Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Развитие профессиональной компетентности будущего социального педагога средствами АРТ-технологий

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Гипотеза исследования. Процесс формирования профессиональной компетентности социального педагога становится более эффективным, если реализуется развивающий социально-педагогический потенциал арт-технологий, что предполагает: системную интеграцию арт-технологий в образовательный процесс на всех ступенях подготовки студентов к социально-педагогической деятельности как формы социального творчества… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • Глава I. Теоретические основания социально-педагогической подготовки студентов к профессиональной деятельности средствами арт-технологий
    • 1. Состояние теории и практики развития профессиональной компетентности будущих социальных педагогов в системе профессио- 20 — 43 нального образования
    • 2. Психолого-педагогические основания реализации арт-технологий 44 — 67 как средства профессиональной подготовки социальных педагогов
    • 3. Концептуальные подходы к моделированию процесса профессио- 68−86 нальной подготовки социального педагога средствами арт-технологий
  • Глава II. Методика развития профессиональной компетентности социального педагога средствами арт-технологий
    • 1. Совершенствование содержания профессиональной подго- 87 — 107 товки социального педагога средствами арт-технологий
    • 2. Практическое обучение социального педагога средствами арт- 108 — 127 технологий как компонент его профессионального становления
    • 3. Условия эффективного применения арт-технологий в процессе 128 — 147 подготовки социального педагога к профессиональной деятельности

Развитие профессиональной компетентности будущего социального педагога средствами АРТ-технологий (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Интенсивность социокультурного развития современного российского общества, динамика модернизации образовательного пространства предъявляют принципиально новые требования к подготовке специалистов социально-педагогического профиля. От их профессиональной компетентности зависит результативность проектных мероприятий национального формата, качество человеческих ресурсов и потенциал социальных институтов в реализации инновационных проектов, готовность молодежи к реализации активной гражданской позиции, социальных инициатив по решению актуальных проблем.

В контексте масштабных проектов социально-экономического развития профессиональная подготовка специалистов социальной сферы, образования приобретает актуальность как проблема качественного содержательного обновления кадрового потенциала социально-производственных сфер жизни общества, создания саморазвивающихся образовательных систем, обеспечения культурного воспроизводства человеческих ресурсов в различном социуме. Актуальной задачей профессионального образования в настоящее время становится подготовка специалистов, способных профессионально содействовать реализации государственно-общественного подхода к развитию образовательного пространства, интеграции социальных институтов в решении приоритетных социально-экономических задач.

В Федеральной целевой программе развития образования, Концепции модернизации российского образования обозначена необходимость формирования нового поколения специалистов педагогического профиля. Одной из ключевых фигур образовательной системы должен стать социальный педагог как специалист, содействующий реализации полисубъектного подхода к развитию образования, создающий условия для продуктивного социального партнерства социальных институтов, реализации новых динамичных интегрированных моделей социально-педагогической деятельности по подготовке молодежи к жизненному самоопределению, гуманизации отношений в социуме.

Институт социальных педагогов объективно востребован сегодня, когда вступают в силу новые модели и механизмы образования, когда очевидна необходимость повышения образовательного потенциала семьи, учреждений культуры, спорта, системы дополнительного образования, производственных предприятий, становящихся базой профильного обучения школьников. Объективно обусловлена необходимость перехода образовательных моделей от школьно-учрежденческого формата к полисубъектным, интегрированным, динамичным, приближенным к ребенку, а значит, личностно ориентированным, гуманистическим социально-педагогическим системам.

Особые требования предъявлены временем к мобильности личности социального педагога, его коммуникативному потенциалу, владению основами современного менеджмента, психолого-педагогическими технологиями социальной реабилитации личности, социально-педагогического сопровождения семьи, отдельного человека в ситуациях жизненного самоопределения. В ряду сущностных характеристик профессиональной компетентности социального педагога значительно усиливаются компоненты, связанные с адаптационными, образовательными способностями личности, ее креативностью, инициативностью, способностью к проектированию и реализации эффективных социально-педагогических моделей.

Состояние современной теории и практики подготовки и профессиональной деятельности социального педагога во многом далеко от обозначенных выше объективных требований социокультурного развития. В периоды кризисного состояния социально-производственной сферы при переходе к рыночной экономике сложилась негативная практика игнорирования истинных функций социального педагога и наделения его другими, ситуативными обязанностями, ограничения его деятельности пространством образовательного учреждения. Очевидно, что такое состояние практики не отвечает требованиям сегодняшнего дня, а основным из условий кардинального изменения* ситуации должна стать модернизация системы подготовки студентов высших и средних учебных заведений к социально-педагогической деятельности.

Действующая система профессиональной подготовки социальных педагогов не вполне соответствует динамике развития современной социальной инфраструктуры, базируется на традиционной школьной педагогике, крайне недостаточно ориентируя их на реализацию государственно-общественного подхода к развитию образования. Актуальной задачей современной науки и практики является разработка принципиально новых подходов к формированию профессиональной компетентности социального педагога.

Одним из подходов, заслуживающих специального внимания в контексте изложенной проблемы, является подготовка социальных педагогов к профессиональной деятельности средствами арт-технологий, интенсивное внедрение которых в педагогическую теорию и практику происходило параллельно с развитием института социальных педагогов с начала 90-х гг. XX в. Такое совпадение во времени не является случайным, поскольку и основная роль социального педагога, призванного содействовать развитию открытых социально-педагогических систем, и потенциал арт-технологий, традиционно связываемый с повышением креативности личности, усилением ее адаптивных свойств, мобильности — все это востребовано демократическим, гуманистическим обществом.

Требуется теоретическое обоснование потенциала арт-технологий в развитии профессиональной компетентности социальных педагогов, условий их реализации при подготовке специалистов для работы в различном социуме, разработка содержания и методики применения арт-технолгий в системе профессионального образования, формирования у будущих социальных педагогов умений и навыков применения арт-технологий в социально-педагогической практике.

Необходимость разрешения сложившегося противоречия между ростом востребованности института социальных педагогов, значительным социально-педагогическим потенциалом арт-технологий в профессиональном образовании и отсутствием необходимого научно-теоретического и методического обеспечения процесса профессиональной подготовки социального педагога средствами арт-технологий, недостаточной разработанностью этой научной проблемы обусловили выбор темы нашего исследования — «Развитие профессиональной компетентности будущего социального педагога средствами арт-технологий».

Объект исследования: профессиональная подготовка социального педагога. Предмет исследования: процесс развития профессиональной компетентности будущего социального педагога средствами арт-технологий.

Цель исследования: выявить теоретические подходы к развитию профессиональной компетентности будущих социальных педагогов средствами арт-технологий и определить условия их эффективного использования в процессе обучения.

Гипотеза исследования. Процесс формирования профессиональной компетентности социального педагога становится более эффективным, если реализуется развивающий социально-педагогический потенциал арт-технологий, что предполагает: системную интеграцию арт-технологий в образовательный процесс на всех ступенях подготовки студентов к социально-педагогической деятельности как формы социального творчества студентов, содержательно отражающей реалии социокультурного развития современного общества, специфику осваиваемой профессии, гуманистические ценности и стимулирующей их к самореализации в профессиональной деятельностиреализацию профессионального образования как открытой динамичной социально-педагогической системы, расширяющей у студентов духовно-нравственный опыт сопричастности с различными видами искусства, взаимодействия с учреждениями образования, культуры, другими социальными институтамиобеспечение позитивной динамики субъектной позиции будущих социальных педагогов от созерцания объектов искусства до инициативно-созидательной художественно-творческой деятельности за счет повышения вариативности образовательного процесса, его дифференциации, формирования мобильных пространств социального творчествареализации принципов сотрудничества, самодеятельности и самоуправления в организации процесса профессионального образования, направленность содержания арт-технологий на развитие у студентов эмоционально-мотивационного, когнитивно-интеллектуального, процессуально-операционного компонентов профессиональной компетентности, мульти-модальность содержания арт-занятий на основе интеграции разных типов арт-технологий, классифицируемых как по видам и жанрам искусства, средствам художественного творчества, так и по целерезультирующему компоненту профессиональной подготовки социальных педагогов.

Цель и гипотеза обусловили необходимость решения следующих исследовательских задач:

1. Выявить тенденции развития теории и практики социально-педагогического образования и обосновать арт-технологии как средство развития профессиональной компетентности будущих социальных педагогов;

2. Разработать инвариантную модель развития профессиональной компетентности будущих социальных педагогов средствами арт-технологий и обосновать подходы к формированию вариативных компонентов профессионального образования.

3. Раскрыть содержание процесса подготовки студентов к социально-педагогической деятельности средствами арт-технологий и организационно-методические условия его эффективной реализации.

4. Разработать научно-методические рекомендации в адрес учреждений профессионального образования по применению арт-технологий в процессе подготовки студентов к социально-педагогической деятельности.

Методологической основой исследования явились философские и социально-педагогические положения о социальной детерминированности образованияоб активной роли человека в преобразовании социальной среды в процессе самореализациитрансляции социокультурного опыта в процессе образованияприоритетности непрерывного образования в современном миреидеи гуманизации и гуманитаризации образованияличностно-ориенти-рованный, социокультурный и средовой подходы к развитию социально-педагогических системположения педагогической психологии о самоактуализации личности в процессе художественного творчества, педагогическом значении арт-терапевтических технологий, профессиональной деятельности как форме самореализации личности в социальном творчествеидеи социально-педагогического проектирования.

В разработке теоретических основ подготовки социальных педагогов диссертант опиралась на положения системного, государственно-общественного подходов к развитию образования, концепции формирования жизнеспособной личности, социально-педагогическую парадигму развития образования, положения о социально-педагогической компетентности специалистов педагогического профиля, а также Закон Российской Федерации «Об образовании», Федеральную целевую программу развития образования на 20 062 010 годы, Концепцию модернизации российского образования на период до 2010 года, Государственные образовательные стандарты начального, среднего и высшего профессионального образования.

Теоретическую базу исследования составили положения общей теории образования (Е.В.Бондаревская, В. В. Давыдов, Л. В. Занков, П. Ф. Каптерев, Я. А. Коменский, И. Я. Лернер, Н. И. Пирогов, Л. Н. Толстой, К.Д.Ушинский), системного анализа педагогических явлений (В.А.Караковский, В. В. Краевский, Н. Д. Никандров, Г. Н. Филонов, Т.И.Шамова) — идеи непрерывного образования (А.ПВладиславлев, А. В. Даринский, Ю. И. Дик, Э. Д. Днепров, В. И. Жуков, Н. Н. Нечаев, Э. М. Никитин, А. М. Новиков, В. Г. Онушкин, В. А. Поляков, В. С. Садовская, А. П. Ситник, И. П. Смирнов, Е. В. Ткаченко, В.Н.Турченко) и основные положения психологических концепций развития личности (Б.Г.Ананьев, А. Г. Асмолов, Л. С. Выготский, П. Я. Гальперин, И. В. Дубровина, А. Г. Ковалёв, И. С. Кон, А. Н. Леонтьев, А. В. Петровский, С. Л. Рубинштейн, Д.И.Фельдштейн) — теории профессионального становления и самоопределения личности в профессиональной деятельности (Л.И.Божович, Б. Л. Гальперин, М. Ю. Забродин, Е. А. Климов, Н. С. Пряжников, С. Л. Рубинштейн, И. П. Смирнов, Е.В.Ткаченко).

Особое значение для настоящего исследования имели: социально-педагогическая стратегия развития образования (В.Г.Бочарова), положения социальной педагогики (А.И. Арнольдов, С. А. Беличева, В. Г. Бочарова, Б.З. Вуль-фов, И. В. Вагнер, В. Н. Гуров, Н. С. Дежникова, В. И. Загвязинский, А.В. Муд-рик, Г. В. Мухаметзянова, В. А. Никитин, М. И. Рожков, М. М. Плоткин, Г. И. Репринцева, В. Д. Семенов, В. А. Сластенин, B.C. Торохтий, Н. Б. Шмелёва, Т. Ф. Яркина и др.) — теоретические положения, обоснованные в философских и социологических исследованиях А. И. Антонова, Л. П. Буевой, Г. Г. Силласте, В. Г. Спиркина, Ю. В. Сычёва, А. Г. Харчева, В. Я. Ядова и др.- подходы к развитию личности средствами арт-педагогики и арт-терапии, идеи Н. Роджерс, 3. Фрейда, К. Юнга о самоисцеляющем потенциале художественной деятельности, концептуальные положения о приоритетном развитии эмоционально-чувственной сферы, воображения, творческих способностей через игру, движение, сказку, рисование (К.Н.Вентцель, М. Монтессори, В. А. Сухомлинский, Л. Н. Толстой, Р. Штайнер, К. Роджерс, А. Маслоу, Д. Морено) — концепции эстетического воспитания, художественного образования, представления о художественном творчестве Л. С. Выготского, Б. Т. Лихачева, А.А.МеликПашаева, Б. М. Неменского, Ж. Пиаже, Л. Г. Савенковой, Б. П. Юсова, Л. В. Школяр и др.- современные исследования в области арт-терапии и арт-педагогики (Э. Адам-сон, Л. А. Аметова, Н. Жвитиашвили, А. И. Копытин, Э. Крамер, М. Либман, Л. Д. Лебедева, М. Наумбург и др.).

Методы и база исследования. Необходимость сочетания общетеоретического уровня исследования с решением задач прикладного характера обусловила выбор комплекса методов исследования, включающего общетеоретические, историко-педагогические методы научного познанияизучение и обобщение опыта, опытно-педагогическую работу, педагогическое наблюдение, в том числе включённоедиагностику, анкетирование, ранжирование, опрос, беседы, интервьюизучение и анализ законодательных и нормативных актов, данных государственной статистики, экспертные оценки, анализ деятельности преподавателей. В процессе исследования были использованы различные способы определения профессиональной компетентности студентов, результаты которого фиксировались с разных точек зрения: субъективной — самооценка уровня своего профессионального образования студентами и объективной — характеристики уровня профессиональной компетентности студентов по оценкам преподавателей, по результатам анализа ответов на предлагаемые вопросы.

Опытно-педагогическое исследование с элементами опытно-экспериментальной работы осуществлялось на базе Московского городского психолого-педагогического университета (кафедры социальной педагогики), Московского педагогического училища № 1 им. К. Д. Ушинского и было направлено на разработку модели развития профессиональной компетентности будущих социальных педагогов средствами арт-технологий. В работе приняли участие 270 студентов очной и очно-заочной форм обучения и 38 преподавателей учреждений профессионального образования. Разработанное содержание подготовки студентов к социально-педагогической деятельности и комплекс арт-технологий, ориентированных на формирование у них профессиональной компетентности, апробировались также в образовательных учреждениях г. Москвы, где студенты проходили производственную практику: общеобразовательные школы № 874, 1308, 163, 332, 230, 1114, 1195, 399, 975, 16, 544, 1221, 499, 1095, 212- школа-интернат № 24- специальная СОШ № 7- Дом детского творчества «Кунцево», Центр внешкольной работы «Раменки», дошкольные образовательные учреждения № 1174 и 2459- ГОУ ДЮКФП «Центральный», учреждение дополнительного образования «Детский парк „Усадьба Трубецких“ в Хамовниках», социальный приют для детей и подростков «Отрадное», а также в школе № 2 г. Озеры Московской области.

Исследование проводилось в рамках комплексной программы РАО «Системная модернизация образования как фактор социального развития села» (2003;2006 и 2007;2008 гг.) в Центре социально-педагогического образования Института социально-педагогических проблем сельской школы Российской академии образования (ИСПС РАО). Диссертантом были подготовлены материалы в плановые работы по программе НИР ИСПС РАО 20 032 007 гг., в том числе авторская работа — аналитическая записка «Арт-технологии в образовании и воспитании сельских детей» (2007 г.). Результаты диагностических исследований, опытно-педагогической работы сверялись с разработками ученых и практиков учреждений высшего и среднего профессионального образования, а также Институтах повышения квалификации работников образования Ульяновской области, Ставропольского края, Владимирской, Вологодской, Курганской, Московской областей и ряда других регионов Российской Федерации, образовательные учреждения которых включены в системную опытно-экспериментальную работу ИСПС РАО.

Исследование осуществлялось в течение двенадцати лет и включало четыре основных этапа.

Первый этап (1996;1999 гг.) Изучение теоретических источников в области педагогики, психологии, социальной педагогики, философии, социологии и практики применения арт-технологий в системе образования! Изучение теоретических основ и состояния подготовки социальных педагогов к профессиональной деятельности. Определение целей и задач исследованияразработка понятийного аппарата и программы исследования. Изучение проблем социально-педагогической деятельности в различных социумах, состояние подготовки социальных педагогов в системе высшего и среднего профессионального образования, анализ образовательных программ. Формирование базы опытно-педагогической работы.

Второй этап (2000;2002 гг.) Анализ современных исследований в области арт-педагогики и арт-терапии. Изучение отечественной и зарубежной практики образовательной деятельности по подготовке специалистов к социально-педагогической деятельности средствами арт-технологий. Обобщение массовой и анализ инновационной практики применения арт-технологий в системе профессионального образования. Анализ нормативно-правовой документации в области профессионального педагогического образования. Поиск путей полноценной реализации потенциала арт-технологий в системе подготовки социальных педагогов. Обоснование подходов к моделированию процесса развития профессиональной компетентности социального педагога средствами арттерапии, модернизация арт-терапевтических технологий для реализации их в образовательном процессе.

Третий этап (2003—2006 гг.) Проведение опытно-педагогического исследованияпроверка рабочей гипотезымоделирование процесса профессиональной подготовки социальных педагогов средствами арт-технологий, обоснование инвариантных компонентов модели развития профессиональной компетентности будущих социальных педагогов средствами арт-тех-нологий и разработка вариативного содержания, апробация авторской программы и арт-технологий, ориентированных на подготовку студентов к социально-педагогической деятельности. Уточнение критериев и показателей результативности применения арт-технологий и анализ влияния выделенных организационно-методических условий на результативность подготовки студентов к социально-педагогической деятельности.

Четвертый этап (2007;2008 гг.) Обобщение результатов опытно-педагогической работы по созданию условий для эффективной реализации арт-технологий в процессе развития профессиональной компетентности будущих социальных педагогов. Разработка научно-методических рекомендаций по подготовке преподавателей к применению арт-технологий в системе профессионального образования социальных педагогов. Обработка и анализ результатов исследования, разработка и внедрение в практику методических рекомендаций по профессиональной подготовке социальных педагогов средствами арт-технологийпубликация материалов по результатам исследованияоформление диссертационной работы.

Научная новизна исследования. Теоретически обоснованы подходы к совершенствованию процесса подготовки социальных педагогов в системе высшего образования на основе применения арт-технологий. Раскрыт их специфический потенциал в формировании у студентов готовности к социально-педагогической деятельности, заключающийся в стимулировании креативности личности, ее субъектности, самоактуализации, самообразованияусилении ее адаптивных свойств, коммуникативных возможностей, мобильности, мотивации к самореализации в социальном творчестве.

Разработана модель развития профессиональной компетентности будущих социальных педагогов средствами арт-технологий, ориентирующая процесс профессиональной подготовки на расширение пространства творческой самореализации студентов в профессионально значимой художественно-творческой деятельности по освоению мировой культуры и созданию артефактов, отражающих современные реалии, представления о перспективных моделях социокультурного развития, собственной социально-педагогической деятельности.

Охарактеризованы функции арт-технологий в системе профессиональной подготовки будущих социальных педагогов: образовательные, развивающие, воспитывающие, стимулирующие, мотивационные, терапевтические, релаксационные, компенсаторные, коррекционные, социально-реабилитационные, диагностические, проективные, методические, а также раскрыто значение арт-технологий как средства самоактуализации личности, расширения социокультурного опыта студентов, формирования профессионально-ценностных установок, коммуникативной культуры, их здоровьесберегающий потенциал.

Определено содержание процесса подготовки студентов к социально-педагогической деятельности средствами арт-технологий, заключающееся в развитии у них духовно-нравственного опыта сопричастности с различными видами искусства во взаимосвязи эмоционально-мотивационного, когнитивно-интеллектуального, коммуникативного, процессуально-операционного компонентов личности. Дана типология арт-технологий с позиций развития профессиональной компетентности социальных педагогов в контексте специфики их назначения как профессиональной группы. Разработан комплекс арт-технологий, ориентированных на отражение социально-педагогической деятельности, профессионально-ценностных установок будущих специалистов в процессе художественного творчества при помощи разнообразных средств, видов и жанров искусства.

Определены критерии эффективности использования арт-технологий в профессиональной подготовке социального педагога (когнитивный, коммуникативный, мотивационный и эмпирический компоненты профессиональной компетентности). Выявлено влияние арт-технологий, реализуемых в системе профессиональной подготовки социального педагога на развитие: а) представлений о целях, содержании, направлении, методах профессиональной деятельности и готовности будущего специалиста к проектированию социально-педагогической деятельностиб) способности к позитивному творческому взаимодействию с различными социальными институтами и представителями разных социальных группв) потребности в самореализации в профессиональной деятельности, стремления содействовать гармонизации отношений в различном социуме, повышению образовательного потенциала социальных институтовг) опыта самореализации в социальном творчестве и социально-ролевом взаимодействии на основе арт-технологий, применения арт-технологий в социально-педагогической практике.

Теоретическая значимость исследования. Выявлены психолого-педагогические и социально-педагогические предпосылки применения арт-технологий в процессе профессиональной подготовки социальных педагогов. Раскрыта педагогическая сущность, арт-технологий как совокупности способов, методов художественного творчества, ориентированных на решение педагогических задач, специфика их реализации при подготовке студентов к социально-педагогической деятельности. Обоснованы теоретические подходы к моделированию профессиональной подготовки социальных педагогов средствами арт-технологий (системный, субъектный, средовой, мультимодальный, проективный). Создана модель развития профессиональной компетентности будущих социальных педагогов средствами арт-технологий, предусматривающая системную интеграцию различных типов арт-технологий, классифицируемых а) по видам и жанрам искусства (на примере художественного творчества) — б) по целям и результатам образования (мотивирующие, информационно-проективные, коммуникативные, самоактуализирующие) в образовательный процесс на разных ступенях подготовки студентов к социально-педагогической деятельности и в различные формы учебной деятельности. Обоснована методика развития профессиональной компетентности социального педагога средствами арт-технологий, реализуемых как форма социального творчества студентов, содержательно отражая реалии социокультурного развития современного общества, специфику осваиваемой профессии, гуманистические ценности и индивидуальные предпочтения учащихся, стимулируя их к самореализации в социально-педагогической деятельности, ее проектированию.

Выявлены условия эффективной реализации арт-технологий в процессе подготовки будущих социальных педагогов к профессиональной деятельности: а) реализация принципов сотрудничества, самодеятельности и самоуправления в организации образовательного процессаб) обеспечение открытости системы профессионального образования, взаимодействия с учреждениями образования, культуры, спорта, другими социальными институтамив) подготовка преподавателей учреждений профессионального образования к применению арт-технологий в образовательном процессе.

Практическая значимость исследования. Определены подходы к повышению качества профессиональной подготовки социальных педагогов средствами арт-технологий. Разработаны и применяются в практике программа подготовки студентов к социально-педагогической деятельности средствами арт-технологий, комплекс арт-технологий и организационно-методические условия их применения в процессе профессионального образованиякритерии и показатели результативности реализации арт-технологий в процессе развития профессиональной компетентности будущих социальных педагогов и диагностические методики. Разработаны научно-методические рекомендации и дидактическое обеспечение факультативных учебных курсов для социальных педагогов с использованием арт-технологий. Результаты исследования могут быть, использованы при разработке арт-педагогических программ, методик в системе профессионального образования. На основе созданной модели развития профессиональной компетентности социальных педагогов средствами арт-технологий могут быть разработаны вариативные проекты, адаптированные региональные модели подготовки педагогических кадров при помощи арт-технологий.

Достоверность и обоснованность полученных в ходе исследования результатов достигнуты методологической обоснованностью исходных позиций, применением комплексных методов, адекватных его объекту, предмету, целям, задачам и логикеуспешностью реализации основных идей исследования в образовательной практике учреждений высшей школыдостаточным объемом выборокоптимальным сочетанием теоретического и опытно-педагогического исследований при непосредственном участии диссертанта в реализации научно-исследовательских проектов Центра социально-педагогического проектирования и образовательных технологий ИСПС РАО, а также позитивными изменениями в решении задач исследования, объективностью результатов и эмпирических материалов, полученных в процессе собственной исследовательской, преподавательской и практической деятельности.

Апробация и внедрение результатов исследования. Теоретические идеи и материалы исследования обсуждались на заседаниях кафедры факультета социальной педагогики МГПГТУ 2003;2008 гг.) — заседаниях Центра социально-педагогического образования и научно-практических сессиях ИСПС РАО (2003;2008 гг.) — на конференциях: «Арт-терапия в социальной сфере» (Москва, 2002 г.) — в рамках круглого стола «Равные возможности всем детям» Благотворительного фонда содействия развитию творчества детей-инвалидов «Взгляд ребенка» (Москва, 2003 г.) — Международной научно-практической конференции «Искусство для социальных изменений. Ярмарка Идей» Баготворительного фонда поддержки и развития арт-терапевтических программ «В поисках гармонии» (Санкт-Петербург, 17−19 марта 2003 г.) — симпозиуме СИПЭ — «ИНЬГЕ» -МГУ «Экспрессия незавершенности» (Ярославль — Москва, 19−24 мая 2003 г.) — Всероссийской научно-практической конференции «Психологическое обеспечение профилактики социального сиротства и отклоняющегося поведения детей и юношества» (Москва, 13−15 апреля 2004 г.) — Всероссийской научно-практической конференции «Социальное партнерство психологии, культуры, бизнеса и духовное возрождение России» Консорциума «Социальное здоровье России» (Москва, 13−15 ноября 2006 г.) — XTV Международных Рождественских образовательных чтениях «Православие. Воспитание. Театр» (Москва, 1−2 февраля 2007 г.). Результаты исследования внедрялись в виде спецкурсов и учебно-методических материалов в процессе подготовки социальных педагогов МГППУ, образовательном процессе в Московском педагогическом училище № 1 им. К. Д. Ушинскогодеятельности методических объединений ряда образовательных учреждений Москвы и Московской области, а также в системе работы ИСПС РАО с образовательными учреждениями 42-х регионов Российской Федерации в рамках научно-исследовательских проектов Центра социально-педагогического образования (2003;2008 гг.).

На защиту выносятся следующие основные положения:

1. Развитие системы профессиональной подготовки специалистов педагогического профиля отражает тенденцию возрастания значимости и востребованности использования в процессе обучения арт-технологий как педагогического средства, способствующего усилению адаптивных свойств личности, расширению ее коммуникативных ¦ возможностей, мобильностикреативности, самоактуализации и самообразованию, мотивации к самореализации в социальном творчестве.

2. Разнообразные художественные средства, арт-технологии выступают важным культурно-образовательным ресурсом, обеспечивающим новое качество профессиональной компетентности специалистов. Для социальных педагогов овладение средствами художественно-творческой деятельности, арт-технологиями в процессе их профессионального становления является особенно значимым, способствующим формированию практических умений и навыков в социально-педагогической работе с детьми и подростками, гармонизации отношений в социуме.

3. В качестве основных теоретических оснований модель повышения профессиональной компетентности будущего социального педагога предусматривает: системное включение арт-технологий в содержание и организацию обучения, познание и личное участие студентов в овладении различными видами художественнно-творческой деятельностивариативность, мобильность пространств художественного творчества, индивидуализацию и дифференциацию образовательного процесса, его реализацию как открытой социально-педагогической системымультимодальность содержания арт-занятий, интегрирующего разные типы арт-технологий, классифицируемых как по видам и жанрам искусства, средствам художественного творчества, так и по целе-результирующему компоненту профессиональной подготовки социальных педагоговпроектирование индивидуальной траектории профессиональной самореализации будущих специалистов в соответствии с современными функциями социального педагога и потребностями социума.

4. Динамика развития профессиональной компетентности будущих социальных педагогов средствами арт-технологий состоит в формировании у них духовно-нравственного опыта сопричастности к различным видам искусств от созерцания до инициативно-созидательной художественно-творческой деятельности во взаимосвязи эмоционально-мотивационного, когнитивно-интеллектуального, коммуникативного, процессуально-операционного компонентов личности.

5. Успешность реализации методики совершенствования профессиональной компетентности социального педагога средствами арт-технологий обеспечивается созданием таких организационно-педагогических условий, как: реализация принципов сотрудничества, самодеятельности и самоуправления в организации образовательного процессаобеспечение открытости системы профессионального образования, взаимодействия с учреждениями образования, культуры, спорта, другими социальными институтамиподготовка преподавателей учреждений профессионального образования к применению арт-технологий в учебном процессе.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений. Во введении обоснована актуальность темы, определены объект и предмет, гипотеза, цели и задачи исследования, охарактеризована методологическая база, методы и этапы исследованияраскрыта научная новизна, теоретическая и практическая значимость,.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проведенное исследование подтвердило исходную гипотезу и позволило сделать следующие выводы.

Анализ современной ситуации показал, что институт социальных педагогов все более объективно востребован сегодня, когда вступают в силу новые модели и механизмы образования, когда очевидна необходимость повышения образовательного потенциала семьи, учреждений культуры, спорта, системы дополнительного образования, производственных предприятий, становящихся базой профильного обучения школьников. Объективно обусловлена необходимость перехода образовательных моделей от школьно-учрежденческого формата к полисубъектным, интегрированным, динамичным, приближенным к ребенку, а значит, личностно ориентированным, гуманистическим социально-педагогическим системам. Особые требования предъявлены временем к мобильности личности социального педагога, его коммуникативному потенциалу, владению основами современного менеджмента, психолого-педагогическими технологиями социальной реабилитации личности, социально-педагогического сопровождения семьи, отдельного человека в ситуациях жизненного самоопределения. В ряду сущностных характеристик профессиональной компетентности социального педагога значительно усиливаются компоненты, связанные с адаптационными, образовательными способностями личности, ее креативностью, инициативностью, способностью к проектированию и реализации эффективных социально-педагогических моделей.

В результате проведенного исследования раскрыты тенденции развития современной практики профессионального социально-педагогического образования (ориентация на развитие креативности, инициативности, социальной мобильности специалистових готовности к самообразованию, продуктивному социальному партнерству, проектированию и реализации полисубъектных моделей социально-педагогической деятельности) и: арт-педагогики (оформления ее в самостоятельную область педагогической практикирасширения функций арт-технологий, социальных сфер и возрастных границ их применениястановление мультимодального содержания арт-технологий, интегрирующего различные виды художественно-творческой деятельности). В системе профессионального образования имеются необходимые предпосылки, свидетельствующие о перспективности и своевременности внедрения арт-технологий в процесс профессиональной подготовки социальных педагогов.

В результате проведенного исследования теоретически обоснованы подходы к совершенствованию процесса подготовки социальных педагогов в системе высшего образования на основе применения арт-технологий и раскрыт их особый потенциал в формировании у студентов готовности к социально-педагогической деятельности. Раскрыта педагогическая сущность арт-технологий как совокупности способов, методов художественного творчества, ориентированных на решение педагогических задач, специфика их реализации при подготовке студентов к социально-педагогической деятельности. Арт-технологии реализуются как форма социального творчества студентов, содержательно отражая реалии социокультурного развития современного общества, специфику осваиваемой профессии, гуманистические ценности и индивидуальные предпочтения учащихся, стимулируя их к самореализации в социально-педагогической работе, ее проектированию.

Обоснованы теоретические подходы к моделированию профессиональной-подготовки социальных педагогов средствами арт-технологий (системный, субъектный, средовой, мультимодальный, проективный).

Разработана и апробирована модель развития профессиональной компетентности будущих социальных педагогов средствами арт-технологий, предусматривающая системную интеграцию различных типов" арт-технологий, классифицируемых а) по видам и жанрам искусства (на примере художественного творчества) — б) по целям и результатам образования (мотивирующие, информационно-проективные, коммуникативные, самоактуализирующие) в образовательный процесс на разных ступенях подготовки студентов к социально-педагогической деятельности и в различные формы учебной деятельности.

