Экспериментальное выявление особенностей самостоятельной работы студентов техникума
В экспериментальной учебной группе «ЭГ» обучается 12 парней и 12 девушек, изъявивших желание обучаться по специальной программе. Цель: выявление существующего уровня самостоятельности учащихся. В качестве основных задач на данном этапе выступали: Для решения поставленных задач использовались такие методы, как наблюдение, тестирование, анкетирование, беседа. На основе полученных данных первую… Читать ещё >
Экспериментальное выявление особенностей самостоятельной работы студентов техникума (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Констатирующий этап эксперимента
Цель: выявление существующего уровня самостоятельности учащихся. В качестве основных задач на данном этапе выступали:
- 1. Выявить отношение студентов к самостоятельной работе, стимулы самостоятельной учебной деятельности, сформированность мотивации к самостоятельной работе.
- 2. Определить уровень сформированности знаний, умений и навыков учащихся.
- 3. Установить характерные черты и особенности учебной деятельности студентов, возникающие затруднения при выполнении самостоятельной работы.
- 4. Оценить формируемые качества самостоятельной деятельности.
Для решения поставленных задач использовались такие методы, как наблюдение, тестирование, анкетирование, беседа.
На констатирующем этапе одна группа была выбрана в качестве экспериментальной (24 чел.), другая в качестве контрольной (22 чел.). Социально-психологический климат обеих групп приблизительно одинаков.
В контрольную группу «КГ» вошли студенты обучающиеся по традиционной форме обучения. В контрольной учебной группе «КГ» обучается 10 девушек и 12 парней.
В экспериментальной учебной группе «ЭГ» обучается 12 парней и 12 девушек, изъявивших желание обучаться по специальной программе.
Методика «Самостоятельная работа», представляющая собой анкету с вопросами закрытого типа (приложение А), применялась нами для решения первой задачи и была проведена среди студентов.
Таблица 1. Отношение студентов к самостоятельной работе
Отношение студентов к самостоятельной работе. | I группа (экспериментальная),%. | II группа (контрольная),%. |
положительно. | ||
отрицательно. | ||
безразлично. |
Полученные результаты показали, что 35% учащихся первой группы относятся к самостоятельной работе отрицательно (во второй — 41%), 29%- безразлично (в контрольной тоже 29%) и 36% - положительно (в контрольной — 30%). В качестве мотивов, возникающих под ее влиянием, наиболее часто отмечалось желание проверить свои знания (29%), возможность проявить самостоятельность (12%). Причем 59% исследуемых студентов дали ответ: «В самостоятельной работе меня ничто не привлекает». Что касается видов работ, стимулирующих интерес и деятельность учащихся, то здесь самым распространенным ответом, как в первой, так и во второй группе, был решение задач (59%), второе место занимают практические работы (24%). Также было установлено, что при выполнении самостоятельных работ студентам чаще всего требуется объяснение задания и ответы преподавателя на вопросы, возникающие по мере его выполнения. Во второй группе были получены похожие результаты. Наиболее существенным отличием явилось то, что в первой студентам, помимо перечисленного, нужен подробный инструктаж, образец выполнения работы.
Прежде чем проводить занятия с использованием различных видов самостоятельной работы, необходимо узнать какими знаниями обладают учащиеся.
В целях выявления уровня сформированности знаний, умений и навыков учащихся — решения второй из поставленных нами задач, проводился срез знаний. Были получены следующие результаты, представленные в таблице 2.
Таблица 2. Результаты уровня сформированности знаний
Уровень знаний. | I группа (экспериментальная),%. | II группа (контрольная),%. |
Высокий. | ||
Средний. | ||
Низкий. |
Из таблицы видно, что приблизительно 36% имеют высокий уровень знаний, умений, навыков, 35% - средний и 29% - низкий. Для студентов второй (контрольной) группы результаты распределились следующим образом: 41% - высокий уровень, 35% - средний, 24% - низкий.
В ходе наблюдения было установлено, что многие студенты испытывают затруднения при решении задач, при сравнении имеющихся данных, при анализе результатов. На наш взгляд, это связано с недостаточной подготовкой студентов к работе, с непониманием цели работы.
На основе полученных данных первую группу мы назвали экспериментальной, а вторую — контрольной.
Выводы по констатирующему этапу эксперимента: Проведенная диагностика, во-первых, позволила дать характеристику всего контингента обучаемых и каждого отдельного обучаемого, во-вторых, сами студенты по данным диагностики смогли оценить степень самостоятельности.