Развитие образного мышления у студентов ХГФ на занятиях композицией: На материале натюрморт
Гипотезой исследования является следующее предположение о том, что: если в учебном процессе по предмету композиция применить специальную методическую систему, направленную на формирование образного мышления студентов 1−2 курсов и включающую в себя: а) — цели, задачи и содержание учебного предмета «композиция» б) — отобранные нами из известных в педагогике дидактические принципы, формы, методы… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. История становления и решения проблемы образного мышления в творческом процессе (в жанре натюрморт)
- 1. 1. История становления жанра натюрморт. Анализ лсивописно-пластических решений произведений известных художников
- 1. 2. Роль натурного материала в творческом процессе художников
- Выводы по первой главе
- Глава 2. Научно-теоретические основы процесса образного мышления
- 2. 1. Возникновение и развитие теории художественного образа
- 2. 2. Характеристика образного мышления как психологического процесса. Физиологические предпосылки образного мышления
- Выводы по второй главе
- Глава 3. Методика формирования образного мышления
- 3. 1. Разработка критериев оценки работ студентов по композиции
- 3. 2. Разработка методической системы преподавания композиции по формированию образного мышления студентов 1−2 курсов художественно-графических факультетов
- Выводы по третьей главе
- Глава 4. Ход и результаты опытно-экспериментального исследования формирования образного мышления студентов
- 4. 1. Ход и результаты констатирующего эксперимента
- 4. 2. Ход и результаты формирующего эксперимента
- 4. 3. Сравнителъный (контрольный) эксперимент и его результаты
- Выводы по четвёртой главе 1
- Заключение
- Список литературы
- Приложения
Развитие образного мышления у студентов ХГФ на занятиях композицией: На материале натюрморт (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Проблема исследования и её актуальность.
Искусство, как форма общественного сознания, представляет собой художественно — образное отражение жизни. Родившись из потребностей жизни, оно призвано давать верное отражение действительности и отвечать эстетическим запросам человечества. Современная действительность предъявляет высокие требования к уровню интеллектуальной и творческой развитости человека, к технической и культурной образованности и соответственно к уровню подготовленности молодёжи к профессиональной деятельности.
Развитие технократической цивилизации, практикуемых в ней методов воспитания и образования привело к тому, что в работе головного мозга доминирует левое полушарие, которое обеспечивает формально-логическое (понятийное) мышление и речь. Правое полушарие, отвечающее за непосредственное чувственное восприятие мира, ориентацию в пространстве, художественное мышление, творчество и интуицию, у большинства людей находится в угнетенном состоянии — это показали исследования английского физиолога Экклза (26, с.7). Этим объясняется столь малое число людей с ярко выраженными талантами. Дисбалансом активностей полушарий объясняется и растущая дегуманизация нашей цивилизации, о чем свидетельствует глобальный экологический кризис, военная конфронтация между государствами, насилие и жестокость, царящие в быту, поскольку жизненными принципами «левополушарного» человека являются: «цель оправдывает средства». Гармонизировать работу головного мозга, повысив активность правого полушария, возможно с помощью различных методик развивающих образное мышление.
Для нашего времени характерна изменчивость, сложность, хаотичность жизненных явлений, что определяет необходимость воспитывать в современном человеке такие качества личности, как умение обобщать (это ускоряет процессы поиска оптимальных путей в решение проблемных ситуаций) — умение свободно переносить элементы знаний из одной ситуации в другую. Всё это требует хорошо развитого образного мышления — важного психического процесса, определяющего творческий потенциал человека. Проблема развития образного мышления продолжает быть особенно актуальной в области подготовки людей к художественной деятельности и преподаванию художественных дисциплин. Искусство на современном этапе идёт в ногу со временем и приобретает особые черты, которые раньше были менее ярко выражены: большая символичность, многозначность образов и очень часто глубокий философский подтекст произведения. Однако большинство даже образованных людей ориентированы до сих пор на поверхностно-натуралистическое восприятие произведения изобразительного искусства. В современном мире, с его бешеным темпом жизни это становиться ненужным. Многолетний труд над одной картиной теперь неактуален. Остается только суть искусства, сама идеяхудожественный образ, почти знаковый и сильно воздействующий на сознание и подсознание человека. Образное мышление как цельное отражение, способность к многократному оперированию представлениями и синтезированию новых образов «является одним из существенных условий успешности творческой деятельности в различных областях теории и практики».
Основной целью художественного образования в учебном процессе является формирование духовной культуры личности ребенка, приобщение его к культурным ценностям, к художественно-культурным национальным традициям, развитию творческого, образного мышления, памяти, художественных способностей, формирования эстетического понимания сути происходящего. В этом процессе многое зависит от духовной и художественной культуры учителя изобразительно искусства, хорошо сформированным у него образным мышлением. Осуществляющий художественно-эстетическое обучение и развитие учеников, он должен формировать и развивать их художественное восприятие, через практическую, творческую деятельность, совершенствовать изобразительные умения и навыки.
Проблема исследования заключается в слабой развитости образного мышления студентов, вследствие чего, они оказываются в затруднении создавать художественные образы в композиционных работах. Преподаватели большое значение уделяют обучению технике, законам композиции, а развитие образного мышления и эстетическое воспитание остается, как правило, в тени. Студенты занимаются срисовыванием натуры, не вкладывая в свои работы основ художественного образа.
В ходе изучения опыта преподавания композиции на художественно-графическом факультете и анализа работ студентов 1−2 курса Ml И У выявлена значительная нерешенная научно-педагогическая задача — слабая развитость образного мышления студентов, как одной из ведущих художественно-творческих способностей. Недостаточное внимание уделяется практической деятельности и теоретической подготовке в отношении формирования образного мышления.
В процессе исследования проблемы развития художественно-образного мышления рассматривался ряд аспектов — изучение причин слабого роста мыслительного процесса и разработка новых методов диагностики данного вида деятельности, устранение и предупреждение этих нерешенных задач на ранних этапах творческого развития студента. Проблема эта общепедагогическая и она связана со многими теоретическими и практическими художественными дисциплинами. С давних пор над решением её работают не только художники-педагоги, но и архитекторы, дизайнеры и представители многих других специальностей.
Смысл процесса образного мышления — научиться видеть и воспринимать окружающее с последующей трансформацией увиденного с целью создания художественного образа. Наряду с задачами освоения общих законов композиции особого внимания заслуживают умения и навыки выражения вещей и предметов не только самих по себе, но и отношение к ним человека данной эпохи и окружающего мира вообще. Всё это возможно при определенном уровне сформированности образного мышления. При отсутствии творческого подхода в понимании художественного образа, составляющего основу особого языка создаваемого произведения, наследие мастеров прошлых поколений не воспринимается с художественно-образной точки зрения, что в свою очередь приводит к безынициативному, шаблонному отношению студентов к умению анализировать и обобщать особенности любого предмета и явления.
На занятиях живописью студенты работают в основном самостоятельно, за исключением редких советов преподавателей и ни о каком художественном мышлении многие и не подозревают — просто срисовывают натуру: начиная с отдельных предметов и вырисовывая все без разбора, как фотоаппарат. А ведь в задачи эволюции, прежде всего, входит развитие умственных способностей человека. И потому человек-«творец» становится актуальным в XXI веке.
Академическая школа, пройденная ребятами в художественных школах, уже дает навыки в художественном ремесле. В Университете эти же знания углубляются, закладываются основы специальной грамотности и мастерства, формируется мировоззрение художника-педагога, развивается способность преобразовывать, обобщать реальность, анализировать, синтезировать компоненты композиции, обобщать и классифицировать по различным показателям определенных групп для создания художественного образа. Художник не тот, кто может списать точно с натуры — это ремесленник, а тот, кто может преобразовать, обострить реальность, мыслить образами -«Творить». У «творцов» особый тип мышления, который нужно упорно развивать. Однако эта сфера деятельности очень сложна для студента, и он не может ещё охватить такой широкий спектр проблем, а преподаватели в этом направлении не в полной мере объясняют и показывают студентам как надо работать. Следовательно, необходимым становится хорошая подготовка учителей изобразительного искусства, владеющих всеми методами и приёмами творческой деятельности и эффективными формами обучения. Поэтому, кроме теоретических основ композиции и их практического применения в работах, ему необходимо суметь в доступной для студентов форме рассказать о процессе художественного творчества, вовлечь учеников в творческие поиски. Необходимо воздействие на эстетическую природу зрительного восприятия студентов, способствующее эмоциональному настрою и возрастанию потребности в осуществлении творческой деятельности.
Эффективным методом такого воздействия является наблюдение учащихся за созданием изображения. Наглядный показ процесса получения творческой работы является одним из приёмов работы учителя изобразительного искусства, активизирующим мыслительно-творческую деятельность учеников и развивающим творческие способности. Существует необходимость в подготовке такого специалиста по ИЗО, чтобы он мог преподавать не только в обычной школе, но и в художественных, так как на данный момент в таких школах очень мало или вообще отсутствуют преподаватели с педагогическим образованием и тем самым художники без педагогического образования калечат психику детей, а специалистам с педагогическим образованием часто недостает художественного, особенно с практической стороны. Главная задача современного преподавателя ИЗО не только чётко и понятно объяснить ученикам теорию композиции, но главное научить творчески мыслить, выявить в ребенке его творческую индивидуальность. Выполнение творческих работ с художественной точки зрения студентами художественно-графических факультетов педвузов имеет ценное значение в формировании и развитии у будущих учителей изобразительного искусства знаний, умений и навыков показа приемов и последовательности рассуждения и выполнения творческой работы. Поэтому методически осмысленная и обоснованная творческая деятельность является средством формирования художественно педагогических способностей студентов художественно-графических факультетов педагогических вузов.
Анализ практики обучения студентов на художественно-графических факультетах педвузов показал, что вопрос формирования и развития образного мышления недостаточно разработан. Конкретные задания на развитие образного мышления на занятиях композицией (натюрморта) студентов не просматривают, за исключением домашних заданий в которых студенты делают множественные ошибки, порой, не представляя смысла сделанного.
От нерешенности этой проблемы в значительной мере страдает качество подготовки специалистов — учителей изобразительного искусства.
Теоретический анализ существующих исследований, посвященных вопросам художественно-педагогической подготовки учителей изобразительного искусства, также не освещает данной проблемы.
Например, профессиональной и художественной подготовке студентов педагогических вузов художественно-графических факультетов посвящены научные труды известных деятелей образования: B.C. Кузина, Н. Н. Ростовцева, Г. В. Беды, Е. В. Шорохова, В. П. Зинченко, А. Е. Терентьева, Н. К. Шабанова, А. А. Унковского.
Исследований художественно-педагогических способностей, творческого таланта, объединяющих специальные дисциплины и методику их преподавания, в настоящее время недостаточно. В основном, труды в данном направлении, посвящены проблемам в преподавании по живописи. Таковы научные разработки Ю. П. Шашкова, Г. В. Беды, В. С. Кузина, А. А. Унковского, Б. Г. Смирнова, Е. В. Шорохова и др. Педагогический аспект формирования образного мышления на примере выполнения системы композиционных упражнений рассматривал Д. В. Маслов.
П.П.Чистяков заложил основы методической системы преподавания композиции в частности художественного образа. Огромный вклад в исследование вопросов композиции внес Н. Н. Волков.
В своем исследовании Е. В. Шорохов разработал систему формирования композиционных навыков. Раскрыл многие творческие понятия, ранее не изученные.
Но специальных исследований по формированию у студентов художественно-образного мышления в процессе преподавания композиции не проводилось.
Выше изложенное определило проблему исследования.
Актуальность проблемы состоит в том, что от недостаточной развитости образного мышления у студентов художественно-графического факультета в значительной степени страдает качество подготовки учителей изобразительного искусства.
Предметом исследования является методическая система преподавания композиции, направленная на формирование образного мышления студентов, а так же учебно-творческий процесс по композиции и живописи.
Целью исследования является разработка рациональной, максимально эффективной, основанной на достижениях педагогической науки методики по развитию образного мышления на занятиях композицией и живописью.
Объектом исследования — стал процесс обучения композиции на художественно-графическом факультете МИГУ.
Гипотезой исследования является следующее предположение о том, что: если в учебном процессе по предмету композиция применить специальную методическую систему, направленную на формирование образного мышления студентов 1−2 курсов и включающую в себя: а) — цели, задачи и содержание учебного предмета «композиция» б) — отобранные нами из известных в педагогике дидактические принципы, формы, методы и методические приемы организации занятий по композиции и по методике преподавания изобразительного искусства (практические занятия), которые как мы считаем, в их взаимодействии наилучшим образом могут решать данную проблемув) — средства обеспечения всех учебно-воспитательных и развивающих процессов (методические таблицы, раскрывающие основные свойства и закономерности взаимодействия цветов, репродукции с картин художников, композиции выполненные студентами на занятиях и дома, слайды, способствующие накоплению зрительного композиционного опыта), -то это будет способствовать значительному развитию художественно-педагогических способностей студентов, потому что данная методическая система обладает такими ценными качествами как единство целей и задач, взаимодействующих принципов, единство и взаимосвязь художественного и педагогического, теоретического и практического.
В соответствии с проблемой, целью, предметом и гипотезой исследования определены следующие задачи:
1. Изучить и проанализировать искусствоведческую, психологическую, педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования;
2. Определить особенности подготовки студентов художественно-графических педагогических вузов к творческой работе.(1−2 курс);
3. Определить совокупность педагогических условий эффективного формирования художественных и педагогических способностей студентов в процессе занятий композицией;
4. Разработать задания: по композиции натюрмортов, по методике их выполнения, по изучению живописных техник, композиционных приемов, последовательности ведения работы, выполнения этюдов совместно с демонстрацией выполнения творческой работы;
5. Разработать критерии оценки художественных и педагогических способностей студентов по определению уровней их развития;
6. Экспериментально проверить модель разработанной методической системы формирования художественно-педагогических способностей студентов на занятиях по композиции и по методике преподавания изобразительного искусства, включающую в себя цель и задачи обучения, содержание обучения, дидактические принципы, формы и методы обучения, обеспеченные необходимыми средствами, повышающими эффективность ее использования.
Методологической основой исследования являются психолого-педагогические труды ученых по вопросам подготовки педагогических кадров по эстетическому и художественному образованию, раскрывающие суть процесса формирования способностей художественно-образного мышления, по теории деятельности, по вопросам цветоведения, по истории и теории композиции, по психологии зрительного восприятия, по физиологии человека.
Для решения поставленных задач мы использовали комплекс методов педагогического исследования:
— теоретический анализ литературы по этике, философии, педагогике, психологии, теории и методике изобразительного искусства по проблеме исследования;
— теоретический анализ искусствоведческой, исследовательской и специальной литературы;
— анализ вузовских программ по предметам «композиция и живопись» и «изобразительное искусство»;
— анализ композиционных работ студентов (творческие натюрморты и эскизы), созданных в процессе экспериментальной работы;
— метод наблюдения за работой студентов во время демонстрации последовательности выполнения компоновки натюрморта, и способов работы красками;
— беседы со студентами и преподавателями ВУЗов;
— опытно-экспериментальное обучение;
— анализ, обобщение и обработка результатов эксперимента.
Опытно-экспериментальной базой стал художественно-графический факультет Ml И У. В общей сложности опытно-экспериментальным исследование было охвачено около 200 студентов. Исследование проходило в 4 этапа:
Первый этап (2000;2001г.г.) носил наблюдательно-аналитический характер. Осуществлялась работа по наблюдению за проведением уроков композиции в период прохождения студентами педагогической практикиизучались специальная литература по развитию мышленияизучались психологические основы быстрого восприятия и специальная искусствоведческая литература, включающая сведения о композиции натюрморта. На данном этапе также определялась цель и задачи исследования, а также сформировалась его гипотеза.
Второй этап (2002;2004г.г.) включал в себя теоретическую разработку и проведение констатирующего экспериментавнедрение элементов поискового эксперимента с целью определения исходного уровня способностей студентов, выявления и отбора наиболее эффективных разработанных нами заданий.
Третий этап (2004;2005г.) заключал в себе опытно-экспериментальную работу — формирующий и контрольный эксперименты. Были проведены обучающий эксперимент, включающий содержание экспериментальных заданий по композиции и по методике преподавания изобразительного искусства, и сравнительный эксперимент, в ходе которого анализировались работы студентов.
Четвертый этап (2005г.) — период обобщения и систематизации полученных данных, подведения итогов проведенного исследования и подготовка соответствующих выводов.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
1. В ходе педагогических экспериментов решена значительная научно-педагогическая задача: осуществилось развитие образного мышления студентов на занятиях композицией;
2. Теоретически обоснована и экспериментально проверена модель методической системы формирования художественно-образного мышления на занятиях композицией натюрморта.
Теоретическая значимость результатов исследования заключается в том, что разработанная нами методическая система формирования художественно-образного мышления студентов художественно-графических факультетов в значительной мере способствует повышению качества подготовки специалистов — учителей изобразительного искусства и успешно решает проблему развития образного мышления.
Данные исследования могут служить материалом для дальнейших теоретических разработок и практических исследований по отдельным вопросам теории и методики преподавания в педвузах, а также в художественных училищах и в школах.
Практическая значимость результатов исследования состоит в том, что материалы исследования, показывающие эффективность данного процесса, раскрывающие методы по проблеме исследования, могут быть использованы преподавателями и студентами в их подготовке к практической деятельности учителя изобразительного искусства.
— методические рекомендации выполнения композиции натюрморта и методических разработок могут быть использованы при организации занятий по композиции, живописи и на практических занятиях по методике преподавания изобразительного искусства со студентами художественно-графических факультетов;
— методические разработки и выполненные композиции могут быть использованы в качестве наглядного материала на занятиях композицией в системе художественно-изобразительного образования.
— практическая значимость результатов и выводов заключается в разработке комплексного подхода для формирования индивидуального образного мышления у студентов на занятиях композицией и методики его использования с целью повышения эффективности курса композиции, совершенствования профессиональной подготовки будущих художников-педагогов.
Степень достоверности и обоснованности полученных результатов проведенной работы обеспечены использованием комплекса взаимосвязанных методов исследования, четкой организацией опытно-экспериментальной работы, использованием современных достижений педагогической, психологической наук, достижениями искусствознания и основывается на материалах исследований, подтвержденных опытно-экспериментальным путем. Выводы и результаты исследования подвергались проверке и корректировались при проведении опытно-экспериментальной работы.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Индивидуальный подход в формировании образного мышления с учетом уровня развитости образного мышления и уровня художественной подготовки будет иметь должный эффект в том случае, если его применение будет основываться на позициях грамотности, научной обоснованности, систематичности;
2. Применение методики проведения занятий по композиции на материале натюрморт с использованием демонстрации последовательности выполнения творческой работы, способов и приемов работы над композицией живописными материалами способствует формированию художественно-педагогических способностей будущих учителей изобразительного искусства- 3. Модель методической системы формирования художественно-педагогических способностей студентов художественно-графических факультетов педагогических вузов на занятиях по композиции направленную на поэтапное формирование компонентов образного мышления, а именно художественного восприятия произведений искусства, его углубленного анализа, художественного восприятия действительности и ее отражения средствами композиции в натюрморте, и последовательное ведение творческого процесса.
Апробация и внедрение результатов исследования.
Материалы исследования и ход поискового и формирующего экспериментов обсуждались на кафедре живописи Mill У;
Результаты эксперимента внедрены на художественно-графический факультет Mill У в практике преподавания композиции на 1−2 курсах в 20 042 005 учебных годах.
Основные идеи и результаты исследования отражены в 6 публикациях.
Выводы по четвёртой главе.
Выявление эффективности экспериментальной системы упражнений по формированию образного мышления студентов 1−2 курсов позволили нам сделать следующие выводы:
Формирование образного мышления студентов художественно-графических факультетов на основе системы упражнений по композиции зависит от взаимодействия и взаимопереплетения форм и методов руководства развитием художественного анализа композиции преподавателем;
Развитие композиционных представлений осуществляется в поэтапном формировании способностей студентов представлять, сперва простые формы, цветовые пятна, а затем, формируются более сложные композиционные представления, развивается образное мышление;
Экспериментальное обучение показало эффективность использования упражнений аналитического характера и анализ копий произведений старых мастеров. Правильная организация этого вида упражнений, основанная на обязательном закреплении знаний, умений и навыков использования средств композиции в работе с натуры, а затем по памяти и по представлению, позволяет значительно ускорить образование необходимых компонентов образного мышления;
Сравнительный анализ результатов эскизных разработок студентов ЭГ и КГ указывает на значительные изменения в развитии компонентов образного мышления у студентов ЭГ и доказывает правильность экспериментальных методических разработок, что отражают количественные показатели. Средний показатель качества композиции натюрморта возрос за семестр на 30%. Так же это подтверждает правильность гипотезы о том, что специальная методическая система, направленная на формирование образного мышления студентов, способствует не только значительному развитию его, но и художественно-педагогических способностей.
Заключение
.