Охарактеризованы функции арт-технологий в системе профессиональной подготовки будущих социальных педагогов. Раскрыто их значение как средства самоактуализации личности, стимулирующие, мотивационные функцииздоровьесберегающий потенциал, терапевтические, реалаксационные, компенсаторные функцииспецифика образовательных, воспитывающих и развивающих функций, предполагающих реализацию арт-технологий как средства расширения социокультурного опыта студентов, формирования профессионально-ценностных установок, коммуникативной культуры, а также коррекционные, социально-реабилитационные, диагностические, проективные и методические функции.

Установлено, что специфика реализации арт-технологий при подготовке студентов к социально-педагогической деятельности заключается а) во взаимообусловленности их двухплановой интерпретации: как самоценного средства развития профессиональной компетентности будущих специалистов, и как метода профессиональной деятельности, осваиваемого для применения в социально-педагогической практикеб) в диалектике интровертности, индивидуальности, интимности как особенностей художественного творчества и социальной мобильности, экстравертности, коммуникативности, лидерских качеств личности, востребованных спецификой профессиональной деятельности социального педагогав) профессиональной ориентации содержания, реализуемых арт-технологий, выражающейся в художественной интерпретации социально-педагогических ситуаций, отреагировании в художественных образах профессионально-ценностных установок, проектировании моделей социально-педагогической деятельности.

Определено содержание процесса подготовки студентов к социально-педагогической деятельности средствами арт-технологий, заключающееся в развитии у них духовно-нравственного опыта сопричастности с различными видами искусства во взаимосвязи эмоционально-мотивационного, когнитивно-интеллектуального, коммуникативного, процессуально-операционного компонентов личности. Дана типология арт-технологий с позиций развития профессиональной компетентности социальных педагогов в контексте специфики их назначения как профессиональной группы. Разработан комплекс арт-технологий, ориентированных на отражение социально-педагогической деятельности, профессионально-ценностных установок будущих специалистов в процессе художественного творчества при помощи разнообразных средств, видов и жанров искусства.

Выявлены условия эффективной реализации арт-технологий в процессе подготовки будущих социальных педагогов к профессиональной деятельности: а) реализация принципов сотрудничества, самодеятельности и самоуправления в организации образовательного процессаб) обеспечение открытости системы профессионального образования, взаимодействияс учреждениями образования, культуры, спорта, другими социальными институтамив) подготовка преподавателей учреждений профессионального образования к применению арт-технологий в образовательном процессе.

На основе опыно-экспериментального исследования выявлено влияние арт-технологий, реализуемых в системе профессиональной подготовки социального педагога, на развитие а) представлений о целях, содержании, направлении, методах профессиональной деятельности и готовности будущего специалиста к социально-педагогическому проектированиюб) способности к позитивному творческому взаимодействию с различными социальными институтами и представителями разных социальных группв) потребности в самореализации в профессиональной деятельности, стремления содействовать гармонизации отношений в различном социуме, повышению образовательного потенциала социальных институтовг) опыта самореализации в социальном творчестве и социально-ролевом взаимодействии на основе арт-технологий, применения арт-технологий в социально-педагогической практике.

Установлено, что в результате реализации арт-технологий существенно расширяется социальный опыт студентов, который студенты по итогам самоанализа оценили как особо значимый в профессиональной деятельности: 87% -для развития творческого отношения к профессиональной деятельности- 82% для формирования навыков профессиональной работы с людьми разного возраста- 58% - для обеспечения позитивного общения как в профессиональной сфере, так и с друзьями- 55% - для развития навыков саморегуляции, самоанализа, самооценки, саморазвития- 45% - для расширения представлений о содержании профессиональной социально-педагогической деятельности и ее проектирования. 96% студентов отметили значимость арт-занятий для их личностного развития, самореализации как в профессиональной деятельности, так и в освоении различных социальных ролей, в целом для социальной успешности.

Систематически проводимая педагогическая диагностика и результаты самоанализа студентами собственной профессиональной компетентности позволили выявить динамику развития когнитивного, мотивационного, коммуникативного и эмпирического компонентов профессиональной компетентности: от получения студентами первичного опыта самореализации в профессионально ориентированной художественно-творческой деятельности — к стремлению применить арт-технологии для развития своих творческих возможностей и потребности в социально-профессиональном росте — к повышению интенсивности развития коммуникативного и когнитивного компонентов профессиональной компетентности — к расширению опыта реализации имеющихся знаний, умений, навыков в практике социального взаимодействия — к новому качеству мотивации к самореализации в социально-педагогической деятельности.

Проведенное исследование открывает перспективы дальнейшей разработки проблемы. В качестве аспектов, требующих дальнейшего изучения, в диссертации выделены вопросы интеграции образовательной деятельности учреждений профессионального образования и культуры, развитие содержания арт-технологий с учетом этнокультурного, регионального компонентов образованияоптимизации процессов интеграции и дифференциации арт-технологий по видам и жанрам искусства и сферам их применения в социальной практике и др.- предложен комплекс практикоориентированных мер по обеспечению системного внедрения арт-технологий в практику профессиональной подготовки социальных педагогов.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. — М.: Наука, 1980.-335 с.
  2. Л.А. Формирование арггерапевтической культуры младших школьников «Сам себе Арггерапевт»: программа и методическое пособие для студентов, аспирантов и педагогов. М.: Изд-во МГОУ, 2003. — 36 с.
  3. Л.А. Педагогическая технология использования арттерапии в начальной школе. Автореферат дисс.канд. пед. наук. М., 2003 — 28 с.
  4. Ананьев, Б. Г. Избранные психологические труды: т. 1 М.: Педагогика, 1980.-230 с.
  5. .Г. Психология чувственного познания. М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1960. — 486 с.
  6. Н.М. Современные представления об изобретательской и инновационной деятельности // Школьные технологии. — 1998. № 5. — С. 49−75.б.а. Антонов А. И, Сорокина С. А. Судьба семьи в России XXI в. М.: Издательский дом «Грааль», 2000 .-411 с.
  7. С.В. Художественное творчество как фактор развития индивидуальности и воспитания личности школьников. Автореферат дисс.канд. пед.наук. Калининград., 2000 — 28 с.
  8. А.В. Формирование профессиональной компетентности социального педагога в условиях учебно-научнопедагогического комплекса: Авто-реф. диссканд. пед. наук. Волгоград, 2004. — 26 с.
  9. А.И. Живой мир социальной педагогики // В поддержку актуальной науки. М., 1999. — 136 с.
  10. Ю.Арнольдов А. И. Миссия интеллигенции: драма и надежды. М.: Изд. «Грааль», 2001. — 88 с.
  11. П.Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании: Учеб. для студ. сред, и- высш. пед. учеб. заведений / Е. А. Медведева, И. Ю. Левченко, Л. Н. Комиссарова, Т. А. Добровольская. М.: Издат. центр «Академия», 2001. — 248 с.
  12. А.Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа. -М: Изд-во МГУ, 1990. 367 с.
  13. М.М. Человек в мире слова / Сост., предисл., примеч. О. Е. Осовского. -М.: Изд-во Рос. открытого ун-та, 1995. 140 с.
  14. И.Баныкина С. Аттестация кадров: диагностика человековедческой компетентности педагога./Сельская школа. 2005 — № 6. — с. 12−14.
  15. С.А. Специфика подготовки социальных работников в России // Профессионально-этические нормы социальной работы. М., 1993. — 168 с.
  16. С.А. Школа микрорайон — предмет психолого-педагогического исследования // Педагогика. — М., 1991, № 2.
  17. А.С. Педагогика детства (Основы возрастной педагогики). — Екатеринбург: «Сократ», 1995. 152 с.
  18. Д.А. Основы личностно ориентированной педагогики. -М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. 304 с.
  19. И.П., Трофимов Е. А. Принятие решений в групповом взаимодействии // Психологический журнал. 1987. — № 5.
  20. Н.А. Самопознание. М.: Книга, 1991. — 445 с.
  21. Н.А. Смысл творчества: Опыт оправдания, человека. Харьков: Фолио- М.: ООО «Издательство ACT», 2002. — 688 с.
  22. Н.А. Философия свободы. / Сост., вступ. ст. и коммент. В. В. Шкоды. -Харьков: Фолио- М.: ООО «Издательство ACT», 2002. 736 с.
  23. Н.А. Философия творчества. Культуры и искусства: В 2 тг. М.: Искусство, 1994. — 688 с.
  24. Н.А. Организационно-педагогические условия развития профессиональной компетентности будущих логопедов сельских образовательных учреждений. Автореферат дисс.канд.пед.наук. Якутск, 2001. — 22 с.
  25. Н.А., Коломинский Я. JI. Учитель и детский коллектив. Минск: Нар. асвета, 1975.-202 с.
  26. Р. Развитие Я-концепции и воспитание: — М.: Прогресс, 1986.-422 с.
  27. В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989.-192 е.: ил.
  28. В.П., Taiyp Ю.Г. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов М.: Высшая школа, 1989.-144 с.
  29. B.C. От наукоучения к логике культуры. М., 1991. — 412 с.
  30. Л.И. Избранные психологические труды. Проблемы формированияличности / Под ред. Д.Фельдштейна. М.: Междунар. пед. академия, 1995. — 209 с. 31 .Большой-энциклопедический словарь в 2 т. — М.: Советская энциклопедия, 1991.-1628 с.
  31. Е.В. Педагогическая культура как общественная и личная ценность // Педагогика. 1999 — № 3. — С. 37−43.
  32. Бондаревская Е.В.* Уровень педагогической культуры главное основание для аттестации учителя. — Ростов н/Д, 1994. — 15-с.
  33. Е.В., Белоусова Т. Ф. Программа и методика изучения педагогической кулыуры учителя. Ростов н/Д 1988. — 26 с.
  34. Бордовская* Н.В.* Проблемы взаимодействия педагогики и психологии / Академические чтения СЗО РАО: Вып. 1. СПб.: СПбГУП, 2001.
  35. Ю.Б. Эстетика. 4-е изд., доп. — М.: Политиздат, 1988. — 496 с.
  36. В.Г. Педагогика социальной работы.-М.: Apiyc, 1996.-208 с.
  37. В.Г. Профессиональная социальная работа: Личностно ориентированный подход. Монография.- М.: Изд-во АСОПиР РФ, 1999 184 с.
  38. В.М. Традиционная крестьянская культура в жизни современных детей: Методическое пособие. М.: ИСПС РАО, 2005. — 80 с.
  39. В.М. Учителю о режиссуре // Педагогика. 1996. — № 3.
  40. БурноЕ.М. Терапия творческим самовыражением-М.: Медицина, 1989—303с.
  41. А.Я. Психологическая коррекция нарушений общения младших школьников в игровой группе // Семья в психологической консультации / Под ред. А. А. Бодалева, В. В. Столина. -М.: Педагогика, 1989. С. 120−134.
  42. A.JI. Психологические рисуночные тесты-М.: ВЛАДОС, 2005- 159с.
  43. Л.А. Педагогика способностей-М.: Просвещение, 1973- 122 с.
  44. Н.А. Художественный образ и детское творчество // Художественное творчество и ребенок. М.: Педагогика, 1972. — С. 22−37.
  45. Д. Разговор с родителями / Пер. с англ. М. И. Почукаевой, В. В. Тимофеева. — М.: Независимая фирма «Класс», 1994. 112 с.
  46. .З. Социальная педагогика и процесс формирования личности // Теория и практика социальной работы: отечественный и зарубежный опыт / Под ред. Т. Ф. Яркиной. Москва — Тула, 1993. — С. 59 — 72
  47. .З., Харькин В. Н. Педагогика рефлексии. М.: ИЧП Изд-во «Магистр», 1995. — 112 с.
  48. Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психол. очерк: Кн. для учителя. 3-е изд. -М.: Просвещение, 1991. — 92 с.
  49. Л.С. Психология искусства-Мн.: Современное Слово, 1998.-480с.
  50. Галагузова М. А, Мардахаев Л. В. Методика и технологии работы социального педагога. -М.: Академия, 2002. 192 с.
  51. Л. Арт-терапевтические исследования // Исцеляющее искусство: журнал арт-терапии. 1998. — Том 2. — № 3. — С. 24—36.
  52. .С. Философия образования. М.: Московский психолого-социальный институт, Флинта, 1998.-432 с.
  53. Д.Х. Личностный рост и самодиагностика в профессиональной подготовке будущих учителей // Прикладная психология. — 2000.—№ 3. с. 39−45.
  54. С. Творческая индивидуальность педагога // Народное образование. 1999. -№ 12. — С. 197−205.
  55. В.И. Основы теоретической педагогики. СПб.: Изд-во СПб. ун-та, 1992.-154 с.
  56. С.В. Гимнастика чувств: тренинг творческой психотехники. М. — Л.: Искусство, 1967. — 295 с.
  57. Д. Терапевтические метафоры: Оказание помощи др. посредствомзеркала: Пер: с англ. СПб.: Белый кролик, 1995. — 196 с.
  58. В. Здоровье детей категория педагогическая // Воспитание школьников. — 1999 -№ 1. — С. 8−12.
  59. М. Ферс. Тайный мир рисунка: Перевод с англ. СПб.: Деметра, 2003.-176 е.: ил.
  60. B.C. Культура педагогического общения. М.: Просвещение. 1990.-144 с.
  61. А.В. Развитие творческой индивидуальности подростков средствами арт-терапии в учреждениях дополнительного образования. Автореферат дисс.канд.пед.наук. Волгоград, 2004. — 27 с.
  62. М.П. Итоги модернизации сельской школы: 2005: Монография. М: ИСПС РАО, 2006. — 84 с.
  63. М.П., Пальчикова Т. В. Кадры сельской школы России: М.: ИСПС РАО, 2003.-176 с.
  64. И.В. Развитие творческого потенциала личности будущего учителя средствами артгерапии. Автореферат дисс.канд. пед. наук. -М., 2006, 22с.69.а. Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. -М.: ИНТОР, 1996.- 541с.
  65. Н.С. Педагогический коллектив .школы как субъект модернизации образования в сельском социуме: Монография. М.: ИСПС РАО, 2006. — 136 с:
  66. А.Н. Развитие образования в современном мире. М.: Туманит. изд. центр ВЛА’ДОС, 1999: — 200 с.
  67. А. Руководство к образованию немецких учителей // Избр. пед. соч. М.: Учпедгиз, 1956. — С. 55 — 212.
  68. Дисциплины профильной подготовки направления «Художественное образование», профиль 540 701 «Музейная педагогика»: Государственный образовательный' стандарт высшего профессионального образования / Отв. ред. С. А. Гончаров, Б. А. Столяров. Спб., 2002. — 79 с.
  69. А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. — М.: Просвещение, 1987. — 207 с.
  70. М.Т. Игры на листе бумаги: Открой в себе художника. — М.: Искатель, 1998.-79 с.
  71. Д.Е. Формирование социальной компетентности студента среднего профессионального учебного заведения в процессе социального образования. Автореферат дисс.канд. пед. наук. Казань., 2003, — 22с.
  72. М.В. Практическая психология детского творчества: Учеб. Пособие / М. В. Ермолаева.- 2-е изд., испр.- М.: Изд-во Московского психолого-социального института- Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2005. 304 с.
  73. А.П., Букатов В. М. Режиссура урока, общения и поведения учителя: Пособие для учителя. 2-е изд., испр. и доп. — М.: МПСИ, «Флинта», 1998. — 232 с.
  74. В.М.- Пельман Г.Л.- Чахоян В. А. Игровое имитационное моделирование расширенного воспроизводства. -М.: МГУ, 1982. 56 с.
  75. Н., Платонова О. Рисунок не бывает неправильным: Артте-рапия в музейной педагогике // Три ключа. Пед. вестник. М: Из-дат. дом Ш. Амонашвили. — 2000. — Вып. 4. — С. 60−62.
  76. Г. И., Еремина СВ. Принципы формирования дидактических терминов // Педагогика. 1999. — № 5. — С. 18−22.
  77. А.И. Социальная работа как профессиональная деятельность // Социальная работа. Вып. 2. — М., 1992. — С. 8 — 12.
  78. Е.И. Психология изобразительной деятельности детей. — 2-е изд., доп. М: Учпедгиз, 1961.-223 с.
  79. И.И. О мерах, направленных на внедрение современных образовательных технологий. /Вопросы образования. 2005. — № 5. — С 5−8.90.а. Кандинский В. В. О духовном в искусстве. Мюнхен, Бауххауз, 1928. — 343 с.
  80. Кан-КаликВ.А. Учителю о педагогическом общении М., 1987 — 190 с.92:Кан-Калик В.А., Ковалев Г. А. Педагогическое общение как предмет теоретического и прикладного исследования // Вопр. психол. 1985. — № 4. — С. 9−16.
  81. И. Критика чистого разума // Собр. соч.: т. 3 М., 1964. — 274 с.
  82. П.Ф. Педагогический процесс // Избр. пед. соч. М.: Педагогика, 1982.-С. 163−231.
  83. КопытинА.И. Практикум по арт-терапии. СПб.: Питер, 2000. — 448 с.
  84. А.И. Руководство по групповой арт-терапии. — СПб.: Речь, 2003. -320 с.-С. 139−140.
  85. А.И. Системная арт-терапия. Спб.: Питер, 2001. — 224 с.
  86. ЮО.Копытин А. И. Теория и практика арт-терапии-СПб.: Питер, 2002.-368 с.
  87. А.И. Тренинг коммуникации: Арт-терапия. М.: Изд-во Института психотерапии, 2006. — 96 с.
  88. Л.М. Игровая терапия с тревожными детьми.- СПб.: Речь, 2006. -160 с.
  89. ЮЗ.Клименко Н. Ю. Становление и развитие социально-педагогического образования в России. Автореферат дисс.докт.пед.наук.- Москва, 2003.- 40 с. 103 .а. Кон И. С. Социология личности. М.: Политиздат, 1967. — 384 с.
  90. Ю4.Краткий психологический словарь Сост. Л.А. Карпенко- Под общ. Ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского.-М.: Политиздат. 1985.-431 с.
  91. Ю5.Крысин Л. П. Толковый словарь иноязычных слов. М.: Изд-во Эксмо, 2007.-944 с.
  92. Юб.Кузнецов И. А. Красота человека в искусстве-М.: Искусство, 1980 222 с.
  93. Н.В. Очерки психологии труда учителя. Л.: Изд. Ленингр. Унта 1987.-183 с.
  94. Ю8.Куличенко P.M. Профессиональное становление и развитие института социальных педагогов в России: Автореферат дисс.докт. пед. наук. -М., 1998.-40 с.
  95. Ю9.Куницына В. Н., Казаринова Н. В., Поголыпа В. М. Межличностное общение: Учебник для вузов. СПб.: «Питер», 2001. — 544 с.
  96. Ш. Лебедева Л. Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий. СПб.: Речь, 2003. — 256 с.
  97. Л.Д. Педагогические основы арт-терапии в образовании учителя: Автореферат дисс.докт.пед. наук. Санкт-Петербург, 2001. — 46 с.
  98. А.А. педагогическое общение. М.: Знание, 1979. — 48 с. 113.а. Леонтьев А. Н. Деятельность, сознание, личность. М.: Политиздат, 1977.-321 с.
  99. И.Лисина М. И. Проблемы онтогенеза общения.- М.: Педагогика, 1986 -145 с.
  100. В.Т. Духовный мир и ценностные ориентации молодежи России.-СПб, 2000.-260 с.
  101. .Т. Основные категории педагогики // Педагогика. — 1999. № 1. -С. 10−19.
  102. Личность. Внутренний мир и самореализация: Идеи, концепции, взгляды / Авт.-сост. Ю. И. Кушоткин, Г. С. Сухобская. — СПб.: Тускарора, 1996. -175 с.
  103. А.Ф. Философия. Мифология. Культура.-М.: Политиздат, 1991- 525 с.
  104. М. Профессионально значимые личностные качества социального педагога органическая составляющая его компетентности. / Социальная педагогика в России. — 2008 — № 1. — с.70−73.
  105. Г. Л. Игровая терапия: искусство отношений Пер. с англ. / Авт. предисл. А. Я. Варга. — М.: Междунар. пед. акад., 1994.-365 с.
  106. М. Цветовой тест Люшера. / Пер. с англ. А. Никоновой. СПб.: Сова- М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2002. -192 с.
  107. А.С. О моем опыте // Антология педагогической мысли Украинской ССР / Сост. Н. П. Калиниченко. М., 1988. С. 364−38.
  108. Е.Д. Воспитание эмпатии как профессионально-личностного качества будущих социальных педагогов в целостном образовательном процессе педагогического колледжа. Автореферат дисс.канд. пед. наук. Петрозаводск., 2006, — 22с.
  109. В.Н. Интеграция в системе образования— СПб.: ЛОИРО, 2000.-83 с.
  110. В.Н. Формирование профессионально-педагогических умений при подготовке и повышении квалификации учителя: Учеб. пособие. — СПб.: ЛОИУУ, 1994.-52 с.
  111. Г. П. Коммуникативная культура преподавателя и ее развитие впрофессиональной деятельности. Автореферат дисс.канд. пед. наук. Ростов, 2000.-24с.
  112. Л.В. Основы общей, специальной и социальной педагогики. — М.: Тула, 2007.-503'с.
  113. Л.В. Словарь по социальной педагогике М.: Академия, 2002.—368с.
  114. Мареев В. И, Даншпок, А .Я, Куликовская И. Э. Модернизация высшего педагогического образования. // Педагогика. 2007 — № 9. — С. 66−72.
  115. А.К. Психология труда учителя: книга для учителя. М.: «Просвещение», 1993. -192 с.
  116. А. Мотивация и личность / Пер. с англ.- СПб.: Евразия, 1999—478 с.
  117. И.Я., Шишова Т. Л. Разноцветные белые вороны. М.: Семья и школа, 1996. — 270 с.
  118. В.М., Ямпольский Л. Т. Введение в экспериментальную психологию личности. -М.: Просвещение, 1985.-319 е.: ил.134-Мерлин B.C. Психология индивидуальности. Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. — 448 с.
  119. Методика и технологии работы, социального педагога: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений / Б. Н. Алмазов и др.- Под ред. М. А. Галагузовой, Л. В. Мардахаева. М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 192 с.
  120. Методология и методика соцйально-культурньк технологий: учебная программа. по- направлению 71 400 «Социально-культурная деятельность» / Сост. С.Б.Брижатова- АлтГАКИ, кафедра1 социально-культурной деятельности. — Барнаул. Изд-во АлтГАКИ, 2007. — 15 с.
  121. Мир образования образование в мире. — № 1,2001. — С. 20−21.
  122. B.C. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опьгга. М.: Педагогика, 1981. — 239 с.
  123. ВН. Психология отношений-М.-Воронеж: «МОДЭК», 1995.-356 с.
  124. Назарова Л. Д Фольклорная арттерапия. СПб.: «Речь», 2002. — 240 с.
  125. Т.С. Педагогические технологии: новый этап эволюции // Педагогика. 1997. — № 3. — С. 20−27.
  126. Никитина JI.E.Социальный педагог в учреждении образования (модель и методика работы): Методическое пособие. М.: ИПСП РАО, 2001. — 50 с.
  127. А.М. Методология образования. Издание второе. М.: «Эгвес», 2006.-488 с.
  128. СИ. Словарь, русского языка / Под. ред. Н. Ю. Шведовой. 17-е изд., стереотип. -М.: Рус. яз., 1985. — 797 с. 152.0клендер В. Окна в мир ребенка: Рук-во по детской психотерапии / Пер. с англ. -М.: Независимая фирма «Класс», 1997. 336 с.
  129. О.А. Цветовая диагностика эмоций ребенка. СПб.: Речь, 2002. -112 с. 154,Орлов А. Б. Психология личности и сущности человека: парадигмы, проекции, практики: Пособие для. студентов психол. фак. М.: Изд. корпорация «Логос», 1995.-215 с.
  130. Д., Гоулд П. Рисунок в психотерапии: Метод, пособие. М.: Ин-форм. центр психолог, культуры, 2000. — 184 с.
  131. Педагогика: Учеб. пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П. И. Пидкасистого. М.: РПА, 1995. — 637 с.
  132. ПетровскийВ.А. Личность в психологии. -Ростов-н/Д: Феникс, 1996.-512 с. 157 а. Петровский А. В. Основы педагогики и психологии высшей школы / Подред. Петровского А. В. М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1986. — 773 с.
  133. . Речь и мышление ребенка / Пер. с фр. М.: Педагогика-Пресс, 1994.-528 с.
  134. К.К. Структура и развитие личности. -М.: Наука, 1982. 309 с.
  135. Платонова О. В, Жвитиашвили Н. Ю. Арттерапия в художественном музее. СПб.: Спец Лит, 2000. — 143 с. 160 а. Плоткцн М. М. Социальное воспитание школьников: Монография. М.: Изд-во Института педагогики социальной работы, 2003. — 200 с.
  136. С.Д. Основы теории инновационных процессов в сфере воспитания: Дис. д-ра пед. наук. М., 1993. — 398 с.
  137. Психотерапевтическая энциклопедия / Под ред. Б. Д. Карвасарского. -СПб: Питер, 1999. 752 с. '
  138. Психология развития: Словарь / Под. Ред. A.JI. Венгера. М.: ПЕР СЭ, 2005.-176 с. 166.а. Репринцева Г. И. Социально-педагогические проблемы и ресурсы гармонизации детско-родительских отношений в сельской семье. М.: ИСПС РАО, 2007.-324 с.
  139. К. Взгляд на психотерапию. Становление человека: Пер. с англ. М.М. Исениной- Общ. ред. и предисл. Е. И. Исениной. М.: Прогресс, Универс, 1994.-480 с.
  140. Е.С., Потемкина О. Ф. Графические методы в психологической диагностике. — М.: Дидакт, 1992. 256 с.
  141. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. / Гл. ред. А.П. Горкин- Ред. В. В. Давыдов. М.: БРЭ, 1993. — Т. 1: А-М. — 608 е.: ил.- М.: БРЭ, 1999. — Т. 2: М-Я.-672 с.
  142. СЛ. Проблемы общей психологии.—М.: Педагогика, 1973.—423 с.
  143. К. Групповая психотерапия. СПб.: Питер Ком, 1999. — 384 с. 171 а. Савенкова Л. Г., Богланова Н. В. Проблемы дидактики образовательнойобласти «Искусство». М., 2006. — 233 с.
  144. Н.В. Игры в школе и дома: Психотехнические упражнения и коррекционные программы. М.: Просвещение, 1993. — 180 с.
  145. Г. К. Современные образовательные технологии: Учеб. пособие для пед. вузов и ИПК. М.: Народное образование, 1998. — 255 с.
  146. Г. К. Традиционная педагогическая технология и ее гуманистичеекая модернизация. М.: НИИ школьных технологий, 2005. — 144 с. (Серия «Энциклопедия образовательных технологий»).
  147. Н.В. Светоцветовая терапия. Спб.: Речь, 2002. — 160 с.
  148. В.А. О моделировании образовательных технологий1// Наука и школа. 2000. — № 4. — С. 50−56.
  149. В.А., Подымова Л. С. Педагогика: инновационная деятельность. -М.: Магистр, 1997.-223 с.
  150. Словарь по социальной педагогике: Учеб. пособие для студ. высш. Учеб. заведений / Авт.- сост. Л. В. Мардахаев. -М.: Изд. Центр «Академия», 2002. —368 с.
  151. С.С. Диагностика интеллекта методом рисуночного теста. М.: МИЛ «NB Магистр», 1994. — 62 с.
  152. Л.Д. Психология делового общения и управления. Ростов н/Д: «Феникс», 2001. 512 с.
  153. В.А. Сердце отдаю детям-Киев: Радянська шк., 1973.-288 с.
  154. Технологии социальной работы: Учебник / Под общ. Ред. Холостовой Е. И. М.: ИНФРА, 2001.-С. 128−129.
  155. JI.H. О народном образовании (1862 г.) // Толстой JI.H. Собрание сочинений. М.: Худож. лит., 1983. — Т. 16. — С. 7−28.
  156. JI.A. Опыт исследования практики Арт-терапии в XX в. Игровой контекст современного искусства: Автореф. дисс. канд. филос. наук, М., 2005.-26 с.
  157. В.О. К.С. Станиславский на репетиции. Воспоминания. М.: АСТ-ПРЕСС СКД, 2002. — 272 с.
  158. B.C. Методика диагностики психологического здоровья семьи. — М.:МПГУ, 2001.-70 с.
  159. Д.Н. Психологические исследования-М.: Наука, 1966.-451с.
  160. К.Д. Человек как предмет воспитания // Ушинский К. Д. Собрание сочинений. М: Просвещение, 1950. — Т. 8. — 324 с.
  161. К. Часть целого: арт-терапия в школе // Исцеляющее искусство: журнал арт-терапии. — 2000. № 2. — С. 16−34.: •
  162. С.Н. Профессиональная культура педагога. // Педагогика. — 2006 № 2. — с.65−67.
  163. М. Осознавание через движение: Двенадцать практических уроков / Пер. с англ. -М.: Ин. общегуманитарных исследований, 2000 160 с.
  164. Д.И. Психология развития человека как личности: Избранные труды: В 2 т. / Д. И. Фельдштейн. М.: Издательство МПСИ- Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2005. — Т. 2. — 456 с.
  165. Д.И. О развитии фундаментальных психологических исследований / Д. И. Фельдштейн. М.: Изд-во МПСИ- Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2006.-16 с.
  166. Г. Н. Теоретико-методологические основы социальной педагогики.-М., 1998.-260 с.
  167. Т.Н., Яркина Т. Ф. Актуальные проблемы социальной работы в России // педагогика. М., 1993. — № 6. — С. 42 — 43.
  168. Т.А. Мир дому твоему. Человек в человеке // Воспитание школьников. -1999. № 1. — С. 34−39- № 2. — С. 27−31- № 4. — С. 37−40.
  169. К. Чтобы дети были счастливы: Психологические игры и упражнения для детей школьного возраста: Пер. с нем. М.: Генезис, 2005. — 255.
  170. Фрейд 3. Психология бессознательного: Сб. произведений: Перевод. — М.: Просвещение, 1989.-448 с.
  171. Э. Человеческая ситуация / Под ред. Д. А. Леонтьева. М.: Смысл, 1995.-240 с.
  172. Э.Р. Развитие ключевых компетенций студентов в проектно-творческой деятельности // Педагогика. 2007 -№ 9. — с. 72−75.
  173. .Ю. Проблемы целостного подхода в обучении социальной" работе // Образование в области социальной работы в России -М., 1996-С. 10 — 16.
  174. С.Т. Педагогические сочинения. Т. 4. М.: Изд-во АН РСФСР, 1995.-328 с.
  175. Н.Б. Виды и характеристики педагогических технологий в методике преподавания социальных дисциплин. //Вестник. 2007. — № 1. — С. 76−80. 208 а. Штайнер Р. Воспитание ребенка с точки зрения духовной науки. — М.: Парсифаль, 1993. — 280 с.
  176. Л. Юнгианская песочная психотерапия Спб.: Питер, 2001.- 320 с.2Ю.Шпанко Е. Ю. Социально-педагогическая реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья средствами русского фольклора. Автореферат дисс. кан.пед.наук. М., 2001. — 21 с.
  177. ЫЦуркова Н. Е. Педагогическая технология как учебная дисциплина // Педагогика. 1993. — № 2. — С. 66−70.
  178. Н.Е. Практикум по педагогическим технологиям. М.: Пед. обво России, 1998.-250 с.
  179. Н.Е. Ценностные отношения // Воспитание школьников. — 1999. -№ 3.-С. 17−22.213 а. Экология визуальности и изобразительное искусство: методологический сборник / Науч. Ред. Столяров Б. А. СПб., 2006. — 288 с.
  180. Д.Б. Об источниках неклассической психологии // Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды М.: Педагогика, 1989 — С. 475478.
  181. Энциклопедия профессионального образования: В 3-х т. / Под ред. С. Я. Батышева. М., АПО. Т. 3,1999. — 488 с.
  182. ЮнгК. Архетип и символ: Перевод.-М.: Ренессанс, 1991. — 297 с.
  183. В.А. Педагогическая психология: Учеб. пособие. 2-е изд. — СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2000. — 349 с.
  184. И.Д. Теория и практика групповой психотерапии: Пер. с англ. — СПб.: Питер, 2000. 640 с.
  185. З.А. Гуманизация деятельности школьного социального педагога как основа совершенствования его профессиональной компетентности. Автореферат дисс. кан.пед.наук. М., 2000. — 24 с.
  186. Т.Ф. Гуманизм как теоретико-методологическая основа социальной педагогики. -М.: Б.и., 1997. 66 с.
Заполнить форму текущей работой