Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Дидактические средства профессионально-педагогической подготовки студентов сельскохозяйственного вуза к разрешению педагогических конфликтов

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Стратегия деятельности преподавателя сельскохозяйственного вуза заключается в отборе дидактических средств подготовки студентов к разрешению педагогических конфликтов с учетом достижений педагогической и психологической науки. Система профессионально-педагогической подготовки студентов сельскохозяйственного вуза должна включать: учебный курс «Основы педагогической конфликтологии», методические… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ВУЗА
    • 1. Особенности профессионально-педагогической подготовки студентов сельскохозяйственного вуза
    • 2. Психолого-педагогические основания подготовки педагогов профессионального обучения к разрешению педагогических конфликтов
  • §-3.Модель готовности педагога профессионального обучения к разрешению педагогических конфликтов
  • ГЛАВА II. СРЕДСТВА ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ВУЗА К РАЗРЕШЕНИЮ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КОНФЛИКТОВ
    • 1. Модифицированная профессиограмма инженера-педагога
  • §-2.Дидактические средства формирования готовности к разрешению педагогических конфликтов в структуре профессионально-педагогической подготовки студентов сельскохозяйственного вуза
  • §-3.Результаты опытно-экспериментальной работы по формированию готовности педагогов профессионального обучения к разрешению педагогических конфликтов

Дидактические средства профессионально-педагогической подготовки студентов сельскохозяйственного вуза к разрешению педагогических конфликтов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Социально-экономические преобразования в агропромышленном комплексе России обусловили необходимость научной разработки проблемы подготовки студентов по специальности «Профессиональное обучение» в сельскохозяйственных вузах. Специфика инженерно-педагогической подготовки заключается не только в формировании прочной системы профессионально-педагогических знаний и умений, освоении естественнонаучных, общетехнических и специальных дисциплин, но и в развитии креативных качеств будущего педагога профессионального обучения (С.Я. Батышев). Выпускник сельскохозяйственного вуза данной специальности должен обладать высоким уровнем профессиональной компетенции, стремиться к профессиональной творческой деятельности, саморазвитию и самосовершенствованию, продуктивно разрешать проблемные ситуации различного рода.

Интегративный характер деятельности требует от будущего педагога профессионального обучения умения органично осуществлять взаимосвязь всех видов деятельности, обеспечивая эмоциональный комфорт в учебно-воспитательном процессе, чему будут способствовать умения диагностирования, анализа, управления и разрешения конфликтов в сфере профессионально-педагогической деятельности.

Необходимость выработки этих умений требует разработки дидактических средств подготовки педагогов профессионального обучения к разрешению педагогических конфликтов. Дидактические средства определяются в данной работе как инструментарий педагогической деятельности, обеспечивающий формирование знаний и умений для принятия педагогических решений.

Проблема исследования актуализируется повышением уровня конфликтности в сфере образования, обусловленным социальным расслоением, разобщенностью социума в целом, что констатируется научной печатью и эмпирическими исследованиями социологов, педагогов и психологов (А.Я. Анцупов,.

Н.В. Гришина и др.). Этот факт подтверждается нашими исследованиями, доказывающими, что особенности социальных отношений в образовательной среде прогнозируют конфликты и требуется готовность педагогов к их разрешению.

Обращение к научной литературе показало, что разработаны общетеоретические подходы к подготовке специалистов (С.И. Архангельский, В.П. Бес-палько, М. В. Кларин, Н. В. Кузнецова, С. Д. Смирнов и др.) — аспекты формирования готовности специалистов к осуществлению профессиональной деятельности (Б.Г. Ананьев, В. П. Бездухов, Е. П. Белозерцев, JI.A. Кандыбович, Т.И. Руднева). Вместе с тем отсутствует единое понимание сути готовности как результата подготовки к деятельности. Так, готовность к педагогической деятельности характеризуется: как условие формирования профессионализма (Н.Д. Левитов, В. Н. Мясищев, Н. Н. Нечаев, Д.Н. Узнадзе) — как личностное качество (В.А. Крутецкий, К.К. Платонов) — как результат успешного усвоения технологии педагогической деятельности (М.И. Дьяченко).

