Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Развитие социальной активности студента в воспитательной системе колледжа

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Однако устоявшиеся в системе среднего профессионального образования стереотипы «идеологии подготовки» способствуют, как правило, лишь формированию предметной компетенции, не уделяя должного внимания личностной готовности к профессиональной деятельности в условиях меняющейся образовательной среды. В связи с этим приоритетной должна стать так называемая «либеральная модель» образования… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Теоретические основы развития социальной активности студента в воспитательной системе колледжа
    • 1. 1. Социальное воспитание молодежи
    • 1. 2. Социальная активность студента колледжа
    • 1. 3. Компоненты, критерии и уровни развития социальной активности студента колледжа
    • 1. 4. Психолого-педагогические условия и механизмы развития социальной активности студента колледжа
    • 1. 5. Модель процесса развития социальной активности студента в воспитательной системе колледжа
  • Выводы по первой главе 78 р
  • Глава II. Опытно-экспериментальная работа по формированию социальной активности студента в воспитательной системе колледжа
    • 2. 1. Цель и задачи опытно-экспериментальной работы
    • 2. 2. Характеристика социальной активности студента в процессе обучения в колледже
    • 2. 3. Технология развития социальной активности студента в воспитательной системе колледжа
    • 2. 4. Результаты экспериментальной работы по развитию социальной активности студента в воспитательной среде колледжа
  • Выводы по второй главе 1
  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ 120 БИБЛИОГРАФИЯ
  • ПРИЛОЖЕНИЯ

Развитие социальной активности студента в воспитательной системе колледжа (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Современные направления в развитии учебно-воспитательного процесса определяются задачами подготовки специалиста соответствующего уровня и профиля, конкурентно способного, компетентного, ответственного и ориентированного в смежных областях деятельности, готового к постоянному личностному росту, социальной и профессиональной мобильностиспециалиста высокой квалификации, способного не только воспроизвести полученные в колледже знания, применить в знакомых ситуациях имеющиеся профессиональные умения и навыки, использовать уже накопленный обществом опыт, но и умеющие нестандартно, творчески подойти к своему делу, неравнодушные к проблемам и заботам общества, обладающие высокими профессиональными и нравственными качествами (Е.В. Бондаревская, С.Н. Бегидо-ва, В. А. Сластенин, А. А. Кузьмина, А. К. Маркова, J1.H. Митина и др.).

Быстрые темпы научно-технического развития, изменения содержания, характера труда специалистов гуманитарно-технического профиля в значительной степени осложняют процесс профессиональной адаптации выпускников колледжа — молодых специалистов к стремительно меняющимся требованиям производства и рыночных отношений, поэтому важнейшая социальная функция гуманитарно-технического колледжа как образовательного учреждения заключается в создании условий для развития социальной активности студента, реализации его возможностей, профессионального становления и развития личности, позволяющих индивиду адекватно содействовать научно-техническому и социальному прогрессу общества (И.А. Зимняя, В.Ш. Масленникова).

Однако устоявшиеся в системе среднего профессионального образования стереотипы «идеологии подготовки» способствуют, как правило, лишь формированию предметной компетенции, не уделяя должного внимания личностной готовности к профессиональной деятельности в условиях меняющейся образовательной среды. В связи с этим приоритетной должна стать так называемая «либеральная модель» образования, ориентированная на развитие самостоятельности, проблемного мышления, творческой активности в согласовании с потребностью общества и человека в развитии его интеллекта и личности, поэтому правомерно обращение к воспитательной системе как фактору личностного развития и обязательному компоненту развития социальной активности студента [62,94,107].

Таким образом, констатируются противоречия между:

— требованиями общества к социальному развитию личности специалиста и слабой разработанностью теоретических и практических основ ее формирования в условиях колледжа;

— низким уровнем социальной активности студента и недостаточной разработанностью технологий ее развития в условиях воспитательной системы колледжа.

Неразрешенность данных противоречий определила актуальность темы нашего исследования и позволила сформулировать его проблему: каковы теоретические основы процесса развития социальной активности студента и особенности ее становления в условиях воспитательной системы колледжа.

Объект исследования — воспитательная деятельность в образовательном учреждении среднего профессионального образования.

Предмет исследования — развитие социальной активности студента в воспитательной системе колледжа.

Цель исследования — выявить совокупность теоретических положений и разработать модель развития социальной активности студента в воспитательной системе колледжа.

Гипотеза исследования — развитие социальной активности студента колледжа будет эффективным если:

— модернизировать содержание и структуру воспитательной системы колледжа, направленной на развитие социальной активности студента;

— разработать и реализовать модель развития социальной активности студента и технологию ее реализации в воспитательной системе колледжа.

В соответствии с проблемой, целью и предметом исследования были сформулированы следующие задачи:

1. Выявить особенности социального воспитания студентов колледжа.

2. Определить сущность, содержание, структурные компоненты социальной активности студента колледжа, критерии и уровни ее сформированности.

3. Обосновать и экспериментально проверить комплекс психолого-педагогических условий и механизмов, обеспечивающий успешность развития социальной активности студента в воспитательной системе колледжа.

4. Научно обосновать структурно-функциональную модель развития социальной активности студента в воспитательной системе колледжа.

5. Разработать и экспериментально апробировать технологию развития социальной активности студента в воспитательной системе колледжа.

Методологическую основу исследования составляют концепции гуманистической педагогики, раскрывающие понятия самоценности личностигуманизации образованияположения о диалектическом единстве социального и индивидуального, духовного и физического, профессии и личностиучения о сущности и закономерностях развития личности, ее активности, деятельности.

Методологическими ориентирами исследования выступают:

— системный подход, актуализирующий требования к развитию личности студента в воспитательной системе колледжа в тесной взаимосвязи с другими компонентами его профессиональной подготовки;

— акмеологический подход, позволяющий раскрыть потенциал студента в процессе профессионального развития;

— аксиологический подход, рассматривающий человека как высшую ценность общества;

— социокультурный подход, определяющий специфику педагогической деятельности в воспитательном процессе;

— вариативно-модельный подход, позволяющий создавать модель воспитательного пространства колледжа;

— личностно-ориентированный подход, направляющий процесс воспитания на личность, раскрытие ее индивидуальных возможностей.

Теоретическую основу исследования представляют труды отечественных и зарубежных специалистов по проблемам: современной педагогики (Е.В. Бондаревская, И. С. Сергеев, В. В. Сериков, В. А. Сластенин, А. И. Кочетов, Е. Н. Шиянов и др.) — профессионального образования и профессионального становления личности педагога (Б.Г. Ананьев, К.А. Абульханова-Славская, С. Н. Бегидова, М. Я. Виленский, А. А. Деркач, А. А. Кузьмина, А. К. Маркова, С. Д. Неверкович, В. А. Сластенин, Д. В. Чернилевский и др.) — гуманистические идеи личностно-ориентированного образования (Е.В Бондаревская, Н. Г. Пешкова, В. В. Сериков, Б. Н. Шиянов и др.) — теории педагогических и воспитательных систем (Г.И. Батурина, M. J1. Калужный, В.А. Кара-ковский, А. И. Кочетов, М. С. Печерский и др.) — теории социализации личности, раскрывающие роль социальной среды в развитии личности на основе активного включения ее в личностно-средовое взаимодействие и социализирующую деятельность (Г.М. Андреева, Н. Ф. Голованова, И. С. Кон, А. В. Мудрик, Д. И. Фельдштейн и др.) — теории воспитательной системы вуза (А.С. Запесоцкий, А. Г. Пашков, В. Ш. Масленникова, А. В. Репринцев, Е. Н. Степанов, В. А. Сластенин, В. А. Слободчиков, А. Н. Ходусов и др.) — теории развивающего и проблемного обучения (П.Я. Гальперин, И. Я. Лернер, М.Н. Скат-кин и др.) — единство профессионального и личностного развития в деятельности (Б.Г. Ананьев, А. А. Деркач, В.А. Кан-Калик, А. Н. Кузьмина, А. Н. Леонтьев, А. К. Маркова, А. Г. Маслоу, Л. М. Митина, М. И. Станкин, В. А. Сластенин и др.).

Методы, организация и база исследования. Для решения поставленных задач и проверки исходных предположений был использован комплекс методов, взаимообогащающих и дополняющих друг друга: теоретические (сравнительный анализ литературных источников по теме исследованиямоделированиетеоретическое обобщение результатов исследования) — эмпирические (педагогическое наблюдение, педагогический эксперимент) — диагностические (беседа, тестирование, опросные методики, создание специальных педагогических ситуаций) — методы математической статистики.

Экспериментальное исследование проводилось на базе Майкопского государственного гуманитарно-технического колледжа в течение 2001;2006г. и охватывало, в общей сложности, 1359 человек. Организация исследования включала 3 этапа.

1 этап (2001;2002гг.) — проведен теоретический анализ научно-методической литературы по теме исследования и оценка современного состояния проблемыопределены основные направления исследованиясформулированы цель, задачи, гипотеза исследованияуточнен понятийный аппаратразработана программа экспериментальной работы.

2 этап (2002г.) — проведен констатирующий срез с целью выявления исходного уровня развития социальной активности студента колледжаразработаны критерии, обоснованы психолого-педагогические условия и механизмыразработана структурно-функциональная модель развития социальной активности студента в воспитательной системе колледжа.

3 этап (2002;2006гг.) — организован и проведен формирующий эксперимент, обработаны и проанализированы полученные данныесистематизированы и обобщены результаты исследованиясформулированы выводыоформлен текст диссертации, практических рекомендаций и приложений.

Научная новизна результатов исследования заключается в том, что:

— определены сущности структуры и критериев социальной активности студента колледжа;

— обоснована совокупность психолого-педагогических условий и механизмов развития социальной активности студента в воспитательной системе колледжа;

— разработана структурно-функциональная модель, представляющая собой описание педагогического процесса развития социальной активности студента в воспитательной системе колледжа;

— разработана технология развития социальной активности студента в воспитательной системе колледжа, состоящая из последовательных, взаимосвязанных этапов: адаптационный, содержательный, интеграционный.

Теоретическая значимость диссертационного исследования заключается в обосновании модели развития социальной активности студента в воспитательной системе колледжа с учетом психолого-педагогических условий развития социальной активности студента колледжа. Разработанные в диссертации теоретические и практические положения позволяют усовершенствовать процесс развития социальной активности студента колледжа. i.

Практическая значимость работы заключается в том, что предложенная модель развития социальной активности студента в воспитательной системе колледжа позволяет повысить уровень социальной активности студента колледжа.

Предложенный автором комплекс психолого-педагогических условий и механизмов позволяет повысить эффективность развития социальной активности студента в воспитательной системе колледжа.

На основе проведенного исследования внесены и приняты предложения по совершенствованию воспитательного процесса в Майкопском государственном гуманитарно-техническом колледже и Адыгейском педагогическом колледже им. X. Андрухаева. Результаты исследования применимы для совершенствования образовательного процесса в средних профессиональных образовательных учреждениях.

Достоверность результатов и выводов исследования обеспечена экспериментальной работойсочетанием количественного и качественного анализакорректным применением теоретических и практических методов исследованияиспользованием репрезентативного объема выборкиподбором адекватных логике исследования методов математической статистики.

Положения, выносимые на защиту:

— развитие социальной активности студента — это двусторонний процесс, включающий в себя: усвоение студентом социального опыта путем вхождения в воспитательную среду колледжа, систему его социальных связей и активное воспроизводство системы социальных связей студентом за счет его активной творческой деятельности;

— структура социальной активности студента представлена совокупностью таких компонентов, как мотивационный, ценностныйкогнитивный, деятельностно-творческийаналитический;

— структурно-функциональная модель развития социальной активности студента в воспитательной системе колледжа включает в себя два блока: системный (взаимосвязанные подсистемы целеполагания, содержания и результата) и функциональный (воспитывающая, адаптационная, формирующая функции);

— эффективность развития социальной активности студента в воспитательной системе колледжа обеспечивается совокупностью психолого-педагогических условий: модернизация содержания и структуры воспитательной системы колледжа как системы, направленной на развитие социальной активности студента колледжаформирование установки на самореализацию студента в процессе воспитательной деятельностиразвитие субъектной позиции и личностного смыслаповышение уровня самосознания и ответственности субъектов воспитанияи механизмов, обусловливающих успешность ее развития: подражание, игра, самостоятельная деятельность, рефлексия;

— технология развития социальной активности студента в воспитательной системе колледжа включает последовательную, взаимообусловленную систему действий педагога и учащихся, направленных на решение задач по достижению поставленной цели.

