Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Развитие профессиональной компетентности руководителей школ в процессе повышения квалификации в межкурсовой период

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Раскрыты значение и возможности межкурсового этапа повышения квалификации в развитии профессиональной компетентности руководителей школсформулированы принципы и требования к содержанию и формам организации повышения квалификации руководителей школ в межкурсовой периодразработана адаптивная модель развития профессиональной компетентности руководителей школ в межкурсовой периодустановлен комплекс… Читать ещё >

Содержание

  • ВВЕДЕНИЕ
  • Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ ШКОЛЫ В СИСТЕМЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
    • 1. 1. Система повышения квалификации руководителей школ в современных условиях
    • 1. 2. Требования к профессиональной деятельности директора современной развивающейся школы
    • 1. 3. Профессиональная компетентность руководителя школы как объект изучения управленческой науки
  • ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ
  • Глава 2. СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ МЕЖКУРСОВОГО ЭТАПА РАЗВИТИЯ КОМПЕТЕНТНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ШКОЛ В ПРОЦЕССЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
    • 2. 1. Модель развития профессиональной компетентности руководителей школ в процессе повышения квалификации в межкурсовой период
    • 2. 2. Самообразование руководителей школ в межкурсовой период
    • 2. 3. Организация процесса развития профессиональной компетентности руководителей школ в процессе повышения квалификации в межкурсовой период
    • 2. 4. Экспериментальная проверка результативности модели развития профессиональной компетентности руководителей школ в процессе повышения квалификации в межкурсовой период
  • ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ

Развитие профессиональной компетентности руководителей школ в процессе повышения квалификации в межкурсовой период (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования определяется современными требованиями к управлению школой. Управление школой рассматривается в большей мере как руководство, а акцент переносится в среду взаимоотношений в системе «человек-человек», оно не ограничивается воздействием субъекта управления на его объект, а трактуется как взаимодействие руководителя и подчиненных на основе «субъект-субъектных» отношений. Эти отношения предполагают включение в содержание профессиональной компетентности руководителей школ таких вопросов, как: гуманитарная культура, гуманистическая ориентация личности, системное видение объектов управления, способность к действиям в нестандартных ситуациях, владение современными управленческими технологиями, коммуникативная культура, умение работать с информацией, современный руководитель должен сочетать в себе черты менеджера и лидера-реформатора, способного управлять развивающейся школой. Организация и содержание процесса повышения квалификации руководителей школ находятся в центре внимания многих исследователей, однако такая проблема, как организация и содержание системы повышения квалификации руководителей школ в межкурсовой период, по существу не изучена.

Безусловно, в практике накоплен определенный опыт развития профессиональной компетентности руководителей школ в межкурсовой период, но он требует серьезного теоретического обоснования и раскрытия взаимосвязи процессов курсового и межкурсового обучения.

Цель исследования — выявление и обоснование специфики межкурсового этапа развития профессиональной компетентности руководителей школ и разработка модели развития профессиональной компетентности руководителей школ в процессе повышения квалификации в межкурсовой период.

Объект исследования — процесс повышения квалификации руководителей школ.

Предмет исследования — развитие профессиональной компетентности руководителей школ в процессе повышения квалификации в межкурсовой период. Гипотеза исследования: Адаптивная модель развития профессиональной компетентности руководителя школы в процессе повышения квалификации в межкурсовой период, базирующаяся на изучении проблем в профессиональной деятельности руководителя, субъектном взаимодействии руководителей школ будет эффективной, если:

— определяется миссией руководителя школы;

— обеспечивает приоритет самообразовательной деятельности руководителя и непрерывность развития профессиональной компетентности руководителя школы;

— включает ценностно-мотивационный, прогностический, содержательнофункциональный, организационнотехнологический компоненты.

Задачи исследования:

1. Выявить и научно обосновать возможности межкурсового этапа повышения квалификации в процессе развития профессиональной компетентности руководителей школ.

2. Разработать адаптивную модель развития профессиональной компетентности руководителей школ на основе вариативных образовательных маршрутов.

3. Определить содержание и формы организации самообразования директоров в процессе повышения квалификации в межкурсовой период.

4. Выявить и экспериментально проверить организационно-педагогические условия развития профессиональной компетентности руководителей школ в процесс повышения квалификации в межкурсовой период.

Теоретическими основаниями исследования выступили:

1. Работы, посвященные особенностям образования взрослых (С.Г. Вершловский, В. Д .Еремеева, В. Ю. Кричевский, Ю. Н. Кулюткин, JI.H. Лесохина, В. Г. Онушкин, Г. С. Сухобская, Е. П. Тонконогая и др.).

2. Гуманитарно — аксиологические основы повышения квалификации педагогических кадров (В. Г. Воронцова, И. А. Колесникова и др.).

3. Базовые положения современной теории управления образованием (Ю.А. Ко-наржевский, В. Ю. Кричевский, О. Е. Лебедев,.

В.Н. Максимова, М. М. Поташник, П. В. Худоминский, Е. А. Ямбург и др.).

4. Теория развивающего обучения (J1.C. Выготский, И. Я. Лернер, П. Я. Гальперин и др.).

5. Труды отечественной педагогической науки по проблеме профессиональной компетентности (Б.В. Авва, О. М. Атласова, Т. Н. Гущина, Э. М. Никитин,.

A.И. Панарин, Б. С. Патралов, Е. П. Тонконогая, Ю. В. Шаров., Т.И. Шамова).

6. Исследования по вопросам руководства самообразованием руководящих и педагогических кадров (Т.Г. Браже, С. Г. Вершловский, Ю. Н. Кулюткин,.

B.Г. Онушкин, О. Д. Полонская, Г. С. Сухобская, Е.П. Тонконогая).

7. Социологические и психолого-педагогические исследования в области теоретических и методологических аспектов организации процесса повышения квалификации педагогических кадров.

С.Г. Вершловский, Ю. Н. Кулюткин, Л. М. Перминова, Е. Э. Смирнова, Г. С. Сухобская, В.В. Тумалев).

8. Публикации, посвященные сущности и особенностям проектирования педагогической деятельности (Е.С. Заир-Бек, О. Е. Лебедев, О. Г. Прикот и др.).

