Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Развитие образного мышления у студентов ХГФ на занятиях композицией: На материале натюрморт

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Гипотезой исследования является следующее предположение о том, что: если в учебном процессе по предмету композиция применить специальную методическую систему, направленную на формирование образного мышления студентов 1−2 курсов и включающую в себя: а) — цели, задачи и содержание учебного предмета «композиция» б) — отобранные нами из известных в педагогике дидактические принципы, формы, методы… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. История становления и решения проблемы образного мышления в творческом процессе (в жанре натюрморт)
    • 1. 1. История становления жанра натюрморт. Анализ лсивописно-пластических решений произведений известных художников
    • 1. 2. Роль натурного материала в творческом процессе художников
  • Выводы по первой главе
  • Глава 2. Научно-теоретические основы процесса образного мышления
    • 2. 1. Возникновение и развитие теории художественного образа
    • 2. 2. Характеристика образного мышления как психологического процесса. Физиологические предпосылки образного мышления
  • Выводы по второй главе
  • Глава 3. Методика формирования образного мышления
    • 3. 1. Разработка критериев оценки работ студентов по композиции
    • 3. 2. Разработка методической системы преподавания композиции по формированию образного мышления студентов 1−2 курсов художественно-графических факультетов
  • Выводы по третьей главе
  • Глава 4. Ход и результаты опытно-экспериментального исследования формирования образного мышления студентов
    • 4. 1. Ход и результаты констатирующего эксперимента
    • 4. 2. Ход и результаты формирующего эксперимента
    • 4. 3. Сравнителъный (контрольный) эксперимент и его результаты
  • Выводы по четвёртой главе 1
  • Заключение
  • Список литературы
  • Приложения

Развитие образного мышления у студентов ХГФ на занятиях композицией: На материале натюрморт (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Проблема исследования и её актуальность.

Искусство, как форма общественного сознания, представляет собой художественно — образное отражение жизни. Родившись из потребностей жизни, оно призвано давать верное отражение действительности и отвечать эстетическим запросам человечества. Современная действительность предъявляет высокие требования к уровню интеллектуальной и творческой развитости человека, к технической и культурной образованности и соответственно к уровню подготовленности молодёжи к профессиональной деятельности.

Развитие технократической цивилизации, практикуемых в ней методов воспитания и образования привело к тому, что в работе головного мозга доминирует левое полушарие, которое обеспечивает формально-логическое (понятийное) мышление и речь. Правое полушарие, отвечающее за непосредственное чувственное восприятие мира, ориентацию в пространстве, художественное мышление, творчество и интуицию, у большинства людей находится в угнетенном состоянии — это показали исследования английского физиолога Экклза (26, с.7). Этим объясняется столь малое число людей с ярко выраженными талантами. Дисбалансом активностей полушарий объясняется и растущая дегуманизация нашей цивилизации, о чем свидетельствует глобальный экологический кризис, военная конфронтация между государствами, насилие и жестокость, царящие в быту, поскольку жизненными принципами «левополушарного» человека являются: «цель оправдывает средства». Гармонизировать работу головного мозга, повысив активность правого полушария, возможно с помощью различных методик развивающих образное мышление.

Для нашего времени характерна изменчивость, сложность, хаотичность жизненных явлений, что определяет необходимость воспитывать в современном человеке такие качества личности, как умение обобщать (это ускоряет процессы поиска оптимальных путей в решение проблемных ситуаций) — умение свободно переносить элементы знаний из одной ситуации в другую. Всё это требует хорошо развитого образного мышления — важного психического процесса, определяющего творческий потенциал человека. Проблема развития образного мышления продолжает быть особенно актуальной в области подготовки людей к художественной деятельности и преподаванию художественных дисциплин. Искусство на современном этапе идёт в ногу со временем и приобретает особые черты, которые раньше были менее ярко выражены: большая символичность, многозначность образов и очень часто глубокий философский подтекст произведения. Однако большинство даже образованных людей ориентированы до сих пор на поверхностно-натуралистическое восприятие произведения изобразительного искусства. В современном мире, с его бешеным темпом жизни это становиться ненужным. Многолетний труд над одной картиной теперь неактуален. Остается только суть искусства, сама идеяхудожественный образ, почти знаковый и сильно воздействующий на сознание и подсознание человека. Образное мышление как цельное отражение, способность к многократному оперированию представлениями и синтезированию новых образов «является одним из существенных условий успешности творческой деятельности в различных областях теории и практики».

Основной целью художественного образования в учебном процессе является формирование духовной культуры личности ребенка, приобщение его к культурным ценностям, к художественно-культурным национальным традициям, развитию творческого, образного мышления, памяти, художественных способностей, формирования эстетического понимания сути происходящего. В этом процессе многое зависит от духовной и художественной культуры учителя изобразительно искусства, хорошо сформированным у него образным мышлением. Осуществляющий художественно-эстетическое обучение и развитие учеников, он должен формировать и развивать их художественное восприятие, через практическую, творческую деятельность, совершенствовать изобразительные умения и навыки.

Проблема исследования заключается в слабой развитости образного мышления студентов, вследствие чего, они оказываются в затруднении создавать художественные образы в композиционных работах. Преподаватели большое значение уделяют обучению технике, законам композиции, а развитие образного мышления и эстетическое воспитание остается, как правило, в тени. Студенты занимаются срисовыванием натуры, не вкладывая в свои работы основ художественного образа.

В ходе изучения опыта преподавания композиции на художественно-графическом факультете и анализа работ студентов 1−2 курса Ml И У выявлена значительная нерешенная научно-педагогическая задача — слабая развитость образного мышления студентов, как одной из ведущих художественно-творческих способностей. Недостаточное внимание уделяется практической деятельности и теоретической подготовке в отношении формирования образного мышления.

В процессе исследования проблемы развития художественно-образного мышления рассматривался ряд аспектов — изучение причин слабого роста мыслительного процесса и разработка новых методов диагностики данного вида деятельности, устранение и предупреждение этих нерешенных задач на ранних этапах творческого развития студента. Проблема эта общепедагогическая и она связана со многими теоретическими и практическими художественными дисциплинами. С давних пор над решением её работают не только художники-педагоги, но и архитекторы, дизайнеры и представители многих других специальностей.

Смысл процесса образного мышления — научиться видеть и воспринимать окружающее с последующей трансформацией увиденного с целью создания художественного образа. Наряду с задачами освоения общих законов композиции особого внимания заслуживают умения и навыки выражения вещей и предметов не только самих по себе, но и отношение к ним человека данной эпохи и окружающего мира вообще. Всё это возможно при определенном уровне сформированности образного мышления. При отсутствии творческого подхода в понимании художественного образа, составляющего основу особого языка создаваемого произведения, наследие мастеров прошлых поколений не воспринимается с художественно-образной точки зрения, что в свою очередь приводит к безынициативному, шаблонному отношению студентов к умению анализировать и обобщать особенности любого предмета и явления.

