Социальный процесс формирования престижа профессиональной деятельности в сфере туризма
Принципов И' методов воздействия на процесс формирования и динамика престижа профессиональной деятельности в сфере туризма, разработку эффективных направлений формирования престижа профессиональной деятельности, ее привлекательности для различных слоев населения. б) продолжение исследований теоретико-методологических вопросов престижа профессиональной деятельности в сфере туризмав) исследование… Читать ещё >
Содержание
- ВВЕДЕНИЕ
РАЗДЕЛ I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ 18−69 ИССЛЕДОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕСТИЖА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ ТУРИЗМА РАЗДЕЛ II. СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ, 70−114 УСЛОВИЙ И ФАКТОРОВ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕСТИЖА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ТУРИЗМЕ РАЗДЕЛ III. ОПТИМИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ 115−153 ПРЕСТИЖА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ ТУРИЗМА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
Социальный процесс формирования престижа профессиональной деятельности в сфере туризма (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
В современных условиях становление и развитие социальной и экономической сфер в России сопровождается принципиально новыми процессами в различных областях общественной жизни. Они породили ряд серьезных социальных проблем в общественной жизни и различных видах профессиональной деятельности. Данные проблемы затронули и такую важную сферу жизнедеятельности общества как туризм.
Туризм — это одна из важнейших сфер деятельности современной экономикинацеленная на удовлетворение потребностей людей и повышение качества жизни населения. При этом в отличие от многих других отраслей экономики туризм не приводит к истощению природных ресурсов. Будучи как внутренне так внешне ориентированной сферой, туризм проявляет большую стабильность по сравнению с другими отраслями в условиях неустойчивой ситуации на мировых рынках.
В настоящее время данная сфера занимает все больший сегмент в экономике общества, благодаря этому, в бюджет государства поступают значительные финансовые средства, которые в дальнейшем распределяются в целях решения важных социально-экономических проблем. В связи с этим социальные процессы формирования престижа и привлекательности профессиональной, деятельности в сфере туризма, требуют постоянного изучения и анализа с целью повышения его эффективного функционирования и положительной динамики.
Социальные процессы, происходящие в современном российском обществе, требуют решения ряда социально-экономических, управленческих проблем, связанных с существующим положением в туристической сфере и профессиональной деятельностью в ней. Стало необходимым изменение в обществе отношения* как к профессиональной деятельности в туризме, так и к самой сфере туризма, как важной отрасли экономики страны, которая в последнее время играет существенную роль в социально-экономическом развитии и благополучии общества.
Актуальность исследования определяется следующими обстоятельствами:
Во-первых, необходимостью формирования теоретикометодологической основы и методической • базы для системного социологического анализа социального процесса формирования престижа профессиональной деятельности в сфере туристических услуг и мониторинга престижных оценок данной профессиональной деятельности различными социальными слоями и группами.
Во-вторых, недостаточной конкретностью и обоснованностью исследования особенностей процесса формирования и оценки престижа профессиональной деятельности в сфере туризма социальными институтами, социальными слоями (группами), уточнении его сущности, содержания, механизма и методов формирования и динамики на новых научно-теоретических основаниях, отражающих все передовые достижения, как в отечественной, так и в зарубежной науке.
В-третьих, потребностью модернизации и обновления состояния престижности профессиональной деятельности в туристической сфере как важного фактора профессиональной ориентации индивидов, повышения привлекательности данного вида профессиональной деятельности для различных социальных слоев.
В-четвертых, необходимостью выявления условий и факторов влияющих на данный социальный процесс и механизм формирования шкалы престижных оценок у индивидов и способов воздействия на него в целях его положительной динамики.
В-пятых, возрастающей ролью реформирования всех сфер общественной жизни современного российского общества и необходимостью выработки взвешенных решений по проведению изменений в сфере туризма и воздействия на многие социальные процессы и явления в ней. Таюке, потребностью анализа процесса формирования престижа профессиональной деятельности в сфере туризма, выработки и обоснования наиболее приемлемых, эффективных методов воздействия на процесс его формирования и положительной динамики.
Степень научной разработанности1 проблемы. В последние 10−15 лет проблеме процесса формирования престижа профессиональной деятельности, в том числе и в сфере туризма посвящено значительное количество диссертаций, научных монографий, статей и других работ. В них на основе широкого спектра исходных теоретико-методологических подходов достигнуты продуктивные, творческие результаты во всестороннем и. комплексном* исследовании* престижа профессий, раскрыты и охарактеризованы, различные аспекты этого сложного социального явления.
Как социальное явление, престиж изучалсяв теории социальной-стратификации" и социального неравенства отечественными и зарубежными* учеными1, как правило, с точки зрения профессиональной ориентации молодежи и социальной-мобильности* в обществе. Введя в научный оборот в 1927 новый^термйн «социальная, мобильность», Питирим Сорокин, заложил основы оригинального" направлениянаучных исследований.2 Но следует заметить, что с тех пор лидерами в изучении социальной стратификации долгое время являлись западные социологи. Основополагающими по исследованию' этой проблемы во всем научном мире признаны работы С.
1 См.: Burns Т. Prestige. — In: A Dictionary of the social scienses. Ed. by I. Gould, W. Colb. -New York. 1964; Guchtman E" Fishelson G. Some problems in the study of occupational prestige. — Brit. J. Sociol., 1972, 23, № 2- Hodge R., Spiegel p., Rossi P. Occupational prestige in the U.S., 1925 — 1963. — Amer. J. Sociol., 1950, № 2- Вебер M. Основные понятия стратификации // Социс, — № 5, — 1994. — С. 147−156- Ольшанский В. Социальный престиж. — Философ, энциклопед. — М., 1970, Т. 5- Пярна К. А., Титма М. Х. Престиж и привлекательность профессий. — В кн.: Высшая школа и социально-профессиональная ориентация учащейся молодежи. — Тарту, 1975; Рубинов А. Лестница престижа. — М., 1976 и др. См.: Сорокин П. А. Социальная стратификация и мобильность // Человек. Цивилизация. Общество. Пер. с англ. — М., 1992.-С.302−392.
Липсета, Р. Бендикса, П. Блау, О. Данкена, X. Зеттенберга, К. Дэвиса, У. Мура3.
Интерес вызывает и точка зрения, изложенная У. Уорнером в стратификационной концепции — репутационной теории. Он определял классовую принадлежность людей, исходя из оценки их статуса другими членами общности, т. е. их репутации. Необходимо также уделить значительное внимание в изучении престижа (или «социальной почести»), теории М. Вебера: богатство — престиж — власть.4.
Как зарубежными, так и отечественными ученными уделено значительное внимание изучению проблемы процесса формирования социального престижа, но практически отсутствуют работы, посвященные изучению процесса формирования престижа профессиональной деятельности в сфере туризма.
В зарубежной социологии накоплен значительный опыт в области исследований категориального аппарата, понимания сущности социального престижа его состояния и динамики, выявления комплекса факторов и условий, воздействующих на престиж отдельных социальных групп, профессий.
Проблемы престижа профессий подверглись научному анализу и в отечественной науке в конце 60-х годов, но совместно с изучением общих тенденций социальных перемещений. Начало изучения данных проблем связано с именами таких ученых как Н. А. Аитов, М. Н. Руткевич, В. В. Водзинская, Ф. Р. Филиппов, А. Рубинов5 и других. Ученые-социологи А.В.
См.: Аберкромби Н. И. и др. Социологический словарь. — Казань, 1997; Беккер Г., Громов И. А., Мацкевич А. Ю., Семенов В. А. Западная теоретическая социология. — СПб., 1996; Дэвис К, Мур У. Некоторые принципы стратификации// Социальная стратификация. Вып. 1. -М., 1992. С. 160−177- JIuncem С. Политическая социология // Американская социология. — М.: Прогресс, 1972.
