Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Взаимодействие школы и вуза как фактор повышения результативности профориентационной работы

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Разработанный механизм организации взаимодействия школы и вуза как фактора повышения результативности профориентационной работы, предполагает рассмотрение данного взаимодействия именно в качестве партнёрства. В современных условиях основные цели школы в процессе организации профориентационной работы во взаимодействии с вузами целесообразно рассматривать более широко, чем это делалось ранее: как… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические основы разработки механизма организации взаимодействия школы и вуза как фактора повышения результативности профориентационной работы
    • 1. 1. Партнёрство школы и вуза как способ построения их эффективного взаимодействия
    • 1. 2. Профессиональная ориентация в школе в контексте задач профильного обучения старшеклассников
    • 1. 3. Профориентационная работа в деятельности вуза: цели, задачи, формы и методы
  • Глава 2. Организация взаимодействия школы и вуза как фактор повышения результативности профориентационной работы: построение и апробация механизма
    • 2. 1. Разработка механизма организации взаимодействия школы и вуза как фактора повышения результативности профориентационной работы
    • 2. 2. Организационно-педагогические условия результативного осуществления профориентационной работы во взаимодействии школы и вуза
    • 2. 3. Апробация механизма и организационно-педагогических условий организации взаимодействия школы и вуза как фактора повышения результативности профориентационной работы

Взаимодействие школы и вуза как фактор повышения результативности профориентационной работы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Профессиональное самоопределение учащихся старших классов относится к числу важнейших задач образования, решение которой значимо как для каждого человека, так и для общества и государства. Ведущая роль в формировании необходимых ресурсов для осуществления осознанного профессионального выбора отводится общеобразовательной школе. В связи с этим школа должна реализовывать систему научно обоснованных мероприятий, направленных на подготовку молодёжи к выбору профессии с учётом особенностей личности и социально-экономической ситуации на рынке труда, на оказание помощи учащимся в профессиональном самоопределении. Речь идёт о профессиональной ориентации.

Методологические основы профориентационной деятельности представлены в трудах JI.B. Ботяковой, Е. И. Головахи, А. Е. Голомштока, Е. В. Гуровой, H.H. Захарова, Э. Ф. Зеера, J1.A. Йовайши, Е. А. Климова,.

A.M. Павловой, Н. С. Пряжникова, Е. Ю. Пряжниковой, Н. О. Садовниковой,.

B.Д. Симоненко, O.A. Черник, С. Н. Чистяковой и др.

Отдельным проблемам профориентации и профессионального самоопределения школьников посвящён ряд исследований. Так, изучению вопроса формирования готовности у школьников к выбору профессиональной сферы посвящены работы С. И. Вершинина, A.B. Гапоненко, Е. А. Мороз, М. Ю. Савченко и других авторов.

В связи с введением профильного обучения на старшей ступени общего образования у школы появилась возможность более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования. Значимые исследования в этой сфере проведены В. В. Абатуровой, Е. В. Ворониной, И. В. Гладкой, Г. Б. Голуб, О. Б. Даутовой, С. П. Ильиной, А. Ф. Киселевым, С. С. Кравцовым, О. Н. Крыловой, A.A. Кузнецовым, Т. Н. Назаровой, C.B. Ривкиной,.

И.С. Фишман, O.B. Чураковой и др. Изучению содержательной стороны профессиональной ориентации учащихся в условиях профильного обучения посвящены исследования Т. Г. Брылёвой, A.B. Гапоненко, Т. Е. Лапшиной, С. Ю. Лебедевой, A.A. Огерчук и др.

Понятно, что повышению эффективности выполнения социального заказа на обеспечение необходимой и своевременной подготовки старшеклассников к совершению самостоятельного профессионального выбора может способствовать организация взаимодействия школы с иными субъектами, в частности — учреждениями высшего профессионального образования. В связи с этим в ряде диссертационных исследований (в частности, Т. В. Бесковой, О. В. Зубакиной, В. Н. Кузнецовой, Е. А. Мороз, Э.В. Мухамедовой) рассматриваются различные аспекты совместной деятельности школы с субъектами внешней среды, в том числе с высшим учебным заведением, в сфере профориентации и профессионального самоопределения учащихся.

В то же время проведённый нами анализ многочисленных диссертационных работ, посвящённых профориентационной деятельности, а также взаимодействию школы и вуза в данной сфере, показал, что:

— профориентационная работа рассматривается преимущественно в аспекте её направлений (например: профессиональное просвещение, профессиональное консультирование, психологическая поддержка) или видов деятельности (где существует множество различных вариантов классификаций), но зачастую вне контекста современных гуманистических целей образования или в прямом противоречии с ними;

— профориентационная деятельность рассматривается либо в отрыве от задач перехода на профильное обучение старшеклассников, либо в рамках некорректного (противоречащего программным документам российской школы) понимания задач профильного обучения в старшей школе;

— предлагая различные варианты взаимодействия, авторы либо учитывают интересы только одной из сторон, либо описывают формы, цели и методы педагогической деятельности, констатируют необходимость координации действий партнёров, называют, помимо школы и вуза, ещё других потенциальных партнёров, но, при этом, не раскрывают механизмы партнёрства при моделировании организации взаимодействия.

Таким образом, существующее противоречие между необходимостью повышения результативности профориентационной работы в школе через организацию эффективного взаимодействия с вузами и степенью разработанности этих вопросов в научной литературе определило проблему нашего исследования. В теоретическом плане это проблема разработки механизма организации взаимодействия школы и вуза, обеспечивающего повышение результативности профориентационной работы. В практическом плане — проблема выявления соответствующих организационно-педагогических условий.

Объект исследования — управление образовательным процессом в общеобразовательной школе.

Предмет исследования — организация взаимодействия школы и вуза в аспекте повышения результативности профориентационной работы со старшеклассниками как компонент управления образовательным процессом в школе.

Цель исследования — разработка и теоретико-методологическое обоснование механизма организации взаимодействия школы и вуза, обеспечивающего повышение результативности профориентационной работы.

Гипотеза исследования. Профориентационная работа, проводимая среди учащихся старших классов, будет результативной, если:

— взаимодействие общеобразовательной школы и высшего учебного заведения будет выстроено как партнёрские взаимоотношения, подразумевающие взаимовыгодный обмен различными ресурсами, способствующие достижению значимых для обеих сторон целей;

— взаимодействие школы и вуза в рамках профориентационной работы будет рассматриваться в контексте целей профильного обучения старшеклассников: обеспечения старшеклассникам широты выбора содержания образования и формирования у них умения делать самостоятельный осознанный выбор;

— в школе в рамках партнёрских взаимоотношений с высшим учебным заведением будут созданы соответствующие организационно-педагогические условия, подразумевающие в том числе реализацию вузом модульной проф-ориентационной программы, построенной как совокупность элективных курсов и способствующей развитию умения у старшеклассников делать самостоятельный осознанный выбор.

Задачи исследования:

1. Уточнить понятие «партнёрство» в контексте взаимодействия общеобразовательной школы и высшего учебного заведения.

2. Определить содержание взаимодействия школы и вуза, обеспечивающего повышение результативности профориентационной работы.

3. Определить основные цели школы и вуза в процессе организации их взаимодействия при осуществлении профориентационной работы, а также ресурсы, подлежащие обмену в процессе данного взаимодействия.

4. Выявить организационно-педагогические условия результативного осуществления профориентационной работы в процессе взаимодействия школы и вуза.

Положения, выносимые на защиту:

1. При описании взаимодействия школы с учреждением высшего профессионального образования недостаточно констатировать необходимость построения этого взаимодействия на основе партнёрства. Необходимо уточнение содержания понятия «партнёрство» общеобразовательной школы и высшего учебного заведения, его концептуализация как взаимовыгодного обмена различными ресурсами для достижения значимых для обеих сторон целей. При этом в качестве основного поля партнёрского взаимодействия школы и вуза целесообразно рассматривать профориентационную деятельность.

2. Построение механизма организации взаимодействия школы с вузом как фактора повышения результативности профориентационной работы должно исходить из рассмотрения данного взаимодействия как партнёрства, предполагать выявление и учёт основных целей деятельности вуза и общеобразовательной школы, реализации которых может способствовать их партнёрство, определение ресурсов, подлежащих взаимовыгодному обмену в процессе взаимодействия. В современных условиях в качестве основных целей школы в процессе организации профориентационной работы во взаимодействии с вузами следует рассматривать обеспечение старшеклассникам широты выбора содержания образования и формирование у них умения делать самостоятельный осознанный выбор, а в качестве основных ресурсов вуза, подлежащих использованию в процессе названной организации, — кадровый и программно-методический ресурс. При этом школа должна учитывать цели вузов (ориентация учащихся старших классов на поступление в данный конкретный вуз и пополнение ресурсов) и необходимые им ресурсы (доступ к аудитории старшеклассников и организационный ресурс).

3. Целесообразными организационно-педагогическими условиями результативного осуществления профориентационной работы во взаимодействии школы с вузом являются: построение взаимодействия через реализацию вузом модульной профориентационной программы, способствующей формированию у старшеклассников умения делать самостоятельный осознанный выбор, каждый модуль которой является элективным курсом, разнообразие модулей профориентационной программы соответствует специальностям/направлениям подготовки вуза, каждый модуль предполагает использование проектной технологии, обеспечивающей решение учащимся той или иной проблемы с обязательной презентацией результатов самостоятельных действийиспользование ресурсов вуза для организации педагогического консультирования учащихся, проведения экскурсий для старшеклассников на соответствующие рабочие места, информирования о дальнейших возможностях продолжения образования.

Результаты, полученные лично соискателем, и их научная новизна:

— уточнено понятие «партнёрство» в контексте взаимодействия общеобразовательной школы и высшего учебного заведения (партнёрство школы и вуза необходимо концептуализировать как взаимовыгодный обмен различными ресурсами для достижения значимых для обеих сторон целейпри этом в качестве основного поля партнёрского взаимодействия школы и вуза целесообразно рассматривать профориентационную деятельность);

— разработан механизм организации взаимодействия школы и вуза, обеспечивающий повышение результативности профориентационной работы (механизм предполагает рассмотрение данного взаимодействия в качестве партнёрствавыявление и учёт основных целей деятельности вуза и общеобразовательной школы, реализации которых способствует их партнёрствоопределение ресурсов, подлежащих взаимовыгодному обмену в процессе взаимодействия);

— выявлены основные цели взаимодействия школы и вуза в процессе организации профориентационной работы и их ресурсы, подлежащие обмену [в современных условиях в качестве основных целей школы в процессе организации профориентационной работы во взаимодействии с вузами целесообразно рассматривать обеспечение широты выбора старшеклассникам содержания образования и формирование у них умения делать самостоятельный осознанный выбор, а в качестве основных ресурсов вуза, подлежащих использованию в процессе названной организации, — кадровый и программно-методический ресурспри этом школа должна учитывать цели вузов (ориентация учащихся старших классов на поступление в данный конкретный вуз и пополнение ресурсов) и необходимые им ресурсы (доступ к аудитории старшеклассников и организационный ресурс)];

— определены организационно-педагогические условия, обеспечивающие результативность профориентационной работы во взаимодействии школы с вузом (построение взаимодействия через реализацию вузом модульной профориентационной программы, способствующей формированию у старшеклассников умения делать самостоятельный осознанный выбор, каждый модуль которой является элективным курсом, номенклатура модулей профориентационной программы соответствует специальностям/направлениям подготовки вуза, каждый модуль предполагает использование проектной технологии, обеспечивающей самостоятельное решение учащимся той или иной проблемы с обязательной презентацией результатов собственных действийиспользование ресурсов вуза для организации педагогического консультирования учащихся, проведения экскурсий для старшеклассников на соответствующие рабочие места, информирования о возможностях дальнейшего продолжения образования).

Теоретическая значимость исследования заключается в разработке теоретических основ организации взаимодействия школы и вуза как фактора повышения результативности профориентационной работы. Результаты исследования расширяют научные представления об образовательных организациях и управлении ими, могут составить основу для моделирования организации взаимодействия образовательного учреждения с различными субъектами внешней среды.

Практическая значимость исследования заключается в его направленности на обеспечение повышения результативности профориентационной работы. Разработанный автором механизм организации взаимодействия между партнёрами, предложенные организационно-педагогические условия результативного осуществления профориентационной работы во взаимодействии школы с вузом, апробированные и научно подтверждённые экспериментальные материалы исследования могут быть использованы в массовой педагогической практике.

Методологической основой исследования является системный подход к изучению управленческих и педагогических процессов, отечественные и зарубежные концепции менеджмента, управления образовательными системами и маркетинга.

Источниками исследования являются фундаментальные положения:

— методологии педагогики и методики исследования (М.А. Данилов, В. И. Загвязинский, В. В. Краевский, А. И. Пискунов, М.Н. Скаткин);

— менеджмента (М. Альберт, М. Вудкок, М. Мескон, Ф. Тейлор,.

A. Файоль, Г. Форд, Д. Френсис, Ф. Хедоури, Г. Эмерсон) и маркетинга (Г. Алдер, И. Ансофф, Е. П. Голубков, Ф. Котлер, H.A. Нагапетьянц,.

B.Д. Секерин, Т. Питере, О. Уолкер — мл., Р. Уотерман).

Существенное значение в концептуальном плане имеют:

— теоретико-методологические основы социального управления (В.Г. Афанасьев, М. К. Бочаров, Д. М. Гвишиани, Т. И. Заславская, Г. Х. Попов, А. И. Пригожин, A.M. Омаров, Э.Г. Юдин);

— современные концепции управления образовательными системами (В.П. Беспалько, Ю. В. Васильев, Ю. А. Конаржевский, В. Ю. Кричевский, A.M. Моисеев, Н. В. Немова, В. П. Симонов, М. М. Поташник, П. И. Третьяков, K.M. Ушаков, Л. И. Фишман, П. В. Худоминский, Т.И. Шамова);

— существующие подходы к описанию социального партнёрства в образовании (А.П. Егоршин, В. Г. Зарубин, М. Ю. Иванов, П. Карстанье, A.M. Осипов, В. В. Тумалев, Л.И. Фишман);

— концепции профессионального самоопределения и профориентацион-ной деятельности (С.И. Вершинин, Е. И. Головаха, А. Е. Голомшток, Э. Ф. Зеер, Л. А. Иовайша, Е. А. Климов, Н. С. Пряжников, С.Н. Чистякова);

— теоретические основы организации профильного обучения на старшей ступени общего образования (Е.В. Воронина, И. В. Гладкая, Г. Б. Голуб,.

C.П. Ильина, A.A. Кузнецов, C.B. Ривкина, И. С. Фишман, О.В. Чуракова).

Методы исследования. Выбор методов исследования был обусловлен требованиями наиболее адекватного и полного решения задач на каждом этапе научно-исследовательской работы. Использовался комплекс методов: теоретический анализ психологической, педагогической, управленческой литературысравнительно-сопоставительный и контент-анализмоделированиесоциологические методы (анкетирование, интервьюирование) — изучение и обобщение передового опыта управления образовательными системамиэкспериментальные методы исследованияматематико-статистические методы исследования.

Работа выполнялась на базе шести учреждений общего образования г. о. Самара, а также Центра довузовской подготовки АМОУ ВПО «Самарская академия государственного и муниципального управления» (АМОУ ВПО «САГМУ»). Всего в исследовании приняли участие 206 учащихся 10-х классов соответствующих образовательных учреждений, 30 представителей администраций и учителей общеобразовательных учреждений, 11 преподавателей АМОУ ВПО «САГМУ».

Исследование проводилось в несколько этапов.

На первом этапе (2007;2008 гг.) определялась проблема исследования, изучалось состояние разработанности проблемы в науке, определялись цель и задачи исследования, анализировались основные теоретические понятия, изучался практический опыт взаимодействия школ и вузов в сфере профориентации.

На втором этапе (2008;2009 гг.) разрабатывался механизм организации взаимодействия школы и вуза, обеспечивающий повышение результативности профориентационной работы, определялись организационно-педагогические условия результативного осуществления профориентационной работы в рамках взаимодействия школы с вузомпланировались содержание и организация экспериментальной работы, подбирались необходимые методы исследования.

На третьем этапе (2009;2012 гг.) проводилась экспериментальная апробация полученных теоретических результатов, осуществлялась обработка полученных данных, были подведены итоги исследования, оформлен текст диссертации.

Достоверность научных результатов обеспечена чёткостью исходных позиций и обоснованностью методологии исследованияприменением комплекса методов, адекватных цели и предмету работыподтверждением гипотезы на эмпирическом уровневозможностью воспроизведения материалов экспериментальной работырезультатами сопоставления полученных результатов с массовым управленческим и педагогическим опытом.

Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты исследования нашли отражение в научных статьях, материалах международных (Екатеринбург, 2011; Пенза — Улан-Удэ — Ереван, 2011; Москва, 2011; Чебоксары, 2011; Новосибирск, 2011) и всероссийских (Новосибирск, 2009; Санкт-Петербург, 2010) научно-практических конференций.

В период с 2007 по 2012 гг. материалы диссертации обсуждались на кафедре социального менеджмента и управления образованием Поволжской государственной социально-гуманитарной академии. Разработанная модульная профориентационная программа прошла апробацию на заседаниях ряда кафедр АМОУ ВПО «САГМУ» и одобрена Учебно-методическим советом академии. Программа реализуется в ряде школ и гимназии г. о. Самара в рамках их партнёрского взаимодействия с АМОУ ВПО «САГМУ».

Выводы по 2 главе.

Для уточнения содержательной части нашего механизма и определения организационно-педагогических условий эффективного осуществления проф-ориентационной работы во взаимодействии школы с вузом, нами проведено интервьюирование заместителей директоров ряда общеобразовательных учреждений г. о. Самара по вопросам, прошедшим предварительную проверку их валидности методом экспертных оценок. Результаты интервьюирования показали, что школы заинтересованы в помощи со стороны высших учебных заведений в сфере профориентации, в реализации специально разработанной профориентационной программысоответствующего собственного кадрового ресурса для реализации данной программы у школы недостаточно и, по мнению завучей, сотрудничество с высшей школой может помочь решить этот вопросвузовские преподаватели смогут наилучшим образом разработать и реализовать профориентационную программу, развивающую у старшеклассников умение делать самостоятельный выбороптимальный вариант для начала её реализации — 10 класс. При этом представители школьных администраций особо подчёркивали необходимость осуществления вузами именно профессиональной ориентации, имеющей целью формирование умения делать осознанный выбор, а не открытой агитации на поступление в конкретный вуз.

Опираясь на разработанный механизм, результаты интервьюирования, а также трактовку О. В. Галкиной понятия «организационно-педагогические условия» как совокупности взаимосвязанных информационных комплексов (соответствующих предпосылкам, обстановке, требованиям), которые, целесообразно создавать субъекту-руководителю на управленческом уровне для обеспечения управления педагогами и их профессиональной деятельностью, а также обучаемыми и их деятельностью по достижению определённых педагогических целей, были выявлены организационно-педагогические условия результативного осуществления профориентационной работы во взаимодействии школы с вузом.

Учитывая запросы школы в данном взаимодействии, её цели и необходимые ей ресурсы, а также с учётом целей вузов и ресурсов, необходимых им, важнейшим условием выступает выстраивание школой взаимодействия с вузом через реализацию вузом модульной профориентационной программы, способствующей формированию умения у старшеклассников делать самостоятельный осознанный выбор, каждый модуль которой является элективным курсом. При этом разнообразие модулей профориентационной программы должно соответствовать специальностям или направлениям подготовки вуза, а каждый из предлагаемых модулей должен предполагать использование проектной технологии, обеспечивающей решение учащимся той или иной проблемы в результате самостоятельных действий с обязательной презентацией этих результатов.

Создание этих условий обеспечивает реализацию разработанного нами механизма. В начале учебного года школа предлагает учащимся самостоятельно выбрать четыре модуля из разработанной преподавателями вуза профориентационной программы (количество предлагаемых для выбора модулей в несколько раз превышает то количество, которое школьник может выбрать). Каждый модуль является элективным курсом, по содержанию направленным на удовлетворение познавательных интересов старшеклассника, связанных с дальнейшим профессиональным выбором. Один элективный курс реализуется в течение одной четвертив течение учебного года старшекласснику предоставляется возможность пройти четыре элективных курса, позволяющих ознакомиться с четырьмя интересующими профессиональными сферами. По своему содержанию каждый модуль должен включать экскурсии на соответствующие рабочие места, информирование о возможностях продолжения образования, организацию педагогического консультирования учащихся.

Таким образом, при создании предложенных организационно-педагогических условий каждая из сторон партнёрства достигает своих целей: школа обеспечивает старшеклассникам широту выбора содержания образования и формирование у них умения делать самостоятельный осознанный выборвуз, в свою очередь, реализуя модульную профориентационную программу, где разнообразие модулей соответствует его специальностям/направлениям подготовки, получает возможность ориентировать учащихся старших классов на профессии, для работы по которым необходимо получить образование по одной/одному из предложенных специальностей/направлений подготовки, ориентирует на поступление в данный конкретный вуз и получает возможность пополнения ресурсов.

Апробация предложенных нами механизма и организационно-педагогических условий осуществлялась в процессе проведения экспериментальной работы в 6 учреждениях общего образования г. о. Самара. Эффективность наших предположений определялась по изменению показателей осознанности выбора (через контент-анализ текста сочинений учащихся экспериментальной и контрольной групп и анализ результатов анкетирования учащихся экспериментальной группы), а также по результатам оценивания учащимися и педагогами школ модульной профориентационной программы.

В целом по результатам апробации можно констатировать, что при использовании предложенного нами механизма организации взаимодействия школы и вуза, а также определённых нами организационно-педагогических условий, результативность профориентационной работы существенно повысилась.

Заключение

.

Проведённое в работе исследование организации взаимодействия школы с вузом как фактора повышения результативности профориентационной работы со старшеклассниками позволило сделать следующие выводы:

1. Несмотря на то, что взаимодействие школы и иных организаций и учреждений сегодня часто описывают термином «партнёрство», это взаимодействие во многих случаях является неэффективным именно по причине отсутствия партнёрства, подразумевающего взаимовыгодный обмен различными ресурсами для достижения значимых для обеих сторон целей. В качестве основного поля партнёрского взаимодействия школы и вуза целесообразно рассматривать профориентационную деятельность, поскольку именно в этом поле, в значительной степени определяющем переход одних и тех же потребителей из учреждения одной подсистемы образования в учреждение другой подсистемы, следует определять значимые для обеих сторон цели взаимодействия ч и ресурсы, подлежащие взаимовыгодному обмену в рамках данного взаимодействия.

2. Разработанный механизм организации взаимодействия школы и вуза как фактора повышения результативности профориентационной работы, предполагает рассмотрение данного взаимодействия именно в качестве партнёрства. В современных условиях основные цели школы в процессе организации профориентационной работы во взаимодействии с вузами целесообразно рассматривать более широко, чем это делалось ранее: как повышение качества образовательных услуг, соответствующее целям профильного обучения старшеклассников — обеспечение старшеклассникам широты выбора содержания образования и формирование у них умения делать самостоятельный осознанный выбор, а в качестве основных ресурсов вуза, подлежащих использованию в процессе названной организации, целесообразно рассматривать кадровый и программно-методический ресурс. При этом школа должна учитывать цели вузов (ориентация учащихся старших классов на поступление в данный конкретный вуз и пополнение ресурсов) и необходимые им ресурсы (доступ к аудитории старшеклассников и организационный ресурс).

3. Для результативного осуществления профориентационной работы во взаимодействии школы с вузом целесообразно создавать следующие организационно-педагогические условия: построение взаимодействия через реализацию вузом модульной профориентационной программы, способствующей формированию умения у старшеклассников делать самостоятельный осознанный выбор, каждый модуль которой является элективным курсом, разнообразие модулей профориентационной программы соответствует специальностям/направлениям подготовки вуза, каждый модуль предполагает использование проектной технологии, обеспечивающей решение учащимся той или иной проблемы в результате самостоятельных действий с обязательной презентацией этих результатовиспользование ресурсов вуза для организации педагогического консультирования учащихся, проведения экскурсий для старшеклассников на соответствующие рабочие места, информирования о дальнейших возможностях продолжения образования.

4. В процессе экспериментальной работы было зафиксировано, что использование описанных теоретических подходов к организации взаимодействия школы и вуза как фактора повышения результативности профориентационной работы приводит к повышению качества образовательных услуг в школе: как к расширению возможности выбора старшеклассниками содержания образования (то есть улучшению важных для учащихся условий образовательного процесса), так и лучшему формированию умения делать осознанный выбор (то есть улучшению образовательных результатов).

