенности и тенденции. // Alma mater. 2003 — № 2 — С. 13−15.
  68. Н.В. Развитие коммуникативных умений студентов-менеджеров в условиях университета: Дисс. канд. пед. наук. Оренбург: ОГПУ, 1998. — 163 е., прилож.
  69. А. Психотехника общения // Воспитание школьников. 1995. — № 5. — С. 21−26- 1996. — № 1. — С. 14−16.
  70. .С. Социальная культурология: Учебник. М.: Аспект-пресс, 1998.-591 с.
  71. А.Б. Введение в культурологию: основные понятия культурологии в системном изложении: Учеб. пособие. — М.: Владемия, 1999. 216 с.
  72. Г. И. Государственный образовательный стандарт и формирование системы контроля качества подготовки выпускников // Среднее профессиональное образование. 2002. — № 1. — С. 10−14.
  73. В.Е. Интернет в формировании диалогического пространства в социокультурной среде // Мир психологии. 2000. — № 2. — С. 52−56.
  74. Е. Искусство общения. Минск: Нар. асвета, 1987. — 108 с.
  75. И.А. Культура общения: опыт философско-методологического анализа. Воронеж: Изд. Ворон, унив-та, 1989. — 168 с.
  76. И.А. Общение как феномен культуры: дисс. доктора филос. наук. -Белгород, 1989. -385 е., прилож.
  77. История и культурология: Уч. пособие /Н.В.Шишова. М.: Изд. корпорация «Логос», 1999.-368 с.
  78. М.С. Мир общения. Проблема межсубъектных отношений, — М.: Политиздат, 1988. 315 с.
  79. Кан-Калик В. А. Грамматика общения. Грозный: Чеч-Ингуш. кн.изд., 1988.-70 с.
  80. Кан-Калик В. А. Никандров В.Н. Педагогическое творчество. М.: Педагогика, 1990.-40 с.
  81. Кан-Калик В. А. Учителю о педагогическом общении: Кн. для учителя. -М.: Просвещение, 1987. 190 с.
  82. Т.М., Ясус Е. И. Комплексное практическое занятие деловая игра// Среднее профессиональное образование. — 2002. — № 7. — С. 29−30.
  83. Д. Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей. М.: Прогресс, 1992.-707 с.
  84. JI.B. Организационное поведение: Учеб. / Л. В. Карташова, Т. В. Никонова, Т. О. Соломадина. М.: Инфра-М, 2001. — 220 с.
  85. П.К. Ценностные детерминанты атрибуции в ситуациях межличностного взаимодействия: Автореф. дисс. канд. психол. наук. Казань: Ин-т СПО РАО, 2000.-22 с.
  86. Е.А. Педагогический труд: психологические составляющие. М.: Академия, 2004. — 240с.
  87. В.М. Теория, практика и искусство управления: Учеб. — М.: Норма, 2001.-511 с.
  88. Г. М. Культура профессионального самообразования педагога.-М.: Просвещение, 1994.-С. 116−119.
  89. Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах: Учеб.- Минск: Тетра-системс, 2001. 431 с.
  90. В.А. Разработка психологических проблем общения в трудах В.М.Бехтерева // Психологические исследования общения. М.: Наука, 1985.- С. 6−24.
  91. Кон И. С. Психология ранней юности: Кн. для учителя М.: Просвещение, 1989.-255 с.
  92. О.В., Кондратьев С. В. Социальная психология: Курс лекций. Волгоград: учитель, 2002- 72с.
  93. В.А. Культура и архитектура педагогического пространства. // Вопросы философии. 1996. — № 10. — С. 46−57.
  94. Концепция и основные направления программы развития культуры мира в России в рамках проекта ЮНЕСКО «На пути к культуре мира'7/ Власть. -2000.-№ 6.-С. 35−50.
  95. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года // Бюллетень Министерства образования РФ: Высшее и среднее профессиональное образование. 2002. — № 2. — С. 3−31.
  96. А.В. Толерантность в контексте педагогической культуры преподавателя ВУЗа// Педагогика. 2003. — № 5. — С.44−49.
  97. С.Г. Личностно-ориентированный подход в педагогике: вопросы теории и опыт работы // Среднее профессиональное образование. -2000.-№ 10.-С. 30−33.
  98. А.И. Социология. Учеб. Для ВУЗов- М.: Лотос, 1999. 384с.
  99. Н.Б. Формирование культуры будущего специалиста. М.: Высш.шк., 1990.-142 с.
  100. Ю8.Кудишкин А. Т. Опыт проведения анкетных опросов учащихся // Специалист. 1994. — № 5−6. — С. 28−30.
  101. А.Ф. Культура делового общения. М.: Ось, 1996. — 240 с.
  102. В.И. Принципы активной педагогики: Уч. пособие. М.: Академия, 2001. — 116 с.
  103. Ш. Кузьмина Т. В. Культуротворческая среда как фактор саморазвития педагогического коллектива образовательного учреждения: Дис.канд.пед.наук. — Тобольск.-2003.- 176с.
  104. Культура на пороге третьего тысячелетия: Сб.лит. Омск: Рос. Ин-т культурологии, сиб филиал, 2001. — 35 с.
  105. Культура, культурология и образование: круглый стол // Вопросы философии. 1997. — № 2. — С. 3−33.
  106. Культура: Образ и образование: Матер. Всерос.науч.-метод. конф. Тюмень: Изд. Тюм. гос. ин-та искусств и культуры, 1996. — 113 с.
  107. Н.П. Формирование качеств личности педагога как субъекта общения в обучении профессиональной деятельности: автореф. канд. дисс. -СПб., 1995.- 19 с.
  108. В.И. Стратегия делового успеха. Ростов н/Дону: Феникс, 1995. — 416 с.
  109. В.О. Воспитание в школе: реальность или утопия? // Педагогика. 1998. -№ 8.-С. 12−13.
  110. В.А. Невербальное поведение: Соц.-перцеп.подход. Ростов н/Дону: Изд. Ростучета, 1986. — 135 с.
  111. В.А. Психология затрудненного общения. Теория. Метод. Диагностика. Коррекция: Уч.пособие. М.: Владемия, 2001. — 286 с.
  112. Ф.Х. Проблемы становления личности в культуре: Автореф. дисс. канд. филос. наук. Ростов Дон: Сев. Кавказ, научн. Центр высш.шк., 2000. — 22 с.
  113. А.Н. Психология общения. М.: Смысл, 1999. — 365 с.
  114. Д.А. Развитие идей самоактуализации в работах А. Маслоу // Вопросы философии. 1987. — № 3. — С. 152.
  115. И .Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981.- 185 с.
  116. М. Обучение с целью уменьшения насилия и развития миролюбия // Вопросы философии. 1995. — № 2. — С. 110−112.
  117. М.И. Проблемы антогенеза общения. М.: Педагогика, 1988. -145 с.
  118. А.А. Роль личности педагога в приобщении студентов к общечеловеческим ценностям // Среднее проф. образование: прилож. к ж-лу СПО. 2001. — № 3. — С. 3−16.
  119. .Т. Педагогика: курс лекций. М.: Прометей, 1993. — 527 с.
  120. Личность. Карьера. Успех. СПБ: ТОО «Диамонд», ООО «Золотой век», 1996.-608 с.
  121. .С. Проблемы юношеской агрессивности и их решение// Специалист. 2003. — № 8. — С. 27−28.
  122. И.А. Гуманитарное консультирование как фактор повышения культуры внутрисемейного общения / Формирование духовной культуры личности: Сборник материалов. Омск: ПУУ, 1992. — С. 7−17.
  123. И.А. Социальность современного образования: Монография/ Омск. Гос.Пед. Унивеситет. Омск, 2000. — 181с.
  124. И.А. Социальность целеполагания в психолого-педагогической подготовке будущих менеджеров // Менеджмент в социальных структурах: Межвуз. Сб. науч. Тр. Омск, 1998. — С. 378−384.
  125. Е.В. Толерантность как принцип культуры: автореф. дисс. канд. филос. наук. Ростов Дон: РГУ, 1999. — 22 с.
  126. Н.Н. Духовные ценности русской народной педагогической культуры // Педагогика. 1998. — № 1. — С. 81−86.
  127. В.Н. Межпредметные связи в учебно-воспитательном процессе современной школы: Уч. Пособие. М.: Просвещение, 1987. — С. 4351.
  128. И. Толерантность дорога к миру. // Учит. Газета. — 2004. — № 12.-С. 8.
  129. О.И. Учим общению. // Специалист. 1996. — № 6. — С. 20−21.
  130. Д.А. Модульные технологии обучения // Среднее профессиональное образование. 202. — № 8.- С. .19−21.
  131. Е. Я ты — мы: психологические возможности улучшения общения / пер. с польского. — М.: Прогресс, 1986. — 256 с.
  132. М.С. Конфликтология: Уч. Пособие. М.: Академия, 2003. -320с.
  133. Ф.Т. Философия образования: ее реальность и перспективы // Вопросы философии. 1989 — № 8 — С. 92−118.
  134. Михалкович Ю Т. Г. Роль невербального поведения в культуре современных подростков и старших школьников: автореф. дисс. канд. фил. наук -Саранск: Мордовск. Г. У., 2000. — 16 с.
  135. Морева H. J1. Педагогика среднего профессионального образования. — М.: Кафедра-М, 1999.-298 с.
  136. А.В. Деловая психология: курс лекций. СПБ: Союз, 2000. -571 с.
  137. А.В. Социально-психологические особенности личности студента // Среднее профессиональное образование. 2000. — № 7. — С. 42−44.
  138. О.В. Этикет педагога. Омск: ОмГПУ, 1996. — 63 с.
  139. Р.Н. Международные этические нормы и психология делового общения. -М.: Ин-тпракт. психологии, 1997. 128 с.
  140. А.В. Социальная педагогика: Учеб. пособие. М.: Академия, 2000.-194 с.
  141. А.В. Учитель: мастерство и вдохновение. М.: Просвещение, 1986.- 160 с.
  142. Г. В. Приоритетные тенденции обновления содержания гуманитарной подготовки в среднем профессиональном образовании // Среднее профессиональное образование. 2002, — № 1. — С. 6−8.