Что касается инженерно-педагогической подготовки, то разработаны ее концептуальные основы (B.C. Безрукова, Ю. К. Васильев, Г. Е. Зборовский, Е. Ф. Зеер, Н. Е. Эрганова и др.) — способы продуктивного преобразования средств профессиональной подготовки (М.Д. Горячев, B.C. Леднев, Л.В. Кури-ленко, В. А. Сластенин, А. И. Субетто, Н. Ф. Талызина и др.) — сущность педагогических умений (И.Г. Абрамова, А. А. Вербицкий, Б. З. Вульфов, Л. Н. Митина, Н. Ю. Посталюк, В. А. Сластенин и др.).

Вместе с тем не получила научного обоснования такая проблема педагогической практики, как разработка и реализация средств подготовки педагогов профессионального обучения к продуктивному разрешению педагогических конфликтов, что приводит к объективным противоречиям:

— между уровнем существующей профессионально-педагогической подготовки и уровнем требований, которые предъявляет к молодому специалисту рынок труда;

— между необходимостью овладения будущими специалистами профессионально значимыми умениями и навыками применения современных педагогических технологий для разрешения педагогических конфликтов и недостаточной разработанностью методологических подходов к решению этой задачи;

— между структурно сложным комплексом профессионально-значимых качеств педагога профессионального обучения и недостаточностью эффективных средств формирования этих качеств в существующих системах профессиональной подготовки.

Стремление найти пути разрешения указанных противоречий определило проблему нашего исследования. В теоретическом плане — это проблема обоснования организационных и содержательных основ профессионально-педагогической подготовки студентов сельскохозяйственного вуза. В практическом плане — это проблема разработки дидактических средств, позволяющих формировать у будущих педагогов профессионального обучения готовность к разрешению педагогических конфликтов в профессионально-педагогической деятельности.

Актуальность проблемы профессионально-педагогической подготовки педагогов профессионального обучения к разрешению педагогических конфликтов, а также недостаточная ее разработанность обусловили выбор темы исследования: «Дидактические средства профессионально-педагогической подготовки студентов сельскохозяйственного вуза к разрешению педагогических конфликтов».

Объект исследования: процесс подготовки студентов сельскохозяйственного вуза к профессионально-педагогической деятельности.

Предмет исследования: дидактические средства профессионально-педагогической подготовки студентов сельскохозяйственного вуза, обусловливающие их готовность к разрешению педагогических конфликтов.

Цель исследования: теоретически обосновать, разработать и экспериментально проверить систему профессионально-педагогической подготовки студентов специальности «Профессиональное обучение» к разрешению педагогических конфликтов в их будущей профессиональной деятельности.

Гипотеза исследования. Специфика подготовки педагогов профессионального обучения в сельскохозяйственном вузе заключается в" сложном, целенаправленном синтезе гуманитарного и агротехнического элементов, позволяющем будущим специалистам продуктивно решать педагогические задачи. Вместе с тем выявляется недостаточная подготовленность выпускников данной специальности к решению ряда актуальных профессиональных задач, в том числе и к разрешению педагогических конфликтов, что вызывает потребность в поиске дидактических средств профессионально-педагогической подготовки педагогов профессионального обучения к разрешению педагогических конфликтов, компенсирующих этот недостаток. Предполагаем, что педагоги профессионального обучения будут способны разрешать педагогические конфликты, если:

— учтены особенности деятельности педагога профессионального обучения и профессионально-педагогической подготовки студентов в сельскохозяйственном вузе;

— выявлены типичные конфликтогены профессионально-педагогической деятельности;

— определены сущность и структурные компоненты готовности педагогов профессионального обучения к разрешению педагогических конфликтов;

— разработаны дидактические средства профессионально-педагогической подготовки студентов сельскохозяйственного вуза к разрешению педагогических конфликтов;

— спроектирована система подготовки педагогов профессионального обучения к разрешению педагогических конфликтов.

Задачи исследования:

1. Конкретизировать научные представления об особенностях деятельности педагогов профессионального обучения и особенностях профессионально-педагогической подготовки студентов в сельскохозяйственном вузе.

2. Выявить типичные конфликтогены профессионально-педагогической деятельности.

3. Определить сущность и структурные компоненты готовности педагогов профессионального обучения к разрешению педагогических конфликтов.

4. Разработать на основе профессиографической методики дидактические средства подготовки педагогов профессионального обучения к разрешению педагогических конфликтов.

5. Спроектировать систему подготовки педагогов профессионального обучения к разрешению педагогических конфликтов.

Положения, выносимые на защиту:

1. Специфика профессионального образования будущих педагогов профессионального обучения заключается в органичном синтезе гуманитарного и агротехнического элементов подготовкив обеспечении педагогической направленности учебного процессав учете ряда специфических черт профессиональной деятельности специалистов указанного профиля (высокий уровень социальной ответственности, контактно-коммуникативный характер будущей профессии, отдаленность результатов деятельности, работа в условиях дефицита времени, быстрая изменчивость объектов педагогического воздействия). Процесс профессионально-педагогической подготовки студентов сельскохозяйственного вуза требует применения дидактических средств, обеспечивающих готовность студентов к разрешению педагогических конфликтов в профессиональной деятельности.

2. Профессионально-педагогическая деятельность в силу многофункциональности и специфичности способов взаимодействия требует подготовленности педагогов профессионального обучения к разрешению педагогических конфликтов. Поэтому необходимо формировать готовность педагогов профессионального обучения к их разрешению как комплекс психолого-педагогических знаний, умений, навыков, профессионально-значимых качеств и мотивационных установок личности специалиста.

3. Модифицированная профессиограмма инженера-педагога может служить обоснованием значимости и актуальности дидактических средств подготовки будущих педагогов профессионального обучения к разрешению педагогических конфликтов.

4. Стратегия деятельности преподавателя сельскохозяйственного вуза заключается в отборе дидактических средств подготовки студентов к разрешению педагогических конфликтов с учетом достижений педагогической и психологической науки. Система профессионально-педагогической подготовки студентов сельскохозяйственного вуза должна включать: учебный курс «Основы педагогической конфликтологии», методические рекомендации для студентов, комплекс организационных форм обучения в виде лекционных занятий с использованием технологии проблемного обучения и практических занятий, разработанных на основе технологии студийной работы — «Студия конфликтологических этюдов», что будет способствовать развитию мотивационно-волевого, когнитивно-содержательного и коммуникативно-рефлексивного компонентов готовности студентов сельскохозяйственного вуза к разрешению педагогических конфликтов в профессионально-педагогической деятельности.

Новизна исследования:

— определены особенности профессионально-педагогической подготовки студентов сельскохозяйственного вуза, подтверждающие целесообразность введения в практику вузовского обучения дидактических средств подготовки специалистов профессионально-педагогического профиля к разрешению педагогических конфликтов;

— выявлены типичные конфликтогены профессионально-педагогической деятельности (отрицательные стереотипы профессионально-педагогической деятельности, структура учебной работы, непродуктивные приемы организации и активизации познавательной деятельности обучаемыхнедостаточная подготовленность педагогов профессионального обучения к диагностированию, прогнозированию, оценке, управлению и разрешению педагогических конфликтов);

— определена сущность (интегративное свойство личности) и структурные компоненты готовности педагогов профессионального обучения к разрешению педагогических конфликтов (мотивационно-волевой, когнитивно-содержательный, коммуникативно-рефлексивный компоненты);

— обоснована модифицированная профессиограмма инженера-педагога, в которой определена роль специальной подготовки будущих специалистов к разрешению педагогических конфликтов, что позволяет включить деятельность по разрешению педагогических конфликтов в число профессиональных задач педагога профессионального обучения;

— разработаны дидактические средства подготовки педагогов профессионального обучения к разрешению педагогических конфликтов: учебно-воспитательная среда вузаучебный курс «Основы педагогической конфликтологии» обеспечивает развитие когнитивно-содержательного компонента готовностикомплекс организационных форм и технологий стимулирует рост показателей мотивационно-волевого и коммуникативно-рефлексивного компонентов готовности педагогов профессионального обучения к разрешению педагогических конфликтов.

Теоретическая значимость исследования. Результаты исследова-^ ния способствуют расширению научных представлений о специфике профессионально-педагогической подготовки студентов сельскохозяйственного вуза в аспекте рассматриваемой проблемы и эффективному решению задач формирования их готовности к разрешению педагогических конфликтов. Результаты исследования будут способствовать углублению понимания специфики деятельностипозволят целенаправленно формировать готовность к разрешению педагогических конфликтовпослужат основой для дальнейших исследований в области подготовки специалистов к решению профессиональных задач, обусловленных спецификой профессиональной деятельности.

Практическая значимость исследования состоит в направленности его результатов на совершенствование подготовки студентов по специальности «Профессиональное обучение» в сельскохозяйственном вузев определении дополнительных возможностей для эффективной психолого-педагогической подготовки будущих педагогов профессионального обучения, способствующей успешному решению ими в будущем профессиональных задачв разработке и обосновании средств подготовки студентов сельскохозяйственного вуза к разрешению педагогических конфликтов, направленной на их профессиональное совершенствование. Теоретические положения и практические рекомендации могут быть использованы при составлении программ и разработке пособий по общепрофессиональным дисциплинам, так как представляют собой экспериментально проверенный алгоритм решения научно-практических задач подобного уровня. Разработанный учебный курс «Основы педагогической конфликтологии» может быть включен в содержание профессиональной подготовки специалистов для системы «человек-человек».

Методологическую основу исследования составили философские, педагогические, психологические теории и концепции развития личности, современные психологические и педагогические теории профессионального образования.

Источниками исследования являются фундаментальные положения концепции интеграции науки, образования, техники и производства (В.Г. Афанасьев, Б. Н. Кедров, И. Т. Фролов, М.Г. Чепиков) — философская концепция социальной деятельности и диалектики развитиятеория всеобщей связи, взаимообусловленности и целостности явлений (Г.С. Арефьева, Л. П. Буева, М. В. Демина, П. Иванова, В.А. Конев) — концепция системного анализа (В.П. Кузьмин, Г. П. Щедровицкий, Э.Г. Юдин) — психолого-педагогическая концепция деятельности (Б.Г. Ананьев, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов, В. П. Зинченко, Н.В. Кузьмина) — интегративный подход к обучению (В.И. Загвязинский, И. Д. Зверев, А. В. Лосев, В. Н. Федорова, А.В. Усова).

Существенное значение в концептуальном плане имеют: теоретико-методологическое обоснование процесса педагогического исследования (А.П. Беляева, В. И. Каган, К. Н. Катханов, В. В. Краевский, А.А. Кыверялг) — теория содержания профессионального образования (С.Я. Батышев, М. Н. Берулава, Б. С. Гершунский, Н. И. Думченко, И. Д. Клочков, М. И. Махмутов, А.П. Сей-тешев, Д. А. Тхоржевский и др.) — концептуальные положения теории инженерно-педагогического образования (B.C. Безрукова, В. Ф. Бессараб, Э. Ф. Зеер, В. П. Косырев, П. Ф. Кубрушко, А. Т. Маленко, Е. В. Ткаченко, В.В. Шапкин) — теория педагогического управления (Ю.В. Васильев, М. М. Поташник, В. А. Романов, Г. Н. Сериков, В. П. Симонов, П.И. Третьяков) — закономерности и принципы профессионального становления личности (А.С. Белкин, М. А. Галагузова, Г. Е. Зборовский, Т. А. Колышева, К. М. Левитан, Т.Н. Руднева) — идея интеграции технического и педагогического знания (В.М. Медведев, В. М. Нестеренко, Г. Н. Сериков, Ю. С. Тюнников, Л.Н. Тулькабаева) — теория анализа и проектирования педагогической деятельности (Н.А. Алексеева, В. П. Бездухов, В.В. Загвя-зинский, Е. Г. Кашина, Л.В. Куриленко) — теория педагогической технологии (В.П. Беспалько, М. В. Кларин, Б. Т. Лихачев, А. И. Уман, Г. П. Щедровицкий, Н.Е. Щуркова) — теория педагогических конфликтов (В.И. Журавлев, К.С. Ли-сецкий) — психолого-педагогические теории (Ю.К. Бабанский, А. А. Голиков, М. Д. Горячев, И. Я. Лернер, С. Е. Матушкин, A.M. Новиков, В. М. Распопов, А. Д. Сазонов, А. С. Сергеев, Н. А. Томин, А.В. Черкасов).

База исследования: опыт профессионально-педагогической подготовки студентовопыт психолого-педагогической подготовки студентов в сельскохозяйственных вузах (Москва, Челябинск) — личный опыт работы автора на инженерном факультете Самарской государственной сельскохозяйственной академии в качестве преподавателя дисциплин психолого-педагогического цикла.

Работа выполнена на базе Самарской государственной сельскохозяйственной академии.

Выборочная совокупность составила 275 человек (студенты, преподаватели системы начального и среднего профессионального образования).

Исследование проводилось в несколько этапов.

Первый этап (1998;2000 гг.). Изучение, анализ философской, педагогической, психологической, методической литературы, посвященной профессионально-педагогической подготовке студентов в сельскохозяйственном вузеопределение особенностей деятельности педагога профессионального обучениявыявление наиболее типичных конфликтогенов в профессионально-педагогической среде, что позволило обосновать исходные позиции, выделить объект, предмет, цель и задачи исследования, сформулировать гипотезу. Результатом этого этапа явилось определение методологии и методов исследования, разработка его программы.

Второй этап (2000;2003 гг.). Разработка модели готовности педагогов профессионального обучения к разрешению педагогических конфликтоввыявление и обоснование её компонентоввыделение уровней готовности педагогов профессионального обучения к разрешению педагогических конфликтовпроведение содержательного анализа существующей профессиограммы инженера-педагога (педагога профессионального обучения) с целью подтверждения необходимости их подготовки к разрешению педагогических конфликтов. Результатом этого этапа исследования явились: разработка модели готовности педагогов профессионального обучения к разрешению педагогических конфликтовобоснование модифицированной профессиограммы педагога профессионального обученияразработка и экспериментальная проверка учебной программы «Основы педагогической конфликтологии».

Третий этап (2003;2005 гг.). Теоретическое осмысление результатов экспериментальной работы послужило основой для определения показателей эффективности разработанных дидактических средств подготовки студентов сельскохозяйственного вуза к разрешению педагогических конфликтов. Эмпирическое знание, полученное в ходе сравнительного анализа данных констатирующего и формирующего экспериментов, подвергнуто теоретическому анализу. Произведено оформление результатов исследования.

Методы исследования. Для решения поставленных задач и проверки исходных положений использован комплекс взаимодополняющих методов, адекватных предмету исследования: анализ философской, педагогической, психологической, методической литературыизучение и обобщение опыта педагогической подготовки в вуземоделированиеэмпирические методы (включенное наблюдение, анкетирование, тестирование) — профессиграфический метод (анализ и модификация профессиограммы) — оценка и самооценка результатов деятельностиконстатирующий и формирующий экспериментыметоды Л статистической обработки данных (% -критерий).

Достоверность результатов исследования обеспечена обоснованностью методологии, ее соответствием поставленной проблемепроведением исследования на теоретическом и практическом уровняхприменением комплекса методов, адекватных его предметувозможностью повторения экспериментальной работырепрезентативностью объема выборки и значимостью полученных экспериментальных данных.

Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты исследования отражены в статьях, тезисах докладов, учебно-методических рекомендациях, опубликованных автором. Внедрение результатов исследования осуществлялось в процессе педагогической деятельности в Самарской государственной сельскохозяйственной академии. Результаты исследования обсуждались и получили одобрение на заседаниях, научно-методических семинарах кафедры педагогики Самарского государственного университета, кафедры педагогики Самарской государственной сельскохозяйственной академии. Основные положения и результаты диссертационной работы апробированы на международных (Самара — 2004), межвузовских и региональных научных конференциях (Ки-нель — 2004; Самара — 2001 — 2004; Челябинск — 2003) по проблемам развития высшего профессионального образования.

Структура диссертации соответствует логике исследования и включает введение, две главы, заключение, список литературы, приложения.

Выводы.

Подготовка к профессионально-педагогической деятельности базируется на государственном стандарте, ограничивающем область специального и профессионального компонентов.

Формирование готовности к разрешению педагогических конфликтов потребовало разработки специфического содержания подготовки студентов специальности «Профессиональное обучение». Изучение содержания и задач профессионально-педагогической деятельности с помощью профессиографическо-го метода подтвердило необходимость отбора дидактических средств, учитывающих специфику профессиональных задач, решаемых педагогом профессионального обучения.

В результате изучения содержания профессионально-педагогической деятельности, целью которого являлось установление роли подготовки педагога профессионального обучения к разрешению педагогических конфликтов, была обоснована модифицированная профессиограмма инженера-педагога, а ее элементы соотнесены с содержанием профессиональной подготовки студентов сельскохозяйственного вуза по специальности «Профессиональное обучение».

Материалы констатирующего эксперимента подтвердили востребованность специальной подготовки будущих педагогов профессионального обучения к разрешению педагогических конфликтов, вместе с тем показали недостаточный уровень сформированности у студентов знаний, умений и навыков, связанных с деятельностью по разрешению педагогических конфликтов.

Цель формирующего эксперимента заключалась в разработке и внедрении в учебно-воспитательный процесс сельскохозяйственного вуза адекватно выделенным компонентам готовности к разрешению педагогических конфликтов совокупности средств профессионально-педагогической подготовки.

На основе методологических, дидактических и андрагогических принципов были определены: содержание специальной подготовки и организационные формы, обеспечивающие готовность будущих педагогов профессионального обучения к разрешению педагогических конфликтов.

В ходе формирующего эксперимента доказано, что разработанный специальный курс «Основы педагогической конфликтологии», его методическое сопровождение обеспечивают теоретическую базу для укрепления педагогической направленности будущих специалистов и развития коммуникативных и рефлексивных умений, значимых для грамотного разрешения педагогических конфликтов в профессиональной деятельности.

Экспериментальное обучение направлялось на апробацию студийной формы работы со студентами. Пролог и этюд как этапы студийной работы, стимулировали прежде всего формирование мотивационно-волевого компонентаэтапы экспликации, практикума и рефлексии обеспечивали формирование когнитивно-содержательного компонентаэтап рефлексии в студийной деятельности активно формировал коммуникативно-рефлексивный компонент готовности. Сравнительный анализ результатов констатирующего и формирующего экспериментов это подтвердил: обнаружена позитивная динамика сформированности по всем показателям в структуре готовности будущих специалистов профессионального обучения к разрешению педагогических конфликтов.

Методами математической статистики доказаны существенные различия между показателями в контрольной и экспериментальных группах, что позволяет признать эффективными дидактические средства, разработанные в ходе исследования по признаку результативности с доверительной вероятностью более 99%.

Проверка эффективности предлагаемых дидактических средств, осуществленная с применением методов математической статистики (х —критерий), показала эффективность разработанной системы подготовки студентов сельскохозяйственного вуза к разрешению педагогических конфликтов на уровне значимости а=0,05.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Образование, являясь важным социальным институтом, объективно отражает происходящие в обществе изменения и требует нахождения адекватных решений в соответствии с направлениями модернизации высшей школы, ведущими из которых являются гуманизация и гуманитаризация, предполагающие создание в вузе условий для последующей эффективной самореализации студентов в профессиональной сфере, для успешного выполнения задач и обязанностей, обусловленных спецификой выбранной профессии.

Существенно меняются функции педагога, они усложняются и требуют специальной подготовки. Сельскохозяйственное производство сегодня востребует квалифицированных специалистов, подготовка которых ведется в высших и средних профессиональных учебных заведениях. Преподаватели этих учреждений решают как узкоспециальные, так и психолого-педагогические задачи, что актуализирует проблему их готовности к профессионально-педагогической деятельности. Теоретическая подготовка, представлена специальными дисциплинами, среди которых психолого-педагогический блок занимает меньший объем, но его содержание должно отражать особенности педагогической деятельности. Это касается, прежде всего, специального и профессионально-педагогического образования.

В частности приобретает особую значимость задача формирования готовности будущих будущих педагогов профессионального обучения к разрешению педагогических конфликтов, так как профессионально-педагогическая деятельность носит конфликтогенный характер. Это означает, что в содержании и самом ее процессе существует большое количество конфликтогенов, которые при определенных обстоятельствах могут вызывать педагогические конфликты. В ходе исследования были выделены типичные конфликтогены профессионально-педагогической деятельности: обусловленные отрицательными стереотипами профессионально-педагогической деятельности и препятствующие продуктивному решению педагогических задачобусловленные структурой учебной работыобусловленные непродуктивными приемами организации и активизации познавательной деятельности обучаемыхпредопределяемые недостаточной подготовленностью будущих специалистов-педагогов к диагностированию, прогнозированию, оценке, управлению и разрешению педагогических конфликтов.

Эти результаты подтвердили необходимость разработки научно обоснованной, специально организованной подготовки будущих специалистов профессионально-педагогического профиля к разрешению педагогических конфликтов. Для разработки дидактических средств подготовки потребовалось исследование сути и структуры понятия «готовность» к разрешению педагогических конфликтов.

Была определена сущность готовности будущих педагогов профессионального обучения к разрешению педагогических конфликтов в виде интегра-тивной характеристики личности педагога, системообразующей мотивационно-волевой, когнтивно-содержательный и коммуникативно-рефлексивный компоненты.

Выявлены подструктуры готовности: готовность диагностировать и прогнозировать конфликтыоценивать содержание и перспективы развития ситуациирационально управлять, и продуктивно разрешать педагогические конфликты.

Анализ исследований, посвященных формированию готовности (Г.А. Бо-карева, М. И. Дьяченко, JI.A. Кандыбович и др.), показал, что этот процесс происходит в разных условиях и у разных категорий обучаемых неодинаково, что вызвало необходимость определения уровней готовности. В ходе исследования выделены три уровня готовности педагогов профессионального обучения к разрешению педагогических конфликтов: репродуктивный, продуктивный и креативный. Главное различие между ними заключается в степени эффективности реализации полученных в ходе подготовки знаний, умений и навыков в практике разрешения педагогических конфликтов.

При определении роли подготовки будущих педагогов профессионального обучения к разрешению педагогических конфликтов как одной из специфических задач специалистов данного профиля была модифицирована существующая профессиограмма инженера-педагога. В ее разделы, раскрывающие задачи, функции и этапы профессионального становления специалистов профессионального обучения были внесены соответствующие дополнения, что позволило доказать значимость дидактических средств подготовки будущих педагогов профессионального обучения к разрешению педагогических конфликтов.

На базе научно обоснованных теоретических представлений о содержании и структуре готовности, а также о роли профессионально-педагогической подготовки студентов сельскохозяйственного вуза, была разработана система подготовки будущих педагогов профессионального обучения к разрешению педагогических конфликтов.

Содержание системы представлено учебным курсом «Основы педагогической конфликтологии», методическим сопровождением (учебно-методические указания для обеспечения практической и самостоятельной работы студентов, материалы для организации занятий в «Студии конфликтологических этюдов»).

Теоретический блок разработан на основе технологии проблемного обучения, практические занятия на основе технологии студийной работы. Этапами работы студентов в «Студии конфликтологических этюдов» являются: пролог, этюд, экспликация, практикум и рефлексия.

Содержание и структура разработанных дидактических средств подготовки адекватны содержанию и структуре готовности педагогов профессионального обучения к разрешению педагогических конфликтов.

Формирующий эксперимент представлял собой опытно-экспериментальную деятельность по внедрению разработанной системы дидактических средств подготовки будущих педагогов к разрешению педагогических конфликтов в учебный процесс сельскохозяйственного вуза. Внедрение в учебный процесс дидактических средств обеспечило положительную динамику всех показателей компонентов готовности.

Сравнительный анализ результатов контрольной и экспериментальных групп доказал эффективность системы подготовки будущих педагогов профессионального обучения к разрешению педагогических конфликтов.

Полученные научные материалы в ходе исследования апробировались на международных, межвузовских и региональных научных конференциях по проблемам развития высшего профессионального образования, курсах повышения квалификации специалистов сферы профессионального образования.

Адресация результатов исследования — преподаватели факультетов, готовящих педагогов профессионального обучения, администрация учебных заведений.

Выполненное нами исследование проблемы профессионально-педагогической подготовки студентов сельскохозяйственного вуза к разрешению педагогических конфликтов вносит определенный вклад в развитие вузовской дидактики, а полученные результаты позволяют сделать следующие основополагающие выводы:

1. В процессе профессионально-педагогической подготовки студентов сельскохозяйственного вуза необходимо ставить задачу по формированию их готовности к разрешению педагогических конфликтов. Ее решение достигается разработкой дидактических средств, адекватных структуре готовности.

2. При отборе дидактических средств требуется опора на профессиограм-му инженера-педагога, в которой отражена специфика деятельности педагога профессионального обучения, и учет типичных конфликтогенов профессионально-педагогической деятельности, противостояние которым обусловлено сформированностью компонентов в структуре готовности.

3. Система подготовки педагогов профессионального обучения к разрешению педагогических конфликтов может эффективно решать свои задачи, если: создана модель готовности будущего инженера-педагога к разрешению педагогических конфликтов, определены ее структура, содержание и уровнина основе профессиографического подхода обоснована необходимость профессионально-педагогической подготовки в сельскохозяйственном вузе, установлено ее место в общей системе, определены функции и виды профессионально-педагогической деятельностилогика и процесс подготовки строятся с учетом педагогических и андрагогических принципов.

4. За показатели эффективности подготовки педагогов профессионального обучения к разрешению педагогических конфликтов следует принимать: положительную динамику показателей педагогической направленности будущего педагогасформированность базовых знаний, умений и навыков по разрешению педагогических конфликтовсформированность коммуникативных и рефлексивных умений и навыков.

Проведенное исследование не исчерпывает всех аспектов профессионально-педагогической подготовки будущих специалистов инженерно-педагогического профиля в сельскохозяйственном вузе. В дальнейшей разработке нуждаются: условия реализации дидактических средств в вузах, готовящих специалистов к профессиональной деятельности в системе «человек-человек" — средства формирования готовности к разрешению педагогических конфликтов педагогами профессионального обучения в системе повышения квалификацииметодики диагностики качества профессионально-педагогической подготовки студентов — будущих педагогов в вузах инженерного профиля.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. -М.: Наука, 1980.-335 с.
  2. Л.Н. Управление качеством: роль образования// Высшее образование сегодня. -2004. № 1. С. 8−9.
  3. .Г. Проблемы современного человекознания. — М.: Наука, 1977.-334 с.
  4. .Г. Человек как предмет познания. М.- Харьков- Минск- СПб.: Питер, 2001. — 228 с.
  5. А.Я. Профилактика конфликтов в школьном коллективе. -М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. 208 с.
  6. А.Я., Шипилов А. И. Конфликтология: Учебник для вузов. М.: ЮНИТИ, 2002. — 551 с.
  7. А .Я., Шипилов А. И. Словарь конфликтолога. М.: ВУ, 1995.-68 с.
  8. С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. М.: Высшая школа, 1980. -368 с.
  9. В.М. Конфликты в коллективе старшеклассников и пути их преодоления: Дис. канд. пед. наук. -М., 1975. 201 с.
  10. В.Н. Региональный подход к развитию системы непрерывного профессионального образования // Школа. 2003— № 6. -С. 6−9.
  11. Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. М.: Педагогика, 1982. — 180 с.
  12. Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса (методические основы). -М.: Педагогика, 1982. 192 с.
  13. БатышевСЛ. Подготовка рабочих в средних профессионально-технических училищах. М.: Педагогика, 1988. — 176 с.
  14. В.П. Гуманистическая направленность учителя. — Самара: Изд-во СГПИ, 1997. 172 с.
  15. БелухинД.А. Учитель: от любви до ненависти. — М.: Педагогика, 1994. 132 с.
  16. А.П. Интеграция профессиональной подготовки// Советская педагогика. 1987 — № 7. — С. 24−31.
  17. .А., Бенедиктов С. Б. Психология обучения и воспитания в высшей школе. — Минск: Вышейная школа, 1983. — 224 с.
  18. С.В., Лисецкий К. С. Личностно развивающий потенциал межличностного конфликта подростков. — Самара: Изд-во СИУ, 1995. — 128 с.
  19. Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений. Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы. СПб.: Лениздат, 1992. — 400 с.
  20. В.Ф. Теоретические проблемы внедрения образовательной технологии в учебный процесс // Вестник Челябинского гос. ун-та. Сер.5. Педагогика. Психология. 2001. № 1 (3). — С.61 -71.
  21. В.П., Татур Ю. Г. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов. — М.: Высшая школа, 1989. 144 с.
  22. В.П. Слагаемые педагогической технологии. — М.: Педагогика, 1989. 192 с.
  23. БокареваГ.А. Совершенствование системы обучения отдельному предмету в техническом вузе // Современная высшая школа. — 1988. № 3.- С. 91−102.
  24. Ф.М., Коряк Н. М. Внимание: конфликт! 2-е изд., перераб. и доп. Новосибирск: Наука. Сиб. отд. 1989. — 189 с.
  25. Ю.С. Оценка качества как система: Из опыта Санкт-Петербургского политехнического университета // Высшее образование сегодня. -2003. № 10. С. 12−18.
  26. А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. Методическое пособие. М.: Высшая школа, 1991. — 204 с. 27.
Заполнить форму текущей работой