Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Структура и функции развлекательных телепрограмм на Первом канале

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Программу Мужское/Женское (раннее Они/Мы) довольно сложно классифицировать. Программу об отношениях полов можно отнести к узкоспециализированной, но в тоже время, в ней затрагиваются тема семьи, что предполагает отнести ее в разряд «семейных». На первый взгляд, это стандартное ток-шоу с мнением экспертов и зрителей. Но у проекта существует несколько плюсов, выделяющих его среди множества… Читать ещё >

Структура и функции развлекательных телепрограмм на Первом канале (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Развлекательное телевещание — многогранное явление. А телепрограммы — способ проведения досуга, соединяющий в себе юмор признаки азарта и игровой формы. Их задача вызвать эмоциональную реакцию у зрителя такую как, удовольствие, наслаждение, эмоциональный комфорт и релаксация.

Начало эпохи развлекательных передач в их привычном для современного зрителя понимании, началась в конце 50-х. Политические реалии и смена социальных запросов граждан, повлияли на формирование сетки советского ТВ-вещания. Это стало причиной выхода в 1957 г. развлекательной программы «Вечер веселых вопросов». Помимо СССР, развитию телевидения уделяли внимание США и Европа, в которых первые развлекательные программы вышли почти одновременно с советскими. Пути их развития так же были отличны друг от друга: на Западе развлекательное телевидение активно развивалось и достигло своего расцвета уже к середине девяностых годов, а в уже бывшем СССР в силу изменения политического дискурса страны, сильно отстало от Запада и только начало приобретать известный нам облик. В США происходит кризис информационных программ, зарождается инфотеймент: из-за падения рейтингов журналисты вынуждены изменить подачу теленовостей. В первую очередь изменили принцип отбора информации: увеличение новостей социальной и культурной среды, снижение доли «официоза». Изменения коснулись и способа подачи информации: стремясь заинтересовать зрителя, журналисты стали «вытягивать» на первый план детали, способные привлечь внимание аудитории. Некоторые новостные передачи выделились в отдельную группу — информационно-развлекательные программы. Основоположником этого жанра стала еженедельная программа «60 минут» (CBS), в которой ведущие выказывали свое отношение к событиям, при помощи современного стенд апа, что ранее было недопустимым для американского эфира. Настоящее развитие развлекательного телевидения в России начинается в начале XXI века. Тогда в эфире телеканалов появились реалити-шоу, ток-шоу, телевикторины и шоу.

Как отмечает в своей работе С. Н. Акинфьев, развлекательное телевидение составляют программы разных направлений вещания: «Развлекательное телевидение наряду с информационно-аналитическим телевидением является важнейшим фактором социального ориентирования индивидуумов, выработки их этических принципов и моделей поведения в обществе. Развлекательная составляющая все чаще становится неотъемлемой частью информационно-аналитического телевещания, утверждая движение в сторону развлекательности в качестве одной из основных тенденций развития современного телевидения».

Сегодня, как и пять лет назад, 80% своего времени перед экраном россияне проводят за просмотром сериалов и развлекательных программ.

Так, на протяжении уже нескольких лет не теряют своей актуальности реалити-шоу. Реалити-шоу имеют отчетливое утилитарное значение. Они показывают человеку способы решения семейных конфликтов, житейских неурядиц. По мнению Д. Б. Дондурея, реалити-шоу способны стать уникальным инструментом: «С помощью реалити-шоу можно учить людей быть более толерантными, изживать социальные фобии, строить взаимоотношения в социуме независимо от его размеров».

На Первом канале передач подобного формата немного, к этому жанру можно отнести проект «Горько» (выходит каждое воскресение в 12 дня). Программа построена на стереотипах о русской свадьбе, даже ее название наводит мысль об известной российской комедии. Здесь ведущий (Евгений Цветков) — за кадром, он выполняет роль резонера, движет действия, помогает зрителю ориентироваться в насыщенном сюжете программы. Он рассказывает о проекте, грядущих испытаниях для героев, представляет участников программы. Темп его голоса бодр и весел: действия в программе довольно длительны, поэтому важно, чтобы зритель при просмотре не заскучал. В качестве музыкального сопровождения каждого героя используются музыкальные треки прошлых лет, которые точно знает каждый гражданин России — таким образом, программа старается быть ориентированной на зрителя любого возраста и социального статуса. Проект основан на самореализации участников: за день или в день свадьбы гости обязаны выполнить пять заданий. В качестве сюрприза свадьбу проведет приглашенная знаменитость, и вместе с ведущим оценит, как справились с заданием участники. Приз — свадебное путешествие.

Интересен выбор участников: среднестатистические молодые люди с провинции, имеющие множество родственников и желание сыграть «русскую свадьбу». Национальный состав также учитывается: одному из участников дали задание приготовить татарское национальное блюдо для невесты-татарки. развлекательный программа телевидение.

«Горько!» выполняет рекреативную функцию. Это программа выглядит неуместной в сетке вещания Первого Канала.

В первые годы своего существования ток-шоу стали самым популярным развлекательным тележанром. Благодаря им, столкнувшийся с проблемой, зритель понимает, что вокруг множество людей с похожими проблемами, и он не одинок. Например, с проблемами здоровья. Ток-шоу о здоровье есть в сетке вещания большинства телеканалов. На Первом канале бессменным лидером остается «Жить здорово», которую ведет Елена Малышева. Эта познавательная телепередача о здоровой жизни выходит в эфир почти пять лет, не теряя своей актуальности. Руководит проектом Елена Малышева — главная ведущая программы. Каждый выпуск «Жить здорово» начинается с небольшого анонса тем, которые затронут ведущие четырех традиционных рубрик: «Про жизнь», «Про еду», «Про медицину», «Про дом». Затем подходит время обсуждения. Например, в разделе «Про жизнь» врачи рассказывают (и демонстрируют) зрителям, как нужно ходить во время гололеда, чтобы избежать падений и травм и сохранить правильную осанку. В разделе «Про еду» врачи рассуждают о том, как хранить и употреблять продукты, какие из них приносят пользу или вред. Иногда, едой угощают зрителей и гостей в студии. Нередко Елена Малышева вовлекает гостей студии в игру — нужно, следуя подсказкам ведущей, угадать, какой продукт находится в коробке. В разделе «О самом главном» гости студии участвуют в викторине «Продукт дня» об известных продуктах, их пользе и вреде, режиме питания ежедневно, то есть в каждом выпуске. Кроме того, Малышева и ее соведущие (Герман Гандельман, Дмитрий Шубин, Андрей Продеус) относятся к зрителям с пониманием и подробно отвечают на все их вопросы. Программа имеет классический вид: тема здоровье, четыре рубрики, в конце каждой из которых подводится итог, и ее ведут авторитетные для зрителей доктора. Если сравнивать ее с другими проектами подобного рода («Здоровье» с той же ведущей Е. Малышевой, выходившей в 1997 году) «Жить здорово» выделяется легким подходом к освещению тем: это и яркое оформление студии, сочные наряды ведущих, бодрая музыкальная заставка, наглядность, достигающейся за счет красочных макетов.

Имидж Малышевой заслуживает особого внимания. Ее непосредственная манера вести диалог, самоирония и отличное чувство юмора располагают к себе и зрителей, и гостей студии. Легко пошутив над собеседником, или над собой, ей ничего не стоит принять участие в объяснении, на практике демонстрируя собственные советы: сделать упражнение на степе, применить макет на себя и т. д. Это разряжает атмосферу в студии, делает ее более свободной. Как единственная женщина-ведущая в программе, она отдала предпочтение платьям ярких расцветок, а желание выглядеть стильно, но не вызывающе, заставило обратиться к фасонам 40х и 50х годов. Но чтобы зритель не забывал, что все-таки темы передачи серьезные, как и люди, которые ее ведут (врачи), такие элементы образа, как очки и прическа Малышевой, остаются неизменны. По словам телеведущей, она предложила руководству канала пересмотреть ее имидж, на что ей ответили отказом: «…Мы предложили зрителям проголосовать, снять мне очки или нет. Подавляющее большинство посоветовало мне НЕ снимать, им нужен был серьезный и строгий врач. Тогда я двинулась к руководству канала без очков, со своей безмятежной девичьей красой и спросила, можно ли мне снять очки. На что мне ответили: «Нет, Лена. Программе нужен врач. А не сексуальная красавица, это для других передач, не для этой».

Я осталась в очках для образа… сама не представляю, как окажусь без очков в передаче.

Проект «Жить здорово» попытался максимально свести разношерстную аудиторию Первого канала. Юмор Е. Малышевой, простые объяснения ее коллег-соведущих делают эту передачу понятной и интересной каждой русскоязычной прослойке общества. По своему формату «Жить здорово» укладывается в сетку вещания Первого канала, потому и стало гармоничной ее частью, на которую хотя бы раз, да обращал внимание российский зритель.

Таким образом, ток-шоу ценны тем, что объединяют, пусть и на короткое время, людей разного социального статуса и возраста, делая упор на сходстве жизненных позиций, утверждении приемлемых для всех моральных ценностей и поиску универсального решения общих проблем. Задача участников ток-шоу (не только зрителей, но и экспертов): смоделировать для каждого единичного случая общую ситуацию, чтобы зритель мог почувствовать ее, спроецировав на себя.

Стоит сказать, что при наличии общих для таких программ структурно-функциональных и жанровых признаков, существуют и второстепенные. Так, существует традиционное разделение ток-шоу по гендерному признаку. Говоря о «женских шоу» Первого канала, можно отметить: «Модный приговор».

Телепередача «Модный приговор» просвещает зрителя в вопросах стиля и модной индустрии. В качестве консультантов выступают ведущие и модные эксперты: историк моды Александр Васильев, русский кутюрье Вячеслав Зайцев, Эвелина Хромченко, много лет проработавшая главным редактором журнала L’Officiel, телеведущие Арина Шарапова и Лариса Вербицкая, певица Надежда Бабкина.

Программа подкупает зрителя сочными красками и наглядностью в объяснениях: манекены, одетые по последнему крику моды, консультанты, будто бы сошедшие со страниц глянца. Задача программы — помочь и зрителю, и участнику изменить собственный имидж. Особое внимание уделяется выбору героини: как правило, это замужняя женщина среднего возраста и скромных внешних данных, которая не умеет привлекательно выглядеть.

Структура передачи такова: традиционное вступительное слово ведущего (Васильев), затем комментарий Хромченко (зависит от темы эфира) и история героини. Участница, отобранная командой «Модный приговор», на протяжении всей программы дважды меняет свой образ. Сначала она демонстрируют собственное представление о красоте, выбирая вещи самостоятельно, затем над ее образом работают стилисты. В шоу существует и элемент соревнования: кто же окажется прав? Участник, пересмотревший свой гардероб, или стилисты? В конце программы, зрители при помощи голосования помогают участнице выбрать лучший образ (выбор стилистов, или ее собственный). Чтобы придать разнообразие выпускам, «модный приговор» приглашает выступить у них звезд эстрады, кино и театра.

Как и в «Жить здорово» «Модный приговор» ведут эксперты своего дела. Они (Васильев, и Хромченко) профессионально держатся в кадре, ведут свой дискурс по моде всегда без посторонней помощи, в виде экрана или записей на столе. Слушая их живую речь, разбавленную естественными паузами, зритель чувствует реалистичность происходящего, искренность сказанного. Непринужденная, спокойная манера общения с героями студии, и ироничное отношение друг к другу ведущих, служат тем инструментом коммуникации, который заманивает зрителя посмотреть программу, даже если он сам далек от моды.

Поклонники программы ценят ее за актуальность предоставленной информации о модных тенденциях сезона. Тут также применяется наглядность: приглашение манекенщиц, демонстрирующих модный look, затем комментарий Эвелины, которая доказывает достоинства тех или иных вещей образа на примере модели или манекена.

На российском телевидении существует большое количество программ о моде, или содержащих в себе раздел с этой темой: «Снимите это немедленно!», «Скажи, что не так?» и т. д. Среди них «Модный приговор» отличается своим высоким качеством. А его залогом являются интересные, иной раз уникальные, истории героев и профессиональная компетентность ведущих, имеющих богатый опыт работы в модной индустрии. Хотя надо отметить, что в настоящее время таких передач становится все меньше.

«Семейные» ток-шоу — вторая разновидность этого жанра. Здесь обсуждаются проблемы, как мужские, так и женские, темы отличаются большим разнообразием. На первом канале к подобным «семейным» ток-шоу относится проект «Пусть говорят». За основу берется одна тема — каждый раз разная, в студию приглашаются эксперты, знакомые и близкие главного героя обсуждения, проблема, озвученная в начале передачи, рассматривается с разных сторон, звучит несколько мнений и точек зрения. Основной принцип передачи — «Спор рождает истину». Часто передача заканчивается, а главный вопрос, поставленный ведущим для обсуждения, так и остается открытым. Тем самым создатели шоу предлагают телезрителям, проанализировав и осмыслив увиденное, ответить на него самостоятельно. Нередко в ток-шоу речь идет о судьбе известных всем людей. Так, в передаче «Прямой эфир» от 29 января 2015 года приглашенные участники рассуждали о судьбе незаконнорожденной дочери актера Александра Белявского. Почему он, так гордившийся своими детьми, не признал этого ребенка. Казалось бы, тема касается одного конкретного человека, но интересна большому количеству российских зрителей. Не потому, что А. Белявский был знаменитым артистом, а потому, что затронута общечеловеческая тема отношений отцов и детей.

К «семейным» ток-шоу относится и такой проект как «Наедине со всеми». Программа необычна тем, что зрители и гости студии могут видеть, как ведущая беседует тет-а-тет с героем шоу. К приватной беседе располагает и студия. В центре зала — два мягких кресла. Они стоят в пол-оборота друг к другу, таким образом, ведущая и гость могут установить зрительный контакт и доверительную атмосферу, избежав эмоциональной перегрузки, как бывает, если людей «противопоставить» друг другу (посадить напротив). Среди участников программы знаменитые актеры, певцы, художники, писатели. Но в этом шоу они предстают обыкновенными людьми, имеющими свои семьи и недопонимание с родными. Программа начинается краткой биографической справкой о герое, затем идет интервью, которое разбавляется тематическими синхронами (рассказ героя, затем мнение о нем его коллег по работе, друзей, членов семьи). Это помогает избежать «затянутости» передачи и составить связный рассказ о жизни героя.

По словам ведущей программы Юлии Меньшовой: «» Наедине со всеми" — это программа-портрет: люди через призму наиболее известных, серьезных и важных событий их жизни. Нас интересует не столько информация, сколько чувства…". Телеведущая считает, что за стандартными журналистскими вопросами можно не увидеть суть собеседника. Юлия делает акцент на эмоциональных аспектах общения, в интервью спрашивает что-то из личной жизни, «берущее за душу» телезрителя.

Как правило, люди, приходящие на такие проекты «принимают правила игры» и отвечают на вопросы, зная о необычном формате телепередачи. Но эксцессы все же случаются. Так, выпуск, вышедший второго апреля с актрисой Людмилой Максаковой, мог бы не выйти в эфир, если бы не профессионализм и терпение телеведущей. Народная артистка РСФСР известна в журналистских кругах как очень сложный человек. Провести интервью с такой персоной отважился бы не каждый. Несмотря на категоричное нежелание гостьи отвечать на конкретно поставленные вопросы, Ю. Меньшовой все же удавалось выдержать беседу в более-менее подходящем под программу формате. Людмила Максакова отказалась обсуждать свое происхождение, поэтому, перебив ведущую, начала рассказывать о своей институтской жизни. Затем продемонстрировала свои таланты: пение, чтение стихов, даже игру на виолончели. Но как только гостья расслабилась, Юлия Меньшова опять вернулась к теме семьи. С превеликим трудом, но ей удалось представить перед зрителем гармоничный рассказ о семейной жизни актрисы. Хамство, перехват инициативы на себя, провокация, порывы Максаковой уйти с проекта — это те проблемы, с которыми пришлось столкнуться телеведущей. Сложна и предварительная работа с материалом. Перед выходом каждой программы Меньшовой приходится методично собирать информацию о герое, что-то личное и располагающее: любимый цвет, вредные привычки, отношения с друзьями и родными. Так, узнав, что «Красная Москва» — это любимый аромат мамы Людмилы Максаковой, Юлия вручила актрисе «воспоминание детства» — флакончик тех самых духов, советского выпуска. Внимание к деталям — визитная карточка «Наедине со всеми».

В отличие от вышерассмотренных ток-шоу, студия «Пусть говорят» оформлена довольно аскетично, нет ничего лишнего, все нейтральных тонов. Таким образом, зритель не отвлекается на ненужные детали все его внимание приковано к героям эфира. В этой программе нет рубрик и разделов, есть только актуальная проблема, которая на протяжении всей передачи рассматривается скрупулезно-подробно, со всевозможных сторон и точек зрения. В процессе обсуждения, увеличивается количество гостей: они приглашаются в студию в соответствии со сценарием, по мере обсуждения конфликта, являясь своего рода свидетелями при разборе «дела».

Важный вклад в успешность передачи внес ведущий Андрей Малахов. Секрет ее успеха он видит так: «Пусть говорят» — это реальная жизнь. Таких программ на ТВ совсем немного. Я не говорю о шоу, где имитируют жизнь при помощи постановок и приглашенных актеров. У нас этого нет… Это настоящая жизнь, и это интересно". Его манера вести программу отличается от большинства телеведущих. Как видно из его выпусков, А. Малахов придерживается золотой середины: не принимая ничьей стороны, он задает провокационные вопросы, но, несмотря на это, находит язык с любым участником конфликта. Считает, что «Ведущему должно быть немного все равно. Он над схваткой. Но шоу — живой организм». Несмотря на то, что подобный принцип является одним из основополагающих для хорошего журналиста, придерживаться его удается далеко не всем.

Третью группу — узкоспециализированных ток-шоу, можно разделить на программы, акцентирующие внимание на скандалах, конфликтах, даже драках участников, и передачи, которые избегают подобной тематики. Несмотря на рекреативное начало этих программ, они «просвещают» зрителя, демонстрируя различные точки зрения участников по той или иной теме. На первом канале подобные проекты это: «Пять вечеров», «Давай поженимся».

«Пять вечеров» — программа Андрея Малахова, ориентированная на широкую аудиторию. Этот проект сейчас не идет в эфире, но, как видно из названия, он выходил в вечернее время, что, несомненно, влияло на выбор тем. В отличие от скандальной «Пусть говорят», гости этой передачи — известные артисты и музыканты, представители творческой элиты. Структура программы стандартна: студия, приглашенные гости, вопросы от ведущего и от зрителей. Тут нет «свидетелей», как и отсутствуют элементы конфликта и спора, как такового. Под формат передачи меняется и модель поведения ведущего: Малахов не задает провокационных вопросов, интервью проходит динамично, но скорость речи и интервал между заданными вопросами значительно ниже. Если в «Пусть говорят» ведущий пытается докопаться до истины, то в «Пять вечеров» раскрыть персонажа, нарисовать перед зрителем портрет личности.

Один из последних проектов подобного жанра на Первом канале — это программа «Давай поженимся», которая упорно делает рейтинги с 2008 года. Задача ее создателей — найти пару изъявившему желание участнику. В каждом выпуске главным героем является потенциальный жених (невеста), перед которым стоит задача предложить руку и сердце одному из трех претендентов, которых подбирают под индивидуальные предпочтения героя. Претенденты же, в свою очередь выбирают героя по фотографиям на сайте Первого канала из сотен других желающих поучаствовать. Структура программы всегда одинакова: знакомство с героем (вопросы ведущих, рассказ героя и демонстрация умений по желанию), затем с претендентами, обязанными преподнести сюрприз избраннику (це). Каждый выступает индивидуально, так с ним может прийти в качестве поддержки родственники или друзья. В свою очередь, когда выходит один из претендентов, то остальные могут наблюдать за ним (как и за героем) через камеру из соседней комнаты, делая собственные выводы. Герой проекта, поочередно встретившись с каждым претендентом, в конце программы делает свой выбор: с кем из них он хотел бы продолжить отношения. Что бы узнать друг друга поближе и прийти к взаимопониманию, они задают замысловатые вопросы, не стесняются комментировать те или иные высказывания, руководствуясь собственным представлением о качествах, которые должны быть у их спутника жизни. В итоге главный герой делает свой выбор.

С первых минут эфира, программа завлекает аудиторию яркой рисованной заставкой счастливых мужчин и женщин под аккомпанемент бодрого музыкального сопровождения. Перед глазами зрителя возникает всячески изукрашенная, пестрая студия. В центре ее находится большой круглый стол, за которым и сидят телеведущие — Лариса Гузеева, Роза Сябитова и Василиса Володина. Выбор формы стола неслучаен: несмотря на его большой размер, все участники программы вынуждены сидеть рядом, что психологически «сглаживает» стрессовую атмосферу, располагает собеседников друг к другу. Телеведущие одеты согласно своему возрасту, на первый взгляд среднестатистически, стиль больше повседневный, чем праздничный. Они не должны затмевать гостей, которые приходят на программу, как правило, нарядными, в поисках своей второй половины. Представляет интерес их вечная словесная перепалка, в стиле которой они ведут свой диалог с претендентами. Простота в обращении, незамысловатые вопросы о себе, перемешиваются вопросами с подковыркой. Полемика происходит с такой скоростью, что гость успевает только отвечать, полностью подчиняясь инициативе ведущих. Внимание трех человек разом — это серьезное психологическое давление на человека, которое способствует искренности ответов. У телеведущих прослеживается, четкое распределение ролевых обязанностей: Астролог Василиса, и Лариса и Роза, попеременно меняющиеся ролями, в стиле «доброго и злого полицейского», если одна из них нападает с критикой на непонравившегося претендента, то вторая всячески пытается оправдать его, соблюсти, таким образом, баланс.

Передача упорно держит рейтинг с 2008 года своей злободневностью. Сегодня, когда институт семьи терпит кризис, а люди разучились общаться, эта передача помогает людям приобрести уверенность в себе, внести разнообразие в свою жизнь.

Одно из известнейших узкоспециализированных ток-шоу Первого канала — проект «Время покажет». Первый выпуск вышел 15 сентября 2014 года. Девиз программы: «Здесь может высказаться каждый, а кто прав — покажет время!».

В дискуссиях программы «Время покажет» принимают участие эксперты — политики, политологи, журналисты, предприниматели — и просто неравнодушные россияне. Первый выпуск передачи вышел в эфир 15 сентября 2014 года. Программа выходит по будням, с понедельника по пятницу. Передачу ведут Петр Толстой и Екатерина Стриженова. Двое ведущих позволяют вести беседу с гостями студии более продуктивно, т.к. вдвоем легче контролировать атмосферу студии, а задать вопрос гостю, и тем самым разговорить его, может тот ведущий, которому быстрее удалось расположить к себе собеседника.

Екатерина Стриженова следующим образом характеризует дискуссии в рамках проекта «Время покажет»: «В этой студии в прямом эфире мы говорит о том, что волнует всех и каждого». На программу может прийти и обычный гражданин, но программа делает упор на экспертном мнении: политологов, политиков, журналистов и предпринимателей. Но, несмотря на контингент, общение гостей студии происходит в скандальной и шумной атмосфере, перебиваемой фальшивыми аплодисментами на самых «интересных» моментах. На кадрах видно как «хлопанье» раздается даже тогда, когда участники программы сидят с опущенными руками. Буйную атмосферу зала ведущие тоже не считают нужны менять: Е. Стриженова остается в стороне, когда происходит накал страстей, в то время как П. Толстой распаляет «экспертов» еще больше. В выпуске от 9 июня можно увидеть, как ведущий, панибратски «тыкая», «открывает глаза» на политику Украины украинскому политологу, в то время как Е. Стриженова отказывается проявить любую инициативу, но отчаянно пытается не затеряться на фоне неистовствующей студии. Ознакомившись с комментариями зрителей в Интернете, можно увидеть, что аудитория негативно реагирует на ведущую (см. Изображение 4).

Изображение 4.

При подборе тем выпуска, ориентир происходит сначала на внешнюю политику России, затем на внутреннюю. Так, инициативы штрафования нерадивых родителей «от Астахова» перемежается с войной на Украине, при этом вторая тема затрагивается чуть ли не в каждом выпуске — для обсуждения и полемики приглашают политологов с Украины, представителей европейской прессы.

Эта передача представляет свой взгляд на состояние внутренней и внешней политики России в мощном патриотически-пропагандистском ключе. Чтобы это доказать, достаточно обратиться к трудам немецкого социолога Теодора Адорно.

В 1944 социолог Теодор Адорно озвучил предположение, что, используя радио и телевидение, можно умышленно снизить умственные способности аудитории: «Пришло время систематически исследовать социально-психологическис стимулы, типичные для телевизионных программ, как на описательном, так и на психодинамическом уровне, проанализировать их предпосылки и общий характер, а также оценить их вероятный эффект. В результате можно будет подготовить рекомендации, позволяющие с помощью этих стимулов достичь наиболее желательного эффекта…».

Социолог считает, что «все телевизионные программы содержат как открытые идеи, предопределяемые сюжетом, персонажами и т. д., так и скрытые сигналы», чья задача «промыть мозг» телезрителю, в то время как «сюжет и всё прочее служат лишь оболочкой, носителями скрытого содержания». По мнению социолога Адорно, чем сложнее становится жизнь граждан, «тем сильнее люди цепляются за стереотипы, чтобы привнести хоть какую-то упорядоченность в меняющийся мир, который в противном случае стал бы совершенно непостижимым». Так, если просмотреть несколько последних выпусков программы, то можно заметить, что повестка дня «Время покажет» большей частью состоит из анализа внешней политики России (конфликты на Украине, отношение Европы к России, состояние стран бывшего СССР после принятия ими санкций против России). В то же время, для обсуждения внутренней политики освещают темы не самые актуальные, но менее болезненные для российского общества (бесполезные реформы от Астахова). В связи с экономическим кризисом и проблемами европейских санкций, уровень жизни граждан заметно упал. Для того чтобы сохранить спокойствие в российском обществе, этот проект предлагает следующий месседж: «Россия — великая, но миролюбивая страна. Наша миссия — противостоять нападкам вражеской Америки и зависящей от нее Европы. Появление Крыма — новый этап развития для страны, который поможет поднять экономику. Санкции наносят куда больший ущерб Европе, чем России. Финансовые трудности граждан — это временное явление, которое нужно переждать, с чем мы на данный момент успешно справляемся».

«Политика» с Александром Гордоном и Петром Толстым — этот проект позиционирует себя как общественно-политическое ток-шоу. Как его характеризует Толстой: «это „пьеса-конфликт“ про политику в трех частях. Перефразируя Льва Толстого, все ток-шоу удачны одинаково, но функционируют по-своему. Мне хочется бодрой, веселой дискуссии, а не унылого переживания по поводу чужих налоговых деклараций. Программы, в которой к политике относились бы со здоровым чувством юмора».

Программа имеет большое сходство со вторым проектом, где принимает участие Петр Толстой, — «Время покажет». Дискуссия о политике, приправленная внушительной пророссийской пропагандой — месседж все тот же. Но существует ряд различий, который помогает разграничить эти две телепередачи. Одно из них — это состав участников. И в той и другой программе, участие принимают политики, журналисты и общественные деятели. Но имеется существенная разница в социальном статусе. На «политику» приглашают представителей министерства иностранных дел (Мария Захарова), авторитетных политологов (Третьяков), членов президентского аппарата (Шевченко). Подборка гостей влияет и на уровень дискуссии, в отличие от «Время покажет», споры в «Политике» остаются в рамках элементарного приличия, обстановка оживленная, но не буйная. Второму ведущему — Александру Гордону, как и всегда, удается сдерживать запал и нетерпение дискуссирующих. В самой студии грамотное расположение гостей программы: участники дискуссии стоят близко друг к другу (у каждого — своя кафедра для выступления), места зрителей находится куда ближе, чем на других программах (подобная дистанция между участниками — в «Что? Где? Когда?»). Такое расположение помогает улучшить качество общения, создается «эффект участия в общем деле».

Мнение профессионалов, держащих руку на «политическом» пульсе России представляет интерес для зрителя. Патриотическая позиция и субъективный взгляд на место страны в мировой политике в этой программе преподносят как изысканное блюдо, в то время как во «Время покажет» его кидают как пакет китайской лапши. Эта программа ориентирована на «высокий» средний класс российского общества, людей имеющих, как минимум, одно высшее образование, бывающих за рубежом.

Программу Мужское/Женское (раннее Они/Мы) довольно сложно классифицировать. Программу об отношениях полов можно отнести к узкоспециализированной, но в тоже время, в ней затрагиваются тема семьи, что предполагает отнести ее в разряд «семейных». На первый взгляд, это стандартное ток-шоу с мнением экспертов и зрителей. Но у проекта существует несколько плюсов, выделяющих его среди множества продуктов российского телевидения. Изюминка телепередачи — мнение мужской и женской стороны по теме программы, которое, как правило, выносится отдельным комментарием одного из участников. Об этом зрителю говорит ее заставка: коллаж из вещей дамской атрибутики, которые затем приобретают очертания мужской (туфли — в трубку, мороженое в раков, шитье в бильярд и тд). Студия также подчеркивает разделение участников по половому признаку: места для мужчин/для женщин, сцена украшена символами гендера (>+). Ведущие проекта — Александр Гордон и Екатерина Стриженова противоположными характерами и манерой поведения гармонично смотрелись в эфире. Гордон является той главной составляющей, почему программа держит высокий рейтинг. Профессиональный журналист полностью контролирует атмосферу в студии, его вежливая холодно-ироничная манера вести диалог помогает сохранить дистанцию между ним и гостем. Это, в свою очередь, помогает ведущему сохранять беспристрастность и адекватно оценивать героев программы, и их жизненные ситуации. Так же подобная дистанция помогает избежать хамства со стороны агрессивных посетителей, психологически стремящихся перехватить инициативу и уйти от щекотливых вопросов. Екатерина Стриженова более мягкая, чем Гордон, она разбавляла эфир своим обаянием и открытостью по отношению к гостям студии и зрителям. Важно, чтобы типаж ведущего вписывался в формат телепрограммы. Зрители раскритиковали Стриженову в «Время покажет», найдя ее неуместной в этом проекте. Но в то же время уход ведущей из Они/Мы и появление Барановской (тогда переименовали программу), вызвало у зрителей чувство разочарования в проекте (См. Изображение 5).

Изображение 5.

Помимо того, что зрителям не нравится манера новой ведущей вести эфир, программа стала все больше уходить от «мужского/женского». Темы выпусков из психологичных стали социальными, например возвращение российских сирот из Америки. Таким образом, программа отказывается от своей главной изюминки, и становится похожей на «Пусть говорят».

Что касается телевикторин, то их массовое производство началось в 1989 году, тогда в эфире появились «Счастливый случай», «Брэйн-ринг», «Лимпопо». Центральной фигурой телеигр является ведущий. Такие программы существуют трех видов: в зависимости от того, кто выступает антагонистом ведущему в игре. Первая группа — викторины, где ведущему в каждой программе противостоят новые игроки. Подобные проекты занимают существенный объем сетки вещания Первого канала: «Поле чудес», «Кто хочет стать миллионером», «Угадай мелодию». Ответивший на все вопросы получает приз (чаще денежный) и больше в программу не возвращается.

Телепрограмма «Поле чудес» имеет за собой богатую историю. Аналог американской Wheel of Fortune, она вышла в четверг 25 октября 1990 года. Первым ведущим был Владислав Листьев, с 1 ноября 1991 года — Леонид Якубович. В своем первом выпуске Леонид Якубович дебютировал с поддержкой Листьева, проведя передачу совместно.

Игра проходит в три раунда, с участием трех игроков. Они пытаются угадать редкое слово или словосочетание. Игроки по очереди крутят барабан. И зарабатывают очки, кол-во которых зависит от выпавшего сектора.

Студия оформлена пышно, погружая зрителя в атмосферу праздника: яркие огни, блестки, бодрое музыкальное сопровождение, в свою очередь ставшее визитной карточкой проекта. Внимание зрителя сразу приковывает к себе знаменитый барабан, выполняющий не только функцию игрального инструмента, но и импровизированного стола, на котором стоит угощение и подарки от участников. Напротив барабана расположена сцена, на которой по своему желанию могут выступить игроки (дети участников, или сами участники, которые привезли в качестве подарка песню).

Ведущий Леонида Якубович, запомнившийся зрителю строгим костюмом и пышными усами (ставшими визитной карточкой ведущего), поддерживает атмосферу азарта и заинтересованности в происходящем, намеками пытается подсказать участнику правильный ответ. Его манера вести эфир выдает в нем советскую школу дикторов: говорит четко, но темп речи не такой быстрый, как у современных ведущих, быстротой речи воспитанных на «американском» манер. Органично смотрится на экране, непринужденно поддерживает беседу с гостями студии. Обращаясь почтительно и всегда по отчеству, Якубович способен найти тему для небольшой беседы с каждым участником: от взрослого игрока, до маленькой девочки, которая пришла на передачу поддержать родителей. Благодаря ему в студии царит атмосфера доброжелательности и неспешности: игра идет неторопливо, и зритель успевает познакомиться с каждым игроком, послушать его рассказ о себе, когда тот отвечает на участливые вопросы ведущего. Перед Якубовичем стоит сложная задача: уложиться в хронометраж, не сокращая игру и не растягивая, а для этого ее скорость должна быть одинаковой весь эфир. Но у ведущего отличное чувство времени: его вопросы участникам лаконичны и интересны, он не перебивает собеседников, дает докончить мысль, затем ненавязчиво возвращает в игру. Помимо ведущего, в команду «Поля Чудес» входят ассистенты: как женщины так и мужчины модельной внешности. Некоторые из них работают в эфире много лет и полюбились зрителям, как например, ассистентка Римма Агафошина, которая открывает отгаданные буквы и вручает призы детям игроков уже более 15 лет.

В программе имеется такая интересная деталь, как Музей Капитал-шоу «Поле чудес», созданный в 2001 году. В нем можно найти все, напоминающее о выпусках программы: от первого ящика «Поле чудес» и костюмов ведущего, до подарков зрительских симпатий, которые особенно полюбились участникам команды. Его можно посетить в павильоне Всероссийского выставочного центра «Центральный».

Таким образом, «Поле чудес» полностью отошла от своей американской версии, и полностью ориентирована на русский менталитет: кажущаяся хаотичной структура игры, перемежающаяся угощением, песнями, плясками игроков, которые, как правило, из сел и небольших городов.

Телепрограмма «Кто хочет стать миллионером?» тоже является копией американского проекта с аналогичным названием. Появившееся в эфире 1 октября 1999 года на телеканале НТВ, она приобрела колоссальную популярность среди зрителей и была награждена «ТЭФИ» в номинации «Телевизионная игра» (2000 г.). После такого триумфа, программа «переехала» на Первый канал, сменила название и ведущего (Дмитрий Дибров, Максим Галкин). Ведущие этого проекта всегда работают в одном стиле: обаятельный, остроумный интеллектуал, который не только не помогает участнику определиться с ответом, а наоборот, сбивает его, заставляя испытывать сомнения. В отличие от Якубовича, и Галкин, и Дибров, придерживаются американского стиля ведения эфира: быстрая речь, подчеркнутая официальность и деловитость. В студии, оформленной по принципу минимализма, весь эфир царит интригующая, даже несколько напряженная, атмосфера.

Этот проект Первого канала ничем разительно не отличается от своей американской версии, даже музыкальная заставка, написанная Мэттью и Кейт Стречен, осталась неизменной.

Вторая группа телепередач отличается от первой, количеством участником, которые в игре находятся не один эфир, а целый сезон. Как правило, «игры» периодичны (например, «летние игры», «зимние игры»), а проигравший может вновь принять участие в программе уже в новом сезоне: «Своя игра» на НТВ и «Что? Где? Когда?» на Первом канале.

Первый выпуск «Что? Где? Когда?» появился на Первом канале в 1975 году и приобрел популярность среди зрителей. Ориентированная на интеллектуальную прослойку российской аудитории, эта программа привлекла зрителя гостями студии, представляющими собой образованных и незаурядных личностей. В рядах участников передачи можно встретить представителей самых разнообразных профессий: преподавателей, врачей, журналистов, летчиков, военных, которые попали в студию благодаря насколько оригинальному, настолько и сложному вопросу. «Фильтром» программы служит только два критерия: ум и образованность. Но благодаря такому отбору, она впечатляет зрителя высокой лексикой участников и тонким чувством юмора, присущих настоящей интеллектуальной среде. Участие «команды знатоков» и команды «зрителей», придает программе соревновательный дух, демонстрирует, что умные люди встречаются не только в московской студии «Что? Где? Когда?», а житель города Фрязино тоже способен обыграть знатоков.

Студия программы поражает дорогой и изысканной обстановкой. Стол, за которым сидят «знатоки» вызывает у зрителя ассоциацию с рулеткой казино. Окружающая стол, команда «зрителей» находится близко к знатокам и гостям передачи. Студия небольшая, большинство участников всю программу вынуждены находится в положении стоя — эти методы влияют на атмосферу игры, придают ей ощущение сплоченности, сближает людей, помогает им чувствовать эмоции друг друга.

Одна из особенностей программы — это отсутствие ведущего в кадре. А формат съемки, движение камеры демонстрируют зрителю студию «глазами ведущего». В свое время «Что? Где? Когда?» вели и Александр Масляков, и Владимир Ворошилов. На сегодняшний момент почетную должность ведущего шоу занимает Борис Крюк. Как видно из содержимого передачи, ведущий должен не уступать в образованности игрокам, потому как принимает на себя обязанности третейского судьи. Его слово является последним, и именно оно отдает победу в каждом раунде тому, или иному игроку в команде. Работа в «закадровом режиме», накладывает на него дополнительные трудности: он не имеет возможности вести общение невербально, что приводит к тому, что зритель сосредотачивает все внимание на его голосе и речи, которые должны быть безупречными. Из всех приведенных выше примеров, работа ведущего в программе «Что? Где? Когда?» имеет самый высокий уровень сложности.

Новый проект Первого канала «Барахолка» можно отнести к шоу-программе. Дебютный выпуск передачи вышел 4 апреля 2015 года. Небольшое кол-во выпусков компенсируется качеством видеосюжета: добротный исторический материал, тщательный подбор экспертов и участников шоу. Проект выполняет культурно-просветительская функцию. В процессе программы, зритель узнает полезную информацию о предметах старины: исторические факты, стоимость антиквариата сегодня, правильный уход за ним, уловки мошенников, и как их избежать. Как считает продюсер и ведущий программы Андрей Малахов: «» Барахолка" - это биография вещей, которые хранятся в наших шкафах, на наших чердаках, складах и антресолях… Иногда нам кажется, что они имеют невероятную ценность, но чаще мы не понимаем, сколько они стоят на самом деле и стоят ли что-нибудь".

Телеведущие программы Андрей Малахов и Регина Мянник в рамках программы избрали для себя обращение «на Вы» друг к другу и к гостям проекта, тем самым выказывая уважение к личности, и устанавливая рабочую дистанцию. Легкая пикировка между ведущими прекрасно дополняет программу, помогая координировать ход выпуска. «Барахолка» содержит элемент игры и соревнования. Задача игроков (соревнование между двумя командами) за 15 минут прогулки по Блошиному рынку найти максимально дорогой предмет старины. Главный приз «Барахолки» выиграет та команда, чей предмет искусства окажется наиболее ценным. Победителей проекта ждет совместная прогулка с ведущими по Блошиному рынку Парижа.

Делая акцент на культурной составляющей, программа просвещает зрителя, опираясь на мнение опытных экспертов в области истории и искусства.

Сегодня электронные СМИ совершили движение в сторону развлечения, захватившего практически все форматы телевидения. Особенность развлекательные программ в том, что они могут иметь не только положительное содержимое, но и отрицательное. Некоторые из них, помимо рекреативной функции выполняют еще и просветительскую. Такие передачи не нужно противопоставлять информационно-аналитическим, потому что уже существует ряд программ, совмещающих в себе как информационный, так и развлекательный способ освещения действительности. По словам Д. Б. Дондурея, наше время можно по праву назвать эпохой развлекательного телевидения: «Оно становится одним из важнейших факторов, определяющих структуру и содержание человеческих взаимоотношений в современном обществе.

Несмотря на кажущуюся легкомысленность и бессодержательность, развлекательные программы способствуют формированию новых социальных связей, интеграции различных слоев общества в единое целое, влиянию на поведение и этическое состояние аудитории, не забывая при этом поощрять личностный индивидуализм зрителя.

Это самый легкодоступный и эффективный для потребителя источник рекреации в условиях ускоренного жизненного ритма и информационных перегрузок, социально-политических потрясений и бытовых стрессов, заставляющих его находить новые способы восстановления потребностей (моральных).

По мнению Дондурея, «именно развлекательные телепрограммы позволяют аудитории преодолеть монохромность и безыскусность окружающего мира, развивают творческий поиск, призывают к самосовершенствованию, помогая ощутить в себе качества, не проявившиеся в повседневной жизни».

Возможно, что по этой причине развлекательное телевидение сегодня — это один из наиболее актуальных и востребованных сегментов российского медиарынка. Доля развлекательных программ в сетке вещания российских телеканалов стремительно увеличивается, в то время как сокращается кол-во эфирных часов у спортивных и музыкальных передач.

Активное использование развлекательного контента связано со стремительной коммерциализацией российского телевидения, которая вынуждает владельцев телекомпаний всячески привлекать и удерживать свою аудиторию. Отсюда и ориентация на телевизионное развлечение.

Как подчеркивает Э. Тоффлер, «информационное общество характеризуется недолговечностью ценностей и идеалов, временным характером потребностей, резким увеличением объема научно-технической информации, серьезным повышением разнообразия жизненных явлений, обилием субкультур: «Мир вокруг постоянно изменяется с невероятной скоростью, что ставит человека на грань его способностей к адаптации».

«В результате, человек впадает в особое психологическое состояние — „футурошок“ (шок будущего), которое характеризуется внезапной, ошеломляющей утратой чувства реальности, умения ориентироваться в жизни, вызванной страхом перед близким грядущим. Перегруженность информацией лишает человека возможности рационально мыслить и принимать оптимальные решения. Неспособность решать собственные проблемы в условиях усиливающегося информационного потока порождает „эскейпизм“ — бегство от реальности». Чему и служит развлекательное телевидение.

На основе анализа шоу Первого канала были сделаны следующие выводы. Отбор программ в сетку вещания происходит по следующим критериям.

Это рейтинговые шоу, чья популярность послужила причиной их перехода с других каналов на вещание Первого.

  • · Большее кол-во шоу помимо развлекательной (рекреативной) выполняют просветительскую функцию.
  • · Ведущие ток-шоу являются профессионалами в области журналистики, или специалистами той сферы, которая обсуждается в их программе
  • · В ток-шоу затрагивают любые темы, кроме политики (если сама программа по концепции не является политической)

Как правило, шоу-программы представляют собой классический вариант развлекательной программы, описываемой «Классификатором» как «программа, предназначенная в первую очередь для отдыха, направленная на доставление удовольствия и/или эстетического наслаждения».

Что касается функций, то в большинстве случаев развлекательные программы, в том числе и на Первом канале, выполняют рекреативную функцию. Даже из самых простых проектов, зритель Первого канала подчерпнет информацию для расширения кругозора за счет актуальности подобранных тем.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой