Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Теоретико-методическое обоснование методики совершенствования двигательно-координационных способностей подростков 15-16 лет средствами тайского бокса

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В качестве средств повышения устойчивости применяли упражнения из других видов спорта. Основным методическим приемом при этом являлся выбор таких заданий, в которых развитие способности к регуляции устойчивости тела осуществляется в большой степени по сравнению с избранным видом спорта. Например, плавательные упражнения с вращениями, имитация специальных движений самбиста на подвижной или… Читать ещё >

Теоретико-методическое обоснование методики совершенствования двигательно-координационных способностей подростков 15-16 лет средствами тайского бокса (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Содержание экспериментальной методики совершенствования двигательно-координационных способностей подростков 15−16 лет средствами тайского бокса.

При составлении программ занятий с начинающими спортсменами, занимающимися тайским боксом контрольной и экспериментальной групп мы руководствовались рекомендациями Рузиева А. А. по комплектованию учебных групп подростков [83] и опирались на работы П. В. Троянова по основам теории тренировки борцов, [91].

Е.В. Уханева по организации физического воспитания детей подросткового возраста на основе совершенствования двигательно-координационных способностей. [92].

Экспериментальная методика занятий с подростками экспериментальной группой по тайскому боксу значительно отличалась от классической программы по причине того, что требования к общей, специальной и соревновательной деятельности в тайском боксе достаточно высокие, в частности на этапе начальной подготовки. Поэтому основное отличие предлагаемой экспериментальной методики заключалось в целенаправленном воспитании двигательно-координационных способностей.

Результаты проведенного нами анализа научно-методической литературы позволили разработать методику совершенствования двигательно-координационных способностей подростков 15−16 лет средствами тайского бокса.

При разработке экспериментальной методики учитывалось содержание Учебной программы СДЮСШОР по тайскому боксу (2014 г.) на этапе начальной подготовки первого года обучения.

При обосновании экспериментальной методики мы руководствовались принципами: наглядности, доступности, постепенности, последовательности выполнения упражнений и индивидуализации учебно-тренировочного процесса.

Цель экспериментальной методики — совершенствование двигательно-координационных способностей подростков 15−16 лет средствами тайского бокса в режиме дополнительно организованных учебно-тренировочных занятий. Нами были использованы специальные упражнения, разработанные с учетом специфики мышечной деятельности, сенситивных периодов развития различных видов координации движений и их взаимосвязи с физическими качествами.

Методика состоит из тестирующей и обучающей частей.

Тестирующая часть предусматривает измерение и оценку показателей развития двигательно-координационных способностей. Содержание тестирующей части представлено нами в главе II. На основе полученных данных строится индивидуальный профиль уровня развития изучаемых способностей для каждого подростка.

В обучающей части представлены комплексы упражнений, направленные на совершенствование двигательно-координационных способностей подростков 15−16 лет средствами тайского бокса.

Особенностями разработанной нами методики являются:

  • — подбор средств и методов воспитания двигательно — координационных способностей с учетом уровня их развития у каждого занимающегося;
  • — выполнение упражнений, направленных на совершенствование двигательно-координационных способностей, параллельно с работой по освоению базовых (классических) элементов тайского бокса.

При разработке обучающей части экспериментальной методики был рассмотрен вопрос о продолжительности целенаправленного педагогического воздействия. Анализ данных научно-методической литературы показал, что в процессе совершенствования двигательно-координационных способностей подростков исследователи использовали различные по продолжительности программы. В работах В. И. Ляха и др. доказано, что уже после 20−25 занятий, направленных на развитие и совершенствование КС, можно получить положительный эффект от воздействия программы. [64, 65].

Учитывая тот факт, что тайский бокс является сложно координационным видом спорта, который требует более длительной и углубленной подготовки, была разработана и внедрена в практику занятий юных подростков экспериментальная методика совершенствования двигательно-координационных способностей подростков 15−16 лет средствами тайского бокса, рассчитанная на 6 месяцев (72 занятия).

Упражнения для целенаправленного воспитания двигательно-координационных способностей предлагались подросткам на каждом занятии с включением необходимых упражнений в разминку и 15 мин. после часовой тренировки. При этом использовали:

  • — Введение противодействия.
  • — Включение предварительных или сопутствующих движений.
  • — Уменьшение площади опоры.
  • — Удлинение времени сохранения позы.
  • — Увеличение высоты опорной поверхности или расстояния от центра тяжести тела до опорной поверхности.
  • — Введение неустойчивой опоры.

Временное исключение зрительного самоконтроля с целью активизации «мышечного чувства» в сохранении устойчивости.

Совершенствование двигательно-координационных способностей подростков заключалось в выработке навыков и умений выбора наиболее рациональной (удобной) позы, которая отвечала бы биомеханическим закономерностям устойчивости тела в данном положении, а также навыков активного балансирования в усложненных условиях сохранения равновесия.

Техника выполнения каждое предлагаемого упражнения предварительно детально изучалась юными спортсменами с последующим выборомнаиболее адекватного способа фиксации позы (статического равновесия) или активного баланса (динамического равновесия).

На каждом занятии в разминку включались упражнения на устойчивость в основной стойке. Спортсменам объяснялось, что расстановка ног в единоборствах имеет важное значение — необходимо подбирать такое положение ног, которое максимально обеспечивает устойчивость и способность к передвижениям (рисунок 6,7).

Опора в основной стойке Рисунок 7. Опора в узкой стойке.

Рисунок 6. Опора в основной стойке Рисунок 7. Опора в узкой стойке.

Площадью опоры в основной стойке является площадь, заключенная между линиями, которые соединяют носки и пятки ног (рисунок 6). В основной стойке носки ног у единоборцев находятся на одной фронтальной линии. Расстояние между пятками стоп составляет примерно четверть роста спортсмена или примерно чуть ширине плеч, угол поворота стопы наружу может быть 30−45% в зависимости от индивидуальных особенностей (рост, подвижность в суставах нижних конечностей и т. д.). Ноги несколько согнуты в коленях. Чем выше рост, тем шире площадь опоры для сохранения устойчивости. Положение ног шире плеч и более согнутые в коленях, чем при основной стойке, характеризует защитную стойку. Расширение площади опоры от основной стойки ведет к ограничению подвижности, а значит и ограничению возможности атаковать и восстанавливать равновесие.

Положение стоп ноги на ширине плеч и параллельная постановка стоп (рисунок 6) — менее устойчивое положение, чем положение основной стойки у тайбоксера. Всякое изменение площади опоры изменяет устойчивость телаборца. Положение стоп и площадь опоры, показанные на рисунках 6 и 7, являются оптимальными для сохранения устойчивости и обеспечения возможности передвижения.

Для развития устойчивости мы применяли следующие группы физических упражнений:

  • — Сохранение равновесия на одной ноге с различными положениями и движениями рук, свободной ноги и туловища.
  • — Стойки на руках и голове с различными положениями и движениями ног.
  • — Ходьба с быстрыми поворотами головы в вперед-назад, в стороны, с круговыми движениями.
  • — Движения на ограниченной и повышенной опоре по гимнастической скамейке, по скамейке, поставленной на возвышение с твердой опорой и по скамейке, поставленной на несколько гимнастических матах — нетвердая опора.
  • — Движения на подвижных снарядах (качели, кольца).
  • — Игры, в которых резко меняется направление движений (баскетбол, футбол, хоккей) и часто применяется внезапная остановка во время бега, фиксация положения тела после прыжков.
  • — Упражнения в безопорном положении (прыжки в воду, упражнения на батуте, акробатические прыжки).
  • — Движения в темноте или с закрытыми глазами.

Кувырки с изменением направления вокруг ковра. Наиболее сложные, но доступные и легко дозируемые задания для сохранения равновесия вовремя и после вращательных движений.

В качестве средств повышения устойчивости применяли упражнения из других видов спорта. Основным методическим приемом при этом являлся выбор таких заданий, в которых развитие способности к регуляции устойчивости тела осуществляется в большой степени по сравнению с избранным видом спорта. Например, плавательные упражнения с вращениями, имитация специальных движений самбиста на подвижной или наклонной плоскости-опоре.

В целях развития устойчивости использовали методические приемы:

увеличение темпа исполнения упражнений;

увеличение количества повторений и количества используемых упражнений;

сокращение интервалов отдыха между выполнением упражнений, направленных на совершенствование функций вестибулярного анализатора (статическое и динамическое равновесие), и последующих упражнений, связанных с решением других двигательных задач. Например, после десятикратного вращения в парах, взявшись за руки по сигналу быстро принять положение лежа и приступать к сгибанию и разгибанию рук или к выполнению другого задания для развития силы мышц руки, плечевого пояса;

повышение сложности упражнений;

выполнение заданий с выключением отдельных анализаторных систем;

включение в тренировку заданий игровых форм, подвижных игр, эстафет для повышения эмоционального фона урока и активизирует воздействие специальных упражнений;

выполнение упражнения, на фоне вестибулярных раздражений (сохранение равновесия при этих условиях зависит от силы раздражения вестибулярного анализатора и от его устойчивости);

исполнение упражнений в равновесии, в условиях внезапных переходов от динамических действий к различным статическим положениям;

удержание своего тела в необычных или затрудненных условиях (с отягощением — вес партнера, с преодолением препятствий на пути движения, выполнение различных дополнительных заданий во время движения);

широко применялись средства специальной подготовки для борцов, в которые входят упражнения в положении борцовского моста, приемы борьбы в различных комбинациях на фоне и в момент вестибулярных раздражений (например, после нескольких кувырков предлагалось выполнить прием борьбы).

Для повышения активности занимающихся проводили разъяснительные беседы о значении двигательно-координационных способностей для спортивного результата, привлекали к практическому участию в педагогическом процессе как помощников преподавателя. Например, в последнем случае объединяли спортсменов в пары — один выполняет упражнение, другой наблюдает, а затем указывает партнеру на допущенные ошибки.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой