Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Организационно-педагогические условия управления спортивно-оздоровительной деятельностью в общеобразовательной школе

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Быстро меняющаяся социально-экономическая действительность подразумевает появление новых социальных норм, ценностей и моделей поведения. Многочисленные социологические исследования показывают, что сегодня меняется не только структура, но и содержание ценностей людей (по данным ВЦИОМ, 2001). Соответственно меняются и их ожидания по отношению к различным социальным институтам, не реагировать… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ В СТРУКТУРЕ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ
    • 1. 1. Теоретико-методологические основы здоровьесберегающего подхода к учебному процессу
    • 1. 2. Воспитательно-оздоровительный развивающий потенциал спортивно-оздоровительной деятельности учащихся
    • 1. 3. Организационно-педагогические условия реализации воспитательного потенциала спортивнооздоровительной деятельности учащихся
  • ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИОННО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО И МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ УПРАВЛЕНИЯ СПОРТИВНО — ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
    • 2. 1. Принципы планирования массовой спортивно-оздоровительной деятельности в школах
    • 2. 2. Методические приемы приобщения школьников разных возрастных категорий к физкультурно-массовым акциям и способствующие этому педагогические условия
    • 2. 3. Результаты исследования и их анализ

Организационно-педагогические условия управления спортивно-оздоровительной деятельностью в общеобразовательной школе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования.

Современное общество как психо — и биосоциальная структура испытало за последнее время множество возмущений в форме дестабилизации социальных, политических и экономических процессов. Для людей это стрессовая ситуация, в которой, при отсутствии мобильного мышления, устойчивости психики и обычного физического здоровья, рассчитывать на сохранение благоприятной динамики процессов «рождаемость — смертность» в масштабах страны невозможно.

Быстро меняющаяся социально-экономическая действительность подразумевает появление новых социальных норм, ценностей и моделей поведения. Многочисленные социологические исследования показывают, что сегодня меняется не только структура, но и содержание ценностей людей (по данным ВЦИОМ, 2001). Соответственно меняются и их ожидания по отношению к различным социальным институтам, не реагировать на которые государство не в праве. В первую очередь, это касается базовых ценностей. Данные этих исследований показывают, что в последние годы в их число активно входит здоровье, которое выступает системообразующей ценностью для большинства людей. Эта ценность выходит на первое место как ценность государственная. Современная российская действительность, характеризующаяся сокращением продолжительности жизни, смертностью в работоспособном возрасте, высокими показателями заболеваемости и смертности детей, закономерно актуализирует проблему изменения в самой системе общественных ценностей. Ценность «здоровье» в этом случае должна рассматриваться государством как ключевая, поскольку здоровье нации является необходимым условием не только развития и роста, но и выживания общества.

Поэтому очевидна потребность в формировании нового, основанного на идее сохранения здоровья сознания человека, общества, государства, что, в свою очередь требует, подбора средств, содержания, организационных форм, обеспечивающих целостность желаемых изменений.

Образовательные учреждения выступают в этом процессе как основные звенья формирования новой системы ценностей и ценностных моделей поведения у целого поколения россиян. Отсюда весьма важной выступает проблема формирования, прежде всего у руководителей образовательных учреждений, новой ценностной модели, отвечающей как запросу общества, так и государственным задачам.

Однако исследования показывают, что здоровье для многих людей не выступает основной жизненной ценностью. Так, 89% опрошенных нами школьников, 66,5% педагогов и 62,2% руководителей образовательных учреждений не называют здоровье в числе шести основных жизненных ценностей. В более чем 70% обследованных нами образовательных учреждений, кроме уроков физической культуры, никак не реализуется программа формирования здорового образа жизни. Это приводит к необходимости анализа всей системы ценностей современного руководителя образовательного учреждения, выявления структуры и содержания ценностных ориентаций, ценностных моделей поведения управленца, определяющих, в конечном итоге, его управленческую концепцию.

Школа является одной из сред, наиболее активно способных воздействовать на сознание развивающейся личности. Кроме того, организация учебно-воспитательного процесса отражает существующие в общественной жизни потребности. Так, в настоящее время, помимо общеизвестных обучающей, развивающей и воспитательной целей обучения, стала актуальной цель сохранения здоровья учащихся и учителей. Среди единичных попыток реализовать здоровьесберегающий подход уже появились системные исследования о создании в школе специальной службы здоровья и введении уроков здоровья в учебный план. Необходимо решение важной педагогической проблемы, связанной с определением эффективных подходов и механизмов их реализации по управлению спортивно-оздоровительной деятельностью в школьном коллективе, по формированию здорового образа жизни. Именно в спортивно-оздоровительной деятельности можно формировать потребность в занятиях физкультурой и спортом, стремление к здоровому образу жизни, влиять на досуг.

Актуальность проблемы исследования усиливают и существующие противоречия между:

— пониманием здоровья человека как целостной, многомерной системы и дискретной ее представленностью в научных разработках по управлению спортивно-оздоровительной деятельностью в общеобразовательной школе, преимущественно отражающих потенциалы медицины и физической культуры;

— признанием необходимости интеграции междисциплинарных учений (педагогики, психологии, медицины, философии и др.), комплексного подхода в создании механизма управления спортивно-оздоровительной деятельностью в общеобразовательной школе и отсутствием научной разработанности и обоснованности организационно-педагогических условий управления, обеспечивающих эффективность этого процесса;

— пропагандируемой руководителями образовательных учреждений ценностью здоровья школьников и их собственной реальной моделью управления спортивно-оздоровительной деятельностью в общеобразовательной школе.

С учетом выявленных противоречий была определена проблема исследования: как должно быть смоделировано образовательное пространство школы, какие должны быть реализованы педагогические условия, обеспечивающие наиболее полную реализацию системно-целостного подхода к организации спортивно — оздоровительной деятельности в образовательном учреждении, способствующие эффективному комплексному обеспечению сохранения и укрепления здоровья учащихся в процессе их обучения в общеобразовательной школе.

Рассмотрение данной проблемы и определило тему исследования:

Организационно-педагогические условия управления спортивно-оздоровительной деятельностью в общеобразовательной школе".

Цель исследования: выявить, обосновать и экспериментально проверить организационно-педагогические условия управления спортивно-оздоровительной деятельностью в общеобразовательной школе на современном этапе.

Объект исследования: учебно-воспитательный процесс по управлению спортивно-оздоровительной деятельностью учащихся в системе школьного образования.

Предмет исследования: организационно — педагогическая деятельность по сохранению здоровья учащихся.

Гипотеза исследования: управление спортивно-оздоровительной деятельностью в системе школьного образования может быть эффективно реализовано, если:

— на основе анализа тенденций и приоритетных направлений развития общеобразовательной школы выделены факторы, повышающие мотивацию и определяющие формирование потребности в физическом совершенствовании школьников в процессе обучения;

— определены функции системы управления спортивно-оздоровительной деятельностью в общеобразовательной школе;

— с позиций целей и задач школы рассмотрены основные требования к содержанию и организации спортивно-оздоровительной деятельности в общеобразовательной школеразработана модель управления спортивно-оздоровительной деятельностью школы;

— определены организационно-педагогические условия управления спортивно-оздоровительной деятельностью в системе общеобразовательной школы;

— разработаны программы реализации предложенной модели;

— разработаны подходы к системе охраны здоровья школьников специальной медицинской группы, а также эффективные программы физического развития школьников.

В соответствии с проблемой, объектом и предметом исследования были сформулированы следующие задачи исследования:

1. Выделить факторы, повышающие мотивацию и определяющие формирование потребности в физическом совершенствовании учащихся в процессе обучения.

2. Рассмотреть цели и задачи системы управления спортивно-оздоровительной деятельностью в школьном образовании, связанные с физическим развитием школьников, проанализировать существующий опыт педагогических условий реализации этой работы.

3. Определить организационно-педагогические условия управления спортивно-оздоровительной деятельностью в общеобразовательной школе.

4. Определить возможность использования новых подходов к управлению спортивно — оздоровительной деятельностью в общеобразовательной школе.

5. Разработать модель управления спортивно-оздоровительной деятельностью в общеобразовательной школе.

6. Разработать и апробировать педагогическую технологию спортивно-оздоровительной деятельности школьников в процессе учебных и вне учебных занятий.

Экспериментальная работа проводилась на базе школы № 1825. (Количество воспитанников — 554- 1−4 класс — 160- 5−9 класс — 280- 10−11 — 52- дошкольный отдел — 62- педагогов — 78). Конечно, здоровьесбережение на уровне школы непременно включает и класс как организационную единицу процесса обучения.

Однако не всегда идеи школьной концепции принимаются и реализуются учителями. Поэтому данное исследование адресовано в первую очередь учителям, классным руководителям, являющимся потенциальными инициаторами инновационных процессов.

Данное исследование знакомит с понятием «спортивно-оздоровительная деятельность» и поможет создать в школе условия, содействующие сохранению здоровья учащихся.

В исследовании раскрывается понятие управления спортивно-оздоровительной деятельностью с точки зрения отечественных и зарубежных ученых, анализируются организационно-педагогические спортивно-оздоровительные условия в школе, предпринимается попытка дифференцировать условия здоровьесбережения в школе и классе. Наконец, в модель по сохранению здоровья включаются организационно-педагогические условия спортивно-оздоровительной деятельности в классе.

Методологическую основу исследования составляет принцип системности, предполагающий рассмотрение процесса управления спортивно-оздоровительной деятельностью с точки зрения его целостных характеристик, рассматривающий объект нашего исследования в системе причинно-следственных отношений.

Исходными теоретическими положениями, с позиций которых анализируются и оцениваются педагогические факты, а также инструментом анализа и оценки рассматриваемого материала с точки зрения его роли в процессе управления спортивно-оздоровительной деятельностью в общеобразовательной школе является система общедидактических положений о сущности педагогического процесса, о сущности личности, деятельностной природе воспитания и развития личности. При этом мы опирались на работы К. А. Абульхановой — Славской, Ш. А. Амонашвили, Б. Г. Ананьева, Ю. К. Бабанского, Н. М. Бердяева, И. В. Блауберга, JI.C. Выготского, В. П. Зинченко, А. Н. Леонтьева, Б. Ф. Ломова, С. Л. Рубинштейна. В исследовании мы также опирались на фундаментальные психолого-педагогические теории и концепции: теорию физической культуры личности (В.К.Бальсевич, М. Я. Виленский, В. М. Выдрин, Л. И. Лубышева и др.) — современные представления об интегративном содержании и тенденциях физической культуры (Л.П.Матвеев, Ю.М.Николаев) — теорию формирования здорового образа жизни учащейся молодежи (Н.П.Абаскалова, В.М.Кабаева) — теорию построения управляемого объекта и управляющей системы школы (В.Г.Афанасьев, Э. Г. Юдин и др.) — теорию построения системы управления, оптимальной для конкретной разновидности школы в конкретных обстоятельствах ее существования и жизнедеятельности (Ю. К. Бабанский, В. С. Лазарев, М.М.Поташник) — теорию организационно-управленческого проектирования и целевых программ развития (В.С.Лазарев, О. Е. Лебедев, М. М. Поташник, П.И.Третьяков).

Методы исследования: Для решения поставленных задач и проверки исходных положений были использованы следующие методы исследования:

— теоретический анализ литературных источников;

— методы системно-структурного подхода;

— методы анализа и синтеза;

— методы моделирования и прогностики;

— методы наблюдения и изучения результатов деятельности.

Этапы исследования:

На первом — поисково-теоретическом (2000;2003 гг.) — осуществлялся анализ состояния проблемы в педагогической, психологической литературе по теме исследованияопределялись объект, предмет, научный аппарат и база исследованияобобщался полученный материал, разрабатывалась Программа управления спортивно-оздоровительной деятельностью в общеобразовательной школе № 1825 г. Москвы.

На втором — опытно-экспериментальном (2003 — 2007гг.) — проводилась проверка гипотезы исследованияразрабатывалась модель управления спортивно-оздоровительной деятельностью в общеобразовательной школе.

На третьем — обобщающем (2007;2008гг.) — проводилась систематизация и обработка результатов исследования, уточнялись и дополнялись теоретические и экспериментальные выводы, осуществлялось оформление диссертации.

Научная новизна исследования заключается в том, что: разработана модель управления спортивно-оздоровительной деятельностью в общеобразовательной школе, базирующаяся на совокупности выделенных принципов: личностно-ориентированного характера воспитательной и образовательной деятельности, гуманизации, фундаментализации, индивидуализации, непрерывности, гармонизации, многоуровневостипредложены механизмы реализации модели управления, рассмотренные через ведущие направления спортивно-оздоровительной деятельности (гигиеническое, оздоровительно-рекреативное, общеподготовительное, спортивное, профессионально-прикладное и лечебное);

— определены организационно-педагогические условия реализации модели управления, представленные в виде требований к содержанию и организации спортивно-оздоровительной деятельности в общеобразовательной школе (разработка методологических приоритетов построения системы управления оздоровительной деятельностью в общеобразовательной школеразработка конкретного комплекса организационно-методических и воспитательных мер, способных вывести на новый уровень развитие физической культуры и спортауправленческая координация главных направлений работы общеобразовательной школы);

— выделены факторы, повышающие мотивацию и определяющие формирование потребности в физическом совершенствовании школьников в процессе обучения (повышение престижности и общественной значимости занятий физической культурой и спортомвведение нормативов обеспеченности материально-технической базой и кадрамиоптимальное сочетание процессов вовлечения людей в практические занятиярасширение и углубление их знаний о ценностях средств физической культуры и спортаобогащение содержания самыми прогрессивными и эффективными формами и методами их проведениясовершенствование форм и направленности пропаганды физической культуры, и спорта, учета групповых и индивидуальных интересов к видам и формам занятийповышение уровня занятий, их эмоциональности, интенсивности) — и определены функции управления спортивно-оздоровительной деятельностью в общеобразовательной школе (обучения, воспитания, управления педагогическим воздействием);

— разработаны и апробированы программы физического развития школьников в процессе занятий спортивно-оздоровительной деятельностью.

При этом: выявлены особенности ценностно-мотивационного отношения школьников 12−15 лет к формированию собственного здоровья;

— разработан комплекс спортивно-оздоровительных и образовательно-воспитательных мероприятий для общеобразовательной школы по укреплению и сохранению здоровья как основного фактора формирования у учащихся мотивации к изменению привычного стиля жизни;

— установлена высокая степень уязвимости мальчиков и девочек в аспекте приобщения к социальноопасным (вредным) привычкам;

— установлена высокая степень адекватности самооценки подростками 12−15 лет своих габаритных размеров тела и уровня физических качеств, что является основанием для принятия ими вполне осознанных и целенаправленных мер по формированию как основных компонентов здорового образа жизни, так и здоровьесберегающего поведениявыявлен состав организационно — педагогических условий сопровождения педагогического процесса, обеспечивающих высокий уровень эффективности реализации инновационной программы спортивно-оздоровительной деятельности для школьников.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что в работе представлена модель управления спортивно-оздоровительной деятельностью в общеобразовательной школе, включающая совокупность принципов, механизмы и организационно-педагогические условия ее реализации. Данные положения могут быть использованы в исследованиях, связанных с проблемами совершенствования профессиональной подготовки педагогов в системе общего образования. Теоретическая значимость результатов исследования заключается в расширении существующих представлений о системе управления спортивно-оздоровительной деятельностью школьников, об организационных, содержательных, методических и технологических аспектах управления двигательной активностью учеников в условиях общеобразовательной школы, обеспечивающих приобретение ими знаний и умений, а также в эффективном формировании навыков здоровьесберегающего поведения, основ здорового образа жизни и физической культуры личности в целом.

Достоверность результатов исследования обеспечивается методологической обоснованностью положений исследования, опирающихся на устоявшиеся и общепринятые идеи, законы и принципы педагогики, а также исходными методологическими позициями, соответствием выбранных методов цели и содержанию исследования, разнообразием привлеченных источников, успешным апробированием основных научных положений в ходе экспериментальной проверки результатов исследования.

Практическая значимость исследования заключается в том, что разработана и научно обоснована модель управления спортивно-оздоровительной деятельностью в общеобразовательной школе, разработаны и апробированы программы физического развития школьников в процессе групповых занятий физической культурой, а также установлен состав методик и условий педагогического сопровождения, позволяющий в условиях общеобразовательной школы существенно повысить эффективность процесса физического образования и воспитания как базы для приобретения навыков здоровьесберегающего поведения и формирования основ здорового образа жизни у детей. Результаты могут быть использованы практическими работниками школы при разработке новых подходов. к подготовке профессиональных кадров по здоровьесберегающим технологиям обучения.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Функционирование современных общеобразовательных школ в настоящее время не в полной мере обеспечивает решение задачи, ориентированной на формирование основ здорового образа жизни, так как оздоровление школьников разработчики большинства специальных программ видят в проведении культурно-развлекательных, образовательно-воспитательных и спортивно-массовых мероприятий, без учета того, что реальные условия позволяют существенно улучшить содержание и увеличить объем организованной и самодеятельной двигательной активности мальчиков и девочек с целью сохранения и укрепления здоровья, развития физических качеств, формирования устойчивой потребности в систематических занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью и приобретения знаний, умений и навыков здоровьесберегающего поведения.

2. Педагогическая технология, направленная на приобретение школьниками необходимых знаний, умений и навыков здоровьесберегающего поведения и формирование основ здорового образа жизни, должна представлять собой цикл мероприятий, реализуемых в специально организованной спортивно-образовательной деятельности, позволяющей школьнику в условиях общеобразовательной школы:

• осознать важность формирования здорового стиля жизни;

• сформировать готовность улучшить показатели своего здоровья путем повышения двигательной активности;

• осознанно выбрать состав средств физического воспитания для повышения своей физической подготовленности;

• осознать весь состав и содержание мероприятий, реализация которых в условиях школы позволит повысить уровень физической и двигательной подготовленности, укрепить и сохранить здоровье;

• систематически участвовать в учебно-тренировочных занятиях по избранному виду спорта и в других спортивно-оздоровительных мероприятиях и праздниках;

• объективно оценивать характер и степень изменения индивидуальных показателей физического развития, физической и двигательной подготовленности за период пребывания в школе;

• сформировать готовность к рационализации индивидуального двигательного режима и соблюдению основ здорового образа жизни в целом.

3. Приобретение навыков спортивно-оздоровительной деятельности и формирование основ здорового образа жизни в условиях общеобразовательной школы осуществляются более успешно в том случае, если проектирование содержания программы спортивно-оздоровительной деятельности (включающей проективный, содержательный, процессуальный и контрольно-учетный блоки), а также учебно-воспитательного процесса, процесса физического совершенствования и динамики социально-духовных ценностей осуществляется на основе выявления и учета особенностей исходного состояния потребностно-мотивационной сферы, уровня физического развития и физической подготовленности школьников, а ее коррекция и оценка реализационной эффективности проводится по динамике этих показателей.

4. Основными организационно-педагогическими условиями управления спортивно-оздоровительной деятельностью в общеобразовательной школе являются:

• создание специальной ситуации (сбор информации здоровьесберегающего содержания, анализ информации, поиск и принятие решения, ценностная ориентация участников спортивно-оздоровительного процесса) — на основе бесед с родителями, детьми, координации работы с учителями данного класса, формировании мотивации всех участников учебно-воспитательного процесса на здоровьесбережение;

• разработка организационно-методического обеспечения (выбор ключевой идеи здоровьесбережения, формулировка целей, принципов, задач, отбор средстввыявление возможностей каждого элемента педагогической системы для сохранения здоровьяна основе выбранной концепции анализ программ, положений и других документов, направленных на сохранение здоровьяанализ педагогического процесса) — реализация гуманитарного подхода в образовании, концепции формирования индивидуальности школьников, соблюдение внутрии внешнесредовых условий;

• объединение субъектов учебно-воспитательного процесса, ответственных за организацию спортивно-оздоровительного процесса (определение предполагаемых изменений, подбор специалистов, оформление соответствующей документации, определение конкретных целей и задач в работе каждого участника учебно-воспитательного процесса, установление координации, взаимообусловленности их деятельности) — координация деятельности валеолога, психолога, учителя физкультуры, родителей, других учителей, работающих с данным классом;

• просветительская работа, повышение компетенции учителя в области здоровьесбережения (определение неизвестных аспектов и выбор путей, способов и форм спортивно-оздоровительного образования) — лекции, просветительская работа, праздники «День здоровья», выпуск стенгазеты «Вестник валеолога»;

• создание мониторинга по изменению здоровья ученика, деятельности и мировоззрения родителей (определение направлений мониторинга, установление координации деятельности субъектов учебно-воспитательного процесса по проведению мониторинга, выявление спортивно-оздоровительных направлений здоровьесбережения) — отслеживание заболеваемости, количества пропущенных урокованкетирование родителей и детей, психологическое обследованиемониторинг работоспособности, внимания, памяти и самооценки.

5. Основными компонентами управления спортивно-оздоровительной деятельностью в учебно-воспитательном процессе являются:

• Целевой, включающий сохранение здоровья классного коллектива, укрепление физического здоровья, развитие индивидуальности и личности (цели моделирования и компоненты спортивно-оздоровительной деятельности, цели преобразования структуры педагогической системы класса, цели диагностики, коррекции здоровьесберегающего аспекта педагогической системы);

• Процедурный, включающий разработку спортивно-оздоровительного аспекта модели класса, программ и алгоритмов, обеспечивающих реализацию здоровьесберегагощей функции каждым членом педагогического коллектива, выбор и реализацию спортивно-оздоровительных средств в учебно-воспитательном процессе;

• Координационный, включающий выбор и применение путей, способов и форм интеграции действий отдельных субъектов учебно-воспитательного процесса;

• Рефлексивный, включающий самоанализ и самооценку реализации спортивно-оздоровительной функции, определяющий связи и влияние элементов педагогической системы в конкретных условиях на здоровье ее участников.

Апробация и внедрение результатов исследования. Теоретические и экспериментальные результаты исследования на отдельных этапах докладывались и обсуждались на методологических семинарах кафедры педагогики и психологии АПК и ППРОна заседаниях педагогических и методических советов школьных образовательных учреждений г. Москвына различных научно-практических конференциях (Москва, 2006, 2007, 2008 гг. и др.). Диссертация является итогом 15-летней педагогической работы соискателя в должности директора государственного образовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 1825 спортивно-оздоровительной направленности.

Изучение состояния проблемы проводилось на основе информационных и аналитических материалов, представленных руководителями московских школ, а также использовались и анализировались информационные материалы, размещенные в открытом доступе в сети Интернет. Основная опытно-экспериментальная работа проводилась на базе ГОУ СОШ № 1825, десяти общеобразовательных школ района Северное Бутово, учебно-методического центра Юго-Западного окружного управления образования г. Москвы.

Структура диссертации. Реализация целевых установок диссертации и ее внутренняя логика определили структуру диссертации. Она состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложений. Работа иллюстрирована 5 рисунками, 11 таблицами, 1 схемой.

Основные выводы по работе:

1. Проанализировано состояние проблемы управления спортивно-оздоровительной деятельностью в общеобразовательной школе. Сделан вывод о том, что формирование у школьников потребности в физическом совершенствовании реализуется на пути использования комплексного подхода, соединяющего в себе социальные и педагогические аспекты решения проблемы, в том числе: создание возможностей для занятий физической культурой и спортомформирование понимания человеком их целесообразностиличное участие школьника в процессе занятий, вызывающих положительные эмоции (ощущение радости, приподнятого настроения, бодрости).

2. Выделены факторы, повышающие мотивацию и играющие важную роль в формировании потребности в физическом совершенствовании личности:

— повышение престижности и общественной значимости занятий физической культурой и спортом;

— введение нормативов обеспеченности материально-технической базой и кадрами;

— оптимальное сочетание процессов вовлечения людей в практические занятия и расширение, углубление их знаний о ценностях средств физической культуры и спорта;

— обогащение содержания самыми прогрессивными, эффективными формами и методами их проведения;

— совершенствование форм и направленности пропаганды физической культуры и спорта, учета групповых и индивидуальных интересов к видам и формам занятий;

— повышение уровня занятий, их эмоциональности, интенсивности.

3. Определены функции управления спортивно-оздоровительной деятельностью в общеобразовательной школепоказано, что формирование знаний о здоровье следует считать ее важнейшей функцией.

4. Выделены задачи системы физической культуры в школе:

— воспитание потребности в физическом совершенствовании и здоровом образе жизни;

— формирование системы теоретических знаний и практических умений в области физической культуры;

— полноценное использование средств физической культуры для профилактики заболеваний, сохранения и укрепления здоровья, овладение умениями по самоконтролю в процессе физкультурно-спортивных занятийвключение школьников в активную физкультурно-спортивную деятельность по освоению ценностей физической культуры.

5. Выделены проблемы, сдерживающие решение названных задач:

— неполное соответствие школьных программ сути указанных задач;

— отсутствие достаточных мотивов и стимулов для их реализации у преподавателей физического воспитания;

— низкий уровень физического развития, физкультурного образования и потребности в физическом совершенствовании поступающих в школьное учреждение;

— непомерно большая учебная нагрузка, приходящаяся на одного преподавателя физического воспитания;

— сохранение системы соревнований в школе и между школами, стимулирующей, в основном, спортивное совершенствование отдельных команд и спортсменов, а не всей массы учащихся.

6. Разработана модель управления спортивно-оздоровительной деятельностью в общеобразовательной школе, представленная в виде принципов (методологическая составляющая), на которые опирается система физической подготовки в рамках реализации выстроенной модели (наряду с общеизвестными дидактическими принципами: научности, доступности, перспективности, последовательности, связи с практикой и др.). Мы выделяем совокупность принципов, на которые опираемся при спортивно-оздоровительной деятельности со школьниками: принципы гуманизации, фундаментализации, индивидуализации, непрерывности, гармонизации, общественно-государственного управления, многоуровневости, принцип личностно-ориентиованого характера педагогической деятельности, а также механизмы реализации (функционально-организационная составляющая), обеспечивающие реализацию модели через ведущие направления (гигиеническое, оздоровительно-рекреативное, общеподготовительное, спортивное, лечебное), содержание и формы (учебные занятиясамостоятельные занятия школьников физической культурой, спортомфизические упражнения в режиме днязанятия в физкультурно-спортивных клубахгруппы здоровья, общей и специальной физической подготовкиспортивные секции).

7. Определены организационно-педагогические условия реализации разработанной модели управления спортивно-оздоровительной деятельностью в общеобразовательной школе в виде основных требований к содержанию и организации спортивно-оздоровительной работы в общеобразовательном учреждении:

— разработка методологических приоритетов построения системы оздоровительной работы в школе;

— разработка конкретного комплекса организационно-методических, пропагандистских и воспитательных мер, способных вывести на новый уровень развитие физической культуры и спорта;

— управленческая координация главных направлений работы школы и общественных объединений в области физической культуры и спорта.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Формирование знаний и умений физкультурно-оздоровительной деятельности является неотъемлемой составляющей физической подготовки школьников.

При этом формирование у школьников потребности в физическом совершенствовании связано с целым комплексом условий, как социальных, так и педагогических. К этим условиям в настоящее время относят необходимость повышения престижности и значимости спортивно-оздоровительной деятельности через пропаганду физической культуры и спортаулучшения материально-технической базы и качества подготовки педагогических кадроврасширение знаний о возможности средств физической культурыпоиска нового содержания, средств и методов его реализацииучета индивидуальных интересов и повышения уровня знаний.

Необходимо сформировать у школьников соответствующие психологические основания, здесь следует использовать как общие положения о преимуществах спортивно-оздоровительной деятельности, так и транслировать четкое понимание особенностей спортивной деятельности и их влияния на здоровье.

Нами выделены следующие общие функции системы спортивно-оздоровительной деятельности в общеобразовательной школе: обучения, воспитания и управления педагогическим воздействием.

Но наряду с общими функциями системы спортивно-оздоровительной деятельности: сообщение специальных знаний в области всестороннего физического развития личности школьника, формирование двигательных умений и навыков, воспитание осознанного отношения к физическому развитию, формирование потребностей и мотивов в регулярной физкультурной активности, развитие физических качеств — формирование убежденности в необходимости регулярных физических занятий. Формирование знаний о влиянии физкультурной деятельности на здоровье и о способах снизить это влияние считать важнейшей функцией спортивно-оздоровительной деятельности в общеобразовательной школе, которую мы выделяем.

Нами разработаны методологические основы системы оздоровительной работы в школеконкретный комплекс организационно-методических, пропагандистских и воспитательных мер в области физической культуры и спорта. Для реализации этого направления нами разработана системная модель управления спортивно-оздоровительной деятельностью в общеобразовательной школе.

Механизмы реализации (функционально-организационная составляющая предложенной модели) осуществляются через ведущие направления (гигиеническое, оздоровительно-реактивное, общеподготовительное, спортивное, лечебное), содержание и формы (учебные занятия, самостоятельные занятия школьников физической культурой, спортом, туризмомфизические упражнения в режиме днязанятия в физкультурно-спортивных клубахгруппы здоровья, общей и специальной физической подготовкиспортивные секции) спортивно-оздоровительной деятельности. Эти направления, в той или иной степени представленные в работе общеобразовательной школы, обеспечивают реализацию выделенной выше совокупности принципов спортивно-оздоровительной деятельности.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Ш. А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. — Минск, 1990. — 559 с.
  2. Н.М. Раздумья о здоровье. М.: Физкультура и спорт, 1987 — 64с.
  3. П.Б. Влияние на здоровье детей основных факторов, формирующих среду обитания: Автореф. дис.. канд. пед наук. — М., 2000.- 23 с.
  4. .Г. Человек как предмет познания. СПб., 2001. — 125 с.
  5. Е.Д. Совершенствование системы физической подготовки в условиях школьного обучения / М., 2006./ С. 128−135.
  6. В.И. Педагогика творческого саморазвития. — Казань: Изд-во Казанского университета, 1998. — 567 с.
  7. Г. М. Социальная психология. М., 1989. 432 с.
  8. М.В. Анализ урока с позиции здоровьесбережения // Педагогика и психология здоровья. -М., 2003. 156 с.
  9. И.А. Физиологические механизмы и закономерности индивидуального развития. М.: Наука, 1982. — 235 с.
  10. А.Г. Психология личности: Учебник. — М.: Изд-во МГУ, 1990. -367 с.
  11. С.П., Комарин С. В., Тимонина А. И. Что делать с детьми в загородном лагере. М.: Новая школа, 1997. 224 с
  12. Ю. К. Комплексный подход к воспитанию учащихся. — Киев.: Рад. Школа, 1985.-236 с.
  13. P.M., Берсенева А. П., Максимов А. П. Валеология и проблемы самоконтроля здоровья в экологии человека: Учебно методическое пособие. 4.1. — Магадан, 1996. — 55 с.
  14. .Ф. Нервно-психическое утомление учащихся в традиционной школьной среде. — Сергиев-Посад, 1995. 125 с.
  15. Л.В., Барканова С. В. Формирование здорового образа жизни российских подростков: Учебное пособие для классных руководителей 5−9 классов. -М.: ВЛАДОС, 2002. 25 с.
  16. В.К. Физическая подготовка в системе воспитания культуры здорового образа жизни человека (методологические, экологические и организационные аспекты) // Теория и практика физической культуры. 1990. -№ 1. — С.20−26.
  17. В.К., Лубышева Л. И., Прогонюк Л. Н. и др. Новые векторы модернизации систем массового физического воспитания детей и подростков в общеобразовательной школе // Теория и практика физической культуры. 2003 — № 4. — С. 56−59.
  18. В.К. Основные положения Концепции интенсивного инновационного преобразования национальной системы спортивно-оздоровительную воспитания детей, подростков и молодежи России // Теория и практика физической культуры. 2002. — № 3. — С.43−47.
  19. А.А. О проекте Федеральной целевой программы «Здоровый ребенок» // Здоровые дети России в XXI веке. М., 2001. — С.27−34.
  20. В.А., Полещук A.M., Тихон Д. В. Педагогическая помощь детям средствами физической культуры // Физическая культура и спорт — 2002. — № 3. -С. 28−36.
  21. О.С. Отношение детей и подростков к здоровому образу жизни. М., 2003. — С. 123−124.
  22. В.В. Мотивационный критерий в области физической подготовки школьников / Инновационный поиск в профессиональном образовании и в учреждениях дополнительного образования детей. — М., 2005. -С. 68−73.
  23. М.М. Здоровьесберегающая школа. — М.: Московский психолого-социальный институт, 2004. — 240 с.
  24. В.Н. Формирование ценностного отношения старшеклассников к здоровью в процессе физического воспитания: Дис. .канд. пед. наук. -Самара, 2000.-163 с.
  25. В.И. Психология здоровья. — М., 1994.
  26. С.Н. Формирование ценностного отношения девочек-подростков: Дис.. канд. пед. наук. -М., 2006. 176 с.
  27. А.С. Нравственность. Здоровье. Семья: Методическое пособие для учителя. 4.1, 2. Основы нравственного выбора / Отв. Ред. А. С. Белкин. — Екатеринбург: Учебная книга, 2001. 277 с.
  28. В. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989.-192 с.
  29. В.М. Личность и условия ее развития и здоровья. Избранные труды по психологии личности. Т.2. СПб., 1999. — 426 с.
  30. П.П. Избранные педагогические сочинения: В 2-х т. Т.1. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959. — 695 с.
  31. П.П. Возрастная педология. — М., 1930. С. 7.
  32. А.А. Личность и общение. — М.: Педагогика, 1983. 210 с.
  33. В.П. Сборник инструктивно-методических материалов по физическому воспитанию. — М., 1984. 197 с.
  34. Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе. — В кн.: Возрастная и педагогическая психология. М.: Изд-во МГУ, 1992. — С.190−229 с.
  35. Л.Е. Здоровый ребенок хороший ученик! // Начальная школа. — 2000. — № 9. — С. 97 — 99.
  36. И.И. Валеология — наука о здоровье. — М., 1990.- 344 с.
  37. А.В. Субъект: мышление, учение, воображение.- М., 1999. -287 с.
  38. Болл, Арманд и Беверли. Основы школьного менеджмента: Учебное пособие для руководителей детских оздоровительных учреждений. Л.: Медицина, 1993. — 240 с.
  39. В.В. Подготовка школьников в классах спортивного профиля / Ценности образования образование как ценность: Межвузовский сборник научных трудов. — Москва — Чебоксары, АПСН., 2007. — С. 18−21.
  40. Я.С. Гигиена физического воспитания и спорта: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. М.: Академия, 2002.- 240с.
  41. Э.Н. Валеологическое образование и высшее образование в России. 1999. — № 4. — С.70−71.
  42. В.К. Физкультура без травм.- М.: Просвещение, 1993.- 128с.
  43. Э., Костикова М. Н., Яроненко Н. Г. Педагог-валеолог. М., 1997.- 321 с.
  44. Валеологическое образование: состояние и пути совершенствования // Материалы Всероссийской научно-практической конференции — Омск, 1997.276 с.
  45. Г. А. Васельков В.Г. От игры — к спорту, М., 1985. 176 с.
  46. О.С. Валеопсихология актуальное направление в современной психологии // Психологический вестник РГУ. — 1998. — Вып. 3. — С.34−39.
  47. О., Журавлева Е. Здоровый образ жизни: стереотипные представления и реальная ситуация // Народное образование. 1999. — № 10. -С. 202−206.
  48. Т.Н. Саногенное мышление учащегося, учителя. — Калининград: Янтарный сказ, 2000. 65 с.
  49. Н.П. Психомоторика детей.- М.: Аграф, 1997.- 128 с.
  50. С. Г. Общее образование взрослых: стимулы и мотивы. М., 1987.- 197 с.
  51. В.А. и др. Проблемы формирования навыков здорового стиля жизни в условиях школы // Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции «Анализ наркоситуации в образовательных учреждениях города Сургута». Сургут, 2002. С.44−49.
  52. Внутришкольное управление: Вопросы теории и практики / Под ред. Т. И. Шамовой. М., 1991.-321 с.
  53. С.С., Кружило Г. Г., Ляхова И. Н. Здоровый образ жизни: школьный факультатив «Азбука здоровья» // Социально- педагогические проблемы воспитания детей и учащейся молодежи: Материалы научно-практической конференции Запорожье, 1991. — С.63−67.
  54. В.Н., Лежнева Н. В. Научить быть здоровым // Начальная школа. -2000.-№ 9.-С. 99−100.
  55. К.Е. Основы физической культуры. Методика и организация проведения самостоятельных занятий по физической культуре. М., МГУИЭ, 2006.- 90 с.
  56. Н.Ф. Кризис здоровья и здравоохранения как угроза национальной безопасности страны // Вестник РАМН. 1998. — № 4. — С.58−62.
  57. Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях, СанПиН 2.4.2.1178−02 //Официальны документы в образовании. -№ 3. 2003. — С.18−59.
  58. .Р. История физической культуры и спорта: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. М.: Академия, 2002. 312с.
  59. В.М. Игры народов СССР. М.: Просвещение, 1985. 180 с.
  60. Ю.И. Игры в загадки. Магадан: Просвещение, 1966. 140 с.
  61. В.П. Морфобиомеханический подход как основа возрастного физического воспитания и спорта // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 1999. N 3−4. — С.30−37.
  62. Н.М. Узоры на стадионе. М., 1987. — 67 с.
  63. Дж. Экологический подход к зрительному восприятию. М., 1988, С. 23−89.
  64. В.В. Сущность деятельностного подхода и его происхождение // Деятельностный подход в обучении. М.: УГМИ, 1990. —493 с.
  65. С.В. Семья и государство // Педагогика. — 1993. № 1. С. 2226.
  66. Е.А., Синицын Ю. Н. Управление современной школой // Педагогика здоровья. Учебно- методическое пособие. ИПК. Вып. У111. — Ростов н/Д: Учитель, 2005. 224 с.
  67. А.А. Организация двигательной активности детей.— М.: Советский спорт, 1991. — 32 с.
  68. А.А. Физическая культура в специальном образовании: Учеб. пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. 176 с.
  69. Детские оздоровительные учреждения: Нормативно-правовые материалы. Ростов н/Д: Феникс, 2003. 352 с.
  70. JI.H., Чирихин С. Н. Оздоровительная работа в начальной школе // Начальная школа. 2000. — № 9. — С. 93 — 97.
  71. О.В. Методология формирования информационного пространства процесса физического воспитания // Теория и практика физической культуры. 1998. № 6. — С. 25.
  72. Ю.Д. Спортивные игры: техника, тактика обучения: Учеб. пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. М.: Академия, 2002. 520 с.
  73. Г. К., Колбанов В. В., Колесникова М. Г. Педагогика здоровья: образовательные программы по валеологии. СПб., 1994. — 78 с.
  74. Здоровье. Учебно-методическое пособие для учителей 1−11 классов / Под ред. Касаткина В. Н., Щеплягиной JI.A. -М., 2001. 435 с.
  75. Здоровьесберегающие технологии в общеобразовательной школе: методология анализа, формы, методы, опыт применения: Метод. Рекомендации / Под ред. М. М. Безруких, В. Д. Сонькин. -М., 2002. 128 с.
  76. Здоровый город — здоровые дети: Информационно-методический сборник / Под ред. М. М. Яловенко. — Калининград: Янтарный сказ, 1998. 101 с.
  77. И.П., Муравьев В. А. Анализ проведения урока физкультуры: М.: СпортАкадемПресс, 2002. 92 с.
  78. В.Н., Кащенко В. П. Здоровье учителей и учащихся — приоритетная ценность // Педагогика. 1997. — № 3. — С. 73 — 76.
  79. Инновационная образовательная технология спортизированного физического воспитания в общеобразовательной школе. Сургут, 2001. — 56 с.
  80. Е.И. Организационно-педагогические условия оптимизации здоровья учащихся в классах / Социальные технологии в различных сферах деятельности: теория и практика. Москва: Изд-во РГСУ, 2007. — С. 212−214.
  81. В.П. Введение в проблемы общей валеологии // Валеология. -1996.-№ 3−4.-С. 70−74.
  82. Г. С., Мягкова А. Н. Учебная нагрузка и здоровье школьников // Человек, культура, здоровье. — М.: Генезис, 1997. — 65 с.
  83. А.Г. Укрепление физического здоровья юношей-старшеклассников посредством уроков физической культуры в аспект е подготовки их к службе в армии: Автореф. дис.. .канд.пед наук. М. 2005. — 23 с.
  84. О.В. Роль и место физической культуры школьников в системе общего образования/М., 2006. С. 121−128.
  85. В.В. Валеология: Основные понятия. Термины и определения. СПб.: ДЕАН, 2001. — 256 с.
  86. З.И. О системе непрерывного валеологического образования // Наука и школа. 1998. — № 3. — С. 61 — 63.
  87. Концепция развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2005 года. Распоряжение от 29.10.2002 г. № 1507-р. // Официальные документы в образовании. 2003. — № 33 (203). — С.4−13.
  88. Ю.Е. Формирование навыков здорового образа жизни юношей старшего школьного возраста на уроках физической культуры: Афтореф. Дис.. канд. пед. наук. М., 1999. — 23 с.
  89. Н.Н. Прикладная физическая подготовка в условиях общеобразовательного обучения / Ценности образования — образование как ценность: Межвузовский сборник научных трудов. Москва — Чебоксары, АПСН., 2007. — С. 22−26.
  90. Н.А. Физическое воспитание учащихся младших классов общеобразовательных школ: Пособие для учителей и воспитателей школ. -Киев: Рад. школа, 1966. 122 с.
  91. И.М. Подвижные игры в занятиях спортом.- М.: Физкультура и спорт, 1971.-120 с.
  92. Ю.В., Ярошенко В. В. Физическая культура для школьников. М.: Новая школа, 1997. 160 с.
  93. Н.К. и др. Физическое воспитание: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. М.: Академия, 1989. 384 с
  94. С.В. Социологические факты: образ жизни родителей и стиль поведения школьника// Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. М., 2004. — № 6. — С. 46.
  95. Л.Б. Настольная книга учителя физической культуры. — М., 1998. 198 с.
  96. В.М., Ротштейн JI.M. Школа: Учеб.- метод.пособие. М.: ВЛАДОС, 1999. 144 с.
  97. Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. М., 1990.
  98. Т.И. Роль физической культуры в формировании здоровьесберегающих установок учащихся подростков./ Под ред.А. А. Скамницкого. Вып. № 9. -М. 2006.-С.64−66.
  99. В.В. Научные приоритеты в физическом воспитании и спортивной подготовке детей и юношества // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 1998. С.76−88.
  100. М.Н., Казина Э. М. Здоровье. Личность. Образование. — Кемерово, 1996.-231 с.
  101. И.К. Особенности физических занятий со школьниками. — М: Издательство МГУИЭ. 2006.- 120с.
  102. АК.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975. 356 с.
  103. Л.И. Современный ценностный потенциал физической культуры и спорта и пути его освоения обществом и личностью // Теория и практика физической культуры. 1997. С.76−81.
  104. Летний отдых детей: концептуальные и нормативно-правовые основы /Сост. А. М. Панов. М.: ВЛАДОС, 1998. 268 с.
  105. О. А. Режим и организация досуга. М.: Новая школа, 1994. 126с.
  106. В.П., Орлов В. А., Панов В. И. Психодидактические аспекты развивающего образования // Педагогика, 1996 (а). № 6. — С. 25−30.
  107. Н.Л. Адаптивная физическая культура. Психолого-педагогическая характеристика детей в развитии. — М.: СпортАкадемПресс, 2002.-140 с.
  108. О.Г. Физическая активность в онтогенезе: Учебное пособие. — М., 2003.-60 с.
  109. Лях В.И., Мейксон Г. Б., Кофман Л. Б. Концепция физического воспитания и оздоровления детей и подростков. М., 1992. -— 24 с.
  110. А., Софиадис Н. Мантис К. Развитие скорости и специфической выносливости у детей при использовании краткосрочной программы тренировки // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2004. -С 121−129.
  111. Л.П. Теория и методика физической культуры: Учебник для институтов физической культуры.—М.: Физкультура и спорт, 1991 543 с.
  112. Методологические и методические основы профессионально-педагогической подготовки преподавателя общеобразовательной школы / А. А. Кирсанов, В. Г. Иванов, Л. И. Гурье. Казань, 1997. С. 56−72.
  113. А.Г. Подготовка и проведение соревнований учащихся «Школа безопасности»: Учебно-методическое пособие. М.: ВЛАДОС, 2000. 160 с.
  114. Массовая физическая культура в вузе: Учеб. пособие/И.Г.Бердников, А. В. Маглеваный, В. Н. Максимова и др. Под ред. В. А. Маслякова, В. С. Мятяжова. М.: Высшая школа, 1991. 240 с.
  115. Методика воспитательной работы: Учеб. пособие для студ. высш. пед. заведений /Л.А.Байкова, Л. К. Гребенкина, О. В. Еремкина и др. Под ред.В. А. Сластенина. М.: Издательский центр «Академия», 2002. 144с.
  116. Н.Б., Барсукова Н. К., Полиский В. А. Состояние здоровья детей школьного возраста в современных условиях обучения // Профилактика заболеваний и укрепления здоровья. 2000. — № 4. — С.30−32.
  117. В.А., Созинова Н. А. Техника безопасности на уроках физической культуры. М.: СпортАкадемПресс. 2001. — 96 с.
  118. Л.Д. Оздоровительные основы физических упражнений. -М., 2002. 65с.
  119. Ю.З. Использование народных игр в процессе физического воспитания школьников: Метод. Рекомендации. — Уфа, 1994. — С.2−4.
  120. А. В., Романкова Л. И. Квалификационные характеристики специалистов с высшим образованием. М., 1981. 99 с.
  121. Настольная книга учителя физической культуры /Авт.-сост. Г. И. Погадаев. М.: Физкультура и спорт, 2000. 496 е.: О детях, газете, а также обо всем на свете /Под ред. В. В. Петрусинского. М.: Новая школа, 1997. 210 с.
  122. Т.Г. Распорядок жизни и успеваемость школьников/ Сб. «Физическая культура в научной организации учебного труда школьников общеобразовательной школы». -М.,.1999.- С. 32−48.
  123. Образование и здоровое развитие учащихся: Материалы Всероссийского Форума с международным участием. Москва, 2005. 4.111. -М.: Ключ-С, 2005. — 232 с.
  124. Организация школьного отдыха детей и подростков: Сб. нормативных док. /Сост. С. В. Барханов. М.: Новая школа, 1997. 344 с.
  125. Организация оздоровительной работы в школьных учреждениях детей: Президентская программа «Дети России». М.: Новая школа, 1997. 140 с.
  126. Обучение детей физической культуре: Учеб. пособие для студентов высших и средних педагогических учебебных заведений / Б. П. Пузанов, Н. П. Коняева, Б. Б. Горскин и др.- Под ред. Б. П. Пузанова. — М.: Издательский центр «Академия», 2000. — 272 с.
  127. Оптимизация процесса преодоления трудностей в становлении профессионализма педагога. М., 1999. — 101 с.
  128. В.И., Фролова Н. Д., Лызарь О. Г., Чирвина Н. В. Физическая активность в онтогенезе: Учебное пособие. — Краснодар, 2003. 60 с.
  129. О совершенствовании процесса физического воспитания в образовательных учреждениях Российской Федерации. Приказ МО РФ, МЗ РФ, Госкомспорта России и РАО от 16 июня 2002 г. № 2715/227/166/19// Вестник образования России. 2002. — № 18. — С.38−44.
  130. С.Г. Организационно-педагогические условия валеологизации педагогического процесса в общеобразовательной школе: Дис.. канд. пед. наук. Калининград, 1999. — 193 с.
  131. Педагогика и психология здоровья / Под ред. Смирнова Н. К. Ростов н/Д, 1997.-76 с.
  132. Н.М., Георгиев В. Г., Алексеева Л. А. и др. Гигиеническое воспитание и формирование здорового образа жизни детей и учащихся общеобразовательных школ // Гигиена и санитария. — 1991. № 3. — С.76−77.
  133. А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. — М.: Политиздат, 1982. — 255 с.
  134. П.И. Педагогика: Учебное пособие. -М., 1995. 328 с.
  135. Т.В. Система комплексного воздействия методик здорового образа жизни в интересах физического и психического здоровья человека. Дис. .канд.пед. наук. СПб, 2003. — 184 с.
  136. Г. В. Прогнозирование изменений подготовленности учащихся/ «Итоги научной и научно-методической работы школ». Тула, 1995. -С. 36.
  137. С.В. Валеология в школе и дома. СПб: Союз, 1998. — 297 с.
  138. Подвижные игры для детей / Под ред. JI.B. Шапковой. — СПб.: Детство-пресс, 2002. -160 с.
  139. Г. И. Настольная книга учителя физической культуры. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Физкультура и спорт. 2000. — 496 с.
  140. И.П. Педагогика: Учебник. М.: Просвещение: Гуманит. изд. Центр: ВЛАДОС, 1996. 432 с.
  141. A.M. Организация физкультурно-оздоровительной работы в режиме учебного дня общеобразовательной школы //Физическая культура и здоровье.-2002.-№ 2.-С. 83−100.
  142. Л.Д. Самоучитель здоровья и педагогические основы экологии: Учебное пособие. М., 2002. — 175 с.
  143. М.М. Управление современной школой. М., 1992. — С.6−64.
  144. Н.О. Лечение без лекарств.- М.: РГАФК-ИСМ, 1995. 40 с.
  145. Н.О. Организация и методика физического воспитания школьников: Учебное пособие для студентов очной и заочной формы обучения.-М.: РГАФК-ИСМ, 1995. 51 с.
  146. А.И. Физическое здоровье школьника (комплекс общеразвивающих гимнастических упражнений). Учебное пособие. — М.: Педагогическое общество России, 2006. — 96 с.
  147. А.И. Психическое здоровье школьника. М.: Педагогическое общество России, 2006. — 64 с.
  148. Г. К. Современные образовательные технологии. — М., 1998. -204 с.
  149. В.В. Образование и личность. М., 1999. 265 с.
  150. М.Н. Проблемы современной дидактики. М.: Педагогика, 1984. — С.26−36.
  151. В.А. Педагогика: Учебное пособие для вузов. — М.: Школа-пресс, 1998.-С. 12−27.
  152. В.Н. Валеология в практике работы в школе // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. — 1998. — № 3. — С. 56.
  153. Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья. М.:АРКТИ, 2005. — 320 с.
  154. Е.А., Панин В. А. Валеология: От идеи спасения жизни к идее сохранения здоровья: Современные научные представления о здоровье нации. — Калининград: Янтарный сказ, 2001. — 178 с.
  155. Г. Б., Горлов Б. Б. Психолого-педагогические аспекты оценки деятельности преподавателей: Учебное пособие. Новосибирск, 1992. — 165 с.
  156. Л.Б. Физкультурное образование и здоровье учащейся молодежи / Часть I. Регион в педагогическом поиске. Ульяновск: УИГЖПРО, 2005.-С. 85−90.
  157. Л. А. Проблемы организации мониторинга состояния физического здоровья в образовательных учреждениях //Образование и наука. Изд-во. Урал, отд-ния Рос. акад. образования. 2002. № 1(13). С. 61 69.
  158. Н.Б. Педагогическая практика студентов факультета физической культуры в детских оздоровительных центрах: Учеб пособие. Екатеринбург: Изд-во Рос.гос.проф.-пед.ун-та, 2004 76 с.
  159. А.Ф. Самоконтроль физкультурника. М.: Знание, 1987. 96 с.
  160. В.М., Дубровский В. И. Физиология физического воспитания и спорта: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. М.: Академия, 2002. 608 с.
  161. Старинг. Мониторинг довузовской подготовки школьников, а классах оборонно-спортивного профиля / Социокультурная идентичность личности в современном обществе. Ульяновск: Изд-во ИП Тухтаров В. Н. — 2007. — С. 2632.
  162. М.Е. Организация физического воспитания детей: Учебно-методическое пособие. М.: ВЛАДОС, 1999. 176 с.
  163. Л.Ф. Теория и технология решения педагогических задач. М., 1997. 342 с.
  164. Т.А. Мониторинг отношения школьников к физической культуре// Тез. IV Всероссийской научно-практической конференции. — Н. Новгород, 2005. С.38−40.
  165. Г. А. Педагогическая диагностика физкультурных умений учащихся в классах // Казанский педагогический журнал, 2007. — № 1. — С.69−74.
  166. Г. Е. Физическая подготовка в общеобразовательной школе / Под научной редакцией О. И. Дониной. — М., 2007. 208 с.
  167. В.А. Родительская педагогика. М.: Знание, 1978. — 95с.
  168. Л.Г. Педагогическая валеология. Генезис. Тенденция развития. Спб.: Петроградский и К, 1997. — 453 с.
  169. Л.Г., Поздеева М. В. Валеология подростка. СПб.: Петроградский и К, 1997. 228 с.
  170. Творчество в детском возрасте: Кн. для воспитателей и педагогов /Авт.-сост. А. Г. Трушкин, П. П. Пивненко, В. В. Абраухова, Н. П. Овсянникова, А. И. Белоусов. Ростов н/Д: Феникс, 2002. 320 с.
  171. Теория и методика физического воспитания / Б. А. Ашмарин, Ю. А. Виноградов, З. Н. Вяткина и др.- Под ред. Б. А. Ашмарина.- М.: Просвещение, 1990.-287 с.
  172. Е.И. Валеология. Словарь-справочник. М.:Флинт, 2002. — 248 с.
  173. А.П. Формирование навыка здорового образа жизни у старшеклассников в пространстве физкультурно-патриотического воспитания: Автореф. дис.. .канд. пед наук. Волгоград, 2006. — 24 с.
  174. Управление персоналом: Под ред. Т. Ю. Базарова, Б. Л. Еремина — М.: ЮНИТИ, 2002. 321 с.
  175. Е.П., Шарова Н. Н. Современные подходы к формированию здоровья детей в образовательных учреждениях. М., 1999. — 99 с.
  176. И.А. Профессионально-творческое саморазвитие личности: сущность и технология. М.- Тамбов, 2003. 199 с.
  177. Е.Н. Гуманизация педагогического образования: состояние и перспективы. М-Ставрополь, 1991.-231 с.
  178. JI.A. Наша программа «Здоровье» // Начальная школа. — 2000. № 9. — С. 26 — 29.
  179. A.M. Физкультурно-оздоровительная работа в школе. — М., 1988.-123 с.
  180. С.А., Безбородова Н. И. От игры к самовоспитанию: Сб. игр-коррекций. М.: Новая школа, 1993. 366 с.
  181. Шмаков С А. Школа. М.: Магистр, 1993. 228 с.
  182. В.К. Физкультурно-оздоровительная работа в режиме учебного дня школы с учащимися 5−6 классов: Пособие для учителей. — М.: Просвещение, 1980. — 78 с.
  183. Хьелл JL, Зиглер Д. Теории личности (Основные положения, исследования и применение). СПб.: Питер Пресс, 1997 — .596 с.
  184. Н.В., Матвеева И. С. Пропаганда здорового стиля жизни// Тез. XXIX научной конференции студентов и молодых ученых вузов Юга России. Краснодар, 2002. — С. 27.
  185. JI.A. Формирование здорового стиля жизни у учащихся общеобразовательных школ//М., 2005. С. 115−117.
  186. Е.Г. Знания в области физической подготовки как компонент компетентности учащихся классов спортивного и физкультурно-педагогического профилей /М., 2005. С. 82−85.
  187. И.В. и др. Здоровьесберегающие технологии в образовательно-воспитательном процессе: Науч.-практ. сб. инновационного опыта. М.: Илекса- Ставрополь: Ставропольсервис-школа, 2001. 400 с.
  188. Н.В. Проблема разработки программ здоровьесбережения в условиях общеобразовательных школ Ростов-на-Дону, 2006. — С. 24−25.
  189. Физическая культура школьников 1−3 классов / Под ред. С. Ф. Цвек.-Киев: Здоров’я, 1979.- 208 с.
  190. Физкультурно-оздоровительная работа в школе: Пособие для учителя / С. А. Баранцев, Г. В. Береуцин, Г. И. Довгаль, И.Н. Столяк- Под ред. A.M. Шлемина. -М.: Просвещение, 1988. 144 с.
  191. Н.Д., Чирвина Н. В., Осетрова JI.C. Здоровьеформирующие технологии физического воспитания: Учебное пособие. Краснодар, 2004. — 69 с.
  192. М.Г. Спортивно-оздоровительная работа в школе. М.: Просвещение, 1991. 388 с.
  193. .К., Кузнецов B.C. Теория физического воспитания и спорта: Учеб. пособие. М.: Изд. центр «Академия», 2000. 480 с.
  194. Серия «Физическая культура и спорт». М.: Знание, 1989. — № 1 — С. 396.
  195. И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. — М.:Сентябрь, 1996. 96 с.
  196. В. А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. М., 2001. 365 с.
  197. Л.Т. Анализ структуры связей шкал личностных опросников//ВП. 1981.- № 2.-С.17−25.
Заполнить форму текущей работой