Апробация и внедрение результатов работы. Результаты исследования отражены в 6 статьях, из которых 5 написаны без соавторства. Основные положения и выводы обсуждались на кафедре общей социальной педагогики Адыгейского государственного университета и докладывались на научно-практических конференциях (в Минске, Краснодаре). Полученные в ходе исследования результаты были апробированы и внедрены в воспитательный процесс Майкопского государственного гуманитарно-технического колледжа под руководством автора.

Структура и объем диссертации

Работа состоит из введения, двух глав, выводов, практических рекомендаций, библиографии и приложений. Основной текст изложен на страницах и включает 12 рисунков, 10 таблиц. Библиография включает 199 источников, из них 10 на иностранном языке.

Выводы по второй главе.

1. Для характеристики состояния работы по развитию социальной активности в процессе воспитательной деятельности, осуществляемой в колледже, было проведено исследование среди преподавателей и студентов Майкопского государственного гуманитарно-технического колледжа и Адыгейского педагогического колледжа им. X. Андрухаева, в результате которого были получены следующие данные.

Большинство опрошенных преподавателей считают, что развитию социальной активности студентов колледжа способствует включение студентов во внеурочную деятельность (68,9%). Ответы 89,7% преподавателей колледжа свидетельствуют о том, что процесс развития социальной активности необходимо осуществлять в соответствии со специальной программой. Большинство преподавателей считают, что к средствам, способствующим эффективной социальной активности студента относятся тренинги, направленные на формирование коммуникативных, жизненно важных умений (86,3%), профессиональных умений и навыков (71,9%), опыт решения профессиональных задач (65,7%), умение профессионального проектирования социально-значимой деятельности (83,6%), стремление к самореализации (88,4%).

2. Анализ показателей компонентов социальной активности студентов колледжа позволяет судить о преобладании низкого (допустимого) и среднего (исполнительского) уровней их развития и недостаточном развитии высокого (инициативного) уровня.

3. Анализ полученных результатов позволяет констатировать, что процент студентов, начиная с 1-го курса (16,67%), имеющих инициативный уровень развития социальной активности, несколько снижается к 4-му курсу (10%). Такая же динамика наблюдается и на исполнительском уровне развития социальной активности (1 курс — 40%- 4 курс — 36,67%). Между показателями 1 и 4 курсов не наблюдается достоверных различий (Р>0,05).

4. Практическая реализация разработанной модели развития социальной активности студента осуществлялась в условиях воспитательного процесса на базе Майкопского государственного гуманитарно-технического колледжа. Для решения данной проблемы нами была разработана педагогическая технология развития социальной активности студента в воспитательной системе колледжа. Основной целью данной технологии является развитие социальной активности студентов в воспитательной системе колледжа.

5. Реализация технологии развития социальной активности студентов в воспитательной системе колледжа включает 3 этапа: адаптационный, содержательный, интеграционный. Каждый этап развития социальной активности представлен массовыми, групповыми и индивидуальными формами деятельности. В процессе деятельности необходимо развивать как умения работы в коллективе, так и индивидуальную технологию деятельности каждого студента. Содержание этапов технологии развития социальной активности студентов направлено на развитие компонентов социальной активности (моти-вационного, ценностного, когнитивного, деятельностно-творческого и аналитического) как ее структуры.

6. В процессе практической реализации технологии необходимо учитывать и создавать выделенные нами психолого-педагогические условия развития социальной активности студента в воспитательной системе колледжа (модернизация содержания и структуры воспитательной системы колледжа как системы, направленной на развитие социальной активности студентов колледжаформирование установки на самореализацию студентов в процессе воспитательной деятельностиразвитие субъектной позиции и личностного смыслаповышение уровня самосознания и ответственности субъектов воспитания) и механизмы развития социальной активности студента (подражание, игра, самостоятельная деятельность, рефлексия).

7. Технология развития социальной активности студентов в воспитательной системе колледжа представляет собой организованный поэтапный процесс, что позволяет своевременно дать оценку социальному развитию личности студента и при необходимости вносить корректировки в воспитательную систему колледжа.

8. Результаты проведенного эксперимента дают основание утверждать, что эффективность процесса развития социальной активности студентов в воспитательной системе колледжа обеспечивается совокупностью применяемых форм и методов обучения, благоприятным психологическим климатом в коллективе, эмоциональным переживанием студентами своей деятельности. Анализ результатов формирующего эксперимента и систематического наблюдения за поведением студентов доказал эффективность разработанной технологии развития социальной активности студентов в воспитательной системе колледжа. Так, достоверно больше студентов в ЭГ (77,5%), достигших высокого уровня развития социальной активности по сравнению с КГ (21%) (Р<0,05).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Теоретическое осмысление проблемы развития социальной активности представляет научный интерес не только в связи с высокой социальной востребованностью ее в современном обществе, но как своеобразный педагогический контекст разработки основных положений развития конкурентоспособной личности будущего специалиста.

С точки зрения системного и личностного подходов, мы определяем социальную активность как устойчивое свойство личности и совокупность социально-значимых действий, направленных на интенсивное, осознанное взаимодействие с социальной средой, осуществляющееся в процессе внутренней (психической) и внешней (практической) деятельности по преобразованию себя и социума в соответствии с задачами общественного развития.

Важнейшей задачей колледжа, как учебного заведения, становится создание условий для развития социальной активности личности будущих специалистов, одним из путей ее решения является включение студентов в творческую социально-ориентированную и социально-значимую деятельность его воспитательной системы.

Характер взаимосвязи элементов воспитательной системы колледжа представлен в модели психолого-педагогических условий и механизмов, которые были выявлены в ходе эксперимента, теоретически и экспериментально обоснованы. Данные условия и механизмы повышают эффективность развития социальной активности студентов в воспитательной системе колледжа и способствуют формированию социально активного конкурентоспособного специалиста.

В соответствии с гипотезой исследования нами разработана структурно-функциональная модель развития социальной активности студента в воспитательной системе колледжа включающая в себя два блока: системныйвзаимосвязанные подсистемы целеполагания, содержания и результата, и функциональный (воспитывающая, адаптационная, формирующая функции), а также взаимодействие трех систем: социальной среды, системы профессионального образования и внутренней среды развития личности. Процесс прохождения блоков носит циклический характер, где содержание и количество циклов определяется этапами подготовки и изменениями в уровне развития социальной активности студентов. Показателями развития социальной активности студентов являются вводимые уровни: допустимый, исполнительский, инициативный.

Результаты, полученные в процессе теоретического и экспериментального исследования по проблеме развития социальной активности студента в воспитательной системе колледжа, позволили сделать следующие выводы:

1. Развитие социальной активности студента — это двусторонний процесс, включающий в себя: усвоение студентом социального опыта путем вхождения в воспитательную среду колледжа, систему его социальных связей и активное воспроизводство системы социальных связей студентом за счет его активной творческой деятельности.

2. Социальная активность личности представляет собой комплексное образование, состоящее из взаимосвязанных структурных компонентов: мотивационный, ценностныйкогнитивный, деятельностно-творческийаналитическийкритериями которых, определяющими их сформированность, являются: социальные знания, готовность к саморазвитию и образованию, ценностные ориентации, мотивация достижения, рефлексия, эмпатия, самооценка, творческий потенциал.

3. Структурно-функциональная модель развития социальной активности студента в воспитательной системе колледжа включает в себя два блока: системный — взаимосвязанные подсистемы целеполагания, содержания и результата, и функциональный (воспитывающая, адаптационная, формирующая функции), а также взаимодействие трех систем: социальной среды, системы профессионального образования и внутренней среды развития личности.

4. Эффективность развития социальной активности студента в воспитательной системе колледжа обеспечивается совокупностью психолого-педагогических условий: модернизация содержания и структуры воспитательной системы колледжа как системы, направленной на развитие социальной активности студента колледжаформирование установки на самореализацию студентов в процессе воспитательной деятельностиразвитие субъектной позиции и личностного смыслаповышение уровня самосознания и ответственности субъектов воспитанияи механизмов, обусловливающих успешность ее развития: подражание, игра, самостоятельная деятельность, рефлексия.

5. Авторская технология развития социальной активности студента в воспитательной системе колледжа характеризуется наличием диагностически заданной цели (развитие социальной активности студента) — последовательностью действий педагога и учащихся, направленных на достижение намеченных результатовобоснованным выбором средств и методов взаимодействия, форм организации воспитательного процесса и предусматривающая осуществление обратных связей с целью коррекции и координации совместной деятельности педагога и студента. Технология включает следующие этапы: адаптационный, содержательный, интеграционный, что обеспечивает постепенность и систематичность ее реализации.

6. Результаты опытно-экспериментальной работы по апробации и практической реализации разработанной технологии позволяют констатировать ее эффективность — на интеграционном этапе эксперимента 77,5% студентов в ЭГ достигли высокого уровня сформированности социальной ориентации, тогда как в КГ — 21% (Р<0,05).

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская, К. А. Деятельность и психология личности / К.А. Абульханова-Славская. — М.: Наука, 1980. — 335с.
  2. Абульханова Славская, К. А. Стратегия жизни / К.А. Абульханова-Славская. — М.: Мысль, 1991. — 299с.
  3. , Г. И. Студент как субъект образовательного процесса / Г. И. Аксенова. Москва-Рязань: РИНФО, 1998. — 160с.
  4. , Б.Г. Человек как предмет познания /Б.Г. Ананьев. -Л.:ЛГУ, 1968. 339с.
  5. , Б.Г. Познавательные потребности и интересы / Б. Г. Ананьев //Ученые записки ЛГУ.- № 265.-Л.: ИЛГУ, 1959.- Вып. 16.- С.78−91.
  6. , Б.Г. Психология и проблемы человекознания / Б. Г. Ананьев. -М., 1996.-381 с.
  7. , В.И. Диалектика воспитания творческой личности: Основы педагогики творчества / В. И. Андреев. Изд-во Казанского ун-та, 1988. -236с.
  8. , Г. М. Социальная психология / Г. М. Андреева М.: МГУ, 1978.-416с.
  9. , Е.А. Социальная роль и активность личности / Е. А. Ануфриев.-М., 1971.- 184с.
  10. Ю.Афанасьев, В. Г. Системность и общество / В. Г. Афанасьев. М.: Политиздат, 1980. — 367с.
  11. , С.Н. Практикум по спортивной метрологии: корреляционный анализ / С. Н. Бегидова, B.C. Бегидов. Майкоп, 2001. — 84с.
  12. , С.Н. Теоретические основы профессионально-творческогоразвития личности специалиста физической культуры и спорта: Монография / С. Н. Бегидова. Майкоп, 2001. — 270с.
  13. , В.П. Основы теории педагогических систем: проблемы и методы психолого-педагогического обеспечения технологии обучающих систем / В. П. Беспалько. Воронеж: Изд-во Воронеж, ун-та, 1977. — 304с.
  14. , В.П. Слагаемые педагогической технологии / В. П. Беспалько. М.: Педагогика, 1989. — 192с.
  15. , Б.П. Структура процесса воспитания: (Методологический аспект) / Б. П. Битинас. Каунас, 1984. — 190с.
  16. , А.А. Концепция воспитания учащейся молодежи в современном обществе / З. А. Малькова, Л. И. Новикова, В. А. Караковский. М.: Педагогика, 1991.- 86с.
  17. , Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. М.: ИП, 1968. — 464с.
  18. , Л.И. Проблемы формирования личности / Л.И. Божович- под ред. Д. И. Фельдштейна. М.: Изд-во «Институт практической психологии», 1995.-352 с.
  19. , Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе / Л. И. Божович // Хрестоматия. Психология развития СПб.: Питер, 2001. — С. 22 121.
  20. , Е.В. Личностно-ориентированное образование / Е. В. Бондаревская // Педагогика. 1997. — № 6. — С.7−15.
  21. , Е.В. Смыслы и стратегии личностно ориентированного воспитания / Е. В. Бондаревская // Педагогика. 1997. № 4 С. 11−17.
  22. , Н.В. Педагогика: Учебник для вузов / Н. В. Бордовская,
  23. А.А. Реан. СПб.: Питер, 2001. — 304с.
  24. , Л.П. Социальная среда и сознание личности / Л. П. Буева.- М.: МГУ. -1968. -202с.
  25. , А.К. Курс лекций по социологии / А. К. Булатова, З.Н. Исма-гамбетов. Алма-Ата: Данекер, 2000.- 284с.
  26. , Ю.В. Социальная педагогика / Ю. В. Василькова, Т.А. Ва-силькова. М. Изд. Центр «Академия», 2-е изд. стереотип. 2000. — 440с.
  27. , М.Я. Основы профессиональной направленности физического воспитания студентов педагогических институтов / М. Я Виленский, Р. С. Сафин. -М.: Высшая школа, 1980. 104с.
  28. , Л. С. Психология развития человека / Л. С. Выготский. -М.: Смысл: Эксмо, 2003. 1136с.
  29. , П.Я. Введение в психологию / П. Я. Гальперин: учеб. пособие для вузов. М.: Университет, 1999. — 332 с. 31 .Гальперин, П. Я. Основные результаты исследования по теме «Формирование умственных действий и понятий» / П. Я. Гальперин. М., 1965. -114с.
  30. , Б.С. Философия образования для XXI века. (В поисках-практико-ориентированных образовательных концепций) / Б.С. Гершун-ский. М.: Изд-во «Совершенство», 1998. — 608с.
  31. , П.Ф. Воспитательное пространство продленного дня / Н. Ф. Голованова. СПб.: Детство-пресс, 2002. — 155с.
  32. , П.Ф. Социализация школьников как явление педагогическое / Н. Ф. Голованова // Педагогика. 1998. — № 5. — С. 42−50.
  33. , Л.А. Практикум по возрастной психологии / Под ред. Л. А. Головей, Е. Ф. Рыбалко. СПб.: Речь, 2001. — 688 с.
  34. , В.В. Системные основания образовательной технологии. М.: Знание, 1995.- 135с.
  35. , Э.Н. Введение в философию образования / Э. Н. Гусинский, Ю. И. Турчанинова. М.: Логос, 2001. — 224 с.
  36. , А. Акмеология: Учебное пособие / А. Деркач, В. Зазыкин. -СПб.: Питер, 2003.-256с.
  37. , А.А. Акмеология: пути достижения профессионализма / А. А. Деркач, Н. В. Кузьмина. М.: РАГС, 1993. — 23с.
  38. , А.А. Методология и стратегия акмеологического исследования: Монография / А. А. Деркач, Г. С. Михайлов. М.:МПА, 1998, — 148с.
  39. , А.А. Реализация концепции «Я» в системе жизненных отношений личности (акмеологический аспект) / А. А. Деркач, Е.Б. Старовойтен-ко, А. Ю. Кривокулинский. М.: РАГС, 1993. — 156 с.
  40. , Т.Н. Формирование профессионально-познавательной активности студентов вуза в современной социально-экономической ситуации: Автореф. дис. канд. пед. наук / Т. Н. Добрынина. Кемерово, 2004.- 22с.
  41. История социальной педагогики / Под редакцией М. А. Галагузовой. -М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2001. 544с.
  42. , М.С. Системный подход и гуманитарные знания- Избр.ст. / М. С. Каган. Л.: Изд-во Ленингр. Ун-та, 1991. — 384с.
  43. , М.С. Человеческая деятельность / М. С. Каган. М.: Политиздат, 1974.-328с.51 .Калужский, JI.M. «Системность» новая трактовка понятия / JI.M. Калужский // Социально-гуманитарные знания. — М., 2004. № 4. — С. 134−149.
  44. , Е.М. Развитие социальной активности студентов в социокультурной деятельности педагогического колледжа / Е. М. Кандалина. -Челябинск, 2005. 179с.
  45. Кан-Калик, В.А. Индивидуально-творческая подготовка учителя / В.А. Кан-Калик // Советская педагогика. 1989. — № 12. — С. 97−100.
  46. Кан-Калик, В.А. К разработке теории общего и профессионального развития личности специалиста в вузе / В.А. Кан-Калик. Грозный, 1980. — С.5−13.
  47. , П.Ф. О саморазвитии и самовоспитании /П.Ф. Каптерев // Педагогика, 1999. № 7, — С.74−77
  48. , В.А. Воспитательная система школы: педагогические идеи и опыт формирования / В. А. Караковский. М.: МП «Новая школа», 1992.- 125 с.
  49. , А. Г. Психология личности / А. Г. Ковалев. М.: Просвещение, 1969,-391с.
  50. , Г. М., Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. М.: Изд. центр «Академия», 2000. — 176с.
  51. , И.А. О воспитании и воспитательных системах / И. А. Колесникова, Е. Н. Барышников. СПб.: ООО «Речь», 1996. — С.55.
  52. Кон, И. С. Социология личности / И. С. Кон. М.: ИПЛ, 1967. — 383с.
  53. Кон, И. С. Психология ранней юности / И. С. Кон. М.: Просвещение, 1989.-255с.
  54. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года // Бюллетень Министерства образования Российской Федерации. 2002, № 2.
  55. , Н.В. Профессионально-личностное становление и развитиепедагога / Н. В. Корепанова, И. М. Хакимзянова, О. И. Щербакова // Педагогика-2003.-№ 3. С.66−71
  56. , Н.А. Социализация детей, оставшихся без попечения родителей, в процессе игровой деятельности. Дис.. канд. пед. наук / Н.А. Ко-тосонова. Майкоп, 2006. — 187с.
  57. , А.И. Педагогические основы самовоспитания / А. И. Кочетов. -М.: Знание, 1974.-64с.
  58. , А.И. История зарубежной социологии: учеб. пособие для вузов: по специальности «социология» и «социальная антропология». / А. И. Кравченко. М.: Культура: Академический Проект, 2005. — 703с.
  59. , А.И. Основы социологии: Учеб. пособие для студ. спец. учеб. заведений / А. И. Кравченко. М.: Академический проспект, 2002. -384с.
  60. , Ю.И. О месте понятия «социализация» в современной педагогике / Ю. И. Кривое // Педагогика. 2003. № 2. — С. 11−22.
  61. , Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения / Н. В. Кузьмина. М.: Высш. шк., 1990. -118с.
  62. Н.В. Способности, одаренность, талант учителя / Н. В. Кузьмина. JL: Знание, 1985. — 32 с.
  63. , Н.В. Очерки психологии труда учителя: Психологическая структура деятельности учителя и формирование его личности / Н. В. Кузьмина. -J1.: Изд-во Ленингр. ун-та, 183 с.
  64. , Н.В. Предмет акмеологии / Н. В. Кузьмина. Шул.: Изд-во ШПИ, 1995.-23 с.
  65. , Г. Ф. Биометрия / Г. Ф. Лакин. М.: Высшая школа, 1990. — 352с.
  66. , А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. 2-е изд. — М.: Политиздат, 1977. — 304с.
  67. , А.Н. Потребности. Мотивы. Эмоции / А. Н. Леонтьев. -М.:ИПЛ, 1971.-217 с.
  68. , И .Я. Дидактические основы методов обучения / И. Я. Лернер. -М., 1981.- 186с.
  69. , И.Я. Проблемное обучение / И. Я. Лернер. М., 1974.
  70. , И.Я. Процесс обучения и его закономерности / И. Я. Лернер. -М., 1980.-94с.
  71. , И.Я. Развивающее обучение с дидактических позиций / И. Я. Лернер // Педагогика. -1996. № 2. — С.7−11.
  72. , В.Т. Духовный мир и ценностные ориентации молодежи России: Учебное пособие / В. Т. Лисовский. СПб.: СПбГУП, 2000. — 519с.
  73. , Р.А. Деятельность детских общественных объединений в современных условиях как фактор социализации подростков: Моногр. / Р. А. Литвак. Челябинск: Чгаки, 2005. — 336с.
  74. , Р.А. Социально-педагогическая поддержка детей: Региональный аспект / Р. А. Литвак. Челяб. гос. пед. ун-т-Челябинск: ЧГПУ, 1997.-88с.
  75. , Б.Т. Педагогика. Курс лекций. / Б. Т. Лихачев. М., 1998. С.35−37.
  76. , Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии / Б. Ф. Ломов. М.: Наука, 1984. — 444с.
  77. , С. Р. Теории личности: сравнительный анализ = Personality Theories / С.Р. Мадди- Науч. ред. Д А. Леонтьев- Пер. с англ. И. Ю. Авидон, А. Н. Батустин, П. В. Румянцева. СПб.: Речь, 2002. — 539с.
  78. , А.К. Психология профессионализма / А. К. Маркова. М., 1996.-308 с.
  79. , А.К. Психология труда учителя: Кн. для учителя / А. К. Маркова. -М.: Просвещение, 1993. 191с.
  80. , А.К. Формирование мотивации учения / А. К. Маркова, Т. А. Матис, А. Б. Орлов. М., 1990. — 220 с.
  81. , С.М. Проектирование педагогических систем профессионального образования в мировом и отечественном опыте: Учеб. пособие / С.М. Маркова- М-во образования Рос. Федерации, Волж. гос. инженер.-пед. ин-т. Н. Новгород: ВГИПИ, 2000. — 39с.
  82. , В.Ш. Современная идеология воспитания социально-ориентированной личности / В. Ш. Масленникова. Казань: РИЦ «Школа», 2004. -176 с.
  83. , А.Г. Мотивация и личность: пер. с англ. / А. Г. Маслоу: Пре-дисл. Н. Н. Чубарь. СПб.: Евразия, 2001. — 477 с.
  84. Методические материалы по комплексной критериальной оценке воспитательной деятельности образовательного учреждения / Под общ. ред. И. А. Зимней. М.: Изд. дом «Новый учебник», 2003. — 96с.
  85. Митина, J1.M. Психология развития конкурентоспособной личности / JI.M. Митина. М.: Московский психолого-социальный институт- Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2002. — 400 с.
  86. , Е.С. Личностно-ориентированной образование как фактор предвузовской подготовки слушателей подготовительных курсов (на базе дополнительного довузовского образования): Дис.. канд.пед.наук / Е. С. Митченкова. ЧелГУ.-Челябинск, 1999. — 176с.
  87. Молодежь в XXI веке: Социальное участие: материалы всероссийской научно-практической конференции 11−12 июля 2000 г / Под ред. P.M. Куличенко. Тамбов: ТГУ, 2000. — 201с.
  88. , В.Д. Социальная активность: споры и суть / В.Г. Мордко-вичь // Социально-психологические основы общественной активности школьников и студентов. Курск: Изд-во «Курская правда», 1971. — С. З-20.
  89. ЮО.Мудрик, А. В. Общение в процессе воспитания / А. В. Мудрик. М.: Педагогическое общество России, 2001. — 320с.
  90. , А.В. Социальная педагогика / А. В. Мудрик / Под ред. В. А. Сластенина. М.: «Академия», 2003. — 200с.
  91. , А.Я. Проблемы развития профессионального образования: региональный аспект / А. Я. Найн, Ф. Н. Клюев. Челябинск: Изд-во Челяб. ин-таразв. проф. образ., 1998. — 264с.
  92. , СИ. Словарь русского языка. / Под ред. докт. филол. наук, проф. Н. Ю. Шведовой. 14-е изд., стереотип. -М.: Русяз., 1983. — 816с.
  93. Основы психологии. Практикум / Ред.сост. Л. Д. Столяренко. Ростов н/Д: Изд-во «Феникс», 2000. — 576с.
  94. , А.А. Трудовое воспитание на фоне социальных перемен / А. А. Пашков // Народное образование. 1991. № 11. — С. 59−70.
  95. Педагогический энциклопедический словарь / Ред. Б.М. Бим-Бад- Ред. кол.: Безруких М. М. и др. М.: Большая Росэнциклопедия, 2002. — 528с.
  96. , А.В. Проблемы развития личности с позиции социальной психологии / А. В. Петровский // Вопросы психологии. 1984. — № 4. — С. 15−30.
  97. , А.В. Психология развивающейся личности / А. В. Петровский. М.: Педагогика, 1987. — 237с.
  98. , А.В. Категориальная система психологии. Вопросы психологии / А. В. Петровский, В. А. Петровский. 2000. -№ 5. С.3−16.
  99. , М.С. Цель, содержание и система современного воспитания / М. С. Печерский // Воспитательная система: поиски и находки. -Пермь: Перм. гос. пед. ун-та, 1996. С. 26−30.
  100. Н.Г. Педагог в системе личностно-ориентированного образования / Н. Г. Пешкова, С. П. Пешков. Ростов-на-Дону, 1997. — 83с.
  101. , М.М. Социальное воспитание школьников: Монография / М. М. Плоткин. М.: ИПСР, 2003. — 200с.
  102. , И.П. Педагогика: Учеб. для студентов высш. пед. учеб. Заведений / И. П. Подласый.- М: Просвещение: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 1996. -432с.
  103. , Г. Б. Дидактические основы подготовки студентов педагогических вузов к осуществлению внеклассной работы с использованием компьютеров. Дис. канд. пед. наук / Г. Б. Поднебесова. Чел. Гос. Ун-т -Челябинск, 1999. — 207с.
  104. , Е.С. Телекоммуникации в учебно-воспитательном процессе школы / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, Е. Н. Ястребцева, З. И. Батюкова. -М.: Педагогика-Пресс, 1993. 210с.
  105. , JI.H. Психология творчества / JI.H. Понамарев. — М.: Наука, 1976. 306с.
  106. , М.П. Теория и методика воспитания / М. П. Попова. Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2002. — 60с.
  107. Практическая психология: Учебник / Под ред. М. К. Тутушкиной. -М.Изд-во: СПб, 1997. 336с.
  108. Прикладная психодиагностика: Практикум. 4.1.- Краснодар, 1993.-С.43−49.
  109. Психологические основы формирования личности в педагогическом процессе / под ред. А. Коссаковски, X. Кюна, И. Лошпшера, Г. Розенфель-да. М.: Педагогика, 1981. — 224с.
  110. Психологические тесты (для деловых людей) / Составитель сборника к.п.н. Н. А. Литвинцева. — М., 1994, — 317 с.
  111. Психологический словарь / Под ред. А. В. Петровского. 2-е изд. — М.: Политиздат, 1990.- 404с.
  112. Психология развития творчески потенциальной личности. М.: Флинта, 1997. — 224с.
  113. , Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты: Учебное пособие / Д. Я. Райгородский. Самара: Изд. дом «БАХРАХ-М», 2004. — 672с.
  114. , Т.А. Психодиагностические методы изучения личности: Учеб. пособие / Т .А. Ратанова, Н. Ф. Шляхта. М., 1998. — 264с.
  115. , Г. В. Формирование акмеологической направленности личностибудущего учителя: на примере подготовки учителя музыки: Дис.канд. пед. наук / Г. В. Рева. Майкоп, 2002. — 198с.
  116. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т.- Т. 2.1 Гл. ред. В. В. Давыдов.- М.: Большая Российская энциклопедия, 1998. 672с.
  117. Рубинштейн, C. J1. Основы общей психологии / C.JI. Рубинштейн. -М.: Педагогика, 1989. 380с.
  118. , В.В. Полемическое взаимодействие субъектов обучения в процессе социокультурной подготовки студентов: Монография / В.В. Рябчиков- Федер. агентство по образованию, Иркут. гос. ун-т, Фил. ГОУ ВПО ИГУ в г. Братске. Иркутск: ИГУ, 2005. — 122с.
  119. , В.Д. Взаимодействие школы и социальной среды: Опыт исследования / В. Д. Семенов. М.: Педагогика, 1986. — 178с.
  120. , Н.И. Социальная психология: Учебник для вузов / Н. И. Семечкин. СПб: Питер, 2004. — 376с.
  121. , И.С. Основы педагогической деятельности: Учеб. пособие / И. С. Сергеев. СПб.: Питер, 2004. — 316с.
  122. , В.В. Личностный подход в образовании: концепциях и технологии / В. В. Сериков. Волгоград: Перемена, 1994. — 152с.
  123. , М.Н. Об изучении, обобщении и использовании передового опыта / М. Н. Скаткин // Народное образование. 1981. — № 9. — С. 24−29.
  124. , М.Н. Совершенствование процесса обучения / М.Н. Скат-кин.-М., 1971.-С.25−30.
  125. , В.А. Гуманитарная культура специалиста / В. А. Сластенин // Магистр. 1991. -№ 1. — С. 16−25.
  126. , В.А. Профессиональная самоактуализация будущего учителя/ В. А. Сластенин, Е. В. Андриенко.// Научные труды МПГУ. М.: Прометей, 1998.-С. 3−13.
  127. , В.А. Субъектно деятельностный подход в образовании/ В. А. Сластенин, Г. И. Аксенова. // Научные труды МПГУ. — М.: Прометей, 2000. — 635с.
  128. , В.А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки / В. А. Сластенин. М.: «Просвещение», 1976. — 160с.
  129. , В.И. Категория возраста в психологии и педагогике развития / В. И. Слободчиков // Вопросы психологии. 1991. — № 2. — С. 37−49.
  130. Сотрудничество семьи, детских общественных объединений, социальных педагогов в процессе социализации личности ребенка / Ред. Р. А. Литвак. Челябинск: ЧГПУ, 1996. — 103 с.
  131. Социальная активность // Философский словарь / Под ред. И. Т. Фролова. 5-е изд. — М.: Политиздат, 1987. — С. 445−446.
  132. Социальная педагогика: Курс лекций. / Под общей редакцией М. А. Галагузовой. М: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2000. — 416с.
  133. Социальная педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под редакцией В. А. Никитина. М.: Гуманитарный изд. Центр ВЛАДОС, 2000. 272с.
  134. Социальная психология: Хрестоматия / Сост. Е. П. Белинская, О. А. Тихомандрицкая. М.: Аспект Пресс, 2003. — 476с.
  135. , А.Г. Сознание и самосознание / А. Г. Спиркин. М., 1972. -с. 333−352.
  136. , М.И. Профессиональные способности педагога. Акмеология воспитания и обучения: метод, пособие / М. И. Станкин. М, 1998. -368с.
  137. , Е.М. Моделирование воспитательной системы образовательного учреждения: теория, технология, практика / Е. М. Степанов. -Псков: ПОИПКРО, 1998. 263с.
