Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Соотношение непосредственного и опосредованного в познании: на материале классической и неклассической философии

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Проблемы творческого мышления и воображения в это же время были проанализированы в трудах В. С. Библера, Ю. М. Бородая. Природе интуиции посвящены исследования В. Р. Ириной и А. А. Новикова, а также П. И. Карпова, показавших идентичность неосознаваемых процессов мышления процессам осознаваемым. В работах В. М. Межуева, Ф. Т. Михайлова, А. Н. Портнова, Е. Я. Режабека и других авторов2 представлено… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. КЛАССИЧЕСКОЕ РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ СООТНОШЕНИЯ НЕПОСРЕДСТВЕННОГО И ОПОСРЕДОВАННОГО В ПОЗНАНИИ
    • 1. Социокультурные основания классической философии и их выражение в гносеологии
    • 2. Философия новоевропейского рационализма: постановка проблемы соотношения непосредственного и опосредованного в познании
    • 3. Априорные формы восприятия и воображение в качестве опосредствующего звена в познании
    • 4. Природа творчества: деятельностный и созерцательный подходы
  • ГЛАВА II. НЕКЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ О СУТИ И ВОЗМОЖНОСТЯХ НЕПОСРЕДСТВЕННОГО ПОЗНАНИЯ
    • 1. Формирование ориентиров неклассической философии: социальный и гносеологический аспекты
    • 2. Интуиция и субстанциальные основы творчества
    • 3. «Имманентность всего всему» как оправдание интуитивизма
    • 4. Логика тождества и когнитивная эволюция

Соотношение непосредственного и опосредованного в познании: на материале классической и неклассической философии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования.

Решение проблемы истинности знаний — условие и предпосылка интенсивного развития науки. Но эта проблема, как свидетельствует многовековой опыт, не может быть решена усилиями самих ученых. Указанную гносеологическую проблему, начиная с античных времен, решала философия, определяясь в своих решениях конкретными социокультурными обстоятельствами.

Попытки ученых отрефлектировать собственный способ мышления и познания действительности чаще всего не позволяют отделить внешнее от внутреннего, объективную видимость от подлинных оснований познавательного процесса. Именно в этом контексте и сложилось представление о возможностях непосредственного «схватывания» истины в акте творческого озарения, интуитивного прозрения, инсайта. Сложность исследуемой ситуации заключается в том, что в философии существуют противоположные оценки данного феномена. И в том случае, когда философская теория выступает не с позиции критики объективной видимости, а идет по пути ее своеобразной «рационализации» и теоретического обоснования, познавательный процесс предстает как сугубо непосредственное постижение истины. При этом непосредственность познания мыслится как результат субстанциального единства познающего субъекта с объектом познания.

Интуитивизм в трактовке научного познания сближает его с иррациональными формами, имеющими отношение к религиозному сознанию, мистике и пр. И в этом контексте становится особо актуальным прояснение скрытых механизмов так называемой интуиции, подлинного соотношения непосредственного и опосредованного в познании, предпосылки чего заложены в немецкой классике.

Тенденция расценивать непосредственные способы познания — интуицию, откровение, сверхчувственное восприятие — как единственный путь к истине, в противовес опосредованному познанию, просматривается в философии от античности до наших дней. При этом видимость непосредственного и иррационального характера интуитивного познания создает почву для философской трактовки его в духе не только мистицизма, но и биологизма. Способность к непосредственному постижению истины в последнем случае объясняется возможностью, предоставленной нам не свыше, а как бы «изнутри» — устройством нашего тела как произведением природной эволюции. А в результате мистицизм и натурализм в этом вопросе по сути сходятся.

Кроме того, массовое сознание в современной ситуации постмодерна также склонно трактовать работу творческих способностей как нечто чудесное. Ситуация усугубляется неприятием классической культуры в целом, характерным для постмодернизма. Становление и развитие неклассического философствования в Х1Х-ХХ вв. способствовало оправданию и закреплению интуитивистских трактовок творчества. Объективные трудности, связанные с невозможностью полного контроля познавательных процессов со стороны сознания и их достаточного эмпирического обоснования, трактовались как непреодолимая преграда для понимания механизмов творчества. А в итоге на сегодняшний день проблема природы непосредственного познания в массовом сознании выглядит как почти неразрешимая.

Все это делает актуальной критику идеи непосредственного познания как результата субстанциального единства субъекта познания с его объектом или же результата особых природных данных субъекта. При внешнем различии указанных трактовок непосредственного познания их объединяет общее методологическое основание, связанное с созерцательной установкой. И это делает важным соотнесение созерцательного и деятельного понимания процесса познания в контексте классической и неклассической философии.

Классическая философия, и, прежде всего, немецкая классика, предлагает ряд плодотворных подходов к решению проблемы соотношения непосредственного и опосредованного в познании, намечая связь субстанций материи и духа через деятельность человека и выявляя роль воображения в данном процессе. И этим определяется актуальность сравнительного анализа решения проблемы непосредственного и опосредованного познания в классической и неклассической философии.

Степень разработанности проблемы.

Недоверие к чувственному восприятию как способу познания истины уходит корнями в античность. Но истоки традиции детального исследования форм непосредственного познания находятся в философии Нового времени. Именно в новоевропейском рационализме впервые ставится проблема соотношения непосредственного и опосредованного в познании и получает методологическую проработку идея интеллектуальной интуиции, дополняемой рассудочным мышлением.

Р.Декарт трактовал непосредственное познание (интуицию) как род созерцания, дающий моментальное, не дискурсивное и нерефлективное постижение сущности вещи. Б. Спиноза полагал интуицию высшим видом познания, признавая человека модусом субстанции Бога (Природы), составляющей основу бытия. В отличие от Спинозы, И. Кант отрицает наличие субстанциальной связи между бытием и мышлением. Тем не менее, считая процесс познания полностью опосредованным, он представляет его разновидностью мышления. И. Г. Фихте довел до логического завершения основные положения учения Канта, что позволило ему фактически создать новое учение. Главное новшество, введенное Фихте в теорию познания, состоит в том, что субъект у него из пассивного созерцателя становится созерцателем действующим. Созерцание и мышление — это лишь средства, обеспечивающие ему такую возможность. Формы мышления не даны человеку свыше, а представляют собой результат развития сознания, что возможно только при условии активного взаимодействия с реальностью.

Следующий шаг в осмыслении проблемы непосредственного и опосредованного в познании связан с анализом идеальной и реальной деятельностей и их диалектического снятия в учении Ф.В. Й. Шеллинга. Несмотря на то, что Шеллинг представляет себе интуицию как схватывание и даже откровение, он находит место опосредствующей роли деятельности даже в «непосредственном» иррациональном постижении Абсолюта. И, наконец, Г. В. Ф. Гегель впервые предлагает историческую трактовку сознания, а также впервые вводит в логику и теорию познания практическую деятельность человека как основу формирования человеческого отношения к миру на ранних этапах развития сознания.

Хотя у К. Маркса нет работ, специально посвященных гносеологической проблематике, метод материалистической диалектики предполагает определенное решение вопроса о характере и сути познавательного процесса. Марксистские идеи в области логики и теории познания были развиты в XX веке в трудах советского философа Э. В. Ильенкова. В 80−90-х гг. особый акцент на роли продуктивного воображения в формировании человеческих способностей, был сделан в работах Г. В. Лобастова, С. Н. Мареева, Ф. Т. Михайлова, Л. К. Науменко.

Параллельно с этим в отечественной и зарубежной философии XX века шло исследование идей философов неклассического направления, а именно интуитивистов А. Бергсона и Н. О. Лосского, у которых мы находим наиболее подробный анализ проблемы непосредственного познания. Серьезный анализ работ Бергсона представлен, в частности, в трудах В. Ф. Асмуса, И. И. Блауберг, А. Жуссэна и других авторов1. В. Ф. Асмусом предложено также объяснение возможности интуитивного познания на основе системы знаний, опосредствованной опытом и теорией.

См.: Делез Ж. Бергсонизм. // Делез Ж. Эмпиризм и субъективность: Опыт о человеческой природе по Юму. Критическая философия Канта: учение о способностях. Бергсонизм. Спиноза. М.: PER SE, 2001. — С. 229 -322. Евлампиев И. И. Неклассическая метафизика или конец метафизики? Европейская философия на распутье. // Вопросы философии, № 5, 2003. — С. 159 — 171. Ражо Г. Психофизиология и философия А. Бергсона. //Бергсон А. Творческая эволюция. Материя и память. — Минск.: Харвест, 1999. — С. 866 — 924.

Проблемы творческого мышления и воображения в это же время были проанализированы в трудах В. С. Библера, Ю. М. Бородая. Природе интуиции посвящены исследования В. Р. Ириной и А. А. Новикова, а также П. И. Карпова, показавших идентичность неосознаваемых процессов мышления процессам осознаваемым. В работах В. М. Межуева, Ф. Т. Михайлова, А. Н. Портнова, Е. Я. Режабека и других авторов2 представлено осмысление проблемы взаимовлияния культуры и интегрированного в нее индивида, проблемы формирования сознания последнего. Психологический аспект исследуемой проблемы может быть рассмотрен на основе трудов ЛС. Выготского и А. Н. Леонтьева, применивших предметно-деятельностную концепцию развития мышления и познания в психологии. В этом ряду стоит указать на работы В. В. Давыдова, педагогическая теория которого основывается на той же концепции. В работах В. С. Швырева уделяется особое внимание изменению типа рациональности при переходе от классической к неклассической эпохе. В. А. Лекторским предложен развернутый анализ классического и неклассического этапов развития эпистемологии. В работах Д. Кэмпбелла и И. П. Меркулова выведены основные положения когнитивно-эволюционного подхода.

Работы перечисленных авторов явились предпосылкой анализа постановки и решения проблемы непосредственного и опосредованного в познании.

Объект диссертационного исследования — процесс познания.

Предмет диссертационного исследования — соотношение непосредственного и опосредованного в познании. 2.

См.: Межуев В. М. Культура и история (проблема культуры в философско-исторической теории марксизма). — М.: Политиздат, 1977. — 199 е.- Портнов А. Н. Язык и сознание: основные парадигмы исследования проблемы в философии Х! Х — XX вв. — Иваново: ИвГУ, 1994. — 367 е.- Режабек Е. Я. Мифомьппление. Когнитивный анализ. — М.: УРСС, 2003. — 302 с.

Цель диссертационного исследования — выявить и сравнить классическое и неклассическое решение проблемы соотношения непосредственного и опосредованного в познании.

Для реализации указанной цели были поставлены следующие научные задачи:

• проанализировать понятие интеллектуальной интуиции в философии Нового времени и сопоставить его с понятием продуктивного воображения в классической немецкой философии;

• прояснить логику формирования классического решения проблемы непосредственного и опосредованного в познании от И. Канта до Г. В. Ф. Гегеля;

• показать истоки и своеобразие неклассического решения проблемы на материале учений А. Бергсона и Н. О. Лосского;

• выявить преимущества классического решения проблемы непосредственного и опосредованного в познании на примере творческой интуиции.

Гипотеза исследования.

Автор исходит из того, что противопоставление непосредственного познания различным формам опосредования, чувства — логике, а интуициивоображению является аберрацией, объективной видимостью. Тайну этой объективной видимости, по мнению диссертанта, сумела приоткрыть классическая немецкая философия посредством идеи бессознательной деятельности воображения, скрывающейся за любым интуитивным актом. И это позволило иначе понять природу творческого процесса, который таким образом был лишен иррационально-мистического характера.

Однако адекватное решение проблемы соотношения непосредственного и опосредованного в познании, как предполагает диссертант, затруднительно там, где и созерцание, и мышление постулируются в качестве внеисторических способностей отдельного индивида. В этом случае познавательные способности неизбежно предстают как нечто мистическое или данное «в готовом виде» биологической организацией человека. Диссертант предполагает показать на материале философских и психологических исследований, что объективное и субъективное, созерцание и мышление, интуиция и дискурс опосредуются деятельностью воображения, происходящей из трансцендентальной по отношению к индивиду субстанции — мира культуры.

Теоретико-методологические основы исследования.

В анализе проблемы соотношения непосредственного и опосредованного в познании предпочтение отдается историческому подходу, предполагающему рассмотрение проблемы в широком историко-философском и культурном контексте. Анализ понимания специфики человеческих способностей в различных философских системах в диссертационном исследовании положен в основу рассмотрения феномена непосредственного познания.

Методология историзма сочетается в предлагаемом диссертационном исследовании со сравнительным (компаративным) подходом к проблеме, при котором сопоставляются данные философии и психологии, а также две философские традиции — классическая и неклассическая. При этом акцент сделан на немецкой классической философии от И. Канта до Г. В. Ф. Гегеля, в которой, по мнению автора, были заложены принципы адекватного решения проблемы непосредственного познания.

Предметно-деятелъностный подход к проблеме непосредственного познания является еще одним методологическим основанием предлагаемой работы. Указанная методология, по мнению автора, позволяет обнаружить и сформулировать суть адекватного решения проблемы непосредственного познания, при котором с нее совлекается покров иллюзии, и процесс творчества лишается своей мистической окраски.

Научная новизна диссертационного исследования.

• показано, что исходная стадия классического решения проблемы непосредственного и опосредованного в познании у Р. Декарта и Б. Спинозы является лишь рационализацией объективной видимости, когда интеллектуальную интуицию как постижение истины противопоставляют воображению как созданию единичных, произвольных и потому недостоверных образов сознания;

• сделан вывод о том, что классическое решение проблемы у И. Канта, И. Г. Фихте и Г. В. Ф. Гегеля предполагает за внешне обособленными формамидискурсивным рассудком, с одной стороны, и произвольным воображениемс другой, их общую основу, а именно продуктивную деятельность, в данном случае ограниченно понимаемую как деятельность самосознания;

• выявлен поворотный момент в размежевании классического и неклассического решений проблемы у Ф.В. Й. Шеллинга, в поздних работах которого непосредственное в процессе познания вновь противопоставляется опосредованному;

• на примере учений А. Бергсона и Н. О. Лосского показано, что неклассическое решение проблемы заключается в том, что объективная видимость интуиции как непосредственного постижения истины, в противовес любым действиям ratio — рассудка или разума, принимается за существо процесса познания;

• установлено, что за тайной интуиции скрывается интуитивное усмотрение такого особенного, в котором непосредственно представлено всеобщее, воссозданное разумной деятельностью субъекта.

На защиту выносятся следующие положения:

• Соотношение непосредственного и опосредованного в познании в классической философии впервые было осмыслено как соотношение рассудка в качестве дискурсивной способности и интуиции в качестве способности к одномоментному «схватыванию» истины. При этом в учении Р. Декарта деятельная природа интуиции остается скрытой на фоне обособления дискурсивного рассудка от произвольной работы воображения, вследствие чего и то, и другое оказывается ограниченным.

• Зачатки классического решения проблемы непосредственного и опосредованного в познании обнаруживаются у Б. Спинозы, где место непосредственного постижения общего содержания «врожденных идей» заняло диалектическое постижение всеобщего как субстанциального целого. В трактовке познания, предложенной Спинозой, присутствует момент деятельности человека в материальном мире, что отличает его от Декарта, стоящего в этом вопросе целиком на созерцательной точке зрения. Но, продвигаясь в сторону деятельностной позиции, Спиноза, подобно Декарту, противопоставляет интуицию как рациональное постижение истины воображению как созданию единичных, произвольных и потому недостоверных образов сознания.

• Важный шаг в развитии классического понимания проблемы принадлежит И. Г. Фихте, у которого тождество субъекта и объекта в познании опосредовано деятельностью субъекта, имеющей изначально объективный характер. Однако уже в философии Ф.В. Й. Шеллинга воображение в двух случаях поставлено выше разума — в искусстве в форме творческой фантазии и в религии в форме откровения. Его философия — поворотный пункт в размежевании классического и неклассического решений проблемы. Анализ реальной и идеальной деятельности и их диалектического снятия в ранних работах Шеллинга готовит гегелевское понимание предметной деятельности, а анализ роли воображения в искусстве подводит Шеллинга к представлению о мире культуры как с необходимостью продуцируемом субъектом объективном предметном бытии. С другой стороны, в поздних работах Шеллинга непосредственное в процессе познания вновь противопоставляется опосредованному и ^рационализируется.

• Неклассическое решение проблемы заключается в том, что объективная видимость интуиции как непосредственного постижения истины, в противовес любым действиям ratio — рассудка или разума, принимается за существо процесса познания. Именно это наблюдается в интуитивистских учениях Н. О. Лосского и А. Бергсона, построенных на комбинировании различных положений более ранних направлений философии — от античности до новоевропейского рационализма. Утверждение высшей формой познания мистической интуиции — следствие указанной аберрации, к которой неклассическая философия вновь возвращается в XX веке.

• Тайна интуиции, с классической точки зрения, заключается в том, что интуитивно усматривается такое особенное, в котором непосредственно представлено всеобщее, воссозданное разумной деятельностью субъекта. В непосредственном усмотрении продукта разумной (а не рассудочной!) деятельности и заключается подлинное единство непосредственного и опосредованного в познавательном процессе. Именно такая интуиция, которая сродни продуктивному воображению, дает нам истинное знание, в отличие от чувственной, «интеллектуальной» или «мистической» интуиции.

Научно-теоретическая значимость диссертационного исследования: на основе избранной методологии выявлено, что разграничение способов познания на непосредственные и опосредованные является рационализацией их объективной видимости. Предложено объяснение природы интуитивного познания как способа мышления, в котором ведущую роль играет воображение как основа всех специфически человеческих способностей субъекта. Показано, что интуитивное познание может рассматриваться как усмотрение особенного, в котором представлено всеобщее, воссозданное разумной деятельностью субъекта.

Практическая значимость диссертационного исследования состоит в том, что выводы, касающиеся соотношения объективной видимости и подлинных оснований познавательного процесса могут быть использованы в качестве основы для дальнейшего исследования указанной философской проблематики. Материалы и результаты исследования могут быть использованы в педагогическом процессе в качестве основы лекционных курсов и спецкурсов по вопросам онтологии и теории познания, а также истории философии.

Апробация диссертационного исследования.

Материалы диссертационного исследования были обсуждены на «круглом столе» в Московском государственном университете культуры и искусств «Диалог культур в контексте проблем современного общества» (МГУКИ, 2006). Основные положения диссертации представлены в четырех публикациях автора.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В диссертационной работе рассмотрены классический и неклассический подходы к объяснению познавательного процесса, феномена интуиции и роли воображения в познании. На основе предметно-деятельностной и исторической методологий критически проанализирована эволюция гносеологических концепций от классического рационализма до современного когнитивно-эволюционного подхода. Основной результат исследования можно сформулировать следующим образом: сопоставление и критический анализ классического и неклассического подходов к исследованию данного феномена позволяет подтвердить предположение о том, что трактовка интуиции как сугубо непосредственного познания, дающего истинное знание, есть результат рационализации объективной видимости этого процесса. Разграничение способов познания на непосредственные и опосредованные, принимаемое как классическим идеализмом, так и его неклассическими формами, является чисто внешним и основано на дуализме души и тела, когда сознание понимается как нечто привнесенное извне или данное свыше. Однако классическая философия все же была сориентирована на выявление их общей основы — продуктивной разумной деятельности человека. При этом обнаружение классической философией трансцендентального происхождения человеческих способностей явилось продуктивной основой дальнейших исследований природы непосредственного познания.

Отказ от культуры как субстанциальной основы познания в неклассической философии приводит к мистифицированию или биологизации происхождения познавательных способностей человека, включая интуицию. При этом культурно-историческая и предметно-деятельностная методологии, в противоположность этому, помогают определить закономерности развития человеческих способностей на основе интеграции индивида в практическую предметную деятельность. Она дает возможность раскрыть природу интуитивного познания как способа мышления, в котором ведущую роль играет воображение как основа всех специфически человеческих способностей субъекта.

В рамках предметно-деятельностной концепции интуитивное познание может рассматриваться как усмотрение особенного, в котором представлено всеобщее, воссозданное разумной деятельностью субъектав этом процессе заключается единство непосредственного и опосредованного в познании. Тем самым преодолевается объективная видимость, когда процесс познания воспринимается как сугубо непосредственный интуитивный акт. С познавательного процесса, как и процесса творчества таким образом совлекается покров мистики. Одновременно неявное становится явным, а то, что в объективной видимости представало как данное высшими силами или природой, оказывается произведением мира культуры.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Н.С. Рассудок. Разум. Рациональность. — М.: Наука, 1987.-286 с.
  2. Антология мировой философии: Возрождение. Мн: Харвесг- М: Издательство АСГ, 2001. — 928 с.
  3. Р. А, Баксанский О. Е. Когнитивная стратегия Эйнштейна // Вопросы философии -2005. № 4. — С. 66 — 75.
  4. Арсеньев, А С., Библер В. С. Кедров Б. М Анализ развивающегося понятия. М: Наука, 1967. -439 с.
  5. В. Ф. Бергсон и его критика интеллекта // Асмус В. Ф. Историко-философские эпода. -М, Мысль, 1984. С. 217−261.
  6. В. Ф. Платон: эйдология, эстетика, учение об искусстве. // Асмус В. Ф. Историко-философские этюды. М.: Мысль, 1984.-С3−44.
  7. В. Ф. Проблема интуиции в философии и математике. -М.: Соцэкгиз, 1963.-311 с.
  8. Бергсон Анри. Введение в метафизику. // Бергсон А. Творческая эволюция. Материя и память. Минск.: Харвест, 1999. -С. 1172−1222.
  9. Бергсон, А Непосредственные данные сознания // Бергсон А. Творческая эволюция. Материя и память.- Минск.: Харвест, 1999. С. 670 — 865.
  10. Бергсон Анри. Материя и память. // Бергсон А. Творческая эволюция. Материя и память. Минск.: Харвест, 1999. — С. 414 — 668.
  11. Бергсон Анри. Творческая эволюция. // Бергсон А. Творческая эволюция. Материя и память. Минск.: Харвест, 1999. — С. 8 -412.
  12. Н. А. Истина и откровение. Пролегомены к критике откровения. СПб.: Издательство Русского Христианского университета, 1996. — 384 с.
  13. Н. А. О назначении человека. М.: Республика, 1993.-383 с.
  14. В.С. Мышление как творчество. М.: Политиздат, 1975.-399 с.
  15. В. С. Сознание и мышление (философские предпосылки). // Философско-психологические предположения школы диалога культур. -М.: РОССПЭН, 1998. С. 13 — 87.
  16. И. И. Анри Бергсон. М.: Прогресс — Традиция, 2003.-672 с.
  17. И. И. Анри Бергсон и философия длительности.// Бергсон А. Собр. Соч. в 4 тт. Т. 1. М.: Московский клуб, 1992. — С 6 -44.
  18. Ю. М Воображение и теория познания (критический очерк каншвского учения о продуктивной способности воображения. М: Высшая школа, 1966. -149с.
  19. Ю. М Современная европейская философия. М: Научный мир, 2000.-256 с.
  20. Ф. Новый органон. //Бэкон Ф. Соч. в 2 тг. Т. 2. -М: Мысль, 1972.-С. 5 -222.
  21. Валери П Всеобщее определение искусства// Валери П. Об искусстве. -М: Искусство, 1993. С. 91 -100.
  22. П. Художественное творчество. //Валери П. Об искусстве. М: Искусство, 1993.-С. 100−103.
  23. Вересов Н Н Выготский, Ильенков, Мамардашвиж опыты теоретической рефлексии и монизм в философии // «Вопросы философии». 2000. -№ 12,-С.74−87.
  24. Выготский Л С. Инструментальный метод в психологии. // Выготский ЛС. Соч. вбтг. -Т.1. -М, Педагогика, 1982. -С. 103 -108.
  25. Выготский Л С. Исторический смысл психологического кризиса // Выготский Я С. Психология развития человека- М: Смысл- ЭКСМО, 2003. -С. 41 -90.
  26. Выготский Я С. Лекции по психологии. // Выготский Я С. Собрание соч. вбтг. -Т. 2. -М: Педагогика, 1982. -С. 362−465.
  27. Л. С. Мышление и речь. // Вьиттский Я С. Собрание соч. в бт.т.-Т. 2.-М:Педапяика, 1982. -С. 5−361.
  28. Выготский Я С. Психология искусства Росгов-на-Дону: Феникс, 1998. -479 с.
  29. П. П Бытие и разум. // Вопросы философии. -1997. № 7. -С. 114−140.
  30. Гавденко П П История греческой философии в ее связи с наукой. М: PER SE, СПб.: Университетская книга, 2000.-318 с.
  31. П. П. Иерархический персонализм Н.О. Лосского. // Лосский Н. О. Чувственная, интеллектуальная и мистическая интуиция. М.: ТЕРРА — Книжный клуб- Республика, 1999. — С. 349 -370.
  32. Гайденко П П Прорыв к трансцендентному: новая онтология XX века -М: Республика, 1997. 494 с.
  33. Гегель Г. В. Ф. Лекции по истории философии. В 3 кн. -СПб.: Наука, 1993−1994.
  34. Гегель Г. В. Ф. Наука логики. В 3-х т. М.: Мысль, 19 701 972.
  35. Г. В. Ф. Феноменология духа -М: Наука, 2000.-495 с.
  36. В. В. Теория развивающего обучения. М.: ИНТОР, 1996.-541 с.
  37. Р. Разыскание истины посредством естественного света.// Декарт Р. Соч. в 2-х тт. Т 1. — М., Мысль, 1989. — С 154 — 178.
  38. Р. Рассуждение о методе, чтобы верно направлять свой разум и отыскивать истину в науках. // Декарт Р. Соч. в 2-х тт. Т 1.-М, Мысль, 1989. — С 250 -296.
  39. Р. Правила для руководства ума. // Декарт Р. Соч. в 2-х тг. Т 1. — М.: Мысль, 1989.- С 77 — 153.
  40. Делез Жиль. Бергсонизм. // Делез Жиль. Эмпиризм и субъективность: Опыт о человеческой природе по Юму. Критическая философия Канта: учение о способностях. Бергсонизм. Спиноза. М.: PERSE, 2001.-С. 229−322.
  41. Р. Стратегии гениев. Т. 2: Альберт Эйнштейн. М.: Независимая фирма «Класс», 1998. -183 с.
  42. Е. В. Созерцание и деятельность (теоретические предпосылки и методологические аспекты проблемы).: Диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук. Ростов-на-Дону, 1983. — 150 с.
  43. И. И. Неклассическая метафизика или конец метафизики? Европейская философия на распутье. // Вопросы философии, № 5,2003. С. 159 — 171.
  44. А. Романтизм и философия Бергсона. // Бергсон А. Творческая эволюция. Материя и память. Минск.: Харвест, 1999. -С. 1102−1170.
  45. В. В. История русской философии. Харьков: Фолио- М.: Изд-во ЭКСМО — Пресс, 2001. — 896 с.
  46. Э. В. Диалектика абстрактного и конкретного в научно-теоретическом мышлении. М.: РОССПЭН, 1997. — 464 с.
  47. Э. В. Диалектическая логика: очерки истории и теории. 2-е изд., доп. — М.: Политиздат, 1984. — 320 с.
  48. Э. В. Искусство и коммуьмлжеский идеал: Избранные статьи по философии и эстетике. -М: Искусство, 1984. -349с.
  49. Э. В. Философия и культура. М.: Политиздат, 1991.-464 с.
  50. Э.В. Школа должна учить мыслить. М.: Издательство МПСИ- Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2002. -112 с.
  51. В. Р., Новиков А. А. В мире научной интуиции. М., Наука, 1978. — 191 с.
  52. Канг И Критика чистого разума Симферополь: «Реноме», 2003.464 с.
  53. Канг И О педагогике. //КангИ Соч. в 8 т. -Т. 8. -М: ЧОРО, 1994.-С. 399−462.
  54. Канг И О ферме и принципах чувственно воспринимаемого и интеллигибельного мира //КангИ Соч. в 8тг.-Т. 2. -М: ЧОЮ, 1994.-С. 277−320.
  55. Каш* И. Что значит ориенгарсш1ъся в мышлении//К^ -Т8.-М:ЧОЮ, 1994.-С. 89−105.
  56. Каринский М И Кришческий обзор последнего периода германской философии -СПб., 1873. -333 с.
  57. Карпов П И Творчество душевнобольных и его влияние на развитое науки, искусства и техники. -М -Л: Госиздат, 1926. -200 с.
  58. Д. Т. Эволюционная эпистемология.// Эволюционная эпистемология и логика социальных наук: Карл Поппер и его критики. М.: Эдиториал УРСС, 2000. — С. 92 -146.
  59. Г. В. Монадология. // Лейбниц Г. В. Соч. в 4 тт. -Т. 1. М.: Мысль, 1982. — С. 413 -428.
  60. В.А. Субъект, объект, познание. М.: Наука, 1980.-359 с.
  61. В. А. Эпистемология классическая и неклассическая. -М.: УРСС, 2001. 255 с.
  62. А. H. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975. — 304 с.
  63. А. Н. Проблема деятельности в психологии. // Вопросы философии. -1972. № 9. — С. 95 -108.
  64. А. Н. Проблемы развития психики. М.: Издательство Московского университета, 1972. — 575 с.
  65. Г. В. К философским основаниям педагогики В. В. Давыдова. // Вопросы философии, 2005. № 9. — С. 61 — 70.
  66. Г. В. Так что же есть истина? // Философские науки. -1991.-№ 6. С. 47−61.
  67. К. Агрессия (так называемое «зло»). М.: Прогресс -Универс, 1994. — 272 с.
  68. К. Кантовская концепция априори в свете современной биологии. // Эволюция. Язык. Познание: Когнитивная эволюция. Развитие научного знания. Эволюция мышления. М.: Языки русской культуры, 2000. С. 15−41.
  69. А. Ф. История античной эстетики. Поздний эллинизм. М.: Искусство, 1980. — 766 с.
  70. А. Ф. Ранние диалоги Платона и сочинения платоновской школы. // Платон. Диалоги. М.: Мысль, 1986. — С. 3 — 65.
  71. А. Ф. Эстетика Возрождения. М.: Мысль, 1982.623 с.
  72. Н. О. Обоснование интуитивизма. Пропедевтическая теория знания. СПб., 1908. — 372 с.
  73. Н. О. Интуитивная философия Бергсона. Пг.: Учитель, 1922. -109 с.
  74. Н. О. Мир как осуществление красоты: основы эстетики. М.: Прогресс — Традиция, 1998. — 412 с.
  75. Н. О. Чувственная, интеллектуальная и мистическая интуиция. М.: ТЕРРА — Книжный клуб- Республика, 1999. -408 с.
  76. Ю. М. Асимметрия и диалог. // Лотман Ю. М. Семиосфера. СПб.: Искусство — СПб, 2000. — С. 590 — 602.
  77. Ю. М. Внутри мыслящих миров. // Лотман Ю. М. Семиосфера. СПб.: Искусство- СПб, 2000. С. 150 — 390.
  78. Ю. М. Культура как коллективный интеллект и проблемы искусственного разума. // Лотман Ю. М. Семиосфера. СПб.: Искусство — СПб, 2000. — С 557 -567.
  79. С. Н. Встреча с философом Ильенковым М.: Эребус, 1997. -191 с.
  80. С. Н. Дуализм и монизм в понимании сознания. // Мир психологии. 2006. — № 2. — С. 12 — 23.
  81. С. Н. О деятельностной природе воображения. // Вопросы философии. 2005. — № 7. — С. 146 — 158.
  82. С.Н., Мареева Е. В. История философии (общий курс). Учебное пособие. М.: Академический проект, 2003. 880 с.
  83. С.Н., Мареева Е. В., Арсланов В. Г. Философия XX века (истоки и итоги). Учебное пособие. М.: Академический проект, 2001.-464 с.
  84. Е. В. О методологических принципах исследования неклассической философии (Сборник тезисов выступлений на международной научной конференции)// Ильенковские чтения 99. -М. — Зеленоград.: МИДА, 1999. — С. 208 — 213.
  85. Е. В. Об истоках разума. // Ильенковские чтения 2000−2001 гг: Материалы 2-й (24−25 марта 2000 г) и 3-й (16 -17 февраля 2001 г.) международной научной конференции. М.: РГИИС, 2002. — С. 100−105.
  86. Е. В. Проблема души в классической и неклассической философии. М.: Академический проект, 2003. — 400 с.
  87. Е. В. Проблема социокультурной обусловленности чувственной основы сознания. // Исторические основания взаимодействия культур. Ростов-на-Дону, 1991, Вып. 1.- С. 77- 113.
  88. Е. В. С. Франк как зеркало русской религиозной философии. // Вопросы философии 2005. — № 6, — С 117 -130.
  89. Маркс Карл. Тезисы о Фейербахе. // Ф Энгельс. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии. М.: Политиздат, 1970. — С. 56 — 59.
  90. Г. Одномерный человек. М.: ООО «Издательство ACT" — ЗАО НПП «Ермак», 2003. — 331с.
  91. В. М. Культура и история (проблема культуры в философско-исторической теории марксизма). М.: Политиздат, 1977. -199 с.
  92. И. П. Эпистемология (когнитивно-эволюционный подход). Т. 1. — СПб.: РХГИ, 2003. — 472 с.
  93. Ф. Т. Загадка человеческого Я. М.: Политиздат, 1976.-287 с.
  94. Ф. Т. Общественное сознание и самосознание индивида. М.: Наука, 1990. — 220 с.
  95. Ф. Т. Проблема «Subject Object» или поиск субъектом своих предикатов. // Субъект, познание, деятельность. — М.: КАНОН, 2002.-С. 377−398.
  96. Ф. Т. Самоопределение культуры: философский поиск. М.: Индрик, 2003. 271 с.
  97. JI. К. Монизм как принцип диалектической логики. Алма-Ата.: Наука, 1968. — 327 с.
  98. JI. К. Эвальд Ильенков и мировая философия. // Вопросы философии. 2005. № 5. — С. 132 -144.
  99. В. Апории идеального в диалектической концепции Эвальда Ильенкова. // Вопросы философии. 2004. — № 3.- С. 94−100.
  100. К. А. Существует ж неискусственный интеллект? // Вопросы философии. 2005. -№ 4. — С. 76 -85.
  101. П. В. Современные методологические концепции научного познания: попытка интегрального осмысления.: Диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук. Ростов-на-Дону, 2005. -120 с.
  102. Платон. Диалоги. М.: Мысль, 1986. — 607 с.
  103. Плотин. Избранные трактаты. Минск, Харвест, 2000 — 320с.
  104. Познание в социальном контексте. Отв. ред. В. А. Лекторский, И. Т. Касавин. -М.: ИФРАН, 1994. -171 с.
  105. К. Р. Логика и рост научного знания. М., Прогресс, 1983.-605 с.
  106. А. Н. Язык и сознание: основные парадигмы исследования проблемы в философии Х! Х XX вв. — Иваново: ИвГУ, 1994.-367 с.
  107. Г. Психофизиология и философия А. Бергсона. // Бергсон А. Творческая эволюция. Материя и память. Минск.: Харвест, 1999. — С. 866 — 924.
  108. . История западной философии и ее связи с политическими и социальными условиями от античности до наших дней. М.: Академический проект, 2000. — 766 с.
  109. . Человеческое познание: его сфера и границы. М.: ТЕРРА — Книжный клуб- Республика, 2000. — 464 с.
  110. Е. Я. Мифомышление. Когнитивный анализ. М.: УРСС, 2003.-302 с.
  111. Сартр Ж.-П. Воображаемое: феноменологическая психология воображения. СПб.: Наука, 2001. — 318 с.
  112. Современные зарубежные концепции диалектики. Критические очерки. Отв. ред. В. А. Лекторский. М.: Наука, 1987. -267 с.
  113. В. В. Философия духа и материи Рене Декарта.// Декарт Р. Соч. в 2-х тг. Т 1. — М.: Мысль, 1989. — С. 3 — 76.
  114. . Краткий трактат о Боге, человеке и его счастье.// Спиноза Б. Краткий трактат о Боге, человеке и его счастье. Богословско-политический трактат. Харьков: Фолио- М.: «Издательство ACT», 2000.-С. 15−116.
  115. . Трактат об усовершенствовании разума и о пути, которым лучше всего направляться к истинному познанию вещей. // Спиноза Б. Этика. СПб.: Азбука, 2001. — С. 29 — 44.
  116. . Этика. // Спиноза Б. Этика. СПб.: Азбука, 2001, — С. 45 -348.
  117. Р. История западного мышления. М.: КРОН — пресс, 1995.-444 с.
  118. Теория познания. В 4 т. Под ред. В, А. Лекторского, Т. И Ойзермана.- М.: Мысль, -1991.
  119. Е. Л Две культуры: интуиция и логика в искусстве и науке. -Фрязида:Век2, 2004.-288 с.
  120. Философский энциклопедический словарь. М: ИНФРА-М, 2001.576 с.
  121. И. Факты сознания. Назначение человека. Наукоучение. Мн: Харвесг, М: АСГ, 2000.- 784с.
  122. Фрагменты ршших греческих философов. Огв. редИДРожанский-М: Наука, 1989.-575 с.
  123. С. Я Предмет знания. Душа человека -Мн.: Харвесг- М: ACT, 2000.-990 с.
  124. Человек: мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии Древний мир эпоха Просвещения. // Сост. П. С. Гуревич. — М: Полишздаг, 1991.- 463 с.
  125. В. С. Рациональность как ценность культуры: традиция и современность. -М: Прогресс Традиция, 2003. -172 с.
  126. Ф. В. Й. О мировой душе. Гипотеза высшей физики для объяснения всеобщего организма или разработка первых основоположений натурфилософии на оснше начал тяжести и света // Шеллинг Ф. В. Й Соч. в 2-х тт. Т 1. -М:Мысль, 1987. -С. 89−181.
  127. Ф. В. Й. Система трансцендентального идеализма.// Шеллинг Ф. В. Й. Соч. в 2-х тт. -Т 1. М.: Мысль, 1987. -С. 227−489.
  128. Эволюция, культура, познание. Отв. ред. И. П. Меркулов. -М.: ИФРАН, 1996. -166 с.
  129. Bakhurst D. Consciousness and revolution in Soviet philosophy: from the Bolsheviks to Evald Ilyenkov. Cambridge: Cambridge University Press, 1991. 221 p.
  130. Idealian //The New Philosophycal Scools and doctrines. // The new encyclopedia Britannica. -V. 25. Enc. Britannica. Inc, 1994. — Chicago. -P. 617−621.
  131. Materialism //The New Philosophycal Scools and doctrines. // The new encyclopedia Britannica. V. 25. -Enc. Britannica. Inc, 1994. — Chicago. -P. 621 -625.
  132. Proops Ian. Kants Conception of Analitic Judgment.// Philosophy and Phenomenological Research. Vol. LXX. — No. 3, May 2005. — Brown University, Providence. — P. 588 — 612.
  133. Weinert Friedel. Einstein and Kant. // Philosophy. The journal of the royal institute of philosophy.-Vol. 80. Number 314, October 2005. -Cambridge University Press. — P. 585 — 593.
Заполнить форму текущей работой