Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Творчество А. Соболевского в контексте развития русскоязычной прозы Мордовии 1960-90-х годов

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В центре внимания писателя почти всегда находится внутренний мир человека, сложность его взаимоотношений с обществом, особенности его бытия. Это рождает некую «асоциальность», как бы бессюжетность, которые являются свидетельством авторского поиска самого способа художественного воссоздания своего героя. Таким способом обретается лирический психологизм повествования, основанный на автобиографизме… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. Очерковая проза А. Соболевского и ее соотнесенность с современным литературным процессом
    • 1. 1. Очерк в системе прозаических жанров мордовской литературы
    • 1. 2. Художественное своеобразие очерков А. Соболевского
  • ГЛАВА 2. Творчество А. Соболевского и жанрово-стилевые искания мордовской новеллистики
    • 2. 1. Основные тенденции становления, -ра^шш и современного состояния
  • Jfcfc'**-.- ИМ"--: мордовского рассказа."ОДвФл**
    • 2. 2. Эволюция жанра рассказа в творчестве А. Соболевского
  • ГЛАВА 3. Своеобразие жанра повести в творчестве А. Соболевского
    • 3. 1. Идейно-тематическая доминанта повестей А. Соболевского
    • 3. 2. Особенности раскрытия характеров в повестях А. Соболевского

Творчество А. Соболевского в контексте развития русскоязычной прозы Мордовии 1960-90-х годов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Каждый период развития литературы предполагает совершенствование старых и возникновение новых форм отражения жизни и воздействия на читателя, выдвигая новые горизонты для исследования. Современность не только создает условия для развития новых жанровых форм, но и расширяет возможности постановки более масштабных идейно-художественных проблем, что, несомненно, способствует формированию личности писателя.

Талантливый писатель — это, прежде всего, создатель художественных ценностей национальной культуры, выразитель духовных и нравственных ориентиров своего народа. Исследователь национальной литературы А. В. Алешкин отмечал: «.эстетика и поэтика мордовской литературы как явления художественной культуры народа формировалась и формируется общими усилиями многих писателей. Однако общенациональные черты и признаки в литературе всегда получают конкретное преломление в произведениях отдельных творческих личностей, не теряя при этом свою коллективную индивидуальность, т. е. национальную специфику» (184, 9−10). Именно поэтому, на наш взгляд, назрела необходимость научного осмысления авторской индивидуальности писателей, в творчестве которых наиболее ярко проявились современные тенденции развития литературы.

Этот подход достаточно успешно осуществлялся и осуществляется мордовскими литературоведами, среди которых прежде всего следует отметить А. В. Алешкина, А. И. Брыжинского, Н. Л. Васильева, В. В. Горбунова, Г. И. Горбунова, Г. С. Девяткина, В. И. Демина, М. И. Ломшина, В. М. Макушкина, Н. И. Черапкина, Е. И. Чернова и др.

Современная мордовская литература с каждым годом обогащается новыми именами, активно включающимися в создание ее основного фонда. «Мордовская литература вступила в пору своей зрелости. Она значительно расширила свой идейно-тематический и жанровый диапазон. И весомый вклад в ее развитие вносят авторы, пишущие на русском языке», — отмечал известный мордовский литературовед и критик В. М. Макушкин (42, 12). В Мордовии немало поэтов и прозаиков, пишущих на русском языке, чье 4 творчество на сегодняшний день практически не изучено. Среди них следует выделить Ф. Андрианова, В. Гадаева, А. Утешева, С. Фетисова и др. Несомненный научный интерес представляет и творчество русскоязычного писателя Александра Александровича Соболевского, которое, развиваясь в период с конца 1950;х годов и по настоящее время, органично вписалось в общий литературный процесс Мордовии, зарекомендовав себя как яркое и самобытное явление.

Жанрово-тематическое разнообразие, своеобразная творческая манера стиля и другие особенности прозы А. Соболевского, находясь в русле общего литературного развития Мордовии 1960 — 90-х годов, вместе с тем свидетельствуют о творческом освоении писателем художественных возможностей сложившихся традиций.

Начав с журналистики и художественно-публицистического жанра очерка, он естественно переходит к рассказу, а затем — к повести. Активно участвуя в развитии психологической и лирической прозы, писатель своеобразно подходит к изображению человека, отражая в большей степени мир его души, разрабатывает наиболее актуальные проблемы своего времени, демонстрируя при этом жанровое и тематическое многообразие.

Принадлежность прозы А. Соболевского к малоизученной в настоящее время русской ветви литературы Мордовии во многом определяет актуальность данного исследования.

Как и другие ветви — эрзянская и мокшанская — русскоязычная проза Мордовии имеет свою специфику. Используя богатейшие традиции русской литературы, она активно взаимодействует с литературой, создаваемой на эрзянском и мокшанском языках. Русскоязычная литература выросла на мордовской почве, богатой своими фольклорными традициями, своими национальными особенностями. Поэтому есть все основания утверждать, что русскоязычная литература Мордовии развивается в том же русле, что и литература на мордовских языках. 5.

Актуальность диссертационного исследования исходит также и из того, что А. Соболевский является нашим современником. В своих произведениях он анализирует явления и события своего времени, дает им субъективную оценку, акцентирует внимание на нравственных аспектах характера современника. А. Соболевский художественно правдиво передает тот ритм жизни, те вопросы бытия, которые волнуют людей, приводят их к тому или иному нравственному выбору, имеющему особенную ценность в современной ситуации.

Однако в настоящее время степень изученности литературного наследия А. Соболевского явно недостаточна, поскольку нет ни одной работы, целостно освещающей творческий путь писателя.

Отдельные критические отзывы и замечания по поводу идейно-тематических, жанрово-стилевых особенностей прозы автора содержатся в монографиях обобщающего характера известных мордовских литературоведов А. И. Брыжинского, Г. С. Девяткина, Н. В. Зиновьева, В М. Макушкина и некоторых других. Кроме того, интерес для исследования представляют статьи, рецензии, отзывы известных критиков: Ю. Басихина, О. Гладышевой, П. Киричка, А. Реводько, М. Федотовских и др.

Тем не менее, все указанные источники не дают полного представления о творчестве А. Соболевского, которое успешно развивается и по сей день. Мы считаем, что возникла необходимость создания работы обобщающего характера, при этом осмысление и оценка творческого наследия писателя должны осуществляться в контексте общего развития русскоязычной прозы Мордовии.

Научная новизна исследования заключается в том, что в работе осуществлена первая попытка целостного анализа прозы А. Соболевского, занимающей основное место в его творческой биографии. При этом следует отметить, что в последнее время творческая активность автора была направлена на освоение поэтических жанров. Его стихи, написанные по сюжетам Евангелия, вошли в три поэтических сборника.

На основе анализа художественных традиций предшествующей и современной литературы Мордовии в работе осмысливаются художественное 6 мастерство, идейно-эстетическое, жанрово-стилевое своеобразие прозы А.Соболевского.

Хронологические рамки исследования охватывают 1960 — 90-е годы.

Целью настоящего диссертационного исследования является научное изучение прозы писателя как художественно состоявшегося явления, в ее единстве и целостности, с учетом ведущих направлений развития, места и роли творчества Соболевского в мордовской прозе.

Для достижения данной цели автором исследования были поставлены следующие задачи:

— рассмотреть основные этапы творческого наследия А. Соболевского;

— проследить жанровое и тематическое своеобразие творчества писателя;

— проанализировать идейно-художественные, художественно-эстетические особенности поэтики прозы данного автора;

— выявить основные закономерности творческого credo А. Соболевского в историко-литературном контексте Мордовии.

Предметом исследования стали наиболее яркие прозаические произведения А. Соболевского, выходившие в периодической печати Мордовии, коллективных сборниках Мордовского книжного издательства, а также отдельными изданиями.

В процессе работы автором исследования были привлечены статьи, рецензии, отзывы, посвященные творчеству А. Соболевского, материалы его личного архива, размышления и воспоминания писателя, высказанные в процессе личного общения.

Методологическая и теоретическая основа диссертации.

Методологической основой диссертации является этико-философская концепция о диалектическом соотношении общего и особенного в художественном творчестве писателя.

Теоретической основой послужили труды известных отечественных литературоведов, критиков и историков русской литературы по проблемам жанра: В. А. Алексеева, М. М. Бахтина, Г. А. Белой, А. Г. Бочарова, Л. Я. Гинзбург, Н. А. Гуляева, Л. Ф. Ершова, Е. Журбиной, В. Я. Канторовича, И. Крамова, 7.

Л.И.Тимофеева, В. Е. Хализева, М. Б. Храпченко и других, а также мордовских литературоведов и критиков: А. В. Алешкина, А. И. Брыжинского, В. В. Горбунова, В. И. Демина, Г. С. Девяткина, Н. В. Зиновьева, В. М. Макушкина, Н. И. Черапкина и др.

В исследовании использовались многоплановые подходы к анализу художественного творчества на основе следующих методов: конкретно-исторического, позволяющего рассмотреть прозу данного автора в контексте общего литературного развития данного исторического периодаисторико-теоретического, направленного на выявление художественной сущности изучаемого материаластруктурно-аналитического, позволяющего определить конкретные идейно-тематические, жанрово-стилевые и художественно-эстетические аспекты изучаемого художественного материала.

Научно-практическая значимость работы определяется возможностью использования ее результатов, теоретических положений и конкретного материала при изучении в школе и вузе особенностей мордовской прозы, в частности, ее русскоязычной ветви, при чтении лекций по мордовской литературе, курсов по выбору, при разработке учебных и методических пособий и рекомендаций, при составлении программ, хрестоматий, при написании студентами курсовых и дипломных работ.

Апробация результатов исследования проходила на кафедре литературы Мордовского государственного педагогического института имени М. Е. Евсевьева. По результатам исследования были сделаны доклады на кафедре литературы, научных конференциях МГПИ им. М. Е. Евсевьева. Основные положения диссертации изложены в тезисах и статьях научных изданий, а также в периодической печати Мордовии.

Структура и объем работы. Диссертация изложена на 177 страницах и состоит из введения, 3 глав, заключения и списка использованной литературы, который включает более 200 наименований.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Творчество А. Соболевского является заметным явлением в развитии современной мордовской прозы. В своей художественной системе писатель предстает как аналитик, исследующий мир чувств и переживаний человека, рассматривающий общественные процессы с точки зрения отдельной личности.

Продолжаясь на протяжении более тридцати лет, с начала 1960;х по 1990;е годы, проза писателя сложилась в оригинальную художественную систему, обнаруживающую свое внутренне развитие и представленную достаточно широким жанрово-стилевым многообразием. Изучение динамики развития каждого жанра, проведенное в исследовании, позволило определить с учетом исторической обусловленности структурные и стилевые особенности творчества А.Соболевского. От журналистики и художественно-документального жанра через эпический и сатирический рассказ к повести писатель постепенно совершенствует свое мастерство, органично сочетая и развивая творческие достижения.

Анализ жанровой специфики прозы Соболевского позволил, в свою очередь, проследить становление и развитие его творческого метода, основу которого составляет документ, философско-психологический анализ.

Формирование прозы А. Соболевского совпало с 1960;ми годами, временем бурных изменений в экономической, политической и культурной жизни общества. Это побудило писателя уже в начале творческого пути принять активное участие в этих процессах, оперативно откликаясь на них. Путь А. Соболевского в литературу, таким образом, оказался весьма типичным для представителей мордовской литературы: работа в газете, развившая журналистские навыки в жанре заметок, зарисовок, рецензий, затем — очерки, в которых проявилось пристальное внимание автора к организационным и хозяйственным проблемам современности.

Очерки не принесли широкой известности А. Соболевскому, хотя их можно считать серьезной заявкой писателя, они привлекают своей тематикой, жанрово-стилевым своеобразием. Их ценность прежде всего в том, что здесь начали закладываться основные черты творческой индивидуальности прозаика.

Главное место в очерковой прозе А. Соболевского занимает тема труда, которая выдвигает на первый план человека, в образе которого осуществилась своеобразная попытка автора воссоздать героя времени — труженика. Стремясь проникнуть в суть окружающих явлений, Соболевский не ограничивается устоявшимися рамками жанра. Для раскрытия этой темы автор выбирает формы очерка-воспоминания, очерка-рассказа.

В целом очерковая проза Соболевского органично вписалась в литературный процесс 1960 — 70-х годов, отражая с позиций эпохи ритм жизни, проблемы, которые волновали людей.

Жанром, в котором А. Соболевский смог наиболее удачно реализовать свое мироощущение и который, на наш взгляд, как нельзя лучше отвечал идеям времени, оказался рассказ.

Рассказовое творчество А. Соболевского развивалось не только в соответствии с опытом и традициями современной мордовской прозы, но и обнаруживает свои оригинальные особенности. В ходе его эволюции наиболее интенсивно изменяется эмоциональная сфера: рассказы заметно утрачивают идеализацию и излишнюю восторженность. Постепенно меняется приоритет тем, усиливается аналитичность, философичность, внимание к внутреннему миру героев, умение найти точные емкие детали, динамичный сюжет. Не все на этом пути к творческой зрелости проходило гладко. Редко автору удавалось глубоко и всесторонне воссоздать национальный характер. Не всегда удачно складывалось композиционное единство рассказов, в отдельных случаях наблюдалась чрезмерная подражательность классикам, встречались примеры недостаточно мотивированного финала. Но Соболевский сумел выработать свою собственную манеру повествования, свой индивидуальный стиль, значительно обогатил тематику новеллистики, став признанным мастером этого жанра в мордовской литературе, чем внес заметный вклад в ее развитие.

Творчество А. Соболевского в целом и его рассказы в частности характеризует настойчивое стремление найти такую живую форму, которая позволила бы наиболее точно воссоздать действительность через художественные образы. Для его поэтики характерна «ситуация отсутствия.

161 ситуации" (Гегель). Его произведения, лишенные фабульной заданности, становятся психологически мотивированными лишь в контексте повествования через тончайшие нюансы переживаний персонажей, через лирические отступления.

В центре внимания писателя почти всегда находится внутренний мир человека, сложность его взаимоотношений с обществом, особенности его бытия. Это рождает некую «асоциальность», как бы бессюжетность, которые являются свидетельством авторского поиска самого способа художественного воссоздания своего героя. Таким способом обретается лирический психологизм повествования, основанный на автобиографизме и аналитичности. Поэтому новеллистику Соболевского отличает яркость красок, эмоциональная насыщенность, особенно характерная для ранних рассказов. Обращение к сатире, свойственное более поздним произведениям, свидетельствует об активном отношении автора к жизни, а не стремлении «уйтжв себя».

Уже имея за плечами богатый жизненный и творческий опыт, воплощенный в так называемых «малых» жанрах прозы, Соболевский испытывает потребность в более развернутом изображении действительности, более глубоком постижении конфликтов и характеров, которая затем реализуется в жанре повести.

Развитие жанра в творчестве писателя продемонстрировало своеобразное видение многих аспектов бытия и, что самое главное, своеобразие способов воплощения их в творчестве художника.

Анализ жанровой специфики повестей позволяет отнести их к двум разновидностям: лирико-описательному и героико-документальному. В этих разновидностях наиболее ярко проявился талант писателя и его новаторство.

Лирическая летопись деревенского детства в повестях «Свидание с жизнью», «Прощание навсегда», «Открытый свет», а также в некоторой степени в повести о современности «Возвращение» впитали в себя отличительные и наиболее яркие черты творческого метода Соболевского: автобиографизм, лиризм, аналитическое начало, психологизм.

Писатель стремится показать внутренний мир своих героев, раскрыть диалектику души сначала ребенка, затем взрослого человека. При этом персонажи не претендуют на исключительность, ведут обычную жизнь в обществе. Душевные порывы, волнения и влечения этих героев становятся объектом авторского внимания.

Нерасторжимость сочетания документа и вымысла отличает повесть прозаика «Командир подземного гарнизона».

В жанре повести заметно стремление к показу сложных и многообразных человеческих характеров. Интерес к отдельной личности выводит на первый план в повестях деревенской тематики героя — подростка, а затем — молодого человека, образы которых во многом — результат исследования автором собственной души. Идеал героической личности, который утверждает современная военная повесть, находит место в произведении «Командир подземного гарнизона».

Рассматривая своеобразие «деревенских» повестей Соболевского, следует отметить его попытки новаторства в построении сюжета. Стремясь разорвать привычные рамки, прозаик предоставляет определенную свободу художественной мысли, создав особый тип повествования, который можно определить как «бессюжетное». В повести «Командир подземного гарнизона» отмечается органичное единство вымысла и документа, что было весьма характерным для военной повести 1970;х годов.

Повести Соболевского отличаются жизненностью поставленных проблем и конфликтов, мотивированностью их художественного осмысления, эмоциональной насыщенностью, вполне определенным авторским отношением к изображаемому.

Подводя итоги исследования, необходимо отметить: литературное наследие Соболевского отличается внутренней целостностью и гармоничностью. Оно отличается верностью определенному кругу тем, проблем и образов, устоявшейся стилевой системой.

Данная работа не претендует на полную завершенность и бесспорность положений и выводов, представленных в ней, вместе с тем она является первой.

163 попыткой целостного анализа и осмысления прозы Александра Соболевского как интересного и малоизученного на данный момент явления — русскоязычной ветви мордовской литературы.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Александру Соболевскому (Дружеский шарж) //С дружеским портретом. -Саранск, 1983.-С.З 7.- 4. Алексеев В. А. Очерк: Спецкурс для студентов заочного отделения. Л.: Изд-во Ленинградского ун-та, 1973. — 83 с.
  2. В.А. Русский советский очерк. Л.: Изд-во ЛГУ, 1980. — 120 с.
  3. А.Ф. Эволюция творчества. Поэт Никул Эркай. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1967. — 40 с.
  4. А.В. Петр Кириллов. Очерк творчества. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1974.- 155 с.
  5. Н.А. Продолжение диалога. М.: Советский писатель, 1987. -430 с.
  6. С.П. Письма о рассказе. М.: Советский писатель, 1964. 300 с.
  7. В.А. Современная советская проза (60-е 70-е годы): Учебное пособие. — 2-е изд. — М.: Высш. шк., 1984. — 272 с.
  8. В. Посох памяти. М.: Современник, 1980. — 367 с.
  9. А.И. На встречу с читателем: Размышления о современной прозе и поэзии. -М.: Современник, 1987. 189 с.165
  10. А.Г. Поэтика лирической прозы (60-е 70-е годы). -Новосибирск: Наука. Сиб. Отделение, 1985. — 132 с.
  11. Ю. Поэзия прозы //Советская Мордовия. -1971.-5 октября.
  12. М.М. Эстетика словесного творчества. 2-е изд. — М.: Искусство, 1986.-444 с.
  13. Г. А. Художественный мир современной прозы. М.: Наука, 1983. -191 с.
  14. В.Г. Испытание делом. М.: Советский писатель, 1986. — 236 с.
  15. В.Г. Проза 1985. — М.: Знание, 1986. — 60 с.
  16. А.Г. Человек и война. 2-е изд. — М.: Советский писатель, 1978. -480 с.
  17. Т.Г. Искусство анализа художественного произведения. М.: Просвещение, 1971. — 186 с.
  18. А.И. В едином строю. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1984. -120 с.
  19. А.И. Военно-патриотическая тема в мордовской прозе //В
  20. Г. .. if.- 1 ЛП1 «I г с лпоратокои семье. — Саранск, i^oi. — jjj — jj /.
  21. А.И. Процессы жанрового развития мордовской прозы (50-е -90-е годы). Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 1995. — 192 с.
  22. А.И. Современная мордовская проза (движение жанра). -Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1995. -232 с.
  23. Н.С. Испытание жизнью. М.: Современник, 1974. — 142 с.166
  24. Н.С. Продолжение подвига: О характере советского воина в современной русской прозе. Волгоград: Нижне-Волжское кн. изд-во, 1984. — 192 с.
  25. Л. Люди труда хозяева жизни //Советская Мордовия. — 1964. -9 сентября.
  26. А.З. В лаборатории смеха. М.: Худож. лит., 1966. — 144 с.
  27. А.З. Метаморфозы комического. -М.: Искусство, 1976. 126 с.
  28. А.З. Серьезность несерьезных ситуаций. М., 1984. — 272 с.
  29. В.М. Поэтика русской повести. Саратов: Изд-во Саратовского унта, 1992. — 191 с.
  30. Г. И. Морально-этические проблемы в современной мордовской прозе //На пути роста. Саранск, 1969. — С. 147 — 174
  31. М. Собр. соч. в 30-ти т., т. 30. М., 1955. — С. 147.
  32. В. Герой и стиль: к теории характера и стиля. М.: Худож. лит., 1983. -288 с.
  33. Г. С. Мордовский рассказ. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1987— 213 с.
  34. Л.Ф. Сатира и современность. М.: Современник, 1978. — 271 с.
  35. Жанрово-стилевые искания современной советской прозы. М.: Наука, 1971.
  36. Е.А. Проблема характера в мордовской исторической прозе 1970- 90-х гг.: Дисс. канд. филол. наук. Саранск, 1997. — 187 с.
  37. Е. И. Искусство очерка. М.: Советский писатель, 1957. — 220 с.168
  38. Е.И. Повесть с двумя сюжетами: О публицистической прозе. 2-е изд. — М.: Советский писатель, 1979. — 376 с.
  39. Е.И. Теория и практика художественно-публицистических жанров. Очерк. Фельетон. М.: Мысль, 1969. — 399 с.
  40. Н. Человек и время. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1995. -272 с.
  41. Д.К. Герои в современной прозе. М.: Знание, 1988. — 61 с.
  42. Н.Б. Точка зрения: о прозе последних лет. М.: Советский писатель, 1988.-420 с.
  43. И.К. Время водило его пером. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1971.- 148 с.
  44. В.Я. Заметки писателя о современном очерке. 2-е изд. — М.: Советский писатель, 1973.- 543с.
  45. П.Н. На свидании с жизнью //Советская Мордовия. 1974. -22 января.
  46. П.Н. Сопротивление факта: К спорам о философской прозе. Творчество А. Соболевского //Советская Мордовия. -1991.-16 мая. С. 3.
  47. Е.Г. Анализ текстов художественных произведений. Л.: ЛГПИ, 1976.-53 с.
  48. С. О некоторых проблемах мастерства: Заметки о прозе последних лет //На пути роста. Саранск, 1969. — С. 80 — 124.
  49. Кош Э. О сатире и сатириках //Иностр. лит. 1987. — № 1 — С. 210 — 216.
  50. И. В зеркале рассказа. М.: Советский писатель, 1979. — 294 с.
  51. Ф.Ф. Самая кровная связь: Судьбы деревни в современной прозе. М.: Просвещение, 1987. — 240 с.
  52. Ф.Ф. С веком наравне: критика прозы, критика критики. М.: Московский рабочий, 1981.-383 с.
  53. В. Ветер, пронизанный солнцем //Молодой Ленинец. 1964. -11 октября.
  54. Ю.М. Анализ художественного текста. Л., 1972. — 485 с.
  55. В.М. Исследования о военной прозе // Советская Мордовия. -1984, — 15 июня.
  56. В.М. Обретение зрелости. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1984.-224 с.
  57. М.В. Современная советская проза о колхозной деревне. М.: Просвещение, 1977. — 144 с.
  58. М.В. Современная советская проза о подвиге народа. М.: Просвещение, 1982. — 176 с.
  59. С. А любите ли вы сатиру? //Лит. газета. 1981. — 13 мая. -С.З.
  60. А.В. Молодая проза: время, проблемы, герой. М.: Знание, 1985.- 64 с.171
  61. А. Проблемы жанра и стиля. Уфа, 1970. — 286 с.
  62. А.В. Русский советский рассказ. М.: Просвещение, 1978. — 208 с.
  63. Открытый свет (А.А.Соболевскому 60 лет) //Советская Мордовия. -1993.- 12 марта.
  64. Писатели Мордовии: Живое слово писателей: Рекламный справочник. -Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1979. 64 с.
  65. Поэтика жанра: сборник научных статей. Барнаул: Изд-во Алтайского госун-та, 1995. — 146 с.
  66. А. Восхождение в жизнь //Молодой Ленинец. 1967. -14 декабря.
  67. А.А. Алеша //Молодой Ленинец. 1966. — 25 сентября.
  68. А.А. Бригадир // На марше девятой пятилетки. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1971. — 248 с.
  69. А.А. Бродяги //Советская Мордовия.- 1990. 28 — 29 апреля.
  70. А.А. Ваши руки, друзья! //Они шагают в коммунизм. -Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1961. 68 с.
  71. А.А. В поезде // Молодой Ленинец. 1970. — 28 февраля.
  72. А.А. В сентябре //Молодой Ленинец. 1970. — 30 августа.
  73. А.А. Городской хлеб //Молодой Ленинец. 1965. -21, 24 ноября.
  74. А.А. Гуси //Молодой Ленинец. 1979. — 28 октября.
  75. А.А. Димкино путешествие //Молодой Ленинец. 1969. -16 сентября.
  76. А.А. Доля //Молодой Ленинец. 1977. — 2 февраля.
  77. А.А. Древо жизни: К 105-летию со дня рождения М. М. Бахтина //Странник. 2000. — № 2. — С. 152 — 161.173
  78. А.А. За дальними далями (повесть) //Молодой Ленинец. -1968. 29 августа — 10, 19 сентября.
  79. А.А. Запах земли //Запах земли: Очерки о Героях Соц. Труда уроженцах Мордовии. — Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1968. — 84 с.
  80. А.А. Зарницы: рассказы. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1967.- 159 с.
  81. А.А. Звеньевая //Чувство хозяина: О героях Соц. Труда -уроженцах Мордовии. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1970. — 68 с.
  82. Соболевский А. А Илья Кривошеев. Избранное //Молодой Ленинец. -1955. 23 декабря.
  83. А.А. Командир подземного гарнизона. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1975. — 184 с.
  84. А.А. Листопад //Советская Мордовия. 1970. — 6 сентября.
  85. А.А. Любовь великая: повести и рассказы. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1973. — 304 с.
  86. А.А. Мастер //Счастье: Сборник рассказов /Сост. М. С. Моисеев. Саранск, 1986. — С. 51 — 61.174
  87. А.А. Наташа //Советская Мордовия. 1967. — 18 июня.
  88. А.А. НЛО: сатирические и юмористические рассказы, басни, сказки, притчи. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1992. — 224с.
  89. Соболевский А. А Ночевка // Советская Мордовия. 1960. — 9 октября.
  90. А.А. Открытый свет: повести и рассказы. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1980. -288 с.
  91. А.А. Прощание навсегда: повести и рассказы. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1985.-232 с.
  92. А.А. Свидание с жизнью //Произведения мордовских писателей: проза. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1975. — С. 499 — 531.
  93. А.А. Свидание с жизнью: рассказы. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1971. — 132 с.
  94. А.А. Солнечный ветер: очерки. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1964. — 76 с.
  95. А.А. Суд средневековья //Молодой Ленинец. 1974. -8 сентября.
  96. А.А. Философ. Анисьина душа //Странник. 1995. — № 3. -С. 48−73.
  97. А.А. Хлеб //Молодой Ленинец. 1976. — 4, 6 февраля.
  98. Современная проза социалистического реализма /Под ред. И. Ф. Волкова и др.-М.: Изд-во МГУ, 1986. 189 с.
  99. Современная русская советская повесть (1941 1970) //Под ред. Н. А. Грозновой, В. А. Ковалева. — М.: Наука, 1975. — 265 с.
  100. В.Е. Конфликты и характеры. Проблема конфликта и героя в мордовской повести о деревне. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1972. — 148 с.
  101. Соколова В. Е Мордовская публицистика на современном этапе: Учебное пособие. Саранск, 1990. — 48 с.
  102. В. А юмор у вас есть? //Лит. газета. 1983. — 19 января. — С.З.
  103. И. Счастье не постоянная доминанта // Вечерний Саранск. -1993.- 14−21 мая.-С. 8.
  104. Л. Пафос преобразования. М., 1974. — 351 с.
  105. П.С. Этот неумирающий жанр: Современный советский рассказ. -М.: Знание, 1987.-110 с.
  106. М. Одолеть, победить //В мире книг. 1972. — № 5. — С. 26.
  107. М.Б. Горизонты художественного, образа. 2-е изд. — М.: Худож. лит., 1986.-439 с.
  108. Н.И. В братском содружестве. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1969.-384 с.
  109. Чувство хозяина: Очерки о Героях Соц. Труда. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1970.-68 с.
  110. Н. В каменоломнях Аджимушкая //Советская Мордовия. 1976. — 24 марта.
  111. А. Учитесь смеяться. красиво! //Книжное обозрение. 1996. -4 июня. — № 23. — С.13.
Заполнить форму текущей работой