  138. , Е.Н. педагогу о современных подходах и концепциях воспитания / Е. Н. Степанов, Л. М. Лузина. М.: ТЦ «Сфера», 2002. — 160с.
  139. , A.M. Психология и педагогика: Учеб. пособие для вузов / A.M. Столяренко. -М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. 431с.
  140. , Л.Д. 100 экзаменационных ответов по психологии / Л. Д. Столяренко, С. И. Самыгин. Ростов н/Д: МарТ, 2000, — 256с.
  141. , Л.Д. Педагогика. 100 экзаменационных ответов: экспресс-справочник для студентов вузов / Л. Д. Столяренко, С. И. Самыгин. -Ростов н/Д: МарТ, 2001. 256с.
  142. , Н.М. Архитектоника воспитательного процесса: современна концепция и теория воспитания / Н.М. таланчук. Казань, 1990. — С.10−11.
  143. , Т. Личность и толпа: Очерки по социальной психологии / Т. Тард. СПб: Изд-во РАН, 1992. — 116с.
  144. , А.Н. Образование как технологический механизм социализации молодежи / А. Н. Тесленко // Высшая школа Казахстана. 2002. -№ 1.- С.32−39.
  145. , А.Н. Теоретико-методологические основы социализации молодежи: Автореф. дис. д-ра пед. наук/ Алма-Ата, 2002. 42с.
  146. , Д.Н. Теория установки / Д. Н. Узнадзе. Тб., 1997.- 525с.
  147. , Д.Н. Анатомия гуманистической педагогики / Д. Н. Узнадзе. М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили. Московский государственный педагогический университет. 2000. — 224с.
  148. , Д.И. Проблемы возрастной и педагогической психологии / Д. И. Фельдштейн. М.: МПА, 1995. — 368с.
  149. , Д.И. Социальное развитие в пространстве времени / Д. И. Фельдштейн. — М.: Флинта Наука, 1997.- 158с.
  150. , И.И. Методика работы педагога дополнительного образования / И. И. Фришман. М.: «Академия», 2001. — 160с.
  151. , Н.И. Комплексный подход как фактор организации дополнительного образования детей (региональный аспект): Дис.. канд. пед. наук / Н. И. Фуникова. Челябинск, 1998. — 234с.
  152. , B.JT. Активность (характеристики и развитие): Учеб.-метод. пособие. Воронеж: Моск. психол.-соц. ин-т- МОДЭК, 2000. 448с.
  153. Хекхуазен, Мотивация и деятельность: (Пер. с нем.) / Хекхуазен, Хайнц. М.: Педагогика, 1986. — 24с.
  154. , М.О. Актуальные проблемы развития системы дополнительного образования / М. О. Чеков // Инновации в образовании. 2002. — № 4. -С.28−37.
  155. , Д.В. Дидактические технологии в высшей школе: Учеб. пособие для вузов / Д. В. Чернилевский М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. -437 с.
  156. , Д.В. Технология обучения в высшей школе / Д. В. Чернилевский, О. Филатов. М., 1996. — С.205−223.
  157. , Т.И. Проблемы активизации учения школьников (дидактические концепции и пути реализации принципа активности в обучении): Автореф. дис. д-ра пед. наук / Т. И. Шамова. М., 1977. — 40 с.
  158. , Т.И. Управление образовательным процессом в адаптивной школе / Т. И. Шамова, Т. М. Давыденко. М.: Центр «Педагогический поиск», 2001.-384с.
  159. , Т.И. Управление образовательными системами: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Т. И. Шамова, П. И Третьяков, Н. П. Капустин. М.: ВЛАДОС, 2002. — 320с.
  160. , И.Г. Образовательное пространство субъекта и его проектирование / И. Г. Шендрик. М.: АПКиПРО, 2003. — 156с.
  161. , И.Г. Самореализация личности в контексте проектирования образования // Педагогика. 2004. № 4. — С.36−42
  162. , О.Б. Ценностные ориентации в подготовке учителя / О. Б. Широких // Высшее образование сегодня. М., 2005 № 1.- С.50−52.
  163. , Е.Н. Гуманистические ценности педагогической деятельности / Е. Н. Шиянов. // Педагогика образования. М., 1996. — Вып.11. — С. 10−15.
  164. , Е.Н. Идея гуманизации образования в контексте отечественных теорий личности / Е. Н. Шиянов, И. Б. Котов. Ростов-на-Дону, 1995. -316с.
  165. , Е.Н. Развитие личности в обучении: Учеб. пособие для студентов пед. вузов/ Е. Н. Шиянов, И. Б. Котова. М.: Академия, 1999. -288с.
  166. Энциклопедический социологический словарь / Общ. ред. акад. РАН Г. В. Осипова. М.: Сов. энцикл., 1995. — 939с.
  167. , Ф.И. Вопросы внеклассной и внешкольной работы с учащимися / Ф. И. Юрченко. М.: Просвещение, 1975. — 72с.
  168. , Н.М. Теория и практика подготовки будущего учителя к творческому решению воспитательных задач. Дис.. д-ра пед. наук. / Н. М. Яковлева. Челябинск, 1992. — 403с.
  169. , Т.Ф. Человек как объект социальной педагогики и социальной работы: теоретико-методологический аспект (в контексте мирового-опыта) / Т. Ф. Яркина. М.: ИПСР РАО, 1996. — 81с.
  170. California Cultural Competency Task Force. Recommendations for the Medi-Cal Managed Care Program. Berkeley, CA: Institute for the Study of Social СЬап§ е, 1994.-41 Op.
  171. Culture bound. Bridging the cultural gap in language teaching. Edited by J. M. Valdes. Cambridge University Press. Eighth printing 1996. — 222p.
  172. Geertz, С The Interpretation of Culture. NY.: Basic Books, 1973. 190p.
  173. Harmer, J. The Practice of English Language Teaching? Pearson Education Limited. Third Edition. Completely revised and updated. 2003 370p.
  174. Jarcuques, D. Learning: The Treasure Within. Report of UNESCO of the International Comission on Education for the Twenty-first Century/UNESCO Publishing. 1996.-46p.
  175. Lindsey R.B., Robins K.N., Terrell R.D. Cultural proficiency: a manual for school 1еаёегз, 1999. — 255p.
  176. Parsons T. Bales R.F. Family, Socialization and interaction process. Free ргезз. 1955. -230p.
  177. Second Language Teacher Education, Jack C/Richards and David Nunan. -Cambridge University Press, 1996. 320p.
  178. Vander Zangen James W. Sociology. The core. McGraw Hill Publishing Сотрапу, 1990.-483p.
  179. Walker, Patricia 1994. Delivering Culturally Competent Care in a Multicultural Society: Challenges for Physicians. HCMS Bulletin, (Му/Аиеизг) 1994: P. 8−10.
  180. Zimbardo, P.G. Involvement and communication discrepancy as determinants of opion con formity. Journal of Abnormal and Social Psychology/ P.G. Zimbardo. 1960. P. 86−94.
Заполнить форму текущей работой