Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Подготовка курсантов военных вузов к работе с военнослужащими, склонными к неуставным взаимоотношениям

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Апробация и внедрение результатов работы. Результаты исследования и теоретические обобщения апробированы в ходе обсуждений данной проблемы на заседаниях ученого совета КВВКУ, на совещаниях кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин КВВКУ и кафедры МИД КНИТУ, в докладах и сообщениях, представленных на международных, межвузовских конференциях и семинарах: а) международные конференции… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. РЕТРОСПЕКТИВНЫЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ НЕУСТАВНЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ В ВОИНСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ КАК СИСТЕМНЫЙ ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ

1.1. Анализ историко-педагогической литературы по проблеме возникновения и профилактики неуставных взаимоотношений в воинском коллективе. Методика подготовки будущих офицеров к работе с военнослужащими, склонными к неуставным взаимоотношениям, на ретро-этапах.

1.2. Психолого-педагогическая сущность, формы, причины возникновения, специфика проявления, последствия неуставных взаимоотношений в воинском коллективе. Особенности воинского коллектива.

1.3. Характеристика военнослужащих, склонных к неуставным взаимоотношениям. Особенности превентивной работы и проблемы ее организации с военнослужащими группы риска. Основные противоречия в подготовке курсантов к профилактике неуставных взаимоотношений.

1.4. Особенности превентивной подготовки военных специалистов к работе с военнослужащими с девиантным поведением за рубежом.

1.5. Современное состояние профилактики неуставных взаимоотношений, анализ документации. Современные задачи, содержание, методика и особенности профилактической работы с военнослужащими, склонными к неуставным взаимоотношениям (на основе учебно-воспитательных материалов КВВКУ, г. Казань).

Выводы по главе 1.

ГЛАВА II. РЕАЛИЗАЦИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ НЕУСТАВНЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ В ВОИНСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ.

2.1. Комплекс психолого-педагогических условий по подготовке курсантов к превентивной работе с военнослужащими группы риска (на примере КВВКУ, г. Казань).

2.2. Методика опытно-экспериментальной работы.

2.3. Ход и результаты опытно-экспериментальной работы.

Выводы по главе II.

Подготовка курсантов военных вузов к работе с военнослужащими, склонными к неуставным взаимоотношениям (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Общеизвестно, что неотъемлемым компонентом обеспечения высокой боевой готовности воинских частей является система воспитания и подготовки военнослужащих, которая, как и многие сферы человеческой деятельности, претерпевает значительные изменения. В основе этой системы с давних времен находилась идея служения своему Отечеству, верности воинскому долгу, духовным и боевым традициям армии и флота. Главным носителем этой идеи является офицер, отвечающий за обучение и воспитание своих подчиненных, формирующий у них чувство любви и уважения к Родине, ее прошлому и настоящему, гордости за принадлежность к Вооруженным Силам.

Растущее количество отклоняющихся от нормы поступков военнослужащих, является опасным дестабилизирующим фактором, отрицательно воздействующим на морально-психологическое состояние личного состава войск и качество выполнения ими боевых задач.

Практика организации военно-педагогической работы военнослужащих проявляет несовершенство воспитательной подготовки личного состава: частые действия руководства «напоказ», недостаточную разработанность тестов и методов, выявляющих «сложных» в плане воспитания курсантов при изначальном профессиональном отборе будущих кадров, откровенное покрывательство вопиющих случаев неуставщины в воинском коллективе (стремление «замять» их), некомпетентную «межзвеньевую» работу участников воспитательного процесса, а также отсутствие полноценных в информативном плане контактов с родственниками курсантов — все это и многое другое приводит к увеличению численности пострадавших от негативных последствий неуставных взаимоотношений военнослужащих.

Актуальность исследования очевидна: согласно сведениям, распространенным на заседаниях Общественного совета при Министерстве обороны России в 2010;2012гг., сегодня в военную среду попадает значительное количество молодых людей с опытом асоциального поведения и чрезвычайно низким уровнем дисциплинированности и мотивированности к воинской службе — как следствие, ухудшается дисциплина в воинских коллективах, дестабилизируется процесс формирования сплоченного коллектива, падает уровень его боеготовности и патриотизма, страдают взаимоотношения — проявляются неуставные взаимоотношения (далееНУВ), рассматриваемые в исследовании как девиантные (отклоняющиеся от нормы), как нарушения воинской дисциплины.

Многие современные военные вузы не имеют четкой профилактической программы подобных нарушений: превентивной подготовке курсантов уделяется фрагментарное внимание и, как следствие, молодые офицеры действуют либо по старым, изжившим себя методическим схемам, либо интуитивно, полагаясь на опыт коллег. Военнослужащие, склонные к НУВ, выделяются в категорию группы риска, и потому профилактическая работа с ними должна строиться особым образом, в отличие от остальных будущих офицеров.

В сложных условиях реформирования армии растет спрос на подготовку компетентных военных специалистов, способных в сжатые сроки научить воинский коллектив дисциплинированности, помочь преодолеть барьер неуставных взаимоотношений, невзирая на методические сложности. Тщательная психолого-педагогическая подготовка курсантов способна существенно повысить продуктивность принимаемых внутри коллективных решений конфликтов, а значит, совершенствовать способы борьбы с НУВ.

Проведенный нами теоретический анализ имеющихся исследований показал, что к проблеме НУВ среди военнослужащих в воинских коллективах обращались представители разных наук: психологи, педагоги, юристы, социологи, философы, медики. Так, А. Я. Анцупов, Ю. А. Александровский, С. В. Березина, Ю. И. Дерюгин, Е. В. Змановская, М. П. Крапивин, Ю. М. Кудрявцев, Р. Х. Шакуров и др. рассмотрели социально-психологические основы предупреждения и разрешения межличностных конфликтов среди военнослужащихА.В.Барабанщиков, Ю. А. Талдыкин решали проблему сплочения воинских коллективовА.Д.Глоточкин поднимал проблему формирования взаимоотношений в воинских коллективахС.И.Денисенко исследовал проблемы дисциплинированности воинов и укрепления дисциплиныА. Колосов, В. М. Круг, Ю. М. Кудрявцев и др. показали основные пути предупреждения НУВ военнослужащих в воинском коллективеС.В.Конинин показал негативные последствия НУВ среди военнослужащих как социального явленияД.В.Клепиков провел социологическое исследование НУВ, выявил причины и условия возникновенияЛ.В.Блинова, Н. Е. Бурин, И. А. Галеев, А. М. Карпов, В. М. Ловчев, В. Д. Менделевич, И. В. Меркулов, Р. Г. Садыкова обращались к вопросам происхождения, сущности, форм НУВН.В.Нарыков раскрыл социальные факторы возникновения НУВ среди военнослужащих и определил пути их преодоленияН.И.Головченко осветил правовую сторону решения проблемы НУВА.А.Федотов разработал педагогические основы формирования уставных взаимоотношений и др.

Сущность, содержание и структуру педагогической профилактики как составной части превентивной педагогики рассматривали в своих работах О. В. Бакушин, В. Н. Герасимов, Ю. Н. Дюндик, А. С. Миронов и др.

В рамках исследования выявлено основное противоречие между объективной необходимостью подготовки курсантов военных вузов к работе с военнослужащими, склонными к НУВ, и недостаточной разработанностью данной проблемы.

Научная задача исследования: определить комплекс психолого-педагогических условий подготовки курсантов военных вузов к работе с военнослужащими, склонными к НУВ.

Объект исследования — образовательный процесс в ввузе и его потенциал в подготовке курсантов к работе с военнослужащими, склонными к НУВ.

Предмет исследования — состав и особенности комплекса психолого-педагогических условий подготовки курсантов к работе по предупреждению НУВ.

Цель исследования — теоретически обосновать и экспериментально проверить комплекс психолого-педагогических условий подготовки курсантов к работе с военнослужащими, склонными к НУВ.

Гипотеза исследования: подготовка курсантов к работе с военнослужащими, склонными к НУВ, может быть успешной в образовательном процессе военного вуза при реализации следующего комплекса психолого-педагогических условий:

1) внедрение в образовательный процесс ввуза методики поэтапной профилактики НУВ, направленной на выявление типологии «трудных» военнослужащих (т.е. трудновоспитуемых, социально запущенных).

2) диагностика и прогнозирование неуставного поведения военнослужащих на основе интеграции комплекса превентивных дисциплин (превентивная психология, морально-психологическое обеспечение, психология воинской дисциплины, психология экстремальных ситуаций, девиантология).

3) организация культурно-досуговой работы курсантов, направленной на предупреждение НУВ в воинском коллективе (на примере работы литературно-театральной студии Казанского высшего военного командного училища (КВВКУ), г. Казань).

4) профессиональная переподготовка курсантов и научно-педагогического состава военных вузов по программе «Психология профессиональной деятельности».

В соответствии с поставленной целью и гипотезой в исследовании решались следующие задачи:

1) провести рестроспективный анализ проблемы НУВ в воинском коллективе, показать ее особенности в образовательно-воспитательной деятельности.

2) раскрыть сущность и специфику подготовки курсантов ввузов к работе с военнослужащими, склонными к НУВ, в нашей стране и в ряде зарубежных странсистематизировать знания о военнослужащих, склонных кПУВ.

3) обосновать комплекс психолого-педагогических условий подготовки курсантов ввузов к работе с военнослужащими, склонными к НУВ.

4) разработать практические опросники для командиров для измерения самооценки курсантов и научно-педагогического состава в плане готовности работы с военнослужащими, склонными к НУВ.

5) экспериментально проверить эффективность комплекса психолого-педагогических условий подготовки курсантов к работе с военнослужащими, склонными к НУВ, с целью предупреждения (минимизации) НУВ в воинском коллективе.

Теоретическую базу исследования составили научные исследования, посвященные общей теории обучения в высшей школе (И.А.Алехин, A.B.Барабанщиков, В. Н. Герасимов, Л. И. Гурье, В. П. Давыдов, В. Г. Иванов, А. А. Кирсанов, М. А. Лямзин, И. В. Меркулов, П. Н. Осипов, С. П. Поляков и др.) — научные концепции о методах иследования проблем в военной педагогике (И.А.Алехин, О. В. Бакушин, В. Г. Гетманский, П. П. Глушенко, В. М. Круг, А. А. Федотов и др.) — научные положения превентивной педагогики и психологии (Я.И.Гилинский, Н. И. Головченко, Ю. Н. Дюндик, А. Колосов,.

Ю.М.Кудрявцев, Н. И. Марченко, А. С. Миронов, М. А. Одзишвили, В. Н. Приходько, В. Н. Селезнев, В. Е. Уткин, Р. Х. Шагимуллин, А. И. Шипилов и др.) — труды, посвященные проблемам подготовки военных специалистов и формирования готовности к профессиональной деятельности (Л.А.Бублик, В. Н. Герасимов, А. Д. Глоточкин, А. А. Гоголкин, Л. Ф. Железняк, Д. В. Хробостов и др.).

Методологическую основу исследования составили общенаучные методологические подходы (исторический, системный, комплексный, структурно-функциональный, процессуальный, личностно-социально-деятельностный, прогностический и др.). Исследование было проведено в соответствии с принципами научности и объективности с использованием комплекса теоретических и эмпирических методов (наблюдение, опрос, тестирование, анализ учебной деятельности (в т.ч. ретроанализ), эксперимент, моделирование), методов статистической обработки данных (сравнительный анализ, обобщение).

Исследовательская и опытно-экспериментальная работа проводилась с сентября 2006 года по февраль 2012 года в три этапа па базе КВВКУ (Казанское высшее военное командное училище), г. Казань.

Первый этап (2006;2011гг.) предполагал сбор, изучение и обобщение автором научной информации по исследуемой проблеме — как архивной, так и современной. Подверглись изучению отечественные и зарубежные источники информации, написаны статьи по исследуемому явлению. На основе ознакомления с документами и методиками по организации подготовки курсантов и преподавателей были определены объект и предмет научного поиска, сформулированы цель, гипотеза и задачи данного исследования, уточнен состав контрольной и экспериментальной групп для участия в педагогическом эксперименте.

Второй этап (2011;2012гг.) представил констатирующий педагогический эксперимент исследования. Содержанием его являлись: организация и проведение педагогических мероприятий, направленных на достижение цели и задач исследованиявнедрение в образовательный процесс комплекса психолого-педагогических условий, направленных на повышение уровня подготовки курсантов экспериментальной группы к работе с военнослужащими, склонными к нарушениям дисциплины в воинском коллективе.

Третий этап (2012г.) — этап завершения педагогического эксперимента, включавший анализ полученных результатов, оценку критериев эффективности выбранных методик, формулировку выводов, практических рекомендацийоформление диссертационного исследования, апробация полученных данных в лекциях, научных статьях, докладах, методических семинарах.

Научная новизна исследования заключается:

1) в раскрытии сущности и специфики подготовки курсантов военного вуза (на примере КВВКУ, г. Казань) к профилактической работе с военнослужащими, склонными к НУВ, на основе программы переподготовки «Психология профессиональной деятельности» КВВКУ, г. Казань (внутри программы курса автор развивает направление по девиантологии).

2) в определении, обосновании комплекса основных психолого-педагогических условий процесса подготовки курсантов ввузов к работе с военнослужащими, склонными к НУВ. Внедрение комплекса психолого-педагогических условий в психолого-педагогическую практику доказало прямое влияние реализации комплекса психолого-педагогических условий на формирование требуемого уровня готовности курсантов к превентивной работе в военном вузе и войсках. В рамках этого: а) обоснована необходимость организации культурно-досуговой работы курсантов, склонных к НУВ, — на примере работы литературно-театральной студии Казанского высшего военного командного училища (КВВКУ), г. Казань. Разработана концепция литературно-театральной студии и содержание ее программы с целью коррекции девиантного поведения военнослужащих группы риска с помощью искусства. б) разработаны опросники, которые могут служить дополнительным средством диагностирования самооценки курсантов и научно-педагогического состава в отношении их готовности к работе с девиантным поведением военнослужащих. в) внедрены в учебный процесс ввуза (КВВКУ) дополнительные факультативные дисциплины превентивной направленности (девиантология, превентивная педагогика и психология, психология воинской дисциплины).