  143. Мы живем среди людей: кодекс поведения. М.: Политиздат, 1989. -382 с.
  144. Н.В. Культура и личность: этико-аксиологическое истолкование процесса нравственного становления индивида: дисс. канд. филос. наук. -М.: МГУ, 1990.-140 с.
  145. А.Я. Отечественное образование: память, вера, надежда // Педагогика. 1998. — № 8.-С. 18−19.
  146. Г. В., Саломатин A.M. Педагогическое общение: Учеб.пособие. Омск: Изд. ОмГПУ, 1995. — 79 с.
  147. Общение и диалог в практике обучения, воспитания и психологической консультации: Сб.науч.тр. М.: АПН СССР, 1987. — 164 с.
  148. Общение и оптимизация совместной деятельности / под ред. Г. М. Андреевой и Я.Яноушека. М.: Изд. МГУ, 1987. — 302 с.
  149. Общение и развитие психики: Сб. науч.тр. М.: АПН СССР, 1986. -176 с.
  150. Общение и формирование личности школьника. М.: Педагогика, 1987. -152 с.
  151. А.В. Умение обращаться с людьми. М.: ЮНИТИ, 1996. — 318 с.
  152. П.Н. Особенности профессионального развития студентов традиционных и инновационных учебных заведений // Специалист. 2000. — № 5.-С. 32−34.
  153. П.Н. Социальная среда как фактор профессионального развития студента // Специалист. 2000. — № 7. — С. 28−31.
  154. Основы конструктивного общения / Григорьева Т. Т. и др. М.: Совершенство, 1997.-200 с.
  155. Основы этических знаний: Учеб.пособие. СПб: Лань, 1998. — 254 с.
  156. Н.Н. Культура делового общения: содержание и социальные функции: дисс. канд. культуролог, наук. Краснодар: КГАКИ, 1998. -238 с.
  157. А. Мудрость общения. М.: Мол. гвардия, 1990. — 335 с.
  158. Г. А. Повышение уровня толерантности коллектива педагогов и студентов. Омск: Изд-во ОмГАУ, 2003. — 59с.
  159. А.Ю. Управленческое общение: практические советы. М.: Экономика, 1990. — 112 с.
  160. А.П. Деловая коммуникация в профессиональной деятельности. СПб: Знание, ИВЭСЭП, 2001. — 494 с.
  161. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учеб.пособие. -М.: Владемия, 1999.-510 с.
  162. Педагогическая энциклопедия/ под ред.В. В. Давыдова.- В 2 т.- М.: БСЭ, 1994.- 608с.
  163. Ю.И. Культура личностного общения в структуре культуры личности: автореф. дисс. канд. культурологии. Челябинск: ЧГАКИ, 2000. -22 с.
  164. Н.В. Социальная ситуация развития студента в позиционной системе обучения // Среднее профессиональное образование. 2000. — № 7. -С. 36−38.
  165. Пиз А. Язык телодвижений: как читать мысли людей по их позам, мимике, жестам. Томск: Орбита, 1996. — 36 с.
  166. A.M. Самоанализ преподавателя // Специалист. 2000. — № 5.-С. 28−29.
  167. А.М. Урок «социальный проект» в профессиональном образовании. // Среднее профессиональное образование. 2001. — № 5. — С. 11−13.
  168. И.П. Педагогика: Новый курс. М.: Владос, 1999. — 568 с.
  169. Подласый И. П. Педагогика :сто вопросов-сто ответов.-М.:Владос-пресс, 2004.-368 с.
  170. Н.Ю. Педагогика сотрудничества: путь к успеху: Уч.пособие. -Казань: Изд. Казан, ун-та, 1992. 107 с.
  171. Практическая психология для преподавателей / под ред. М. К. Тутушкиной. М.: Филин, 1997. — 325 с.
  172. Программа развития воспитания в системе среднего профессионального образования на 2001−2005 гг. // Среднее профессиональное образование. -2001. -№ 6.-С. 34−43.
  173. Е.В. Педагогические условия развития коммуникативной компетентности // Мир психологии. 2000. — № 2. — С. 191−201.
  174. А. Среди людей: тренинг коммуникативных умений // Прикладная психология и психоанализ. 2000. — № 1. — С. 71−78.
  175. Психология и этика делового общения / под ред. В. Н. Лавриненко. М.: ЮНИТИ, 2000.-326 с.
  176. Психология социальных ситуаций. / Сост. спец.ред. Н. В. Гришина. -СПб: Питер, 2001. 403 с.
  177. Психология управления: курс лекций. М, Новосибирск: Инфра М, Сибирское соглашение, 2001. — 150 с.
  178. Психология: Учебн./под рук. А. А. Крылова. М.: проект, 2001. — 584с.
  179. Л.П. Теория и практика гуманитарного образования: ценностно-коммуникативный подход: автореф. дисс. докт. пед. наук. Волгоград: ВГПУ, 2001.-48 с.
  180. .М. Психологические основы делового общения: Уч. пособие. -Ставрополь: Сервис школа, 2001. 175 с.
