Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Управление вниманием пользователя на основе стратегии эргономики цвета и контрастности

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Отношения контрастности строятся не только между отдельными элементами дизайна, но и между фоном и совокупностью объектов, представленных в качестве первого плана. Адекватная передача цветом своего значения осуществляется только при условии гармоничного сочетания фонового цвета с колористическим решением первого плана. Описанная закономерность в дизайне известна под названием правила… Читать ещё >

Управление вниманием пользователя на основе стратегии эргономики цвета и контрастности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Наиболее эффективная стратегия управления вниманием и восприятием пользователя в Интернет-СМИ связана с использованием композиции цвета на веб-странице издания. Способность человека зрительно воспринимать излучения света и преобразовывать их в элементы спектра на основе ощущения различных оттенков и тонов цвета выступает в качестве быстрого и максимально результативного способа получения информации в условиях визуальной коммуникации с высоким уровнем усвоения и запоминания. На фоне рассмотренных ранее стратегий управления вниманием именно цветовая композиция в полной мере дает моментальное представление о параметрах тождественности объектов и их ключевых различиях.

Особенность воспроизведения цвета в Интернет-СМИ напрямую связана с использованием в технической среде модели аддитивного смешения цвета RGB. Цветопередача в данном случае строится на основании трех каналов способом смешения трех цветов, а именно красного, зеленого и синего для получения дополнительных цветов. Таким образом, система RGB способна передавать большое количество цветовых тонов и полутонов с высоким уровнем насыщенности и красочности, что является значительным преимуществом при оформлении веб-страницы Интернет-СМИ.

В традиционных печатных средствах массовой информации применяется ориентированная для полиграфии субтрактивная система четырёхцветной автотипии CMYK, имеющая значительно более узкий диапазон цветовоспроизведения, чем описанная ранее система RGB за счет зависимости особенностей передачи цвета от различных технических характеристик, в том числе от параметров выбранной для издания бумаги, красителей, их количества и метода нанесения.

Основное воздействие цветовое решение оказывает на пользователя с учетом соотношения выбранной палитры для основных элементов по отношению к фоновым. Таким образом, единичные цветовые акценты приобретают собственный вес и значение в рамках веб-страницы. То, какими цветами будет производиться акцентирование внимания пользователя на определенном материале, полностью зависит от концепции, выбранной дизайнером на основании совокупности средств выразительности. Понимание особенностей визуальной коммуникации и выразительных характеристик цвета — ключевой элемент профессиональной грамотности, без которого создание качественной цветовой композиции, направленной на решение поставленных задач, невозможно. Выбор приоритетного направления организации визуального пространства во многом определяет специфические особенности цветового решения.

При акцентировании внимания непосредственно на информационной составляющей используются менее экспрессивные и яркие цвета, с целью минимизации отвлекающих пользователя факторов от текстуальной составляющей страницы. При ориентации на эмоциональные реакции приоритетными становятся именно цветовые акценты, подчиняющие строение полосы определенному эмоциональному состоянию. Центральным элементом композиции в данном случае становятся цветовые пятна, рассредоточенные на манер картин Пита Мондриана, с целью выявления соотношения материалов друг с другом, взаимосвязи линий и форм используемых графических составляющих. В построении цветовой композиции особую роль играют цветовые эффекты перцепции, выступающие в качестве психологической базы для организации цветовой композиции при проектировании веб-сайта, соответствующего основным положениям эргономики.

При расположении двух цветных объектов в непосредственной близости друг от друга возникает эффект цветовой тени, который заключается в специфической особенности некоторых цветов перенимать оттенок ближайшего объекта, тем самым усложняя процесс идентификации пользователем изначального цвета. Хроматическая сензитивность не является постоянной величиной, одинаковой для всех цветов в равной степени и сильно зависит от размеров объектов, имеющих тот или иной цвет. Для объектов, окрашенных в разные дополнительные цвета, в большой степени характерно возникновение тональной границы на стыке, которая воспринимается человеческим глазом в качестве ахроматической зоны. Описанный эффект называется стереохроматизмом и заключается в создании тональной границы между двумя цветами, которая отсутствует фактически. Стереохроматизм может проявляться и в индуцированной перспективе: визуальная иллюзия наложения одного цветового объекта на другой. В некоторых случаях цветовое решение способно создавать искажение представлений о размерах объектов, проявляясь в качестве влияния форм друг на друга, реализуя тем самым перцептивный эффект иррадиации.

Основным инструментом при выборе цветовой композиции во время проектирования веб-сайта является цветовой круг, созданный Иоганном Гете и представляющий непрерывную совокупность цветовых переходов. Использование цветового круга связано со стремлением организовать максимально соответствующее изначальной идее веб-дизайнера соседство пятен определенного цвета для формирования эстетически оправданной гармонии или активизации ощущения дисгармонии у пользователя. Однако с позиции удобства работы с сайтом и представленным в его рамках журналистскими произведениями большее значения приобретают конкретные функции того или иного цвета, а именно возможность оказывать влияние на субъект визуальной коммуникации за счет применения цветовой композиции с целью улучшения параметров запоминаемости материала, упрощения восприятия и оказания влияния на презентацию контента.

Цветовая градация как основа колористической композиции ориентирована на использование близких цветов или оттенков в рамках цветового круга, то есть любых трех цветов, расположенных подряд. В веб-дизайне описанный метод получил название нюансовой схемы цвета и имеет высокие эстетические характеристики, определяющие комфорт визуального восприятия. Однако наличие близких цветов и оттенков снижает общую степень контрастности, делая элементы плохо отличимыми друг от друга, уменьшая тем самым эффективность цветового решения с позиции эргономики. Использование цветовой градации оправдано лишь при оформлении близких по тематике блоков или объектов со схожими функциями.

Контраст выступает в качестве образующего элемента эргономически успешной цветовой композиции за счет использования дополняющих друг друга цветовых пар на основе принципов контрастирования и единства. В веб-дизайне принято выделять два основных вида контраста: контраст цветов и контраст света и тени. В полной степени цвет ощущается человеком при противопоставлении его другому цвету. Использование приемов контраста способствует не только формированию эмоционального отклика пользователя на организацию пространства, но и оказывает значительное влияние на восприятие других элементов, расположенных на странице. Уровень строгости контраста увеличивается при использовании чистых цветов без дополнительных примесей, усиливая тем самым эффективность восприятия контента. Описывая стратегию цветового акцентирования, можно выделить контраст повышенной интенсивности и контраст с низким уровнем интенсивности.

Контраст высокой степени интенсивности строится за счет использования чистых цветов первого порядка, а именного красного, синего и желтого, для достижения максимальной степени эффективности колористически выделяемых элементов в поле одной веб-страницы. Обозначенные цвета характеризуются наивысшим уровнем цветообразования за счет отсутствия дополнительных оттенков в составе и могут быть одинаково удачно использованы как для маркирования отдельных объектов на полосе, так и для фонового сочетания цветов или в качестве цвета подложки, расположенной за текстовыми или изобразительными элементами.

Контраст с низкой степенью интенсивности характеризуется меньшей степенью очевидности и наглядности, чем контраст с высокой интенсивностью, с учетом использования палитры цветов второго порядка, производных от описанной базовой триады методом сложения двух основных цветов. Цвета второго и третьего порядка, образованные методом сложения цветов второго порядка, характеризуются мягкостью контрастирования, а, следовательно, меньшей эффективностью воздействия на пользователя.

Наибольшим потенциалом с позиции стратегий управления вниманием за счет контрастности характеризуется использование, так называемых, дополнительных цветов, расположенных друг напротив друга в цветовом круге и образующих при смешении белый цвет. Прием построения контраста на дополнительных цветах активно применяется веб-дизайнерами для расстановки акцентов на отдельных объектах. Однако избыточное добавление контрастов данного уровня способствует возникновению эффекта стереохроматизма, то есть создает впечатление серого цвета, имеющего обратные характеристики в сторону снижения эффективности восприятия. Использование дополнительных цветов для колористического деления веб-страницы на секции представляется необоснованным с позиции удобства и эффективности работы с контентом за счет возникновения жестких, напряженных границ, затрудняющих визуальную перцепцию.

Использование параметров света и тени для создания эффекта контрастности обусловлено манипулированием с параметрами освещенности и затемнения цвета объектов с целью оказания влияния на восприятие пользователем контента в рамках веб-страницы. Применение тени или затемнения обосновано необходимостью снижения высокого уровня яркости отдельных элементов для упрощения восприятия и смягчения акцентов. Для уменьшения интенсивности цветового контраста вводится ахроматический цвет.

Отношения контрастности строятся не только между отдельными элементами дизайна, но и между фоном и совокупностью объектов, представленных в качестве первого плана. Адекватная передача цветом своего значения осуществляется только при условии гармоничного сочетания фонового цвета с колористическим решением первого плана. Описанная закономерность в дизайне известна под названием правила гармонического полутона, ориентированного на свойство отдельных цветов визуально уменьшать или увеличивать пространство, стремиться к выходу на передний или задний план. Комбинация цвета в текстуальном и визуальном материалах напрямую зависит не только от соотношения выбранных цветов, но и от расстояния между объектами. Контрастность усиливается при условии наличия между объектами разного колористического решения и свободного пространства, представленного белым цветом.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой