Организационно-экономический механизм управления ресурсами развития региона
Механизм управления ресурсами развития с организационно-структурной точки зрения является частью организационно-экономической системы реализации проектов развития, действующей в рамках региональных органов управления. Управленческие органы системы реализации проектов развития: 1) Блок проектного обеспечения, 2) Блок реализации проектов развития. Организационно-экономический механизм управления… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ РЕГИОНА
- 1. 1. Концептуальные подходы и теоретические модели управления развитием региона
- 1. 2. Принципы и основные составляющие механизма развития региона
- 1. 3. Ресурсы как основная составляющая устойчивого развития региона
- Глава 2. ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ РЕСУРСАМИ РАЗВИТИЯ РЕГИОНА
- 2. 1. Сущность и механизм формирования ресурсной базы развития региона
- 2. 2. Классификация ресурсов развития региона
- 2. 3. Ресурсы Тамбовской области, их состояние и перспективы развития
- Глава 3. ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ РЕСУРСАМИ РАЗВИТИЯ РЕГИОНА
- 3. 1. Нормативно-правовая база построения механизма управления ресурсами развития региона
- 3. 2. Информационное обеспечение процесса управления ресурсами развития региона
- 3. 3. Организационная инфраструктура механизма управления ресурсами развития региона
Организационно-экономический механизм управления ресурсами развития региона (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Перспективы развития экономики Российской Федерации как единого народнохозяйственного комплекса неразрывно связаны с перспективами экономического развития российских регионов. Именно поэтому во всех долгосрочных, среднесрочных и краткосрочных прогнозах социально-экономического развития Российской Федерации центральное внимание уделяется их основному разделу «Экономическое и социальное развитие регионов». Однако уровень прогнозов социально-экономического развития регионов не отвечает современным требованиям, их критические оценки содержались в документах комитета по делам Федерации и региональной политики Государственной Думы Российской Федерации. Критике подвергается, в частности, состав прогнозов, отсутствие в них ряда важнейших показателей, без которых невозможна реальная оценка состояния экономики регионов, возможностей и перспектив их развития. К их числу относятся, прежде всего, показатели, характеризующие ресурсы регионов.
В ряде правительственных документов подчеркивается необходимость всемерной государственной поддержки ресурсной базы развития регионов, создана специальная правительственная комиссия по государственной поддержке развития регионов Российской Федерации. Достижению ощутимых результатов препятствует сложная социально-экономическая ситуация в стране, бюджетный дефицит и др. Но в то же время в определенной степени сказывается и отсутствие научно обоснованной методологии и четких методических рекомендаций по формам определения и механизму управления ресурсами развития региона. Необходимостью разработки методических основ и инструментария управления ресурсами развития региона определяется актуальность диссертационного исследования.
Актуальные вопросы, связанные с изучением отдельных аспектов региональной экономики, нашли свое отражение в научных трудах Гранберга А. Г., Мамонтова В. Д., Морозовой Т. Г., Сергеева Л. И., Сенчагова В. К., Саяпина И. Г., Фоломьева А. И., Юрьева В. М и других авторов.
Методологические подходы к прогнозированию и управлению социально-экономическим развитием региона представлены в работах Акоффа Р., Агапова А. Б., Быковского В. В., Герасимова Б. И., Дедова Л. А., Леонтьева В. Б., Серова В. М и других.
Механизмы системного подхода к формированию информационного обеспечения управления получили развитие в работах Дрогобыцкого И. Н., Макаровой Н. В., Семенова М. И., Титоренко Г. А., Трубилина И. Т., Черняка Ю. И. и других.
Эти работы, несомненно, имеют большое теоретическое и практическое значение. Однако в большинстве из них отсутствует системный анализ процессов управления ресурсным комплексом развития региона и структуры управляющей системы. Недостаточно исследованы вопросы, связанные с формированием ресурсной базы развития региона и методов мобилизации отдельных ее составляющих. Отсутствует серьезное методическое обоснование роли информационного обеспечения процессов формирования, распределения и воспроизводства ресурсной базы развития экономики региона.
Актуальность вопросов управления ресурсами развития региона, недостаточная проработка и практическая значимость данной проблемы предопределили выбор темы исследования, его цель и задачи.
Цель исследования состоит в определении научно-методической базы и инструментария управления ресурсами развития региона.
В соответствии с поставленной целью в диссертации решаются следующие основные задачи:
— обобщить научные и практические результаты исследований ведущих ученых — экономистов, связанные с функционированием системы управления развитием региона, в которой ресурсы выполняют роль «фундамента» устойчивого роста региональной экономики;
— рассмотреть основные аспекты формирования ресурсной базы на уровне региона;
— систематизировать факторы, оказывающие влияние на региональный уровень функционирования ресурсов развития для реализации структурообразующих региональных проектов развития;
— обосновать структуру функционирования информационного поля по ресурсному обеспечению проектов развития региона;
— дополнить и развить информационно-аналитическую базу данных, характеризующую состояние ресурсной базы развития региона и тенденции ее изменения;
— разработать инфраструктурные связи экономического механизма управления ресурсами развития в рамках региональной управленческой системы.
Объектом исследования являются процессы и результаты мобилизации, распределения и использования ресурсов в рамках реализации проектов развития региона.
Предметом исследования являются теоретические и методические подходы к формированию организационно-экономического механизма управления ресурсами развития региона.
Теоретической и методологической основой исследования послужили труды ведущих российских и зарубежных ученых, посвященные проблемам развития регионов, региональным аспектам социально-экономического развития РФ, управлению экономическими и социальными процессамиматериалы научно-практических конференций по региональной политикеПостановления и решения Государственной Думы и Федерального собрания.
РФотдельные указы Президента России, а также другие законодательные акты, нормативные и инструктивно-методические материалы. Ряд выводов и рекомендаций по осуществлению процесса управления ресурсами развития региона сделаны на основании непосредственного анализа и оценки социально-экономического положения Тамбовской области, а также детального изучения собранных и обобщенных фактических данных, характеризующих существующие возможности по обеспечению ресурсной базы развития региона.
Работа выполнена в рамках п. 5.17 паспорта специальности 08.00.05 «Экономика и управление народным хозяйством: Региональная экономика (региональные программы развития)».
Диссертационное исследование базируется на основных положениях теории региональной экономики, теории государственного управления.
При решении поставленных задач использованы методы сравнительного анализа и рейтинговой оценки, метод экспертных оценок, различные экономико-математические методы. Информационной базой исследования выступают данные общероссийской и региональной статистики.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоят в разработке и теоретическом обосновании комплекса методических положений по формированию организационно-экономического механизма управления ресурсами развития региона.
Наиболее существенные научные результаты состоят в следующем:
— на основе обобщения научных исследований в области развития регионов выделена базовая составляющая устойчивого развития, характерная для регионального уровня — ресурсная база;
— разработаны принципы и мобилизационный механизм формирования ресурсной базы развития региона, являющиеся методической основой г управления ресурсным комплексом и направленные на увеличение жизненного цикла качества развития региона;
— расширена и дополнена классификация ресурсной базы развития региона, позволяющая технологически обоснованно учитывать ресурсы различных видов в производственном процессе и направленная на оптимизацию структуры ресурсов в рамках реализации структурообразующих проектов развития региона;
— разработана информационно-аналитическая система как структурная составляющая организационно-экономического механизма управления ресурсами развития региона, основанная на результатах консолидированного взаимодействия в рамках правового поля органов регионального управления и рыночных механизмов перераспределения ресурсов развития региона для реализации регионообразующих проектов;
— разработаны инфраструктурные связи механизма управления ресурсами развития региона, позволяющие определить его функциональный статус в региональной системе управления и направленные на изменение жизненного цикла развития региона. Практическая значимость работы заключается в том, что основные положения, выводы и рекомендации диссертации ориентированы на широкое использование в практике управления ресурсами на региональном уровне и ориентированы на широкий круг специалистов, занимающихся вопросами регионального управления. Реализация основных положений работы будет способствовать повышению устойчивости развития региона и улучшению качества его функционирования.
Теоретические выводы и подходы, выделенные автором, могут быть также использованы в качестве основы для разработки учебных курсов и программ для подготовки специалистов по управлению региональными экономическими системами.
Исследование выполнено в рамках плана научных работ института «Экономика и право» Тамбовского государственного технического университета, проводимых в соответствии с комплексной темой «Качество объектов микро-, мезои макроэкономики, бухгалтерского учета, экономического анализа, аудита и финансово-кредитной деятельности».
Результаты диссертационного исследования, его выводы и рекомендации были использованы в хозяйственной деятельности ЗАО «Тамбовнефтепродукт» и при разработке программ социально-экономического развития Тамбовской области, а также в ряде постановлений Тамбовской областной Думы и Администрации Тамбовской области. Субъекты управления получают методические рекомендации по оценке ресурсной базы развития региона, что имеет особую значимость для принятия эффективных управленческих решений.
Полученные теоретические, методологические и практические результаты исследования докладывались и обсуждались на конференциях, семинарах и совещаниях различного уровня. В частности, на региональной научно-практической конференции «Региональные аспекты экономики» (Тамбов, 1999, 2000 гг.), на Международном научно-практическом семинаре «Информационный бизнес в России» (Тамбов, 2000, 2001, 2002 гг.), на VII научной конференции института «Экономика и право» Тамбовского государственного технического университета (Тамбов, 2002 г.), на заседаниях кафедр «Экономика и управление» и «Экономический анализ» Тамбовского государственного технического университета.
Материалы диссертации используются кафедрами «Экономика и управление» и «Экономический анализ» института «Экономика и право» Тамбовского государственного технического университета в преподавании дисциплин «Экономика предприятия», «Региональная экономика», «Управление проектами», «Принятие решений в бизнесе».
По результатам выполненных исследований опубликовано шесть печатных работ общим объемом 8,6 п. л. (авторский объем -7,1 п. л.). Список публикаций приведен в конце автореферата.
Структура и объем диссертации
определены методологией, целью и задачами исследования. Работа построена по проблемно-тематическому принципу и состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений. Диссертация изложена на 152 страницах, содержит 7 таблиц, 10 рисунков, 3 приложения, список литературы насчитывает 182 наименования.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
В современной рыночной экономике существует немало социально-экономических проблем, неподвластных рынку и требующих государственного вмешательства. Строго говоря, понятия «рыночная экономика» или «рыночная система» абстрактны, они представляют упрощенную картину действительности, в которой многие ее стороны отсутствуют. Ни сейчас, ни когда-либо прежде нет, и не было ни одной страны, экономика которой функционировала бы только при помощи рыночного механизма. Наряду с рыночным механизмом всегда использовался и используется сейчас еще в большей степени механизм государственного регулирования экономики [29,48].
Проведенное исследование вопросов управления региональным ресурсным комплексом в целях реализации проектов развития позволяет сделать следующие выводы.
В условиях необходимости перехода экономики РФ к фазе поступательного социальноэкономического развития особенно важной представляется проблема ресурсного обеспечения этой задачи. Темпы развития экономики любой страны напрямую зависят от эффективности использования инвестированных в нее ресурсов. При стабильной и развитой рыночной экономике, активно использующей инновационные решения и информационные технологии, такие задачи решаются на основе рынка как саморегулирующейся системы. Совсем по-другому дело обстоит в России, поскольку значительная часть экономических структур, возникших в ходе рыночной трансформации, находится в стадии становления.
Следует сочетать рыночные формы отношений с макроэкономическим механизмом регулирования процесса мобилизации, распределения и использования ресурсов в ходе реализации жизненно важных проектов развития как с общегосударственной, так и с региональной точек зрения. По нашему мнению, необходимо рассматривать проблему ресурсного обеспечения проектов развития области в рамках региональной стратегии социально-экономического развития. Важно ясно представлять объем и структуру ресурсного потенциала региона, как в части обеспеченности, так и нехватки источников мобилизации отдельных ресурсов. Это и является целевой функцией организационно-экономического механизма управления ресурсами развития региона.
Методические вопросы управления ресурсной базой развития региона.
На основе выбранной концепции, основанной на альтернативной парадигме планирования, «ресурсы — концепция — стратегия — цели» сформулирована совокупность принципов, являющихся основой рассмотрения проблем использования и воспроизводства различных групп ресурсов в экономике региона.
К таким принципам, прежде всего, относятся: 1) достаточность ресурсов, 2) оптимизация их структуры, 3) наличие перспективы использования, 4) множественность вариантов использования, 5) сочетание системного и избирательного подходов при управлении использования ресурсов развития.
Рассмотрены и дополнены основные составляющие механизма формирования ресурсной базы региона на основе четырех основных сфер мобилизационной активности:
• природопользовательская,.
• финансовая,.
• производственная,.
• инновационная.
Существенно дополнена система классификаций ресурсов развития региона. Введен ряд новых классификационных признаков: 1) по формам собственности на ресурсы развития, 2) по способности к воспроизводству в рамках технологического цикла, 3) по характеру использования в производственном процессе, 4) по учетным ограничительным мобилизационным признакам.
Функционирование организационно-экономического механизма управления ресурсами развития региона.
На основе изучения тематического правового поля проведен анализ нормативно-правовых актов и документов по вопросам государственного регулирования хозяйственной и инвестиционной деятельности и сделаны выводы об их соответствии декларируемым задачам.
Раскрыта экономическая сущность и описаны задачи функционирования организационно-экономического механизма управления ресурсами развития региона. Организационно-экономический механизм управления ресурсами развития региона призван синтезировать действия органов регионального управления в части реализации программы развития, и методы рыночного перераспределения ресурсов развития для осуществления регионообразующих экономических проектов. Он реализуется в системе управления ресурсами развития (СУРР).
Учредителями указанной системы должны стать региональные органы власти, коммерческие и общественные организации. СУРР, как информационно-аналитическая система, имеет следующие основные функции: 1) текущий мониторинг состояния ресурсной базы региона, 2) анализ и оценка путей оптимизации ресурсного потенциала развития региона, 3) оценка возможности альтернативного использования части ресурсной базы, 4) планирование и прогнозирование будущего состояния ресурсной базы развития, 5) информационное сопровождение общерегиональных проектов развития, 6) предоставление информации независимым субъектам хозяйствования.
Механизм управления ресурсами развития с организационно-структурной точки зрения является частью организационно-экономической системы реализации проектов развития, действующей в рамках региональных органов управления. Управленческие органы системы реализации проектов развития: 1) Блок проектного обеспечения, 2) Блок реализации проектов развития. Организационно-экономический механизм управления ресурсами развития региона обеспечивает управленческие блоки информационно-аналитическими материалами, характеризующими ресурсную базу с точки зрения обеспеченности и достаточности. В конкретном случае система показателей формирует интегрированные критериальные экспертные оценки, отражающие уровень ресурсной обеспеченности конкретного проекта и содержащие рекомендации по мобилизации требующихся ресурсов, а в общем отчете дает комплексную оценку параметров, характеризующих тенденции развития ресурсного комплекса региона.
В контексте неизбежных будущих экономических преобразований в заключение хотелось бы сказать несколько слов о путях модернизации предложенного организационно-экономического механизма управления ресурсным комплексом развития региона.
Механизм управления ресурсами развития региона по своей функциональной принадлежности является системой контроля издержек и качества в процессе реализации регионообразующих проектов развития.
Его роль в качественной и количественной оценке ресурсных затрат, возможных альтернатив их использования и, что пожалуй самое главное, в подаче рекомендаций о целесообразности использования отдельных групп ресурсов развития на данном этапе.
Организационно-правовая форма.
Учредителями системы управления ресурсами развития (СУРР) являются региональные органы власти и коммерческие организации. Эта теоретическая посылка в тексте исследования не получила подробной расшифровки. На данном этапе экономическая система Тамбовской области, как, впрочем, и в других дотационных регионах, испытывает серьезные трудности в сфере развития экономической инфраструктуры. В регионе практически отсутствуют коммерческие аналитические и консалтинговые фирмы, которые могли бы дать оценку имеющимся в распоряжении и требующимся для развития ресурсам региона. Речь идет об инвестиционных агентствах, фирмах, занимающихся трудоустройством и т. п. Поэтому на данном этапе целесообразно говорить об учреждении СУРР органами региональной власти. В дальнейшем при развитии инфраструктуры региона и, соответственно, конкуренции качества информационных услуг, подобная деятельность должна стать прерогативой коммерческих образований. Отношения с органами государственного управления по поводу покупки информации и заказу аналитических исследований будут строиться на тендерной основе.
Информационное обеспечение.
На начальном этапе построения и функционирования СУРР информационный массив будет включать данные о природных и материальных ресурсах развития, как об основных компонентах, используемых в экономике области. В дальнейшем база данных может быть расширена за счет информации о финансовых ресурсах (оценка банковского сектора в сфере инвестиционного кредитования и непосредственного участия в проектах развития), трудовых ресурсах (информация из учебных учреждений по требуемым рабочим специальностям, данные с биржи труда) и т. д.
Поэтапное включение данных по различным видам ресурсов станет залогом минимизации ошибок при обработке информации и выработке индивидуальных критериальных подходов при работе с каждым ресурсом развития в отдельности.
В целом, определение эффективности государственного регулирования в сфере ресурсообеспечения хозяйственной деятельности следует рассматривать и контролировать, исходя из двух основополагающих принципов:
1. Соответствие полученного результата поставленной социально-экономической цели,.
2. Минимизация социально-хозяйственных издержек в процессе достижения целей регулирования.
Функционирование организационно-экономического механизма управления ресурсами развития в краткои среднесрочной перспективе позволяет оптимизировать процесс реализации проектов развития региона в части их ресурсообеспечения, а в долгосрочной перспективе — не допустить регрессивных сдвигов в экономике региона при общем улучшении его социально-экономического положения.
Список литературы
- Абрамов С.А. Экономическое обоснование автоматизации обработки информации. М.: «Статистика», 1975.
- Абыкаев Н. Инвестиционный потенциал и экономический рост (методологический аспект) // Экономист, 2000, № 6, 58−66с.
- Автоматизированные информационные технологии в экономике: Учебник / Семенов М. И., Трубилин И. Т., Лойко В. И., Барановская Т.П.- Под общ. ред. Трубилина И. Т. М.: Финансы и статистика, 2000.
- Автоматизированные системы управления и руководитель. Академия народного хозяйства при СМ СССР- Под ред. B.C. Синяка. М.: Финансы и статистика, 1983.
- Автоматизированные системы управления предприятиями: Учебник для вузов / Четвириков В. Н., Воробьев Г. Н., Казаков Г. И. и др. Под ред. Четвирикова В. Н. М.: Высш. школа, 1979.
- Агапов А.Б. Основы государственного управления в сфере информатизации в Российской Федерации. М.: Юристь, 1997.
- Акофф Р., Сасиени М. Основы исследования операций. М.: Издательство «Мир», 1971.
- Албегова И.М., Емцов Р. Г., Холопов A.B. Государственная экономическая политика: опыт перехода к рынку/ под. ред. A.B. Сидоровича. М.: Дело и сервис, 1998.
- Анализ рынка труда и рекомендации по его регулированию. Под ред. И. Г. Саяпина. Тамбов, 1993 г.
- Ю.Афанасьев В. Г. Системность и общество. М.: Политиздат, 1980.
- Бакитджанов А., Филин С. Инфраструктура государственного управления как составная часть инвестиционной инфраструктуры // Инвестиции в России, 2001, № 9,18−26с.
- Беренс В., Хавранек П. М. Руководство по оценке эффективности инвестиций: Пер. с англ. перераб. и дополн. изд. М.: АОЗТ «Интерэксперт», «ИНФРА-М», 1995.
- Бетин О.И. Основы бюджетного федерализма: Курс лекций. Под ред. В. М. Юрьева. Тамбов: Издательство ТГУ им. Державина, 2000 г.
- Бизнес-план. Методические материалы / Под ред. Маниловского Р. Г. М.: Финансы и статистика, 1997.
- Бланк И.А. Инвестиционный менеджмент. Киев, МП «Итем» ЛТД,
- Юнайтед Лондон Трейд Лимитед", 1995.
- Бочаров В.В. Методы финансирования инвестиционной деятельности предприятий. М.: Финансы и статистика, 1998.
- Быковский В.В., Коробова О. В. Влияние организации инвестиционной деятельности региона на формирование ресурсной политики банка // Региональные финансово-кредитные системы: проблемы развития. Сборник научных статей. Выпуск 1. ТГТУ, 2000, 167−175с.
- Волков И.М., Грачева М. В. Проектный анализ: Учебник для вузов. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998.
- Воронов К.И., Хайт И. А. Инвестиции в реальные активы // Финансы, 1995, № 1, 19−21с.1.' 7
- Воронцовский A.B. Инвестиции и финансирование: Методы оценки и обоснования. СПб.: Изд-во С.-Петербургского университета, 1998.
- Гладкий Ю.Н., Чистобаев А. И. Регионоведение. М.: Гардарики, 2000.
- Глазунов В.Н. Финансовый анализ и оценка риска реальных инвестиций. М.: Финстатинформ, 1997.
- Годин В.В., Корнеев И. К. Информационное обеспечение системы управления: Учебник. М: Мастер, Высшая школа, 2001.
- Голубков Е.П. Использование системного анализа в принятии плановых решений. М.: Экономика, 1982.
- Горбунов Э. Инвестиционные ресурсы структурной перестройки в 19 951 997 г.г.// Экономист, 1995, № 3, стр. 3−14
- Государственное регулирование рыночной экономики: Учебное пособие. М: Дело, 2001 г.
- Государственное регулирование экономики в современных условиях. М.: ИЭ РАН, 1997.
- Гранберг А.Г. Основы региональной экономики: Учебник для вузов. М.: ГУ ВШЭ, 2001.
- Гранберг А. Стратегия территориального социально-экономического развития России: от идеи к реализации // Вопросы экономики, 2001, № 9, 15−28с.
- Гришкин И.И. Понятие информации. Логико-методологический аспект. М.: Изд-во «Наука», 1973.
- Джонс Дж. К. Методы проектирования. М.: Мир, 1986.
- Дрогобыцкий И.Н. Информационное моделирование экономических систем: Учебное пособие. М.: Финансовая академия при Правительстве РФ, 1999.
- Дружинин В.В., Конторов Д. С. Системотехника. М.: Радио и связь, 1985.
- Егоров Е.В. Экономика общественного сектора: Курс лекций. М.: ТЕИС, 1998.
- Заборовская О.В., Родионов Д. Г., Богатова Е. В. Проблемы финансирования инвестиций в условиях экономического кризиса/ http:// www.extech.ru/expo/confer/theses
- Земельный кодекс РФ от 25.10.2001 г. № 136-Ф3.
- Змитрович А.И., Хархардин М. В. Память специализированная система АСУ // Теория и практика сбора, передачи и обработки экономической информации. Труды Московского экономико-статистического института. М.: 1971,139−150с.
- Иванов А., Перевозчиков А., Лапушинская Г. Предварительная экспертиза прямых инвестиций в промышленность России // Проблемы теории и практики управления, 2000, № 2.
- Игошин Н.В. Инвестиции. Организация управления и финансирование: Учебник для вузов. М.: Финансы, ЮНИТИ, 1999.
- Ильдеменов С. и др. Как привлечь инвестора и получить инвестиции // Экономика и жизнь. 1994. № 4
- Инвестиционная политика в России / под. ред. H.A. Новицкого. М.: ИЭ РАН, 1998.
- Инвестиционный потенциал Тамбовской области/ http://www. regadm.tambov.ru/ Веб-сайт администрации Тамбовской области.
- Информатика: Учебник/ под ред. проф. Макаровой H.B. М.: Финансы и статистика, 1998.
- Казимоур Я. Информационная система и автоматизированное управление: пер. с чеш. / Под ред. В. Е. Адамова. М.: Статистика, 1979.
- Ковалев В.В. Финансовый анализ: Управление капиталом. Выбор инвестиций. Анализ отчетности. М.: Финансы и статистика, 1998.
- Колесник А.П. Компьютерные системы в управлении финансами. М.: Финансы и статистика, 1994.
- Комаров И.К. Инвестиции и рынок. М.: Знание, 1991.
- Комплексная оценка социально-экономического развития регионов РФ в 1998—2000 гг. // Экономика и жизнь, № 19, май 2000 г.
- Компьютерные технологии обработки информации: Учеб. пособие / Назаров C.B., Першиков В. И., Тафинцев В. А. и др.- Под ред. Назарова C.B. М.: Финансы и статистика, 1995.
- Концепция государственной политики в сфере производства, использования и охраны природных ресурсов // Использование и охрана природных ресурсов в России. 1998. № 1−3
- Кочетов Э.Г. Геоэкономика (Освоение мирового экономического пространства): Учебник. М.: БЕК, 1999.
- Кныш М.И., Перекатов Б. А., Тютиков Ю. П. Стратегическое планирование инвестиционной деятельности: Учебное пособие / Кныш М. И., Перекатов Б. А., Тютиков Ю. П. СПб.: Издательский дом «Бизнес-Пресса», 1998.
- Красильников О. Проблемы структурных преобразований в экономике // Экономист, 2001, № 8, 52−58с.
- Кривошеин А.Н. Управление инвестициями в субъекте Федерации: Дис .к.э.н. М., 1998.
- Кудрявцев В.Ю., Герасимов Б. И., Шубин A.B. Современное состояние ТЭК в Тамбовской области // Математические и инструментальные методы экономического анализа: управление качеством: Сб. научных трудов. Вып. 3. Тамбов: Изд-во ТГТУ, 2002. стр. 53−57
- Курс переходной экономики / под. ред. Л. И. Абалкина. М.: Финстатинформ, 1997.
- Лавинский Г. В. Построение и функционирование сложных систем управления: Учебное пособие. Киев: Выща шк. Головное изд-во, 1989.
- Лебедев В.М. Развитие инвестиционной сферы в Российской экономике // Финансы, № 7,1998, 15−18с.
- Леонтьев В.Б. Межотраслевая экономика / авт. предисловия и науч. ред. Гранберг А. Г. М: ОАО Издательство «Экономика», 1997 г.
- Либерман В.Б. Автоматизированная система обработки экономической информации на предприятиях. М.: Экономика, 1981.
- Липсиц И.В. Бизнес-план основа успеха. М.: Дело, 1994.
- Липсиц И.В., Коссов В. В. Инвестиционный проект: методы подготовки и анализа: Учебно-справочное пособие. М, 1996.
- Мамиконов А.Г. Методы разработки автоматизированных систем управления. М.: «Энергия», 1973.
- Мамиконов А.Г. Принятие решений и информация. М.: Наука, 1983.
- Мамиконов А.Г. Проектирование АСУ: Учебник для спец. «АСУ» вузов. М.: Высш. шк., 1987.
- Мамонтов В.Д. История экономических учений: Учебно-методическое пособие. М, 1997 г.
- Миловидов В.Д. Управление инвестиционными фондами. М.: Издательский центр «Анкил», 1993.
- Мильнер Б.З. Реформы управления и управление реформами. М.: ИЭ РАН, 1994.
- Мильчакова H.A. Инвестиционные фонда и инвестиционный потенциал населения// Финансы, 1997, № 7, стр. 14−17
- Михеева H.H. Региональная экономика и управление. Хабаровск, 2000.
- Могилевский В.Д. Методология систем: вербальный подход. М.: ОАО «Изд-во „Экономика“, 1999.
- Москвин В.А. Временная диагностика системы рисков инвестиционного процесса // Инвестиции в России, 2001, № 2,33−42с.
- Москвин В. Создание рынка инвестиционных проектов в России // Инвестиции в России, 2001, № 12,26−27с.
- Национальное богатство в условиях формирования рыночных отношений. М.: Наука, 1994.
- Новая технология и организационные структуры: Сокр. пер. с англ./ Под. ред. Пиннингса И. и Бьюитандама А. М.: Экономика, 1990.
- Новицкий H.A. Ориентиры инвестиционной и инновационной политики // Экономист. 1999, № 3.
- Норкотт Д. Принятие инвестиционных решений: пер. с англ. под ред. Шохина А. Н. М: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997.
- Об акционерных обществах (с изменениями на 07.08.01 г.). Закон РФ от 26.12.95 г. № 208-ФЗ // „Российская газета“, № 151−152, 09.08.01 г.
- Об инвестиционной деятельности в РСФСР. Закон РСФСР от 26.06.91 г. № 1488−1 (ред. от 25.02.99г) // „Ведомости СНД и ВС РСФСР“, 18.07.91, № 29, ст. 1005, „Бюллетень нормативных актов“, № 2−3, 1992.
- Об иностранных инвестициях в Российской Федерации. Федеральный закон от 09.07.99 г. № 160-ФЗ// „Собрание законодательства РФ“, 12.07.99, № 28, ст. 3493, „Российская газета“, № 134, 14.07.99 г.
- Об ипотеке (залоге недвижимости). Федеральный закон от 16.07.1998 № 102-ФЗ (ред. 11.02.2002 г.).
- Об областной адресной инвестиционной программе на 2002 г. Закон Тамбовской области от 26.04.2002 г. № 15−3
- Об упорядочении производства бланков ценных бумаг в Российской Федерации. Постановление Правительства РФ от 03.06.92 г. № 376.
- Об утверждении Временного положения о порядке расчета стоимости активов, о составе и структуре активов инвестиционных фондов. Постановление ФКЦБ РФ при Правительстве РФ от 28.05.98 г. № 18 // „Вестник ФКЦБ России“, № 4, 04.06.98 г.
- Об утверждении Положения о лицензировании деятельности инвестиционных фондов. Постановление ФКЦБ РФ при Правительстве РФ от 20.05.98 г. № 10 // „Вестник ФКЦБ России“, № 3, 02.06.98 г.
- Об утверждении Положения о предоставлении государственных гарантий под инвестиционные проекты социальной и народнохозяйственной значимости. Постановление Правительства РФ от 12.11.99 г. № 1249 // „Собрание законодательства РФ“, 22.11.99, № 47, ст. 5709.
- Об утверждении Положения о проведении конкурсного отбора инвестиционных проектов в сфере малого предпринимательства в Тамбовской области. Постановление администрации Тамбовской области от 22.01.02 г. № 42.
- Об утверждении Положения о продаже на коммерческом конкурсе с инвестиционными и (или) социальными условиями государственного или муниципального имущества. Постановление Правительства РФ от 09.11.98 г. № 1311.
- Об утверждении типового проспекта эмиссии инвестиционных паев. Постановление ФКЦБ РФ при Правительстве РФ от 18.10.95 г. № 15 (ред. от 02.10.98г).
- Об утверждении типовых правил интервального паевого инвестиционного фонда. Постановление ФКЦБ РФ при Правительстве РФ от 16.10.95 г. № 14 (ред. от 02.10.98г).
- Об утверждении типовых правил открытого паевого инвестиционного фонда. Постановление ФКЦБ РФ при Правительстве РФ от 12.10.95 г. № 13 (ред. от 02.10.98г).
- О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон „О лизинге“. Федеральный закон от 29.01.2002 г. № 10-ФЗ.
- О государственной поддержке инвестиционной деятельности на территории Тамбовской области. Закон Тамбовской области от 21.11.1997 г. № 139−3 (ред. 27.02.2001 г.).
- О дальнейшем развитии деятельности инвестиционных фондов. Указ Президента РФ от 23.02.98 г. № 193.
- О Концепции промышленной политики Тамбовской области. Постановление Тамбовской областной думы от 08.09.00 г. № 724.
- О мерах по обеспечению прав акционеров. Указ Президента РФ от 27.10.93 г. № 1769 (ред. от 31.07.95г№ 784).
- О науке и государственной научно-технической политике (с изменениями на 29.12.00 г.). Закон РФ от 23.08.96 г. № 127-ФЗ // „Российская газета“, № 1, 04.01.01 г.
- О негосударственных пенсионных фондах. Федеральный закон РФ от 07.05.1998 г. № 75-ФЗ (ред. 21.03.2002 г.).
- О поставках продукции для федеральных нужд. Федеральный Закон РФ от 13.12.94 г. № 60-ФЗ (ред. от 06.05.99г).
- О предприятиях и предпринимательской деятельности. Закон РСФСР от 25.12.90 г. № 445−1 (ред. от 30.11.94г).
- О промышленной политике в Тамбовской области. Закон Тамбовской области от 29.06.99 г. № 63−3.
- О сертификации продукции и услуг. Закон РФ от 10.06.93 г. № 5151−1 (ред. от 31.07.98г).
- О соглашениях о разделе продукции. Федеральный закон РФ от 30.12.95 г. № 225-ФЗ.
- О товарных биржах и биржевой торговле. Закон РФ от 20.02.92 г. № 2383−1 (ред. от 19.06.95г).
- О Федеральном фонде производственных инноваций (с изменениями на 10 июля 1998 года). Постановление Правительства РФ от 26.08.95 г. № 827.
- О Федеральном бюджете на 1997 год. Федеральный закон РФ от 26.02.1997 № 29-ФЗ (ред. 09.01.1998 г.).
- О финансовой аренде (лизинге). Федеральный закон от 29.10.1998 г. № 164-ФЗ (ред. 29.01.2002 г.).
- Перегудов Ф.И., Тарасенко Ф. П. Введение в системный анализ: Учеб. пособие для вузов. М.: Высш. школа, 1989.
- Подвинская Е.С., Жиляева Н. И. Все об акционерных обществах: Практ. Пособие. М.: Машиностроение, 1993.
- Половнев Н.М., Якимов A.M. Системы автоматизированной обработки учетной информации. М.: Финансы и статистика, 1994.
- Положение о реестре отраслевых объединений производителей и экспортеров Российской Федерации (Минюст № 1160 от 12.09.96 г.). Приказ МВЭС России от 02.07.96 г. №б/н // „Российские вести“, № 182 от 26.09.96 г., стр. 6.
- Преснякова Л.Ф. Системный анализ и программно-целевое планирование. Учебное пособие. М.: МИНХ им. Г. В. Плеханова, 1989.
- Проектирование машинной обработки экономической информации: Учебник / Титоренко Г. А., Федорова Г. С., Абанина A.B. и др. М.: Статистика, 1979.
- Проектирование подсистем и звеньев автоматизированных систем управления. Под ред. А. Г. Мамиконова. Учебное пособие для вузов. М., „Высшая школа“, 1975.
- Региональная экономика: Учебник для вузов/ Под. ред. проф. Т. Г. Морозовой. М, ЮНИТИ, 2001 г.
- Региональная экономика: Учебное пособие/ Под. ред. М. В. Степанова. М: ИНФРА-М, 2001 г.
- Региональное развитие: опыт России и Европейского союза. М.: Экономика, 2000.
- Рожнов B.C., Косарев В. П. Машинная обработка экономической информации: Общие вопросы. Учебник. М.: Финансы и статистика, 1983.
- Роль государства в становлении и регулировании рыночной экономики. М.: ИЭ РАН, 1997.
- Романов А.П. Управление регионом: системный подход // Качество и региональные аспекты экономики. Сб. науч. трудов. Тамбов: ТГТУ, 1999. стр. 3−5.
- Рубштейн В.И., Поляков В. Б. Инвестиционное проектирование// Деньги и Кредит, 1995, № 1, стр. 54−57
- Самофалова Е.В. Управление структурной динамикой экономики региона: Дис .к.э.н. Курск, 2002.
- Сапегина О.П. Проблемы формирования региональной инвестиционной политики/ http://www.extech.ru/expo/confer/theses
- Серов В.М., Ивановский B.C., Козловский A.B. Инвестиционный менеджмент: Учеб. пособие для вузов / ГУУ. М.: ЗАО „Финстатинформ“, 2000.
- Смирнов А.Л. Организация финансирования инвестиционных проектов. М.: АО „Консалтбанкир“, 1993.
- Системы принятия решения в задачах социально-экономического развития региона/ http://www.compulog.ru/compulog/1999/02
- Советов Б.Я., Яковлев С. А. Моделирование систем: Учебник для вузов. М.: Высшая школа, 1998.
- Сольницев Р.И., Дерцакян И. А. Вопросы разработки информационного обеспечения САПР приборостроительного предприятия // Моделирование и оптимизация систем автоматического управления и их элементов. Сборник научных трудов. Тула, 1989. — 88−93с.
- Телегина Е.А. Об управлении рисками при реализации долгосрочных проектов // Деньги и кредит, 1995, № 1, 57−59с.
- Тиори Т., Фрай Дж. Проектирование структур баз данных: В 2-х кн. Пер. с англ. М.: Мир, 1985.
- Толстых Т.Н. Ресурсный потенциал Тамбовской области.// Качество и региональные аспекты экономики. Сб. науч. трудов. Тамбов: ТГТУ, 1999. стр. 37−39.
- Тюрина A.B. ФПГ: правовое обеспечение инвестиционной деятельности // Финансы и кредит, № 1(61), 38−46с.
- Уемов А.И. Системный подход и общая теория систем. М.: Мысль, 1978.
- Управление инвестициями: В 2-х т./ В. В. Шеремет, В. М. Павлюченко, В. Д. Шапиро и др. М.: Высшая школа, 1998.
- Управление организацией: Учебник/ Под ред. А. Г. Поршнева и др. М.:ИНФРА-М, 2001.
- Финансовый менеджмент: Учебник для вузов / Самсонов Н. Ф., Баранникова Н. П., Володин A.A. и др.- Под ред. проф. Самсонова Н. Ф. М.: Финансы, ЮНИТИ, 1999.
- Финансы, денежное обращение и кредит: Учебник / под ред. Сенчагова В. К., Архипова А. И. М.: „Проспект“, 1999.
- Финансы и кредит субъектов Российской Федерации: Учебник / Под ред. проф. Сергеева Л. И. Калининград, Балтийский институт экономики и финансов (БИЭФ), 1999.
- Фишер Пауль. Прямые иностранные инвестиции для России: Стратегия возрождения промышленности. М.: Финансы и статистика, 1999.
- Фоломьев А.И., Ревазов В. Инвестиционный климат регионов России и пути его улучшения// Вопросы экономики, № 9, 1999 г. стр.57−68
- Фоменко A.B. Логистическая концепция формирования и функционирования региональных представительств предприятия / Автореферат. Саратов, 1999.
- Цыгичко В.Н. Руководителю о принятии решений. М.: Финансы и статистика, 1991.
- Челноков И.В., Жукова М. Н., Быковская Е. В. Основные составляющие инвестиционного потенциала предприятий и проблемы его реализации.// Региональные хозяйственные системы: проблемы развития. Сборник научных трудов. Тамбов: ТГТУ, 2001 г.
- Челноков И.В. Межрегиональное взаимодействие как основа реализации программ развития региона.// Математические и инструментальные методы экономического анализа: управление качеством: Сб. научных трудов. Вып. 3. Тамбов: Изд-во ТГТУ, 2002. стр. 202−206.
- Челноков И.В. Проблемы ресурсного обеспечения программ развития региона.// Математические и инструментальные методы экономического анализа: управление качеством: Сб. научных трудов. Вып. 4. Тамбов: Изд-во ТГТУ, 2002.
- Челноков И.В. Инновационный аспект в осуществлении программ развития на федеральном и региональном уровнях.// Математические и инструментальные методы экономического анализа: управление качеством: Сб. научных трудов. Вып. 4. Тамбов: Изд-во ТГТУ, 2002.
- Челноков И.В., Герасимов Б. И., Быковский В.В./ Региональная экономика: Организационно-экономический механизм управления ресурсами развития региона./ Издательство ТГТУ. Тамбов, 2002 г.
- Черняев С.И. Государственное регулирование экономики/ http://www.extech.ru/expo/confer/theses
- Шапиро Д.И. Принятие решений в системах организационного управления: Использование расплывчатых категорий. М.: Энергоатомиздат. 1983.
- Шеденов У.К. Региональные аспекты комплексного развития экономики республики Казахстан в условиях перехода к рыночным отношениям// Вестник КазГУ. Серия экономическая. Алматы, 1999, № 1.
- Шеннон Р. Имитационное моделирование систем искусство и наука. М.: Изд-во „Мир“, 1978.
- Шнипер Р.И. Регион: экономические методы управления. Новосибирск: Наука, 1991 г.
- Штульберг Б.М., Введенский В. Г. Региональная политика России: теоретические основы, задачи и методы реализации. М.: Гелиос АРВ, 2000.
- Шуплецов А.Ф. Организация инвестиционных процессов в регионе: подходы и оптимизация решений. Дис.д.э.н. Иркутск, 2000
- Щербаков А. Финансирование проектов: технология работы с банком при получении кредита // Инвестиции в России, № 10,2000,41−42с.
- Экономика: Учебник/ Под ред. A.C. Булатова. М, 1994.
- Экономико-математические методы и прикладные модели: Учебное пособие для вузов/ Федосеев В. В., Гармаш А. Н., Дайнтбергов Д. М. и др.- Под ред. Федосеева B.B. М.: ЮНИТИ, 2000.
- Экономическая информатика / под ред. Конюховского П. В. и Колесова Д. Н. СПб.: Питер, 2001.
- Экономическая информатика и вычислительная техника: Учебник / Титоренко Г. А., Черняк Н. Г., Еремин Л. В. и др., Под ред. Косарева В. П., Королева А. Ю. М.: Финансы и статистика, 1996.
- Экономические проблемы становления российского федерализма / отв. ред. С. Д. Валентей. М.: Наука, 1999.
- Юрин Д.В. Совершенствование обработки информации в управлении. М.: Экономика, 1981.
- Юрьев В.М., Грошев И. В., Мамонтов В. М., Смагина В. В. Предпринимательство России: очерки прошлого, настоящего, будущего (монография). Тамбов: Издательство ТГУ им. Державина, 2002 г.
- Юрьев В.М. Регрессирующее хозяйство: Размышления об экономике сегодняшней России. Тамбов: Издательство „Пролетарский светоч“, 1996.
- Юрьев В.М. Транзитарное хозяйство России: детерминизм экономических интересов. М: Финансы и статистика, 1997.
- Якобсон Л.И. Экономика общественного сектора (Основы теории государственных финансов). М.: Аспект-Пресс, 1996.
- Яновский А. Инвестиционная привлекательность предприятий // Человек и труд, 1997, № 10, 88−89с.
- В результате проведенного исследования Челнокова И. В. выявлены проблемы, связанные с ресурсным обеспечением программ развития на региональном уровне.
- Исследование данного научного направления предполагает анализ региональных ресурсных возможностей и методов формирования ресурсной базы как основы создания механизма управления ресурсами развития региона.
- НЕФТЯНАЯ КОМПАНИЯ „ЮКОС“ ЗАО „Тамбовнефтепродукт“
- Тел. (075−2) 75−10−13 Факс (075−2) 72−56−68 Телетайп 226 144 НЕФТЬ16» декабря 2002 г. 1. Справкао внедрении результатов диссертационного исследования И. В. Челнокова на тему «Организационно-экономический механизм управления ресурсамиразвития региона»
- В результате проведенного исследования Челноковым И. В. выявлены проблемы, связанные с ресурсным обеспечением программ развития- на-рерненальном уровне.
- Исследование данного научного направления предполагает анализ региональных ресурсных возможностей и методов формирования ресурсной базы, как основы создания ., механизма управления ресурсами развития региона.
- ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ1. УНИВЕРСИТЕТ
- УТВЕРЖДАЮ Проректор по учебной работе382 620, г. Тамбов, ул. Советская, 106,
- Твл. 72−93−74, факс (0752} 47−13−13.
- Телеграфный адрес: Тамбов, ТПУ Тенегайп: 22Ъ20/ «ФРЕГАТ"1. ОТ1. СПРАВКА О ВНЕДРЕНИИ
- Зам. директора института «Экономика и право» Тамбовского государственноготехнического университета доктор экономических наук1. Жариков В.Д.