Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Политика демократического мультикультурализма во французской прессе

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Сегодняшняя Франция как никогда ранее стоит перед выбором в вопросе сохранения политических традиций, связанных с республиканским государственным устройством, или признания специфических прав групп меньшинств, являющихся полноправными представителями французского общества. В результате в последние годы все чаще создаются правительственные комиссии по пересмотру основ лаицизма и политики… Читать ещё >

Содержание

  • Глава. Ыеория мультикультурализма в системе социальных наук
    • 1. Демократический мультикультурализм в фшюсофско-политическом контексте
    • 2. Журналистика и медиа коммуникации в перепеките этнокультурных взаимоотношений
    • 3. Параметры становления демократического мультикультурализма в системе периодической печати Франции.,
  • Глава 2. Анализ этнического и конфессионального многообразия в прессе Франции
    • 1. Механизмы интерпретации дискурса мультикультурализма во французских общественно-политических изданиях
    • 2. Репрезентация национальных и этнических меньшинств на страницах качественной прессы
    • 3. Информационная политика в освещении религиозных и социальных проблем (на примере погромов в пригородах)

Политика демократического мультикультурализма во французской прессе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Процессы деколонизации, глобализации и медиатизации общества положили начало современным культурным и мировоззренческим изменениям в западном мире, что отражается на политико-экономической и информационно-коммуникативной сферах деятельности. В условиях трансформации этнокультурных основ общества и национально-политических инстнггутов политика мультикультурализма призвана играть ключевую роль в построении связей межкультурной коммуникации. Главная задача политики мультикультурализма заключается в преодолении неравенства между различными культурными «стратами» как на политическом, экономическом и социальном уровнях, так и в идеологическом и ценностном понимании.

Несмотря на официальные признания глав Германии, Франции и Великобритании о провале политики мультикультурализма, проблемы межкультурных взаимоотношений остаются нерешенными. Связано это с тем, что требуется адаптация идей мультикультурализма, в том числе на ментальном уровне, в чем большую роль призваны играть СМИ.

Сегодняшняя Франция как никогда ранее стоит перед выбором в вопросе сохранения политических традиций, связанных с республиканским государственным устройством, или признания специфических прав групп меньшинств, являющихся полноправными представителями французского общества. В результате в последние годы все чаще создаются правительственные комиссии по пересмотру основ лаицизма и политики интеграции, подтверждающие необходимость построения новой модели устройства общества, адаптированной в условиях поликультурного состава населения страны. Изменение этноконфессиональной картины социума приводит к непониманию и открытой конфронтации на межличностном уровне. С одной стороны, исторические традиции французской Республики на первый план выдвигают светские принципы устройства государства, неделимость в своем разнообразии, равенство возможностей без учета прав меньшинств. С другой стороны, основы либеральной справедливости, принцип плюрализма, демократические права, отказ от идей универсализма и европоцентризма и свобода индивидуального выбора закономерно складываются в идею демократического мультикультурализма.

Однако в глобализирующемся мире не только многие культуры теряют самобытность и ценность, но и средства массовой информации в погоне за прибылью утрачивают функцию формирования новых ценностей и норм, а также функцию открытости «диалога» со всеми взглядами и культурами. Если XX в. был веком господства информации и коммуникации как способа манипуляции, то XXI в. должен предложить новую модель коммуникации как «способа сосуществования». Информация отныне демонстрирует новый политический вызов «сосуществования культур"1. Характеристики меняющейся медиадействительности, такие, как изобилие информации, сниженный социальный контроль, индивидуализация и фрагментация аудитории, а также участие аудитории в процессе создания материала, требуют адаптации функций журналистики и роли журналиста как актора межкультурной коммуникации, которая предполагает достаточно высокую ответственность за формирование образов, отражающихся на социальных и культурных отношениях.

Структурные изменения во французской прессе, а также кризис, характеризующийся спадом аудитории и «таянием» тиражей ведущих общественно-политических изданий, приводят к усилению концентрации и зависимости некоторых национальных изданий от политических и экономических сил Франции. В медиапространстве в последние годы заметно меняется отношение к меньшинствам, характеризующееся увеличением положительных образов их представителей. Отчасти это.

1 Вольтон Д. Информация не значит коммуникация. М., 2010. С. 21. связано с осознанием степени значимости отображения социокультурной реальности, отчасти — с политическими манипуляциями. Происходит процесс «этнизации» на политическом уровне, который объясняется как возможность привлечения электората благодаря обращению к проблемам многонационального состава населения. Например, на региональных выборах в 2010 г. процент представителей меньшинств составил 5,34%, это отражается также на контенте периодических изданий. Происходят изменения в восприятии меньшинств, о чем свидетельствует позиция прессы и власти, в основе которых, по мнению экспертов, лежат «идеологические аспекты (конец эпохи голлистов, обращение к американской модели)"1.

Степень научной разработанности темы. Теоретические основы политики мультикультурализма изложены в базовых работах У. Кимлики, Ч. Тейлора, Ч. Кукатаса, П. Савидана, М. Вевьорки2. Среди российских ученых мультикультурализм исследуют А. И. Куропятник, В. С. Малахов, л.

С. Г. Чукин, Т. П. Волкова .

Вопросы этнополитологии, предполагающие рассмотрение мультикультурализма в аспекте политического функционирования современных государств, исследуются в работах Р. Г. Абдулатипова, Н. В. Ереминой, В. А. Тишкова4.

1 Geisser V. Elites minoritaires ou elites minorisees? Les chemins sinueux de la reconnaissance politique // Ecarts d’identite № 117 // 2010, Dec. P. 20. URL: http://www.ecarts-identite.org/french/numero/article/art117.html.

2 Kymlicka W. La citoyennete multiculturelle. Une theorie liberale du droit des minorites. Paris, 2001; Taylor Ch. Multiculturalisme: difference et democratie. Paris, 2009; Savidan P. Le multiculturalisme. Paris, 2009; Кукатас Ч. Либеральный архипелаг: теория разнообразия и свободы. М., 2011; Wieviorka M. La difference: Identites culturelles — enjeux, debats et politiques. Paris, 2005.

Куропятник A. И. Мультикультурализм: проблемы социальной стабильности полиэтнических обществ. СПб., 2000; Малахов B.C. Мультикультурализм или интеграция? // Неприкосновенный запас. Дебаты о политике и культуре, 2002; Волкова Т. П. Теория мультикультурализма как синтез философских концепций либерализма и коммунитаризма: дис. .канд. филос. наук. М., 2006.

4 Абдулатипов Р. Г. Этнополитология. СПб., 2004; Еремина Н. В. Этнотерриториальные проблемы стран Европейского союза. СПб., 2009; Тишков В. А. Этнополитология и политика. М., 2001.

Теоретико-методологические подходы к анализу современной коммуникации и журналистики в контексте политических и социальных изменений отражены в трудах Д. Вольтона, Р. Риффеля, Б. Мьежа, Ж.-Л. Мартина-Лагардета, Э. Мэгре1, а также отечественных авторов Д. П. Гавры, Е. JI. Вартановой, С. Г. Корконосенко, Г. П. Бакулева, И. Д. Фомичевой, И. П. Яковлева и др.2.

Особенности функционирования СМИ, а также роль журналиста в контексте межнациональных отношений рассмотрены в работах Р. Блиона, С. Дилли, Ж. Шаррона, Ж. Бонвилля3 и российских исследователей И. Н. Блохина, П. Н. Киричека, П. Ф. Потапова, В. К. Мальковой.4 Проведено немало исследований относительно вопросов взаимодействия меньшинств и медиа в разных странах. Например, в разные годы вопросы репрезентации меньшинств в медиаконтенте интересуют Ц. Тодорова, С. Ларсона, К. Уилсона, Ф. Гутьерреса, Г. Лошара5.

Тенденции становления и развития журналистики Франции наиболее полно представлены в работах Ж.-М. Шарона, Ж.-Л. Миссики, EL.

1 Volton D. Demain, la francophonie. Pour une autre mondialisation. Paris, 2006; Rieffel R. Que sont les medias? Paris, 2005; Miege B. Les industries du contenu face a l’ordre informationnel. Paris, 2000; Martin-Lagardette J.-L. L’information responsable, Un defi democratique. Paris, 2006; Maigret E. Sociologie de la communication et des medias. Paris, 2003.

2 Корконосенко С. Г. Основы журналистики: учебник для вузов. М., 2009; Вартанова Е. Л. Медиаэкономика зарубежных стран. М., 2003; Гавра Д. П. Основы теории коммуникации: учеб. пособие. СПб., 2005; Бакулев Г. П. Массовая коммуникация. Западные теории и концепции. М., 2010; Фомичева И. Д. Социология СМИ. М., 2007; Яковлев И. П. Современные теории массовых коммуникаций, СПб., 2007.

3 Blion R., Dilli S. Medias et diversite. De la visibilite aux contenus. Un etat des lieux en France, en Allemagne, au Royaume-Uni et aux Etats-Unis. Paris, 2008; Charron J., De Bon ville J., Brin C. Nature et transformations du journalisme. Theories et recherches empiriques. Quebec, 2004.

4 Блохин И. H. Журналистика в мире национальных отношений: политическое функциониро-вание и профессиональное участие. СПб., 2008; Киричек П. Н., Потапов П. Ф. Печать и этнос: учеб. пособие. Саранск, 2005; Малькова В. К. Российская пресса и проблемы этнической толерантности и конфликтности // Мы — сограждане (СМИ и общество) / под общ. ред. Л. И. Семиной. М., 2002.

5 Todorov T. Le nouveau desordre mondial: Reflexions d’un Europeen. Paris, 2003; Larson S. Media & Mmorities: The PoUtics of Race in News and Entertainment.U.S., 2006; WilsonXimt C., Gutierrez F. Race, multiculturalism, and the media: From mass media to class communication.U.S.A., 1995; Henry F., Tator C. Racist Discourse in Canada’s English Print Media. Toronto, 2000; Lochard G. Les «minorites visibles «dans les medias Belgique, Canada, France, Suisse //Mediamorphoses., 2006. № 17.

Эвено, Ф. Дюфура, Б. Пеккери, Ж.-Н. Жаннени и др.1 Среди российских исследований, посвященных массмедиа Франции, представляют интерес работы В. С. Соколова, А. С. Пую, Л. В. Шарончиковой, П. Я. Рыкованова2.

Теоретическое основание исследования. Представления о мультикультурализме основаны, в первую очередь, на философских учениях середины XX в. В процессе формулирования исследуемого понятия автор диссертации опирается на работы философов Ж.-Ф. Лиотара, Э. Левинаса, К. Леви-Стросса, Ц. Тодорова, Ж. Дерриды3. Особенности существования и становления мулътикультурализма в политических системах определяются, исходя из изучения работ современных авторов С. Мезюра, А. Рено, Дж. Ролза, Дж. Раца, Ч. Тейлора, У. Кимлшси, Ф.-А. Радке, КХ Хабермаса4.

В исследовании политического устройства Франции, особенностей политики интеграции и политики миграции, этноконфессионального состава населения и актуальных проблем вышеназванных характеристик автор изучил работы Д. Шнаппер, С. Лаборд, П. Нора, А.-М. Тьеза, П.

1 Charon J.- M. Rapprocher la presse et la societe: pluralisme, contenu, lectorat. Paris, 2009; Missika J.-L. La fin de la television. Paris, 2006; Eveno P. La presse en France depuis la Liberation: histoire, organisation et enjeux. Paris, 2009; Dufour F. La presse apres les Etats generaux. Paris, 2009; Pecquerie B. Presse quotidienne francaise: «l'Homme malade de l’Europe» // La documentation francaise, avril 2009; Jeanneney J.-N. Une histoire des medias (des origines a nos jours). Paris, 2003.

2 Пую A. С. Журналистика Франции. Плюрализм и. этатизм. СПб., 2003; Соколов В. С. Периодическая печать Франции: учеб. пособие. СПб., 1996; Рыкованов П. Я. Франция: телевидение и власть. СПб., 2001; Шарончикова Л. В. Журналист и журналистское образование во Франции: от книги до Интернета. М., 2000.

3 Лиотар Ж.-Ф. Состояние постмодерна. М., 1998; Левинас Э. Время и другой. Гуманизм другого человека. СПб., 1998; Todorov T. La peur des barbares: au-dela du choc des civilisations. Paris, 2008; Деррида Ж. Письмо и различие. M., 2000.

4 Mesure S., Renaut A. Alter ego. Les paradoxes de l’identite democratique. Paris, 1999; Ролз Дж. Теория справедливости. M., 2010; Raz J. Multiculturalism: a liberal perspective. Oxford, 1994; Кимлика У. Современная политическая философия.

Введение

М., 2010; Taylor Ch. Multiculturalisme: difference et democratie. Paris, 2009; Радтке Ф.-А. Разновидности мулътикультурализма и его неконтролируемые последствия // Мультикультурализм и трансформация постсоветских обществ. М., 2002; Habermas J. Apres l’Etat-nation. Une nouvelle constellation politique. Paris, 2000.

Вейля, Е. И. Филипповой1. Обращаясь к проблеме мультикультурализма в обществе и в прессе, были рассмотрены работы таких авторов как Ж. у.

Сезари, Л. Скжияйнен, А. Дюамеля, С. Бенхабиб, посвященные взаимоотношениям различных конфессий, в частности ислама и христианства.

Для разработки инструментария механизмов интерпретации репрезентации меньшинств в прессе мы используем возможные преимущества подходов ранее проводившихся исследований по данной тематике С. Фрашона, В. Сэссона, Т. А. Ван Дейка, С. Холла, М. Потвина, М. Трамбле3. В подходе к определению основных функций журналистики и массовой коммуникации автор ссылается на работы последних десятилетий, принадлежащие Э. Гидденсу, Н. Луману, П. Бурдье, Ю. Хабермасу, Ж. Бодрийяру, Э. Ноэль-Нойман, 4 но не меньшее значение имеют и ставшие классическими идеи У. Липпманна, П. Лазарсфельда, Г. Лассуэлла, Р. Парка5.

1 Schnapper D. Qu’est-ce que la citoyennete? Paris, 2000; Laborde C. Francais, encore un effort si vous voulez etre republicains. Paris, 2010; Thiesse A.-M. La Creation des identites nationales. Paris, l 999- Weil P. Qu’est-ce qu’un Francais? Histoire de la nationalite francaise depuis le Revolution. Paris, 2002; Nora P. Les avatars de l’identite francaise // Le Debats № 159, mars-avril 2010; Филиппова E. И. Территории идентичности в современной Франции. M., 2010.

2 Cesari J. Muslims in the West After 9/11: Religion, Politics and Law. NY, 2010; Скжияйнен Л. Глобализация и проблемы прав человека в свете мусульманско-правовой кулЫгуры. Ислам и современные международные отношения. — М., 2001; Duhamel A. Le complexe d’AsterixEssai sur le caractere politique des francais. Paris, 1985; Бенхабиб С. Притязание культуры. Равенство и разнообразие в глобальную эру. М., 2003.

3 Frachon С., Sassoon V. Medias et diversite. De la visibilite aux contenus. Paris, 2008; Van Dijk T. A. Discourse and Racism // The Blackwell Companion to Racial and Ethnie Studies, Oxford, 2002; Hall St. La redecouverte de l’ideologie: retour du refoule dans les media studies// Identites culturelles. Politique des cultural studies. Paris, 2007; Potvin M. Les medias ecrits et les accommodements raisonnables. Quebec, 2008; Tremblay M. Representations de la minorite juive dans la presse ecrite francophone quebecoise. Quebec, 2009.

4 Бурдье П. Социальное пространство: поля и практики. СПб., 2005; Хабермас Ю. Вовлечение другого: очерки политической теории. СПб., 2001; Бодрийяр Ж. Система вещей. М., 1999; Луман Н. Реальность массмедиа. М., 2005; Гидденс Э. Устроение общества: очерк теории структурации. М., 2005; Ноэль-Нойман Э. Общественное мнение: открытие спирали молчания. М., 1996.

5 Липпман У. Общественное мнение. М., 2004; Berelson В., Gaudet H., Lazarsfeld P. The People’s choice, How the Voter Makes up his Mind in a Presidential Campaign. New York, 1948; Laswell H. The Structure and Function of Communication in Society // Schramm W. &.

Методологическая база. Методологическую основу работы составили основные исследовательские принципы современных социальных наук. Помимо традиционных методов сравнения, аналогии, обобщения, в качестве методов исследования использовались сопоставительный и структурно-функциональный анализ, элементы метода статистического анализа. При сборе и обработке эмпирического материала были использованы контент-анализ, структурно-семантический и стилистический анализ, типологизация, методы индукции и дедукции.

Эмпирическую базу исследования составили публикации ведущих ежедневных национальных и региональных французских изданий: «Монд» (Le Monde), «Фигаро» (Le Figaro), «Либерасьон» (Liberation), «Уэст-Франс» (Ouest-France), «Вуа дю Нор» (La Voix du Nord), «Дофине Либере» (Le Dauphine Libere). В общей сложности автором было рассмотрено более 1,5 тыс. материалов, затрагивающих тему этнокультурного разнообразия в обществе.

Хронологические рамки диссертации охватывают период 20 042 011 гг. Объясняется это двумя поясняющими моментами. В вопросе исследования специфики политики демократического мульгикультур ал из ма во французской прессе важным является обращение к 2004 г. как к переломному этапу в отношении изменения направленности данной политики. Объясняется это за счет политических (правительственная «комиссия Стази» по пересмотру светских принципов Республики), медийных (доклад президента «Франс Телевизьон» М. Буйона о культурной однородности СМИ) и социальных (бунты во французских пригородах) предпосылок.

Второй причиной хронологической обусловленности являются экономические и структурные изменения медиарынка Франции, в.

Roberts D. F. The Process and Effects of Mass Communication. Urbana, 1971; Park R. E. The Immigrant Press and its Control. New York, 1922. частности сектора периодической печати, эволюция основных характеристик исследуемых изданий.

Объектом исследования выступает политика демократического мультикультурализма во Франции.

Предметом исследования является дискурс мультикультурализма во французских ежедневных общественно-политических национальных и региональных изданиях.

Цель работы — показать особенности освещения вопросов межкультурных взаимоотношений на страницах периодических изданий Франции с учетом новой социокультурной реальности.

Для достижения поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:

1. Проанализировать терминологический и методологический дискурс в исследовании мультикультурализма, его исторические, философские, социально-политические предпосылки возникновения;

2. Показать основные направления и особенности французского мультикультурализма в условиях утверждения фактического разнообразия и альтернативности моделей «общества будущего»;

3. Раскрыть содержание политики мультикультурализма и показать реальную массмедийную практику освещения культурного многообразия французского общества;

4. Изучить и описать параметры этнокультурных взаимоотношений в меняющейся медиасреде Франции;

5. Проанализировать степень репрезентации национальных и этнических меньшинств на страницах французской периодики.

Научная новизна исследования состоит в том, что в работе логически обоснованы механизмы реализации политики мультикультурализма на примере национальных СМИ, что конкретизировано в следующих положениях, выносимых на защиту:

1. Выявлено, что французская концепция мультикультурализма базируется на национальной модели интеграции и философии республиканских ценностей;

2. Показан процесс организации, создания и распространения медиапродукта с целью сохранения политического и культурного многообразия;

3. Доказано, что целенаправленность в реализации политики мультикультурализма на страницах французской прессы может способствовать перманентной стабильности жизнедеятельности общества;

4. Предложены критерии оценки освещения в прессе этнокультурных вопросов, основанные на теориях массовой коммуникации и журналистики;

5. Выявлены позиции периодических изданий Франции в освещении проблем поликультурного состава для разрешения конфликтных ситуаций и поддержания равновесия с учетом принципа терпимости, общественного диалога, компромисса и согласия.

Научно-практическая значимость исследования.

Представленный в диссертации материал об изменениях в СМИ Франции, а также о роли массмедиа в построении социальных связей между меньшинствами и титульным населением может иметь практическое значение для журналистов, работающих в области этножурналистики, а также для политологов, изучающих вопросы межнациональных отношений. Работа дает представление об основных этапах становления политики мультикультурализма в западных демократиях, о тенденциях в развитии межкультурного диалога посредством СМИ, а также об особенностях современной периодики Франции. Отдельные теоретические положения могут быть использованы при подготовке учебных пособий и спецкурсов.

Апробация работы. Основные положения диссертации представлены в публикациях автора. По теме исследования были сделаны доклады на научных конференциях факультета журналистики СПбГУ.

Объем и структура работы" Диссертационное исследование состоит из введения, двух глав, разделенных на параграфы, заключения, списка используемой литературы и приложений.

Заключение

.

Исследование теоретических работ, касающихся аспектов демократического мультикультурализма и медиасистемы Франции, а также анализ публикаций французских ежедневных периодических изданий приводит нас к формулировке следующих выводов.

В философском контексте становление мультикультурализма выделяется условно три этапа. Первый связан с идеями равного достоинства (эпоха Просвещения) и отказом от социального неравенства, а также с формированием либеральных основ, свободы личности и равенства. Второй этап характеризуется развитием идеи политики признания (Ч. Тейлор), пересмотром основ либерализма. Третий этап включает в себя идеи постструктуралистов (Ж.-Ф. Лиотар, Ж. Деррида), возникновение концепции микро-нарративов как факта возможности существования большого количества культур, взглядов и мнений. Преодоление европоцентрической модели межкультурной коммуникации и поддержка идеи свободы индивидуального выбора происходят во многом благодаря принципу «одного для другого (Э. Левинас), рассматривающего познание мира и себя через другую культуру и другие мировоззрения. В результате возникает идея «нового гуманизма», которая объявляет уникальной всякую личность, культуру и ценной всякую жизнь.

В политическом контексте также выделяется три этапа формирования политики мультикультурализма. Первый этап (1970;е гг.) связан с идеями коммунитаристов и либералов о роли индивида и групп в обществе. В это время формируется «политика признания» (Ч. Тейлор), которая является базовой составляющей в подходе к политическому устройству поликультурного социума. Второй этап характеризуется переходом от теоретических оснований к практическому применению данной политики на территории североамериканских и части европейских стран. В качестве наиболее приемлемых направлений в мультикультурализме становится «либеральный мультикультурализм» (У. Кимлика). Третий определяющий этап развития мультикультурализма в обществе представляет собой переход от «нациестроительства» к «дифференцированному гражданству» (У. Кимлика) и концепции «постнациональности» (Ю. Хабермас).

В результате рассмотрения полного спектра представленных идей и теорий как в современной политологии, так и в философии автор приходит к определению понятия демократического мультикультурализма, который характеризуется как философское, политическое, идеологическое устройство общества, способствующее сохранению отдельно взятой культуры или этноса, функционирующее по принципу сосуществования, а также действующее в соответствии с основными либерально-демократическими ценностями и принципами (уважение и соблюдение прав и свобод человека, право выбора, равноправие, свобода слова и т. д.) Политика демократического мультикультурализма направлена, с одной стороны, на сохранение традиций, устоев, нравов отдельно взятой культуры, а с другой стороны, на мирное сосуществование различных культур в рамках одного государства.

В аспекте взаимодействия журналистики и политики мультикультурализма, а также в столкновении с реальными общественными процессами, характеризующимися увеличением культурного многообразия, необходимо выделить несколько подходов. Во-первых, демократическая ответственность журналистики является важной в построении связи в поле межкультурной коммуникации, так как СМИ призваны отображать реальные процессы современного общества, создавать общественные нормы и модели поведения, определять и выражать взгляд на события и новости, происходящие в мире, предлагать видение реальности, исходя из общего наследия и культуры. Во-вторых, в свете полиэтничности общества необходимым представляется подход антропологической концепции коммуникации, для которой характерен «диалог культур», признание многообразия культур, их равенство и уважение. В-третьих, необходима адаптация функций журналистики и роли журналиста как актора межкультурной коммуникации, принимая во внимание тенденции меняющейся медиадействительности.

Затрагивая вопросы взаимоотношения журналистики и института национальной политики, необходимо обращать внимание на следующие функции: регулятивные — управление, самоуправление, общественный контроль (формирование общественного мнения и функционирование в качестве социального института) — культурные — духовно-идеологические функцииинтегративные — определение и актуализация общей национальной идеиреляционные — отражение, обобщение, рекомендации, влияние.

Рассматривая пример Франции и ее системы периодической печати, мы приходим к следующим особенностям становления мультикультурализма в прессе:

• Институциональные: французская Республика является неделимой в своем разнообразии, разделяя принципы светскости и республиканские ценности. Равенство возможностей представляет собой одну из основных ценностей, содействующих сплоченности государства;

• Этические: в качестве правового принципа деятельности журналистов предполагается равный подход к освещению всех конфессий и культур, признание различий и отказ от стигматизации некоторых категории населения, уважение права на различие;

• Гражданские: утверждение социальной ответственности медиа, участие в демократизации общества посредством заботы о сплоченности и уважении каждой идентичности, составляющих общество в целом;

• Редакционные: гарантия плюрализма во взглядах редакции благодаря кадровой политике культурного и социального разнообразия;

• Экономические: привлечение новой аудитории посредством освещения всех сторон этнокультуного общественного уклада.

Однако на практике осуществлению всех вышеназванных подходов и принципов препятствуют главным образом политические и экономические факторы. В ходе контент-анализа и историко-сопоставительного анализа мы получили данные, немного противоречащие теоретическим установкам функционирования прессы. В первую очередь это связано с соотношением национальных и региональных изданий на медиарынке, которое является неравномерным. Слабое распространение национальной периодики в регионах страны приводит к фрагментации населения. В процессе концентрации региональных изданий вокруг нескольких групп происходит монополизация информации, что сказывается на стигматизации многих фактов. Позиция прессы оказывается далека от классических трактовок понятия мультикультурализма, чаще оказываясь удобным инструментом в политических и экономических манипуляциях.

Исследуя содержательную сторону материалов на этноконфессиональную тематику, обращает на себя внимание факт стереотипизации и «геттоизации» меньшинств путем исключения из производства информации (не только в качестве журналиста, но и в качестве эксперта или комментатора). В то же время процесс «этнизации» политики в прессе предполагает акцентирование внимания главным образом на происхождении и социальном положение политика, общественного деятеля. Объясняется это за счет стремления политических сил к привлечению электората в условиях поликультурной реальности.

В ходе культурно-ценностных и социально-политических преобразований медийное освещение мультикультурализма характеризуется двумя временными этапами. Первый этап — 1990;2000 гг. — предполагает формирование образа мигранта, часто негативного и маргинализированного. В период второго этапа — 2000 г. по сегодняшний день — происходят качественные изменения, выдвигающие проблемы некоренного населения в качестве признания прав меньшинств и права на разнообразие.

Что касается функций журналистики в вопросах освещения политики демократического мультикультурализма в прессе Франции, то главной остается интегрирующая функция. Низкий процент материалов, затрагивающих вопросы религии, объясняется за счет поддерживаемых большинством изданий принципов светскости государства. В то время как просветительская функция значительно проявляется в положительной репрезентации меньшинств в свете культурных, спортивных событий. Это говорит о создании диалога между меньшинством и большинством.

В результате проведенного нами анализа некоторых социокультурных и политических аспектов следует, что во Франции межэтническая информационная политика базируется на французской модели интеграции, которая в свою очередь основывается на республиканской философии. Говоря о культурном многообразии французского общества, национальная пресса акцентирует внимание на возможном сосуществовании параллельных характеристик — гражданства и национальности.

Факт культурного многообразия является плохо осознаваемым в контексте истории, состава, связей между странами, так как плохо анализируется в СМИ по нескольким причинам: культурный релятивизм, однородность редакций, мутации во французском обществе и т. д. Происходящие глубокие трансформации вызывают кризис национальной идентичности, кризис политической республиканской традиции, что говорит о необходимости перехода на новый идеологический и мировоззренческий уровень в вопросе взаимоотношения культур и их равного признания.

Показать весь текст

Список литературы

  1. На русском языке:
  2. Р. Г. Этиополитология. СПб.: Питер, 2004. — 313 с.
  3. Г. П. Массовая коммуникация. Западные теории и концепции. М.: Аспект Пресс, 2010. — 192 с.
  4. Ф. Этнические группы и социальные границы. М.: Новое издательство, 2006. — 200с.
  5. С. Притязание культуры. Равенство и разнообразие в глобальную эру/ Пер. с англ. под ред. В. Л. Иноземцева. М.: Логос, 2003. — 350 с.
  6. И. Н. Журналистика в мире национальных отношений: политическое функционирование и профессиональное участие. -СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2008. 469 с.
  7. . Система вещей. М.: Рудомино, 1999. — 222 с.
  8. С. С. Современные стратегии британской политической коммуникации. М.: КМК, 2010.-424 с.
  9. П. О телевидении и журналистике. М.: Фонд «Прагматика культуры», 2002. — 159 с.
  10. П. Социальное пространство: поля и практики. СПб.: Алетейя, 2005. — 576 с.
  11. И. Убийство в Амстердаме. Смерть Тео ван Гога и границы толерантности. М.: КоЛибри, 2008. — 320 с.
  12. Е. Л. Медиаэкономика зарубежных стран. М.: Аспект Пресс, 2003. — 336 с.
  13. Д. Информация не значит коммуникация. М.: «ПОЛПРЕД-Справочники», 2010. — 34 с.
  14. Д. П. Основы теории коммуникации: учеб.пособие. -СПб.: Роза мира, 2005.
  15. Гегель Г. В. Ф. Философия права. М.: Мысль, 1990.
  16. И. Г. Идеи к философии истории человечества. М., 2007.
  17. Э. Устроение общества: Очерк теории структурации-М.: Академический проект, 2005. 528 с.
  18. Глобализация и социальные институты: социологический подход / Под ред. И. Ф. Девятко, В. Н. Фоминой. М.: Наука, 2010.
  19. Т. Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского. М.: Мысль, 1991.
  20. Л. Н. Этногенез и биосфера Земли. Л., 1989.
  21. Р. О правах всерьез. М.: РОССПЕН, 2005. — 392 с.
  22. И. Ф. Методы социологического исследования: учеб. пособие. 6-е издание. М.: КДУ, 2010. — 295 с.
  23. . Письмо и различие. М.: Академический проект, 2007.-495 с.
  24. Н. В. Этнотерриториальные проблемы стран Европейского союза. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2009. — 191 с.
  25. А. Г. Межнациональные конфликты в постсоветском пространстве. М.: Аспект Пресс, 1997.
  26. Исследования СМИ: методология, подходы, методы. Учеб. пособие / под ред. Фомичевой И. Д. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2011. -236 с.
  27. История зарубежной журналистики. 1945−2008: Хрестоматия / под ред. Я. Н. Засурского- Сост. Г. В. Прутцков. М.: Аспект Пресс, 2008.-221 с.
  28. И. Критика чистого разума. М.: Эксмо, 2007. — 736 с.
  29. У. Современная политическая философия. Введение. -М.: ВШЭ, 2010.-592 с.
  30. П. Н., Потапов П. Ф. Печать и этнос: учеб. пособие. -Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2005.
  31. И. В. Телевидение и Интернет Франции на пути к информационному обществу. М.: Изд-во МГУ им. Ломоносова, 2005. — 224 с.
  32. Контент-анализ СМИ: проблемы и опыт применения / Под ред. В. А. Мансурова. М.: Институт социологии РАН, 2010. — 324 с.
  33. С. Г. Основы журналистики. Учебник для вузов. -М.: Аспект Пресс, 2009. 320 с.
  34. С. Г. Теория и практика средств массовой коммуникации: Учеб. пособие. СПб., 1999.
  35. Ю. Избранные труды: Разрушение поэтики. М.: РОССПЭН, 2004. — 656 с.
  36. Ч. Либеральный архипелаг: теория разнообразия и свободы. М.: Мысль, 2011. — 482 с.
  37. А. И. Мультикультурализм: проблемы социальной стабильности полиэтнических обществ. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2000. -208 с.
  38. Э. Время и другой. Гуманизм другого человека. СПб.: Высшая религиозно-философская школа, 1998. — 265 с.
  39. Лиотар Ж.-Ф. Состояние постмодерна. СПб.: Алетейя, 1998. -110 с.
  40. У. Общественное мнение. М.: Институт Фонда «Общественное мнение», 2004. — 384 с.
  41. Н. Медиа коммуникации. М.: Логос, 2005. — 280 с.
  42. Н. Реальность массмедиа. / Пер. с нем. А. Антоновского. М.: Праксис, 2005. — 256 с.
  43. В. К. Не допускается разжигание межнациональной розни: книга об этнической журналистике. Из опыта анализа российской прессы. М.: ИЭА РАН — МБПЧ, 2005. — 227 с.
  44. В. К., ТишковВ. А. Этничность и толерантность в средствах массовой информации. М.: ИЭА РАН, 2002. — 348 с.
  45. С. А. Мировые тенденции и национальные особенности в современной зарубежной журналистике. СПб.: Роза мира, 2002.
  46. А. В. Этика глобализирующегося общества. М.: Директмедиа Паблишинт, 2004. — 382 с.
  47. И. Использование «Другого»: Образы Востока в формировании европейской идентичности. М.: Новое издательство, 2004. — 336 с.
  48. Ноэль-Нойман Э. Общественное мнение. Открытие спирали молчания. М.: Прогресс-Академия, 1996. 352 с.
  49. Пую А. С. Журналистика Франции. Плюрализм и этатизм. -СПб.: Роза мира, 2003.
  50. Дж. Теория справедливости. М.: ЖИ, 2010. — 536 с.
  51. Руссо Ж.-Ж. Об Общественном договоре. Трактаты. М.: КАНОН-пресс, 1998.-416 с.
  52. П. Я. Франция: телевидение и власть. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2001. — 87 с.
  53. А. А. Проблемы этноконфессиональных отношений в западноевропейской арабской публицистике. СПб.: Изд-во СЗАГС, 2009. — 204 с.
  54. Ф. С., Питерсон Т., Шрамм У. Четыре теории прессы. М.: Национальный институт пресс, ВАГРИУС, 1998. 223 с.
  55. Современная зарубежная журналистика: глокализация в практике западноевропейских СМИ / Под ред. Пую A.C. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2010.-423 с.
  56. В. С. Периодическая печать Франции: Учеб. пособие. -СПб., 1996.
  57. Ф. де. Труды по языкознанию. М.: Прогресс, 1977. — 696 с.
  58. В. Л. История Реформации. М., 2002.
  59. Л. Французский урок. Исламская подоплека кризиса. М., 2005.
  60. В. А. Этнополитология и политика. М.: Наука, 2001.
  61. Е. И. Территории идентичности в современной Франции. М.: Росинформагротех, 2010. 300 с.
  62. И. Д. Социология СМИ: Учеб. пособие. М.: Аспект Пресс, 2007. 335 с.
  63. Франция: общие сведения о праве по вопросам печати: учеб. пособие / под ред. Ф. Бильже, П. Лебделя. М., 1995.
  64. Ю. Вовлечение другого. Очерки политической теории. -М.: Наука, 2001. 417 с.
  65. С. Столкновение цивилизаций. М.: Изд-во ACT, 2003.-603 с.
  66. В. В. Толерантность. Культурная норма и политическая необходимость. Ростов-на-Дону, 2000. — 356 с.
  67. Л. В. Пресса Франции в меняющемся мире (19 442 004). М.: РИЦ ИСПИ РАН, 2007. — 440 с.
  68. Л. В. Радиовещание и телевидение Франции. М.: Изд-во МГУ, 2011.-224 с.
  69. И.П. Современные теории массовых коммуникаций. -СПб.: Роза мира, 2007. 124 с.
  70. И.П. Стратегические коммуникации: учеб. пособие. -СПб.: Изд-во СПбГУ, 2006. 184 с. 1. На французском языке:
  71. Balle F. Les medias. Paris: PUF, 2011. — 127 p.
  72. Blion R., Dilli S. Medias et diversite. De la visibilite aux contenus. Un etat des lieux en France, en Allemagne, au Royaume-Uni et aux EtatsUnis. Paris: KARTHLA, 2008.- 160 p.
  73. Bonsart O. Pour regenerer le processus industriel de la presse ecrite.- Paris: Armand Colin, 2009.
  74. Bonville J. L’analyse de contenu des medias: De la problematique au traitement statistique. Paris: De Boeck Superieur, 2006. — 458 p.
  75. Charaudeau P. Les medias et l’information: L’impossible transparence du discours. Paris: De Boeck Superieur, 2005. — 256 p.
  76. Charon J.- M La presse quotidienne.- Paris: La Decouverte, 2005.
  77. Charon J.-M. Les journalistes et leur public: le grand malentendu. -Paris: Vuibert, 2007. 245 p.
  78. Charron J., Bonville J. Le jounalisme dans le «systeme» mediatique.- Quebec: Universite Laval, 2002.
  79. Charron J., Bonville J., Brin C. Nature et transformations du journalisme. Theories et recherches empiriques. Quebec: Universite Laval, 2004.
  80. Chauveau A. Le paysage audiovisuel francais: histoire, acteurs, evolutions recentes. Paris: La Documentation francaise, 2009. — 104 p.
  81. Delorme-Montini B. Les medias en France (1953−2005). Elements d’une chronologie. Paris: Gallimard, 2006. — 281 p.
  82. Demailly H. Les metiers du journalisme, quel avenir? Paris, 2009.
  83. Dufour F. La presse apres les Etats generaux. Paris, 2009. — 83 p.
  84. Duhamel A. Le complexe d’Asterix: Essai sur le caractere politique des francais. Paris, 1985.
  85. Eveno P. Les medias sont-ils sous influence? Paris: Larousse, 2008.- 126 p.186. Eveno P. Histoire du journal «Le Monde «, 1944−2004. Paris: Albin Michel, 2004. — 707 p.
  86. Frachon C., Sassoon V. Medias et diversite. De la visibilite aux contenus. Paris: Karthala, 2008. — 158 p.
  87. Gabszewicz J., Sonnac N. L’industrie des medias. Paris: La Decouverte, 2006. — 121 p.
  88. Goulet Y. Medias et classes populaires. Les usages ordinaires des informations. Paris: INA Editions, 2010. — 340 p.
  89. Habermas J. Apres l’Etat-nation. Une nouvelle constellation politique. Paris: Fayard, 2000.
  90. Jeanneney J. N. Une histoire des medias (des origines a nos jours). -Paris: Seuil, 2003.
  91. Kymlicka W. La citoyennete multiculturelle. Une theorie liberale du droit des minorites. Paris: La decouverte, 2001. — 358 p.
  92. Laborde C. Francais, encore un effort si vous voulez etre republicains. Paris, 2010. — 151 p.
  93. Lecomte L. La television va-t-elle survivre? Paris, 2008. — 202 p.
  94. Maigret E. Sociologie de la communication et des medias. Paris: Armand Colin, 2003. — 287 p.
  95. Malonga M. F. Minorites ethniques et television francaise: de la representation a la reception. Les populations noires face au petit ecran. Paris: Pantheon Assas, 2007. — 566 p.
  96. Malonga M.-F. Presence et representation des «minorites visibles» a la television francaise. Paris: CSA, 2000.
  97. Martin-Lagardette J.-L. L’information responsable, Un defi democratique. Paris: Editions Charles Leopold Mayer, 2006. — 296 p.
  98. И.Н. Этнологическая культура в профессиональной квалификации журналиста. СПб., 2007.
  99. Д.П., Родионова Е. В., Исследования политической толерантности в социологии: методологические предпосылки и базовые подходы. СПб., 2007.
  100. В. Критическая апология мультикультурализма// Дружба Народов. № 2. М., 2006.
  101. А.Н. Журналистика и информационно-психологические запросы общества. СПб., 2007.
  102. Р. Новые маршруты цензуры // Индекс: Досье на цензуру № 3, 1998.
  103. , Р. Раздвоенные языки, фальшивые доктрины / Пер. с англ. М. Мушинской // Индекс: Досье на цензуру № 2, 1997.
  104. С.Г. Материалистическое отношение журналистов к действительности. СПб., 2003.
  105. А. И. Мультикультурализм: российское измерение // Российская социология: история и современные проблемы. СПб.: Изд. дом СПбГУ, 2007.
  106. B.C. Мультикультурализм или интеграция?// Неприкосновенный запас. Дебаты о политике и культуре № 5, 2002.
  107. B.C. Национальные государства перед лицом культурного плюрализма// Логос № 2 (53), 2006.
  108. Радгке Ф.-А. Разновидности мультикультурализма и его неконтролируемые последствия // Мультикультурализм и трансформация постсоветских обществ. М.: Рос. акад. наук. Ин-т этнологии и антропологии, 2002.
  109. П.Я. Журналисты во Франции, их контингент, социальное положение и профессиональная подготовка// День науки 2009: сб. статей. СПб., 2009.
  110. П.Я. Состояние и методические направления типологии французской прессы// Массмедиа российского мегаполиса: типология печатных СМИ/ Под науч. ред. Б. Я. Мисонжникова. СПб., 2009.
  111. М. О терпимости. http://www.gumer.mfo/bibliotekBuks/Polit/Walzer/index.php
  112. Е. И. Порок или добродетель? Метаморфозы понятия «патриотизм» во Франции.//Вестник российской нации № 2, 2008.
  113. С. Г. Ю. Хабермас versus А. Макинтайр: к вопросу об основаниях современного философствования. СПб., 2002.
  114. JI.В. Средства массовой информации Франции в 20 092 010 гг. (Трудные итоги экономического кризиса)// Медиаскоп № 3, 2011.1. На французском языке:
  115. Antoine F., Lits M., Delwit P., Sepulchre S. La spectacularisation des personnalites politiques dans les programmes de television de la communaute francaise// Communication № 26 (1), 2006.
  116. Bedei P.-J. L’info pouvoir, manipulation de l’opinion sous la Ve Republique // Actes Sud, 2008.
  117. Berthaut J., Darras E., Laurens S. Pourquoi les faits-divers stigmatisent-ils? L’hypothese de la discrimination indirecte. Paris: La decouverte, 2009.
  118. Bock-Cote M. Penser a l’abri du pluralisme. Genese du multiculturalisme dans la politique contemporaine// Controverses, fev.2010.
  119. Cailletet M. Sortir la banlieue de la rubrique «Faits divers» // Telerama, 5 avril, 2011.
