Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Художественная система романов С. Клычкова в мифопоэтическом контексте

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Следующий образ-символ, рассмотренный в диссертационном исследовании, — образ тумана. Частотность его появления и широкий спектр функциональных характеристик позволяет сделать вывод, что данный образодин из центральных в прозе С. Клычкова. Выявлено, что туман несёт на себе печать дуализма: с одной стороны, он делает мир загадочным, струящимся, иллюзорным, сказочным, сопровождает сны и грёзы… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Мировоззренческая основа формирования индивидуально-авторской системы творчества С. Клычкова
  • Глава 2. Христианские и языческие начала прозы (религиознофилософский и художественно-эстетический аспекты)
    • 1. Христианские и натурфилософские идеи: суть противоречий
    • 2. Язычество и панпсихизм как основа книги «Златые Уста»
    • 3. Философский смысл образа-символа Смерти в романе «Сахарный немец»
  • Глава 3. Онтологические начала прозы С. Клычкова
    • 1. Концептуальная многозначность авторской «дьяволиады» в прозаических текстах
    • 2. Идея «мужичьего рая» в индивидуально-авторской мифологии

Художественная система романов С. Клычкова в мифопоэтическом контексте (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Данная работа представляет собой исследование творчества С. Клычкова в контексте рассмотрения процесса формирования индивидуально-авторской романной системы. Индивидуально-авторская система романных образов-символов, сложившаяся в поэтическом и общелитературном языке, претерпела изменения в творчестве Клычкова в связи с его эстетическими и мировоззренческими установками. Именно поэтому определенный интерес вызывает соотношение традиционного и индивидуального в процессе формирования мировоззрения и, соответственно, поэтики романов Клычкова.

Актуальность исследования обусловлена недостаточной изученностью романов С. Клычкова в мифопоэтическом контексте, а также необходимостью выявить закономерности воплощения писателем христианских и языческих начал в субстанционально-онтологических аспектах прозаических текстов.

Творческое использование писателем фольклора, старообрядческих преданий, святоотеческой и художественной литературы на уровне мотивов, образов и сюжетов формирует новый крестьянский миф. Для С. Клычкова бережное отношение к слову равнозначно прославлению Духа. Деформация слова — это деформация человеческой души. О падении соборности, о пришествии нечистого в образе западной техногенной цивилизации на Русь и пишет Клычков, широко вводя в свои романы мифологические и языческие символы и противопоставляя родную природу техническому прогрессу.

Стереотипное восприятие Клычкова как проповедника «крестьянской», как полагали символисты или «кулацкой», по мнению О. Бескина[107], идеологии на целые десятилетия во многом предопределило негативное отношение к творчеству С. Клычкова, оставив его непонятым и неизвестным широкому читателю. В более детальном исследовании литературного наследия С. Клычкова и заключается, на наш взгляд, актуальность данной работы.

Объектом исследования являются романы С. Клычкова «Сахарный немец», «Чертухинский балакирь» и «Князь мира», созданные в 1920;1930;х годах и рассмотренные с точки зрения формирования индивидуально-авторской художественной системы: образов-символов, мифотворчества, концептуальной многозначности.

В «Сахарном немце» писатель заложил религиозно-философский фундамент, на котором будут базироваться остальные романы.

В «Чертухинском балакире» уже в полной мере раскрывается «крестьянский космос» (Н.М.Солнцева). Концептуальной установкой, которая обнаруживает себя для персонажей на разных уровнях, здесь является достижение гармоничного мира. Она формирует и определённый, сказовый, образ повествователя, разворачивающего свой рассказ в дидактических целях, призывая читателя к установлению гармоничного диалога с миром и собой. Философское осмысление судьбы русского крестьянства должно было выразиться в задуманном автором девятикнижье, из которого вышли только «Сахарный немец» (1925), «Чертухинский балакирь» (1926), «Князь мира» (1928).

В последних двух романах назревает кризис, являющийся проекцией авторского видения мира. Падение соборности, экологический кризис, связанный с «пришествием Дьявола» -западной техногенной цивилизации — на Русь.

Степень изученности темы.

Вокруг прозы Сергея Клычкова во второй половине 1920;х годов велась достаточно бурная литературно-философская полемика. Три романа — «Сахарный немец» /1925/, «Чертухинский балакирь» /1926/ и «Князь мира» /1928/, которые он успел написать и издать (это части задуманного Клычковым девятикнижия «Живот и смерть» — привлекли внимание критики, сразу же разделившейся в своих оценках. «Князь мира» был охарактеризован А. Луначарским «замечательным явлением 1928 года — и в художественном отношении, и по глубине анализа некоторых явлений нынешнего времени» [6. С. 325]. По мнению В. Полонского, к Клычкову следует относиться как к «самому крупному и замечательному художнику, выдвинутому русской деревней» [7. С. 264−294].

Следует сказать, что критику в романах Клычкова привлекала прежде всего художественная сторона — богатство и метафоричность языка, афористичность слова, совершенство формы. В этом плане весьма высоко оценили прозу Сергея Клычкова, в частности, В. Правдухин, Д. Горбов, Г. Горбачёв, А. Воронский. Последний, к примеру, в статье «Десятилетие Октября и советская литература» — отозвался о «Сахарном немце» и «Чертухинском балакире» как о «ювелирной работе настоящего мастера». Он же — в статье «Лунные туманы» -отметил и то, что в «Чертухинском балакире» автор «удачно сочетал поэта с художником-прозаиком. Это очень редкое сочетание. Клычков показал, как можно, оставаясь поэтом, стать прозаиком» [63. Т.2. С. 487].

К идейным аспектам романов критика отнеслась весьма противоречиво. Так, нашли понимание интерес автора к здоровым многовековым духовным ценностям крестьянского «миросозерцания от сохи» [44], тоска по духовности, всеобщей гармонии, неприятие войн. И вместе с тем получили осуждение идеи, которые казались тогда неактуальными, отжившими, политически вредными. Отмечалось, что Клычков будто бы чрезмерно идеализирует деревню и крестьянскую общину, прославляет косность, отвергает прогресс, неправильно понимает социально-классовую борьбу. Так, А. Лежнёв увидел в клычковской прозе «фантастику с ножом в сердце» [79].

Лучшее из всего того, что было написано критикамисовременниками С. Клычкова о его романах, безусловно, принадлежит А. Воронскому, который сразу поставил их в контекст традиций русской классической литературы. Вот как он писал о романах С. Клычкова «Сахарный немец» и «Чертухинский балакирь»: «.народный сказ. дан в каком-то удивительном приближении к Гоголю" — «Писатель сумел показать спиридоновскую, дикую, дремучую Русь в её плоти. Она встаёт как заповедный, нетронутый, заповедный бор. Ни у Мельникова-Печёрского, ни даже у Лескова нет такого телесного ощущения этой Руси» [25. С. 264−265]. В «Лунных туманах» осуществлён глубокий и достаточно объективный анализ романа «Чертухинский балакирь». Для автора статьи произведения Сергея Клычкова во всех отношениях — явление замечательное, уникальное. Так, признавая, что «художественные достоинства романа высоки и несомненны», он отмечает также и его «большую общественную значимость». Эту значимость Воронский связал, в частности, с постановкой и освещением очень важного философского вопроса «Человек и природа», с тревогой автора за судьбу природы, всего живого и сущего, за человеческую душу.

В целом положительно оценив прозу Сергея Клычкова, Воронский весьма чётко высказался и о её, как он считал, недостатках идеологического характера: «Романы Клычковапоказатели распада нашего народничества. <.> Вместо идеализации трудовой деревни — идеализация фольклора. <.> Широкие общественные цели сменились религиозным атавизмом, лунными, обманными чарами. Прибавился страх перед железным чёртом, совсем затуманились перспективы» [26. С.36].

В «Лунных туманах» Воронский привёл фрагмент из письма к нему М. Горького, который, в отличие от поэтических сборников, очёнь заинтересовался прозой Сергея Клычкова. Сразу же после прочтения «Сахарного немца» он послал Воронскому письмо, где с одобрением высказался о книге, в которой увидел проявление творческой, внутренней свободы автора, поставил его в один ряд с художниками честными и бескомпромиссными. В дальнейшем, однако, в ряде писем своих М. Горький дал уже несколько иные оценки роману достаточно критичные, так как акцент в них был уже сделан не на художественной, а на идеологической стороне произведения. В частности, он отметил, что «трогательный плач. о деревенском рае» идёт вразрез с «требованиями времени и его задачами», что Клычкову «должна быть дана. критика — и нещадная» [27]. М. Горький ждал следующих произведений С. Клычкова с нетерпением, чтобы проследить в каком направлении будёт эволюционировать его прозаический дар. Опубликованный в 1926 году «Чертухинский балакирь» подтвердил репутацию Клычкова как великолепного художника слова, настоящего мастера, — и М. Горький не мог это не отметить, хотя идеологический подтекст этого произведения его огорчил. И он попрекнул Воронского, что тот в «Лунных туманах» «недостаточно разоблачил «Чертухинского балакиря» — в мировоззренческом, философском плане.

В переписке М. Горького с Ф. Гладковым и М. Пришвиным мы находим неприязненные, даже враждебные отклики на прозу Сергея Клычкова, хотя Пришвин позднее изменил своё мнение, признав в Клычкове непревзойдённого художника: «В своё время я много занимался великорусским фольклором, изумляясь, какие богатства народного творчества лежат неиспользованными литературой. Алексей Ремизов, как известно, им пленённый, зарылся в эти материалы, но не достиг цели, потому что соблазнился архивами и оторвался от народной среды. Клычков единственный писатель, которому это удалось» [33. С.57].

Анализ творчества С. Клычкова в критике и литературоведении шел параллельно с осмыслением роли и значения всей литературы новокрестьян. Сочувственное отношение к Клычкову в критике 1910;х годов, осознание его поэзии как части новокрестьянской — мощного и глубокого потока национального искусства — сменяется с середины 1920;х обличением «патриархальности» и консерватизма мировоззрения писателя, а затем резким неприятием его «кулацкой» сущности, особенно со стороны рапповцев, которое завершилось в 1930;е годы вытеснением художника из литературы, арестом, смертью и длительным замалчиванием его литературной деятельности вплоть до последних десятилетий.

Но наряду с вышеперечисленными критическими замечаниями, независимо от их направленностиположительной или отрицательной — были и откровенно предвзятые, резко негативные, абсолютно нетерпимые отзывы. Принадлежали они официальной, рапповской, критике. И, к сожалению, именно эти оценки воздействовали на общественное мнение, создавали его. Особенно усердствовал в «разоблачении» Клычкова и других поэтов «крестьянской купницы» О. Бескин.

В его статьях «Россияне» /1928/, «Певцы крестьянской деревни» /1930/, «Бард кулацкой деревни» /1930/ Сергей Клычков представлен кулацким идеологом, поборником суеверия и религии, отъявленным реакционером. При этом Бескин абсолютно не стесняется в выражениях: тут и «пена у рта», и «оскаленные клыки», и «мракобесие» [63. Т.2. С.504]. Обобщается же всё это следующим: «сознание Клычкова и его соратников смертельно ранено. Но борьба продолжается. Борются кулаки на деревне, и поёт им хоть печальные, но боевые песни их бард — Сергей Клычков» [там же]. В своих статьях О. Бескин не ограничивался только словесной критикой, он призывал к применению «определённых решительных мер» к Сергею Клычкову.

Меры вскоре были приняты: Клычкову запретили печатать новые оригинальные произведения. А он был полон сил, новых грандиозных замыслов: в приложениях к вышедшим романам появились книги «Китежский павлин», «Спас на крови», «Лось с золотыми рогами». Всё это осталось ненаписанным.

31 июля 1937 года Клычков был арестован, а спустя два месяца с небольшим — расстрелян. Место его захоронения до сих пор неизвестно.

После смерти Клычкова имя его не включалось в энциклопедии, и даже спустя много лет, когда произошла реабилитация многих незаконно репрессированных писателей и их книги вернулись в литературу, Клычкова отечественные критики и литературоведы с удивительным упорством продолжали считать писателем, чуждым советскому обществу.

Пересмотр оценок творчества Сергея Клычкова, бытующих в отечественном литературоведении больше полувека, начался, к сожалению, не в России. Французский исследователь Мишель Никё издал в Париже прозу и поэзию С. Клычкова, защитил диссертацию и опубликовал ряд работ по его творчеству.

В Россию «возвращение» Клычкова состоялось в 1985 году: в двух крупнейших московских издательствах вышли два сборника его стихотворений. В 1988 и 1989 гг. большими тиражами были изданы две книги его прозы, которые подготовила Н. Солнцева.

Интерес к творчеству С. Клычкова в нашей стране возник после снятия многолетнего запрета на публикацию его произведений. И, как результат, в конце 1980;х годов появились исследования Н. Солнцевой (1989), 3. Селицкой (1989), Л. Киселёвой (1990), Ю. Изумрудова (1993).

С конца 1980;х годов началось исследование литературного наследия С. Клычкова, опубликован ряд статей и очерков о жизни и творчестве этого замечательного поэта и прозаика. Среди авторов наиболее значительных, основательных работ можно выделить Н. Солнцеву, С. Субботина, А. Михайлова, В. Морозова, Г. Мурикова, Т. Пономарёву, С. Блинова, Н. Неженца, С. Копылову, 3. Селицкую, Н. Савушкину.

В своих исследованиях авторы преследуют различные цели. Так, Н. Неженец анализирует жанровые особенности лирики поэтов «купницы». А. Михайлов рассматривает творчество новокрестьянских поэтов, выявляет своеобразие их эстетических и философских идей в сравнении с творческими достижениями художников предыдущих эпох. Большую значимость представляет работа А. Михайлова, для своего времени итоговая в изучении наследия новокрестьянских лириков. Диапазон исследования Н. Неженца несравнимо уже, в рассматриваемых вопросах он, порой, слишком отходит от тогдашней действительности, абстрагируется от реалий того времени. Он не говорит о том, как жанровые формы, выбранные «новокрестьянами» для творчества соотносились с их идеями и взглядами, в которых они явно опережали своё время и которые были признаны официальной критикой того времени реакционными.

В работе Н. Солнцевой проводится анализ содержания, отмечается художественное своеобразие романов Клычкова. Статьи Н. Неженца и С. Блинова носят, скорее, публицистический характер. И именно Н. Солнцева осуществила полноценное научное исследование прозаических текстов писателя. Автор высказывает точку зрения, согласно которой Клычков выразил свою натурфилософию, основанную на идее пантеизма, противопоставляя её философии христианства. В диссертации Солнцевой подчёркивается исключительная роль Петра Кирилыча («Чертухинский балакирь») — персонажа, вокруг которого сосредоточены усилия трёх носителей различных мировоззренческих систем: деревенской колдуньи Ульяны, воплотившей идею плоти (плотского греха), мельника Спиридона, еретика и старовера, и лешего Антютиканатурфилософа и пантеиста. В этой работе творчество Клычкова рассматривается в контексте тех духовных, идейных и научных споров 20−30-х годов XX в., которые являются актуальными и сегодня.

В 1992 году вышла монография Н. Солнцевой «Китежский павлин», посвящённая творчеству крестьянских поэтов. В 1993 году — «Последний Лель. О жизни и творчестве писателя и поэта Сергея Клычкова», в которой удачно сочетается биографический метод и литературоведческий анализ текстов писателя и поэта С. Клычкова. Творчество Клычкова представлено в широком контексте эпохи: это и родная Тверская земля со своими чудесными деревенскими легендами и преданиями, и интересные знакомства в кружке Эллиса, первые печатные произведения «Песни» и «Потаённый сад» в «Альционе», близость к поэзии символистов. На фоне изменений в социальной и литературной обстановке показано становление творчества Клычкова, его самобытность, круг интересующих тем и образов: природа, жизнь, лирические напевы, мифологические персонажи.

Пройдут годы, и Клычков вернётся к темам уже распавшихся «Скифов». Он создаст образ мужичьего пророка, будет искать оптимальный вариант мужичьего рая, но в отличие от своих предшественников расскажет о том, что этот рай не только красив, но и жесток" [136. С.44]. Автором сделано интересное наблюдение, выделяющее философскую прозу Клычкова среди творчества других писателей: предметом философских размышлений становится крестьянин.

Важным для исследователей творчества Клычкова и просто читателей стал выход двухтомника С. Клычкова, составление, подготовку текста и комментарии к которому были сделаны М. Никё, Н. Солнцевой, С. Субботиным и Г. Маквеем.

Одним из последних обращений к неомифологической прозе Клычкова стала статья Е. Скороспеловой «Неомифологизм как средство универсализации» в её работе «Русская проза XX века: от А. Белого („Петербург“) до Б. Пастернака („Доктор Живаго“)» (2003). Е. Скороспелова назвала роман Клычкова «магическим»: в нём смешиваются сон и явь, равноправно сосуществуют реальные и фантастические персонажи. Повествование переходит из бытового в философский план, что позволяет «заявить о существовании крестьянского космоса с присущими ему законами, рассказать о происхождении этого космоса и о гибели, которую несёт ему „железный чёрт“ цивилизации» [131. С.69]. Отмечается влияние фольклора на формирование типа мировоззрения автора и способы его претворения в романе, с этим связывается и тип повествования — особая сказовая манера, воссоздающая «архаично-разговорную фольклорную стихию» [там же].

В современном отечественном литературоведении интерес к С. Клычкову совпадает с пристальным вниманием к «возвращенной» литературе и к творчеству новокрестьян. В середине 1980;х впервые после двадцатых годов публикуются его поэтические сборники «Стихотворения» и «В гостях у журавлей», вслед за ними печатаются тексты романов «Сахарный немец», «Чертухинский балакирь» и «Князь мира» с предисловием Н. Солнцевой и С. Куняева.

Прозаическому творчеству С. Клычкова больше повезло в литературоведении, чем прозе других новокрестьян. Еще в 1952 году критик русского зарубежья М. Степаненко обратится к его романам. Прозе С. Клычкова посвящены диссертация и книги Н. Солнцевой, глава в кандидатской диссертации 3. Я. Селицкой, значительный раздел монографии и докторской диссертации JI. Гурленовой «Чувство природы в русской литературе 1920 — 1930;х годов» [41], а также целый ряд статей.

Авторы работ обращаются к концепции бытия в романах С. Клычкова, его натурфилософским воззрениям, отраженным в художественной ткани произведений. Это позволяет наметить иной аспект исследования и рассмотреть «Сахарный немец», «Чертухинский балакирь» и «Князь тьмы» как романную трилогию, единство которой порождено осознанным авторским стремлением к художественной целостности и к философско-мифологическому решению проблематики «человек и природа» и закреплено общими структурными признаками, различными внутрицикловыми скрепами, такими, как единство места действия (Чертухино и его окрестности, село Скудилище, которое находится «в верстах двадцати» от Чертухина, уездный город Чагодуй), сквозные персонажи, лейтмотивные образы-метафоры и символы, мотивные ассоциации, повторяющиеся характеристики предметов или явлений, стилевое единообразие и т. д.

Термин «трилогия» применительно к трем изданным романам С. Клычкова несколько условен, так как у первого романа «Сахарный немец» (1925) есть сокращенный вариант «Последний Лель», который был опубликован в Харькове в 1928 году, что не помешало писателю переиздать «Сахарного немца» в полном объеме в 1929 и 1934 годах. «Раздвоение» «Сахарного немца» на «Последнего Леля» и повесть «Двенадцатая рота» связано, очевидно, с общей эволюцией замысла эпоса о «Смерти и Животе» —• от «Пятикнижия» до «девятикнижия».

Все три романа были написаны Клычковым необыкновенно быстро, но замысел большого прозаического произведения зрел долго и впервые возник еще в 1913 году после путешествия на озеро Светлояр, тогда же было придумано и заглавие «Китежский павлин». Таким образом, общая концепция прозаического цикла романов сформировалась за десять лет до того, как писатель приступил к осуществлению задуманного.

Он не смог реализовать полностью свои творческие планы. Из девяти романов были завершены «Сахарный немец» (1925), «Чертухинский балакирь» (1926) и «Князь тьмы» (1928). Были объявлены названия готовящихся к печати романов «Серый барин», «Китежский павлин», «Спас на крови», «Лось с золотыми рогами», «Буркан — мужичий сын», «Призрачная Русь», но ни один из них не дошел до читателей.

В последние годы научного освоения творчества Клычкова в центре внимания исследователей должны стать конкретизация и более детальная, углублённая проработка вопросов, касающихся творчества С. Клычкова. Необходимо тщательнейшим образом проанализировать наиболее важные элементы его поэтики, выявить и детально рассмотреть аспекты и лейтмотивы, общие и для поэзии и для прозы. И самое главное: следует выработать единую цельную концепцию исследования творчества С. Клычкова.

Кратко обобщив всё вышесказанное, можно утверждать, что лирика и проза С. Клычкова, одного из самых талантливых «новокрестьян», в настоящее время становится всё более значимой и востребованной. Недопонятая и недооценённая современниками, она лишь сейчас, спустя почти восемьдесят лет, предстаёт перед читателями и исследователями в полном объёме. Его литературное наследие осознаётся как явление уникальное в российской литературе. Поэтика Клычкова удивительно самобытна, неповторима. Произведения С. Клычкова много требует от читателя, но много и дают ему.

Для современной культуры, озабоченной поисками духовных и нравственных точек опоры, творчество Клычкова с полным правом может стать одной из них.

JI. Гурленова объясняет внимание литературы 1920 — 1930;х годов к мифологическому, «стремление писателей в эти годы создать на основе пантеистически трактуемых образов природы идеальную модель мира, построенную по принципу мифологической модели» [43. С.74] как выражение «несогласия с антропоцентрической идеей масштабного строительства «второй природы» [там же]. Данное утверждение справедливо и по отношению к Сергею Клычкову.

Его творчество — попытка уйти в вымышленный, «лучший» мир. Можно сказать, что фактор неприятия социальных преобразований на рубеже второго и третьего десятилетия играл существенную роль в эволюции творчества новокрестьян и создании им «идеальной модели мира».

Общество жило лозунгами о социализме любой ценой, о человеке — хозяине планеты, покорителе природы. Клычков уже тогда, на заре социалистической индустриализации, предвидел экологическую катастрофу. Он писал о том времени, когда лешие уведут из местных лесов всё зверьё и птицу, когда земля, эта зеленая чаша, станет мертвой и обезображенной. В условиях победы воинствующего атеизма и материализма он предложил читателю художественный мир русалок, оборотней, леших, чертей, архангелов. Его герои общаются с потусторонним миром, с душами умерших, с языческой нежитью. В своих романах Сергей Клычков заявил о себе как о натурфилософе и пантеисте, размышлял о нравственности дуализма. Национальному нигилизму писатель противопоставил национальную самобытность как остов жизни, культуры, судьбы всякого народа. В условиях, казалось, уже достигнутой обществом гармонии он заговорил о разладе крестьянского мира, о дисгармонии человека и природы, о разрушении соборности.

