Особенности маркетинговой стратегии коммерческих фирм на рынке нефтепродуктов в курортных зонах Кубани
![Диссертация: Особенности маркетинговой стратегии коммерческих фирм на рынке нефтепродуктов в курортных зонах Кубани](https://gugn.ru/work/4863154/cover.png)
Приведенные в подразделе 1.1 кластерифицированная оценка и ранжирование факторов, определяющих сущностное содержание обновленной системы мероприятий маркетинговой стратегии коммерческих фирм в сфере оптового и розничного товарооборота нефтепродуктов на территории курортов российского Причерноморья позволили на статистически достоверном уровне наблюдений (п=280, р<0,05) выделить в рамках… Читать ещё >
Содержание
- Оглавление. стр
- Введение. стр
- Глава 1. Этапы реформирования маркетинговой стратегии коммерческих фирм на рынке нефтепродуктов в Южном федеральном округе Российской Федерации. стр
- 1. 1. Ранговый и кластерный анализ факторов, определяющих маркетинговую стратегию коммерческих фирм на изучаемом сегменте рынка Юга России. стр
- 1. 2. Ингредиенты маркетинговой стратегии баз исследования в курортных зонах российского Причерноморья. стр
- Глава 2. Особенности государственной и коммерческой маркетинговой политики субъектов рынка нефтепродуктов в Краснодарском крае. стр
- 2. 1. Роль маркетинговых мероприятий в антимонопольном регулировании цен на оптовом и розничном рынках нефтепродуктов в курортных зонах Кубани. стр
2.2. Маркетинговый контроль как инструментарий оценки государственных и коммерческих гарантий обеспечения потребителей качественными нефтепродуктами. стр. 60−85 2.2.1 .Маркетинговое регулирование в системе розничных продаж нефтепродуктов на Кубани. стр. 60
2.2.2. Роль маркетинговых мероприятий в обеспечении бесперебойного функционирования технологической и коммерческой инфраструктуры как розничного, так и оптового рынка нефтепродуктов в городах-курортах Кубани, стр.72
2.3. Маркетинговый мониторинг динамики ценообразования в системе розничных и оптовых продаж нефтепродуктов на изучаемом сегменте рынка. стр.85
Глава 3. Эффективность предложенной системы ценовой и продуктовой маркетинговой стратегии коммерческих фирм на рынке нефтепродуктов в городах-курортах российского Причерноморья. стр. 91−116 3.1. Сравнительный анализ применения традиционной и модернизированной (авторской) системы маркетинговых мероприятий в сбытовой стратегии баз исследования. стр. 91−106 3.2 Эффективность инновационной продуктовой маркетинговой стратегии коммерческих фирм на рынке нефтепродуктов в рекреационных зонах Юга России. стр. 106−108 3.3.Динамика показателей доходности изучаемых коммерческих фирм при реализации ими авторской системы продуктовой и ценовой маркетинговой политики в рыночном секторе товарооборота нефтепродуктов на черноморских курортах Кубани. стр. 108−116
Заключение. стр. 116−125
Выводы и рекомендации. стр. 125−129
Список литературы. стр. 130−144
Приложение. стр.
Особенности маркетинговой стратегии коммерческих фирм на рынке нефтепродуктов в курортных зонах Кубани (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность темы
исследования определяется констатацией высокой заинтересованности федеральных и муниципальных государственных управленческих структур, а также влиятельных (отечественных и зарубежных) коммерческих кругов в развитии российского (как оптового, так и розничного) рынка нефтепродуктов. Ряд исследователей (Ю. А. Львов, 1996; В. В. Ковалев, 1998; А. Г. Аганбегян, 2003; R. L. Ас-roff, 2001; К. G. Chapmen, 2001; М. Dressier, R. Beall, J. Brant, 2003; et. al.) прогнозируют устойчивую тенденцию развития мировых рынков нефтепродуктов до 2010 года. Вместе с тем видные экономисты Юга России (В. В. Крохмаль, 2001; А. С. Пелих, 2002; Д. А. Ремезков, 2003) подчеркивают многочисленные просчеты при реализации маркетинговой стратегии коммерческими фирмами Кубани, Ставропольского края, Ростовской области на указанном сегменте рынка в 2000;2003 годах. Кроме того, проведенная в рамках исследования систематизация официальных и литературных источников по изучаемой проблеме дала возможность констатации отсутствия (в течение последних 5 лет) исчерпывающих сведений об особенностях ценовой и продуктовой стратегии коммерческих фирм в сфере оптового и розничного товарооборота нефтепродуктов в черноморских городах Краснодарского края, хотя именно в названных зонах (по свидетельству аналитиков экономического факультета Кубанского государственного университета И. В. Шевченко, 2003; В. Н. Дейнега, 2004) сосредоточены не только 32,6% нефтеналивных портов России (Туапсе, Новороссийск), что позволяет поддерживать стабильный уровень оптовых продаж нефтепродуктов (в т.ч. в страны ближнего и дальнего зарубежья), но и наблюдаются пикообразные резкие повышения показателей розничного потребления нефтепродуктов, особенно высокооктановых марок автомобильного бензина и авиационного керосина в период летней миграции отдыхающих на курорты российского Причерноморья. Вышеизложенное обусловило востребованность осуществления дополнительных научных разработок по избранной проблеме.
Целью настоящего исследования являлось научное обоснование, разработка и внедрение современных приемов маркетинга в деятельность коммерческих фирм при реализации ими модифицированной ценовой и продуктовой маркетинговой стратегии на рынке нефтепродуктов в курортных зонах Кубани.
Указанная цель определила решение следующих задач:
— систематизировать этапы реформирования маркетинговой стратегии коммерческих фирм на рынке нефтепродуктов в Южном федеральном округе РФ на базе кластерифицированной оценки и ранжирования факторов, формирующих указанный сегмент рынка на курортах российского Причерноморья;
— определить ингредиенты современной маркетинговой стратегии фирм — реализаторов различных видов нефтепродуктов на территории рекреационных зон Краснодарского края;
— научно обосновать методологию использования маркетингового инструментария для совершенствования антимонопольного регулирования цен, а также исполнения государственных и коммерческих гарантий прав потребителя на оптовом и розничном рынках нефтепродуктов в курортных местностях Кубани;
— провести научное обоснование алгоритма практических действий управленческого персонала баз исследования по повышению уровня надежности систем внутреннего и внешнего маркетингового контроля как ценовых, так и продуктовых линий, в т. ч. фирм-конкурентов на изучаемом сегменте рынка;
— научно обосновать и доказать на практике экономическую эффективность применения предложенной модификации системы маркетинговых мероприятий, реализуемых базами исследования для интенсификации сбытовой стратегии и повышения показателей доходности изучаемых коммерческих фирм на рынке оптовых и розничных продаж нефтепродуктов в городах-курортах российского Причерноморья.
Цель и задачи исследования
определили комплекс методических подходов, используемых в настоящей работе, основными из которых стали следующие: метод маркетингового мониторинга ценовых тарифовметоды рангового и кластерного анализа роли маркетингового инструментария в определении эффективности различных хозяйственных операцийконтент-анализметод независимых экспертиз, включая оценку сущностной асимметрии разнородных характеристик производственной деятельности баз исследования в сфере маркетингапараметрические и непараметрические методы статистики и др.
Цель работы, достигнутая путем решения (с помощью вышеописанного инструментария) совокупности поставленных задач, обусловила следующую структуру исследования: введение, 3 главы собственных исследований, заключение, выводы и рекомендации, список литературы (177 источников: 135 отечественных и 42 зарубежных), приложения. Текст диссертации изложен на 145 страницах стандартного машинописного текста, включающего 30 иллюстраций (схемы, таблицы).
Предмет исследования составили современные научные воззрения на совокупность методических и методологических подходов к использованию приемов маркетинга для: совершенствования коммерческой политики субъектов российского рынка при осуществлении хозяйственной деятельности в сфере товарооборота нефтепродуктовмоделирования и реализации обновленной маркетинговой функции коммерческих фирм при оптовых объемах продаж нефтепродуктовпроведения маркетингового контроля как эффективного инструментария оценки государственных и коммерческих гарантий прав потребителя нефтепродуктов на изучаемом сегменте рынка в курортных зонах Кубани.
Объектом исследования состояли коммерческие фирмы различной правовой формы собственности, являющиеся участниками (п=280) обращения нефтепродуктов на рынке городов-курортов российского Причерноморья. При этом анализировались: обновленная нормативно-правовая база Российской Федерации и Краснодарского края по избранной проблемеоткрытые налоговые декларации и иная доступная хозяйственная документация названных баз исследования, определенных в рамках работы с использованием метода непреднамеренного отбора.
В качестве методологической и теоретической основы использовались научные исследования как в сфере развития отраслевой экономики (Б. А. Райзберг, 1997; С. Б. Авдашева, Н. М. Розанова, 1999; В. И. Третьяк, 2001; J. Elliot, 1994; М. Блауг, 1994; Р. Буайе, 1997; S. L. Optner, 1999; et all), так и в сфере моделирования маркетинговой деятельности коммерческих фирм (В. Е. Хруцкий, И. В. Корнеева, 2003; А. И. Клебанов, 2003; А. Короткое, 2003; F. V. Meyer, D. С. Cerner, 1999; A. R. Ап-dreasen, 2001; W. J. Burkelen, 2003).
Научная новизна представленного диссертационного исследования заключается в следующих теоретических наработках:
1. На основе критического анализа деятельности баз исследования впервые на статистически достоверном уровне наблюдений (п=280, р<0,05) проведен ранговый и кластерный анализ экономических, социальных, правовых, геополитических, природно-экологических и иных факторов, определяющих маркетинговую стратегию коммерческих фирм (различной правовой формы собственности) и государства, в т. ч. на уровне отдельных субъектов РФ в сфере оптового и розничного товарооборота нефтепродуктов на территории российского Причерноморья.
2. После кластерификации и ранжирования названных факторов впервые систематизированы этапы реформирования маркетинговой политики коммерческих фирм на рынке нефтепродуктов в Южном федеральном округе РФ, а также выделены ингредиенты этой маркетинговой политики.
3. Впервые научно обоснована методология применения маркетингового инструментария (маркетинговое тестирование резидентного и мигрантного населения в части их удовлетворенности качеством и ценовыми характеристиками нефтепродуктов на рынке городов-курортов Кубанимаркетинговый мониторинг продуктовых линий конкурентов и т. д.) для совершенствования антимонопольного регулирования цен, а также исполнения государственных и коммерческих гарантий прав потребителя на указанном сегменте рынка.
4. Впервые дан системный анализ позитивной роли маркетинговых мероприятий в обеспечении бесперебойного функционирования технологической и коммерческой инфраструктуры как розничного, так и оптового рынка нефтепродуктов на черноморском побережье Краснодарского края.
Практическая значимость представленной диссертационной работы обусловлена реализацией алгоритма практических действий управленческого персонала баз исследования по повышению уровня надежности систем внутреннего и внешнего маркетингового контроля как ценовых, так и продуктовых линий, в т. ч. фирм-конкурентов на изучаемом сегменте рынка, что объективно способствовало получению реальных доказательств высокой эффективности использования авторской модификации системы маркетинговых мероприятий для интенсификации сбытовой стратегии и повышения показателей доходности изучаемых организаций.
Материалы исследования используются в учебно-педагогическом процессе Черноморской гуманитарной академии, а также в ходе последипломной подготовки управленческих кадров и аспирантов при НОЦ РАО в г. Сочи.
Апробация работы. Основные положения диссертационного исследования обсуждались на международных, всероссийских и региональных научных экономических форумахтерриториальных совещаниях руководителей сбытовых фирм и глав административных образований курортов российского Причерноморья, в т. ч. на: VIII, IX и X ежегодных научных сессиях СМИЗС и ЧРЦСМ (Сочи, 1998;2000) — III Всероссийском совещании участников обращения нефтепродуктов на рынке (Москва, 2001) — II научной конференции экономистов Южного федерального округа (Новочеркасск, 2001) — VI научной конференции Ассоциации городов Юга России по проблемам региональных рынков нефтепродуктов (Ставрополь, 2003) и т. д.
Публикации. Автором по теме диссертации опубликовано 7 работ общим объемом 7,2 печатных листа, включая монографию (6Д п. л.).
Личный вклад автора заключается в том, что в период 2000;2004 годов им осуществлялись разработки по систематизации ингредиентов сущностного обновления маркетинговой политики коммерческих фирм на рынке нефтепродуктов, в том числе на территории черноморских курортов Юга Россиииспользовались маркетинговые приемы в качестве инструментария оценки государственных и коммерческих гарантий надежного обеспечения потребителей качественными нефтепродуктамипроводился сбор статистических данных, научно обосновывающих систему доказательств позитивной роли маркетинговых мероприятий в антимонопольном регулировании цен на оптовом и розничном рынках нефтепродуктов, включая социологический опрос различных групп резидентного и мигрантного населения курортов Юга России по определению степени удовлетворенности потребителя тарифной политикой баз исследования и качеством нефтепродуктов. При этом автором проводилась разработка простых и сложных таблиц, обработка статистического материала исследования, составление графиков, схем, диаграмм, а также моделировалась и реализовывалась на практике (как руководителем имеющего отдельный бухгалтерский баланс филиала открытого акционерного общества) система использования современных приемов маркетинга как значимого ингредиента целостной концепции экономического развития коммерческих фирм на рынке нефтепродуктов в курортных зонах Юга России.
Положения, выносимые на защиту.
1. Систематизация этапов реформирования маркетинговой стратегии коммерческих фирм на рынке нефтепродуктов в Южном федеральном округе РФ на базе кластерифицированной оценки и ранжирования факторов, формирующих указанный сегмент рынка на курортах российского Причерноморья.
2. Ингредиенты современной маркетинговой стратегии фирм — реализаторов различных видов нефтепродуктов на территории рекреационных зон Краснодарского края.
3. Методология использования маркетингового инструментария для совершенствования антимонопольного регулирования цен, а также исполнения государственных и коммерческих гарантий прав потребителя на оптовом и розничном рынках нефтепродуктов в курортных местностях Кубани.
4. Алгоритм практических действий управленческого персонала баз исследования по повышению уровня надежности систем внутреннего и внешнего маркетингового контроля как ценовых, так и продуктовых линий, в т. ч. фирм-конкурентов на изучаемом сегменте рынка.
5. Доказательная система экономической эффективности применения предложенной схемы маркетинговых мероприятий, реализуемых базами исследования для интенсификации сбытовой стратегии и повышения показателей доходности изучаемых коммерческих фирм на рынке оптовых и розничных продаж нефтепродуктов в городах-курортах российского Причерноморья.
Выводы.
1. Критический анализ деятельности баз исследования на статистически достоверном уровне наблюдений (п=280, р<0,05) позволил систематизировать этапы реформирования маркетинговой стратегии коммерческих фирм на рынке нефтепродуктов в Южном федеральном округе РФ на фоне кластерифицированной оценки и ранжирования факторов, формирующих указанный сегмент рынка на курортах российского Причерноморья.