  181. С. Академия юных менеджеров и предпринимателей // Росс.экономич.журнал. 1995. -№ 3. — С.80−85.
  182. Рих А. Хозяйственная этика: пер. с нем. М.: Посев, 1996. — 810 с.
  183. Е.И. Психология общения. М.: Владос, 2001. — 336 с.
  184. М.Г. Ценности и мотивы личности в системе непрерывного профессионального образования: дисс. докт. психол. наук. Казань: КГТУ, 1999. -349 с.
  185. Ю.С. Введение в культурологию: Учеб. М.: Черо, 1996.-280 с.
  186. Е.В. Основы психотехнологии общения менеджера: Уч. пособие. -М.: Инфра-М, Новосибирск: НГАЭиУ, 1998. 179 с.
  187. Е.В. Социальная психология: Курс лекций. М.: Инфра-М, Новосибирск: НГАЭиУ, 1999.-221 с.
  188. В.П. Словарь культуры XX века: ключевые понятия и тесты. -М.: Аграф, 1997.-382 с.
  189. П.П. Основы педагогики общения. Минск: Белорусская на-вука, 1998.-320 с.
  190. О.Е. Нравственные проблемы культуры общения: дисс. канд. филос. наук. М.: МГУ, 1992. — 125 с.
  191. В.А. «Как учить?» Еще раз об изучении терминов // Среднее проф.образование. -2001. № 5. — С. 14−16.
  192. Н.В. Психология и педагогика профессиональной деятельности: Учеб. М.: Тандем, Экмос, 1999. — 352 с.
  193. Г. Н. Деятельностный подход при обучении // Специалист. — 1997. -№ 11.-С. 19−21.
  194. Е. Коллективный субъект образовательного процесса// Высш. Образование в России. 2003. — № 4. — С. 154−157.
  195. Г. К. Современные образовательные технологии: Уч.пособие. — М.: Нар. образование, 1998. 255 с.
  196. И.Г. Грамотность, образованность, культура // Информатика и образование. 2002. — № 1. — С. 21−24.
  197. Л.Г., Ярошенко Н. Г. Содержание и технологии обучения в средних специальных учебных заведениях: Уч. пособие для препод. СПУ. — И.: Мастерство, 2001. 272с.
  198. Л.И. Личностно-ориентированные технологии обучения в ССУЗ. // Среднее проф.образование. 2000. — № 7. — С. 10−12.
  199. Н.И. О социально-значимых аспектах коммуникативной компетентности российских менеджеров // Мир психологии. 2000. — № 2. — С. 77−83.
  200. В.В. Подготовка учителей к профессиональной деятельности в условиях личностной ориентации образования. 2000. — № 7. — С. 5−10.
  201. Д.А. Культурология: Учеб. пособие для вузов. М.: Изд. «ПРИОР», 1998.-352 с.
  202. Г. П., Мильчарек Т. Категория «ценность» в философском и педагогическом понимании // Гуманитарное знание. Серия «Преемственность». -Вып.2. -Кн.2. Омск: Изд. ОмГПУ, 1998. — С.138−141.
  203. А.А. Интегративное изучение социально-гуманитарных дисциплин// Специалист. 2003. — № 7. — с.23−24.
  204. Т.Ю. Использование игровой технологии как условие самоидентификации личности // Специалист. 2001.- № 10. — С. 17−18.
  205. Г. Н. Этика бизнеса, деловых и общественных отношений. М.: Ура О, 2001.- 136 с.
  206. Е.О. Проблема общения ребенка и взрослого в работах Л.С.Выготского и М. И. Лисиной // Вопросы психологии. 1996. — № 6. — С. 76−87.
  207. З.В. Университетская гуманитарная среда как условие воспитания личности будущего специалиста: автореф. дисс. канд. пед. наук. Саратов: СГУ, 2001.-28 с.
  208. Социальная психология / Под ред.А. Н. Сухова, А. А. Деркача.-М:Академия, 2002.- 596с.
  209. Социальная психология и этика делового общения: Учеб. пособие / под ред. Лавриненко В. Н. -М.: Культура и спорт, 1995. 160 с.
  210. М.И. Парадоксы общения. // Управление персоналом. 1996. -№ 11.-С. 35.
  211. М.И. Формирование умений учащихся // Специалист. 2001. -№ 10, С. 28−31.
  212. В.А. Деловое общение: Конспект лекций / Степанов В. А., Степанова Г. Ф., Паустьян Е. А. Омск: Изд. ОмГТУ, 1996. — 52 с.
  213. Л.Д. Педагогика: Учеб.- Ростов Дон: Феликс, 2000.- 448с.
  214. И.И. Формирование воспитывающей среды // Специалист.- 2001. № 3. — С. 14−15.
  215. В.Г. Формирование гармонической личности.// Специалист. -2003,-№ 5.-С. 21
  216. П. Формирование педагогической компетентности специалиста в системе непрерывного социокультурного образования// Alma mater. 2003- № 2- С. 2−8.
  217. Я.В. Понятие культура и построение теории содержания образования // Педагогика. 1999. — № 8. -С. 3−11.
  218. Толерантное сознание и формирование толерантных отношений. М.: МПСИ, 2003.-368с.
