Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Преемственность профессиональной технологической подготовки студентов в системе «туристский колледж — туристский вуз»

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Понимание преемственности как педагогической проблемы невозможно без философского осмысления данного вопроса. В философской литературе преемственность рассматривается как объективная необходимая связь между новым и старым в процессе развития, одна из наиболее существенных черт закона отрицания отрицания. Закон отрицания отрицания — один из основных законов диалектики, характеризующий направление… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ В СФЕРЕ ТУРИЗМА
    • 1. 1. Проблема непрерывного образования и преемственности в педагогике и психологии
    • 1. 2. Тенденции развития профессиональной подготовки в сфере туризма
    • 1. 3. Информационные технологии как компонент профессиональной технологической подготовки в сфере туризма
  • Выводы по I главе
  • ГЛАВА II. СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ В СИСТЕМЕ «ТУРИСТСКИЙ КОЛЛЕДЖ — ТУРИСТСКИЙ ВУЗ»
    • 2. 1. Структура профессиональной технологической подготовки студентов и преемственные связи в содержании учебных дисциплин
    • 2. 2. Педагогическая модель преемственности профессиональной технологической подготовки студентов в системе «туристский колледж -туристский вуз»
    • 2. 3. Итоги опытно-экспериментальной работы по обеспечению преемственности технологической подготовки студентов
  • Выводы по II главе

Преемственность профессиональной технологической подготовки студентов в системе «туристский колледж — туристский вуз» (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Индустрия туризма основывается в своей работе на большом количестве разнообразной информации. Следовательно, деятельность по сбору, обработке, продуцированию, передаче, анализу и оценке информации занимает в структуре профессиональной деятельности менеджера в туризме большой объем. Кроме того, современный туристский бизнес использует системы электронной коммерции. Поэтому в индустрии туризма существует потребность в специалистах высокого уровня, обладающих не только профессиональными знаниями и умениями, но и знаниями и умениями в области информационных технологий.

В профессиональном образовании появляется тенденция формирования системы непрерывного образования как универсальной формы деятельности, направленной на развитие личности в течение всей жизни. В целом система непрерывного профессионального образования направлена на формирование активной личности, способной самостоятельно строить и корректировать свою учебно-познавательную и профессиональную деятельность. В исследованиях известных ученых (И.В. Зорина, В. А. Квартальнова, А.И. Сеселкина), посвященных содержанию профессионального туристского образования, отмечается, что среднее профессиональное образование (колледж) является не только завершенным этапом в иерархической модели туристского образования, но и направленным на подготовку к получению высшего образования.

Непрерывному образованию как системе посвящены исследования А. П. Владиславлева, Б. С. Гершунского, B.C. Леднева, A.M. Новикова, Е. И. Огарева. Одним из условий эффективного развития системы непрерывного образования, как указывается в научных трудах С. М. Годник, Ю. А. Кустова, A.M. Новикова, является преемственность образовательных стандартов и программ различных уровней общего и профессионального образования. Таким образом, существует противоречие, суть которого состоит в следующем. С одной стороны, после обучения в колледже выпускник становится специалистом среднего звена, готовым начать свою профессиональную трудовую деятельность. Поэтому его подготовка должна в полной мере отвечать требованиям, предъявляемым к профессии рынком труда, быть логически завершенной. С другой стороны, выпускники колледжа продолжают свое профессиональное образование на высшей ступени, поэтому их подготовка одновременно должна быть построена с учетом дальнейшего обучения в вузе, т. е. реализовывать принцип преемственности профессиональной подготовки.

Данное противоречие позволило сформулировать проблему исследования — какой должна быть профессиональная технологическая подготовка студентов туристского колледжа, обеспечивающая ее преемственность с технологической подготовкой в туристском вузе.

Профессиональная технологическая подготовка понимается нами как получение студентами знаний и умений для осуществления профессиональной туристской деятельности с использованием различных технологий, в том числе и информационных технологий.

Цель исследования — разработать педагогическую модель преемственности профессиональной технологической подготовки студентов туристского колледжа с учетом ее непрерывности в туристском вузе.

Объект исследования — профессиональная технологическая подготовка студентов в системе «туристский колледж — туристский вуз».

Предмет исследования — преемственность профессиональной технологической подготовки студентов в системе «туристский колледжтуристский вуз».

Гипотеза исследования основана на предположении о том, что преемственность в профессиональной технологической подготовке в системе «туристский колледж — туристский вуз» будет реализована, если:

• будет определена структура преемственной профессиональной технологической подготовки студентов в системе «туристский колледжтуристский вуз», учитывающая требования к знаниям и умениям студентов туристского колледжа и туристского вуза и отношение студентов к профессиональной технологической подготовке;

• будет раскрыта преемственность содержания учебных дисциплин в системе «туристский колледж — туристский вуз», реализуемая по таким связям, как: линейные, циклические, концентрические, иерархические;

• педагогическая модель преемственности профессиональной технологической подготовки студентов в системе «туристский колледжтуристский вуз» будет раскрывать содержание деятельности преподавателя, совокупность целей, педагогические условия, обеспечивающие преемственность профессиональной подготовки студентов туристского колледжа и вуза;

• будет разработано методическое обеспечение преемственной технологической подготовки студентов в системе «туристский колледжтуристский вуз», включающее в себя учебные программы и методические рекомендации по проведению учебных занятий.

Для достижения цели исследования поставлены следующие задачи:

1. Проанализировать содержание профессиональной подготовки специалистов сферы туризма и на этой основе раскрыть преемственные связи в содержании учебных дисциплин в системе «туристский колледжтуристский вуз».

2. Разработать педагогическую модель преемственности профессиональной технологической подготовки студентов в системе «туристский колледж — туристский вуз».

3. Разработать структуру профессиональной технологической подготовки студентов в системе «туристский колледж — туристский вуз».

4. Разработать и экспериментально проверить методическое обеспечение преемственности профессиональной технологической подготовки студентов в системе «туристский колледж — туристский вуз».

Методологической основой исследования являются идеи системного подхода (В.Г. Афанасьев, В. П. Беспалько, И. В. Блауберг, Э.Г. Юдин) — методология педагогических исследований (Ю.К. Бабанский, В. И. Загвязинский, В. В. Краевский, М.Н. Скаткин) — концепции непрерывного и педагогического образования (Е.П. Белозерцев, B.C. Леднев, B.JI. Матросов, П.Ф. Кубрушко) — теория профессионального образования в туризме (И.В. Зорин, В.А. Квартальнов) — концепции технологической подготовки (А.П. Ершов, К. К. Колин, Г. И. Кирилова).

Для решения поставленных задач и проверки исходных положений использован комплекс методов исследования: теоретического анализа специальной, справочной, психолого-педагогической литературы и нормативной документацииизучения и обобщения опыта технологической подготовки студентов в колледже и вузеанкетирования, интервьюирования, тестирования, самооценкистатистической обработки данных, опытно-экспериментальная работа.

Общий замысел и логика исследования определили следующие его этапы:

Первый этап (2001 — 2002 г.г.) — изучение состояния названной проблемы в теории и практике профессионального туристского образования, проведение теоретического анализа литературыопределение общего направления исследования, его цели, задач, объекта, предмета и гипотез.

Второй этап (2002 — 2003 г.г.) — был посвящен анализу состояния проблемы в туристском колледже, проводилась разработка педагогической модели преемственности профессиональной технологической подготовки, разрабатывалось методическое обеспечение преемственности профессиональной технологической подготовки студентов.

На третьем этапе (2003 — 2007 г.г.) — проводилась опытно-экспериментальная работа на примере дисциплин информационно-технологического цикла, проанализированы полученные результаты, систематизированы и обобщены разработанные теоретические положения и практические рекомендации, внедрялись результаты эксперимента в учебный процесс, оформлялась диссертационная работа.

Научная новизна исследования.

1. Раскрыты следующие преемственные связи в содержании учебных дисциплин в системе «туристский колледж — туристский вуз»: линейные, циклические, концентрические, иерархические.

2. Разработана педагогическая модель преемственности профессиональной технологической подготовки, включающая: содержательную, организационную, методическую и техническую преемственность, а также деятельность преподавателя и студента с их целеполаганием и совокупность педагогических условий обеспечения преемственности.

3. Разработана структура профессиональной технологической подготовки студентов в системе «туристский колледж — туристский вуз», включающая в себя систему базовых и получающих дальнейшее развитие знаний, умений и отношений.

4. Разработано методическое обеспечение преемственности профессиональной технологической подготовки студентов в системе «туристский колледж — туристский вуз» (учебные программы и методические рекомендации по проведению учебных занятий).

Теоретическая значимость исследования состоит в системном представлении преемственности технологической подготовки студентов в системе «туристский колледж — туристский вуз», раскрывающем ее связи в формировании знаний, умений и отношений в процессе профессионального обучения.

Практическая значимость заключается в том, что разработано методическое обеспечение преемственности профессиональной технологической подготовки студентов в системе «туристский колледжтуристский вуз», включающее учебные программы, методические рекомендации по проведению учебных занятий.

Положения, выносимые на защиту.

1. Преемственность в содержании учебных дисциплин раскрывается через преемственные связи: линейные (определяющие последовательность формирования знаний и умений студентов в системе «колледж — вуз») — циклические (требующие для освоения новых знаний и умений возврата к ранее полученным знаниям и умениям) — концентрические (определяющие углубление и дополнение базовых знаний при продолжении обучения в вузе) — иерархические (определяющие интеграцию и дифференциацию знаний и умений в системе «колледж — вуз»).

2. Педагогическая модель преемственности профессиональной технологической подготовки в системе «туристский колледж — туристский вуз» включает содержательную, организационную, методическую и техническую преемственность, деятельность преподавателя и студента в учебном процессе, цели деятельности и педагогические условия обеспечения преемственности.

Совокупность педагогических условий, обеспечивающих преемственность профессиональной технологической подготовки студентов в системе «туристский колледж — туристский вуз»: сопряженность учебных программ дисциплин в колледже и вузезнания и умения, приобретенные студентами в процессе изучения дисциплин в колледже должны получать развитие в различных учебных дисциплинах вузаорганизация процесса подготовки студентов в системе «туристский колледж — туристский вуз» с использованием информационных технологий в обучении и контроле знаний по всем дисциплинам учебного планаиспользование личностно-ориентированного обучения студентовсоответствие техники и программного обеспечения, используемых в процессе обучения студентов, технологическим требованиям, предъявляемым к профессиональной туристской деятельности.

3. Структура профессиональной технологической подготовки студентов в системе «туристский колледж — туристский вуз» включает в себя систему преемственных знаний, умений и отношений: базовых, определяющих уровень образования в колледже, и получающих развитие в дальнейшем процессе обучения в вузе.

Апробация результатов исследования. Результаты исследования докладывались и обсуждались на заседаниях научно-методического совета Воскресенского института туризма — филиала Российской международной академии туризма (г. Воскресенск, 2001;2007 годы), на международных, межрегиональных и региональных научно-практических конференциях: Всероссийской научно-практической конференции «Рекреация и туризм» (г. Сходня, 2001 г.), «Рабочая программа развития туризма в Юго-Восточном Подмосковье» (г. Кашира, 2003 г.), «Образовательные аспекты туризма» (г. Тула, 2004 г.), «Проблемы и перспективы развития туризма в северозападном регионе Московской области в рамках реализации программы «Золотое наследие Руси» (г. Волоколамск, 2004 г.), «Информационные технологии в образовании» (г. Москва, 2005 г.), «Интеллектуальные технологии в образовании, экономике и управлении» (г. Воронеж, 2005 г.), «Вопросы преподавания информационных технологий в туристском вузе» (г. Воскресенск, 2005 г.), «Туризм. Образование. Культура» (г. Сходня, 2005 г.), «Система обеспечения качества профессиональной подготовки специалистов в сфере туризма» (г. Сергиев Посад, 2005 г.), «Современные тенденции и вопросы преподавания в туристском вузе» (г. Воскресенск, 2006 г.), «Туризм: менеджмент и межкультурные коммуникации» (г. Астрахань, 2006 г.).

Опытно-экспериментальной базой исследования были: Воскресенский институт туризма — филиал Российской международной.

10 академии туризма, Воскресенский колледж туризма — филиал РМАТ Луховицкий туристский колледж — филиал РМАТ, всего 427 студентов.

Выводы по II главе.

Содержание технологической подготовки студентов учебных заведениях туристского профиля определяется осуществлением преемственных связей (линейных, циклических, концентрических, иерархических) между дисциплинами информационно-технологического направления в колледже и дисциплинами различных циклов учебного плана в вузе. Структура технологической подготовки студентов в системе «туристский колледж — туристский вуз» включает в себя систему знаний и умений (базовых и получающих дальнейшее развитие), необходимых для оперирования информацией средствами информационных технологий, посредством изучения информатики и информационных технологий, использования информационных технологий в учебном процессе, а также мотивов деятельности студента по освоению профессиональных информационных технологий. Технологическая подготовка формирует у студентов такие профессионально значимые качества личности, как целеустремленность, коммуникативные умения, умение принимать решения в конкретных ситуациях и т. д.

Педагогическая модель преемственности профессиональной технологической подготовки студентов в системе «туристский колледжтуристский вуз» рассмотрена на содержательном, организационном, методическом и техническом уровне. Каждый уровень включает в себя деятельность преподавателя и ее целидеятельность студента и ее цели.

Разработаны учебные программы по дисциплинам «Информатика», «Информационные технологии в профессиональной деятельности» для студентов туристских колледжей и методические рекомендации по проведению практических работ в операционной системе Windows (базовые знания и умения) и автоматизированной системе управления «Эдельвейс» (знания и умения, получающие дальнейшее развитие в процессе обучения в вузе).

На основании данных результатов эксперимента можно сделать вывод, что студенты, обучавшиеся по предложенным нами программам, готовы реализовывать модель непрерывного образования, т.к. они умеют учиться. Знают, где взять необходимые им знания и как применить их на практике своей деятельности. При решении продолжить свое образование в вузе период адаптации для таких студентов будет более коротким, потому что они чувствуют уверенность в собственных силах.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В модели непрерывного образования, актуальной для информационной эпохи, образование рассматривается как «жизнесопровождающее», т. е. продолжающееся в течение всей жизни обучение. Для реализации концепции непрерывного образования необходимо преемственности во всех видах обучения.

Понимание преемственности как педагогической проблемы невозможно без философского осмысления данного вопроса. В философской литературе преемственность рассматривается как объективная необходимая связь между новым и старым в процессе развития, одна из наиболее существенных черт закона отрицания отрицания. Закон отрицания отрицания — один из основных законов диалектики, характеризующий направление процесса развития, единство поступательности и преемственности в развитии, возникновения нового и относительной повторяемости некоторых моментов старого. Последовательность циклов, составляющую цепь развития, можно образно представить в виде спирали. Спиралевидность характеризует не только форму процесса развития, но и темпы этого процесса: с каждым новым витком спирали преодолевается всё более значительный путь, поэтому можно говорить о том, что процесс развития связан с ускорением темпов, с непрерывным изменением внутреннего масштаба времени развивающейся системы. Эта закономерность обнаруживается как в развитии общества и природы, так и в развитии научного и учебного познания. Познать процесс в развитии — значит раскрыть его объективные тенденции, обнаружить общую направленность происходящих в нем изменений.

Основные положения преемственности в учебном познании сводятся к тому, что преемственность как методологический принцип отражает не только одну из сторон закона отрицания отрицания, но и существенные признаки двух других законов материалистической диалектики — единства и борьбы противоположностей и перехода количественных изменений в качественные.

Преемственность — это одна из закономерных основ в процессе подготовки студента. Она рассматривается нами как последовательность, в которой управление каждым новым этапом подготовки осуществляется в диалектической связи с предыдущим и в соответствии с очередными условиями и задачами.

Образование рассматривается в качестве основного механизма создания общества, основанного на знаниях. На первый план выходит важнейший параметр в определении образованности современного человека — умение использовать в своей трудовой деятельности информационно-компьютерные технологии. Это, в свою очередь, обусловливает новые требования к личностным качествам и навыкам студентов, обладание которыми позволит им легче адаптироваться и полнее реализовывать свой потенциал в быстро меняющемся мире.

Информатизация — это комплекс мер, направленных на обеспечение полного использования достоверного, исчерпывающего знания во всех общественно значимых видах человеческой деятельности. Информатизацияэто система следующих взаимосвязанных процессов:

• информационного — обособление и представления всей социально значимой информации в форме, доступной для хранения, обработки и передачи электронными средствами;

• познавательного — формирование и сохранения целостной информационной модели мира;

• материального — строительство глобальной инфраструктуры электронных средств хранения, обработки и передачи информации. Комплексная информатизация образования является ключевым условием подготовки будущих специалистов, способных ориентироваться и адекватно действовать в окружающем мире, формировать в себе новое восприятие жизни, охватывать проблемные ситуации и находить рациональные способы ориентации в них. Реальностью становится формирование новой информационно-образовательной среды.

Одной из важнейших задач информатизации образования является формирование информационной культуры студентов, которая в настоящее время является определяющим фактором социализации личности. Одним из главных критериев наличия информационной культуры выступает способность студента использовать в разнообразных видах своей деятельности современные информационные компьютерные технологии.

Теоретико-педагогические основы развития системы непрерывного профессионального туристского образования раскрыты в исследовании В. А. Квартальнова. В данном исследовании определяется, что в профессиональном туристском образовании сформированы три основные специальности (области деятельности) главных специалистов туристского оперейтинга: менеджер (ответственный исполнитель), технолог (специалист), аниматор (функционер). Основа данной структуры специальностейпроявление специфики в качестве и количестве труда конкретных работников, занятых в туристской деятельности и выполняющих определенные обязанности.

В данной структуре технолог определяется как специалист, изучающий объект туристики и общения, конкретные методы производства услуг, внедрения информационных процессов и новых технологий в сфере международного и внутреннего обмена, поездок и информации.

Технология — это совокупность приёмов и способов получения, обработки или переработки сырья, материалов, полуфабрикатов или изделий, осуществляемых в различных отраслях промышленности, а также научная дисциплина, разрабатывающая и совершенствующая такие приёмы и способы. Технология в обучении — это последовательность процедур и операций, составляющих в совокупности целостную дидактическую систему, реализация которой в педагогической практике приводит к достижению гарантированных целей обучения и воспитания.

Обучение, основанное на технологиях, играет важную роль в развитии непрерывного профессионального туристского образования и на протяжении всей жизни способно предоставлять учащимся все новые возможности для удовлетворения потребностей в образовании.

Технология является одной из образовательных областей профессионального туристского образования, которая включает в себя многие предметы по трудовому и профессиональному обучению для развития знаний, умений и навыков трудовой деятельности.

Профессиональная технологическая подготовка студентов рассматривается нами как получение студентами знаний и умений для осуществления профессиональной туристской деятельности с использованием технологий общения, производства туристских услуг, внедрения информационных процессов сферу туристской деятельности.

Профессиональная технологическая подготовка формирует у студентов еще и такие профессионально значимые качества личности, как целеустремленность, коммуникативные умения, умение принимать решения в конкретных ситуациях и т. д.

Содержание технологической подготовки студентов учебных заведениях туристского профиля определяется осуществлением преемственных связей (линейных, циклических, концентрических, иерархических) в содержании дисциплин в колледже и вузе.

Структура технологической подготовки студентов в системе «туристский колледж — туристский вуз» включает в себя систему знаний и умений (базовых и получающих дальнейшее развитие), а также отношений студента к освоению профессиональных технологий. Технологическая подготовка формирует у студентов такие профессионально значимые качества личности, как целеустремленность, коммуникативные умения, умение принимать решения в конкретных ситуациях и т. д.

В педагогической модели преемственности профессиональной технологической подготовки студентов в системе «туристский колледж.

97 туристский вуз" рассмотрена содержательная, организационная, методическая и техническая преемственность, определена деятельность преподавателя по обеспечению преемственности и ее целидеятельность студента по обеспечению преемственности и ее цели, выявлены педагогические условия обеспечения преемственности профессиональной технологической подготовки студентов в системе «туристский колледжтуристский вуз».

Разработано методическое обеспечение преемственности технологической подготовки студентов в колледже и вузе, включающее в себя учебные программы (дисциплин «Информатика», «Информационные технологии в профессиональной деятельности» и др.) и методические рекомендации по проведению учебных занятий в колледже.

Опытно-экспериментальная апробация разработанного методического обеспечения показала, что технологическая подготовка студентов в системе «туристский колледж — туристский вуз» становится основой непрерывного профессионального образования, повышает уровень усвоения знаний и профессиональных умений студентов.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Актуальные проблемы информатики и информационных технологий: Материалы 1. Всероссийской науч.-пр. конф. — Тамбов: Изд-во ТГУ, 2003. -235 с.
  2. В.В., Грохольская О. Г., Никандров Н. Д. Общие основы педагогики: уч. для вузов. -М.: Просвещение, 2006. 574 с.
  3. С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. М.: Высш. шк., 1989. — 386 с.
  4. В.Г. Общество: системность, познание и управление. М.: Политиздат, 1981.-432с.
  5. В.Г. Системность и общество. М.: Политиздат, 1980. — 368 с.
  6. Ю.К. Избранные педагогические труды. М.:Педагогика, 1989.-558 с.
  7. Ю.К. Интенсификация процесса обучения. М.: Знание, 1987.-78 с.
  8. Ю.К. О совершенствовании методов, форм и средств обучения в свете требований реформы школы. М.:Б.и., 1985. — 68 с.
  9. Ю.К. Оптимизация педагогического процесса (в вопросах и ответах). Киев: Рад. шк., 1984. — 287 с.
  10. Ю.К. Педагогика высшей школы. Алма-Ата: Мектеп, 1989.- 175 с.
  11. Ю.К., Журавлев В. Н., Розов В. К. Введение в научное исследование по педагогике. М.'.Просвещение, 1988. — 237 с.
  12. Н.Г., Маливанов H.H., Новиков Д. С. Управление качеством в сфере образования. М.: Стандарты и качество, 2003. — 254 с.
  13. С. А. Преемственность в индивидуальном развитии менеджера образования в профессионально-педагогическом колледже:
  14. Впомощь руководителю учебного заведения. Челябинск: Южно-Уральский научно-образовательный центр РАО, 2002. — 18 с.
  15. С.П. и др. Педагогика: Учеб. пособие. — М.: Просвещение, 1976.-367 с.
  16. Ю.С. Информационные инновационные технологии в профессиональном образовании: Учеб. пособие. Краснодар: Изд-во КубГТУ, 2001.-330 с.
  17. Ю.С., Шаповалов В. А. Информационные технологии в обучении студентов гуманитарных факультетов// Информатика и образование, 1993. № 1. — С. 19−22.
  18. О.И. Информатизация гуманитарного образования // Советская педагогика, 1990. № 1. — С. 13−18.
  19. М.И., Поздняков С. Н., Резник H.A. Информационная среда обучения. СПб.: Свет, 1997. — 400 с.
  20. Е.П. Образование= Education: ист.-культур. феномен: курс лекций. СПб.: Изд-во Р. Асланова: Юрид. центр Пресс, 2004. — 702 с.
  21. А.П. Дидактические принципы профессиональной подготовки в профтехучилищах. М.: Высш. шк., 1991. — 205 с.
  22. В.П. Основы теории педагогических систем. Проблемы и методы психолого-педагогического обеспечения технических обучающих систем. Воронеж: Изд-во Воронежск. унив-та, 1977. — 130 с.
  23. В.П. Программированное обучение (Дидактические основы). -М, 1970.-230 с.
  24. В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989. — 190 с.
  25. С.А. Моделирование и формализация : метод, пособие / С. А. Бешенков, Е. А. Ракитина. М.: Лаборатория базовых знаний, 2002. — 333 с.
  26. П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения: В 2-х т. М.: Педагогика, 1979. — Т. 1. — 304 с.
  27. A.A. Личность и общение: Избранные труды. М.: Педагогика, 1982. — 343 с.
  28. Большая советская энциклопедия / под ред. A.M. Прохорова. 3-е изд. -Т. 21. М.: Советская энциклопедия, 1975. — 640 с.
  29. Е.В., Кульневич C.B. Педагогика: личность в гуманистиче ских теориях и системах воспитания: Учебное пособие. Ростов н/Д: Изд-во Рост. пед. ун-та 1999. — 166 с.
  30. О.Ф. Конструирование урока с использованием средств информационных технологий и образовательных электронных ресурсов // Информатика и образование, 2004. № 5. — С. 34−37.
  31. В. А. Опыт информатизации гуманитарных знаний // Педагогическая информатика, 1999. № 1. — С. 11−15.
  32. O.A. Преемственность в формировании мышления студентов технолого-экономического факультета педагогических вузов. Монография. М.:НОУ ИСОМ, 2005. — 153 с.
  33. A.A. Активное обучение в высшей школе. Контекстный подход. -М.: Высш. шк., 1991.-207 с.
  34. М.Я. Методология профессионального туристского образования: Монография. -М.: Сов. спорт, 2001. 197 с.
  35. В.В., Федосеев A.A., Христочевский С. А. Практическое внедрение информационных технологий на основе метода проектов // Педагогическая информатика. 1993. № 1. — С. 26−28.
  36. А.П. Непрерывное образование: Проблемы и перспективы. М., 1995. — 94 с.
  37. Т.И. Состояние и проблемы повышения качества профессионального образования специалистов для туристской индустрии: Монография. М.: Сов. спорт, 2001. — 146 с.
  38. JI.A. Информационное общество и проблемы образования: Учеб. пособие. Северск: Изд-во СГТИ, 2003. — 80 с.
  39. Г. В. Наука логики//Соч. М.: Госполитиздат, 1939. — Т.6. -338 с.
  40. .С. Педагогическая прогностика: методология, теория, практика. Киев: Вища школа, 1986. — 200 с.
  41. .С. Педагогические аспекты непрерывного образования// Вестник высшей школы, 1987. № 8. — С. 35−48.
  42. С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию./ Отв.ред. и сост. П. В. Алексеев.-М.: Школа-Пресс, 1995.-448с.
  43. С.М. Процесс преемственности высшей и средней школы. -Воронеж: Изд-во Воронежск. унив-та, 1981. -208 с.
  44. В.В. Использование дистанционных образовательных программ в дополнительной профессиональной подготовке специалистов туристского профиля : Дис.. канд. пед. наук: 13.00.08. М., 2004. — 187 с.
  45. В.В., Образцов П. И., Щекотихин В. М. Информационные технологии в образовательном процессе ввуза. Учебное пособие. Орел: ВИПС, 1997. — 126 с.
  46. C.B. Методика обучения информатике учащихся вузов // Информатика и образование, 2000. № 4.- С.
  47. А.Е. Дидактические принципы применения средств обучения. Киев: Вища школа, 1982. — 52 с.
  48. Диалектика познания сложных систем// Системный анализ и научное знание. -М.: Наука, 1978. 102 с.
  49. М.А. Преемственность в формировании специальных умений студентов (социально-педагогический аспект)//Вестник ОГУ, 2002. -№ 7. С.45−55.
  50. А.П. Избранные труды. Новосибирск: Наука: Сиб. изд. фирма, 1994.-413 с.
  51. А.П. Концепция использования средств вычислительной техники в сфере образования: (Информатизация образования. Новосибирск: ВЦ СО АН СССР, 1990. — 58 с.
  52. Е., Корнев В., Левшина В. Интегрированная система менеджмента качества вуза: методические подходы к ее формированию//Стандарты и качество, 2005. № 1. — С. 76−78.
  53. Е.А. Профессиональная подготовка менеджеров туризма с использованием Internet технологий : Дис.. канд. пед. наук: 13.00.08. — г. Сходня, Моск. обл., 2001. — 148 с.
  54. Н.Г. Методические аспекты психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса в период адаптации студентов к высшей школе// Теория и практика физической культуры, 2001 г. № 5. — С. 44−47.
  55. В.В. Информационная субкультура как фактор формирования профессионализма специалиста. Тамбов: Изд. ТГУ им. Г. Р. Державина, 2004. — 192 с.
  56. В.И., Квартальнов В. А. Менеджмент спорта и туризма. -М.: Сов. Спорт. 2000.-416 с.
  57. В.И. Педагогика в системе наук о человеке. М.: Педагогика, 1990. — 213 с.
  58. В.И. Исследовательская деятельность педагога : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 33 400 (50 701) Педагогика. — Москва: Академия, 2006. — 173 с.
  59. В.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования : Учеб. пособие для студентов пед. вузов, обучающихся по специальности 31 000- Педагогика и психология. М.: Academia, 2001. — 206 с.
  60. И., Данилин В. Реализация процессного подхода при документировании системы менеджмента качества//Стандарты и качество, 2004.-№ 2.-С. 81−85.
  61. Закон Российской Федерации «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»: М.: Правительство РФ, 1996. — 84 с.
  62. Закон Российской Федерации «Об образовании», М.: Правительство РФ, 1996., 90 с.
  63. О.В. Культуросообразные дидактические модели: технологический аспект. Тула, 2002. — 70 с.
  64. И.А. Педагогическая психология. М.: Логос, 1999. — 384 с.
  65. Н. Б. Информационная культура личности. Введение в курс: Учеб. пособие / Н. Б. Зиновьева. Краснодар, 1996. — 136 с.
  66. И.В., Квартальнов В. А. Менеджмент туризма. Туризм и отраслевые системы: Учебник. М.: Финансы и статистика, 2001. — 272 с.
  67. И.В., Зорин A.B. Профессиональное образование и карьера в туризме.: уч. для вузов. М.: Советский спорт, 2005. — 528 с.
  68. А.И. Профессиональное туристское образование: Структурный анализ и понятийная база: Монография. М.: Советский спорт, 2004. — 132 с.
  69. И. В. Квартальнов В.А. Туристика: Монография. М.: Сов. спорт, 2001.-288 с.
  70. И.В. Теоретические основы профессионального туристского образования: Монография. -М.: Сов. спорт, 2001. 264 с.
  71. И.В. Феномен туризма: избр. соч. М.: Наука, 2005. — 525 с.
  72. Ю.С. Информатизация и информационная культура / Ю. С. Зубов // Проблемы информационной культуры: Сб. ст. М., 1994. — 202 с.
  73. В.Г. Оптимизация учебного процесса в современных условиях. Тез. докл. 2-й межвуз. науч.-метод. конф. Казань: КГТУ, 1997. — 246 с.
  74. В.М. Основы психологического изучения профессиональной деятельности. -М.: Изд-во Моск. ун-та, 1978. 118 с.
  75. A.A. Апория преемственности. История философии. М.: Российский государственный гуманитарный ун-т, 2005. — 477 с.
  76. И.Ф. Школа как педагогическая система: основы управления: Учеб. пособие. Белгород: Изд-во Белгор. гос. ун-та, 1997. — 142 с.
  77. В.А., Шишов С. Е. Мониторинг качества образования. М., Вологда: Изд-во Вологодского ин-та повыш. квалиф. и переподгот. пед. кадров, 1998.-203 с.
  78. Кан-Калик В. А. Учителю о педагогическом общении. М., 1987. — 48 с.
  79. С.Д. Информационная культура в контексте общей теории культуры личности.//Педагогическая информатика, 2000. № 2. — С.41.
  80. Р.Я. Дидактическое моделирование познавательной деятельности для управления обучением с помощью ЭВМ М.: Б.и., 1989. -47 с.
  81. В.А. Педагогика и туризм: учебник. М. Советский спорт, 2000.-360 с.
  82. В.А. Туризм: теория и практика: избр. труды. В 5-и т. -Т.З. М.: Финансы и статистика, 1998. — 373 с.
  83. Г. И. Потенциал фундаментализации информационно-компьютерного содержания среднего профессионального образования. -Казань: ИСПО РАО, 2001. 220 с.
  84. Г. И. Содержание информационно-компьютерной подготовки в средней профессиональной школе: Монография. Казань: ИСПО РАО, 2001.-96 с.
  85. Е.А. Использование психологических знаний в педагогической деятельности. М.: Высш. шк., 1984. 149 с.
  86. К.К. Вызовы XXI века и проблемы образования. М.: Иссл. центр проблем кач. подгот. спец-в, 2000. — 54 с.
  87. К.К. Информатика как наука: роль и место информатики в современной системе научного знания. Лекция-доклад. М.: Иссл. центр проблем кач. подгот. спец-в, 1998. — 12 с.
  88. К.К. Информационное общество и проблема образования// Информационное общество М., 1997. — № 2,3.
  89. К.К. Социальная информатика. Базовая модульная программа учебного курса для системы высшего образования. Институт проблем информатики РАН. М., 2000. — 79 с.
  90. Колледж как вид среднего специального учебного заведения. М.: НИИ ВО, 1984.-41 с.
  91. С. В., Дедова Ю. В. Сущность комплексного подхода в педагогической деятельности с применением дистансционного образования. Сб. межрег. науч.-пр. конф. М.: СГУ, 2005. — 112 с.
  92. Я.А. Великая дидактика.//Избр. пед. соч.: в 2-х т. М.: Педагогика, 1982. — Т.1 — 656 с.
  93. Комплексное экономическое и социальное планирование развития профессионально-технического образования. М.: ВНМЦентр, 1990. — 76 с.
  94. Ю.А. Педагогический анализ учебно-воспитательного процесса и управление школой. М.: Педагогика, 1986. — 143 с.
  95. С.М. Информационная культура педагога в свете концепции индивидуальности человека// Информатика и образование, 2004. -№ 7.-С. 13−16.
  96. Ф.Ф. Системный подход и возможности его применения в педагогических исследованиях// Сов. педагогика, 1970. № 9.
  97. В.В. Методология педагогики. Чебоксары: Изд-во Чуваш, ун-та, 2001.-243 с.
  98. В.В. Общие основы педагогики : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 33 400 -Педагогика. 2-е изд., испр. — М.: Академия, 2005. — 254 с.
  99. П.У. Понятие целей обучения// Проблемы конкретизации целей обучения и воспитания. Тарту: Изд-во ТГУ, 1982. — 127 с.
  100. И.В. Формирование культуры будущего специалиста. М.: Высш. шк., 1990.-142 с.
  101. П.Ф. Дидактическое проектирование: Учеб.-практ. пособие. -М., 2001.-29 с.
  102. П.Ф. Педагогическая инноватика: теория и практика: Учеб.-практ. пособие. М.: TACIS, 2001. — 40 с.
  103. П.Ф. Содержание профессионально-педагогического образования: монография. -М.: Гардарики, 2006. 207 с.
  104. A.A., Семенов А. Л., Уваров А. Ю. О проекте концепции образовательной области «Информатика и информационные технологии» // Информатика. 2001. — № 17. — С. 21.
  105. Н.В. Методы исследования педагогической деятельности. -Л.: ЛГУ, 1970.-114 с.
  106. C.B. Педагогика самоорганизации: феномен содержания: Монография. -Воронеж: Учитель, 1997. -230с.
  107. Ю.А. Единство и преемственность педагогических действий в высшей школе. Самара: Самарский ун-т, 1993. — 112 с.
  108. Ю.А. Преемственность профессиональной подготовки молодежи в профтехучилищах и вузах. Саратов: Издательство Саратовского ун-та, 1990. — 159 с.
  109. Ю.А. Преемственность профессионально-технической и высшей школы. Свердловск: Издательство Уральского ун-та, 1990. — 117 с.
  110. A.A. Методы исследования в профессиональной педагогике. Таллинн: Валгус, 1980. — 334 с.
  111. В.В. Методическая теория обучения информатике: Аспекты фундаментальной подготовки. СПб.: Изд-во СпбУ, 2003.
  112. М.П. Методика преподавания информатики: Уч. пособие. М.: Academia, 2001. — 621 с.
  113. B.C. Непрерывное образование: структура и содержание. М.: АПН СССР, 1988.-282 с.
  114. B.C. Содержание образования: сущность, структура, перспективы. М.: Высш. шк., 1991. — 223 с.
  115. И.Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981. — 185 с.
  116. Т.В. Преемственность среднего профессионального образования в многоуровневой системе. Казань: РАО ИСПО, 1998. — 39 с.
  117. В.В. Информационные технологии в учебном процессе // Университетское управление: практика и анализ, 2001. № 4. — С. 43−47.
  118. С.М. Дидактические системы и модели обучения. Новгород: ВГИПИ, 1998.-99 с.
  119. В.Л. Избранные статьи и доклады. М.: Магистр: Моск. пед. гос. ун-т, 1996. — 252 с.
  120. Е.И. Психологические основы управления учебной деятельностью. Киев: Вища шк., 1987. — 223 с.
  121. Е. А. Основы информационной культуры // Социс. 1994. -№ 11.-С. 23−27.
  122. A.B. Формирование готовности студентов к профессиональной деятельности в туристских фирмах : Дис.. канд. пед. наук: 13.00.08. Сходня, 2000. — 119 с.
  123. Методологические и теоретические проблемы оптимизации учебно-воспитательного процесса. Сб. науч. трудов АПН СССР, НИИ общ. проф. воспитания/ Под ред. Ю. К. Бабанского. М.: АПН СССР, 1984. — 77 с.
  124. Методические рекомендации по разработке учебно-программной документации для средних специальных учебных заведений. М.: НИИВШ, 1989. -Вып.1 -32 с.
  125. Методология профессионального туристского образования: Монография / Под ред. В. А. Квартальнова, В. А. Горского, И. В. Зорина. М.: Советский спорт, 2001. — 200 с.
  126. H.H. Универсум. Информация. Общество. М.: Устойчивый мир, 2001. — 198 с.
  127. Н.И. Изучение эффективности воспитания: теория и методика. -М.: Педагогика, 1981. 176 с.
  128. И. Г. Информационное общество: Учеб. пособие / И. Г. Моргенштерн. Челябинск, 1996. — 75 с.
  129. А.Г. Пути обеспечения преемственности в самостоятельной учебной работе учащихся средней общеобразовательной школы и студентов вуза. Автореф. канд. дис. Киев, 1972.
  130. H.A. Дополнительное образование многоуровневая система в непрерывном образовании России: Монография. -М.: Иссл. центр проблем кач. подгот. спец-в, 2001. — 277 с.
  131. A.A. Методические рекомендации по оптимизации и интенсификации учебных занятий в среднем специальном учебном заведении. М.: Б.и., 1984. — 21 с.
  132. И.И. Взаимосвязь общего и профессионального образования в процессе подготовки специалиста в вузе. Монография. Омск: Издательство Омского ун-та предпринимательства и права, 2005. — 88 с.
  133. A.M. Российское образование в новой эпохе: Парадоксы наследия- векторы развития. М.: Эвгес, 2000. — 272 с.
  134. A.M., Новиков Д. А. Образовательный проект (методология образовательной деятельности). -М.: Эгвес, 2004. 119 с.
  135. П.И. Психолого-педагогические аспекты разработки и применения в вузе информационных технологий обучения. Монография. -Орел: ОрелГТУ, 1997. 131 с.
  136. Е.И. Непрерывное образование: основные понятия и термины (тезаурус). Санкт-Петербург: ГНУ ИОВ РАО. — 145 с.
  137. В. Г., Огарев Е. И.,. Загорский A. JI. Теоретические основы непрерывного образования. М.: Педагогика, 1987. — 207 с.
  138. Организационно-экономическое проектирование учебно-профессиональных комплексов и центров непрерывного образования. -СПб.: НИИ ПТО РАО, 1992. 80 с.
  139. А.Н. Управление подготовкой учительских кадров в процессе непрерывного образования: проблемы и перспективы. М., 1991. 196 с.
  140. Пак Н.И., Степанова Т. А. Использование параллельных технологий обучения в курсах информатики// Новые информационные технологии в университетском образовании: Тезисы конференции. Новосибирск: СГУПС, ИДМИ, 2001.-120 с.
  141. А.Ю. Дополнительная мультимедийная подготовка как компонент профессионального образования студентов туристского вуза : Дис. канд. пед. наук: 13.00.08. М., 2005. — 143 с.
  142. C.B. Информационные и коммуникационные технологии в личностно-ориентированнном обучении. -М.: Прогресс, 1998. 87 с.
  143. Педагогический энциклопедический словарь/ Под ред. Бим-Бад Б.М. -М.:БРЭ, 2002.-527 с.
  144. Перспективы информатизации общества. Ч. 1,2. Серия «Информатика. Наука. Общество» М.: ИНИОН, 1990.
  145. В.Ю. Основы педагогической технологии: Уч.-метод. пособие. -М.: Гном и Д, 2001. 188 с.
  146. В.Г. Использование синергетического подхода при определении целей университетского образования// Вестник ОГУ, 2002. -№ 8. С. 46−50.
  147. А.Я. Методика рейтинговой оценки знаний и навыков. -Петродворец: ВВМУРЭ, 1994. 29 с.
  148. Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Уч. пособие. М.: Academia, 2001. — 270 с.
  149. Е.С., Бухаркина М. Ю., Ястребцева E.H., Батюкова З. И. Телекоммуникации в учебно-воспитательном процессе школы: Метод, пособие. -М., 1993.
  150. В.М. Оценка качества научно-педагогических исследований. -М.: Педагогика, 1987. 144 с.
  151. О.Н. Деловая игра как метод активного обучения на уроках информатики//Информатика и образование, 2004. № 5. С. 49−55.
  152. Г. Н. Переход России к информационному обществу. СПб.: Сев. звезда, 2003. — 122 с.
  153. M.M. Качество образования: проблемы и технологии управления (в вопросах и ответах). М.: Пед. ощ. Росс., 2002. — 351 с.
  154. Проблемы информатики в образовании, управлении, экономике и технике: III Всероссийская науч.-технич. конференция: сборник статей. -Пенза: Пензенский гос. пед. ун-т, 2003. 172 с.
  155. Проблемы преподавания информатики в вузе и школе. Т.1. -Мурманск: МГПИ, 2002. 79 с.
  156. А.И. Информация, наука, технология в глобальных исторических изменениях. М.: ИНИОН, 1998. — 104 с.
  157. А.И. Информационная технология и информатизация современного общества: Свод. реф. М.: ИНИОН, 1989. — 19 с.
  158. З.Г. Среднее профессиональное образование и проблемы гуманизации: Уч.-метод. пособие. Уфа: БашГУ, 2003. — 93 с.
  159. Рейтинговая система оценки успеваемости студентов. Сб. науч. трудов/ Под ред. Козакова В. А. Киев: УМКВО, 1992. — 202 с.
  160. Рейтинговая система оценки успеваемости студентов: Проблемы и перспективы: Мат-лы семинара 17−20 сент. 2003 г. Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2003. — 111 с.
  161. Рекомендации по преподаванию информатики в университетах. Computing Curricula: Computer Science: Пер. с англ. СПб., 2002. — 372 с.
  162. И. В. Теоретические основы создания и использование средств информатизации образования : Дис.. д-ра пед. наук: 13.00.02. М., 1994. -339с.
  163. И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы- перспективы использования. — М.: «Школа— Пресс», 1994. —205с.
  164. Л.А. Информационные технологии в гостиничном и туристском менеджменте. Монография. M., РМАТ, 1997. — 155 с.
  165. Л.А. Компьютеризация учебного процесса: от формы к содержанию. // Актуальные проблемы туризма '2001: Перспективы развитиятуризма в северном Подмосковье. Сб.докл.и тез.сообщ. всеросс. науч.-практ. конф.-М: РМАТ, 2001. С.44−46.
  166. Л.А. Прогресс информационных технологий и проблемы качества подготовки менеджеров туризма. // Международный форум «Молодежь. Спорт. Туризм». Квартальновские научные чтения. Москва, 1820 февраля 2004 г. М.: Советский спорт, 2004, — С. 371−373.
  167. С.А. Преемственность технологической подготовки в системе «колледж вуз» // Среднее профессиональное образование. — 2007. -№ 1. — С. 19−20.
  168. Ю.А. Сети Интернет : Архитектура и. М.: Сиринъ, 1998. -422 с.
  169. Э. П. Информационный подход к познанию действительности. К.: Наук, думка, 1988. — 240 с.
  170. Л.Г. Содержание и технологии обучения в средне-специальных учебных заведениях: Учеб. пособие. М.: Мастерство, 2001. -270 с.
  171. Г. Н. Педагогические системы обучения: Учеб. пособие (в 2-х ч.) 4.1 Методология и психолого-педагогические основы. Челябинск: ЧПИ, 1980.-97 с.
  172. А.И. Диверсификация профессионального туристского образования: Монография. М.: Советский спорт, 2003. — 240 с.
  173. М.Н. Методология и методика педагогических исследований. -М.: Педагогика, 1986. 150 с.
  174. М.Н. Проблемы современной дидактики. М.: Педагогика, 1980.-96 с.
  175. В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов- Под ред. В. А. Сластенина. М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 576 с.
  176. В.А. Культура умственного труда студентов : Учеб. пособие. М.: Прометей, 1994. — 109 с.
  177. Н. А. Человек эпохи информатизации Homo informaticus / Н. А. Сляднева // НТИ. Сер. 1. — 1999. — № 3. — С. 16−22.
  178. A.B. Метатеория социальной коммуникации / А. В. Соколов- Рос. нац. б-ка. СПб., 2001. — 352 с.
  179. И.В. Социальная информатика и социология: Монография. -М.: Союз, 1999.-208 с.
  180. Становление системных идей в науке и философии: Сб. статей / Отв. ред. И. В. Блауберг, В. Н. Садовский. М.: ВНИИСИ, 1980. — 81 с.
  181. Н.Ф. Методика составления обучающих программ : Учеб. пособие. М.: Изд-во МГУ, 1980. — 46 с.
  182. Теоретические и методические проблемы обучения в школе и вузе (математика, информатика): Межвузов, сборник науч. трудов. СПб, Мурманск, 2001.-98 с.
  183. Управление качеством образования/ Под ред. Поташник М. М. М.: Пед. общ. Росс., 2000. — 441 с.
  184. А. Д. Информатизация общества. Введение в социальную информатику / А. Д. Урсул. М., 1990. — 192 с.
  185. А. Д. Информация: Методол. аспекты / А. Д. Урсул. М.: Наука, 1971.-295 с.
  186. А. Д. Информация и мышление / А. Д. Урсул. М.: Знание, 1970.-48 с.
  187. А. Д. Проблема информации в современной науке: Философ, очерки / А. Д. Урсул. М.: Наука, 1975. — 287 с.
  188. А.Д. Переход цивилизации и России к устойчивому развитию. -М.: Изд-во РАГС, 2005. 67 с.
  189. А.И. Спортивно-педагогическая информатика: Теоретико-методологические аспекты информатизации системы подготовки специалистов по физической культуре и спорту: монография. М.: Теория и практика физ. культуры, 2003. — 448 с.
  190. O.K. Информатизация современных технологий обучения в высшей школе. Ростов н/Д: Мираж, 1997. — 212 с.
  191. JI.O. Развитие преемственности школного и вузовского образования в условиях введения профильного обучения в старшем звене средней школы. М.: Лаборатория базовых знаний БИНОМ, 2005. — 190 с.
  192. Философский словарь: Пер. с рус. / Под ред. М. М. Розенталя. М.: Прогресс, Б. г., 1986. — 720 с.
  193. В.А. Природа библиографического знания: Монография. М.: РГБ, 1995. — 350 с.
  194. В.Т., Кугукина Л. П. Педагогическая технология как фактор повышения эффективности образовательного процесса. Таганрог: ТГПИ, 2001.- 125 с.
  195. B.C. Экспертные оценки в педагогических исследованиях. -М.: Педагогика, 1989. 150 с.
  196. Д.В. Дидактические технологии в высшей школе. М.: Юнити, 2002. — 437 с.
  197. Е.М. Изменение представления о модели выпускника в условиях обучения с использованием новых информационных технологий // Сб. докладов конференции «Информационные технологии образования». -Волгоград, 2002.117
  198. В.Ф. Дидактические основы информационных технологий обучения в образовательных учреждениях : Дис.. д-ра пед. наук: 13.00.01. -Екатеринбург, 1995. 364 с.
  199. Ю. А. Социокультурные и технико экономические аспекты развития информационной среды. // Информатика и культура: Сб. тр. -Новосибирск: Наука, 1990. — 231 с.
  200. Э.Г. Методология науки. Системность. Деятельность. М.: Эдиториал УРСС, 1997. — 444 с.
  201. В.А. Психология управления учебно-познавательной деятельностью студентов: Учеб. пособие. Л.: ЛГУ, 1986. — 43 с.
Заполнить форму текущей работой