2. Кластерифицированная оценка и ранжирование экономических, правовых, геополитических, природно-экологических и иных факторов позволили выделить постоянные и переменные компоненты маркетинговой стратегии коммерческих фирм, обеспечивающих оптовый и розничный товарооборот нефтепродуктов в названном курортном районе. Подобными компонентами (ингредиентами) стали: системные маркетинговые мероприятия в антимонопольном регулировании цен на оптовом и розничном рынках нефтепродуктов на территории городов-курортов Краснодарского краямаркетинговый мониторинг ценовых линий фирм-конкурентов в этом же субъекте РФинновационная составляющая маркетинговой стратегии коммерческих фирм, осуществляющих свою уставную (лицензированную) деятельность на федеральных курортах Сочи, Анапа, Геленджик в сфере реализации нефтепродуктовмаркетинговый анализ экономических показателей рыночного использования традиционной и модифицированной (авторской) системы маркетинговых мероприятий в сбытовой стратегии баз исследования.
3. В рамках данной научной работы выявлена позитивная роль вышеуказанных постоянных и переменных ингредиентов маркетинговой стратегии баз исследования в антимонопольном регулировании цен на изучаемом сегменте рынка, когда маркетинговый мониторинг ценовой политики фирм-конкурентов позволял научно обосновать рекомендации, направляемые в адрес органов власти и управления городов-курортов Кубани по: сдерживанию цен на нефтепродукты тех фирм, которые злоупотребляли своим доминирующим положением на соответствующих сегментах рынка Сочи, Геленджика, Туапсеобоснованию размеров и перечня возможного предоставления кредитных или налоговых льготфинансированию маркетинговых мероприятий, способствующих расширению сбыта нефтепродуктов и привлечению на эти цели внешних инвестиций.
4. Маркетинговый контроль как инструментарий оценки государственных и коммерческих гарантий обеспечения потребителей качественными нефтепродуктами в городах-курортах Кубани предусматривал соответствующий анализ макроэкономических (демографических, технологических, этно-культуральных) и микроэкономических параметров (имущественного состава потребителей, типов рыночных отношений, реальных каналов сбыта) развития названных федеральных курортов российского Причерноморья. При этом маркетинговый контроль предусматривал: анализ эффективности использования информационных систем маркетинга, а также схем маркетингового аудита и планирования при анализе полноты исполнения бюджета маркетинга в конкретных базах исследования.
5. Высокая результативность указанных маркетинговых мероприятий позволила установить позитивную роль баз исследования в обеспечении бесперебойного функционирования технологической и коммерческой инфраструктуры как розничного, так и оптового рынка нефтепродуктов в городах-курортах Кубани, что подтверждается соответствующей динамикой ценообразования в 2000;2004 годах в системе розничных и оптовых продаж нефтепродуктов на изучаемом сегменте рынка, когда маркетинговый мониторинг констатировал медленные темпы роста на автомобильное топливо в курортных зонах Кубани (бензин А-76 на 2,7%- Аи — 92 на 2,9% Аи-95 на 3,7%, дизельное топливо на 9,6%) по сравнению с более резким ростом цен на аналогичные нефтепродукты в соседних регионах (Ставрополь, Волгоград, Астрахань) Юга России в среднем на 11,6−13,8%.
6. Алгоритм практических действий управленческого персонала баз исследования по повышению уровня надежности систем внутреннего и внешнего маркетингового контроля как ценовых, так и продуктовых линий, в т. ч. фирм-конкурентов на изучаемом сегменте рынка предусматривал: горизонтальную маркетинговую дифференциацию (анализ ассортиментной линии нефтепродуктовсопоставление их качественных характеристик, коррекцию сбытовой стратегии при стратификационном анализе резидентного и мигрантного населения курортов Кубани) и вертикальную маркетинговую дифференциацию, основанную на принципах внутреннего маркетингового контроля подразделений коммерческих фирм (маркетинговая оценка реального вклада и потенциальных ресурсов каждой службы изучаемой базы исследования в процессе снижения реализационных затрат фирмы на рынке нефтепродуктов и повышения показателей ее доходности).
7. Позитивная динамика показателей доходности изучаемых коммерческих фирм при реализации ими авторской системы продуктовой и ценовой маркетинговой политики в рыночном секторе товарооборота нефтепродуктов на черноморских курортах Кубани была во многом обусловлена своевременными мероприятиями тактического инновационного маркетинга, которые предусматривали: внедрение новых форм реализационных услуг (пластиковых дисконтных карт для конкретных АЗСсистемы бонусных скидок постоянным клиентам при оптовых и розничных продажах нефтепродуктов) — маркетинговое исследование имущественной стратификации резидентного и мигрантного населения изучаемых курортных зон Кубани для констатации потребительских предпочтений на рынке нефтепродуктовосуществление разовых и системных акций для определенных категорий населения (ветеранов, инвалидов, участников боевых действий и антитеррористических операций). Использование вышеприведенной авторской схемы инновационной продуктовой маркетинговой стратегии и тактики позволило ежегодно повышать на 5−8% объем реализуемых нефтепродуктов базами исследования на курортах Сочи, Геленджик и Анапа (в отличие от фирм-конкурентов в этом же регионе, которые не пожелали в 2000;2004 годах воспользоваться предложенными маркетинговыми технологиями.
8. Доказательная система экономической эффективности применения предложенной схемы маркетинговых мероприятий, реализуемых базами исследования (для интенсификации сбытовой стратегии и повышения показателей доходности изучаемых коммерческих фирм) на рынке оптовых и розничных продаж нефтепродуктов в городах-курортах российского Причерноморья опирается, во-первых, на результаты маркетингового тестирования различных социальных групп резидентного и мигрантного населения черноморских курортов Кубани (за период с 2000 по 2004 годы более чем в 2 раза возросло количество респондентов, удовлетворенных качеством приобретаемых нефтепродуктов, преимущественно, высокооктановых марок автомобильного бензина), а во-вторых, устойчивым ростом показателей доходности и рентабельности баз исследования.
Рекомендации.
Рекомендуется информировать соответствующие Федеральные агентства, департаменты и отделы, управления Минэкономразвития и торговли РФ, что разработанные и реализованные в рамках настоящего научного исследования маркетинговые технологии унифицированы для использования не только на черноморских курортах Краснодарского края, но и в других субъектах Российской Федерации, имеющих в своем составе местности лечебного значения.
Заключение
.
Актуальность темы
исследования определяется констатацией высокой заинтересованности федеральных и муниципальных государственных управленческих структур, а также влиятельных (отечественных и зарубежных) коммерческих кругов в развитии российского (как оптового, так и розничного) рынка нефтепродуктов. Вместе с тем видные экономисты Юга России подчеркивают многочисленные просчеты при реализации маркетинговой стратегии коммерческими фирмами Кубани, Ставропольского края, Ростовской области на указанном сегменте рынка в 2000;2003 годах. Кроме того, проведенная в рамках исследования систематизация официальных и литературных источников по изучаемой проблеме дала возможность констатации отсутствия (в течение последних 5 лет) исчерпывающих сведений об особенностях ценовой и продуктовой стратегии коммерческих фирм в сфере оптового и розничного товарооборота нефтепродуктов в черноморских городах Краснодарского края, хотя именно в названных зонах сосредоточены не только 32,6% нефтеналивных портов России, но и наблюдаются резкие повышения показателей розничного потребления нефтепродуктов, особенно высокооктановых марок автомобильного бензина и авиационного керосина в период летней миграции отдыхающих на курорты российского Причерноморья. Вышеизложенное обусловило востребованность осуществления дополнительных научных разработок по избранной проблеме.
Целью настоящего исследования являлось научное обоснование, разработка и внедрение современных приемов маркетинга в деятельность коммерческих фирм при реализации ими модифицированной ценовой и продуктовой маркетинговой стратегии на рынке нефтепродуктов в курортных зонах Кубани.
Указанная цель определила решение следующих основных задач:
— определить ингредиенты современной маркетинговой стратегии фирм — реализаторов различных видов нефтепродуктов на территории рекреационных зон Краснодарского края;
— научно обосновать методологию использования маркетингового инструментария для совершенствования антимонопольного регулирования цен, а также исполнения государственных и коммерческих гарантий прав потребителя на оптовом и розничном рынках нефтепродуктов в курортных местностях Кубани;
— провести научное обоснование алгоритма практических действий управленческого персонала баз исследования по повышению уровня надежности систем внутреннего и внешнего маркетингового контроля как ценовых, так и продуктовых линий, в т. ч. фирм-конкурентов на изучаемом сегменте рынка.
В ходе исследования были выделены несколько основных групп факторов (экономических, социальных, правовых, геополитических, природно-экологических), комплексно взаимовлияющих на сегментацию рынка нефтепродуктов в изучаемых курортных регионах, а также на жестко связанную с этой сегментацией реальную маркетинговую ценовую стратегию торгующих нефтепродуктами предприятий, что в итоге определяло уровень рентабельности изучаемых предприятий-баз исследования (280 наблюдений в период 2000;2003 годов). При этом указанные группы факторов распределялись по характеристикам влияния конкретного фактора на уровень рентабельности изучаемых предприятий в зависимости от ранга (таблица 2), а сами факторы объединялись в кластеры признаков (в кластер, А — по характеру социально-экономических преобразований: прогрессивные, интегрирующие или восполняющие, регрессные факторыв кластер В — по интенсивности воздействия: агрессивные, стабилизационные, малопродуктивные, интактные факторыв кластер С — по степени проникновения в сферу общественных отношений: декларированные, реально-присутственные, условно инициированные факторы). Каждому кластеру признаков соответствовала условно-оценочная величина, применяемая в ходе научного анализа глубины влияния вышеназванных групп факторов на рентабельность конкретного изучаемого предприятия (таблица 3). Кластерный и ранговый научный анализ вышеназванных факторов: являлся средством выбора наиболее перспективного целевого сегмента рынка нефтепродуктов в указанных городах-курортахпозволял в максимальной степени удовлетворить потребности различных социальных групп рекреантов и постоянных жителей курортных регионов в приобретении указанного продуктапомогал выбрать оптимальную маркетинговую стратегию торгующих нефтепродуктами Сочи, Анапы и Геленджика, Туапсеспособствовал установлению достижимых и реальных целей на пути к рентабельной деятельности изучаемых предприятийдавал возможность повышать уровень принимаемых решений, обеспечивая их обоснование информацией о поведении потребителей на рынке нефтепродуктов в городах-курортахобеспечивал повышение конкурентоспособности самих предприятий в целом по базам исследованияпредполагал оптимизацию маркетинговых затрат конкретного предприятия на изучаемом сегменте рынкапозволял уклониться от противоправных методов ведения конкурентной борьбы или снизить ее степень путем освоения незанятого сегмента рынка нефтепродуктов в городах-курортах Юга России.
Приведенные в подразделе 1.1 кластерифицированная оценка и ранжирование факторов, определяющих сущностное содержание обновленной системы мероприятий маркетинговой стратегии коммерческих фирм в сфере оптового и розничного товарооборота нефтепродуктов на территории курортов российского Причерноморья позволили на статистически достоверном уровне наблюдений (п=280, р<0,05) выделить в рамках представленного исследования постоянные и переменные компоненты указанной маркетинговой стратегии баз исследования (схема 1). Подобными компонентами стали: системные маркетинговые мероприятия в антимонопольном регулировании цен на оптовом и розничном рынках нефтепродуктов на территории городов-курортов Краснодарского краямаркетинговый мониторинг ценовых линий фирм-конкурентов в этом же субъекте РФинновационная составляющая маркетинговой стратегии коммерческих фирм, осуществляющих свою уставную (лицензированную) деятельность на федеральных курортах Сочи, Анапа, Геленджик в сфере реализации нефтепродуктовмаркетинговый анализ экономических показателей рыночного использования традиционной и модифицированной (авторской) системы маркетинговых мероприятий в сбытовой стратегии баз исследования (п=280). Использование вышеуказанного маркетингового инструментария (таблицы 9−11 настоящего исследования) позволило установить на статистически достоверном уровне наблюдений (р<0,05), что только 34,8% потребителей нефтепродуктов на изучаемом федеральном курорте Сочи (как юридические, так и физические лица) оценивают положительно деятельность баз исследования, в т. ч. открытых акционерных обществ, по соблюдению государственных и коммерческих гарантий надежного обеспечения потребителей качественными нефтепродуктами. Остальные 65,2% респондентов в ходе мероприятий маркетингового контроля оценили выполнение названных гарантий предприятиями-базами исследования как «удовлетворительное» (40,3% от общего числа респондентов) и «неудовлетворительное» (24,9% опрошенных). Именно результаты маркетингового тестирования в городахкурортах Кубани резидентного и мигрантного населения стали ещё одной отправной точкой для совершенствования алгоритма практических действий персонала изучаемых коммерческих фирм по реализации авторских маркетинговых программ на рынке нефтепродуктов в городах-курортах российского Причерноморья, направленных как на соблюдение гарантий прав потребителя (подраздел 2.2 настоящей работы), так и на объективизацию показателей доходности баз исследования (подраздел 3.3) в рыночном секторе товарооборота нефтепродуктов на территории черноморских федеральных курортов Кубани. В ходе настоящей работы коррекция алгоритма управленческих действий руководящего состава баз исследования во многом осуществлялась после анализа полученной внешней маркетинговой информации.
Система реализации маркетингового контроля как инструментария оценки государственных и коммерческих гарантий обеспечения потребителей качественными нефтепродуктами представлена на схеме 4.
Комментируя данные этой схемы, следует подчеркнуть, что контроль организационной структуры управления маркетингом предусматривал: анализ распределения маркетинговых функций среди конкретных служб и подразделений коммерческой фирмысистематизацию характеристик взаимодействия ведущих менеджеров баз исследования при реализации конкретных маркетинговых программ на рынке нефтепродуктов в городах-курортах Краснодарского края. Эффективность исполнения бюджета маркетинга в конкретных базах исследования базировалась на маркетинговом контроле динамики показателей прибыльности и понесенных затрат коммерческой фирмой (за определенный налоговый период) до и после реализации предложенной автором системы модификации маркетинговой стратегии баз исследования на рынке нефтепродуктов в курортных зонах российского Причерноморья. Маркетинговый контроль факторов внешней среды базировался на анализе макроэкономических и микроэкономических параметров маркетинговой стратегии баз исследования. При этом изучались следующие макроэкономические показатели: демографические, природно-экологические, технологические, этно-культуральные и социально-экономические факторы, влияние которых на непосредственный рынок нефтепродуктов на черноморском побережье Краснодарского края было подробно представлено в 1 главе исследования. Маркетинговый контроль микроэкономических параметров базировался на изучении социального и имущественного состава потребителей на оптовом и розничном рынках федеральных курортов Сочи, Туапсе, Геленджика и Анапы, а также на анализе типов квазиконкурентных и несовершенных рыночных отношений, реальных каналов сбыта, включая характер взаимоотношений с поставщиками нефтепродуктов и т. д. Описанные ранее в главах 1 и 2 настоящего исследования особенности функционирования рынка нефтепродуктов на территории городов-курортов российского Причерноморья заставили базы исследования проводить перманентную коррекцию своей инновационной маркетинговой стратегии и тактики (схема 10). При этом реализуемая система мероприятий стратегического инновационного маркетинга включала: научное обоснование конкурентного поведения фирмы в кратко-, среднеи долгосрочном периодах своего экономического развитиямаркетинговые исследования емкости предметного сегмента рынкамаркетинговый анализ конкурентоспособности баз исследования для профилактики угрозы потери рынка сбыта нефтепродуктов в рекреационных зонах Кубани. При этом мероприятия санационного маркетинга включали не только плановую коррекцию эластичности спроса и предложения на региональном рынке нефтепродуктов, но и рекламный маркетинг, направленный на профилактику сужения названного сегмента рынка. Одновременно структура мероприятий по реализации базами исследования тактического инновационного маркетинга предусматривала: внедрение новых форм реализационных услуг (пластиковых дисконтных карт для конкретных АЗСсистемы бонусных скидок постоянным клиентам при оптовых и розничных продажах нефтепродуктов) — маркетинговое исследование имущественной стратификации резидентного и мигрантного населения изучаемых курортных зон Кубани для констатации потребительских предпочтений на рынке нефтепродуктовосуществление разовых и системных акций для определенных категорий населения (ветеранов, инвалидов, участников боевых действий и антитеррористических операций) — маркетинговое тестирование населения изучаемых рекреационных зон Кубани для определения уровня удовлетворенности потребительского спроса на изучаемом сегменте рынка. Использование вышеприведенной авторской схемы инновационной продуктовой маркетинговой стратегии и тактики позволило ежегодно повышать на 5−8% объем реализуемых нефтепродуктов базами исследования на курортах Сочи, Геленджик и Анапа (в отличие от фирм—конкурентов в этом же регионе, которые не пожелали в 2000;2004 годах воспользоваться предложенными маркетинговыми технологиями.
Динамика основных экономических показателей предприятий-баз исследования (п = 280, р < 0,05) при модернизации маркетинговой продуктовой и ценовой стратегии за период 2000;2004 годов представлена в таблице 19.
Обсуждая данные этой таблицы, следует подчеркнуть, что на статистически достоверном уровне наблюдений при р <0,05 удалось получить доказательства того, что изучаемым предприятиям на протяжении 4 лет исследования удалось более оперативно внедрить разработанную нами систему модернизации ценовой и продуктовой маркетинговой стратегии названных коммерческих фирм. В частности, у внедривших указанную маркетинговую систему изучаемых предприятий (п = 106 или 75,7% от числа наблюдений подобных коммерческих фирм) рентабельность продаж (суммарно) от реализации всех видов нефтепродуктов составляла ежегодный рост этого показателя на 1,5 -2,1%, тогда как аналогичный показатель у предприятий-конкурентов ежегодно давал рост только на 0,9 — 1,2%. При этом годовой показатель рентабельности затрат на модернизацию различных видов услуг был стагнирован у конкурирующих предприятий на протяжении последних двух лет в объеме 0,6 — 0,9%, а у баз исследования отмечался ежегодный рост аналогичного показателя на 2,4 — 2,9%. Следует отметить, что в отличие от изучаемых фирм (баз исследования) только 62,8% предприятий-конкурентов за период наблюдения внедрили разработанную нами систему модернизации ценовой и продуктовой маркетинговой стратегии продвижения нефтепродуктов в условиях рынков городов-курортов Юга России, что смогло обеспечить только на 0,4 — 0,8% ежегодный средний прирост прибыли на 1 рубль затрат на внедрение новых видов маркетинговых услуг, тогда как прирост аналогичного показателя у наблюдаемых предприятий (баз исследования), которые (по данным таблицы 19) более эффективно внедряли предложенные нами маркетинговые технологии, составил 3,8 — 4,2% ежегодно. Эти данные находятся в прямой корреляционной зависимости с результатами маркетингового тестирования различных социальных групп резидентного и мигрантного населения черноморских курортов Кубани по идентификации удовлетворенности покупательского спроса (таблица 20) ассортиментом, качеством и стоимостными характеристиками нефтепродуктов в указанном регионе. При этом следует подчеркнуть, что маркетинговое тестирование населения курортов Сочи, Геленджик, Туапсе, Анапа проводилось в пик курортного сезона (июль-август 2000 и 2004 годов, когда на указанных курортах регистрировался на статистически достоверном уровне при р<0,05 максимальный приток отдыхающих). К тому же по данным ГИБДД указанных черноморских курортов Кубани 24,6% рекреантов именно в июль-август ежегодно прибывают в указанный регион на личном автотранспорте из других субъектов РФ и стран ближнего зарубежья (Украина, Абхазия и т. д.). Как следует из полученных результатов маркетингового тестирования, за период с 2000 по 2004 г. г.: более чем в 2 раза возросло количество респондентов, удовлетворенных качеством приобретаемых нефтепродуктов (преимущественно, различных марок автомобильного бензина) — в 1,4 раза увеличилось количество респондентов, выразивших удовлетворенность наличием ассортимента этих нефтепродуктовв 1,7 раза уменьшилось количество респондентов, которые в 2004 году (по сравнению с аналогичным периодом 2000 года) были удовлетворены стоимостными характеристиками приобретаемых нефтепродуктов.
Список литературы
- Аганбегян А.Г. Предисловие к современному маркетингу. /Хруцкий В.Е., Корнеева И.В.// Настольная книга по исследованию рынка. -Изд.З-е, перераб. и доп.- М.: Финансы и статистика, 2003.-560с.
- Азар В.И., Туманов С. Ю. Экономика туристского рынка. М.: ИПК госслужбы, 1998.-186 с.
- Азоев Г. Л., Михайлова Е.А, Маркетинговые исследования М.: Финстатинформ, 1999.-228 с.
- Акулич И.Л., Демченко Е. В. Основы маркетинга. Мн.: Высшая школа, 1999. — 302 с.
- Алексеева М.М. Планирование деятельности фирмы. М.: Финансы и статистика, 1997. — 248 с.
- Алексунин В.А. Маркетинг: Крат, курс: Учеб. пособие. 4-е изд. -М.: Изд.-торг. корпорация «Дашков и К «, 2003. — 190 с.
- Амирханов М.М. и др. Природные рекреационные ресурсы, состояние окружающей среды и экономико-правовой статус прибрежных курортов.// М.: Финансы и статистика, 1997.-96с.
- Ананьева Т. СМИ в системе маркетинговых коммуникаций в сфере b-to-b // Маркетинговые коммуникации.-2003.-№ 1.- С. 2−6.
- Афанасьев М.П. Маркетинг: стратегия и практика фирмы-М., 1995.-211с.
- Багиев Г. Л., Тарасевич В. М., Анн X. Маркетинг: Учебник для ву-зов.-М.: ОАО Изд-во «Экономика», 1999.- 316 с.
- Борисов Е.Ф., Петров А. А., Стерликов Ф. Ф. Экономика: справочник. М.: Финансы и статистика, 1997. — 400 с.
- Бугакова Н.М. Маркетинговые аспекты формирования товарной стратегии промышленного предприятия: (На примере АО «АвтоВАЗ»): Автореф. дис. канд экон. наук. Пенза, 2002. — 18 с.
- Бухалков М.Н. Внутрифирменное планирование. М.: Инфра-М, 1999.-392 с.
- Валько Т.Н., Ветитнев A.M., Винокуров Б. Л. Основы ценовой политики современных здравниц. -СПб.: Изд-во СПб ГУЭФ, 2001.- 125 с.
- Ветитнев A.M. Технологии маркетинга и менеджмента в системе управления курортными организациями.//СПб.: Изд-во СПб ГУЭ-иФ, 1999. 240 с.
- Винокуров Б.Л. Стратегия медико-экономического развития курортных регионов в системе обеспечения здоровья населения Российской Федерации.-СПб: Из-во СПб ГУЭФ, 1998.-246 с.
- Волков О.И. Экономика предприятия. М.: Инфра-М, 1999. — 416 с.
- Воробей Е. К. Коррекция маркетинговой политики здравниц по результатам внутреннего и внешнего аудита. Сочи: НОЦ РАО, 2004. -118с.
- Ворст Й., Ревентлоу П. Экономика фирмы / Пер. с датск. М.: Высшая школа, 1994. — 272 с.
- Вучков И., Бояджиева Л., Солаков Е. Прикладной линейный регрессионный анализ. Пер. с болг. и предисл. Ю. П. Адлера. М.: Финансы и статистика, 1987. — 338 с.
- Герасименко В.Г. Основы бизнеса.-Одесса: Черноморье, 1997.-164 с.
- Герсон Р. Как завоевать клиента: практические советы.-М.: КОН-СЭКО, Х.Г.С., 1994.-311 С.
- Голубков Е.П. Маркетинговые исследования: теория, методика и практика-М.: Финпресс, 1998.-212 с.
- Голубкова Е.Н. Маркетинговые коммуникации: Учеб. пособие. 2-еизд., перераб. и доп. Финпресс. 2003. — 304 с. — (Маркетинг и менеджмент в России и за рубежом).
- Гончарук В.А. Маркетинговое консультирование-М.: Дело, 1998.179 с.
- Гуляев В.Г. Организация маркетинговой деятельности.-М.: Нолидж, 1996.-196 с.
- Данилевский Ю.А. и др. Аудит. Учебное пособие. М.: ИПК -ПРЕСС, 1999.-332с.
- Дараховский И.О., Черноиванов И. П. Как создать службу маркетинга на предприятии.-Кишинев: Штиинца, 1992.-229 с.
- Демченко Е.В. Маркетинг.-Мн., 1998.-310 с.
- Дитер И.Г. Технологический маркетинг. М.: ЯНУС-К, 2003.-478 с.
- Дудин С.Г. Маркетинговые отношения: эволюция в экономической теории: Автореф. дис.. канд. экон. наук / Кубанск. гос. технолог, ун-т. Воронеж, 2003.-23 с.
- Дурович А.П. Маркетинг в предпринимательской деятельности.-Мн.: НПЖ «Финансы, учет, аудит», 1997. 216 с.
- Дурович А.П. Маркетинг в туризме.-МН.: Новое знание, 2003.-496 с.
- Дурович А.П., Горбылева З. М., Копанев А. С. Концепция маркетинга в туризме.-Мн.: БГЭУ, 1997.-177 с.
- Еремин Б. А. Государство и экономическая политика. /Яковлева Е. Б., Ланец М. А., Еремин Б. А. и др. Микроэкономика. Учебное пособие под ред. проф. Е. Б. Яковлевой.-СПб.:Поиск, 2002.-С. 343 361.
- Журавлев Н.И. Региональная детермината маркетинговых стратегий сельскохозяйственных предприятий: (На материалах Ставропольского края): Автореф. дис. канд. экон. наук. Ростов н/Д, 2003. -23 с.
- Закс Л.С. Статистическое оценивание.-М.: Изд-во «Статистика и финансы», 1976.- 228 с.
- Иванова О.П. Маркетинговый подход к формированию интегрированных компаний: Автореф. дис. канд. экон. наук/ Кемеров. технолог, ин-т пищевой промыш. -М., 2003.-23 с.
- Исмаев Д.К. Основы стратегии и планирования маркетинга в иностранном туризме. М.: Луч, 1994.-216 с.
- Истамов В.К. Маркетинговые стратегии предпринимательства: Автореф. дис. канд. экон. наук/ СПб. гос. ун-т эконом, и финансов. -СПб, 2003. -35 с.
- Капферер Ж.-Н. Торговые марки: испытание практикой. Новые реальности современного брэндинга: Пер. с фр. М.: ИМИДЖ-КОНТАКТ: ИНФРА-М. 2002. -XVII. 211 с.-(Сер. «Соврем, консалтинговые технологии).
- Ким Дж. О, Мюллер Ч. У, Клекка У. Р. и др. Факторный, дискрими-нантный и кластерный анализ. Пер. с англ. Под ред. И. С. Енюкова. -М.: Финансы и статистика, 1999. 326 с.
- Кириллов А. Т, Волкова JI.A. Маркетинг.-СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 1996. 287 с.
- Кисилевич Т. И, Воробей Е. К. Внешний аудит санаторно-курортных организаций./ Под ред. JI.B. Сотниковой. М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2004.-160с.
- Клебанов А.И. Бизнес и маркетинг. М.: Изд-во «Институт менеджмента и маркетинга», 2003. — 328 с.
- Ковалев А. И, Войленко В. В. Маркетинговый анализ. 2-ое изд., перераб. и доп. Серия «Библиотека хозяйственного руководителя».- М.: Центр экономики и маркетинга, 2000. 119 с.
- Короткое А. Некоторые аспекты методологии маркетинговых ис-следований.//Маркетинг. 2003. -№ 4. — С. 39−48.
- Котлер Ф., Армстронг Г., Соундерс Дж., Вонг В. Основы маркетинга. К.- М.- СПб.: Издат. дом «Вильяме», 1998. 319 с.
- Кремер Н.Ш. Теория вероятностей и математическая статистика. -М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. 543 с.
- Кретов И.И. Маркетинг на предприятии.-М.: Финстатинформ, 1994.-285 с.
- Крылова Г. Д., Соколова М. И. Маркетинг. Теория и 86 ситуаций.-М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1999.-119 с.
- Кузьмина О.Г. Многоуровневый маркетинг в современном обществе: макро- и микросоциальные аспекты развития: Автореф. дис.. канд. экон. наук / ИППК РГУ.-Ростов н/Д, 2003.-23 с.
- Куличков Е.Н., Трайнев И. В. Маркетинговые системы и информационные процессы в деятельности менеджера (теория и практика).-М.: Экономика, 1994.-116 с.
- Ламбен Ж. -Ж. Стратегический маркетинг. Европейская перспекти-ва.-СПб.: Наука, 1996. 305 с.
- Лебедева И.В. и др. Комплексная оценка эффективности деятельности санаторно-курортного учреждения как самостоятельно хозяйственного субъекта. Методические рекомендации, утв. УМО медицинских ВУЗов. — М.: МЗ РФ, 2000. -16с.
- Львов Ю.А. Основы экономики и организации бизнеса. СПб.:1. Формика, 1992. 384 с.
- Майклсон В., Салин П. Б. Основные модели оценки вклада Public Relations в маркетинговую стратегию // Маркетинг и маркетинговые исследования. 2003. -№ 3.-С. 43−47.
- Майоров С. И. Информационный бизнес: коммерческое распространение и маркетинг. М.: Финансы и статистика, 1993. — 235 с.
- Мамишев С. Н., Винокуров Б. JI. Управление системой реабилитации пациентов на курортах и ее медико-экономическая эффективность. Майкоп: Респ. изд. полиграф, пред. «Адыгея», 1999. — 115 с.
- Маркетинг в туризме /Сост. Ю. Н. Борисова, Н. И. Гаранин, Ю.В. За-баев, А. И. Сеселкин.//М.: Российская международная академия туризма, 1996.-217 с.
- Маркетинг. Принципы и технология маркетинга в свободной рыночной системе: Учебник для вузов /Под ред. Н. Д. Эриашвили // М.: Банки и биржи- ЮНИТИ, 1998.-215 с.
- Маркова В.Д. Маркетинг услуг.-М.: Финансы и статистика, 1996. -261 с.
- Массальская Т.И. Курортный сезон состоялся.//Краснодарские краевые новости (еженедельник).-2003.-№ 41 (ЗОЗ).-С. 8.
- Матюшевская В.К., Дурович А. П. Товарная политика в маркетинговой деятельности-Мн.: Академия Управления при Кабинете Министров Республики Беларусь, 1994.-174 с.
- Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы маркетинга и ме-неджмента.-М.: Дело, 1994.-297 с.
- Миронова Н.В. Дифференцированный подход к маркетингу услуг// Маркетинг и маркетинговые исследования.-2003.-№ З.-С. 10−18.
- Монтахер X. Монтехано. Структура рынка.-Смоленск: СГУ, 2001.264 с.
- Морозова Г. А. Управление маркетингом в регионе. Н. Новгород:
- Изд-во ВолгоВят. акад. гос. службы. 2002. — 240 с.
- Немоляева М.Э. Маркетинг в иностранном туризме-М.: ВКШ по иностр. туризму, 1991.-176 с.
- Нецеевский А.Ю. Маркетинговая модель оптимизации ценовой политики предприятия: Автореф. дис. канд. экон. наук / Ульянов, гос. ун-т-СПб., 2002.- 19 с.
- Нещерет Н.В. Основы анализа, спроса и предложения./Яковлева Е. Б., Нещерет Н. В., Ланец М. А. и др. Микроэкономика. Учебное пособие под ред. проф. Е. Б. Яковлевой.-СПб.:Поиск, 2002.-С.24−60.
- Новаторов Э.В. Дежа-вю некоммерческого маркетинга // Маркетинг и маркетинговые исследования. 2003. — № 3. — С. 64−69.
- Овчинников Г. П. Ситуация неопределенности в экономике. / Яковлева Е. Б., Овчинников Г. П., Ланец М. А. и др. Микроэкономика. Учебное пособие под ред. проф. Е. Б. Яковлевой. -СПб.:Поиск, 2002.-С.324−336.
- Панкрухин А.П. Маркетинг.-М.: ИМПЭ, 1999.-316 с.
- Парсяк В.Н., Рогов Г. К. Маркетинговые исследования. Киев: Нау-кова думка, 1995.-192 с.
- Пашков В.П. Теоретические вопросы собственности: содержание и организационно-правовые формы деятельности предприятий. -М.:ДАНА-М, 2000. 127с.
- Песоцкая Е.В. Маркетинг услуг.-СПб.: Питер, 2000. -166 с.
- Петров А.Н. Стратегическое планирование развития предприятия. -СПб.: Изд-во ГУЭФ, 1994. 215 с.
- Петросян А.А. Некоторые аспекты тактического ценообразования // Маркетинг в России и за рубежом.-2003. № 3.- С. 57−62.
- Подольский В. И., Савин А. А. и др. Маркетинговая информация как объект контроля внутренней среды коммерческих предприятий.- М.: Прогресс, 2000. 128 с.
- Подольский В.Н., Савин А. А., Сотникова Л. В. Аудит. Учебник для ВУЗов. 3-е изд., перераб. и доп.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.-583с.
- Полещук И.И. Ценовая политика в системе маркетинга.-Мн.: БГЭУ, 1999.-117 с.
- Попов Ю.В. Маркетинговые стратегии в системе социальных технологий управления промышленным предприятием: Автореф. дис.. канд. экон. наук. Тюмень, 2002.-23 с.
- Пунин Е.И. Маркетинг, менеджмент и ценообразование на предприятиях (в условиях рыночной экономики).-М.: Экономика, 1993.216 с.
- Разумов А.Н. О концепции государственной политики развития курортного дела в Российской Федерации.//Актуальные вопросы организации санаторно-курортной помощи: Материалы научн.-практ. конф. «Здравница 2003». — Железноводск: МЗ РФ, 2003.-142с.
- Райзберг Б.А. и др. Современная экономика России. М.: Инфра, 1997.-388 с.
- Ремезков А.А., Говдя В. В. Совершенствование бюджетно-налоговой политики России в условиях становления рыночной экономики.// Аудит в России проблемы и перспективы: Тезисы докл. научно-практ.конф. Юга России. — Сочи, 2003. — С.3−10.
- Розанова Т.П. Маркетинг в туризме: стратегия достижения успеха.-М.: РЭА, 1998.-271 с.
- Романов А.Н. Маркетинг: Учебник.-М.: Банки и биржи- ЮНИТИ, 1995. -316 с.
- Ромат Е. Реклама в системе маркетинга.-Харьков: Студцентр, 1995.-115с.
- Российский статистический ежегодник /Госкомстат России М., 2001.
- Сапрунова В.Б. Туризм: эволюция, структура, маркетинг.-М.: «Ось-89», 1997.-189 с.
- Сапрунова В.Б. Что такое маркетинг и для чего он нужен турфир-ме//Туризм: практика, проблемы, перспективы.-1998.-№ 2.-С. 6−11.
- Семенова Т.Б. Экономическая оценка маркетинговых решений в сфере услуг: Автореф. дис.. канд. экон. наук/СПб. гос. ун-т экон. и финансов. СПб., 2003.-20 с.
- Сенцова К.А. Разработка системы маркетингового управления пассажирскими перевозками на железнодорожном транспорте: Автореф. дис. канд. экон. наук. М, 2003.-32 с.
- Смирнов В.В. Управленческий учет на совместных предприяти-ях//Бухгалтерский учет. 1991.- № 6. — С.16−17.
- Смирнова Е.Н., Алексеева Э. С. Здравница на рынке //Мед.газета. -1991.- № 10. -С.12.
- Справочник по маркетингу / Рос. акад. гос. службы при Президенте РФ- СПб акад. гос. службы- Сост. В. В. Завадовский. -Новосибирск. 2002. -201 с.
- Суровцев В.И. Отдых стал дешеветь.//Наш дом Сочи. — 2004. -№ 32.-С. 2−3.
- Тарасов А.Д. Частный санаторий в городской черте хочет жить и учиться уметь вертеться // Биржевые ведомости. 1995.-№ 32. С.8−9.
- Теплова Т. В. Финансовые решения: стратегия и тактика. Учебное пособие. М.: Магистр, 1998. — 264 с.
- Ю5.Ткаченко Т. И., Михайличенко А. И. Выставочная индустрия как форма продвижения продукта на pbiHKe.//Turisma praakses, izglitibac un petnilcibas integracija/Riga, Turiba, 2000, p. 212−218.
- Указ президента РФ «О дополнительных мерах в Российской Федерации и об упорядочивании использования государственной собственности в сфере туризма / 25 апреля 1994 г. № 813 // Собрание законодательства РФ 1994. — № 1. — Ст.2.
- Уткин Э.А. Управление фирмой, М.: «Аклис», 1996. 307 с.
- Федоров Д.С. Неформальные маркетинговые коммуникации: новые перспективы на российском рынке //Маркетинг в России и за рубежом. 2003. — № 3. — С. 73−78.
- Федотов А.Н. Практический маркетинг / Байкал, гос. ун-т экономики и права. Иркутск, 2002.-214 с.
- Ферстер Э, Ренц Б. Методы корреляционного и регрессного анализа. М.: Финансы и статистика, 1993. — 250 с.
- Ш. Фетисова Ю. Г. Гигиеническое, медико-социальное обоснование применения системы технологий организаций семейного отдыха и лечения пациентов на курортах российского Причерноморья: Авто-реф.дис.канд.мед.наук. СПб, 1996. — 24с.
- Филатов В. Проблемы инвестиционной политики в индустриальной экономике переходного периода. // Вопросы экономики. 1994. -№ 7.-С. 412.
- ПЗ.Хейман С. Стратегия организационно-структурных решений. // Вопросы экономики, 1996, № 5.- С. 24−26.
- Хоминич И. П. Финансовая стратегия компаний: Научное изда-ние.М.: Изд-во Росс. экон. академии, 1998. 156 с.
- Хруцкий В. Е, Корнеева И. В. Современный маркетинг: Учеб. пособие. -3-е изд., перераб. и доп.-М.:Финансы и статистика, 2003.-560 с.
- Пб.Хутиев Т. В. Санаторно-курортная отрасль в новых экономических условиях // Вопросы курортологии, физиотерапии и лечебной физкультуры. 1993. — № 2. — С.60−62.
- Черчилль Г. А. Маркетинговые исследования. СПб.: Питер, 2000. — 670 с.
- Четыркин ЕМ. Методы финансовых и коммерческих расчетов.1. М.:"Дело», 1992.-320 с.
- Чубаков Г. Н. Стратегия ценообразования в маркетинговой политике предприятия.-М.: Инфа-М, 1998.-218 с.
- Шандезон Ж., Лансестр А. Методы продажи.-М.: Прогресс, 1993.216 с.
- Шапошников В.А. Формирование рынка услуг маркетинговых исследований: Автореф. дис. канд. экон. наук. Екатеринбург, 2002. -23 с.
- Шарп У. Инвестиции. М.: Инфра-М, 1997. — 1024 с.
- Швальбе К. Практика маркетинга для малых и средних предпри-ятий.-М.: Республика, 1995.-342 с.
- Шеремет А. Д., Сайфулин PC. Методика финансового анализа. -М.: ИНФРА-М, 1996.-212 с.
- Шитова Н.А. Рынок и маркетинг в сфере физической культуры и спорта // Теория и практика ФК. 1991 -№ 9. — С. 13−17.
- Шишков С. Л, Регламентация медицинской экспертизы в основах законодательства РФ об охране здоровья граждан. // Законность. -1994. № 5. — С.33−39.
- Шмаков М.В. Курорты и профсоюзы. // Сб. материалов межд. конгресса организации курорт, дела.-1998.-С. 46−47.
- Шмаков М.В. На пороге XXI века у отечественного санаторно-курортного дела хорошие перспективы // Российская курортная газета. 1999.-№ 3−4.- С. 1−2.
- Шумпетер И. Теория экономическом развития. М.: Прогресс, 1992.-319 с.
- Экономика и статистика фирм // под ред. С. Д. Ильенковой. М.: Финансы и статистика, 1996. — 239 с.
- Экономика современного туризма /Под ред. Г. А. Карповой// СПб.: Герда, 1998.-217 с.
- Экономико-математические методы в анализе хозяйственной деятельности предприятий и объединений/JI. Б. Бутник-Сиверский, Р. С. Сайфуллин, Я. Р. Рейльян и др. М.: Финансы и статистика, 1992. 224 с.
- Экономико-математические модели в системе управления предприятиями // под ред. Н. П. Федоренко, Н. П. Шубкиной. М.: Наука, 1993.- 393 с.
- Экономическая статистика // под ред. В. М. Проскурякова, Е. Н. Фреймундт, М. Р, Эйдельмана. М.: Финансы и статистика, 1993. -600 с.
- Юдинов А. Ю. Конкуренция: теория и практика. Учебно-практическое пособие. М.: АКаЛиС, 1996. — 80 с.
- Achenbaem A. R. Marketing Testing: Using the Marketplace as Laboratory. Journal of Marketing 26 (№ 4, 2002). — P. 237.
- Acroff R. L. Scientific Method in Marketing. New York, 2001 -271 p.
- Andreasen A. R. Backward’Market Research. Harvard Business Review 63 (2001).-176 p.
- BlomarJ.-P. Independence of recreations.-London, 1996.-207 p.
- Blomar J.-P. The history and principles of resorts recorver.- Paris: Health Affairs 12,1993.-P. 49−53.
- Burkeley W. J. Data bases are Plugued by Reign of Error. — Wall Street Journal. — 2003. — P. 32−38.
- Chapmen R. G. Problem Definitions in Marketing Research Studies. — Journal of Consumer Marketing, 2001. — P. 51−59.
- Dohan A., Lindsey D. Рынок: микроэкономическая модель / Пер. с англ. СПб.: Автокомп, 1992. — 496 р.
- Donald F., Good R. Е. How to Build a Marketing Information System. Harvard Business Review (1967). — P. 145−154.
- Dressier M., Beall R., Brant J. What the Hot Marketing Tool of the '90s Offers you. Industrial Marketing (2003). — P. 127−139.
- Drucher P. F. Marketing 101 for a Fast Changing Decade. The Wall Street Journal 36,2001. — P. 22−26.
- Ferber R., Verdoorn P. J. Research Methods in Economics and Business. New York: Macmillan, 2002. — P. 208−224.
- Figuerola, M. (2002): Teoria economica del turismo, Ali-zanza Univer-sidad Textos, Madrid.
- Free V. The Marketing War Gets Automated. Marketing Communications (1998).-P. 40−48.
- Friedman K. Case Studies for Better Business decisions. Washington D. C.: U. S. Department of Commerce, 2000. — P. 104−128.
- Gielad В., Gielad T. The Business Intelligence System: A new Tool for Competitive Advantage. American Management Association. — New York, 2000.-P. 108−120.
- Goslar M. D., Brown S. W. Decision Support System Models. Information Processing and Management 2 (2000). — 448 p.
- Grady D. Ethical Problems of Marketing Researchers. Discovery (2002).-P. 78−86.
- Hirschman E. C. Humanistic Inquiry in Marketing Research: philosophy, Method and criteria. Journal of Marketing Research (2001). — P. 243.
- Hodock C. L. Intellectual Dishonesty is Perverting the Results from Various Market Tests. Marketing News (2000). — P. 21−28.
- Hunt S. D., Chonko L. B. et. al. Ethical Problems of Marketing Researchers. Journal of Marketing Research. — 2001. — № 8. — P. 19−27.
- Jacob H. Using Published Data: Errors and Remedies. Beverly Hills, Calif: Sage Publications. — 2001. — P. 304−325.
- John D. С Little, «Decision Support Systems for Marketing Managers,» Journal of Marketing 43 (1999). P. 11.
- John D.C. Little, Michael N. Cassetari, Decision Support Systems for Marketing Managers (New York: American Management Association, 1994).- P. 15.
- Kanner B. W. Raiders of the Lost Market. New York, 2002−207 p.
- Kupfer A. Why the Bounce at Rubbermaid. Fortune 115 (2001). -P. 77−78.
- Lemburg W. A. Past AMA President Hardin, Head of Market Facts, Looks Back at the Early Days of Marketing Research. Marketing News 20 (2001).-P. 9−11.
- Mc. Leod R., Rogers Jr. C. Marketing Information Systems: Their Current Status in Fortune 1000 Companies. Journal of Management (1985).-P. 57−74.
- Meyer F. V., Cerner D.C., Parker T.S. Problems of a Mature Economy. -London, 1999.-P. 314.
- O’DLL W. F., Ruppel A. S. et al. Marketing Decision: Analyses Framework and Cases. Cincinnati: South-Western Pulishing Co., 2002. -124 p.
- O’Riodan P. D. The CIO: MIS Makes Its Move info the Executive Suite. Journal of Information Systems Management (1997). — P. 54−56.
- Poole M. The Origins of Economic Democracy.-Lnd. 1999.-111 p.
- Prescott J. E. et al. A Prject-Based Approach to Competitive Analysis. Strategic Management Journal. — 2002. — P. 216−219.
- RiegerA. Management von Destinationen und Tourismusorganisa-tionen. Munchen, Wen, Oldenburg, 1999.- 237 p.
- Rober H. Bonczek, Clyde W. Holsappe, and Andrew B. Whinston, «Development in Decision Support Systems», undated manuscript, Management Information Research Center, Krannert Graduate School of Management, Purdue University, P. 3−4 (2001).
- Sawyer A. G. Demand Artifacts in Laboratory Marketing Experiment. -Journal of Consumer Research (2002). P. 40.
- Sielski J. Evolving Post of Chief of Info. Chicago Tribune (1998). -P. 33−35.
- Sloan P. R. Wrangler Compaingn Soft Pedals Denim. Advertising Age, 2001.- P. 3−5.
- Stewart D. W, Kamins M. A. Secondary Research and Methods. -Newbusy Park. 2002. — P. 130−142.
- Tyson К. M. Compertitor Intelligens Manual and Guide: Gathering, Analyzing and Using Business Intelligence. N. J. Prentice-Hall, 2002. -P. 112−118.
- Urban C. L, Hauser J. R. Essentials of New Products Manadement. -Prentice-Half, Inc., 2001. 198 p.