Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Улучшение экологических и технико-экономических показателей двигателей тракторов и сельскохозяйственных машин использованием беззольной присадки

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

С точки зрения эксплуатации двигателей данная проблема решается повышением требований к качеству регулировки топливоподающей аппаратуры, систем и устройств смесеобразования и сгорания, использованием в дизельных топливах присадок, снижающих образование токсичных элементов в ОГ, выбрасываемых ДВС. Такие присадки весьма разнообразны: бариевые, тетроэтил свинец, бромистые этилы, хлористый нафталин… Читать ещё >

Содержание

  • Основные обозначения
  • 1. Анализ способов снижения концентрации токсичных веществ в продуктах неполного сгорания дизельных двигателей
    • 1. 1. Общие суждения
    • 1. 2. Присадки, используемые в дизельном топливе
    • 1. 3. Состояние проблемы снижения токсичности двигателей тракторов и самоходных сельскохозяйственных машин
    • 1. 4. Образование сажи в продуктах сгорания дизельного двигателя
    • 1. 5. Сажа-токсичный основной компонент в дизельном двигателе
    • 1. 6. Пути снижения образования сажи в дизельном выхлопе
      • 1. 6. 1. Влияние бариевых присадок на снижение сажи
      • 1. 6. 2. Антидымные и антисажевые присадки к дизельному топливу
    • 1. 7. Снижение сажи в выхлопе дизельного двигателя за счет ввода в топливо беззольной присадки ТИОФАТ
  • Выводы
  • Задачи исследования
  • 2. Теоретический анализ образования и снижения сажи, влияние ее на технико — экономические показатели дизельного двигателя
    • 2. 1. Сгорание капель распыленного жидкого топлива
    • 2. 2. Образование сажи в пламени
    • 2. 3. Анализ влияния периода задержки воспламенения на сажеобразование
    • 2. 4. Определение сажеобразования при работе дизельного двигателя
    • 2. 5. Определение времени полного выгорания единичных частиц сажи в потоке
      • 2. 5. 1. Время полного выгорания частицы сажи, увлекаемой потоком, по данным JI.H. Хитрина и А.С. Предводителева
      • 2. 5. 2. Время полного выгорания частицы сажи, увлекаемой потоком, по данным В.В. Померанцева
      • 2. 5. 3. Время полного выгорания неподвижной частицы сажи, омываемой потоком, по В.В. Померанцеву
    • 2. 6. Влияние снижения сажи на технико-экономические показатели
      • 2. 6. 1. Влияние снижения сажи на мощностные показатели дизеля
      • 2. 6. 2. Влияние снижения сажи на экономические показатели
  • Выводы
  • 3. Методика и программа экспериментальных исследований
    • 3. 1. Методика исследования двигателя в лабораторных условиях
      • 3. 1. 1. Цель исследования
      • 3. 1. 2. Объект исследования
      • 3. 1. 3. Оборудование и приборы, используемые при исследовании двигателя
    • 3. 2. Программа проведения исследования
    • 3. 3. Методика исследования двигателя на стенде
    • 3. 4. Измеряемые величины и точность их определения
    • 3. 5. Оценка погрешности измерений
  • 4. Результаты исследования дизельного двигателя на тракторе Т-25А использованием топлива с беззольной присадкой ТИОФАТ
    • 4. 1. Экспериментальные исследования опытного двигателя Д-21 А, установленного на тракторе Т-25А
    • 4. 2. Результаты стендовых испытаний дизеля использованием в топливе 114 беззольной присадки ТИОФАТ
      • 4. 2. 1. Скоростные характеристики
      • 4. 2. 2. Нагрузочные характеристики
      • 4. 2. 3. Регулировочные характеристики
      • 4. 2. 4. Опережение впрыска топлива
    • 4. 3. Сравнительный анализ результатов опыта с теоретическими
    • 4. 4. Рекомендации по внедрению результатов исследования
    • 4. 5. Экономическое обоснование исследования беззольных присадок ТИОФАТ в дизельном топливе

Улучшение экологических и технико-экономических показателей двигателей тракторов и сельскохозяйственных машин использованием беззольной присадки (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Поршневые двигатели внутреннего сгорания (ДВС), работающие на дизельном топливе, являются основным видом силовых установок, преимущественно используемых на тракторах, комбайнах и самоходных сельскохозяйственных машинах. При их эксплуатации выбросы отработавших газов (ОГ) дизелей приводят к повышению концентрации вредных веществ (.ВВ) в окружающем воздухе. Основным источником загрязнения атмосферы ДВС являются продукты сгорания, в которых токсичными компонентами являются: оксиды азота (NOx), оксид углерода (СО), углеводороды (С"Нт), сажа и другие. Кроме того, углеводороды попадают в атмосферу в виде паров топлива и масел из баков, топливных насосов, карбюраторов, картеров.

Во всем мире с продуктами сгорания энергетических установок ежегодно выбрасывается в атмосферу свыше 300 млн. тонн оксида углерода, более 150 тонн сернистого ангидрида, свыше 100 тонн твердых веществ, более 50 млн. тонн оксидов азота и много других вредных веществ В последнее время резко ускоряются процессы нарушения экологического равновесия окружающей среды, возрастает парниковый эффект, отмечено разрушение озонового слоя, ухудшается качество воды, больше вредных элементов оказывается в сельскохозяйственных продуктах, почве, воздухе. Значительную долю в развитие этих процессов вносит мобильная сельскохозяйственная техника [29].

Требования к вредным выбросам с отработанными газами (ОГ) новых и капитально отремонтированных ДВС тракторов и самоходных машин регламентированы ГОСТ 17.2.2.05−97. Нормы удельных выбросов ВВ для них составляют NOx,18, СО^ 10, СпНт, ^ 3 г/кет* ч, а для находящихся в эксплуатации соответственно NOx,^25, СОх14 и СпНт,4,5 г/кет• ч [12].

Ожидается установление более жестких требований к нормам выброса ВВ на следующие годы дизелями, тракторами и самоходными сельскохозяйственными машинами, предназначенными для работы или работающих в условиях неограниченного воздухообмена (табл 1.) [46].

Таблица 1.

Нормы выброса ВВ дизелями, тракторами и машинами.

Срок введения в действие норм Нормы выброса, г/кет *ч оксида азота оксида углерода углеводорода.

С 1 января 2005 г. 15,0 8,0 2,3.

С 1 января 2010 г. 12,0 6,5 1,8.

С 1 января 2015 г. 9,0 5,0 1,3.

Нормы дымности ОГ новых и капитально отремонтированных дизелей, тракторов и самоходных сельхозмашин определены ГОСТ 17.2.2.02−98. Нормы выбросов твердых частиц некоторых тракторных дизелей в пересчете на г/кет *ч при работе на режиме номинальной мощности даны в табл.2. [13].

Таблица 2.

Нормы выбросов твердых частиц тракторных дизелей.

Марка размерность число номинальная Нормы выбросов дизеля, мм цилинчастота вращения, твердых частиц на дров мин1 режиме NHOш г/кет*ч.

Д-144 106×120 4 2000 1,00.

Д-240 110×125 4 2000 0,98.

А-41 130×140] 4 1750 0,87.

В-400 150×160 8 1700 0,61.

В России проблемой обеспечения экологичности дизельных двигателей основательно занимаются ОАО «КАМАЗ», ОАО «ЯМЗ», коллективы ученых НАМИ, ЦНИИМ, ЦНИДИ, КГТУ им. А. Н. Туполева, КГСХА и др. [81].

Универсального метода значительного снижения выброса с ОГ всего спектра токсичных компонентов не существует. Необходим комплекс мероприятий, содержащий как средства и методы воздействия на рабочий процесс дизеля, так и средства физико-химической очистки ОГ.

С точки зрения эксплуатации двигателей данная проблема решается повышением требований к качеству регулировки топливоподающей аппаратуры, систем и устройств смесеобразования и сгорания, использованием в дизельных топливах присадок, снижающих образование токсичных элементов в ОГ, выбрасываемых ДВС. Такие присадки весьма разнообразны: бариевые, тетроэтил свинец, бромистые этилы, хлористый нафталин, тетрометилсвинец, металлоорганические соединения (пентокарбонил железа, пентокарбонил марганца). А также алкил, циклоалкил, эфиры борной кислоты, металло-содержащие, окислительные, сероводородные и много других.

В Институте органической и физической химии имени А. Е. Арбузова Каз. НЦ РАН профессорами, докторами химических наук Батыевой Э. С. и Синяшиным О. Г. разработана беззольная присадка ТИОФАТ, которая нами исследована на кафедре «Тракторов и автомобилей» КГСХА. [53,54].

Использование в дизельном топливе оптимального количества беззольной присадки ТИОФАТ позволяет достигнуть наилучших результатов в снижении токсичности ОГ, при одновременном улучшении технико-экономических показателей ДВС. В такой постановке эта проблема не рассматривалась.

Целью данной работы является исследование дизельного двигателя для снижения концентрации токсичных компонентов (сажа, СО и СпНт) в ОГ, получения улучшенных экологических и технико-экономических показателей двигателей использованием в топливе беззольной присадки ТИОФАТ.

Подготовка и проведение экспериментов велась с использованием измерительной техники необходимыми метрологическими характеристиками, апробированных методик обработки и обобщения опытных данных предварительной оценкой ожидаемой погрешности экспериментов. Численные результаты измерений параметров продуктов сгорания исследуемого двигателя подтверждаются сравнением с известными опубликованными экспериментальными данными в сопоставимых условиях. Результаты экспериментов, полученных на специальном стенде и в условиях эксплуатации трактора сопоставлены с расчетными данными.

Диссертационная работа является составной частью одного из научных направлений, выполняемых в Российской Федерации и Республике Татарстан. Государственная регистрация работы осуществлена под № 0187.43 352. Материалы работы используются в учебном процессе КГСХА в лекциях по курсам «Теория двигателей внутреннего сгорания» и «Топливо и смазочные материалы». Разработанные теоретические положения, основанные на физических законах процесса сгорания в дизеле, работающего на топливе с беззольной присадкой ТИОФАТ, могут быть использованы при модернизации существующих и проектировании новых ДВС.

Результаты исследований по теме диссертации докладывались, обсуждены и одобрены на итоговых научных конференциях профессорско-преподавательского состава Казанской ГСХА (2000;2002г.г.) и Татарского института переподготовки кадров агробизнеса (2002г.), Всероссийской научно-практической конференции «Агроэкологические проблемы сельскохозяйственного производства в условиях техногенного загрязнения агроэкосистем» (Казань, 2001), V Республиканской научной конференции «Актуальные экологические проблемы Республики Татарстан» (2002г.), на научно-практической конференции Приволжского Федерального округа (Казань, 2002), на расширенных итоговых научных семинарах Республиканской Сельхозтехники в 1997;2002 годах с участием ученых КГСХА, на научно-техническом совете НТЦ ОАО «КАМАЗ» (Набережные Челны, 2003) на расширенных заседаниях кафедры «Тракторов и автомобилей» КГСХА и «Автомобильные двигатели и сервис» КГТУ им. А. Н Туполева.

Научная новизна. Повышение экологичности и совершенствование рабочего процесса двигателей использованием в топливе беззольной присадки ТИОФАТ, реализация которой вносит существенный вклад в ускорение научно-технического прогресса при эксплуатации мобильной техники.

Научная новизна подтверждается:

— математическими моделями, устанавливающие связь введенной в дизельное топливо беззольной присадки ТИОФАТ с экологическими и технико-экономическими показателями двигателя;

— результатами расчетно-теоретических исследований характеристик рабочего цикла двигателя при использовании в дизельном топливе беззольной присадки ТИОФАТ;

— определением оптимального состава в дизельном топливе беззольной присадки ТИОФАТ для повышения экологичности и улучшения технико-экономических показателей двигателя.

На защиту выносятся:

1. Математические модели, устанавливающие связь введенной в топливо беззольной присадки ТИОФАТ с термодинамическими показателями рабочего процесса в двигателе.

2. Результаты расчетно-теоретических исследований снижения сажи в зависимости от скорости движения заряда.

3. Количественные характеристики и закономерности изменения токсичных компонентов (сажа, СО и СпНт) в ОГ при сгорании в дизельном двигателе топлива с беззольной присадкой ТИОФАТ.

4. Количественные характеристики и закономерности изменения технико-экономических показателей двигателя, работающего на топливе с беззольной присадкой ТИОФАТ.

Основные обозначения gi, ge — индикаторный и эффективный удельный расход топлива, г/квт*ч, а — коэффициент избытка воздуха.

Nit Ne — индикаторная и эффективная мощность, кет.

Мкр — крутящий момент двигателя, Н*м.

GT— часовой расход топлива, кг/час п — частота вращения коленчатого вала, мин1.

GB — расход воздуха через впускной коллектор, кг щ — индикаторный коэффициент полезного действия.

Y3 — угол опережения впрыска топлива, град.

Gc, Gmeop — масса заряда в цилиндре фактическая и теоретическая.

Р0 — атмосферное давление, Мпа.

Vh — рабочий объем цилиндра, л.

Рф Рс — давление в конце наполнения и сжатия, Мпа.

Та, Тс — температура в конце наполнения и сжатия, К.

Ре — среднее эффективное давление, Мпа геометрическая степень сжатия. рплотность заряда, кг/м3 rjmp — коэффициент трения.

Q — расход тепла за час работы дизеля, Дж/кмоль D — дымность, % Сс-сажа, кг/см3 d0 — начальный диаметр капли, мм d — текущий диаметр капли, мм.

3 — коэффициент молекулярного изменения.

1. На основании рассмотрения современного состояния проблемы экологичности, способов и методов снижения токсичности, проведенных расчетно-теоретических и экспериментальных исследований дано решение улучшения экологических и технико-экономических показателей ДВС с использованием в топливе беззольной присадки ТИОФАТ.

2.

Введение

оптимального количества (0,25…0,35% по объему) беззольной присадки ТИОФАТ в топливо позволяет снизить удельный расход топлива на 4…6%, максимальная мощность увеличивается на 4…5%, выхлопных газов увеличивается на 6… 8%, что способствует снижению сажи и несгоревших углеводородов в сравнении с двигателем, работающим на топливе без присадки.3. У двигателя, работающего на топливе с присадкой ТИОФАТ в количестве 0,30% к объему дымность на всех режимах работы не превышает.

30% (0,09 г/л1), а при ^ ^=0,15 Мпа не выше 12%(0,014 г/м^), при РЕ=0,62 Мпа не более 28% (0,08 г/м^).4. В результате количественного анализа выхлопных газов дизельного двигателя Д-21А выявлено, что используемая в топливе беззольная присадка ТИОФАТ позволяет снизить дымность дизельного двигателя на всех режимах его работы в среднем на 40…60%, за счет догорания углерода не только в процессе основного горения, но и в большей части в процессе догорания заряда, а как поверхностно активное вещество адсорбирует на себе молекулы углеводорода и понижает его содержание в выхлопных газах на 80. .90% .5. Проведенные испытания двигателя Д-21А на стенде и на тракторе Т-25 при работе на дизельном топливе с беззольной присадкой ТИОФАТ показали высокую работоспособность, двигатель на всех режимах работал намного мягче, за счет уменьшения периодов задержки самовоспламенения и быстрого сгорания, способствующего снижению интенсивности нарастания давления, по сравнению с двигателем, работающим на топливе без присадки.6. Расчетный экономический эффект для годовой программы производства 40 тысяч двигателей Д-21А, работающих на дизельном топливе с беззольной присадкой ТИОФАТ по ценам на 1.06.2002 г. составляет экономию 538 тысяч рублей, за счет снижения удельного расхода топлива, расхода масла на угар, повышения эффективной мощности и экологических показателей.7. Выявлено новое перспективное направление на повышение экологичности и улучшение эксплуатационных показателей двигателя с применением беззольной присадки ТИОФАТ в дизельном топливе, которая может быть использована на вновь разрабатываемых дизельных двигателях.

Показать весь текст

Список литературы

  1. М.Р. Улучшение технико-экономических и экологическихпоказателей дизельного двигателя путем завихрения заряда дополнительной подачей воздуха. Дисс. К.т.н.- Казань.: 2000.-C.174.
  2. В.Я. О скорости горения распыленного топлива. // Сгорание исмесеобразование в дизелях, Изд-во. АН СССР I960.-C.18.26.
  3. B.C. Зависимость сажеобразования от характеристик смеситоплива и условий горения // Энергетические машины и установки. 1980.Т. 102. № 2.-С.150−158.
  4. В.И. О механике горения углеродных частиц при атмосферномдавлении. «Известия ВТИ» 1934. № 7, С 15.28.
  5. Д.Д. Сгорание в поршневых двигателях. Машиностроение.М.:1969.-С.247.
  6. Ф.Г., Захаров В. М., Полещук И. З., Шайхутдинов З.Г, Образование и выгорание сажи.-М.: Машиностроение, 1989.-C.125.
  7. И.Л., Мигульский Ф. Ф. Токсичность дизельной сажи иизмерение сажесодержания дизельного двигателя. // Труды ЛАНЭ. Издательство Знание. 1969.-С.120.157.
  8. А.Н. Сгорание в быстроходных поршневых двигателях.Машиностроение. -М.: 1977.-C.277.
  9. А.Г. и Вольфгард Х.Г. Пламя, его структура, излучение итемпература. Металлургиздат. 1959.-C.166.
  10. Ю.В., Шабанов А. Ю., Зайцев А. Б., Чулкин Г. Комплексноеисследование влияния присадок «Энергия-3000″ на показатели работы двигателя внутреннего сгорания // Ж. Двигателестроение, 2002,№ 2,С32−37.
  11. A .A., Виннер А. Б. Производство и применение присадок ктопливу за рубежом. // Ж. Двигателестроение, 1987,№ 3,СЗЗ-34.
  12. ГОСТ 17.2.2.05−97. Охрана природы. Атмосфера. Нормы и методыопределения выбросов вредных веществ с отработавп1ими газами дизелей, тракторов и самоходных сельскохозяйственных машин.
  13. ГОСТ 17.2.2.02−98. Охрана природы. Атмосфера. Нормы и методыопределения дымности отработавших газов дизелей, тракторов и самоходных сельскохозяйственных машин.
  14. ГОСТ 10 578–95 Насосы топливные. // Общие технические условия.
  15. Е.С. Высокотемпературное горение и газификация углерода.М.: Энергоатомиздат, 1983.- 176 с.
  16. В.Т. Влияние бариевых присадок к топливу на снижениесодержания сажи в выхлопе дизельного двигателя. // Труды ЛАНЭ. -М.: Знание. 1969.-С.61.69.
  17. Данилов А. М и др. Присадки к дизельным топливам в России. //Ж.Двигателестроение, 2000,№ 1,С 21−22.
  18. Двигатели внутреннего сгорания. Устройство и работа поршневых икомбинированных двигателей/ Под ред. A .C. Орлина и М. Г. Круглова. М. Машиностроение, 1990.- 283 с.
  19. Двигатели внутреннего сгорания. Теория рабочих процессов//Под ред.В. Н. Луканина. -М.: Высшая школа, 1985.-369 с.
  20. Н.Ф. Справочник по углеводородным топливам и продуктамих сгорания. -М.: Госэнергоиздат. 1962.-С. 217.
  21. В.А. Токсичность двигателей внутреннего сгорания.Машиностроение. -М.: 1973.-C.200.
  22. В.А., Стюарт, Старкман, Клапан с гидравлическим приводом дляотбора проб газа из цилиндра двигателя внутреннего сгорания. // В кн.: Приборы для научных исследований. 1968. т.39. № 12.-C.34.48.
  23. В.А. Токсичность двигателей внутреннего сгорания.М. Машиностроение, 1981.-160с.
  24. В.П., Михайлов В. В. Производство сажи. -М.: Химия. 1970.-C.318.
  25. М. Некоторые аспекты физической и химической природыатмосферных загрязнений. // Загрязнение атмосферного воздуха. Серия 46. Женева.-1981.-С.41.68.
  26. А.И., Демидов В. П. Расчет автомобильных и тракторныхдвигателей. -М.: Высшая школа, 2002 г.-С.496.
  27. И.П. Проблемы создания экологически безотказноймобильной энергетики: анализ и синтез научно-технического прогресса в инженерной сфере АПК России.-М.: ГОСНИТИ, 1997.-С.88−99.
  28. В.Г., Наумов В. И., Демин A.B., Абдуллин А. Л., Тринос Т.В.Горение и течение в агрегатах энергоустановок //Под редакцией академика РАН Алемасова В. Е. — М.: „Янус-К“, 1997.-C.304.
  29. В.Г. и др. Модель процесса сажеобразования: Материалы Всесоюзного симпозиума по горению и взрыву. ОИХФ АН СССР. 1986.-С.116−120.
  30. В.Р., Сабельников В. А. Турбулентность и горение.М.:Наука, 1986,-327с.
  31. В.З., Ордабаев Е. К. Влияние скорости воздушного заряда наобразование окиси заряда в дизеле. Труды ВЗМИ.- М.: 1977.-C.56. 66.
  32. P.В., Сазонов B.C. Расчет времени полного выгорания единичныхчастиц сажи в топке.//Сборник трудов ЛАНЭ. Изд-во „Знание"-М.: 1969, С. 104.112.
  33. Р.В. Основы положения теории каталитическихнейтрализаторов. // в сб. докладов: Токсичность двигателей внутреннего сгорания и пути ее снижения. -М.: 1966.-С. 41. 52.
  34. Р., Лашкевич Ю., Очередной К. Контроль за дымностьюотработавших газов дизельных двигателей.//Ж. Автомобильный транспорт. № 5-М.: 1985.-C.32. 34.
  35. Обеспечение безопасности при техническом сервисе сельскохозяйственной техники.- М.: ФГНУ „Росинформагротех“, 2001, — 408с.
  36. Основы теории углеводородных топлив. Под ред. Л. Н. Хитрина. пер. сангл. Изд-во иностран. лит. 1960.-C.663.
  37. Патанкар Численные методы решения задач теплообмена и динамикижидкости. -М.: Энергоатомиздат, 1984. — 152 с.
  38. Полезное действие для КПД. А. Воробьев-Обухов, М.Гзовский. // Зарулем № 5 — М.: 2000.-С43−44.
  39. В.В. Вопросы интенсификации топочных процессов(скорость сжигания топлива). Докт. Диссертация, ЛПИ. 1956.
  40. A.C. Горение углерода. -М.:АНСССР.1949.-С. 17.29.
  41. И.Я., Рытвинский Т. Н. Конструкция автомобильных и тракторных двигателей. -М.: Высшая школа, 1986. — 352 с.
  42. Ресурсосбережение при технической эксплуатации сельскохозяйственной техники.- М.: ГОСНИТИ — ФГНУ „Росинформагротех" — ч. 1,11 -2002.-780с.
  43. Руководство по техническому диагностированию при техническомобслуживании и ремонте тракторов и сельскохозяйсгвенньж машин — М: ФГНУ „Росинформагротех“, 2001.-252с.
  44. В.И. Изыскание путей снижения токсичности выхлопных газовдизелей. Автореферат к.т.н. -Л.: 1965.-С. 25.
  45. Н.П., Самойлов Д. Н. Автомобильный транспорт основнойисточник загрязнения окружающей среды и способы его уменьшения. Изд-во КГСХА. -Казань.: 2000.-C.108.
  46. Н.П., Игонин Е. И., Кашеваров O.A., Самойлов Д.Н.Токсичность автотракторных двигателей и способы ее снижения. Изд-во Казанский университет. -Казань.: 1997.-C.170.
  47. Д.Н., Самойлов Н. П. Испарение и горение топлива в камересгорания.//Труды КГСХА. Том 70.- Казань.: 200Г-С. 8. 17.
  48. Сороко-Новицкий В. И. Испытание автотракторных двигателей. Машгиз.-М.: 1955.-С. 642.
  49. Г. Б., Измайлов Р. Ш., Батыева Э. С., Лапин A.A., Синяшин О.Г, 1994 г."Смазочно-охлаждающая жидкость для механической обработки металлов“. Патент на изобретение R U № 2 021 334.
  50. Г. Б., Лапин A.A., Синяшин О. Г., Батыева Э.С."Металлоплакирующая смазка“. Патент на изобретение R U № 2 021 331.
  51. Н.Д. Оптимизация регулирования двигателя по топливнойэкономичности с учетом токсичности. МАДИ. Автореферат к.т.н.-М.:1980.-С.25
  52. .С. Об индикаторном к.п.д. двигателя внутреннего сгорания. //Сборник трудов ЛАНЭ. Изд-во „Знание“. -М.: 1969.-С. 34. 40.
  53. Стратегия развития тракторного и сельскохозяйственного машиностроения России. (Проект). — М.: НАТИ-ВИСХОМ-ВНИИКОМЖ, 1999, -103 с.
  54. Я.П. Камеры сгорания стационарных газотурбинных ипарогазовых установок. Л.: Машиностроение, 1987, — 232 с.
  55. Суровикин В. Ф, Аналитическое описание процессов зародышеобразования и роста частиц сажи при термическом разложении ароматических углеводородов в газовой фазе // Химия твердого топлива. 1976. № 1 .-С. 111−112.
  56. A.B. Горение в потоке. М.: Машиностроение, 1978. -160 с.
  57. Тракторные дизели //Справочник под общей ред. Б. Н. Взоров.-М.:Машиностроение, 1981.
  58. П.А. Образование углерода из углеводородов газовой фазы.- М.:1972.-C.136.
  59. П.А. Образование сажи при горении // Физика горения и взрыва.1979. № 2.-С. 3−13.
  60. Топлива, смазочные материалы, технические жидкости. Ассортимент иприменение. Справочник /Под ред. В. М. Школьникова.- М.: Изд. Центр „Техинформ“, 1999. — 596 с.
  61. Н.М. Загрязнение воздуха продуктами неполного сгорания и ихгигиеническое значение. //Гигиена и санитария. 1970. № 2.-С.26.44.
  62. О.М. Теория теплового взрыва. // Ж. Физическая химия. Том 13.1967.-С. 868.
  63. Ф.Ш. Технические требования на ремонт и оценка готовности машин к полевым работам. — Казань.: „Мастер-Лайн“, 2002.- 328с.
  64. Ф.Ш. Испытание тракторного дизеля на топливе сбеззольной присадкой ТИОФАТ. // Тракторы и сельскохозяйственные машины.- 2003.- № 4.- 24−28.
  65. Ф.Ш. Проблема снижения сажи и улучшение техникоэкономических показателей двигателей путем использования в топливе беззольной присадки ТИОФАТ. // Информационный листок №. 71−003−03. Казань.: Татарский ЦНТИ.-2002.-4с.
  66. Ф.Ш. Результаты испытаний дизеля, работающегона топливе с присадкой ТИОФАТ по моменту впрыска топлива. // Машиннотехнологическая станция.- М.: ГОСНИТИ.- 2003.- № 17.
  67. Ф.Ш. Результаты исследования дизельного двигателя натракторе с присадкой ТИОФАТ в топливе. — // Материалы научнопрактической конференции.- Казань.: 2002.- 177−181.
  68. Ф.Ш. Результаты стендовых испытаний дизеля на топливес присадкой ТИОФАТ. — Казань.: КГСХА, 2002.- 19с.
