Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Конституционные основы налоговой политики Российской Федерации

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Конституционные основы налоговой политики — это конституционные положения, закрепляющие основные параметры формирования и осуществления налоговой политики, к которым относятся следующие: во-первых, это конституционные нормы, закрепляющие основы конституционного строя, предопределяющие построение налоговой системы Российского государства, исходя из которых формируются основные направления… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретико-методологические подходы к исследованию конституционных принципов налоговой политики
    • 1. 1. Теоретико-прикладные основы конституционной налоговой политики государства
    • 1. 2. Конституционные принципы налоговой политики
    • 1. 3. Конституционные функции налогообложения
  • Глава 2. Конституционные принципы налоговой политики Российской Федерации
    • 2. 1. Конституционные принципы налоговой политики демократического, правового государства
    • 2. 2. Конституционные принципы налоговой политики федеративного государства
    • 2. 3. Конституционные принципы налоговой политики социального государства

Конституционные основы налоговой политики Российской Федерации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

диссертационного исследования определяется необходимостью развития конституционного права, совершенствования юридического механизма гарантий реализации, обеспечения прямого действия заложенных в Конституции Российской Федерации 1993 г. конституционных принципов налоговой политики государства.

Потребность совершенствования налоговой политики связана со стратегической целью воплощения в жизнь конституционных характеристик Российского государства. С момента принятия Конституции Российской Федерации в 1993 г. по настоящее время сложилась практика, когда основные положения налоговой политики государства формулируются не на основе основополагающих правовых принципов Конституции Российской Федерации, являющихся непосредственно действующими, а на основе задач функционирования и развития экономики, народного хозяйства.

Вместе с тем, в правовом государстве, где власть связана правом, совершенствование налоговой политики в рамках конституционного права, несомненно, связано с укреплением основ конституционного строя. Придание конституционной направленности налоговой политике, налогообложению, улучшение налогового администрирования крайне важно в целях реализации масштабных программ конституционного развития российского общества. О значимости этой деятельности свидетельствуют решения Конституционного Суда Российской Федерации.

Применение основополагающих конституционных принципов в сфере налоговой политики является важной основой целенаправленного, эффективного совершенствования налоговой системы России, укрепления положения и авторитета Конституции Российской Федерации. Вместе с тем, отсутствие юридических механизмов обеспечения реализации конституционных принципов конституционной налоговой политики государства, недостатки национальной правовой культуры отрицательно влияют на авторитет Основного закона страны, не позволяют обеспечить прямое действие ряда конституционных норм.

Исходя из решений Конституционного Суда Российской Федерации, высказываний ученых-юристов, осуществляя нормативно-правовое регулирование отношений в сфере формирования налоговой политики государства и определяя принципы налогообложения и функционирования налоговой системы, законодатель должен, прежде всего, учитывать закрепленные Конституцией Российской Федерации основы конституционного строя России, включая правовой демократический, федеративный, социальный характер государства.

Степень научной разработанности темы диссертационного исследования. Исследование конституционных принципов налоговой политики государства продолжает исследования, осуществляющиеся в русле теории конституционной экономики, разработанной в трудах таких авторов, как П. Д. Баренбойм, Г. А. Гаджиев, В. И. Лафитский, В. А. Мау, С. В. Степашин и ДР.

Отдельные аспекты конституционных основ налогообложения в Российской Федерации и российской налоговой системы были раскрыты в работах Д. Н. Безмельницыной, О. В. Борисовой, А. А. Гурова, Т. Н. Затулиной, М. Э. Кочергиной, С. В. Овсянникова, С. С. Поповой, Д. В. Соколова, М. К. Темиржанова и др.

Вопросы конституционных основ правового регулирования общественных отношений (в т.ч. и налоговых правоотношений), конституционно-правовых принципов, их нормативного закрепления рассматривались в трудах видных российских конституционалистовС.А.Авакьяна, И. А. Алебастровой, К. В. Арановского, М. В. Баглая, Г. В. Барабашева, Н. А. Богдановой, Н. С. Бондаря, В. А. Виноградова, Г. А. Гаджиева, Л. Б. Ескиной, Д. А. Ковачева, А. Н. Козырина, Е. И. Колюшина, Н. М. Колосовой, В. О. Лучина, С. А. Солдатова, Б. А. Страшуна, Б. Н. Топорнина, И. А. Умновой, ТЛ. Хабриевой, В. Е. Чиркина, Ю. Л. Шульженко и др.

Проблемы принципов финансового права как самостоятельной отрасли права и налогового права как его института рассмотрены в трудах Е. М. Ашмариной, A.B.Брызгал ина, О. В. Врублевской, О. Н. Горбуновой, Е. Ю. Грачевой, А. В. Демина, М. В. Карасевой, Ю. А. Крохиной, Н. Г. Кузнецова, И. И. Кучерова, О. В. Мещеряковой, С. Г. Пепеляева, Г. В. Петровой, И. Г. Русаковой, А. Д. Селюкова, В. И. Слома, Н. И. Химичевой, А. А. Ялбулганова и др.

Вместе с тем, в современной отечественной науке и практике до сих пор не сложилось целостной, общепринятой единой точки зрения о конституционных принципах налоговой политики государства, основных направлениях совершенствования налоговой системы и налогообложения. В результате постоянные изменения в налоговом и бюджетном законодательстве Российской Федерации направлены на решение фискальных, оперативно-утилитарных задач, в ущерб конституционным, стратегическим целям.

В науке конституционного права не уделяется должного внимания исследованию воздействия норм Конституции Российской Федерации на формирование и реализацию налоговой политики. Как правило, основное внимание при формировании налоговой политики уделяется статьям 57, 71, 72, 104, 106 и 132 Конституции Российской Федерации. Столь узкое толкование конституционных принципов налоговой политики нарушает единство и целостность положений и норм Конституции Российской Федерации, не способствует совершенствованию налоговой политики Российского государства, отражающейся в Налоговом, Бюджетном кодексах, законодательстве о налогах и сборах Российской Федерации.

Недостаточная изученность и актуальность исследуемой проблемы, ее большая практическая значимость для современного этапа развития Российской государственности определяют необходимость дальнейших теоретических исследований в этой области.

Теоретическую основу диссертационного исследования составили научные труды теоретико-правового и конституционно-правового характера С. С. Алексеева, И. Н. Барцица, С. Н. Братуся, А. В. Васильева, В. В. Гребенникова, С. Ф. Кечекьяна, С. Н. Кожевникова, Е. И. Козловой, Г. Н. Комковой, В. В. Лазарева, О. Э. Лейста, Г. В. Мальцева, М. Н. Марченко, Ю. А. Тихомирова, В. И. Фадеева, С. М. Шахрая, Б. С. Эбзеева, Л. С. Явича и др.

Объектом диссертационного исследования являются общественные отношения, возникающие в процессе реализации конституционных принципов формирования и осуществления налоговой политики Российской Федерации.

Предмет диссертационного исследования составляют нормы конституционного права Российской Федерации, закрепляющие институциональные принципы налоговой политики, а также практика их реализации.

Цель диссертационного исследования — выявление конституционных принципов налоговой политики Российской Федерации, раскрытие их воздействия на совершенствование налогообложения и налоговую систему России.

Для достижения намеченной цели определены следующие задачи:

— обобщить основные концепции, зарубежный опыт налогообложения, налоговой политики, дать оценку их соответствия новому характеру общественных отношений в сфере налогообложения в современном государстве, обосновать необходимость совершенствования налоговой политики в России;

— проанализировать конституционные основы налоговой политики государства, уточнить содержание данного понятия, представить систему закрепленных или выводимых из Конституции Российской Федерации основных принципов правового регулирования налоговой политики;

— исследовать особенности закрепления конституционных основ налоговой политики в Конституции Российской Федерации, а также их конкретизацию в иных нормативных правовых актах и решениях Конституционного Суда Российской Федерации;

— рассмотреть конституционные принципы, обеспечивающие реализацию и соблюдение основ конституционного строясформулировать, исходя из них, конституционные принципы налоговой политикиобосновать приоритеты правового регулирования, структурно-функциональную модель налогообложения;

— оценить степень согласованности, сбалансированности налоговой политики федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления с конституционными нормами, характеризующими Российскую Федерацию как правовое, демократическое, федеративное, социальное государство;

— выявить проблемы и противоречия, причины несоответствия налоговой политики государства основным конституционным характеристикам Российской Федерации;

— сформулировать основные направления совершенствования законодательства в изучаемой области.

Нормативную правовую базу исследования составили Конституция Российской Федерации 1993 г., конституции и уставы субъектов Российской Федерациифедеральные конституционные законыфедеральные законыуказы Президента Российской Федерациипостановления Правительства Российской Федерации.

Диссертантом проанализированы постановления и определения Конституционного Суда Российской Федерации в отношении правовых принципов, которые непосредственно или опосредованно связаны с налогами и сборами, налогообложением, полномочиями органов государственной власти Российской Федерации и местного самоуправления в сфере налогообложения.

В ходе работы над диссертацией осуществлен контент-анализ ежегодных Посланий Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации об основных направлениях внутренней и внешней политики государства (1994;2010 гг.) — о бюджетной политике (19 972 010 гг.).

Методологическую основу исследования составили общенаучные методы познания, в том числе: конкретно-исторический, метод системного анализа, структурно-функциональный, контент-анализ и другие, а также ряд частнонаучных методов: технико-юридический, статистический, сравнительно-правовой и иные методы, в соответствии с которыми диссертант рассматривает общественные отношения, возникающие в результате реализации конституционных принципов налоговой политики Российской Федерации.

Указанные методы применялись в сочетании с широко используемыми для познания и объяснения основных закономерностей государственно-правовых явлений требованиями объективности, всесторонности, историзма и принципа конкретности.

Научная новизна диссертационного исследования состоит в раскрытии конституционно-правовых основ налоговой политики Российской Федерации как сложной динамической системы, центральным элементом которой являются конституционно-правовые принципы.

Уточнено содержание понятия «конституционные основы налоговой политики» как правового явления, отражающего требования основ конституционного строя, закрепленных в Конституции страныустановлены приоритеты конституционных принципов налоговой политикиобоснована роль Конституционного Суда Российской Федерации в толковании конституционных принципов налоговой политики.

В диссертации сформулированы рекомендации, направленные на совершенствование налоговой политики на основе системного применения конституционных принципов налоговой политики. В том числе, повышения роли и значения решений Конституционного Суда Российской Федерации, обеспечения правовой экспертизы нормативных актов на предмет их соответствия основам конституционного строя Российской Федерации как правового, демократического, социального государстваусиление контроля за соблюдением конституционного законодательства.

На защиту выносятся следующие положения и выводы, содержащие элементы научной новизны.

1. Налоговая политика — неотъемлемая, составная часть внутренней политики Российской Федерации, курс действий, система мер, комплекс правовых действий, проводимых в области налогообложения в целях решения задач социально-экономического развития.

2. Конституционные основы налоговой политики — это конституционные положения, закрепляющие основные параметры формирования и осуществления налоговой политики, к которым относятся следующие: во-первых, это конституционные нормы, закрепляющие основы конституционного строя, предопределяющие построение налоговой системы Российского государства, исходя из которых формируются основные направления налоговой политикиво-вторых, это конституционные нормы, устанавливающие общие принципы, которые непосредственно относятся к налоговой политике Российской Федерации. в-третьих, конституционные нормы, закрепляющие основную обязанность государства осуществлять правовое регулирование налоговой системы (п. «з» ст. 71, п. «и» 72 Конституции Российской Федерации), конституционную обязанность каждого, а также юридических лиц платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57 Конституции Российской Федерации);

3. Установлено, что конституционные принципы как элемент конституционно-правовых основ налоговой политики представляют собой объективно существующие закономерности, отражающие общественные отношения и находящие свое закрепление в Конституции Российской Федерации.

Данные принципы имеют высшую степень обобщенности и значимости правовых требований в налоговой сфере, определяют основные направления правового регулирования налоговой системы, устанавливают основные начала правотворчества и правоприменения, а также гарантии реализации основ конституционного строя, соблюдения и реализации прав и свобод граждан, обеспечение федеративного социального характера российского государства.

4. В качестве первичных конституционно-правовых принципов налоговой политики современного государства, обеспечивающего реализацию и соблюдение Конституции, выступают принципы: а) приоритета конституционной цели при формировании налоговой политикиб) соответствия и соразмерности налогообложения конституционно значимым целямв) недопустимости установления налогов и сборов, препятствующих реализации гражданами своих конституционных прав.

Под приоритетом конституционной цели налоговой политики понимается приоритет прав и свобод граждан как высшей ценности над отраслевыми нормами и принципами. Под соответствием и соразмерностью налогообложения конституционно значимым целям подразумевается недопущение дискриминационного характера налогов и сборов по половым, социальным, расовым, национальным, языковым, религиозным признакам. Под недопустимостью установления налогов и сборов, препятствующих реализации гражданами своих конституционных прав, подразумеваются права, закрепленные в главе 2 Конституции Российской Федерации.

5. Предложена авторская система классификации конституционных принципов налоговой политики: конституционно-правовые принципы, присущие налоговой политике в целомспециальные отраслевые принципы, присущие отдельным направлениям налоговой политики.

6. Сформулированы предложения по совершенствованию российского законодательства:

— дополнить ст. 86 Федерального конституционного закона от 24 июня 1994 г. № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» нормой об установлении соответствия Конституции Российской Федерации нормативных актов органов государственной власти и договоров между ними: по содержанию норм и соответствию основам конституционного строя, политике демократического, правового, федеративного, социального государства;

— в целях придания юридической силы конституционному полномочию Президента Российской Федерации выступать с ежегодным посланием к Федеральному Собранию Российской Федерации «О положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства», закреплять данные положения Указом Президента Российской Федерации.

7. Предложено учитывать при разработке направлений налоговой политики и их осуществлении критерии социальной политики государства. В том числе: социальной необходимости (налоговые преференции должны оказываться только тем, кто действительно в них нуждается вследствие объективных причин неплатежеспособности, неработоспособности и т. д.) — социальной достаточности (предоставляемые налоговые льготы и вычеты должны полностью компенсировать государственные социальные гарантии) — социальной эффективности (НДФЛ должен носить стимулирующий труд характер, налоговые льготы не должны порождать иждивенческое настроение) — социальной реалистичности (налогообложение должно учитывать широкий набор социальных услуг, которые должны быть доступны налогоплательщику) — социальной качественности (налоговые ставки должны способствовать доступности потребления гражданами социальных услуг на основе высоких стандартов).

Теоретическая и практическая значимость диссертационного исследования определяется его новизной и содержащимися в нем обобщениями, выводами и предложениями, которые могут быть использованы нормотворческими и правоприменительными органами государственной власти Российской Федерации для обеспечения осуществления норм Конституции Российской Федерации при совершенствовании налоговой политики России.

Практическое значение анализа конституционных принципов налоговой политики, степени их реализации при формировании налогообложения направлено на выявление пробелов в российском законодательстве, выработку научных рекомендаций в целях укрепления авторитета Конституции Российской Федерации как Основного закона, повышения конституционности содержания налоговой политики Российского государства, реализации полномочий, возложенных на Президента Российской Федерации, Федеральное Собрание Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, судебную систему Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Федерации, органы местного самоуправления.

Положения, основанные на выводах диссертационного исследования, могут быть использованы в процессе преподавания курсов «Конституционное право Российской Федерации», «Налоговое право Российской Федерации» и др.

Апробация результатов диссертационного исследования. Диссертация обсуждена на заседаниях предметно-методической комиссии и кафедры государственного управления, правового обеспечения государственной и муниципальной службы Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российская академия государственной службы при Президенте Российской.

Федерации". Основные положения и выводы диссертации нашли отражение в выступлениях на научно-практических конференциях и научных публикациях диссертанта.

