Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Ситуация успеха-неуспеха как фактор профессионального самоопределения студентов педагогического колледжа

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Апробация работы и внедрение результатов исследования в практику. Результаты исследования обсуждались на научно-практических конференциях «Организация процесса профессионального отбора в условиях педагогического колледжа» (Екатеринбург, 1999), «Оптимизация процесса профессионального становления будущих педагогов в условиях педагогического колледжа» (Екатеринбург, 2000), «Культурологический подход… Читать ещё >

Содержание

  • 1. Психолого-педагогические аспекты организации профессионального самоопределения
    • 1. 1. Теоретические подходы к пониманию сущности организации профессионального самоопределения
    • 1. 2. Факторы, детерминирующие профессиональное самоопределение студентов в процессе освоения профессии
    • 1. 3. Анализ основных подходов к пониманию сущности успеха — неуспеха в профессиональной педагогике и психологии
  • 2. Опытно — экспериментальное исследование влияния ситуации успеха
  • — неуспеха на профессиональное самоопределение студентов педагогического колледжа
    • 2. 1. Характеристика процесса профессионального самоопределения студентов педагогического колледжа
    • 2. 2. Технологическая характеристика процесса создания ситуации успеха
  • — неуспеха в профессиональном самоопределении студентов педагогического колледжа
    • 2. 3. Эффективность внедрения ситуации успеха — неуспеха как фактора профессионального самоопределения

Ситуация успеха-неуспеха как фактор профессионального самоопределения студентов педагогического колледжа (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность проблемы и темы исследования. Политические и социальные преобразования в обществе, формирование рыночных механизмов и новых сфер деятельности поставили молодежь перед необходи.

• мостью сознательного выбора собственной позиции, целей и средств самоосуществления в быстро изменяющихся условиях жизни, нахождения своего места в мире профессий, осмысления социально-профессиональной роли, ценностного отношения к труду. Стремление быть конкурентоспособным специалистом ориентирует молодого человека на освоение смежных сфер деятельности, самооценку соответствия самого себя требованиям профессии, на преодоление трудностей в достижении цели. Это обусловливает значимость профессионального самоопределения в подготовке специалиста нового поколения.

Зачастую профессиональное самоопределение рассматривалось педагогикой и психологией в контексте выбора профессии. Однако актуаль.

• ным является его исследование как длительного процесса развития личности во взаимодействии объективных и субъективных факторов в ходе подготовки профессионала. Современные требования профессионального образования ориентируют студентов на самостоятельное присвоение ценностей, поиск личностного смысла в осваиваемой профессии, формирование индивидуального стиля деятельности, построение профессиональных перспектив, что актуализирует необходимость профессионального самоопределения.

По мнению многих педагогов и психологов, сложность осуществления данного процесса заключается в том, что увеличивается количество студентов, имеющих неопределенные ценностные представления об осваиваемой специальностислабо выраженные социально.

• профессиональные навыки анализа информации о рынке труда и осуществления субъективной избирательности в способах выбора и освоения профессии. Данный аспект проявляется при подготовке будущих социальных педагогов, задачей в деятельности которых является формирование способности подрастающего поколения к достижению успеха в жизненном и профессиональном самоопределении.

Востребованность специалистов на рынке труда обусловила подготовку в экономные по времени сроки в системе педагогических колледжей. Значение самоопределения в деятельности социального педагога велико, так как требует разумного выбора форм и средств взаимодействия с ребенком в сложных жизненных ситуациях.

Все выше сказанное привело к осознанию необходимости педагогической помощи студенту в формировании знаний и умений в организации процесса профессионального самоопределения.

Профессиональное самоопределение понимается нами как присвоение и реализация духовных ценностей, нахождение личностных смыслов, сознательный выбор собственной профессиональной позиции, преодолении трудностей в ходе освоения профессии.

Важными для раскрытия сущности, структуры и содержания самоопределения являются работы JI.B. Ботяковой, К. К. Платонова, Н.С. Пряж-никова, П. А. Шавирав плане проблемы формирования человека как субъекта профессиональной деятельности — В. А. Беликова, Е. А. Климовапрофессионального воспитания в процессе профессиональной подготовки в учебных заведениях — С. Я. Батышевой, А. Е. Голомштока, А. В. Мудрика. Организация личностью ориентированных технологий профессионального обучения специалистов рассмотрена учеными: Э. Ф. Зеером, С. Н. Чистяковой, В. Д. Шадриковым, С. Я. Якиманской. Технологией обучения выбора профессии занимались А. Е. Голомшток, Г. Н. Кузнецова, JI.M. Меркурьева. Критерии и показатели готовности к профессиональному самоопределению разрабатывались А. Я. Журкиной, С. Н. Чистиковой. Наиболее актуальным для теории и практики организации профессионального самоопределения является исследование факторов, влияющих на эффективность организации данного процесса. В последнее время достаточно изучено значение мотива достижения успеха, влияющего на активность субъекта в овладении знаниями. В педагогике категории «успех» и «ситуация успеха» исследовались А. С. Белкиным, Е. В. Коротаевой, А. А. Реаном, Н.Е. Щур-ковой, В. Ю. Питюковым. Психологи Ф. Хоппе, Д. Маккеланд утверждают, что стремление к успеху или мотив его достижения является важным фактором освоения профессии, так как способствует достижению эффективных результатов в любом виде деятельности. Субъект, мотивированный на успех, обладает большей настойчивостью при достижении цели, социальной смелостью, способностью к построению карьеры.

Педагогами в практике среднего педагогического профессионального образования (колледжа) используется технология создания ситуации успеха. Однако анализ полученных результатов позволил выявить, что неоднократно повторяющийся успех может вызывать деформацию развития личности. Преодоление данного феномена осуществлялось с помощью ситуации неуспеха, так как эмоции неудовлетворенности ориентируют к переосмыслению «Я-образа» и имеющегося опыта, к преодолению трудностей в ходе освоения социально-педагогической деятельности. Между тем и часто переживаемый неуспех приводит к снижению мотива достижения успеха, желанию прекратить освоение профессиональной деятельности, так как позволяет студенту полагать, что он мало способен к ней.

В рамках данного исследования значима точка зрения В.К. Вилюна-са: на результат в любом виде деятельности влияет амбивалентный характер эмоций успеха — неуспеха, которые способствуют развитию рефлексии, несут информацию о реальных достижениях в деятельности, создают условия для формирования адекватного уровня притязаний, способностей ответственно принимать решения, уточнять и корректировать цели и задачи личностного развития, удовлетворяют потребность в приобретении навыков деятельности в быстроизменяющихся условиях жизни. Таким образом, определено, что значение ситуации успеха — неуспеха в организации профессионального самоопределения неоспоримо, однако в практике профессионального обучения студентов структура, приемы, средства и условия ее реализации разработаны слабо.

На основе актуальности темы исследования, анализа психолого-педагогической литературы, изучения опыта работы в педагогическом колледже были выявлены следующие противоречия в организации данного процесса:

— между потребностью студентов в овладении навыками самоопределения в ходе профессионального обучения и наличием научно обоснованных и педагогически эффективных условий, обеспечивающих реализацию данной потребности;

— между необходимостью внедрения ситуации успеха — неуспеха как фактора профессионального самоопределения и неразработанностью содержания, приемов, средств ее реализации.

Из анализа актуальности темы и из выявленных противоречий вытекает проблема исследования, заключающаяся в поиске педагогических возможностей реализации ситуации успеха — неуспеха в профессиональном самоопределении студентов. Анализ противоречий и проблемы исследования позволил нам сформулировать его тему: «Ситуация успеха — неуспеха как фактор профессионального самоопределения студентов педагогического колледжа».

Цель исследования заключается в выявлении, определении, обосновании педагогических возможностей ситуации успеха— неуспеха как фактора, детерминирующего процесс профессионального самоопределения студентов педагогического колледжа.

Объект исследования — процесс профессионального самоопределения студентов педагогического колледжа.

Предмет исследования — реализация ситуации успеха — неуспеха в профессиональном самоопределении студентов педагогического колледжа.

Гипотеза исследования. Реализация ситуации успеха — неуспеха как фактора профессионального самоопределения студентов предусматривает:

— внедрение методов и приемов, способствующих: получению знаний о себе, о содержании социально-педагогического трудаосвоению ценностей и нахождению личностных смыслових реализации в практической деятельностиобучению способам построения перспектив профессионального развития;

— соблюдение определенной последовательности этапов внедрения: констатирующего, предвосхищающего, обобщающего;

— организацию специальных форм учебно-профессиональной деятельности: рефлексивных занятий, занятий по самопознанию и саморазвитию;

— учет специфики применения ситуации успеха— неуспеха на каждом этапе профессионального самоопределения в ходе освоения профессии.

В соответствии с предметом, целью и гипотезой исследования были определены следующие его задачи:

1) теоретически обосновать основные подходы к организации профессионального самоопределения студентов педагогического колледжа;

2) раскрыть сущность, структуру, содержание ситуации успеха — неуспеха;

3) определить функции ситуации успеха— неуспеха, условия ее реализации, а также ее эффективность на каждом этапе профессионального самоопределения студентов педагогического колледжа.

Теоретико-методологической основой исследования явились:

— идеи Е. А. Климова, С. Н. Чистякова о роли активности личности в профессиональном самоопределении;

— учение А. К. Марковой, М. В. Матюхина об особенностях мотивации учебно-профессиональной деятельности;

— основные положения теории и принципы организации личностно ориентированного обучения и образования, разработанные Н. А. Алексеевым, Е. В. Бондаревской, Э. Ф. Зеером, В. В. Сериковым, С. Я. Якиманской;

— методы активизации личностного и профессионального самоопределения, разработанные Н. С. Пряжниковым;

— теоретические подходы к обоснованию ситуации успеха— неуспеха, исследованные В. К. Вилюнасом;

— анализ способов преодоления критической ситуации, проведенный Ф. Е. Василюком.

Методы исследования. Для решения задач исследования и проверки гипотезы использован комплекс теоретических методов: системный анализ изучаемой проблемы, метод педагогического проектированиякомплекс эмпирических методов: метод прямого и косвенного наблюдения, методы индивидуальной беседы, анкетирования, тестирования учащихся и педагогов, анализ результатов практической деятельности студентов, биографический метод, статистические методы обработки данных.

База исследования. Основная исследовательская работа осуществлялась на базе Северного педагогического колледжа, Серовского профессионального лицея, в педагогических классах средних общеобразовательных школ. Общее количество студентов, принимавших участие в опытно-поисковой работе, составило 120 человек, педагогов — 6 человек.

Этапы исследования. Работа осуществлялась с 1998 по 2003 год и включала три этапа.

На первом этапе (1998—1999) определялись исходные позиции исследования: изучалась психолого-педагогическая, философская, социологическая литературауточнялись методологические и теоретические основы исследованияформулировалась цель, определялись объект и предмет исследования. Анализировалось состояние проблемы в теории педагогики, выявлялась потребность практики в ее разработке. Составлялась программа внедрения ситуации успеха — неуспеха на каждом этапе профессионального самоопределения студентов педагогического колледжа.

На втором этапе (1999—2002) осуществлялась опытно-поисковая часть исследования. Отслеживалось и корректировалось внедрение приемов создания ситуации успеха — неуспеха в ходе профессионального самоопределения студентов Северного педагогического колледжа.

На третьем этапе (2002—2003) обобщались, обрабатывались и анализировались данные опытно-поисковой работы, проверялись и внедрялись в практику результаты исследования, оформлялся текст диссертации.

Научная новизна работы заключается в следующем:

— выделены структура, содержание приемов, условия внедрения ситуации успеха — неуспеха на каждом этапе профессионального самоопределения;

— обозначен механизм осуществления ситуации успеха — неуспеха;

— выявлены основные функции ситуации успеха— неуспеха: развивающая (через самопознание, саморазвитие, самореализацию личности) — функция освоения ценностей профессиифункция преодоления трудностейфункция перевода знаний в субъективный опытпроектировочная.

Теоретическая значимость исследования состоит в определении сущности понятия «ситуация успеха-неуспеха» как фактора профессионального самоопределения и значимости его в практике профессионального становления специалистов в области социальной педагогики.

Практическая значимость исследования определяется тем, что разработанная программа и система приемов создания ситуации успеха-неуспеха, а также технология их внедрения с целью организации условий профессионального самоопределения в педагогическом колледже используются в практике организации указанного процесса в различных профессиональных средних образовательных учреждениях. Разработанная система предпрофессиональной подготовки внедрена в средних общеобразовательных учебных заведениях на этапе профессионального выбора.

Обоснованность и достоверность исследования обеспечиваются теоретической разработанностью рассматриваемой в диссертации проблемы, использованием взаимодополняющих методов исследования, общим методологическим подходом к разработке программы внедрения системы методов и приемов создания ситуации успеха — неуспеха.

Апробация работы и внедрение результатов исследования в практику. Результаты исследования обсуждались на научно-практических конференциях «Организация процесса профессионального отбора в условиях педагогического колледжа» (Екатеринбург, 1999), «Оптимизация процесса профессионального становления будущих педагогов в условиях педагогического колледжа» (Екатеринбург, 2000), «Культурологический подход в образовании» (Екатеринбург, 2000), «Личностью ориентированные технологии в организации профессионального становления студентов педагогического колледжа» (Серов, 2000). Система предпрофессиональной подготовки сертифицирована и опубликована в сборнике методических программ для профессиональных средних учебных заведений.

На защиту выносятся следующие положения:

1.Профессиональное самоопределение в ходе освоения профессии предполагает самостоятельное освоение ценностей, осознание их как своих собственных, нахождение смысла в осваиваемой профессии. Содержанием активного самоопределения является самостоятельное преодоление студентом трудностей в ходе самопознания, саморазвития, самооценивания, самоактуализации в ходе освоения профессии.

2.Амбивалентный характер ситуации успеха-неуспеха способствует профессиональному самоопределению, так как по своей сути является смыслообразующимпомогает определению перспектив профессионального развитиямотивирует студента переосмысливать свои возможности и собственные профессиональные позиции в ситуацияхнаучает преодолевать трудности, овладевать эффективным поведением на рынке труда.

3.Внедрение ситуации успеха-неуспеха предполагает соблюдение и реализацию следующих этапов: констатирующего, предвосхищающего, обобщающегоорганизацию мотивационных и рефлексивных занят.

4.Ведущими функциями ситуации успеха-неуспеха являются: смысло-образующаяразвивающаяфункция освоения ценностей профессиифункция преодоления трудностейпроектировочная (построение перспектив профессионального развития) — функция перевода знаний в субъективный опыт.

Структура и объем диссертации

Диссертация выполнена на 168 страницах и состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложений.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

1. В целом результаты исследования подтвердили выдвинутую гипотезу и позволили сделать следующие выводы.

2. Самоопределение будет пониматься нами как присвоение ценностей, нахождение личностных смыслов, сознательный выбор собственной профессиональной позиции, преодоление трудностей их реализации в ходе освоения профессии.

3. Профессиональное самоопределение студентов в педагогическом колледже осуществляется в процессе учебно-профессиональной деятельности. Для повышения эффективности процесса самоопределения возможно использовать специальные формы обучения: занятия по самопознанию и саморазвитиюмотивационные и рефлексивные занятия.

4. Внутренними ресурсами, способствующими переводу неуспеха в успех являются: наличие ярко выраженной потребности в достижении цели, высокий уровень притязаний, рефлексивность мышления, осознание трудностей, способность к максимальной концентрации усилий, старания, терпение, организованность, характер, преданность профессии. Внутренние ресурсы, определяющие уровень мотивации достижения успеха: стремление к успеху, надежда на успех, субъективно оцененная вероятность и субъективные эталоны оценки достижения успеха. Внешние факторы: личностно ориентированные технологии обучения.

5. Механизм осуществления ситуации успеха-неуспеха: актуализация смысланаличие цели, мотива достижения, понимание проблемной ситуации, апробация имеющегося опытаисчерпывание имеющегося опыта, утверждение или дискредитация прежних смыслов в контексте обнаруженных противоречий, инновация знаний, перевод их в субъективный опыт, реализация вновь обретенного смысла.

6. Для «нерефлексивных» личностей чаще необходима ситуация успеха, для «рефлексивных» — неуспеха (эмоции неудовлетворения, неудовольствия вызывает желание преодолевать трудности, мотивируют к поиску новых способов освоения специальности, выдвижению новых задач, развивают волю, заставляют новыми глазами посмотреть на предыдущие достижения, способствуют переосмыслению имеющегося опыта, поиску новых профессиональных ценностей).

7. Ситуация успеха-неуспеха только тогда становится действенным фактором профессионального самоопределения, когда реализуется на всех этапах образовательного процесса, усложняет задачи профессионального развития, стоящие на каждом этапе профессионального обучения, реализуется с учетом индивидуальных возможностей учащихся.

8. Проведение опытно-поисковой работы позволило выявить три уровня профессионального самоопределения в ситуации успеха-неуспеха («успех — неуспех — успех" — «успех и неуспехизбегание неудачуспех», «неуспехизбегание усилий»).

9. Проверка эффективности внедрения ситуации успеха-неуспеха показала снижение количества студентов со вторым и третьим уровнями профессионального самоопределения и увеличения с первым уровнем, что подтвердило возможности данного фактора в эффективной организации профессионального самоопределения.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская К. А. Личностные механизмы регуляции деятельности. Проблемы психологии личности. М.: Просвещение, 1982.
  2. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М.: «Мысль», 1991. 299 с.
  3. Адаптация первокурсников: проблемы и тенденции // Университет упр.: практика и анализ. 2001. № 49. С. 65−69
  4. Н.А., Болотов И. А., Воробьев И. А. Психологический профотбор на педагогические специальности. Ярославль, 1994.
  5. Ангеловская М. А. Формирование готовности подростков к профессиональному самоопределению в условиях учреждений дополнительного образования: Автореф. дис.. канд. пед. наук / Челябинский гос. пед. ун-т. Магнитогорск, 2001. 23 с.
  6. И.П. Основы педагогического мастерства. М., 1999.
  7. Л.И. Развитие личности специалиста как субъекта своей профессиональной жизни. Психологические исследования проблемы формирования личности профессионала / Под ред. В. А. Бодрова и др. М., 1991.
  8. Л.М. Нравственная сторона выбора профессии / Жизненные планы молодежи. Свердловск, 1966.
  9. .Ц. Психология в работе учителя: в 2 кн. М.: ВЛАДОС. 2000. Кн. 2. 160 с.
  10. В.В., Зеленова М. Е. Представления студентов о будущем как аспект их личностного и профессионального самоопределения // Психологическая наука и образование. 2002. № 3. С. 28−41.
  11. А.С. Основы возрастной педагогики: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: «Академия». 2000. 192 с.
  12. А.С. Ситуация успеха. Как ее создать? М., 1992.
  13. Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры: Психология человеческой судьбы. М., 1988.
  14. Н.Р. Проблема саморазвития личности в психологии: Аналитический обзор. М., 1998.
  15. Е.В., Зотова Н. Г., Сластенин В. А. Профессиональная педагогика. Москва, 1999.
  16. Н.В. Педагогика. Учебник для вузов. СПб: «Питер», 2001. С. 170−201.
  17. В.А., Л.Н. Педагогические условия развития профессиональной рефлексии у студентов педагогического колледжа: Авто-реф. дис. канд. пед. наук. Курск, 1999. 16 с.
  18. Е.М. Профессиональное самоопределение учащихся. Рабочая книга школьного психолога / Под. ред. И. В. Дубровиной. М.: Просвещение. 1991.
  19. С.С., Климкина Н. Ф. Личностно-ориентированное взаимодействие преподавателей и студентов // Специалист. 1999. № 12. С. 24−28.
  20. И. Имидж путь к успеху. СПб., 1996.
  21. А.И. Психологические аспекты взаимодействия «преподаватель-студент» при индивидуально-дифференцированном подходе в обучении: Автореф. дис.. канд. психол. наук. Казань, 1999. 16 с.
  22. Э.П. Психолого-педагогическая подготовка будущих учителей к решению сложных педагогических ситуаций: дисс.. канд. пед. наук. Екатеринбург, 1995.
  23. И. Умейте мыслить гениально. СПб, 2002.
  24. М.С. Профориентационные игры как средство активизации психологической готовности оптантов к выбору профессии:
  25. Автореф. дис. канд. психол. наук. М. 1989.
  26. Ф. Е. Психология переживания. Анализ преодоления критических ситуаций. М.: МГУ. 1984. 200 с.
  27. Д. Успешность через присоединение / Перспектива, 1997, № 3.
  28. Вейтли Д. Слагаемые успеха / Перспектива. 1997. № 3.
  29. А.А. Развитие мотивации студентов в контексте обучения //Вопросы психологии. 1997. С. 22−31.
  30. А.А. Развитие мотивации студентов в контексте обучения. Монография. Москва: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2000.
  31. А.А., Филиппов А. Н., Красовский Ю. Д. Психолого-педагогические вопросы проведения деловых игр. М.: НИИ ПВШ, 1983. с. 44
  32. В.К. Психологические механизмы мотивации человека. М.: Из-во МГУ. 1990. С. 100−103.
  33. О.С. Новые ценности образования. М., 1986.
  34. И.В. Психологические особенности творческой личности студента педвуза: Автореф. Дис.. канд. психол. наук / Моск. пед. ун-т. М., 1997. 20 с.
  35. Н.Ф. Индивидуальный подход к формированию профессиональных планов старших подростков: Автореферат дис.. канд. пед. наук. Л., 1984. 17 с.
  36. Н.Ф. Психолого-педагогические основы индивидуализации профессионального воспитания учащихся профессиональных учебных заведений: Автореф. Дис.. канд. пед. наук. Л., 1984. с. 17.
  37. Гин А. Приемы педагогической технологии. Свобода выбора, открытость, деятельность, обратная связь. М.: Вита-пресс, 1999.
  38. М. Р. Психологическое содержание жизненного поля личности старшего подростка // Мир психологии и психология в мире. 1995. № 3.
  39. Д. Хочешь добиться успеха покажи себя! / Перспектива. 1998. № 5. С. 14−15
  40. И. Школы без неудачников. М.: Прогресс, 1991.
  41. Л.Я. Психология эмоциональных отношений. М.: МГУ, 1987. 174 с.
  42. Е.И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи. Киев, 1988.
  43. А.Е. Выбор профессии и воспитание личности школьника. М., 1997.
  44. С.Б. Методы активной профессиональной подготовки обучающихся индустриально-педагогического колледжа. Автореф. дис. канд. пед. наук. Магнитогорск, 1997.
  45. С.С. Обучение студентов педагогического вуза педагогическому взаимодействию в личностно ориентированном образовании: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Воронеж, гос. пед. ун-т. Воронеж, 2000. 20 с.
  46. А. Энциклопедия экстремальных ситуаций. М., 1995.
  47. Д.В. Социокультурное самоопределение подростка // Педагогика. 2000. № 7. С. 42−48.
  48. Н.Г. Формирование конструктивного поведения личности // Специалист. 1999. № 4. С. 20−22.
  49. . В. Метод проектов как частный случай интегральной технологии обучения // Директор школы. 1995. № 6.
  50. В. Как стать собой. Психотехника индивидуальности: Пособие для самообразования. Харьков, 1994.
  51. Даренских Л.А. Профессионально-направленная адаптация перво51
Заполнить форму текущей работой