  120. Courcelle T. Le role de la presse quotidienne regionale bretonne dans la creation d’une «identite Bretonne »: etude comparative de Ouest -France et du Telegramme //Herodote № 3, 2003.
  121. Duhamel A. La crise de l’integration en francais// Liberation, 9 nov. 2005.
  122. Eveno P. La presse en France depuis la Liberation: histoire, organisation et enjeux //La documentation francaise, avril 2009.28. Evin J.-L. Ouest-France, plus pratique, plus proche, plus utile // Ouest-France, 13 janvier 2009.
  123. Geisser V. Elites minoritaires ou elites minorisees? Les chemins sinueux de la reconnaissance politique// Ecarts d’identite № 117, decembre 2010.
  124. Hall St. La redecouverte de l’ideologie: retour du refoule dans les media studies // Identites culturelles. Politique des cultural studies. Paris, 2007.
  125. Kert Ch. Reformer l’audiovisuel public, pourquoi et comment //Regards sur l’actualite, Janvier 2009.
  126. Keslassy E. Quelle place pour les minorites visibles? Retour sur les elections regionales de mars 2010// Institut Montaigne, sep. 2010.
  127. Lochard G. Les «minorites visibles «dans les medias Belgique, Canada, France, Suisse// Mediamorphoses № 17, 2006.
  128. Mattelart T. Diversite culturelle et medias en France/ Projections № 32. Paris, 2010.
  129. Mattelart T. Enjeux intellectuels de la diversite culturelle. Elements de deconstruction theorique // Culture et prospective, № 2, 2009.
  130. Maud H. Comprendre la construction d’un produit ethnique, analyse du discours d’un magazine a destination des femmes de culture maghrebine en France. Ethnicites et comportements de consommation, fevrier 2009.
  131. Mezri H. Les ennemis presents et imaginaires de l’Islam// Liberation. 26 sep., 2009.
  132. Moute A. La tolerance et l’islamisme// Le monde. 16sep., 2005.
  133. Musso P. Tele-politique. Le sarkoberlusconisme a l’ecran La Tour d’Aigues. 2009.
  134. Nora P. Les avatars de l’identite francaise// Le Debats № 159, mars-avril 2010.
  135. Nora P., Thibaud P. Qu’est-ce qu’etre Francais aujourd’hui?// Qu’est-ce que la France? Editions du Panama, 2007.
  136. Normand B. L’integration menacee? Quelle efficacite pour les politiques d’integration? // Cahiers francais (352), 2010.
  137. Pecquerie B. Presse quotidienne francaise: «l'Homme malade de l’Europe» // La documentation francaise, avril 2009.
  138. Rigoni I. Les medias des minorites ethniques: Representer l’identite collective sur la scene publique // Revue Europeen des Migrations Internationales 26(1), 2010.
  139. Sabeg Y. Les oublies de l’egalite des chances. Participation, pluralite, assimilation. ou repli. Paris, 2004.
  140. Sen A. La Liberte culturelle et le developpement humain // Rapport sur le developpement humain 2004: la liberte culturelle dans un monde diversifie. Paris, 2004.
  141. Simonis M. Baliser les pratiques professionnelles// Mediamorphoses № 30, 2005.
  142. Tremblay M. Representations de la minorite juive dans la presse ecrite francophone quebecoise. Quebec, 2009.
  143. Weviorka, M. Une solution pour integrer l’islam dans la societe // Le Monde. 15.02.2005.
  144. Wieviorka, M. Identites culturelles, democratie et mondialisation H Halpern C., Ruano-Borbalan J.-C. Identite (s). L’individu, le groupe, la societe. Paris: Sciences Humaines Editions, 2004.
  145. Yoanna Sultan R’blbo. La presse, reserve //Strategie, nov.2010.
  146. Zammoum K. Minorite ethnique issue de l’immigration et communication communautaire: Les specificites du modele integrationniste francais// Global Media Journal № 4, 2011.
  147. Charon J.-M. De la presse imprimee a la presse numerique. Le debat francais //Reseaux, 160/161, janvier-mars 2010.
  148. Charon J.-M. Immigration: diversifier les points de vue et les regards //Migrations, societe, mai-aout 2007.
  149. Charon J.-M. Les groupes multimedias et l’information // Cahiers francais, 338, mai-juin 2007.
  150. Dakhlia J. La presse de programmes en France // Le Temps des medias, 1. Paris, 2009.
  151. Dakhlia J. Une chute du «mur francais de la vie privee »? La peopolisation politique des annees 2000 // Web Journal of French Media Studies, 2010.1. На английском языке:
  152. Coulet С. Cultural diversity, Multilingualism and Ethnie minorities in
  153. Sweden //Sense public № 10, 2010.
  154. Hallin D.C. The media, the war in Vietnam, and political support: a critique of the thesis of an oppositional media //Journal of politics, 46. 1984.
  155. Van Dijk T. A. Discourse and Racism// The Blackwell Companion to Racial and Ethnic Studies, Oxford, 2002.
  156. Siapera E. Multiculturalism online: The Internet and the dilemmas of multicultural politics // European Journal of Cultural Studies, vol. 9, n°5, 2006.1. Официальные документы:1. Доклады:
  157. Ait Hamou L. Rapport du Commission sur la Diversite dans les Medias. La diversite dans la formation des journalistes. Paris, 2009.
  158. Cardoso A. La Gouvernance des aides publiques a la presse. Paris, 2010.
  159. Comment sauver la presse quotidienne d’information? Institut Montaigne, 2006.
  160. Conseil d’Etat. Rapport public pour 1996.
  161. Direction du developpement des medias, Tableaux statistique de la presse, edition 2007.
  162. Etats Generaux de la Presse ecrite. Livre vert. 2009.
  163. Haut conseil a l’integration.Etudes et integration. Les elus issus de l’immigrationdans les conceil municipaux (2002−2008).
  164. La representation des minorites ethniques dans les medias belges
  165. Le bilan de la politique d’integration 2002−2005.
  166. Legendre J., Assouline D. L’avenir de l’Agence France-Presse (AFP). 2009.
  167. Medias et diversite. Rapport annuel Club Averroes. 2010.
  168. Spitz В. Rapport Les jeunes et la lecture de lq presse quotidienne d’information politique et generale. Paris, 2004.
  169. Stasi В. Rapport du Commission de reflexion sur l’application du principe de laicite dans la Republique. Paris, 2003.1. Законы:
  170. Conseil economique et social. Garantir le pluralisme et l’independance de la presse quotidienne pour assurer son avenir
  171. Declaration des droits de l’homme et du citoyen de 1789/ Article 1er/16. Loi du 9 decembre 1905
Заполнить форму текущей работой