4 См.: Смелзер Н. Социология. — М.: Феникс. 1994. — С. 284.
5 См.: Аитов Н. А., Филиппов Ф. Р. Управление развитием социальной структуры советского общества. — М., 1988; Региональные проблемы социальной мобильности. — М., 1991; Руткевич М. Н., Филиппов Ф. Р. Социальные перемещения. — М., 1970; Водзинская В. В. Ориентация на профессию. — В кн.: Молодежь и труд. — М., 1970; Рубинов А. Лестница престижа. — М., 1976.
Матуленис, М. Титма, Э. Саар, А. Кирх6 уделили внимание подробному изучению особенностей воспроизводства структуры общества в процессе социальной мобильности, придавая первостепенное значение в процессе социальных перемещений — престижу.
Научно-теоретические представления о процессе формирования престижа, как важного фактора влияющего на выбор индивидом профессии обосновывали в своих трудах ученые академии наук Украинской ССР и Прибалтийских республик7. Отечественными социологами также исследовалась проблема соотношения особенного и общего в социальных о перемещениях и влияние на эти перемещения престижа профессии. Значительное внимание ученых-обществоведов проблема престижа профессий привлекала также в связи с изучением процесса социальной мобильности9 и других различных социальных процессов, что в значительной мере стимулировало развитие отечественной прикладной социологии.
Анализируя исследования советского периода, можно сделать вывод о том, что они, в основном, носили локальный характер и основывались на марксистско-ленинской теории классов. Данные социальные исследования, в целом были направлены на изучение престижа профессий с точки зрения,.
6 См.: Социологические исследования жизненного пути молодежи. Под ред. А. А. Матулениса. — Вильнюс, 1998; Титма М. Х., Саар Э. А. Молодое поколение. — М.: Мысль, 1986;
7 См.: Войтович С. А. Динамика престижа и привлекательность профессий. — Киев: Наукова думка, 1989; Попова И. М., Моим В. Б. Престиж и привлекательность профессии // Соц. иссл-я. 1979. № 3. — С. 83−90- Пярна К. А., Титма М. Х. Престиж и привлекательность профессий. — В кн.: Высшая школа и социально-профессиональная ориентация учащейся молодежи. — Тарту, 1975; Рубинов А. Лестница престижа. — М., 1976; Титма М. Х., Талъюнайте М. Й. Престиж профессии: (Социол. анализ). — Вильнюс: Минтис, 1984; Черноволенко В. Ф., Оссовский В. Ф, Паниотто В. И. Престиж профессий и проблемы социально-профессиональной ориентации молодежи. — Киев: Наукова думка, 1979 и др.
8 См.: Бойко В. И. Социально-экономическое развитие народностей Севера. — Новосибирск, 1989; Удалова И. В. Социально-профессиональная мобильность народностей Севера. Автореф. дис. канд. филос. наук. — Новосибирск, 1991.
9 См.: Аитов Н. А. Технический прогресс и движение рабочих кадров. — М., 1972. профессиональной ориентации молодого поколения10. Исследования престижа отдельных видов профессиональной деятельности проводились в данный период мало или вообще не проводились (крупные исследования в данном случае были единичны)11, а проблемы формирования престижа профессиональной деятельности в сфере туризма оставались слабо изученными или практически не изучались.
Интерес к проблемам изучения социального престижа в нашем обществе в некоторой степени усилился в связи с его существенной реорганизацией и реформированием. Свидетельство этому, возрастание в начале 90-х годов количества научных работ и прикладных исследований, связанных с изучением такого социального явления как престиж (престиж профессии)12. Все социологические исследованияданного периода были направлены в основном, на изучение престижа профессий, выявление привлекательности профессий для индивидов, в целях управленческого воздействия на социально-профессиональную ориентацию молодежи. Явление престижа, как социокультурный феномен, целенаправленно.
1 Л изучалось только учеными Гизатулиной Ю. Ф., Красновым В. М., проблемы.
10 См. напр.: Филиппов Ф. Р. От поколения к поколению. — М., 1989; Аитов Н. А. Социальные перемещения и их роль в жизни советского общества. — М., 1987.
11 См.: Пярна К. А., Титма М. Х. Престиж и привлекательность профессий. — В кн.: Высшая школа и социально-профессиональная ориентация учащейся молодежи. — Тарту, 1975; Титма М. Х., Талыонайте М. Й. Престиж профессии: (Социол. анализ). — Вильнюс: Минтис, 1984; Рубинов А. Лестница престижа. — М., 1976; Черноволенко В. Ф., Оссовский В. Ф., Паниотто В. И. Престиж профессий и проблемы социально-профессиональной ориентации молодежи. — Киев: Наукова думка, 1979 и др.
См.: Гизатулина Ю. Ф. Престиж как социокультурный феномен: Дис.. канд. социол. наук / МГУ им. М. В. Ломоносова. — М., 1994; Гизатулина Ю. Ф. «Престиж» и «престижное потребление» в системе терминов социальной стратификации / Перм. гос. ун-т. — Пермь, 1994; Зиятдинова Ф. Г. Престиж профессии учителя // Социол. исслед. — М., 1991. — № 8. — С. 60−63- Ежов С. А. Престижность и непрестижность различных профессий глазами школьников // Молодежь в условиях социально-экономических реформ: Материалы междунар. науч.-практ. конф., 26−28 сент. 1995 г. — СПб., 1995. — Вып. 2. — С. 120−122- Краснов В. М. Социальный престиж как механизм регулятивной культуры // Проблемы теории и истории культуры. — М., 1992. — С. 60−74. Библиогр.: — С. 73−74. Рукопись деп. в ИНИОН РАН № 47 640 от 29.01.93.
1 Ч.
См.: Гизатулина Ю. Ф. Престиж как социокультурный феномен: Дис.. канд. социол. наук. — М., 1994; Краснов В. М. Социальный престиж как механизм регулятивной культуры // Проблемы теории и истории культуры. — М., 1992. социологического изучения престижа государственной службы рассматривались В. В. Комлевой.14 В последние два десятилетия появилось еще несколько работ, где в той или иной степени анализируются и изучаются проблемы престижа.15.
В современном российском обществе, целенаправленное исследование проблемы престижа профессиональной деятельности в прямой постановке данной проблемы не проводилось. В основном, отечественные ученые рассматривали только некоторые философские, психолого-педагогические и социологические аспекты профессиональной деятельности и профессионального самоопределения в сфере туризма. А также проблемы формирования профессиональной компетентности и профессионального образования в сфере туризма, профессионально-психологического отбора персонала для работы в сфере сервиса и специфики корпоративной культуры организаций сферы сервиса, 16 что подтверждает актуальность проводимого нами исследования и его недостаточную научную разработанность.
14 См.: Комлева В. В. Престиж государственной службы: проблемы социологического исследования: Автореф. дис.. канд. социол. наук. — Тамбов, 2000.
15 См.: Антонова В. К. Социальные аспекты динамики социального состава современного российского общества. Автореф. дис.. канд. соц. наук. — Саратов, 1995; Белых Е. Л., Веркеенко Г. Н. Социальная структура и социальные процессы в современном обществе.
— М., 1993; Голенкова З. Т. (ред.) Социально-стратификационные процессы в современном обществе. — М., 1993; Голенкова З. Т. и др. Трансформация социальной структуры и стратификация российского общества. — М.: ИС, 1996; Талыопайте М. Х. Роль профессии в социальной стратификации // Социологические исследования в Прибалтике. — Вильнюс, 1990. — С. 226−232. Социальная стратификация. — М., 1992. Вып.1−3. Социальная структура и стратификация в условиях гражданского общества в России. Книжка 1. — М.: ИС, 1995; Трансформация социальной структуры и стратификация российского общества. -М., 1998.
16 См.: Денисова М. В. Формирование профессиональной компетентности будущих специалистов сферы туристского сервиса: дис.. канд. пед. наук: 13.00.01, 13.00.08. -Челябинск, 2006; Золотарева КС. Формирование готовности школьников к профессиональному самоопределению в сфере туризма (На примере Кабардино-Балкарской Республики): Дис.. канд. пед. наук: 13.00.01. — М., 2005; Антонова Н. А. Специфика корпоративной культуры организаций сферы сервиса: Дис.. канд. филос. наук: 09.00.11 Иркутск, 2005; Валиев М. Ш. Организационно-экономические основы развития регионального туризма в рыночной экономике. — М., 2004; Абдусаматов А. С. Формирование дополнительного профессионального образования менеджера на основе социально-экономических показателей сферы туризма: Дис.. канд. пед. наук: 13.00.08:
— М., 2003; Асанова КМ. Педагогическое моделирование начального профессионального образования в сфере туризма: Дис.. канд. пед. наук: 13.00.08: — М., 2002; Сафонов B.JI.
Анализ степени изученности проблемы престижа, процесса его формирования и динамики, еще раз подтверждает целесообразность отдельного исследования вопросов, связанных с процессом формирования престижа профессиональной деятельности в сфере туризма в условиях переходного периода в экономике России. Данная проблема получила еще не достаточное освещение в научной литературе и, требует дальнейшего изучения в социологическом аспекте, в целях выявлении путей социального воздействия на оптимизацию процесса его формирования и динамики в современных условиях.
Объектом настоящего исследования является социальный процесс формирования престижа профессиональной деятельности в сфере туризма.
Предметом — сущность, содержание и социальный механизм процесса формирования престижа профессиональной деятельности в сфере туристических услуг, наиболее значимые факторы и условия, влияющие на формирование. и динамику престижа данного вида профессиональной деятельности.
Целью диссертационного исследования ставится выяснение, анализ и оценка имеющихся теоретико-методологических подходов к изучению престижа профессиональной деятельности в сфере туризма, предпосылки, условия и факторы, влияющие на процесс его формирования и положительной динамики в российском обществе.
Для достижения указанной цели необходимо решить следующие исследовательские задачи:
Педагогические условия взаимодействия учреждения дополнительного образования и общеобразовательной школы в допрофессиональной подготовке учащихся в сфере туризма: Дис.. канд. пед. наук: 13.00.08: — М., 2001. Глушанок Т. М. Социальное партнерство как средство управления профессиональным образованием и рынком услуг в сфере туризма: Дис.. канд. пед. наук: 13.00.08: — М., 2000; Короткова A.JI. Формирование профессиональной культуры работника сферы сервиса в условиях профессионального лицея: Дис.. канд. пед. наук: 13.00.08: — Казань, 2000; Фонарев А. Р. Профессиональный психологический отбор персонала для работы в сфере сервиса: Дис. канд. психол. наук: 19.00.03: — Тверь, 1995 и др.
— проанализировать: основные: теоретико-методологические подходы к пониманию сущности, содержания и механизма: формированиям социального престижаего функциональность для общества, экономики. и сферы туризма- .
— разработать системную-модель: социологического анализа процесса формирования престижа профессиональной деятельности-в сфере туризма-.
— исследовать современное состояние престижа: профессиональной-деятельности в сфере туризма, выявление. особенностей социального престижированияу различных социальных слоев и групп населения;
— провести комплексный анализ динамики и регулятивного воздействия-, на процесс формирования престижа: профессиональной^ деятельности в сфере туризма в условиях современных социальнотэкономических преобразований, происходящих в российском обществе и его экономике;
— выявить основополагающие факторы и условия-, оказывающие влияние на процесс формирования престижа профессиональной деятельности, в сфере: туризма, степень, их влияния7 на его динамику и на их основе, выработать предложения" органамгосударственного и институционального управленияпо способамрегуляциипрестижа: профессиональной деятельности в туризме в современных. условиях;
— формулирование и обоснование путей: оптимизации процесса формирования «престижа профессиональной: деятельностив сфере туризма в российском обществе.
Бипотезы исследованияОсновная гипотеза исследования состоит в том, что процесс. формирования престижа профессиональной: деятельности в сфере туризма в современных социально-экономических условиях в российском обществе активизировался, что в целом обусловлено теми изменениям, которые — происходили и происходят в экономике нашего общества, а. также увеличивающимся общественным спросом на туристические услуги. Но существующая в современных условиях система регулирования процесса формирования престижа профессиональной деятельности в сфере туризма не в полной мере соответствует возросшим общественным потребностям на туристические услуги, что негативно влияет в целом и на престижность профессиональной деятельности в данной сфере, ее оценку формальными и неформальными общественными институтами и индивидами.
Частные гипотезы: а) процесс формирования престижа профессиональной деятельности в сфере туризма является результатом сравнительной оценки общественным мнением профессиональной деятельности специалистов данной сферы, значимость этой профессиональной деятельности для общества. Структурно она включает в себя две составляющих — материальную и моральную и, находится в прямой зависимости от существующей в обществе системы ценностей и статуса этого вида профессиональной деятельности в социумеб) процесс формирования престижа профессиональной деятельности в сфере туризма, во всех его аспектах является результатом взаимодействия и взаимосвязи комплекса факторов: личностных и средовых, внешних и внутренних, объективных и субъективныхв) процесс формирования престижа профессиональной деятельности в туризме зависит от различных условий — социально-политических, экономических и других. Также он зависит от оценки общественным мнением значимости профессиональной деятельности в туризме для общества, от социального положения индивидов, осуществляющих профессиональную деятельность в данной сфере, ценностных ориентаций личности, возможностей, которые предоставляет данная профессиональная деятельность по удовлетворению различного уровня потребностей индивидовг) обусловленная сложным взаимодействием личностных и средовых факторов, динамика процесса формирования престижа профессиональной деятельности в туризме в современных условиях имеет тенденцию к стабилизации;
13. д) отсутствие в обществе продуманных механизмов и способов регулирования процесса формирования престижа, профессиональной деятельности в сфере туризма, может привести к нарушению функциональности этой важной для экономики и общества сферы, негативно сказаться: на других социальных процессах, происходящих в российском обществе. Это требует от различных органов государственного и институционального управлениявыработки методов эффективного воздействия на данный процесс.
Теоретико-методологическую основу нашего исследования составили положения теории социальной стратификации, апробированные идеи и концепции структурно-функционального подхода к изучению социальных процессов: Автор опирался на теоретические положения* и результаты социологических исследований, теорию социального управления: Методическая основа исследования базировалась на применении широкого комплекса теоретических методов научного познания. Основным методом получения эмпирической информации являлось конкретное социологическое исследование проведенное авторомДлясбора, первичных данных были использованы следующие методы: анкетный и экспертный опросы, неформализованный анализ документови научной литературыанализ периодических изданий и Интернет-источников.
Эмпирическую базу исследования составили материалы различных социологических исследований, которые проводились многими общественными организациями, ¦ результаты исследований, проведенных Институтом социологии Российской Академии наук и других социологических исследований, осуществленных российскими учеными. Основные выводы работы базировались, на результатах авторского социологического исследования:.
Научная новизнашсследования-заключается:в следующем. — в уточнении понятий «престиж профессиональной деятельности» и «процесс формирования престижа профессиональной деятельности», формулировке понятия «престиж профессиональной деятельности в сфере туризма" — в выделении основных противоречий, тенденций процесса формирования престижа профессиональной деятельности в сфере туризма и проведении социологического анализа его состояния, динамики в современных условиях;
— в комплексном всестороннем осмыслении сущности, структуры и социального механизма процесса формирования престижа профессиональной деятельности в туризме, выявлении основных социально-политических, экономических факторов и условий, воздействующих на процесс его формирования и динамику;
— в выявлении и рассмотрении особенностей оценки престижа профессиональной деятельности в сфере туризма различными социальными слоями и группами населения, обосновании основных путей социального воздействия на процесс его формирования, методов его регуляции в современных условиях.
Положения, выносимые на защиту:
1. Авторская трактовка модели процесса формирования престижа профессиональной деятельности в туризме и его сущностное определение.
2. Характеристика особенностей процесса формирования престижа профессиональной деятельности в туризме, его функциональность для общества и сферы туризма в целом.
3. Содержание социальных условий и факторов, влияющих на процесс формирования престижа профессиональной деятельности в туризме и его динамику в современных условиях.
4. Разработанный социальный механизм формирования престижа профессиональной деятельности в туристической сфере и результаты оценки уровня престижа профессиональной деятельности в данной сфере.
5. Предложенные элементы социальной технологии воздействия на процесс формирования престижа профессиональной деятельности в современной туристической сфере.
Достоверность и научная обоснованность результатов проведенного исследования обеспечивается методологическим и теоретическим обоснованием модели процесса формирования престижа профессиональной деятельности в туризме, опорой на достоверные и апробированные выводы и рекомендации других исследований, использованием научно обоснованных методик, применением математико-статистических методов обработки данных, полученных в ходе проведенного автором социологического исследования.
Теоретическая и практическая значимость работы. Теоретическая значимость исследования состоит в том, что полученные результаты могут быть использованы как основополагающие методологические принципы при * последующем социологическом изучениипрестижа профессиональной деятельности в сфере туризма.
Практическая значимость исследования состоит в том, что: оно определяет основные направления дальнейших теоретических и практических исследований престижа профессиональной деятельности в сфере туризмаоно дает объективную картину реального состояния процесса формирования и динамики престижа профессиональной деятельности в туризме в современных условияхоно определяет основные пути и направления оптимизации процесса формирования престижа профессиональной деятельности в туризмев нем разрабатываются практических рекомендаций органам государственного и институционального управления по воздействию на процесс формирования престижа профессиональной деятельности в туризме с целью его оптимизации.
Апробация результатов исследования. Основные положения работы изложены в трех публикациях общим объемом 2,5 п.л., были представлены и используются в Институте бизнеса и политики, в докладах на конференциях и семинарах. Ряд положений диссертационного исследования и его результаты были доложены автором в докладе в рамках международной научной-технической конференции «Наука сервису» (г. Москва, 16 октября 2008 г.) и на межвузовской научно-технической конференции «Информационные и коммуникационные технологии XXI века». Диссертация обсуждалась на кафедрах «Информационные и коммуникационные технологии в сфере сервиса» и «Социология» Института Сервиса (г. Москва) (филиал) ФГОУВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса» и была предложена к защите.
Структура и объем диссертации
Цели и задачи работы нашли логическое отражение в структуре и содержании диссертации, состоящей из введения, трех разделов, заключения, библиографического списка использованной литературы и приложения.
Во введении работы автором обосновывается актуальность темы исследования, дается характеристика объекта и предмета исследования, формулируется цель и задачи исследования, его методологическая основаосновная и частные методики, научная новизна и практическая значимость.
В первом разделе «Теоретико-методологические основы исследования социального процесса формирования престижа профессиональной деятельности в сфере туризма» определяются ключевые категории и понятия изучаемой темы и раскрывается их содержание и соотношениеанализируются социологические подходы к изучению проблем формирования престижа профессиональной деятельности в отечественной и зарубежной социологиирассматривается сущность, содержание и методология исследования престижа профессиональной деятельности в сфере туризмавыявляются основные факторы и условия, влияющие на процесс формирования престижа профессиональной деятельности в данной сфере, его функции и особенности.
Во втором разделе «Социологический анализ состояния, условий и факторов формирования престижа профессиональной деятельности в туризме» рассматривается методика проведения социологического исследования по изучению процесса формирования профессиональной деятельности в туризме, проводится анализ результатов авторского исследования, выделяются условия и факторы, оказывающие воздействие на процесс формирования престижа профессиональной деятельности в туризме. Описывается социальный механизм процесса формирования престижа профессиональной деятельности в туризме и современный уровень ее престижа в российском обществе. Проводится анализ мер социального воздействия на государственном и институциональном уровне, оказывающих, по мнению респондентов, положительное влияние на процесс формирования престижа профессиональной деятельности в туризме.
В третьем разделе «Значение престижа профессиональной деятельности в туризме как социального явления и направления оптимизации процесса его формирования в современных условиях» на основании анализа автором результатов проведенного им социологического исследования и, результатов других исследований, рассматриваются содержание, принципы и система социального воздействия на механизм процесса формирования престижа профессиональной деятельности в туризме. Анализируется схема социальных воздействий на процесс формирования престижа профессиональной деятельности в сфере туризма, распределяются функции между различными субъектами воздействия, рекомендуются пути оптимизации системы социального воздействия на процесс его формирования в современных условиях.
В заключение работы формулируются общие теоретические выводы и практические предложения по оптимизации процесса формирования престижа профессиональной деятельности в сфере туризма и рекомендации по социальному воздействию на данный процесс в современных условиях.
Выводы по разделу. В качестве выводов из анализа основных-направлений, средств и методов воздействия на процесс формирования и динамики престижа профессиональной деятельности в сфере туризма, необходимо отметить следующее:
1. Воздействие на механизм формирования и динамики престижа профессиональной деятельности в сфере туризма представляет. собой сложную деятельность государства, органов институционального управления по своевременному вскрытию возникающих противоречий социального развития, проблем профессиональной деятельности, выявлению интересов и потребностей индивидов и приведению их действий в соответствие с тенденциями развития общества, сферы туризма. Воздействие на механизм формирования и динамики престижа профессиональнойдеятельности, должно основываться на познании объективных закономерностей развития общества, сферы туризма, прогнозировании, и планировании различных видов общественного труда, изучении потребностей и интересов общества, различных категорий населения, отдельных социальных (профессиональных) групп, индивидов. В соответствии с этим и осуществляется необходимое управляющее воздействие.
2. Реализация основных воздействий по разрешению проблем, связанных с механизмом формирования и динамики престижа профессиональной деятельности в сфере туризма, состоит в создании и реализации особых технологий по оптимизации этого процесса. Прежде всего, это поиск и создание наиболее благоприятных социальных, институциональных условий профессиональной деятельности специалистов, подборе наилучших вариантов сочетания социальных интересов личности и общественной среды, что в комплексе позволит функционировать обществу и сфере туризма устойчиво и стабильно.
3 Процесс формирования и динамики престижа профессиональной деятельности в сфере туризма’представляет собой комплекс, общественных, институционально-нормативных, административных, социально.
153- ' психологических методов. коррекции общественной иерархиипрофессий, социальных процессов, профессиональной деятельности специалистов сферы туризма. Эффективность процесса формирования и динамики престижа профессиональной деятельности в сфере туризма, во многом зависит от правового, культурного и нравственного фона в государстве.
4. В российском обществе должна быть, создана многоуровневая система оперативного изучения социальных процессов, характерных для различных его-институтов, и организации оптимального воздействия на них. Формирования, необходимого уровня престижа профессиональной деятельности в сфере туризма, возможно лишь при действительных изменениях ситуации: — в: обществе, сфере туризма к лучшему, при изменении отношения формальных социальных институтов, различных социальных, слоев к данной сфере и профессиональной деятельности в ней. Для этого необходимо разработать долгосрочную, многоцелевую программу формирования образа (имиджа) сферы туризма, специалистов данной: сферы в его различных проявлениях. Такая программа может быть эффективна при ее проведении на государственном уровне, совместно с соответствующими структурами сферы туризма и Федеральным агентством по туризму.
Данная программа должна включать: идеи о важности сферы туризма, неизбежности изменений в обществе и в данной сфере иформировании и положительной динамике престижа профессиональной деятельности в будущем-. PR-программы формирования и динамики престижа профессиональной деятельности специалистов в сфере туризма, учебы в вузах, лучших институциональных традиций, образа интеллигентного, профессионально подготовленного специалистаPR-программы и рекламные программы для конкретных учебных заведений (вузов, ссузов) готовящих. специалистов для, сферы туризмапропаганду возможности получить первоклассное образование, интересную и познавательную работу и другое.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
Современные социально-экономические. преобразования во всех сферах жизнедеятельности российскогообщества и сфере туризма, с неизбежностью вызывают необходимость социологического анализа сущности, содержания, характера и особенностей различных социальных, процессов и явлений, происходящих в обществе и данной сфере, поиска путей и методов воздействияна них для обеспечения оптимального функционирования российского социума и сферы туризма. Качество и направленность социальных процессов и явлений во многом определяют реальный уровень функционирования: общества и его институтовспособствуют выполнению ими задач и достижению конечных целей:
Проведение теоретико-методологического анализа одного из таких явлений как престиж профессиональнойдеятельности в сфере туризма, исследование процесса его формирования и динамикив российском обществе, убедительно подтверждают необходимость дальнейшего глубокого изучения данного явления, и реализации целого комплекса мер по его формированию.
Рассмотрение престижа с позиций социологии позволило на основе анализа различных теоретико-методологических подходов к пониманию сущности престижа сформировать авторское понимание престижа профессиональной деятельности в сфере туризма как сравнительной оценки значимости профессиональной деятельности специалистов данной сферы, основанной на системе общественных ценностей, закрепленной в общественном сознании и определяющей ее положение в общественной иерархии профессий:
С точки зрения системного подхода престиж профессии в сфере туризма представляется в качестве сложного/социального явления имеющего ценностную-основу, включающего общественное (социальное) признание социальногоположения специалистов данной сферы со стороны общественных.
— 155 '¦.¦ • ' институтов, исторически' накопленный социальный престиж профессиональной деятельности, выраженный в^ стереотипах сознания, и делегируемый непосредственно этой социальной группе, возникающего прямо эмпирически из действенных обстоятельств' деятельности данной профессиональной группы и воздействующего на многие социальные процессы вобществе и сфере туризма. Оценка престижа профессиональнойдеятельности ъ сфере туризма индивидами это процесс взаимодействиям их потребностей, интересов, стимулов- (как внешних побудителей стремления индивида изменить, свое социальное: положение) — установок, ценностных ориентаций (как.осознанногожеланиясохранить или изменить тоили иное социальное положение) и мотивов (как конкретных поводов поведения). ,.
Действие целого. комплекса обстоятельств, в.'условиях российского общества и сферы туризма: профессиональных, демографических, социокультурных- — обусловило ряд особенностей: престижа, профессиональнойдеятельностив сфере туризма,. проявляющихся в оценке престижа данного вида деятельности. формальными и неформальными социальными институтами, особому процессу формирования и динамики данного явления-,., темпах колебания его уровня, зависимости от социально-экономических, политических условий.
Проведенное автором социологическое исследование, процесса формирования престижа профессиональнойдеятельности всфере туризма в современных условиях подтвердило' основную гипотезу диссертационного исследования о том, что данный процесс в современном российском обществе, имеет положительную динамику. Появились предпосылки к росту престижа профессиональной деятельности в сфере туризма, в условиях непрерывнрго изменения всех, его составляющих (внутреннегосостояния субъектов престижа, специфики, профессиональной деятельности, среды, в, которошона осуществляется, условий оценки престижности-профессии):
В целом складывающаяся в обществе обстановка, характеризуется наличием как положительных, так и отрицательных аспектов" в оценках.
156 • формальными и неформальными общественными институтами престижа профессиональной деятельности в сфере туризма, процесса его формированияи динамики, конструктивностии деструктивности влияния престйжаша функционирование социально-экономической сферы общества и самой сферы туризма.
Данные, полученные автором о процессе формирования и динамики престижа, профессиональной деятельности в" сфере туризма, являются существенным: основанием для выводов о характере преобладающих вобществе ценностей, значимости для общества данной', сферы. Они свидетельствуют об измененияхпроисходящих в общественной-: системе ценностейи общественной: иерархиипрестижа профессий: Изучение процесса формированияи динамики! престижа профессиональной! деятельности в сфере туризма в современных условиях, показало! наличие цел ого комплекса: проблем, основными из которых являются: наличие условий и факторов материального и морального планаотрицательно влияющих на состояние престижа профессиональной-: деятельностии его? оценку формальными" и неформальными, социальными, институтамиснижение для индивидов.. привлекательности профессиональной деятельности в сфере туризма как средства удовлетворения своих жизненно важных потребностей связи с продолжающимся падением престижности труда В: сфере туризма в обществе-' нарушение государственного, регулирования института туризма.
В процессе исследования подтвердилось предположение о том, что престиж профессиональнойдеятельности в сфере туризма во всех его аспектах является результатомсложного взаимодействия комплекса факторов, внешних и внутренних, объективных и субъективных, личностных и средовых. Это подтверждается различиями. в оценках престижа профессиональной! деятельности в сфере: туризма: социальными слоями, группамиего оценкой' в- «центре» и в регионах, разной степенью^ оценки возрастными группами населения и привлекательностью профессиональной деятельности для индивидов.
Процесс формирования и динамики престижа профессиональной деятельности в туризме зависит также от того, в какой мере она позволяет: индивиду удовлетворить различного уровня потребности, имеющиеся у него в данное время. Сам престиж профессии выступает движущей силой мотивирующей процессы социальной мобильности индивидов, вызывающий у них стремлениезанять более привлекательное место в социальной структуре.
Следует отметить, что в современных условиях процесс формирования престижа профессиональной деятельности в сфере туризма носит объективный характер, поэтому существует возможность, и необходимость воздействия на него в интересах общества, сферы туризма, социальной и профессиональной группы, индивида. Потребность в исследовании-, прогнозировании и эффективной организации воздействия на различные-социальные процессы и явления существует всегда. В особенности она актуализируется в: переходные периоды жизни: общества, когда происходит кардинальная смена политической системы, становление новой' государственности, формирование новых социально-экономических отношений, претерпевает изменение система общественных ценностей.
Воздействие: на, процесс формирования престижа профессиональной деятельности в туризме представляет собой сложную' деятельность государства, органов институционального управления по своевременному вскрытию возникающих противоречий социального развития, выявлению направлений социальных процессов, явлений, интересов, потребностей социальных и профессиональных групп и индивидов и приведению их динамики в соответствие с потребностями общества и сферы туризма.
Практическая деятельность субъектов воздействия: в государстве и сфере туризма по оптимизации процесса формирования престижа профессиональной деятельности в сфере туризма заключается в поиске и создании наиболее благоприятных социальных, экономических, профессиональных условий деятельности, подборе наилучших вариантов сочетания социальных интересов индивидов, общества и его институтов, что в комплексе позволит функционировать государству и сфере туризма устойчиво и стабильно.
В соответствии с выявленным механизмом процесса* формирования престижа и престижной оценки профессиональной деятельности .в сфере туризма все воздействия на процесс формирования и динамики, престижа профессиональной деятельности можно разделить на следующие группы: воздействие на общественном уровне (формальномгосударственные органы и неформальном — общественноемнение) на условиявлияющие на процесс формированияи динамики престижа профессиональной деятельности в сфере туризмавоздействие на характер и содержание профессиональной1 деятельности в сфере туризма на институциональном уровне, т. е. на уровне сферы туризма;
— воздействие на формирование, развитие и реализацию жизненных планов индивидов, мотивы и стимулы, то1 есть-на субъективную — сторону престижнойсдеятельности личности.
Все группы воздействия на процесс представляют собой научно обоснованное, исходящее из органического сочетания интересов общества, сферы туризма и индивидов влияние на формирование стереотипа профессиональной деятельности в сфере туризма, ее престижа в общественном. сознании.
Проведенное автором исследование процесса формирования престижа профессиональной деятельности в сфере туризма приводит к выводу о целесообразности дальнейшей оптимизации воздействия на этот процесс и, позволяет выработать некоторые предложениям рекомендации.
1. В целях формирования престижа профессиональной деятельности в. сфере туризма в общественном сознании, его положительной динамики до уровня, который соответствует уровню позволяющему удовлетворять интересы и потребности общества, сферы туризма, различных социальных слоев и групп необходимо: а) обеспечение и утверждение соответствующего нынешнему этапу социально-экономического развития общества и сферы туризма, социального статуса специалистов данной сферы, чему будет способствовать:
— приведение в. соответствие с новыми условиями нормативно-правовой базы о туризме, регулирующей всю деятельность в данной сфере и дальнейшее. ее развитие;
— целенаправленная деятельность средств массовой информации,' других социальных институтов, соответствующих органов' Федерального агентства по туризму по формированию позитивного общественного мнения по отношению к сфере1 туризмаформированию и положительной динамике престижа профессиональной-деятельности в ней;
— разработка комплекса мер экономического и организационного характера, направленных на повышение привлекательности профессиональной деятельности в сфере туризма. среди молодежи;
— дальнейшее* реформирование и совершенствование всей системы профессионального-образования готовящей специалистов для данной сферы, с целью формирования его престижности и соответствия современной социально-экономической ситуацииб) приведение в соответствие с потребностями общества количественных и качественных параметров специалистов сферы туризма, их подготовку и обеспечение работой, для чего необходимо: своевременное и обоснованное прогнозирование будущей потребности данной сферы в специалистах, основанное на прогнозах развития сферы туризма;
— проведение социально-экономических преобразований в" туризме необходимо* осуществлять одновременно с практическим решением всех социальных и бытовых проблем специалистов и принятие энергичных мер по улучшению характера, содержания и условий профессиональной' деятельности в сфере туризмаповышение требований к специалистам данной сферы по профессиональной подготовке на уровне мировых стандартовв) формирование ценностной основы профессиональной деятельности в сфере туризма, что предусматривает:
— формирование в системе профессиональной деятельности в сфере туризма лучших корпоративных ценностей и традиций, основанных на лучших российских обычаях и гостеприимстве;
— формирование престижа профессиональной деятельности в сфере туризма! и воспитание гордости" у специалистов даннойсферы за-профессиональной деятельность в ней.
2. Целесообразно1 расширить исследовательскую практику по проблемам, связанным с формированием и динамикой престижа' профессиональной деятельности в сфере туризма, что предполагает: а) необходимость усиления теоретической работы, направленной на разработку:
— методологии и методики' изучения престижа профессиональной деятельности в сфере туризма в различных институтах и сферах деятельности общества в соответствии с его интересами и потребностями;
— принципов И' методов воздействия на процесс формирования и динамика престижа профессиональной деятельности в сфере туризма, разработку эффективных направлений формирования престижа профессиональной деятельности, ее привлекательности для различных слоев населения. б) продолжение исследований теоретико-методологических вопросов престижа профессиональной деятельности в сфере туризмав) исследование процессов формирования и динамики, престижа профессиональной*деятельности в различных сферах, разворачивающихся в российском обществе, и поиск направлений и механизмов их влияния на функционирование общества, сферы туризмаг) регулярное проведение исследований в сфере туризма по изучению проблем, связанных с формированием престижа профессиональной деятельности в данной сфере, престижностью различных специальностей в ней с целью поиска эффективных методов и средств воздействия на процесс социальной мобильности в обществе и сфере туризма.
3. С целью управления индивидуальными оценками престижа профессиональной деятельности в сфере туризма, профессиональным самоопределением индивидов необходимо: а) разработать долгосрочную, многоцелевую и многодисциплинарную программу формирования образа (имиджа) сферы туризма, специалиста данной сферы в его различных проявлениях1. Такая программа может быть эффективна при ее проведении на государственном уровне совместной разработке с соответствующими структурами Федерального агентства по туризму и профессиональным PR-агентством. Она должна включать:
— неизбежность социально-экономических изменений в обществе и в сфере туризма и формирование и положительную динамику престижа в будущем;
— PR-программы профессиональной деятельности в сфере туризма, и престижности образования в учебных заведениях данной сферы, пропаганду лучших профессиональных качеств специалистов сферы туризма;
— PR-программы и рекламные программы об содержании и условиях профессиональной деятельности в сфере туризма и другое. б) создание четко и объективно работающей системы отбора и оценки кандидатов в учебные заведения профессионального образования, направленной на привлечение и поступление лучшей профессионально.
1 Элементами данной программы можно считать развернутую в СМИ, особенно на каналах центрального телевидения, компанию способствующую поднятию моральной стороны престижа профессиональной деятельности в туризме, освещения в СМИ интереса органов государственного управления к проблемам сферы туризма (особенно при подготовке зимней Олимпиады 2014 года в Сочи) и др. ориентированной на профессиональную, деятельность в сфере туризма молодежи. Для этого: необходимо наличиечетко продуманной и доступной системы, критериев отбора кандидатов на основе показателей, связанных с их ценностными-.морально-деловыми и другими качествами-. в) совершенствование своевременного и достоверного информационного ¦ обеспечения- (статистического, социологического), процессов функционирования сферы туризмачто позволит снизить неопределенность и обеспечить. надежность принимаемых решений-: г) сделать информацию о содержании, характере, условиях, возможностях предоставляемых^ профессиональнойдеятельности в сфере: туризма доступной для индивидов (прежде всего через СМИ — центральные ведомственныерегиональные, местные) — д) выявление, систематическоеуточнение: и осуществление совместными усилиямианалитических и социологических служб в непосредственном контакте" с органами институционального управления мониторинга мнений о динамике престижа профессиональной деятельности в: сферетуризма? среди? различных социальных слоев? (групп), для принятия продуманных решений.
4. Совершенствование системы, материального и морального стимулирования^ профессиональнойдеятельности в сфере туризма. Так как материальная сторона престижа профессиональной^ деятельности в сфере, туризма, ее привлекательность, более подвижнаи чувствительна к социально-экономическим преобразованиям в обществе в отличии, от моральной* — общественного уважения к профессии. Поэтому, всю деятельность органов государственного и институционального управления1 в современных экономических условиях в обществе, направлять на подержание, как. моральной, так и материальной составляющих престижа, профессиональной деятельности в: сфере туризма.
Рассмотренные проблемы, связанные: с: процессом формированияи положительной’динамики престижа профессиональной деятельности в сфере туризма в современных условиях не исчерпывают всего комплекса вопросов, касающихся сущности-, содержания* и механизмов формирования престижа профессиональной деятельности всфере туризма. Они представляют собой лишь одну из попытоксоциологического изучения процесса формирования данного явления и особенностей его протекания в условиях российского общества в современных условиях. Социальная практика воздействия на различные социальные процессы и явления, происходящие в обществе и туризме, постоянно выдвигает новые теоретические проблемы, требующие внимательного анализа, решениявыработки практических рекомендаций.
Сделанные автором выводы• по исследованию процесса формирования престижа профессиональной деятельности в туризме показывают, что практическое решение ряда вопросов требует дальнейшего более углубленного изучения данной проблемы, экспериментальной * проверки некоторых положений и выводов. Вполне актуально звучит сегодняпредложение о необходимости проведения: систематических исследований престижа различных видов профессиональной деятельности в сфере туризма.
В целом, перспективы дальнейшего исследованиясоциальных процессов и явлений, характерных для функционированияроссийского общества и его институтов в современных условиях, должны иметь целью, формирование положительного стереотипа профессиональной деятельности в сфере туризма в общественном сознании1 и, обеспечивать стабильное функционирование, как общества в целом, так и сферы туризма как важной его составляющей.
Список литературы
- Закон Российской Федерации «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» от 14.11.1996.
- Закон Российской Федерации «О туризме» от 24.01.2007.
- Положение «О лицензировании туроператорской деятельности» от 11.02.2002.
- Положение «О лицензировании турагентской деятельности» от 11.02.2002.
- Стратегия развития туризма в Российской Федерации на период до 2015 года.
- Аберкромби Н. И др. Социологический словарь. Казань, 1997. — 432 с.
- Аитов Н.А., Филиппов Ф. Р. Управление развитием социальной структуры советского общества. М.: Наука, 1988. — 176 с.
- Акиндинова И.А. Особенности самоактуализации личности в профессиях различного уровня престижа: Автореф. дис.. канд. псих. наук. — СПб, 2000.
- Антонова Н.А. Специфика корпоративной культуры организаций сферы сервиса: Дис. канд. филос. наук: 09.00.11 Иркутск, 2005.
- Анурин ¦ В. Ф. Проблема эмпирических измерений социальной стратификации и социальной мобильности //, Социологические исследования, № 4, 1993.
- Абдусаматов А. С. Формирование дополнительного профессионального образования менеджера на основе социально-экономических показателей сферы туризма: Дис. канд. пед. наук: 13.00.08: М., 2003.
- Асанова И.М. Педагогическое моделирование начального профессионального образования в сфере туризма: Дис.. канд. пед. наук: 13.00.08: М., 2002.
- Батырева М.В. Процесс профессионального самоопределения городской молодежи: Автореф. канд. социол. наук: 22.00.04. М., 2005.
- Баразгова Е.С. Американская социология. Традиции и современность (курс лекций). Екатеринбург, 1997. — 173 с.
- Бартоломью Д.Д. Стохастические модели социальных процессов. М.: Финансы и статистика, 1985. — 295 с.
- Белых Е.Л., Веркеенко Г. Н. Социальная структура и социальные процессы в современном обществе. М., 1993. — 85 с.
- Большой экономический словарь. М., 1994.
- Бурков В.Н., Ириков В. А. Модели и методы управления организационными системами. М.: Наука, 1994. — 269 с.
- Валиев М.Ш. Организационно-экономические основы развитиярегионального туризма в рыночной экономике. М., 2004-
- Вардомацкий А. Ценности социальной группы и личности: Автореф. дисс.. канд. социол. наук. Минск, 1992.
- Вебер М. Основные понятия стратификации // Социс. 1994, — № 5.
- Вебер М. Класс, статус и партия. В сб. ст.: Социальная стратификация. Вып. 1.-М., 1992.
- Воробьева И.В. Особенности профессиональной социализации студентов, получающих специальность «социальная работа»: Дис.. канд. социол. наук: 22.00.04. М., 2007.
- Водзинская В.В. Ориентация на профессию // Молодежь и труд. М.: Молодая гвардия, 1970. — С. 79−101.
- Воломеев С.А. Профессия как фактор самореализации личности: Автореф. дис.. канд. псих, наук / Ин-т молодежи. — М., 1998. — 23с.21 .Войтович С. А. Динамика престижа и привлекательности профессий. Киев: Наук, думка. 1989.
- Войтович С.А. Тенденции изменения привлекательности профессий: Дис.. канд. филос. наук. Киев, 1984.
- Глушанок Т.М. Социальное партнерство как средство управления профессиональным образованием и рынком услуг в сфере туризма: Дис.. канд. пед. наук: 13.00.08: М., 2000-
- Гончарова С.В. Социальная стратификация российского общества в условиях социальной трансформации (На материалах Приморского края): Дис. канд. социол. наук: 22.00.04. Владивосток, 2005/
- Гизатулина Ю.Ф. «Престиж» и «престижное потребление» в системе терминов социальной стратификации / Перм. гос. ун-т. Пермь, 1994. 13 с. Рукопись деп. в ИНИОН РАН N 49 713 от 31.10.94.
- Гизатулина Ю.Ф. Престиж как социокультурный феномен: Автореф. дис.. канд. социол. наук / МГУ им. М. В. Ломоносова. Социол. фак. Специализир. совет по социол. наукам. М., 1994. — 22 с.
- Гогоберидзе Ф.Ю. Потребности, интересы, ценности как формообразующие факторы ценностных ориентаций личности: Автореф. дисс. канд. филос. наук. Карачаевск, 1998.
- Дзядуков К.И. Должность как социальное явление: Автореф. дис.. канд. социол. наук / (Рос. акад. гос. службы при Президенте РФ). М, 2000. -24 с.
- Динамика социальной дифференциации: Реферативный сборник. М.: ИНИОН, 1990.- 172 с.
- Дудина О.М., Ратникова М. А. Профессиональная мобильность: кто и как принимает решение сменить профессию // Социол. исслед., № 11, 1997.
- Золотарева И.С. Формирование готовности школьников к профессиональному самоопределению в сфере туризма (На примере Кабардино-Балкарской Республики): Дис.. канд. пед. наук: 13.00.01. -М., 2005.
- Зиятдинова Ф.Г. Престиж профессии учителя // Социол. исслед. М., 1991. — № 8.
- Зиятдинова Ф.Г. Социальное положение и престиж учительства: проблемы и пути решения: Автореф. дис.. д-ра социол. наук / Российская Академия управления. Социологический и социально-психологический центр. М., 1993.
- Ежов С. А. Престижность и непристижность различных профессий глазами школьников // Молодежь в условиях социально-экономических реформ: Материалы междунар. науч.-практ. конф., 26−28 сент. 1995 г.- СПб., 1995. Вып. 2. — С. 120−122.
- Ермакова О.М. Социальный статус государственных гражданских служащих Российской Федерации (Социологический анализ): Дис.. канд. социол. наук: 22.00.04. -М., 2005.
- Кардамонов О.А. Престиж и пафос как жизненные стратегии социоэкономической группы (анализ СМИ) // Социс № 1, 2001. С. 66−72.
- Короткова A.JT. Формирование профессиональной культуры работника сферы сервиса в условиях профессионального лицея: Дис.. канд. пед. наук: 13.00.08: Казань, 2000.
- Краткий политологический словарь. 5-е изд., доп. — М., 1988.
- Краткий словарь современных понятий и терминов. 2-е изд. — М., 1995.
- Краснов В.М. Социальный престиж как механизм регулятивной культуры // Проблемы теории и истории культуры. М.: ИНИОН РАН, 1992. — С. 60−74.
- Комлева В.В. Престиж государственной службы: проблемы социологического исследования: Автореф. дис.. канд. филос. наук.- Тамбов, 2000. 20с.
- Констаитиновский Д.Л. Динамика неравенства: ориентации и пути в сфере образования (от 1960-х годов к 2000-му). М.: Эдиториал УРСС, 1999.
- Кричевский P.JI. Если Вы руководитель. М., 1996.
- Лобова Е.В. Процесс первичного профессионального самоопределения учащихся: социологический анализ: Автореф. дис. канд. социолог, наук: 22.00.04. М., 2007.
- Леванков В.А. Стратегия социального управления. СПб., 1998.
- Ларичев О.И., Мошкович Е. М. Качественные методы принятия решений. -М.: Наука, 1996.-207 с.
- Монсон 77. Современная западная социология: теории, традиции, перспективы. М., 1997.
- Новиков С.Н. Социальная мобильность выпускников вузов в условиях модернизации российского общества : Дис.. канд. социол. наук: 22.00.04. Ставрополь, 2005.
- Ожегов С.И. Словарь русского языка. — М.': Русский язык, 1990.
- Осовскгш В.А. Ценности профессиональной деятельности: Дис.. д-ра филос. наук.-Киев, 1986.
- Очерки по истории теоретической социологии XX столетия. М., 1994.
- Перыиская Н.А. Профессиональная социализация государственных служащих России 90-х гг.: Автореф. дис.. канд. социол. наук / (Рос. акад. гос. службы при Президенте РФ). М., 1999. — 22 с.
- Петргш П.В. Духовные ценности российского общества и армии: (Социологический анализ): Дис.. докт. филос. наук. М.: ВУ, 2002. — 428с.
- Попова И.М., Моин В. Б. Престиж и привлекательность профессии // Социол. исслед. 1979, № 4. — С. 83−90.
- Проблемы стратификации Российского общества в переходный к рынку период. Пермь, 1995.
- Прозоров А.В. Формирование у учащихся профессионально-технических училищ убеждения в социальном престиже человеческого труда: (На примере рабочего класса): Автореф. дис.. канд. пед. наук / НИИ профессионально-технической педагогики. — Казань, 1990.
- Прнлуков А.Н. Развитие социально-классовой структуры: показатели и методы измерения: Автореф. дис. на соиск. уч. степ. канд. социол. наук. -М., 1990.
- Психология. Словарь / Под общ. ред. А. В. Петровского. 2-е изд., испр. и доп.-М., 1990.
- Радаев В.В., Шкаратан О. И. Социальная стратификация: Учебное пособие для вузов. М.: Аспект-пресс, 1996. — 318 с.
- Рабочая книга социолога. М.: Наука, 1983. — 463 с.
- Российская социологическая энциклопедия / Под общ. ред. Г. Осипова. -М., 1998.
- Рубинов А.З. Лестница престижа. -М.: Советская Россия, 1976. — 159 с.
- Руткевич М.Н., Фгшлипов Ф. Р. Социальные перемещения. М: Мысль, 1975.
- Савиньски 3., Доманъскн X. Структурообразующие аспекты социального престижа // Динамика социальной дифференциации. — М.: ИНИОН, 1990.
- Сафонов B.JI. Педагогические условия взаимодействия учреждения дополнительного образования и общеобразовательной школы в допрофессиональной подготовке учащихся в сфере туризма: Дис.. канд. пед. наук: 13.00.08: М., 2001.
- Симаков А.Г. Социальная стратификация в постсоветский период. Стратегия и тактика социальной работы. М., 1996.
- Смелзер Н. Социология. Пер. с англ. М.: Феникс, 1994. — 687 с. .
- Социальная стратификация / Российская. АН, Институт народнохозяйственного прогнозирования. М., вып. 1, 1992. —242 с.
- Социальная стратификация / Российская АН, Институт народнохозяйственного прогнозирования. М., вып. 2, 1992. — 259 с.
- Социальная стратификация / Российская АН, Институт народнохозяйственного прогнозирования. М., вып. 3, 1992. — 289 с.
- Социальная структура и стратификация в условиях гражданского общества в России. Книжка 1. -М.: ИС, 1995.
- Социологические исследования в России: проблемно-тематический сборник. М.: ИНИОН, вып.1, 1997.
- Социологические исследования жизненного пути молодежи. Под ред. А. А. Матулениса. Вильнюс, 1998.
- Социология. Т.1. Социальная структура и социальные процессы. Словарь-справочник. Отв. ред. Г. В. Осипов. М.: Наука, 1990. — 204 с.
- Социология. Т.4. Социологическое исследование: методы, методология, математика и статистика. Словарь-справочник. Отв. ред. Г. В. Осипов. -М.: Наука, 1991.-357 с.
- Социология: парадигмы и темы. М.: МГИМО, 1997. — 404 с.
- Социологический словарь. Минск, 1991., — С. 253.
- Социологический энциклопедический словарь. М.: Норма, 2000. — С. 488.
- Современная западная социология: Словарь'. М., 1990. -432 с.
- Современная социальная теория. Бурдье. Гидденс. Хабермас. Учебное пособие.-Новосибирск, 1995.
- Социология: Словарь-справочник. Т. 1. — М.: Наука, 1990. — С. 97−98.
- Социологический словарь. Минск, 1993.
- Социологический энциклопедический словарь. -М.: Норма, 1998. — 488 с.
- Словарь практического психолога. Минск: Харвест, М.: ACT, 2001.
- Тальюнайте М.Й. Роль профессии в социальной стратификации // Социологические исследования в Прибалтике. Вильнюс, 1990.
- Тальюнайте М.Й. Отражение социальных различий в престиже профессий / Социологические исследования в прибалтийских советских республиках. Вильнюс, 1986. Ч. 2.
- Титма М.Х. Выбор профессии как социальная проблема. — М.: Мысль, 1975.
- Титма М.Х., Тальюнайте М. И. Престиж профессии: (Социол. анализ). Вильнюс: Минтис, 1984. — 173 с.
- Травин В.В. Престиж рабочих профессий в системе ценностных ориентации молодежи / Формирование ценностных ориентации молодежи в условиях ускорения социально-экономического развития. -М., 1986.
- Трансформация социальной структуры и стратификация российского общества. М.: ИС РАН, 1998. — 264 с.
- Трифонова С.И. Психологические условия формирования авторитета власти в общественном сознании: Автореферат дисс. канд. псих. наук. -М., 1997.
- Тихонова Н.Е. Факторы социальной стратификации в условиях перехода к рыночной экономике. -М.: РОСС ПЭН, 1999-
- Управление социальными процессами. М., 1988. — 184 с.
- Фонарев А.Р. Профессиональный психологический отбор персонала для работы в сфере сервиса: Дис.. канд. психол. наук: 19.00.03: Тверь, 1995.
- Философский энциклопедический словарь. М., 1989.
- Шубкин В.Н. Социологические проблемы выбора профессии. — В кн.: Социальные проблемы труда и производства. Москва-Варшава, 1969.100: Шубкин В. К, Бабушкина Т. А. Престиж профессий в статике и динамике // Рабочий класс и современный мир. 1980, № 5.
- Черноволенко В.Ф., Осовский B.JI., Паниотто В. И. Престиж профессий и проблемы социально-профессиональной ориентации молодежи: Опыт социологического исследования. Киев: Наук, думка, 1979. — 162 с.
- Черныш М.А. Социально-стратификационные процессы в советском обществе. М.: ИС РАН, 1993.
- Щепанъский Я. Элементарные понятия социологии. М.: Прогресс, 1969. -240 с.
- Ядов В.А. Социально-структурные общности как субъекты жизнедеятельности // Социс. 1989. № 4. — С. 60−63.
- Ядов В.А. Социологическое исследование: Методология., Программа. Методы. Самара, 1995. — 331 с.
- Энциклопедический социологический словарь. — М., 1995. — С. 939.
- Treiman D.J. Occupational prestige in comparative perspective. — N. Y.: Academic Press, 1977.
- Weber M. The interpretation of social reality. -L., 1971.
- BrysonL. Circles of Prestige. In: Sunbelts and society. -N. Y. L., 1955.
- Shils E. Deferense. In: Social stratification. (Ed by Y.A. Yackson), Cambridge, 1968.