Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Особенности системы воспитания и образования наследников российского престола

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Ее педагогические воззрения, кратко изложенные и ставшие основой одной из глав «Наказа», затем были развернуты в педагогические сочинения, касающиеся воспитания и образования детей, представлявшие интерес не только для наставников ее внуков — великих князей, но составившие «важное и поучительное явление в историко-педагогической литературе» Лавровский Н. О педагогическом значении сочинений… Читать ещё >

Особенности системы воспитания и образования наследников российского престола (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Екатерининские программы воспитания наследников престола

Феномен Екатерины Великой поражает. Принцесса из крошечного немецкого княжества, не получившая сколько-нибудь сносного воспитания и образования, маленькая Фике (так звали в детстве принцессу Софию-Фредерику-Августу из древнего, но обедневшего рода князей Ангальт-Цербстских) в возрасте 33 лет становится владычицей державы полумира, одним из образованнейших людей своего времени.

Сам процесс обучения будущая императрица считала лишь средством выявления способностей, единственно отвращением от праздности, годным для приучения к труду и прилежанию. Она упорно отрицала всякое принуждение к учению и в отношении сына, и своих внуков, великих князей. Обучение, по ее непререкаемым представлениям, всегда должно сопровождаться нравственным и религиозным воспитанием.

Ходом исторического развития русское дворянство во второй половине XVIII века становится проводником западного просвещения в своем отечестве, а Екатерина II принимает на себя роль лидера этого либерального движения. В успешном исполнении императрицей указанной роли важное значение имели не только характер и обстоятельства ее политической судьбы, но и педагогическая культура Екатерины II.

Либерально настроенная, Екатерина II стремилась согласовать необходимость конституционного правления и самолюбивое желание быть неограниченною властительницей на российском троне. Известно, что деспотизм поддерживается не чем иным, как недостатком просвещения в народе. Картина массового образования старой Руси справедливо оценивалась как весьма печальная, поскольку речь шла не о грамотности народа, а лишь о грамотности духовенства. Невежество же русского народа, который не знал в допетровской Руси ни школ, ни университетов, почиталось за благочестие. При отсутствии воспитательных и образовательных программ в период начавшихся общественных перемен Екатерина II с редким усердием читает и перечитывает педагогические сочинения западноевропейских авторов, составляет из них извлечения, обогащая собственными соображениями. Наблюдает за состоянием современного ей воспитания и образования в России Сочинения Екатерины II. Сост. и вступ. статья О. Н. Михайлова. — М.: Сов. Россия, 1990. — 384 с.

Школа, как известно, имеет две цели: во-первых, научить мыслить, приобретая известные научные познания и понятия, и, во-вторых, дать известное направление воспитанию и выработке характера. Педагогические авторитеты того времени — Локк и Руссо — отдавали предпочтение второй цели. По их мнению, школа должна не столько обогащать познаниями, сколько внушать новые, согласные с природой человека здравые чувства, нравы и правила. Главной целью воспитания признавалась выработка добронравия, обучению отводилась второстепенная роль Модзалевский Л. Н. Очерк истории воспитания и обучения с древнейших до наших времен. Часть первая. — СПб.: Алетейя, 2000. — 429 с.

«Самое надежное, но и самое труднейшее средство сделать людей лучшими, есть приведение в совершенство воспитания», — заявила императрица в своем «Наказе» выборным депутатам, составленном в 1766 году для Комиссии о сочинении проекта нового уложенияЛавровский Н. О педагогическом значении сочинений Екатерины Великой. Речь, написанная для произнесения на торжественном собрании Императорского Харьковского университета 30 августа 1856. — Харьков, 1856. — 187 с. Это сочинение содержало многие положения, высказанные Ш. Л. Монтескье (1689−1755) в его книге «О духе законов» («Esprit des lois», 1748).

Пропитанная идеями французского просветителя, Екатерина II посвящает в «Наказе» целую главу воспитанию. Глава начинается непривычным в тогдашней России следующим общим положением: «Правила воспитания суть первые основания, приуготовляющие нас быть гражданами».

Для подготовки будущих граждан президент Академии художеств и директор Канцелярии от строений И. И. Бецкой (1704−1795) в 1766 году составляет «Краткое наставление, выбранное из лучших авторов с некоторыми физическими примечаниями о воспитании детей от рождения их до юношества» (до шестнадцатого года включительно). Наставление рассылается во все присутственные места Российской империи для всеобщего ведения Муравьева О. С. Как воспитывали русского дворянина. — М.: Linka-Press, 1995. — 270 с.

Несмотря на свои грешные падежи, Екатерина II оставила заметный след на почве отечественной cловесности, прежде всего, — в разработке просветительских идей XVIII века. Таковы ее мысли о воспитании, заимствованные у Дж. Локка, иногда даже буквально переведенные из его сочинения. Эти заимствования, творчески переработанные и дополненные, касались преимущественно физического и нравственного воспитания детей. При этом Екатерина II не всегда разделяет взгляды английского философа и педагога. Если Локк советует применять для исправления детей телесные наказания, императрица, не забыв материнские пощечины, допускает только нравственные средства: вразумление, пристыживание и, главное, донесение о дурных поступках Бабушке, которой великие князья обязаны были безусловным повиновением.

В инструкции, данной 13 марта 1784 года Н. И. Салтыкову (1736−1816) при назначении его к воспитанию великих князей, сказано: «Поваживать воспитанников к непрекословному послушанию Нам и Императорской Нашей власти. Да будет то, что Бабушка приказала, непрекословно исполнено; что запретила, того отнюдь не делать, и чтоб им казалось столько же трудно то нарушить, как переменить погоду по их хотению» Толстой Д. А. Взгляд на учебную часть в России в XVIII столетии до 1782 года. — СПб., 1883. — 100 с.

Ее педагогические воззрения, кратко изложенные и ставшие основой одной из глав «Наказа», затем были развернуты в педагогические сочинения, касающиеся воспитания и образования детей, представлявшие интерес не только для наставников ее внуков — великих князей, но составившие «важное и поучительное явление в историко-педагогической литературе» Лавровский Н. О педагогическом значении сочинений Екатерины Великой. Речь, написанная для произнесения на торжественном собрании Императорского Харьковского университета 30 августа 1856. — Харьков, 1856. — 187 с.

Если Екатерине не удалось привлечь Д’Аламбера к воспитанию наследника Павла, то она пожелала воспитать своих внуков в полном соответствии с правилами современной педагогики и выписала для них швейцарского республиканца Ф. С. Лагарпа (1754−1838).

В качестве первой добродетели, которую она внушает внукам, Александру и Константину, оказывается знание предмета Закон Божий. Затем следует обучение иностранным языкам, но чтоб при том не забывали своего языка Русского. «Кто писать будет, тому думать по-русски», — напишет императрица в «Завещании».

Одновременно с практическим обучением латинскому, немецкому, французскому и греческому языкам великие князья должны в соответствии с учебным планом императрицы-бабушки обучаться чтению, письму, рисованию и арифметике. Пока дети учатся языкам, следует начать географию, общую и частную, — описание земель, промышленности и ремесел Российской империи. Главное в обучении наследников престола — познание России, включая собственный «Наказ» императрицы и ее не менее либеральное «Рассуждение о мануфактурах».

Великие князья должны были посвящать несколько часов в день изучению России. «Сие знание столь важно для Их Высочеств и для самой империи, что спознание оной главнейшую часть знания детей занимать должно, — предписывала Екатерина II, не гнушаясь мелкими деталями обучения и масштабно передавая свою любовь к Отечеству. — Карта всея России, и особо каждой губернии с описанием, каковы присланы от генерал-губернаторов, к тому служить могут, чтоб знать слой земли, произрастения, животных, торги, промыслы и рукоделия; также рисунки и виды знаменитых мест, течение рек судоходных, с назначением берегов, где высоки, где поемны, большие и проселочные дороги, города и крепости и строения знаменитые, описание народов, в каждой губернии живущих, одежду и нравы их, обычаи, веселия, веры, законы и языки» Балязин В. Екатерина II: педагогические наставления: «инструкция Екатерины II воспитании, обучении наследников престола» // История и обществознание для школьников. — 2005. — № 2. .

Пособие по российской истории императрица, как известно, сочиняла сама. После переговоров в Могилеве в мае 1780 года с австрийским императором Иосифом II Владычица полумира получает полное собрание основных руководств, образцы учебников и наглядных материалов, в роскошных переплетах из коричневого сафьяна с золотым тиснением, для общегосударственной системы школ в России.

Сохранился первый, исходный документ от марта 1781 года в виде девяти листочков, явившийся планом создания системы народных школ. В составлении плана принял участие Франц Ульрих Эпинус (1724−1802), наставник великой княгини Екатерины Алексеевны в математических знаниях, а затем воспитатель шестилетнего Павла и автор учебника «Краткое понятие о физике для употребления… князя Павла Петровича» (1760).

Суть «Школьного плана» состояла в том, чтобы, подобно австрийцам, организовать жесткую вертикаль управления этой государственной системой, главным звеном которой являлась нормальная школа. В этом звене готовили учителей для школ низших ступеней — главных и простонародных (малых). Проблема учителей являлась главной темой плана, реализацию основных положений которого начнет через 20 лет внук Екатерины — Александр I.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой