Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Деятельность оздоровительного образовательного учреждения как фактор адаптации подростков в социуме

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Актуальность проблемы адаптации детей в современном обществе возрастает, т.к. она связана с процессом воспроизводства и реализации норм и ценностей, с познавательной и социально значимой деятельностью, с личностными и внешними факторами окружающей среды, жизнедеятельностью ребенка. У детей, проживающих длительное время в оздоровительных образовательных учреждениях, замедляется формирование… Читать ещё >

Содержание

  • ВВЕДЕНИЕ
  • ГЛАВА I. Теоретические предпосылки исследования проблемы адаптации подростков в социуме посредством деятельности оздоровительного образовательного учреждения
    • 1. 1. Педагогические аспекты проблемы адаптации подростков в социуме
    • 1. 2. Особенности деятельности оздоровительного образовательного учреждения по адаптации подростков
    • 1. 3. Комплексная программа адаптации подростков в социуме средствами деятельности оздоровительного образовательного учреждения
  • Выводы по I главе
  • ГЛАВА II. Опытно-экспериментальная работа по апробации комплексной программы адаптации подростков средствами деятельности оздоровительного образовательного учреждения
    • 2. 1. Цель, задачи, этапы, база и методы организации опытно-экспериментальной работы
    • 2. 2. Реализация программы адаптации подростков средствами деятельности оздоровительного образовательного учреждения
    • 2. 3. Результаты деятельности оздоровительного образовательного учреждения по повышению уровня адаптации подростков в социуме
  • Выводы по II главе

Деятельность оздоровительного образовательного учреждения как фактор адаптации подростков в социуме (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Совершенствование современной оздоровительно-образовательной системы в соответствии с принципами гуманизации и личностно ориентированного подхода к детям, проживающих на территории радиоактивного заражения Уральского региона, предполагает создание таких условий образования и оздоровления, которые способствовали бы своевременному и полноценному развитию всех сторон личности ребенка и его успешной адаптации в социуме.

Важность этой задачи находит подтверждение в таких документах, как «Конвенция ООН о правах ребенка», «Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей», Президентская программа «Дети России», «Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан» и др. Принятые документы значительно расширяют возможности образования и развития детей в условиях как основной общеобразовательной школы, так и в учреждениях адаптивного типа (санаторные школы, детские санатории с временным пребыванием детей и т. д.). Все это свидетельствует о значительном продвижении в создании необходимых условий, направленных не только на оздоровление и обучение детей, но и на адаптацию ребенка в социальной среде.

Адаптация детей, проживающих на экологически загрязненных территориях, осложняется ростом количества заболеваний, связанных с эндокринной и нервной системами, а также системами органов дыхания, кровообращения, психическими расстройствами. Одним из значимых этапов восстановительного характера, является санаторно-курортное лечение, обеспечивающее адаптацию детей к условиям жизнедеятельности в социуме, а также самовоспитание, социокультурную реабилитацию ребенка, коррекцию его поведения и общения в силу существующих различий в быту, социальном окружении, характерном для семьи, школы и оздоровительного образовательного учреждения.

Адаптация детей в условиях оздоровительного образовательного учреждения рассматривается в трудах отечественных ученых в биологическом, психолого-педагогическом и социальном аспекте (П.К. Анохин, В. М. Бехтерев, JI.C. Выготский, Д. Н. Узнадзе и др.). В этих исследованиях обоснованы научно-методологические подходы к сущности адаптации как свойству высокоорганизованных живых систем.

В трудах П. П. Блонского, В. П. Кащенко, П. Ф. Лесгафта, А. С. Макаренко, В. А. Петровского, В. А. Сухомлинского, К. Д. Ушинского, С. Т. Шацкого и др. раскрыты психолого-педагогические аспекты адаптации детей в различных видах деятельности.

Значительное влияние на разработку отдельных аспектов адаптации детей в учреждениях различного типа оказали работы Ш. А. Амонашвили, М. А. Галагузовой, Ю. Н. Галагузовой, А. Г. Гостева, И. А. Зимней, Р. А. Литвак, Л .Я. Олиференко и др.

В настоящее время получили признание гуманистически ориентированные, адаптивные, ценностно-ориентированные воспитательные системы, которые создают психолого-педагогический потенциал для совершенствования процесса адаптации ребенка (В.А. Караковский, Н. Л. Селиванова, Т. И. Шамова, Е. Я. Ямбург и др.).

Проблема адаптации детей к условиям жизни в обществе разрабатывалась и зарубежными учеными: Ф. Арнес, Д. Боулби, Д. Добсон, А. Маслоу, М. Раттер, К. Ренкер, К. Фребель, 3. Фрейд и др.

Актуальность проблемы адаптации детей в современном обществе возрастает, т.к. она связана с процессом воспроизводства и реализации норм и ценностей, с познавательной и социально значимой деятельностью, с личностными и внешними факторами окружающей среды, жизнедеятельностью ребенка. У детей, проживающих длительное время в оздоровительных образовательных учреждениях, замедляется формирование соответствующего возрасту уровня развития ведущего типа деятельности. Они испытывают дефицит родительского общения, им не хватает домашнего уюта и тепла, что, несомненно, отражается на формировании личности ребенка. Воспитанники таких учреждений ведут замкнутый образ жизни, у них возникают трудности в общении, учебе, в процессе адаптации к новым условиям.

Социально-экономическое состояние страны в значительной мере определяется уровнем здоровья населения. В связи с недостаточным уровнем развития экономики страны, ухудшающейся экологической ситуацией, низкой культурой в области планирования семьи, неудовлетворительным состоянием служб охраны материнства, все увеличивающимся количеством семей, живущих за чертой бедности, растет и число заболеваний у детей.

Нарушения в состоянии здоровья учащихся часто являются причиной трудностей в усвоении учебного материала, в общении и являются следствием отклонений от нормального хода развития, включения подростков в социально значимую жизнедеятельность. По утверждению таких специалистов, как М. Р. Битянова, Т. А. Василькова, Р. В. Овчарова и др., данная система реабилитационных мер должна быть направлена на развитие собственных ресурсов, творчества, укрепление физического и нравственного здоровья, что, несомненно, будет служить одним из решающих факторов адаптации ребенка.

Проблема адаптации детей средствами оздоровительного образовательного учреждения является чрезвычайно актуальной в настоящее время. В стране создана и непрерывно развивается широкая сеть детских санаторно-курортных и других лечебно-воспитательных учреждений, где органически сочетаются обучение, воспитание и лечение. Как подчеркнуто в Типовом положении «Об оздоровительном образовательном учреждении санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении» (1998), данные учреждения создаются в целях оказания помощи семье в воспитании и получении образования, проведения реабилитационных и лечебно-оздоровительных мероприятий, адаптации к жизни в обществе, социальной защиты и разностороннего развития детей, нуждающихся в длительном лечении.

Огромным потенциалом адаптации детей, формирования творчески активной личности обладает социокультурная деятельность, которая в оздоровительных образовательных учреждениях носит систематический, творческий, эмоционально окрашенный характер. Несмотря на отдельные положительные результаты по реализации цели, связанной с адаптацией ребенка в условиях оздоровительного образовательного учреждения, на практике эта проблема оказалась трудно разрешаемой в силу недостаточного теоретического обоснования и практической апробации.

В России специальные исследования, посвященные разработке такой проблемы, как адаптация детей в условиях оздоровительного образовательного учреждения, опираются на отечественные традиции, заложенные в трудах К. Д. Ушинского, П. Ф. Каптерева, С. Т. Шацкого, С. И. Гессена и др. Значимое место в разработке данной проблемы занимают труды JI.C. Выготского, рассматривающего процессы естественной интеграции ребенка в общество.

Роль положительных и отрицательных эмоций в механизмах индивидуальной адаптации человека раскрыта в работах А. А. Дубровского, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинского и др.

Влияние среды и других факторов на процесс адаптации ребенка показано в исследованиях А. В. Мудрика, А. Я. Найна, В. Д. Семенова и др. В настоящее время получили признание гуманистически ориентированные, адаптивные, ценностно-ориентированные типы образовательных систем, которые создают психолого-педагогический потенциал для совершенствования процесса адаптации личности (В.Н. Запорожец, Т. И. Шамова, И. С. Якиманская, Е. Я. Ямбург и др.).

Исследования ученых раскрывают закономерности развития личности, способной к самореализации, социально устойчивой, адаптирующейся к условиям биологической и социальной среды. Социальный заказ может быть выполнен только при определенных психолого-педагогических условиях, путем интеграции социальных структур, лечебного и учебно-воспитательного процесса, направленных на социально-педагогическую адаптацию подростков в условиях оздоровительных образовательных учреждений. В первую очередь в таком подходе нуждаются больные дети, которым необходимо обеспечить комплексную социальную, психолого-педагогическую реабилитацию и коррекцию, что особенно важно в процессе адаптации, как утверждают ученые В. Н. Мясищев, C.JI. Рубинштейн, П. В. Кащенко, А. В. Петровский и др.

Вместе с тем, анализ проведенных исследований показывает, что необходима разработка теоретических основ процесса адаптации с учетом современного социально-экономического состояния детства, включающих социальную защиту, реабилитацию ребенка и психолого-педагогические условия ее эффективности.

На основании изученного опыта работы детских санаториев, анализа научной психолого-педагогической литературы была выявлена и сформулирована проблема исследования, которая определяется противоречием, состоящим с одной стороны, в возрастающей потребности общества в личности, адаптирующейся в социальной среде, социально устойчивой, физически и психически здоровой, способной к самореализации и самоопределению, а с другой — в недостаточной теоретической и методической разработанности основ процесса адаптации подростков в социуме.

Возникшее противоречие обусловлено несоответствием между: — объективной потребностью общества и оздоровительно-образовательного учреждения в формировании адаптивной позитивно направленной личности подростка и недостаточным использованием педагогического потенциала деятельности оздоровительного образовательного учрежденияпотребностью в разработке комплексных реабилитационно-коррекционных программ, обеспечивающих эффективность процесса адаптации подростков и недостаточной разработанностью теоретического обоснования и методического обеспечения данного процесса средствами деятельности оздоровительного образовательного учреждения. Выявленные противоречия обнаруживают проблему исследования, которая состоит в необходимости обоснования, разработки и апробации программы адаптации подростка средствами деятельности оздоровительного образовательного учреждения.

Поиск возможных путей разрешения данных противоречий и определил выбор темы исследования: «Деятельность оздоровительного образовательного учреждения как фактор адаптации подростков в социуме».

Цель исследования: теоретически обосновать и апробировать комплексную программу деятельности оздоровительного образовательного учреждения, обеспечивающую адаптацию подростков.

Объект исследования — деятельность оздоровительного образовательного учреждения.

Предмет исследования — адаптация подростков в социуме посредством деятельности оздоровительного образовательного учреждения.

Гипотеза исследования — адаптация подростков в социуме обеспечивается организацией деятельности оздоровительного образовательного учреждения, предполагающей:

— разработку комплексной программы деятельности оздоровительного образовательного учреждения по адаптации подростков в социуме;

— реализацию совокупности субъектно-ориентированных форм и видов деятельности, интегрирующих оздоровление, познание, творчество и досуг, направленных на повышение уровня адаптации подростков;

— повышение квалификации педагогических кадров оздоровительного образовательного учреждения.

Предмет исследования и выдвинутая гипотеза позволили сформулировать следующие задачи:

1. Обобщить научно-педагогические представления о сущности, содержании и уровнях адаптации подростков в социуме.

2. Выявить возможности и особенности деятельности в оздоровительных образовательных учреждениях по адаптации подростков в социуме, интегрирующей оздоровление, познание, творчество и досуг.

3. Обосновать и экспериментально проверить эффективность деятельности оздоровительного образовательного учреждения в процессе реализации комплексной программы по адаптации подростков в социуме.

4. Организовать повышение квалификации педагогов оздоровительного образовательного учреждения.

5. Разработать методические рекомендации по организации деятельности оздоровительного образовательного учреждения, направленной на адаптацию подростков в социуме.

Теоретико-методологической основой исследования являются философские и психолого-педагогические положения о факторах и закономерностях развития личности, соотношение в этом процессе природных и социальных начал (И.А. Зимняя, М. С. Каган, Е. В. Квятковский,.

A.Н. Леонтьев, Д. И. Фельдштейн и др.).

Теории социализации личности и социальные теории адаптации личности:

B.Г. Бочарова, М. А. Галагузова, В. Т. Лисовский, А. Маслоу, А. В. Мудрик, Ф. А. Мустафьева, А. В. Петровский и др.

Теории социокультурной деятельности: В. Л. Бенин, Н. М. Борытко, О. С. Газман, Н. Б. Крылова, И. Г. Цукерман, С. А. Шмаков и др. Основные положения профессиональной подготовки педагогов, обозначенные в новой парадигме образования: В. А. Беликов, В. Н. Запорожец, Т. Е. Климова, А. Я. Найн, Н. Я. Сайгушев и др.

Идеи о реализации воспитания в детских оздоровительных комплексах: В. П. Бедерханова, А. В. Волохов, М. Б. Коваль, Р. А. Литвак, Н. В. Сычкова, А. И. Щетинская и др.

Основой исследования являются также общенаучные методы системного, комплексного, личностно ориентированного, деятельностного подходов.

База исследования. Опытно-экспериментальная работа проводилась с детьми (586 чел.) и педагогами (180 чел.) государственного унитарного предприятия санаторий «Еловое», детского санатория «Каменный цветок», детского оздоровительного лагеря им. В. Дубинина Челябинской области.

Этапы и методы исследования.

Первый этап (1997 — 1999) — изучение и анализ философской, социологической, медико-психолого-педагогической литературы по проблемам адаптации подростков в социуме, педагогического потенциала деятельности оздоровительных образовательных учреждений, анализ государственных нормативных актов, программ, относящихся к обеспечению прав детей России на оздоровление и образованиеопределение понятийно-категориального аппаратаподготовка к опытно-экспериментальной работе.

Основные методы исследования: анализ философской, психологической, медицинской, педагогической литературы по проблеме исследования, а также работ по лечебной педагогикеретроспективный анализ личного опыта педагога и руководителя оздоровительного образовательного учрежденияизучение и обобщение опыта педагогической деятельности в детских оздоровительных образовательных учрежденияханкетирование, тестирование, наблюдение, беседы, дискуссии, анализ рабочей документации (социальные и медицинские карты детей) — констатирующий эксперименттеоретическое моделированиепрогностические методы.