Цели предлагаемого исследования — научное осмысление путей формирования эстетических взглядов С. Клычкова, специфики системы образов-символов романов, сопоставление христианских и языческих мотивов, выявление сути онтологических идей, пересмотр оценок творчества писателя, попытка доказать самобытность его таланта и обосновать значимость феномена его творчества в литературном процессе.

В соответствии с указанными целями работы в ней формулируются и решаются следующие задачи:

• проанализировать специфику образов-символов, имеющих наиболее важное сюжетно-смысловое значение;

• охарактеризовать основные христианские и натурфилософские идеи в их противоречии;

• выявить суть концептуальной многозначности полифонической структуры прозаических текстов С. Клычкова;

• рассмотреть индивидуально-авторскую концепцию «мужичьего рая» и «мужичьего святого».

Методологически исследование ориентировано на принципы культурно-исторического и сравнительно-типологического методов, кроме того в нём использовались элементы биографического и контекстуального анализа. Теоретической и методологической основой диссертационного исследования являются работы Вл. Соловьёва, А. Хомякова, Ю. Лотмана, Б. Рыбакова, Д. Лихачёва и др.

Основными источниками, на материале которых выполнено диссертационное исследование, следует назвать тексты прозаических произведений, а также эпистолярное наследие поэта и статьи, посвящённые творчеству С. Клычкова. Наиболее полно творчество поэта представлено в двухтомном собрании сочинений, вышедшем в 2000 году.

Научная новизна полученных результатов. В диссертации осуществлено систематизированное многоаспектное исследование индивидуально-авторской художественной системы С. Клычкова, раскрыты механизмы художественного воплощения писателем мифопоэтических текстов, на основании чего предлагается новый подход к изучению религиозно-философских и художественно-эстетических аспектов, основанных на специфике онтологических начал авторской мифологии.

Научно-практическое значение исследования заключается в том, что его материалы могут быть использованы в спецкурсах и спецсеминарах по истории русской литературы начала XX века, а также по изучению творчества «новокрестьян». Результаты научных наблюдений могут быть применены при рассмотрении индивидуально-авторских поэтических систем других авторов.

Положения, выносимые на защиту.

1. Рассмотрение структурно-смысловой организации образов-символов, использования христианских и языческих мифов, фольклора, древнерусской культуры и эстетики, старообрядческого и сектантского религиозных направлений в прозе С. Клычкова позволяет говорить о том, что результатом синтеза этих культурных величин стала клычковская индивидуально-авторская художественная система, включающая самобытные образы-символы, аккумулирующие мировоззренческие идеи поэта.

2. Православные христианские мотивы в совокупности с фольклорно-мифологическими и языческими представлениями в романах С. Клычкова позволяют утверждать, что для автора поиск истины и веры тождественен поиску мирового лада и гармонии.

3. Семантика хронотопа и принцип «обратной перспективы» в идейной эволюции романов С. Клычкова ведёт к отрицанию «дьявольской цивилизации Запада», враждебной идее «мужичьего рая», ассоциирующегося в творческом сознании автора с патриархальной Россией и идеей соборности. В текстах романов это выражено через оппозицию «своего», «родного» и «привнесённого с Запада», «чужого», что и нашло отражение в концептуальной полифонии авторской «дьяволиады».

Апробация работы. Основные положения работы были изложены на межвузовских докторантско-аспирантских научных конференциях КубГУ: «Наука и творчество молодых исследователей КубГУ: итоги и перспективы» (Краснодар, 2003), «Молодые исследователи КубГУ — отечественной науке.

XXI века" (Краснодар, 2004), «Актуальные проблемы современной русистики и литературоведения» (Краснодар, 2005). По теме исследования имеется пять публикаций.

Структура диссертации.

Диссертация состоит из введения, трёх глав, заключения и библиографии.

Заключение

.

В диссертационном исследовании был рассмотрен ряд вопросов, связанных с формированием индивидуально-авторской системы творчества С.Клычкова. Исследователи справедливо причисляют его к новокрестьянской литературе двадцатых годов. Эстетика и философия фольклора, народнические, славянофильские идеи, русский символизм, гоголевские традиции — всё это отразилось в прозе писателя, подчеркнуло его самобытность.

На передний план в литературе 20-х годов выдвигается пролетарская культура города. Новокрестьяне же, оставаясь сторонниками патриархальности, противопоставляли ей высоконравственный мир крестьянина с его вековым укладом. Крестьянин по-прежнему оставался для С. Клычкова основой Вселенной, человеком земли и её философом, проповедником соборности и софийности. Общество строило «общепролетарский дом», а С. Клычков уже тогда, на заре социалистической индустриализации, предвидел экологическую катастрофу и оскудение российской деревни. Вопреки энтузиазму лозунгов, убеждавших в достигнутой обществом гармонии, он заговорил о разладе, пришедшем в крестьянский мир, о дисгармонии человека и природы, о разрушении соборности. Художественный мир С. Клычкова наполнен духовной силой и мудростью народа.

Неприятие социальных преобразований, произошедших в России в начале XX века, сыграло существенную роль в становлении художественной системы новокрестьян и самого С.Клычкова.

В поисках человеческого и природного согласия С. Клычков, как и большинство новокрестьянских поэтов, обращался к миру патриархальной русской деревни, но пантеистическое мировосприятие С. Клычкова отличало его не только от сторонников материалистического взгляда на отношения человека с природным миром, но и от своих собратьев по «крестьянской купнице».

Воинствующему атеизму и материализму он противопоставил художественный мир русалок, оборотней, леших, чертей, архангелов.

Начало литературной деятельности С. Клычкова складывалось удачно: положительными были отклики Н. Клюева, С. Городецкого, М. Волошина, Д. Семёновского. Двойственное впечатление произвели клычковские стихи на А. Блока, Н. Гумилёва, В. Брюсова. Последний отнёс Клычкова к числу тех лириков, которые выступают «с более оригинальными подходами к темам и с более бодрыми настроениями», чем «подавляющее большинство» несамостоятельных по форме подражающих С. Есенину по содержанию «крестьянских поэтов».

Однако к концу 20-х годов критические отзывы стали гораздо жестче: официальная, советская критика не поняла Клычкова. Негативные отклики тех, кто определял литературную «политику», помешали, и задуманного Клычковым девятикнижья не получилось.

Анализ мифологической и религиозной символики позволил установить, что в художественном произведении писателя образы-символы являются смыслообразующей категорией, участвующей в формировании текста. Для определения сущностных характеристик образа-символа необходимой оказалась интеграция накопленного филологического опыта по проблематике символа, образа, знака, аллегории, мифа, тропа.

С. Клычков раскрывает собственную индивидуально-авторскую картину мира, опираясь на мифологические образы, оригинально интерпретируемые им на основе русской культурно-исторической традиции.

Используя образы-символы с закрепленной семантикой, те, которые функционируют в устном народном творчестве одинаково традиционно, С. Клычков проявляет себя как новатор и мифотворец в смысловой организации текста.

Установлены основные образы-символы, встречающиеся в романах С. Клычкова. Это природа как общее понятие, включающее в себя конкретные топонимы: Лес, Густую Ёлку, Светлое Болото, речку Дубна, Счастливое Озеро. Следует отметить, что лес и болото у Клычкова несёт нетрадиционную, «светлую» семантику. Символика леса напрямую связана с религиозными и мифологическими мотивами во всём чертухинском цикле. Для Клычкова лес является колыбелью и домом всего живого.

Следующий образ-символ, рассмотренный в диссертационном исследовании, — образ тумана. Частотность его появления и широкий спектр функциональных характеристик позволяет сделать вывод, что данный образодин из центральных в прозе С. Клычкова. Выявлено, что туман несёт на себе печать дуализма: с одной стороны, он делает мир загадочным, струящимся, иллюзорным, сказочным, сопровождает сны и грёзы героев, преображает лица девушек, делая их много краше, с другой — туман символизирует душевную сумятицу героев, что выражается лексически: «муть», «мутная пелена», «паутина», «туман». Туман-«муть» — душевная дисгармония героя, вызванная ощущением разлада всего мира. Вариативность семантики тумана — туман как атрибут мечты и туман-«муть» — частный случай изменчивости образов-символов, с помощью которых создается художественная картина мира, отражающая неоднозначность реальной действительности.

Образ-символ, имеющий важное значение в творчестве Сергея Клычкова, — вода. Вода, подобно туману, меняет человека, превращая лицо Феклуши в лик Богородицы, а ее саму в — Дубенскую царевну. Даже Дунька Дурнуха кажется в зеркале воды красавицей, а колдунья Ульяна — молодой. Вода, подобно туману и образу Густой Ели, являет собой границу с потусторонним миром.

Образ-символ сна в ряду основных в прозе писателя: именно во сне или полусне происходят самые загадочные эпизоды трилогии. Образ-символ месяца (луны) неразрывно связан с мифологемой сна. Лунный свет, подобно туману и воде по-своему преображает окружающий мир, делая его загадочным и таинственным. Лунный свет связывает мир и то состояние полусна, наделяя героя способностью к прозрению.

Анализ мифологической и религиозной символики показал, что значение любого традиционного символа, включенного в контекст творчества писателя, определяется словесной, образной и идейной целостностью и обусловлено мировоззренческой системой автора.

В диссертационном исследовании выявлено, что трактовка С. Клычковым традиционных религиозных и мифологических лейтмотивов отражает основные положения его индивидуально-авторского видения мира.

В частности, натурфилософия С. Клычкова проявляется в его произведениях. При анализе романов «Сахарный немец», «Чертухинский балакирь», «Князь мира» и неоконченного «Серого барина» была предпринята попытка выявить натурфилософские и религиозные искания героев, рассмотреть индивидуально-авторскую концепцию «мужичьего рая» и «мужичьего святого», проследить «приход Дьявола на Русь» в контексте миропонимания самого писателя. Можно утверждать, что в романе «Сахарный немец» С. Клычков заложил фундамент религиозно-философских воззрений, на которых базировались все его произведения. «Крестьянский космос», с точки зрения современных исследователей, в полной мере раскрывается на страницах «Чертухинского балакиря».

Разочарование С. Клычкова в реальном мироустройстве проникло и на страницы его романов. Это нашло отражение в мотивах «богооставленности» России, в идее неспособности «простого мужика-лапотника» попасть в рай и быть причисленным к лику святых.

Принцип обратной перспективы, использованный писателем при создании «Чертухинского цикла», выявляет ретроспективу в дореволюционную Россию, показывая, что «разлад» в жизни деревни начался ещё «в то время» и связан с развращающей силой денег, как результат влияния дьявола. Если «тогда» влияние нечистого было опосредованно: через «неразменный рубль», жадность, пьянство и другие человеческие пороки, то в «Сахарном немце» (первом романе С. Клычкова, но последнем в романной хронологии) «девятый дьявол» двинулся на Русь войной, «во плоти».

В «Сахарном немце», первом из написанных С. Клычковым романов, искажение народного характера объясняется войной. В поисках гармонии, лада писатель отправляется в прошлое. События второго романа «Чертухинский балакирь» происходят в конце 19-го столетия. И здесь разлад проистекает из внутреннего несовершенства самого человека: дуализма и противостояния духовного и плотского. Третий роман «Князь мира» повествует о 1860-х годах, сразу после отмены крепостного права. Но и в эту эпоху С. Клычков не находит желанного лада, не видит просветления в человеческих душах. Происходит победа материального над духовным, владычество «неразменного рубля». «Златые уста» также остаются тайной, да к тому же попадают в руки «серого барина» Бачурина.

Одним из основных выводов данного диссертационного исследования является то, что идея «мужичьего рая» — бесплатёжного царства, где «работают в день две секунды <.>, а спят круглые сутки» была воплощена С. Клычковым в доме «серого барина» Бачурина, куда и попал Пётр Кирилыч, и где весь его труд заключался в стоянии перед образами с высунутым языком. За это кощунственное ремесло он получает все материальные блага в доме Бачурина — стоит лишь погромче хлопнуть в ладоши.

Изменение образа идеального мироустройства в «Князе мира» заключается в разочаровании автора в реальной действительности, а также в позиции рассказчика, «святого» мужика, который на самом деле служит дьяволу и искушает «неразменным» целковиком героев романа. Бесовство настолько глубоко проникало в душу человека, что он легко поддавался его чарам, меняя представления о добре и зле. В следствие этого, он начал убеждённо верить в силу «неразменного рубля».

Выявлено, что неомифологическая поэтика романов С. Клычкова обусловлена влиянием фольклорной и литературной традиции и направлена, в первую очередь, на создание нового крестьянского мифа. Мифологическая разработка онтологической проблематики вводила клычковских героев в круг космологических проблем, проецируемых на языческие и христианские мифы.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , И. В. К понятию символического ряда в лирике А. Блока / И. В. Абрамец. Вопросы стилистики русского языка. Самарканд: 1981.-228 с.
  2. Авторская заявка на издание романа. ЦГАЛИ, ф. 2К62, on. 1, е.х. 60
  3. , К.М. Николай Клюев : путь поэта / К. М. Азадовский. Л.: Сов. писатель, 1990. — 335 с.
  4. , К.М. С.А. Клычков // Русские писатели 1880−1917 / К. М. Азадовский. Биографический словарь.-М.: Кн. сад, 1992.
  5. , Л.А. Серебро и чернь: русское советское, славянское, всемирное в поэзии Серебряного века / Л. А. Аннинский. М.: Кн. сад, 1997.-224 с.
  6. , А.Н. Живая вода и вещее слово : Сб. ст. / А. Н. Афанасьев — Сост. и вступ. ст. А. И. Баландина. М.: Сов. Россия, 1988. -600 с.
  7. , А. Н. Древо жизни : Избр. ст. / А. Н. Афанасьев — Вступ. ст. Б. П. Кирдана. М.: Современник, 1983. — 464 с.
  8. , А.Н. Поэтические воззрения славян на природу : Опыт сравн. изуч. слав, преданий и верований в связи с мифич. сказаниями других родств. народов. В 3 т. М.: Соврем, писатель, 1995. — 397 с.
  9. , А. Н. Происхождение мифа: Ст. по фольклору, этнографии и мифологии / А. Афанасьев — Сост., подгот. текста, послесл., с. 409−471, и коммент. А. Л. Топоркова. М.: Индрик, 1996. — 638 с.
  10. , В.Г. С родного берега : О поэзии Н. Клюева / В. Г Базанов — Отв. ред. А. И. Павловский — АН СССР, Ин-т Рус. лит. (Пушкин, дом). JI.: Искусство, 1990. — 243 с.
  11. , С.Г. Сергей Есенин и крестьянская Россия / Послесл. JI. Емельянова. Д.: Сов. писатель. Ленингр. отд-ние, 1982. — 303 с.
  12. , В.И. Избранные произведения : В 3-х т. / В. Белов. М.: Современник. Т. 3. Лад: Очерки о нар. эстетике — Пьесы. 1984. — 479 с.
  13. , О. В. Славянский бестиарий : Слов. назв. и символики / О. В. Белова — РАН, Ин-т. Славяноведения. -М.: Индрик, 2001. 318 с.
  14. , А. Символизм как миропонимание / А. Белый — Авт. вступ. ст. и примеч. Л. Сугай. М. Республика, 1994. — 528 с.
  15. Библия. Книги священного писания Ветхого и Нового Завета, канонические в русском переводе с параллельными местами. М.: Российское Библейское Общество, 2000.
  16. Большой российский энциклопедический словарь. М.: 2003.
  17. , С.Н. Свет невечерний : созерцания и умозрения / С. Н. Булгаков — Подгот. текста и коммент. В. В. Сапова — Послесл. К. М. Долгова. М.: Республика, 1994. — 414 с.
  18. , С. Н. Философия хозяйства / С. Н. Булгаков — Подгот. В. В. Сапов. М.: Наука, 1994. -415 с.
  19. В мире Блока: Сб. статей / Сост. А. Михайлов, С. Лесневский. -М.: Сов. писатель, 1981. 535 с.
  20. , А. Н. Историческая поэтика / А. Н. Веселовский — вступ. ст. И. К. Горского — коммент. В. В. Мочаловой. М.: Высш. шк., 1989.-406 с.
  21. , А. Н. Миф и символ / А. Н. Веселовский / Русский фольклор. Т. 19: Вопросы теории фольклора. Л.: Сов. писатель, 1979.
  22. Всемирная иллюстрированная энциклопедия: пер. с фр. / дир. проекта И. Гарнье — ред. А. Ю. Голосовская, и др. М.: ACT — Астрель, 2004.- 1392 с.
  23. , А.К. О том, чего не было / А. К. Воронский / Красная новь, 1925, № 10.
  24. , А.К. Искусство видеть мир : портреты, статьи / А. К. Воронский — вступ. ст. Г. Белой. М.: Совет, писатель, 1987. — 700 с.
  25. , Л. Смерть как культурный концепт (на материале толковых словарей). Проблемы прикладной лингвистики. / Л. Гамаева —ф Пенза: ПГПУ, 2002.
  26. , А. Миф и символ : Перевод. / А. Голан. М.: Русслит, 1994.-371 с.
  27. , Я. Э. Логика мифа / Сост. и авторы примеч. Н.В.
  28. , Д.Н. Леонов — Отв. ред. Е. М. Мелетинский. М.: Наука, 1987. -218 с.
  29. , В.Н. Записи разных лет / В. Н. Горбачёва. Л.: Прибой, 1930.
  30. Горький и советские писатели: Неизданная переписка. М.:• Изд-во Акад. наук СССР, 1963.-736 с.
  31. , В. П. Поэтика слова : На материале рус. сов. поэзии. -М.: Наука, 1979.-343 с.
  32. , Б.А. Теория романа / Б. А. Грифцов. М.: Федерация, 1927.
  33. , М.М. Мир русской деревни / М. М. Громыко. М. :
  34. Мол. гвардия, 1991. 445 с.
  35. , М.М., Буганов А. В. О воззрениях русского народа / М. М. Громыко, А. В. Буганов. -М.: Индрик, 2000.
  36. , А. Структура поэтического символа. Художественная форма: Сборник статей / А. Губер. Вып. 1. М.: 1927.
  37. , Н.С. Письма о русской поэзии : сб. / Н. С. Гумилёв — сост. и вступ. ст. Г. М. Фриндлендера. М.: Современник, 1990. — 381 с.
  38. , А.В. Символика животных в славянской народной традиции / РАН. Ин-т славяноведения и балканистики. М.: Индрик, 1997.-910 с.
  39. , В.И. Толковый словарь живого великорусского языка : избранное / В. И. Даль. М.: Олма-пресс Образование, 2004. — 950 с.
  40. Два Сергея: Сборник к 100-летию со дня рождения С. А. Есенина и к 100-летию со дня рождения С. А. Клычкова. —• М. Вече, 1995.
  41. , В. Н. Тайны русского народа : В поисках истоков Руси / В. Н. Демин. -М.: Вече, 1997. 557 с.
  42. , JI. Н. Проблема символа в эстетике В. Соловьева. Культура и творчество / JI.H. Дядькина. Киров: 1993.
  43. , И. С., Шамурин, Е. И. Русская поэзия XX века. М.: Федерация, 1925.
  44. , В. И. Символика. Символ // Народные знания. Фольклор. Народное искусство. Вып. 4. М.: Современник, 1991.
  45. , Е. В. Метафоризация в поэзии XX века // Контекст. 1976. М.: Просвещение, 1977.
  46. , Е. А. Символы русской культуры X—XVIII вв.. / Е. А. Ермолин — Департамент культуры и туризма Администрации Яросл. обл., М-во общ. и проф. образования Рос. Федерации, Яросл. гос. пед. ун-т. им. К. Д. Ушинского. Ярославль: ЯГПУ, 1998. — 115 с.
  47. , JI. 3. Символ инструмент анализа художественного произведения: Учеб. пособие по спецкурсу / JI.3. Зельцер. — Владивосток Изд-во Дальневост. ун-та, 1990. — 158 с.
  48. , С. Русское старообрядчество : Духов, движения 17-го в. / С. А. Зеньковский. Репринт, воспроизведение. — М.: Церковь, 1995.-527 с.
  49. , С. Т. О соотношении языкового и поэтического смыслов-Ереван, 1985.
  50. , В.В. Значение идей М. М. Бахтина о знаке, высказывании и диалоге для современной семиотики // Труды по знаковым системам. Вып. 6. Тарту, 1973.
  51. , В.В., Топоров, В.Н. Птицы // Мифы народов мира. Энциклопедия: В 2 т. Т. 2— 2-е изд. — М.: 1998.
  52. , И. Д. Символ в структуре пейзажа // Семантика языковых единиц: Доклады 5 международной конференции. Т. 2. М.: 1996.
  53. Исследования по поэтике и стилистике Сб. / Ред.: акад. В. В. Виноградов и др. Л.: Наука, Ленингр. отд-ние, 1972. — 277 с.
  54. , А.С., Глинка, Г.А., Рыбаков, Б. А. Мифы древних славян. Велесова книга. Сост. А. И. Баженова, В. И. Вердугин. — Саратов: 1993.
  55. , Э. Философия символических форм: введение и постановка проблемы // Культурология XX век. М.: 1995.
  56. Керлот, Хуан Эдуардо Словарь символов: Мифология. Магия. Психоанализ: Перевод. / Х. Э. Керлот. М.: REFL-book, 1994 — 601 с.: ил.
  57. , М.С. Мера и вера (знания жизни и смерти у древних славян и книжников Киевской Руси) // Вопр. философии. № 8. 1995.
  58. , А.Н. Народная социальная утопия в России. Период феодализма. М.: Просвещение, 1977.
  59. , С.А. Набросок автобиографии / С. А. Клычков. М.: Просвещение, 1988.
  60. , С.А. Собрание сочинений : В 2 Т. / С. А. Клычков — Сост. М. Никё. М.: Эллис Лак, 2000.
  61. , С. Переписка, сочинения, материалы к биографии/ Публикация и подготовка текста Н. В. Клычковой и С. И. Субботина. -М.: Новый мир, № 9, 1989.
  62. , Е.С. Что помню об отце. / Е. С. Клычкова. М.: Заря. 1989.
  63. , В.В. Пришвин и современность / В. В. Кожинов. М.: Просвещение, 1978. -16 с.
  64. , А. А. Народная Русь : Круглый год сказаний, поверий, обычаев и пословиц русского народа / А. А. Коринфский — Вступ. ст. А. Смирновой. Смоленск: Русич, 1995. — 651 с.
  65. , Л. Я. Возможности семантических сдвигов при сочетаемости слов (К вопросу о становлении устойчивых сочетаний на метонимической основе) // Русская историческая лексикология и лексикография. Л.: Наука, 1983. Вып. 3.
  66. Кох, Р. Книга символов: Перевод. / Р. Кох — [Вступ. ст. Царевой Г. И,] - Эмблемата. М.: Изд-во ассоц. духов, единения «Золотой век», 1995.-368 с.
  67. Краткая хроника жизни и творчества Сергея Клычкова / Сост. М. Никё // Клычков С. А. Сахарный немец. — Paris, 1983.— С. 401- 426
  68. , Н. Ф. Метафорика и смысловая организация текста : Монография / А. Н. Крюкова — М-во образования Рос. Федерации, Твер. гос. ун-т. Тверь: ТвГУ, 2000. — 162 с.
  69. Культура и творчество: Сб. науч. ст. / Вят. гос. пед. ун-т — Науч. ред. С. А. Липин. Киров: ВГПУ, 1993. — 90 с.
  70. Культурология. XX век: антология Перевод. / Сост. С. Я. Левит. М.: Юристъ, 1995. — 703 с.
  71. , С. Клычков С. А. // Святая Русь. Большая энциклопедия русского народа. М. 2004. С.508−509
  72. Леви-Стросс К. Структура мифа // Вопросы философии / К. Леви-Стросс. 1970. № 7.
  73. , Ю. П. Структруа русской метафоры // Труды по знаковым системам / Ю. П. Левин. Вып. 1. Тарту, 1964.
  74. , А. Ф. Аксиоматика знаковой теории языка // Лосев А. Ф. Знак. Символ. Миф. М. Изд-во МГУ, 1982.
  75. , А. Ф. Знак. Символ. Миф.: Труды по языкознанию / А. Ф. Лосев. М.: Изд-во МГУ, 1982. — 479 с.
  76. , Ю. М. Анализ поэтического текста. Структура стиха / Ю. М. Лотман. Л.: Искусство, 1972.
  77. , Ю.М. Лекции по структурной поэтике: Введение. Теория стиха // Труды по знаковым системам / Ю. М. Лотман. Тарту, 1964. Вып. 1
  78. , Ю. М. Символ в системе культуры // Труды по знаковым системам / Ю. М. Лотман. Тарту, 1987.
  79. , Ю.М., Успенский, Б.А. Миф- имя культура // Труды по знаковым системам. — Тарту, 1973. VI.
  80. , П. Г. Выговское общежительство Исторический очерк. М.: Федерация, 1924
  81. , М. М. Язык-миф-культура : Символы жизни и жизнь символов / М. М. Маковский — Ин-т рус. яз. им. В. В. Виноградова Рос. акад. наук. М.: Б. и., 1996. — 329 с.
  82. С.В. Куль хлеба. Нечистая, неведомая и крестная сила / С. В. Максимов — Вступ. ст. А. Смирновой. Смоленск: Русич, 1995. -671 с.
  83. , В. М. Взаимодополнительность символа и метафоры как психолого-семиотическая проблема // Логика, психология и семиотика: аспекты взаимодействия. Киев, 1990.
  84. , В. М. Проблема символического интерпретанта в семиотике текста // Труды по знаковым системам / В. М. Мейзерский. -Тарту, 1987. № 21.
  85. , Е. М. Поэтика мифа / Е. М. Мелетинский — РАН, ин-т мировой лит. им. A.M. Горького. М.: Вост. лит. — Языки рус. культуры, 1995. — 408 с.
  86. , Е. М. Аналитическая психология и проблема происхождения архетипических сюжетов // Бессознательное многообразие видения. Новочеркасск, 1994.
  87. Минц, 3. Г. Символ у Блока // В мире А. Блока: Сб. статей. М., 1981.
  88. , Ю.А. Язычество древних славян. М., 1995.
  89. Мифы древних славян: Сборник / Сост. А. И. Баженовой, В. И. Вардугина — Предисл. А. И. Баженовой. Саратов: Надежда, 1993. — 318 е.: ил.
  90. Мифы народов мира: Энцикл.: В 2 т. / Гл. ред. С. А. Токарев. -2-е изд. М.: Олимп, 1998. — Т. 2: К-Я. — 1998. — 720 с.
  91. , А.И. Пути развития новокрестьянской поэзии. / А. И. Михайлов — Отв. ред. В.А. Ковалёв- АН СССР, Ин-т рус. лит. (Пушкин, дом). Л.: Ленингр. отд-ние, 1990. — 275 с.
  92. , А. О художественной условности / А. Михайловская. -М.: Просвещение, 1970.
  93. , В. Доля. К 100-летию со дня рождения С. А. Клычкова / В. Морозов. М.: Наука, 1989, № 8.
  94. Народные знания. Фольклор. Народное искусство / Отв. ред. Б. Н. Путилов, Г. Штробах. М.: Наука, 1991. — 166 с.
  95. Ш. Неженец, Н. И. Поэтическая мифология Сергея Клычкова // Русская речь. — 1987. — № 1
  96. , М. Испытание огнём и водой//Клычков С. Сахарный немец / М. Никё, Париж, 1982.'
  97. З.Николай Клюев: Исследования и материалы: Сборник. / Рос. акад. наук, Ин-т мировой лит. им. A.M. Горького — [Ред.-сост. С.И. Субботин]. М.: Специализир. изд.-торговое предприятие «наследие», 1997.-303 с.
  98. Н.Николай Клюев: Образ мира и судьбы. Томск, 2000. 115. Ожегов, С. И. Словарь русского языка: Ок. 57 000 слов / С. И. Ожегов — Под ред. Н. Ю. Шведовой. 19-е изд. — М.: Рус. яз., 1987. 748 с.
  99. , Г. Иное измерение Сергея Клычкова // Наш современник, 2001. № 7.
  100. Полярность в культуре / Рос. акад. наук, Ин-т рус. лит. (Пушкин. Дом) — Составители В. Е. Багно, Т. А. Новичкова. СПб.: Альм. «Канун», 1996.-427 с.
  101. , Т.А. Новокрестьянская проза 1920-х годов / Т. А. Пономарёва. Череповец, 2004.
  102. , А. А. Слово и миф / А. А. Потебня — сост., подгот. текста и примеч. A.JI. Топоркова- Предисл. А.К. Байбурина- Журн. «Вопросы философии» и др. М.: Правда, 1989. — 622 с.
  103. , А. А. Теоретическая поэтика / А. А. Потебня — Сост., авт. вступ. ст. и коммент. А. Б. Муратов. М.: Высш. шк., 1990. — 342 с.
  104. , А.А. Эстетика и поэтика слова : Сборник / А. А. Потебня — Вступ. ст. И. В. Иваньо, А. И. Колодная, с. 5−31. Киев: Мистецтво, 1985.-302 с.
  105. , В. Я. Исторические корни волшебной сказки / В. Я. Пропп. -М.: 1946.
  106. Растерзанные тени: Избр. страницы из «дел» 20−30-х гг. ВЧК-ОГПУ-НКВД, заведен, на друзей, родных, лит. соратников и полит, врагов С. Есенина / Сост. Ст. Куняев, С. Куняев. М.: Голос, 1995. — 447 с.
  107. , В.В. Собрание сочинений. Около церковных стен / В. В. Розанов — Под общ. ред. А.Н. Николюкина- Коммент. С. Р. Федякина. М.: Республика, 1995. — 557 с.
  108. , В.П. Словарь культуры XX века : Ключевые понятия и тексты / В. П, Руднев. М.: Аграф, 1999. — 384 с.
  109. Русская поэзия XX века: антология русской лирики от символизма до наших дней / Сост. И. С. Ежов, Е. И. Шамурин. М.: Новая Москва, 1925.-671 с.
  110. Русские писатели. XX век: биобиблиогр. слов.: В 2 ч. / Под ред. Н. Н. Скатова. М.: Просвещение. — А-Л. — 1998. — 784 с.
  111. Русские писатели, 1800−1817: биогр. слов. / гл. ред. П. А. Николаев. М.: Большая рос. энцикл., 1989 — (Русские писатели, 11−20 вв.). — 1992.-623 с.
  112. Русский демонологический словарь / авт.-сост. Т А. Новичкова. — СПб.: Петербург, писатель, 1995. 639 с.
  113. Русский фольклор. Л.: Наука, 1979 / АН СССР. Ин-т рус. лит. / Пушкинский Дом /. 19. Вопросы теории фольклора. — 239 с.
  114. , Б.А. Язычество Древней Руси / Б. А. Рыбаков — АН СССР, Отд-ние истории, Ин-т археологии. М.: Наука, 1988. — 782 с.
  115. , Б.А. Язычество древних славян / Б. А. Рыбаков — Рос. АН, ин-т археологии. 2-е изд. — М.: Наука, 1994. — 607 с.
  116. , В.П. Старообрядчество и русское религиозное чувство. Русский хозяин: Ст. об иконе / В. П. Рябушинский — Вступ. ст. икоммент. M.JI. Гринберга, В. В. Нехотина. М.: Иерусалим: Мосты, 1994. -240 с.
  117. , К. А. Проблема символа в современной философии : (Критика и анализ) / Ереван: Изд-во АН АрмССР, 1980. 226 с.: илл.
  118. Святая Русь: Энциклопедический словарь русской цивилизации / Сост. О. А. Платонов. М.: Энцикл. рус. цивилизации, 2000.- 1038 с.
  119. Славянская мифология: Словарь-справочник / Сост. Л. М. Вагурина. М.: Линор&Совершенство, 1998. — 320 с.
  120. Славянская мифология: Энциклопедический словарь / Науч. ред. В. Я. Петрухин и др. М.: Эллис Лак, 1995. — 414 с.
  121. , Е.Б. Русская проза XX века: от А. Белого («Петербург») до Б. Пастернака («Доктор Живаго». М.: Эллис Лак, 2003
  122. , Е.Б. Неомифологизм как средство универсализации. Русская проза XX века: от А. Белого («Петербург») до Б. Пастернака («Доктор Живаго»). М., 2003.
  123. , Н.М. Гость чудесный: Наследие Сергея Клычкова / Н. М. Солнцева. М.: Эллис Лак, 2000 М.: Лит. обозрение. —¦ 1987. — № 5.
  124. , Н. М. Китежский павлин : Филол. проза. Документы. Факты. Версии. / Наталья Солнцева. М.: Скифы, 1992. — 431 с.
  125. , Н.М. О Сергее Клычкове // Клычков С. А. Чертухинский балакирь. —М.: Сов. писатель, 1988.
  126. , Н.М. Последний Лель : О жизни и творчестве С. Клычкова / Наталья Солнцева. М.: Моск. рабочий, 1993. — 222 с.
  127. , Н.М. Сорочье царство Сергея Клычкова // Клычков С. А. Собрание соч.: В 2 т. Т. 1. М., 2000.
  128. Старообрядчество: Лица, события, предметы и символы: Опыт энцикл. слов. / С. Г. Вургафт, И. А. Ушаков. М.: Изд-во журн. «Церковь», 1996. — 316 с.
  129. Старообрядчество. Опыт энциклопедического словаря. М., 1996.
  130. , Ю.С. Константы : Словарь русской культуры / Ю. С. Степанов. Изд. 3-е, испр. и доп. — М.: Акад. проект, 2004. — 992 с.
  131. Структура волшебной сказки. М., 2001.
  132. Тахо-Годи, А. А. Художественный символический смысл трактата Порфирия «О пещере нимф» // Вопросы классической филологии. М., 1976.
  133. , Н.И. Язык и культура//Язык и народная культура. Очерки по славянской мифологии и этнолингвистике. М., 1995.
  134. , В. Н. К происхождению некоторых поэтических символов // Ранние формы искусства. М., 1972. С. 77−103.
  135. , В.Н. Святость и святые в русской культуре / В. Н. Топоров. М.: Шк. «Языки рус. культуры», 1995. — 863 с.
  136. , Дж. Словарь символов : Пер. с англ. / Джек Трессидер. М.: Изд.-торговый дом «Гранд»: ФАИР-пресс, 1999. — 443 с.
  137. , Е.С. Соборная сила многонациональной России / Е. С. Троицкий. М.: Русло, 1995. — 36 с.
  138. , Н. Е. Образный строй русской поэзии 1917−1921 гг.: Монография / Н. Е. Тропкина — Волгогр. гос. пед. ун-т. Волгоград: Перемена, 1998.-221 с.
  139. , Н.Е. Русская поэзия 1917−1921 годов: художественные искания поэтов серебряного века: Учеб. пособие / Н. Е. Тропкина — Волгогр. гос. пед. ун-т. Волгоград: Перемена, 1995. — 188 с.
  140. , Л. В. Образ, символ, знак: анализ современного гносеологического символизма. — Минск: Наука и техника, 1967. 119 с. — (АН БССР. Ин-т ф-фии и права).
  141. , Б. А. Филологические разыскания в области славянских древностей : реликты язычества в восточно-слав. культе Николая Мирлихийского. М.: Изд-во МГУ, 1982. — 245 е.: ил.
  142. , Н.Ф. Сочинения / Н.Ф. Фёдоров- вступит, ст., примеч. и сост. С. Г. Семёновой. М.: Мысль, 1982. — 711 с.
  143. Феноменология святости и страстности в русской философии культуры. СПб., 2004.
  144. Философский энциклопедический словарь / Гл. ред. Л. Ф. Ильичёв, и др. -М.: Совет, энцикл., 1983. 839 с.
  145. Памятники культуры: новые открытия. Письменность. Искусство. Археология: ежегодник / АН СССР, науч. совет по истории мир. культуры. Л.: Наука, 1984 — 534 е.: ил.
  146. , П. А. Столп и утверждение истины / П. А. Флоренский — АН СССР, ин-т философии. М.: Правда, 1990. — 492 с.
  147. , Д.Д. Золотая ветвь : Мифология и история религии: Пер. с англ. / Джеймс Джойс Фрэзер — [Послесл. С.А. Токарева]. — М.: ACT, 1998.-781 с.
  148. , Э. Бегство от свободы / Э. Фромм — пер. с англ. Г. Ф. Швейника — общ. ред. П. С. Гуревича. М.: Прогресс: Универс, 1995. -256 с.
  149. , Е. В. Поэтический символ-образ и троп с концептуально-семантической точки зрения // Лингвистические исследования: эволюция и функционирование языка. Екатеринбург, 1995. -С. 155−159.
  150. , Ф. В. Философия искусства / Пер. вступит, ст. П. С. Попова и М. Ф. Овсянникова. М.: Мысль, 1966. — 496 с.
  151. , М. Аспекты мифа : Пер. с фр. / М. Элиаде — Предисл. В. Большакова. М.: Акад. проект, 2000. — 223 с.
  152. , М. Н. Природа, мир, тайник вселенной: система пейзаж, образов в рус. поэзии. М.: Высш.шк., 1990. — 302 е.: ил.
  153. Юнг, К. Г. Душа и миф: шесть архетипов (Пер. с англ. А.А. Юдина- сост. В. И. Менжулина. М.- Киев: ЗАО «Совершенство" — Порт -Роль, 1997.-384 с.
  154. , Л. А. Символ и его художественные функции. АКД. М., 1989.
Заполнить форму текущей работой