Все сказанное свидетельствует о подтверждении гипотезы нашего исследования и реализации поставленных нами задач. Вместе с тем, результаты данного исследования проблем, связанных с организацией взаимодействия школы и вуза как фактора повышения результативности профориентационной работы, не исчерпывают всех проблем в этой сложной сфере. В частности, представляется перспективным при продолжении исследования изучение процессуальных аспектов организации взаимодействия школы с вузом. Также перспективным представляется расширение практического применения полученных результатов в организации взаимодействия образовательных учреждений различных подсистем образования по различным вопросам повышения качества образовательных услуг.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Г. Маркетинг будущего: диалог сознаний: Общение с потребителями в XX1. веке / Г. Алдер — пер. с англ. С. Потапенко. — М.: ФАИР-ПРЕСС, 2003.-448 с.
  2. P.P. Проблемы механизма государственного управления на современном этапе (вопросы теории и методологии) / P.P. Алиуллов // Государство и право. 2005. № 3. — С. 97−102.
  3. И. Новая корпоративная стратегия / И. Ансофф. СПб.: Питер Ком, 1999.-416 с.
  4. И. Стратегическое управление / И. Ансофф. М.: Экономика, 1989.-519 с.
  5. Антикризисное управление: учеб. / под ред. проф. Э. М. Короткова. -2-е изд., доп. и перераб. М.: ИНФРА-М, 2005. — 620 с.
  6. В.Г. Общество: системность, познание и управление / В. Г. Афанасьев. М.: Политиздат, 1981. — 432 с.
  7. Т.П. Профильное обучение: педагогическая система и управление. В 2 кн. Кн. 1. Система профильного обучения старшеклассников: метод, пособие / Т. П. Афанасьева, Н. В. Немова. М.: АПКиПРО, 2004. — 73 с.
  8. Т.П. Профильное обучение: педагогическая система и управление. В 2 кн. Кн. 2. Управление профильным обучением старшеклассников: метод, пособие / Т. П. Афанасьева, Н. В. Немова. М.: АПКиПРО, 2004. — 84 с.
  9. Т.П. Управление профильным обучением старшеклассников : метод, пособие для руководителей школ / Т. П. Афанасьева, Н. В. Немова — под ред. Н. В. Немовой. М.: АПКиПРО, 2005. — 140 с.
  10. A.A. Инновационный лизинг в банке / A.A. Аюпов. Казань: ТИСБИ, 2002. — 160 с.
  11. Т.В. Педагогическая система формирования профессионального самоопределения учащихся в условиях довузовского образования : авто-реф. дис.. канд. пед. наук / Т. В. Бескова. Саратов, 2004. — 22 с.
  12. В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения / В. П. Беспалько. М.: ИРПО МО РФ, 1995. — 336 с.
  13. В.П. Элементы теории управления процессом обучения / В. П. Беспалько. М.: Знание, 1970. — 87 с.
  14. Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. М.: Педагогика, 1968. — 464 с.
  15. Большой академический словарь русского языка. В 25 т. Т. 10. Медяк Мячик / Рос. акад. наук, Ин-т лингвист, исслед. — ред. словаря Л. И. Балахонова и др. — ред. 10 т. Л. Е. Кругликова, В. П. Фелицына. — М. — СПб.: Наука, 2008.-571 с.
  16. Большой экономический словарь / под ред. А. Н. Азрилияна. -6-е изд., доп. М.: Институт новой экономики, 2004. — 1376 с.
  17. М.К. Наука управления: новый подход / М. К. Бочаров. -М.: Знание, 1990.-64 с.
  18. Т.Г. Организационно-педагогические условия эффективного профессионального самоопределения старшеклассников в лицее : автореф. дис.. канд. пед. наук / Т. Г. Брылёва. Магнитогорск, 2006. — 21 с.
  19. Ю.Е. Организация социального управления (основные понятия и категории): словарь-справ. / Ю. Е. Булыгин — под общ. ред. ректора МОСУ д-ра пед. наук, профессора И. Г. Безуглова. М.: Контур, 1999. — 254 с.
  20. В. А. Экономика труда : учеб. пособие / В. А. Вайсбурд. -Самара: СГЭУ, 2007. 312 с.
  21. С.И. Педагогические основы формирования у школьников готовности к принятию решения о профессиональном выборе : дис.. д-ра пед. наук / С. И. Вершинин. М., 1997. — 326 с.
  22. Е.В. Профильное обучение: модели организации, управленческое и методическое сопровождение /Е.В. Воронина. М.: 5 за знания, 2006.-256 с.
  23. М. Раскрепощённый менеджер. Для руководителя-практика: пер. с англ. / М. Вудкок, Д. Фрэнсис. М.: Дело, 1991. — 320 с.
  24. О.В. Роль и место понятия «организационно-педагогические условия» в терминологическом аппарате педагогической науки : автореф. дис.. канд. пед. наук / О. В. Галкина. Самара, 2009. — 21 с.
  25. Д.М. Организация и управление / Д. М. Гвишиани. М.: МГТУ им. Баумана, 1998. — 331 с.
  26. .М. Экономика и социология труда : учеб. для вузов / Б. М. Генкин. 6-е изд., доп. — М.: Норма, 2006. — 448 с.
  27. P.A. Эффективность системы управления сельским хозяйством региона (на материалах Республики Башкортостан): дис.. канд. экон. наук / P.A. Гильманшин. Уфа, 2005. — 150 с.
  28. И.В. Основы профильного обучения и предпрофильной подготовки : учеб.-метод, пособие для учителей / И. В. Гладкая, С. П. Ильина, C.B. Ривкина — под ред. А. П. Тряпицыной. СПб.: КАРО, 2005. — 128 с.
  29. Е.И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодёжи / Е. И. Головаха. Киев: Наукова думка, 1988. — 142 с.
  30. Е.И. Психологическое время личности / Е. И. Головаха, A.A. Кроник. Киев: Наукова Думка, 1984. — 207 с.
  31. А.Е. Выбор профессии и воспитание личности школьника (воспитательная концепция профориентации) / А. Е. Голомшток. М.: Педагогика, 1979. — 160 с.
  32. А.Е. Содержание и методы профориентационной работы в школе / А. Е. Голомшток, O.A. Черник, JT.B. Ботякова. М. — Калуга: Приок-ское кн. изд-во, Калужское отделение, 1972. — 22 с.
  33. Е.П. Основы маркетинга : учеб. / Е. П. Голубков. 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Финпресс, 2008. — 704 с.
  34. H.A. Психологические основы профориентации в школе и ПТУ : учеб. пособие / H.A. Грищенко, JI.A. Головей, С. А. Лукомская — под общ. ред. A.A. Крылова — Ленингр. гос. ун-т. Л.: ЛГУ, 1988. — 78 с.
  35. A.A. Контент-анализ как метод эмпирических и прикладных исследований в психологии : учеб. пособие / A.A. Гудзовская. -Самара: СМИУ, 2007. 48 с.
  36. Е.В. Профориентационная работа в школе : метод, пособие / Е. В. Гурова, O.A. Голерова. М.: Просвещение, 2007. — 96 с.
  37. Давыдов В В. Проблемы развивающего обучения / В. В. Давыдов. -М.: Педагогика, 1986. 240 с.
  38. М.А. Всеобщая методология науки и специальная методология педагогики в их взаимоотношении / М. А. Данилов. М.: Педагогика, 1974. — 174 с.
  39. О.Б. Современные педагогические технологии в профильном обучении : учеб.-метод. пособие для учителей / О. Б. Даутова, О. Н. Крылова — под ред. А. П. Тряпициной. СПб.: КАРО, 2006. — 176 с.
  40. . Новые партнёрства изменят мир / Б. Дрейтон, В. Будинич // Harvard Business Review. 2010. — Ноябрь. — С. 61−69.
  41. В. В. Введение в менеджмент / В. В. Дудников,
  42. A.A. Подмазенко. Самара: СИПКРО, 1993. — 79 с.
  43. В.В. Маркетинг для руководителей образования : пособие для рук. образоват. орг. / В. В. Дудников. Самара: СИПКРО, 2004. — 105 с.
  44. М.И. Психологический словарь-справочник / М. И. Дьяченко, J1.A. Кандыбович. Минск: Харвест — М.: ACT, 2001. -576 с. — (Библиотека практической психологии).
  45. М.И. Энциклопедия. Общая и социальная психология / М. И. Еникеев. М.: ПРИОР, 2002. — 560 с.
  46. В.И. Исследовательская деятельность педагога /
  47. B.И. Загвязинский. М.: Академия, 2006. — 176 с.
  48. В.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. И. Загвязинский, Р. Атаханов. М.: Академия, 2001. — 208 с.
  49. Закон РФ № 3266−1 от 10 июля 1992 г. «Об образовании» // Гарант Электронный ресурс.: информационно-правовой портал. Электрон, дан. -Режим доступа: http://base.garant.ru/! 164 235/Ш1002, свободный. — Загл. с экрана.
  50. Т.И. Современное российское общество. Социальный механизм трансформации / Т. И. Заславская. М.: Дело, 2004. — 400 с.
  51. H.H. Профессиональная ориентация школьников / H.H. Захаров, В. Д. Симоненко. М.: Просвещение, 1989. — 192 с.
  52. Э.Ф. Профориентология: Теория и практика: учеб. пособие для высшей школы / Э. Ф. Зеер, A.M. Павлова, Н. О. Садовникова. М.: Академический Проект — Екатеринбург: Деловая книга, 2004. — 192 с.
  53. Э.Ф. Психология профессий : учеб. пособие для студ. вузов / Э. Ф. Зеер. 2-е изд., перераб., доп. — М.: Академический Проект — Екатеринбург: Деловая книга, 2003. — 336 с.
  54. Э.Ф. Психология профессионального развития : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Э. Ф. Зеер. М.: Академия, 2007. — 240 с.
  55. Г. П. Социология управления / Г. П. Зинченко. Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. — 384 с. — (Высшее образование).
  56. О.В. Социальное партнёрство вуза как фактор реализации педагогической и информационной поддержки профессионального самоопределения старшеклассников : автореф. дис.. канд. пед. наук / О. В. Зубакина. М.: ИСМО РАО, 2008. — 26 с.
  57. Е.П. Мотивация и мотивы / Е. П. Ильин. СПб.: Питер, 2002. -512 с.
  58. Е.В. Развитие малого бизнеса на основе партнёрства / Е. В. Исаева // ЭКО. 2010. — № 5. — С. 133−143.
  59. Использование проектной технологии в школе // Издательский дом Первое сентября Электронный ресурс. Электрон, дан. — Режим доступа: http://festival. 1 september.ru/articles/104 126/, свободный. — Загл. с экрана.
  60. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX в.: учеб. пособие для пед. учеб. заведений / под ред. академика РАО А. И. Пискунова. 2-е изд., испр. и доп. -М.: Сфера, 2001.-512 с.
  61. История профориентации в России // Бюро профориентации Электронный ресурс. Электрон, дан. — Режим доступа: http://prof-buro.m/rus/Q-proforientatsii/Istoriya-proforientatsii- v-Rossii/, свободный. — Загл. с экрана.
  62. H.A. Проблемы профессиональной ориентации школьников / JI.A. Йовайша. М.: Педагогика, 1983. — 128 с.
  63. Г. Б. Менеджмент : учеб. пособие для студ. вузов / Г. Б. Казначевская, И. Н. Чуев, О. В. Матросова. 2-е изд., доп. и перераб. -Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. — 384 с. — (Высшее образование).
  64. И.В. Формирование эффективной занятости в регионах Дальнего Востока России : дис.. д-ра экон. наук / И. В. Калашникова. Хабаровск, 2004. — 366 с.
  65. Е.А. Введение в психологию труда / Е. А. Климов. М.: МГУ, 1988.- 199 с.
  66. Е.А. История психологии труда в России : учеб. пособие / Е. А. Климов, О. Г. Носкова. М.: Моск. ун-т, 1992. — 221 с.
  67. Е.А. Как выбирать профессию : кн. для учащихся / Е. А. Климов. М.: Просвещение, 1984. — 160 с.
  68. Е.А. Психология профессионального самоопределения / Е. А. Климов. Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. — 512 с.
  69. Е.А. Психологическое содержание труда и вопросы воспитания / Е. А. Климов. М.: Знание, 1986. — 80 с.
  70. Е.А. Психолого-педагогические проблемы профессиональной консультации / Е. А. Климов. М.: Знание, 1983. — 96 с.
  71. Е.А. Путь в профессию : пособие для старших классов обще-образоват. школы / Е. А. Климов. JI.: Лениздат, 1974. — 190 с.
  72. Е.А. Развивающийся человек в мире профессий / Е. А. Климов. Обнинск: Принтер, 1993. — 56 с.
  73. Е.А. Школа. а дальше? (Старшекласснику о выборе профессии) / Е. А. Климов. JI.: Лениздат, 1971. — 133 с.
  74. Г. М. Педагогический словарь / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. М.: Академия, 2003. — 176 с.
  75. Кон И.С. В поисках себя. Личность и её самосознание / И. С. Кон. -М.: Политиздат, 1984. 335 с.
  76. Кон И. С. Открытия «Я» / И. С. Кон. М.: Политиздат, 1978. — 367 с.
  77. Ю.А. Внутришкольный менеджмент / Ю. А. Конаржевский. М.: Новая школа, 1993. — 140 с.
  78. О.И. Профессиональная ориентация учащихся в учреждении дополнительного образования : автореф. дис.. канд. пед. наук / О. И. Кононогова. Ростов-на-Дону, 2007. — 18 с.
  79. .В. Экономика труда : учеб. пособие / Б. В. Корнейчук. -М.: Гардарики, 2007. 286 с.
  80. Ф. Маркетинг в третьем тысячелетии: Как создать, завоевать и удержать рынок / Ф. Котлер — пер. с англ. В. А. Гольдича и А. И. Оганесовой — науч. ред. и авт. вступ. ст. Б. А. Соловьёв. М.: ACT, 2001. — 272 с.
  81. Ф. Маркетинг для государственных и общественных организаций / Ф. Котлер, Н. Ли — под ред. С. Г. Божук. СПб.: Питер, 2008. — 384 с.
  82. Ф. Маркетинг менеджмент / Ф. Котлер. 11-е изд. — СПб.: Питер, 2005. — 800 с.
  83. Ф. Основы маркетинга : пер. с англ. / Ф. Котлер. М.: Рос-тинтэр, 1996. — 704 с.
  84. Н.Б. Многоуровневая профессиональная подготовка специалистов в условиях рынка труда : дис.. канд. пед. наук / Н. Б. Кошкина. -Кемерово, 2007.-251 с.
  85. С.С. Профильное обучение в современной России: теория и практика: монография / С. С. Кравцов. М.: Готика, 2007. — 295 с.
  86. В.В. Методология научного исследования : пособие для студ. и аспирантов гуманитар, ун-тов / В. В. Краевский. СПб.: СПбГУП, 2001.- 145 с.
  87. В.В. Методология педагогики: новый этап: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В. В. Краевский, Е. В. Бережнова. М.: Академия, 2006. — 400 с.
  88. В.Ю. Управление современной школой: размышления руководителя / В. Ю. Крический. СПб.: СПбГУПМ, 1998. — 203 с.
  89. П.А. Этика / П. А. Кропоткин. М.: Наука, 1991. — 454 с.
  90. И.В. Теория и практика рекламы в России : учеб. / И. В. Крылов. М.: Дело, 2003. — 487 с.
  91. Т.В. Психологический анализ динамики профессионального самоопределения личности / Т. В. Кудрявцев, В. Ю. Шегурова // Вопросы психологии, 1983.-№ 2.-С. 51−59.
  92. В.Н. Совместная работа школы и вуза по профессиональному самоопределению учащихся : автореф. дис.. канд. пед. наук / В. Н. Кузнецова. Саратов, 2008. — 22 с.
  93. B.C. Профильные классы в средней школе: организация и функционирование / B.C. Кукушкин. Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. -407 с.
  94. Т.Е. Проектирование и реализация профессионально-ориентированной системы обучения в профильной школе : автореф. дис.. канд. пед. наук / Т. Е. Лапшина. Воронеж, 2005. — 24 с.
  95. С.Ю. Жизненное и профессиональное самоопределение школьников в условиях профильного образования : автореф. дис.. канд. пед. наук / С. Ю. Лебедева. СПб., 2006. — 23 с.
  96. А.Н. Проблемы развития психики / А. Н. Леонтьев. -4-е изд. М.: МГУ, 1981. — 548 с.
  97. М.В. Государственно-частное партнёрство в условиях модернизации экономики России / М. В. Лоскутова // Социально-экономические явления и процессы. 2010. — № 2. — С. 53−59.
  98. А. Взаимодействие власти и бизнеса: экономическое и социальное партнёрство / А. Майер // Проблемы теории и практики управления. 2009. -№ 9. — С. 17−21.
  99. A.C. Сочинения. В 7 т. Т. 5. М.: АПН СССР, 1958.558 с.
  100. Г. С. Профессиональное самоопределение как основной фактор социализации выпускников средней школы : автореф. дис.. канд. пед. наук / Г. С. Малучиев. Махачкала, 2003. — 23 с.
  101. Е.А. Совершенствование организационно-экономического механизма управления предприятием теплоснабжения крупного города : дис.. канд. экон. наук / Е. А. Малышев. Екатеринбург, 2002. -204 с.
  102. Маркетинг / под ред. проф. Э. А. Уткина. М.: Ассоциация авторов и издателей «Тандем»: ЭКМОС, 2001. — 320 с.
  103. Маркетинг в отраслях и сферах деятельности: учеб. пособие / под ред. д-ра экон. наук, проф. H.A. Нагапетьянца. М.: Вузовский учебник, 2008.-272 с.
  104. Маркетинг: общий курс: учеб. пособие для студ. вузов, обучающихся по направлению 521 600 «Экономика» / под ред. Н. Я. Колюжновой, А. Я. Якобсона. М.: Омега-Л, 2006. — 476 с.
  105. Маркетинг: учеб. для вузов / Н. Д. Эриашвили и др. — под ред. Н. Д. Эриашвили. 3-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. -631 с.
  106. Маркетинговая стратегия. Курс МВА / О. Уолкер мл. и др. М.: Вершина, 2006. — 496 с.
  107. М.Н. Правоведение : учеб. / М. Н. Марченко, Е. М. Дерябина. М.: Велби: Проспект, 2006. — 416 с.
  108. Материалы IV межвузовской научно-практической конференции молодых ученых, посвященной творчеству В. Г. Афанасьева. М.: РАГС, 2005.-С. 125−137.
  109. A.A. Профессиональная ориентация старшеклассников в условиях образовательного учреждения модельного учебного центра : автореф. дис.. канд. пед. наук / A.A. Мельникова. -Карачаевск, 2006. -24 с.
  110. Менеджмент: учеб. / под ред. M.JI. Разу. 2-е изд., стер. — М.: КНОРУС, 2009. — 472 с.
  111. Менеджмент и маркетинг в электроэнергетике: учеб. пособие для студентов вузов / А. Ф. Дьяков, В. В. Жуков, Б. К. Максимов, В. В. Молодюк — под ред. А. Ф. Дьякова. М.: МЭИ, 2007. — 504 с.
  112. Менеджмент, маркетинг и экономика образования: учеб. пособие / под ред. А. П. Егоршина. Нижний Новгород: НИМБ, 2001. — 624 с.
  113. М.Х. Основы менеджмента : пер. с англ. / М. Х. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури. М.: Дело, 2004. — 720 с.
  114. Методы и методика педагогического исследования // Педагогика Электронный ресурс. Электрон. дан. — Режим доступа: http://paidagogos.com/, свободный. — Загл. с экрана.
  115. . «Пойми меня.» Проблемы социального партнёрства в муниципальных образованиях / Б. Модель, И. Модель // Муниципальная власть. 2002. — № 1. — С. 73−77.
  116. A.M. Основы стратегического управления школой : учеб. пособие / A.M. Моисеев, О. М. Моисеева. М.: Центр пед. образования, 2008. -256 с.
  117. Е.А. Формирование готовности старших подростков к профессиональному самоопределению в условиях предпрофильной подготовки в системе «школа вуз» : автореф. дис.. канд. пед. наук / Е. А. Мороз. -М., 2005.-28 с.
  118. A.C. Педагогическая система профориентационной работы вуза в условиях непрерывного образования : автореф. дис.. канд. пед. наук / A.C. Мутырова. Астрахань, 2008. — 23 с.
  119. Э.В. Профессионально-педагогическая ориентация старших школьников в Российской Федерации и Соединенных Штатах Америки (сравнительно-сопоставительный анализ): автореф. дис.. канд. пед. наук / Э. В. Мухамедова. Пятигорск, 2005. — 20 с.
  120. Н.В. Управление системой профильного обучения в школе / Н. В. Немова. М.: Сентябрь, 2006. — 192 с.
  121. Н.В. Школа достижений: начало пути к успеху / Н. В. Немова. -М.: Сентябрь, 2002. 159 с.
  122. Новейший словарь иностранных слов и выражений. Минск: Харвест — М.: ACT, 2001. — 976 с.
  123. Электронный ресурс. Электрон, дан. — Режим доступа: http://www.ed.gov.ru/ofinf/ndfao/6662, свободный. — Загл. с экрана.
  124. C.B. Личностно-ориентированные игровые технологии как средство профессиональной ориентации старшеклассников : автореф. дис.. канд. пед. наук / C.B. Овчинникова. Карачаевск, 2006. -23 с.
  125. A.A. Профессиональная ориентация старших школьников в условиях профильного обучения : автореф. дис.. канд. пед. наук / A.A. Огерчук. Оренбург, 2009. — 22 с.
  126. С.И. Словарь русского языка / С. И. Ожегов — под ред. д-ра филол. наук, проф. Н. Ю. Шведовой. М.: Русский язык, 1977. — 846 с.
  127. A.M. Социальное управление: некоторые вопросы теории и практики / A.M. Омаров. М.: Мысль, 1980. — 269 с.
  128. Опыт организации профильного обучения в школе: инструктивно-методические материалы / авт.-сост. Т. Н. Назарова. Волгоград: Учитель, 2008.-215 с.
  129. Организация профильного обучения в форме индивидуальной образовательной траектории на старшей ступени общего образования: метод, рекомендации / Г. Б. Голуб и др. — под ред. Е. Я. Когана. Самара: Офорт, 2007. -93 с.
  130. В.И. Антикризисное управление : учеб. пособие / В. И. Орехов, К. В. Балдин, Н. П. Гапоненко. М.: ИНФРА-М, 2008. — 544 с.
  131. О социальном партнёрстве в сфере образования / A.M. Осипов и др. // Социологические исследования. 2008. — № 11(295). — С. 108−115.
  132. Основы внутришкольного управления / под ред. П.В. Худомин-ского. М.: Педагогика, 1987. — 164 с.
  133. Ю.М. Экономика труда : учеб. пособие / Ю. М. Остапенко. 2-е изд. — М.: ИНФРА-М, 2007. — 272 с.
  134. В.И. Введение в теорию социальных технологий / В. И. Патрушев. М.: ИКАР, 2008. — 222 с.
  135. С.А. Образовательная среда профильного обучения : учеб.-метод, пособие для учителей / С. А. Писарева — под ред. А. П. Тряпицыной. СПб.: КАРО, 2005. — 96 с.
  136. Т. В поисках эффективного управления (опыт лучших компаний) / Т. Питере, Р. Уотермен. М.: Прогресс, 1986. — 420 с.
  137. А. Социальное партнёрство и социальная ответственность как факторы, обеспечивающие конкурентоспособность вуза / А. Поддубный, Е. Собко // Проблемы теории и практики управления. 2009. — № 9. -С. 84−92.
  138. Г. Х. Эффективное управление / Г. Х. Попов. М.: Экономика, 1985.-336 с.
  139. М.М. Демократизация управления школой / М. М. Поташник. М.: Знание, 1990. — 62 с.
  140. М.М. Управление современной школой (в вопросах и ответах): пособие для рук. образоват. учреждений и органов образования / М. М. Поташник, A.M. Моисеев. М.: Новая школа, 1997. — 352 с.
  141. Правоведение: учеб. / В. А. Алексеенко и др. 6-е изд., стер. — М.: КНОРУС, 2011.-472 с.
  142. Практикум по теории управления: учеб. пособие / Ю. В. Васильев и др. — под ред. Ю. В. Васильева, В. Н. Парахиной, Л. И. Ушвицкого. М.: Финансы и статистика, 2005. — 304 с.
  143. А.И. Методы развития организаций / А. И. Пригожин. -М.: МЦФЭР, 2003. 863 с.
  144. Профильное обучение в старшей школе // Profile-edu Электронный ресурс.: информационно-образовательный ресурс. Электрон, дан. — Режим доступа: http://www.profi1e-edu.ru/, свободный. — Загл. с экрана.
  145. Профильное обучение: Типовые профили / под ред. A.A. Кузнецова. М.: СпортАкадемПресс, 2005. — 212 с.
  146. Профильное обучение: Эксперимент: совершенствование структуры и содержания общего образования / под ред. д-ра ист. наук, проф. А. Ф. Киселёва. М.: ВЛАДОС, 2001. — 512 с.
  147. О.Л. Управление самостоятельной работой студентов вузов как условие повышения качества высшего профессионального образования в России / О.Л. Прохорова// Образование и общество. 2005. — № 6. -С. 24−29.
  148. Н.С. Деловая игра как способ активизации учащихсяв профессиональном самоопределении / Н. С. Пряжников // Вопросы психологии. 1987. — № 4. — С. 92−99.
  149. Н.С. Игровые профориентационные упражнения : метод, пособие / Н. С. Пряжников. М. — Воронеж: Ин-т практ. психологии: НПО «МОДЭК», 1997. — 56 с.
  150. Н.С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения : учеб.-метод. пособие / Н. С. Пряжников. -М.: Моск. психолого-социальный ин-т — Воронеж: НПО «МОДЭК», 2002. -400 с.
  151. Н.С. Особенности профориентационной игры / Н. С. Пряжников // Школа и производство. 1989. — № 2. — С. 30−33.
  152. Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение / Н. С. Пряжников. М. — Воронеж: Институт практической психологии: НПО «МОДЭК», 1996.-256 с.
  153. Н.С. Профконсультация как взаимодействие консультанта и оптанта / Н. С. Пряжников // Вестник МГУ. Сер. 14: Психология. 1989. — № 2. — С. 54−66.
  154. Н.С. Профориентационные игры: Проблемные ситуации, задачи, карточные методики: учеб.-метод. пособие для студ. фак. психол. гос. ун-тов / Н. С. Пряжников. М.: Моск. ун-т, 1991. — 87 с.
  155. Н.С. Профориентация в школе : игры, упражнения, опросники (8−11 классы) / Н. С. Пряжников. M.: ВАКО, 2005. — 288 с.
  156. Н.С. Психологический смысл труда : учеб. пособие к курсу «Психология труда и инженерная психология». М.: Ин-т практ. психологии — Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. — 352 с.
  157. Е.Ю. Профориентация : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е. Ю. Пряжникова, Н. С. Пряжников. 4-е изд., стер. — М.: Академия, 2008. — 496 с.
  158. Психодиагностические методики и математические методыобработки данных // PSYCHOL-OK. Психологическая помощь Электронный ресурс. Электрон, дан. — Режим доступа: http://www.psychol-ok.ru/statistics/pearson/, свободный. — Загл. с экрана.
  159. М.А. Механизм управления финансовой активностью предприятия в условиях цикличности развития (на примере нефтедобывающих и геологоразведочных компаний): дис.. канд. экон. наук / М. А. Ревякина. М., 2001. — 176 с.
  160. Рекомендации по организации предпрофильной подготовки и профильного обучения учащихся основной и старшей школы / Авт.-сост.: И. Д. Чечель, С. С. Кравцов, Н. Ф. Родичев и др. М.: ВШЭ, 2005. — 204 с.
  161. Российское образование Электронный ресурс.: федеральный портал. Режим доступа: http://www.edu.ru/abitur/act. 15/index.php, свободный. -Загл. с экрана.
  162. Е.Е. Новая экономическая энциклопедия / Е. Е. Румянцева. 2-е изд. -М.: ИНФРА-М, 2006. — 810 с.
  163. Р.Г. Взаимодействие школы и вуза в процессе подготовки учащихся к получению профессионального образования : автореф. дис.. канд. пед. наук / Р. Г. Сабирова. Киров, 2004. — 17 с.
  164. Р.Г. Взаимодействие школы и вуза в процессе подготовки учащихся к получению профессионального образования : дис.. канд. пед. наук / Р. Г. Сабирова. Киров, 2004. — 157 с.
  165. М.Ю. Формирование личностной готовности учащихся девятых классов к профессиональному самоопределению : автореф. дис.. канд. пед. наук / М. Ю. Савченко. Тамбов, 2006. — 24 с.
  166. Сам себе инспектор: самооценка качества управления школой / Л. И. Фишман и др. М.: Сентябрь, 2005. — 144 с.
  167. Сборник нормативных документов и методических материалов по предпрофильной подготовке и профильному обучению / сост. В. В. Абатурова, С. С. Кравцов. М.: Вентана-Граф, 2007. — 224 с.
  168. В.Д. Практический маркетинг / В. Д. Секерин. М.: Бизнес-школа, 2003. — 496 с.
  169. В.А. Подготовка будущих учителей к профориентацион-ной работе со школьниками в условиях профилизации обучения : автореф. дис.. канд. пед. наук / В. А. Селезнев. Волгоград, 2009. — 24 с.
  170. В.П. Педагогический менеджмент: 50 НОУ-ХАУ в управлении педагогическими системами: учеб. пособие / В. П. Симонов. -3-е изд., испр. и доп. М.: Педагогическое общество России, 1999. — 430 с.
  171. М.Н. Дидактика средней школы / М. Н. Скаткин. М.: Просвещение, 1982. — 142 с.
  172. М.Н. Методология и методика педагогических исследований / М. Н. Скаткин. М.: Педагогика, 1986. — 152 с.
  173. М.Н. Школа и всестороннее развитие детей : кн. для учителей и воспитателей / М. Н. Скаткин. М.: Просвещение, 1980. — 144 с.
  174. Словарь русского языка. В 4 т. Т. 2. К О / РАН, Ин-т лингвистических исследований — под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. -М.: Рус. яз.: Полиграфресурсы, 1999. — 736 с.
  175. Современный словарь иностранных слов: Ок. 20 000 слов. 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз., 2001. — 742 с.
  176. Современный толковый словарь русского языка / гл. ред. С. А. Кузнецов. СПб.: Норинт, 2001. — 960 с.
  177. Ю.В. Управление занятостью населения региона (на примере Кемеровской области): автореф. дис.. канд. экон. наук / Ю. В. Соколова. Томск, 2010. — 22 с.
  178. Е.А. Антикризисное управление : учеб. пособие / Е. А. Татарников. М.: РИОР, 2005. — 95 с.
  179. Е.В. Специфика организации профориентационной работы в старших классах в системе «школа вуз» : автореф. дис.. канд. пед. наук / Е. В. Таточенко. — Ставрополь, 2005. — 22 с.
  180. Ф.У. Принципы научного менеджмента : пер. с англ. / Ф. У. Тейлор. М.: Контроллинг, 1991. — 104 с.
  181. Ю.А. Механизм управления в развитом социалистическом обществе / Ю. А. Тихомиров. М.: Наука, 1978. — 336 с.
  182. С.А. Управление социально-экономическим развитием муниципальных образований на основе сбалансированной системы показателей : автореф. дис.. канд. экон наук / С. А. Ткачёв. Спб., 2010. — 23 с.
  183. Е.В. Адаптация механизма управления социально-экономическим развитием муниципального образования к рыночным условиям : автореф. дис.. канд. экон. наук /Е.В. Третьяков. Ижевск, 2004. -28 с.
  184. Управление это искусство / А. Файоль и др. — М.: Юнити, 2002.351 с.
  185. Учебно-методический кабинет профессиональной ориентации: кн. для учителя / JI.B. Ботякова и др. М.: Просвещение, 1986. — 112 с.
  186. K.M. Развитие организации: в поисках адекватных теорий / K.M. Ушаков. М.: Сентябрь, 2004. — 192 с.
  187. K.M. Ресурсы управления школьной организацией / K.M. Ушаков. -М.: Сентябрь, 2000. 144 с.
  188. К. Д. Собрание сочинений. В 11 т. Т. 8. Человек как предмет воспитания. М. — JI.: АПН РСФСР, 1950. — 441 с.
  189. А. Общее и промышленное управление / А. Файоль. М.: Контроллинг, 1992. — 151 с.
  190. Л.И. Логика управления школой : пособие по курсу «Теоретические основы управления образовательными системами» / Л. И. Фишман.- Изд. 3, стер. Самара: СИПКРО, 2003. — 116 с. — (Подготовка менеджеров образования. — Вып. 3).
  191. Л.И. Механизмы общественного управления образовательным учреждением : учеб.-метод. материалы / Л. И. Фишман, М. Ю. Иванов.- Самара: НТЦ, 2007. 55 с.
  192. Л.И. Модель образовательного менеджмента в России : ценности и стереотипы / Л. И. Фишман. Казань: ПО РАО — Самара: СамГПУ: СИПКРО, 1997. — 304 с.
  193. Л.И. Социально-психологический портрет менеджера социальной сферы (на примере менеджеров образования): монография / Л. И. Фишман, Т. А. Никитина. Самара: СГПУ, 2006. — 256 с.
  194. Л.И. Специфика деятельности органов управления по повышению качества образования (на примере профилизации старшей школы) / Л. И. Фишман // Вопросы образования. 2009. — № 3. — С. 42−52.
  195. Л.И. Теоретические основы управления образовательными системами : учеб. пособие / Л. И. Фишман. Казань: ПО РАО — Самара: СамГПУ: СИПКРО, 1997. — 160 с.
  196. Г. Моя жизнь, мои достижения. Сегодня и завтра / Г. Форд. -М.: ACT, 2005.-447 с.
  197. Е.В. Профориентационная работа со школьниками в системе непрерывного образования : автореф. дис.. канд. пед. наук /
  198. E.B. Хмелёва. Ставрополь, 2002. — 26 с.
  199. JJ.B. Проблемные факторы профессионально-педагогического ориентирования старшеклассников : автореф. дис.. канд. пед. наук / JI.B. Хохоева. Владикавказ, 2003. — 22 с.
  200. И.И. Применение локальных механизмов повышения конкурентоспособности персонала / И. И. Цветкова // Экономика и управление. 2005. — № 4−5. — С. 50−54.
  201. С.Н. Основы профессиональной ориентации школьников / С. Н. Чистякова — под ред. В. А. Сластенина. М.: Просвещение, 1983. -112 с.
  202. С.Н. Педагогическое сопровождение самоопределения школьников : метод, пособие для профильной и профессиональной ориентации и профильного обучения школьников / С. Н. Чистякова. 2-е изд., стер. — М.: Академия, 2007. — 128 с.
  203. С.Н. Профессиональная ориентация школьников: (Из опыта работы школ ЛатвССР) / С. Н. Чистякова. М.: Педагогика, 1983. -96 с.
  204. С.Н. Профессиональная ориентация школьников: Организация и управление / С. Н. Чистякова, H.H. Захаров. М.: Педагогика, 1987.- 160 с.
  205. М.Н. Развитие профессиональных интересов школьников в профильных классах : автореф. дис.. канд. пед. наук / М. Н. Шабарова.- Омск, 2004. 25 с.
  206. Т.Н. Управление образовательными системами : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Т. И. Шамова, П. И. Третьяков, Н. П. Капустин — под ред. Т. И. Шамовой. М.: ВЛАДОС, 2002. — 320 с.
  207. Школа и выбор профессии / С. Н. Чистякова и др. — под ред. В. А. Полякова, С. Н. Чистяковой, Г. Г. Агаповой — АПН СССР — НИИ трудового обучения и профориентации. М.: Педагогика, 1987. — 175 с.
  208. Экономика и социология труда: учеб. / под ред. д-ра экон. наук, проф. А. Я. Кибанова. М.: ИНФРА-М, 2009. — 584 с.
  209. Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте / Д. Б. Элъконин // Вопросы психологии. 1971. — № 4. -С. 6−20.
  210. Г. Двенадцать принципов производительности / Г. Эмерсон. М.: Экономика, 1992. — 224 с.
  211. Э.Г. Системный подход и принцип деятельности. Методологические проблемы современной науки / Э. Г. Юдин. М.: Наука, 1978. -391 с.
Заполнить форму текущей работой