Основы восприятия искусства будущего закладываются уже сегодня, в современной художественной жизни. Будущее производит пока неизвестный нам отбор, накопление ценностей. Оно участвует в наших дискуссиях и спорах, незримо спорит с прошлым. Оно всегда на стороне живого, творческого, оно не любит поспешности. Будущее включает в себя и преемственность. И в основе восприятия искусства будущего — образное мышление. Оно станет присуще еще более широкому кругу людей, и оттого диалог искусства и зрителя примет еще более интересный и многообразный характер. В нем найдут место художественное наследие, традиционные виды творчества, хотя, конечно, они могут заметно видоизмениться.
Выполненное исследование подтвердило предположение о том, что внедрение в учебно-творческий процесс по композиции (на материале натюрморт) специальной методической системы, направленной на формирование образного мышления студентов 1−2 курсов, обладающей такими ценными качествами как единство целей и задач взаимодействующих принципов, единство и взаимосвязь художественного и педагогического, теоретического и практического содержания, а также учёт индивидуальных способностей студентов является эффективным средством подготовки будущих профессионалов.
Доказательство состоятельности гипотезы было связано с решением поставленных перед исследованием задач и достижения общей цели работы. Так нами было проведено на первом этапе достаточно широкое изучение теоретических основ развития творческого мышления и воображения, рассмотрены искусствоведческие и психолого-педагогические предпосылки решения проблемы исследования в рамках специфики обучения будущих художников-педагогов композиции натюрморта.
Разработана структура модели функционирования основных компонентов образного мышления в системе аналитических, преобразовательных и самостоятельных упражнений, выделенных нами в соответствии с особенностями композиционной работы над эскизом.
В диссертации представлен экспериментальный материал, отражающий различные уровни развития образного мышления студентов, а так же умений и навыков использования средств композиции. Этот материал позволил нам построить экспериментальную программу системы упражнений, использование которой позволит решить ряд вопросов связанных с проблемой формирования композиционных представлений, умений и навыков выполнения действий по использованию средств композиции, что в конечном счете обеспечит эффективное развитие компонентов образного мышления.
Использования комплекса упражнений по композиции как средства развития образного мышления студентов 1−2 курсов по заданиям учебной программы: «Композиция несложного тематического натюрморта» (Цветы, Овощи, Фрукты.), «Композиция сложного тематического натюрморта» (Вещи человека какой либо профессии, вида деятельности, рода занятий.), «Натюрморт в интерьере», показало, что проблема подготовки художников-педагогов может осуществляться более эффективно в процессе оптимизации условий развития композиционный представлений студентов, которые содержат в себе:
1) художественное восприятие произведения искусства и его углубленное изучение в аналитических заданиях и упражнениях;
2) художественное восприятие действительности с активным использованием преобразовательных и самостоятельных упражнений.
Результаты проведенного нами исследования свидетельствует о том, что рациональное объединение в пределах разрабатываемой темы по композиции различных приемов активизации эмоционально-эстетических и познавательных сторон восприятия и логического осмысления способов образного отражения в произведении (эскизе, этюде, композиции натюрморта) способствует развитию профессионально-художественных качеств студентов. Использование выделенных нами аналитических, преобразовательных и самостоятельных упражнений служило развивающим фактором, создающим условия для более свободного хода творческой мысли, формированию композиционности и изобразительности представлений и воображения. При этом важно и необходимо изучать природу формирования изобразительных представлений. На наш взгляд это может осуществляться в последовательных и непрерывных упражнениях, развивающих образную память и эмоциональность восприятия на основе закрепления образов восприятия в регулярных зарисовках композиционных поисков, набросков и эскизах, усложняющихся по мере индивидуального усвоения познавательного и практического материала обучающимися. Так, в процессе освоения «Натюрморта» студенты приобретают способность и навыки композиционного представления простых по форме предметов. Формирование композиционных и изобразительных представлений происходит на материале основных форм: квадрат, призма, пирамида, шар. Выполнение композиционной работы по «Натюрморту в интерьере» усложняется специфическими внешними и внутренними особенностями и образными смыслами, сложностью построения композиционного пространства, что требует соответствующей подготовки по художественному восприятию и умению применять композиционных средств.
Тематическая композиция объединяет в себе весь комплекс сложностей знания языка искусства, развитости художественного восприятия, воображения и фантазии. Поэтому для эффективного использования упражнений следует опираться не на общие положения, предусматривающие широчайший спектр форм и методов художественного образования, требующие несколько лет специальной подготовки по композиции, а исходить из реальных уровней подготовки будущих учителей и условий их подготовки. Индивидуальный подход, основанный на высоком психолого-педагогическом уровне педагога-художника и его профессиональной подготовке по композиции, позволит решать задачи обучения композиции на достаточно высоком методическом использовании форм и средств развития, необходимых способностей. Таким образом, очень важно чтобы преподаватель композиции соотносил знания студентов с теми образцами, которые он демонстрирует как наглядное средство в процессе обучения, подбирая несложные, но в тоже время интересные работы. В процессе объяснения, какой либо закономерности композиции важно найти оптимальные формы анализа, которые способствуют развитию творческого мыслительного процесса у студентов, формирование которого происходит в практическом опыте использования изучаемых средств в работе.
В проведенном исследовании были в определенной степени решены следующие задачи:
1. Анализ развития истории жанра натюрморт показывает большие возможности в изучении художественного образа. В этой работе играет огромную роль натурный материал, к которому обращаются художники.
2. Осуществлен анализ теоретических исследований, касающихся области формирования образного мышления в философии, психологии, изобразительном искусстве и его преподавании, в частности композиции. Проведен сравнительный анализ преподавания композиции в Mill У и МГАХИ им. В. И. Сурикова. Выявлены ключевые моменты, характерные для учебно-творческой работы студентов художественно-графического факультета педвуза, что позволило определить содержание экспериментальной программы с использованием системы упражнений как средства развития образного мышления по разделам программы, изучаемой на 1−2 курсах.
3. Разработана и экспериментально проверена авторская учебная программа, в которой используются упражнения и система теоретических данных по композиции на факультете ХГФ Ml И У, что позволило выявить отдельные стороны методики, ранее не применяемой в практике обучения композиции на 1−2 курсах, в том числе: условия оптимизации обучения композиции, влияние копирующих заданий на развитие композиционных представлений студентов, а также влияние психолого-педагогической культуры и творческой личности преподавателя на активизацию творческого интереса студентов к предмету.
4. Упражнения по композиции использовались на основе разработанной нами методической модели функционирования компонентов образного мышления и показали целесообразность конкретизации типов и видов в соответствии с целями и задачами композиционных видов деятельности.
5. Использован индивидуальный подход в обучении композиции, который потребовал поуровневого планирования заданий на основе учета психологических и личностных качеств студентов и уровней их художественной подготовки (в частности уровня развитости образного мышления) и условий обучения в вузе.
6. Экспериментальное исследование показало, что в целях активизации учебного процесса по композиции следует использовать возможности межпредметных связей, специально оборудованные для этого кабинеты с наглядными пособиями и ТСО, использование которых создает качественное выполнение аналитических и преобразовательных упражнений и способствует активизации формирования образного мышления.
