Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Установившиеся электромагнитные процессы многофазных вентильных двигателей в штатных и аварийных режимах

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Повышение надежности и улучшение характеристик ВД возможно за счет применения новых материалов и конструктивных решений при создании электромеханического преобразователя, использования новых методов резервирования, так как совершенствование и миниатюризация электронной аппаратуры электропривода и микропроцессорной техники пока не ограничены. Для эффективного использования в этом направлении новых… Читать ещё >

Содержание

  • Актуальность избранной темы
  • Анализ научной литературы и исследований, проведенных другими авторами
  • Цель диссертационной работы
  • Основная научная проблема
  • Научная новизна
  • Основные научные результаты, выносимые на защиту
  • Практическая значимость
  • Внедрение результатов работы
  • Апробация работы
  • Публикации
  • Структура и объем работы
  • 1. ВЕНТИЛЬНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ — ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ЭЛЕМЕНТ БЕСКОНТАКТНОГО ПРИВОДА СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ
    • 1. 1. Структурная схема, особенности работы, основные направления совершенствования ВД. Сравнение с отечественными и зарубежными аналогами
    • 1. 2. Анализ возможных отказов элементов ВД и некоторые способы его резервирования
  • 2. МАТЕМАТИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ ВЕНТИЛЬНОГО ДВИГАТЕЛЯ МАЛОЙ МОЩНОСТИ
    • 2. 1. Объект исследования и его физическая модель
    • 2. 2. Методы исследования электромагнитных процессов многофазных вентильных двигателей
    • 2. 3. Схемы соединения и способы питания фаз обмотки
    • 2. 4. Алгоритмы коммутации фаз обмотки ВД
    • 2. 5. Эквивалентные схемы и уравнения электромагнитных процессов
  • 3. МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ УСТАНОВИВШИХСЯ ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫХ ПРОЦЕССОВ МНОГОФАЗНЫХ ВЕНТИЛЬНЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ
    • 3. 1. Преобразование исходных уравнений электрического равновесия
    • 3. 2. Общая методика исследования электромагнитных процессов в нормальных и аварийных режимах работы
      • 3. 2. 1. Основные особенности методики решения систем дифференциальных уравнений
      • 3. 2. 2. Постановка задачи исследования
      • 3. 2. 3. Обоснование специальной коммутационной функции SDB
      • 3. 2. 4. Применение специальной коммутационной функции для описания алгоритмов коммутации и физических процессов
    • 3. 3. Методика исследования электромагнитных процессов исправного двигателя
      • 3. 3. 1. Требования к общей методике исследования
      • 3. 3. 2. Общая методика исследования электромагнитных процессов вентильного двигателя при полной коммутаций
      • 3. 3. 3. Методика исследования электромагнитных процессов вентильного двигателя с изменяемой структурой электромеханического преобразователя
    • 3. 4. Особенности исследования электромагнитных процессов в аварийных режимах работы
  • 4. ИССЛЕДОВАНИЕ УСТАНОВИВШИХСЯ ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫХ ПРОЦЕССОВ МНОГОФАЗНЫХ ВЕНТИЛЬНЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ В ИСПРАВНОМ СОСТОЯНИИ
    • 4. 1. Характеристики многофазных ВД при полной коммутации
    • 4. 2. Характеристики ВД при неполной коммутации
    • 4. 3. Характеристики управляемых ВД
    • 4. 4. Пульсации электромагнитного момента исправного двигателя
  • 5. ИССЛЕДОВАНИЕ ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫХ ПРОЦЕССОВ МНОГОФАЗНЫХ ВЕНТИЛЬНЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ В УСТАНОВИВШИХСЯ АВАРИЙНЫХ РЕЖИМАХ РАБОТЫ
    • 5. 1. Анализ возможности сохранения работоспособного состояния многофазных ВД при отказах элементов силового канала
    • 5. 2. Характеристики многофазных ВД в аварийных режимах работы
    • 5. 3. Оценка пульсаций электромагнитного момента при отказах
  • 6. ВЕРИФИКАЦИЯ И ПРИКЛАДНЫЕ ВОПРОСЫ АНАЛИЗА ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК И ОЦЕНКИ РАБОТОСПОСОБНОСТИ ВЕНТИЛЬНЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ В АВАРИЙНЫХ РЕЖИМАХ РАБОТЫ
    • 6. 1. Алгоритмическое и программное обеспечение общей методики исследования электромагнитных процессов
    • 6. 2. Анализ результатов практических расчетов характеристик ВД
    • 6. 3. Оценка работоспособности многофазных ВД при отказах элементов силового канала
    • 6. 4. Оценка точности расчетов характеристик ВД. Экспериментальная часть
    • 6. 5. Направления дальнейших исследований в области теории и инженерной практики

Установившиеся электромагнитные процессы многофазных вентильных двигателей в штатных и аварийных режимах (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность избранной темы.

В автоматизированных приводах техники новых поколений заметное место занимает электропривод на основе вентильных двигателей (ВД) постоянного тока, нашедший применение в системах управления летательных аппаратов [17, 19, 67, 82, 122, 180, 191], космических аппаратах [94, 95, 104, 145, 157] и промышленных роботах, манипуляторах, металлорежущих станках [26, 58, 81, 82, 84, 132, 133, 156], медико-биологических и информационно-преобразовательных устройствах [27, 68, 85, 200]. Это объясняется его гибкостью и многофункциональностью, возможностью построения высококачественных систем управления, хорошими динамическими показателями и регулировочными свойствами, разнообразием конструкций и схем, возможностью работы в тяжелых условиях эксплуатации, большим сроком службы и высокой надежностью [12, 17, 18, 81, 83, 92, 94, 102, 129, 142, 145, 157].

Вопросам обеспечения высокой надежности при конструировании и эксплуатации электроприводов систем управления всегда уделялось значительное внимание [5−7, 71, 83, 88, 91, 92, 145]. Несмотря на значительные усилия в области повышения надежности таких электроприводов, за последние 30 лет уровень надежности остается недостаточно высоким и не удовлетворяет все возрастающим требованиям [6, 7, 62, 71, 156, 185]. Низкая надежность приводов систем управления может привести не только к увеличению стоимости эксплуатации, но и к аварийным ситуациям более сложного объекта, последствия которых трудно представить.

Анализ научной литературы и исследований, проведенных другими авторами.

При разработке и практической реализации силовых и приборных электромеханических систем с постоянными магнитами накоплен большой опыт по теории [8, 63, 113, 118, 119], методам исследования физических процессов [110, 112], надежности [7, 62, 71, 86, 103, 115, 121−123, 162−164], оптимальному проектированию [81, 82, 117, 120, 144, 185] и математическому моделированию [97, 110, 150, 151, 165, 179, 188] вентильных двигателей различных схемных и конструктивных исполнений [114, 149, 166, 200], предназначенных для систем автоматических устройств.

Важный вклад в решение этих проблем внесли работы A.A. Дубенского, А. И. Бертинова, В. А. Балагурова, С. Г. Воронина, В. М. Гридина, Н. И. Лебедева, Ш. И. Лутидзе, В. К. Лозенко, И. Е. Овчинникова, В. Ф. Шалагинова, Л.И. Столо-ва, Ю. И. Конева, В. А. Лифанова, В. П. Миловзорова и многих других ученых и специалистов. Однако, имеющаяся теоретическая база и методы проектирования ориентированы в основном на машины с малым числом фаз, а публикации в области исследования многофазных ВД направлены на решение частных вопросов.

Разработка систем авиационной и космической техники научного, оборонного, социального и хозяйственного назначения требует увеличения важности выполняемых функций, роста сложности аппаратуры и повышения требований к надежности автономных объектов [71]. Применяемые в настоящее время ВД не всегда могут обеспечить эти требования [157]. Возникает научная проблема — необходимость разработки двигателей систем автоматических устройств, способных обеспечить необходимый уровень надежности в различных сочетаниях её составляющих [145, 146, 158, 185].

Повышение надежности и улучшение характеристик ВД возможно за счет применения новых материалов и конструктивных решений при создании электромеханического преобразователя [18, 21, 108, 113, 142, 149, 178, 200, 202], использования новых методов резервирования [5, 7, 62, 162], так как совершенствование и миниатюризация электронной аппаратуры электропривода и микропроцессорной техники пока не ограничены [70, 87−89, 98, 99, 102, 111, 146, 193, 194]. Для эффективного использования в этом направлении новых подходов к разработке ВД необходим соответствующий математический аппарат анализа его характеристик, адекватно отражающий свойства реального объекта и позволяющий учесть многообразие технических требований, предъявляемых к нему в условиях мелкосерийного, а порой и уникального производства встраиваемых в готовый механизм исполнительных элементов.

Таким образом, существующее противоречие между практической потребностью в разработке и внедрении ВД повышенной надежности и недостаточно развитой теорией анализа и синтеза является основным источником дальнейшего совершенствования электрических машин этого класса, что определяет актуальность научных исследований в этой области.

Цель диссертационной работы — развитие общей теории электромагнитных процессов многофазных электромеханических преобразователей в составе ВД для штатных и аварийных режимов работы и создание на этой основе методов обеспечения надежности и энергетической эффективности многофазных вентильных двигателей.

Основная научная проблема заключается в развитии и углублении научных основ создания и совершенствования электромеханических преобразователей энергии, позволяющих для различных вариантов исполнения машины, разработать подходы, методы, алгоритмы и программы, обеспечивающие проектирование ВД при заданных показателях надежности, реализуя большое число возможных вариантов для штатных и аварийных режимов работы, в отличие от существующих методик, которые решают частные задачи для одного конкретного варианта исполнения ВД.

Задачи исследования.

Для достижения поставленной цели необходимо последовательно решить следующие задачи.

1. Провести анализ и систематизацию схем соединений, способов питания и алгоритмов коммутации фаз обмотки ВД.

2. Построить математические модели многофазных ВД с сосредоточенными параметрами для штатных и аварийных режимов работы.

3. Провести анализ методов исследования физических процессов ВД и выбрать метод исследования электромеханического преобразователя с изменяющейся структурой в исправном состоянии и при отказах отдельных элементов.

4. Провести разработку общей методики исследования электромагнитных процессов многофазных ВД различных вариантов исполнения в штатных и аварийных режимах работы.

5. Разработать математический аппарат исследования установившихся электромагнитных процессов электромеханических преобразователей с изменяемой структурой в штатных и аварийных режимах работы многофазных ВД.

6. Создать программное обеспечение для расчета мгновенных значений координат и интегральных характеристик многофазных ВД в штатных и аварийных режимах работы.

7. Исследовать особенности протекания электромагнитных процессов в электромеханических преобразователях в аварийных режимах работы.

8. Выдать практические рекомендации по проектированию многофазных ВД повышенной надежности для систем управления автономных объектов.

Объектом исследования при этом являются электромеханические преобразователи многофазных вентильных двигателей постоянного тока малой мощности (до 1 кВт), имеющие различные варианты схем построения.

Предметом исследования являются установившиеся электромагнитные процессы электромеханических преобразователей многофазных вентильных двигателей в штатных и аварийных режимах работы.

Методы исследования.

Исследования проведены с использованием фундаментальных основ теории электрических машин, традиционных методах интегрального и дифференциального исчисления, модифицированных с учетом особенностей протекания электромагнитных процессов, методах вычислительной математики, нашедших применение в процессе аналитических и численных операций. Основным методом исследования выбран метод численного моделирования. Для решения систем дифференциальных уравнений высокого порядка разработана общая методика расчета, ориентированная на применение средств вычислительной техники. Решение трансцендентных уравнений и интегрирование функций осуществляется с помощью численных и аналитических методов, доработанных с учетом особенностей протекания физических процессов в электромеханических преобразователях многофазных ВД.

Математическое моделирование осуществлялось на IBM PC совместимых персональных компьютерах, система объектно-ориентированного программирования Borland C++Builder 5 Enterprise Edition, язык программирования С++. Экспериментальные исследования проводились на специально разработанных стендах.

Достоверность полученных результатов обеспечивается обоснованностью и корректностью принятых допущений, адекватностью используемых математических методов, моделей и алгоритмов, совпадением результатов расчетов электромагнитных процессов различными методами, подтверждением результатов расчетов их физическими экспериментами на опытных и серийных образцах многофазных ВД, а также в составе опытных партий устройств систем автоматики.

Связь темы диссертации с научно-техническими программами.

Работа выполнялась в соответствии с планом научных исследований Минвуза по направлению 8 «Автоматизация и повышение надежности электроснабжения и электроприводов промышленных предприятий» проблеме 30 «Разработка и исследование электрических машин, систем автоматики и специальных установок».

Научная новизна работы заключается в следующем.

1. Предложен новый научный подход к проектированию вентильных двигателей, позволяющий на стадии разработки обосновать выбор рациональной структуры ЭМП с целью обеспечения надежности и обоснования необходимого резервирования.

2. Предложены математические модели ВД малой мощности с возбуждением от постоянных магнитов, позволяющие исследовать характеристики машин с любым числом фаз при различных схемах соединения, способах питания и алгоритмах коммутации фаз обмотки.

3. Автором реализован углубленный метод анализа ЭМП энергии, позволивший исследовать физические процессы при асимметрии электромагнитных связей между фазами обмотки якоря.

4. Впервые предложена, обоснована и применена для формального описания алгоритмов коммутации и исследования электромагнитных процессов специальная коммутационная функция, позволившая связать фазные координаты на смежных межкоммутационных интервалах и получить удобный для программирования математический аппарат в виде циклов и рекуррентных выражений.

5. Впервые предложена и разработана общая методика исследования установившихся электромагнитных процессов ВД с постоянной и изменяющейся структурой ЭМП в штатных и аварийных режимах работы, позволяющая исследовать физические процессы в двигателях с любым числом фаз и обосновать выбор рациональной структуры исполнительных элементов электропривода с целью обеспечения надежности и обоснования необходимого резервирования.

6. Впервые разработано алгоритмическое и программное обеспечение, позволившее реализовать абсолютно устойчивый адаптивный метод решения систем дифференциальных уравнений и проводить исследования установившихся электромагнитных процессов ВД с любым числом фаз с постоянной и изменяющейся структурой электромеханического преобразователя в штатных и аварийных режимах работы.

7. Полученные результаты расчетов энергетических, электромеханических, механических характеристик и пульсаций токовой составляющей электромагнитного момента многофазных ВД в штатных и аварийных режимах работы, позволили провести анализ влияния на них параметров обмотки якоря ЭМП и угла управления коммутацией.

8. Проведена количественная оценка влияния единичных отказов элементов силовой части на мгновенные значения координат и интегральные характеристики машины, что позволило установить степень влияния на них отказов элементов, получить обоснованные критерии оценки показателей надежности, реализовать новые методы резервирования ЭМП и оценить работоспособность бесконтактного электропривода на основе ВД.

Основные научные результаты и положения, выносимые на защиту.

1. Специальная коммутационная функция, связывающая фазные координаты на смежных межкоммутационных интервалах при симметричной коммутации.

2. Способ формального описания и расчет алгоритмов управления коммутацией фаз для ВД с любым числом фаз обмотки якоря в исправной машине для штатных режимов при изменяющейся и постоянной структуре ЭМП.

3. Расчет алгоритмов управления коммутацией фаз обмотки якоря ЭМП в аварийных режимах работы.

4. Общая методика исследования электромагнитных процессов ВД с постоянной и изменяемой структурой ЭМП в штатных и аварийных режимах работы.

5. Математический аппарат исследования электромагнитных процессов ориентированный на применение численного метода моделирования физических процессов.

Указанные научные результаты получены лично автором.

Практическая значимость.

Основным практическим результатом теоретических исследований является разработка программных комплексов для исследования электромагнитных процессов многофазных ВД в штатных и аварийных режимах работы, показавших свою эффективность при разработке ряда проектов. Программные комплексы представляют собой эффективный инструмент проектирования, который позволяет облегчить работу по проектированию целого класса машинмногофазных ВД, повысить качество проектных работ при сокращении сроков их выполнения, экономить ресурсы за счет исключения этапа макетирования при разработке бесконтактных электроприводов на основе ВД.

Практическое значение проведенных исследований подтверждается выполнением следующих работ.

1. Проведена сравнительная оценка точности и определена область применения инженерных методов расчета энергетических параметров.

2. Разработаны программные комплексы для расчета энергетических характеристик многофазных ВД по мгновенным значениям координат в штатных и аварийных режимах работы, позволившие на стадии проектно-конструкторской проработки вариантов исполнения машины провести исследование влияния параметров обмотки якоря и угла управления коммутацией на характеристики двигателей, обосновать выбор рациональной структуры электромеханического преобразователя и необходимого резервирования ВД.

3. Определена степень влияния количества фаз на характеристики двигателей в штатных и аварийных режимах работы, что позволило дать рекомендации по выбору вариантов схем исполнения двигателей, алгоритмов управления коммутацией фаз обмотки якоря и оценить работоспособность многофазных ВД.

4. Установлены зависимости между выходными характеристиками ВД и параметрами обмотки якоря, получены упрощенные аппроксимирующие зависимости, позволяющие в процессе синтеза электроприводов и решении задач оптимального проектирования учитывать энергетические параметры многофазных ВД в штатных и аварийных режимах работы.

Внедрение результатов работы.

Практическая полезность работы заключается в эффективном использовании программных комплексов в конкретных проектах, внедренных в инженерную практику предприятий и организаций Российской Федерации:

1. Научно-производственным предприятием ВНИИЭМ, г. Миасс, при разработке опытной серии вентильных электроприводов приводов специализированных механизмов;

2. ОАО «Миассэлектроаппарат», г. Миасс;

3. Государственный ракетный центр имени академика В. П. Макеева, г. Миасс;

4. Научно-исследовательский институт прикладной механики им. В .И. Кузнецова, г. Москва;

5. Государственный научно-производственный ракетно-космический центр «ЦСКБ-Прогресс» г. Самара;

6. Научно-производственное объединение «Электромашина», г. Челябинск;

7. Златоустовское УПП ВОС им. Н. Р. Музыченко, г. Златоуст.

Использование в учебном процессе.

Разработанный теоретический материал и программные комплексы внедрены в учебный процесс ЮУрГУ в виде монографий и используются при чтении лекций по дисциплинам «Электрические машины», «Системы управления электроприводов», «Автоматизированный электропривод типовых производственных механизмов и технологических комплексов», а также в курсовом проектировании в дисциплинах связанных с изучением электрических машин и систем управления автоматизированных электроприводов.

Апробация работы.

Основные положения и результаты диссертационной работы обсуждались и получили положительные отзывы на 11 всесоюзных и всероссийских научно-технических конференциях, включая конференции с международным участием.

1. Всесоюзный семинар «Электромеханические системы с постоянными магнитами» (г. Златоуст, 1985).

2. 1-я Всесоюзная научно-техническая конференция по электромеханотро-нике (г. Ленинград, 1987).

3. Научно-техническом семинаре «Контроль, техническая диагностика и прогнозирование в приборостроении» (г. Ленинград, 1989).

4. Всесоюзная научно-техническая конференция «Вентильные электромеханические системы с постоянными магнитами» (г. Москва, 1989).

5. Всесоюзный семинар «Кибернетика электроэнергетических систем» (г. Челябинск, 1990).

6. Региональная научно-техническая конференция «Управляемые электромеханические системы» (г. Киров, 1990).

7. Российская научно-техническая конференция «Новейшие технологии в приборостроении» (Томск: ТПУ, 1999).

8. Межвузовской научно-технической конференции «Управляющие и вычислительные системы. Новые технологии» (Вологда, 2000).

9. Всероссийская научно-техническая конференция «Аэрокосмическая техника и высокие технологии — 2001» (Пермь, 2001).

10. Международная научно-техническая конференция «Электромеханические преобразователи энергии» (г. Томск, 2001).

11. VII Международный симпозиуме «Фундаментальные и прикладные проблемы науки» (п. Непряхино, Челябинской обл., 2012).

Публикации.

Основные теоретические выводы и результаты диссертации изложены в 57 опубликованных работах, в том числе в 16 изданиях, рекомендованных ВАК. По результатам диссертационной работы оформлено 9 свидетельств о государственной регистрации программ для ЭВМ лично автором.

Структура и объём работы. Диссертация состоит из введения, шести глав и заключениясодержит 330 страниц машинописного текста, 26 таблиц, 71 рисунок, библиографический список, включающий 208 наименований, 30 страниц приложений.

Выводы.

1. Приведены основные алгоритмы общей методики, где показаны ключевые моменты расчета алгоритмов коммутации, начальных и граничных условий, мгновенных значений координат, энергетических характеристик. Реализация предложенных алгоритмов возможна любых типах ЭВМ, что дает возможность исследовать в нормальных и аварийных режимах электромагнитные процессы отдельного ВД, а также использовать цифровую модель машины в комплексных моделирующих стендах, применяемых при разработке сложных систем автоматического регулирования и управления.

2. Получены количественные значения энергетических характеристик многофазных ВД, по которым оценивается работоспособность машины в аварийных режимах работы. Получены зависимости мгновенных значений электромагнитного момента, а также его пульсаций от числа фаз обмотки ЭМП для штатных и аварийных режимов работы, что позволяет при проектировании ВД на этапе технического предложения выбрать число фаз, схему соединения, способ питания фаз ЭМП, структуру и силовые ключи ПК с тем, чтобы обеспечить требуемые характеристики и показатели надежности исправной машины, а также обеспечить её работоспособность в случае отказов элементов.

3. Предложенные методы позволили разработать программные комплексы для исследования электромагнитных процессов многофазных ВД, с помощью которых можно рассчитывать мгновенные значения координат и исследовать электромагнитные процессы в исправной машине и при отказе элементов для наиболее применяемых схем соединения, способов питания и алгоритмов коммутации фаз обмотки якоря ЭМП.

4. Оценка методов расчета энергетических характеристик по точности получаемых результатов позволила определить области применения каждого из них. Кроме этого получены простые выражения для расчета энергетических характеристик в штатных и аварийных режимах, использование которых при синтезе ВД позволяет получить приближенные значения этих характеристик.

5. Подтверждено экспериментально, что разработанный математический аппарат адекватно отражает основные особенности протекания установившихся электромагнитных процессов в ЭМП многофазного ВД и обеспечивает погрешность расчета интегральных значений энергетических параметров не превышающую 1,2−5% для исправной машины и 8−20% для аварийных режимов работы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В диссертационной работе дано новое направление решения актуальной научно-технической проблемы, направленной на развитие теории и инженерных методов проектирования многофазных ВД — перспективных исполнительных элементов бесконтактного электропривода электромеханических систем. Полагая, что теоретические и практические результаты исследования достаточно полно сформулированы в выводах, сопровождающих каждую главу, отметим лишь основные из них.

1. Предложена научная гипотеза этапа предварительного проектирования ВД повышенной надежности, основой которой является положение о том, что многофазный двигатель сохраняет работоспособность при отказах отдельных его элементов. Проведенный анализ позволил свести наиболее вероятные отказы в схеме двигателя к четырем видам отказов элементов силового канала, что позволило формализовать исследование электромагнитных процессов электромеханического преобразователя с постоянной и переменной структурой в штатных и аварийных режимах работы.

2. Впервые предложены новый подход, общая методика и разработан математический аппарат, позволяющий исследовать установившиеся электромагнитные процессы ЭМП с постоянной и изменяющейся структурой по мгновенным значениям координат. Это дает возможность провести количественную оценку мгновенных значений координат и энергетических параметров машины в штатных и аварийных режимах, применить новые методы резервирования исполнительных элементов электроприводов систем автоматики, выполненных на базе многофазных ВД с автономными каналами управления коммутацией, повысить надежность их работы.

