Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Особенности маркетинговой стратегии коммерческих фирм на рынке нефтепродуктов в курортных зонах Кубани

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Приведенные в подразделе 1.1 кластерифицированная оценка и ранжирование факторов, определяющих сущностное содержание обновленной системы мероприятий маркетинговой стратегии коммерческих фирм в сфере оптового и розничного товарооборота нефтепродуктов на территории курортов российского Причерноморья позволили на статистически достоверном уровне наблюдений (п=280, р<0,05) выделить в рамках… Читать ещё >

Содержание

  • Оглавление. стр
  • Введение. стр
  • Глава 1. Этапы реформирования маркетинговой стратегии коммерческих фирм на рынке нефтепродуктов в Южном федеральном округе Российской Федерации. стр
    • 1. 1. Ранговый и кластерный анализ факторов, определяющих маркетинговую стратегию коммерческих фирм на изучаемом сегменте рынка Юга России. стр
    • 1. 2. Ингредиенты маркетинговой стратегии баз исследования в курортных зонах российского Причерноморья. стр
  • Глава 2. Особенности государственной и коммерческой маркетинговой политики субъектов рынка нефтепродуктов в Краснодарском крае. стр
    • 2. 1. Роль маркетинговых мероприятий в антимонопольном регулировании цен на оптовом и розничном рынках нефтепродуктов в курортных зонах Кубани. стр

    2.2. Маркетинговый контроль как инструментарий оценки государственных и коммерческих гарантий обеспечения потребителей качественными нефтепродуктами. стр. 60−85 2.2.1 .Маркетинговое регулирование в системе розничных продаж нефтепродуктов на Кубани. стр. 60

    2.2.2. Роль маркетинговых мероприятий в обеспечении бесперебойного функционирования технологической и коммерческой инфраструктуры как розничного, так и оптового рынка нефтепродуктов в городах-курортах Кубани, стр.72

    2.3. Маркетинговый мониторинг динамики ценообразования в системе розничных и оптовых продаж нефтепродуктов на изучаемом сегменте рынка. стр.85

    Глава 3. Эффективность предложенной системы ценовой и продуктовой маркетинговой стратегии коммерческих фирм на рынке нефтепродуктов в городах-курортах российского Причерноморья. стр. 91−116 3.1. Сравнительный анализ применения традиционной и модернизированной (авторской) системы маркетинговых мероприятий в сбытовой стратегии баз исследования. стр. 91−106 3.2 Эффективность инновационной продуктовой маркетинговой стратегии коммерческих фирм на рынке нефтепродуктов в рекреационных зонах Юга России. стр. 106−108 3.3.Динамика показателей доходности изучаемых коммерческих фирм при реализации ими авторской системы продуктовой и ценовой маркетинговой политики в рыночном секторе товарооборота нефтепродуктов на черноморских курортах Кубани. стр. 108−116

    Заключение. стр. 116−125

    Выводы и рекомендации. стр. 125−129

    Список литературы. стр. 130−144

    Приложение. стр.

Особенности маркетинговой стратегии коммерческих фирм на рынке нефтепродуктов в курортных зонах Кубани (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования определяется констатацией высокой заинтересованности федеральных и муниципальных государственных управленческих структур, а также влиятельных (отечественных и зарубежных) коммерческих кругов в развитии российского (как оптового, так и розничного) рынка нефтепродуктов. Ряд исследователей (Ю. А. Львов, 1996; В. В. Ковалев, 1998; А. Г. Аганбегян, 2003; R. L. Ас-roff, 2001; К. G. Chapmen, 2001; М. Dressier, R. Beall, J. Brant, 2003; et. al.) прогнозируют устойчивую тенденцию развития мировых рынков нефтепродуктов до 2010 года. Вместе с тем видные экономисты Юга России (В. В. Крохмаль, 2001; А. С. Пелих, 2002; Д. А. Ремезков, 2003) подчеркивают многочисленные просчеты при реализации маркетинговой стратегии коммерческими фирмами Кубани, Ставропольского края, Ростовской области на указанном сегменте рынка в 2000;2003 годах. Кроме того, проведенная в рамках исследования систематизация официальных и литературных источников по изучаемой проблеме дала возможность констатации отсутствия (в течение последних 5 лет) исчерпывающих сведений об особенностях ценовой и продуктовой стратегии коммерческих фирм в сфере оптового и розничного товарооборота нефтепродуктов в черноморских городах Краснодарского края, хотя именно в названных зонах (по свидетельству аналитиков экономического факультета Кубанского государственного университета И. В. Шевченко, 2003; В. Н. Дейнега, 2004) сосредоточены не только 32,6% нефтеналивных портов России (Туапсе, Новороссийск), что позволяет поддерживать стабильный уровень оптовых продаж нефтепродуктов (в т.ч. в страны ближнего и дальнего зарубежья), но и наблюдаются пикообразные резкие повышения показателей розничного потребления нефтепродуктов, особенно высокооктановых марок автомобильного бензина и авиационного керосина в период летней миграции отдыхающих на курорты российского Причерноморья. Вышеизложенное обусловило востребованность осуществления дополнительных научных разработок по избранной проблеме.

Целью настоящего исследования являлось научное обоснование, разработка и внедрение современных приемов маркетинга в деятельность коммерческих фирм при реализации ими модифицированной ценовой и продуктовой маркетинговой стратегии на рынке нефтепродуктов в курортных зонах Кубани.

Указанная цель определила решение следующих задач:

— систематизировать этапы реформирования маркетинговой стратегии коммерческих фирм на рынке нефтепродуктов в Южном федеральном округе РФ на базе кластерифицированной оценки и ранжирования факторов, формирующих указанный сегмент рынка на курортах российского Причерноморья;

— определить ингредиенты современной маркетинговой стратегии фирм — реализаторов различных видов нефтепродуктов на территории рекреационных зон Краснодарского края;

— научно обосновать методологию использования маркетингового инструментария для совершенствования антимонопольного регулирования цен, а также исполнения государственных и коммерческих гарантий прав потребителя на оптовом и розничном рынках нефтепродуктов в курортных местностях Кубани;

— провести научное обоснование алгоритма практических действий управленческого персонала баз исследования по повышению уровня надежности систем внутреннего и внешнего маркетингового контроля как ценовых, так и продуктовых линий, в т. ч. фирм-конкурентов на изучаемом сегменте рынка;

— научно обосновать и доказать на практике экономическую эффективность применения предложенной модификации системы маркетинговых мероприятий, реализуемых базами исследования для интенсификации сбытовой стратегии и повышения показателей доходности изучаемых коммерческих фирм на рынке оптовых и розничных продаж нефтепродуктов в городах-курортах российского Причерноморья.

Цель и задачи исследования

определили комплекс методических подходов, используемых в настоящей работе, основными из которых стали следующие: метод маркетингового мониторинга ценовых тарифовметоды рангового и кластерного анализа роли маркетингового инструментария в определении эффективности различных хозяйственных операцийконтент-анализметод независимых экспертиз, включая оценку сущностной асимметрии разнородных характеристик производственной деятельности баз исследования в сфере маркетингапараметрические и непараметрические методы статистики и др.

Цель работы, достигнутая путем решения (с помощью вышеописанного инструментария) совокупности поставленных задач, обусловила следующую структуру исследования: введение, 3 главы собственных исследований, заключение, выводы и рекомендации, список литературы (177 источников: 135 отечественных и 42 зарубежных), приложения. Текст диссертации изложен на 145 страницах стандартного машинописного текста, включающего 30 иллюстраций (схемы, таблицы).

Предмет исследования составили современные научные воззрения на совокупность методических и методологических подходов к использованию приемов маркетинга для: совершенствования коммерческой политики субъектов российского рынка при осуществлении хозяйственной деятельности в сфере товарооборота нефтепродуктовмоделирования и реализации обновленной маркетинговой функции коммерческих фирм при оптовых объемах продаж нефтепродуктовпроведения маркетингового контроля как эффективного инструментария оценки государственных и коммерческих гарантий прав потребителя нефтепродуктов на изучаемом сегменте рынка в курортных зонах Кубани.

Объектом исследования состояли коммерческие фирмы различной правовой формы собственности, являющиеся участниками (п=280) обращения нефтепродуктов на рынке городов-курортов российского Причерноморья. При этом анализировались: обновленная нормативно-правовая база Российской Федерации и Краснодарского края по избранной проблемеоткрытые налоговые декларации и иная доступная хозяйственная документация названных баз исследования, определенных в рамках работы с использованием метода непреднамеренного отбора.

В качестве методологической и теоретической основы использовались научные исследования как в сфере развития отраслевой экономики (Б. А. Райзберг, 1997; С. Б. Авдашева, Н. М. Розанова, 1999; В. И. Третьяк, 2001; J. Elliot, 1994; М. Блауг, 1994; Р. Буайе, 1997; S. L. Optner, 1999; et all), так и в сфере моделирования маркетинговой деятельности коммерческих фирм (В. Е. Хруцкий, И. В. Корнеева, 2003; А. И. Клебанов, 2003; А. Короткое, 2003; F. V. Meyer, D. С. Cerner, 1999; A. R. Ап-dreasen, 2001; W. J. Burkelen, 2003).

Научная новизна представленного диссертационного исследования заключается в следующих теоретических наработках:

1. На основе критического анализа деятельности баз исследования впервые на статистически достоверном уровне наблюдений (п=280, р<0,05) проведен ранговый и кластерный анализ экономических, социальных, правовых, геополитических, природно-экологических и иных факторов, определяющих маркетинговую стратегию коммерческих фирм (различной правовой формы собственности) и государства, в т. ч. на уровне отдельных субъектов РФ в сфере оптового и розничного товарооборота нефтепродуктов на территории российского Причерноморья.

2. После кластерификации и ранжирования названных факторов впервые систематизированы этапы реформирования маркетинговой политики коммерческих фирм на рынке нефтепродуктов в Южном федеральном округе РФ, а также выделены ингредиенты этой маркетинговой политики.

3. Впервые научно обоснована методология применения маркетингового инструментария (маркетинговое тестирование резидентного и мигрантного населения в части их удовлетворенности качеством и ценовыми характеристиками нефтепродуктов на рынке городов-курортов Кубанимаркетинговый мониторинг продуктовых линий конкурентов и т. д.) для совершенствования антимонопольного регулирования цен, а также исполнения государственных и коммерческих гарантий прав потребителя на указанном сегменте рынка.

4. Впервые дан системный анализ позитивной роли маркетинговых мероприятий в обеспечении бесперебойного функционирования технологической и коммерческой инфраструктуры как розничного, так и оптового рынка нефтепродуктов на черноморском побережье Краснодарского края.

Практическая значимость представленной диссертационной работы обусловлена реализацией алгоритма практических действий управленческого персонала баз исследования по повышению уровня надежности систем внутреннего и внешнего маркетингового контроля как ценовых, так и продуктовых линий, в т. ч. фирм-конкурентов на изучаемом сегменте рынка, что объективно способствовало получению реальных доказательств высокой эффективности использования авторской модификации системы маркетинговых мероприятий для интенсификации сбытовой стратегии и повышения показателей доходности изучаемых организаций.

Материалы исследования используются в учебно-педагогическом процессе Черноморской гуманитарной академии, а также в ходе последипломной подготовки управленческих кадров и аспирантов при НОЦ РАО в г. Сочи.

Апробация работы. Основные положения диссертационного исследования обсуждались на международных, всероссийских и региональных научных экономических форумахтерриториальных совещаниях руководителей сбытовых фирм и глав административных образований курортов российского Причерноморья, в т. ч. на: VIII, IX и X ежегодных научных сессиях СМИЗС и ЧРЦСМ (Сочи, 1998;2000) — III Всероссийском совещании участников обращения нефтепродуктов на рынке (Москва, 2001) — II научной конференции экономистов Южного федерального округа (Новочеркасск, 2001) — VI научной конференции Ассоциации городов Юга России по проблемам региональных рынков нефтепродуктов (Ставрополь, 2003) и т. д.

Публикации. Автором по теме диссертации опубликовано 7 работ общим объемом 7,2 печатных листа, включая монографию (6Д п. л.).

Личный вклад автора заключается в том, что в период 2000;2004 годов им осуществлялись разработки по систематизации ингредиентов сущностного обновления маркетинговой политики коммерческих фирм на рынке нефтепродуктов, в том числе на территории черноморских курортов Юга Россиииспользовались маркетинговые приемы в качестве инструментария оценки государственных и коммерческих гарантий надежного обеспечения потребителей качественными нефтепродуктамипроводился сбор статистических данных, научно обосновывающих систему доказательств позитивной роли маркетинговых мероприятий в антимонопольном регулировании цен на оптовом и розничном рынках нефтепродуктов, включая социологический опрос различных групп резидентного и мигрантного населения курортов Юга России по определению степени удовлетворенности потребителя тарифной политикой баз исследования и качеством нефтепродуктов. При этом автором проводилась разработка простых и сложных таблиц, обработка статистического материала исследования, составление графиков, схем, диаграмм, а также моделировалась и реализовывалась на практике (как руководителем имеющего отдельный бухгалтерский баланс филиала открытого акционерного общества) система использования современных приемов маркетинга как значимого ингредиента целостной концепции экономического развития коммерческих фирм на рынке нефтепродуктов в курортных зонах Юга России.

Положения, выносимые на защиту.

1. Систематизация этапов реформирования маркетинговой стратегии коммерческих фирм на рынке нефтепродуктов в Южном федеральном округе РФ на базе кластерифицированной оценки и ранжирования факторов, формирующих указанный сегмент рынка на курортах российского Причерноморья.

2. Ингредиенты современной маркетинговой стратегии фирм — реализаторов различных видов нефтепродуктов на территории рекреационных зон Краснодарского края.

3. Методология использования маркетингового инструментария для совершенствования антимонопольного регулирования цен, а также исполнения государственных и коммерческих гарантий прав потребителя на оптовом и розничном рынках нефтепродуктов в курортных местностях Кубани.

4. Алгоритм практических действий управленческого персонала баз исследования по повышению уровня надежности систем внутреннего и внешнего маркетингового контроля как ценовых, так и продуктовых линий, в т. ч. фирм-конкурентов на изучаемом сегменте рынка.

5. Доказательная система экономической эффективности применения предложенной схемы маркетинговых мероприятий, реализуемых базами исследования для интенсификации сбытовой стратегии и повышения показателей доходности изучаемых коммерческих фирм на рынке оптовых и розничных продаж нефтепродуктов в городах-курортах российского Причерноморья.

Выводы.

1. Критический анализ деятельности баз исследования на статистически достоверном уровне наблюдений (п=280, р<0,05) позволил систематизировать этапы реформирования маркетинговой стратегии коммерческих фирм на рынке нефтепродуктов в Южном федеральном округе РФ на фоне кластерифицированной оценки и ранжирования факторов, формирующих указанный сегмент рынка на курортах российского Причерноморья.

2. Кластерифицированная оценка и ранжирование экономических, правовых, геополитических, природно-экологических и иных факторов позволили выделить постоянные и переменные компоненты маркетинговой стратегии коммерческих фирм, обеспечивающих оптовый и розничный товарооборот нефтепродуктов в названном курортном районе. Подобными компонентами (ингредиентами) стали: системные маркетинговые мероприятия в антимонопольном регулировании цен на оптовом и розничном рынках нефтепродуктов на территории городов-курортов Краснодарского краямаркетинговый мониторинг ценовых линий фирм-конкурентов в этом же субъекте РФинновационная составляющая маркетинговой стратегии коммерческих фирм, осуществляющих свою уставную (лицензированную) деятельность на федеральных курортах Сочи, Анапа, Геленджик в сфере реализации нефтепродуктовмаркетинговый анализ экономических показателей рыночного использования традиционной и модифицированной (авторской) системы маркетинговых мероприятий в сбытовой стратегии баз исследования.

3. В рамках данной научной работы выявлена позитивная роль вышеуказанных постоянных и переменных ингредиентов маркетинговой стратегии баз исследования в антимонопольном регулировании цен на изучаемом сегменте рынка, когда маркетинговый мониторинг ценовой политики фирм-конкурентов позволял научно обосновать рекомендации, направляемые в адрес органов власти и управления городов-курортов Кубани по: сдерживанию цен на нефтепродукты тех фирм, которые злоупотребляли своим доминирующим положением на соответствующих сегментах рынка Сочи, Геленджика, Туапсеобоснованию размеров и перечня возможного предоставления кредитных или налоговых льготфинансированию маркетинговых мероприятий, способствующих расширению сбыта нефтепродуктов и привлечению на эти цели внешних инвестиций.

4. Маркетинговый контроль как инструментарий оценки государственных и коммерческих гарантий обеспечения потребителей качественными нефтепродуктами в городах-курортах Кубани предусматривал соответствующий анализ макроэкономических (демографических, технологических, этно-культуральных) и микроэкономических параметров (имущественного состава потребителей, типов рыночных отношений, реальных каналов сбыта) развития названных федеральных курортов российского Причерноморья. При этом маркетинговый контроль предусматривал: анализ эффективности использования информационных систем маркетинга, а также схем маркетингового аудита и планирования при анализе полноты исполнения бюджета маркетинга в конкретных базах исследования.

5. Высокая результативность указанных маркетинговых мероприятий позволила установить позитивную роль баз исследования в обеспечении бесперебойного функционирования технологической и коммерческой инфраструктуры как розничного, так и оптового рынка нефтепродуктов в городах-курортах Кубани, что подтверждается соответствующей динамикой ценообразования в 2000;2004 годах в системе розничных и оптовых продаж нефтепродуктов на изучаемом сегменте рынка, когда маркетинговый мониторинг констатировал медленные темпы роста на автомобильное топливо в курортных зонах Кубани (бензин А-76 на 2,7%- Аи — 92 на 2,9% Аи-95 на 3,7%, дизельное топливо на 9,6%) по сравнению с более резким ростом цен на аналогичные нефтепродукты в соседних регионах (Ставрополь, Волгоград, Астрахань) Юга России в среднем на 11,6−13,8%.

6. Алгоритм практических действий управленческого персонала баз исследования по повышению уровня надежности систем внутреннего и внешнего маркетингового контроля как ценовых, так и продуктовых линий, в т. ч. фирм-конкурентов на изучаемом сегменте рынка предусматривал: горизонтальную маркетинговую дифференциацию (анализ ассортиментной линии нефтепродуктовсопоставление их качественных характеристик, коррекцию сбытовой стратегии при стратификационном анализе резидентного и мигрантного населения курортов Кубани) и вертикальную маркетинговую дифференциацию, основанную на принципах внутреннего маркетингового контроля подразделений коммерческих фирм (маркетинговая оценка реального вклада и потенциальных ресурсов каждой службы изучаемой базы исследования в процессе снижения реализационных затрат фирмы на рынке нефтепродуктов и повышения показателей ее доходности).

7. Позитивная динамика показателей доходности изучаемых коммерческих фирм при реализации ими авторской системы продуктовой и ценовой маркетинговой политики в рыночном секторе товарооборота нефтепродуктов на черноморских курортах Кубани была во многом обусловлена своевременными мероприятиями тактического инновационного маркетинга, которые предусматривали: внедрение новых форм реализационных услуг (пластиковых дисконтных карт для конкретных АЗСсистемы бонусных скидок постоянным клиентам при оптовых и розничных продажах нефтепродуктов) — маркетинговое исследование имущественной стратификации резидентного и мигрантного населения изучаемых курортных зон Кубани для констатации потребительских предпочтений на рынке нефтепродуктовосуществление разовых и системных акций для определенных категорий населения (ветеранов, инвалидов, участников боевых действий и антитеррористических операций). Использование вышеприведенной авторской схемы инновационной продуктовой маркетинговой стратегии и тактики позволило ежегодно повышать на 5−8% объем реализуемых нефтепродуктов базами исследования на курортах Сочи, Геленджик и Анапа (в отличие от фирм-конкурентов в этом же регионе, которые не пожелали в 2000;2004 годах воспользоваться предложенными маркетинговыми технологиями.

8. Доказательная система экономической эффективности применения предложенной схемы маркетинговых мероприятий, реализуемых базами исследования (для интенсификации сбытовой стратегии и повышения показателей доходности изучаемых коммерческих фирм) на рынке оптовых и розничных продаж нефтепродуктов в городах-курортах российского Причерноморья опирается, во-первых, на результаты маркетингового тестирования различных социальных групп резидентного и мигрантного населения черноморских курортов Кубани (за период с 2000 по 2004 годы более чем в 2 раза возросло количество респондентов, удовлетворенных качеством приобретаемых нефтепродуктов, преимущественно, высокооктановых марок автомобильного бензина), а во-вторых, устойчивым ростом показателей доходности и рентабельности баз исследования.

Рекомендации.

Рекомендуется информировать соответствующие Федеральные агентства, департаменты и отделы, управления Минэкономразвития и торговли РФ, что разработанные и реализованные в рамках настоящего научного исследования маркетинговые технологии унифицированы для использования не только на черноморских курортах Краснодарского края, но и в других субъектах Российской Федерации, имеющих в своем составе местности лечебного значения.

Заключение

.

Актуальность темы

исследования определяется констатацией высокой заинтересованности федеральных и муниципальных государственных управленческих структур, а также влиятельных (отечественных и зарубежных) коммерческих кругов в развитии российского (как оптового, так и розничного) рынка нефтепродуктов. Вместе с тем видные экономисты Юга России подчеркивают многочисленные просчеты при реализации маркетинговой стратегии коммерческими фирмами Кубани, Ставропольского края, Ростовской области на указанном сегменте рынка в 2000;2003 годах. Кроме того, проведенная в рамках исследования систематизация официальных и литературных источников по изучаемой проблеме дала возможность констатации отсутствия (в течение последних 5 лет) исчерпывающих сведений об особенностях ценовой и продуктовой стратегии коммерческих фирм в сфере оптового и розничного товарооборота нефтепродуктов в черноморских городах Краснодарского края, хотя именно в названных зонах сосредоточены не только 32,6% нефтеналивных портов России, но и наблюдаются резкие повышения показателей розничного потребления нефтепродуктов, особенно высокооктановых марок автомобильного бензина и авиационного керосина в период летней миграции отдыхающих на курорты российского Причерноморья. Вышеизложенное обусловило востребованность осуществления дополнительных научных разработок по избранной проблеме.

Целью настоящего исследования являлось научное обоснование, разработка и внедрение современных приемов маркетинга в деятельность коммерческих фирм при реализации ими модифицированной ценовой и продуктовой маркетинговой стратегии на рынке нефтепродуктов в курортных зонах Кубани.

Указанная цель определила решение следующих основных задач:

— определить ингредиенты современной маркетинговой стратегии фирм — реализаторов различных видов нефтепродуктов на территории рекреационных зон Краснодарского края;

— научно обосновать методологию использования маркетингового инструментария для совершенствования антимонопольного регулирования цен, а также исполнения государственных и коммерческих гарантий прав потребителя на оптовом и розничном рынках нефтепродуктов в курортных местностях Кубани;

— провести научное обоснование алгоритма практических действий управленческого персонала баз исследования по повышению уровня надежности систем внутреннего и внешнего маркетингового контроля как ценовых, так и продуктовых линий, в т. ч. фирм-конкурентов на изучаемом сегменте рынка.

В ходе исследования были выделены несколько основных групп факторов (экономических, социальных, правовых, геополитических, природно-экологических), комплексно взаимовлияющих на сегментацию рынка нефтепродуктов в изучаемых курортных регионах, а также на жестко связанную с этой сегментацией реальную маркетинговую ценовую стратегию торгующих нефтепродуктами предприятий, что в итоге определяло уровень рентабельности изучаемых предприятий-баз исследования (280 наблюдений в период 2000;2003 годов). При этом указанные группы факторов распределялись по характеристикам влияния конкретного фактора на уровень рентабельности изучаемых предприятий в зависимости от ранга (таблица 2), а сами факторы объединялись в кластеры признаков (в кластер, А — по характеру социально-экономических преобразований: прогрессивные, интегрирующие или восполняющие, регрессные факторыв кластер В — по интенсивности воздействия: агрессивные, стабилизационные, малопродуктивные, интактные факторыв кластер С — по степени проникновения в сферу общественных отношений: декларированные, реально-присутственные, условно инициированные факторы). Каждому кластеру признаков соответствовала условно-оценочная величина, применяемая в ходе научного анализа глубины влияния вышеназванных групп факторов на рентабельность конкретного изучаемого предприятия (таблица 3). Кластерный и ранговый научный анализ вышеназванных факторов: являлся средством выбора наиболее перспективного целевого сегмента рынка нефтепродуктов в указанных городах-курортахпозволял в максимальной степени удовлетворить потребности различных социальных групп рекреантов и постоянных жителей курортных регионов в приобретении указанного продуктапомогал выбрать оптимальную маркетинговую стратегию торгующих нефтепродуктами Сочи, Анапы и Геленджика, Туапсеспособствовал установлению достижимых и реальных целей на пути к рентабельной деятельности изучаемых предприятийдавал возможность повышать уровень принимаемых решений, обеспечивая их обоснование информацией о поведении потребителей на рынке нефтепродуктов в городах-курортахобеспечивал повышение конкурентоспособности самих предприятий в целом по базам исследованияпредполагал оптимизацию маркетинговых затрат конкретного предприятия на изучаемом сегменте рынкапозволял уклониться от противоправных методов ведения конкурентной борьбы или снизить ее степень путем освоения незанятого сегмента рынка нефтепродуктов в городах-курортах Юга России.

Приведенные в подразделе 1.1 кластерифицированная оценка и ранжирование факторов, определяющих сущностное содержание обновленной системы мероприятий маркетинговой стратегии коммерческих фирм в сфере оптового и розничного товарооборота нефтепродуктов на территории курортов российского Причерноморья позволили на статистически достоверном уровне наблюдений (п=280, р<0,05) выделить в рамках представленного исследования постоянные и переменные компоненты указанной маркетинговой стратегии баз исследования (схема 1). Подобными компонентами стали: системные маркетинговые мероприятия в антимонопольном регулировании цен на оптовом и розничном рынках нефтепродуктов на территории городов-курортов Краснодарского краямаркетинговый мониторинг ценовых линий фирм-конкурентов в этом же субъекте РФинновационная составляющая маркетинговой стратегии коммерческих фирм, осуществляющих свою уставную (лицензированную) деятельность на федеральных курортах Сочи, Анапа, Геленджик в сфере реализации нефтепродуктовмаркетинговый анализ экономических показателей рыночного использования традиционной и модифицированной (авторской) системы маркетинговых мероприятий в сбытовой стратегии баз исследования (п=280). Использование вышеуказанного маркетингового инструментария (таблицы 9−11 настоящего исследования) позволило установить на статистически достоверном уровне наблюдений (р<0,05), что только 34,8% потребителей нефтепродуктов на изучаемом федеральном курорте Сочи (как юридические, так и физические лица) оценивают положительно деятельность баз исследования, в т. ч. открытых акционерных обществ, по соблюдению государственных и коммерческих гарантий надежного обеспечения потребителей качественными нефтепродуктами. Остальные 65,2% респондентов в ходе мероприятий маркетингового контроля оценили выполнение названных гарантий предприятиями-базами исследования как «удовлетворительное» (40,3% от общего числа респондентов) и «неудовлетворительное» (24,9% опрошенных). Именно результаты маркетингового тестирования в городахкурортах Кубани резидентного и мигрантного населения стали ещё одной отправной точкой для совершенствования алгоритма практических действий персонала изучаемых коммерческих фирм по реализации авторских маркетинговых программ на рынке нефтепродуктов в городах-курортах российского Причерноморья, направленных как на соблюдение гарантий прав потребителя (подраздел 2.2 настоящей работы), так и на объективизацию показателей доходности баз исследования (подраздел 3.3) в рыночном секторе товарооборота нефтепродуктов на территории черноморских федеральных курортов Кубани. В ходе настоящей работы коррекция алгоритма управленческих действий руководящего состава баз исследования во многом осуществлялась после анализа полученной внешней маркетинговой информации.

Система реализации маркетингового контроля как инструментария оценки государственных и коммерческих гарантий обеспечения потребителей качественными нефтепродуктами представлена на схеме 4.

Комментируя данные этой схемы, следует подчеркнуть, что контроль организационной структуры управления маркетингом предусматривал: анализ распределения маркетинговых функций среди конкретных служб и подразделений коммерческой фирмысистематизацию характеристик взаимодействия ведущих менеджеров баз исследования при реализации конкретных маркетинговых программ на рынке нефтепродуктов в городах-курортах Краснодарского края. Эффективность исполнения бюджета маркетинга в конкретных базах исследования базировалась на маркетинговом контроле динамики показателей прибыльности и понесенных затрат коммерческой фирмой (за определенный налоговый период) до и после реализации предложенной автором системы модификации маркетинговой стратегии баз исследования на рынке нефтепродуктов в курортных зонах российского Причерноморья. Маркетинговый контроль факторов внешней среды базировался на анализе макроэкономических и микроэкономических параметров маркетинговой стратегии баз исследования. При этом изучались следующие макроэкономические показатели: демографические, природно-экологические, технологические, этно-культуральные и социально-экономические факторы, влияние которых на непосредственный рынок нефтепродуктов на черноморском побережье Краснодарского края было подробно представлено в 1 главе исследования. Маркетинговый контроль микроэкономических параметров базировался на изучении социального и имущественного состава потребителей на оптовом и розничном рынках федеральных курортов Сочи, Туапсе, Геленджика и Анапы, а также на анализе типов квазиконкурентных и несовершенных рыночных отношений, реальных каналов сбыта, включая характер взаимоотношений с поставщиками нефтепродуктов и т. д. Описанные ранее в главах 1 и 2 настоящего исследования особенности функционирования рынка нефтепродуктов на территории городов-курортов российского Причерноморья заставили базы исследования проводить перманентную коррекцию своей инновационной маркетинговой стратегии и тактики (схема 10). При этом реализуемая система мероприятий стратегического инновационного маркетинга включала: научное обоснование конкурентного поведения фирмы в кратко-, среднеи долгосрочном периодах своего экономического развитиямаркетинговые исследования емкости предметного сегмента рынкамаркетинговый анализ конкурентоспособности баз исследования для профилактики угрозы потери рынка сбыта нефтепродуктов в рекреационных зонах Кубани. При этом мероприятия санационного маркетинга включали не только плановую коррекцию эластичности спроса и предложения на региональном рынке нефтепродуктов, но и рекламный маркетинг, направленный на профилактику сужения названного сегмента рынка. Одновременно структура мероприятий по реализации базами исследования тактического инновационного маркетинга предусматривала: внедрение новых форм реализационных услуг (пластиковых дисконтных карт для конкретных АЗСсистемы бонусных скидок постоянным клиентам при оптовых и розничных продажах нефтепродуктов) — маркетинговое исследование имущественной стратификации резидентного и мигрантного населения изучаемых курортных зон Кубани для констатации потребительских предпочтений на рынке нефтепродуктовосуществление разовых и системных акций для определенных категорий населения (ветеранов, инвалидов, участников боевых действий и антитеррористических операций) — маркетинговое тестирование населения изучаемых рекреационных зон Кубани для определения уровня удовлетворенности потребительского спроса на изучаемом сегменте рынка. Использование вышеприведенной авторской схемы инновационной продуктовой маркетинговой стратегии и тактики позволило ежегодно повышать на 5−8% объем реализуемых нефтепродуктов базами исследования на курортах Сочи, Геленджик и Анапа (в отличие от фирм—конкурентов в этом же регионе, которые не пожелали в 2000;2004 годах воспользоваться предложенными маркетинговыми технологиями.

Динамика основных экономических показателей предприятий-баз исследования (п = 280, р < 0,05) при модернизации маркетинговой продуктовой и ценовой стратегии за период 2000;2004 годов представлена в таблице 19.

Обсуждая данные этой таблицы, следует подчеркнуть, что на статистически достоверном уровне наблюдений при р <0,05 удалось получить доказательства того, что изучаемым предприятиям на протяжении 4 лет исследования удалось более оперативно внедрить разработанную нами систему модернизации ценовой и продуктовой маркетинговой стратегии названных коммерческих фирм. В частности, у внедривших указанную маркетинговую систему изучаемых предприятий (п = 106 или 75,7% от числа наблюдений подобных коммерческих фирм) рентабельность продаж (суммарно) от реализации всех видов нефтепродуктов составляла ежегодный рост этого показателя на 1,5 -2,1%, тогда как аналогичный показатель у предприятий-конкурентов ежегодно давал рост только на 0,9 — 1,2%. При этом годовой показатель рентабельности затрат на модернизацию различных видов услуг был стагнирован у конкурирующих предприятий на протяжении последних двух лет в объеме 0,6 — 0,9%, а у баз исследования отмечался ежегодный рост аналогичного показателя на 2,4 — 2,9%. Следует отметить, что в отличие от изучаемых фирм (баз исследования) только 62,8% предприятий-конкурентов за период наблюдения внедрили разработанную нами систему модернизации ценовой и продуктовой маркетинговой стратегии продвижения нефтепродуктов в условиях рынков городов-курортов Юга России, что смогло обеспечить только на 0,4 — 0,8% ежегодный средний прирост прибыли на 1 рубль затрат на внедрение новых видов маркетинговых услуг, тогда как прирост аналогичного показателя у наблюдаемых предприятий (баз исследования), которые (по данным таблицы 19) более эффективно внедряли предложенные нами маркетинговые технологии, составил 3,8 — 4,2% ежегодно. Эти данные находятся в прямой корреляционной зависимости с результатами маркетингового тестирования различных социальных групп резидентного и мигрантного населения черноморских курортов Кубани по идентификации удовлетворенности покупательского спроса (таблица 20) ассортиментом, качеством и стоимостными характеристиками нефтепродуктов в указанном регионе. При этом следует подчеркнуть, что маркетинговое тестирование населения курортов Сочи, Геленджик, Туапсе, Анапа проводилось в пик курортного сезона (июль-август 2000 и 2004 годов, когда на указанных курортах регистрировался на статистически достоверном уровне при р<0,05 максимальный приток отдыхающих). К тому же по данным ГИБДД указанных черноморских курортов Кубани 24,6% рекреантов именно в июль-август ежегодно прибывают в указанный регион на личном автотранспорте из других субъектов РФ и стран ближнего зарубежья (Украина, Абхазия и т. д.). Как следует из полученных результатов маркетингового тестирования, за период с 2000 по 2004 г. г.: более чем в 2 раза возросло количество респондентов, удовлетворенных качеством приобретаемых нефтепродуктов (преимущественно, различных марок автомобильного бензина) — в 1,4 раза увеличилось количество респондентов, выразивших удовлетворенность наличием ассортимента этих нефтепродуктовв 1,7 раза уменьшилось количество респондентов, которые в 2004 году (по сравнению с аналогичным периодом 2000 года) были удовлетворены стоимостными характеристиками приобретаемых нефтепродуктов.

Показать весь текст

Список литературы

  1. А.Г. Предисловие к современному маркетингу. /Хруцкий В.Е., Корнеева И.В.// Настольная книга по исследованию рынка. -Изд.З-е, перераб. и доп.- М.: Финансы и статистика, 2003.-560с.
  2. В.И., Туманов С. Ю. Экономика туристского рынка. М.: ИПК госслужбы, 1998.-186 с.
  3. Г. Л., Михайлова Е.А, Маркетинговые исследования М.: Финстатинформ, 1999.-228 с.
  4. И.Л., Демченко Е. В. Основы маркетинга. Мн.: Высшая школа, 1999. — 302 с.
  5. М.М. Планирование деятельности фирмы. М.: Финансы и статистика, 1997. — 248 с.
  6. В.А. Маркетинг: Крат, курс: Учеб. пособие. 4-е изд. -М.: Изд.-торг. корпорация «Дашков и К «, 2003. — 190 с.
  7. М.М. и др. Природные рекреационные ресурсы, состояние окружающей среды и экономико-правовой статус прибрежных курортов.// М.: Финансы и статистика, 1997.-96с.
  8. Т. СМИ в системе маркетинговых коммуникаций в сфере b-to-b // Маркетинговые коммуникации.-2003.-№ 1.- С. 2−6.
  9. М.П. Маркетинг: стратегия и практика фирмы-М., 1995.-211с.
  10. Г. Л., Тарасевич В. М., Анн X. Маркетинг: Учебник для ву-зов.-М.: ОАО Изд-во «Экономика», 1999.- 316 с.
  11. Е.Ф., Петров А. А., Стерликов Ф. Ф. Экономика: справочник. М.: Финансы и статистика, 1997. — 400 с.
  12. Н.М. Маркетинговые аспекты формирования товарной стратегии промышленного предприятия: (На примере АО «АвтоВАЗ»): Автореф. дис. канд экон. наук. Пенза, 2002. — 18 с.
  13. М.Н. Внутрифирменное планирование. М.: Инфра-М, 1999.-392 с.
  14. Т.Н., Ветитнев A.M., Винокуров Б. Л. Основы ценовой политики современных здравниц. -СПб.: Изд-во СПб ГУЭФ, 2001.- 125 с.
  15. A.M. Технологии маркетинга и менеджмента в системе управления курортными организациями.//СПб.: Изд-во СПб ГУЭ-иФ, 1999. 240 с.
  16. .Л. Стратегия медико-экономического развития курортных регионов в системе обеспечения здоровья населения Российской Федерации.-СПб: Из-во СПб ГУЭФ, 1998.-246 с.
  17. О.И. Экономика предприятия. М.: Инфра-М, 1999. — 416 с.
  18. Е. К. Коррекция маркетинговой политики здравниц по результатам внутреннего и внешнего аудита. Сочи: НОЦ РАО, 2004. -118с.
  19. Й., Ревентлоу П. Экономика фирмы / Пер. с датск. М.: Высшая школа, 1994. — 272 с.
  20. И., Бояджиева Л., Солаков Е. Прикладной линейный регрессионный анализ. Пер. с болг. и предисл. Ю. П. Адлера. М.: Финансы и статистика, 1987. — 338 с.
  21. В.Г. Основы бизнеса.-Одесса: Черноморье, 1997.-164 с.
  22. Р. Как завоевать клиента: практические советы.-М.: КОН-СЭКО, Х.Г.С., 1994.-311 С.
  23. Е.П. Маркетинговые исследования: теория, методика и практика-М.: Финпресс, 1998.-212 с.
  24. Е.Н. Маркетинговые коммуникации: Учеб. пособие. 2-еизд., перераб. и доп. Финпресс. 2003. — 304 с. — (Маркетинг и менеджмент в России и за рубежом).
  25. В.А. Маркетинговое консультирование-М.: Дело, 1998.179 с.
  26. В.Г. Организация маркетинговой деятельности.-М.: Нолидж, 1996.-196 с.
  27. Ю.А. и др. Аудит. Учебное пособие. М.: ИПК -ПРЕСС, 1999.-332с.
  28. И.О., Черноиванов И. П. Как создать службу маркетинга на предприятии.-Кишинев: Штиинца, 1992.-229 с.
  29. Е.В. Маркетинг.-Мн., 1998.-310 с.
  30. И.Г. Технологический маркетинг. М.: ЯНУС-К, 2003.-478 с.
  31. С.Г. Маркетинговые отношения: эволюция в экономической теории: Автореф. дис.. канд. экон. наук / Кубанск. гос. технолог, ун-т. Воронеж, 2003.-23 с.
  32. А.П. Маркетинг в предпринимательской деятельности.-Мн.: НПЖ «Финансы, учет, аудит», 1997. 216 с.
  33. А.П. Маркетинг в туризме.-МН.: Новое знание, 2003.-496 с.
  34. А.П., Горбылева З. М., Копанев А. С. Концепция маркетинга в туризме.-Мн.: БГЭУ, 1997.-177 с.
  35. . А. Государство и экономическая политика. /Яковлева Е. Б., Ланец М. А., Еремин Б. А. и др. Микроэкономика. Учебное пособие под ред. проф. Е. Б. Яковлевой.-СПб.:Поиск, 2002.-С. 343 361.
  36. Н.И. Региональная детермината маркетинговых стратегий сельскохозяйственных предприятий: (На материалах Ставропольского края): Автореф. дис. канд. экон. наук. Ростов н/Д, 2003. -23 с.
  37. Л.С. Статистическое оценивание.-М.: Изд-во «Статистика и финансы», 1976.- 228 с.
  38. О.П. Маркетинговый подход к формированию интегрированных компаний: Автореф. дис. канд. экон. наук/ Кемеров. технолог, ин-т пищевой промыш. -М., 2003.-23 с.
  39. Д.К. Основы стратегии и планирования маркетинга в иностранном туризме. М.: Луч, 1994.-216 с.
  40. В.К. Маркетинговые стратегии предпринимательства: Автореф. дис. канд. экон. наук/ СПб. гос. ун-т эконом, и финансов. -СПб, 2003. -35 с.
  41. Капферер Ж.-Н. Торговые марки: испытание практикой. Новые реальности современного брэндинга: Пер. с фр. М.: ИМИДЖ-КОНТАКТ: ИНФРА-М. 2002. -XVII. 211 с.-(Сер. «Соврем, консалтинговые технологии).
  42. Ким Дж. О, Мюллер Ч. У, Клекка У. Р. и др. Факторный, дискрими-нантный и кластерный анализ. Пер. с англ. Под ред. И. С. Енюкова. -М.: Финансы и статистика, 1999. 326 с.
  43. А. Т, Волкова JI.A. Маркетинг.-СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 1996. 287 с.
  44. Кисилевич Т. И, Воробей Е. К. Внешний аудит санаторно-курортных организаций./ Под ред. JI.B. Сотниковой. М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2004.-160с.
  45. А.И. Бизнес и маркетинг. М.: Изд-во «Институт менеджмента и маркетинга», 2003. — 328 с.
  46. Ковалев А. И, Войленко В. В. Маркетинговый анализ. 2-ое изд., перераб. и доп. Серия «Библиотека хозяйственного руководителя».- М.: Центр экономики и маркетинга, 2000. 119 с.
  47. А. Некоторые аспекты методологии маркетинговых ис-следований.//Маркетинг. 2003. -№ 4. — С. 39−48.
  48. Ф., Армстронг Г., Соундерс Дж., Вонг В. Основы маркетинга. К.- М.- СПб.: Издат. дом «Вильяме», 1998. 319 с.
  49. Н.Ш. Теория вероятностей и математическая статистика. -М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. 543 с.
  50. И.И. Маркетинг на предприятии.-М.: Финстатинформ, 1994.-285 с.
  51. Г. Д., Соколова М. И. Маркетинг. Теория и 86 ситуаций.-М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1999.-119 с.
  52. О.Г. Многоуровневый маркетинг в современном обществе: макро- и микросоциальные аспекты развития: Автореф. дис.. канд. экон. наук / ИППК РГУ.-Ростов н/Д, 2003.-23 с.
  53. Е.Н., Трайнев И. В. Маркетинговые системы и информационные процессы в деятельности менеджера (теория и практика).-М.: Экономика, 1994.-116 с.
  54. . . Стратегический маркетинг. Европейская перспекти-ва.-СПб.: Наука, 1996. 305 с.
  55. И.В. и др. Комплексная оценка эффективности деятельности санаторно-курортного учреждения как самостоятельно хозяйственного субъекта. Методические рекомендации, утв. УМО медицинских ВУЗов. — М.: МЗ РФ, 2000. -16с.
  56. Ю.А. Основы экономики и организации бизнеса. СПб.:1. Формика, 1992. 384 с.
  57. В., Салин П. Б. Основные модели оценки вклада Public Relations в маркетинговую стратегию // Маркетинг и маркетинговые исследования. 2003. -№ 3.-С. 43−47.
  58. С. И. Информационный бизнес: коммерческое распространение и маркетинг. М.: Финансы и статистика, 1993. — 235 с.
  59. С. Н., Винокуров Б. JI. Управление системой реабилитации пациентов на курортах и ее медико-экономическая эффективность. Майкоп: Респ. изд. полиграф, пред. «Адыгея», 1999. — 115 с.
  60. Маркетинг в туризме /Сост. Ю. Н. Борисова, Н. И. Гаранин, Ю.В. За-баев, А. И. Сеселкин.//М.: Российская международная академия туризма, 1996.-217 с.
  61. Маркетинг. Принципы и технология маркетинга в свободной рыночной системе: Учебник для вузов /Под ред. Н. Д. Эриашвили // М.: Банки и биржи- ЮНИТИ, 1998.-215 с.
  62. В.Д. Маркетинг услуг.-М.: Финансы и статистика, 1996. -261 с.
  63. Т.И. Курортный сезон состоялся.//Краснодарские краевые новости (еженедельник).-2003.-№ 41 (ЗОЗ).-С. 8.
  64. В.К., Дурович А. П. Товарная политика в маркетинговой деятельности-Мн.: Академия Управления при Кабинете Министров Республики Беларусь, 1994.-174 с.
  65. М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы маркетинга и ме-неджмента.-М.: Дело, 1994.-297 с.
  66. Н.В. Дифференцированный подход к маркетингу услуг// Маркетинг и маркетинговые исследования.-2003.-№ З.-С. 10−18.
  67. X. Монтехано. Структура рынка.-Смоленск: СГУ, 2001.264 с.
  68. Г. А. Управление маркетингом в регионе. Н. Новгород:
  69. Изд-во ВолгоВят. акад. гос. службы. 2002. — 240 с.
  70. М.Э. Маркетинг в иностранном туризме-М.: ВКШ по иностр. туризму, 1991.-176 с.
  71. А.Ю. Маркетинговая модель оптимизации ценовой политики предприятия: Автореф. дис. канд. экон. наук / Ульянов, гос. ун-т-СПб., 2002.- 19 с.
  72. Н.В. Основы анализа, спроса и предложения./Яковлева Е. Б., Нещерет Н. В., Ланец М. А. и др. Микроэкономика. Учебное пособие под ред. проф. Е. Б. Яковлевой.-СПб.:Поиск, 2002.-С.24−60.
  73. Э.В. Дежа-вю некоммерческого маркетинга // Маркетинг и маркетинговые исследования. 2003. — № 3. — С. 64−69.
  74. Г. П. Ситуация неопределенности в экономике. / Яковлева Е. Б., Овчинников Г. П., Ланец М. А. и др. Микроэкономика. Учебное пособие под ред. проф. Е. Б. Яковлевой. -СПб.:Поиск, 2002.-С.324−336.
  75. А.П. Маркетинг.-М.: ИМПЭ, 1999.-316 с.
  76. В.Н., Рогов Г. К. Маркетинговые исследования. Киев: Нау-кова думка, 1995.-192 с.
  77. В.П. Теоретические вопросы собственности: содержание и организационно-правовые формы деятельности предприятий. -М.:ДАНА-М, 2000. 127с.
  78. Е.В. Маркетинг услуг.-СПб.: Питер, 2000. -166 с.
  79. А.Н. Стратегическое планирование развития предприятия. -СПб.: Изд-во ГУЭФ, 1994. 215 с.
  80. А.А. Некоторые аспекты тактического ценообразования // Маркетинг в России и за рубежом.-2003. № 3.- С. 57−62.
  81. В. И., Савин А. А. и др. Маркетинговая информация как объект контроля внутренней среды коммерческих предприятий.- М.: Прогресс, 2000. 128 с.
  82. В.Н., Савин А. А., Сотникова Л. В. Аудит. Учебник для ВУЗов. 3-е изд., перераб. и доп.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.-583с.
  83. И.И. Ценовая политика в системе маркетинга.-Мн.: БГЭУ, 1999.-117 с.
  84. Ю.В. Маркетинговые стратегии в системе социальных технологий управления промышленным предприятием: Автореф. дис.. канд. экон. наук. Тюмень, 2002.-23 с.
  85. Е.И. Маркетинг, менеджмент и ценообразование на предприятиях (в условиях рыночной экономики).-М.: Экономика, 1993.216 с.
  86. А.Н. О концепции государственной политики развития курортного дела в Российской Федерации.//Актуальные вопросы организации санаторно-курортной помощи: Материалы научн.-практ. конф. «Здравница 2003». — Железноводск: МЗ РФ, 2003.-142с.
  87. .А. и др. Современная экономика России. М.: Инфра, 1997.-388 с.
  88. А.А., Говдя В. В. Совершенствование бюджетно-налоговой политики России в условиях становления рыночной экономики.// Аудит в России проблемы и перспективы: Тезисы докл. научно-практ.конф. Юга России. — Сочи, 2003. — С.3−10.
  89. Т.П. Маркетинг в туризме: стратегия достижения успеха.-М.: РЭА, 1998.-271 с.
  90. А.Н. Маркетинг: Учебник.-М.: Банки и биржи- ЮНИТИ, 1995. -316 с.
  91. Е. Реклама в системе маркетинга.-Харьков: Студцентр, 1995.-115с.
  92. Российский статистический ежегодник /Госкомстат России М., 2001.
  93. В.Б. Туризм: эволюция, структура, маркетинг.-М.: «Ось-89», 1997.-189 с.
  94. В.Б. Что такое маркетинг и для чего он нужен турфир-ме//Туризм: практика, проблемы, перспективы.-1998.-№ 2.-С. 6−11.
  95. Т.Б. Экономическая оценка маркетинговых решений в сфере услуг: Автореф. дис.. канд. экон. наук/СПб. гос. ун-т экон. и финансов. СПб., 2003.-20 с.
  96. К.А. Разработка системы маркетингового управления пассажирскими перевозками на железнодорожном транспорте: Автореф. дис. канд. экон. наук. М, 2003.-32 с.
  97. В.В. Управленческий учет на совместных предприяти-ях//Бухгалтерский учет. 1991.- № 6. — С.16−17.
  98. Е.Н., Алексеева Э. С. Здравница на рынке //Мед.газета. -1991.- № 10. -С.12.
  99. Справочник по маркетингу / Рос. акад. гос. службы при Президенте РФ- СПб акад. гос. службы- Сост. В. В. Завадовский. -Новосибирск. 2002. -201 с.
  100. В.И. Отдых стал дешеветь.//Наш дом Сочи. — 2004. -№ 32.-С. 2−3.
  101. А.Д. Частный санаторий в городской черте хочет жить и учиться уметь вертеться // Биржевые ведомости. 1995.-№ 32. С.8−9.
  102. Т. В. Финансовые решения: стратегия и тактика. Учебное пособие. М.: Магистр, 1998. — 264 с.
  103. Ю5.Ткаченко Т. И., Михайличенко А. И. Выставочная индустрия как форма продвижения продукта на pbiHKe.//Turisma praakses, izglitibac un petnilcibas integracija/Riga, Turiba, 2000, p. 212−218.
  104. Указ президента РФ «О дополнительных мерах в Российской Федерации и об упорядочивании использования государственной собственности в сфере туризма / 25 апреля 1994 г. № 813 // Собрание законодательства РФ 1994. — № 1. — Ст.2.
  105. Э.А. Управление фирмой, М.: «Аклис», 1996. 307 с.
  106. Д.С. Неформальные маркетинговые коммуникации: новые перспективы на российском рынке //Маркетинг в России и за рубежом. 2003. — № 3. — С. 73−78.
  107. А.Н. Практический маркетинг / Байкал, гос. ун-т экономики и права. Иркутск, 2002.-214 с.
  108. Ферстер Э, Ренц Б. Методы корреляционного и регрессного анализа. М.: Финансы и статистика, 1993. — 250 с.
  109. Ш. Фетисова Ю. Г. Гигиеническое, медико-социальное обоснование применения системы технологий организаций семейного отдыха и лечения пациентов на курортах российского Причерноморья: Авто-реф.дис.канд.мед.наук. СПб, 1996. — 24с.
  110. В. Проблемы инвестиционной политики в индустриальной экономике переходного периода. // Вопросы экономики. 1994. -№ 7.-С. 412.
  111. ПЗ.Хейман С. Стратегия организационно-структурных решений. // Вопросы экономики, 1996, № 5.- С. 24−26.
  112. И. П. Финансовая стратегия компаний: Научное изда-ние.М.: Изд-во Росс. экон. академии, 1998. 156 с.
  113. Хруцкий В. Е, Корнеева И. В. Современный маркетинг: Учеб. пособие. -3-е изд., перераб. и доп.-М.:Финансы и статистика, 2003.-560 с.
  114. Пб.Хутиев Т. В. Санаторно-курортная отрасль в новых экономических условиях // Вопросы курортологии, физиотерапии и лечебной физкультуры. 1993. — № 2. — С.60−62.
  115. Г. А. Маркетинговые исследования. СПб.: Питер, 2000. — 670 с.
  116. ЕМ. Методы финансовых и коммерческих расчетов.1. М.:"Дело», 1992.-320 с.
  117. Г. Н. Стратегия ценообразования в маркетинговой политике предприятия.-М.: Инфа-М, 1998.-218 с.
  118. ., Лансестр А. Методы продажи.-М.: Прогресс, 1993.216 с.
  119. В.А. Формирование рынка услуг маркетинговых исследований: Автореф. дис. канд. экон. наук. Екатеринбург, 2002. -23 с.
  120. У. Инвестиции. М.: Инфра-М, 1997. — 1024 с.
  121. К. Практика маркетинга для малых и средних предпри-ятий.-М.: Республика, 1995.-342 с.
  122. А. Д., Сайфулин PC. Методика финансового анализа. -М.: ИНФРА-М, 1996.-212 с.
  123. Н.А. Рынок и маркетинг в сфере физической культуры и спорта // Теория и практика ФК. 1991 -№ 9. — С. 13−17.
  124. Шишков С. Л, Регламентация медицинской экспертизы в основах законодательства РФ об охране здоровья граждан. // Законность. -1994. № 5. — С.33−39.
  125. М.В. Курорты и профсоюзы. // Сб. материалов межд. конгресса организации курорт, дела.-1998.-С. 46−47.
  126. М.В. На пороге XXI века у отечественного санаторно-курортного дела хорошие перспективы // Российская курортная газета. 1999.-№ 3−4.- С. 1−2.
  127. И. Теория экономическом развития. М.: Прогресс, 1992.-319 с.
  128. Экономика и статистика фирм // под ред. С. Д. Ильенковой. М.: Финансы и статистика, 1996. — 239 с.
  129. Экономика современного туризма /Под ред. Г. А. Карповой// СПб.: Герда, 1998.-217 с.
  130. Экономико-математические методы в анализе хозяйственной деятельности предприятий и объединений/JI. Б. Бутник-Сиверский, Р. С. Сайфуллин, Я. Р. Рейльян и др. М.: Финансы и статистика, 1992. 224 с.
  131. Экономико-математические модели в системе управления предприятиями // под ред. Н. П. Федоренко, Н. П. Шубкиной. М.: Наука, 1993.- 393 с.
  132. Экономическая статистика // под ред. В. М. Проскурякова, Е. Н. Фреймундт, М. Р, Эйдельмана. М.: Финансы и статистика, 1993. -600 с.
  133. А. Ю. Конкуренция: теория и практика. Учебно-практическое пособие. М.: АКаЛиС, 1996. — 80 с.
  134. Achenbaem A. R. Marketing Testing: Using the Marketplace as Laboratory. Journal of Marketing 26 (№ 4, 2002). — P. 237.
  135. Acroff R. L. Scientific Method in Marketing. New York, 2001 -271 p.
  136. Andreasen A. R. Backward’Market Research. Harvard Business Review 63 (2001).-176 p.
  137. BlomarJ.-P. Independence of recreations.-London, 1996.-207 p.
  138. Blomar J.-P. The history and principles of resorts recorver.- Paris: Health Affairs 12,1993.-P. 49−53.
  139. Burkeley W. J. Data bases are Plugued by Reign of Error. — Wall Street Journal. — 2003. — P. 32−38.
  140. Chapmen R. G. Problem Definitions in Marketing Research Studies. — Journal of Consumer Marketing, 2001. — P. 51−59.
  141. A., Lindsey D. Рынок: микроэкономическая модель / Пер. с англ. СПб.: Автокомп, 1992. — 496 р.
  142. F., Good R. Е. How to Build a Marketing Information System. Harvard Business Review (1967). — P. 145−154.
  143. Dressier M., Beall R., Brant J. What the Hot Marketing Tool of the '90s Offers you. Industrial Marketing (2003). — P. 127−139.
  144. Drucher P. F. Marketing 101 for a Fast Changing Decade. The Wall Street Journal 36,2001. — P. 22−26.
  145. Ferber R., Verdoorn P. J. Research Methods in Economics and Business. New York: Macmillan, 2002. — P. 208−224.
  146. , M. (2002): Teoria economica del turismo, Ali-zanza Univer-sidad Textos, Madrid.
  147. Free V. The Marketing War Gets Automated. Marketing Communications (1998).-P. 40−48.
  148. Friedman K. Case Studies for Better Business decisions. Washington D. C.: U. S. Department of Commerce, 2000. — P. 104−128.
  149. Gielad В., Gielad T. The Business Intelligence System: A new Tool for Competitive Advantage. American Management Association. — New York, 2000.-P. 108−120.
  150. Goslar M. D., Brown S. W. Decision Support System Models. Information Processing and Management 2 (2000). — 448 p.
  151. Grady D. Ethical Problems of Marketing Researchers. Discovery (2002).-P. 78−86.
  152. Hirschman E. C. Humanistic Inquiry in Marketing Research: philosophy, Method and criteria. Journal of Marketing Research (2001). — P. 243.
  153. Hodock C. L. Intellectual Dishonesty is Perverting the Results from Various Market Tests. Marketing News (2000). — P. 21−28.
  154. Hunt S. D., Chonko L. B. et. al. Ethical Problems of Marketing Researchers. Journal of Marketing Research. — 2001. — № 8. — P. 19−27.
  155. Jacob H. Using Published Data: Errors and Remedies. Beverly Hills, Calif: Sage Publications. — 2001. — P. 304−325.
  156. D. С Little, «Decision Support Systems for Marketing Managers,» Journal of Marketing 43 (1999). P. 11.
  157. John D.C. Little, Michael N. Cassetari, Decision Support Systems for Marketing Managers (New York: American Management Association, 1994).- P. 15.
  158. Kanner B. W. Raiders of the Lost Market. New York, 2002−207 p.
  159. Kupfer A. Why the Bounce at Rubbermaid. Fortune 115 (2001). -P. 77−78.
  160. Lemburg W. A. Past AMA President Hardin, Head of Market Facts, Looks Back at the Early Days of Marketing Research. Marketing News 20 (2001).-P. 9−11.
  161. Mc. Leod R., Rogers Jr. C. Marketing Information Systems: Their Current Status in Fortune 1000 Companies. Journal of Management (1985).-P. 57−74.
  162. Meyer F. V., Cerner D.C., Parker T.S. Problems of a Mature Economy. -London, 1999.-P. 314.
  163. O’DLL W. F., Ruppel A. S. et al. Marketing Decision: Analyses Framework and Cases. Cincinnati: South-Western Pulishing Co., 2002. -124 p.
  164. O’Riodan P. D. The CIO: MIS Makes Its Move info the Executive Suite. Journal of Information Systems Management (1997). — P. 54−56.
  165. Poole M. The Origins of Economic Democracy.-Lnd. 1999.-111 p.
  166. Prescott J. E. et al. A Prject-Based Approach to Competitive Analysis. Strategic Management Journal. — 2002. — P. 216−219.
  167. RiegerA. Management von Destinationen und Tourismusorganisa-tionen. Munchen, Wen, Oldenburg, 1999.- 237 p.
  168. Rober H. Bonczek, Clyde W. Holsappe, and Andrew B. Whinston, «Development in Decision Support Systems», undated manuscript, Management Information Research Center, Krannert Graduate School of Management, Purdue University, P. 3−4 (2001).
  169. Sawyer A. G. Demand Artifacts in Laboratory Marketing Experiment. -Journal of Consumer Research (2002). P. 40.
  170. Sielski J. Evolving Post of Chief of Info. Chicago Tribune (1998). -P. 33−35.
  171. Sloan P. R. Wrangler Compaingn Soft Pedals Denim. Advertising Age, 2001.- P. 3−5.
  172. Stewart D. W, Kamins M. A. Secondary Research and Methods. -Newbusy Park. 2002. — P. 130−142.
  173. Tyson К. M. Compertitor Intelligens Manual and Guide: Gathering, Analyzing and Using Business Intelligence. N. J. Prentice-Hall, 2002. -P. 112−118.
  174. Urban C. L, Hauser J. R. Essentials of New Products Manadement. -Prentice-Half, Inc., 2001. 198 p.
Заполнить форму текущей работой