Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Управление и экономическая эффективность технического обслуживания и ремонта подвижного состава автомобильного транспорта

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Определена возможность применения для предприятий автомобильного транспорта по ремонту и техническому обслуживанию подвижного состава инновационно — маркетинговго подхода, подразумевающего направленность деятельности руководства предприятия на создание конкурентоспособных преимуществ фирмы на рынке за счет поиска, разработки и внедрения инноваций в различных сферах производственно-хозяйственной… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. Существующие подходы и особенности управления предприятиями автомобильного транспорта по ремонту и техническому обслуживанию подвижного состава
    • 1. 1. Место авторемонтных предприятий в системе предприятий автомобильного транспорта
    • 1. 2. Миссия, цели и задачи
    • 1. 3. Особенности функционирования и управления
  • ГЛАВА 2. Формирование комплексного подхода к организации хозяйственной деятельности на предприятиях автомобильного Ф транспорта по ремонту и техническому обслуживанию подвижного состава
    • 2. 1. Маркетинговый подход к повышению
  • — конкурентоспособности
    • 2. 2. Инновационный подход к управлению предприятием
    • 2. 3. Комплексное использование современных методов организации хозяйственной деятельности
  • ГЛАВА 3. Методика оценки эффективности деятельности предприятий автомобильного транспорта по ремонту и техническому обслуживанию подвижного состава
    • 3. 1. Анализ существующих систем оценки эффективности работы предприятия
    • 3. 2. Разработка методики оценки эффективности
    • 3. 3. Апробация разработанной методики

Управление и экономическая эффективность технического обслуживания и ремонта подвижного состава автомобильного транспорта (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность диссертационного исследования. В соответствии со «Стратегией развития транспорта Российской Федерации на период до 2010 года» на уровень общенационального приоритета должны быть поставлены вопросы повышения безопасности дорожного движения и транспортной деятельности, снижения экологических рисков. В связи с этим предполагается снижение темпов роста аварийности относительно темпов увеличения автомобильного парка, снижение тяжести ДТП и количества погибших на дорогах, снижение числа преждевременных смертей, связанных с транспортными загрязнениями, снижение вклада транспорта в климатическое загрязнение атмосферы.

В то же время, остается нерешенной важная проблема обеспечения транспортного рынка качественным техническим обслуживанием и ремонтом подвижного состава автомобильного транспорта. Для достижения надлежащего качества выполняемых работ и услуг в деятельности предприятий автомобильного транспорта по техническому обслуживанию и ремонту подвижного состава необходимо использовать современное технологическое оборудование, которое имеет высокий класс точности. Так же в ходе ремонта требуется применять детали и компоненты, изготовленные на предприятиях, имеющих репутацию производителей качественной продукции и прошедших надлежащую сертификацию. Это позволяет посредством ремонта и технического обслуживания приводить параметры автомобиля к их исходным значениям. Обеспечение этих требований возможно только в условиях крупного современного предприятия, к которым с полным основанием можно отнести авторемонтные предприятия.

В условиях активного приобретения населением России автомобилей не только отечественного производства, но и импортных, в том числе, бывших в употреблении, требуется создание сети современных предприятий автомобильного транспорта по техническому обслуживанию и ремонту подвижного состава, адекватно реагирующих на изменение рыночной конъюнктуры, связанной с изменением структуры парка автотранспортных средств и обеспечивающих их своевременное и качественное обслуживание и ремонт. Авторемонтное предприятие представляет собой технически оснащенное универсальное предприятие с комплексом оборудования и приспособлений, способное выполнить любой вид ремонта и техническое обслуживание любого автомобиля.

Вышеизложенное показывает, что тема настоящего диссертационного исследования, связанная с необходимостью разработки современных управленческих подходов и методики оценки экономической эффективности деятельности авторемонтных предприятий как элементов системы автомобильного транспорта, в настоящее время является весьма актуальной.

Краткий обзор литературы. Проблемам развития различных видов транспорта, в том числе автомобильного, эффективного использования присущих каждому виду транспорта преимуществ и вклада его в увеличение транспортной подвижности населения посвящены работы многих ученых: Аксенова И .Я., Афанасьева Л. Л., Галабурды В. Г., Громова Н. Н., Комарова А. В., Лапидуса Б. М., Левицкого А. Г., Леонтьева Р. Г., Милославской СВ., Миротина Л. Б., Островского Н. Б., Панченко Т. А., Персианова В. А., Плужникова К. И., Повороженко В. В., Правдина Н. В., Резера С. М., Смехова А. А., Терешиной Н. П., Тимошина А. А., Трихункова М. Ф., Троицкой Н. А., Ус-кова Н. С, Хачатурова Т. С., Чубукова А. Б., Чудновского А. Д. и других. Вместе с тем, комплексные вопросы взаимодействия инфраструктуры, транспортных средств и ремонтной базы в сфере автомобильного транспорта в этих трудах не рассматривались, поскольку их авторы, вероятно, ставили перед собой другие задачи.

В работах по маркетингу, стратегическому, проектному и инновационному менеджменту, сбытовым стратегиям и тактике ценообразования таких зарубежных авторов, как Эванс Дж.Р., Берман Б., Дибб С., Мескон М. Х., Альберт М., Хедоури Ф., Друкер П. Ф., Котлер Ф., Каплан Роберт С.,.

Нортон Питер Д., Рой Жан, Ветгер Магнум, Ольве Нильс-Горан, Хар-рингтон Джеймс, Эсселинг К. С., Нимвеген Харм Ван, Прайснер А., Фри-даг Хервиг Р., Шмидт Вальтер, Финк Кармен Адреа, Грайнер Оливер, Краузе Георг и др., вопросы управления в отношении предприятий автомобильного транспорта по техническому обслуживанию и ремонту подвижного состава либо не рассматривались вовсе, либо отражались весьма фрагментарно. То же самое можно сказать и о работах, принадлежащих таким российским авторам, как Абалонину С. М., Андрееву О. Д., Аньшину В. М., Балабанову И. Т., Баландину В. С, Бовину А. А., Гапоненко А. Л., Горшковой Л. А., Громову Н. Г., Дагаеву А. А., Данько Т. П., Ильяшеву А. В., Кулибанову В. В., Махову Е. Н., Морозову Ю. П., Оголеву Л. Н., Фатхутди-нову Р.А., Фединой Т. В., Хотяшевой О. М., Хлусову В. П., Хруцкому В. Е., Швандар В. А., Шленову Ю. В., Юданову А. Ю., Яковцу Ю. В. и др.

Таким образом, недостаточная изученность процессов управления предприятиями автомобильного транспорта по техническому осмотру и ремонту подвижного состава при их значительной социально-экономической значимости обусловила необходимость проведения соответствующих исследований.

Объект исследования — предприятия автомобильного транспорта по ремонту и техническому обслуживанию подвижного состава Хабаровского края.

Предмет исследования — процессы управления хозяйственной деятельностью на предприятиях автомобильного транспорта по ремонту и техническому обслуживанию подвижного состава.

Цель диссертационного исследования состоит в обосновании и разработке теоретических положений и методических рекомендаций по комплексному подходу к управлению хозяйственной деятельностью на предприятии автомобильного транспорта по ремонту и техническому обслуживанию подвижного состава и разработке методики оценки эффективности его деятельности.

Указанная цель исследования определила постановку следующих задач диссертационного исследования:

— уточнить роль и место авторемонтных предприятий в системе предприятий автомобильного транспорта;

— сформулировать миссию, цели предприятия автомобильного транспорта по ремонту и техническому обслуживанию подвижного состава и пути их достижения;

— выяснить особенности функционирования и управления авторемонтного предприятия в системе предприятий автомобильного транспорта;

— проанализировать основные положения маркетингового подхода к повышению конкурентоспособности предприятий автомобильного транспорта по ремонту и техническому обслуживанию подвижного состава;

— установить особенности инновационного подхода к управлению предприятием автомобильного транспорта по ремонту и техническому обслуживанию подвижного состава;

— разработать основные положения комплексного подхода к организации хозяйственной деятельности на предприятии автомобильного транспорта по ремонту и техническому обслуживанию подвижного состава;

— провести анализ существующих систем оценки эффективности работы предприятий;

— разработать методику оценки эффективности деятельности предприятия автомобильного транспорта по ремонту и техническому обслуживанию подвижного состава.

Методы исследования. В процессе диссертационных исследований использовались анализ и синтез, индукция и дедукция, сравнение, обобщение, системный анализ и другие научные методы исследования.

Методологическими основами диссертационных исследований явились положения экономической теории, теорий международного менеджмента и бизнеса, маркетинговых исследований, экономики промышленного производства и транспорта, управления и государственного регулирования, а также специфические подходы: реинжиниринг бизнес-процессов, сбалансированная система показателей эффективности.

В качестве источников информации использовались труды фундаментального и прикладного значения известных зарубежных и отечественных ученых, специализирующихся в Перечисленных выше отраслях науки, а также законодательные, нормативные и программные документы РФ по вопросам государственной транспортной политики, научно-статистическая информация и результаты авторских статистических исследований. Выполнение диссертационных исследований базировалось на отчетных и статистических данных Минэкономразвития России и Минтранса России, ГИБДД УВД Хабаровского фая, мнениях специалистов и руководителей предприятий автомобильного транспорта по ремонту и техническому обслуживанию подвижного состава.

Основными результатами исследований являются:

— обоснование роли и места авторемонтных предприятий в системе предприятий автомобильного транспорта;

— разработка и уточнение важнейших элементов понятийного аппарата, используемого в сфере предприятий автомобильного транспорта по ремонту и техническому обслуживанию подвижного состава;

— обоснование маркетингового подхода к повышению конкурентоспособности ремонтных предприятий автомобильного транспорта по ремонту и техническому обслуживанию подвижного состава;

— обоснование инновационного подхода к управлению предприятиями автомобильного транспорта по ремонту и техническому обслуживанию подвижного состава;

— разработка совокупности 5-ти групп показателей, отражающих эффективность финансовой, маркетинговой, инновационной деятельности предприятий автомобильного транспорта по ремонту и техническому обслуживанию подвижного состава, а также производственных, организационных процессов и управления персоналом;

— разработка методики расчета показателя рентабельности инновационной деятельности.

Достоверность полученных результатов диссертационной работы основывается на изучении реальных процессов функционирования предприятий автомобильного транспорта по ремонту и техническому обслуживанию подвижного состава, широкой апробации и внедрения результатов диссертационного исследования в деятельность реальных предприятий.

Научная новизна полученных результатов состоит в следующем:

— сформулировано определение понятий миссии, целей и стратегии предприятий автомобильного транспорта по ремонту и техническому обслуживанию подвижного состава с позиций их социально-экономической значимости;

— представлена совокупность маркетинговых стратегий для предприятий автомобильного транспорта по ремонту и техническому обслуживанию подвижного состава, реализация которых позволяет обеспечить долговременный коммерческий успех;

— определены два направления инновационной деятельности предприятий автомобильного транспорта по ремонту и техническому обслуживанию подвижного состава и особенности их реализации в зависимости от вида новшеств;

— представлена группировка показателей, позволяющая в максимальной степени учитывать эффективность деятельности предприятий автомобильного транспорта по ремонту и техническому обслуживанию подвижного состава;

— предложено использование специфического показателя, характеризующего рентабельность инновационной деятельности предприятий автомобильного транспорта по ремонту и техническому обслуживанию подвижного состава.

Теоретическая значимость диссертационного исследования заключается в следующем: разработка комплексного подхода к организации хозяйственной деятельности предприятия автомобильного транспорта по ремонту и техническому обслуживанию подвижного состава, методических рекомендаций по оценке эффективности его деятельностиопределение рациональных маркетинговых и инновационных стратегий для предприятий автомобильного транспорта по ремонту и техническому обслуживанию подвижного состава.

Практическая ценность полученных результатов состоит в возможности их использования для формирования маркетинговых и инновационных стратегий предприятий автомобильного транспорта по ремонту и техническому обслуживанию подвижного состава, построения системы оценки с целью повышения эффективности хозяйственной деятельности. Конкретные результаты могут быть использованы для методического обеспечения и разработки практических предложений, способствующих реализации основных прогнозных нормативов, определенных «Транспортной стратегией Российской Федерации на период до 2020 года» и «Стратегией развития транспорта Российской Федерации на период до 2010 года».

Апробация результатов исследования. Основные результаты исследований излагались в докладах и сообщениях Третьей международной научной конференции творческой молодежи «Научно-техническое и экономическое сотрудничество стран АТР в XXI веке» (Хабаровск, 2003), межрегиональной научно-практической конференции «Автомобильный транспорт ДВ и Сибири — 2004» (Хабаровск, 2004), 62-й межвузовской научно-технической конференции творческой молодежи «Научно-технические проблемы транспорта, промышленности и образования» Хабаровск, 2004), 44-й Всероссийской научно-практической конференции ученых, транспортных, инженерных работников и представителей академической науки «Современные технологии — железнодорожному транспорту и промышленности» (Хабаровск, 2006). Основные результаты исследования изложены в 9 печатных работах общим авторским объемом 2,4 п. л.

Структура и объем диссертации

Диссертация состоит из введения, трех глав и заключения, библиографического списка использованных ис.

Выводы к главе 3.

1. Установлено, что среди показателей эффективности инновационной деятельности предприятия отсутствует показатель, с помощью которого можно оценить долю прибыли, приходящейся на рубль затрат, I вложенных в инновационную деятельность. Отсутствие такого показателя, делает невозможным оценку экономической эффективности инвестиций в разработку и приобретение новшеств, в их внедрение и после-ф дующую адаптацию, что может негативно отразиться на формировании инновационного потенциала предприятия.

2. Предложено использование и разработана методика расчета показателя, характеризующего рентабельность инновационной деятельности предприятий.

3. Выявлено, что в настоящее время отсутствует система оценки в полной мере отвечающая специфике деятельности предприятий автомобильного транспорта по ремонту и техническому обслуживанию подвижного состава. В соответствии с этим необходима методика выбора из существующих показателей совокупности необходимых и формирования ш на их основе системы показателей, позволяющих в полной мере реализовать разработанный инновационно-маркетинговый подход к управлению предприятием.

3. Определен состав организационных подразделений, необходимых для разработки и внедрения системы сбалансированных показателей на предприятиях автомобильного транспорта по ремонту и техническому обслуживанию подвижного состава.

4. Разработана совокупность 5-ти групп показателей, позволяющая в максимальной степени учитывать эффективность финансовой, маркетинговой, инновационной деятельности предприятий автомобильного транспорта по ремонту и техническому обслуживанию подвижного состава, а также производственных, организационных процессов и управления персоналом.

5. В результате изучения миссии и стратегий предприятий автомобильного транспорта по ремонту и техническому обслуживанию подвижного состава были сформированы следующие стратегические цели: в рамках перспективы «Финансы» существенно повысить значение прибыли, добиться конкурентоспособной структуры затратв рамках перспективы «Маркетинг» — сформировать целевой сегмент потребитель.

1 ского рынка, увеличить долю рынка, повысить эффективность маркетингав рамках перспективы «Инновации» — повысить эффективность инновационной деятельностив рамках перспективы «Персонал» — повысить квалификацию и инновативность персонала предприятия, производительность его трудав рамках перспективы «Процессы» — повысить производительность, надежность оборудования и эффективность производства.

6. Установлено, что для предприятий автомобильного транспорта по ремонту и техническому обслуживанию подвижного состава, относящихся к сфере услуг, инициирующим началом в процессе описания причинно-следственных связей стратегических целей являются стратегические цели перспективы «Клиенты». При использовании этого метода разработка причинно-следственных цепочек начинается с одной из стратегических целей перспективы «Клиенты», что позволяет определить, насколько велико значение целей перспективы «Клиенты» для стратегического успеха компании.

7. Предложена совокупность мероприятий, позволяющих реализовать долговременные цели предприятия автомобильного транспорта по ремонту и техническому обслуживанию подвижного состава, функционирующего в рамках миссии, а также представлена взаимосвязь стратегических целей, показателей и стратегических мероприятий.

8. Разработанная в рамках методики BSC система оценки не только позволяет оценивать эффективность деятельности предприятия автомобильного транспорта по ремонту и техническому обслуживанию подвижного состава, но и является действенным инструментом реализации его миссии и долговременных целей.

9. Применение предложенных в диссертации инновационно-маркетингового подхода и разработанной системы оценки эффективности хозяйственной деятельности предприятия на авторемонтном заводе № 2 (ООО «Авторемзавод-2») г. Хабаровска позволил повысить товарооборот, повысить доходы и финансовый результат. Рентабельность возросла на 2%.

Заключение

.

Наиболее важные результаты, выводы и предложения, вытекающие из проведенного исследования, можно сформулировать следующим образом.

1. Обоснована роль и место авторемонтных предприятий в системе автомобильного транспорта. Роль авторемонтных предприятий заключается в обеспечении всех видов ремонта, как автомобилей, так и агрегатов на уровне параметров, обеспечивающих безопасную эксплуатацию автомобилей в течение периода времени, определяемого заводамиизготовителями. Место авторемонтного предприятия в системе предприятий автомобильного транспорта по ремонту и техническому обслуживанию автотранспортных средств как структуры, основным видом деятельности которых является ремонт (текущий и капитальный) агрегатов и кузовов двигателей, как по заказам автообслуживающих предприятий, так и частных клиентов, а также оказания услуг, относящихся к техническому обслуживанию.

2. Выявлено, что на рынке ремонта и технического обслуживания подвижного состава подвижного состава автомобильного транспорта в различных сегментах деятельности существуют различные типы конкуренции. В сегменте технического обслуживания и текущего ремонта предприятия автомобильного транспорта функционируют в условиях монополистической конкуренции, характеризующейся множеством покупателей и продавцов, совершающих сделки не по’единой рыночной цене, а в широком диапазоне цен. В сегменте капитального ремонта имеет место рынок олигополистической конкуренции, состоящий из небольшого числа продавцов — авторемонтных предприятий, работающих на одном территориальном рынке, весьма чувствительных к политике ценообразования и маркетинговым стратегиям друг друга.

3. Сформулирована миссия предприятий автомобильного транспорта по техническому обслуживанию и ремонту подвижного состава, ко-I* торая заключается в снижении отрицательных моментов автомобилизации в стране за счет воздействия на техническую составляющую данного процесса в виде автотранспортных средств. Реализация миссии осуществляется через цели, которые включают в себя: обеспечение надежности и безопасности автотранспортных средствснижение отрицательных воздействий автомобильного транспорта на окружающую среду.

4. Выявлены особенности функционирования и управления авторемонтными предприятиями в системе предприятий автомобильного транспорта по ремонту и техническому обслуживанию автотранспортных средств. Во-первых, они выполняют значительный комплекс услуг, характерных для менее крупных предприятий автомобильного транспорта, связанных с обслуживанием автотранспортных средств (техническое обслуживание, диагностирование оборудования, шиномонтажные услуги и т. п.), что создает серьезную конкурентную среду в данных видах деятельности. Во-вторых, авторемонтное предприятие, являясь предприятием автомобильного транспорта, предназначенным для оказания услуг по ремонту и техническому обслуживанию подвижного состава, обладает чертами производственного предприятия, которые выражаются в том, что ремонт может сопровождаться производством и переработкой ^ материалов и энергии, изготовлением машин.

5. Определено, что специфика деятельности авторемонтного предприятия, совмещающего в себе функции предприятия автосервиса и производственного предприятия, накладывает свои особенности на круг задач, решаемых в процессе управления. К основным задачам тактического и стратегического характера в первую очередь относятся: прогнозирование спроса на предлагаемые товары и услугипостроение ассортиментной и сбытовой стратегии предприятияформирование инновационного организационно-экономического механизма функционирова.

1 ния предприятияснабжение запасными частями и управление запасамиразработка и использование методика оценки эффективности дея-Ф тельности авторемонтного предприятия.

6. Установлено, что для предприятий автомобильного транспорта по ремонту и техническому обслуживанию подвижного состава наиболее выигрышной является концепция социально-этического маркетинга, ориентированная на учет и сбалансированность трех факторов: получение прибыли производителемудовлетворение нужд потребителя и требований общества.

7. При проведении маркетингового комплексного исследования рынка технического обслуживания и ремонта подвижного состава авто мобильного транспорта для авторемонтного предприятия определены следующие позиции.

В группе товаров и услуг индивидуального пользования характерно предоставление услуг по ремонту, техническому обслуживанию и диагностированию принадлежащих гражданам личных автомобилей. В группе товаров и услуг производственного назначения авторемонтное предприятие выполняет вышеназванные функции с автотранспортом организаций-собственников подвижного состава, а также частных предпринимателей, кроме того, осуществляет реализацию отдельных комплектующих и отдельные наиболее сложные виды ремонта автомобилей. В качестве потребителей выступают технические центры, станции технического обслуживания и автотранспортные предприятия.

Применение кабинетных исследований для авторемонтного предприятия требуется с целью определения новых подходов к организации производства, современных тенденций развития предприятий автомобильного транспорта по ремонту и техническому обслуживания подвижного состава, новых технических средств и оборудования, а также деятельности конкурентов и соотношения спроса и предложения на отдельные виды товаров и услуг.

В области полевых исследований для авторемонтного предприятия ф наиболее эффективной в сфере маркетинга товаров (услуг) индивидуального пользования является организация анкетирования клиента при личном контакте в процессе выполнения ремонта или технического обслуживания его автомобиля. При маркетинге товаров (услуг) производственного назначения эффективным является персональное интервьюирование, которое осуществляется с руководителями наиболее крупных потенциальных предприятий-клиентов, а также телефонное интервью и анкетирование с остальными, в первую очередь, с ответственными работниками станций технического обслуживания, которые явля-ш ются потенциальными или действующими клиентами авторемонтного предприятия.

Конкурентами авторемонтного предприятия являются: в сегменте технического обслуживания и ремонта автомобилей — станции технического обслуживания, технические центры, аналогичные предприятия, а также автотранспортные предприятия, которые на принципах диверсификации могут оказывать такие услуги сторонним потребителямв сегменте капитального ремонта конкурентами являются аналогичные предприятия — авторемонтные предприятия.

По группам потребителей рынок авторемонтного предприятия под-^ разделяется на следующие сегменты: индивидуальных потребителейвладельцев автотранспортаорганизаций-собственников автотранспорта (как правило, служебного) и частных предпринимателейкрупных станций технического обслуживания, технических центров и автотранспортных предприятий, работающих на условиях аутсорсинга. По группам товаров рынок можно разделить на два сегмента: технического обслуживания и текущего ремонтакапитального ремонта.

Для авторемонтного предприятия наиболее предпочтительным является позиционирование, основанное на отличительном качестве услу-* ги, так как характер предоставляемых услуг связан с последующей эксплуатацией технических средств и требует обеспечения их работоспособности в течение определенного времени.

8. Представлена совокупность маркетинговых стратегий для авторемонтных предприятий. Наиболее актуальными стратегиями авторемонтного предприятия являются: в группе стратегий в отношении продукта и рынка: стратегия обработки рынка, стратегия развития новшеств (инноваций), стратегия горизонтальной диверсификациив группе стратегий в отношении конкурентов: стратегия дифференцирования (стратегия отличия), стратегия концентрации на сегменте (стратегия узкой специализации), стратегия внедрения новшеств (стратегия инноваций) — в группе стратегий в отношении доли на рынке: атакующая (стратегия наступления), оборонительная (удерживающая стратегия). Делаются выводы относительно возможно и сферам применения вышеназванных стратегий.

9. Выявлены основные мероприятия по формированию спроса и стимулированию сбыта для авторемонтных предприятий. Мероприятия по формированию спроса целесообразно применять при выходе на рынок с инновационным товаром за счет применения активного маркетинга, включающего следующие разновидности: прямой маркетинг, имидж-рекламу, визуальное знакомство с товаром. В рамках мероприятий по стимулированию сбыта наиболее актуальными являются: -увеличение срока гарантии на ремонтвыполнение дорогостоящих видов ремонта в кредитвведение зачетных талонов, дисконтных картразнообразные скидки. Целесообразно применение следующих видов скидок, сезонные скидки — мера снижения стандартной цены за оказываемые услуги в зимний период времени, когда спрос намного ниже среднего из-за снижения количества эксплуатируемых частными владельцами автотранспортных средствскидки при выполнении технического обслуживания в полном объеме и в соответствии с нормативными сроками.

10. Установлено, что для авторемонтного предприятия наиболее 4* целесообразна организация маркетинга по рынкам, которая применяется для фирм, реализующих свою продукцию нескольким сегментам рынка, с неодинаковыми товарными предпочтениями. В качестве рынков выступают два сегмента, отличающиеся по ассортименту востребованных услуг, сервису и требованиям: технические центры, крупные станции технического обслуживания и автотранспортные предприятия, пользующиеся услугами авторемонтного предприятия на условиях аутсорсинга для производства отдельных видов ремонтавладельцы автотранспорта — юридические и физические лица, выполняющие комплекс операций, включающий как техническое обслуживание, так и ремонт автомобиля или агрегатов. Возможно разделение этого отдела на два: по работе с индивидуальными автовладельцами и по работе с юридическими лицами-владельцами автотранспорта и частными предпринимателями.

11. Разработана типология инноваций в зависимости от признака классификации, соответствующая требованиям комплексности набора учитываемых параметров и практической ценности с точки зрения возможности анализа инновационной деятельности.

12. Обоснована необходимость и установлены основные этапы инно-(вационного подхода к управлению предприятиями автомобильного транспорта по ремонту и техническому обслуживанию подвижного состава.

К основным целям, реализация которых посредством инновационной деятельности возможна на предприятиях автомобильного транспорта по ремонту и техническому обслуживанию подвижного состава относятся: повышение качества выпускаемого товара, снижение себестоимости выпускаемого товара за счет освоения новых технологий, новых методов организации производства и труда, менеджментаувеличение v объема сбыта товара без изменения остальных параметров.

Для предприятий автомобильного транспорта по ремонту и техни-* ческому обслуживанию подвижного состава, ориентированных на инновационный подход, необходима матричная система организации.

13. Определена возможность применения для предприятий автомобильного транспорта по ремонту и техническому обслуживанию подвижного состава инновационно — маркетинговго подхода, подразумевающего направленность деятельности руководства предприятия на создание конкурентоспособных преимуществ фирмы на рынке за счет поиска, разработки и внедрения инноваций в различных сферах производственно-хозяйственной и коммерческой деятельности предприятия. Ф 14. Выявлено, что в зависимости от сущности новшества инновационно-маркетинговый подход может быть реализован путем построения организационно-сбытовой структуры управления предприятием в следующих направлениях: повышение его конкурентоспособности за счет совершенствования внутренней деятельности (производства, управления) предприятия с целью улучшения качества, снижения себестоимости продукции — инновации 1-ой группыориентация на повышение его конкурентоспособности через создание новых или модернизацию товаров (услуг) — инновации 2-ой группы.

15. Определено, что основными маркетинговыми стратегиями в от-^ ношении конкурентов, применение которых становится возможным при внедрении инноваций 1-ой группы, являются: стратегия дифференциации в случае повышения качества товара с ощутимыми для потребителей преимуществами или стратегия снижения себестоимости в случае снижения цены товара ниже уровня конкурентов. При внедрении инноваций 2-ой группы основными маркетинговыми стратегиями в отношении конкурентов являются: на этапе инновации — стратегия внедрения новшеств (стратегия инноваций) — на этапе товара — стратегия дифференциации за счет поддержания товара в качестве отличительного за 1 счет модернизации или модификации. Также имеется возможность использовать различные варианты ценовой политики: на этапе инновации возможно применение политики уровня цен (политики высоких цен), а на этапе товара — политики целевой нормы прибыли.

16. Установлена точка перехода товара из инновации в разряд обычного товара, что позволяет четко разграничивать ответственность целевых групп, отвечающих за дальнейшее нахождение товара на рынке.

17. Установлено, что среди показателей эффективности инновационной деятельности предприятия отсутствует показатель, с помощью которого можно оценить долю прибыли, приходящейся на рубль затрат, вложенных в инновационную деятельность. Отсутствие такого показателя, делает невозможным оценку экономической эффективности инвестиций в разработку и приобретение новшеств, в их внедрение и последующую адаптацию, что может негативно отразиться на формировании инновационного потенциала предприятия. В связи с этим предложено использование и разработана методика расчета показателя, характеризующего рентабельность инновационной деятельности предприятий.

18. Выявлено, что в настоящее время отсутствует система оценки в полной мере отвечающая специфике деятельности предприятий автомобильного транспорта по ремонту и техническому обслуживанию под вижного состава. В соответствии с этим требуется методика выбора из существующих показателей совокупности необходимых и формирования на их основе системы показателей, позволяющих в полной мере реализовать разработанный инновационно-маркетинговый подход к управлению предприятием.

19. Определен состав организационных подразделений необходимых для разработки и внедрения системы сбалансированных показателей на предприятиях автомобильного транспорта по ремонту и техническому обслуживанию подвижного состава. г 20. Разработана совокупность 5-ти групп показателей, позволяющая в максимальной степени учитывать эффективность финансовой, маркетинговой, инновационной деятельности предприятий автомобильного транспорта по ремонту и техническому обслуживанию подвижного состава, а также производственных, организационных процессов и управления персоналом.

21. Предложена совокупность мероприятий, позволяющих реализовать долговременные цели предприятия автомобильного транспорта по ремонту и техническому обслуживанию подвижного состава, функционирующего в рамках миссии, а также представлена взаимосвязь стратегических целей, показателей и стратегических мероприятий.

22. Разработанная в рамках методики BSC система оценки не только позволяет оценивать эффективность деятельности предприятия автомобильного транспорта по ремонту и техническому обслуживанию подвижного состава, но и является действенным инструментом реализации его миссии и долговременных целей.

23. Применение предложенных в диссертации инновационно-маркетингового подхода и разработанной системы оценки эффективности хозяйственной деятельности предприятия на авторемонтном заводе № 2 (ООО «Авторемзавод-2») г. Хабаровска позволило повысить товарооборот, повысить доходы и финансовый результат. Рентабельность возросла на 2%.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Об утверждении Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2020 года: Приказ Министра транспорта РФ от 12 мая 2005 года № 45 // Электр, текстов, дан. http://www.mintrans.ru.
  2. Об утверждении Стратегии развития транспорта Российской Федерации на период до 2010 года: Приказ Министра транспорта РФ от 31 июля 2006 г. № 94II Электр, текстов, дан. http://www.mintrans.ru.
  3. , И.Я. Единая транспортная система: Учебник для вузов / И. Я. Аксенов. М.: Высшая школа, 1991. — 383 с.
  4. , О.Д. Технология бизнеса: Маркетинг: Учеб. пособие / О. Д. Андреева. М: Дело, 2000. — 224 с.
  5. , С.М. Конкурентноспособность транспортных услуг: Учеб. пособие / С. М. Абалонин. М.: Академкнига, 2004. -172 с.
  6. , И.Т. Инновационный менеджмент / И.Т. Балалба-нов. СПб.: Питер, 2000. -420 с.
  7. , B.C. Конкуренция в бизнес-системах. Саратов: СГТУ, 2001. -159 с.
  8. , Т. Стратегия: отдельные аспекты формулировки и применения / Т. Баязитов // Управление компанией. 2002. — № 3. — С. 11−14.
  9. , В.В. Техническое обслуживание и ремонт автомобилей: Учебник / В. В. Беднарский. Ростов н/Д.: Феникс, 2005. — 448 с.
  10. , А.А. Управление инновациями в организациях: Учеб. пособие для вузов/ А. А. Бовин. М.: Омега-Л, 2006. — 415 с.
  11. , Е. Как прогнозировать доходы / Е. Бреслав II Финансовый директор. 2004. — № 7. — С.24−25.
  12. В. Управление продажами/ В. Вертоградов.
  13. СПб.: Питер, 2005. 240 с. % 13. Васильев, В. Автотехобслуживание — проблемы и решения / В.
  14. Васильев // Автомобильный транспорт. 2006. -№ 11.- С.48−51.
  15. , В. Автотехобслуживание проблемы и решения / В. Васильев // Автомобильный транспорт. — 2006. — № 12. — С.54−55.
  16. В. Управление продажами/ В. Вертоградов. -СПб.: Питер, 2005. 240 с.
  17. , М.В. Финансовый менеджмент: Учеб. пособие для вузов/ М. В. Владыка, Т. В. Гончаренко. М.: КноРус, 2006. — 264 с.
  18. , А.Л. Стратегическое управление: Учеб. для вузов/ А. Л. Гапоненко, А. П. Панкрухин. М.: Омега-Л, 2006. — 464 с.
  19. , Л.А. Основы управления организацией. Практикум: Учеб. пособие для вузов/ Л. А. Горшкова. М.: Кнорус, 2006. — 240 с.
  20. , Д. Многоликое лидерство / Д. Гоулман // Электр, журнал «Корпоративный менеджмент». http:// www.cfm.ru/ management/ people/ harvard.shtml.
  21. , H.H. Управление на транспорте: Учебник для вузов / Н. Н. Громов, В. А. Персианов. М.: Транспорт, 1990. — 336 с.
  22. , М. Стратегия в компании / М. Джил, Г. Минтцберг // i Электр, журнал «Корпоративный менеджмент». http:// www.cfin.ru/ management/ strategy/ plan / 10schools.shtml.
  23. , С. Практическое руководство по сегментированию рынка / С. Дибб, П. Симкин. СПб: Питер, 2001. — 240 с.
  24. , П.Ф. Практика менеджмента / П. Ф. Друкер. М.: Вильяме, 2001.-632 с.
  25. , О. Принципы разработки ключевых показателей эффективности (КПЭ) для промышленных предприятий и практика их при* менения / О. Данилин // Управление компанией. 2003. — № 2. — С. 28−30.
  26. , Н.Е. Автосервис. Модели и методы прогнозированиядеятельности / Н. Е. Егорова, А. С. Мудунов. М.: Издательство «Экзамен», 2002. — 256 с.
  27. , Л.И. Техническое обслуживание и ремонт автомо билей / Л. И. Епифанов, Е. А. Епифанова. М.: Форум-Инфра-М, 2002. -325 с.
  28. , В.Г. Бизнес-процессы: Регламентация и управление: Учебник / В. Г. Елиферов, В. В. Репин. М.: Инфра-М, 2004. — 319 с.
  29. , Р. Стратегия дифференциации: чем измеряется успех? / Р. Ибрагимов // Управление компанией. 2003. — № 3. — С. 12−14.
  30. , А.В. Менеджмент: организация и технология: Учеб. пособие / А. В. Ильяшев. М.: Машиностроение, 2000. — 486 с.
  31. Инновации: теория, механизм, государственное регулирование: Учеб. пособие / Под ред. Ю. В. Яковца. М.: РАГС, 2000. — 380 с.
  32. Инновационный менеджмент: многоуровневые конценции, стратегии и механизмы инновационного развития: Учеб. пособие для вузов/ под ред. В. М. Аньшина, А. А. Дагаева. М.: Дело, 2006. — 584 с.
  33. Инновационный менеджмент/ под ред. В. А. Швандара, В. Я. Горфинкеля. М.: Вузовский учебник, 2006. — 382 с.
  34. Инновационный менеджмент: Учеб. пособие / Под. Ред. Л. Н. Оголевой. М.: ИНФРА-М, 2001. — 316 с.
  35. Инновационный менеджмент: Учеб. пособие / Под ред. Л. Н. Оголевой. М.: ИНФРА-М, 2001. -462 с.
  36. Инновационный менеджмент: Учеб. пособие / Под ред. В. М. Аньшина, А. А. Дагаева. М.: Дело, 2003. — 528 с.
  37. Каплан, Роберт С. Организация ориентированная на стратегию. Как в новой бизнес-среде преуспевают организации, применяющие сбалансированную систему показателей / Роберт С. Каплан, Питер Д. Нортон. М.: Олимп-Бизнес, 2004. — 320 с.
  38. , И.М. Финансовый менеджмент: Учеб. пособие длявузов/ И. М. Карасева, М. А. Ревякина. М.: Омега-Л, 2006. — 335 с.
  39. , А. В. Концепция управления человеческими ресурсами в организации / А. В. Кирьянов // Электр, журнал «Корпоративный менеджмент». http:// www.cfin.ru/ bandurin/ article/ sbrn08/ 09.shtml.
  40. , B.B., Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учебник / В. В. Ковалев, О. Н. Волкова. М.: Проспект, 2004.-424 с.
  41. , К. Как упорядочить процесс разработки стратегии / К. Койн, С. Субраманьям // Электр, журнал «Корпоративный менеджмент». -http:// www.cfin.ru/ management/ strategyprocess.shtml.
  42. Количественные методы анализа в маркетинге/ под ред. Т. П. Данько. СПб.: Питер, 2005. — 384 с.
  43. , В.А. Механизмы осуществления инновационной деятельности / ВАКолоколов // Менеджмент в России и за рубежом. -2002. -№ 1.- С. 13−14.
  44. Ф. 300 ключевых вопросов маркетинга: Отвечает Филип Котлер: Пер. с англ./ Ф. Котлер. М.: Олимп-Бизнес, 2006. — 224 с.
  45. , И. Использование финансового анализа для управления компанией / И. Кубышкин // Финансовый директор. 2005. — № 4. -С.23−25.
  46. , В.В. Маркетинг: сервисная деятельность / В.В. Ку-либанов. СПб: Питер, 386 с.
  47. , Р.Г. Интенсификация регионального транспортного комплекса / Р. Г. Леонтьев. Владивосток: ДВО АН СССР, 1988. — 204 с.
  48. , Р.Г. Стратегии поведения автостроительных корпораций на российских региональных рынках: Научное издание / Р. Г. Леонтьев, А. Л. Орлов. Хабаровск: ДВГУПС, 2004. — 311 с.
  49. , Л.И. Управление организацией: Учеб. пособие для вузов/Л. И. Лукичева. М.: Омега-Л, 2006. — 360 с.
  50. Маркетинг в отраслях и сферах деятельности: Учеб. для вузов/под В. А. Алексунина. М.: Дашков и К, 2006. — 716 с.
  51. Маркетинг на транспорте: Учеб. для вузов / Под ред. В. Г. Галабурды. М.: Трансжелдориздат, 2001. — 329 с.
  52. , А.В. Разработка стратегии предприятия / А. В. Мартынов // Электр, журнал «Корпоративный менеджмент». http:// www.cfin.ru/ management/ strategy/ martynov.shtml.
  53. , Д.В. Стратегия достижения конкурентоспособности в малом и среднем бизнесе / Д. В. Маслов // Электр, журнал «Корпоративный менеджмент». http:// www.cfin.ru/ management/ strategy/ smallstrat.shtml.f
  54. , E.H. Инновационная культура в кадровой сфере / Е. Н. Махов. М.: Воскресенье, 2001. — 315 с.
  55. Менеджмент корпорации и корпоративное управление/ А. Н. Асаул, В. И. Павлов, Ф. И. Бескиерь и др. СПб.: Гуманистика, 2006. — 328 с.
  56. Менеджмент на транспорте: Учеб. пособие / Под ред. Н. Г. Громова, В. А. Персианова. М.: Академия, 2003. — 528 с.
  57. , М. Реализация стратегии / М. Менкинз, Р. Стил // Электр, журнал «Корпоративный менеджмент». http:// www.cfin.ru/ management/ strategy/ plan/ strategyrealisation.shtml.
  58. , M.X. Основы менеджмента: Пер. с англ. / М. Х. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури. М.: Дело, 2002. — 704 с.
  59. , Ю.П. Инновационный менеджмент / Ю. П. Морозов. -М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000.-420 с.
  60. , В.А. Комплексная оценка конкурентоспособности предприятия / В. А. Мошнов // Электр, журнал «Корпоративный менеджмент». http:// www.cfin.ru/ management/ strategy/ estimatecompetitiveness.shtml.
  61. , А. Стратегическое управление крупным промышленным предприятием / А. Никитин // Электр, журнал «Корпоративный ме-1 неджмент». http:// www.cfin.ru/ management/ strategy/ plan/ bigmanufacture.shtml.
  62. Общий и специальный менеджмент: Учебник / Под ред. А. Л. Гапоненко, А. П. Панкрухина. М.: РАГС, 2000. — 320 с.
  63. , В.Н. Стратегический менеджмент: Учеб. для вузов/ В. Н. Парахина, Л. С. Максименко, С. В. Панасенко. М.: КноРус, 2006. -496 с.
  64. , В.М. Анализ финансовых решений в бизнесе: Учеб. пособие для вузов/ В. М. Попов, С. И. Ляпунов. М.: КноРус, 2006. — 240 с. Y
  65. , А. Сбалансированная система показателей в маркетинге и сбыте / А. Прайснер. М.: Издательский дом Гребенникова, 2007. — 304 с.
  66. , И.Л. Принципы создания стратегически ориентированной системы управления недвижимостью промышленного предприятия / И. Л. Рафалович II Электр, журнал «Корпоративный менеджмент». http:// www.cfin.ru/ bandurin/ article/ sbrn08/ 17.shtml.
  67. Рой, Жан. Оценка эффективности деятельности компании: Практическое руководство по использованию сбалансированной системы показателей / Жан Рой, Магнум Веттер, Нильс-Горан Ольве. М.: Вильяме, 2003. — 342 с.
  68. , Д. Наиболее распространенные финансовые показате-* ли / Д. Рябых // Электр, журнал «Корпоративный менеджмент». http://www.cfin.ru/ finanalysis/ finratios.shtml.
  69. , В.П. Финансовая диагностика предприятия и поддерж- ка управленческих решений / В. П. Савчук // Электр, журнал «Корпоративный менеджмент». http:// www.cfln.ru/ finanalysis/ reports/ finanmanagement.shtml.
  70. , Л.Л. Практические выводы по результатам анализа финансовых показателей / Л. Л. Самойлов // Электр, журнал «Корпоративный менеджмент». http://www.cfin.ru/finanalysis/ inecanalysis.shtml.
  71. , Л.Л. Система показателей ранжирования предприятий / Л. Л. Самойлов // Электр, журнал «Корпоративный менеджмент». -http:// www.cfin.ru/ finanalysis/ inecjange.shtml.г
  72. , В. Стратегия в компании / В. Соколов II Электр, журнал «Корпоративный менеджмент». http:// www.cfin.ru/ management/ strategy/ plan I competitiveadvantages.shtml.
  73. , Л.А. Модель «Код П» / Л. А. Соломонов // Электр, журнал «Корпоративный менеджмент». http:// www.cfin.ru/ finanalysis/ reports/ activityappraisal.shtml.
  74. Техническая эксплуатация автомобилей: Учеб. для вузов / Е. С. Кузнецов, А. П. Болдин, В. М. Власов и др. М.: Наука, 2001. — 362 с.
  75. Техническое обслуживание и ремонт автомобилей / Под ред. В. М. Власова. М.: Академия, 2003. — 412 с.
  76. Управление автосервисом: Учебное пособие для вузов / Под ред. Л. Б. Миротина. М.: Издательство «Экзамен», 2004. — 320 с.
  77. Управление инновациями: В 3 кн. Кн. 2. Управлении финансами в инновационных процессах: Учеб. пособие / Под ред. Ю. В. Шленова. М.: Высш.шк., 2003. -295 с.
  78. Управление качеством: Учеб. для вузов / Под ред. С. Д. Ильенковой. М: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. — 334 с.
  79. Управление организацией: Учебник / Под ред. А. Г. Поршнева,
  80. З.П. Румянцевой, Н. А. Саломатина. М.: ИНФРА-М, 2000.-423 с.
  81. Управление финансами (финансы предприятий): Учеб. для ву-^ зов/ под ред. А. А. Володина. М.: Инфра-М, 2006. — 504 с.
  82. , Р.А. Инновационный менеджмент: Учебник / Р. А. Фатхутдинов. СПб.: Питер, 2003.-400 с.
  83. , Р.А. Конкурентноспособность организации в условиях кризиса: экономика, маркетинг, менеджмент / Р. А. Фатхутдинов. -М.: Маркетинг, 2002. 430 с.
  84. , Р.А. Организация производства: Учебник / Р. А. Фатхутдинов. М.: ИНФРА-М, 2000. — 412 с.
  85. , Р.А. Производственный менеджмент: Учеб. дляГвузов / Р. А. Фатхутдинов. СПб.: Питер, 2003. — 491 с.
  86. , Р.А. Стратегический маркетинг: Учебник / Р. А. Фатхутдинов. -СПб.: Питер, 2003.-412 с.
  87. , Р.А. Стратегический менеджмент Учебник / Р. А. Фатхутдинов. М.: Дело, 2002. — 430 с.
  88. , Р.А. Управленческие решения: Учебник / Р. А. Фатхутдинов. М.: ИНФРА-М, 2002. — 380 с.
  89. , Т.В. Стратегическое управление на транспорте / Т. В. Федина, П. В. Метелкин. М.: ГУУ, 2000. — 267 с.
  90. , Т.В. Управление транспортом России: историко-экономический очерк: Учеб. пособие / Т. В. Федина. М.: ГУУ, 2000. -180 с.
  91. Финк, Кармен Адреа Внедрение сбалансированной системы показателей / Кармен Адреа Финк, Оливер Грайнер, Георг Краузе и др. -М.: Альпина Бизнес Букс, 2006. 478 с.
  92. , В.Н. Квалиметрия. Управление качеством. Сертификация: Учеб. пособие. / В. Н. Фомин М.: Ось-89, 2002. — 384 с. i 93. Фридаг, Хервиг Р. Сбалансированная система показателей /
  93. Р. Фридаг, Вальтер Шмидт. М.: Омега-Л, 2006. -144 с.
  94. Фридаг, Хервиг Р. Сбалансированная система показателей: руководство по внедрению / Хервиг Р. Фридаг, Вальтер Шмидт. М.: Оме-га-Л, 2006. — 267 с.
  95. Харрингтон, Джеймс. Оптимизация бизнес-процессов. Документирование, анализ, управление, оптимизация / Джеймс Харрингтон, К. С. Эсселинг, Харм Ван Нимвеген. СПб.: Азбука, 2002. — 317 с.
  96. , В.П. Основы маркетинга / В. П. Хлусов. М.: ПРИОР, 2000. -160 с.
  97. , О.М. Инновационный менеджмент: Учеб. пособие / О. М. Хотяшева. СПб.: Питер, 2005. — 318 с.
  98. В.Е. Современный маркетинг. Настольная книга по исследованию рынка: Учеб. пособие для вузов/ В. Е. Хруцкий. М.: Финансы и статистика, 2005. — 560 с.
  99. , А.А. Синергия легковых автомобилей, природы, общества и экономики страны / А. А. Чеботарев, И. М. Кийченко, Д. А. Чеботарев, А. Ф. Щербаков // Вестник транспорта. 2004. — № 2. — С. 8−11.
  100. Чеботарев, А. А Синергия легковых автомобилей, природы, общества и экономики страны / А. А. Чеботарев, И. М. Кийченко, Д. А. Чеботарев, А. Ф. Щербаков // Вестник транспорта. 2004. — № 3. — С. 6−15.
  101. , А.З. Проблемный регион ресурсного типа в Северо-Восточной Азии: логистика, рыбная отрасль Дальнего Востока РФ / А. З Шляховой, Р. Г. Леонтьев. М.: ВИНИТИ РАН, 2002. — 834 с.
  102. , Б.О. современных теориях конкурентных преимуществ и отраслевого лидирования / Б. Шпотов // Электр, журнал «Корпоративный менеджмент». http:// www.cfin.ru/ management/ lead-ingtheories.shtml.
  103. , А.Ю. Конкуренция. Теория и практика: Учебное пособие / А. Ю. Юданов. М.: ИНФРА-М, 2002. — 376 с.
  104. , А.Ю. Конкуренция. Теория и практика: Учеб. пособие
  105. А.Ю. Юданов. М.: Тандем, 2000. — 370 с.
  106. , А. Стратегические конкурентные преимущества фирмы и пути их реализации на рынке / А. Юданов // Электр, журнал «Корпоративный менеджмент». http:// www.cfin.ru/ management/ strategy/ yudanov.shtml.
  107. , Дж.Р. Маркетинг/Дж.Р. Эванс, Б. Берман. -М.: Сирин, 2001.-308 с.
  108. Экономика предприятия: Учебник / Под ред. В.Я. Горфинск-лея, В. А. Швадара. М.: Юнити-Дана, 2000.-467 с.
  109. Экономика предприятия: Учебник / Под ред. О. В. Волкова. -М.: Инфра-М, 2000.-380 с.
Заполнить форму текущей работой