Второй этап (1999 — 2001) — осуществлялась опытно-экспериментальная работа (формирующий эксперимент), на основе которой уточнялась рабочая гипотеза, создавались и отрабатывались методики социально-педагогического проектаразрабатывались и апробировались методы, стимулирующие участие детей в деятельности оздоровительного образовательного учреждения, велась работа по созданию ситуации успеха, способствующая самореализации детейорганизовано повышение квалификации педагогов и медицинских работников.

Основные методы исследования: моделирование воспитательных ситуаций, наблюдение, анкетирование, интервью, тестирование, метод экспертных оценок.

Третий этап (2002 — 2004) — анализировались, обобщались и оформлялись результаты проведенного исследования (с использованием методов математической статистики), разрабатывались научно-методические рекомендации по внедрению их в практику, уточнялись теоретические и практические выводы.

Основные методы исследования: методы математической и компьютерной обработки данныхинтерпретация полученных результатов. Научная новизна исследования состоит в том, что:

— раскрыты содержательные и организационные аспекты адаптации подростков в деятельности оздоровительного образовательного учреждения;

— выявлены особенности деятельности оздоровительного образовательного учреждения в социуме, заключающиеся в ее интенсивности вследствие кратковременностиэмоциональной насыщенности, определяющейся природными и новыми социальными условиями жизнедеятельностиинтеллектуальной, творческой и здоровьесберегающей направленности;

— теоретически обоснована и экспериментально проверена комплексная программа деятельности оздоровительного образовательного учреждения по адаптации подростков в социуме.

Теоретическая значимость исследования заключается:

— в уточнении понятия «адаптация подростков средствами деятельности оздоровительного образовательного учреждения», которое мы рассматриваем как процесс гармонизации отношений подростка с окружающим миром, что проявляется в готовности к выполнению различных социальных ролей, в устойчивости социальных связей, в сформированности навыков общения, умения выстраивать отношения с людьми, природой, обществом и самим собой;

— в определении показателей, критериев и уровней адаптации подростков, позволяющих корректировать развитие адаптивных качеств личности средствами деятельности оздоровительного образовательного учреждения.

Практическая значимость исследования состоит с том, что:

— разработаны инновационные технологии реализации программы деятельности оздоровительного образовательного учреждения по адаптации подростков;

— реализована совокупность субъектно-ориентированных форм и методов деятельности оздоровительного образовательного учреждения, интегрирующих оздоровление, познание, творчество и досуг;

— разработаны научно-практические рекомендации по реализации комплексной программы деятельности оздоровительного образовательного учреждения по адаптации подростков в социуме.

На защиту выносятся следующие положения.

1. Адаптация подростков в нашем исследовании представлена как цель и результат деятельности оздоровительного образовательного учреждения, направленной на восстановление, развитие и укрепление физических, эмоциональных и интеллектуальных сил детей с проблемами в здоровье. Адаптация подростков направлена на гармонизацию отношений подростка с окружающим миром, что проявляется в готовности к выполнению различных социальных ролей, в устойчивости социальных связей, в сформированности навыков общения, умения выстраивать отношения с людьми, природой, обществом и самим собой.

2. Особенности деятельности оздоровительного образовательного учреждения, к которым мы относим интенсивность медицинского и педагогического воздействияэмоциональную насыщенность, определяемую природными и новыми социальными условиями жизнедеятельностиинтеллектуальную, творческую и здоровьесберегающую направленность в соответствии с целями деятельности учреждения, что повышает уровень адаптации подростков.

3. Комплексная программа деятельности оздоровительного образовательного учреждения по адаптации подростков в социуме, включающая развитие адаптивных качеств личности подростковреализацию совокупности субъектно-ориентированных форм и видов деятельности оздоровительного образовательного учрежденияповышение квалификации педагогических кадров оздоровительного образовательного учреждения.

Обоснованность и достоверность полученных результатов и научных выводов обеспечивается исходными методологическими положениями, применением комплекса методов, адекватных природе исследуемого объектассылками на аналогичные методы других исследованийрепрезентативностью эмпирических материалов и воспроизводимостью результатов. В ходе опытно-экспериментальной работы автор провел социально-педагогическую диагностику детей совместно с другими специалистами (врачами, психологами, социальными педагогами, воспитателями), участвовал в реализации комплексной программы адаптации подростков средствами деятельности оздоровительного образовательного учреждения.

Апробация и внедрение результатов работы. Содержание исследования нашло отражение в публикациях автора. Основные положения исследования были представлены автором на научно-практических конференциях «Социально-педагогическая защита и поддержка детства» (г. Челябинск, 1998, 1999, 2000 гг.) — «Здоровые дети — здоровое общество» (г. Челябинск, 2001 г.) — на научно-практической конференции «Особый ребенок: проблемы социализации и адаптации» (г. Челябинск, ЧГПУ, 2002 г.) — «Проблемы социального образования и социального воспитания»,.

Подготовка социальных педагогов: проблемы и перспективы" (Шадринск, ШГПИ, 2001 г.), «Подготовка социальных работников сферы обслуживания» (Екатеринбург, 2002 г.), «Результаты реализации основных положений социально-педагогического проекта адаптации подростка средствами социокультурной деятельности в оздоровительно-образовательном учреждении» (Челябинск, ЧГПУ, 2003 г.);

— на заседаниях научной лаборатории по проблемам социально-педагогической поддержки детства кафедры социальной педагогики и психологии Челябинского государственного педагогического университета- - в деятельности научно-практического центра «Социально-педагогическая поддержка детства» в санатории «Еловое» Челябинской области. Теоретическому анализу и апробации результатов исследования способствовал опыт работы соискателя в качестве заместителя главного врача по педагогической части санатория «Еловое» Челябинской области.

Структура и основное содержание диссертации Диссертационное исследование состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии.

Выводы по второй главе.

Выполненная опытно-экспериментальная работа позволила проверить гипотезу исследования. В результате были сделаны следующие выводы. Данные констатирующего этапа эксперимента показали, что подростки, поступающие в оздоровительное образовательное учреждение, имеют недостаточный уровень адаптации. Это вызвало необходимость разработки и реализации программы развития адаптивных качеств личности подростков в оздоровительном образовательном учреждении средствами социокультурной деятельности.

Результаты формирующего этапа опытно-экспериментальной работы показали, что развитие адаптации подростков протекает более эффективно при реализации комплексной программы развития адаптивных качеств личности подростков в оздоровительном образовательном учреждении средствами социокультурной деятельности с использованием инновационных технологий.

Результативность программы зависит от квалификации педагогического персонала, что привело нас к необходимости организации курсовой переподготовки педагогов.

Полученные результаты опытно-экспериментальной работы подтверждают выдвинутую нами гипотезу о том, что адаптация подростков в социуме обеспечивается организацией социокультурной деятельности оздоровительного образовательного учреждения, предполагающей: разработку научно-методического аспекта социокультурной деятельности в оздоровительно-образовательных учреждениях;

— реализацию совокупности субъектно-ориентированных форм и видов социокультурной деятельности, интегрирующих оздоровление, познание, творчество и досуг, направленных на повышение уровня адаптации подростков;

— подготовленность педагогов оздоровительного образовательного учреждения к реализации адаптирующих технологий.

Путем проведения опытно-экспериментальной работы мы доказали, что социокультурная деятельность является фактором адаптации подростков, уровнь адаптации подростков повышаются под воздействием инновационных технологий организации социокультурной деятельности.

Таким образом, цель опытно-экспериментальной работы достигнута, поставленные задачи решены.

Заключение

.

Необходимость повышения адаптации подростков обусловлена экологическим, социально-экономическим и организационно-педагогическим неблагополучием общества.

Современное состояние оздоровительной образовательной системы находится в состоянии поиска наиболее эффективных средств адаптации подростков, подвергшихся влиянию экологически неблагоприятной среды.

С позиций методологических подходов (антропологического, системного, личностно-деятельностного и др.) было уточнено понятие «адаптация подростков». С философской точки зрения, это процесс активного приспособления индивида или группы к определенным материальным условиям, нормам и ценностям социальной средыс точки зрения социологии, это гармонизация отношений человека и его окружения, смягчение неизбежных противоречий между ними, достижение человеком социального равновесия, утверждение себя в мирес точки зрения психологии, это постоянный процесс активного приспособления индивида к условиям социальной средырезультат этого процессас точки зрения педагогики, это процесс взаимодействия личности или социальной группы со средой социума, включает усвоение норм и ценностей среды в процессе социализации, а также изменения, преобразования среды в соответствии с новыми условиями и целями деятельности.

Анализ различных концепций адаптации позволил установить ряд принципиальных положений:

• адаптация имеет социально трансформированные способы и средства вхождения личности в изменившиеся социальные обстоятельства, поэтому качественно отличается от приспособительных механизмов в животном мире;

• адаптация личности является динамичным явлением, проходя в своем функционировании ряд стадий, последовательность развертывания которых зависит от конкретных социальных условий;

• в общественной жизни адаптация личности выступает фактором оптимизации в регуляции общения, условием и предпосылкой эффективности человеческой деятельности;

• по своей структуре адаптация состоит из двух компонентов: адаптивной ситуации и адаптивной потребностиэти компоненты взаимозависимы, зависимость определяется развитием адаптивных качеств конкретной личности в конкретных условиях и в конкретном случае.

Из теоретического анализа и практики работы с ослабленными детьми в условиях оздоровительного образовательного учреждения следует, что процесс адаптации подростка является многоуровневым.

Первый уровень адаптации — процесс приобщения ребенка к изменениям социальной среды.

Второй уровень процесса адаптации предполагает активное участие подростка в творческой преобразовательной деятельности, которая носит социально значимый характер, где усваиваются знания и формируются умения продуктивной деятельности, растут убеждения, формируются ценностные ориентации.

Третий уровень адаптации — ориентировочный. Происходит ориентация на социальные нормы за счет приобретения социального опыта. Система саморегуляции формируется и развивается в процессе интериоризации социальных установок и ценностей. Особая роль на этом этапе адаптации принадлежит увеличению контактов подростков с другими людьми в условиях общественно значимой совместной деятельности.

Одним из важнейших средств реализации сущностных сил человека и оптимизации окружающей его среды является деятельность оздоровительного образовательного учреждения. Данная деятельность есть специализированная подсистема духовно-культурной системы общества, функционально объединяющая социальные институты для обеспечения распространения духовно-культурных ценностей и освоения людьми этих ценностей в различных сферах жизнедеятельности.

В условиях оздоровительного образовательного учреждения повышение уровня адаптации подростков наиболее эффективно происходит в процессе специально организованной социокультурной деятельности, что нашло отражение в комплексной программе адаптации подростков средствами деятельности оздоровительного образовательного учреждения.

Содержательная часть программы разработана в соответствии с гипотезой нашего исследования и включает в себя следующие направления: развитие адаптивных качеств личности подростковорганизацию деятельности оздоровительного образовательного учрежденияповышение квалификации педагогических кадров оздоровительного образовательного учреждения.

В процессе реализации опытно-экспериментальной работы нашла подтверждение первоначально сформулированная гипотеза, согласно которой обеспечивается эффективность адаптации подростков.

Констатирующий этап эксперимента выявил, что значительная часть подростков имеет недостаточный уровень адаптации, что проявлялось в низком уровне развития адаптивных качеств личности: эмоциональной уравновешенности, креативности, общительности, направленности на здоровьесбережение.

На формирующем этапе эксперимента реализовывалась комплексная программа адаптации подростков средствами деятельности оздоровительного образовательного учреждения. В конце каждой смены определялся уровень адаптации подростков контрольной и экспериментальной групп.

На контрольном этапе проводился анализ полученных результатов, оценивалась эффективность комплексной программы адаптации подростков средствами деятельности оздоровительного образовательного учреждения.

Проведенное теоретико-экспериментальное исследование подтверждает корректность общей гипотезы и позволяет сделать следующие выводы:

1. В соответствии с целями и задачами исследования нами была изучена и проанализирована проблема адаптации подростков в социуме с позиций антропологического, системного, личностно-деятельностного и культурологического подходов. Анализ показал, что для многих подростков, особенно проживающих в экологически неблагополучных районах, характерно явление дезадаптации, что обусловило поиск путей повышения уровня их адаптации.

2. Теоретический анализ позволил нам определить сущность, содержание и уровни адаптации подростков. Адаптацию мы рассматриваем как процесс гармонизации отношений подростка с окружающим миром, что проявляется в готовности к выполнению различных социальных ролей, в устойчивости социальных связей, в сформированности навыков общения, умения выстраивать отношения с людьми, природой, обществом и самим собой. Процесс адаптации подростков носит многоуровневый характер: первый уровень — процесс приобщения ребенка к изменениям социальной средывторой уровень — активное участие подростка в творческой преобразовательной деятельности, где усваиваются знания и формируются умения продуктивной деятельности, растут убеждения, формируются ценностные ориентациитретий уровень — ориентирован на социальные нормы за счет приобретения социального опыта.

3. Анализ философских и психолого-педагогических концепций показал, что изменение уровня адаптации происходит в специально организованной деятельности. Деятельность оздоровительного образовательного учреждения мы рассматриваем как одно из важнейших средств реализации сущностных сил человека и организации окружающей его среды, в котором взаимосвязаны оздоровление, преобразование, познание и оценивание. Данная деятельность есть специализированная подсистема духовно-культурной системы общества, функционально объединяющая социальные институты для обеспечения распространения духовно-культурных ценностей и освоения людьми этих ценностей в различных сферах жизнедеятельности.

К особенностям деятельности оздоровительного образовательного учреждения мы относим социально-психологическое обеспечение актуальных и перспективных жизненных проблем детей, культурообразующее жизнеобеспечение, обеспечение формирования адаптивных качеств личности детей. Адаптивные качества личности позволяют личности преобразовать окружающую среду, стимулируют личностное саморазвитие, гармонизируют отношения с природным и социальным окружением.

4. Эффективность адаптации подростков обеспечивается реализацией комплексной программы адаптации подростков средствами социокультурной деятельности оздоровительного образовательного учреждения, включающей в себя следующие направления: развитие адаптивных качеств личности подростковорганизация социокультурной деятельности оздоровительного образовательного учрежденияповышение квалификации педагогических кадров оздоровительного образовательного учреждения.

5. Наше исследование достигло своей цели, результаты, полученные в ходе эксперимента, свидетельствуют об эффективности предложенной нами адаптации подростков средствами социокультурной деятельности оздоровительного образовательного учреждения, что значительно повысило уровень адаптации подростков в социуме.

Вместе с тем, наши изыскания не исчерпывают полного содержания рассматриваемой проблемы. Дальнейшее исследование может быть продолжено в следующих направлениях: возможно выявить совокупность факторов, повышающих уровень адаптации подростковопределить потенциал рекреационной и коррекционной функций деятельности оздоровительного образовательного учреждения.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Г. С. Практикум по психологическому консультированию,-Екатеринбург: Деловая книга, 1995, — 264с.
  2. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни.- М.: Мысль, 1991.-221 с.
  3. А. Практика и теория индивидуальной психологии. М.: Фонд «За экономическую грамотность», 1995.- 13бс.
  4. А.Я. Права человека.- М.: ИПК МО, 1995.- 255 с.
  5. М.И. Социальная педагогика в специальном образовании. М.: Академия 2001.- 192 с.
  6. Ю.А. Состояние психической дезадаптации и компенсации.- М., 1976.- 65с.
  7. Ю.И. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование.- М.: РИЦ «Социальное здоровье России», 1993.- 211с.
  8. .Н. Психологическая совместимость с детьми.- Свердловск: МКП Урал-Гриф, 1991.- 89с.
  9. .Н. Психолого-педагогические основания реабилитации социально дезадаптированных подростков: Дисс. в виде науч. докл. д-ра пед.наук. -Екатеринбург, 1997 43 с.
  10. Ш. А. Размышления о гуманной педагогике,— М.: Изд-во: Дом Шалвы Амонашвили, 1995.- 496с.
  11. .Г. Человек как предмет познания.- СПб.: Питер, 2001.- 288 с.
  12. Г. М. Социальная психология.- М.: Аспект Пресс, 1997.- 376с.
  13. Н.П. Учителю о психологическом климате в коллективе.- М.: Просвещение, 1983.- 219 с.
  14. Л.И. К психологии личности как развивающейся Системе. Психология формирования и развития личности.- М., 1981.- 211с.
  15. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании. /Е.А.Медведева, И. Ю. Левченко, Л. Н. Комиссарова, Т. А. Добровольская.- М.: «Академия», 2001.-215 с.
  16. А.Г. Психология личности.- М.: Изд-во Моск. ун-та, 1990. — 376с.
  17. В.Г. Человек в управлении обществом.- М.: Политиздат, 1977.-382с.
  18. Ю.К. Проблема сближения педагогической теории и практики: опыт модернизации методов исследования // Перспективы: вопросы образования. Орган ЮНЕСКО. 1988. — № 1. — С.13−17.
  19. Р., Байярд Д. Ваш беспокойный подросток / Пер. с англ.- М.: Просвещение, 1991.- 116 с.
  20. Л.В. Новое направление детских профилактических программ -детское движение в защиту здоровья // Школа здоровья.- 1997. № 3. — С. 20−24.
  21. А.А., Матвеева Н. А. Здоровье школьников: Пути укрепления.-Красноярск: Изд-во Красноярского ун та, 1989. — 184 с.
  22. В.П. Становление личностно ориентированной позиции педагога: Монография.- Краснодар, 2001.- 220 с.
  23. А.С. Основы возрастной педагогики. Ч. 1.4. 2.- Екатеринбург: УРГПУ, 1992.- 173с.
  24. Д.А. Основы личностно-ориентированной педагогики. (Курс лекций), Ч. 1.- М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЕК», 1996.- 318с.
  25. Л.А. Философия воспитания как основа педагогической деятельности.-Екатеринбург: УРГПУ, 1993.- 12бс.
  26. В.Л. Педагогическая культура. Философско- социологический анализ.- Уфа, 1997.- 131с.
  27. В.П. Слагаемые педагогических технологий.- М.: Педагогика, 1989.- 192 с.
  28. Н.А., Коломенский Я. Л. Учитель и детский коллектив.- Мн.: Нар. асвета, 1975.- 203с.
  29. Э. Введение в психиатрию и психоанализ для непосвященных / Пер. с англ. А. И. Федорова.- СПб.: Талисман, 1994.- 401с.
  30. В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения.- М.: Изд-во ИРПО МО РФ, 1995.- ЗЗбс.
  31. Бим-Бад Б. М. Петровский А.В. Образование в контексте социализации. // Педагогика.- 1999.- № 1.- С.3−8.
  32. .П., Голубева Э. А. Диагностика и прогнозирование в деятельности социального педагога.- М.: Педагогика, 1994.- 126с.
  33. М.Р. Адаптация ребенка в школе: диагностика, коррекция, педагогическая поддержка.- М.: Образовательный центр «Педагогический поиск», 1998.—112с.
  34. К., Шебек М. Я твой ученик, ты — мой учитель: Книга для учителя / Пер с чешек.- М.: Просвещение. 1991.— 118с.
  35. М.И. Психологические проблемы социального развития личности / Под ред. Бобневой М. И., Шороховой Е.В.- М., 2001.- 140с.
  36. А.А. Восприятие и понимание человека человеком.- М.: Изд. Моск. ун-та, 1975.- 297с.
  37. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте: Психологическое исследование. М.: Просвещение, 1986.-464 с.
  38. В.Ю. Психотренинг. Социодинамика. Игры. Упражнения.— СПб.: Изд-во «Социально-психологический центр», 1996.-263с.
  39. Е.В. Ценностные основания личностно ориентированного воспитания.// Педагогика.- 1995.- № 4.- с.29−35.
  40. Г. А. Современные требования к структуре и содержанию непрерывного педагогического образования.- СПб., 1994.- С 20−27.
  41. Е.Т. Общественной производство как предмет философского исследования.-М., 1989.- 179с.
  42. В.Г. Социальная микросреда как фактор формирования личности школьника: Дис. д-ра пед. наук, — М.- 1991.- 400 с.
  43. JI.П. Социальная среда и сознание личности.- М.: Изд-во МГУ, 1968.- 202с.
  44. Д.А. Социально-педагогическая адаптация подростков с ограниченными физическими возможностями в условиях оздоровительно-образовательного учреждения: Дис.. канд. пед. наук. Челябинск, 1998.-171 с.
  45. Н.И. Реабилитационная педагогика.- М.: Аграф, 1996.- 158с.
  46. Ю.В., Василькова Т. А. Социальная педагогика.- М.: Академия, 1999.- 440с.
  47. Ф.Е. Психология переживания. Анализ преодоления критических ситуаций.- М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984.- 219с.
  48. Т. Как помочь ребенку? (Опыт лечебной педагогики в Кэмахилл-общинах) / Пер. с нем.- М.: Московский Центр Вальдорфской педагогики, 1992.- 182с.
  49. В.А. Подготовка социальных педагогов в системе культурологического образования. // Теория и практика социальной работы: отечественный и зарубежный опыт.- Т. 2. Москва- Тула, 1993.- с. 38−40.
  50. .З., Иванов В. Д. Основы педагогики. Учебное пособие.- М.: Изд-во УРАО, 1997.- 288с.
  51. Л.С. Педагогическая психология.- М.: Педагогика-Пресс, 1996.- 536с.
  52. Л.С. Собр. соч. в 6-ти т. Т. 5.- М.: Педагогика. 1995.- 527 с.
  53. Л.А. Психологические особенности воспитания детей в интернатных учреждениях. Методические рекомендации для воспитателей детских домов и школ-интернатов.- Могилев, 1987.- С. 31.
  54. К.В. Воспитание человечности: Книга для учителя. Мн.: Нар. асвета, 1983.- 314с.
  55. О.С. Воспитание: цели, средства, перспективы. / Новое педагогическое мышление.- М., 1989.- с.221−237.
  56. М.А. Категориально-понятийные проблемы социальной педагогики // В сб. Понятийный аппарат педагогики и образования / Отв. ред. М. А. Галагузова. Вып. 3.- Екатеринбург: Изд-во «СВ-96», 1998.- 352с.
  57. Ю.Н. Теория и практика профессиональной подготовки социальных педагогов: Монография / МГСУ- Академия социальной работы.-М., 2001.-250 с.
  58. .С. Философия образования для XXI века. (В поисках практико-ориентированных образовательных концепций) М.: Изд-во «Совершенство», 1998.- 608с.
  59. Э.А. Некоторые проблемы экспериментального изучения природных предпосылок общих способностей // Вопр. психол.- 1990.- № 4.— С. 34−47.
  60. Городская система учреждений социальной реабилитации несовершеннолетних/ Под ред. М. А. Галагузовой.- Екатеринбург: Урал гос. пед. ун-т.- Екатеринбург, 1995.- 76с.
  61. В.В. Системные основания образовательной технологии. М.: Знание, 1995.-135с.
  62. Гуманизация воспитания в современных условиях. /Под ред. О. С. Газмана, И. А. Костенчука.- М., 1995.- 115 с.
  63. Н.Ф., Багаева Г. Н., Исаева Т. Н. Социальная работа с семьей ребенка с ограниченными возможностями.— М., 1996.- 298с.
  64. Дети социального риска и их воспитание. Учебно-метод. пособие / Под науч. ред. JI. М. Шипицыной. СПб.: Издательство «Речь», 2003. —с. 144.
  65. Диагностика эмоционально-нравственного развития / Ред. и сост. И .Б. Дерманова. СПб.: Издательство «Речь», 2002.- 176 с.
  66. А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения.-М.: Просвещение, 1987.- 122 с.
  67. В.Н. Психологическая диагностика способностей: теоретические основы: В 2 ч.- Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1990.— Ч.1.-137 е., Ч. 2.- С. 139−292.
  68. И.В., Лисина М. И. Особенности психологического развития детей в семье и вне семьи.- М., 1982.- 68с.
  69. И.В., Рузская А. Г., Фельдштейн Д. И. Психологические рекомендации по воспитанию детей в домах ребенка, детских домах и школах-интернатах (методологическая разработка).- М., 1986.- 49с.
  70. М.Е., Ломакина И. С. Педагогическое управление обучением студентов как социокультурный процесс. Учебное пособие.- Челябинск: ЧГАКИ, 2003.-121 с.
  71. .П. Коммуникативная технология обучения // Адукацыя i выхаванне.— 1994.-№ 2 —С. 18−21.
  72. Н.В. Учителю о практике психологической помощи.- М.: Просвещение, 1988.-218с.
  73. И.И. Педагогическое творчество учителя.- М.: Просвещение, 1987.- 217с.
  74. Закон РФ «Об образовании"/ Вестник образования.- 1996.- № 1.
  75. В.Н. Формирование готовности студентов педвуза к социально-педагогической деятельности в общеобразовательных учреждениях.- Дисс. канд. пед. наук. Челябинск, 2001 — 195 с.
  76. А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка.- М.: Просвещение, 1993.-244с.
  77. И.А. Педагогическая психология.- Ростов-на Дону, 1997.- 304с.
  78. М. После трех уже поздно.— М., 1992.- 218с.
  79. М. З. Смирнов Б.А. Социология воспитания М., 1996.- 112 с.
  80. К. Педагогическая диагностика.- М.: Педагогика, 1991.-243с.
  81. М.В., Бабенкова Р. Д., Мастюкова Е. М. Воспитание детей с церебральным параличом в семье.- М.: Просвещение, 1993.
  82. М.С. системный подход и гуманитарные знания: Избр.ст. Л.: Изд-во Ленингр. Ун-та, 1991.- 384с.
  83. Как построить свое «Я» / Под ред. В. П. Зинченко.- М.: Педагогика, 1991.- 136 с.
  84. Кан-Калик В. А. Учителю о педагогическом общении.- М.: Просвещение, 1986.- 179с.
  85. Н.П. Педагогические технологии адаптивной школы: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений.-М.:Академия, 1999. — 216 с.
  86. О.А. Игра и коррекция психического развития ребенка.— М.: Российское педагогическое агентство, 1997.- 191с.
  87. Н.А. Социализация и воспитание личности в Монтессори-образовании: Автореф. дисс. д-ра пед. наук. -Оренбург, 2000.- 48 С.
  88. В.П. Педагогическая коррекция. Исправление недостатков характера у детей и подростков.- М.: Просвещение, 1994.- 222 с.
  89. А.Г. Кому и зачем нужно детское движение?- //Теория и методика детского движения.- М., 2003.- № 1.- С. 22−68
  90. А.В. Теория ориентации личности в мире ценностей: Монография.- Оренбург, 1995.- 187 с.
  91. М.В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследований, игр, дискуссий: Анализ зарубежного опыта.- Рига: Пед. центр «Эксперимент», 1995.-176с.
  92. А. Г. Психология личности.- М.: Просвещение, 1969.- 391 с.
  93. Коган Л. Н. Теория культуры.- Екатеринбург, 1993.- 244 с.
  94. Г. М. Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: Для студ. высш. и ср. пед. уч. заведений.- М.: Академия, 2000.- 176 с.
  95. Я.Л. Психология детского коллектива. Мн.: Нар. асвета, 1984.- 229с
  96. Кон И. С. Социология личности.- М.: МГУ, 1997.- 386с.
  97. Конвенция о правах ребенка // Международная защита прав и свобод человека.- М.: Юрид. лит., 1990.- С. 388−408.
  98. В.В. Методология педагогического исследования.- Самара: Изд-во Самар. гос. пед. ин-та, 1992.-172 с.
  99. Е.Н. Педагогические условия развития социально-направленных адаптивных способностей старших подростков в УДО. Автореф. Канд. дис. пед.наук.- Магнитогорск, 2003. — 21 с.
  100. Н.Б., Александрова Е. А. Очерки понимающей педагогики.-М.: Народное образование, 2001.- 448 с.
  101. Критерии оценки эффективности оздоровления детей в сезонных пионерских лагерях общего и санаторного типа: Метод, рек. / Сост. Э. Б. Боровик, Г. М. Баранова, Ю. В. Подлунный и др. — М.: Изд-во Мин. Здравоохранения СССР, 1990.- 21 с.
  102. Г. Психология развития. СПб.: Издательство «Питер» 2000,992 с.
  103. .А. Социально-трудовая адаптация детей группы соци- ального риска.- Курган.-Челябинск, 1995.- 80 с.
  104. Т.В. Психология творческого мышления.- М.: Изд-во Моск. ун-та, 1975.- 209 с.
  105. Культурно-досуговая деятельность: Учебник / Под научной редакцией академика РАЕН А. Д. Жаркова и профессора В. М. Чижикова. М.: МГУК, 1998.- 462 с.
  106. В.А. Невербальное поведение (социально- перцептивный подход). Изд-во Ростовск. ун-та, 1985.- 178с.
  107. Й., Матейчик 3. Психическая депривация в детском возрасте.- Прага: Авиценум, 1984.- 334с.
  108. Е.В. Подростковая делинквентность в России: пути преодоления // Детская практич. психология.— 1995.— № 7.- С. 74−77.
  109. В.Н. Лечение, обучение и воспитание в детском санатории // Педагогика. 2002. — № 6. — С.49 -56.
  110. В.В. и др. Эмоциональные нарушения в детском возрасте. -М., 1990.-243 с.
  111. K.M. Культура педагогического общения: Учеб. пособие.-Иркутск, 1985.-256с.
  112. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М.: Политиздат, 1975. 302 с.
  113. ИЗ. Литвак Р. А. Социально-педагогическая поддержка детей: региональный аспект/ЧИРПО.- Челябинск. 1997.- 89с.
  114. .Т. Философия воспитания.- М.: Прометей, 1996.- 275 с.
  115. С. Поверь в свое дитя./ Пер с франц.- М.: Прогресс, 1993.- 198с.
  116. Г. Л. Игровая терапия: искусство отношений: Пер. с англ.- М.: Международная педагогическая академия, 1994.- 361с.
  117. Н.М. Воспитание без принуждения: Уч. пособие.- Самара: Изд-во Самарск. ун-та, 1994.- 136с.
  118. А.С. Методика организации воспитательного процесса.// Пед. соч.: В 7 т.- Т.5. М.: Педагогика, 1984.- С. 9 -102.
  119. Г. И. Социально-психологический тренинг. М.: Изд-во «Совершенство», 1998. — 208с.
  120. А. Самоактуализация // Психология личности: Тесты/ Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтера, А. А. Пузырея.- М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982.— С. 201 288.
  121. Е.М., Московкина А. Г. Они ждут нашей помощи.- М.: Педагогика, 1991.-219с.
  122. М.С. Социология семьи: Проблемы теории, методологии и методики.- М.: Наука, 1989, — 287с.
  123. В.М., Ямпольский Л. Т. Введение в экспериментальную психологию личности.— М.: Практическая психология, 1989.- 269 с.
  124. М., Альберт М., Хедоури Ф. «Основы менеджмента» СПб.: Издательство «Питер» 2000, — 392 с.
  125. И.А. Понятие и структура адаптации. Дис.канд. фил. Наук.-М., 1974.- 423 с.
  126. В.М. Педагогические технологии в воспитательном процессе. // Педагогика.- 1998.- № 1.- С. 46−52.
  127. А.В. Введение в социальную педагогику.— М.: Ин-т практической психологии, 1997.— 365с.
  128. А.В. Общение в процессе воспитания.- М.: Педагогическое общество. 2001.- 320 с.
  129. Е.А. Музыкальное воспитание детей с проблемами в развитии и коррекционная ритмика.- М.: Академия.-2002.- 91 с.
  130. B.C. Психологическая помощь детям, воспитывающимся в учреждениях интернатного типа // Вопросы психологии.- 1989.- № 1.- С. 6465.
  131. В. Н. Психология отношений. М. — Воронеж: МОДЭК, 1995. -356 с.
  132. А.Я., Сериков С. Г. Проблема здоровья участников образовательного процесса.- //Педагогика. 1998.- № 6 С. 53 — 57.
  133. А.Я. Инновации в образовании.- Челябинск: ГУ ПТО Адм. Челяб. области. Челяб. Фил. ИПО МО, 1995.- 288с.
  134. Э.Ш. Психологический анализ поступков ученика: Книга для учителя.- М.: Просвещение, 1991.- 249с.
  135. Р.С. Психология: Учеб. Для студентов высш. пед. учеб. заведений: В Зкн.: Кн. 3: Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика.- М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995.- 512 с.
  136. Н.Д. Россия: социализация и воспитание на рубеже тысячелетий.- Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф. — пед. ун -та, 2000.254 с.
  137. Р. В. Справочная книга социального педагога.- М.: ООО «ТЦ Сфера», 2001.- 479 с.
  138. B.C. Методологический анализ социально психологической адаптации личности. Автореф. дис.канд. филос.наук.- Л., 1977.- 13 с.
  139. Л.Я. муниципальная система социально-педагогической поддержки детства: Монография.-М., 1998- 202с.
  140. В.Б. Социально-психологический климат в коллективе // Социальная психология.- М.: Политиздат, 1995.-261−289.
  141. Ю.М. Восхождение к индивидуальности,— М.: Просвещение, 1991.- 225с.
  142. Ю.М. Проблемы педагогики ненасилия // Педагогика.- 1993.- № 4.- С. 7−11.
  143. В.Я. Социально-педагогическая адаптация подростков в условиях оздоровительного образовательного учреждения: Дис. канд. пед. наук. Челябинск, 1999.-2 Юс.
  144. А.А. Общая психокоррекция: Учебное пособие для вузов. — М.: Сфера, 2000.- 509с.
  145. Основы педагогических технологий (краткий толковый словарь) / Отв. ред. Белкин А.С.- Екатеринбург: УРГПУ, 1995. 177с.
  146. A.M. Проблемы формирования системы социальной по- мощи семье и детям// Проблемы семьи и детства в современной России. Ч. 1.- М.: Прометей, 1992.—С. 14−15.
  147. .Д. Социальная психология.- СПб.: ИГУП, 1999. 592 с.
  148. Педагогический энциклопедический словарь/Гл.ред.Б.М. Бим-Бад.- М.: Большая Российская энциклопедия.- 2002. 528 с.
  149. А.В. Проблемы развития личности с позиций социальной психологии // Вопросы психологии, 1984.- № 4.- С. 11−29.
  150. С.В. Психологический тренинг в многочисленной группе. -М., 2000, — 249с.
  151. М.А. Коррекционная педагогика. Взаимодействие специалистов. — Ростов-на-Дону: «Феникс», 2002.
  152. К.Н. Психология возрастных кризисов: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2000. — 184с.
  153. М.А. Социально- педагогическая поддержка активного отдыха детей в оздоровительном лагере. Автореф. дис. канд. пед наук. -Оренбург, 2003.- 22 с.
  154. Профессиональная дезориентация детей с ослабленным здоровьем // ЦБНТИ МСЗН РФ. Сер.: ВТЭ. Соц.- труд, реабилитация инвалидов М., 1995.- Вып. 15.- 273 с.
  155. А.С. Трудное восхождение к себе. Методические разработки и сценарии занятий социально-педагогических тренингов. М.: Российское педагогическое агенство, 1995. — 140с.
  156. Психологический словарь / Под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова.-2-е изд.- перераб. и доп.- М.: Педагогика-Пресс, 1996.- 440с.
  157. Психология. Словарь. /Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского.- М.: Политиздат, 1990.- 413 с.
  158. Развитие дополнительного педагогического образования в России: Матер. Науч.-практ. Конф.-М., 2000.-280 с.
  159. JI.M. Социальная адаптация личности в коллективе.- Дисс. канд. фил. наук., Барнаул, 1973.- 266с.
  160. А. А., Коломинский Я. Л. Социальная педагогическая психология.— СПб.: Питер, 1999.- 416с.
  161. А.А. Психология познания педагогом личности учащихся.— М.: Высш. школа, 1990.- 412с.
  162. Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании.- М.: ВЛАДОС, 1996.- 209с.
  163. К. Взгляд на психотерапию. Становление человека/ Пер с англ.-М., 1994.-312с.
  164. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т.- Т. 1./ Гл. ред. В. В. Давыдов.- М.: Большая Российская энциклопедия, 1993.- 608 с.
  165. СЛ. Основы общей психологии: В 2 т. — М.: Педагогика, 1989. 816 с.
  166. В. Г. Непрерывное образование и развитие творческого потенциала личности (теория взаимодействия): Монография.- М.: Педагогический вестник, 1997.- 224 с.
  167. В. Г. Творчество. Краткий педагогический словарь. -Оренбург: Издательский центр ОГАУ, 2001.- 108 с.
  168. С. В. Теория и практика профессионального самоопределеия школьников в УДО: Монография.- Оренбург: Изд-во ОГПИ, 1996, — 151 с.
  169. В.И. Личностно-ориентированный подход в образовательном процессе. М.: АКАДЕМИЯ, 1999.- 128 с.
  170. Словарь справочник по социальной работе / Под ред. Е. И. Холостовой.- М.: Юрист, 1999, — 424 с.
  171. Современная философия: Словарь и хрестоматия.- Ростов-на- Дону: Феникс, 1996.- 511с.
  172. Л.Б. Формирование культуры педагогической деятельности будущего учителя: Монография.- Оренбург: Изд-во ОПТУ, 1999.- 300 с.
  173. Социализация и творческое развитие личности (философская и культурологическая концепция гимназии № 4 г. Оренбурга) / Под ред. проф. В. Г. Рындак.- Оренбург: Изд. Центр ОГАУ, 2000.- 92 с.
  174. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений /Л Я Олиференко, Т. И. Шульга, И. Ф. Дементьева. М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 256 с.
  175. Социологический словарь / Пер. с англ./ Под ред. С. А. Ерофеева.-Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1997.- 420 с.
  176. Социологический энциклопедический словарь / Редактор- координатор академик РАН Г. В. Осипов.- М.: Издательская группа ИНФРАМ- НОРМА, 1998.- 488 с.
  177. В.Н. Адаптация личности: философско- социологический анализ.- Свердловск: УРГПУ, 1983.- 183 с.
  178. В.Я. Социально-педагогические особенности молодежного досуга.- Ростов-на- Дону: Феникс, 2000. — 231 с.
  179. В.А. Разговор с молодым директором школы.- 2-е изд.-М.: Просвещение, 1982.- 267 с.
  180. Ф.Ш. Формирующая биосоциальная педагогика.- Уфа, 1999.-386 с.
  181. З.И., Кваша Б. Ф. Валеология и образование. СПб.: МАНЭБ, 2000. — 380 с.
  182. П.И., Митин С. Н., Бояринцева Н. Н. Адаптивное управление педагогическими системами: Учеб. пособие для студ. Высш. пед. учеб. заведений / Под ред. П. И. Третьякова. М.: Академия, 2003. — 368 с.
  183. .М. Проблемы индивидуальных различий.- М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1961.- 536 с.
  184. К.Д. Избранные педагогические сочинения : В 2 т.- М.: Педагогика, 1974.- 666 с.
  185. Философский энциклопедический словарь.- М.: Советская энциклопедия, 1983.- 445с.
  186. М.В. Введение в теоретические основы социальной ра- боты (историко-понятийный аспект).- М.: Изд-во «Институт практи- ческой психологии», Воронеж: НПО «МОДЕК», 1997.- 192 с.
  187. Р.Ф. Адаптация подростков в окружающей среде. М.: Академия, 1999.- 129 с.
  188. В. Человек в поисках смысла.- М.: Прогресс, 1990.-196 с.
  189. Э. Человек для себя. Пер. с англ. и послесл. JI.A. Чернышевой.-Минск: «Коллегиум», 1992.- 166 с.
  190. С.Х., Ксенда О. Г. Диагностика эмоциональных взаимоотношений педагогов и детей.- Мн., 1995.- 240 с.
  191. И.Ф. Формирование личностных качеств в процессе воспитания и обучения. / Педагогика, 2003, № 3.- С. 52 -59.
  192. JI.A. Психолого- педагогическая поддержка адаптации детей в условиях оздоровительного образовательного учреждения. / сборник статей научн.-практич. конф. — Челябинск: Изд-во «Челябинский дом печати», 2003. с. 39 -42.
  193. Т.И., Третьяков П. И. Капустин Н.П. Управление образовательными системами: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. Т. И. Шамовой.- М.: ВЛАДОС, 2002.- 320 с.
  194. С.Т. Избранные педагогические произведения.- М: Учпедгиз, 1958.- 430с.
  195. С.Г. «Комплексный подход к диагностике, коррекции и реабилитации детей с трудностями в обучении». Дефектология.- 1995.- № 1.-С. 35.
  196. Г. П. Избранные труды. М.: Школа Культурной Политики, 1995. — 800 с.
  197. А.И. Развитие творческого потенциала педагога в условиях совершенствования дополнительного образования детей.—Автореф. докт. дис. Казань, 1998.- 43 с
  198. С.А. Уроки детского досуга. М., 1993.- 128 с.
  199. Г. И. Роль деятельности в учебном процессе.- М.: Просвещение.- 1986.-144 с.
  200. Н.Е. Диагностика воспитанности: педагогические методики. М.: Просвещение, 1994. -19 с.
  201. Н.Е. Классное руководство: игровые методики. М.: Педагогическое общество России, 2002.
  202. Д.Б. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989.- 560 с.
  203. Энциклопедический социологический словарь. / Под общей ред. акад. РАН Осипова Г. В.- М.: Изд-во РАН, 1995.- 939 с.
  204. Э.Г. Системный подход и принцип деятельности.- М.: Наука, 1978. 176 с.
  205. В.А. Социологическое исследование: методология, про- грамма, методы.- Самара: Изд-во «Самарский университет», 1995.- 237 с.
  206. И.С. Личностно ориентированное обучение в современной школе.- М., 2001.- 193 с.
  207. Е.Л. Эмоциональные механизмы личностного и творческого развития // Вопросы психологии.- 1997.- № 4.- С.20−27.
  208. Е.А. Школа для всех. М., 1996 — 243 с.
  209. Т.Ф. Понятие в области социальной педагогики и социальной работы. // Социальная педагогика и социальная работа.- Вып.1. М., 2002.384 с.
  210. Akelrod S. Behavior Modification for the Classiom. New York, 1977. -204 p.
  211. Bandura A. Principles of Behavior Modification. New York, 1966. — 164 p.
  212. Cognitive-affektive processes: New ways of psychoanalytik modeling /Ed.: U. Moser. В.: Springer, 1991. — 183 p.
  213. Raber S. M., Frechtling J.A. Inital special education plasement and logitudinal outcomes of preschool-and kindergarten identified handicapped children.- Wash.:GP0.1989.- Microforma.
  214. Suhrweier H. Grundlagen der rehabilitations-padagogischen Psyhologie.- 2 erw. Aufl.-B.: Gesundheit, 1990.-378 S.-Bibliogr. 30 S.
  215. Zimmer I. Jedes Kind erreichen: Zur Forderung von Kindern mit Entwicklungsschwierigkeiten.-B.: Volku. Wiss., 1990.-119 S.
Заполнить форму текущей работой