Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Организационно-педагогические основы управления муниципальной образовательной системой в условиях актуализации новых приоритетов образования

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Практическая значимость исследования заключается в том, что модели муниципального управления образованием и национально-культурного воспитания учащихся внедрены в структуру комитета по образованию администрации г. Майкопаапробирован механизм взаимодействия комитета по образованию с социальными, культурными институтами города, разработанная нормативная и прогностическая исследовательская… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Управленческая деятельность как проблема (объект) педагогической науки
    • 1. 1. Управление и управленческая деятельность
    • 1. 2. Управленческая деятельность как проблема педагогической науки

Организационно-педагогические основы управления муниципальной образовательной системой в условиях актуализации новых приоритетов образования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования.

Цели и задачи современного образования в России, обозначенные в Проекте Национальной доктрины образования в Российской Федерации (1999), в Федеральной программе развития образования (2000 г.) и в Стратегии развития Российской Федерации до 2010 года (2000 г.), являются знаком нового этапа в процессе реформирования школьного образования. Этапа, немыслимого без перестройки управления общеобразовательной школой. Мотивы перестройки, ее проблемы отчетливо выявились еще в начале 90-х годов и за десятилетие обрели определенность, научную основу и первые опыты практического решения. Научные исследования в сфере управления общеобразовательной школой (В. С. Лазарев, М. М. Поташник, В. П. Беспалько, М. В. Кларин, А. И. Кочетов, Т. И. Шамова, П. В. Худо-минский, Б. Гершунский и др.) содержат научные обоснования педагогических новаций, дают рекомендации по эффективному обновлению системы образования в новых условиях — условиях расширения прав и ответственности школы за результаты воспитания школьников и подготовки их к жизни. Современная научная школа, сосредоточенная на проблемах управления образованием (Ю. А. Конаржевский, В. П. Симонов, В. А. Сласте-нин, А. М. Стрижов, С. Е. Шишов, В. А. Кальней и др.), исследовательская работа и практический опыт образовательных учреждений областей и регионов России (Сибирского региона, Татарстана, Ростовской области, Краснодарского края, Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии, Калмыкии, Республики Саха (Якутия) утверждают в необходимости научного управления образованием.

В этом плане в федеральном масштабе управления образованием достигнуты позитивные результаты. Однако нуждаются в изучении и осмыслении специфика реализации региональных программ образования и новизна функционирования муниципальной образовательной системы, особенность управления ею в условиях полинационального города, определяющих новые приоритеты образования.

Среди них наиболее актуальными для практической работы являются: освоение технологий современного менеджмента руководителями муниципальных образовательных учрежденийповышение профессионального уровня педагогического корпусаизучение национальных традиций воспитания, народных педагогических систем для использования в образовательной деятельности.

Данные проблемы находятся в стадии изучения, поисков путей и практического их освоения, о чем свидетельствуют работы В. П. Васина, В. П. Ведина, Н. Д. Малахова, публикации в педагогической периодике за 1997;1999 годы. Особого внимания заслуживают статьи М. Артюхова, Д. Вердиева, JI. Ефремовой, В. Кричевского, Л. Левчука, А. Стрижова, П. Тищенко, М. Федорова, Г. Андреева, Ф. Харисова, М. Шаймиеваматериалы управления образованием мэрии г. Новосибирскаобсуждение проблемы: «Школьная политика государства и воспитание подрастающего поколения"1 и др.

Среди упомянутых публикаций наше преимущественное внимание обращено на материалы, служащие своего рода импульсом к нашим исследованиям, идущим параллельно или своим путем, на котором имеются как.

1 Артюхов М. Управление муниципальной образовательной системой: опыт Сибирского региона. Материалы «круглого стола» // Педагогика. — 1999. — № 5.

Вердиев Д. Главное — постоянная диагностика: реализация управленческих функций в системе регионального управления // Образование и рынок. — 1998. — № 3.

Вердиев Д. Педагогика школы — педагогика среды. Становление и развитие муниципального образования в условиях реформирования школы // Образование и рынок. — 1998. — № 4. Ефремова Л. Воспитывать на основе национальной культуры // Школа. — 1998. — № 3. Кричевский В. Сугубо практическая теория // Народное образование. — 1997. — № 3. Левчук Л. Региональная модель образования и национальные интересы России // Народное образование.

— 1997.-№ 2.

Стрижов А. Понятие качества образовательной услуги в условиях рыночных отношений // Стандарты и мониторинг в образовании. — 1999. — № 3.

Тищенко П. Многомерность образовательного пространства // Народное образование. — 1997. — № 2. Федоров М., Андреев Г. Еще раз о философии образования // Стандарты и мониторинг в образовании.

— 1998. — № 3.

Харисов Ф. От Татарстана просвещенного к Татарстану процветающему // Народное образование.

— 1999.-№ 6.

Шаймиев М. Основа полноценного развития общества // Народное образование. — 1999. — № 6. Самооценка образовательного учреждения: управление образованием мэрии г. Новосибирска // Стандарты и мониторинг в образовании. — 1998. — № 3.

Школьная политика государства и воспитание подрастающего поколения II Педагогика. — 1999. — № 3. неудачи, так и определенные достижения. Это публикации М. Артюхова, Д. Вердиева, В. Кричевского, JI. Левчука, П. Тищенко и других, рассматривающих идеи управления региональным и муниципальным образованием в конкретном социокультурном образовательном пространстве. Среди них можно назвать лишь несколько статей, построенных на изучении теории и практики управления образовательными муниципальными системами в рамках национального региона. Это публикации Л. Ефремовой, Ф. Хари-сова, М. Шаймиева, сосредоточивших внимание на проблемах взаимодействия национальных и русской культур, национального воспитанияМ. Федорова и Г. Андреева, рассматривающих методологические аспекты регионального образования.

Несколько диссертаций, защищенных за последние годы, представляют результаты исследования отдельных сторон муниципально-регионального управления. К примеру: А. П. Стуканов «Организационно-педагогические условия оптимального управления непрерывным повышением квалификации педагогических кадров на муниципально-региональном уровне» (Майкоп, 1995) — Н. А. Палиева «Педагогические основы муниципального управления развитием дошкольного образования» (Ставрополь, 2000).

Новые цели и задачи муниципальных систем управления образованием и недостаточная разработанность их организации и функционирования, широкая общественная потребность в решении важных образовательных задач в условиях новой этнокультурной ситуации, острая необходимость перестройки управленческой культуры и кадровой политики в области образования обусловили методологическую основу, структуру, содержание данного исследования.

Проблема исследования заключается в определении концепции и организационно-педагогических основ управления муниципальной образовательной системой в условиях новых приоритетов образования, продиктованных полинациональным городом.

Объектом исследования является муниципальная система образования.

Предметом исследования выступает процесс управления развитием муниципальной системы образования.

Цель исследования состоит в разработке концепции и модели управления муниципальной системы образования в условиях новых приоритетов образования.

Гипотеза исследования: возрастание роли управления образованием в условиях его новых приоритетов на муниципальном уровне возможно в том случае, если будут разработаны организационно-педагогические основы муниципального управления:

— концепция развития муниципального общего среднего образования на базе федерально-региональных образовательных систем;

— модель муниципального управления общим средним образованием;

— модель культуротворческой деятельности и национального воспитания;

— условия реализации концепции моделей муниципального управления образованием;

— пути и технологии управленческой деятельности на основе новых к ней подходов.

В соответствии с целью и гипотезой определены следующие задачи исследования:

1. Определить концептуальные педагогические и структурообразующие основы проектирования муниципальной модели управления образованием и модели внутришкольного управления.

2. Определить содержание современного процесса управления на региональном и муниципальном уровнях. Выделить главные аспекты управления.

3. Экспериментально определить условия реализации разработанных моделей.

4. Разработать и апробировать пакет нормативной документации, обеспечивающей деятельность муниципального управления образования в избранных приоритетах.

Методологическую основу исследования составили:

— современная концепция развития образовательной сферы как системы;

— современные философские и психолого-педагогические концепции управленческой деятельности;

— системный подход к исследованию муниципального управления образованием как целостной системы трех уровней структуры управления;

— культурологический подход, ориентирующий на рассмотрение ряда приоритетных направлений образовательной деятельности (изучение национальных традиций воспитания, народных педагогических систем) как составной части социокультурной сферы города;

— аксиологический подход к изучению системы ценностей работников органов управления, педагогических коллективов и их руководителей.

Теоретической основой исследования являются концептуальные положения теорий социального управления, социализации, воспитания и развития личности в условиях регионализации образования, теорий целостного педагогического процесса, оптимизации учебно-познавательной деятельности, системные концепции (Ю. К. Бабанский, В. П. Беспалько, Е. В. Бондарев-ская, В. А. Караковский, Ю. А. Конаржевский, А. В. Мудрик, М. М. Поташник, В. П. Симонов, В. А. Сластенин, Ю. П. Сокольников и др.).

Методы исследования:

— изучение, теоретический анализ и обобщение: а) научно-педагогической литературыб) нормативно-правовых документов по проблемам управленческой деятельности комитета по образованию администрации г. Майкопа и деятельности общеобразовательных учреждений, по проблемам языковой политики и формам национального духовно-нравственного и общекультурного воспитания учащихсяв) аттестационных материалов учебных заведений, педагогических и руководящих кадров;

— изучение, теоретический анализ и обобщение опыта общеобразовательных учебных заведений;

— опытно-экспериментальная работа;

— констатирующий, преобразующий и итоговый эксперименты;

— метод экспертных оценок;

— сравнительный анализ статистических данных;

— моделирование муниципальных систем: а) управленияб) освоения технологий современного менеджмента руководителями образовательных учрежденийв) изучения национальных традиций воспитания.

Этапы исследования.

Работа выполнялась в рамках региональных исследовательских программ и муниципальной образовательной программы «Образование города на пути к XXI веку» в несколько этапов: первый этап (1993;1994 гг.) — поисковый. В ходе определения главных направлений исследования осуществлялся теоретический анализ научной литературы, педагогического и управленческого опыта учреждений образованияопределялся комплекс образовательных и культурных учреждений, способных осуществлять реализацию приоритетных направлений образованияусовершенствовалась система взаимодействия комитета по образованию администрации г. Майкопа с образовательными, социологическими, психологическими учреждениями, творческими группами ученых и практических работников. Разрабатывалась программа исследованиявторой этап (1995;1998 гг.) — опытно-экспериментальный. В его процессе организовывались и проводились исследования диагностического характера (через констатирующий эксперимент), контрольные срезы в ходе преобразующего эксперимента, апробация модели управления муниципальной образовательной системой в условиях актуализации ее приоритетных направлений. Изучался опыт управленческой деятельности и реализации ее приоритетных направлений. Проверялась технология их актуализациитретий этап (1998;2000 гг.) — обобщающий. На нем обрабатывались полученные данные, уточнялись концепция исследования, модель муниципального управления и модели ряда приоритетных направлений деятельности. Осмысливались и проверялись теоретические выводы и практические рекомендации. Результаты исследования были оформлены в виде диссертации и освещены в ряде публикаций.

Опытно-экспериментальная база исследования — система школьных общеобразовательных учреждений, Центр психолого-педагогической помощи, медико-социальной реабилитации и профориентации населения города, опыт работы председателя комитета по образованию администрации г. Майкопа, девятилетний опыт работы органов управления по обеспечению и функционированию приоритетных направлений муниципальной системы образования.

Научная новизна исследования:

— впервые сформулированы концептуальные организационно-педагогические основы муниципального управления образованием в условиях полинационального города;

— смоделирована система муниципального управления образованием в условиях новых приоритетов;

— разработана модель культуротворческой деятельности и национального воспитания — одного из приоритетов муниципального управления.

Теоретическая значимость исследования. С позиции системного подхода разработаны научно обоснованная концепция решения проблемы управления муниципальной системой образования в условиях его приоритетов, концепция актуализации национальных традиций в воспитании.

Практическая значимость исследования заключается в том, что модели муниципального управления образованием и национально-культурного воспитания учащихся внедрены в структуру комитета по образованию администрации г. Майкопаапробирован механизм взаимодействия комитета по образованию с социальными, культурными институтами города, разработанная нормативная и прогностическая исследовательская документация может быть использована в других муниципальных образованиях.

На защиту выносятся следующие положения:

— концептуальные организационно-педагогические основы муниципального управления образованием;

— программы деятельности муниципального образования в избранных приоритетах;

— принципы, формы и методы изучения национальных традиций воспитания, народных педагогических систем для использования в образовательной деятельности;

— модели муниципального управления образованием в условиях актуализации новых приоритетов, внутришкольного управления образованием, культуротворческая модель «Этнос»;

— практические рекомендации по осуществлению деятельности муниципальной системы управления образованием в условиях полинационального города.

Апробация и внедрение результатов исследования.

Материалы и результаты исследования обсуждались на научно-практических конференциях, семинарах и совещаниях: Всероссийские семинары по проблемам одаренности (Майкоп, апрель, октябрь 1996 г.) — Всероссийская научно-практическая конференция «Проблемы и перспективы социально-психологической и половозрастной адаптации детей и подростков» (Москва, ноябрь 1997 г.) — межрегиональное совещание по проблемам образования городов Юга России (Астрахань, октябрь 1997 г.) — межрегиональное совещание руководителей учреждений и органов образования СевероКавказского региона (Майкоп, март 2000 г.) — на заседаниях коллегии Министерства образования и науки Республики Адыгея и комитета по образованию администрации г. Майкопана республиканской научно-практической конференции по проблеме «Современные подходы к управлению образованием в РА» (Майкоп, апрель 1995 г.).

Опыт работы комитета по образованию и подведомственных учреждений освещался на страницах газет и журналов1.

Комитетом по образованию подготовлены и опубликованы:

— монография авторского коллектива «Система работы с одаренными.

1 Учительская газета. — М., 1993. — № 50−51. Педагогический вестник Кубани. — Краснодар, 1997. — № 1. Открытая школа.-М., 1998.-№ 1. Итоги.-М., 1998. -№ 10. Высший класс. — СПб, 1999. — № 7. детьми и учащимися в условиях современных экономических социокультурных трансформаций и с учетом специфики региона" (Майкоп, 1997. — 106 е.);

— сборник статей «Психолого-педагогические аспекты системной работы с одаренными детьми в условиях отдельного региона» в рамках Президентской программы «Дети России» (Майкоп, 1997. — 75 е.);

— сборник статей «Образование города на пути к XXI веку: проблемы, исследования, опыт, перспективы» (Майкоп, 2000. — 376 е.).

Результаты исследования по этапам внедрялись в процессе реализации экспериментальных программ совершенствования муниципальной и куль-туротворческой моделей с 1994 по 2000 годы.

Структура диссертации.

Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка, приложений.

Практические рекомендации.

Положительные результаты, полученные в ходе исследования проблем муниципальной образовательной системы, позволяют при структурировании управленческой деятельности придерживаться следующих принципов:

1. Мониторинг управленческой деятельности и диагностирование становления системы муниципального управления образованием и меняющегося уровня профессионализма педагогических кадров.

2. Сосредоточение внимания на важнейших для данного периода приоритетных направлениях муниципальной образовательной программы при неразрывной связи всех направлений управленческой деятельности.

3. Системный подход к структурированию педагогического менеджмента.

4. Учет его специфики на всех уровнях структуры в целях, содержании и технологиях.

5. Создание прогностической модели выпускника как один из существенных моментов создания модели школьного менеджмента.

6. Возможность обращения к муниципальной модели «Этнос» — конкретному воплощению концепций воспитания на основе использования национальных традиций.

Показать весь текст

Список литературы

  1. И. Стратегическое управление. М., 1989. — С. 304.
  2. М. В. Управление муниципальной образовательной системой: опыт Сибирского региона. Материалы «круглого стола» // Педагогика.- 1999.-№ 5.
  3. А. Г. Образование в России: от культуры полезности -к культуре достоинства // Воспитание школьников. 1995. — № 5.
  4. А. В. Основные направления организации образовательного процесса (Информация. Анализ. Предложения). М., 1993.
  5. А. В. Организация самообразования школьников: новый этап осмысления // Стандарты и мониторинг в образовании. 1999. — № 4.
  6. Е. и группа авторов. Доктрина образования в России // Народное образование. 1996. — № 7.
  7. В. Л. Теоретико-методологические основы формирования и развития педагогической культуры. Автореф. дис. докт. пед. наук. Екатеринбург, 1996.
  8. . М. Языковая политика и образование в многонациональной республике // Вестник АГУ. Майкоп, 1998. — № 2. — С. 7.
  9. М. М. Гуманизация образования: проблемы и перспективы.- Бийск, 1995.
  10. В. П. Слагаемые педагогической технологии. М., 1989.
  11. Бестужев-Лада И. В. Идеальные представления о системе народного образования // Педагогика. 1998. — № 6.
  12. Блягоз 3. У. Двустороннее двуязычие: истоки, принципы, подходы // Вестник АГУ. Майкоп, 1998. — № 2.
  13. Е. В. Педагогическая культура как общественная и личная ценность II Педагогика. 1999. — № 3.
  14. К. И. Комплексное решение образовательно-воспитательных задач в национальной школе. Майкоп, 1987.
  15. К. И. Этнопедагогическая культура в структуре поликультурной образовательной модели. Проблемы развития образования на Северном Кавказе // Сборник научных статей. Пятигорск, 1998.
  16. А. П. Культуротворческая школа: концепция и модель образовательного процесса // Педагогика. 1998. — № 4.
  17. Д. Главное постоянная диагностика: реализация управленческих функций в системе регионального управления // Образование и рынок. — 1998.-№ 3.
  18. Д. Педагогика школы педагогика среды. Становление и развитие муниципального образования в условиях реформирования школы // Образование и рынок. — 1998. — № 4.
  19. В. Г., Коломнин А. Г. Информация и качество (опыт проектирования системы управления). М., 1989. — С. 13.
  20. Н. А. Вопросы управления // Вопросы организации и управления. 1922.-№ 2.
  21. Г. Н. Этнопедагогическая стратегия национального образования // Педагогика. 1998. — № 8.
  22. Вологодский региональный компонент государственного образовательного стандарта // Разработка национально-региональных компонентов государственных образовательных стандартов. М., 1996.
  23. А. Г. Передовые методы управления в практику // ССО.- 1990. -№ 4.
  24. . Школа XXI века: проблемы управления // Школа. 1998.-№ 5.
  25. Ю. А. Современный организатор производства. М.: Экономика, 1984.
  26. С. Д. Учителю о диагностике эффективности образовательной среды / Под ред. В. П. Лебедевой, В. И. Панова. М.: Молодая гвардия, 1997.
  27. А. А. Мы занимали и будем занимать в вопросах образования государственную позицию / Выступление Президента Республики Адыгея на совещании руководителей органов и учреждений образования РА // Советская Адыгея. 1994. — 24 августа.
  28. А. А. Регион в едином рыночном пространстве России. Ростов-н/Д, 1995.
  29. Дон Фуллер. Управляй или подчиняйся. Проверенная техника эффективного менеджмента. М.: Фонд «За экономическую грамотность», 1992.
  30. Л. Воспитывать на основе национальной культуры // Школа. 1998.-№ 3.
  31. Е. П. Как возродить национальную школу? М., 1992.
  32. Р. Ф. Совершенствование стиля работы руководителя. Л., 1989.
  33. В. И. Проектирование региональных образовательных систем // Педагогика. 1999. — № 5.
  34. Л. С. Стандарт медиаобразования, интегрированный с различными школьными дисциплинами // Стандарты и мониторинг в образовании. 1998. -№ 3.
  35. А. К. Внедрение социальных технологий в практику управления / Социальное развитие предприятия и работа с кадрами. М., 1989.
  36. Е. Ю. Педагогическая культура и культурно-образовательная ситуация // Педагогика. 1999. — № 3.
  37. И. А. Основы педагогического мастерства / Под ред. Зязю-на И. А. М.: Просвещение, 1989.
  38. В. Н. Социальные технологии в государственном управлении.-М., 1993.
  39. Л. Новые модели методической службы в общеобразовательных учреждениях // Школа. 1998. — № 3.
  40. Д. Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей. -Рязань, 1991.
  41. О. Ю. Модель менеджера по управлению инфраструктурой организации непроизводственной сферы // Управление персоналом.- 1997. -№ 5.
  42. Д. Основные концептуальные подходы к управлению персоналом //Управление персоналом. 1999. — № 5.
  43. Е. Н. Научные основы управления и организации труда.- М.: Высшая школа, 1987.
  44. Ю. А. Менеджмент и внутришкольное управление.- М.: Образовательный центр «Педагогический поиск», 1999.
  45. Г. Б. Парадигмы базисных моделей образовательного процесса // Педагогика. 1999. — № 3.
  46. В. Стиль управления как мотивирующий фактор // Управление персоналом. 1999. — № 5.
  47. А. И. Культура педагогического исследования. 2-е изд., испр. и доп. — Мн.: Ред. журн. «Адукацыя 1 выхаванне», 1996. — 312 с.
  48. В. В. Образование и идеология / Гуманистические аспекты учебно-воспитательной работы. М., 1995.
  49. Н. Г. Национальная двуязычная школа И. Я. Яковлева // Педагогика. 1998. — № 4.
  50. В. Сугубо практическая теория // Народное образование. 1997. -№ 3.
  51. Н. Б. Разнообразие конструктивных идей шаг в будущее образования / В сб.: Новые ценности образования: десять концепций и эссе. Вып. З.-М., 1995.-С. 7,10.
  52. Н. Система управления в школе-гимназии // Школа. 1998.- № 3.
  53. В. С., Поташник М. М. Как разработать программу развития школы. М., 1993.
  54. В., Лоренсов А. Выбираем команду, работаем в команде
  55. Народное образование. 1997. — № 4.
  56. Л. Региональная модель образования и национальные интересы России // Народное образование. 1997. — № 2.
  57. В. С. Непрерывное образование: структура и содержание. -М.> 1988.
  58. В. С. Содержание образования: сущность, структура, перспективы. М.: Высшая школа, 1991.
  59. А. А. Педагогическое общение. М., 1989.
  60. И. Я. Качество знаний учащихся. Какими они должны быть. М., 1978.
  61. И. Я. Процесс обучения и его закономерности. М., 1980.
  62. Р., Разу М., Старостин Ю. Обучение менеджеров: творчески использовать зарубежный опыт // Экономические науки. 1991. — № 5.
  63. А. Мир тесен, и люди в нем братья // Народное образование. -1997. — № 4.
  64. . Т. Национальная идея и содержание гражданского воспитания // Педагогика. 1999. — № 4.
  65. О. В. Педагогическая психология воспитания. М., 1997.
  66. В. В., Малькова 3. А., Супрунова Л. Л. Концепция поликультурного образования в современной общеобразовательной школе России. Пятигорск, 1999.
  67. В. В., Малькова 3. А., Супрунова Л. Л. Поликультурное образование актуальная проблема современной школы // Педагогика. -1999. -№ 4.-С. 3.
  68. Т. Д. Пилотный проект «Оценка достижений»: опыт Вологодской области // Федеральный и национально-региональный компоненты государственных образовательных стандартов. Якутск, 1996.
  69. Ю. Т. Шаги к будущей школе // Педагогический поиск: на пути к эксперименту. Майкоп, 2000.
  70. А. К. Психологические критерии и ступени профессионализма учителя // Педагогика. 1995. — № 6.
  71. С. Д. Профессионалы в управлении. Лениздат, 1991.
  72. С. X. Очерки трудового воспитания адыгов. Нальчик: Эльбрус, 1984.
  73. Меретукова 3. К. Теория и практика подготовки учителя к развивающему обучению. Майкоп: Изд. Адыгуниверситета, 1997. — 244 с.
  74. Д. ИБМ: управление в самой преуспевающей корпорации мира. М.: Прогресс, 1991.
  75. Методические рекомендации по использованию в учебных заведениях Базисного учебного плана на 1994/95 учебный год. Нальчик, 1994.
  76. Ю. К. Адыгейская народная педагогика о воспитании детей // Сб. статей кафедры педагогики и психологии Адыгейского пединститута. Майкоп, 1957. — Вып. 1.
  77. Р. Ю. Федеральная целевая программа «Русский язык» и пути ее реализации в Адыгее // Вестник АГУ. Майкоп, 1998. — № 1.
  78. Национальные традиции народов Адыгеи: генезис, сущность и проблемы воспитания // Материалы первой республиканской научно-практической конференции. Майкоп, 1994.
  79. Н. Д. Духовные ценности и воспитание человека // Педагогика. 1998. — № 4.
  80. Ф. Г. Элементы народного творчества в эстетическом воспитании школьников (на материале работы адыгейских школ) // Дис. канд. пед. наук. Тбилиси, 1974.
  81. Обеспечение системного подхода к работе с одаренными детьми в масштабах города и с учетом региональных особенностей // Сборник материалов Всероссийского научно-практического семинара. Майкоп, 1996.
  82. Образование города на пути к XXI веку (1997−2000 гг.) // Муниципальная программа / Авт. коллектив: Мамышев Ю. Т., Алексеенко И. Г., Бродецкая С. К., Вержбицкая Е. Г. и др. Майкоп, август 1999.
  83. Отечественное образование: тенденции и перспективы развития // Педагогика. 1998. — № 8.
  84. А. Ю. Управленческое общение. М., 1990.
  85. Педагогика творческого саморазвития / Под ред. В. И. Андреева. Казань, 1996.
  86. JI. М. и др. Опыт введения регионального компонента в содержание образования // Педагогика. 1998. — № 4.
  87. В. М. Региональное образование: организация, управление развитием. Тула: Приокское книжн. изд-во, 1994.
  88. Т., Уотерман Р. В поисках эффективного управления. М.: Прогресс, 1986.
  89. Поликультурное образование в современной России // Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Пятигорск, 1997.
  90. М. М. Демократизация управления школой. М.: Знание, 1990.
  91. М., Моисеев А. Многообразие школ: плюсы и минусы // Народное образование. 1997. — № 4.
  92. Проблемы развития образования на Северном Кавказе // Сборник статей. Пятигорск, 1998.
  93. . М. Психологические основы управления школой. Ставрополь, 1990.
  94. И. Е. Эффективность управленческого труда: политико-экономическое исследование. Изд-во Воронежского университета. — Воронеж, 1990.
  95. . Учитель и научно-технический прогресс // Образование и рынок. 1998. — № 3.
  96. P. X. Мудрость адыгского этикета // Учебное пособие для учащихся и учителей адыгейского этикета. Майкоп, 1995.
  97. Самооценка образовательного учреждения: управление образованием мэрии г. Новосибирска // Стандарты и мониторинг в образовании. -1998. -№ 3.
  98. В. Д. Технологическая культура в содержании образования школьников // Педагогика. 1998. — № 8.
  99. В. П. Педагогический менеджмент: 50 НОУ-ХАУ в управлении педагогическими системами // Учебное пособие. 3-е изд. испр. и доп. — М.: Педагогическое общество России, 1999.
  100. В. Я. Профессионализм учителя // Педагогика. 1999.- № 5.
  101. В. А. и др. Развитие личности учителя в системе педагогического образования. М.: Педагогика, 1997.
  102. В. В. К вопросу о кабардинской народной педагогике // Учен. зап. Северо-Осетинского пединститута. Орджоникидзе, 1959. — Т. 23.
  103. Современные подходы к управлению образованием в Республике Адыгея / Республиканская научно-практическая конференция. Тезисы докладов. Майкоп, 1995.
  104. Р. Дж., Бэлл С. Просвещенное руководство: новая теория управления // Педагогика. 1998. — № 4.
  105. Справочник менеджера образования. В 2 т. / Сост. В. С. Гиршо-вич.-М., 1995.
  106. М. Внутренние пружины поведения (направленность личности руководителя) // Управление персоналом. 1999. — № 5.
  107. А. А. Народные физические упражнения и игры адыгов в XIX и начале XX вв. //Дис. канд. пед. наук. М., 1960.
  108. А. М. Понятие качества образовательной услуги в условиях рыночных отношений // Стандарты и мониторинг в образовании.- 1999. №№ 3−4.
  109. В. В. Стандартизация образования и творчество педагога // Федеральный и национально-региональный компоненты государственных образовательных стандартов. Якутск, 1996.
  110. В. А. Методика воспитания коллектива. М., 1981.
  111. Терехина J1. А. Формирование педагогической культуры будущего учителя в процессе общепедагогической подготовки. Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1996.
  112. П. Многомерность образовательного пространства // Народное образование. 1997. — № 2.
  113. Р., Сивков Л. Принуждение, понуждение, убеждение: новый подход к методам управления // Управление персоналом. 1999. — № 2.
  114. Федеральная программа развития образования // Стандарты и мониторинг. 1999. — № 4.
  115. М. П., Андреев Г. П. Еще раз о философии образования // Стандарты и мониторинг в образовании. 1998. — № 3.
  116. А. В. и др. Производственная социология, психология и педагогика. М.: Высшая школа, 1989.
  117. Г. Н. Воспитательный процесс как открытая система // Педагогика. 1998. — № 8.
  118. Р. А. Традиционная культура Северного Кавказа: вызовы времени (социально-философский анализ). Майкоп, 1997.
  119. Р. А. Наука. Религия. Гуманизм. М., 1998.
  120. Ф. От Татарстана просвещенного к Татарстану процветающему // Народное образование. 1999. — № 6.
  121. О. Г. Внутришкольный контроль: каким он должен быть // Педагогика. 1998. — № 8.
  122. В. Е. К новому управленческому мышлению // США. -1990.-№ 3.
  123. Р. Д. Проблема рациональности в политике и в управлении.-М., 1995.
  124. В. Н. Руководителю о принятии решений. М., 1991.
  125. В. Р., Пискунов М. С. Проблемы и перспективы развития образовательных систем европейских стран // Стандарты и мониторинг в образовании. 1999. — № 3.
  126. А. Ю. Национальные ценности и человек (социально-философский аспект). Майкоп, 1996.
  127. М. Основа полноценного развития общества // Народное образование. 1999. — № 6.
  128. Т. М., Чекмарева Т. К. Совершенствование системы внутришкольной педагогической информации как важнейшее условие реализации школьной реформы. М.: МТПИ, 1989.
  129. В. Социально-психологические аспекты управления. М.: Молодая гвардия, 1976.
  130. С. Е. Государственные стандарты общего среднего образования: опыт, проблемы, перспективы. М.-Якутск, 1997.
  131. С. Е. и Кальней В. А. Мониторинг качества образования в школе. 2-е изд. — М., 1999.
  132. Школьная политика государства и воспитание подрастающего поколения // Педагогика. 1999. — № 3.
  133. И. А. Этнопедагогика адыгских народов (на адыг. яз.). -Майкоп: Адыг. респ. книж. изд-во, 1993.
  134. И. А. Адыгская (черкесская) народная педагогика. Майкоп: Адыг. респ. книж. изд-во, 1999.
  135. М. X. Современный этап развития билингвизма и проблемы обучения языкам в Республике Адыгея // Вестник АГУ. Майкоп, 1998. -№ 2.
  136. Г. П. Избранные труда. М., 1995. — С. 172.
  137. Н. Е., Шнырева В. Н. Новое в воспитательной работе. -М., 1991.
  138. В. А. Социология исследования: методология, программа, методы. М.: Наука, 1987.
  139. Е. Разработка и запуск новой модели школы / Из опыта работы 109-й школы-лицея Москвы // Народное образование. 1991. — № 2.
  140. В. А. Тренинг педагогического взаимодействия в творческой образовательной среде / Под ред. В. И. Панова. М., 1997.
  141. Материалы социологических исследований:
  142. Р. А., Денисова Н. Н., Пятакова Т. JI. Справка об итогах изучения состояния преподавания адыгейского языка в образовательных учреждениях г. Майкопа. Майкоп, 1992.
  143. Р. А., Пятакова Т. А. Состояние и перспективы развития языкового образовательного компонента в полиэтническом пространстве города (аналитическая справка). Майкоп, 2000.
  144. А. Н., Афасижев Т. И., Нефляшева Н. А., Сиюхова А. М. Аналитическая справка этносоциологического исследования по проблеме: «Образовательная система в изучении традиционных культур полиэтнич-ногр города». Майкоп, 2000.
  145. Результаты личностно ориентированного исследования руководителей общеобразовательных школ, проведенного комитетом по образованию администрации г. Майкопа. Майкоп, 2000.
  146. Результаты психологического исследования руководителей школ города по определению профессиональных аспектов руководства и личностных характеристик (МОУ ЦППП). Майкоп, 2000.
  147. Нормативно-правовые документы:
  148. Конституция Российской Федерации. Гл. 3 ст. 68. М., 1993.
  149. Закон Российской Федерации «Об образовании» // Вестник образования. 1996. — № 7. — С. 3−57.
  150. Федеральный закон «Об утверждении федеральной программы развития образования» (на 2000−2005 гг.) // Вестник образования. 2000. — № 12. -С. 3−70.
  151. Национальная доктрина образования в Российской Федерации // Народное образование. 2000. — № 2. — С. 14−18.
  152. Реформирование образования: Стратегия развития Российской Федерации до 2010 года Извлечение. // Учительская газета. 2000. — № 22.
  153. План действий Правительства Российской Федерации в области социальной политики и модернизации экономики на 2000−2001 годы (распоряжение Правительства РФ от 26.07.2000 г. № 1072-р) // Учительская газета. 2000. — № 32. — 8 августа.
  154. Федеральная целевая программа «Русский язык» // Российская газета. 1996. — 8 августа.
  155. Закон Республики Адыгея «О языках народов Республики Адыгея» // Советская Адыгея. 1994. — 31 марта.
  156. Закон Республики Адыгея «Об образовании» // Советская Адыгея. -2000. 12 января.
Заполнить форму текущей работой