Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Социальный процесс формирования престижа профессиональной деятельности в сфере туризма

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Принципов И' методов воздействия на процесс формирования и динамика престижа профессиональной деятельности в сфере туризма, разработку эффективных направлений формирования престижа профессиональной деятельности, ее привлекательности для различных слоев населения. б) продолжение исследований теоретико-методологических вопросов престижа профессиональной деятельности в сфере туризмав) исследование… Читать ещё >

Содержание

  • ВВЕДЕНИЕ

РАЗДЕЛ I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ 18−69 ИССЛЕДОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕСТИЖА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ ТУРИЗМА РАЗДЕЛ II. СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ, 70−114 УСЛОВИЙ И ФАКТОРОВ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕСТИЖА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ТУРИЗМЕ РАЗДЕЛ III. ОПТИМИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ 115−153 ПРЕСТИЖА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ ТУРИЗМА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Социальный процесс формирования престижа профессиональной деятельности в сфере туризма (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В современных условиях становление и развитие социальной и экономической сфер в России сопровождается принципиально новыми процессами в различных областях общественной жизни. Они породили ряд серьезных социальных проблем в общественной жизни и различных видах профессиональной деятельности. Данные проблемы затронули и такую важную сферу жизнедеятельности общества как туризм.

Туризм — это одна из важнейших сфер деятельности современной экономикинацеленная на удовлетворение потребностей людей и повышение качества жизни населения. При этом в отличие от многих других отраслей экономики туризм не приводит к истощению природных ресурсов. Будучи как внутренне так внешне ориентированной сферой, туризм проявляет большую стабильность по сравнению с другими отраслями в условиях неустойчивой ситуации на мировых рынках.

В настоящее время данная сфера занимает все больший сегмент в экономике общества, благодаря этому, в бюджет государства поступают значительные финансовые средства, которые в дальнейшем распределяются в целях решения важных социально-экономических проблем. В связи с этим социальные процессы формирования престижа и привлекательности профессиональной, деятельности в сфере туризма, требуют постоянного изучения и анализа с целью повышения его эффективного функционирования и положительной динамики.

Социальные процессы, происходящие в современном российском обществе, требуют решения ряда социально-экономических, управленческих проблем, связанных с существующим положением в туристической сфере и профессиональной деятельностью в ней. Стало необходимым изменение в обществе отношения* как к профессиональной деятельности в туризме, так и к самой сфере туризма, как важной отрасли экономики страны, которая в последнее время играет существенную роль в социально-экономическом развитии и благополучии общества.

Актуальность исследования определяется следующими обстоятельствами:

Во-первых, необходимостью формирования теоретикометодологической основы и методической • базы для системного социологического анализа социального процесса формирования престижа профессиональной деятельности в сфере туристических услуг и мониторинга престижных оценок данной профессиональной деятельности различными социальными слоями и группами.

Во-вторых, недостаточной конкретностью и обоснованностью исследования особенностей процесса формирования и оценки престижа профессиональной деятельности в сфере туризма социальными институтами, социальными слоями (группами), уточнении его сущности, содержания, механизма и методов формирования и динамики на новых научно-теоретических основаниях, отражающих все передовые достижения, как в отечественной, так и в зарубежной науке.

В-третьих, потребностью модернизации и обновления состояния престижности профессиональной деятельности в туристической сфере как важного фактора профессиональной ориентации индивидов, повышения привлекательности данного вида профессиональной деятельности для различных социальных слоев.

В-четвертых, необходимостью выявления условий и факторов влияющих на данный социальный процесс и механизм формирования шкалы престижных оценок у индивидов и способов воздействия на него в целях его положительной динамики.

В-пятых, возрастающей ролью реформирования всех сфер общественной жизни современного российского общества и необходимостью выработки взвешенных решений по проведению изменений в сфере туризма и воздействия на многие социальные процессы и явления в ней. Таюке, потребностью анализа процесса формирования престижа профессиональной деятельности в сфере туризма, выработки и обоснования наиболее приемлемых, эффективных методов воздействия на процесс его формирования и положительной динамики.

Степень научной разработанности1 проблемы. В последние 10−15 лет проблеме процесса формирования престижа профессиональной деятельности, в том числе и в сфере туризма посвящено значительное количество диссертаций, научных монографий, статей и других работ. В них на основе широкого спектра исходных теоретико-методологических подходов достигнуты продуктивные, творческие результаты во всестороннем и. комплексном* исследовании* престижа профессий, раскрыты и охарактеризованы, различные аспекты этого сложного социального явления.

Как социальное явление, престиж изучалсяв теории социальной-стратификации" и социального неравенства отечественными и зарубежными* учеными1, как правило, с точки зрения профессиональной ориентации молодежи и социальной-мобильности* в обществе. Введя в научный оборот в 1927 новый^термйн «социальная, мобильность», Питирим Сорокин, заложил основы оригинального" направлениянаучных исследований.2 Но следует заметить, что с тех пор лидерами в изучении социальной стратификации долгое время являлись западные социологи. Основополагающими по исследованию' этой проблемы во всем научном мире признаны работы С.

1 См.: Burns Т. Prestige. — In: A Dictionary of the social scienses. Ed. by I. Gould, W. Colb. -New York. 1964; Guchtman E" Fishelson G. Some problems in the study of occupational prestige. — Brit. J. Sociol., 1972, 23, № 2- Hodge R., Spiegel p., Rossi P. Occupational prestige in the U.S., 1925 — 1963. — Amer. J. Sociol., 1950, № 2- Вебер M. Основные понятия стратификации // Социс, — № 5, — 1994. — С. 147−156- Ольшанский В. Социальный престиж. — Философ, энциклопед. — М., 1970, Т. 5- Пярна К. А., Титма М. Х. Престиж и привлекательность профессий. — В кн.: Высшая школа и социально-профессиональная ориентация учащейся молодежи. — Тарту, 1975; Рубинов А. Лестница престижа. — М., 1976 и др. См.: Сорокин П. А. Социальная стратификация и мобильность // Человек. Цивилизация. Общество. Пер. с англ. — М., 1992.-С.302−392.

Липсета, Р. Бендикса, П. Блау, О. Данкена, X. Зеттенберга, К. Дэвиса, У. Мура3.

Интерес вызывает и точка зрения, изложенная У. Уорнером в стратификационной концепции — репутационной теории. Он определял классовую принадлежность людей, исходя из оценки их статуса другими членами общности, т. е. их репутации. Необходимо также уделить значительное внимание в изучении престижа (или «социальной почести»), теории М. Вебера: богатство — престиж — власть.4.

Как зарубежными, так и отечественными ученными уделено значительное внимание изучению проблемы процесса формирования социального престижа, но практически отсутствуют работы, посвященные изучению процесса формирования престижа профессиональной деятельности в сфере туризма.

В зарубежной социологии накоплен значительный опыт в области исследований категориального аппарата, понимания сущности социального престижа его состояния и динамики, выявления комплекса факторов и условий, воздействующих на престиж отдельных социальных групп, профессий.

Проблемы престижа профессий подверглись научному анализу и в отечественной науке в конце 60-х годов, но совместно с изучением общих тенденций социальных перемещений. Начало изучения данных проблем связано с именами таких ученых как Н. А. Аитов, М. Н. Руткевич, В. В. Водзинская, Ф. Р. Филиппов, А. Рубинов5 и других. Ученые-социологи А.В.

См.: Аберкромби Н. И. и др. Социологический словарь. — Казань, 1997; Беккер Г., Громов И. А., Мацкевич А. Ю., Семенов В. А. Западная теоретическая социология. — СПб., 1996; Дэвис К, Мур У. Некоторые принципы стратификации// Социальная стратификация. Вып. 1. -М., 1992. С. 160−177- JIuncem С. Политическая социология // Американская социология. — М.: Прогресс, 1972.

4 См.: Смелзер Н. Социология. — М.: Феникс. 1994. — С. 284.

5 См.: Аитов Н. А., Филиппов Ф. Р. Управление развитием социальной структуры советского общества. — М., 1988; Региональные проблемы социальной мобильности. — М., 1991; Руткевич М. Н., Филиппов Ф. Р. Социальные перемещения. — М., 1970; Водзинская В. В. Ориентация на профессию. — В кн.: Молодежь и труд. — М., 1970; Рубинов А. Лестница престижа. — М., 1976.

Матуленис, М. Титма, Э. Саар, А. Кирх6 уделили внимание подробному изучению особенностей воспроизводства структуры общества в процессе социальной мобильности, придавая первостепенное значение в процессе социальных перемещений — престижу.

Научно-теоретические представления о процессе формирования престижа, как важного фактора влияющего на выбор индивидом профессии обосновывали в своих трудах ученые академии наук Украинской ССР и Прибалтийских республик7. Отечественными социологами также исследовалась проблема соотношения особенного и общего в социальных о перемещениях и влияние на эти перемещения престижа профессии. Значительное внимание ученых-обществоведов проблема престижа профессий привлекала также в связи с изучением процесса социальной мобильности9 и других различных социальных процессов, что в значительной мере стимулировало развитие отечественной прикладной социологии.

Анализируя исследования советского периода, можно сделать вывод о том, что они, в основном, носили локальный характер и основывались на марксистско-ленинской теории классов. Данные социальные исследования, в целом были направлены на изучение престижа профессий с точки зрения,.

6 См.: Социологические исследования жизненного пути молодежи. Под ред. А. А. Матулениса. — Вильнюс, 1998; Титма М. Х., Саар Э. А. Молодое поколение. — М.: Мысль, 1986;

7 См.: Войтович С. А. Динамика престижа и привлекательность профессий. — Киев: Наукова думка, 1989; Попова И. М., Моим В. Б. Престиж и привлекательность профессии // Соц. иссл-я. 1979. № 3. — С. 83−90- Пярна К. А., Титма М. Х. Престиж и привлекательность профессий. — В кн.: Высшая школа и социально-профессиональная ориентация учащейся молодежи. — Тарту, 1975; Рубинов А. Лестница престижа. — М., 1976; Титма М. Х., Талъюнайте М. Й. Престиж профессии: (Социол. анализ). — Вильнюс: Минтис, 1984; Черноволенко В. Ф., Оссовский В. Ф, Паниотто В. И. Престиж профессий и проблемы социально-профессиональной ориентации молодежи. — Киев: Наукова думка, 1979 и др.

8 См.: Бойко В. И. Социально-экономическое развитие народностей Севера. — Новосибирск, 1989; Удалова И. В. Социально-профессиональная мобильность народностей Севера. Автореф. дис. канд. филос. наук. — Новосибирск, 1991.

9 См.: Аитов Н. А. Технический прогресс и движение рабочих кадров. — М., 1972. профессиональной ориентации молодого поколения10. Исследования престижа отдельных видов профессиональной деятельности проводились в данный период мало или вообще не проводились (крупные исследования в данном случае были единичны)11, а проблемы формирования престижа профессиональной деятельности в сфере туризма оставались слабо изученными или практически не изучались.

Интерес к проблемам изучения социального престижа в нашем обществе в некоторой степени усилился в связи с его существенной реорганизацией и реформированием. Свидетельство этому, возрастание в начале 90-х годов количества научных работ и прикладных исследований, связанных с изучением такого социального явления как престиж (престиж профессии)12. Все социологические исследованияданного периода были направлены в основном, на изучение престижа профессий, выявление привлекательности профессий для индивидов, в целях управленческого воздействия на социально-профессиональную ориентацию молодежи. Явление престижа, как социокультурный феномен, целенаправленно.

1 Л изучалось только учеными Гизатулиной Ю. Ф., Красновым В. М., проблемы.

10 См. напр.: Филиппов Ф. Р. От поколения к поколению. — М., 1989; Аитов Н. А. Социальные перемещения и их роль в жизни советского общества. — М., 1987.

11 См.: Пярна К. А., Титма М. Х. Престиж и привлекательность профессий. — В кн.: Высшая школа и социально-профессиональная ориентация учащейся молодежи. — Тарту, 1975; Титма М. Х., Талыонайте М. Й. Престиж профессии: (Социол. анализ). — Вильнюс: Минтис, 1984; Рубинов А. Лестница престижа. — М., 1976; Черноволенко В. Ф., Оссовский В. Ф., Паниотто В. И. Престиж профессий и проблемы социально-профессиональной ориентации молодежи. — Киев: Наукова думка, 1979 и др.

См.: Гизатулина Ю. Ф. Престиж как социокультурный феномен: Дис.. канд. социол. наук / МГУ им. М. В. Ломоносова. — М., 1994; Гизатулина Ю. Ф. «Престиж» и «престижное потребление» в системе терминов социальной стратификации / Перм. гос. ун-т. — Пермь, 1994; Зиятдинова Ф. Г. Престиж профессии учителя // Социол. исслед. — М., 1991. — № 8. — С. 60−63- Ежов С. А. Престижность и непрестижность различных профессий глазами школьников // Молодежь в условиях социально-экономических реформ: Материалы междунар. науч.-практ. конф., 26−28 сент. 1995 г. — СПб., 1995. — Вып. 2. — С. 120−122- Краснов В. М. Социальный престиж как механизм регулятивной культуры // Проблемы теории и истории культуры. — М., 1992. — С. 60−74. Библиогр.: — С. 73−74. Рукопись деп. в ИНИОН РАН № 47 640 от 29.01.93.

1 Ч.

См.: Гизатулина Ю. Ф. Престиж как социокультурный феномен: Дис.. канд. социол. наук. — М., 1994; Краснов В. М. Социальный престиж как механизм регулятивной культуры // Проблемы теории и истории культуры. — М., 1992. социологического изучения престижа государственной службы рассматривались В. В. Комлевой.14 В последние два десятилетия появилось еще несколько работ, где в той или иной степени анализируются и изучаются проблемы престижа.15.

В современном российском обществе, целенаправленное исследование проблемы престижа профессиональной деятельности в прямой постановке данной проблемы не проводилось. В основном, отечественные ученые рассматривали только некоторые философские, психолого-педагогические и социологические аспекты профессиональной деятельности и профессионального самоопределения в сфере туризма. А также проблемы формирования профессиональной компетентности и профессионального образования в сфере туризма, профессионально-психологического отбора персонала для работы в сфере сервиса и специфики корпоративной культуры организаций сферы сервиса, 16 что подтверждает актуальность проводимого нами исследования и его недостаточную научную разработанность.

14 См.: Комлева В. В. Престиж государственной службы: проблемы социологического исследования: Автореф. дис.. канд. социол. наук. — Тамбов, 2000.

15 См.: Антонова В. К. Социальные аспекты динамики социального состава современного российского общества. Автореф. дис.. канд. соц. наук. — Саратов, 1995; Белых Е. Л., Веркеенко Г. Н. Социальная структура и социальные процессы в современном обществе.

— М., 1993; Голенкова З. Т. (ред.) Социально-стратификационные процессы в современном обществе. — М., 1993; Голенкова З. Т. и др. Трансформация социальной структуры и стратификация российского общества. — М.: ИС, 1996; Талыопайте М. Х. Роль профессии в социальной стратификации // Социологические исследования в Прибалтике. — Вильнюс, 1990. — С. 226−232. Социальная стратификация. — М., 1992. Вып.1−3. Социальная структура и стратификация в условиях гражданского общества в России. Книжка 1. — М.: ИС, 1995; Трансформация социальной структуры и стратификация российского общества. -М., 1998.

16 См.: Денисова М. В. Формирование профессиональной компетентности будущих специалистов сферы туристского сервиса: дис.. канд. пед. наук: 13.00.01, 13.00.08. -Челябинск, 2006; Золотарева КС. Формирование готовности школьников к профессиональному самоопределению в сфере туризма (На примере Кабардино-Балкарской Республики): Дис.. канд. пед. наук: 13.00.01. — М., 2005; Антонова Н. А. Специфика корпоративной культуры организаций сферы сервиса: Дис.. канд. филос. наук: 09.00.11 Иркутск, 2005; Валиев М. Ш. Организационно-экономические основы развития регионального туризма в рыночной экономике. — М., 2004; Абдусаматов А. С. Формирование дополнительного профессионального образования менеджера на основе социально-экономических показателей сферы туризма: Дис.. канд. пед. наук: 13.00.08:

— М., 2003; Асанова КМ. Педагогическое моделирование начального профессионального образования в сфере туризма: Дис.. канд. пед. наук: 13.00.08: — М., 2002; Сафонов B.JI.

Анализ степени изученности проблемы престижа, процесса его формирования и динамики, еще раз подтверждает целесообразность отдельного исследования вопросов, связанных с процессом формирования престижа профессиональной деятельности в сфере туризма в условиях переходного периода в экономике России. Данная проблема получила еще не достаточное освещение в научной литературе и, требует дальнейшего изучения в социологическом аспекте, в целях выявлении путей социального воздействия на оптимизацию процесса его формирования и динамики в современных условиях.

Объектом настоящего исследования является социальный процесс формирования престижа профессиональной деятельности в сфере туризма.

Предметом — сущность, содержание и социальный механизм процесса формирования престижа профессиональной деятельности в сфере туристических услуг, наиболее значимые факторы и условия, влияющие на формирование. и динамику престижа данного вида профессиональной деятельности.

Целью диссертационного исследования ставится выяснение, анализ и оценка имеющихся теоретико-методологических подходов к изучению престижа профессиональной деятельности в сфере туризма, предпосылки, условия и факторы, влияющие на процесс его формирования и положительной динамики в российском обществе.

Для достижения указанной цели необходимо решить следующие исследовательские задачи:

Педагогические условия взаимодействия учреждения дополнительного образования и общеобразовательной школы в допрофессиональной подготовке учащихся в сфере туризма: Дис.. канд. пед. наук: 13.00.08: — М., 2001. Глушанок Т. М. Социальное партнерство как средство управления профессиональным образованием и рынком услуг в сфере туризма: Дис.. канд. пед. наук: 13.00.08: — М., 2000; Короткова A.JI. Формирование профессиональной культуры работника сферы сервиса в условиях профессионального лицея: Дис.. канд. пед. наук: 13.00.08: — Казань, 2000; Фонарев А. Р. Профессиональный психологический отбор персонала для работы в сфере сервиса: Дис. канд. психол. наук: 19.00.03: — Тверь, 1995 и др.

— проанализировать: основные: теоретико-методологические подходы к пониманию сущности, содержания и механизма: формированиям социального престижаего функциональность для общества, экономики. и сферы туризма- .

— разработать системную-модель: социологического анализа процесса формирования престижа профессиональной деятельности-в сфере туризма-.

— исследовать современное состояние престижа: профессиональной-деятельности в сфере туризма, выявление. особенностей социального престижированияу различных социальных слоев и групп населения;

— провести комплексный анализ динамики и регулятивного воздействия-, на процесс формирования престижа: профессиональной^ деятельности в сфере туризма в условиях современных социальнотэкономических преобразований, происходящих в российском обществе и его экономике;

— выявить основополагающие факторы и условия-, оказывающие влияние на процесс формирования престижа профессиональной деятельности, в сфере: туризма, степень, их влияния7 на его динамику и на их основе, выработать предложения" органамгосударственного и институционального управленияпо способамрегуляциипрестижа: профессиональной деятельности в туризме в современных. условиях;

— формулирование и обоснование путей: оптимизации процесса формирования «престижа профессиональной: деятельностив сфере туризма в российском обществе.

Бипотезы исследованияОсновная гипотеза исследования состоит в том, что процесс. формирования престижа профессиональной: деятельности в сфере туризма в современных социально-экономических условиях в российском обществе активизировался, что в целом обусловлено теми изменениям, которые — происходили и происходят в экономике нашего общества, а. также увеличивающимся общественным спросом на туристические услуги. Но существующая в современных условиях система регулирования процесса формирования престижа профессиональной деятельности в сфере туризма не в полной мере соответствует возросшим общественным потребностям на туристические услуги, что негативно влияет в целом и на престижность профессиональной деятельности в данной сфере, ее оценку формальными и неформальными общественными институтами и индивидами.

Частные гипотезы: а) процесс формирования престижа профессиональной деятельности в сфере туризма является результатом сравнительной оценки общественным мнением профессиональной деятельности специалистов данной сферы, значимость этой профессиональной деятельности для общества. Структурно она включает в себя две составляющих — материальную и моральную и, находится в прямой зависимости от существующей в обществе системы ценностей и статуса этого вида профессиональной деятельности в социумеб) процесс формирования престижа профессиональной деятельности в сфере туризма, во всех его аспектах является результатом взаимодействия и взаимосвязи комплекса факторов: личностных и средовых, внешних и внутренних, объективных и субъективныхв) процесс формирования престижа профессиональной деятельности в туризме зависит от различных условий — социально-политических, экономических и других. Также он зависит от оценки общественным мнением значимости профессиональной деятельности в туризме для общества, от социального положения индивидов, осуществляющих профессиональную деятельность в данной сфере, ценностных ориентаций личности, возможностей, которые предоставляет данная профессиональная деятельность по удовлетворению различного уровня потребностей индивидовг) обусловленная сложным взаимодействием личностных и средовых факторов, динамика процесса формирования престижа профессиональной деятельности в туризме в современных условиях имеет тенденцию к стабилизации;

13. д) отсутствие в обществе продуманных механизмов и способов регулирования процесса формирования престижа, профессиональной деятельности в сфере туризма, может привести к нарушению функциональности этой важной для экономики и общества сферы, негативно сказаться: на других социальных процессах, происходящих в российском обществе. Это требует от различных органов государственного и институционального управлениявыработки методов эффективного воздействия на данный процесс.

Теоретико-методологическую основу нашего исследования составили положения теории социальной стратификации, апробированные идеи и концепции структурно-функционального подхода к изучению социальных процессов: Автор опирался на теоретические положения* и результаты социологических исследований, теорию социального управления: Методическая основа исследования базировалась на применении широкого комплекса теоретических методов научного познания. Основным методом получения эмпирической информации являлось конкретное социологическое исследование проведенное авторомДлясбора, первичных данных были использованы следующие методы: анкетный и экспертный опросы, неформализованный анализ документови научной литературыанализ периодических изданий и Интернет-источников.

Эмпирическую базу исследования составили материалы различных социологических исследований, которые проводились многими общественными организациями, ¦ результаты исследований, проведенных Институтом социологии Российской Академии наук и других социологических исследований, осуществленных российскими учеными. Основные выводы работы базировались, на результатах авторского социологического исследования:.

Научная новизнашсследования-заключается:в следующем. — в уточнении понятий «престиж профессиональной деятельности» и «процесс формирования престижа профессиональной деятельности», формулировке понятия «престиж профессиональной деятельности в сфере туризма" — в выделении основных противоречий, тенденций процесса формирования престижа профессиональной деятельности в сфере туризма и проведении социологического анализа его состояния, динамики в современных условиях;

— в комплексном всестороннем осмыслении сущности, структуры и социального механизма процесса формирования престижа профессиональной деятельности в туризме, выявлении основных социально-политических, экономических факторов и условий, воздействующих на процесс его формирования и динамику;

— в выявлении и рассмотрении особенностей оценки престижа профессиональной деятельности в сфере туризма различными социальными слоями и группами населения, обосновании основных путей социального воздействия на процесс его формирования, методов его регуляции в современных условиях.

Положения, выносимые на защиту:

1. Авторская трактовка модели процесса формирования престижа профессиональной деятельности в туризме и его сущностное определение.

2. Характеристика особенностей процесса формирования престижа профессиональной деятельности в туризме, его функциональность для общества и сферы туризма в целом.

3. Содержание социальных условий и факторов, влияющих на процесс формирования престижа профессиональной деятельности в туризме и его динамику в современных условиях.

4. Разработанный социальный механизм формирования престижа профессиональной деятельности в туристической сфере и результаты оценки уровня престижа профессиональной деятельности в данной сфере.

5. Предложенные элементы социальной технологии воздействия на процесс формирования престижа профессиональной деятельности в современной туристической сфере.

Достоверность и научная обоснованность результатов проведенного исследования обеспечивается методологическим и теоретическим обоснованием модели процесса формирования престижа профессиональной деятельности в туризме, опорой на достоверные и апробированные выводы и рекомендации других исследований, использованием научно обоснованных методик, применением математико-статистических методов обработки данных, полученных в ходе проведенного автором социологического исследования.

Теоретическая и практическая значимость работы. Теоретическая значимость исследования состоит в том, что полученные результаты могут быть использованы как основополагающие методологические принципы при * последующем социологическом изучениипрестижа профессиональной деятельности в сфере туризма.

Практическая значимость исследования состоит в том, что: оно определяет основные направления дальнейших теоретических и практических исследований престижа профессиональной деятельности в сфере туризмаоно дает объективную картину реального состояния процесса формирования и динамики престижа профессиональной деятельности в туризме в современных условияхоно определяет основные пути и направления оптимизации процесса формирования престижа профессиональной деятельности в туризмев нем разрабатываются практических рекомендаций органам государственного и институционального управления по воздействию на процесс формирования престижа профессиональной деятельности в туризме с целью его оптимизации.

Апробация результатов исследования. Основные положения работы изложены в трех публикациях общим объемом 2,5 п.л., были представлены и используются в Институте бизнеса и политики, в докладах на конференциях и семинарах. Ряд положений диссертационного исследования и его результаты были доложены автором в докладе в рамках международной научной-технической конференции «Наука сервису» (г. Москва, 16 октября 2008 г.) и на межвузовской научно-технической конференции «Информационные и коммуникационные технологии XXI века». Диссертация обсуждалась на кафедрах «Информационные и коммуникационные технологии в сфере сервиса» и «Социология» Института Сервиса (г. Москва) (филиал) ФГОУВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса» и была предложена к защите.

Структура и объем диссертации

Цели и задачи работы нашли логическое отражение в структуре и содержании диссертации, состоящей из введения, трех разделов, заключения, библиографического списка использованной литературы и приложения.

Во введении работы автором обосновывается актуальность темы исследования, дается характеристика объекта и предмета исследования, формулируется цель и задачи исследования, его методологическая основаосновная и частные методики, научная новизна и практическая значимость.

В первом разделе «Теоретико-методологические основы исследования социального процесса формирования престижа профессиональной деятельности в сфере туризма» определяются ключевые категории и понятия изучаемой темы и раскрывается их содержание и соотношениеанализируются социологические подходы к изучению проблем формирования престижа профессиональной деятельности в отечественной и зарубежной социологиирассматривается сущность, содержание и методология исследования престижа профессиональной деятельности в сфере туризмавыявляются основные факторы и условия, влияющие на процесс формирования престижа профессиональной деятельности в данной сфере, его функции и особенности.

Во втором разделе «Социологический анализ состояния, условий и факторов формирования престижа профессиональной деятельности в туризме» рассматривается методика проведения социологического исследования по изучению процесса формирования профессиональной деятельности в туризме, проводится анализ результатов авторского исследования, выделяются условия и факторы, оказывающие воздействие на процесс формирования престижа профессиональной деятельности в туризме. Описывается социальный механизм процесса формирования престижа профессиональной деятельности в туризме и современный уровень ее престижа в российском обществе. Проводится анализ мер социального воздействия на государственном и институциональном уровне, оказывающих, по мнению респондентов, положительное влияние на процесс формирования престижа профессиональной деятельности в туризме.

В третьем разделе «Значение престижа профессиональной деятельности в туризме как социального явления и направления оптимизации процесса его формирования в современных условиях» на основании анализа автором результатов проведенного им социологического исследования и, результатов других исследований, рассматриваются содержание, принципы и система социального воздействия на механизм процесса формирования престижа профессиональной деятельности в туризме. Анализируется схема социальных воздействий на процесс формирования престижа профессиональной деятельности в сфере туризма, распределяются функции между различными субъектами воздействия, рекомендуются пути оптимизации системы социального воздействия на процесс его формирования в современных условиях.

В заключение работы формулируются общие теоретические выводы и практические предложения по оптимизации процесса формирования престижа профессиональной деятельности в сфере туризма и рекомендации по социальному воздействию на данный процесс в современных условиях.

Выводы по разделу. В качестве выводов из анализа основных-направлений, средств и методов воздействия на процесс формирования и динамики престижа профессиональной деятельности в сфере туризма, необходимо отметить следующее:

1. Воздействие на механизм формирования и динамики престижа профессиональной деятельности в сфере туризма представляет. собой сложную деятельность государства, органов институционального управления по своевременному вскрытию возникающих противоречий социального развития, проблем профессиональной деятельности, выявлению интересов и потребностей индивидов и приведению их действий в соответствие с тенденциями развития общества, сферы туризма. Воздействие на механизм формирования и динамики престижа профессиональнойдеятельности, должно основываться на познании объективных закономерностей развития общества, сферы туризма, прогнозировании, и планировании различных видов общественного труда, изучении потребностей и интересов общества, различных категорий населения, отдельных социальных (профессиональных) групп, индивидов. В соответствии с этим и осуществляется необходимое управляющее воздействие.

2. Реализация основных воздействий по разрешению проблем, связанных с механизмом формирования и динамики престижа профессиональной деятельности в сфере туризма, состоит в создании и реализации особых технологий по оптимизации этого процесса. Прежде всего, это поиск и создание наиболее благоприятных социальных, институциональных условий профессиональной деятельности специалистов, подборе наилучших вариантов сочетания социальных интересов личности и общественной среды, что в комплексе позволит функционировать обществу и сфере туризма устойчиво и стабильно.

3 Процесс формирования и динамики престижа профессиональной деятельности в сфере туризма’представляет собой комплекс, общественных, институционально-нормативных, административных, социально.

153- ' психологических методов. коррекции общественной иерархиипрофессий, социальных процессов, профессиональной деятельности специалистов сферы туризма. Эффективность процесса формирования и динамики престижа профессиональной деятельности в сфере туризма, во многом зависит от правового, культурного и нравственного фона в государстве.

4. В российском обществе должна быть, создана многоуровневая система оперативного изучения социальных процессов, характерных для различных его-институтов, и организации оптимального воздействия на них. Формирования, необходимого уровня престижа профессиональной деятельности в сфере туризма, возможно лишь при действительных изменениях ситуации: — в: обществе, сфере туризма к лучшему, при изменении отношения формальных социальных институтов, различных социальных, слоев к данной сфере и профессиональной деятельности в ней. Для этого необходимо разработать долгосрочную, многоцелевую программу формирования образа (имиджа) сферы туризма, специалистов данной: сферы в его различных проявлениях. Такая программа может быть эффективна при ее проведении на государственном уровне, совместно с соответствующими структурами сферы туризма и Федеральным агентством по туризму.

Данная программа должна включать: идеи о важности сферы туризма, неизбежности изменений в обществе и в данной сфере иформировании и положительной динамике престижа профессиональной деятельности в будущем-. PR-программы формирования и динамики престижа профессиональной деятельности специалистов в сфере туризма, учебы в вузах, лучших институциональных традиций, образа интеллигентного, профессионально подготовленного специалистаPR-программы и рекламные программы для конкретных учебных заведений (вузов, ссузов) готовящих. специалистов для, сферы туризмапропаганду возможности получить первоклассное образование, интересную и познавательную работу и другое.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Современные социально-экономические. преобразования во всех сферах жизнедеятельности российскогообщества и сфере туризма, с неизбежностью вызывают необходимость социологического анализа сущности, содержания, характера и особенностей различных социальных, процессов и явлений, происходящих в обществе и данной сфере, поиска путей и методов воздействияна них для обеспечения оптимального функционирования российского социума и сферы туризма. Качество и направленность социальных процессов и явлений во многом определяют реальный уровень функционирования: общества и его институтовспособствуют выполнению ими задач и достижению конечных целей:

Проведение теоретико-методологического анализа одного из таких явлений как престиж профессиональнойдеятельности в сфере туризма, исследование процесса его формирования и динамикив российском обществе, убедительно подтверждают необходимость дальнейшего глубокого изучения данного явления, и реализации целого комплекса мер по его формированию.

Рассмотрение престижа с позиций социологии позволило на основе анализа различных теоретико-методологических подходов к пониманию сущности престижа сформировать авторское понимание престижа профессиональной деятельности в сфере туризма как сравнительной оценки значимости профессиональной деятельности специалистов данной сферы, основанной на системе общественных ценностей, закрепленной в общественном сознании и определяющей ее положение в общественной иерархии профессий:

С точки зрения системного подхода престиж профессии в сфере туризма представляется в качестве сложного/социального явления имеющего ценностную-основу, включающего общественное (социальное) признание социальногоположения специалистов данной сферы со стороны общественных.

— 155 '¦.¦ • ' институтов, исторически' накопленный социальный престиж профессиональной деятельности, выраженный в^ стереотипах сознания, и делегируемый непосредственно этой социальной группе, возникающего прямо эмпирически из действенных обстоятельств' деятельности данной профессиональной группы и воздействующего на многие социальные процессы вобществе и сфере туризма. Оценка престижа профессиональнойдеятельности ъ сфере туризма индивидами это процесс взаимодействиям их потребностей, интересов, стимулов- (как внешних побудителей стремления индивида изменить, свое социальное: положение) — установок, ценностных ориентаций (как.осознанногожеланиясохранить или изменить тоили иное социальное положение) и мотивов (как конкретных поводов поведения). ,.

Действие целого. комплекса обстоятельств, в.'условиях российского общества и сферы туризма: профессиональных, демографических, социокультурных- — обусловило ряд особенностей: престижа, профессиональнойдеятельностив сфере туризма,. проявляющихся в оценке престижа данного вида деятельности. формальными и неформальными социальными институтами, особому процессу формирования и динамики данного явления-,., темпах колебания его уровня, зависимости от социально-экономических, политических условий.

Проведенное автором социологическое исследование, процесса формирования престижа профессиональнойдеятельности всфере туризма в современных условиях подтвердило' основную гипотезу диссертационного исследования о том, что данный процесс в современном российском обществе, имеет положительную динамику. Появились предпосылки к росту престижа профессиональной деятельности в сфере туризма, в условиях непрерывнрго изменения всех, его составляющих (внутреннегосостояния субъектов престижа, специфики, профессиональной деятельности, среды, в, которошона осуществляется, условий оценки престижности-профессии):

В целом складывающаяся в обществе обстановка, характеризуется наличием как положительных, так и отрицательных аспектов" в оценках.

156 • формальными и неформальными общественными институтами престижа профессиональной деятельности в сфере туризма, процесса его формированияи динамики, конструктивностии деструктивности влияния престйжаша функционирование социально-экономической сферы общества и самой сферы туризма.

Данные, полученные автором о процессе формирования и динамики престижа, профессиональной деятельности в" сфере туризма, являются существенным: основанием для выводов о характере преобладающих вобществе ценностей, значимости для общества данной', сферы. Они свидетельствуют об измененияхпроисходящих в общественной-: системе ценностейи общественной: иерархиипрестижа профессий: Изучение процесса формированияи динамики! престижа профессиональной! деятельности в сфере туризма в современных условиях, показало! наличие цел ого комплекса: проблем, основными из которых являются: наличие условий и факторов материального и морального планаотрицательно влияющих на состояние престижа профессиональной-: деятельностии его? оценку формальными" и неформальными, социальными, институтамиснижение для индивидов.. привлекательности профессиональной деятельности в сфере туризма как средства удовлетворения своих жизненно важных потребностей связи с продолжающимся падением престижности труда В: сфере туризма в обществе-' нарушение государственного, регулирования института туризма.

В процессе исследования подтвердилось предположение о том, что престиж профессиональнойдеятельности в сфере туризма во всех его аспектах является результатомсложного взаимодействия комплекса факторов, внешних и внутренних, объективных и субъективных, личностных и средовых. Это подтверждается различиями. в оценках престижа профессиональной! деятельности в сфере: туризма: социальными слоями, группамиего оценкой' в- «центре» и в регионах, разной степенью^ оценки возрастными группами населения и привлекательностью профессиональной деятельности для индивидов.

Процесс формирования и динамики престижа профессиональной деятельности в туризме зависит также от того, в какой мере она позволяет: индивиду удовлетворить различного уровня потребности, имеющиеся у него в данное время. Сам престиж профессии выступает движущей силой мотивирующей процессы социальной мобильности индивидов, вызывающий у них стремлениезанять более привлекательное место в социальной структуре.

Следует отметить, что в современных условиях процесс формирования престижа профессиональной деятельности в сфере туризма носит объективный характер, поэтому существует возможность, и необходимость воздействия на него в интересах общества, сферы туризма, социальной и профессиональной группы, индивида. Потребность в исследовании-, прогнозировании и эффективной организации воздействия на различные-социальные процессы и явления существует всегда. В особенности она актуализируется в: переходные периоды жизни: общества, когда происходит кардинальная смена политической системы, становление новой' государственности, формирование новых социально-экономических отношений, претерпевает изменение система общественных ценностей.

Воздействие: на, процесс формирования престижа профессиональной деятельности в туризме представляет собой сложную' деятельность государства, органов институционального управления по своевременному вскрытию возникающих противоречий социального развития, выявлению направлений социальных процессов, явлений, интересов, потребностей социальных и профессиональных групп и индивидов и приведению их динамики в соответствие с потребностями общества и сферы туризма.

Практическая деятельность субъектов воздействия: в государстве и сфере туризма по оптимизации процесса формирования престижа профессиональной деятельности в сфере туризма заключается в поиске и создании наиболее благоприятных социальных, экономических, профессиональных условий деятельности, подборе наилучших вариантов сочетания социальных интересов индивидов, общества и его институтов, что в комплексе позволит функционировать государству и сфере туризма устойчиво и стабильно.

В соответствии с выявленным механизмом процесса* формирования престижа и престижной оценки профессиональной деятельности .в сфере туризма все воздействия на процесс формирования и динамики, престижа профессиональной деятельности можно разделить на следующие группы: воздействие на общественном уровне (формальномгосударственные органы и неформальном — общественноемнение) на условиявлияющие на процесс формированияи динамики престижа профессиональной деятельности в сфере туризмавоздействие на характер и содержание профессиональной1 деятельности в сфере туризма на институциональном уровне, т. е. на уровне сферы туризма;

— воздействие на формирование, развитие и реализацию жизненных планов индивидов, мотивы и стимулы, то1 есть-на субъективную — сторону престижнойсдеятельности личности.

Все группы воздействия на процесс представляют собой научно обоснованное, исходящее из органического сочетания интересов общества, сферы туризма и индивидов влияние на формирование стереотипа профессиональной деятельности в сфере туризма, ее престижа в общественном. сознании.

Проведенное автором исследование процесса формирования престижа профессиональной деятельности в сфере туризма приводит к выводу о целесообразности дальнейшей оптимизации воздействия на этот процесс и, позволяет выработать некоторые предложениям рекомендации.

1. В целях формирования престижа профессиональной деятельности в. сфере туризма в общественном сознании, его положительной динамики до уровня, который соответствует уровню позволяющему удовлетворять интересы и потребности общества, сферы туризма, различных социальных слоев и групп необходимо: а) обеспечение и утверждение соответствующего нынешнему этапу социально-экономического развития общества и сферы туризма, социального статуса специалистов данной сферы, чему будет способствовать:

— приведение в. соответствие с новыми условиями нормативно-правовой базы о туризме, регулирующей всю деятельность в данной сфере и дальнейшее. ее развитие;

— целенаправленная деятельность средств массовой информации,' других социальных институтов, соответствующих органов' Федерального агентства по туризму по формированию позитивного общественного мнения по отношению к сфере1 туризмаформированию и положительной динамике престижа профессиональной-деятельности в ней;

— разработка комплекса мер экономического и организационного характера, направленных на повышение привлекательности профессиональной деятельности в сфере туризма. среди молодежи;

— дальнейшее* реформирование и совершенствование всей системы профессионального-образования готовящей специалистов для данной сферы, с целью формирования его престижности и соответствия современной социально-экономической ситуацииб) приведение в соответствие с потребностями общества количественных и качественных параметров специалистов сферы туризма, их подготовку и обеспечение работой, для чего необходимо: своевременное и обоснованное прогнозирование будущей потребности данной сферы в специалистах, основанное на прогнозах развития сферы туризма;

— проведение социально-экономических преобразований в" туризме необходимо* осуществлять одновременно с практическим решением всех социальных и бытовых проблем специалистов и принятие энергичных мер по улучшению характера, содержания и условий профессиональной' деятельности в сфере туризмаповышение требований к специалистам данной сферы по профессиональной подготовке на уровне мировых стандартовв) формирование ценностной основы профессиональной деятельности в сфере туризма, что предусматривает:

— формирование в системе профессиональной деятельности в сфере туризма лучших корпоративных ценностей и традиций, основанных на лучших российских обычаях и гостеприимстве;

— формирование престижа профессиональной деятельности в сфере туризма! и воспитание гордости" у специалистов даннойсферы за-профессиональной деятельность в ней.

2. Целесообразно1 расширить исследовательскую практику по проблемам, связанным с формированием и динамикой престижа' профессиональной деятельности в сфере туризма, что предполагает: а) необходимость усиления теоретической работы, направленной на разработку:

— методологии и методики' изучения престижа профессиональной деятельности в сфере туризма в различных институтах и сферах деятельности общества в соответствии с его интересами и потребностями;

— принципов И' методов воздействия на процесс формирования и динамика престижа профессиональной деятельности в сфере туризма, разработку эффективных направлений формирования престижа профессиональной деятельности, ее привлекательности для различных слоев населения. б) продолжение исследований теоретико-методологических вопросов престижа профессиональной деятельности в сфере туризмав) исследование процессов формирования и динамики, престижа профессиональной*деятельности в различных сферах, разворачивающихся в российском обществе, и поиск направлений и механизмов их влияния на функционирование общества, сферы туризмаг) регулярное проведение исследований в сфере туризма по изучению проблем, связанных с формированием престижа профессиональной деятельности в данной сфере, престижностью различных специальностей в ней с целью поиска эффективных методов и средств воздействия на процесс социальной мобильности в обществе и сфере туризма.

3. С целью управления индивидуальными оценками престижа профессиональной деятельности в сфере туризма, профессиональным самоопределением индивидов необходимо: а) разработать долгосрочную, многоцелевую и многодисциплинарную программу формирования образа (имиджа) сферы туризма, специалиста данной сферы в его различных проявлениях1. Такая программа может быть эффективна при ее проведении на государственном уровне совместной разработке с соответствующими структурами Федерального агентства по туризму и профессиональным PR-агентством. Она должна включать:

— неизбежность социально-экономических изменений в обществе и в сфере туризма и формирование и положительную динамику престижа в будущем;

— PR-программы профессиональной деятельности в сфере туризма, и престижности образования в учебных заведениях данной сферы, пропаганду лучших профессиональных качеств специалистов сферы туризма;

— PR-программы и рекламные программы об содержании и условиях профессиональной деятельности в сфере туризма и другое. б) создание четко и объективно работающей системы отбора и оценки кандидатов в учебные заведения профессионального образования, направленной на привлечение и поступление лучшей профессионально.

1 Элементами данной программы можно считать развернутую в СМИ, особенно на каналах центрального телевидения, компанию способствующую поднятию моральной стороны престижа профессиональной деятельности в туризме, освещения в СМИ интереса органов государственного управления к проблемам сферы туризма (особенно при подготовке зимней Олимпиады 2014 года в Сочи) и др. ориентированной на профессиональную, деятельность в сфере туризма молодежи. Для этого: необходимо наличиечетко продуманной и доступной системы, критериев отбора кандидатов на основе показателей, связанных с их ценностными-.морально-деловыми и другими качествами-. в) совершенствование своевременного и достоверного информационного ¦ обеспечения- (статистического, социологического), процессов функционирования сферы туризмачто позволит снизить неопределенность и обеспечить. надежность принимаемых решений-: г) сделать информацию о содержании, характере, условиях, возможностях предоставляемых^ профессиональнойдеятельности в сфере: туризма доступной для индивидов (прежде всего через СМИ — центральные ведомственныерегиональные, местные) — д) выявление, систематическоеуточнение: и осуществление совместными усилиямианалитических и социологических служб в непосредственном контакте" с органами институционального управления мониторинга мнений о динамике престижа профессиональной деятельности в: сферетуризма? среди? различных социальных слоев? (групп), для принятия продуманных решений.

4. Совершенствование системы, материального и морального стимулирования^ профессиональнойдеятельности в сфере туризма. Так как материальная сторона престижа профессиональной^ деятельности в сфере, туризма, ее привлекательность, более подвижнаи чувствительна к социально-экономическим преобразованиям в обществе в отличии, от моральной* — общественного уважения к профессии. Поэтому, всю деятельность органов государственного и институционального управления1 в современных экономических условиях в обществе, направлять на подержание, как. моральной, так и материальной составляющих престижа, профессиональной деятельности в: сфере туризма.

Рассмотренные проблемы, связанные: с: процессом формированияи положительной’динамики престижа профессиональной деятельности в сфере туризма в современных условиях не исчерпывают всего комплекса вопросов, касающихся сущности-, содержания* и механизмов формирования престижа профессиональной деятельности всфере туризма. Они представляют собой лишь одну из попытоксоциологического изучения процесса формирования данного явления и особенностей его протекания в условиях российского общества в современных условиях. Социальная практика воздействия на различные социальные процессы и явления, происходящие в обществе и туризме, постоянно выдвигает новые теоретические проблемы, требующие внимательного анализа, решениявыработки практических рекомендаций.

Сделанные автором выводы• по исследованию процесса формирования престижа профессиональной деятельности в туризме показывают, что практическое решение ряда вопросов требует дальнейшего более углубленного изучения данной проблемы, экспериментальной * проверки некоторых положений и выводов. Вполне актуально звучит сегодняпредложение о необходимости проведения: систематических исследований престижа различных видов профессиональной деятельности в сфере туризма.

В целом, перспективы дальнейшего исследованиясоциальных процессов и явлений, характерных для функционированияроссийского общества и его институтов в современных условиях, должны иметь целью, формирование положительного стереотипа профессиональной деятельности в сфере туризма в общественном сознании1 и, обеспечивать стабильное функционирование, как общества в целом, так и сферы туризма как важной его составляющей.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Закон Российской Федерации «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» от 14.11.1996.
  2. Закон Российской Федерации «О туризме» от 24.01.2007.
  3. Положение «О лицензировании туроператорской деятельности» от 11.02.2002.
  4. Положение «О лицензировании турагентской деятельности» от 11.02.2002.
  5. Стратегия развития туризма в Российской Федерации на период до 2015 года.
  6. Н. И др. Социологический словарь. Казань, 1997. — 432 с.
  7. Н.А., Филиппов Ф. Р. Управление развитием социальной структуры советского общества. М.: Наука, 1988. — 176 с.
  8. И.А. Особенности самоактуализации личности в профессиях различного уровня престижа: Автореф. дис.. канд. псих. наук. — СПб, 2000.
  9. Н.А. Специфика корпоративной культуры организаций сферы сервиса: Дис. канд. филос. наук: 09.00.11 Иркутск, 2005.
  10. Анурин ¦ В. Ф. Проблема эмпирических измерений социальной стратификации и социальной мобильности //, Социологические исследования, № 4, 1993.
  11. А. С. Формирование дополнительного профессионального образования менеджера на основе социально-экономических показателей сферы туризма: Дис. канд. пед. наук: 13.00.08: М., 2003.
  12. И.М. Педагогическое моделирование начального профессионального образования в сфере туризма: Дис.. канд. пед. наук: 13.00.08: М., 2002.
  13. М.В. Процесс профессионального самоопределения городской молодежи: Автореф. канд. социол. наук: 22.00.04. М., 2005.
  14. Е.С. Американская социология. Традиции и современность (курс лекций). Екатеринбург, 1997. — 173 с.
  15. Д.Д. Стохастические модели социальных процессов. М.: Финансы и статистика, 1985. — 295 с.
  16. Е.Л., Веркеенко Г. Н. Социальная структура и социальные процессы в современном обществе. М., 1993. — 85 с.
  17. Большой экономический словарь. М., 1994.
  18. В.Н., Ириков В. А. Модели и методы управления организационными системами. М.: Наука, 1994. — 269 с.
  19. М.Ш. Организационно-экономические основы развитиярегионального туризма в рыночной экономике. М., 2004-
  20. А. Ценности социальной группы и личности: Автореф. дисс.. канд. социол. наук. Минск, 1992.
  21. М. Основные понятия стратификации // Социс. 1994, — № 5.
  22. М. Класс, статус и партия. В сб. ст.: Социальная стратификация. Вып. 1.-М., 1992.
  23. И.В. Особенности профессиональной социализации студентов, получающих специальность «социальная работа»: Дис.. канд. социол. наук: 22.00.04. М., 2007.
  24. В.В. Ориентация на профессию // Молодежь и труд. М.: Молодая гвардия, 1970. — С. 79−101.
  25. С.А. Профессия как фактор самореализации личности: Автореф. дис.. канд. псих, наук / Ин-т молодежи. — М., 1998. — 23с.21 .Войтович С. А. Динамика престижа и привлекательности профессий. Киев: Наук, думка. 1989.
  26. С.А. Тенденции изменения привлекательности профессий: Дис.. канд. филос. наук. Киев, 1984.
  27. Т.М. Социальное партнерство как средство управления профессиональным образованием и рынком услуг в сфере туризма: Дис.. канд. пед. наук: 13.00.08: М., 2000-
  28. С.В. Социальная стратификация российского общества в условиях социальной трансформации (На материалах Приморского края): Дис. канд. социол. наук: 22.00.04. Владивосток, 2005/
  29. Ю.Ф. «Престиж» и «престижное потребление» в системе терминов социальной стратификации / Перм. гос. ун-т. Пермь, 1994. 13 с. Рукопись деп. в ИНИОН РАН N 49 713 от 31.10.94.
  30. Ю.Ф. Престиж как социокультурный феномен: Автореф. дис.. канд. социол. наук / МГУ им. М. В. Ломоносова. Социол. фак. Специализир. совет по социол. наукам. М., 1994. — 22 с.
  31. Ф.Ю. Потребности, интересы, ценности как формообразующие факторы ценностных ориентаций личности: Автореф. дисс. канд. филос. наук. Карачаевск, 1998.
  32. К.И. Должность как социальное явление: Автореф. дис.. канд. социол. наук / (Рос. акад. гос. службы при Президенте РФ). М, 2000. -24 с.
  33. Динамика социальной дифференциации: Реферативный сборник. М.: ИНИОН, 1990.- 172 с.
  34. О.М., Ратникова М. А. Профессиональная мобильность: кто и как принимает решение сменить профессию // Социол. исслед., № 11, 1997.
  35. И.С. Формирование готовности школьников к профессиональному самоопределению в сфере туризма (На примере Кабардино-Балкарской Республики): Дис.. канд. пед. наук: 13.00.01. -М., 2005.
  36. Ф.Г. Престиж профессии учителя // Социол. исслед. М., 1991. — № 8.
  37. Ф.Г. Социальное положение и престиж учительства: проблемы и пути решения: Автореф. дис.. д-ра социол. наук / Российская Академия управления. Социологический и социально-психологический центр. М., 1993.
  38. С. А. Престижность и непристижность различных профессий глазами школьников // Молодежь в условиях социально-экономических реформ: Материалы междунар. науч.-практ. конф., 26−28 сент. 1995 г.- СПб., 1995. Вып. 2. — С. 120−122.
  39. О.М. Социальный статус государственных гражданских служащих Российской Федерации (Социологический анализ): Дис.. канд. социол. наук: 22.00.04. -М., 2005.
  40. О.А. Престиж и пафос как жизненные стратегии социоэкономической группы (анализ СМИ) // Социс № 1, 2001. С. 66−72.
  41. A.JT. Формирование профессиональной культуры работника сферы сервиса в условиях профессионального лицея: Дис.. канд. пед. наук: 13.00.08: Казань, 2000.
  42. Краткий политологический словарь. 5-е изд., доп. — М., 1988.
  43. Краткий словарь современных понятий и терминов. 2-е изд. — М., 1995.
  44. В.М. Социальный престиж как механизм регулятивной культуры // Проблемы теории и истории культуры. М.: ИНИОН РАН, 1992. — С. 60−74.
  45. В.В. Престиж государственной службы: проблемы социологического исследования: Автореф. дис.. канд. филос. наук.- Тамбов, 2000. 20с.
  46. Д.Л. Динамика неравенства: ориентации и пути в сфере образования (от 1960-х годов к 2000-му). М.: Эдиториал УРСС, 1999.
  47. P.JI. Если Вы руководитель. М., 1996.
  48. Е.В. Процесс первичного профессионального самоопределения учащихся: социологический анализ: Автореф. дис. канд. социолог, наук: 22.00.04. М., 2007.
  49. В.А. Стратегия социального управления. СПб., 1998.
  50. О.И., Мошкович Е. М. Качественные методы принятия решений. -М.: Наука, 1996.-207 с.
  51. Монсон 77. Современная западная социология: теории, традиции, перспективы. М., 1997.
  52. С.Н. Социальная мобильность выпускников вузов в условиях модернизации российского общества : Дис.. канд. социол. наук: 22.00.04. Ставрополь, 2005.
  53. С.И. Словарь русского языка. — М.': Русский язык, 1990.
  54. В.А. Ценности профессиональной деятельности: Дис.. д-ра филос. наук.-Киев, 1986.
  55. Очерки по истории теоретической социологии XX столетия. М., 1994.
  56. Н.А. Профессиональная социализация государственных служащих России 90-х гг.: Автореф. дис.. канд. социол. наук / (Рос. акад. гос. службы при Президенте РФ). М., 1999. — 22 с.
  57. П.В. Духовные ценности российского общества и армии: (Социологический анализ): Дис.. докт. филос. наук. М.: ВУ, 2002. — 428с.
  58. И.М., Моин В. Б. Престиж и привлекательность профессии // Социол. исслед. 1979, № 4. — С. 83−90.
  59. Проблемы стратификации Российского общества в переходный к рынку период. Пермь, 1995.
  60. А.В. Формирование у учащихся профессионально-технических училищ убеждения в социальном престиже человеческого труда: (На примере рабочего класса): Автореф. дис.. канд. пед. наук / НИИ профессионально-технической педагогики. — Казань, 1990.
  61. А.Н. Развитие социально-классовой структуры: показатели и методы измерения: Автореф. дис. на соиск. уч. степ. канд. социол. наук. -М., 1990.
  62. Психология. Словарь / Под общ. ред. А. В. Петровского. 2-е изд., испр. и доп.-М., 1990.
  63. В.В., Шкаратан О. И. Социальная стратификация: Учебное пособие для вузов. М.: Аспект-пресс, 1996. — 318 с.
  64. Рабочая книга социолога. М.: Наука, 1983. — 463 с.
  65. Российская социологическая энциклопедия / Под общ. ред. Г. Осипова. -М., 1998.
  66. А.З. Лестница престижа. -М.: Советская Россия, 1976. — 159 с.
  67. М.Н., Фгшлипов Ф. Р. Социальные перемещения. М: Мысль, 1975.
  68. Савиньски 3., Доманъскн X. Структурообразующие аспекты социального престижа // Динамика социальной дифференциации. — М.: ИНИОН, 1990.
  69. B.JI. Педагогические условия взаимодействия учреждения дополнительного образования и общеобразовательной школы в допрофессиональной подготовке учащихся в сфере туризма: Дис.. канд. пед. наук: 13.00.08: М., 2001.
  70. А.Г. Социальная стратификация в постсоветский период. Стратегия и тактика социальной работы. М., 1996.
  71. Н. Социология. Пер. с англ. М.: Феникс, 1994. — 687 с. .
  72. Социальная стратификация / Российская. АН, Институт народнохозяйственного прогнозирования. М., вып. 1, 1992. —242 с.
  73. Социальная стратификация / Российская АН, Институт народнохозяйственного прогнозирования. М., вып. 2, 1992. — 259 с.
  74. Социальная стратификация / Российская АН, Институт народнохозяйственного прогнозирования. М., вып. 3, 1992. — 289 с.
  75. Социальная структура и стратификация в условиях гражданского общества в России. Книжка 1. -М.: ИС, 1995.
  76. Социологические исследования в России: проблемно-тематический сборник. М.: ИНИОН, вып.1, 1997.
  77. Социологические исследования жизненного пути молодежи. Под ред. А. А. Матулениса. Вильнюс, 1998.
  78. Социология. Т.1. Социальная структура и социальные процессы. Словарь-справочник. Отв. ред. Г. В. Осипов. М.: Наука, 1990. — 204 с.
  79. Социология. Т.4. Социологическое исследование: методы, методология, математика и статистика. Словарь-справочник. Отв. ред. Г. В. Осипов. -М.: Наука, 1991.-357 с.
  80. Социология: парадигмы и темы. М.: МГИМО, 1997. — 404 с.
  81. Социологический словарь. Минск, 1991., — С. 253.
  82. Социологический энциклопедический словарь. М.: Норма, 2000. — С. 488.
  83. Современная западная социология: Словарь'. М., 1990. -432 с.
  84. Современная социальная теория. Бурдье. Гидденс. Хабермас. Учебное пособие.-Новосибирск, 1995.
  85. Социология: Словарь-справочник. Т. 1. — М.: Наука, 1990. — С. 97−98.
  86. Социологический словарь. Минск, 1993.
  87. Социологический энциклопедический словарь. -М.: Норма, 1998. — 488 с.
  88. Словарь практического психолога. Минск: Харвест, М.: ACT, 2001.
  89. М.Й. Роль профессии в социальной стратификации // Социологические исследования в Прибалтике. Вильнюс, 1990.
  90. М.Й. Отражение социальных различий в престиже профессий / Социологические исследования в прибалтийских советских республиках. Вильнюс, 1986. Ч. 2.
  91. М.Х. Выбор профессии как социальная проблема. — М.: Мысль, 1975.
  92. М.Х., Тальюнайте М. И. Престиж профессии: (Социол. анализ). Вильнюс: Минтис, 1984. — 173 с.
  93. В.В. Престиж рабочих профессий в системе ценностных ориентации молодежи / Формирование ценностных ориентации молодежи в условиях ускорения социально-экономического развития. -М., 1986.
  94. Трансформация социальной структуры и стратификация российского общества. М.: ИС РАН, 1998. — 264 с.
  95. С.И. Психологические условия формирования авторитета власти в общественном сознании: Автореферат дисс. канд. псих. наук. -М., 1997.
  96. Н.Е. Факторы социальной стратификации в условиях перехода к рыночной экономике. -М.: РОСС ПЭН, 1999-
  97. Управление социальными процессами. М., 1988. — 184 с.
  98. А.Р. Профессиональный психологический отбор персонала для работы в сфере сервиса: Дис.. канд. психол. наук: 19.00.03: Тверь, 1995.
  99. Философский энциклопедический словарь. М., 1989.
  100. В.Н. Социологические проблемы выбора профессии. — В кн.: Социальные проблемы труда и производства. Москва-Варшава, 1969.100: Шубкин В. К, Бабушкина Т. А. Престиж профессий в статике и динамике // Рабочий класс и современный мир. 1980, № 5.
  101. В.Ф., Осовский B.JI., Паниотто В. И. Престиж профессий и проблемы социально-профессиональной ориентации молодежи: Опыт социологического исследования. Киев: Наук, думка, 1979. — 162 с.
  102. М.А. Социально-стратификационные процессы в советском обществе. М.: ИС РАН, 1993.
  103. Я. Элементарные понятия социологии. М.: Прогресс, 1969. -240 с.
  104. В.А. Социально-структурные общности как субъекты жизнедеятельности // Социс. 1989. № 4. — С. 60−63.
  105. В.А. Социологическое исследование: Методология., Программа. Методы. Самара, 1995. — 331 с.
  106. Энциклопедический социологический словарь. — М., 1995. — С. 939.
  107. Treiman D.J. Occupational prestige in comparative perspective. — N. Y.: Academic Press, 1977.
  108. Weber M. The interpretation of social reality. -L., 1971.
  109. BrysonL. Circles of Prestige. In: Sunbelts and society. -N. Y. L., 1955.
  110. Shils E. Deferense. In: Social stratification. (Ed by Y.A. Yackson), Cambridge, 1968.
Заполнить форму текущей работой