  219. А.В. Наедине со всеми: о психологии общения. Минск: Полымя, 1990.-208 с.
  220. Л.Д. Основы психологии. Ростов/Дон: Феникс, 2002. — С. 384−391.
  221. Н.Ю. Структура и динамика ценностных ориентаций студенчества в условиях преобразования современного российского общества: регион. аспект: автореф. дисс. канд. культурологии. М.: МГУКИ, 2000. — 22 с.
  222. В.А. Интенсивные педагогические и информационные технологии: Теория и методология учебных деловых игр // Трайнев В. А., Матросова Л. Н., Трайнев И.В.- т.2. М.: МГПУ «Прометей», 2000. — 260с.
  223. Н.Н. Основы делового общения // Менеджмент в России и за рубежом. 2000. — № 5. — С. 24−42.
  224. А.А. Преподавание общеобразовательных гуманитарных дисциплин и стратегия непрерывного образования// Среднее профес. Образование. 1999.-№ 9 — С. 11.
  225. Х.Г. Учитель и культура: проблемы подготовки педагогических кадров // Педагогика. 1998. — № 1. — С. 66−72.
  226. М. О терпимости: пер. с англ. М.: Идеал-пресс, 2000. — 160 с.
  227. Федеральная целевая программа «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе (2001−2005 гг.)». Утв. пост. прав. РФ от 21 авг. 2001 г. № 629 // Собрание законодательства РФ. 2001. — № 36. — ст. 3577.
  228. Феномен культуры: консп. лекций / А. А. Безгубенко и др. Омск: Изд. ОмГТУ, 1998.-44 с.
  229. Е.С. Соционика для Вас: наука общения, понимания, согласия. -Новосибирск: Сиб. хронограф- СПБ: ПО «Питер», 1994.-283 с.
  230. Философия, культура и образование: материалы круглого стола // Вопросы философии. 1999. — № 3. — С. 3−54.
  231. Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие. СПБ: Наука, 2000.-379 с.
  232. О.Б. Проблемы образовательной политики на пороге XXI века // Специалист. 1999. — № 10. — С. 28−30.
  233. В.А. Психология общения для менеджеров. М.: ПЕРСЭ, 2001. -175 с.
  234. С.В. Сидорова JI.3. Гаман С. И. Создание здоровье сберегающего образовательного пространства // Среднее профес. образование: Прилож. к ж-лу СПО. 2001. — № 4. — С. 90−101.
  235. Д.В., Князев В. В. Модернизация образования Зов культуры XXI века // Среднее профессиональное образование. — 2002. — № 8. — С. 8−10.
  236. С.Ю. К общеметодологическому обеспечению воспитывающего обучения // Специалист. 1998. — № 4. — С. 23−25.
  237. С.Ю. Общедеятельностные умения в профессионализации. // Специалист. -2001. № 11. — С. 22−23.
  238. М.А. Этика деловых отношений. Д.: Знание, 1988. — 31 с.
  239. Чучин-Русов А. Е. Образование и культура. // Педагогика. 1998. — № 1. -С. 9−18.
  240. А.С. Система ценностных ориентаций как психологический механизм регуляции жизнедеятельности человека: автореф. дисс. доктора психол. наук. Новосибирск: НГПУ, 2000. — 42 с.
  241. С. Защитим покупателя // Труд. 1989. — 15 февр. — С. 2.
  242. В.П. Как управлять другими, как управлять собой: искусство менеджера. Минск: Алфея, 1996. — 368 с.
  243. П.Н. Введение в российскую деловую культуру: Уч.пособие. -М.: Новости. 2000. — 201 с.
  244. П.Н. Этические принципы ведения дел в России / под общ. ред. С. А. Смирнова. М.: Фин. и статистика, 1999. — 248 с.
  245. Н.Н. Развитие ценностных ориентаций студентов в рамках системы психологического сопровождения. // Среднее профес. образование: Прилож. к ж-лу СПО. 2001. -№ 4. — С. 102−108.
  246. Энциклопедия популярных психологических тестов. М.: Аркадия, 1997.-304 с.
  247. Н.С. О педагогической методике обучения миролюбию М.Липмана // Вопросы философии. 1995. — № 12. — С. 106−109.
  248. И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. М.: Сентябрь, 1996. — 96 с.
  249. . Карьера менеджера / При участии У.Ковака. М.: Прогресс, 1991.-384 с.
  250. О.С. Психолого-педагогические условия подготовки учителя к реализации личностно-ориентированного обучения // Среднее проф. образование. 2000.-№ 7. — С. 15−18.
  251. Е. Святая наука расслышать друг друга// Уч.газ.- 2000. — № 42, 43, 44.
  252. Н.Г. Проблемы корректирования содержания среднего профессионального образования в условиях внедрения нового поколения ГОС СПО// Среднее профес. образование. 2003. — № 2. — С. 2−6.
