Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Рецептивная история баллад Ф. Шиллера «DER TAUCHER» («Ныряльщик») и «DER HANDSCHUH» («Перчатка») в русской и немецкой словесности XIX — XXI веков

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Имя Ф. Шиллера в русской литературе неразрывно связано с именем В. А. Жуковского: при всей избирательности своего отношения к наследию немецкого поэта он все же стал именно тем единственным эквивалентным переводчиком, которому удалось создать хрестоматийный для русской литературы поэтический стиль русских переводов из Шиллера и сформировать совокупность шиллеровских текстов, особенно актуальных… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • Глава 1. Рецептивная история баллад Ф. Шиллера «Der Taucher» (Ныряльщик) и «Der Handschuh» (Перчатка) в России
    • 1. 1. История переводов баллад Ф. Шиллера как проблема рецептивной эстетики .-.-. J
    • 1. 2. Творческая история, поэтика и проблематика переводов баллад Ф. Шиллера «Der/ Taucher» (Ныряльщик) и «Der- Handschuh» (Перчатка) В. А. Жуковским.!-.J.-.:.л.
    • 1. 3- Балладная дилогия Ф. Шиллера «Der Taucher» и «Der Handschuh» в переводах русских поэтов Х1Х-ХХГ веков
  • Глава. ШОсновные направления-исследовательских интерпретаций баллад Ф. Шиллера"Der Taucher" (Ныряльщик):^^."Der Handschuh" (Перчатка) в^России И-Германии .:."!. .:.V.82'

2.1. Психологические характеристики персонажей и идеология баллад- Ф. Шиллера «Der Taucher» («Ныряльщик») — и «Der Handschuh» («Перчатка»)1 в русской литературной? критике и литературоведении XIX—XXI вв.еков.

2.2. Проблема источников сюжета баллад Ф. Шиллера «Der Taucher» (Ныряльщик) и «Der Handschuh» (Перчатка)' в работах немецких, литературоведов XLX-XXI веков >.

2.3. Нравственно-философская проблематика балладной дилогии Ф. Шиллера «Der Taucher» («Нырялыцик») и «Der Handschuh» («Перчатка») в интерпретации немецких литературоведов XIX — XXI веков. 1)

2.4. Пародии на баллады Шиллера «Der Taucher» (Ныряльщик) и «Der Handschuh» (Перчатка) в Германии и в России.

Рецептивная история баллад Ф. Шиллера «DER TAUCHER» («Ныряльщик») и «DER HANDSCHUH» («Перчатка») в русской и немецкой словесности XIX — XXI веков (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Одним: из приоритетных направлений развития современной литературоведческой науки стало изучение межнациональных литературных отношенийЭто вполне закономерно, так как рассмотрение литературы одной страны вне мирового художественного процесса неизбежно* оказывается ограниченным.

В развитии художественной словесности бывают периоды, когда процесс внутренней* эволюции какой-либо национальнойлитературы, подводит ее к общественной, коллизии, уже, нашедшей свое выражение в творчестве писателя другой национальности. Создаются: условия для усвоения творческогонаследияэтого писателя другой национальной культуройа самоего имя так тесно вплетаетсяв ее внутреннюю литературную жизнь, что в дальнейшем сама эта литерагура делается уже не полностью понятна без этого «чужого» писателя"1. Творчество Шиллераорганическивплелось в развитие русской литературы. Шиллер вошел в русскую литературу как «благородный, адвокат человечества, яркая: звезда спасения, эманципатор общества от кровавых предрассудков предания"2. Основная заслуга в процессе интегрирования творчества Ф. Шиллера в-русскую: культуру и литературу принадлежит, в первую очередь, таким представителям русской критики, как А. П. Беницкий, А. Х. Востоков, Я. Санглен, И. И. Мартынов, М. П. Погодин, И. Д. Давыдов, С. П. Шевырев и др., а также: деятельности литературно-критических кружков и обществ: Дружеского литературного общества^ Вольного общества любителей словесности, наук и художеств, Общества любителей российской словесности, Вольного общества любителей-, российскойсловесности, Общества любомудрия, кружка Н. В. Станкевича и кружка И. С. Тургенева.

1 Лотман Ю. М. Новые материалы о начальном периоде знакомства с Шиллером в русской литературе, [email protected].

2 Белинский В. Г. Поли. собр. соч-: В 13 т. — М., 1956. Т.П. С. 556.

В восприятии творчества Ф. Шиллера в России были свои периоды: его творчество то оказывалось в центре внимания русских переводчиков и литературных критиков, то заслонялось иными, более актуальными на тот момент именами. Исследованию рецепции творчества Ф. Шиллера русской литературой посвящен ряд работ отечественных и зарубежных исследователей: труды Ю. М. Лотмана, Р. Ю. Данилевского, Н. Я Берковского, О. Петерсона, Г. Кайзера, Б. Визе, Н. Оллерса и др.

В рецепции творчества иностранного писателя традиционно выделяются три основных пласта: переводы его произведений, литературно-критическая интерпретация его творчества и особенностей переводов, реминисценции его текстов оригинальной национальной литературой. ПроизведенияФ. Шиллера получили свою собственную жизнь в русской' литературемотивы, образы и идеи поэта повсеместно проникали в-оригинальные творения русских литераторов классического периода, таких как Н. М. Карамзин, К. Н. Батюшков, Г. Р. Державин, В. А. Жуковский, М. Ю. Лермонтов, Ф. М. Достоевскийэтот процесс — появления новых переводов шиллеровских текстов и их реминисцентных отблесков в оригинальном творчестве русских писателей — продолжается и до сего дня: поэзия Ф. Шиллера оказалась близкой и читателю XX века, она продолжает сопровождать человека и в наступившем XXI столетии.

Имя Ф. Шиллера в русской литературе неразрывно связано с именем В. А. Жуковского: при всей избирательности своего отношения к наследию немецкого поэта он все же стал именно тем единственным эквивалентным переводчиком, которому удалось создать хрестоматийный для русской литературы поэтический стиль русских переводов из Шиллера и сформировать совокупность шиллеровских текстов, особенно актуальных для русского эстетического сознания. Благодаря Жуковскому немецкий поэт «. в душу русскую всосался, клеймо в ней оставил, почти период в истории нашего развития обозначил». Именно в переводах Жуковского произведения Ф. Шиллера завоевали любовь и восхищение русского читателя. До сих пор эти переводы не утратили своего значения, они являются хрестоматийными: как правило, именно они включаются в собраниясочинений Шиллера на русском языке. В1 истории русскойкультуры. творческая индивидуальность В: А. Жуковского имеет важный историко-литературный смысл. Создав «поэтический перевод, как, равноправныйлитературный жанр"4, В .А. Жуковский принес русской литературе и культуре.». больше пользы, чем: множество других поэтовхотевших стать оригинальными"5.

В современной научно-исследовательской литературе, посвященной творческому наследию Жуковского, создана необходимая база для целостного изучения" его творчестваИздание четырехтомного издания сочиненишВ^А. Жуковского под редащией И-Ml. Семенкоее книга «Жизнь и< поэзия Жуковского», исследования. Н.В. ИзмайловаР: В. Иезуитовой активизировали интерес к творчеству В: А. Жуковского. Труды томских литературоведов: трехтомная монография- «Библиотека В. А'. Жуковского в Томске», работы Ф. З! КануновойА.С. Янушкевича, О. Б. Лебедевощ. ЖБ!: Реморовой, Э-ML Жиляковой: ЖАл АйзиковойН1Ж, ВётшевойИ-А. Поплавской, издание Полного собрания сочинений и писем В: А. Жуковского в 20 т. стали тем фундаментом, на котором основана современная наука о В. А. Жуковском. Ценные наблюдения над поэтикой, хронологиейлитературным значением переводов В-А. Жуковского содержатся в работах И. Ю. Виницкого, G.B. Тураева, С. С. Аверинцева.

Однако при всей объемности накопленных фактов и разнообразии концептуальных подходов как к истории рецепции Шиллера русской литературой, так и к проблеме своеобразия5 переводов Жуковского из Шиллера, нельзя сказать, чтоэти темы закрыты,, для. дальнейшего'.

3 Достоевский Ф-М. Дневник писателя // Достоевский Ф! М:. Полн.собр.соч.: В 30-ти т. — JI., 1981. Т.23. С. 31.

4 Ратгауз Г. И: Немецкая поэзия в России // Золотое перо: Немецкая, австрийская и швейцарская поэзия в русских переводах, 1812−1870. — М., 1974. С. 14.

5 Лазурский В. Р. Западноевропейский романтизм Жуковского. — Одесса, 1902. С. 16. исследовательского внимания. Продолжают оставаться актуальными: а) сравнительно-типологический аспект проблемно-эстетической значимости творчества Шиллера в немецкой и русской литературах, репрезентативно представленный основной проблематикой литературоведческих интерпретаций его наследия немецкими и русскими ученымиб) поэтика и творческая история переводов Жуковского из Шиллера, в особенности балладных, степень и формы влияния этих переводов на русскую поэзиюв) наконец, такая специфически-переводоведческая проблема, как выяснение возможных причин ситуации множественного перевода, далеко не всегда возникающей в переводящей литературе даже по отношению к общепризнанным шедеврам иноязычного писателя — эта последняя совершенно не привлекала внимания отечественных литературоведов в связи с балладной дилогией Шиллера «Der Taucher» и «Der Handschuh», имеющей в русской литературе насыщенную рецептивную историю, начало которой положено именно переводами Жуковского, стимулировавшими творческие опыты второстепенных поэтов.

Исследования, посвященные творчеству менее известных русских поэтов — переводчиков Шиллера и, в частности, его балладной дилогии, представлены в отечественном литературоведении не так широко, однако среди них есть крупные работы, к числу которых следует отнести труды Ю. Д. Левина, В. Э Вацуро, Р. Ю. Данилевского и др.

Все вышесказанное свидетельствует о том, что рецептивная история творчества Шиллера в России является одним из ведущих направлений современного литературоведения, а история русских переводов баллад «Der Taucher» и «Der Handschuh», которая, начавшись почти при жизни их автора, не прекращается до сих пор, содержит в себе значительный научно-исследовательский проблемный потенциал.

Таким образом, диссертационное исследование, объектом которого являются баллады Ф. Шиллера «Der Taucher» (Ныряльщик) и «Der.

Handschuh" (Перчатка) в переводах русских поэтов XIX—XXI вв., своей несомненной актуальностью вписывается в современный научный контекст.

Актуальность предпринятого исследования, засвидетельствованная непрерывным появлением новых современных переводов шиллеровских текстов и их живой функциональностью в современной русской литературе, обусловлена его существенной необходимостью для сравнительного литературоведения, основывающегося на установлении фактов взаимодействия-различных литератур и культур, изучении русско-немецких литературных связей, в частности обстоятельств рецепции баллад Ф. Шиллера в России, а также проблемы восприятия баллад Ф. Шиллера «Der Taucher» (Ныряльщик) и «Der Handschuh» (Перчатка) русской литературой и их влияния на творчество русских поэтов-перводчиков XIX—XXI вв.

Обращение русской’литературы к балладам Ф. Шиллера «Der Taucher» (Ныряльщик) и «Der Handschuh» (Перчатка) вызвано невероятной полисемией шиллеровских текстов, предлагающих читателю (первым из которых, в случае с читателем иноязычным, становится переводчик) неограниченные возможности интерпретации. Проблемы, поставленные Шиллером в балладах, выходят по своей значимости за рамки самих произведений, актуальность тем в этих балладах удивляла его современников, читателей XIX века, продолжает удивлять и теперь. Баллады Ф. Шиллера заставляют не только" пережить рассказанное, но и задуматься над происшедшим. Мораль в балладах чужда однозначной дидактики, вывод не подсказан читателю, его извлекает каждый сам.

Баллады «Ныряльщик» и «Перчатка» имели такой большой резонанс в русском обществе XIX в. далеко не случайно — и история их рецепции русской литературой в< полном спектре всех компонентов этой рецепции: перевод — адаптация оригинальной литературой образно-стилевой системы и сюжетных элементов — литературно-критическая интерпретациялитературоведческое исследование позволяет если не исчерпывающе, то с достаточной степенью полноты осветить причины столь явного выборочного внимания русской литературы к этим шиллеровским текстам, а также продемонстрировать все своеобразие ментально-оригинальных основ их русского восприятия на фоне соответствующей немецкой традиции: балладная дилогия Шиллера далеко не случайно продолжает волновать русских читателей и до сих пор, вызывая к жизни все новые и новые переводы.

Существует ряд исследований отечественных и зарубежных литературоведов, посвященных анализу как баллад Ф. Шиллера, так и их русских переводов. Однако, говоря об интерпретациях баллад Ф. Шиллера в России, не стоит забывать, что большинство произведений немецкого поэта воспринималось русскими литераторами, литературными критиками и литературоведами через призму переводов В. А. Жуковского — следовательно, именно эти интерпретации шиллеровских текстов не только предложили первое актуальное для русского эстетического сознания прочтение и понимание шиллеровских текстов, но и создали своего рода семантическое напряжение смыслового поля этих текстов, явившееся стимулом для дальнейших творческих опытов и исследовательских штудий. Так, например Д. В. Цветаев в своей работе «Баллады Шиллера. Опыты объяснения» интерпретирует баллады «Der Taucher» (Ныряльщик) и «Der Handschuh» (Перчатка) на основе переводов В.А. Жуковского6. В. Е. Чешихин, отметив, что «. ни одна из баллад Жуковского не отличается такой силой красок, как «Кубок» «, счел это произведение «. лучшим переводом Жуковского, среди 7 всех остальных, и Шиллеровых, и иных баллад». С. А. Матяш, анализируя балладу Ф. Шиллера «Der Handschuh» (Перчатка), также использует о переводы классиков русской литературы Жуковского и Лермонтова .

6 Цветаев Д. В. Баллады Шиллера. Опыты объяснения. — Филологические записки. Воронеж, 1882.

7 Чешихин В. Е. Жуковский, как переводчик Шиллера. — Рига, 1895. С. 157−158.

8 Матяш С. А. «Перчатка» («Der Handschuh») Шиллера в переводах Лермонтова и Жуковского // Пособие по спецкурсу «Анализ лирического произведения». — Караганда, 1982. С. 59−73.

Большинство исследователей обращались к переводу данных баллад Ф. Шиллера в связи с частными проблемами, целостного же исследования рецепции баллад Ф. Шиллера «Der Taucher» (Ныряльщик) и «Der Handschuh» (Перчатка) именно в качестве балладной дилогии, а также комплексного исследования полной совокупности русских переводов этих баллад, реминисценций их образности и сюжетосложения в оригинальной русской поэзии, а также истории их литературно-критического осмысления до сих пор не предпринималось. Кроме того, и вышеупомянутый сравнительно-типологический аспект особенностей бытования текстов Шиллера и интерпретации их смыслов в двух историко-литературных традициях, немецкой и русской, остается вне поля зрения исследователей. К настоящему времени, при наличии достаточного количества обобщающих работ по рассматриваемой проблеме, назрела необходимость детального и вместе с тем целостного изучения восприятия баллад Ф. Шиллера «Der Taucher» (Ныряльщик) и «Der Handschuh» (Перчатка) в Германии и России.

Научная новизна исследования заключается в том, что настоящая диссертация является первым монографическим исследованием истории немецких и русских исследовательских интерпретаций баллад Ф. Шиллера «Der Taucher» (Ныряльщик) и «Der Handschuh» (Перчатка), их переводов русскими поэтами-переводчиками XIX—XXI вв. и реконструкцией рефлексов их образности и сюжетосложения в оригинальной русской лирике. В процессе работы над диссертацией в научный оборот введен значительный пласт научно-исследовательских работ немецких исследователей, ранее не изученных в русском литературоведении. В работе проведен комплексный анализ переводов баллад Ф. Шиллера «Der Taucher» (Ныряльщик) и «Der Handschuh» (Перчатка) В. А. Жуковскоим в двух взаимодополняющих исследовательских системах координат: они рассмотрены и как переводы в соотношении с оригиналом, и как своего рода «литературные факты» (Ю.Н. Тынянов) русского литературного процесса, определившие собой одну из его заметных жанрово-тематических линий в становлении русской лирики и ' ¦ '" •'. " .-" 'л' ', • ^ «' -,¦¦¦'¦'•• ' Юлироэпоса в их несомненном влиянии на интерпретацию проблематики шиллеровской дилогии в России и на поэтику последующих переводов' этих текстов русскими поэтами-переводчиками.

Методологической? базой" исследованияявляются историко-литературные и теоретические труды" отечественных и зарубежных литературоведов (Ю:М. ЛотманаЮ-Н. Тынянова,. Б-М: Каспарова), работы компаративистов (ВлМ. Жирмунского, А. Н. Веселовского, Р.Ю. Данилевского) и переводоведов (ГО.Д. Левина, А. В. Федорова, Е.Г. Эткинда), давшие образцы изучения поэтики, рецепции и интерпретации произведения.

Комплексный подход к изучению*: проблемы детерминирует методологию? исследованияВ основу методологии положен сравнительно-исторический метод,, базирующийсяна* сопоставлении — перевода* с подлинникомкоторые рассмотрены в социокультурном контексте и. в системе философско-эстетических взглядов обоих творческихсубъектов-. Кроме. тогов работе практикуется сочетание элементов > культурологического, биографического и историко-функционального анализапозволяющего на основе собранных фактов? проследить, специфику рецепции баллад Ф: Шиллера «DerTaucher"(Нырялыцик) — и «Der Handschuh» (Перчатка) как в рамках той культурной традиции, в которой они созданы, так и за ее пределами в процессе межкультурной коммуникации.

Цель диссертационного исследования — обозначить основные направления и проблематику изучения-баллад Ф. Шиллера «Der Taucher» (Ныряльщик) и «Der Handschuh» (Перчатка) в немецком и. русском литературоведении, а также реконструировать их рецептивную историю в русской и немецкой литературах, выявить, особенности, восприятия их смыслов и воздействияэтого рецептивного фактора как, на поэтику и идеологию1 переводов данных баллад, так на и оригинальные произведения) русских литераторов XIX—XXI вв.

Достижение цели потребовало решения следующих задач:

1. Систематизации обширного фактографического материала, связанного с проблемой источников сюжетов баллад Ф. Шиллера «Der Taucher» (Ныряльщик) и «Der Handschuh» (Перчатка), который создал основную проблематику литературоведческих интерпретаций этих баллад в немецком литературоведении;

2. Осмысления особенностей литературно-критических и литературоведческих интерпретаций баллад Шиллера в русской филологической традиции;

3. Целостного анализа эталонных хрестоматийных переводов В. А. Жуковского, заложивших основу русской рецептивной традиции в отношении этих баллад;

4. Выявления особенностей воздействия переводов В.А. Жуковского-на последующие переводы баллад Ф. Шиллера «Der Taucher» (Ныряльщик) и «Der Handschuh» (Перчатка) русскими поэтами;

5. Рассмотрения характерных поэтологических особенностей переводов баллад ФШиллера «Der Taucher» (Ныряльщик) и «Der Handschuh» (Перчатка) русскими поэтами переводчиками XIX—XXI вв.;

6. Изучения реминисценций из баллад Ф: Шиллера «Der Taucher» (Ныряльщик) и «Der Handschuh» (Перчатка) в творчестве русских поэтов;

7. Осуществления сравнительно-типологического анализа немецких пародий на баллады Ф. Шиллера «Der Taucher» (Ныряльщик) и «Der Handschuh» (Перчатка) и русских пародий на их переводы как репрезентативного показателя адаптированности этих текстов немецким и русским эстетическим сознанием.

В соответствии с поставленной целью материалом исследования стали а) труды немецких литературоведов, посвященные балладной дилогии Шиллера, б) немецкие пародии на их тексты, в) опубликованные в России в теченииXIX-XXI вв. переводы баллад Ф. Шиллера «Der Taucher» (Ныряльщик) и «Der Handschuh» (Перчатка), г) критические рецензии и пародии на русские переводы данных баллад, д) их литературоведческие исследования. С этой целью были фронтально просмотрены, около тридцати периодических изданий начиная? с первой трети XIX в., в том числе такие журналы, как «Сын Отечества», «Благонамеренный»:. «Библиотека для Чтения», «Отечественные записки», «Дамский Журнал»,"Северные цветы"и др. Для освещения вопроса об источниках сюжетосложения баллад Ф. Шиллера, которые представляют собой несомненную ценность, для изучения творческой истории шедевра, были, использованы опубликованные и хранящиеся в архивах г. Иены и г. Веймара (Германия) материалы старинных испанских романсова также. немецких письменных памятников ¦ начинаяс XVII в. По мере необходимости привлекались, черновые рукописи, письма писателей их перепискадневникидокументальные источники. •/:-. • • Исследование рецептивной истории баллад ФШиллера «Der Taucher» (Ныряльщик) • и «Der Handschuh» (Перчатка)"в. сравнительно-типологическом, аспекте предполагает комплексное1 исследование. как интерпретационного-, таки практического материала,. — что обусловило композицию" диссертационного сочиненияподчиненную целям' решения вышеуказанных-, задач, которое последовательно реализуется в двух главах диссертации. ,.

В первой главе «Рецептивная история баллад Ф. Шиллера „Der Taucher"• (Ныряльщик) и „Der Handschuh“ (Перчатка) в России“ проводится: комплексный анализ русских переводов баллад Ф. Шиллера и рассматривается рецепция б! аллад в: произведениях русских поэтов. В сфере наших интересов оказываются переводы баллад Ф. Шиллера ."Der Taucher» (Ныряльщик) и «Der Handschuh» (Перчатка) В. А. Жуковского. Во втором параграфе перевой главы анализируются биографические факты, эстетика и этические взгляды В. А. Жуковского, мотивировавшие творческую историю и поэтику его переводовпроведен комплексный сопоставительный-анализ его переводов с оригиналами, исследуютсямотивы и рбразы баллад, нашедшие-свое отражение в оригинальном творчестве В: А. Жуковского.

Личнрсть В. А. Жуковского, его роль в литературном процессе и конгениальный характер его переводов не могли не оказать, влияние на прочтение баллад Ф. Шиллера в России, причем следы этого влияния заметны не только в интерпретации баллад русскими литературоведами, но и в создании последующих переводов русскими поэтами: в третьем параграфе первойглавы исследуются введенные и дополнительно акцентированные В. А. Жуковским мотивы и образы, получившие свое развитие в последующих русских переводах.

Во второй главе «Основные направления исследовательских интерпретаций баллад Ф. Шиллера „Der Taucher“ (Ныряльщик) и „Der Handschuh“ (Перчатка) в, России¦ и» Германии" исследуется* проблема рецепции баллад Ф. Шиллера «Der Taucher» (Ныряльщик) и «Der Handschuh"-(Перчатка) в Германии и России.

Первый параграф, второй главы диссертационного исследования посвящен интерпретациямбаллад Ф. Шиллера русскими литературоведами XIX—XXI вв. Изучение восприятия баллад Ф. Шиллера^ в России не должно сводиться к описанию переводов. Не менее важным представляется исследовать русское прочтение шиллеровских текстовпроникновение его идей и образов в сознание русских читателей разных эпох и разных общественных групп.

Во втором параграфе проводится последовательный анализ литературных произведений, которые предположительно могли служить источниками для сюжетов баллад Ф. Шиллера «Der Taucher» (Ныряльщик) и «Der Handschuh» (Перчатка). Подобное использования первоначальных материалов позволяет почерпнуть ценные данные о процессе эволюции художественной образности и психологической характеристики персонажей в балладах Ф. Шиллера, выявить наиболее значимые для поэта социально-психологические черты главных героев. В ряде случаев они могут помочь также установлению приоритетных для писательского сознания направлений развития фабулы будущих произведений. Анализ источников позволяет не только, вскрыть историю памятника и установить состав образующих его элементов, но дает материалы для объяснения истоков творчества и •.¦¦.'¦¦'¦-'. ': .'-.'У" -. ¦ '.-" ¦¦:¦. ¦.'¦: 14 исходных позиций автора. В этом плане вопрос об источниках автора, есть вопрос об его общественных позициях. В качестве материала для анализа послужйли испанские романсы XVII в., а также произведения: немецких авторов, опубликованные до написания Ф. Шиллером баллад «Der Taucher» (Ныряльщик) и «Der Handschuh» (Перчатка). .

В. третьем параграфе второй главы проводится исследование интерпретаций, баллад Ф. Шиллера «Der Taucher» (Ныряльщик) и «Der Handschuh» (Перчатка) немецкими литературоведами XIX—XXI вв. Изучение особенностей рецепции баллад Ф.- Шиллера в Германии позволяет составить полную картину восприятия баллад Ф. Шиллера в Германии и России, выявить как схожие, так и диаметрально противоположные суждения о заложеннойв балладах Ф: Шиллера нравственной: проблематике и о сути корреляции сюжетов баллад в обеих национальных культурах.

Одним из наиболее репрезентативных фактов рецептивной эстетики и индикатором адаптации как классического текста к национальному-эстетическому сознанию, так и усвоения переводного текста воспринимающей словесностью является пародия. Пародирование и пародическое использование баллад Ф. Шиллера «Der Taucher» (Ныряльщик) и «Der Handschuh» (Перчатка) во многом определилось особенностями эпох, в течение которых они создавались. Так,. четвертый параграф = второй главы исследования посвящен пародической рецепции баллад Ф. Шиллера «Der Taucher» (Ныряльщик) и «Der Handschuh» (Перчатка) в Германии и России!

Практическая значимость диссертации обусловлена возможностью использования ее материалов, при чтении литературоведческих курсов по истории русско-немецких литературных контактов и компаративистским дисциплинампри разработке спецкурса в области теории и практики художественного переводаа также в эдиционной практике при составлении, комментария к текстам В-А. Жуковского и других авторов., :.

Положения, выносимые на защиту:

1. Баллады Ф. Шиллера «Der Taucher» (Ныряльщик) и «Der Handschuh» (Перчатка) являются неизменным объектом научно-исследовательского интереса немецкого и русского литературоведения и постоянным творческим импульсом для русских поэтов и переводчиков: при всей разности проблемных поворотов исследований и типологических особенностей интерпретации в двух национальных культурных традициях, абсолютная величина этого интереса свидетельствует о сопоставимом с немецким уровне эстетической и идеологической актуальности баллад Шиллера для русской литературы.

2. Несмотря на то, что переводы В. А. Жуковского, без всякого сомнения, являются хрестоматийными переводами этих баллад Шиллера, полностью заместившими оригинал и традиционно признанными в качестве эквивалентных, они не закрывают данную лироэпическую тему и не блокируют инициативу переводчиков своим очевидным совершенством — это свидетельство значительного полисемантического потенциала как шиллеровских текстов, так и их интерпретаций русским поэтом.

3. Своеобразие восприятия баллад Ф. Шиллера в России обусловлено особенностями интерпретации шиллеровских текстов В. А. Жуковским, а также особенностями национального эстетического сознания русских поэтов-переводчиков.

4. Мотивы баллад Ф. Шиллера «Der Taucher» (Ныряльщик) и «Der Handschuh» (Перчатка) получили отражение в оригинальных произведениях классиков русской литературы, писателей «второго ряда», и даже совершенно периферийных писателей, что говорит об органичном вхождении этих текстов в русское эстетическое сознание.

5. Пародии на баллады Ф. Шиллера демонстрируют новые аспекты рецепции и являются показателем эстетической и идеологической актуальности баллад Ф. Шиллера в Германии и России.

Заключение

.

Проведенное нами исследование позволяет с достаточной определенностью утверждать, что баллады Ф. Шиллера «Der Taucher» (Ныряльщик) и «Der Handschuh» (Перчатка) оказались созвучны духовной ауре русской литературы и стали ее неотъемлемой частью. Многочисленные факты непрерывной трехвековой рецептивной традиции русской литературы в отношении баллад Шиллера и сама полнота состава форм рецепции в диапазоне от множественного перевода до пародии свидетельствуют не просто о многообразии форм восприятия баллад Ф. Шиллера русской литературой, но в первую очередь о том, что с самого первого момента своего бытования в русской литературе их переводы приобрели статус оригинальных текстов, функционирующих в национальном эстетическом сознании наряду с текстами, оригинальными в точном смысле этого слова.

Детальный анализ большого литературно-критического материала, относящегося к XIX—XXI вв., позволил не только проследить этапы эволюции восприятия баллад Ф. Шиллера в Германии и России, но и выявить различия в интерпретациях данных баллад в обеих странах, мотивированные не только тем, что оригинальная и переводящая литературы видят в одних и тех же текстах разные уровни и смыслы, что обусловлено в первую очередь ментальными факторами.

Если в XIX в. в Германии большинство литературоведов придерживается мнения, в основе которого лежит религиозная убежденность, что событиями и человеком в балладе «Der Taucher» (Ныряльщик) управляют высшие силы, а трагичная судьба становиться следствием кощунственного преступления допустимого предела, то в XX в. ситуация коренным образом меняется — король в балладе становится олицетворением произвола и деспотизма. В России тема моральной ответственности соотносится в интерпретациях русских исследователей только с поведением ныряльщика, однако в характеристике русских интерпретаторов он предстает перед нами ' 160 как личность высоконравственнаявызывающая нашу симпатию, поскольку причина, по которой юноша повторно искушает судьбу, и Богов — это любовь к дочери короля.

В России, не происходит та переоценка. ценностей, которую мы можем наблюдать в Германии,. в современных интерпретациях баллады, равно как и. в интерпретациях XIX в. трактовке роли короля? уделяется. очень ограниченное внимание., № это/ вполне понятно: длялитературной критики XIX в. этот тезис представлялся идеологически невозможным в своей прямой формулировкедля XX в: он стал какбынеактуальнымв связис. тем: что единоличнаяабсолютная власть" not видимости пересталаопределять социальную структуру общества. Однако' же хорошее ощущение, именно1 этого нервного узла проблематики' шиллеровской* дилогии? сказалось и в неразрывной? парностимножественного,-переводабаллад в XIX в, и в тенденции к контаминации их сюжетов? в один,. символико-метафорическийкоторый сделался" достоянием/ национального литературногопроцесса в реминисценциях сюжета и его пародийных интерпретациях.

Различияв трактовке баллады «Der Taucher» (Ныряльщик) неизбежно влекут за, собой: различное видение парности баллад «Der Taucher» (Ныряльщик) и «Der Handschuh» (Перчатка). Если основной пафос немецких версий составляет проблема свободы человека и критиказлоупотребления властьюдуховной или социальной-.то в России большинство исследователей^ центральную идею «Перчатки»: «Человек неискушай человека!» тесно связывают с идеей «Ныряльщика» «Человек не искушай. богов!».

Эти особенности восприятия баллад Ф. Шиллера в России нашли свое отражение вистории, их переводов. Проведенный нами анализ переводов баллад В: А., Жуковского, а также исследование истории создания переводов, биографических фактов-, инравственно-этических взглядов* поэтапозволили взглянуть на балладу «Кубок» не только как-на романтическую, любовную и религиозную балладу, но и балладу с глубоким-политическими историко-культурным подтекстом. Новации Жуковского, смысловые оттенки, которые он дополнительно вводит в свои переводы, во многом определили дальнейшую судьбу баллад и сюжета в русской литературе. При этом необходимо отметить, что мотивы и образы перевода Жуковского перекликаются и вступают в перекрестно-ассоциативные отношения в последующих переводах русских поэтов.

В рамках данной работы было проведено комплексное исследование русских переводов баллад Ф. Шиллера «Der Taucher» (Ныряльщик) и «Der Handschuh» (Перчатка), которое показало, что основными элементами, объединяющими эти две баллады Шиллера в сознании русских поэтов-переводчиков, являются следующие мотивы: любовный мотив, мотив смирения, мотивцарской воли и образ монарха — помазанника Божия. Исходя из результатов исследования^ можно заключить, что восприятие баллад Ф. Шиллера в России и переакцентовка образных элементов и вариаций в русских переводах обусловлена с одной стороны личностью В. А. Жуковского, его ролью в литературном процессе и шедевральным характером его переводов, а с другойстороны неизбежностью трансформации любого ментального' образа инонационального автора в момент прохождения через призму индивидуального и национального сознания (в данном случае русского).

Проведенное исследование позволяет говорить о реминисценциях баллад Ф. Шиллера «Der Taucher» (Ныряльщик) и «Der Handschuh» (Перчатка) в оригинальных произведениях русских поэтов. Если любовный мотив остается подчас скрытым в подтексте русских переводов баллад, то в оригинальных русских поэтических текстах, реминисцентных произведениям Ф. Шиллера, он выходит на поверхность. Так в своем оригинальном произведении «Баллада» («Над морем красавица-дева сидит.») Лермонтов, воспроизводя сюжетный рисунок баллады «Der Taucher» (Ныряльщик), решительно переводит его в область частных человеческих отношений, бесследно устраняя все возможные намеки на его изначальную связь с социально-политической и идеологической реальностью сословного общества, управляемого по принципу абсолютной монархии. Примерами подобного рода реминисцентных вариаций могут служить «Плач Людмилы» А. Струговщикова и «Поцелуй» О. Тимофеева. Характерный для эстетического сознания В. А. Жуковского мотив смирения, а также мотив любви находят свое выражение в оригинальных текстах поэта «Смертный и Боги» и «Графине С. А. Самойловой». Таким образом, творческая природа переводческий деятельности позволила русским поэтам создать на основе произведений Ф. Шиллера ряд самостоятельных в эстетическом смысле произведений.

Изучение русских переводов баллад Ф. Шиллера в хронологическом аспекте позволяет заключить следующее: пятеро переводчиков рассматривают сюжеты «Ныряльщика» и «Перчатки» как взаимосвязанные и взаимодополняющие, о чем свидетельствует парность выполненных ими переводов. Однако если интерес к данным балладам Ф. Шиллера в XIX в. можно назвать равнозначным (из 15 перевод 8 приходится на «Ныряльщика» и 7 на «Перчатку»), то в конце XX — начале XXI вв. полноправное лидерство оказывается на стороне «Перчатки».

Исследование русских и немецких пародий на баллады Ф. Шиллера позволяет говорить, основываясь на терминологии Ю. Н. Тынянова, как о «пародийности», так и о «пародичности"1 текстов Ф. Шиллера. Более ранние немецкие пародийные тексты являются типичным образцом пародии, «направленной на», то есть, такой, которая ни в коей мере не имеет в виду дискредитации своего источника. Авторы пародий используют форму произведений в непародийной функции, как определенный каркас, наполняя ее каждый раз новым содержанием. Поздние пародии, цель которых прежде всего эстетическая, представляют собой своеобразную пародийную игру с шиллеровскими текстами, которые почти обратились в «литературную поговорку». В русской литературе пародии на баллады представлены в t.

1 Тынянов Ю. Н. Достоевский и Гоголь (к теории пародии) // Поэтика. История литературы. Кино. -М., 1977. — С. 212. небольшом количестве. Однако даже эти немногие пародии свидетельствуют о том, что данные баллады являются, по терминологии Ю. Н. Тынянова, «литературными фактами», определяющими дальнейший ход развития этой словесности"2 и предлагают еще одно доказательство органичного включения баллад Ф. Шиллера «Der Taucher» ' (Ныряльщик) и «Der Handschuh» (Перчатка) в национальное эстетическое сознание.

Тема исследования не ограничивается рассмотренными аспектами, что позволяет видеть возможность ее дальнейшего изучения. Мы связываем ее перспективы с несколькими направлениями. Одно из направлений видится в поиске неизвестных переводов баллад Ф. Шиллера, определении авторства анонимных переводов, работе с архивными материалами. Пародии на баллады Ф. Шиллера представляют собой обширный и разнообразный материал, поэтому одно из приоритетных направлений исследований является соотнесение теоретического и историко-литературного смысла пародий.

Обозначенные аспекты изучения будут способствовать более полному и объективному описанию творчества Ф. Шиллера, а также творчества русских поэтов-переводчиков в широком контексте русско-немецких литературных и историко-культурных связей.

2 Тынянов Ю. Н. Литературный факт. // Тынянов Ю. Н. Поэтика. История литературы. Кино. М., 1977. — С. 292.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , П. Ф. Водолаз // Лирические стихотворения Шиллера в переводах русских писателей, под ред. Н. В. Гербеля, 1860. Т.1. С. 155−160.
  2. , А.П. Водолаз // Стихотворения Шиллера в переводах А. Глинки, 1859. С. 37−42.
  3. , Н.Н. Водолаз // Лирические стихотворения Шиллера. М., 1899.-С. 69−72.
  4. , Н.Н. Перчатка // Лирические стихотворения Шиллера. -М., 1899.-С. 84.
  5. , В. Перчатка // Бабий Век. Омск, 1999. — С. 180 184.
  6. , Н. Перчатка // Дамский журнал, 1829. Ч. XXVII, № 31.1. С. 74.
  7. , В.А. Кубок // Собр.соч.: В 4-х т. /Под ред. И.М. Семенко/ М., 1959.Т.2.-С. 163−168.
  8. , В.А. Перчатка // Собр.соч.: В 4-х т. /Под ред. И.М. Семенко/ М., 1959.Т.2. — С. 282−284.
  9. , В.А. Платок Графине Самойловой // Полное собрание сочинений и писем: В 20 ти т. — М., 2000. Т. 2. — С. 124−128.
  10. , В.А. Невыразимое // Полное собрание сочинений и писем: В 20 т. М., 2000. Т. 2. — С. 129−130.
  11. , В.А. Смертный и боги // Полное собрание сочинений и писем: В 20 т. М., 2000. Т. 2. — С. 264−265.
  12. , М. П. Перчатка // Северные цветы, 1825. С. 326−329.
  13. Л.В. Перчатка // Московские окна. М, 1998. — С. 5−6.
  14. , М.Ю. «Баллада» («Над морем красавица-дева сидит.») // Соб. соч: В 4 -х т. М., 1986. Т. 1. — С. 143−144.
  15. , М.Ю. Перчатка // Собр. соч.: В 4 х. т. — М., 1986. Т. 1. — С. 144−145.
  16. , А. 2001. www.omsu.omskreg.ru/vestnik/articles/yl997
  17. , И. Г. Водолаз // Сын отечества, 1820. № 21. С. 8389.
  18. , И. Г. Перчатка // Благонамеренный, 1822. Ч. 17. С. 238.
  19. , В. Баллада о брошенной перчатке, shandi @ cityline.ru
  20. , А. Перчатка // Мы молоды, Тюмень, 2004. Вып. 2. с, 158−160.
  21. , А. Н. Любовь Людмилы // Отечественные записки, 1842. Т.25. С. 2.
  22. , В.А. Испытание // Библиотека для Чтения, 1836. Т. 19, отд. 1.-С.94.
  23. , В.А. Поцелуй // Опыты Т.м.ф.а., С-П. 1837. Ч. 1. С. 154−155.
  24. Barthel // Funck Z. Buch deutscher Parodien und Travestieen, Erlangen. 1840−41.-C. 166−171.
  25. Der Taucher // Auf weiBen Wiesen weiden grime Schafe. Herausgegeben von Karl Riha und Hans Wald. Frankfurt a. M., Leipzig. Insel Verlag, 2001.-C. 81.
  26. Detjens, Fr. Der Handschuh auf Ungarisch-Deutsch // Hinaus in die Feme Mit Butterbrot und Speck, gesammelt und verlegt von Ernst Heimeran, -Tubingen, 1952.-C. 156−159
  27. Erhardt, H. Der Tauchenichts // Loch in der Erde, Bronze rin. Schiller Parodien oder Der Spottpreis der Erhabenheit. Von Dieter Hildebrandt. -Wien, 2004. -51c.
  28. Knapp, С. D’r Handschi // D’r «Schiller» in d’r Krutenau. Parodien bekannter Balladen von Chamisso, Gorthe, Schiller und Uhland in elsassischer Mundart. Morstadt, 1992. — C. 54−57.
  29. Knapp, C. D’r Plongeur // D’r «Schiller» in d’r Krutenau. Parodien bekannter Balladen von Chamisso, Gorthe, Schiller und Uhland in elsassischer Mundart. Morstadt, 1992. — C. 68−75.
  30. Konig Franz // Frei nach Goethe. Parodien nach klassischen Dichtungen Goethes und Schillers. Herausgegeben von Wolfgang Hecht. Berlin. 1965. — C. 88−90.
  31. Maltitz, G.A. Der Landtag // Funck Z. Buch, deutscher Parodien und Travestieen. Erlangen. 1840−41. — C. 153−155.
  32. Moll, F.G. Der Stangenrutscher und Windkutscher // Funck Z. Buchdeutscher Parodien und Travestieen. Erlangen. 1840−41. — C. 281−286.
  33. Reymond, M. Der Taucher // Wer wagt es, Knappersmann oder Ritt. Herausgegeben von Christian Grawe. Suttgart, 1990. — C. 180−183.
  34. Roller Der belehrte Weiberhasser // Almanach der Parodien und Travestien von C.F. Solbrich. Leipzig. 1826. — C. 199−203.
  35. Saphir, M.G. Der Schiller // Funck Z. Buch deutscher Parodien und Travestieen. Erlangen. 1840−41.-C. 151−153.
  36. Schiitz, Fr.K.L. Leo, die Hegelingen und Hegel // Funck Z. Buch deutscher Parodien und Travestieen. Erlangen. 1840−41. — C. 156−160.
  37. Voigt, L. Dr Handschuhk // Sak’sche Balladen. Munchen. 1978. -C. 17−19.
  38. , L. «Dr Daucher» // Sak’sche Balladen. Munchen. 1978. — C.73.76.
  39. I. Исследования о творчестве В.А. Жуковского
  40. , С.С. Размышления над переводами В.А. Жуковского / Аверинцев С. С. Поэты. М., 1996. -364с.
  41. , В.В. Жуковский. М. 1987. — 397 с.
  42. , В.В. «Родного неба милый свет.»: В. А. Жуковский в Туле, Орле и Москве. Документальная повесть. М.: Дет. лит., 1981. — 240 с.
  43. , В.Г. Полн. собр. соч.: В 13-ти т. М., 1956- Т.Н. -556с.
  44. , М. Жуковский. М.: Современник, 1983. — 272 с.
  45. , А.Н. В.А. Жуковский. Поэзия чувства и сердечного воображения. М., INTRADA,.1999. — 447 с.
  46. , В. А. Назаренко И.И. «Минувших1 дней очарованье»: В.А. Жуковский’в Приокском крае. Тула: Приокское кн. изд-во, 1979. — 194 с.
  47. , Ц.С. Комментарии // Жуковский В. А. Стихотворения: В' 2-х т.-Л., 1939−1940. Т. 1.-371 с.
  48. , Н.В. Стихотворения и драматические произведения Шиллера в переводе русских писателей, тип. Л. Я. Гинзбурга, 1918. 463 с.
  49. , А.С. Проблемы йенского романтизма. М., 1975.235 с.
  50. , Ф.М. Дневник писателя // Достоевский Ф. М. Полн. собр. соч.: В 30-ти т. Л., 1981. — Т.23. — 331 с.
  51. , Л.Н. Поэтика русской баллады в период становления жанра: Автореф. канд. дис. Л., 1975. — 24 с.
  52. , В.А. Баллады СПб., 1912. 62 с.
  53. , В.А. Биография, разбор его главных произведений, темы и планы. СПб., 191?. 40 с.
  54. , В.А. в воспоминаниях современников / Сост., подг. Текста. Вступ.ст. О. Б. Лебедевой и А. С. Янушкевича. М., Наука, 1999. -225 с.
  55. , В.А. Избранные баллады. Биогр. очерк. Текст. Примечания. Критические статьи. СПб., 1914. С. 58.
  56. , В.А. Избранные баллады. Одесса, 1914. — 64 с.
  57. , В.А. Полное собрание сочинений и писем: В 20 т. — М., 2000. Т. 2. 760 с.
  58. , В.А. Полн. собр. соч. В. А. Жуковского: В 12 ти т. / Под ред., с биограф, очерком и примечаниями проф. А. С. Архангельского. -СПб., 1902.-Т. 1.-112 с.
  59. , В.А. Полн. собр. соч. и писем: В 20 т. М.: Языки русской культуры, 1999. — Т. 1. — 760 с.
  60. , В.А. Полн. собр. соч. и писем: В 20 т. М.: Языки русской культуры, 2000. — Т. 2. — 840 с.
  61. , В.А. Полн. собр. соч. и писем: В 20 т. М.: Языки славянской культуры, 2004. — Т. 13. — 608 с.
  62. , В.А. Собрание сочинений: В 4 т. М.- Л.: -Гослитиздат, 1960. — Т. 4. — 783 с.
  63. , В.А. Эстетика и критика / Подготовка текста, составление и примечания Ф. З. Кануновой, О. Б. Лебедевой и А. С. Янушкевича. М.: Искусство, 1985. — С. 431.69: Зарубежная поэзия в переводах В. А. Жуковского: В 2 т. М.: Радуга, 1985.-Т. 2.-640 с.
  64. , К.К. Жизнь и поэзия В.А. Жуковского. 1783−1852. По неизданным источникам и личным воспоминаниям К. К. Зейдлица. СПб.: Вестник Европы, 1883. — 257 с.
  65. , Р.В. Баллада в эпоху романтизма // Русский романтизм, Л., Наука ленингр. Отделение АН СССР, 1978. 162 с.
  66. , Р.В. Жуковский в Петербурге. Л.: Наука, 1976. — 293с.
  67. , Р.В. Жуковский и его время. Л. Наука, 1989. — 287 с.
  68. , Р.В. Жуковский и русская культура. Л.: Наука, 1987. — 504 с.
  69. , Р.В. Шутливые жанры в поэзии Жуковского и Пушкина 1810-х годов // Иезуитова Р. В. Жуковский и его время. Л.: Наука, 1989: — С. 207−238.
  70. , В.В. Поэтический дядька чертей и ведьм немецких и английских. М., 1902. — 22с.
  71. , Ф.З. Вопросы мировоззрения и эстетики В.А. Жуковского. Томск, 1990.- 184 с.
  72. , Ф. З. Лебедева О.Б. Творчество Ж.-Ж. Руссо в восприятии Жуковского // Библиотека В. А. Жуковского в Томске. Томск: Изд-во Том. ун-та, 1984. — Ч. 2. — С. 229−336.
  73. , Ф.З., Янушкевич А. С. Своеобразие романтической эстетики и критики В.А. Жуковского // В. А. Жуковский. Эстетика и критика. -М., 1985.-431 с.
  74. , Ф.З. Концепция личности у Жуковского и некоторые вопросы жанрового развития творчества поэта в 1830-е гг. Проблемы метода и жанра. Томск, 1988. — Вып. 14 — С. 3−15.
  75. , В.Я. Жуковский, как переводчик баллад // Журнал министерства народного просвещения. 1915. Ч. 55 — 1−25 с.
  76. , В.Р. Западноевропейский романтизм Жуковского. -Одесса, 1902.-С. 128.
  77. , О.Б. В.А. Жуковский переводчик драматургии Ф. Шиллера // Проблемы метода и жанра. — Томск, 1979. — Вып. 6. — С. 140−156.
  78. , О.Б. В.А. Жуковский переводчик «Орлеанской девы» Шиллера (К проблеме русской драматической драмы) // Проблемы метода и жанра. — Томск, 1982. — Вып. 8. — С. 24−38.
  79. , О.Б. Драматургические опыты В.А. Жуковского. -Томск: Изд-во Томского ун-та, 1992. 205 с.
  80. , О.Б. Жанровая система переводов В.А. Жуковского из Шиллера // Проблемы метода и жанра. Томск, 1988. — Вып. 14. — С. 71−82.
  81. Лебедева, О. Б Комментарии к балладам Ф. Шиллера «Der Taucher» («Кубок») и «Der Handschuh» («Перчатка»). В печати.
  82. , О.Б. Немецкая и французская традиции восприятия античности в эстетических штудиях В.А. Жуковского 1805−1811 гг. // Библиотека В. А. Жуковского в Томске. Томск: Изд-во Том. ун-та, 1988. — Ч. 3. — С. 466−499.
  83. , С.А. Жуковский и русская стиховая культура XVIII -первой половины XIX в. // Жуковский и русская культура: Сб. науч. тр. Л., 1987. — С. 80−95.
  84. , С.А., Савченко Т. Т. «Перчатка» («Der Handschuh») Шиллера в переводах Лермонтова и Жуковского // Анализ лирического стихотворения. Пособие по спецкурсу. Караганда, 1982. С. 59−73.
  85. , А. Выбор стихотворений Гете и Шиллера с подробными замечаниями для употребления в VII Кл. гимназий и в соотв. классах др. средне-учебных заведений. Рига, 1883. — 102 с.
  86. , C.JI. «Орлеанская дева» Жуковского и Шиллера // материалы VII научной конференции преподавателей Ошского пед. института. Ош, 1968. — С. 174−184.
  87. , А.С. «Сие чудесные виденья.» // Зорин А. Л., Зубков Н. Н., Немзер А. С. Свой подвиг совершив: О судьбе произведений Г. Р. Державина, К. Н. Батюшкова, В. А. Жуковского. М., 1987. — 382с.
  88. Очерки жизни и сочинений Жуковского, сост. П. Басистовым. -М., 1854.-207с.
  89. , П.А. О жизни и сочинениях Василия Андреевича Жуковского. СПб.: Тип. Акад. наук, 1853. — 188 с.
  90. , Г. И. Немецкая поэзия в России // Золотое перо: Немецкая, австрийская и швейцарская поэзия в русских переводах, 1812−1870.-М., 1974.-735 с.
  91. , Н.Б. Жуковский и немецкие просветители. Томск, 1989.-283 с.
  92. , И.М. В.А. Жуковский // Зарубежная поэзия в переводах Жуковского: В 2 х т. — М.: Радуга, 1985. — Т. 1. — С. 15−42.
  93. , И. М. Жизнь и поэзия Жуковского. М., Худож. лит., 1975.-255 с.
  94. , И.М. Жуковский // Семенко И. М. Поэты пушкинской поры. Батюшков. Жуковский. Денис Давыдов. Вяземский. Кюхельбекер. Языков. Баратынский. М.: Худож. лит., 1970. — С. 58−94.
  95. , О.А. Первые переводы и постановки Шиллера в России // Фридрих Шиллер. Статьи и материалы. М., 1966. — С. 13−41.
  96. , А. Стихотворения Александра Струговщикова заимствованные из Гете и Шиллера. Санкт- Петербург, 1845. — T.I. — С. 1−2.
  97. , С.В. Гете и его современники. М, 2002. — 238 с.
  98. , С.В. От просвещения к романтизму. М., 1983. — 255 с.
  99. , Т. Творческая стратегия и поэтика Жуковского (1800 -первая половина 1820-х годов). Tartu: Tartu University Press, 2002. — 161 с.
  100. Цветаев, Д. В: Баллады Шиллера. Опыты объяснения. -Филологические записки. Воронеж, 18 821 — 138 с.
  101. , В.Е. Жуковский, как переводчик Шиллера. Рига, 1895.- 172 с.
  102. , А.С. Этапы и проблемы, творческой эволюции В.А. Жуковского. Томск: Изд-во Том. ун-та^ 1985. — 285 с.
  103. Янушкевич, А. С. Немецкая эстетика в библиотеке В. А. Жуковского // Библиотека В. А. Жуковского в Томске. Томск, 1984. — 4.2. -529 с.
  104. , А.С. Семинарий. М.: Просвещение, 19 881. — 174 с. 1. Исследования о творчестве Ф. Шиллера
  105. Althaus, Н.Р. Humor und Polemik in judisch-deutschen Schillerparodien // Rollwagenbiichlein Festschrift fur Walter Roll, herausgegeben von Jiirgen Jaehrling, Uwe Meves und Erika Timm. Tubingen, Niemeyer, 2002. -515c.
  106. Auerhammer, A. Lyrische Schiller-Parodien // Schiller Werk-Interpretation herausgegeben von Gtinter Sasse. Heidelberg, 2005. — C. 242−263.
  107. Balladen und Romanzen der deutschen-Dichter Burger, Stollberg, Schiller, erlautert von Fr. Wilh. Val. Schmidt. Berlin, Nauck ' s Buchhandlung, 1826. — 324 c.
  108. Bergmann, Chr. «Weltgeschichte» und «Weltgericht» in Schillers Balladen // Weimarer Beitrage, 1967. № 13. — H. 1. — C. 76−108.
  109. Boxberger, R. Eine poetische Bearbeitung der Taucher- Sage vor Schiller, In: Archiv fiir Literaturgeschichte. Leipzig, 1870. — C. 504−509.
  110. Deutsche Dichter in russischer Ubertragung Shukowskil/ Lermontow/ Tjutschew, ausgewiihlt von Manfred Hellmann. Weimar, 1948. — 360c.
  111. Doring, H.-W. Die Ballade «Der Handschuh» als Sonderfall Schillerscher Sprachleistung // Der Deutschunterricht. Stuttgart, Verlag von Ernst Klett, 1956. — Jahrgang 8. — Heft 4. — C. 37−44.
  112. Eduard, C. Schillers Balladenbiich // Chronik Wiener Goethe-Vereins, 1947.-B. 51.-C. 1−31.
  113. Engelmann, Chr., Kaiser CI. Moglichst Schiller. Miinchen, Deutscher Taschenbuch Verlag, 2004. — 376 c.
  114. Ensarz, H. Schiller. Halle/ Saale, Mar niemener Verlag, 1934.462c.
  115. Fleischmann, A. Ursprung und Bedeutung von Schillers Ballade: Der Taucher, In Zeitschrift fiir den deutschen Unterricht. Leipzig: Verlag von B.G. Treubner, 1907. — C. 574−578.
  116. Friedrich Schiller von 1795−1805 // Dichter iiber ihre Dichtungen, herausgegeben von Bodo Lecke. Heimeran, 1969. — B. 2. — 973 c.
  117. Gotzinger, M. W. Deutsche Dichter. Leipzig: Verlag von Joh. Friedr. Hartknoch, 1844.-708 c.
  118. Guarinonius, H. Die Grewel der Verwiistung des menschlichen Geschlechts. Ingolstadt, 1610. — 1332 c.
  119. Hofmann, M. Der Taucher. Ballade // Schiller Handbuch Leben-Werk-Wirkung. Stuttgart, Weimar: Verlag J.B. Metzler, 2005. — C. 281−283.
  120. Hoffmeister, К. Schillers Leben, Geistesentwicklung und Werke im Zusammenhang. Stuttgart, 1839. -Teil 3. — 523 c.
  121. Janz, R.-P. Schiller Parodien // Schiller heute. — Tubingen, 1996. -C. 189−201.
  122. Kaiser, G. Der Taucher // Interpretationen, Gedichte von Friedrich Schiller, herausgegeben von Norbert Oellers. Stuttgart, 1996. — C. 201−216.
  123. Kaiser, G. Von Arkadien nach Elysium. Schiller-Studien. Gottingen. 1978. — 217 c.
  124. Kayser, W. Geschichte der deutschen Ballade. Berlin: Junker und Dunnhaupt Verlag, 1936. — 328 c.
  125. Kayser, W. Schillers Balladen // Zeitschrift fiir deutsche Bildung. -Frankfurt, Diesterweg, 1935. B. l 1- C. 502−512.
  126. Kleist, Fr. Nikolaus der Taucher // Deutsche Monatsschrift, 1792, B. 3.-C. 53−72.