Структура и содержание диссертации. Цели и задачи, поставленные диссертантом, определили структуру и содержание диссертации, которая состоит из введения, двух глав, включающих шесть параграфов, заключения, списка использованных нормативных правовых актов, официальных документов и научной литературы.

Заключение

.

Проведенный в диссертационном исследовании анализ теоретико-методологических основ конституционной налоговой политики, зарубежного опыта правового регулирования налогообложения, конституционных основ налоговой политики экономически развитых государства мира показал, что в Конституциях различных стран, закрепляются институциональные принципы, основные элементы налоговой политики.

Анализ зарубежного опыта, Конституции Российской Федерации 1993 г., конституций и уставов субъектов Российской Федерациифедеральных конституционных законовфедеральных законовуказов Президента Российской Федерациипостановлений Правительства Российской Федерациипостановлений и определений Конституционного Суда Российской Федерацииежегодных Посланий Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации об основных направлениях внутренней и внешней политики государства (1994;2010 гг.) — о бюджетной политике (1997;2010 гг.) — основных концепций налоговой политики, позволяет сделать следующие выводы:

Налоговая политика государства — неотъемлемая, составная часть внутренней политики, курс действий, система мер, комплекс правовых действий проводимых в области налогообложения в целях решения конституционных задач.

Конституционные основы налоговой политики — это конституционные положения, закрепляющие основные параметры формирования и осуществления налоговой политики, к которым относятся следующие: во-первых, это конституционные нормы, закрепляющие основы конституционного строя, предопределяющие исходные цели построение налоговой системы, исходя из которых формируются основные направления налоговой политикиво-вторых, это конституционные нормы, устанавливающие общие принципы, которые непосредственно относятся к налоговой политике Российской Федерации. в-третьих, конституционные нормы, закрепляющие основную обязанность государства осуществлять правовое регулирование налоговой системы (п. «з» ст. 71, п. «и» 72 Конституции Российской Федерации), конституционную обязанность каждого, а также юридических лиц платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57 Конституции Российской Федерации);

Конституционные положения, закрепляющие правовую, федеративную, социальную сущность государства позволяет выделить целый спектр конституционных принципов налоговой политики. Конституционные принципы как элемент конституционно-правовых основ налоговой политики представляют собой объективно существующие закономерности, отражающие общественные отношения и находящие свое закрепление в Конституции Российской Федерации. Эти принципы имеют высшую степень обобщенности и значимости правовых требований в налоговой сфере, определяют основные направления правового регулирования налоговой системы, устанавливают основные начала правотворчества и правоприменения, а также гарантии реализации основ конституционного строя, соблюдения и реализации прав и свобод граждан, обеспечение федеративного социального характера российского государства.

Конституционные принципы налоговой политики содержат общие конституционные начала, наполненные конкретным смыслом и содержанием. Раскрытие содержания конституционных принципов и императивов налоговой политики Российской Федерации непосредственно связано с деятельностью Конституционного Суда РФ обязанностью, которого является: защита основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечение верховенства и прямого действия Конституции Российской Федерации на всей территории РФ.

Конституционные нормы Основного закона непосредственно формулирует государственную налоговую политику, определяет ее основополагающие принципы. В современном развитии конституционного законодательства наблюдается тенденция к более полному правовому регулированию налоговых отношений, что находит свое отражение в современной налоговой политике современных зарубежных государств (Конституции: ФРГ, Швейцарской конфедерации, Бразилии, Индии и др.).

Сравнительный анализ законодательства зарубежный стран, приоритетов их налоговой политики, показал наличие определенной взаимосвязи, заложенных в Конституции и других законах правовых норм, связанных с налогами и налогообложением с основными характеристиками государства. В качестве таковых выступают нормы правового, демократического, федеративного, унитарного, социального государства.

Выявлена взаимосвязь Конституций различных стран и налогового правопорядка, элементы которого взаимосвязаны друг с другом конституционными нормами не только по поводу установления и взимания налогов и сборов, но и по поводу функций, целей, задач налогообложения.

В зарубежном законодательстве конституционные положения, закрепляющие правовую, социальную сущность государства, основы экономических отношений, территориальные начала устройства государства и ряд других норм, позволяет выделить целый спектр конституционных принципов регулирования налоговых отношений. В их числе: принципы приоритета прававсеобщности и справедливостиопределенности и стабильностиэффективностинеоблагаемого налогового минимумаразумного предела налогообложениясоблюдения прав и свобод гражданинавзимания налогов исключительно в публичных целяхраспределения налогового бремени сообразно возможностям налогоплательщикаучреждения, изменения или упразднения налога лишь посредством принятия закона.

В каждой стране положения Конституции различны с точки зрения особенности закрепленных в них норм. Одни конституционные положения выражаются в точном, ясном определении прав, обязанностей, ответственности субъектов правоотношения, которым адресована норма, формулируют конкретные правила поведения, разрешения или запреты. Такие положения содержатся, например, в ч. 1 ст. 19 Конституции Российской Федерации (все равны перед законом и судом — принцип равенства). Данные положения-принципы имеют нормативный характер и прямое действие. В то же время есть принципы, которые сформулированы в Конституции Российской Федерации, но могут напрямую применяться в целях налоговой политики. Например, принцип народовластия, сформулированный в ст. 3 Конституции, принцип разделения властей, закрепленный в ст. 10 и т. д.

Проведенный анализ отечественного законодательства выявил, что не все важные конституционные принципы находят свое последовательное применение в налоговой политике. В основе конституционной налоговой политики Российской Федерации лежит ряд традиционных принципов. В их числе принцип единой финансовой политики, включая налоговую. Единство налоговой политики (системы) закреплено в ряде статей Конституции Российской Федерации, прежде всего в ее статье 114 (с. 1, п. «б»), согласно которой Правительство Российской Федерации обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики. Эти положения развивают одну из основ конституционного строя Российской Федерациипринцип единства экономического пространства (ст. 8, 4.1).

Принцип равного налогового бремени вытекает из статей 8 (ч. 2), 19 и 57 Конституции Российской Федерации. В сфере налоговых отношений он означает, что не допускается установление дополнительных, а также повышенных по ставкам налогов в зависимости от формы собственности, организационно — правовой формы предпринимательской деятельности, местонахождения налогоплательщика и иных носящих дискриминационный характер оснований.

Федеративный принцип установления налогов законами закреплен в статье 57 Конституции Российской Федерации. Применительно к налогам субъектов Российской Федерации с учетом изложенных конституционных положений «законно установленными» могут считаться только такие налоги, которые вводятся законодательными органами субъектов Российской Федерации в соответствии с общими принципами налогообложения и сборов, определенными федеральным законом.

Сопоставительный анализ конституционных принципов налоговой политики современных государств показывает, что раскрытие содержания конституционных принципов и императивов налоговой политики Российской Федерации непосредственно связано с деятельностью Конституционного Суда РФ обязанностью, которого является: защита основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечение верховенства и прямого действия Конституции Российской Федерации на всей территории РФ. Из анализа решений Конституционного Суда РФ со всей очевидностью следует приоритет конституционных принципов в налоговой политике государства.

Конституционные принципы налоговой политики содержат общие конституционные начала, наполненные конкретным смыслом и содержанием. Сформулированные Конституционным Судом РФ правовые позиции служат ориентиром, основой формирования налоговой политики, устранения расхождений в понимании конституционных принципов и ценностей налоговых правоотношений.

Основными конституционно-правовыми принципами налоговой политики современного государства, обеспечивающего реализацию и соблюдение Конституции, являются принципы: приоритета конституционной цели при формировании налоговой политикисоразмерности налогообложения конституционно значимым целям.

Фундаментальное значение как для законодателей всех уровней, так и для налогоплательщиков конституционных принципов налоговой политики, связано с обеспечением конституционно-правового регулирования налогообложения.

Конституционная налоговая политика — совокупность взаимосвязанных правоотношений, направленных на реализацию императивов, принципов, норм закрепленных в статьях Конституции.

Исследование сущности и содержания, целей и задач конституционного регулирования правоотношений показывает, что в сфере налоговой политики определяющим являются основы конституционного строя. Налоговая политика по своей сути отражает сущность и содержание основных характеристик государства, способствуя их развитию, укреплению. Налоги и обязательные платежи должны не только не подрывать финансовую базу реального сектора экономики, но и обеспечивать устойчивое развитие конституционных норм, конституционного строя.

Общий конституционный принцип приоритета человека, его прав и свобод, обязывает подходить к определению налогоплательщиков как субъектов налоговой системы не только исходя из предписаний ст. 57 Конституции РФ, но и из закрепленных Конституцией РФ основ демократического правового государства (ч. 1 ст. 1), в первую очередь, признания человека, его прав и свобод высшей ценностью (ст. 2), гарантированности государственной защиты прав и свобод человека и гражданина (ч. 3 ст. 17, ч. 1 ст. 45) — права на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (ч. 1 ст. 34) и права собственности (ч. 2 ст. 35), а также запрета произвола, справедливости и соразмерности налогового бремени как ограничения конституционных прав конституционно значимым целям (ч. 2 и 3 ст. 55).

Современный характер налоговой политики проявляется в единстве, взаимопереплетении основных функций налогообложения. Из множества функций налогообложения приоритетной является регулирующая. В силу того, что регулирующая функция ориентирована, прежде всего, на реализацию норм Конституции, содействие достижению высокого уровня и качества жизни населения, что напрямую согласуется с основной целью налоговой политики правового, демократического, социального государства: содействие развитию демократии, федерализма, прав и свобод человека, человеческого потенциала, повышения качества и уровня жизни, благосостояния и др.

Совершенствование налоговой политики Российской Федерации должно быть направлено на создание механизма эффективной трансформации конституционных норм в деятельность налоговой системы, обеспечение оптимального налогового режима позволяющего укреплять и развивать характеристики государства отраженные в Конституции РФ.

Системный анализ конституционных положений, определяющих Российскую Федерацию, как правовое, демократическое, федеративное, социальное государство, позволяет выделить целый ряд конституционных принципов формирования налоговой политики Российской Федерации. Конституционные принципы налоговой политики представляют собой объективно существующие закономерности, отражающие общественные отношения и находящие свое закрепление в Конституции Российской Федерации.

Конституционно правовые принципы налоговой политики: — конституционно-правовые принципы, присущие налоговой политике в целомспециальные отраслевые принципы, присущие отдельным направлениям налоговой политики.

Конституционные принципы налоговой политики демократического правового государства связаны с правовыми признаками и принципами данного типа государства.

Конституционный принцип законности установления налогов определяет жесткие требования к статусу нормативного правового акта, которым возможно установить, изменить или отменить налог, процедуру (ч. 3 ст. 104 Конституции РФ) и правила введение в действие и применения законов о налогах (ст. 57, 106, ч. 3 ст. 15 Конституции РФ) — гарантирует права налогоплательщиков посредством института судебной защиты (ст. 46 (ч.ч. 1 и 2) Конституции РФ).

Принцип юридического равенства налогоплательщиков определяет всеобщность налогообложения, устанавливающего обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы, ответственности за нарушение налогового законодательства, защиты прав налогоплательщиков от неправомерных действий должностных лиц.

Принцип равного налогового бремени призван сформировать систему налогов и сборов таким образом, чтобы налогоплательщики осуществляли уплату налогов, исходя из результатов хозяйственной деятельности, а не из затрат на осуществление этой деятельности.

Принцип недопустимости двойного налогообложения предполагает недопущение обложения одного и того же объекта налогом одного вида, принадлежащему одному и тому же налогоплательщику, более одного раза за один и тот же налоговый период.

Конституционные принципы налоговой политики федеративного государства связаны с решением проблем структурирования налоговых отношений, распределением налоговой компетенции между уровнями государственной власти и местного самоуправления.

Совершенствование налоговой политики России как федеративного государства связано:

— с определением объективной основы разграничения налоговой базы между различными субъектами федеративных отношений, исходя из объективных потребностей реализации федеративной сущности государства. с определением и решением проблемы минимальной достаточности собственных налоговых источников, а также объективных оснований перераспределения всех налоговых источников в целях обеспечения единства социально-экономического пространства.

— с обеспечением права субъектов Федерации, муниципальных образований на сохранение в качестве источников налогооблагаемой базы тех юридических и физических лиц, которые находятся на их территории.

Налоговая политика социального государства проявляется в социальной направленности налогообложения (социальных налогах, льготах, видах социальных ставок, налоговых режимах и т. д.).

Характерной чертой конституционной политики налогообложения в социальных государствах является прогрессивное налогообложение доходов, с корректировкой налоговой ставки в сторону большей «пологости» их роста — устоявшийся элемент современной системы налогообложения (Германия, Франция, Великобритания, США, Швеция и др.).

Конституционная налоговая политика социального государства проявляется в системе социальных принципов налогообложения: всеобщностисправедливостиравенстваэффективностипрогрессивностимерах обеспечивающих эффективное, оптимальное перераспределение доходов.

Отрицательно влияет на реализацию социальной функции государства нормативное закрепление перекладывания ответственности за осуществление социальных расходов на региональные, муниципальные органы власти без закрепления обеспечивающих эти расходы налогов.

Соблюдению принципа социальной справедливости препятствует отсутствие официального закрепления минимальных финансовых обстоятельств, при которых для налогоплательщика не возникает обязанности платить налогиправовая норма, что доходом для целей налогообложения может быть любая экономическая выгода в денежной или натуральной форме, получаемая налогоплательщиком (ст. 41 Налогового кодекса РФ).

Закрепленные в Конституции РФ рядом статей обязанности государства предоставлять каждому систему общественных благ и услуг, которая и должна обеспечить «достойную жизнь и свободное развитие человека», включая социальное обеспечение, право на труд и защиту от безработицы, охрану здоровья и бесплатную медицинскую помощь, право на общедоступность и бесплатность многих форм образования в соответствии с федеральными государственными стандартами (ст. 43), посредством налогообложения реализуются неэффективно.

Устанавливая налоги на доходы физических лиц, сокращая налоговые обязательства, или полностью освобождая от уплаты подоходного налога различные категории населения, государство может эффективно осуществлять поддержку малообеспеченных слоев населения с низкими доходами, стимулировать развитие семьи, получение образования. Социальная направленность налогообложения может быть достигнута за счет введения льгот по подоходному налогу в зависимости от расходов понесенных налогоплательщиками на содержание детей в детских дошкольных учреждениях, их обучение, повышение собственной квалификации, оказание помощи престарелым лицам и многое др.

Действующий в настоящее время механизм вычетов не соответствует конституционным основам налоговой политики.

Применение действующего в настоящее время правового механизма ухудшило материальное положение низкооплачиваемых слоев населения, привело к дальнейшему расслоению общества по уровню доходов и снизило уровень социальной справедливости при налогообложении.

Изменение прогрессивной ставки на плоскую привело к нарушению принципа справедливости налогообложения. Система налогообложения и структура налогов на доходы физических лиц не отвечает целям и задачам налоговой политики социального государства.

Соблюдение принципа справедливости требует внесения изменений в существующую систему подоходного налогообложения, чтобы она обеспечивала справедливое распределение налоговой нагрузки, её снижение для получателей низких и средних доходов и увеличение для богатых слоев населения.

Необходимость совершенствования налоговой политики следует из Конституции Российской Федерации. Конституционные принципы налоговой системы вытекают как из ст. 57 Конституции РФ (относящейся исключительно к налогообложению), так и из других статей, закрепляющих основополагающие принципы для любой отрасли законодательства, в том числе из содержания ст. 7 Конституции Российской Федерации о социальной природе государства и социальной справедливости.

Формирование налоговой политики, отражающей сущность социального государства, связана:

— с необходимостью реализации закрепленных в Конституции Российской Федерации норм, направленных на создание условий для достойной жизни и свободного развития человека (ст.ст. 7, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43 Конституции Российской Федерации);

— с приведение налоговых льгот и вычетов в соответствии с социальными стандартамиустранением неравнозначности стандартных и нестандартных вычетов для различных групп населения, семей и территорийповышением необлагаемого налогом минимума доходовувеличения и индексации вычетоврасширения их перечня для малоимущих и социально не защищенных слоев населения, отмены льгот для лиц имеющих высокий уровень доходов. с устранением несправедливости, когда налогоплательщики, получающие равный доход, но имеющие разный по численности состав семьи (иждивенцев) оказываются в неравном положении, когда отсутствуют оптимальные пропорции распределения налогов НДФЛ в разрезе социальных групп и слоев населения, территорий.

В целях укрепления конституционных основ налоговой политики предлагается также: дополнить ст. 86 Федерального конституционного закона от 24 июня 1994 г. № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» нормой об установлении соответствия Конституции Российской Федерации нормативных актов органов государственной власти и договоров между ними: по содержанию норм и соответствию основам конституционного строя, политике демократического, правового, федеративного, социального государствадля придания юридической силы конституционному полномочию Президента Российской Федерации выступать с ежегодным посланием к Федеральному Собранию Российской Федерации «о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства» закреплять данные положения Указом Президента Российской Федерации.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации Официальный текст по состоянию на 01 января 2011 г. М: ИНФРА. М-НОРМА, 2011
  2. Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. № 13. Ст. 1447.
  3. Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ (в ред. от 30 декабря 2008 г.) «О Правительстве Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. № 51. Ст. 5712.
  4. Федеральный конституционный закон от 28 июня 2004 г. № 5-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2004. № 27. Ст. 2710.
  5. Налоговый кодекс Российской Федерации: в двух частях. По состоянию на 10 апреля 2011 г. М.: Простект: КноРус, 2011.
  6. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 145
  7. ФЗ (с изменениями от 24 ноября 2008 г.)//СЗ РФ. 1998. № 31. ст. 3823
  8. Закон РФ от 27 декабря 1991 г. № 2118−1 (в ред. от 11 ноября 2003 г.) «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» // Ведомости
  9. СНД и ВС Российской Федерации. 1992. № 11. Ст. 527- Собрание законодательства Российской Федерации. 2003. № 46 (ч. 1). Ст. 4444.
  10. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (в ред. от 30 декабря 2008 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 25. Ст. 2954.
  11. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ (в ред. от 17 марта 2009 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. № 31. Ст. 3824.
  12. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (в ред. от 30 декабря 2008 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. № 1 (ч. 1). Ст. 1.
  13. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. № 138-ФЭ (в ред. от 25 ноября 2008 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. -№ 46. Ст. 4532.
  14. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24 июля 2002 г. № 95-ФЗ (в ред. от 3 декабря 2008 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. № 30. Ст. 3012.
  15. Федеральный закон от 9 февраля 2009 г. № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органовместного самоуправления» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2009. № 7. Ст. 776
  16. Указ Президента РФ от 31 декабря 1993 г. № 2334 (в ред. от 1 сентября 2009 г.) «О дополнительных гарантиях прав граждан на информацию» // Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1994 .№ 2. Ст. 74.
  17. Указ Президента РФ от 21 июля 1995 г. № 746 «О первоочередных мерах по совершенствованию налоговой системы Российской Федерации». // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 30. Ст. 2906.
  18. Указ Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 314 (в ред. от 7 октября 2008 г.) «О системе и структуре органов исполнительной власти» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2004. № 11. Ст. 945- 2008. № 41. Ст. 4653.
  19. Постановление Правительства РФ от 2 августа 2001 г. № 576 «Об утверждении основных требований к концепции и разработке проектовфедеральных законов"// Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. № 32. Ст. 3335.
  20. Постановление Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 329 «О бюджетной политике в 2008—2010 годах"//СЗ РФ. 2004. № 31. Ст. 3258.
  21. Постановление Правительства РФ от 30 сентября 2004 г. № 506 (в ред. от 7 ноября 2008 г.) «Об утверждении положения о Федеральной налоговой службе» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2004. № 40. Ст. 3961- 2008. № 46. Ст. 5337.
  22. Постановление Правительства от 22 ноября 2004 г. № 670 «О распределении дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности 1 субъектов Российской Федерации"// Собрание законодательства Российской Федерации. 2007. — № 46. — Ст. 5584.
  23. Письмо Министерства по налогам и сборам Российской Федерации от 2 августа 2000 г. № БГ-6−01/584@ «О порядке публикации сведений о действующих налогах и сборах» // Документ опубликован не был. Текст письма содержится в СПС «КонсультантПлюс».
  24. Ежегодные послания президента РФ. 1994−2005. Новосибирск. Сибирское университетское изд-во, 2005.
  25. Бюджетное послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 23 июня 2008 г. «О бюджетной политике в 20 092 011 годах» // Социальный мир. 2008. — № 26. — С. 3−10.
  26. Бюджетное послание Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2010—2012 годах // Российская газета. 25 мая. 2009.
  27. Бюджетное послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 29 июня 2010 г. «О бюджетной политике в 20 112 013 годах // Российская газета. 30 июня 2010.
  28. Послание Президента России В. Путина Федеральному Собранию РФ 10 мая 2006 г. М.: Известия, 2006. 63 с.
  29. Послание Президента России В. Путина Федеральному Собранию РФ 26 апреля 2007 г. М.: Известия, 2007. 78 с.
  30. Послание Президента России Д. Медведева Федеральному Собранию РФ 5 ноября 2008 г. М.: Известия, 2008. 72 с.
  31. Послание Президента России Д. Медведева Федеральному Собранию РФ 12 ноября 2009 г. // Российская газета. Федеральный выпуск. -№ 5038 (214) от 13 ноября 2009
  32. Послание Президента России Д. Медведева Федеральному Собранию РФ 30 ноября 2010 г. М.: Известия, 2010. 62 с.
  33. Конституции зарубежных государств
  34. Федеральный конституционный закон Австрии от 10 ноября 1920 г. «Конституция Австрийской республики» // Конституции государств Европы. М.: НОРМА, 2001
  35. Конституция Боснии и Герцеговины (Республики Боснии и Герцеговины) от 14 декабря 1995 г. // Конституции зарубежных государств. Учебное пособие / Сост. Проф. В. В. Маклаков, 4-изд., перераб и доп. М.: Волтерс-Клувер, 2003
  36. Конституция Канады // Конституции зарубежных государств: Учеб. пособие. / Сост. Проф. В. В. Маклаков. 3-е изд. М.: БЕК, 2002.
  37. Конституция Соединенных Штатов Америки // Конституции зарубежных государств: Учебное пособие / Сост. проф. В. В. Маклаков. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Волтерс Клувер, 2003.
  38. Основной закон Федеративной Республики Германии от 23 мая 1949 г. // Конституции зарубежных государств: Учебное пособие / Сост. проф. В. В. Маклаков. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Волтерс Клувер, 2003.
  39. Конституция Швейцарской Конфедерации 1999 г. // Конституции зарубежных государств: Учебное пособие/Сост. проф. В. В. Маклаков. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Волтерс Клувер, 2003.
  40. Конституция Итальянской Республики // Конституции зарубежных государств: Учебное пособие/Сост. проф. В. В. Маклаков. 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Волтерс Клувер, 2003.
  41. Конституция Индии //Конституции зарубежных государств: Учебное пособие/Сост. проф. В. В. Маклаков. 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Волтерс Клувер, 2003.
  42. Конституция соединенных штатов Бразилии // Конституции зарубежных государств: Учебное пособие/Сост. проф. В. В. Маклаков. 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Волтерс Клувер, 2003.
  43. Конституция Японии // Конституции зарубежных государств: Учебное пособие /.Сост. проф. В. В. Маклаков. 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Волтерс Клувер, 2003.
  44. М.И. Права человека и закон. СПб., 2004.
  45. A.C. Правовая онтология политики. М., 1999.
  46. С.С. Государство и право. М., 1994.
  47. К.К. Бюджетный федерализм и местное самоуправление в Германии. М., 2000.
  48. A.B. Комментарии к Конституции Российской Федерации (постатейный). С комментариями Конституционного суда РФ. 2-е издание, переработанное и дополненное. М.: Книжный мир, 2010.
  49. A.B., Бердник В. Р., Головкин А. Н., Зарипов В. М., Попов О. Н. Комментарий к Налоговому кодексу Российской Федерации, части первой (постатейный, расширенный) / Под ред. A.B. Брызгалина. М., 1998.
  50. A.B. Налоговые правоотношения. В кн. Финансовое право Российской Федерации / Под ред. Карасевой M.B. М.: Юристъ, 2002.
  51. Бюджетные отношения в Российской Федерации: Новые подходы к анализу и правовому регулированию/ Составление и общая редакция В. Н. Лексина, А. Н. Швецова. М., 2001.
  52. Бюджетный федерализм в России: становление и развитие: Сб. докладов на науч.-прак. конф. «Перспективы развития бюджетного федерализма в России и других странах СНГ». М, 2002-
  53. Д.В. Российское налоговое право: проблемы теории и практики. М., 2003.
  54. Д.В. Субъекты налогового права. М., 2000. .
  55. С.Ю. Конспект лекций о государственном хозяйстве. СПб., 1914.
  56. Г. А. Конституционные принципы рыночной экономики (Развитие основ гражданского права в решениях Конституционного Суда РФ). М., 2002.
  57. Г. А., Пепеляев С. Г. Предприниматель налогоплательщик государство. Правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации: Учебное пособие. М., 1998.
  58. Дж. Экономические теории и цели общества. — М.: Прогресс, 1976
  59. В.В. Проблемы налогового федерализма в России на современном этапе// Центральные регионы. Местное самоуправление: к новой концепции взаимоотношений (Россия и зарубежный опыт). М, 2000
  60. В.И. Российское налоговое право. М.: Экономика, 1997.
  61. M.JI. Нормативно-правовые предписания в российском законодательстве. Волгоград, 2001.
  62. М.О. Принципы налогового права ФРГ // Финансовое право зарубежных стран: исследования, рефераты, законодательные акты / Под ред. А. Н. Козырина М, 2005.
  63. Зарубежный федерализм: Организация государственной власти в субъектах федерации. М, 1996-
  64. H.H. Налог как правовая категория. М., 2003.
  65. И.В. Налоговая политика России в XX веке. — М., 2002.
  66. И.В. Налоговое регулирование рыночной экономики. М.: ЮНИТИ-ДАНА», 2000.
  67. П. Государственные доходы// Государственное право Германии. Т.2. М., 1994.
  68. Ю.А. Конституционно-правовые основы бюджетного федерализма в России. М., 2005.
  69. Комментарии к Налоговому кодексу Российской Федерации, части первой и второй / Под ред. Ю. Ф. Кваши. М., 2006.
  70. Комментарий к Налоговому кодексу Российской Федерации / Под ред. Б. Н. Топорнина, Г. А. Гаджиева, Р. Ф. Захаровой. М., 2005.
  71. Комментарий к Налоговому кодексу Российской Федерации. Часть первая (постатейный) / Под ред. А. Н. Козырина. М., 2005.
  72. Комментарий к Налоговому кодексу РФ / Под ред. Г. В. Петровой. М, 2001
  73. Ю.А. Бюджетное право и российский федерализм. М., 2001.
  74. С.Г., Хохлова H.H. Сборник постановлений Конституционного Суда Российской Федерации (Гражданское и налоговое право). М., 2000.
  75. В.Н., Швецов А. И. Анализ системы государственного управления 1991 — 2004 гг. Новый российский федерализм. Часть 1. http://robinfo.ru
  76. В.Д. Публичная собственность и России: конституционные основы. М., 2004.
  77. Э.Н. Бремя доказывания в налоговых спорах. М., 2006.
  78. Налоги, налогообложение и налоговое законодательство. / Под ред. E.H. Евстигнеева. СПб., 2001.
  79. Налоговый кодекс Российской Федерации: Постатейный комментарий обшей части. Книга первая (комментарий статей 1−68) / Под общ. ред. Кваша Ю. Ф. М, 2003.
  80. Научно-практический постатейный комментарий к Части первой Налогового кодекса. М., 2000.
  81. В.Г. Российская налоговая система: проблемы развития. М., 2003.
  82. А.И. Международное налогообложение. СПб, издательство Михайлова В. А., 2006.
  83. Л.В., Дрожжина И. А. Налогообложение зарубежных стран. М.: Дело и сервис, 2008.
  84. Постатейный комментарий к Закону РФ «О налоговых органах Российской Федерации / Под ред. A.A. Ялбулганова. М., 2006.
  85. Правовое регулирование налогообложения в Российской Федерации / Под ред. А. Н. Козырина. М., 2007.
  86. В. М. История мировой и русской финансовой науки и политики. М.: Финансы и статистика, 2007.
  87. М.А., Чибриков Г. Г. Экономическая теория. М.: Норма, 12 005.
  88. Г. П. Европейское налоговое право. Сравнительно-правовое исследование. М, 2001.
  89. Т.Я., Чиркин В. Е. Теория современной конституции. М., 2005.
  90. Н.М., Затулина Т. Н. Конституционно-правовые основы регулирования налоговых отношений в Российской Федерации. М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2010.
  91. Д.М. Административная юстиция: теоретические проблемы // Избранные труды по гражданскому процессу. СПб., 2005.
  92. В.Ф. Экономика. Право. Суд. Проблемы теории и практики. М., 2003.
  93. Учебники, учебные пособия, словари и энциклопедии
  94. А.Л. Основы налогового права. 2-е изд. СПб., 2003.
  95. Р.Г., Болтенкова Л. Ф., Яров Ю. Ф. Федерализм в истории России. Книга вторая. М.: Республика, 2000.
  96. Р.Г. Федерология. Учебое пособие. СПб., 2004.
  97. С.А. Конституционное право России: Учебный курс. В 2 т. 2-е изд., перераб. и доп. Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова. Юр. фак. М.: Юристъ, 20 064.. Баглай M.B. Конституционное право Российской Федерации: учебник. М., 2007. — 770 с.
  98. П.Д., Лафитский В.И., May В. А. Конституционная экономика для вузов. Учебное пособие. М., 2002.
  99. П.Д., Гаджиев Г. А., Лафитский В.И., May В. А Конституционная экономика. Учебник. М.: Юстицинформ, 2010
  100. А.Б. Большая юридическая энциклопедия. М.: Книжный мир, 2010.
  101. И.Н. Правовое пространство России: вопросы конституционной теории и практики. М.: Изд-во Московского ун-та, 2000
  102. A.A., Солдатов С. А. Конституционное право России в 3-х тт. М., 2001. Т. 3.
  103. Бержель Ж.-Л. Общая теория права /Под общ. ред. В. К Даниленко / Пер. с фр. М. 2004.
  104. П.Брызгалин A.B. Налоговые правоотношения. В кн.: Финансовое право Российской Федерации / Под ред. М. В. Карасевой. М.: Юристъ, 2002.
  105. А.Б. Теория государства и права: Учебник. 2-е изд. М.: Омега-Л, 2005.
  106. Д.В. Российское налоговое право. Проблемы теории и практики. СПб.: Юрид. центр Пресс, 2003.
  107. В.Г. Право и единое экономическое пространство-учебно-научный практикум. М.: Изд-во РАГС, 2007.
  108. Л.Г. Финансовое право: учебник для вузов. М, 2007.
  109. Г. А., Пепеляев С. Г. Предприниматель — налогоплательщик — государство. Правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации: Учеб. пособие. М.: ФБК-Пресс, 1998
  110. Глигич-Золоторева М. В. Правовые основы федерализма. М., 2006.
  111. В.М., Щедролюбова Г. Н. Принципы федерализма в контексте конституционно-правового развития института выборов. М.: РАГС. 2006.
  112. Е.Ю., Соколова Э. Д. Финансовое право: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М, 2004.
  113. В.В. Налоговое право России: Учебное пособие. Воронеж, 2001.
  114. В. Толковый словарь живого великого русского языка. М., 1989.
  115. A.B. Налоговое право России: учебное пособие. М., 2006.
  116. A.B. Актуальные вопросы налогового права. Налоги. Сборы. Принципы налогообложения: Учеб. пособие. Красноярск, 2001
  117. М.А. Налоговые отношения с участием иностранных организаций в Российской Федерации. М.: Юриспруденция, 2005
  118. E.H., Викторова Н. Г. Основы налогообложения и налогового законодательства. СПб.: Питер, 2004.
  119. Е.И., Кутафин O.E. Конститционное право России: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. Моск. гос. юрид. академия. М.: Юристь, 2005.
  120. Е.И., Кутафин O.E. Конституционное право России: Учебник. 3-е изд., перераб. и доп. М, 2004.
  121. А.Н. Налоговое право: вопросы теории и практики. М., 2003.
  122. Ю.А. Бюджетное право и российский федерализм/ Под ред. проф. Н. И. Химичевой. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2002
  123. Ю.А. Финансовое право России: Учебник для вузов. М, 2004.
  124. М.В., Ногина O.A., Шевелева H.A. Налоговое право. М., 2001
  125. И.И. Налоговое право России: Курс лекций. М., 2001.
  126. Н.П. Налоговое право. Харьков, 2001.
  127. JI.A. Теория государства и права: Учебник. М.: Юристъ, 2002.
  128. Налоги и налоговое право / Под ред. A.B. Брызгалина. М., 1997.
  129. Налоги и налогообложение. Учебное пособие. / Под ред. И. Г. Русаковой и B.JI. Кашина. М., 2000.
  130. Налоги и налогообложение / Под ред. М. В. Романовского, О. В. Врублевской СПб: Питер, 2009.
  131. Налоги и налогообложение /Акинин П.В., Жидкова Е. Ю. М.: ЭКСМО, 2008.
  132. Налоги и налогообложение. / Под ред. Майбурова И. А., Учебник, М. :ЮНИТИ-ДАНА, 2007.
  133. Налоговое право / Под ред. С. Г. Пепеляева. М., 2004.
  134. B.C. Общая теория права и государства. М., 1999.
  135. Общая теория государства и права / Под ред. В. В. Лазарева. М., 2000.
  136. В.Г. Налоги и налогообложение: теория и практика. Учебник. М.: Юрайт 2011.
  137. В.А., Тедеев A.A. Налоговое право Российской Федерации. Ростов н/Д., 2002.
  138. С.Г. Понятие налоговых правоотношений: В кн.: Налоговое право: Учеб. пособие. М., 2000
  139. С.Г., Ахметшин Р. И. Жестков С.В и др. Налоговое право. М., 2004.
  140. С.Г. Налоги: рефбрмы и практика. М.: Статут, 2005
  141. А.И., Игнатова Т. В. Налоговое администрирование в Российской Федерации. Учебное пособие. М., 2006.
  142. Г. В. Общая теория налогового права. М., 2004
  143. Г. В. Налоговые отношения: теория и практика правового регулирования. М., 2003.
  144. А.Ю. Налоги и налогообложение. Учебное пособие. М.: ИНФРА-М, 2009.
  145. Современный словарь по общественным наукам. / Под общ. ред. Данильяна О. Г., Панова Н. И. М.: Эксмо, 2005.
  146. Советское финансовое право: Учебник / Под ред. В. В. Бесчеревных, С. Д. Цыпкина. М., 1982.
  147. O.B. Налоговое право: Учебное пособие для вузов/ Под ред. проф. М. М. Рассолова, проф. Н. М. Коршунова. М., 2001.
  148. A.A. Налоги и налогообложение: Учебник для вузов. М.: Приор-Издат, 2004.
  149. A.A., Парыгина В. А. Налоговое право Российской Федерации: краткий курс. М.: Эксмо, 2004.
  150. Теория государства и права: Курс лекций. / Под ред. H.H. Матузова и A.B. Малько. М., 2000.
  151. H.H. Система и источники финансового права. Финансовое право: Учебник / Отв. ред. H.H. Химичева. 3-е изд., перераб. и доп. М., 2003.
  152. А.И., Бродский М. Н., Бродский Г. М. Основы налогообложения: Учеб. пособие. СПб., 2002.
  153. А.Ф. Теория государства и права: Учебник. М., Юристь, 2003.
  154. В.Е. Конституционное право России: Учебник. М., 2004.
  155. В.Е. Конституционное право зарубежных стран. Учебник. М.:Норма: ИНФОРА-М., 2010.
  156. Экономический словарь / Под ред. Азрилияна А. Н. М., 1997.
  157. Н.Д. Финансовое право: Учебник для вузов. М., 2001.
  158. Статьи в периодических изданиях.
  159. М.В. Выявление и анализ проблем социального рыночного типа налоговой системы // Власть. — 2008. № 8. — С. 103−105.
  160. С.А. Конституционно-правовые проблемы централизма, демократии и децентрализации в современном государстве // Конституционное и муниципальное право. 2005. — № 8.
  161. А. С. Российский федерализм и зарубежный опыт // Материалы научно-практической конференции «Настоящее и будущее федерализма в России» / Под ред. A.JI. Алферова. Москва. 4—5 июня 2002. -№ 2. С. 83—92
  162. М.Е. О налоговом механизме решения социальных проблем // Финансы. 2009. — № 1. — С. 38−41.
  163. Т.В., Макаров A.B. Соотношение налоговой и административной ответственности. // Финансовое право. 2004. — № 5.
  164. М.И. О принципах и функциях права: новые моменты// Правоведение. 2000. — № 3.
  165. А.П. Гражданство и резидентство как элементы правового статуса налогоплательщика // Финансовое право. 2004. — № 5.
  166. C.B. Финансовые инструменты как важнейшее условие регулирования хозяйственной деятельности в рыночной экономике// Финансы и кредит. 2005. — № 9.
  167. М.Ю. Конституционно-правовое значение принципов равенства и законности в сфере налогообложения // Налоговые споры: теория и практика. 2005. — № 1.
  168. Т.А. Особенности введения в действие актов законодательства о налогах и сборах в Российской Федерации // Финансовое право. 2006. — № 10.
  169. Н. Налоги как связующее звено между властью и свободой. Налоговое право в свете конституционного правосудия // Сравнительное конституционное обозрение. 2006. — № 3.
  170. Н.С. Конституция, Конституционный Суд и налоговое право // Налоги (газета). 2006. — № 3.
  171. Н.С. Конституционная природа налогового права // Финансовое право.-2005. № 3. — С. 29.
  172. В.И. Гносеологический аспект исследования механизма взаимодействия принципов и норм гражданского права // Государство и право. 2002. — № 5.
  173. A.B., Кудреватых С. А. К вопросу о формировании налогового права как подотрасли финансового права // Государство и право. -2000. № 6.
  174. Е.М. Российский федерализм на критическом рубеже развития.// Вопросы экономики. 2008. — № 9.
  175. С.Д., Бухвальд Е. М. Законодательство о местном самоуправлении и экономические реалии // Журнал российского права. -2008. № 3
  176. М.В. Развитие принципов налогообложения // Финансы и кредит. 2008. — № 35.
  177. В.М., Ведяхина К. В. Понятие и классификация принципов права // Право и политика. 2002. — № 4.
  178. КС. Принципы налогообложения // Гражданин и право. -2006.-№ 12.
  179. Д.В. Концепция автономии налогового права и ее влияние на законодательство и судебную практику // Законодательство. -2003. № 5.
  180. Д.В. Предмет российского налогового права // Журнал российского права. 2002. — № 10.
  181. И.И. О предоставлении социальных и имущественных налоговых вычетов // Налоговый вестник. 2004. — № 8
  182. А.Ф. О понятии, значении и нормативном закреплении принципов гражданского и арбитражного процессуального права//Законодательство. 2003. — № 12.
  183. М.А. О шведском опыте налогового администрирования. // Налоговый вестник. 2002. — № 1. — С. 121−125.
  184. Г. А. Объективная природа правовых принципов и их учет в хозяйственном законодательстве// Законодательство и экономика. 2004. -№ 5.
  185. Г. А. Роль конституционного права и Конституционного Суда должна быть более активна// Юридический мир. 2004. -№ 11.
  186. Глигич-Золоторева М. К вопросу о кризисе современного федерализма // Федерализм. 2006. — № 2 (42).
  187. О.В. Разграничение полномочий в сфере налогового регулирования: экономико-правовой анализ // Налоги. 2008. — № 1.
  188. А., Машегов П., Наговицин В., Садков В. Налоговые механизмы формирования региональной инвестиционной политики // Налоги. 2007. -№ 5.
  189. H.B. Цели и средства налоговой политики // Финансовое право. -2008. № 5.
  190. A.B. К вопросу об общих принципах налогообложения // Журнал российского права. 2002. — № 4.
  191. A.B. О соразмерности налогообложения // Финансы. 2002.6.
  192. А. Налоговая правосубъектность иностранного юридического лица // Финансовое право. -2003. № 1
  193. Т.Н. Конституционное регулирование налоговых правоотношений // Налоги. 2007. — № 4.
  194. В. Конституционно-правовые аспекты налогового права в России и практика Конституционного Суда // Сравнительное конституционное обозрение. 2006. — № 3.
  195. В.Д. Прецедентный характер решений Конституционного Суда Российской Федерации // Журнал российского права. 2004. — № 12.
  196. Г. Е. Трансформация понятия «налог» в ходе развития научных представлений о налогообложении. // Финансы и кредит. —2006. -№ 34.
  197. Ю.Ю. Уплата налога третьими лицами // Финансовое право. 2004. — № 5.
  198. А.Н. Принципы законотворчества в сфере публичных финансов (на примере актов законодательства о налогах и сборах) // Финансовое право. 2008. — № 2.
  199. Т.Ф. Правовые проблемы разграничения полномочий и предметов ведения государства и муниципальных образований в финансовой сфере местного самоуправления // Финансовое право. 2005. — № 2.
  200. Т.В. Проблемы совершенствования законодательства о финансовом контроле в Российской Федерации // Журнал российского права. 2008. — № 2.
  201. В.Е. Налоговый правотворческий процесс в системе юридических категорий // Журнал российского права. 2005. — № 1.
  202. ИМ. Государственная налоговая политика: цели и методы осуществления //Налоги. -2006. № 7.
  203. И.И. Нормы конституций зарубежных стран, регулирующие налоговые отношения // Журнал российского права. 2003.- № 4.
  204. A.B., Барулин C.B. Налоговые льготы как элемент налогообложения и инструмент налоговой политики // Финансы. 2002. -№ 2
  205. Т.А. Проблемы межбюджетных отношений в Российской Федерации в контексте проекта федерального закона «О федеральном бюджете на 2007 год» // Тенденции развития межбюджетных отношений в Российской Федерации: Аналитический вестник. — 2006. — № 23.
  206. А. Особенности налоговой политики в странах с развитой рыночной экономикой // АПК: экономика, управление. 2008. — № 1.
  207. В.А. Спорные вопросы порядка установления региональных налогов в Российской Федерации. // Налоги (газета). 2008. -№ 14.
  208. A.A. Экономико-правовые начала формирования налоговой системы // Финансовое право. 2006. — № 10.
  209. Н.В. Государственное регулирование предпринимательской деятельности при помощи финансово-правовых средств // Предпринимательское право-. 2008. № 3.
  210. С.В. Разграничение полномочий между органами власти по установлению налогов, определению их элементов и введению в действие // Финансы и кредит. 2005. — № 6.- С. 13−18.
  211. A.A. Об ограничении предмета референдума Российской Федерации//Конституционное и муниципальное право. -2008.- № 19.
  212. С.Е. Вопросы реализации права налогоплательщиков на получение достоверной информации о налогах и сборах // Право и политика. -2006. № 7.
  213. Ф.К. Влияние конституционных принципов налогового права на развитие законодательства о налогах и сборах. // Законодательство и экономика. 2003. — № 7.
  214. Т. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Федерации и субъектов РФ // Федерализм. -2003.-№ 2.
  215. Е.Г. Возмещение ущерба, нанесенного налоговыми органами налогоплательщикам субъектам предпринимательской деятельности // Законы России: опыт, анализ, практика. 2008. — № 6.
  216. В.Е., Васильева Т. А. и др. Глобализация и федерализм // Государство и право. 2007. — № 7.
  217. I. Диссертации и авторефераты
  218. A.B. Социализация налоговой политики Российской Федерации: Дисс. .докт. экон. наук. М., 2009.
  219. Д.Н. Государственно-правовое регулирование налогообложения в Российской Федерации: Автореф. дис. канд. юрид. наук. М., 2003.
  220. O.A. Основания прекращения обязанности по уплате налога: Автореф. дисс.. канд. юрид. наук. М., 2003
  221. Д.В. Общие проблемы теории налогового права. Дис.. докт. юрид. наук. Екатеринбург, 2003.
  222. Ю.В. Проблемы правового регулирования налоговых отношений в системе государственного управления: Дис.. канд. юрид. наук. М., 1998.
  223. C.JI. Коллизионные вопросы государственногорегулирования налогов и налогообложения в РФ. Автореф. дис. канд.юрид. наук. СПб., 2006.
  224. М.Э. Конституционно-правовая основа формирования налоговой системы в Российской Федерации. Автореф. дис. .канд. юрид. наук. М., 2000.
  225. Ю.В. Конституционные основы равноправия граждан Российской Федерации: Автореф. дисс. .канд. юрвд. наук. Ростов н/Д, 2001
  226. АН. Реализация принципа разграничения предметов ведения и полномочий Российской Федерации и ее субъектов в областисоглашений о разделе продукции: Автореф. дисс. .канд. юрвд. наук. М., 2004.
  227. П.Г. Разграничение предметов ведения и полномочий Российской Федерации и ее субъектов в экономической сфере (на примере Приволжского федерального округа): Автореф. дисс.. канд. юрид. наук. М., 2004.
  228. П.Морозов А. Е. Финансово-правовое регулирование инвестиционной деятельности кредитных организаций. Автореф.. канд. юрид. наук. М., 2001.
  229. Т.В. Конституицонно-правовые принципы установления компетенции субъектов Федерации (в рамках предметов совместного ведения): Автореф. дисс. канд. юрвд. наук. М., 2006.
  230. A.A. Совершенствование отдельных элементов налоговой системы России как фактор экономического развития хозяйствующих субъектов. Дисс.. канд. юрид. наук. М., 2003.
  231. С.С. Конституционно-правовые принципы налоговой системы в решениях Конституционного Суда Российской Федерации. Автореф. дис. канд. юрид. наук. М., 2005.
  232. H.A. Разграничение предметов ведения и полномочий Российской Федерации и ее субъектов в сфере юстиции: конституционные аспекты: Автореф. дисс.. канд. юрид. наук. М., 2005.
  233. А.Г. Косвенное налогообложение как элемент налоговой системы (финансово-правовой аспект). Дис.. канд. юрид. наук. М., 2004.
  234. С.П. Государственное регулирование рынка. Автореф. дис.. канд. эконом, наук. Нижний Новгород, 2005. защиты субъективных прав налогоплательщиков: Дис. к.ю.н. М., 2006.
  235. Сухол инский-Местечкин С. Л. Налоги в экономике Российской Федерации (организационно-правовой аспект). Дис.. канд. юрид. наук. М., 1994.
  236. М.К. Конституционные основы регулирования налоговых отношений: Автореф. дис. канд. юрид. наук. М., 2004.
  237. В.А. Налоговое правоотношение: теоретико-правовой аспект: Автореф. дисс. канд. юрид. наук. М., 2003.
Заполнить форму текущей работой