  69. Ф. Ш. Самойлов Н.П., Самойлов Д. Н. Снижение дымностидизельного двигателя путем использования топлива с присадкой ТИОФАТ. // Материалы научно-практической конференции.- Казань.: 2002.-С.156−159.
  70. Ф. Ш. Самойлов Н.П., Самойлов Д. Н. Улучшение техникоэкономических показателей двигателей внутреннего сгорания путем использования в топливе беззольной присадки. — Казань.: „Школа“. 2002.- 24с.
  71. Ф.Ш., Самойлов Н. П., Самойлов Д. Н. Снижениедизельной сажи путем использования в топливе беззольной присадки. — Казань.: „Школа“. 2002.- 24с.
  72. Ф.Ш. Устранение неисправностей сельскохозяйственнойтехники. Под редакцией Шарапова A. A. // Методические рекомендации. Казань.: „Школа“. 2002.- 200с.
  73. А.И. Новые стандарты на выброс и дымность дизелей, тракторов и самоходных сельхозмашин // Тракторы и сельхозмашины, — 1999. № 1.-С.38−40.
  74. Т.Р., Иванова А. Г. К вопросу об ускоренных методахконтроля и доводки дизелей по экологическим параметрам. Отчет о НИР № 1.90, НАМИ, г. Москва, 1990 г.
  75. A.C., Морозов К. А., Трусов В. И. и др. Двигатели внутреннегосгорания. — М.: Высшая школа, 1978.
  76. И.Ю. Проблемы и обеспечение экологичности дизельныхдвигателей КамАЗ на уровне мировых стандартов (Евро-1 и Евро-2). // Тезисы докладов 13-й всероссийской НТК// Казань, КФВАУ, 2000 г.
  77. Л.Н. Об основных характеристиках процесса горения углерода."Известия АН СССР». ОНТИ, 1953. № 5.-С.7. 12.
  78. Л.И. Физика горения и взрыва. М.: Изд-во Московскогоуниверситета. 1957.-C.247.
  79. Д., Экчан А. Образование сажи в вихревой лабораторной горелке// Энергетические машины и установки. 1981. Т. 103. № 1.-С.35−36.
  80. Э.В. Улучшение технико-экономических и экологическихпоказателей дизельного двигателя путем регулирования состава смеси. Кап. дисс. КГСХА. Казань. 2002.
  81. Ю. Автомобильный транспорт и защита окружающейсреды. Транспорт. -М.: 1979.-C.198.
  82. Broome D. Khan J.M. The Mechanisms j f soot release from combustion ofhydrocarbon fuels with particular referenced the diselengines Conference of Air Pollutions Control in Transport Engines/1971.-London? Paper С 147.11.
  83. Coagulation and Combustion of Soot Particles in Diesel Engines, Combustion and Flame. 1971. 17. p. 409.419. Aut. I. М. КЪап e.a.
  84. Coagulation j f Soot Particles Diesel Engines Combustion and Flame. 1971.Vol. 17.-P. 409−419.
  85. Glover J. Nhe tliel additive approach to words the alleviation of the nuisanceof diesel smoke JoumaloftheJnst. Of Petroleum. London, 1966. v. 52.
  86. Golgotha D.W. Diesel engine exhaust smoke- the influence of fuel propertiesand the effects of using barium containing fuel additive. SAE. Preprints № 670 002.
  87. Daniel W. A. Engine Variable Effects on Exhaust Hydrocarbon Composition, — SAE Paper 670 124, 1967. 22 p.
  88. Formation and Combustion of Carbon in a Diesel Engine — In- LucasEngineering Review, 1971, vol. 5, № 2. p. 42.47-Aut.: J.M.Rhan e.a.
  89. Smoke and smell reduction are major Diesel Exhaust Problems- - SAEJournal, 1967, vol. 75, № 9, p. 34.37. Aut: M.L. Broacher e.a.
Заполнить форму текущей работой