Для решения поставленных в исследовании задач и проверки гипотезы использовался комплекс методов: теоретических (анализ психолого-педагогической, научно-методической литературы по теме исследованиясравнительно-педагогический анализ проблемы повышения квалификации руководителей школсистемный анализпроектирование и др.);

— эмпирических (опытно-экспериментальная работаизучение характера затруднений руководителей в профессиональной деятельностинаблюдениеанкетированиерейтингинтервьюированиесамооценка слушателейэкспертная оценка). База исследования: научно-методический центр и образовательные учреждения Калининского района Санкт-Петербурга.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключаются в следующем:

— проблема развития профессиональной компетентности руководителей школ в процессе повышения квалификации в межкурсовой период впервые явилась предметом специального исследования;

— уточнено содержание понятия «профессиональная компетентность» как интегрального профессионально-личностного качества руководителя школы;

— раскрыты значение и возможности межкурсового этапа повышения квалификации в развитии профессиональной компетентности руководителей школсформулированы принципы и требования к содержанию и формам организации повышения квалификации руководителей школ в межкурсовой периодразработана адаптивная модель развития профессиональной компетентности руководителей школ в межкурсовой периодустановлен комплекс педагогических условий, необходимых для успешной реализации модели развития профессиональной компетентности руководителей школ в процессе повышения квалификации в межкурсовой периодопределены критерии развития профессиональной компетентности руководителей школ в процессе повышения квалификации в межкурсовой период.

Практическая значимость исследования состоит в разработке комплекса методических рекомендаций по развитию профессиональной компетентности руководителей школ в процессе повышения квалификации в межкурсовой периодразработаны новое содержание и формы организации повышения квалификаций руководителей школ в межкурсовой период на основе вариативных образовательных программэкспериментально подтверждена эффективность разработанной адаптивной модели развития профессиональной компетентности руководителей школ в процессе повышения квалификации в межкурсовой период.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Межкурсовой период повышения квалификации является важной составляющей процесса развития профессиональной компетентности руководителя школы, специфика которого определяется возможностью органичного сочетания обучения руководителей с их производственной деятельностью и самообразованием.

2. Профессиональная компетентность руководителя школы является интегральным профессионально-личностным качеством характеризующимся готовностью руководителя к решению управленческих задач разного уровня сложности.

3. Адаптивная модель развития профессиональной компетентности руководителя школы в процессе повышения квалификации в межкурсовой период:

— определяется миссией руководителя школы;

— базируется на изучении характера затруднений руководителей школ в процессе профессиональной деятельности;

— обеспечивает приоритет самообразовательной деятельности руководителя и непрерывность развития профессиональной компетентности руководителя школы;

— включает ценностно-мотивационный, прогностический, содержательно-функциональный, организационно-технологический компоненты.

4.Эффективность адаптивной модели развития профессиональной компетентности руководителей школ в процессе повышения квалификации в межкурсовой период обеспечивается приобретением теоретических иметодических знаний об основах профессиональной компетентностимотивацией на развитие профессиональной компетентностиориентацией на развитие и саморазвитие профессиональной компетентности. Апробация результатов исследования осуществлялась в научно-методическом центре и образовательных учреждениях Калининского района и обсуждалась:

— на заседании кафедры теории и практики управления и экономики образования СПбГУПМ;

— на районных педагогических чтениях, проводимых в Калининском районе (1998,1999, 2001гг.);

— на конференции в РГПУ им. А. И. Герцена по проблеме повышения квалификации (1998г.);

— с 1998 по 2001гг. в процессе чтения курсов и проведения практических занятий для групп руководителей школ («Эффективная школа», «Методическая работа», «Педагогический анализ» и др.) в межкурсовой период. Логика исследования включала следующие этапы:

I этап (1996;98 гг.) -изучение педагогического опыта по проблеме повышения квалификации руководителей школ, анализ педагогической и методической литературырассмотрение социологического, психологического и педагогического аспектов проблемыопределение и изучение возможностей межкурсового этапа повышения квалификации руководителей школ в развитии их профессиональной компетентностивыявление содержания и форм организации процесса развития профессиональной компетентности руководителей школ в межкурсовой период.

II этап (1998;2001 гг.) -проведение констатирующего эксперимента по определению уровня развития профессиональной компетентности руководителей.

Ш школразработка адаптивной модели развития профессиональной компетентности руководителей школ в процессе повышения квалификации в межкурсовой период и определение организационных условий ее практической реализации.

III этап (2001;2002 гг.) -проведение формирующего эксперимента по проверке эффективности модели развития профессиональной компетентности руководителей школ в процессе повышения квалификации в межкурсовой период, уточнение полученных в ходе эксперимента выводов и результатованализ и обобщение основных результатов теоретического и экспериментального исследования, оформление диссертационной работы. Достоверность основных положений и выводов исследования обеспечивается опорой на основные теоретические положения и выводы педагогической науки и управления, целесообразным выбором методов теоретического и экспериментального исследования, адекватных поставленным целям и задачам, многоплановостью проведенного педагогического эксперимента, качественным и количественным анализом результатов исследования, успешной апробацией разработанной модели развития компетентности в межкурсовой период.

Структура диссертации соответствует логике научного исследования и состоит из введения, двух глав, иллюстрированных таблицами, заключения, библиографии и приложений.

Выводы по главе II.

Межкурсовой период повышения квалификации является закономерным этапом непрерывного образования руководителей школ, который включает систему организованного обучения и сопровождения самообразования в период между курсовой подготовкой.

Основополагающими принципами новой парадигмы повышения квалификации кадров управления образованием являются: непрерывность, поэтапность повышения квалификации руководителей на основе фундаментальной управленческой подготовкинаучно-методическое и информационно-педагогическое обеспечение самообразовательной деятельности руководителей в межкурсовой период.

Система развития профессиональной компетентности в межкурсовой период должна быть гибкой и вариативной, что предполагает выделение нескольких образовательных маршрутов в зависимости от уровня профессиональной подготовки директора и его готовности к самообразованию.

Организация процесса развития профессиональной компетентности в межкурсовой период должна строиться на следующих принципах: приоритета самообразовательной деятельностисистемности обученияединства самообразования и организованного обучения руководителейопоры на профессиональный опытиндивидуализациимногофункциональности и др.

В процессе развития профессиональной компетентности руководителей целесообразна реализация последовательных этапов: диагностического, организационно-прогностического, основного и контрольно-коррекционного.

Структура образовательной деятельности руководителей школ в межкурсовой период включает организованное обучение и самообразовательную деятельность руководителей, которые взаимно дополняют и обогащают друг друга.

В широком смысле под самообразованием мы понимаем самостоятельную деятельность руководителя по повышению профессиональной компетентности и личному самосовершенствованию, осуществляемому им самостоятельно под руководством районных методических органов. В узком смысле самообразование — это целенаправленная, индивидуальная работа директора по повышению своей квалификации в соответствии со свободным выбором проблемы, форм организации и формы представления результатов.

Основными задачами РМК и НМЦ в руководстве самообразовательной деятельностью директоров в межкурсовой период являются: выявление «зон некомпетентности», «проблемных зон» в деятельности школыоказание методической помощи руководителям в выборе направления и темы самообразованияконсультированиеанализ результатов самообразовательной деятельности руководителя.

Исследование позволило выявить основные направления совершенствования системы сопровождения самообразовательной деятельности руководителей: выявление объективных трудностей и «пробелов» руководителяорганизация системы консультаций и собеседований с целью изучения динамики продвижения директора в области освоения избранной проблемыразработка рекомендаций по самообразованиюпоиск новых форм представления руководителем результатов самообразовательной деятельности.

В ходе исследования были обоснованы и экспериментально проверены этапы сопровождения самообразовательной деятельности: диагностическийорганизационно-методический и контрольно — обобщающий.

В процессе сопровождения самообразовательной деятельности целесообразно осуществлять дифференцированный подход к руководителям кругозорасистематизация знанийстимулирование самообразовательной деятельности и творческого роста директоров. Межкурсовой семинар, в связи с этим, можно определить как качественно новую, полифункциональную, интегративную форму организации обучения руководителей, направленную на углубление теоретической подготовки и совершенствование практических управленческих умений, стимулирование самообразования.

Условиями эффективности межкурсового семинара являются: актуальность тематикисвязь с практическими задачами школьного образованияактивность каждого директора при подготовке к семинарупроблемный характерприменение в ходе семинара активных методов обучения. В основу межкурсового семинара должна быть положена андрагогическая модель обучения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Межкурсовой этап повышения квалификации руководителей школ является важной составляющей процесса развития профессиональной компетентности руководителей школ, специфика которого определяется возможностью органичного сочетания обучения руководителей с их производственной деятельностью и самообразованием.

Процесс повышения квалификации руководящих кадров образования в межкурсовой период имеет ряд существенных особенностей:

— это период активной управленческой деятельности, когда обогащается и переосмысливается профессиональный опыт директора;

— происходит постоянный процесс интеграции новых знаний в систему профессиональных знаний специалиста, постоянное их переструктурирование и упорядочивание.

Профессиональная компетентность руководителя школы является интегральным профессионально — личностным качеством, характеризующимся готовностью руководителя к решению управленческих задач разного уровня сложности.

Анализ различных точек зрения по проблеме исследования позволил сформулировать существенные признаки понятия «профессиональная компетентность» руководителя школы: готовность к выполнению разнообразных управленческих функцийпрофессионально значимые уменияпрофессионально значимые качества личности, обеспечивающие эффективность управленческой деятельности.

В целом понятие «профессиональная компетентность» рассматривается как категория динамичная, развивающаяся, детерминированная конкретно-социальной ситуацией, в условиях которой осуществляется профессиональная деятельность.

Разработанная в ходе диссертационного исследования адаптивная модель профессиональной компетентности руководителя позволяет осуществить системный подход к проектированию целей, содержания и методов развития профессиональной компетентности в единстве курсового и межкурсового этапов повышения квалификации. Адаптивная модель включает в себя ценностно — мотивационный, прогностический, содержательно — функциональный, организационно — технологический компоненты.

Ценностно — мотивационный компонент обеспечивается ориентацией руководителя на развитие и саморазвитие профессиональной компетентности, его субъектной позиции по отношению к собственной профессиональной компетентности.

Прогностический компонент позволяет обеспечить преемственность между курсовым и межкурсовым этапами повышения квалификации руководителей школ, так как его содержание представлено совокупностью теоретических положений, определяющих смысл исследуемой деятельности (цели, задачи, принципы).

Содержательно — функциональный компонент предполагает наличие уровней развития профессиональной компетентности в процессе повышения квалификации: низкий, средний, высокий. Руководитель школы в процессе развития профессиональной компетентности «наращивает» свой управленческий потенциал. Организационно — технологический компонент включает технологии, формы организации взаимодействия (коллективное и взаимное обучение, активные методы, андрагогические мастерские), процедуры выбора вариативных образовательных маршрутов и т. д.

Эффективность адаптивной модели развития профессиональной компетентности руководителей школ в процессе повышения квалификации в межкурсовой период обеспечивается приобретением теоретических и методических знаний об основах профессиональной компетентностимотивацией на развитие и саморазвитие профессиональной компетентности.

В ходе экспериментальной проверки модели развития профессиональной компетентности в межкурсовой период были реализованы все структурные компоненты модели по следующим направлениям:

— была внедрена вариативная система повышения квалификации с выделением трех образовательных маршрутов;

— создана экспертная комиссия по оценке уровня профессиональной компетентности руководителей школ;

— были разработаны и внедрены индивидуальные карты повышения квалификации директоров;

— образовательные маршруты учитывали исходный уровень профессиональной компетентности руководителя и характер его затруднений.

В период проведения экспериментальной работы в НМЦ была разработана программа теоретической подготовки руководителей школ, которая реализовалась в виде лекций и семинарских занятий. С целью интеграции знаний и профессионального опыта, отработки управленческих умений, развития коммуникативной культуры руководителей организовывались занятия межкурсового семинара. Наряду с этим были созданы проблемно — творческие группы директоров школ.

Результативность развития профессиональной компетентности оценивалась различными методами, дополняющими и проверяющими друг друга.

Данные объективного изучения управленческой деятельности руководителя, а также результаты самооценки, тестирование заносились в индивидуальную карту руководителя. Анализ всех характеристик профессиональной компетентности руководителя проводился членами экспертной комиссии дважды: на начальном и на заключительном этапах межкурсовой подготовки. Поэтому сравнение полученных результатов позволило проследить динамику их развития.

Для выявления изменений в освоении профессиональных знаний использовались количественные и качественные критерии, принятые в психологии и педагогике: реальный объем знаний, пополнение знаний по сравнению с первоначальным объемом, актуализация знаний в новых ситуациях, эффективность их использования в практической деятельности.

В качестве критериев проверки сформированности управленческих умений были приняты: усвоение опорной теоретической основы умений, их объем и полнота, устойчивость, гибкость и действенность.

Значимость и объем полученных знаний выявлялись посредством результатов самооценок, тестовых вопросов, результатов зачетных занятий по отдельным курсам и сравнивались с объемом знаний руководителя до начала межкурсового этапа.

В целях изучения сформированности профессиональных умений была использована методика «квадрат функций», позволяющая определить уровень готовности руководителей школ к управленческой деятельности после курса обучения и сравнить его с результатами первичного диагностического исследования.

Сравнительный анализ двух этапов диагностики позволил получить более подробную информацию об изменениях в структуре профессиональной компетентности руководителей школ, происходивших в ходе реализации модели развития профессиональной компетентности в межкурсовой период повышения их квалификации.

В результате проведенного исследования достигнута его основная цель: обоснована специфика межкурсового этапа развития профессиональной компетентности руководителей школ и разработана модель развития профессиональной компетентности руководителей школ в процессе повышения квалификации.

Проведенное исследование позволяет наметить некоторые перспективные направления дальнейшего изучения проблемы развития профессиональной компетентности руководителей в межкурсовой период:

— Разработка комплексной целевой программы совместной деятельности учреждений системы повышения квалификации разного уровня по развитию профессиональной компетентности руководителей школ в межкурсовой период.

— Исследование и описание различных способов применения обучающих комплексов с компьютерным сопровождением самостоятельной работы руководителей школ в межкурсовой период.

— Разработка и описание системы управления процессом повышения квалификации руководителей школ в межкурсовой период.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Аверченко J1.K., Залесов Г. М., Мошконцев Р. И., Николаенко В. М. Психология управления. Курс лекций.-Новосибирс: НТАЭИУ-, 1996.-147с.
  2. А.Я. Самообразование: история, теория, современные пробле-мы./Учебное пособие для вузов/ .-М.: Высшая школа, 1986.-126с.
  3. В.В. Курсовая подготовка педагогов как системообразующий фактор их непрерывного повышения квалификации (орг.-пед. аспект):Дис.канд. пед. наук.-СПб., 1993.-192с.
  4. В.Г. Мотивация, поведение и формирование личности.-М.: Педагогика, 1976.-76с.
  5. Атласова.О. М. Развитие профессиональной компетентности руководителей школы в процессе повышения квалификации.:Автореф. дис. канд. пед. наук, — СПб.: ИОВ РАО, 1995.-18с.
  6. Г. А. Теория учебных задач: Психолого- педагогический аспект.-М.: Педагогика, 1990.-183с.
  7. Бараева 0, Ю, Стратегическая деятельность директора школы.-Н.Новгород: МП «Балахинская типография», 1994.-71с
  8. . Р. Развитие Я- коцепции и воспитание.-М.:Прогресс, 1986.-421с.
  9. Белинский В. Г. Избранные педагогические сочинения.-М.:Педагогика, 1982.- 287с.
  10. Т. Как улучшить управление организацией: Пособие для руководителя.-М.: АО «ИНФРА-М" — АОЗТ «Премьер», 1995.-204с.
  11. В.В. Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразова-нию.-М., 1995,-156с.
  12. Г. А. Многоуровневое педагогическое образование.-Вып. 1: Концепция базовой гуманитарной подготовки бакалавра в педагогическом университете.-СПб, 1994.-214с.
  13. Г. А. Многоуровневое педагогическое образование.-Вып. 1: Концепция базовой гуманитарной подготовки бакалавра в педагогическом университете.-СПб, 1994.-143с.
  14. С.С. Ситуация успеха. Как ее создать.- М.: Просвещение, 1991.-219с.
  15. Е.М., Логинова Г. П., Мдивани М. О. Диагностика управленческих способностей// Вопросы психологии.- № 2, 1997.-С.113−118.
  16. В помощь самообразованию. /Составитель Жирякова JI. / -Хабаровск, 1948.-24с.
  17. К. Я. Сотворение себя.- Н. Новгород: Б.и., 2000.-209с.
  18. С.Г. Общее образование взрослых: стимулы и мотивы. -М.: Педагогика, 1987.-256с.
  19. Ю.В. Педагогическое управление в школе: методология, теория, практика, -М.: Педагогика 1990.-289с.
  20. Н.О., Бодряков В. Ю. Учебный процесс: информация, анализ, управление («Библиотека журнала» «Директор школы" — Вып.№ 8) — М.: Сентябрь. 1998.-127с.
  21. С.Г. Общее образование взрослых: стимулы и мотивы.-М.: Педагогика, 1987.-184с.
  22. С.Г. Стиль и характер руководства// Открытая школа, 1999.-ЖЗ-С.12−14.
  23. В.Р. Практический менеджмент персонала: Пособие по кадровой работе.-М.: Юрист, 1998.- 496с.
  24. А. Непрерывное образование. Проблемы и перспективы.- М., 1978.-С.ЗЗ
  25. Взаимосвязь общей и профессиональной культуры организаторов народного образования в системе повышения квалификации: Институт образования взрослых РДО, 1992.-137с.
  26. Внутришкольное управление: вопросы теории и практики / Под. редакцией Шамо-вой Т.И., Конаржевского Ю. А., Нефедова К. А., Третьяков П. И. М.: Педагогика, 1991.-191с.
  27. В.Г. Гуманитарно аксиологические основы постдипломного образования педагога.: Монография /С.Петербург, гос. ун-т пед. мастерства Псков: Из-во Псков, обл. ин-та повышения квалификации работников образования, 1997.-421с.
  28. М. Френсис Д. Раскрепощенный менеджер. Для руководителя- практика: Пер. с англ. М.: Дело, 1991.- 320с.
  29. Л.С. Избранные психологические исследования.- М. 1956.
  30. .С. Педагогическая наука в условиях непрерывного образования \ Советская педагогика № 7.
  31. Н.В. Внутришкольное управление: Теория педагогических и управленческих инноваций -М. 1995.-167с.
  32. И.В. Реализация личностно- ориентированного подхода в повышении квалификации .-СПб.: СПбГУПМ, 1999.'-41с.
  33. И.В., Чекина В. Д. Изучение профессионального самосознания руководителей школ (методические рекомендации).-СПб., 1999.-64с.
  34. М.Т. Педагогические основы образования взрослых. М.: Изд-во Моск. с-х. акад., 1993 .-163с.
  35. А.К. Самообразование как социальная категория. JI.: Педагогика, 1976.-56с.
  36. Т.Н. Формирование методической компетентности педагогических работников учреждений дополнительного образования в процессе повышения квалификации: Автореф. дис.канд. пед. наук.-Ярославль., 2001.- 20с.
  37. В.В., Лазарев B.C., Неверкович С. Д. К проблеме совершенствования методов подготовки руководителей//Психологический журнал.-1989.-№ 1.-С.32−41
  38. А.В. Народные университеты -центры самообразования.-М.Юбщество «Знание» РСФСР, 1977.- 38с.
  39. Директор школы в системе повышения квалификации. Сборник научных трудов./ Редколлегия: Тонконогая Е. П. и др./ М, 1983.186с.
  40. В.Д. Взгляд нейропсихолога на проблему дифференцированного подхода к процессу обучения // Педагогические училища в системе непрерывного образования. Ч.1-Л., 1966.77с.
  41. В.Д., Канатов А. И. Психологические и нейропсихологические основы обучения взрослых.- СПБ.: ИОВ РА, 2000, — 216с.
  42. В.И. и др. Учитель как исследователь.- М.: Знание.1980.-96с.
  43. Заир-Бек Е. С. Основы педагогического проектирования: Учебное пособие.-СПб., 1995.-324с.
  44. М.Т. Организация труда директора школы.-М.: Педагогика. 1971 .-58с.
  45. В.И. Организационно-педагогическая деятельность руководителя школы, М.:Новая школа. 1997.-319с.
  46. В., Ланг Л. Руководство без конфликтов: Сокр. пер. с нем. М.: Экономика, 1990.-335с.
  47. С.И. Основы андрагогики: учебное пособие для вузов. М.: 1999.
  48. С.И. Технология обучения взрослых. // Педагогика, № 7, 1998. С. 42−45.
  49. С.И. Образование взрослых в России: от века XIX к XXI // Новые знания. 1997.-№ 3.
  50. Е.М. Основа психологического изучения профессиональной деятельности.-М.: Издательство Университета, 1987.-208с.
  51. Изучение готовности директоров школ к самообразованию / Методические рекомендации, Составитель: Полонская О.Д./ JL: НИИ ООВ. 1985. -112с.