3. Впервые предложена специальная коммутационная функция, связывающая электромагнитные процессы в ЭМП на смежных МКИ. Применение этой функции позволяет проводить расчеты алгоритмов управления коммутацией фаз в исправной машине и в аварийных режимах работы. При этом реализован последовательный переход от алгоритма управления коммутацией фаз с одной структурой ЭМП к алгоритму управления коммутацией с другой структурой ЭМП по результатам контроля мгновенных значений фазных токов.

4. Проведенная количественная оценка влияния единичных отказов элементов на мгновенные значения координат и интегральные характеристики позволила оценить работоспособность машины в аварийных режимах работы, а проведенные ресурсные испытания опытных образцов на предприятии заказчика подтвердили исходную научную гипотезу о возможности повышения уровня надежности бесконтактных электроприводов на основе многофазных ВД.

5. Основным практическим результатом работы следует считать разработку программных комплексов, которые применялось для исследования электромагнитных процессов многофазных ВД в нормальных и аварийных режимах работы и были использованы при создании опытных образцов бесконтактных электроприводов специального назначения на предприятиях НИИ ПМ (г. Москва), ГНПРКЦ «ЦСКБ-Прогресс» (г. Самара), ГРЦ им. В. П. Макеева (г. Ми-асс), ОАО «Миассэлектроаппарат» (г. Миасс), НПО «Электромашина» (г. Челябинск), что позволило сократить затраты времени на разработку и улучшить основные характеристики электромеханических систем, в частности, увеличить в 5 раз среднее время безотказной работы и уменьшить при этом до 10 раз вероятность отказов исполнительных элементов по сравнению с аналогичными промышленными образцами.

6. Верификация общей методики исследования, алгоритмов и программных комплексов, подтвердила адекватность отражения особенностей протекания установившихся электромагнитных процессов в ЭМП многофазного ВД. Показано, что разработанный математический аппарат обеспечивает погрешность расчета интегральных значений энергетических параметров не превышающую 1,2−5% для штатных режимов и 8−20% для аварийных режимов работы.

7. Опыт разработки бесконтактных электроприводов специализированных механизмов показал, что применение многофазных ВД позволяет при сущестпп Л! У вующем уровне развития технологии электромашиностроения и микроэлектроники на порядок повысить вероятность безотказной работы исполнительных элементов за счет новых конструктивных решений и применения методов неявного резервирования ЭМП. Полное использование функциональных возможностей многофазных ВД позволяет создавать перспективные и уникальные устройства систем автоматики повышенной надежности при жестких ограничениях по спецстойкости, массе, габаритам, качеству выходных характеристик машины.

Показать весь текст

Список литературы

  1. А. с. 1 259 461 СССР, МКИ3 Н 02 Р 6/02, Н 02 К 29/06. Вентильный электродвигатель /A.A. Иванов, В. К. Лозенко (СССР). № 373 892/24−07- заявл. 15.05.84- опубл. 23.09.86, Бюл. № 35. — 14 е.: ил.
  2. А. с. 1 269 236 СССР МКИ3 Н 02 Р 6/02, Н 02 К 29/00. Вентильный электродвигатель /A.A. Иванов, В. К. Лозенко, О. Н. Рублева (СССР). -№ 4 029 357/24−07- заявл. 26.02.86- опубл. 30.07.87, Бюл. № 28. 3 е.: ил.
  3. А. с. 1 327 242 СССР МКИ3 Н 02 К 29/00, 19/24. Вентильный электродвигатель / Б. Е. Коник, В. Ф. Мищенко, Б. Е. Синдаловский (СССР). -№ 3 539 748/24−07- заявл. 13.01.83- опубл. 07.11.86, Бюл. № 41. 6 е.: ил.
  4. А. с. 1 374 356 СССР МКИ3 Н 02К 29/00, 3/12. Многофазная электрическая машина / A.B. Капелинский, М. Н. Фесенко Е. С. Подколодный, Н. С. Иванов (СССР).- № 4 118 736/24−07- заявл. 27.07.86- опубл. 15.02.88, Бюл. № 6, — 3 е.: ил.
  5. , P.A. Вероятности безотказной работы многосекционных вентильных двигателей / P.A. Андрианова, С. Г. Воронин, В. М. Сандалов // Тез. докл. к всесоюзной научно-технической конференции. М., 1989.
  6. , P.A. Надежность многосекционного вентильного двигателя / P.A. Андрианова, С. Г. Воронин, A.M. Рафиков // Тез. докл. I Всесоюзной научно-технической конференции по электромеханотронике. Л.: Изд-во ЛЭТИ. — 1987.-С. 150−152.
  7. , P.A. Оценка вероятности безотказной работы многосекционных вентильных двигателей / P.A. Андрианов, С. Г. Воронин // Электротехника.- 1989.-№ 9.-С. 27−30.
  8. , В. В. Исторический обзор развития бесконтактных синхронных машин // Бесконтактные электрические машины. Рига, 1970. — Вып. 9. — С. 5−64.
  9. , A.A. Магнитоэлектрический вентильный двигатель для электромеханического усилителя руля автомобиля / A.A. Афанасьев, В. В. Ефимов, В. А. Нестеров, Г. В. Соловьев // Электричество. 2009. — № 2. — С. 41−46 .
  10. , A.A. Особенности преобразования энергии вентильных индукторных двигателей /A.A. Афанасьев //Электричество.- 2012.-№ 9.-С. 44−50.1 J X
  11. , В. А. Электрические машины с постоянными магнитами / В. А. Балагуров, Ф. Ф. Галтеев, А. Н. Ларионов. М.: Энергия, 1964. — 480 с.
  12. , В. А. Бесконтактные двигатели постоянного тока / В. А. Балагуров, В. М. Гридин, В. К. Лозенко М: Энергия, 1975. — 128 с.
  13. , Е.П. Микропроцессоры и микропроцессорные системы: учебное пособие для вузов / Е. П. Балашов, В.Д. Пузанков- под ред. В. Б. Снолова. М.: Радио и связь, 1981. — 328 с.
  14. , В.В. Теория и практические методы резервирования радиоэлектронной аппаратуры / В. В. Белецкий. М.: Энергия, 1977. — 104 с.
  15. , A.B. Конструирование устройств на микроконтроллерах / A.B. Белов. СПб.: Наука и Техника, 2005. — 256 с.
  16. , А. И. Бесконтактные электрические машины постоянного тока / А. И. Бертинов, В. Л. Потоцкий. М.: Информэлектро, 1967.
  17. , А. И. Электрические машины авиационной автоматики / А. И. Бертинов. М.: Оборонгиз, 1961. — 428 с.
  18. , Д.Э. Самолеты с полностью электрифицированным оборудованием / Д. Э. Брускин, С. И. Зубакин // Итоги науки и техники. Электрооборудование транспорта. М.: ВИНИТИ. 1986. — № 6. — С. 1−112.
  19. Бут, Д. А. Бесконтактные электрические машины / Д. А. Бут. М.: Высш. шк, 1985.-255 с.
  20. Бут, Д. А. Использование РЗМ-магнитов в электромеханических системах преобразования энергии / Д. А. Бут // Межвед. сб. науч. трудов. М.: МЭИ, 1984.-№ 32.-С. 9−16.
  21. , А.И. Переходные процессы в машинах переменного тока / А. И. Важнов. Л.: Энергия, 1980. — 256 с.
  22. , И. А. Некоторые особенности расчета и проектирования бесщеточных микродвигателей постоянного тока // Электротехника. -1964. № 4. -С.8−11.
  23. , В.В. Причины, механизмы отказов и надежность полупроводниковых приборов / В. В. Ведерников, H.H. Горюнов, A.A. Чернышов М.: Знание, 1977.-44 с.
  24. М.В. Математическое моделирование надежности многофазного асинхронного электропривода / М. В. Ведяшкин, Д. М. Глухов, О. О. Муравлева // Известия вузов. Электромеханика. № 6. 2008. С. 22−25.
  25. Вентильные электродвигатели малой мощности для промышленных роботов / В. Д. Косулин, Г. Б. Михайлов, В. В. Омельченко, В. В. Путников. JL: Энергоатомиздат, 1988. — 184 с.
  26. , П.Г. Алгоритмы управления коммутацией секций исполнительного элемента дисковода магнитной памяти / П. Г. Вигриянов, С. Г. Воронин // Межвуз. сб. трудов. Рязань: Изд-во РРТИ, 1986. — С. 95−99.
  27. , П.Г. Выбор метода расчета энергетических характеристик вентильного двигателя при полной коммутации / П. Г. Вигриянов, С. Г. Воронин. Челябинск: ЧПИ, 1988. — 8 с. — Деп. в Информэлектро 27.07.87, № 863-эт.
  28. , П.Г. Исследование электромагнитных процессов вентильных двигателей: монография / П. Г. Вигриянов. Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2010, — 161 с.
  29. , П.Г. Исследование энергетических параметров пятифазного вентильного двигателя при полной коммутации / П. Г. Вигриянов // Вестник Южно-Уральского технического университета, серия «Энергетика». 2012. -№ 37.-Вып. 18.- С. 50−54.
  30. , П.Г. Методика расчета энергетических характеристик многофазного вентильного двигателя при симметричной коммутации / П.Г. Вигриянов- Челябинск: ЧПИ, 1988 18 е.- Деп. в Информэлектро 11.05.88, № 170-эт.
  31. , П.Г. Общая методика исследования электромагнитных процессов вентильного двигателя с изменяемой структурой электромеханическогопреобразователя коммутации /П.Г. Вигриянов //Электричество-2012. № 8-С. 44−51.
  32. , П.Г. Общая методика исследования электромагнитных процессов вентильного двигателя при полной коммутации / П. Г. Вигриянов // Электротехника. 2012. — № 10.- С. 31−35.
  33. , П.Г. Особенности исследования электромагнитных процессов вентильных двигателей с изменяемой структурой электромеханического преобразователя при отказах элементов силовой части / П. Г. Вигриянов // Электричество. 2012. — № 12. — С. 46−50.
  34. , П.Г. Особенности преобразования координат в уравнениях движения многосекционного вентильного двигателя / П. Г. Вигриянов, С. Г. Воронин // Тез. докл. науч.-техн. конф. по электромеханотронике 21−23 окт. 1987.- Л. Изд-во ЛЭТИ, 1987. С. 17−18.
  35. , П.Г. Оценка влияния индуктивности обмотки якоря на энергетические характеристики семифазных вентильных двигателей малой мощности при полной коммутации / П. Г. Вигриянов // Энергетик. 2012. — № 11. — С. 45−47.
  36. , П.Г. Оценка влияния отказов на энергетические характеристики девятифазного вентильного двигателя / П. Г. Вигриянов // Известия Томского политехнического университета. Энергетика. Выпуск 4. 2012″. — Т. 321.- № 4. С. 67−71.
  37. , П.Г. Оценка влияния отказов на энергетические характеристики семифазных вентильных двигателей малой мощности / П. Г. Вигриянов // Вопросы электромеханики. Труды ВНИИЭМ. 2012. — Т.128 — № 3. — С. 3−8.
  38. , П.Г. Оценка влияния отказов на энергетические характеристики пятифазных вентильных двигателей малой мощности / П. Г. Вигриянов // ЭЛЕКТРО. Электротехника, электроэнергетика, электротехническая промышленность. 2012. — № 6 — С. 14−18.ос/1
  39. , П.Г. Оценка пульсаций электромагнитного момента вентильных двигателей при неисправности типа «обрыв» / П. Г. Вигриянов. Челябинск: ЦНТИ. Информационный листок, 1988. — № 86−92.
  40. , П.Г. Пакет программ для расчета энергетических характеристик многофазного вентильного двигателя / П. Г. Вигриянов. Челябинск: ЦНТИ. Информационный листок, 1988. — № 88−39.
  41. , П.Г. Пакет программ для расчета энергетических характеристик многофазного вентильного двигателя при неисправности типа «обрыв» / П. Г. Вигриянов.-Челябинск: ЦНТИ. Информационный листок, 1988.-№ 88−61.
  42. , П.Г. Пакет программ для расчета энергетических характеристик многофазного вентильного двигателя при неисправности «короткое замыкание» / П. Г. Вигриянов. Челябинск: ЦНТИ. Информационный листок, 1988. — № 88−62.
  43. , П.Г. Преобразование координат при неполной коммутации / П. Г. Вигриянов // Исследование автоматизированных электроприводов, электрических машин и вентильных преобразователе: сб. научн. трудов. Челябинск: Изд-во ЧПИ, 1987. — С. 25−30.
  44. , П.Г. Программы расчета энергетических характеристик многофазного вентильного двигателя / П. Г. Вигриянов. Челябинск: ЦНТИ. Информационный листок, 1988. — № 88−44.
  45. , П.Г. Пульсации электромагнитного момента многофазных вентильных двигателей в аварийных режимах работы / П. Г. Вигриянов // Вопросы электромеханики. Труды ВНИИЭМ. -2012. Т. 128 — № 3. — С. 9−15.
  46. , П.Г. Пульсации электромагнитного момента управляемых де-вятифазных вентильных двигателей при отказах типа «обрыв» / П.Г. Вигриянов
  47. Вестник Магнитогорского государственного технического университета. -2012.-№ 3 .-С. 14−17.
  48. , П.Г. Работоспособность и характеристики многофазных вентильных двигателей: автореф. дис.. канд. техн. наук / П. Г. Вигриянов. -Томск: ТЛИ, 1998.-19 с.
  49. , П.Г. Расчет алгоритмов коммутации многофазных вентильных двигателей / П. Г. Вигриянов // Вестник Южно-Уральского технического университета, серия «Энергетика». Выпуск 16. 2011. -№ 34(251). — С. 46−49.
  50. , П.Г. Формирование механической характеристики тягового вентильного двигателя / П. Г. Вигриянов // Вестник Южно-Уральского технического университета, серия «Энергетика». Выпуск 5.- 2004- № 4(33). С. 44−45.
  51. , П.Г. Электромагнитные процессы многофазных вентильных двигателей: монография / П. Г. Вигриянов. Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2007. -143 с.
  52. , П.Г. Энергетические характеристики девятифазного вентильного двигателя при полной и неполной коммутации / П. Г. Вигриянов // Известия Томского политехнического университета. Энергетика. Выпуск 5. 2011. -Т. 319. -№ 4.- С. 103−106.
  53. , П.Г. Энергетические характеристики многофазных вентильных двигателей / П. Г. Вигриянов // Тез. докл. Всесоюзн. семинара «Кибернетика электроэнергетических систем». -Челябинск: Изд-во ЧПИ, 1990.-С. 132−133.
  54. , П.Г. Энергетические характеристики пятифазных вентильных двигателей малой мощности при неполной коммутации / П. Г. Вигриянов // ЭЛЕКТРО. Электротехника, электроэнергетика, электротехническая промышленность. 2012. — № 5. — С. 37−30.
  55. , П.Г. Энергетические характеристики семифазных вентильных двигателей малой мощности при неполной коммутации / П. Г. Вигриянов // Энергетик. -2012. № 12. — С. 49−51.
  56. , П.Г. Энергетические характеристики управляемых пятифаз-ных вентильных двигателей малой мощности / П. Г. Вигриянов // Вестник Южно-Уральского технического университета, серия «Энергетика». 2012. — № 37. — С. 54−59.
  57. , Е.В. Новая серия отечественных вентильных электродвигателей для универсальных технических роботов / Е. В. Волокитина, H.A. Данилов, В. А. Нестерин, Ю. Г. Опалев // Электротехника. 2011. — № 7. — С. 13−16.
  58. , А.И. Электрические машины / А. И. Вольдек. 3-е изд., перераб. и доп. — Л.: Энергия, 1978. — 832 с.
  59. , С.Г. Исследование пульсаций момента тихоходных бесконтактных двигателей постоянного тока с дискретным датчиком положения ротора /С.Г. Воронин С. Г., В. А. Лифанов, Б. Г. Шумихин // Электричество. 1977. -№ 11.-С. 54−58.
  60. , С.Г. Обеспечение работоспособности электропривода с синхронным двигателем при единичных отказах в силовом канале / С. Г. Воронин, П. О. Шабуров, Д. А. Курносов // Электричество. 2010. — № 11. — С. 39−42.
  61. , С.Г. Определение неисправности датчика положения ротора вентильного двигателя при внезапном отказе / С. Г. Воронин, П. О. Шабуров // Контроль. Диагностика. 2011. — № 2. — С. 48−51.
  62. , А.Г. Применение систем бесперебойного электропитания в экстренной медицине / А. Г. Гарганеев // Известия Томского политехнического университета.-2005.-Т. 308.-№ 7.-С. 166−171.
  63. , С.Ю. Исследование стабильности мгновенной скорости вращения бесконтактных двигателей постоянного тока малой мощности: автореферат дис.. канд. техн. наук / С. Ю. Гечис. Каунас, Изд-во КПИ, 1976. — 22 с.
  64. , Т.А. Полупроводниковые преобразователи в электроприводах постоянного тока / Т. А. Глазенко. Л.: Энергия, 1973. — 304 с.
  65. , Л.П. Основы теории надежности автоматических систем управления / Л. П. Глазунов, В. П. Грабовецкий, О. В. Щербаков. Л.: Энерго-атомиздат, 1984. — 208 с.
  66. Д.М. Математическая модель надежности многофазных асинхронных двигателей в аварийных режимах эксплуатации / Д. М. Глухов, О. О. Муравлева // Изв. вузов. Электромеханика. 2006. — № 3. — С. 20−22.
  67. ГОСТ 13 377–75. Надежность в технике. Термины и определения.
  68. ГОСТ 24.701 86 Надежность автоматизированных систем управления. Основные положения.
  69. , В.Э. Бе1рЫ5 / В. Э. Гофман, А. Д. Хомоненко. СПб.: БХВ-Санкт-Петербург, 2000. — 800 с.
  70. , В.М. Исследование электромагнитных процессов в бесконтактных двигателях постоянного тока с несимметричной якорной обмоткой / В. М. Гридин // Электричество. 2012. — № 10. — С. 43−49.
  71. , З.Ю. Современный уровень производства редкоземельных постоянных магнитов за рубежом / З. М. Гудим // Электротехника. 1985. — № 2. — С. 56−57.
  72. , Б.П. Основы вычислительной математики / Б. П. Демидович, И. А. Марон. М.: Наука, 1966. — 664 с.
  73. Дискретный электропривод с шаговыми двигателями / Б. А. Ивоботенко, В. П. Рубцов, Л. А. Садовский, В. К. Цаценкин, М.Г. Чиликин- под ред. М.Г. Чи-ликина. М.: Энергия, 1971. — 624 с.
  74. , В.Г. Схемотехника цифровых преобразователей перемещений: справочное пособие / B.C. Домрачеев, В. Р. Матвеевский, Ю. С. Смирнов. -М.: Энергоатомиздат, 1987. 392 с.
  75. , А. А. Проектирование бесконтактных двигателей постоянного тока с оптимальными динамическими характеристиками / A.A. Дубенский, Т. В. Куликова // Вторая всесоюзная конференция по бесконтактным машинам постоянного тока: тез. докл. -М., 1975.
  76. , A.A. Бесконтактные двигатели постоянного тока / A.A. Дубенский М.: Энергия, 1967. — 144 с.
  77. , Ю.Н. Системы привода роботов: справочник / Ю. Н. Егоров, С.А. Ковчин- под ред. С. А. Ковчина JL: Изд-во Ленингр. ун-та, 1982. — 336 с.
  78. , Т. А. Вентильные двигатели для привода медико-биологических систем: автореферат дис.. канд. техн. наук / Т. А. Елизарова. -М.: Изд-во МАИ, 1987. 18 с.
  79. , Н. Г. Надежность электрических машин / Н. Г. Ермолин, И. П. Жерихин. М.: Энергия, 1976.
  80. , И.Е. Надежность твердых интегральных схем / И. Е. Ефимов, И. Г. Кальман, В. И. Мартынов. М.: Изд-во стандартов, 1979. — 216 с.
  81. , В.В. Интегральные силовые преобразователи электромехано-тронных устройств с отказоустойчивыми свойствами / В. В. Иванов // Тез. докл. I Всесоюзной научно-технической конференции по электромеханотронике. -Л.: Изд-во ЛЭТИ. 1987. — С. 139−140.
  82. Иванов-Смоленский А. В. Электрические машины: в 2 т. Т. 2. / А. В. Иванов-Смоленский. — 2-е изд., перераб. и доп. М.: Изд-во МЭИ, 2005. — 528 с.
  83. Н.Ф. Перспективы развития регулируемого электропривода Электричество. 2003 — № 2 — С. 2−7.
  84. , Н.Ф. Итоги развития и проблемы электропривода // Автоматизированный электропривод: Сб. науч. тр. / под. ред Н. Ф. Ильинского, М. Г. Юнькова. М.: Энергоатомиздат, 1990.
  85. Ирэ, П. Объектно-ориентированное программирование с использованием СИ++ / П. Ирэ- пер. с англ.- Киев: НИПФ ДиаСофтЛтд, 1995. 480 с.
  86. Исследование путей создания электрических двигателей малой мощности с повышенной наработкой для привода гидронасоса. М.: Изд-во ВИМИ СР ЭЛ-8, 1987.-С. 10.
  87. , Ю. Ю. Новые типы синхронных электрических машин с постоянными магнитами / Ю. Ю. Кавун, Л. К. Ковалев // Проектирование и изготовление аэрокосмических аппаратов / под ред. проф. Ю. Ю. Комарова. М.: Изд-во МАИ, 2006.
  88. , Ю. Б. Комплексная автоматизированная система исследования двигателей постоянного тока / Ю. Б. Казаков, А. И. Тихонов // Электротехника. 1995.-№ 4.-С. 21−24.
  89. , Ю. Б. Численное моделирование и разработка конструкций электрических машин с учетом взаимного влияния физических полей: автореф. дис.. докт. техн. наук: 05.09.01 / Ю. Б. Казаков. М., 2000. — 39с.
  90. , Ю.М., Лекарев А. Ф., Тихонов Е. Г. Синтез управления следящими инверторами систем электропитания / Ю. М. Казанцев, А. Ф. Лекарев, Ю. М. Тихонов // Приборы и системы. Сер. Управление, контроль, диагностика. 2004. № 6. С. 20−25.
  91. , Т. Двигатели постоянного тока с постоянными магнитами: Пер. с англ. / Т. Кенио, С. Нагамори. М.: Энергоатомиздат, 1989. — 184 с.
  92. , Л. К. Синхронные электродвигатели с радиально-тангенциальными магнитами / Л. К. Ковалев, Ю. Ю. Кавун, Д. С. Дежин // Электричество. 2007.- № 11. — С. 16−23.
  93. , В.Ф. Основные тенденции развития встроенных систем управления двигателями и требования к контроллерам / В. Ф. Козаченко. -CHIIP NEWS, 1999.-№ 1.
  94. , Б.А. Справочник по расчету надежности аппаратуры радиоэлектроники и автоматики. М.: Советское радио, 1975.
  95. , Д.И. Конструирование автоматических космических аппаратов. -М.: Машиностроение, 1996.
  96. И.П. Математическое моделирование электрических машин / И. П. Копылов. — 3-е изд. М.: Высш. шк., 2001. — 327 с.
  97. И.П. Электрические машины / И. П. Копылов. — 5-е изд. М.: Высш. шк., 2006. — 607 с.
  98. , И.П. Электромеханическое преобразование энергии / И. П. Копылов. М.: Энергия, 1973. — 400 с.
  99. , А.Н. Синтез схем управления вентильными двигателями постоянного тока с датчиками от ЭДС вращения: автореферат дис.. канд. техн. наук / А. Н. Корабельников. Рязань: Изд-во РРТИ, 1986. — 18с.
  100. , Г. А. Справочник по математике / Г. А. Корн, Д.М. Корн- пер. с англ. И. Г. Арамановича, A.M. Березмана, И. А. Ванштейна и др.- под ред. И.Г. Ара-мановича. -М.: Наука, 1974. 831 с.
  101. , А.И. Построение математической модели синхронного двигателя с постоянными магнитами на роторе / А. И. Коршунов // Электротехника. -2009.-№ 1.-С. 19−26.
  102. , O.A. Усилители мощности на транзисторах в режиме переключений / O.A. Коссов. М.: Энергия, 1971. — 432 с.
  103. , М.П. Электромагнитные процессы в вентильных преобразователях энергии с многообмоточной структурой / М. П. Костырев, Ф. Н. Мягков, А. Н. Аброськин // Известия вузов. Электромеханика. 2007. — № 6. — С. 59−64.
  104. , Ю.П. Развитие электромеханики в теории и технологиях элек-тромеханотроники / Ю. П. Коськин // Известия вузов. Электромеханика. 2008. — № 1.-С. 11−20.
  105. , В.В. Схемы и характеристики синхронного вентильного двигателя с однозубцовой обмоткой / В. В. Кочергин // Электротехника. 2007. -№ 2. — С. 23−27.
  106. , Н.В. Новые возможности в диагностике электрических машин / Крупенин Н. В. // Электричество. 2011. — № 9. — С. 45- 48.
  107. , Б.Я. Поиск оптимальных решений средствами Excel 7.0 / Б. Я. Курицкий. -СПб: BHV, 1997. 384 с.
  108. , В. А. Уравнения бесконтактного двигателя постоянного тока / В. А. Лифанов, С. Г. Воронин // Исследование автоматизированных электроприводов, электрических машин и вентильных преобразователей: сб. науч. тр. Челябинск: ЧПИ, 1972. № 108.
  109. , В.К. Вентильные двигатели для авиационных механизмов: автореферат дис.. д-ра техн. наук / В. К. Лозенко. М. Изд-во МЭИ, 1985. — 35 с.
  110. , В.В. Тяговые двигатели на постоянных магнитах в электроприводе автомобиля / В. В. Лохнин, И. А. Бербиренков // Известия вузов. Электромеханика. 2008. — № 5. — С. 77−79.
  111. , Ш. И. Основы теории электрических машин с управляемыми полупроводниковыми коммутаторами / Ш. И. Лутидзе. М.: Наука, 1968. — 302 с.
  112. Мак-Кракен, Д. Д. Численные методы и программирование на Фортране / Д.Д. Мак-Кракен, У.С. Дорн- пер. с англ. Б.Н. Казака- под ред. Б. М. Наймарка.- 2-е изд. доп. М.: Мир, 1977. — 584 с.
  113. , Л.И. Предельные силовые характеристики электромагнитных двигателей постоянного тока / Л. И. Малинин, В. Ю. Нейман // Электротехника.- 2009. № 12.-С. 61−67.
  114. , А.Г. Основные направления развития моментных электрических двигателей малой мощности / А. Г. Микеров // Тез. докл. I Всесоюзной научно-технической конференции по электромеханотронике. Л.: Изд-во ЛЭТИ. — 1987.-С. 10−11.
  115. Микродвигатели для систем автоматики: справочник / под ред. Э.А. Ло-дочникова, Ю. М. Юферова. М.: Энергия, 1969. — 272 с.
  116. Микроэлектронные электросистемы: применение в радиоэлектронике / Ю. И. Конев, Г. Н. Гулякович, К. П. Полянин и др.- под ред. Ю. И. Конева. М.: Радио и связь, 1987. — 240 с.
  117. , В. П. Состояние и перспективы развития бесконтактных двигателей постоянного тока с позиционно-импульсной модуляцией фазных напряжений // Вторая всесоюзная науч.-техн. конф. по бесконтактным машинам постоянного тока: тез. докл. М., 1975.
  118. , О.П. Перспективы развития автоматизированного электропривода металлорежущих станков / О. П. Михайлов // Электричество. 1985. -№ 10.-С. 11−17.
  119. , A.C. Следящие системы с бесконтактными двигателями постоянного тока / A.C. Михалев, В. П. Миловзоров. М.: Энергия, 1979.
  120. , О.П. Оценка показателей долговечности узлов электрических машин на основе информации диагностирования и мониторинга / О. П. Муравлев, В. В. Гусев, В. П. Шевчук // Известия вузов. Электромеханика. 2009. -№ 6. — С. 42−46.
  121. , О.П. Разработка теории и практических методов управления качеством электрических машин / О. П. Муравлев // Электричество. 1986. -№ 4.-С. 29−35.
  122. , О.П. Эксплуатационная надежность асинхронных двигателей мостовых кранов / О. П. Муравлев, М. В. Ведяшкин // Известия вузов. Электромеханика. 2011. -№ 6. — С. 38−41.
  123. Надежность и эффективность в технике. Методология. Организация. Терминология: справочник / под ред. А. И. Рембезы. М.: Машиностроение, 1986.-Т.1.-224 с.
  124. , Р.М. / Электроприводы с интеллектом / ТЕРРИТОРИЯ НЕФТЕГАЗ // № 3, март 2010.
  125. , В.Б. Исследование и минимизация пульсаций электромагнитного момента исполнительных устройств на базе моментных вентильных двигателей: автореферат дис.. канд. техн. наук / В. Б. Никулин. Рязань: Изд-во РРТИ, 1987, — 16 с.
  126. , С.М. Надежность элементов радиоэлектронной аппаратуры / С. М. Никулин. М.: Энергия, 1979. — 80 с.
  127. , И.Е. Бесконтактные двигатели постоянного тока / И. Е. Овчинников, Н. И. Лебедев Л.: Наука, 1979. — 270 с.
  128. , И.Е. Вентильные электрические двигатели с постоянными магнитами (состояние и перспективы) / И. Е. Овчинников // Тез. докл. I Всесоюзной научно-технической конференции по электромеханотронике. Л.: ЛЭТИ.- 1987.-С. 7−8.
  129. , И.Е. Теория вентильных электрических двигателей / И. Е. Овчинников. Л.: Наука, 1985.
  130. , И.Е. Энергетические характеристики бесконтактных двигателей и их оптимизация / И. Е. Овчинников // Двигатели постоянного тока с полупроводниковыми коммутаторами Л.: Наука, 1972.
  131. , В.В. Электромеханические приводы органов управления многоразовых космических систем с высокими энергетическими и динамическими показателями / В. В. Омельченко //Электротехника.-2007.-№ 2.-С. 37−43.
  132. Отчет о научно-исследовательской работе «Разработка бесконтактного силового электропривода крышек специальной аппаратуры изделий 17Ф20, 17Ф113», № госрегистрации 180 025 150 / Под рук. Вороника С. Г. Челябинск: ЧПИ, 1991.
  133. Первая Всесоюзная конференция по электромеханотронике (21−23 октября 1987 г.): Тез. докл. / АН СССР. Л.: ЛЭТИ, 1987. — 308 с.
  134. , С.А. Синтез вентильных моментных двигателей: автореферат дис.. канд. техн. наук / С. А. Петрищев. Томск: Изд-во ТПИ, 1987. — 18 с.
  135. , А.Т. Направления научных исследований на кафедре электрических машин УРГУ-УПИ / А. Т. Пластун, В. И Денисенко, В. Ф. Шутько, А. Н. Мойсейчиков // Электричество. 2007. — № 9. — С. 63−70.
  136. , Е.Г. Математическое моделирование электромашинно-вентильных систем / Е. Г. Плахтына. Львов: Вища школа, 1986. — 164 с.
  137. , В.В. Язык Си++: Учеб. пособие / В. В. Шевкопляс. М.: Финансы и статистика, 1999. — 560 с.
  138. , Л.И. Конструкции авиационных электрических машин / Л. И. Поспелов, А.Ф. Федосеев- под ред- А. Ф. Федосеева. М.: Энергоатомиз-дат, 1982.-320 с.
  139. Постоянные магниты: справочник / под ред. Ю.М. Пятина- М.: Энергия, 1980.-488 с.
  140. Проектирование электрических машин / И. П. Копылов, Б. К. Клоков, В. П. Морозкин, Б. Ф. Токарев. 4-е изд. / под ред. И. П. Копылова. — М.: Высш. шк., 2005.-767 с.
  141. Промышленная робототехника: справочник / под ред. Я. А. Шифрина. -М.: Машиностроение, 1982. 415 с.
  142. , В.В. Бесконтактные электродвигатели постоянного тока с повышенной наработкой для космических аппаратов /В.В. Путников, A.B. Путников, В. Б. Уваров // Электротехника. 2007. — № 2. — С. 18−23.
  143. Разработка и исследование вентильных электроприводов: отчет по НИР (промежуточ.): / Челяб. политехи, ин-т- рук. Воронин С.Г.- исполн.: Вигрия-новП.Г. и др. Челябинск: ЧПИ, 1986. — 98 с. — Библиогр.: С. 91−92. -№ГР 1 860 041 189.
  144. Разработка специализированных механизмов с бесконтактными момент-ными двигателями постоянного тока: отчет по НИР / рук. С. Г. Воронин. Челябинск: Изд-во ЧПИ. — 1984.
  145. , Ю.Н. Редкоземельные магниты как средство миниатюризации устройств электромеханического преобразования энергии / Ю. Н. Розно, Ю.М. Конев- под ред. Ю. И. Конева // Серия «Электронная техника в автоматике». М.: Сов. радио, 1980. — С 185−185.
  146. , Ю.А. Автономные дискретные электроприводы с силовыми шаговыми двигателями / Ю. А. Сабинин, В. И. Кулешов, М. М. Шмырева. JL: Энергия, 1980.- 160 с.
  147. , В. М. Резервированные электроприводы на базе вентильных двигателей: автореф. дис.. канд. техн. наук: 05.09.03/В. М. Сандалов.- Челябинск, 2001. 22 с.
  148. , В.М. Последствия отказов элементов в схемах вентильных двигателей / В. М. Сандалов // Исследование автоматизированных электроприводов, электрических машин и вентильных преобразователей: сб. науч. тр. -Челябинск, 1995.
  149. , В.М. Сравнительная оценка надежности схем вентильных двигателей / В. М. Сандалов // Электротехнические комплексы автономных объектов: Тез. докл. научн.-техн. конф.- М.: МЭИ, 1997. С. 67−71.
  150. , Д.В. Электрические машины непосредственного привода: Безредукторный электропривод / Д. В. Свечарник. М.: Энергоатомиздат, 1988. -208 с.
  151. , C.B. Элементы оптоэлектроники / C.B. Свечников. М.: Сов. радио, 1971.-112 с.
  152. .В. Перспективы развития и применения бесконтактных регулируемых электродвигателей // Известия вузов. Электромеханика. № 2. 2005. С. 14−20.
  153. , Г. А. Математическое моделирование электрических машин (АВМ) / Г. А. Сипайлов, A.B. JIooc. М.: Высшая школа, 1980. — 176 с.
  154. Специальные электрические машины: источники и преобразователи энергии: учебное пособие для вузов / А. И. Бертинов, Д. А. Бут, С. Р. Мизюрин и др.- под ред. А. И. Бертинова. М.: Энергоиздат, 1982. — 552 с.
  155. Справочник по электрическим машинам / Под общ. ред. И. П. Копылова, Б. К. Клокова. М.- Энергоатомиздат, 1989. — Т.2 — 688 с.
  156. , И.П. Основы теории транзисторов и транзисторных схем / И. П. Степаненко. М.: Энергия, 1977 — 672 с.
  157. , Л. И. Моментные двигатели с постоянными магнитами / Л. И. Столов, Б. Н. Зыков. М.: Энергия, 1977 г. — 112 с.
  158. , Б. Язык программирования Си++: пер с англ. / Б. Страуст-руп- М.: Радио и связь, 1991,-352 с.
  159. Схемно-конструкторская оптимизация бесконтактного привода постоянного тока: отчет по НИР / Руководитель С. Г. Воронин. №ГР1 860 041 189. -Челябинск: Изд-во ЧПИ, 1986.
  160. , Д. С. Электромеханическое преобразование энергии / Д. С. Уайт, Г. Х. Вудсон- пер. с англ. Н. Ф. Ильинского, Л. А. Садовского, В.К. Цаценкина- под ред. C.B. Страхова М. -. Л.: Энергия, 1964. — 528 с.
  161. Управляемые бесконтактные двигатели постоянного тока Н.П. Адволот-кин, В. Т. Гращенко, Н. И. Лебедев и др.-Л.: Энергоатомиздат, 1984.-160 с.
  162. , А. Л. Программный комплекс моделирования электромеханических устройств / А. Л. Федянин, С. В. Леонов, О. П. Муравлев // Электромеханические преобразователи энергии: материалы междунар. науч.-техн. конф. Томск: ТПУ, 2005. — С.163−165.
  163. , Б.Ф. Справочник по расчету надежности машин на стадии проектирования/ Б. Ф. Хазов, Б. А. Дидусев. М.: Машиностроение, 1986.-224 с.
  164. , O.K. Гальваномагнитные элементы и устройства автоматики и вычислительной техники / O.K. Хомерике. М.: Энергия, 1975. — 78 с.
  165. , В.В. Электрические машины систем автоматики: учебник для вузов. / В. В. Хрущев Л.: Энергоатомиздат, 1985. — 368 с.
  166. Цифровые преобразователи перемещений в микропроцессорных системах управления: методические рекомендации для ИТР в области робототехниче-ских систем/ сост. Ю. С. Смирнов. Челябинск: Изд-во ЧПИ, 1987- 35 с.
  167. , А.А. Основы надежности полупроводниковых приборов и интегральных схем / А. А. Чернышов. М.: Радио и связь, 1988. — 256 с.
  168. , Б.В. Микропроцессорные структуры. Инженерные решения: Справочник. / Б. В. Шевкопляс. М.: Радио и связь, 1990. — 512 с.
  169. Ф.М. Электрические машины автоматических устройств. М.: Высшая школа, 1988. — 224 с.
  170. , И.В. Преобразование переменных в магнитосвязанных статических цепях / И. В. Якимец // Изв. вузов. 1982. -№ 7. — С. 780−787.
  171. Arnold J.I. Future trends in highle reliable systems. AGARD-NATO, № 224.
  172. Corney J.M. The development of multiple redundant flight control systems for high integrity applications. The Aeronautical Journal 1980, № 837.
  173. Rron, G. Non-Riemannian dynamics of rotating electrical machinery, Journ. Math, and Physics, vol. 13, 1934.
  174. Lean D.Ms. An analytical redundancy scheme for flight control systems. The Aeronautical Journal. № 889, 1985.
  175. Nuber R.R., McCulloch B. Self-repairing flight control system. SAE Techn. Pap. Ser., 1984, № 841 552.
  176. Sodeghy Т., Rosental G. A control law for the self-repairing digital flight control system. Proc. IEEE Nat. Aerosp. And Elektron. Conf. NFECON, 1984.
  177. Stephen L. Botten, Chris R. Whitley, Andrew D. King. Flight Control Actuation Technology for Next-Generation All-Electric Aircraft // Technology Review Journal-Millennium Issue-Fall/Winter, 2000. p.55−68.
Заполнить форму текущей работой