На занятиях живописью студенты работают в основном самостоятельно, за исключением редких советов преподавателей и ни о каком художественном мышлении многие и не подозревают — просто срисовывают натуру: начиная с отдельных предметов и вырисовывая все без разбора, как фотоаппарат. А ведь в задачи эволюции, прежде всего, входит развитие умственных способностей человека. И потому человек-«творец» становится актуальным в XXI веке.

Академическая школа, пройденная ребятами в художественных школах, уже дает навыки в художественном ремесле. В Университете эти же знания углубляются, закладываются основы специальной грамотности и мастерства, формируется мировоззрение художника-педагога, развивается способность преобразовывать, обобщать реальность, анализировать, синтезировать компоненты композиции, обобщать и классифицировать по различным показателям определенных групп для создания художественного образа. Художник не тот, кто может списать точно с натуры — это ремесленник, а тот, кто может преобразовать, обострить реальность, мыслить образами -«Творить». У «творцов» особый тип мышления, который нужно упорно развивать. Однако эта сфера деятельности очень сложна для студента, и он не может ещё охватить такой широкий спектр проблем, а преподаватели в этом направлении не в полной мере объясняют и показывают студентам как надо работать. Следовательно, необходимым становится хорошая подготовка учителей изобразительного искусства, владеющих всеми методами и приёмами творческой деятельности и эффективными формами обучения. Поэтому, кроме теоретических основ композиции и их практического применения в работах, ему необходимо суметь в доступной для студентов форме рассказать о процессе художественного творчества, вовлечь учеников в творческие поиски. Необходимо воздействие на эстетическую природу зрительного восприятия студентов, способствующее эмоциональному настрою и возрастанию потребности в осуществлении творческой деятельности.

Эффективным методом такого воздействия является наблюдение учащихся за созданием изображения. Наглядный показ процесса получения творческой работы является одним из приёмов работы учителя изобразительного искусства, активизирующим мыслительно-творческую деятельность учеников и развивающим творческие способности. Существует необходимость в подготовке такого специалиста по ИЗО, чтобы он мог преподавать не только в обычной школе, но и в художественных, так как на данный момент в таких школах очень мало или вообще отсутствуют преподаватели с педагогическим образованием и тем самым художники без педагогического образования калечат психику детей, а специалистам с педагогическим образованием часто недостает художественного, особенно с практической стороны. Главная задача современного преподавателя ИЗО не только чётко и понятно объяснить ученикам теорию композиции, но главное научить творчески мыслить, выявить в ребенке его творческую индивидуальность. Выполнение творческих работ с художественной точки зрения студентами художественно-графических факультетов педвузов имеет ценное значение в формировании и развитии у будущих учителей изобразительного искусства знаний, умений и навыков показа приемов и последовательности рассуждения и выполнения творческой работы. Поэтому методически осмысленная и обоснованная творческая деятельность является средством формирования художественно педагогических способностей студентов художественно-графических факультетов педагогических вузов.

Анализ практики обучения студентов на художественно-графических факультетах педвузов показал, что вопрос формирования и развития образного мышления недостаточно разработан. Конкретные задания на развитие образного мышления на занятиях композицией (натюрморта) студентов не просматривают, за исключением домашних заданий в которых студенты делают множественные ошибки, порой, не представляя смысла сделанного.

От нерешенности этой проблемы в значительной мере страдает качество подготовки специалистов — учителей изобразительного искусства.

Теоретический анализ существующих исследований, посвященных вопросам художественно-педагогической подготовки учителей изобразительного искусства, также не освещает данной проблемы.

Например, профессиональной и художественной подготовке студентов педагогических вузов художественно-графических факультетов посвящены научные труды известных деятелей образования: B.C. Кузина, Н. Н. Ростовцева, Г. В. Беды, Е. В. Шорохова, В. П. Зинченко, А. Е. Терентьева, Н. К. Шабанова, А. А. Унковского.

Исследований художественно-педагогических способностей, творческого таланта, объединяющих специальные дисциплины и методику их преподавания, в настоящее время недостаточно. В основном, труды в данном направлении, посвящены проблемам в преподавании по живописи. Таковы научные разработки Ю. П. Шашкова, Г. В. Беды, В. С. Кузина, А. А. Унковского, Б. Г. Смирнова, Е. В. Шорохова и др. Педагогический аспект формирования образного мышления на примере выполнения системы композиционных упражнений рассматривал Д. В. Маслов.

П.П.Чистяков заложил основы методической системы преподавания композиции в частности художественного образа. Огромный вклад в исследование вопросов композиции внес Н. Н. Волков.

В своем исследовании Е. В. Шорохов разработал систему формирования композиционных навыков. Раскрыл многие творческие понятия, ранее не изученные.

Но специальных исследований по формированию у студентов художественно-образного мышления в процессе преподавания композиции не проводилось.

Выше изложенное определило проблему исследования.

Актуальность проблемы состоит в том, что от недостаточной развитости образного мышления у студентов художественно-графического факультета в значительной степени страдает качество подготовки учителей изобразительного искусства.

Предметом исследования является методическая система преподавания композиции, направленная на формирование образного мышления студентов, а так же учебно-творческий процесс по композиции и живописи.

Целью исследования является разработка рациональной, максимально эффективной, основанной на достижениях педагогической науки методики по развитию образного мышления на занятиях композицией и живописью.

Объектом исследования — стал процесс обучения композиции на художественно-графическом факультете МИГУ.

Гипотезой исследования является следующее предположение о том, что: если в учебном процессе по предмету композиция применить специальную методическую систему, направленную на формирование образного мышления студентов 1−2 курсов и включающую в себя: а) — цели, задачи и содержание учебного предмета «композиция» б) — отобранные нами из известных в педагогике дидактические принципы, формы, методы и методические приемы организации занятий по композиции и по методике преподавания изобразительного искусства (практические занятия), которые как мы считаем, в их взаимодействии наилучшим образом могут решать данную проблемув) — средства обеспечения всех учебно-воспитательных и развивающих процессов (методические таблицы, раскрывающие основные свойства и закономерности взаимодействия цветов, репродукции с картин художников, композиции выполненные студентами на занятиях и дома, слайды, способствующие накоплению зрительного композиционного опыта), -то это будет способствовать значительному развитию художественно-педагогических способностей студентов, потому что данная методическая система обладает такими ценными качествами как единство целей и задач, взаимодействующих принципов, единство и взаимосвязь художественного и педагогического, теоретического и практического.

В соответствии с проблемой, целью, предметом и гипотезой исследования определены следующие задачи:

1. Изучить и проанализировать искусствоведческую, психологическую, педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования;

2. Определить особенности подготовки студентов художественно-графических педагогических вузов к творческой работе.(1−2 курс);

3. Определить совокупность педагогических условий эффективного формирования художественных и педагогических способностей студентов в процессе занятий композицией;

4. Разработать задания: по композиции натюрмортов, по методике их выполнения, по изучению живописных техник, композиционных приемов, последовательности ведения работы, выполнения этюдов совместно с демонстрацией выполнения творческой работы;

5. Разработать критерии оценки художественных и педагогических способностей студентов по определению уровней их развития;

6. Экспериментально проверить модель разработанной методической системы формирования художественно-педагогических способностей студентов на занятиях по композиции и по методике преподавания изобразительного искусства, включающую в себя цель и задачи обучения, содержание обучения, дидактические принципы, формы и методы обучения, обеспеченные необходимыми средствами, повышающими эффективность ее использования.

Методологической основой исследования являются психолого-педагогические труды ученых по вопросам подготовки педагогических кадров по эстетическому и художественному образованию, раскрывающие суть процесса формирования способностей художественно-образного мышления, по теории деятельности, по вопросам цветоведения, по истории и теории композиции, по психологии зрительного восприятия, по физиологии человека.

Для решения поставленных задач мы использовали комплекс методов педагогического исследования:

— теоретический анализ литературы по этике, философии, педагогике, психологии, теории и методике изобразительного искусства по проблеме исследования;

— теоретический анализ искусствоведческой, исследовательской и специальной литературы;

— анализ вузовских программ по предметам «композиция и живопись» и «изобразительное искусство»;

— анализ композиционных работ студентов (творческие натюрморты и эскизы), созданных в процессе экспериментальной работы;

— метод наблюдения за работой студентов во время демонстрации последовательности выполнения компоновки натюрморта, и способов работы красками;

— беседы со студентами и преподавателями ВУЗов;

— опытно-экспериментальное обучение;

— анализ, обобщение и обработка результатов эксперимента.

Опытно-экспериментальной базой стал художественно-графический факультет Ml И У. В общей сложности опытно-экспериментальным исследование было охвачено около 200 студентов. Исследование проходило в 4 этапа:

Первый этап (2000;2001г.г.) носил наблюдательно-аналитический характер. Осуществлялась работа по наблюдению за проведением уроков композиции в период прохождения студентами педагогической практикиизучались специальная литература по развитию мышленияизучались психологические основы быстрого восприятия и специальная искусствоведческая литература, включающая сведения о композиции натюрморта. На данном этапе также определялась цель и задачи исследования, а также сформировалась его гипотеза.

Второй этап (2002;2004г.г.) включал в себя теоретическую разработку и проведение констатирующего экспериментавнедрение элементов поискового эксперимента с целью определения исходного уровня способностей студентов, выявления и отбора наиболее эффективных разработанных нами заданий.

Третий этап (2004;2005г.) заключал в себе опытно-экспериментальную работу — формирующий и контрольный эксперименты. Были проведены обучающий эксперимент, включающий содержание экспериментальных заданий по композиции и по методике преподавания изобразительного искусства, и сравнительный эксперимент, в ходе которого анализировались работы студентов.

Четвертый этап (2005г.) — период обобщения и систематизации полученных данных, подведения итогов проведенного исследования и подготовка соответствующих выводов.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

1. В ходе педагогических экспериментов решена значительная научно-педагогическая задача: осуществилось развитие образного мышления студентов на занятиях композицией;

2. Теоретически обоснована и экспериментально проверена модель методической системы формирования художественно-образного мышления на занятиях композицией натюрморта.

Теоретическая значимость результатов исследования заключается в том, что разработанная нами методическая система формирования художественно-образного мышления студентов художественно-графических факультетов в значительной мере способствует повышению качества подготовки специалистов — учителей изобразительного искусства и успешно решает проблему развития образного мышления.

Данные исследования могут служить материалом для дальнейших теоретических разработок и практических исследований по отдельным вопросам теории и методики преподавания в педвузах, а также в художественных училищах и в школах.

Практическая значимость результатов исследования состоит в том, что материалы исследования, показывающие эффективность данного процесса, раскрывающие методы по проблеме исследования, могут быть использованы преподавателями и студентами в их подготовке к практической деятельности учителя изобразительного искусства.

— методические рекомендации выполнения композиции натюрморта и методических разработок могут быть использованы при организации занятий по композиции, живописи и на практических занятиях по методике преподавания изобразительного искусства со студентами художественно-графических факультетов;

— методические разработки и выполненные композиции могут быть использованы в качестве наглядного материала на занятиях композицией в системе художественно-изобразительного образования.

— практическая значимость результатов и выводов заключается в разработке комплексного подхода для формирования индивидуального образного мышления у студентов на занятиях композицией и методики его использования с целью повышения эффективности курса композиции, совершенствования профессиональной подготовки будущих художников-педагогов.

Степень достоверности и обоснованности полученных результатов проведенной работы обеспечены использованием комплекса взаимосвязанных методов исследования, четкой организацией опытно-экспериментальной работы, использованием современных достижений педагогической, психологической наук, достижениями искусствознания и основывается на материалах исследований, подтвержденных опытно-экспериментальным путем. Выводы и результаты исследования подвергались проверке и корректировались при проведении опытно-экспериментальной работы.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Индивидуальный подход в формировании образного мышления с учетом уровня развитости образного мышления и уровня художественной подготовки будет иметь должный эффект в том случае, если его применение будет основываться на позициях грамотности, научной обоснованности, систематичности;

2. Применение методики проведения занятий по композиции на материале натюрморт с использованием демонстрации последовательности выполнения творческой работы, способов и приемов работы над композицией живописными материалами способствует формированию художественно-педагогических способностей будущих учителей изобразительного искусства- 3. Модель методической системы формирования художественно-педагогических способностей студентов художественно-графических факультетов педагогических вузов на занятиях по композиции направленную на поэтапное формирование компонентов образного мышления, а именно художественного восприятия произведений искусства, его углубленного анализа, художественного восприятия действительности и ее отражения средствами композиции в натюрморте, и последовательное ведение творческого процесса.

Апробация и внедрение результатов исследования.

Материалы исследования и ход поискового и формирующего экспериментов обсуждались на кафедре живописи Mill У;

Результаты эксперимента внедрены на художественно-графический факультет Mill У в практике преподавания композиции на 1−2 курсах в 20 042 005 учебных годах.

Основные идеи и результаты исследования отражены в 6 публикациях.

Выводы по четвёртой главе.

Выявление эффективности экспериментальной системы упражнений по формированию образного мышления студентов 1−2 курсов позволили нам сделать следующие выводы:

Формирование образного мышления студентов художественно-графических факультетов на основе системы упражнений по композиции зависит от взаимодействия и взаимопереплетения форм и методов руководства развитием художественного анализа композиции преподавателем;

Развитие композиционных представлений осуществляется в поэтапном формировании способностей студентов представлять, сперва простые формы, цветовые пятна, а затем, формируются более сложные композиционные представления, развивается образное мышление;

Экспериментальное обучение показало эффективность использования упражнений аналитического характера и анализ копий произведений старых мастеров. Правильная организация этого вида упражнений, основанная на обязательном закреплении знаний, умений и навыков использования средств композиции в работе с натуры, а затем по памяти и по представлению, позволяет значительно ускорить образование необходимых компонентов образного мышления;

Сравнительный анализ результатов эскизных разработок студентов ЭГ и КГ указывает на значительные изменения в развитии компонентов образного мышления у студентов ЭГ и доказывает правильность экспериментальных методических разработок, что отражают количественные показатели. Средний показатель качества композиции натюрморта возрос за семестр на 30%. Так же это подтверждает правильность гипотезы о том, что специальная методическая система, направленная на формирование образного мышления студентов, способствует не только значительному развитию его, но и художественно-педагогических способностей.

Заключение

.

Основы восприятия искусства будущего закладываются уже сегодня, в современной художественной жизни. Будущее производит пока неизвестный нам отбор, накопление ценностей. Оно участвует в наших дискуссиях и спорах, незримо спорит с прошлым. Оно всегда на стороне живого, творческого, оно не любит поспешности. Будущее включает в себя и преемственность. И в основе восприятия искусства будущего — образное мышление. Оно станет присуще еще более широкому кругу людей, и оттого диалог искусства и зрителя примет еще более интересный и многообразный характер. В нем найдут место художественное наследие, традиционные виды творчества, хотя, конечно, они могут заметно видоизмениться.

Выполненное исследование подтвердило предположение о том, что внедрение в учебно-творческий процесс по композиции (на материале натюрморт) специальной методической системы, направленной на формирование образного мышления студентов 1−2 курсов, обладающей такими ценными качествами как единство целей и задач взаимодействующих принципов, единство и взаимосвязь художественного и педагогического, теоретического и практического содержания, а также учёт индивидуальных способностей студентов является эффективным средством подготовки будущих профессионалов.

Доказательство состоятельности гипотезы было связано с решением поставленных перед исследованием задач и достижения общей цели работы. Так нами было проведено на первом этапе достаточно широкое изучение теоретических основ развития творческого мышления и воображения, рассмотрены искусствоведческие и психолого-педагогические предпосылки решения проблемы исследования в рамках специфики обучения будущих художников-педагогов композиции натюрморта.

Разработана структура модели функционирования основных компонентов образного мышления в системе аналитических, преобразовательных и самостоятельных упражнений, выделенных нами в соответствии с особенностями композиционной работы над эскизом.

В диссертации представлен экспериментальный материал, отражающий различные уровни развития образного мышления студентов, а так же умений и навыков использования средств композиции. Этот материал позволил нам построить экспериментальную программу системы упражнений, использование которой позволит решить ряд вопросов связанных с проблемой формирования композиционных представлений, умений и навыков выполнения действий по использованию средств композиции, что в конечном счете обеспечит эффективное развитие компонентов образного мышления.

Использования комплекса упражнений по композиции как средства развития образного мышления студентов 1−2 курсов по заданиям учебной программы: «Композиция несложного тематического натюрморта» (Цветы, Овощи, Фрукты.), «Композиция сложного тематического натюрморта» (Вещи человека какой либо профессии, вида деятельности, рода занятий.), «Натюрморт в интерьере», показало, что проблема подготовки художников-педагогов может осуществляться более эффективно в процессе оптимизации условий развития композиционный представлений студентов, которые содержат в себе:

1) художественное восприятие произведения искусства и его углубленное изучение в аналитических заданиях и упражнениях;

2) художественное восприятие действительности с активным использованием преобразовательных и самостоятельных упражнений.

Результаты проведенного нами исследования свидетельствует о том, что рациональное объединение в пределах разрабатываемой темы по композиции различных приемов активизации эмоционально-эстетических и познавательных сторон восприятия и логического осмысления способов образного отражения в произведении (эскизе, этюде, композиции натюрморта) способствует развитию профессионально-художественных качеств студентов. Использование выделенных нами аналитических, преобразовательных и самостоятельных упражнений служило развивающим фактором, создающим условия для более свободного хода творческой мысли, формированию композиционности и изобразительности представлений и воображения. При этом важно и необходимо изучать природу формирования изобразительных представлений. На наш взгляд это может осуществляться в последовательных и непрерывных упражнениях, развивающих образную память и эмоциональность восприятия на основе закрепления образов восприятия в регулярных зарисовках композиционных поисков, набросков и эскизах, усложняющихся по мере индивидуального усвоения познавательного и практического материала обучающимися. Так, в процессе освоения «Натюрморта» студенты приобретают способность и навыки композиционного представления простых по форме предметов. Формирование композиционных и изобразительных представлений происходит на материале основных форм: квадрат, призма, пирамида, шар. Выполнение композиционной работы по «Натюрморту в интерьере» усложняется специфическими внешними и внутренними особенностями и образными смыслами, сложностью построения композиционного пространства, что требует соответствующей подготовки по художественному восприятию и умению применять композиционных средств.

Тематическая композиция объединяет в себе весь комплекс сложностей знания языка искусства, развитости художественного восприятия, воображения и фантазии. Поэтому для эффективного использования упражнений следует опираться не на общие положения, предусматривающие широчайший спектр форм и методов художественного образования, требующие несколько лет специальной подготовки по композиции, а исходить из реальных уровней подготовки будущих учителей и условий их подготовки. Индивидуальный подход, основанный на высоком психолого-педагогическом уровне педагога-художника и его профессиональной подготовке по композиции, позволит решать задачи обучения композиции на достаточно высоком методическом использовании форм и средств развития, необходимых способностей. Таким образом, очень важно чтобы преподаватель композиции соотносил знания студентов с теми образцами, которые он демонстрирует как наглядное средство в процессе обучения, подбирая несложные, но в тоже время интересные работы. В процессе объяснения, какой либо закономерности композиции важно найти оптимальные формы анализа, которые способствуют развитию творческого мыслительного процесса у студентов, формирование которого происходит в практическом опыте использования изучаемых средств в работе.

В проведенном исследовании были в определенной степени решены следующие задачи:

1. Анализ развития истории жанра натюрморт показывает большие возможности в изучении художественного образа. В этой работе играет огромную роль натурный материал, к которому обращаются художники.

2. Осуществлен анализ теоретических исследований, касающихся области формирования образного мышления в философии, психологии, изобразительном искусстве и его преподавании, в частности композиции. Проведен сравнительный анализ преподавания композиции в Mill У и МГАХИ им. В. И. Сурикова. Выявлены ключевые моменты, характерные для учебно-творческой работы студентов художественно-графического факультета педвуза, что позволило определить содержание экспериментальной программы с использованием системы упражнений как средства развития образного мышления по разделам программы, изучаемой на 1−2 курсах.

3. Разработана и экспериментально проверена авторская учебная программа, в которой используются упражнения и система теоретических данных по композиции на факультете ХГФ Ml И У, что позволило выявить отдельные стороны методики, ранее не применяемой в практике обучения композиции на 1−2 курсах, в том числе: условия оптимизации обучения композиции, влияние копирующих заданий на развитие композиционных представлений студентов, а также влияние психолого-педагогической культуры и творческой личности преподавателя на активизацию творческого интереса студентов к предмету.

4. Упражнения по композиции использовались на основе разработанной нами методической модели функционирования компонентов образного мышления и показали целесообразность конкретизации типов и видов в соответствии с целями и задачами композиционных видов деятельности.

