Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Развитие познавательной активности студентов медицинского колледжа в процессе организации самостоятельной работы

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Организация кружков по основным предметам в среднем медицинском учебном заведении, регулярная их работа, создание банка данных тем учебно-исследовательских работ студентов, заинтересованность заведующих кабинетанив организации кружковой, учебно-исследовательской и самостоятельной работы студентов способствуют развитию познавательной активности студентов, проявлением которой является их работа… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • Глава 1. Теоретические основы организации самостоятельной работы как фактора развития познавательной активности студентов
    • 1. 1. Сущность и уровни познавательной активности
    • 1. 2. Теоретические подходы к проблеме организации самостоятельной работы студентов
    • 1. 3. Критерии эффективности развития познавательной активности студентов в процессе организации самостоятельной работы
  • Глава 2. Дидактические условия развития познавательной активности студентов медицинского колледжа в процессе организации самостоятельной работы
    • 2. 1. Использование компьютерных технологий в процессе организации самостоятельной работы. 60 -76 ф 2.2 Разработка технологических карт самостоятельной работы студентов на практике
    • 2. 3. Создание и организация работы учебно-методических кабинетов доклинической практики
    • 2. 4. Организация и результаты опытно-экспериментальной работы

Развитие познавательной активности студентов медицинского колледжа в процессе организации самостоятельной работы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Происходящая переоценка всей нашей общественной жизни обнаружила существенные изъяны в подготовке специалистов разного уровня. Среднее профессиональное образование в России переживает в настоящее время период реформ и призвано удовлетворить потребности личности, государства, общества в получении гражданами образования и профессиональной квалификации. Среднее профессиональное образование в России в настоящее время развивается как звено в системе непрерывного образования.

Подходы к реформированию среднего профессионального образования конкретизированы в Основных направлениях развития профессионального образования. Одним из главных направлений реформирования системы среднего профессионального образования является «обновление содержания среднего профессионального образования, его переориентация на удовлетворение запросов и образовательных потребностей личности и реализацию права личности на получение соответствующего уровня профессионального образования и квалификации» [8, с.8]. Для решения этих проблем необходима разработка новых технологий обучения, ориентированных на современные виды образования, в том числе и технологий формирования активной самостоятельной личности специалиста.

Современное общество нуждается в творческих людях, обладающих познавательной активностью в их социальной и профессиональной деятельности. Требования общества к социально-профессиональной компетентности специалистов постоянно повышаются, а личностная осознанность новых условий социального бытия пока еще недостаточна.

Эффективность любой деятельности, в том числе и учебно-познавательной, зависит от уровня активности и самоорганизации людей, в ней участвующих. Активизация познавательной деятельности студентов является актуальной проблемой педагогики. Научно-педагогической разработкой этой проблемы занимались Б. Г. Ананьев, П. П. Блонский, П. Я. Гальперин, Б.П. ^ Есипов, B.C. Ильин, З. И. Калмыкова, Г. С. Костюк, Т. В. Кудрявцев, В. А. Крутецкий, A.M. Матюшкин, М. И. Махмутов, Н. А. Менчинская, В. А. Сухомлинский, П. И. Третьяков, З. Ф. Чехлова, Т. И. Шамова, Д. Б. Эльконин и другие.

Психолого-педагогические исследования по проблеме познавательной активности обучаемых позволили установить, что активизация учебно-познавательной деятельности личности должна быть прежде всего направлена на развитие мышления, внимания, памяти. Одним из путей активизации, тя* студентов в учебной деятельности является целесообразная организация их самостоятельной работы. Проблема познавательной самостоятельности — проблема старая, она уходит корнями в глубь античности. Необходимость формирования у ребенка самостоятельности в процессе обучения и воспитания, важность педагогического руководства познавательной активностью и самостоятельностью учеников в процессе обучения подчеркивали Сократ, Ж.-Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци, А. Дистервег, Н. Г. Чернышевский, К. Д. Ушинский.

В истории советской педагогики проблему самостоятельной работы обучаемых затрагивали в своих трудах А. В. Буянкин, JI.B. Васильева, В. Граф, В. А. Григорьев, Н. Г. Дайри, Б. П. Есипов, И. М. Ильясов, М. Н. Колмакова, Ф Н. Д. Константинов, Т. Д. Корнейчик, Ф. Ф. Королев, Н. П. Кузин, А. С. Лында, В. Я. Ляудис, Е. Н Медынский, P.M. Микельсон, О. А. Нильсон, З. И. Равкин, Р. Б. Срода, Т. Д. Степучева, М. Н. Шувалова и др.

Вопросы организации самостоятельной работы студентов рассматривали в диссертациях Б. А. Алейников, М. А. Бондаренко, И. М. Варава, Я. Г. Гендлер, Н. П. Грекова, И. Гуломов, A. J1. Денисова, О. В. Зимонина, Р. А. Лозовская, Л. А. Лужных, В. Г. Орловский, Е. К. Осипьянц, П. И. Пидкасистый, Р. С. Семенова, И. Е. Торбан, А. В. Усова, Е. Б. Ястребова.

Но многие аспекты рассматриваемой проблемы остаются еще не раскрытыми. Так, недостаточно изучены дидактические условия развития ^ познавательной активности студентов средних медицинских учебных заведений. Сегодня коренным образом изменилось отношение к профессии ^ медицинской сестры и требования к ее профессиональным обязанностям.

Специфика профессии медицинской сестры заключается, прежде всего, в необходимости постоянного, каждодневного, ежечасного общения с пациентом, готовности при реализации профессиональных функций решать задачи, требующие анализа ситуации и выбора решений, от которых часто зависит жизнь больного. Для решения проблемы повышения качества подготовки специалистов среднего медицинского звена необходимо полнее использовать достижения теории и практики профессиональной педагогики. И прежде всего необходимо м повысить роль самостоятельной работы как фактора развития познавательной активности студентов медицинских учебных заведений.

Объем самостоятельной подготовки студентов медицинского колледжа значителен и составляет 64% от общей учебной нагрузки во внеаудиторное время, а на практических занятиях на самостоятельную работу студентов отводится не менее 70% учебного времени. По нашим данным, студенты отдают предпочтение специальным клиническим дисциплинам (91%), называя любимыми дисциплинами «сестринское дело в терапии», «сестринское дело в хирургии», «сестринское дело в педиатрии», «сестринское дело в акушерстве и гинекологии», «основы сестринского дела», которые привлекают их интересным щ содержанием (81%), преподаванием (78%), непосредственной связью с их будущей профессией (89%).

Перечисленные выше обстоятельства обусловили выбор темы диссертационного исследования: «Развитие познавательной активности в процессе организации самостоятельной работы студентов медицинского колледжа» .

Цель исследования: выявить дидактические условия развития познавательной активности студентов медицинского колледжа в процессе самостоятельной работы по изучению клинических дисциплин.

Объект исследования: познавательная активность студентов медицинского колледжа в процессе самостоятельной работы.

Предмет исследования: дидактические условия развития ф познавательной активности студентов медицинского колледжа в процессе организации самостоятельной работы .

Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что роль самостоятельной работы как фактора развития познавательной активности студентов медицинского колледжа может быть повышена, если в процессе ее организации будут:

— использованы компьютерные технологии;

— разработаны и использованы специальные дидактические материалы для Л организации самостоятельной работы студентов на практике;

— созданы учебно-методические кабинеты доклинической практики и организована их целенаправленная работа по развитию познавательной активности студентов.

Задачи исследования:

1. Изучить теоретические основы организации самостоятельной работы как фактора когнитивной активности студентов.

2. Разработать компьютерные обучающе-контролирующие программы изучения клинических дисциплин и осуществить опытно-экспериментальную проверку их эффективности.

3. Разработать и внедрить в практику научно обоснованные дидактические материалы для самостоятельной работы студентов на практических занятиях при изучении клинических дисциплин.

4. Выявить возможности совершенствования работы кабинетов доклинической практики с целью более эффективной организации самостоятельной работы студентов на практических занятиях.

Методологическую основу исследования составляют:

— философские положения о единстве теории и практики, человеке как субъекте и объекте общественных отношений;

Щ — основные положения теории деятельности (JI.C. Выготский, П. Я. Гальперин,.

В.В. Давыдов, А. Н. Леонтьев, C.JI. Рубинштейн, Д. Н. Узнадзе, Д.Б. Эльконин);

— основные положения современной теории развития познавательной активности и организации самостоятельной работы учащихся (Б.Г. Ананьев, Л. П. Аристова, М. А. Данилов, Б. П. Есипов, И. Я. Лернер, Р. А. Низамов, Н. Д. Нишндров, И. Т. Огородников, П. И. Пидкасистый, И. Э. Унт, З. Ф. Чехлова, Т. И. Шамова, Г. И. Щукина).

Были использованы следующие методы исследования:

— изучение и анализ философской, социологической, психолого-педагогической литературы по проблеме;

— обобщение педагогического опыта и его анализ с целью выявления наиболее эффективных методов и приемов развития познавательной активности в процессе организации самостоятельной работы студентов;

— анализ письменных работ студентов;

— педагогический эксперимент;

— целенаправленное наблюдение за развитием познавательной активности студентов и слушателей отделения повышения квалификацииШ.

— метод компетентных судей;

— беседа, анкетирование, интервьюирование, тестирование;

— статистические методы обработки результатов.

Решение задач исследования и проверка его гипотезы осуществлялась с.

1995 года по 1999 год в три этапа.

1 этап (1995;1996 гг.) — поисково-теоретический:

— на основе изучения, осмысления литературы, опыта работы средних специальных медицинских учебных заведений проанализировано современное состояние проблемы развития познавательной активности обучаемых в процессе самостоятельной работы в теории и практике подготовки специалистов-медиков среднего звенаопределена система исходных теоретических положений, проведена подготовка педагогов-клиницистов к осуществлению процесса развития познавательной активности студентов;

— разработаны структура технологических карт, дидактические материалы, карты самооценки для самостоятельной работы студентов на практических занятиях по клиническим дисциплинам;

— уточнено содержание работы кабинетов по основам сестринского дела, увеличено количество работающих кружков в колледже с 8 до 13, создан банк данных тем учебно-исследовательских работ студентов;

— разработана методика стимулирования работы заведующих кабинетами по развитию у студентов познавательной активности в процессе самостоятельной работы;

— разработаны компьютерные обучающе-контролирующие программы по клиническим дисциплинам.

2 этап (1996 -1999 гг.) — экспериментальный:

— разработана методика диагностического исследования, позволяющая определить уровень развития познавательной активности в процессе самостоятельной работы студентов при изучении клинических дисциплин;

— определены критерии и показатели развития познавательной активности;

— проведен констатирующий эксперимент.

Полученные данные позволили определить цели, объект, предмет, выдвинуть гипотезу экспериментальной работы. Формирующий эксперимент сопровождался:

— внедрением в практику обучения разработанных нами технологических карт, дидактических материалов, карт самооценки для самостоятельной работы студентов на практических занятиях по клиническим дисциплинам;

— внедрением нового содержания работы кабинетов доклинической практики, организацией работы пяти новых предметных кружков и учебно исследовательской работы студентов по разработанным нами темам банка данных;

— внедрением методики стимулирования работы заведующих кабинетами по развитию познавательной активности студентов в процессе самостоятельной работы;

— внедрением в практику преподавания компьютерных обучающе-контролирующих программ по клиническим дисциплинам.

Прослеживалась динамика изменений, происходящих в экспериментальной и контрольной группах.

3 этап (1999 г) — заключительно-обобщающий:

— проведен анализ, систематизация, интерпретация, обобщение данных теоретического и экспериментального исследований;

— сформулированы основные выводы, рекомендацииосуществлено текстовое оформление диссертации.

Опытно-экспериментальной базой исследования были Брянский медицинский колледж № 1, Брянское медицинское училище № 2, Новозыбковское медицинское училище № 4, где проводилась опытно-экспериментальная работа по уточнению и проверке гипотезы. В исследовании приняли участие педагоги, студенты, слушатели ОПК выше названных учебных заведений (всего 260 человек).

Научная новизна и теоретическая значимость исследования:

1. Теоретически обоснованы дидактические условия повышения эффективности развития познавательной активности студентов медицинского колледжа в процессе самостоятельной работы по изучению клинических дисциплин.

2. Выявлены и научно обоснованы эффективные методы, формы и средства развития познавательной активности студентов в процессе изучения клинических дисциплин.

3. Разработаны критерии и показатели эффективности развития познавательной активности студентов медицинского колледжа в процессе организации самостоятельной работы.

Практическая значимость исследования состоит в том, что разработано ¦ и внедрено новое содержание работы кабинетов доклинической практикиразработаны и внедрены технологические карты, дидактические материалы, карты самооценки для самостоятельной работы студентов на практических занятиях по клиническим дисциплинамсоздан банк данных тем научно-исследовательских работ студентовразработана и внедрена методика стимулирования работы заведующих кабинетами по развитию познавательной активности студентов. Материалы исследования могут быть применены непосредственно в практике организации учебного процесса в средних медицин* ских учебных заведениях.

На защиту выносятся:

1. Теоретическое обоснование роли самостоятельной работы как фактора развития познавательной активности студентов.

2. Дидактические условия повышения эффективности развития познавательной активности студентов медицинского колледжа в процессе самостоятельной работы по изучению клинических дисциплин (использование компьютерных технологий, разработка технологических карт, создание и организация работы тематических учебно-методических кабинетов доклинической практики).

3. Критерии и показатели эффективности развития познавательной активности студентов медицинского колледжа в процессе самостоятельной работы по изучению клинических дисциплин.

Достоверность выводов исследования базируется: — на теоретическом обосновании исходных предпосылок, вытекающих из современных достижений философии, социологии, психолого-педагогической науки и педагогической практики;

— разнообразием источников информации;

— адекватностью комплекса использованных методик целям и задачам исследования;

IW — всесторонним качественным и количественным анализом опытных данных;

— положительными результатами опытно-экспериментальной работы;

Ф — 15-летним опытом клинической и 9-летним опытом педагогической деятельности автора.

Апробация основных положений и внедрение результатов проходила с 1996 по 1999 годы и осуществлялась путем выступлений на научно-практических конференциях по актуальным проблемам обучения и воспитания (1996, 1997, 1998, 1999 гг.), на заседании кафедры педагогики Брянского государственного педагогического университета, на областных смотрах-конкурсах методического мастерства преподавателей средних медицинских учебных за-# ведений. Средством апробации явились также публикации. Основные положения исследования отражены в статьях и тезисах по теме исследования, а также в пособиях и методических рекомендациях.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

Выводы по второй главе.

Проведенное исследование позволяет отметить следующее. Разработанные нами компьютерные обучающе-контролирующие программы для самостоятельной работы по изучению клинических дисциплин способствуют формированию и развитию познавательного интереса, лучшему запоминанию изучаемого материала.

Созданные нами дидактические условия дали следующие результаты. 1. Использование технологических карт и дидактических материалов в процессе самостоятельной работы на практических занятиях по клиническим дисциплинам способствуют повышению качества знаний студентов. Этот вывод основан на данных статистической обработки, значении коэффициента Стьюдента, подтверждающем достоверность полученных результатов. Технологическая карта:

— позволяет организовать самостоятельную работу на практическом занятии, обеспечивая развитие познавательной активности студентов;

— способствует усвоению учебного материала на более высоком качественном уровне;

— повторение учебного материала с помощью различных видов заданий закрепляет знания, постоянно поддерживая познавательный интерест т.

— практическая профессиональная направленность заданий создает условия для сознательного усвоения учебного материала, активизации мыслительной деятельности, развития творческой активности, повышения работоспособности;

— подтверждена эффективность использования многоуровневых разнообразных форм и методов обучения, познавательная активность усиливается вследствие эффекта новизны заданий, рассчитанных на разные типы памяти и мыслительной деятельности, на поддержание познавательного интереса;

— разноуровневые задания обеспечивают возможность для раскрытия способностей студентов, организации их мыслительной деятельности.

2. Познавательный интерес в экспериментальной группе выше, чем во всех трех контрольных группах, проявлением которого является чтение специальной медицинской литературы («Медицинской газеты», журналов «Сестринское дело», «Медицинская помощь», другой дополнительной литературы, а также учебников по специальности, начиная с первого курса и заканчивая последним годом обучения).

3.Основным мотивом чтения медицинской литературы у студентов средних медицинских учебных заведений является стремление подготовиться к своей будущей профессии. В ходе эксперимента происходит усиление этой мотивации.

4.Готовность к самостоятельной работе повышается благодаря изменению организации работы учебно-методических кабинетов доклинической практики по основам сестринского дела. Создание тематических кабинетов способствует более качественной практической подготовке медицинских сестер, выражающейся в способности по окончании первого курса, в случае необходимости, полностью заменить медицинскую сестру на рабочем месте: постовую медицинскую сестру (91,7%), процедурную (83,3%).

5 .Организация кружков по основным предметам в среднем медицинском учебном заведении, регулярная их работа, создание банка данных тем учебно-исследовательских работ студентов, заинтересованность заведующих кабинетанив организации кружковой, учебно-исследовательской и самостоятельной работы студентов способствуют развитию познавательной активности студентов, проявлением которой является их работа в кружках. Активность работы студентов в кружках увеличивается на последнем курсе в 1,5 раза. Учебно-исследовательская работа студентов является показателем познавательной активности. До 40,7% студентов занимаются учебно-исследовательской работой при перечисленных выше условиях.

6.Студенты активнее выполняют творческие работы, приобретают навыки составления графов логических структур (88,9%), блок-схем (48,1%), тестовых заданий (100%), кроссвордов (100%), клинических, ситуационных задач (85,2%), деловых игр (66,7%), написания рефератов, докладов, курсовых работ (100%). Повышается осознанность необходимости выполняемой работы. Большинство студентов, занимающихся выполнением творческих работ, считают, что их выполнение способствует углублению знаний и повышает интерес к предмету. Профессиональный интерес формируется всей совокупностью воздействий, оказываемых социальной средой на человека, состоянием учебной, воспитательной работы в учебном заведении, уровнем развития его материальной базы, координацией в работе педагогов, микроклиматом в студенческих группах.

Таким образом, можно отметить следующее:

— экспериментальные занятия подтвердили предположение о целесообразности разработки технологических карт и дидактических материалов для самостоятельной работы студентов на практических занятиях по клиническим дисциплинам;

— подтвердились предположения об эффективности использования обучающе-контролирующих программ по изучению клинических дисциплин;

— рациональное использование кабинетов доклинической практики способствует повышению эффективности в организации самостоятельной работы студентов. т.

В развитии познавательной активности, а также в совершенствовании обучения, привитии устойчивого профессионального интереса, понимании студентом необходимости получения прочных знаний кроется условие формирования специалиста с высоким уровнем квалификации и культуры.

Заключение

.

Проблема развития познавательной активности студентов средних медицинских учебных заведений актуальна, недостаточно изучена, требует к себе внимания со стороны ученых, педагогов, медиков, психологов. В первой главе мы исследовали специфику развития проблемы познавательной активности и самостоятельной работы в научных и практических работах психологов и педагогов.

Теоретический анализ проблемы развития познавательной активности в процессе организации самостоятельной работы студентов позволил нам обобщить современные научные представления о данной проблеме.

Познавательная активность — интегральное свойство личности, предпосылка и результат развития, показатель самостоятельности, которая проявляется в отношении личности к учебно-познавательной деятельности, фу Познавательная активность выражается в потребности мышления, определяет мотивы, цели, направленность деятельности, сопровождает ее в процессе осуществления, исходит из потребности деятельности. Свойством активности является принадлежность ее субъекту, то есть человеку, который определяет количество и качество активности для различных форм деятельности.

Активность в обучении способствует воспитанию инициативности, самостоятельности, углублению знаний, умений, навыков, наблюдательности, мышления, памяти, творческого воображения. Для познавательной активности характерна поисковая направленность в учении и стремление удовлетворить познавательный интерес. Она также характеризуется стремлением достигнуть по-щ ставленную цель в пределах заданного времени.

Внутренняя сторона познавательной активности (потребность, мотивы, интересы, убеждения, умственные, физические, нравственно-волевые усилия субъекта) выражается в результативности учебно-познавательной деятельности в пределах определенного времени. Ее внешнюю сторону составляют цель, объект действия, результат.

Уровни познавательной активности можно рассматривать в зависимости от качественных характеристик, по степени сформированности умственных действий, а также по степени ее проявления.

Познавательная активность является следствием педагогического мастерства.

Самостоятельная работа является важным средством организации, управления и вовлечения обучаемых в познавательную деятельность, средством развития у студентов познавательных способностей. Целенаправленная организация самостоятельной работы студентов способствует формированию качеств, необходимых будущему медику. Оптимальная организация, планирование, контроль и управление самостоятельной работой студентов не только способствуют повышению качества овладения предметом, но и развивают творческие навыки, инициативу, познавательную активность.

Теоретический анализ проблемы развития познавательной активности в процессе организации самостоятельной работы позволил:

— уточнить определения познавательной активности, самостоятельной работы, их уровни и проанализировать их;

— проанализировать педагогические условия развития познавательной активности в процессе организации самостоятельной работы студентов средних медицинских учебных заведений;

— уточнить критерии и показатели развития познавательной активности в процессе организации самостоятельной работы студентов.

В ходе нашей экспериментальной работы мы проанализировали влияние следующих дидактических условий на развитие познавательной активности студентов: дидактическое оснащение занятия, материально-техническая база, современные компьютерные технологии.

Развитие познавательной активности студентов в процессе самостоятельной работы в медицинском колледже предусматривает совершенствование форм организации учебного процесса:

— внедрения в практику обучения научно-обоснованных технологических карт, дидактических материалов (клинических, ситуационных задач, графов логических структур, тестов, блок-схем, кроссвордов, алгоритмов манипуляций, карт сестринского процесса, карт самооценки для самостоятельной работы студентов на практических занятиях при изучении клинических дисциплин);

— внедрения новых, более рациональных форм работы кабинетов доклинической практики для организации самостоятельной работы студентов (блочное изучение тем, создание тематических кабинетов);

— оптимизации кружковой и учебно-исследовательской работы студентов в медицинском колледже (создание банка данных тем УИРС);

— использования методики стимулирования работы заведующих кабинетами по развитию у студентов познавательной активности в процессе самостоятельной работы (оценка работы заведующего кабинетом в соответствии с должностными обязанностями, приоритетными направлениями в работе кабинетов, дифференцированная оплата труда);

— внедрения в практику преподавания клинических дисциплин компьютерных обучающе-контролирующих программ;

Экспериментально проверена эффективность разработанных нами и внедренных в практику форм и методов организации самостоятельной работы студентов средних медицинских учебных заведений с целью развития их познавательной активности. Предполагалось, что в описываемых условиях наиболее успешные результаты покажут студенты, обучение которых организовано с применением вышеперечисленных форм, методов и средств обучения.

Критериями и показателями развития познавательной активности нами были определены: когнитивный (успеваемость по клиническим дисциплинам: средний балл, качество знаний) — потребностно — мотивационный ф (познавательный интерес, участие в кружковой и учебно-исследовательской работе, участие в профессиональных конкурсах) — операционно — практический (умение решать клинические задачи и составлять карту сестринского процесса, готовность к самостоятельной работе, способность заменить медицинскую сестру на рабочем месте).

Результаты исследований свидетельствуют, что рациональное использование материально-технических возможностей учебного заведения, создание благоприятных условий учебной деятельности обучаемых и педагогов, исполь-* зование современных педагогических технологий, компьютерных технологий, применение технологических карт, с помощью которых реализуется опосредованное управление самостоятельной работой студентов, дидактических материалов, отражающих содержание изучаемой науки, соответствующих рекомендациям психологических концепций усвоения знаний, обеспечивающих изучение материала в соответствии с логикой учебных дисциплин, содержащих наглядные представления объектов изучения в разных формах и разного уровня абстракции, обеспечивающих различные виды деятельности и самоконтроль, способствуют развитию познавательной активности студентов. Полученные нами данные в ходе экспериментальной работы подтвердили нашу гипотезу.

Дальнейшие исследования проблемы требуют решения следующих задач: совершенствование дидактических материалов технологической карты с учетом изменяющихся научных данных в области медициныразработка новых компьютерных обучающе-контролирующих программ по клиническим дисциплинамизучение и определение оптимального сочетания различных методов, форм и средств обучения в процессе подготовки средних медицинских работников. т.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова — Славская К. А. Стратегия жизни. — М.: Мысл, 1991.- 299 с.
  2. .А. Активизация самостоятельной работы студентов в системе семинарских и практических занятий по общей физике в педагогическом ВУЗе. Дис.. к.п.н. -Челябинск, 1984.-202 с.
  3. З.Б., Павленко Н. И. Самостоятельная работа студентов // Специалист.- 1996.- № 6. -С. 9−10.
  4. .Г. Воспитание внимания школьников. Л.: Изд. ЛГУ, 1940 — 80 с.
  5. .Г. Человек как предмет познания. Л.: Изд. ЛГУ, 1968. — 339 с.
  6. . А. Психологическое тестирование. Кн. 1. -Пер. с англ. Под ред. К. М. Гуревича, В.И. Лубовского-М.: Педагогика, 1982.-320 с.
  7. П.Ф. Среднее профессиональное образование России: период реформ // Среднее профессиональное образование.- 1997.-№ 2.- С. 8−15.
  8. Г. С. Социальная активность. М.: Политиздат, 1974.- 230 с. Ю. Аристова Л. П. Активность учения школьника. М.: Просвещение, 1968.-62 с. П. Архангельский С. И. Лекции по теории обучения в высшей школе. — М.:
  9. Высшая школа, 1974. -384 с.
  10. Г. С. Самостоятельные работы учащихся по географии. М.: Просвещение, 1967. — 91 с.
  11. М.С. Новые сестры для новой России // Специалист,-1996- № 2.-С.17−18.
  12. М.Афанаскина М. С. Познавательная деятельность студентов движущая сила процесса обучения // Среднее профессиональное образование.-1997.-№ 11.-С. 16−17.
  13. М.С. Роль кружковой работы в подготовке специалистов // Тезисы докладов IV научно-практической конференции.- Брянск, — 1997. -С. 9698.
  14. М.С. Познавательная деятельность студентов // Специалист.-1998.-№ 7.-С. 12−13.
  15. М.С. Пошаговая организация самостоятельной работы студен-Щ тов // Актуальные проблемы обучения и воспитания. Тез. докл. Y научнопрактической конференции.- Брянск: БГПУ, — 1998.-С.59−60.
  16. М.С. Роль предметного кабинета в организации самостоятельной работы студентов медицинского колледжа // Тезисы докладов V научно-практической конференции, — Брянск, -1998.- С. 62−63.
  17. М.С. Создание условий для самостоятельной работы студентов // Специалист.-1998.- № 9.- С. 12−14.13b
  18. M.C. Роль дидактических материалов в организации самостоятельной работы студентов // Тезисы докладов VI научно-практической конференции. Брянск, — 1999.- С. 56−58 .
  19. М.С. Дипломные работы в медицинском колледже // Специалист.- 1999.-№ 3.- С. 17−18.
  20. М.С., Тимошенко В. А. Многоуровневая подготовка специалистов в медицинском колледже // Специалист .-1999.-№ 5.- С. 15−16.
  21. М.С., Тимошенко В. А. Реализация системы непрерывного профессионального образования из опыта работы медколледжа // Тезисы докладов VI научно-практической конференции.-Брянск,-1999.- С. 118−120 .
  22. Ю.К. Оптимизация процесса обучения.-М.: Педогогика, 1977.-251с.
  23. А.В. и др. Основы военной психологии и педагогики. М.:
Заполнить форму текущей работой