  253. Dialog der Kulturen//Deutschland.-2002.- № 2. 66 с.
  254. B.Tibi. Gestalt des Zukunfligen.//Deutschland.-1999.-№ 6.- C.37
  255. D.Tirse.Eigenes und frendes// Deutschland.-2002.-№ 2. C. 40−44
  256. R.Hohleitner Hoffnungsperspektiven «Wege der Hoffnung» oder wie werden wirmorgen leben.//Deutschland.-1999.-№ 6- C. 12−15
  257. Zukunftsbilder des XXI Jahrunderts.// Deutschland.-1999.- № 6.-68 c.
  258. Интернет-источник: Универсальная библиотека Кирилла и Мефодия (http:// mega.rm.ru).1. Анкета
  259. Уважаемый студент! В данной анкете перечислены значимые человеческие ценности.
  260. Проранжируйте их от 1 до 25. В конце анкеты укажите Ваш возраст и курс. порядковый1. Мир2. Семейное счастье3. Друзья4. Сотрудничество5. Карьера6. Удовольствия7. Материальное благополучие8. Секс9. Здоровье10. Родители11. Общение12. Культура13. Успех
  261. Свобода (в поступках, действиях)15. Любовь16. Работа17. Жизнь18. Профессионализм19. Терпимость, толерантность20. Честь21. Чуткость22. Совесть23'. Сострадание, сопереживание24. Познание себя25. Самосовершенствование1. Анкета
  262. В данной анкете перечислены умения и качества, способствующие успешному общению.
  263. Вам предлагается оценить эти параметры по отношению к себе.
  264. Умение и качества, способствующие успешному общению Баллы0 1 2 3 4 5
  265. Умение адекватно оценивать себя и других
  266. Умение правильно оценивать ситуацию общения
  267. Умение корректировать свое поведение с учетом ситуации общения4. Умение вести диалог
  268. Умение слушать собеседника6. Умение убеждать
  269. Умение оценивать невербальную коммуникацию1 8. Умение контролировать свои жесты и мимику
  270. Умение контролировать свои отрицательные эмоции10. Умение погашать агрессию
  271. Как вы оцениваете уровень культуры нашего общества: а) высокий -б) средний- в) низкий-
  272. Как вы оцениваете уровень вашей культуры? а) высокий- б) средний- в) низкий-
  273. Существует ли, на ваш взгляд, связь между успехами в профессиональной деятельности и культурологической подготовкой? а) да, и очень существенная- б) нет- в) не задумывался об этом.
  274. Как вы оцениваете собственную культуру общения? а) высокий уровень- б) низкий уровень- в) средний уровень- г) отсутствует.
  275. Какие пути совершенствования культуры взаимодействия вы можете предложить?
  276. В межличностном взаимодействии в вашем окружении чаще всего присутствуют: а) толерантность, терпимость- б) агрессивность, чаще словесная- в) негативные эмоции- г) чаще агрессивность, чем терпимость- д) чаще сочувствие, чем агрессия.8.Общение для вас -это.
  277. Если ваш собеседник в общении демонстрирует неадекватное поведение, то вы: а) ответите ему тем же-б) стараетесь улучшить его настроение, перестроить общение в лучшую сторону-в) прекращаете с ним общаться.
  278. Прощаете ли Вы ошибки, непреднамеренно причиненные Вам неприятности? а) да-б) нет-в) иногда-г) стараюсь, но не всегда получается.
  279. Раздражают ли Вас физические и психологические недостатки партнеров? а) да-б) нет-в) мне все равно.
  280. Как Вы считаете, культура общения: а) способствует комфортному межличностному взаимодействию-б) помогает достигнуть профессионального и личностного успеха-в) не влияет на успешную деятельность-г) затрудняюсь ответить-д) мое личное мнение
  281. Имеется ли у вас личный опыт негативного общения? а) да-б) нет-в) затрудняюсь ответить.1. АНКЕТАдля определения реально существующего вида отношений педагогов и студентов ОФЭК
  282. Необходимо выбрать желаемый и реально существующий виды отношений педагогов и студентов (отметить в соответствующей графе знаком «+»)1. Реально Желаемый видсуществующий Отношенийвид отношений насколько они реальны
  283. Отношение нейтралитета: свободноеобщение с учениками на интеллекту- ально-познавательном уровне, увлечен- ность учителя своим предметом, эруди- рованность
  284. Отношения опеки: забота до навязчи-вости боязнь всякой самостоятельности, постоянный контакт с родителями
  285. Отношения диктата: строгая дисци-плина, четкие требования к порядку, к знаниям при официально-деловом обще- нии.
  286. Отношения конфронтации: скрытая не-приязнь, постоянное недовольство рабо- той по предмету- в общении пренеб- режительно деловой тон
  287. Отношения сотрудничества: соучастиево всех делах, интерес друг к другу, оптимизм и взаимное доверие в обще- нии
  288. Назовите причины конфликтных ситуаций, если они случаются в общении педагога и студента:
  289. Назовите типичные способы поведения преподавателей по отношению к студентам:
  290. Что бы вы хотели пожелать педагогам в целях совершенствования их отношений со студентами?
  291. ДИАГНОСТИКА СОСТОЯНИЯ АГРЕССИИ Вопросник состоит из 75 утверждений, на которые испытуемый отвечает «да"или «нет'
  292. Временами я не могу справиться с желанием причинить вред другим. Да, нет
  293. Иногда сплетничаю о людях, которых не люблю. Да, нет
  294. Я легко раздражаюсь, но быстро успокаиваюсь. Да, нет
  295. Если меня не попросят по-хорошему, то я не выполню. Да, нет
  296. Я не всегда получаю то, что мне положено. Да, нет
  297. Я не знаю, что люди говорят обо мне за моей спиной Да, нет
  298. Если я не одобряю поведение друзей, я даю им это почувствовать. Да, нет
  299. Когда мне случалось обмануть кого-нибудь, я испытывал мучительные уг- Да, нет рызения совести.
  300. Мне кажется, что я не способен ударить человека. Да, нет
  301. Я никогда не раздражаюсь настолько, чтобы кидаться предметами. Да, нет
  302. Я всегда снисходителен к чужим недостаткам. Да, нет
  303. Если мне не нравится установленное правило, мне хочется нарушить его. Да, нет
  304. Другие умеют почти всегда пользоваться благоприятными обстоятельства- Да, нет ми.
  305. Я держусь настороженно с людьми, которые относятся ко мне несколько бол< Да, нет дружественно, чем я ожидал.
  306. Я часто бываю не согласен с людьми. Да, нет
  307. Иногда мне на ум приходят мысли, которых я стыжусь. Да, нет
  308. Если кто-нибудь первым ударит меня, я не отвечу ему. Да, нет
  309. Когда я раздражаюсь, я хлопаю дверями. Да, нет
  310. Я гораздо более раздражителен, чем кажется. Да, нет
  311. Если кто-то воображает из себя начальника, то я всегда поступаю ему нале- Да, нет рекор.
  312. Меня немного огорчает моя судьба. Да, нет
  313. Я думаю, что многие люди не любят меня. Да, нет
  314. Я не могу удержаться от спора, если люди не согласны со мной. Да, нет
  315. Люди, увиливающие от работы, должны испытывать чувство вины. Да, нет
  316. Тот, кто оскорбляет меня и мою семью, напрашивается на драку. Да, нет
  317. Я не способен на грубые шутки. Да, нет
  318. Меня охватывает ярость, когда надо мной насмехаются. Да, нет
  319. Когда люди строят из себя начальников, я делаю все, чтобы они не зазнава- Да, нет лись.
  320. Почти каждую неделю я вижу кого-нибудь, кто мне не нравится. Да, нет
  321. Довольно многие люди завидуют мне. Да, нет
  322. Я требую, чтобы люди уважали меня. Да, нет
  323. Меня угнетает то, что я мало делаю для своих родителей. Да, нет
  324. Люди, которые постоянно изводят вас, стоят того, чтобы их «щелкнули по Да, нет носу».
  325. Я никогда не бываю мрачен от злости. Да, нет
  326. Если ко мне относятся хуже, чем я того заслуживаю, я не расстраиваюсь. Да, нет
  327. Если кто-то выводит меня из себя, я не обращаю внимания. Да, нет
  328. Хотя я и не показываю этого, меня иногда гложет зависть. Да, нет
  329. Иногда мне кажется, что надо мной смеются. Да, нет
  330. Даже если я злюсь, я не прибегаю к «сильным» выражениям. Да, нет
  331. Мне хочется, чтобы мои грехи были прощены. Да, нет
  332. Я редко даю сдачи, даже если кто-нибудь ударит меня. Да, нет ф 42. Когда получается не по-моему, я иногда обижаюсь. Да, нет
  333. Иногда люди раздражают меня одним своим присутствием. Да, нет
  334. Нет людей, которых я бы по-настоящему ненавидел. Да, нет
  335. Мой принцип: «Никогда не доверять «чужакам». Да, нет
  336. Если кто-нибудь раздражает меня, я готов сказать, что я о нем думаю. Да, нет
  337. Я делаю много такого, о чем впоследствии жалею. Да, нет
  338. Если я разозлюсь, я могу ударить кого-нибудь. Да, нет
  339. С детства я никогда не проявлял вспышек гнева. Да, нет
  340. Я часто чувствую себя, как пороховая бочка, готовая взорваться. Да, нет ^ 51. Если бы все знали, что я чувствую, меня бы считали человеком, с которым Да, нетнелегко работать.
  341. Я всегда думаю о том, какие тайные причины заставляют людей делать что- Да, нет нибудь приятное для меня.
  342. Когда на меня кричат, я начинаю кричать в ответ. Да, нет
  343. Неудачи огорчают меня. Да, нет Ф 55 Сдерусь не реже и не чаще чем другие Да, нет
  344. Я могу вспомнить случаи, когда я был настолько зол, что хватал попавшую- Да, нет ся мне под руку вещь и ломал ее.
  345. Иногда я чувствую, что готов первым начать драку. Да, нет
  346. Иногда я чувствую, что жизнь поступает со мной несправедливо. Да, нет
  347. Раньше я думал, что большинство людей говорит правду, но теперь я в это Да, нет не верю.60.ругаюсь только со злости Да, нет
  348. Когда я поступаю неправильно, меня мучает совесть. Да, нет
  349. Если для защиты своих прав мне нужно применить физическую силу, я Да, нет щ, применяю ее.
  350. Иногда я выражаю свой гнев тем, что стучу кулаком по столу Да, нет
  351. Я бываю грубоват по отношению к людям, которые сне не нравятся Да, нет
  352. У меня нет врагов, которые бы хотели мне навредить. Да, нет
  353. Я не умею поставить человека на место, даже если он того заслуживает. Да, нет
  354. Я часто думаю, что жил неправильно. Да, нет
  355. Я знаю людей, которые способны довести меня до драки. Да, нет ф 69. Я не огорчаюсь из-за мелочей. Да, нет
  356. Мне редко приходит в голову, что люди пытаются разозлить, или оскор- Да, нет бить меня.
  357. Я часто только угрожаю людям, хотя и не собираюсь приводить угрозы в Да, нет исполнение.
  358. В последнее время я стал занудой. Да, нет Ф 13. В споре я часто повышаю голос. Да, нет
  359. Я стараюсь обычно скрывать свое плохое отношение к людям. Да, нет
  360. Я лучше соглашусь с чем-либо, чем стану спорить. Да, нет
  361. Индекс враждебности включает в себя 5 и 6 шкалу, а индекс агрессивности (прямой и мотивационный) включает в себя шкалы 1.3.7.
  362. Нормой агрессивности является величина ее индекса, равная 21 ±4. а враждебности -6.5 -7 ± 3. При этом обращается внимание на возможность достижения определенной величины, показывающей степень проявления агрессивности.
  363. Методика диагностики коммуникативной установки1. В.В. Бойко
  364. Мо принцип в отношениях с людьми: доверяя, но проверяй.
  365. Лучше думать о человеке плохо и ошибиться, чем наоборот (думать хорошо и ошибиться).
  366. Высокопоставленные должностные лица, как правило, ловкачи и хитрецы.
  367. Современная молодежь разучилась испытывать глубокое чувство любви.
  368. С годами я стал более скрытным, потому что часто приходилось расплачиваться за свою доверчивость.
  369. Практически в любом коллективе присутствует зависть или подсиживание.
  370. Большинство людей лишено чувства сострадания к другим.
  371. Большинство работников на предприятиях и в учреждениях старается прибрать к рукам все, что плохо лежит.
  372. Подростки в большинстве своем сегодня воспитаны хуже, чем когда бы то ни было.
  373. В моей жизни часто встречались циничные люди.
  374. Бывает так: делаешь добро людям, а потом жалеешь об этом, потому что они платят неблагодарностью.
  375. Добро должно быть с кулаками.
  376. С нашим народом можно построить счастливое общество в недалеком будущем.
  377. М.Неумных вокруг себя видишь чаще, чем умных.
  378. Большинство людей, с которыми приходится иметь деловые отношения, разыгрывают из себя порядочных, но по сути они иные.
  379. Я очень доверчивый человек.
  380. Правы те, кто считает: надо больше бояться людей, а не зверей.
  381. Милосердие в нашем обществе в ближайшем будущем останется иллюзией.
  382. Наша действительность делает человека стандартным, безликим.
  383. Воспитанность в моем окружении на работе редкое качество.
  384. Практически я всегда останавливаюсь, чтобы дать по просьбе прохожего жетон для телефона-автомата в обмен на деньги.
  385. Большинство людей пойдет на безнравственные поступки ради личных интересов.
  386. Люди, как правило, безынициативны в работе.
  387. Пожилые люди в большинстве показывают свою озлобленность каждому.
  388. Большинство людей на работе любят посплетничать друг о друге.
  389. Итак, вы ознакомились с вопросами и зафиксировали свои ответы. Теперь переходим с обработке данных и интерпретации результатов.
  390. Признаки негативной установки
  391. Завуалированная жестокость в отношениях к людям, в суждениях оних.
  392. Максимально можно набрать 20 баллов. Сколько получилось у Вас? Чем больше заработанных очков, тем отчетливее выражена завуалированная жесткость в отношении к людям.
  393. Открытая жестокость в отношениях к людям.
  394. Обоснованный негативизм в суждениях о людях.
  395. , т. е. склонность делать необоснованные обобщения негативных фактов в области взаимоотношений с партнерами и в наблюдении за социальной действительностью.
  396. О наличии такого компонента в негативной установке свидетельствуют следующие вопросы из упомянутого опросника: 4 -да (2), 9 -да (2), 14 -да (2), 19-да (2), 24 -да (2). Максимальное количество баллов — 10. А как обстоит с брюзжанием у Вас?
  397. Негативный личный опыт общения с окружающими.
  398. Сколько баллов набрали Вы из 20 максимально возможных? Подведем итоги:
  399. Негативная коммуникативная установка
  400. Показатели Максимум баллов Вами полученные баллы Процент от максимума баллов
  401. Завуалированная жестокость 201. Открытая жестокость 45 1. Обоснованный негативизм 5 1. Брюзжание 10
  402. Негативный опыт общения 201. Всего: 100
  403. Какой суммарный балл получен Вами, если учесть все показатели негативной коммуникативной установки?
Заполнить форму текущей работой