7. Педагогический эксперимент показал, что применение методики конкретизации последовательных композиционных действий, осуществляемых в процессе восприятия образца и закрепляемых в практической работе по выполнению преобразовательных и самостоятельных упражнений, позволило значительно поднять уровень практической подготовки студентов экспериментальных групп и степень развитости их образного мышления.
8. Экспериментальное исследование особенностей формирования образного мышления студентов начальных курсов на основе специально разработанных упражнений позволило выявить ключевые моменты, обеспечивающие высокое качество усвоения дисциплины «Композиция».
К ним мы относим:
1) связь и зависимость уровней сформированных композиционных представлений и уровней, глубины осмысления средств композиции в процессе выполнения художественного восприятия произведений искусства по натюрморту;
2) обусловленность художественного восприятия действительности художественным уровнем подготовки по композиции;
3) зависимость уровней мыслительных процессов, сопровождающих этапы композиционной работы над эскизом, от характера «установок»;
4) зависимость выражения художественного образа в работе от уровня развития умений и навыков использования средств композиции;
5) уровень эмоционально-эстетической отзывчивости на художественный образ от широты историко-литературных и жизненных знаний определяется личностными и образовательными данными студентов;
6) способность выполнять композиционную работу по памяти и по представлению создает основные предпосылки активного формирования образного мышления.
Проведенное исследование эффективности предложенной нами методической системы позволяет фактически убедиться в том, что ее использование положительно повлияло на качественный уровень композиционной деятельности, на проявление параметров определяющих специфические свойства образного мышления, и обеспечило тем самым решение поставленных в исследовании задач и проблемы в целом.
Список литературы
- John Wilmerding. The Art of John F. Peto and the idea of Still-Life Painting in Nineteenth-Century America // Harper&Row. Publishers National Gallery of Art, Washington, 1983.- P. 37−54.
- Авсиян О. А. Натура и рисование по представлению. -М.: Изобразительное искусство, 1985.
- Агостон Ж.А. Теория цвета и её применение в искусстве и дизайне. Перевод с английского канд. физмат, наук И. В. Пеновой.
- Аксенов Ю.Г. Образ и материал. -М.: Советская Россия, 1977.-С. 111.
- Аксенов Ю.Г., Левидова М. Н. Цвет и линия: Практическое руководство по рисунку и живописи. Вып. 1. -М.: Советский художник, 1976.-С. 301 308.
- Алексеева В.В. Изобразительное искусство и школа. Вып. 2. М.: Советский художник, 1968.-С. 286 — 272.
- Алехин А.Д. Изобразительное искусство: Художник. Педагог. Школа: Книга для учителя. -М.: Просвещение. 1984.-С. 160.
- Ананьев Б.Г. Психология чувственного познания. -М.: Акад. пед. наук, 1960. 1
- Ананьев Б.Г. Теория ощущений. -Л.: ЛГУ, 1961.
- Ананьев Б.Г., Дворяшина М. Д., Кудрявцева Н. А. Индивидуальное развитие человека и константность восприятия. -М.: Просвящение, 1968.
- Андреев А.Л. Художественный образ и гносеологическая специфика искусства. -М.: Наука, 1981.-С. 192.
- Анисимов Н.Н. Основы рисования. 2-е изд.-М.: Стройиздат, 1980.
- Алпатов М.В. Композиция в живописи в 2-х частях. -М.: Искусство, 1940
- Аритас А. Как я работаю. Художник. 1985. № 3. -С.13−17.
- Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. -М.: Прогресс, 1974.
- Арнхейм Р. Новые очерки по психологии искусства. -М.: Прометей, 1994.
- Батракова С. Художественное содержание // Вопросы эстетики. Вып. 5. -М. 1962.- С. 28−44.
- БедаГ.В. Живопись.-М.: Просвещение, 1986.
- Беда Г. В. Основы изобразительной грамоты: Рисунок. Живопись. Композиция. -М.: Просвещение, 1981.
- Беляев Т.Ф. Упражнения по развитию пространственных представлений. -JL: Просвещение, 1962.
- Беспалов Б.И. Психологический механизм действия визуального мышления. -М.: МГУ, 1984.
- Блонский П.П. Избранные психологические произведения. -М.: Просвещение, 1964.
- Болотина И.С. Проблемы русского и советского натюрморта. Изображение вещи в живописи 18−20 веков. Исследования и статьи. -М.: Просвещение, 1978.
- Брушлинский А.В. Мышление и прогнозирование. Логико-психологический анализ. -М.: Мысль, 1979.
- Брушлинский А.В. Психология мышления и кибернетика. -М.: Мысль, 1970.
- Будза А. Арт-терапия. Йога внутреннего художника. -М.: ACT, 2002.
- Будилова Е.А. Учение И.М.Сеченова об ощущениях и мышлении. -М.: АН СССР, 1954.
- Быкова Г. Ф. Гегелевское понимание мышления. -М., 1990.
- Ван-Гог В. Письма. -М.: Искусство, 1966.
- Ванслов В.В. Эстетика. Искусство. Искусствознание. // Вопросы теории и истории. М.: Искусство, 1983.
- Васильев С. Теория отражения в художественном творчестве. -М.: Прогресс, 1970.-С.496.
- Величковский Б.М., Зинченко В. П., Лурия А. Р. Психология восприятия.- М.: МГУ, 1973. -С. 245.
- Венгер Л.А. Педагогика способностей. -М.: Знание, 1973.- С. 96.
- Вергилес Ю.П., Зинченко В. П. Проблемы адекватности образа // Вопросы философии. № 4. 1967.
- Виппер Б.Р. Статьи об искусстве. -М.: Искусство, 1970.
- Волков Н.Н. Композиция в живописи в 2-х частях. -М.: Искусство, 1985.
- Волков Н.Н. Цвет в живописи. -М.: Искусство, 1984.
- Волков Н.Н. Восприятие предмета и рисунка.- М.: АПН РСФСР, 1950.
- Волков Н.Н. Мысли об искусстве. -М.: Советский художник, 1973. -С. 139- 144.
- Волкова Е.В. Проблема содержания и формы в искусстве. М.: Знание, 1976.
- Волкова Е.В. Эстетический анализ художественного произведения. -М.: Знание, 1974.
- Вопросы психологии способностей. Сб. статей под ред. В. А. Крутецкого. -М.: Педагогика, 1973.
- Вопросы художественного образования. // Тематический сборник трудов. Вып.27. -Л.: Педагогика, 1973. -С.216.
- Восприятие и деятельность. -М.: Московский университет, 1976.
- Восприятие и изображение. Экспериментальное исследование. Под ред. Е. И. Игнатьева. -М.: АПН, 1963. -С.368.
- Выготский Л.С. Мышление и речь.- М.: Лабитинт, 1996.
- Выготский Л.С. Психология искусства. Под ред. М. Г. Ярошевского. -М.: Педагогика, 1987. -С. 334.
- Гальперин П.Я. Умственное действие как основа формирования мысли и образа // Вопросы психологии. 1957. № 6. -С.58−70.
- Ганзен В.А. Восприятие целостных объектов. -Л.: ЛГУ, 1974. -С. 152.
- Герчук Ю. Живые вещи. -М.: Советский художник, 1977. -С. 141.
- Гинзбург И. Чистяков и его педагогическая система.-Л.-М.:1940.-С. 203.
- Горанов К. Содержание и форма в искусстве. -М. 1962.
- Грегори Р.Л. Глаз и мозг. Психология зрительного восприятия. -М.: Прогресс, 1970.-С. 271.
- Григорян К.К., Никифорова О. И. Индивидуальные различия в решении некоторых творческих задач. //Вопросы психологии. 1974. № 2. -С.141−144.
- Гризова А.И. Художественный образ как система. -Одесса.: 1970. -С.282.
- Громов Е.С. Природа художественного творчества. Книга для учителя. -М.: Просвещение, 1986. -С.239.
- Громов Е.С. Художественный замысел и его претворение. Искусство, 1965. № 5. -С. 45−50.
- Груздев В.В. Метод освоения некоторых понятий композиции. -М.: 1974.
- Даниэль С.М. Искусство видеть. -Л.: Искусство, 1990.
- Дейнека А.А. Из моей рабочей практики. -М.: АН, 1961.
- Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. Вып. 3. -М.: Искусство, 1992.
- Дмитриева Н.А. Изображение и слово. -М.: Искусство, 1962.
- Дубровский Д.И. Информация. Сознание. Мозг. -М.: Высш. школа, 1980.
- Дьюи Дж. Психология и педагогика мышления. -М.: Лабиринт, 1999.
- Дюрер А. Дневники, письма, трактаты. В 2 т. -М.-Л.: Искусство, 1957.
- Дятлева Г. В. Мастера натюрморта. -М.: Вече, 2002.
- Ермаш Г. Л. Художественный образ.-М.: 1965.
- Ермаш Г. Л. Искусство как мышление. -М.: Искусство,!982.
- Зак А. З. Как определить уровень развития мышления школьника. -М.: Знание, 1982.
- Зальцман Е.П. Этапы формирования навыков художественного восприятия. Совершенствование учебно-воспитательного процесса в педвузе. Алма-Ата, 1978.
- Землякова Г. М. Живописные этюды и наброски как средство формирования художественных и педагогических способностей студентов
- ХГФ педагогических институтов. Автореферат диссертации на соискание ученой степ. канд. пед. наук. -М.: Ml И У, 2001.
- Зинченко В.П. Современные проблемы образования и воспитания. Выступление на заседании Круглого стола. // Вопросы философии. -М. 1973.
- Зинченко В.П. Движение глаз и формирование образа. // Вопросы психологии. 1958. № 5. -С.63−76.
- Зинченко В.П., Величковский Б. М., Вутетич Г. Г. Функциональная структура зрительной памяти. -М.: Московский университет, 1980.
- Зинченко В.П., Вергилес Н. Ю. Формирование зрительного образа. Исследование деятельности зрительной системы. -М.: МГУ, 1969.
- Зинченко В.П., Ломов Б. Ф. О функции движения руки и глаза в процессе восприятия//Вопросы психологии. 1960. № 1. -С.29−41.
- Зинченко В.П., Мунипов В. М., Гордон В. М. Исследования визуального мышления//Вопросы психологии. -М. 1973.
- Золотников В.Г. Процесс воображения в художественном творчестве. Автореферат диссертации на соискание ученой степ. канд. пед. наук. М.: 1959.
- Игнатьев Е.И. Воображение и его развитие в творческой деятельности человека. -М.: Знание, 1968.-С.32.
- Игнатьев Е.И. Воображение и его развитие в творческой деятельности человека. -М.: Знание, 1968.
- Игнатьев Е.И. Воображение и его развитие в творческой деятельности человека. -М.: Знание, 1968.
- Игнатьев Е.И. Психология изобразительной деятельности детей. -М.: АПН РСФСР, 1961.-С.223.
- Иогансон Б.В. Изобразительность и выразительность. -М.: Искусство, 1964. № 4. -С.25−28.
- Иогансон Б.В. Роль интуиции и логики в художественном творчестве // О композиции. -М.: АХ СССР, 1959.
- Кабанова-Меллер Е. Н. Формирование приемов умственной деятельности и умственное развитие учащихся.-М.: Просвещение, 1968.
- Казаринова В., Федоров А. О композиции: Основные категории и закономерности // Техническая эстетика. 1965. № 2. -С.2−7.
- Какунин П.Н. Система упражнений по развитию творческой активности студентов ХГФ при обучении основам композиции // Проблемы теории и методики преподавания художественно-графических дисциплин. Уфа, 1984. -С.39−65.
- Капланова С.Г. От замысла и натуры к законченному произведению. -М.: Изобразительное искусство, 1981.
- Кардовский Д.Н. Об искусстве: Воспоминания, статьи, письма.-М.: АХ СССР, 1960.
- Кедров Б.М., Гиндилис H.JI. Творческий процесс и ступени познания // Природа, 1981. № 7. -С. 14−22.
- Кибрик Е.А. Вопросы преподавания композиции в советской художественной школе // Вопросы художественного образования. Выпуск 3. -Л.: АХ СССР, 1972. -С.3−21.
- Кибрик Е.А. К вопросу о композиции: О композиции. -М.: АХ СССР, 1959. -С.37−58.
- Кибрик Е.А. Об искусстве и художниках. -М.: АХ СССР, 1961.
- Киреенко В.И. Психология способностей к изобразительной деятельности. -М.: Академия педагогических наук, 1959.
- Кириенко В.И. Целостное видение и художественные способности // Вопросы психологии. 1956. № 5. -С.67−77.
- Кирнос Д.И. Индивидуальность и творческое мышление. -М.: 1992.
- Козлов В.Н. Основы художественного оформления текстильных изделий. -М.: Легкая промышленность, 1981. -С.260
- Козлов Н.Г. Композиция: Вводные лекции (для заочников) -М.: Просвещение, 1968. -С.29
- Комарова Т.С. Методика обучения изобразительной деятельности и конструирования. // Учебное пособие для педучилищ. 2-е изд. -М.: Просвещение, 1985. -С.271.
- Королев Ф.Ф. Системный подход и возможности его применения в педагогических исследованиях // Советская педагогика. № 9, 1970.
- Коротков Н.А. Развитие художественно-познавательных способностей студентов на занятиях по композиции. // Пути повышения эффективности преподавания художественно-графических дисциплин. -Карачаевск, 1972. -С.149.
- Коршунов A.M. Теория отражения и творчества. -М.: Политиздат, 1971. -С. 254.
- Косенко Н.А. Индивидуальный подход в обучении акварельной живописи (на примере художественно-графических факультетов). Автореферат на соискание ученой степ. канд. пед. наук. -М.: МИГУ, 1998.
- Костин В., Юматов В. Язык изобразительного искусства. -М.: Знание, 1978
- Костин В.И. Что такое художественный образ. -М.: Советский. художник, 1962. -С. 14−15.
- Котова Е. Глаз и законы красоты. Искусство, 1966. № 12. -С.8−12.
- Крамской об искусстве. Сост., автор вступит. Ст. и примеч. Т. М. Ковалевская. -М.: АХ СССР, 1960.
- Краткий словарь по эстетике: Книга для учителя. Под редакцией М. Ф. Овсянникова. -М.: Просвещение, 1983.
- Краткий словарь терминов изобразительного искусства. -М.: Советский художник, 1965.
- Кринский В.Ф., Ламцов И. В., Туркус М. А. и др. Объемно пространственная композиция в архитектуре. Под ред. А. В. Степанова и М. А. Туркуса. -М.: Стройиздат, 1975.
- Кузин B.C. Вопросы изобразительного творчества. -М.: Просвещение, 1971.
- Кузин B.C. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальных классах: Учебное пособие для учащихся педучилищ по спецальности. № 2001: Преподавания в начальных классах общеобразовательной школы. -М.: Просвящение, 1984.
- Кузин B.C. Психология. Под ред. Б. Ф. Ломова: Учебник. -М.: Высшая школа, 1998.
- Кузин B.C. Психолого-педагогические основы формирования способностей к изобразительной деятельности // Ученые записки № 50 Свердловского государственного педагогического института. -Свердловск, 1971. -С.52−66.
- Лейзеров Н.Л. Образность в искусстве. -М.: Наука, 1974. -С. 207.
- Леонардо да Винчи. Избранные произведения: В 2 т. Под ред. В. В. Леграна и A.M. Афроса.- М.-Л.: Академия, 1935. Т.1. -С.363, Т.2 -С.491.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. -М.: Политиздат, 1975.
- Леонтьев А.Н. Опыт экспериментального исследования мышления: Доклады на совещании по вопросам психологии. 3−8 июня, 1953. -М.: АПН РСФСР, 1954.
- Леонтьев А.Н. Психология познавательной деятельности. -М.: МГУ, 1978.
- Лернер И .Я. О построении логики дидактического исследования // Советская педагогика, 1970. № 5. -С. 106−107.
- Ломаева Н.Н. Формирование образного мышления студентов ХГФ педвузов на занятиях композицией. Дис. канд. педнаук. -М.: 1998.
- Ломов Б.Ф. Движение глаз и зрительное восприятие. -М.: Наука, 1978.
- Ломов Б.Ф. Опыт экспериментального исследования пространственного воображения: Проблемы восприятия пространства и пространственных представлений. Под ред. Б. Г. Ананьева и Б. Ф. Ломова. -М.: АПН РСФСР, 1961.
- Ломов Б.Ф. Формирование графических знаний и навыков у учащихся. Под ред. Б. Г. Ананьева. -М.: АПН РСФСР, 1959.
- Ломов Б.Ф., Сурков Е. Н. Антиципация в структуре деятельности. -М.: Наука, 1980.
- Лук А. Н. Психология творчества. -М.: Наука, 1978.
- Луначарский А.В. Собрание сочинений в 8 т. -М.:1964. т.2.
- Лурия А.Р. Ощущение и восприятие: Материалы к курсу лекций по общей психологии. -М.: МГУ, 1975.
- Лурия А.Р. Психология памяти: Курс общей психологии. -М.: МГУ, 1970.
- Манизер М.Г. Об основах композиции (сочинения): О композиции. -М.: Академия художеств, 1959.
- Мастера искусств об искусстве: Избранные отрывки из писем, дневников, речей и трактатов. В 7-ми т. Под ред. А. А. Губера и др. -М.: Искусство, 1965−1970.
- Мейлах Б.С. Процесс творчества и художественного восприятия. -М.: Искусство, 1985.
- Мигунов А.С. Художественный образ. Эстетический анализ: Материалы к спецкурсу. -М.: МГУ, 1981.
- Молева Н. М, Белютин Э. М. П. П. Чистяков. Теоретик и педагог. -М.: Академия художеств, 1953.
- Молева Н. М, Белютин Э. М. Педагогическая система Академии Художеств XVIII века. -М.: Искусство, 1956.
- Молева Н. М, Белютин Э. М. Русская художественная школа второй половины XIX начала XX века. -М.: Искусство, 1967.
- Молева Н. М, Белютин Э. М Русская художественная школа первой половины XIX века. -М.: Искусство, 1963.
- Молева Н.М. Выдающиеся русские художники-педагоги. -М.: Просвещение, 1991.
- Небылицин В.Д. К вопросу об общих и частных свойствах нервной системы // Вопросы психологии. 1986. № 4. -С. 13−26.
- Неменский Б.М. Мудрость красоты: О проблеме эстетического воспитания: Книга для учителя. -М.: Просвещение, 1981.
- Никифорова О.И. Исследования по психологии художественного творчества. -М.: МГУ, 1972.
- Органова О.Н. Специфика эстетического воспитания. -М.: Высшая школа, 1975.
- Платонов К.К. Занимательная психология. 2-е изд., доп. -М.: Молодая гвардия, 1964.
- Полуянов Ю.А. Формирования способностей целостного видения цвета у детей//Вопросы психологии, 1980. № 1. -С.101−111.
- Пономарев Я.А. Психология творческого мышления. -М.: АПН РСФСР, 1960.
- Пономарев Я.А. Психология творческого мышления. -М.: АПН РСФСР, 1960.
- Пономарев Я.А. Психология творчества и педагогика. -М.: Педагогика, 1976.
- Праздников Г. А. Процесс художественного творчества. -JI.: Знание, 1972.
- Практикум по композиции. Техническая эстетика, № 11, 1965. -С. 16−17.
- Процесс мышления и закономерности анализа, синтеза и обобщения. Под ред. С. Л. Рубинштейна. -М.: Просвещение, 1960.
- Психологические исследования представлений и воображения. Сборник статей под ред. Е. И. Игнатьева. -М.: Академия педагогических наук, 1956.
- Психологический словарь. -М.: Педагогика, 1983.
- Психология процессов художественного творчества. Отв. ред. Б. С. Мейлах, А. Н. Хренов. -Л.: Наука, Ленингр. отдел., 1980.
- Психология рисунка и живописи: Вопросы психологического исследования формирования образа. Сборник статей под ред. Е. И. Игнатьева. -М.: Академия педагогических наук, 1954.
- Пучков А.С., Триселёв А. В. Методика работы над натюрмортом: Учебное пос. для студентов. -М.: Просвещение, 1982.
- Пушкин В.Н. Эвристика наука о творческом мышлении. -М.: Пол итиз дат, 1967.
- Радлов В.А. Рисование с натуры. 3-е изд. -Л.: Художник, 1978.
- Развитие творческих способностей на занятиях изобразительным искусством. Межвуз. сборн. Научных трудов. -М.: МГПИ им. В. И. Ленина, 1983.
- Разумный В.А. О хорошем художественном вкусе. -М.: Госполитиздат, 1961.
- Ракитин В.И. Искусство видеть. -М.: Знание, 1973. -С. 44−65.
- Раппопорт С.Х. Искусство и эмоции. 2-е изд. -М.: Музыка, 1972. -С. 167.
- Раппопорт С.Х. От художника к зрителю. -М.: Советский художник, 1978.
- Ревякин П.П. Техника акварельной живописи. -М. 1959.
- Рид Г. Воспитание искусством. -Нью-Йорк, 1945. -С. 57−58.
- Рисунок в высшей художественной школе. Московский государственный художественный институт им. В. И. Сурикова. -М.: Искусство, 1957.
- Рожкова Г. И., Токарева B.C. Геометрические зрительные иллюзии и механизмы константности восприятия размера у детей // Сенсорные системы. -М. 2004. т. 18. № 4. -С. 330 338.
- Розенблюм Е. Художник в дизайне. -М.: Искусство, 1974. -С.174.
- Ростовцев Н.Н. Об общетеоретических положениях развития творческих способностей на занятиях по изобразительному искусству// Развитие творческих способностей на занятиях изобразительным искусством. -М.: МГПИ им. В. И. Ленина, 1983.
- Ростовцев Н.Н., Терентьев А. Е. Развитие творческих способностей на занятиях рисованием: Учебное пособие для студентов. -М.: Просвещение,! 987.
- Рубинштейн C.JI. О мышлении и путях его исследования. -М.: АН СССР, 1958.
- Рязанцева И.М. Формирование художественного воображения у студентов художественно-графических факультетов. -М.: Искусство и образование, № 3,2003.
- Сапего И .Г. Роль восприятия материальной среды художником в создании пластической формы. -М.: Советский художник, 1984.
- Севостьянов Е. Изобразительность и выразительность в искусстве. -М.: Изобразительное искусство, 1970.
- Сезанн П. Переписка. Воспоминания современников. Сост., автор вступит. Статьи Н. В. Яворская. Пер. Е. Р. Классон. -M.-JL: Искусство, 1972. -С. 82.
- Сеченов И.М. Избранные философские и психологические произведения. Под ред. В. М, Коганова. -М.: ОГИЗД947.
- Скаткин М. На пути к единой системе. -М.: Творчество, 1982. № 7. -С. 15−17.
- Славин А.В. Наглядный образ в структуре познания. -М.: Политиздат, 1971.
- Сластенин В.А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки. -М.: Просвещение, 1976.
- Смирнов С.Д. Мир образов и образ мира. -М.: Вестник МГУ, 1981, № 2. -С. 15−30.
- Советы мастеров: Живопись и графика. 2-е изд. -Л.: Художник, 1979.
- Сокольникова Н.М. Основы композиции. 3 часть. -Обнинск: Титул, 1996.
- Сомов Г., Черенков В. Возможный путь в изучении композиции. // Техническая эстетика, 1969, № 10. -С.9−11.
- Творческий процесс и художественное восприятие. Под ред.: Б. М. Галлеева и др. -Д.: Наука, 1978.
- Терентьев А.Е. Занятия рисованием по памяти, по представлению и по воображению действенное средство развития творческих способностей студентов. Развитие творческих способностей на занятиях изобразительным искусством. -М.: Mi НИ им. В. И. Ленина, 1983.
- Терентьев А.Е. Изображения животных и птиц средствами рисунка и живописи: Учебное пособие для студентов заочников художественно-графических факультетов педагогических институтов. -М.: Просвещение, 1980.
- Терентьев А.Е. Рисунок в педагогической практике учителя изобразительного искусства. -М.: Просвещение, 1981.
- Тихомиров O.K. Структура мыслительной деятельности человека. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора педагогический наук. -М.: 1967.
- Трислев А.В. К вопросу о художественном воспитании. Пути повышения уровня теоретической и практической подготовки учителя изобразительного искусства. -М.: МГПИ им. В. И. Ленина, 1985. -С.3−10.
- Трофименко К.Д. О методе преподавания композиции: О композиции. -М.: Академия художеств, 1959. -С.11−25.
- Тютюнова Ю.М. Формирование профессиональных и специальных навыков краткосрочного изображения в живописи. Автореферат на соискание ученой степ. канд. педагогических наук. -М. 2000.
- Узнадзе Д.Н. Экспериментальные основы психологии установки. -Тбилиси, 1961. -С.210.
- Унковский А.А. Живопись: Вопросы колорита: Учебное пособие для студентов. -М.: Просвещение, 1980.
- Унковский А.А. Научно-теоретические проблемы методики обучения живописи при подготовке учителей изобразительного искусства: Диссертация канд. педагогических наук. -М.: 1972.
- Фаворский В.А. О рисунке. О композиции. Вступит, ст. А. Н. Михалева. -Фрунзе: Киргизстан, 1966.
- Фарбер Д.А. Развитие мозга и познавательная деятельность. -М.: Вентана-Граф. Министерство образования РФ. Институт возрастной физиологии РАО, 2002.
- Халминский Ю.Я. Владимир Андреевич Фаворский. -М.: Искусство, 1964.
- Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления. -М. 1981.
- Чистяков П.П. Письма, записные книжки, воспоминания. -М.: Искусство, 1953.
- Чуйков С.А. Заметки художника. 2-е изд., доп. -М.: Молодая гвардия, 1967.
- Шабельников В.Е. Формирование быстрой мысли. -Алма-Ата: Мектеп, 1982.
- Шестобитов В. Восприятие дизайнера и воспитание фантазии. Техническая эстетика. 1966. № 3. -С.7−21.
- Шорохов Е.В. Композиция: Учебник для студентов художественно-графических факультетов педвузов. -М.: Просвещение, 1986.
- Шорохов Е.В. Методика преподавания композиции на уроках изобразительного искусства в школе. -М.: Просвещение, 1977.
- Шорохов Е.В. Основы композиции. -М.: Просвещение, 1979.
- Шорохов Е.В. Предмет композиции// Развитие творческих способностей на занятиях изобразительным искусством. -М.: Ml НИ им. В. И. Ленина, 1983. -С.125−135.
- Шорохов Е.В., Козлов Н. Г. Композиция. -М.: Просвещение, 1978.
- Шорохов Е.В., Лебедко В. К. Вопросы истории, теории и методики преподавания изобразительного искусства. -М.: Прометей, 1999.
- Шорохов Е.В., Павлюк И. А. Индивидуальный подход в обучении композиции как важнейший фактор развития образного мышления // Вопросы теории, истории и методики преподавания изобразительного искусства. Межвузовский сборник научных трудов. -М. 1988.
- Щербаков А.В. Изобразительное творчество. Обучение и творчество. -М.: Просвещение, 1969.
- Щербаков А.В. Композиция в работе с натуры: Руководителю изостудии. -М.: Художник, 1971. № 1. -С.57−60.
- Щербаков А.В. Композиция в работе с натуры: Руководителю изостудии. -М.: Художник, 1971. № 2. -С.57−59.
- Энгр об искусстве. Сост. А. Н. Изоргила. -М.: Академия художеств, 1962.
- Энциклопедия символизма. Сост. Г. В. Дягилева, Е. Н. Биркина. Под ред. Т. Е. Ширма. -М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2001.
- Эстетика: Учебное пособие для вузов. Под редакцией А. А. Радугина. -М.: Центр, 2000.
- Юон К. Ф. Об искусстве. В 2 т. -М.: Советский Художник, 1959. Т.1 -С.384, Т.2 -С.285
- Якобсон П.М. Психология художественного восприятия. -М.: Искусство, 1964.
- Якобсон П.М. Психология художественного творчества. -М.: Знание, 1971.