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что его результаты в своей совокупности содержат варианты решения научной задачи военной педагогики — совершенствования процесса психолого-педагогической подготовки курсантов к профилактической работе с военнослужащими, склонными к НУВ. Определенный нами комплекс психолого-педагогических условий процесса подготовки курсантов к превентивной деятельности позволяет конкретизировать современные педагогические представления об оптимизации процесса и может служить научной опорой для других педагогических исследований, связанных с проблемами превентивной педагогики и психологии.

Практическая значимость исследования заключается в том, что на его материалах диссертантом апробирован и внедрен в образовательный процесс КВВКУ (г.Казань) курс дисциплин превентивной направленности. Доказана необходимость организации литературно-театральных студий в рамках культурно-досуговой работы курсантов как одно из условий минимизации НУВ в воинском коллективе. Разработанные диссертантом опросники могут служить дополнительным средством диагностирования самооценки курсантов и научно-педагогического состава в отношении их готовности к работе с девиантным поведением военнослужащих.

На защиту выносятся:

1) состав и особенности психолого-педагогических условий подготовки курсантов ввузов к работе с военнослужащими, склонными к НУВ.

2) структурные элементы и содержание дополнительной учебной программы подготовки курсантов «Психология профессиональной деятельности» (КВВКУ, г. Казань).

3) доказательство того, что внедрение комплекса психолого-педагогических условий в образовательный процесс военного вуза способно формировать необходимый уровень подготовки курсантов к работе с военнослужащими, склонными к НУВ.

Апробация и внедрение результатов работы. Результаты исследования и теоретические обобщения апробированы в ходе обсуждений данной проблемы на заседаниях ученого совета КВВКУ, на совещаниях кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин КВВКУ и кафедры МИД КНИТУ, в докладах и сообщениях, представленных на международных, межвузовских конференциях и семинарах: а) международные конференции («Формирование профессиональной компетентности студентов в системе вузовской подготовки: проблемы, поиски, решения» (Стерлитамак, 2010), «МККК: миссия и деятельность» (Казань, 2010)) — б) межвузовские конференции («Девиации в поведении военнослужащих и допризывной молодежи» (Казань, 2009, 2010), «Система подготовки учащейся молодежи к службе в армии» (2009).

Основное содержание исследования опубликовано в 11 статьях, из них 3 — в изданиях, входящих в перечень ВАК.

Материалы диссертации внедрены в образовательный процесс Казанского высшего военного командного училища (КВВКУ), г. Казань.

Структура диссертации. Диссертационное исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы (200 источников) и 11 приложений.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВЫВОДЫ.

1. Определенное в исследовании противоречие между объективной необходимостью подготовки курсантов военных вузов к работе с военнослужащими, склонными к неуставным взаимоотношениям (НУВ) и недостаточной разработанностью данной проблемы в педагогической науке с точки зрения реализации комплекса продуктивных психолого-педагогических условий подтверждает актуальность детального исследования подобных явлений и анализа соответствующих методических решений.

2. Проведенный анализ архивных документов по системе превентивной подготовки будущих офицеров ввузов к работе с военнослужащими с отклоняющимся поведением показал недостаточную разработанность этой системы на разных исторических этапах.

3. Повышение качества подготовки курсантов и преподавателей ввузов к превентивной работе с военнослужащими группы риска представляется возможным при внедрении в работу комплекса психолого-педагогических условий ввуза с целью минимизации проявлений неуставных взаимоотношений в воинском коллективе. Условиями представлены: 1) внедрение в образовательный процесс ввуза методики поэтапной профилактики неуставных взаимоотношений, направленной на выявление типологии «трудных» военнослужащих. 2) диагностика и прогнозирование неуставного поведения военнослужащих на основе интеграции комплекса превентивных дисциплин (превентивная педагогика и психология, МПО (морально-психологическое обеспечение), психология воинской дисциплины, психология экстремальных ситуаций, девиантология). 3) организация культурно-досуговой работы курсантов, направленная на предупреждение неуставных взаимоотношений в воинском коллективе (на примере работы литературно-театральной студии Казанского высшего военного командного училища (КВВКУ), г. Казань). 4) профессиональная переподготовка курсантов и научно-преподавательского состава военных вузов по программам: «Педагогика высшей школы» и «Психология профессиональной деятельности».

4. Изучение и анализ сложившейся практики и организации содержания и методики процесса подготовки курсантов к профилактике неуставных взаимоотношений среди военнослужащих ввузов вскрыли его основные тенденции, уровень проблемы неуставных взаимоотношений в ввузе, положительный опыт и недостатки превентивной деятельности командного состава ввуза и системы организации превентивной подготовки в целом, доказали необходимость оптимизации процесса подготовки к превентивной деятельности на основании определения комплекса психолого-педагогических условий.

5. Процесс педагогической профилактики неуставных взаимоотношений среди военнослужащих предполагает определенную этапность реализации преподавателями ввузов превентивной деятельности, включающей: определение уровня дисциплины в коллективе, фактов неуставных взаимоотношений (средствами изучения личных дел, отзывов, анкетирования, наблюдения), диагностику уровня недисциплинированности военнослужащих с отклоняющимся поведениеманализ содержания профилактической работы с конкретной группой риска (средствами индивидуализации, дифференциации) — проведение превентивной работы с военнослужащими, склонными к неуставным взаимоотношенияманализ полученных данных, обработка результатов, прогнозирование дальнейшей превентивной деятельности.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.

1. В интересах повышения психолого-педагогической подготовки курсантов военных вузов к профилактической работе с военнослужащими, склонными к неуставным взаимоотношениям, а также для более эффективного управления процессом профилактики подобных взаимоотношений целесообразно использовать полученные результаты в программах повышения квалификации преподавателей КВВКУ и других военных вузов страны, на курсах переподготовки курсантов, командным составом ввуза.

2. Центру переподготовки военнослужащих силовых структур КНИТУ в целях более качественной подготовки научно-педагогического состава к работе с курсантами с девиантным (отклоняющимся) поведением, ранней диагностики и прогнозирования негативных явлений во взаимоотношениях в воинском коллективе рассмотреть целесообразность включения в учебную программу материалов исследования в качестве спецкурса (факультатива на 100 учебных часов) по темам: «Психологические особенности военнослужащих, склонных к неуставным взаимоотношениям и работа с ними в ввузе», «Поэтапное планирование превентивной работы в отношении военнослужащих группы риска», «Организация культурно-досуговой работы военнослужащих средствами литературно-театральных студий», «Подготовка курсантов ввузов к превентивной работе с военнослужащими с девиантным поведением». Цель — минимизация девиантных проявлений и корректное управление ими в воинском коллективе.

3. Командованию КВВКУ и других военных вузов страны целесообразно организовать консультационный пункт по профилактике неуставных взаимоотношений, в состав которого подобрать высокомотивированнуга группу, состоящую из военных и гражданских специалистов, имеющих определенные знания и умения в области коррекционной педагогики психологии и методики их преподавания, психологии, психиатрии, девиантологии, юриспруденции.

4. Командному составу КВВКУ и других военных вузов РФ целесообразно не реже одного раза в квартал обобщать и распространять передовой опыт работы должностных лиц по диагностике и психолого-педагогическому анализу неуставного поведения у военнослужащих с учетом проанализированного критериального аппарата, уточняющего риск недисциплинарного поведения.

5. Министерству обороны РФ обеспечить прозрачность организации четкого функционирования межзвеньевой учебно-воспитательной работы военных вузов (командного состава, офицеров, преподавателей, сержантов) для обеспечения возможности раннего диагностирования неуставного поведения военнослужащих.

6. Министерству обороны РФ уделить повышенное внимание в отношении внедрения в учебный процесс ввуза — в качестве обязательных (не только факультативных) — следующих дисциплин: превентивная педагогика и психология, МПО (морально-психологическое обеспечение войсковой службы), психология воинской дисциплины, психология экстремальных ситуаций, девиантология.

7. Командному составу КВВКУ и других военных вузов страны наладить организацию культурно-досуговой деятельности курсантов с целыо возможности творческого самовыражения курсантов и повышения мотивации к учебе средствами создания литературно-театральных студий при ввузе.

8. Для грамотной профилактики, недопущения неуставных взаимоотношений в воинском коллективе должны осуществляться: своевременная переподготовка и расширение компетентности руководящего состава в плане превентивной подготовки путем организации курсов дополнительного психолого-педагогического образования по решению проблемы неуставных взаимоотношений на основе современных требований к содержанию программотведение достаточного количества часов в учебной программе на изучение раздела по девиантологии, превентивной педагогике и психологииболее качественный «отбор» кадров в ряды армии (тщательный ретроспективный анализ документов, личных дел военнослужащих с целью определения военнослужащего в группу риска при наличии информации о возможных противообщественных поступковконстантное наблюдение за личностью, адекватная диагностика его дисциплинарного уровня, а также учет психологической совместимости участников военного коллектива) — отказ от чрезмерной педагогической авторитарности, слишком жесткого воздействия на подчиненныхразработка содержания деятельности хорошо обученных сержантов, священнослужителей и постоянное присутствие войскового психологаподдерживание контактов с родственниками курсантов, склонных к неуставным взаимоотношениямпоявление информационных каналов, «горячих линий», видеокамер наблюдения.

Дальнейшие исследования в продолжение данной работы целесообразно проводить по следующим направлениям: оптимизация управления процессом подготовки курсантов ввузов к работе с военнослужащими с девиантным поведениемразработка условий продуктивной культурно-досуговой работы в ввузе в отношении военнослужащих с отклоняющимся поведениемпостроение системы изучения девиаций в поведении военнослужащих в курсе высшего военного образования.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Ю.А. Пограничные психологические расстройства: диагностика тревожных и депрессивных состояний у военнослужащих / Ю. А. Александровский. -М.: ЦВ СПЛИ ВС РФ, 1994.
  2. И.А. Развитие теории и практики образования в России: дис.. д-ра пед. наук/ И. А. Алехин. М., 2005.
  3. П.И. Воспитание нравственных ценностей у офицеров современной армии / П. И. Антипин // Мир образования образование в мире. — 2010. — № 2(38). — С. 10−16.
  4. К. Диагностика неуставного поведения военнослужащих/ К. Амбаров // Информационно-методический сборник ЦВСППИ. 1992. -№ 2.- С.22−30.
  5. О. Воинское воспитание в истории Российской армии / О. Анашкин // Ориентир. 2003. -№ 11.- С.46−50.
  6. О. Организация, методика и практика воспитательной работы должностных лиц подразделения (части) с личным составом, требующим повышенного психолого-педагогического внимания / О. Анашкин // Ориентир. 2002. — № 9. — С.47−51.
  7. О. Конфликты в воинских коллективах / О. Анашкин, О. Лебедев // Ориентир. 2004. — № 5. — С.48−51.
  8. П.И. Педагогические основы оптимизации общения корабельных офицеров с подчинёнными: дис.. канд. пед. наук / П. И. Антипин.-М., 1994.
  9. А.Я. Социально-психологические основы предупреждения и разрешения межличностных конфликтов во взаимоотношениях офицеров / А. Я. Анцупов: дис.. д-ра психол. наук. М., 1993.
  10. Армия и общество: тем. сб. / Под. ред. Н.Н.Долбунова/ BMA.- СПб, 1996. 144с.
  11. М.И. Морально-психологическое обеспечение боевой деятельности / М. И. Архипов, В. А. Кузнецов // Актуальные вопросы социальной информации и военно-социального управления в Вооружённых Силах Российской Федерации. М.: ГАВС, 1995. — с.68−84.
  12. В. Девиантное поведение и социальный контроль в условиях кризиса Российского общества / В. Афанасьев, Я. Гилинский / СПб филиал ИС РАН.-СПб, 1995. 106с.
  13. С. Конфликты в воинских коллективах и управление ими в целях профилактики неуставных взаимоотношений в подразделении (части): конспект / С. Баклановский // Ориентир.- 2008. № 1. — С.52−56.
  14. О.В. Педагогические основы предупреждения уклонений от военной службы у солдат и сержантов частей РВСН: дис.. канд. пед. наук / О. В. Бакушин. М., 1997.
  15. A.B. Методика исследования проблем военной педагогики и психологии / А. В. Барабанщиков, В. П. Давыдов, Н. И. Конюхов и др.-М.: ВПА, 1987.- 135с.
  16. .П. Педагогическая психология / Б. П. Бархаев. СПб.: Питер, 2007. — 444с.
  17. И.П. Психология групп несовершеннолетних правонарушителей / И. П. Башкатов. М.: Прометей, 1993. — 54с.
  18. С.П. Профессиональная деформация личности / С. П. Безносов. -СПб.: Речь, 2007.-272с.
  19. И. Основы дисциплины И.Белявский // Военный мир. -1911.-№ 5.-С. 18.
  20. В., Содержание, организация и методика воспитательной работы с личным составом, требующим повышенного психолого-педагогического внимания / В. Богуславский, Н. Чесноков // Ориентир. -2005.-№ 4.-С.61−65.
  21. В. Появление профессионального сержантского корпуса приведет к радикальному улучшению ситуации в армии / В. Болдырев // Уральские военные вести. 2007. — № 91 (17 828). — С. 1 -3.
  22. А. Унижения человеческого достоинства по традиции / А. Бояров // Братская помощь. 1909. — № 4. — С. 157−160.
  23. Брожение в войсках // Разведчик. 1906. — № 796. — С.56−57.
  24. Л.А., Черных И. И. Морально-психологическое обеспечение деятельности частей и подразделений ВС РФ.: учебное пособие. М.: ГАВС, 1994.
  25. С. Психологические аспекты межличностных конфликтов в воинских коллективах / С. Буранов // Ориентир. 2003. — № 7. — С.47−51.
  26. К. Что говорят нам цифры / К. Варяжский // Разведчик. -1913. № 1184. — С.416.
  27. С.И. К проблеме становления традиций взаимоотношений в курсантском коллективе (историко-педагогический аспект) / С. И. Вахмистрова / На примере Морского Кадетского корпуса// Научно-практическая конференция: Тез. докл. / ВВМИУ. СПб, 1995.
  28. Введение в профессию: учебно-методическое пособие для войсковых психологов и социологов / ЦВСППИ. М., 1992, — 128с.
  29. Великие мысли великих людей. Антология афоризма: в 3-х томах. Том 2. От Средневековья до Просвещения / Сост. И. И. Комарова, А. Н. Кондрашов. -М.: «РИПОЛ КЛАССИК», 1998. 736с.
  30. Взаимоотношения военнослужащих и пути их формирования. М.: МО РФ, 1993.-45с.
  31. Военная педагогика и психология: учеб. пособие / Под ред. П. А. Корчемного, Л. Г. Лаптева, В. Г. Михайловского. М.: Изд-во «Совершенство», 1998.-384с.: ил.
  32. Военная психология. М.: Воениздат, 1972. — 400с.
  33. Военная психология. М.: ВПА, 1978. — 334с.
  34. Военный энциклопедический словарь. М.: Издательский дом «Оникс 21 век», 2002. — 1432с.: ил. + 224с. ил.
  35. И. Дисциплина минус пассивность / И. Волков // Ориентир. -2004. № 5. — С.39−42.
  36. С. Дисциплина в зарубежных армиях: пути и методы ее укрепления / С. Воробьев // Информационно-методический сборник ЦВСППН. 1992. — № 3/6/. — С.59−61.
  37. С. Социальные проблемы минимизации отклоняющегося поведения военнослужащих срочной службы: автореф. дис.. канд. социол. наук / С.Ворошилов. СПб, 1993.
  38. С. Военная девиантология / С. Ворошилов, Я. Гилинский / Институт философии, социологии и права АН республики Молдова, СПб филиал ИС РАН. Кишинев, 1994. — 156с.
  39. Воспитательная работа с солдатами и сержантами, проходящими военную службу по контракту: метод, сборник. М.: Культурный центр ВС РФ им. М. В. Фрунзе, 2007. — 46с.
  40. М. Профессиональная подготовка унтер-офицеров и сержантов в зарубежных армиях / М. Гацко // ЗВО. 2009. — № 5. — С.21−28.
  41. В.Н. Военная педагогика / В. Н. Герасимов. М.: ВУ, 1999.
  42. В.Н. Основы превентивной педагогики / В. Н. Герасимов. М.: ВУ, 1995.
  43. В.Н. Перевоспитание воинов с негативными качествами личности в процессе военной службы: дис.. канд. пед. наук / В. Н. Герасимов. М., 1989.-С.96.
  44. В.Н. Развитие превентивной теории и практики в Вооружённых Силах России (на материалах частей и подразделений Сухопутных войск): дис.. д-ра пед. наук/В.Н.Герасимов. М., 1996.
  45. В.Г. Педагогическая профилактика криминогенного поведения солдат и сержантов в части: дис.. канд. пед. наук / В. Г. Гетманский. М., 1994.
  46. Я. Социология девиантного (отклоняющегося) поведения: Учеб. пособие / Я. Гилинский, В.Афанасьев. СПб.: СПб филиал ИС РАН, 1993.- 166с.
  47. Я.И. Социология девиантного поведения как специальная социологическая теория / Я. И. Гилинский // Социологические исследования. 1991. -№ 4.-С.72−78.
  48. А.Д. Формирование взаимоотношений в воинском коллективе /взвод, рота/ на основе требований воинских уставов: дис.. канд. пед. наук / А. Д. Глоточкин. М.: ВПА, 1964.
  49. П.П. Рекомендации командиру (начальнику) по предупреждению неуставных взаимоотношений: методическое пособие / П. П. Глушенко, Ю. А. Лукичев, В. А. Сероштанов. СПб.: BMA, 1992. — 44с.
  50. A.A. Феномен девиантного поведения военнослужащих (философско-социологический анализ): автореф. дис.. канд. философ, наук / А. А. Гоголкин. СПб., 1997. — 21с.
  51. Н.И. Подготовка курсантов высших военно-учебных заведений к работе с военнослужащими, склонными к криминогенному поведению: дис.. канд. пед. наук / Н. И. Головченко. Казань, 2005.
  52. Л.И. Проектирование деятельности преподавателя высшей технической школы / Л. И. Гурье. Казань: РИЦ «Школа», 2010. — 244с.
  53. Д. Управление морально-психологическим климатом воинского коллектива. Пути предупреждения и разрешения конфликтов / Д. Давыдов // Ориентир. 2009. — № 3. — С.59−64.
  54. Д. Особенности взаимоотношений в воинском коллективе. Способы разрешения межличностных конфликтов / Д. Давыдов // Ориентир. -2009. -№ 6.-С.49−53.
  55. М.Г. Российские государи: 862−1917. Смоленск: Русич, 2005. — 656с., ил. — (Библиотека историка).
  56. И.А. Подготовка курсантов к воспитательной деятельности с военнослужащими, склонными к наркомании: дис.. канд.пед.наук / И. А. Дашкевич. Йошкар-Ола, 2006.
  57. В.В. Социально-психологический тренинг как средство повышения компетентности молодых офицеров в общении с подчинёнными: дис.. канд. пед. наук/ В. В. Девятко. — М., 1990.
  58. С.И. Развитие педагогической теории и практики поддержания воинской дисциплины в частях (на кораблях): дис.. д-ра пед. наук / С. И. Денисенко. М., 1998.
  59. A.A., Имидж российской армии как результат духовно-нравственного воспитания военнослужащих / A.A. Денисов, Е. В. Анашкина // Военная Мысль. 2010. — № 10. — С.47−51.
  60. Ю.И. «Дедовщина»: социально-психологический анализ явления / Ю. И. Дерюгин // Психологический журнал. 1990. — Т. 11. — № 1. -С. 109−116.
  61. Дисциплина и досуг: метод, сборник. М.: Культурный центр ВС РФ им. М. В. Фрунзе, 2006. — 39с.
  62. Дисциплинарный устав вооруженных сил Российской Федерации. М. -2005.
  63. А. Введение в общую теорию конфликтов / А. Дмитриев,
  64. B.Кудрявцев, С.Кудрявцев. М.: РАН, 1993. — 212с.
  65. Д. Когда за королеву пьют сидя / Д. Дмитриев // Сборник информационных статей. М., 2003 // Электронный ресурс: http://www.queenfamily.ru
  66. Доктор. Душевнобольные на службе // Разведчик. 1913. — № 570.1. C.832.
  67. М.И. Еще раз о воровстве и о мордобойстве / М. И. Драгомиров // Разведчик. 1905. — № 787. — С.869.
  68. М.И. Взаимоотношения в многонациональном воинском коллективе / М. И. Дьяченко. М.: ИВИ МО. 1989. — 56с.
  69. М.И. Дисциплина и дисциплинированность воина / М. И. Дьяченко // Военная мысль -1986.- № 9. С. 38.
  70. М.И., Психолого-педагогические основы деятельности командира / М. И. Дьяченко, Е. Ф. Осипенков, Л. Е. Мерзляк. М.: Воениздат. 1977.-295с.
  71. М.И., Основы психологии / М. И. Дьяченко, Н. Ф. Феденко. М.: ВПА, 1962.
  72. Ю.Н.- Педагогическая профилактика суицидальных явлений среди личного состава кораблей ВМФ / Ю. Н. Дюндик. М, 1998.
  73. Э. Норма и патология / Э. Дюркгейм // Рубеж: Сыктывкар. -1992. № 2, — с. 82.
  74. Т.Г. Психология / Т. Г. Егоров. М.: Воениздат, 1955. — С.67.
  75. Л.Ф. Взаимоотношения в полку (на корабле) и пути их регулирования средствами партийно-политической работы и психологического воздействия / Л. Ф. Железняк // Военная психология. М.: ВПА, 1978.-С.116.
  76. М. Изучение социально-психологических особенностей военнослужащих и практика их использования в индивидуально-воспитательной работе / М. Закарлюк // Ориентир. 1999. — № 1. — С.54−56.
  77. А.Г. Социология конфликта / А. Г. Здравомыслов. М.: Аспект Пресс, 1995. — 320с.
  78. С.Б., Панков H.A. О состоянии воинской дисциплины в ВС РФ и мерах по ее укреплению / С. Б. Иванов, Н. А. Панков: сб. М.: Культурный центр ВС РФ им. М. В. Фрунзе, 2006. — 39с.
  79. . Формы и методы работы офицера по профилактике неуставных взаимоотношений в подразделении, части / Б. Иванов // Ориентир. № 9. — С.48−51.
  80. В.Г. Проектирование содержания профессионально-педагогической подготовки преподавателя высшей технической школы /
  81. B.Г.Иванов. Казань: Карпол, 1997. — 258с.
  82. В.Г., Шагеева Ф. Т. Современные образовательные технологии в инженерном вузе / В. Г. Иванов, Ф. Т. Шагеева.
  83. С.И. Преступность в армии: иллюзии и реальность /
  84. C.И.Иншаков // Сборник информационных материалов. М., 2011 // Электронный ресурс: http://www.XServer.ru /оп-Нпе библиотека.
  85. A.C. Педагогические основы индивидуализации воспитания курсантов военного училища: дис.. канд. пед. наук / А. С. Калюжный. М., 1994.
  86. П. Брань в войсках / П. Каменский // Офицерская жизнь. -1906. -№ 16. -С.233.
  87. Капитан Фисенков. Из быта кадетских корпусов // Разведчик. 1906. -№ 836. — С.793.
  88. A.A. Методологические проблемы создания прогностической модели специалиста / А. А. Кирсанов. Казань: ДАС, 2000. — 230с.
  89. А.А. Подготовка курсантов военно-учебных заведений к работе с военнослужащими, склонными к дезертирству / А. А. Кирсанов, Ю. М. Кудрявцев. Казань: КВТККУ, 1998. — 232с.
  90. КитовА.И., Современная армия и дисциплина / А. И. Китов, В. Н. Ковалев, В. К. Лужеренко. М.: Воениздат, 1976. — 304с.
  91. Д.В. Дедовщина как социальный институт: дис.. канд. соц. наук / Д. В. Клепиков. Спб., 1997.
  92. М.А. Педагогические условия совершенствования допризывной подготовки молодежи к военной службе в учебных организациях РОСТО: автореф. дис.. канд. пед. наук / М. А. Кирпичев. М, 2008.
  93. Д. Уставные правила взаимоотношений между военнослужащими важнейшее условие сплоченности и боевой слаженности воинского коллектива / Д. Кожевников // Ориентир. — 2009. -№ 3, — С.65−69.
  94. П. Роль института военных священников в вопросе укрепления морального духа военнослужащих иностранных армий / П. Колесов // ЗВО. -2008. -№ 3.
  95. П. Служба капелланов в ВС Латвии / П. Колесов // ЗВО. 2009. -№ 6.
  96. П. Сен-Сирская специальная военная школа сухопутных войск Франции / П. Колесов, А. Стрелецкий // ЗВО. 2006. — № 6.
  97. А. Взаимоотношения в воинском коллективе как фактор успешности выполнения служебных задач: конспект / А. Колосов // Ориентир. 2011. — № 3. — С.52−56.
  98. А. Общие признаки воинского коллектива: конспект / А. Колосов // Ориентир. 2011. — № 2. — С.45−48.
  99. А. Особенности взаимоотношений в воинском коллективе. Способы разрешения межличностных конфликтов // Ориентир. 2010. -№ 12. — С.50−55.
  100. А. Социально-психологическая характеристика воинского коллектива / А. Колосов // Ориентир. 2008. — № 8.
  101. А. Психолого-педагогические основы деятельности офицерского состава по укреплению правопорядка и воинской дисциплины в воинских коллективах / А. Колосов // Ориентир. 2009. — № 8. — С.49−53.
  102. А. Формы и методы работы по выявлению военнослужащих, склонных к суицидальному поведению. Система работы должностных лиц по предупреждению самоубийств / А. Колосов // Ориентир. 2009. — № 5. -С.52−56.
  103. В.В. Методология системного исследования (учебное пособие) / В. В. Кондратьев. Казань: РИЦ «Школа», 2007. — 236с.
  104. C.B. Неуставные взаимоотношения в воинских коллективах как социальное явление: дис.. канд. соц. наук / С. В. Конинин. M., 1991.
  105. Конституция Российской Федерации. М., 2011.
  106. С. Обучение и воспитание в Русской армии: история и современность: конспект / С. Корин // Ориентир. № 9. — С.46−51.
  107. Н. Психология и солдат / Н. Коупленд- пер. с англ.- 2-е изд. -М.: Воениздат, 1991. 96с.
  108. А. Отклоняющееся поведение и контроль за ним / А. Коэн // Американская социология: перспективы, проблемы, методы. М.: Прогресс, 1972.-С.282−296.
  109. К.А. Исследование организаций зарубежом / К. А. Кравченко // Социологические исследования. 1994. — № 8−9. С.198−205.
  110. Н.С. Пути сплочения воинского коллектива / Н. С. Кравчун // Тр. Акад. / ВПА им. В. И. Ленина. М., 1960. — № 32. — С.48.
  111. М.П. Социально-психологические аспекты предупреждения межличностных конфликтов в первичных коллективах: дис.. канд. психол. наук / М. П. Крапивин.- М.: ВПА, 1987.
  112. Криминология: учебник / Под ред. В. Н. Кудрявцева, В. Е. Эминова. М.: Юрист, 1995.-512с.
  113. Кричевский P. J1. Психология малой группы: теоретический и прикладной аспекты / Р. Л. Кричевский, Е. М. Дубовская. М.: МГУ, 1991. -208с.
  114. А.К. Конфликтные ситуации в воинских коллективах и способы их разрешения / А. К. Кротов, А. А. Мовчан // Военная мысль. 2011. — № 9. -С.37−45.
  115. В.М. Предупреждение неуставных взаимоотношений военнослужащих срочной службы в первичном воинском коллективе: дис.. канд. псих, наук / В. М. Круг. М., 1988.
  116. Ю.М. В помощь войсковому психологу (книга 1) / Ю. М. Кудрявцев, А. М. Михопаров, В. Е. Уткин. Казань, КфСПАУ, 2000. -170с.
  117. Ю.М. На перекрестке мнений: второе высшее образование офицеров / Ю. М. Кудрявцев // Высшее образование в России. М.: Минобразования РФ, 2001. -№ 1.
  118. Ю.М. Подготовка курсантов военно-учебных заведений к работе с военнослужащими, склонными к дезертирству: дис.. канд. пед. наук / Ю. М. Кудрявцев. Казань, 1997. — 244с.
  119. Ю.М. Подготовка курсантов военно-учебных заведений к работе с трудными военнослужащими / Ю. М. Кудрявцев. Казань: КФВАУ, 1998.- 171с.
  120. Ю.М. Подготовка командных кадров к воспитательной деятельности в ВУЗах США, ФРГ и Великобритании / Ю. М. Кудрявцев // ЗВО. 2001. -№ 5,6118.
  121. Ю.М. Превентивная педагогика в высшей военной школе / Ю. М. Кудрявцев // Высшее образование в России. 2002. — № 6.
  122. Ю.М. Проектирование системы подготовки офицеров к воспитательной деятельности с трудными военнослужащими: автореф. дис.. док. пед. наук / Ю. М. Кудрявцев. Казань: Казанский государственный университет, 2003. — 35с.
  123. Ю.М. Психологов готовят в командном вузе / Ю. М. Кудрявцев // Ориентир. М.: Минобороны РФ, 2001. — № 6.
  124. Ю.М. Трудные межличностные ситуации и их преодоление в профессиональной деятельности офицера: сб. научных статей № 4 (2) / Ю. М. Кудрявцев. М.: Изд-во Военного Университета, 2002.
  125. Курбатов. Подготовка юнкеров к офицерскому званию Курбатов // Братская помощь. 1907. — № 3. — С.86.
  126. Н.И. Социальные ценности и реформы в кризисной России / Н. И. Лапин // Социологические исследования. 1993. — № 9. — С. 17−28.
  127. Н. Предание суду нижних чинов / Н. Лебедев // Разведчик. -1898.-№ 378.-С.32.
  128. .Т. Педагогика. Курс лекций: Учебное пособие / Б. Т. Лихачев. -М., 1992.
  129. Д.Н. Хамству не место в армии / Д. Н. Логофет // Разведчик. -1908.-№ 938.-С.677.
  130. Г. Д. Очерки по вопросам психологии обучения и воспитания советских воинов / Г. Д. Луков. Л., 1956.
  131. Лучшие психологические тесты для профотбора и профориентации. Петрозаводск: Петроком, 1992. 320с.
  132. В. Правовые основы укрепления воинской дисциплины и правопорядка / В. Лякишев // Ориентир. 2002. — № 9. — С.52−55.
  133. М.А. Организация воспитательной работы в части (подразделении). Формы и методы работы с подчиненными / М. А. Лямзин // Ориентир. 2002. — № 1. — С.50−53.
  134. М.А. Педагогические основы совершенствования психолого-педагогической подготовки слушателей военных академий: дис.. канд. психол. наук / М. А. Лямзин. М.: ВПА, 1991. — 227с.
  135. М.А. Как победить «неуставщину» / М. А. Лямзин, С. Мельников // Ориентир. 2004. — № 4, — С. 19−22.
  136. A.C. О воспитании. М.: Политиздат, 1990.
  137. М.И. Психология нашего солдата / М. И. Малышицкий // Военное дело. 1919. — № 17−18. — С.590.
  138. Н.И. Аномальные неформальные явления в воинском коллективе и способы их преодоления: дис.. канд. филос. Наук / Н. И. Марченко.- М.: ГА ВС, 1994.
  139. Н.И. К вопросу о генезисе и сущности неуставных взаимоотношений / Н. И. Марченко // Социологические исследования. 1993. -№ 12. -С.112−115.
  140. В.И. Педагогический опыт нравственного воспитания слушателей и курсантов Военного университета/ В.И.Марченков// Мир образования образование в мире. -2010. -№ 2(38). — С. 122−127.
  141. Материалы первой научной конференции по советской военной психологии. Л., 1951. — С. 128.
  142. И.М. Преступное насилие среди военнослужащих / И. М. Мацкевич, В. Е. Эминов. М.: Юрист, 1994. — 95с.
  143. С. Как победить «неуставщину» / С. Мельников // Ориентир. -2004. № 4.-С. 19−22.
  144. Мер B.C. О подготовке народа к военной службе и о сближении армии с народом / В. С. Мер // Братская помощь. 1908. — № 3. — С.151
  145. И.В. Происхождение и сущность «дедовщины» в армии / И. В. Меркулов / Социологические исследования. 1993. — № 12. — С. 109−112.
  146. Методика анализа преступности: методическое пособие / Всесоюзный институт по изучению причин и разработке мер предупреждения преступности. М., 1936. — 117с.
  147. Методика индивидуальной воспитательной работы. М.: Воениздат, 1991. -43с.
  148. Методика поэтапной профилактики неуставных взаимоотношений в подразделении. М.: Воениздат, 1987. — 26с.
  149. Методические рекомендации по организации воспитательной работы и укреплению воинской дисциплины в части (подразделении) ДВО. -Хабаровск, 1993.- 112с.
  150. A.C. Педагогическая профилактика наркомании и токсикомании среди военнослужащих ВВС ВМФ: дис.. канд. пед. наук /1. A.С.Миронов. М., 2000.
  151. И.З. Основы социологических знаний / И. З. Михайловская, Л. И. Спиридонов. М., 1988.
  152. Морально-психологическое обеспечение деятельности частей и подразделений ВС РФ: учеб. пособие. М.: ГАВС, 1994.
  153. Н.В. Социальные факторы возникновения и пути преодоления неуставных взаимоотношений в воинских коллективах: дис.. канд. филос. наук / Н. В. Нарыков. М.: ВПА, 1990.
  154. А. Уставные правила взаимоотношений между военнослужащими важнейшее условие сплоченности и боевой слаженности воинского коллектива: конспект / А. Никишов // Ориентир. -М.: Минобороны РФ, 2007. — № 9. — С.57−60.
  155. В. Неотложные реформы в военно-учебном деле /
  156. B.Никольский // Братская помощь. 1908. — № 5.
  157. М.Л. Воспитание советских воинов в коллективе и через коллектив: дис.. канд. пед. наук / М. Л. Новожилов. М., 1969.
  158. Образцов И. В, Формы проявления неуставных взаимоотношений / И. В. Образцов // Социологические исследования. 1996. — № 2. — С.63−72.
  159. Общевоинские уставы Вооруженных Сил РФ. М., 2007.
  160. М.А. Пути и средства воспитательной профилактической работы с подростковыми группами асоциальной направленности / М. А. Одзишвили. Тбилиси, 1990. — 208с.
  161. Оптимист. О пределах ответственности начальников за проступки подчинённых // Офицерская жизнь. 1906. — № 23. — С.349−360.
  162. П. Инженер как педагог, воспитатель/ П. Осипов// Высшее образование в России. 2008. — № 6. — С.43−45.
  163. В. Деятельность командиров (начальников), должностных лиц органов воспитательной работы по изучению лиц, требующих повышенного психолого-педагогического внимания / В. Печерин // Ориентир. 2001. — № 9. — С.48−51.
  164. Д. Социальные отклонения в сухопутных войсках США / Д. Пожидаев // Зарубежное военное обозрение. 1997. — № 7. — С. 17−21.
  165. С.П. Предупреждение и преодоление отклонений в поведении военнослужащих при подготовке и ведении боевых действий (педагогическое исследование на материалах мотострелковых и танковых частей): дис.. канд. пед. наук/С.П.Поляков. М., 1998.
  166. Превентивная педагогика: учебник / Под ред. В. Н. Герасимова. М.: ВУ, 2000.
  167. В.Н. Подготовка курсантов высших военно-учебных заведений к работе по предупреждению межнациональных конфликтов в частях и подразделениях: дис.. канд. пед. наук / В. Н. Приходько. Казань, 2000.
  168. Психология и педагогика. Военная психология: учебное пособие / Под. ред. А. Г. Маклакова. СПб, 2007.
  169. Работа командира подразделения по организации воспитательной работы в роте (взводе): учеб.-метод. пособие. КФЧТИ, Казань, 2002. -164с.
  170. Рекомендации по предупреждению уклонений от военной службы. М.: МО РФ, 1993.-63с.
  171. М. О дисциплинарных взысканиях, налагаемых на нижних чинов / М. Руанет//Разведчик. 1912. — № 1107. — С.43.
  172. Русская военная мысль, XVIII век: Сб. / Сост. В. Гончаров. М.: ООО «Издательство ACT" — СПб.: Terra Fantastica, 2003.
  173. JI. Корпус военных священников вооруженных сил Норвегии / Л. Рыжов // ЗВО. 2006. — № 11. — С. 16−19.
  174. Д. Система воспитания военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации / Д. Самосват // Ориентир. 2009. — № 5. — С.47−51.
  175. В.Н. Профилактика неуставных взаимоотношений: подходы и решения, программа для практиков / В. Н. Селезнев, В. А. Макаров. М.: ВПА, 1991. — 124с.
  176. Д. О наболевшем открыто, откровенно / Д. Семенов // Красная звезда. — 2011. — № 67 (25 797). — С.2, 4−5.
  177. В. Роль религии в повседневной деятельности израильских военнослужащих / В. Серебряный // ЗВО. 2007. — № 2. — С.22−23.
  178. Социально-психологические проблемы отклоняющегося поведения военнослужащих и допризывной молодежи. Казань: Изд-во КВВКУ, 2006. -200с.
  179. Стратегия духа: Основы воспитания войск по взглядам А. В. Суворова и М. И. Драгомирова: российский военный сборник. М.: 2000.
  180. A.B. Наука побеждать: Мысли, афоризмы, анекдоты. М.: «ОЛМА-ПРЕСС», СПб.: «Издательский Дом «НЕВА»», «ЗНАМЕНИЕ», 1999.-479с.
  181. С.И. «Дедовщина» в воинских коллективах: причины, пути выявления и искоренения (социально-психологический аспект) / С. И. Съедин, В. М. Круг. М.: В ПА, 1990.
  182. С.Е. Воспитание дисциплинированности у курсантов вузов внутренних войск МВД России в современных условиях: автореф. дис.. канд. пед. наук / С. Е. Сычев. Санкт-Петербург, 2007.
  183. Табель затрат на одного солдата // Разведчик. 1896. — 308. — С.794.
  184. Ю.А. Психологические аспекты сплочения воинских коллективов пограничных застав: дис.. канд. псих, наук / Ю. А. Талдыкин. М., 1986.
  185. A.B. Педагогический аспект правового воспитания армейской молодёжи: дис.. канд. пед. наук / А. В. Татаркин. М., 1977.
  186. Теория и методика воспитания: учеб. пособие для курсантов ввузов. -Казань, КВВКУ, 2004. 220с.
  187. Управление подразделениями в мирное время: учебник. М.: Голден Би, 2007.-256с.
  188. В.Е. Задачи военно-патриотического воспитания курсантов и направления их реализации/ В.Е.Уткин// Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2008. -№ 11(62). — С.304−308.
  189. В.Е. Проектирование и реализация системы подготовки будущих офицеров к военно-патриотическому воспитанию военнослужащих: дис.. д-ра пед. наук / В. Е. Уткин. Казань, 2011.
  190. Э.П. Психологические основы дисциплины / Э. П. Утлик. М.: МО РФ, 1993.
  191. Учебно-программное обеспечение профессионально-педагогической подготовки преподавателя высшей технической школы.- Казань: Карпол, 1997.-300с.
  192. A.A. Педагогические основы формирования уставных взаимоотношений в воинском коллективе (взвод, рота): дис.. канд. пед. наук / А. А. Федотов. М., 1989.
  193. О. Ставка на моральный дух / О. Федько // Ориентир. 1994. -№ 2. — С.45−64.
  194. Л. Дух ратной службы / Л. Хайремдинов // Красная звезда. -2011.-№ 95 (25 825).-С.2.
  195. К.Е. Полководцы России. М.: ООО «Дом Славянской Книги», 2005.-432с.
  196. Д.В. Дисциплина и досуг: сб. / Д. В. Хробостов, К. Г. Галкин. -М.: Культурный центр ВС РФ им. М. В. Фрунзе, 2003. 30с.
  197. Ю.А. Системная диагностика человека и развитие психических функций: учебное пособие/ Ю. А. Цагарелли. Казань: Изд-во «Познание», 2009. — 492с.
  198. Чиж И. М. Актуальные проблемы психофизиологического обеспечения военно-профессиональной деятельности / И. М. Чиж, Е. Г. Жиляев // Военно-медицинский журнал. 1998. — № 3.
  199. Р.Х. Система организации воспитания личного состава филиала института: учеб. пособие / Р. Х. Шагимуллин. Казань: КФЧТИ, 2001.-79с.
  200. О. Уставные правила взаимоотношений между военнослужащими важнейшее условие сплоченности и боевой слаженности воинского коллектива / О. Шаковец, А. Зорин // Ориентир. -2005. -№ 1.
  201. И.В. Развитие творческой активности курсантов в условиях культурно-досуговой деятельности военного вуза/ И. В. Шевченко, А.В.Липатов// Вестник академии военных наук. 2009. — № 3(28). — С. 105−109.
  202. А.И. Психология разрешения конфликтов между военнослужащими / А. И. Шипилов. М.: ВУ, 2000.
  203. Adler S. Personality and work behaviour: Exploring the linkages / S. Adler // Applied Psychology. 1996. 45(3). — P.24−207.
Заполнить форму текущей работой