  127. Langbein, A. Fr. E. Eine Parallele zu Schillers Handschuh, In: Zeitschrift fiir deutsches Altertum und deutsche Literatur. Berlin, 1882. B. 26. -C. 149−151.
  128. Laufhutte, H. Die deutsche Kunstballade. Heidelberg, 1979. -416 c.
  129. , B. «und lassen Ihren Taucher je eher je lieber ersaufen» Zum entstehungsgeschichtlichen Hintergrund von Schillers Balladen // Von Goethe bis Morike Nachworte zu deutschen Gedichten. Erkelenz: Altius-Verlag, 2001. — C. 22−35.
  130. Leitzmann, A. Zu Schillers «Taucher». Bonn am Rhein: Hundert Jahre A. Markus und E. Webers Verlag, 1919. C. 136−139.
  131. Liebrecht, F. Schiller Der Handschuh, In: Neues Jahrbuch der Berlinischen Gesellschaft fiir Deutsche Sprache und Altertumskunde, herausgegeben von F.H. von der Hagen. Berlin, 1846. — C. 419−422.
  132. Loock, W. Friedrich Schiller Der Taucher // Interpretationen von BalladenMiinchen. Berlin, 1963. — B. 2. — C. 229−239.
  133. Mecklenburg, N. Balladen der Klassik // Deutsche Literatur zur Zeit der Klassik herausgegeben von Otto Conrady. Stuttgart: Reclam. — C. 154−171.
  134. Neumann, Fr. W. Geschichte der russischen Ballade. -Konigsberg (Pr) und Berlin, 1937. 353c.
  135. Oellers, N. Der umgekehrte Zweck der Erzahlung «Der Handschuh», Jahrbuch der deutschen Schillergesellschaft. 1976. -20. Jahrgang. C. 387−401.
  136. Peterson, O. P. Schiller in Russland 1785−1805. New York, 1934.359c.
  137. , S. «Man muB es weit im Leichtsinn gebracht haben, um an solchen Parodien Gefallen zu finden» Parodien klassischer Balladen // Klassik-Rezeption, Wtirzburg, Konigshausen & Neumann, 2003. — C. 225−242.
  138. Puis, D. Schillers Quelle fur den «Taucher» // Muttersprache, Zeitschrift zur Pflege und Erforschung der deutschen Sprache. Luneburg: Heliand Verlag, 1959. — C. 353−356.
  139. Rotermund, E. Die Parodien in der modernen deutschen Lyrik. -Munchen. Eidos, 1963. 114 c.
  140. Saupe, E.J. Balladen und Romanzen. Leipzig: Friedrich Fleischer Verlag, 1853.-259 c.
  141. Schiller-Handbuch, herausgegeben von Helmut Koopmann. -Stuttgart: Alfred Kroner Verlag, 1998. 966 c.
  142. Schiller in Deutschland 1781−1970. herausgegeben von Eva D. Becker. Diesterweg, 1972. — 135 c.
  143. Schillers Werke Nationalausgabe, B.37, T. l, Briefe an Schiller 1.4.1797−31.10.1798 (Text), Hrsg. von Norbert Oellers und Frithjof Stock. -Weimar: Hermann Bohlaus Nachfolger, 1981. 376c.
  144. Schillers Werke Nationalausgabe, B.29, Schillers Briefe 1.11.179 631.10.1798, Hrsg. von Norbert Oellers und Frithjof Stock. Weimar: Hermann Bohlaus Nachfolger, 1977. — 709 c.
  145. Schmidt, E. Zu Schillers Handschuh // Zeitschrift fur Deutsches Altertum und deutsche Literatur herausgegeben von Elias Steinmezer. Berlin: Weidmannsche Buchhandlung, 1885. — B. 29. — C. 102−103.
  146. Seeba, H. Das wirkende Wort in Schillers Balladen // Jahrbuch der deutschen Schillergesellschaft. Stuttgart: Alfred Kroner Verlag, 1970.- C.275−322.
  147. Segelbrecht, W. Die todliche Losung «Lang lebe der Konig». Zu Schillers Ballade «Der Taucher» // Gedichte und Interpretationen, 1988. C. 113 132.
  148. Sulzer, J.G. Allgemeine Theorie der Schonen Kiinste. Leipzig, 1778. Teil 2.-186 c.
  149. Thalheim, H-G. Und der Mensch versuche die Gotter nicht, Zum Kernmotiv in Schillers Taucher // Goethe-Jahrbuch, 1981. B. 98. — C. 62−71.
  150. Thalheim, H-G. Zum Problem der weltanschaulichen Entscheidung des Menschen in Schillers «Taucher» // Zeitschrift fiir Germanistik, 1981. № 1. -C. 423−437.
  151. Trostler, J. Zur Stoffgeschichte von Schillers Balladen // Euphorion Zeitschrift fiir Literaturgeschichte herausgegeben von Josef Nadler. Leipzig und Wien: Buchdruckerei und Verlags- Buchhandlung Carl Fromme, 1914, — B. 21. -C. 573−582.
  152. Ute, G. Schiller als «Religion. Stuttgart, 1998. — 134c.
  153. Viehoff, H. Schillers Gedichte. Stuttgart: Verlag von Carl Conradi, 1876.-283 c.
  154. Wiese, B. Friedrich Schiller. Stuttgart: J.B. Metzlersche Verlagsbuchhandlung, 1959. 866c.
  155. , К.Д. Поэтика и стиховедение. Рязань, 1984.106с.
  156. , М. JI. Избранные труды. О стихах. М., 1997. -Т. II.285 с.
  157. , M.JI. Очерк истории русского стиха. Метрика, ритмика, рифма, строфика. М.: Наука, 1984. — 319 с.
  158. , Л.Я. О лирике. М., 1997 — 408 с.
  159. , Г. А. Пушкин и русские романтики. М., 1965. -353 с.
  160. , В.Я. Восприятие и интерпретация художественного текста. М. «Высшая школа», 1984. — 152 с.
  161. , С.Д. Общее и типологическое языкознание, Л., 1986. — 125 с.
  162. , Ю.Д. О русском поэтическом переводе в эпоху романтизма // Ранние романтические веяния. Л., 1972. — 295 с.
  163. , Ю.Д. Русские переводчики XIX века. Л., 1985. — 300с.
  164. , Ю.М. Анализ поэтического текста. Л.: Просвещение, 1972.-271 с.
  165. , Ю.М. Искусство жизни // Лотман Ю. М. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (XVIII начало XIX века). — СПб.: Искусство-СПб., 1994. — С. 180−209.
  166. , Ю.М. Поэзия 1790−1810 годов // Лотман Ю. М. О поэтах и поэзии. Санкт- Петербург, 1996. — 325с.
  167. , Ю.В. Поэтика русского романтизма. М.: Наука, 1976.371 с.
  168. , В.П. О художественном методе Фридриха Шиллера // «Вестн. Моск. Ун-та» Сер.9. Филология, 1985. № 6. — С. 4−23.
  169. Поэты 1820−1830-х годов. Вступ. статья Л. Я. Гинзбурга. Л., 1972.-Т. 1. — 791с.
  170. Поэты 1820−1830-х годов. Вступ. статья Л. Я. Гинзбурга. Л., 1972.-Т. 2.-765с.
  171. Поэты 1880−1890-х годов. Вступ. статья Г. А. Бялого. Л., 1972.723 с.
  172. , В.З. Русский язык в зеркале языковой игры. 2-е изд., испр. и доп. — М.: Языки славянской культуры, 2002. — 552 с.
  173. , А.О. О художественном переводе. — JL: Гос-ое изд-во худож. лит., 1941. 259 с.
  174. , Б. М. О поэзии. Л., 1969. — 552 с.
  175. VI. Словари, справочники, энциклопедии
  176. , В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 12 ти т. — М, 2002. -Т. 5. — 345 с.
  177. Даль, В. И- Толковый словарь живого великорусского языка: В. 12 ти т. — М., 2002: — Т.11. — 399 с.
  178. , О.И. Большой немецко-русский словарь: В 2 т. -М., 1969.
  179. , М.Я. Русско-немецкий словарь. М. «Русский язык», 1998. — 686 с.
  180. Der Brock Haus in einem Band.- Leipzig Mannheim, 1998.-1023 c.
  181. Duden das Herkunftsworterbuch: In 12 Banden. Leipzig, 1997. -B. 7. — 840 c.
  182. Duden Deutsches Universal Worterbuch. Mannheim Leipzig Wien Zurich, 1996.- 1816 c.
  183. Duden Redewendungen und sprichwortliche Redensarten: In 12 Banden, Dudenverlag Mannheim Leipzig Wien Zurich, 1997. B. 11.- 864 c.-279
  184. Worterbuch Synonyme, Neu bearbeitet und hrsg. von Herbert Gorner und Gtinter Kempcke, 1999. 817 c.
  185. VII. Источники во всемирной сети Интернет
  186. , А. Живое слово о пародии, www.proza.ru/texts/2001/01/10
  187. , А.В. Пародия в аспекте интертекстуальности, www.refstar.ru/data/r/id
  188. , JI. «Орлеанская дева» Жуковского как национальная трагедия, www.utoronto.ca/tsq/18/kiseleva
  189. , Т. В. Новейшая немецкая поэзия (1990-е — 2000-е гг.): основные тенденции и художественные ориентиры. www.vak.ed.gov.rn/announcements/filolog.
  190. , Т. Поздние баллады Жуковского: конструирование утопии, www.utoronto.ca/ssq/13/stepanischeva
Заполнить форму текущей работой