5. Использован индивидуальный подход в обучении композиции, который потребовал поуровневого планирования заданий на основе учета психологических и личностных качеств студентов и уровней их художественной подготовки (в частности уровня развитости образного мышления) и условий обучения в вузе.

6. Экспериментальное исследование показало, что в целях активизации учебного процесса по композиции следует использовать возможности межпредметных связей, специально оборудованные для этого кабинеты с наглядными пособиями и ТСО, использование которых создает качественное выполнение аналитических и преобразовательных упражнений и способствует активизации формирования образного мышления.

7. Педагогический эксперимент показал, что применение методики конкретизации последовательных композиционных действий, осуществляемых в процессе восприятия образца и закрепляемых в практической работе по выполнению преобразовательных и самостоятельных упражнений, позволило значительно поднять уровень практической подготовки студентов экспериментальных групп и степень развитости их образного мышления.

8. Экспериментальное исследование особенностей формирования образного мышления студентов начальных курсов на основе специально разработанных упражнений позволило выявить ключевые моменты, обеспечивающие высокое качество усвоения дисциплины «Композиция».

К ним мы относим:

1) связь и зависимость уровней сформированных композиционных представлений и уровней, глубины осмысления средств композиции в процессе выполнения художественного восприятия произведений искусства по натюрморту;

2) обусловленность художественного восприятия действительности художественным уровнем подготовки по композиции;

3) зависимость уровней мыслительных процессов, сопровождающих этапы композиционной работы над эскизом, от характера «установок»;

4) зависимость выражения художественного образа в работе от уровня развития умений и навыков использования средств композиции;

5) уровень эмоционально-эстетической отзывчивости на художественный образ от широты историко-литературных и жизненных знаний определяется личностными и образовательными данными студентов;

6) способность выполнять композиционную работу по памяти и по представлению создает основные предпосылки активного формирования образного мышления.

Проведенное исследование эффективности предложенной нами методической системы позволяет фактически убедиться в том, что ее использование положительно повлияло на качественный уровень композиционной деятельности, на проявление параметров определяющих специфические свойства образного мышления, и обеспечило тем самым решение поставленных в исследовании задач и проблемы в целом.

Показать весь текст

Список литературы

  1. John Wilmerding. The Art of John F. Peto and the idea of Still-Life Painting in Nineteenth-Century America // Harper&Row. Publishers National Gallery of Art, Washington, 1983.- P. 37−54.
  2. О. А. Натура и рисование по представлению. -М.: Изобразительное искусство, 1985.
  3. .А. Теория цвета и её применение в искусстве и дизайне. Перевод с английского канд. физмат, наук И. В. Пеновой.
  4. Ю.Г. Образ и материал. -М.: Советская Россия, 1977.-С. 111.
  5. Ю.Г., Левидова М. Н. Цвет и линия: Практическое руководство по рисунку и живописи. Вып. 1. -М.: Советский художник, 1976.-С. 301 308.
  6. В.В. Изобразительное искусство и школа. Вып. 2. М.: Советский художник, 1968.-С. 286 — 272.
  7. А.Д. Изобразительное искусство: Художник. Педагог. Школа: Книга для учителя. -М.: Просвещение. 1984.-С. 160.
  8. .Г. Психология чувственного познания. -М.: Акад. пед. наук, 1960. 1
  9. .Г. Теория ощущений. -Л.: ЛГУ, 1961.
  10. .Г., Дворяшина М. Д., Кудрявцева Н. А. Индивидуальное развитие человека и константность восприятия. -М.: Просвящение, 1968.
  11. А.Л. Художественный образ и гносеологическая специфика искусства. -М.: Наука, 1981.-С. 192.
  12. Н.Н. Основы рисования. 2-е изд.-М.: Стройиздат, 1980.
  13. М.В. Композиция в живописи в 2-х частях. -М.: Искусство, 1940
  14. А. Как я работаю. Художник. 1985. № 3. -С.13−17.
  15. Р. Искусство и визуальное восприятие. -М.: Прогресс, 1974.
  16. Р. Новые очерки по психологии искусства. -М.: Прометей, 1994.
  17. С. Художественное содержание // Вопросы эстетики. Вып. 5. -М. 1962.- С. 28−44.
  18. БедаГ.В. Живопись.-М.: Просвещение, 1986.
  19. Г. В. Основы изобразительной грамоты: Рисунок. Живопись. Композиция. -М.: Просвещение, 1981.
  20. Т.Ф. Упражнения по развитию пространственных представлений. -JL: Просвещение, 1962.
  21. .И. Психологический механизм действия визуального мышления. -М.: МГУ, 1984.
  22. П.П. Избранные психологические произведения. -М.: Просвещение, 1964.
  23. И.С. Проблемы русского и советского натюрморта. Изображение вещи в живописи 18−20 веков. Исследования и статьи. -М.: Просвещение, 1978.
  24. А.В. Мышление и прогнозирование. Логико-психологический анализ. -М.: Мысль, 1979.
  25. А.В. Психология мышления и кибернетика. -М.: Мысль, 1970.
  26. А. Арт-терапия. Йога внутреннего художника. -М.: ACT, 2002.
  27. Е.А. Учение И.М.Сеченова об ощущениях и мышлении. -М.: АН СССР, 1954.
  28. Г. Ф. Гегелевское понимание мышления. -М., 1990.
  29. Ван-Гог В. Письма. -М.: Искусство, 1966.
  30. В.В. Эстетика. Искусство. Искусствознание. // Вопросы теории и истории. М.: Искусство, 1983.
  31. С. Теория отражения в художественном творчестве. -М.: Прогресс, 1970.-С.496.
  32. .М., Зинченко В. П., Лурия А. Р. Психология восприятия.- М.: МГУ, 1973. -С. 245.
  33. Л.А. Педагогика способностей. -М.: Знание, 1973.- С. 96.
  34. Ю.П., Зинченко В. П. Проблемы адекватности образа // Вопросы философии. № 4. 1967.
  35. .Р. Статьи об искусстве. -М.: Искусство, 1970.
  36. Н.Н. Композиция в живописи в 2-х частях. -М.: Искусство, 1985.
  37. Н.Н. Цвет в живописи. -М.: Искусство, 1984.
  38. Н.Н. Восприятие предмета и рисунка.- М.: АПН РСФСР, 1950.
  39. Н.Н. Мысли об искусстве. -М.: Советский художник, 1973. -С. 139- 144.
  40. Е.В. Проблема содержания и формы в искусстве. М.: Знание, 1976.
  41. Е.В. Эстетический анализ художественного произведения. -М.: Знание, 1974.
  42. Вопросы психологии способностей. Сб. статей под ред. В. А. Крутецкого. -М.: Педагогика, 1973.
  43. Вопросы художественного образования. // Тематический сборник трудов. Вып.27. -Л.: Педагогика, 1973. -С.216.
  44. Восприятие и деятельность. -М.: Московский университет, 1976.
  45. Восприятие и изображение. Экспериментальное исследование. Под ред. Е. И. Игнатьева. -М.: АПН, 1963. -С.368.
  46. Л.С. Мышление и речь.- М.: Лабитинт, 1996.
  47. Л.С. Психология искусства. Под ред. М. Г. Ярошевского. -М.: Педагогика, 1987. -С. 334.
  48. П.Я. Умственное действие как основа формирования мысли и образа // Вопросы психологии. 1957. № 6. -С.58−70.
  49. В.А. Восприятие целостных объектов. -Л.: ЛГУ, 1974. -С. 152.
  50. Ю. Живые вещи. -М.: Советский художник, 1977. -С. 141.
  51. И. Чистяков и его педагогическая система.-Л.-М.:1940.-С. 203.
  52. К. Содержание и форма в искусстве. -М. 1962.
  53. Р.Л. Глаз и мозг. Психология зрительного восприятия. -М.: Прогресс, 1970.-С. 271.
  54. К.К., Никифорова О. И. Индивидуальные различия в решении некоторых творческих задач. //Вопросы психологии. 1974. № 2. -С.141−144.
  55. А.И. Художественный образ как система. -Одесса.: 1970. -С.282.
  56. Е.С. Природа художественного творчества. Книга для учителя. -М.: Просвещение, 1986. -С.239.
  57. Е.С. Художественный замысел и его претворение. Искусство, 1965. № 5. -С. 45−50.
  58. В.В. Метод освоения некоторых понятий композиции. -М.: 1974.
  59. С.М. Искусство видеть. -Л.: Искусство, 1990.
  60. А.А. Из моей рабочей практики. -М.: АН, 1961.
  61. Н.А. Краткая история искусств. Вып. 3. -М.: Искусство, 1992.
  62. Н.А. Изображение и слово. -М.: Искусство, 1962.
  63. Д.И. Информация. Сознание. Мозг. -М.: Высш. школа, 1980.
  64. Дж. Психология и педагогика мышления. -М.: Лабиринт, 1999.
  65. А. Дневники, письма, трактаты. В 2 т. -М.-Л.: Искусство, 1957.
  66. Г. В. Мастера натюрморта. -М.: Вече, 2002.
  67. Г. Л. Художественный образ.-М.: 1965.
  68. Г. Л. Искусство как мышление. -М.: Искусство,!982.
  69. Зак А. З. Как определить уровень развития мышления школьника. -М.: Знание, 1982.
  70. Е.П. Этапы формирования навыков художественного восприятия. Совершенствование учебно-воспитательного процесса в педвузе. Алма-Ата, 1978.
  71. Землякова Г. М. Живописные этюды и наброски как средство формирования художественных и педагогических способностей студентов
  72. ХГФ педагогических институтов. Автореферат диссертации на соискание ученой степ. канд. пед. наук. -М.: Ml И У, 2001.
  73. В.П. Современные проблемы образования и воспитания. Выступление на заседании Круглого стола. // Вопросы философии. -М. 1973.
  74. В.П. Движение глаз и формирование образа. // Вопросы психологии. 1958. № 5. -С.63−76.
  75. В.П., Величковский Б. М., Вутетич Г. Г. Функциональная структура зрительной памяти. -М.: Московский университет, 1980.
  76. В.П., Вергилес Н. Ю. Формирование зрительного образа. Исследование деятельности зрительной системы. -М.: МГУ, 1969.
  77. В.П., Ломов Б. Ф. О функции движения руки и глаза в процессе восприятия//Вопросы психологии. 1960. № 1. -С.29−41.
  78. В.П., Мунипов В. М., Гордон В. М. Исследования визуального мышления//Вопросы психологии. -М. 1973.
  79. В.Г. Процесс воображения в художественном творчестве. Автореферат диссертации на соискание ученой степ. канд. пед. наук. М.: 1959.
  80. Е.И. Воображение и его развитие в творческой деятельности человека. -М.: Знание, 1968.-С.32.
  81. Е.И. Воображение и его развитие в творческой деятельности человека. -М.: Знание, 1968.
  82. Е.И. Воображение и его развитие в творческой деятельности человека. -М.: Знание, 1968.
  83. Е.И. Психология изобразительной деятельности детей. -М.: АПН РСФСР, 1961.-С.223.
  84. .В. Изобразительность и выразительность. -М.: Искусство, 1964. № 4. -С.25−28.
  85. .В. Роль интуиции и логики в художественном творчестве // О композиции. -М.: АХ СССР, 1959.
  86. Кабанова-Меллер Е. Н. Формирование приемов умственной деятельности и умственное развитие учащихся.-М.: Просвещение, 1968.
  87. В., Федоров А. О композиции: Основные категории и закономерности // Техническая эстетика. 1965. № 2. -С.2−7.
  88. П.Н. Система упражнений по развитию творческой активности студентов ХГФ при обучении основам композиции // Проблемы теории и методики преподавания художественно-графических дисциплин. Уфа, 1984. -С.39−65.
  89. С.Г. От замысла и натуры к законченному произведению. -М.: Изобразительное искусство, 1981.
  90. Д.Н. Об искусстве: Воспоминания, статьи, письма.-М.: АХ СССР, 1960.
  91. .М., Гиндилис H.JI. Творческий процесс и ступени познания // Природа, 1981. № 7. -С. 14−22.
  92. Е.А. Вопросы преподавания композиции в советской художественной школе // Вопросы художественного образования. Выпуск 3. -Л.: АХ СССР, 1972. -С.3−21.
  93. Е.А. К вопросу о композиции: О композиции. -М.: АХ СССР, 1959. -С.37−58.
  94. Е.А. Об искусстве и художниках. -М.: АХ СССР, 1961.
  95. В.И. Психология способностей к изобразительной деятельности. -М.: Академия педагогических наук, 1959.
  96. В.И. Целостное видение и художественные способности // Вопросы психологии. 1956. № 5. -С.67−77.
  97. Д.И. Индивидуальность и творческое мышление. -М.: 1992.
  98. В.Н. Основы художественного оформления текстильных изделий. -М.: Легкая промышленность, 1981. -С.260
  99. Н.Г. Композиция: Вводные лекции (для заочников) -М.: Просвещение, 1968. -С.29
  100. Т.С. Методика обучения изобразительной деятельности и конструирования. // Учебное пособие для педучилищ. 2-е изд. -М.: Просвещение, 1985. -С.271.
  101. Ф.Ф. Системный подход и возможности его применения в педагогических исследованиях // Советская педагогика. № 9, 1970.
  102. Н.А. Развитие художественно-познавательных способностей студентов на занятиях по композиции. // Пути повышения эффективности преподавания художественно-графических дисциплин. -Карачаевск, 1972. -С.149.
  103. A.M. Теория отражения и творчества. -М.: Политиздат, 1971. -С. 254.
  104. Н.А. Индивидуальный подход в обучении акварельной живописи (на примере художественно-графических факультетов). Автореферат на соискание ученой степ. канд. пед. наук. -М.: МИГУ, 1998.
  105. В., Юматов В. Язык изобразительного искусства. -М.: Знание, 1978
  106. В.И. Что такое художественный образ. -М.: Советский. художник, 1962. -С. 14−15.
  107. Е. Глаз и законы красоты. Искусство, 1966. № 12. -С.8−12.
  108. Крамской об искусстве. Сост., автор вступит. Ст. и примеч. Т. М. Ковалевская. -М.: АХ СССР, 1960.
  109. Краткий словарь по эстетике: Книга для учителя. Под редакцией М. Ф. Овсянникова. -М.: Просвещение, 1983.
  110. Краткий словарь терминов изобразительного искусства. -М.: Советский художник, 1965.
  111. В.Ф., Ламцов И. В., Туркус М. А. и др. Объемно пространственная композиция в архитектуре. Под ред. А. В. Степанова и М. А. Туркуса. -М.: Стройиздат, 1975.
  112. B.C. Вопросы изобразительного творчества. -М.: Просвещение, 1971.
  113. B.C. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальных классах: Учебное пособие для учащихся педучилищ по спецальности. № 2001: Преподавания в начальных классах общеобразовательной школы. -М.: Просвящение, 1984.
  114. B.C. Психология. Под ред. Б. Ф. Ломова: Учебник. -М.: Высшая школа, 1998.
  115. B.C. Психолого-педагогические основы формирования способностей к изобразительной деятельности // Ученые записки № 50 Свердловского государственного педагогического института. -Свердловск, 1971. -С.52−66.
  116. Н.Л. Образность в искусстве. -М.: Наука, 1974. -С. 207.
  117. Леонардо да Винчи. Избранные произведения: В 2 т. Под ред. В. В. Леграна и A.M. Афроса.- М.-Л.: Академия, 1935. Т.1. -С.363, Т.2 -С.491.
  118. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. -М.: Политиздат, 1975.
  119. А.Н. Опыт экспериментального исследования мышления: Доклады на совещании по вопросам психологии. 3−8 июня, 1953. -М.: АПН РСФСР, 1954.
  120. А.Н. Психология познавательной деятельности. -М.: МГУ, 1978.
  121. И .Я. О построении логики дидактического исследования // Советская педагогика, 1970. № 5. -С. 106−107.
  122. Н.Н. Формирование образного мышления студентов ХГФ педвузов на занятиях композицией. Дис. канд. педнаук. -М.: 1998.
  123. .Ф. Движение глаз и зрительное восприятие. -М.: Наука, 1978.
  124. .Ф. Опыт экспериментального исследования пространственного воображения: Проблемы восприятия пространства и пространственных представлений. Под ред. Б. Г. Ананьева и Б. Ф. Ломова. -М.: АПН РСФСР, 1961.
  125. .Ф. Формирование графических знаний и навыков у учащихся. Под ред. Б. Г. Ананьева. -М.: АПН РСФСР, 1959.
  126. .Ф., Сурков Е. Н. Антиципация в структуре деятельности. -М.: Наука, 1980.
  127. Лук А. Н. Психология творчества. -М.: Наука, 1978.
  128. А.В. Собрание сочинений в 8 т. -М.:1964. т.2.
  129. А.Р. Ощущение и восприятие: Материалы к курсу лекций по общей психологии. -М.: МГУ, 1975.
  130. А.Р. Психология памяти: Курс общей психологии. -М.: МГУ, 1970.
  131. М.Г. Об основах композиции (сочинения): О композиции. -М.: Академия художеств, 1959.
  132. Мастера искусств об искусстве: Избранные отрывки из писем, дневников, речей и трактатов. В 7-ми т. Под ред. А. А. Губера и др. -М.: Искусство, 1965−1970.
  133. .С. Процесс творчества и художественного восприятия. -М.: Искусство, 1985.
  134. А.С. Художественный образ. Эстетический анализ: Материалы к спецкурсу. -М.: МГУ, 1981.
  135. Молева Н. М, Белютин Э. М. П. П. Чистяков. Теоретик и педагог. -М.: Академия художеств, 1953.
  136. Молева Н. М, Белютин Э. М. Педагогическая система Академии Художеств XVIII века. -М.: Искусство, 1956.
  137. Молева Н. М, Белютин Э. М. Русская художественная школа второй половины XIX начала XX века. -М.: Искусство, 1967.
  138. Молева Н. М, Белютин Э. М Русская художественная школа первой половины XIX века. -М.: Искусство, 1963.
  139. Н.М. Выдающиеся русские художники-педагоги. -М.: Просвещение, 1991.
  140. В.Д. К вопросу об общих и частных свойствах нервной системы // Вопросы психологии. 1986. № 4. -С. 13−26.
  141. .М. Мудрость красоты: О проблеме эстетического воспитания: Книга для учителя. -М.: Просвещение, 1981.
  142. О.И. Исследования по психологии художественного творчества. -М.: МГУ, 1972.
  143. О.Н. Специфика эстетического воспитания. -М.: Высшая школа, 1975.
  144. К.К. Занимательная психология. 2-е изд., доп. -М.: Молодая гвардия, 1964.
  145. Ю.А. Формирования способностей целостного видения цвета у детей//Вопросы психологии, 1980. № 1. -С.101−111.
  146. Я.А. Психология творческого мышления. -М.: АПН РСФСР, 1960.
  147. Я.А. Психология творческого мышления. -М.: АПН РСФСР, 1960.
  148. Я.А. Психология творчества и педагогика. -М.: Педагогика, 1976.
  149. Г. А. Процесс художественного творчества. -JI.: Знание, 1972.
  150. Практикум по композиции. Техническая эстетика, № 11, 1965. -С. 16−17.
  151. Процесс мышления и закономерности анализа, синтеза и обобщения. Под ред. С. Л. Рубинштейна. -М.: Просвещение, 1960.
  152. Психологические исследования представлений и воображения. Сборник статей под ред. Е. И. Игнатьева. -М.: Академия педагогических наук, 1956.
  153. Психологический словарь. -М.: Педагогика, 1983.
  154. Психология процессов художественного творчества. Отв. ред. Б. С. Мейлах, А. Н. Хренов. -Л.: Наука, Ленингр. отдел., 1980.
  155. Психология рисунка и живописи: Вопросы психологического исследования формирования образа. Сборник статей под ред. Е. И. Игнатьева. -М.: Академия педагогических наук, 1954.
  156. А.С., Триселёв А. В. Методика работы над натюрмортом: Учебное пос. для студентов. -М.: Просвещение, 1982.
  157. В.Н. Эвристика наука о творческом мышлении. -М.: Пол итиз дат, 1967.
  158. В.А. Рисование с натуры. 3-е изд. -Л.: Художник, 1978.
  159. Развитие творческих способностей на занятиях изобразительным искусством. Межвуз. сборн. Научных трудов. -М.: МГПИ им. В. И. Ленина, 1983.
  160. В.А. О хорошем художественном вкусе. -М.: Госполитиздат, 1961.
  161. В.И. Искусство видеть. -М.: Знание, 1973. -С. 44−65.
  162. С.Х. Искусство и эмоции. 2-е изд. -М.: Музыка, 1972. -С. 167.
  163. С.Х. От художника к зрителю. -М.: Советский художник, 1978.
  164. П.П. Техника акварельной живописи. -М. 1959.
  165. Рид Г. Воспитание искусством. -Нью-Йорк, 1945. -С. 57−58.
  166. Рисунок в высшей художественной школе. Московский государственный художественный институт им. В. И. Сурикова. -М.: Искусство, 1957.
  167. Г. И., Токарева B.C. Геометрические зрительные иллюзии и механизмы константности восприятия размера у детей // Сенсорные системы. -М. 2004. т. 18. № 4. -С. 330 338.
  168. Е. Художник в дизайне. -М.: Искусство, 1974. -С.174.
  169. Н.Н. Об общетеоретических положениях развития творческих способностей на занятиях по изобразительному искусству// Развитие творческих способностей на занятиях изобразительным искусством. -М.: МГПИ им. В. И. Ленина, 1983.
  170. Н.Н., Терентьев А. Е. Развитие творческих способностей на занятиях рисованием: Учебное пособие для студентов. -М.: Просвещение,! 987.
  171. C.JI. О мышлении и путях его исследования. -М.: АН СССР, 1958.
  172. И.М. Формирование художественного воображения у студентов художественно-графических факультетов. -М.: Искусство и образование, № 3,2003.
  173. И .Г. Роль восприятия материальной среды художником в создании пластической формы. -М.: Советский художник, 1984.
  174. Е. Изобразительность и выразительность в искусстве. -М.: Изобразительное искусство, 1970.
  175. П. Переписка. Воспоминания современников. Сост., автор вступит. Статьи Н. В. Яворская. Пер. Е. Р. Классон. -M.-JL: Искусство, 1972. -С. 82.
  176. И.М. Избранные философские и психологические произведения. Под ред. В. М, Коганова. -М.: ОГИЗД947.
  177. М. На пути к единой системе. -М.: Творчество, 1982. № 7. -С. 15−17.
  178. А.В. Наглядный образ в структуре познания. -М.: Политиздат, 1971.
  179. В.А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки. -М.: Просвещение, 1976.
  180. С.Д. Мир образов и образ мира. -М.: Вестник МГУ, 1981, № 2. -С. 15−30.
  181. Советы мастеров: Живопись и графика. 2-е изд. -Л.: Художник, 1979.
  182. Н.М. Основы композиции. 3 часть. -Обнинск: Титул, 1996.
  183. Г., Черенков В. Возможный путь в изучении композиции. // Техническая эстетика, 1969, № 10. -С.9−11.
  184. Творческий процесс и художественное восприятие. Под ред.: Б. М. Галлеева и др. -Д.: Наука, 1978.
  185. А.Е. Занятия рисованием по памяти, по представлению и по воображению действенное средство развития творческих способностей студентов. Развитие творческих способностей на занятиях изобразительным искусством. -М.: Mi НИ им. В. И. Ленина, 1983.
  186. А.Е. Изображения животных и птиц средствами рисунка и живописи: Учебное пособие для студентов заочников художественно-графических факультетов педагогических институтов. -М.: Просвещение, 1980.
  187. А.Е. Рисунок в педагогической практике учителя изобразительного искусства. -М.: Просвещение, 1981.
  188. O.K. Структура мыслительной деятельности человека. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора педагогический наук. -М.: 1967.
  189. А.В. К вопросу о художественном воспитании. Пути повышения уровня теоретической и практической подготовки учителя изобразительного искусства. -М.: МГПИ им. В. И. Ленина, 1985. -С.3−10.
  190. К.Д. О методе преподавания композиции: О композиции. -М.: Академия художеств, 1959. -С.11−25.
  191. Ю.М. Формирование профессиональных и специальных навыков краткосрочного изображения в живописи. Автореферат на соискание ученой степ. канд. педагогических наук. -М. 2000.
  192. Д.Н. Экспериментальные основы психологии установки. -Тбилиси, 1961. -С.210.
  193. А.А. Живопись: Вопросы колорита: Учебное пособие для студентов. -М.: Просвещение, 1980.
  194. А.А. Научно-теоретические проблемы методики обучения живописи при подготовке учителей изобразительного искусства: Диссертация канд. педагогических наук. -М.: 1972.
  195. В.А. О рисунке. О композиции. Вступит, ст. А. Н. Михалева. -Фрунзе: Киргизстан, 1966.
  196. Д.А. Развитие мозга и познавательная деятельность. -М.: Вентана-Граф. Министерство образования РФ. Институт возрастной физиологии РАО, 2002.
  197. Ю.Я. Владимир Андреевич Фаворский. -М.: Искусство, 1964.
  198. Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления. -М. 1981.
  199. П.П. Письма, записные книжки, воспоминания. -М.: Искусство, 1953.
  200. С.А. Заметки художника. 2-е изд., доп. -М.: Молодая гвардия, 1967.
  201. В.Е. Формирование быстрой мысли. -Алма-Ата: Мектеп, 1982.
  202. В. Восприятие дизайнера и воспитание фантазии. Техническая эстетика. 1966. № 3. -С.7−21.
  203. Е.В. Композиция: Учебник для студентов художественно-графических факультетов педвузов. -М.: Просвещение, 1986.
  204. Е.В. Методика преподавания композиции на уроках изобразительного искусства в школе. -М.: Просвещение, 1977.
  205. Е.В. Основы композиции. -М.: Просвещение, 1979.
  206. Е.В. Предмет композиции// Развитие творческих способностей на занятиях изобразительным искусством. -М.: Ml НИ им. В. И. Ленина, 1983. -С.125−135.
  207. Е.В., Козлов Н. Г. Композиция. -М.: Просвещение, 1978.
  208. Е.В., Лебедко В. К. Вопросы истории, теории и методики преподавания изобразительного искусства. -М.: Прометей, 1999.
  209. Е.В., Павлюк И. А. Индивидуальный подход в обучении композиции как важнейший фактор развития образного мышления // Вопросы теории, истории и методики преподавания изобразительного искусства. Межвузовский сборник научных трудов. -М. 1988.
  210. А.В. Изобразительное творчество. Обучение и творчество. -М.: Просвещение, 1969.
  211. А.В. Композиция в работе с натуры: Руководителю изостудии. -М.: Художник, 1971. № 1. -С.57−60.
  212. А.В. Композиция в работе с натуры: Руководителю изостудии. -М.: Художник, 1971. № 2. -С.57−59.
  213. Энгр об искусстве. Сост. А. Н. Изоргила. -М.: Академия художеств, 1962.
  214. Энциклопедия символизма. Сост. Г. В. Дягилева, Е. Н. Биркина. Под ред. Т. Е. Ширма. -М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2001.
  215. Эстетика: Учебное пособие для вузов. Под редакцией А. А. Радугина. -М.: Центр, 2000.
  216. Юон К. Ф. Об искусстве. В 2 т. -М.: Советский Художник, 1959. Т.1 -С.384, Т.2 -С.285
  217. П.М. Психология художественного восприятия. -М.: Искусство, 1964.
  218. П.М. Психология художественного творчества. -М.: Знание, 1971.
Заполнить форму текущей работой