  52. Изучение профессиональных запросов и потребностей педагогических кадров народного образования: Сб. науч. трудов/ НИИ общ. образования взрослых АПН СССР- Под ред. Е. П. Тонконогой.- Л.: НИИ ООВ, 1977, — 100с.
  53. Е.П. Мотивация и мотивы. СПб, 2000, С. 511.
  54. Индивидуальные формы повышения квалификации учителей: методические рекомендации /Составители: Браже Т. Г., Первова В. М., Заборщикова М.М.// Вечерняя школа.-1993 ,-№ 4-С. 19−21.
  55. Е.И., Тряпицына А. П. Диалог на лестнице успеха (школа на пороге нового века). СПб.: Петербург- XXI век совместно с ЗАО Пресс-Аташе., 1997.-160с.
  56. Ф.И. Руководство самообразованием слушателей народных университетов. Л.: о-во «ЗНАНИЕ» РСФСР Ленинградская организация, 1977.-39с.
  57. В.Г. Исследование эффективности самообразовательного чтения молодых рабочих-читателей массовых библиотек. Автореф. дис.канд.пед. наук. -М.1987.-20с.
  58. .И. Система внутришкольного управления/Моск. пед. гос. ун-т им. В. И. Ленина. М.: Магистр, 1997.-188с.
  59. Контроль качества и оценка в образовании: Материалы международной конференции.- СПб.: Изд- во РГПУ имени А. И. Герцена, 1998.-158с.
  60. Е.А. Самостоятельная работа студентов и ее информационно-методическое обеспечение.- Киев: КПИ, 1990, — 156с.
  61. Ю.А. Технология системного подхода к анализу, самоанализу и совместной аналитической деятельности руководителя и учителя. Челябинск, 1989.-191с.
  62. Конаржевский Ю. А Технология педагогического анализа учебно-воспитательного процесса, М.: «Образовательный центр «Педагогический поиск», 1997.-77с.
  63. Ю.А. Внутришкольный менеджмент, -М.: Новая школа, 1993.-140с.
  64. Ю.А. Педагогический анализ учебно-воспитательного процесса и управление школой.- М.:Педагогика, 1986.-144с.
  65. В.Ю. Научно-методический центр: перспективы развития. СПб.
  66. В.Ю. Директор школы и молодой учитель II Народное образование, 1988.-№ 1.-С.175.
  67. В.Ю. Профессиональная деятельность директора общеобразовательной школ как объект междисциплинарного исследования. Автореф. дис. д-ра пед. наук. СПб. 1993,-65с.
  68. В.Ю. Совершенствование управленческих знаний как фактор повышения эффективности работы директора общеобразовательной школы. Дис. пед. наук. Д., 1980, — 178с.
  69. В.Ю. Управление школьным коллективом.- JL: Знание, 1985. 32с.
  70. КричевскийВ.Ю. Очерки истории и теории управления образованием. СПб.: СПбГУПМ, 2001, — 166с.
  71. Н.В., Реан А. А., Профессионализм педагогической деятельности.-СПб, 1993.- 54с.
  72. Ю.Н. Мышление и личность. СПб., 1995. — 26с.
  73. Ю.Н. Психология обучения взрослых М., Просвещение, 1985.- 128с.
  74. Ю.Н. Технология и гуманизм // Информационный бюллетень Проблемы непрерывного образования педагогических кадров. — СПб., Новгород, Псков, 1995. № 4. С.8−11.
  75. Ю.Н., Сухобская Г. С. Индивидуальные различия в мыслительной деятельности взрослых учащихся.-М.: Педагогика, 1971.-112с.
  76. B.C. Управление образованием на пороге новой жизни // Педагогика. -1995. -№ 5-с. 12−16.
  77. О.Е. Анализ педагогических проблем. Методический практикум.-Л.: ГИУУ, 1990.-39 с.
  78. О.Е. Организационные структуры управленческой деятельности в сфере образования: Методические рекомендации. СПб. 1997. — 52с.
  79. О.Е. Управление образовательными системами : Пособие.-Великий Новгород: НРУРО. 1998.-91с.
  80. Лекция на курсах повышения квалификации руководящих кадров школ/ .методические рекомендации/ Подготовил Казак Д.Я./ Минск, 1984.-32с.
  81. И.Я. Теория современного процесса обучения, ее значение для практики. !! Советская педагогика. 1989.-№ 11.
  82. В.М. Психолого-педагогический и управленческий дневник директора школы,— М.: Образовательный центр «Педагогический поиск», 1997.-119с.
  83. В.М. Работа администрации школы с учителями. М.: Образовательный центр «Педагогический поиск», 1997.127с.
  84. Э.В. Критерии и методика отбора на должность директора общеобразовательной школы. Автореф. канд. пед. наук. М., 1995.20с.
  85. Ф.Н. Уровни квалификации и потребности директоров в самообразовании / статья в книге Проблемы самообразования в системе повышения квалификации педагогических кадров/ Л, 1979.-С.16−19.
  86. С.Ф. Менеджер за работой. М., 1989.
  87. Л.В. Преподаватель: модель деятельности и аттестация.-М.: Исслед. центр, 1992, — 186с.
  88. В.Н. Формирование профессирнально-педагогических умений при подготовке и повышении квалификации учителя: учебное пособие, — СПб. ЛОИУУ, 1994, — 52с.
  89. С.Д. Профессионалы в управлении. Л.: Лениздат, 1991. — 144с.
  90. А.К. Психологические критерии и ступени профессионализма учителя.// Педагогика.- 1995.-№ 6-С.55−63
  91. А.К. Психологические проблемы повышения квалификации .// Педагогика, — 1994.-№ 4-С.65−67.
  92. Е.К. Методы квалиметрии в педагогике. М.: НИИ проблем высшей школы, 1979, — 32с.
  93. В. И. Система функциональных знаний и умений директора общеобразовательной школы. Киев, 1979.-256с.
  94. В.И. Теория и методика организации непрерывного повышения квалификации руководителей школ: Учебное пособие. Киев., 1990. -259с.
  95. В.И. Теория и методика педагогического руководства непрерывным повышением компетентности директора школы: Дис. д-ра пед. наук, — Киев, — 1991,-429с.
  96. A.M. К проблеме порождения ситуативных познавательных потребностей: Психологические исследования интеллектуальной деятельности.-М., 1979,-234с.
  97. Менеджмент в управлении школой, под редакцией Шамовой Т.И.- М. 234с.
  98. Методы эффективного обучения взрослых: Учебно- методическое пособие. Москва- Берлин, 1998.-120с.
  99. JI. Пути совершенствования системы повышения квалификации педагогических кадров. Рига: М-во просвещения Латв. ССР, 1984.-76с.
  100. Н.И. Непрерывное совершенствование профессионального мастерства директора школы: Учебно- методеческое пособие. Минск: Б.и., 1990.-63с.
  101. Непрерывное образование педагогов: современные проблемы и тенденции: материалы научно-практической конференции в 2-х частях./ Ред.-сост. В. Г. Онушкин, Н. Н. Лобанолва, Е А. Соколовская, — СПб, 1996.-107с., 79с.
  102. Непрерывное совершенствование профессионального мастерства директора школы./Под ред. Мицкевича Н. И / Минск: Б.и., 1990
  103. К.А. Исследование особенностей повышения квалификации учителей и директоров восьмилетних школ. Автореф. на соиск. учен, степени канд.пед.наук. М, 1974.-26с.
  104. Э. Федеральная система повышения квалификации: Проблемы и перспективы развития. /Народное образование № 7−8, 1999, — С. 5−14.
  105. В.Н. Путь к мастерству-самообразование.// Вечерняя средняя школа,-1990.- № 1, — С.3−7.
  106. Новое педагогическое мышление. / Под ред. А. В. Петровского.- М, — Педагогика. 1989, — 280с.
  107. Нюттен Ж. Мотивация // Экспериментальная психология / Под ред. П. Фресса и Ж. Пиаже. Вып. 5. М&bdquo- 1975.
  108. О формах повышения квалификации. /Составители: Крылова Н. А., Чуйко Т. И., Калистратов М.М./ Минск, 1990.-45с.
  109. О’Шоннесси Дж. Принципы организации управления фирмой.-М.: ООО «МТ Пресс», 1999.- 296с.
  110. Образование взрослых как социальный институт. Под ред. Е. П. Тонконогой, В. И. Подобеда.- СПб.: ИОВ РАО, 1999 .-216с.
  111. Образование взрослых на рубеже веков: вопросы методологии, теории и практики. Том 1. Книга 5. Управление образованием взрослых / Под ред. В. И. Подобеда. А. И. Жилиной.- СПб.: ИОВ РАО. 2000,-188с.
  112. Овладение культурой управления в ходе инновационной деятельности образовательного учреждения: Опыт работы школы. СПб., 1999
  113. A.M. Руководитель: размышления о стиле управления. 2-е изд., доп,-М.: Политиздат, 1987.-366с.
  114. В.Г. Проблема непрерывного образования взрослых М. 1974
  115. А.И. Курсовое обучение руководителей школ как условие развития их управленческой культуры. Дисс. канд. пед. наук. СПб, 1999. -137с.
  116. Е.М., Крыжко В. В., Рабочая книга руководителя школы.4.IY .Психология управления, — Запорожье, ЗОИУУ, 1996.-129с.
  117. Е.М., Крыжко В. В., Рабочая книга руководителя школы: Ч. П. Конфликты: сущность и преодоление. Запорожье, ЗОИУУ, 1994.-136с.
  118. Ю.В. Ранговые оценки в педагогическом эксперименте.// Вестник высшей школы.- 1975, — № 10, — С.22−26.
  119. Памятка занимающемуся самообразованием /Из статьи Крупской Н.К./ М. 1940.-23с.
  120. А.Ю. Управленческое общение: практические советы, М.: Высшая школа, 1990,-98с.
  121. Панасюк А. Ю. Система повышения квалификации и пстхологическая перестройка кадров. М.: Высшая школа, 1991.-72с.
  122. С.Н., Рустомжи М. К. Искусство управления: пер. с англ. -СПб.: Лнеиздат, 1992.-143с.
  123. Педагог пришел учиться: метод, реком. для системы повышения квалификации педагог, кадров.М.Л995.- 70с.
  124. Перспективы развития системы непрерывного образования./ Под ред. Б.Гершунского.-М.: Педагогика, 1990, — 224с.
  125. B.C. Теоретические основы управления (школьный аспект) методическое пособие, М., 1992.-56с.
  126. К.К. Краткий словарь психологических понятий. М.: Высшая школа, 1981.-176с.
  127. Повышение квалификации учителей по личным творческим планам: методические рекомендации /Составитель: Хлебнева JI.M., JI, 1988. 67с.
  128. Повышение квалификации руководящих работников и специалистов профтехобразования: Учеб.- метод. пособие./Под ред. В. Н. Максимовой и Б.Б. Исправни-кова.-М.: Высшая школа, 1990.- 143с.
  129. В.Н. Методы анализа и прогноза развития педагогической науки. // Педагогика, — 1995.-№ 5, — С. 18−24.
  130. В.Н. Оценка качества научно- педагогических исследований. // Педагогика, — 1987,-144с.
  131. М.Л. Азбука школьного управления, М.: Знание, 1991.-212с.
  132. М.М. Оптимизация управления школой, М.: Знание. 1991.- 61с.
  133. М.М., Моисеев A.M. Управление современной школой (В вопросах и ответах): Пособие для руководителей образовательных учреждений и организаторов образования. М.: Новая школа, 1997.-350с.
  134. М.М., Вульфов Б. З. Педагогические ситуации. М.: Педагогика, 1983.
  135. Проблема повышения квалификации руководителей школ./ Под ред. Тонконогой Е. П., Кричевского В. Ю. / М&bdquo- 1993.-289с.
  136. Проблема интеграции и дифференциации подготовки и повышения квалификации пед. кадров. Межвузовский сборник научных трудов, — Самара: Изд-во Сам. ГПИ, 1993.- 126с.
  137. Проблемы повышения профессиональной квалификации руководителей школ./ Под ред. Е. П. Тонконогой.- М.: Педагогака, 1987.-168с.
  138. Проблемы непрерывного образования. Информ. бюллетень. 1−7 выпусков./ Под ред. Ю. Н. Кулюткина.-СПб, Новгород, Псков, 1994−1996.
  139. П.П., Фридман Л. М., Гарунов М. Г. Психолого-педагогический справочник преподавателя высшей школою / Под ред.- М.: Педагогическое об-во России 1999.- 354с.
  140. Психология. Словарь./ Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского.- 2-е изд., испр. и доп.- М.: Политиздат, 1990.- 494с.
  141. Психологическое самообразование: читая зарубежные учебники: Проблемы психологии личности.-М.: Школа-Пресс, 1992.-112с.
  142. Психолого-педагогические проблемы повышения квалификации работников образования. Межвузовский сб. науч. трудов. Вып. 3.- М., 1994.-130с.
  143. Рабочая книга андрагога. /Под ред. Вершловского С. Г. СПб., 2000, — 145с.
  144. Развитие профессиональной мобильности и компетентности учителя естественно-математических дисциплин: материалы к конф./ Сост. А. Е. Марон и др. -СПб., 1994.-86с.
  145. С. Как «сузить» пропасть.// Директор школы, — 1993.-№ 3,-С. 30−4-, № 4,-С. 43−52. '
  146. А. А. Психология педагогической деятельности, — Ижевск, 1994.
  147. Н.М. Проблемы измерений в дидактике.- Киев.: Выща школа, 1979.-176с.
  148. Роль РМК И ИУУ в организации профессионального самообразования руководителей школ. /Методические рекомендации, состав. О.Д.Полонская/ Д.: НИИ ООВ, 1988.-18с.
  149. А.А. Грамматика деловых бесед.- Тверь, 1995. -240с.
  150. C.JI. Основы общей психологии.(Учебное пособие для высш. пед. учебн. заведений и ун-тов) М.: Гос. Учпедгиз, 1946.- 704с.
  151. Самодиагностика профессиональной деятельности учителя. Диагностические и обучающие методики. 12 выпусков. / Под ред. Т. Г. Браже. М. М. Заборщиковой,-СПб., 1996.
  152. Самообразование директора школы. / Сборник научных трудов /АПН СССР, НИИ общ. образования взрослых- Редкол.: Е. П. Тонконогая и др.Л.-М.: АПН СССР, 1985,-80с.
  153. В.Д. Основы менеджмента. Краткий курс лекций.- Брянск: БГПУ. 1997.-88с.
  154. В.И. Педагогический менежмент: 50 НОУ-ХАУ в области управления образовательным процессом. М., 1997. -191с.
  155. М.Н. Методология и методика педагогических исследований: (В помощь начинающему исследователю).- М.: Педагогика, 1986. -152с.
  156. Совершенствование обучения руководящих педагогических кадров в системе повышения квалификации. (Метод, рекомендации для ИУУ и ФПК) /АПН СССР, НИИ общ. об-ния взрослых- сост.: Тонконогая Е. П., Рожко Л.И./ Л.: АПН СССР, 1984,-36с.
  157. Л.Ф. Теория и технология решения педагогических задач (разворачивающееся профессионально- педагогическое обучение и самообразование)-М.:"Российское Педагогическое Агенство», 1997.- 173с.
  158. И.А. Совершенствование процесса самообразования курсантов в вузах МВР РФ. Автореф.канд. пед. наук. -СПб., 2001.-22с.
  159. Г. С. Диалог с директором школы. СПб: СПбГУПМ, 1997. -89с.
  160. Татарчен^ова С. С. Педагогаческая экспертиза как фактор совершенствования профессиональной компетентности учителя: Дис. канд. пед. наук, — СПб, 1997.-229с.
  161. Тейлор Фредерик Уинслоу. Принципы научного менеджмента.-М.: Контроллинг, 1991.-104с.
  162. Тематика для самообразования и до курсовой работы учителей начальных классов, учителей, директоров и завучей семилетних и средних школ на 1955−56 учебный год .Омск: ОПИ, 1955.-35с.
  163. Теоретические основы совершенствования управленческих умений руководителей школ: Сбю науч. трудов. / АПН СССР, НИИ общ. образования взрослых: Редкол.: Е. П. Тонконогая и др.-М.: АПН СССР, 1988.-74с.
  164. Н.Т. Самообразование и методы работы с книгой. Минск, 1951. -32с.
  165. В.П. Дидактические основы обучения руководителей общеобразовательных школ в системе повышения квалификации : Дисс. д-ра пед. наук.-СПб. 1992, 118с.
  166. Е.П. Директор школы в системе повышения квалификации.: Сб. науч. трудов./ АПН СССР, НИИ общ. образования взрослых:.-М.: АПН СССР, 1983,-91с.
  167. П.И. Практика управления современной школой, М., 1994
  168. П.И. Управление школой по результатам, М., 1998
  169. Е.Е. Стили управления.-СПб.:НИИХ СпбГУ, 1998.-41с.
  170. Управление в образовании. Материалы Международного семинара. СПб.: «Образование», 1996, — 266с.
  171. Управление развитием школы Пособие для руководителей образовательных учреждений, под редакцией Поташника М. М. и Лазарева B.C., — М.: Новая школа. 1995.-462с.
  172. Управление современной школой. /Под ред. Кричевского В. Ю. СПб.: СПбГУПМ, 1998.-204с.
  173. К.М. Организационная культура: понятие и типология. // Директор школы-1995,-№ 2.
  174. К.М. Управленике школьной организацией: организационные и человеческие ресурсы. М., 1995. 134с.
  175. Формы и методы повышения квалификации педагогов-воспитателей в межкурсовой период/ Составитель: Симонова Л. А. / Л. 1985. -45с.
  176. Г. JI. Типичные ошибки руководителей школ .-М., 1999.-32с.
  177. Л.М. О корректном применении статистических методов в психолого-педагогических исследованиях. // Советская педагогика, — 1971. № 3, -С. 64−74.
  178. Функциональная грамотность взрослых: современное состояние исследований и их перспективы. Материалы к международному семинару ./Под ред. В.Г. Онуш-кина и Ю. Н. Кулюткина.- СПб. 1992.- 29с.
  179. Г. А. Тенденции развития системы повышения квалификации педагогических кадров в России и Белоруссии (1900−1931гг). Автореф.канд. пед. наук. Минск, 1997, — 23с.
  180. Е.А. Организация проведения деловых игр: Учеб.- метод, пособие для преподавателей спец. учеб. заведений. -М.: Высшая школа., 1991. -320с.
  181. П.В. Развитие системы повышения квалификации педагогических кадров советской общеобразовательной школы (1917−1981) .-М.: Педагогика, 1986.-184с.
  182. П.В. Управление современной общеобразовательной школой, М.:Педагогика, 1986.-184с.
  183. В.В. Применение экспертных оценок. // СоцИс.- 1981.-№ 3, — С. 141−146.
  184. B.C. О применении метода групповых экспертных оценок в дидактических исследованиях. // Проблемы педагогических измерений.// Межвузовский сб. научных трудов.-r М.- 184, — 122с.
  185. B.C. Экспертные оценки в педагогических исследованиях.- М.: Педагогика, — 1998. -150с.
  186. Р.Х. Социально психологические проблемы руководства педагогическим коллективом, М.: Просвещение, 1992, — 162с.
  187. Р.Х. Социально- психологические основы управления: руководитель и педагогический коллектив.-М.: Просвещение. 1990. 208с.
  188. Т.Н. Подготовка директоров школ: опыт и перспективы // Советская педагогика.- 1990.-№ 3.-С.76−84.
  189. Т.И., Ахлестин К. Н. Профес-иограмма директора общеобразовательной школы.,'Моск. гос. пед. ин-т им. В.И. Ленин^.-М.: МГПИ, 1988.- 66е.
  190. Т.Н. Исследовательский подход к управлению школой.- М&bdquo-. 1992.
  191. А.Н. Организация и методика консультации. М. 1931.- 47с.
  192. Эволюция- образовательных систем и управления процессом обучения /Методический комплекс для факультетов повышения квалификации работников образования / быпуск 2, Псков, 1995.- 108с.
  193. Экспертные методы в педагогике: учебное пособие.- Пермь: ПГПИ, 1988.- 84с
  194. Эффективная школа./ Под ред. С. Г. Вершловского, — СПб.: Центр педагогической информации, 1985, — 106с.
  195. В.А. Методология и процедура социологических исследований. Тарту, 1988.- 137с.
  196. Е.А. Теоретические основы и практическая реализация модели адаптивной школы: Дисс. в виде научного доклада д-ра пед. наук. М., 1997, — 62с.
  197. Е.А. Эта «скучная» наука управления, М., 1992.
  198. Dave R.H. Foundations of Lifelong Education -In: Foudations of Lifelong Education -Hambourg, 1976, P. 134.
Заполнить форму текущей работой