Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Организационно-педагогические условия формирования позитивной мотивации учебной деятельности младших школьников как средства их социальной адаптации

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Мотивация учебной деятельности, являясь частным видом мотивации, представляет собой динамический процесс формирования, мотивов учения, включающий звено создания готовности, принятия учебной задачи, ориентировки в ней, звено учебных действий, преобразований учебного материала и контроля своей работы. Мотивация учебной деятельности определяется иерархией познавательных мотивов, связанных… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Теоретико-методические аспекты формирования позитивной мотивации учебной деятельности младших школьников как средства успешной социальной адаптации
    • 1. 1. Анализ изученности проблемы социальной адаптации младших школьников в научной литературе
    • 1. 2. Формирование мотивации учебной деятельности младших школьников как психолого-педагогическая проблема
    • 1. 3. Мод ель формирования позитивной мотивации учебной деятельности младшего школьника как средства социальной адаптации
  • Выводы
  • Глава II. Организационно-педагогические условия формирования позитивной мотивации учебной деятельности младших школьников как средства их социальной адаптации
    • 2. 1. Совершенствование содержания деятельности педагога по формированию мотивации учебной деятельности как средства социальной адаптации младших школьников
    • 2. 2. Организационно-технологическое обеспечение деятельности педагога по формированию мотивации учебной деятельности как средства успешной социальной адаптации младших школьников
    • 2. 3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по изучению мотивации учебной деятельности младших школьников
  • Выводы

Организационно-педагогические условия формирования позитивной мотивации учебной деятельности младших школьников как средства их социальной адаптации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность и постановка проблемы исследования. Глобальный характер и масштаб преобразований, происходящих в современном мире, особо актуализируют проблему социальной адаптации, требуют поиска новых путей и средств, повышающих эффективность данного процесса.

Одним из действенных направлений решения задачи социальной адаптации личности, способствующей ее активной интеграции в складывающееся социокультурное пространство, является-создание условий для формирования у нее позитивной мотивации к учебной деятельности.

Проблема исследования социальной адаптации не нова для педагогической науки. Предметом внимания отечественных и зарубежных ученых являлись теоретические вопросы, связанные с определением ее сущностных характеристик. (Г. Айзенк, В. Арнольд, Г. Гартман, А. В. Георгиевский, И. Б. Дерманова, Т. Г. Дичев, Н. П. Дубинин,.

A.И.Жмыриков, В. П. Казначеев, С. И. Куличихина, В. В. Лопухова Р. Мейли, И: А. Милославова, А. Т. Москаленко, Б. Д. Парыгин, В. П. Петленко, О. Г. Посыпанов, Ю. М. Плюснин, М. В. Ромм, А. А. Реан, А. В. Сахно,.

B.Ф.Сержантов, Л. Филипс, И. В. Фомина, 3. Фрейд, Г. И. Царегородцев, Т. Шибутани, И. И. Шмальгаузен и др.). Каждая из работ имела свою особенность. Весь же представленный комплекс научных трудов позволил осмыслить данную категорию, представить всю картину данного многообразного явления.

Весомый вклад в' развитие представлений о социальной адаптации личности внесли ученые Г. М. Андреева, В. З. Вульфов, В. Н. Гуров, Э. Дюркгейм, О. И. Зотова, И. С. Кон, И. К. Кряжева, А. В. Мудрик, Т. Парсонс, А. В. Петровский, В. А. Сластенин, их работы составляют уникальный базис для рассмотрения данного процесса в рамках социализации.

Активно анализировалась в науке система мотивации учебной деятельности (В.Г. Асеев, Дж. Аткинсон, Л. И. Божович, В. К. Вилюнас, В. А. Иванников, В. И. Ковалев, А. Н. Леонтьев, М.Ш. Магомед-Эминов, А. К. Маркова, А. Маслоу, B.C. Мерлин, Р. С. Немов, А. Б. Орлов, П. В. Симонов, Д. Н. Узнадзе, А. А. Файзуллаев, X. Хекхаузен, Г. Холл, П. М:Якобсони др.).

Поиск путей решения выделенной выше проблемы, позволил исследователям Л. И. Божович, Е. П. Ильину, Н. Г. Морозовой, М. В. Матюхиной, В. Э. Мильман, А. К. Марковой, Л. С. Славиной, Э. Стоунсу, К. Д. Ушинскому и др. определить возможности использования мотивации учебной деятельности в развитии личности ребенка, ее эффективной социальной адаптации.

Анализ научной литературы, педагогического опыта, а также изучение реального состояния проблемы позволили нам выделить ряд противоречий, между:

— необходимостью и возможностью решения) задачи социальной" адаптации младших школьников посредством создания организационно-педагогических условий формирования позитивной мотивации учебной деятельности и недостаточно эффективным использованием этих возможностей в образовательном процессе школыпотребностью в использовании современных технологий формирования позитивной мотивации учебной деятельности младших школьников, ориентированной на их социальную адаптацию, и неразработанностью условий их внедрения в образовательный процесс современной школы;

— необходимостью использования в педагогической практике новых методов формирования позитивной мотивации учебной деятельности младших школьников и недостаточной разработанностью их содержания и организации в контексте социальной адаптации младших школьников.

В этой связи возникла проблема исследования: каковы организационно-педагогические условия формирования позитивной мотивации учебной деятельности младших школьников как средства их социальной адаптации. Указанная проблема обусловила выбор темы настоящего исследования: «Организационно-педагогические условия формирования позитивной мотивации • учебной деятельности младших школьников как средства их социальной адаптации».

Цель исследования — определить комплекс организационно-педагогических условий формирования позитивной мотивации учебной деятельности как средства социальной адаптации младших школьников:

Объект исследования — мотивация учебной деятельности младших школьников.

Предмет исследования — мотивация учебной деятельности как средство социальной адаптации младших школьников.

Гипотезаисследованияоснована на предположении о том, что мотивация учебной деятельности младших школьников будет являться средством их успешной социальной адаптации, если:

— разработать и внедрить модель формирования позитивной мотивации, включающую в себя: целевой, содержательный и организационно-технологический компоненты;

— содержание деятельности педагога будет ориентировано на увеличение степени социальной активности младших школьниковбудет создана служба социально-психолого-педагогического сопровождения, объединяющая учителей, педагогов дополнительного образования, педагога-психолога, библиотекарей, центральным звеном которой, обеспечивающим координацию и интеграцию всех специалистов, будут учителя начальных классов;

— создать социально-познавательное пространство образовательного учреждения с использованием потенциала семейного и других социумов.

В соответствии с целью, объектом и предметом исследования сформулированы следующие задачи:

1. Провести анализ современного состояния проблемы социальной адаптации младших школьников посредством формирования позитивной мотивации учебной деятельности.

2. Определить основные научно-педагогические подходы к организации и содержанию процесса формирования позитивной мотивации учебной деятельности младших школьников, ориентированного на их социальную адаптацию.

3. Разработать и внедрить модель формирования позитивной мотивации учебной деятельности младших школьников, ориентированную на их социальную адаптацию.

4. Обосновать организационные и социально-педагогические условия эффективного формирования данной мотивации каксредства социальной адаптации-младших школьников.

Методологическую основу исследования составили разработанные в современной философии, психологии и педагогике концепции о взаимосвязи социальной среды и личности, развитии личности в процессе ее активной деятельности по освоению общечеловеческих ценностей, идеи социальной обусловленности развития личности ребенка, концепция личностно-ориентированного подхода к организации образовательного процесса, положения о взаимной обусловленности и целостности явлений и процессов окружающего мира, социальной деятельности и творческой сущности младшего школьника.

Теоретическую базу исследования составляют:

— содержательные и процессуальные теории общей мотивации (В.Г.Асеев, Е. П. Ильин, А. Н. Леонтьев, А. Маслоу, Д. Н. Узнадзе, Х. Хекхаузен и др.);

— теории и подходы к изучению мотивации учебной деятельности в школе (Л.И. Божович, А. К. Маркова, М! В. Матюхина, Н. Г. Морозова, Л. С. Славина, Г. Розенфельд, Э. Стоуне, Л. М. Фридман, Д. Б. Эльконин и др.);

— концепция социальной адаптации, рассматривающая включение ребенка в систему социальных отношений (А.А. Анцыферова, О. А. Ахвердова, А. В. Беляев, Н. Н. Волоскова, В. Н! Гуров, И. С. Кон, А. В. Мудрик и др.);

— концептуальные подходы общей теории адаптации, раскрывающие диалектику адаптационных процессов (Г.М. Андреева, А. Маслоу, А. А. Налчаджян, Г. Селье и др.);

— идеи и теории адаптации к обучению в школе (Ш.А. Амонашвили, М. М. Безруких, Я. Л. Коломинский, Р. В. Овчарова, А. В. Петровский, Г. А. Цукерман и др.) — деятельностныйподход в понимании субъекта обучения (Б.Г.Ананьев, П. К. Анохин, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, М. И. Лисина, Б. Ф. Ломов, С.Л.Рубинштейн) — i.

— основные подходы к проблеме социально-познавательного развития младших школьников (Л.И. Божович, Л. С. Выготский, И. В. Дубровина, А. В .Запорожец, К. Изард, И. А. Малашихина, B.C. Мухина, П. М. Якобсон и ДР-).

В соответствии с целью и поставленными задачами применялись следующие методы исследования:

— теоретические: анализ педагогической, психолого-педагогической, научно-методической литературы, нормативно-правовых документов, продуктов деятельности ребенка, обобщение педагогического опыта, моделирование;

— эмпирические: наблюдение, опрос (очный и заочный), тестирование, педагогический эксперимент;

— статистические: систематизация, количественный и качественный анализ экспериментальных данных.

Организация и этапы исследования. Исследование осуществлялось в три этапа.

Первый этап — поисково-теоретический (2004 г.) — проводился анализ научно-теоретических источников по проблемам социальной адаптации, мотивации учебной деятельности, были определены исходные теоретические положения, понятийный аппарат, разработана программа эксперимента и теоретической модели формирования позитивной мотивации учебной деятельности младших школьников как средства их социальной адаптации.

Второй этап — опытно-экспериментальный (2004;2005 гг.)' осуществлялась проверка основных положений гипотезы, апробация модели формирования позитивной мотивации учебной деятельности младших школьников как средства их социальной адаптации, определение организационно-содержательных, социально-педагогических, кадровых условий формирования позитивной учебной мотивации младших школьников, способствующих их социальной адаптации.

Третий этап — обобщающий (2006;2007 гг.) — завершение опытно-экспериментальной работы, анализ полученных данных, обобщение результатов исследования, оформление диссертации.

Опытно-экспериментальной базой исследования являлись Муниципальное образовательное учреждение гимназия № 9 г. Ставрополя и Муниципальноеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 13 г. Ставрополя.

Научная новизна исследования заключается в том, что теоретически и эмпирически обоснована совокупность организационно-педагогических условий формирования позитивной мотивации учебной деятельности младших школьников, способствующей их социальной адаптации в современных условиях, включающая в себя:

— в качестве теоретико-методического условия модель процесса мотивации учебной деятельности, имеющую целевой, содержательный и организационно-технологический компоненты;

— созданную в образовательном учреждении службу социально-психолого-педагогического сопровождения, выступающую организационным условиемкадровые условия, связанные с повышением психолого-педагогической квалификации педагогов начальных классов в вопросах формирования позитивной мотивации учебной деятельности;

— социально-педагогические условия, предполагающие создание в образовательном учреждении на основе использования педагогического потенциала семейного, соседско-общинного и других социумов единого многовариантного социально-познавательного пространства.

Получены новые эмпирические данные, проясняющие и углубляющие представления об особенностях использования мотивации учебной деятельности в качестве средства успешной социальной адаптации младших школьников.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что уточнено толкование понятий «социальная адаптация» и «мотивация учебной деятельности», определена их диалектическая взаимосвязьвыявлена соотнесенность явлений «социальная адаптация» и «мотивация учебной деятельности», которая прослеживается в социальной и познавательной направленности этих процессов и наличии в их структурах социальной активности, позволяющей рассматривать мотивацию учебной деятельности в качестве средства социальной адаптацииконцептуально обоснованы единство и относительная самостоятельность структурных компонентов модели формирования мотивации учебной деятельности младших школьников в контексте социальной адаптацииустановлено соответствие технологий формирования позитивной мотивации учебной деятельности младших школьников их уровню социальной адаптации.

Практическая значимость исследования заключается в разработке форм, методов и средств формирования позитивной мотивации учебной деятельности младших школьниковметодического инструментария, позволяющего определить эффективность реализации организационно-педагогических условий, обеспечивающих успешность формирования' у них позитивной мотивации учебной деятельности. Эти методические и практические материалы могут быть использованы в работе педагогов, педагогов-психологов и других специалистов, работающих в начальной школе. Полученные результаты могут быть также применены* в системе повышения* квалификации учителей начальных классов, педагогов-психологов.

На защиту выносятся следующие положения.

1. Сопряженность понятий «социальная адаптация» и «мотивация учебной деятельности». Современная наука выделяет в структуре мотивации учебной деятельности познавательные и социальные мотивы. Реализация обозначенных мотивов способствует познавательному и социальному развитию личности младшего школьника, выступает условием эффективной социальной адаптации. Одновременно позитивная мотивация учебной деятельности предполагает наличие в своем содержании социальной активности, являющейся условием эффективной социальной адаптации.

2. Одним из условий формирования позитивной мотивации учебной деятельности, ориентированной на социальную адаптацию младших школьников, является модельное представление данного процесса, предполагающее реализацию целевого компонента на трех уровняхобразовательного учреждения, учебного класса и семьисодержательного компонента — через создание ситуации свободного выбора, атмосферы эмоционального комфорта в классном коллективе, повышение социальной активности младших школьников и педагогического потенциала семьиорганизационно-технологического компонента на трех уровнях окружающей предметной среды, ближайшего, окружения и личности младшего школьника.

3. Организационное построение деятельности по формированию мотивации учебной деятельности младших школьников, эффективность которой определяется использованием принципа мультидисциплинарности, включает в себя в качествецентрального звена^ обеспечивающего координациюи интеграцию всех социальных институтов, работающих с данной категорией детей, службу социально-психолого-педагогического сопровождения- (учителяначальных классовпедагоги-психологи, педагоги дополнительного образования, библиотекари и др.).

4. Социально-педагогические условия (использование педагогического потенциала учреждений социума, повышение психолого-педагогической культуры и включенности родителей в социально-значимые виды деятельности, младших, школьников, расширение позитивного социального! опыта младших школьников и др.) обеспечивают, создание на базе образовательного учреждения единого многовариантного социально-познавательного пространства, способствующего успешной социальною адаптации младших школьников посредством формирования позитивной мотивации учебной деятельности.

Достоверность и обоснованность исследования обеспечивались целостным подходом^ к решению проблемысоздания организационно-педагогических условий формирования позитивною мотивации? учебной деятельности младших школьников, совокупностью методологических и теоретических позиций, непротиворечивостью исходных теоретических положений исследования', разнообразием1 научных исследовательских методов и-приемов^ их взаимосвязанностью.

Апробация и внедрение результатов. Основные положения швыводы исследования обсуждались и получили одобрение на заседаниях кафедры теории и практики управления образованием Ставропольского государственного университета, научных семинарах и конференциях различного уровня: международной «Фундаментальные и прикладные исследования в системе образования» (Тамбов, 2005), региональных: «Эффективное межкультурное взаимодействие детей и взрослых в образовательном пространстве Ставропольского края»: материалы 50-й научно-методической конференции преподавателей и студентов «Университетская наука — региону» (Ставрополь, 2005), «Инновации в образовании: опыт, проблемы, перспективы»: материалы 51-й научно-методической конференции преподавателей и студентов «Университетская наука — региону» (Ставрополь, 2006).

Объем и структура диссертации: диссертация изложена на 164 страницах, иллюстрирована 5 рисунками, содержит 3 таблицы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, включающего 276 наименований, из них 15 на иностранном языке.

Выводы.

1. Оптимальным организационным условием эффективного формирования позитивной мотивации учебной деятельности младших школьников является интеграция различных специалистов (педагогов, педагогов-психологов, педагогов дополнительного образования и др.) в осуществлении социально-психолого-педагогического сопровождения этого процесса посредством создания службы. Деятельность специалистов службы была ориентирована на поэтапное создание в образовательном учреждении условий, позволяющих младшим школьникам принимать оптимальные решения, обеспечивающие успешное развитие, обучение в ситуации школьного взаимодействия.

2. Реализуя организационно-технологический компонент модели на уровне личности младшего школьника, в ходе эксперимента были* внесены изменения в такие компоненты педагогической системы, как содержание, формы и методы обучения.

Всодержании образовательного процесса посредством спецкурса («Познай себя, познай другого»), отдельных тем и вопросов учебных занятий, была увеличена его направленность на формирование эмоциональной сферы младшего школьника, а также на повышение социальной активности в пределах освоенного социального пространства. Использование таких форм, как урок-путешествие, деловая игра, урок-расследование и др., предполагающих создание учебно-проблемных ситуаций, способствовало созданию ситуации свободного выбора, что в свою очередь формировало познавательную самостоятельность младших школьников. Кроме этого, индивидуальный подход, реализующийся в процессе системного изучения каждого ученика, постановки ближайших педагогических задач в работе с каждым учеником, выбора и применения наиболее эффективных средств к каждому ученику, позволил оптимально' использовать в обучении игровые задания, арттерапию, эмоциональную гимнастику, работу творческих мастерских.

3. Повышение психологической, методической, социальной компетентности учителей начальных классов в ходе специально организованной системы повышения квалификации являлось кадровым условием эффективной реализации модели формирования позитивной мотивации учебной деятельности младших школьников. Использование лекционно-просветительских (лекция-диалог, лекция вдвоем и др.), консультативно-рекомендательных (игровое моделирование педагогических ситуаций, консультирование, «круглые» столы и пр.), коррекционно-развивающих мероприятий (аукцион педагогических идей, семинары творчества, работа творческих групп, методы самообразования, участие в конференциях и пр.) в работе с педагогами позволило повысить их компетентность в вопросах закономерностей и базовых факторов социальной адаптации и учебной мотивации младших школьников, использования различных форм и методов формирования позитивной мотивации учебной деятельности младших школьников, преодоления негативных тенденций и трудностей младших школьников в образовательном процессе.

4. В качестве одного из социально-педагогических условий мы выделили организацию эффективного взаимодействия школы и семьи, в ходе которого осуществлялось повышение психолого-педагогической культуры родителей, их включенность в различные социальнозначимые виды деятельности. Использование в работе с родителями групповых дискуссий, мини-лекций, круглых столов, деловых игр, тренингов, ведение семейных дневников способствовало повышению их осведомленности в вопросах социальной адаптации и учебной мотивации детей, повышению педагогического потенциала семьи в целом.

Особое значение в ходе эксперимента уделялось работе с отцами младших школьников, которая проводилась в форме отдельных родительских собраний, групповых встреч, предполагающих обсуждение различных проблем, сочинений, совместную разработку памяток.

5. Результаты реализации программы эксперимента доказали важность потенциалов учреждений социума (музеев, библиотек, театров, Ботанического сада и др.), использования в формировании позитивной учебной мотивации младших школьников, предполагающих организацию социального партнерства. В рамках расширения освоенного младшими школьниками социального пространства, его социокультурных границ осуществлялась совместная культурно-образовательная деятельность (передвижные выставки, организация уроков на базе библиотек, центра дополнительного образования и пр.), что способствовало созданию на базе образовательного учреждения единого многовариантного социально-познавательного пространства.

Заключение

.

Подводя итог исследованию, отметим, что формирование позитивной мотивации учебной деятельности является одним из главных и эффективных средств, позволяющих младшему школьнику адаптироваться к изменениям, происходящим в социуме. Мотивация учебной деятельности выступает частью общего развития младших школьников. В’соответствии с реализацией принципа непрерывности образовательному учреждениюнеобходимо с первых дней обучения детей в школе проводить целенаправленную работу в данном направлении, которая обеспечит успешность их бытия в социуме, конкурентоспособность. Формирование социально адаптированной личности имеет особое значение в современных условиях. Стремительные изменения во всех сферах жизнедеятельности требуют от современного человека широких познавательных возможностей, инициативности, самостоятельности, умения конструктивно действовать в разнообразных ситуациях, готовности к межкультурному взаимодействию.

Вышесказанное объясняет необходимость постоянного методологического переосмысления подходов к формированию позитивной мотивации учебной деятельности, ее целей, содержания и перспектив дальнейшего становления и развития. К повышению эффективности социальной адаптации младших школьников мы подошли через формирование позитивной мотивации учебной деятельности, приоритетной задачей которого является выявление комплекса педагогических условий, увеличение степени социальной активности младших школьников, создание многовариантного' социально-познавательного пространства.

Не претендуя на исследование в рамках данной работы всех проблем формирования позитивной мотивации учебной деятельности, нами была предпринята попытка рассмотреть лишь некоторые пути и средства, способствующие повышению эффективности социальной адаптации младших школьников в процессе их учебной деятельности. Как наиболее действенные нами были выделены и проанализированы организационный, содержательный и технологический компоненты деятельности образовательного учреждения по формированию позитивной мотивации учебной деятельности младших школьников.

Обобщение философских, психолого-педагогических подходов к I проблеме формирования мотивации учебной деятельности младших школьников как средства" их успешной социальной адаптации' и опытно-экспериментальная, работа подтвердили исходную' гипотезу и позволили сделать следующие выводы теоретического и прикладного характера:

1.Социальная адаптация, являясь сложным явлением, включает в себя: комплекс показателей, отражающих возможность человека выполнять социальные функции, успешностроить отношения с коллективом, семьейспособность' к продуктивному обучению и труду, к самообслуживанию, к полноценному отдыхуадекватность в восприятии окружающей действительности, в восприятии самого себя в отношениях с окружающимисоответствие между целями, действиями и реально достижимыми^ результатами, между самооценкой и оценкой окружающихизменчивость поведения в соответствии с требованиями ситуации в соответствии с ролевыми ожиданиями. Успешная социальная, адаптация определяется познавательной и социальной направленностью развития личности, ее социальной активностью, интегрированностью в общество посредством включенности в различные сферы жизнедеятельности (семейную, культурно-досуговую, трудовую и пр.).

2. Мотивация учебной деятельности, являясь частным видом мотивации, представляет собой динамический процесс формирования, мотивов учения, включающий звено создания готовности, принятия учебной задачи, ориентировки в ней, звено учебных действий, преобразований учебного материала и контроля своей работы. Мотивация учебной деятельности определяется иерархией познавательных мотивов, связанных с содержанием самой учебной деятельности и процессом ее выполнения, и социальных мотивов, связанных с более широкими взаимоотношениями ребенка с окружающей средой. Мотивация учебной деятельности определяется самой образовательной системой, образовательным учреждениеморганизацией образовательного процессасубъективными особенностями обучающегося (возраст, пол, интеллектуальное развитие, способности, уровень притязаний, самооценка и др.) — субъективными особенностями педагога и, прежде всего, системой его отношений к ученику, к делуспецификой учебногозпредмета.

3. Особенностями мотивации учебной деятельности младших школьников, требующими учета в процессе их социальной адаптации, выступают: ориентация общей познавательной и социальной направленности дошкольника в «позицию школьника" — возрастание интереса к учебной деятельности в первом и втором классах и снижение к третьему классунедостаточнаяустойчивость, слабая обобщенность, ситуативность, малая осознанность мотивов учебной деятельностинизкий интерес к преодолению трудностей в учебной работе.

4. Важнейшим теоретико-методическим условием повышения эффективности социальной адаптации является разработанная модель формирования позитивной мотивации учебной деятельности младших школьников, включающая в себя целевой компонент, ориентированный на социальную адаптацию младших школьников на уровне образовательного учреждения, класса, семьисодержательный компонент, предполагающий создание в образовательном процессе ситуации свободного выбора, создание атмосферы эмоционального комфорта в классном коллективе, повышение социальной активности младших школьников и повышение педагогического потенциала семьиорганизационно-технологический компонент, реализующийся на уровне окружающей предметной среды, уровне ближайшего окружения и уровне личности младшего школьника.

5. Оптимальным организационным условием эффективного формирования позитивной мотивации учебной деятельности младших школьников является интеграция различных специалистов (педагогов, педагогов-психологов, педагогов дополнительного образования и др.) в осуществлении социально-психолого-педагогического сопровождения этого процесса посредством создания службы. Деятельность специалистов службы была ориентирована на поэтапное создание в образовательном учреждении условий, позволяющих младшим школьникам принимать оптимальные решения, обеспечивающие успешное развитие, обучение в ситуации школьного взаимодействия.

6. Реализуя организационно-технологический компонент модели на уровне личности младшего школьника, в ходе эксперимента были внесены изменения в такие компоненты педагогической системы, как содержание, формы и методы обучения. В содержании образовательного процесса посредством спецкурса («Познай себя, познай другого»), отдельных тем и^ вопросов учебных занятий была увеличена его направленность на формирование эмоциональной сферы младшего школьника, а также на повышение социальной активности в пределах освоенного социального пространства. Использование таких форм, как урок-путешествие, деловая игра, урок-расследование и др., предполагающих создание учебно-проблемных ситуаций, способствовало созданию ситуации свободного выбора, что в свою очередь формировало познавательную самостоятельность младших школьников. Кроме этого, индивидуальный подход, реализующийся в процессе системного изучения каждого ученика, постановки ближайших педагогических задач в работе с каждым учеником, выбора и применения наиболее эффективных средств к каждому ученику, позволил оптимально использовать в обучении игровые задания, арттерапию, эмоциональную гимнастику, работу творческих мастерских.

7. Повышение психологической, методической, социальной компетентности учителей начальных классов в ходе специально организованной системы повышения квалификации являлось кадровым условием эффективной реализации модели формирования позитивной мотивации учебной деятельности младших школьников. Использование лекционно-просветительских (лекция-диалог, лекция вдвоем и др.), консультативно-рекомендательных (игровое моделирование педагогических ситуаций, консультирование, круглые столы и пр.), коррекционно-развивающих мероприятий (аукцион педагогических идей, семинары творчества, работа творческих групп, методысамообразования, участие в конференциях, и пр.) в работе с педагогами позволило повысить их компетентность в вопросах закономерностей и базовых факторов социальной адаптации и учебной мотивации младших школьников, использования различных форм и методов формирования^ позитивной' мотивации учебной деятельности младших школьников, преодоления негативных тенденций и трудностей младших школьников в образовательном процессе.

8. В качестве одного из социально-педагогических условий мы выделили организацию эффективного взаимодействия школы и семьи, в ходе которого осуществлялось повышение психолого-педагогической культуры родителей, их включенность в различные социально значимые виды деятельности. Использование в работе с родителями групповых дискуссий, мини-лекций, круглых столов, деловых игр, тренингов, ведение семейных дневников способствовало повышению их осведомленности в вопросах социальной адаптации и учебной мотивации детей, повышению педагогического потенциала семьи в целом. Особое значение в ходе эксперимента уделялосьработе с отцами младших школьников, которая проводилась, в форме отдельных родительских собраний, групповых встреч, предполагающих обсуждение различных проблем, сочинений, совместную разработку памяток.

9. Результаты реализации программы эксперимента доказали важность использования в формировании позитивной учебной мотивации младших школьников потенциалов учреждений социума (музеев, библиотек, театров,.

Ботанического сада и др.), предполагающего организацию социального партнерства. В рамках расширения освоенного младшими школьниками социального пространства, его социокультурных границ осуществлялась совместная культурно-образовательная деятельность (передвижные выставки, организация уроков на базе библиотек, центра дополнительного образования и пр.), что способствовало созданию на базе образовательного учреждения единого многовариантного социально-познавательного пространства.

Таким образом, формирование мотивации учебной деятельности младших школьников позволило создать необходимые педагогические условия для их эффективной социальной адаптации.

Проведенное исследование не претендует на полное и всестороннее освещение проблемы ввиду ее сложности и многоаспектности. Полученные результаты и выводы открывают новые возможности для дальнейшего исследования условий формирования позитивной мотивации учебной деятельности в контексте повышения эффективности социальной адаптации младших школьников. Вместе с тем оно ставит и ряд новых проблем, требующих дальнейшего теоретического исследования.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Конвенция о правах ребенка: / сборник науч.-метод. материалов. — М.: Гуманитарный издательский центр «Владос», 2000. — 160 с.
  2. Концепция содержания непрерывного • образования // Начальная школа. 2000'. — № 29.
  3. Приоритетный национальный проект «Образование»: сборник материалов и нормативных правовых актов // Информационный бюллетень. — 2006. № 24. — С. 5−10.
  4. Абульханова-Славская, К. А. Стратегия жизни. М., Мысль, 1991.299 с. ,
  5. Ю.П. Игра и труд. М.: Знание, 1973.6. • Аксарина Н. М., Голубева Л. Г. Характер адаптации детей раннего возраста при поступлении в детское учреждение. М.: ЦОЛИУВ. 1974. — 39с.
  6. Л.И. Социальная педагогика в специальном образовании. — М.: Изд. центр «Академия», 2001.- 192 с.
  7. И.Р. Особенности развития мотива и мотивации власти в детском возрасте // Психологическая наука и образование, № 3, 2006.
  8. Ш. А. Размышления о гуманной педагогике — М.: Изд. дом Шалвы Амонашвили, 1996. 496 с.
  9. .Г. Избранные психологические труды. В 2-х т. / Под ред. А. А. Бодалёва и др. М.: «Педагогика», 1980. — 230 с.
  10. А. Психологическое тестирование / С. Урбина- Пер. с анг. А. А. Алексеева. СПб., М.: Питер, 2001. — 688 с.
  11. Г. М. Социальная психология. — М.: Наука, 1994
  12. Н.П. Воспитание игрой: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1987.
  13. Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование и психологическая защита.// Психологический журнал, т.15, № 1, 1994, с. 3−18.
  14. М.А. Классный час играючи. Выпуск 1. М-: Сфера, 2002.- 64 с. Л — ¦ -
  15. И. С. Ценности и воспитание// Педагогика, 1999, № 4.-
  16. Л.А., Гребенкина Л. К. Педагогическое мастерство й педагогические технологии. М., 2001. — 248 с.
  17. Басова, H. BI Педагогика и практическая психология: Учебное пособие для вузов Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. 416 с.
  18. Бельчикова: О. Е: Технология игровой деятельности. Гл.Х.//Г1едагогическая технология. Учебное пособие. Белгород, 1998. -396с.
  19. М.Р. Организация психологической работы в школе. — М.: Изд-во «Генезис», 2000. 298 с.
  20. Т.Г., Корнилова ТВ. Диагностика познавательной сферы ребёнка. М.: Роспедагентство, 1994- - 68 с.
  21. JI.И. Избранные педагогические труды / Под ред. Д. И. Фельдштейна. М.: Международ, пед. академия, 1995. — 209 с.
  22. Л.И. Изучение мотивации поведения детей и подростков-М., 1972.
  23. Божович Л. И: Личность и ее формирование в детском возрасте. -М., 1968.
  24. Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребёнка // Изучение мотивации поведения детей и подростков. -М., 1972'.
  25. Н. И. Методика воспитательной работы в школе.-2-е изд. -М., 1979-
  26. В.Ю. Психотренинг. Социодинамика, игры, упражнения. — СПб.: Соц-но-псих. центр, 1996. 380 с.
  27. Большая медицинская энциклопедия / гл. ред. Б. В. Петровский. Издание 3-е.- М.: Советская энциклопедия, 1974.- т. 18.- С. 645−652.
  28. Большой Российский энциклопедический словарь. — М.: Большая Российская энциклопедия, 2003. 1888 с.
  29. Н.В., Реан А. А. Педагогика. СПб.: Питер, 2001.304 с.
  30. В.Г. Педагогика социальной работы. М., 1994. — 208 с.
  31. Н.И., Тихонова О. Г. Организация досуга детей в семье. -М.: «Академия», 2001. 208с. 3−17.
  32. А.И. Эмоции, чувства, отношения. // Вопросы психологии. 1968. — № 2.
  33. Е.Н., Гуров В. Н. Содержание и организация социально-педагогической работы школы с семьями младших школьников в сельском социуме. Ставрополь: 2003. — 112 с.
  34. В.А. Развитие учащихся в процессе творчества и сотрудничества. -М., 2000.
  35. З.П. Единство семьи и школы в создании воспитательного пространства // Начальная школа, № 5, 2000.
  36. Н.Д. Педагогические условия адаптации детей 3 года жизни к системе общественного воспитания. Автореф. дисс. канд. пед. наук. -М., 1979, — 19 с.
  37. А.А. Восприятие и обучение: дошкольный возраст. М.: Просвещение, 1983. 80 с. — С. 80−106
  38. A.JI. Психологическая готовность к школе. // Вопросы психологии. — 1984. № 4.
  39. Венгер A. JL, Гинзбург М. Р., Эльконин Д. Б. Методические рекомендации по наблюдению за психическим развитием детей. М. 1983.
  40. Венгер A. JL, Мухина B.C. Психология. М. 1988. — 336 с.
  41. А.А. Деловая игра как метод активного обучения // Современная высшая школа. 1982. — № 3.
  42. В.К. Психология эмоциональных проявлений. М. 1984.
  43. Е.В. Адаптация к новым социальным и культурным условиям в России. СПб, 1994.
  44. Е.В. Социально-психологические факторы адаптации к социальным и культурным изменениям. СПб, 1994.
  45. Г. Оценка поведения и характеристика учащегося: Кн. для учителя: Пер. с нем. -М.: Просвещение, 1986-
  46. Г. Основы психодиагностики // В кн. психодиагностика: теория и практика / Под ред. Н. Ф. Талызиной. М.: Прогресс, 1986.
  47. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А. В. Петровского. 2-е изд. испр. и доп. М.: Просвещение, 1979. — 288 с.
  48. Вопросы воспитания познавательной активности и самостоятельности. // Под ред. Данилова М. И. Казань, 1972.
  49. Вопросы психической адаптации человека. М., 1974.
  50. В.Д. Классный руководитель как психолог // Воспитание школьников, № 8, 2001.
  51. А.Б. Организация работы над ошибками в рамках учебного занятия // «Завуч начальной школы», № 6, 2002, с. 38 44.
  52. А.Б., Цукерман Г. А. Рекомендации по организации перехода ребенка от одной ступени к другой: из начальной школы в основную // Материалы для слушателей курсов. М., 2001, с. 48.
  53. Воспитание детей и родителей // Воспитание школьников, № 8,2001.
  54. Воспитание учащихся по месту жительства: Кн. Для учителя / В. Г. Бочарова, М. М. Плоткин и др. М.: Просвещение, 1987. — 192 с.
  55. .З., Семенов В. Д. Школа и социальная среда: взаимодействие. М., 1981. — 95 с.
  56. Выбор методов обучения в средней школе. // Под ред. Бабанского Ю. К. Москва-Ленинград, 1981.
  57. Л.С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка// Вопросы психологии: 1966. — № 6.
  58. Л.С. Собрание сочинений. Т. 4. М.: Педагогика, 1984. — 504 с.
  59. Г. С. Обеспечение учебного процесса при подготовке учителя начальных классов // Начальная школа, № 7, 1996.
  60. О.С., Харитонова Н. Е. В школу с игрой: Кн. Для учителя. -М.: Просвещение, 1991. 96 с.
  61. В. М. Индивидуальный подход в воспитании учащихся. Киев: Радянська школа, 1982-
  62. Е.М. Наш друг игра. — Минск: Народна асвета, 1979.
  63. Е.М., Шмаков С. А. От игры к самовоспитанию. — М.: Педагогика, 1971.
  64. А.Б. Эволюция адаптаций (историко-методологическое исследование). Лен.: Наука, 1989. — 188 е., С.54
  65. В.А. Классный час играючи. Выпуск 3. М.: Сфера, 2002. — 64 с.
  66. Ю.З. Психодиагностика в школе. М.: Знание, 1989.
  67. О. Взаимодействие семьи и школы в интересах ребенка // Народное образование. 2000. № 9. — С. 219−225.
  68. А.Е. Практикум по экспериментальной и прикладной психологии / Под ред. А. А. Крылова. Л., 1990.
  69. И.Н. и др. Умеете ли вы общаться? М., 1991.
  70. И.В. Школа и семья. М.: Просвещение, 1985.- 176. С. 3−36.
  71. В.В. Педагогическая техника в контексте образовательных технологий. М.: «Народное образование», 2001 — 126 с.
  72. В.Н. Социальная работа школы с семьей. Москва — Ставрополь: Изд-во СГУ, 2001. 155 с.
  73. В.Ы., Галяпина В. Н. Селюкова JI. Я. И др. Содержание и организация- социальной: адаптации личности ребенка в дошкольном учреждении. — Ставрополь: «Сервисшкола» 1999. 312 с. С. 4−14, 179−207.
  74. В.Н., Резванова И. Ю. Социальная адаптация? старших: школьников в условиях инновационного дошкольного учреждения. — Ставрополь: СКИПКРО, 2003. 111 с.
  75. . В.Н. Социальная работа образовательных учреждений с семьей. — М.': Педагогическое общество России, 2005. -320с. С. 14.
  76. Н.И. Методика исследования особенностей: мотивационной сферы детей старшего дошкольного возраста и младшего: школьного возраста// Психологическая наука и образование, № 3, 2006.
  77. Н.И. Психологическая готовность к школе. М: 1993. 136с. ¦¦.. , ~' «. У .:.» «.» '
  78. В.В., Ломшер И, Маркова А.К. Формирование учебной- деятельности школьников. -М., 1982
  79. B.C., Иванова Н. В. Современные представления о социальном пространстве//Педагогика, № 9, 2004. С. 28−33.
  80. Ч. Происхождение видов. Собр. соч. Т.З., — М. — Д., 1939.
  81. И.Б. Типы социально-психологической адаптации и комплекс неполноценности.// Вестник. СПб. Университета, сер.6, выр.1, № 6, с. 59−67.
  82. А.Н. Развитие образования в современном мире. М.: Гумманит. изд. ВЛАДОС, 1999. — 432 с.
  83. Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей / Под ред. Д. Б. Эльконина, А. Л. Венгера. М. 1981. 270 с.
  84. Т.Г. Адаптация и здоровье, выживание и экология человека. М.: Витязь, 1994. — 324 с.
  85. В.И. Структура и динамика мотивов деятельности // Вопросы психологии. 1984. — № 4. — С. 126−130.
  86. Д. Поведение животных: сравнительные аспекты. — М., 1981.
  87. Э. Психология и социология: страницы классики.СПб.: Союз, 1998.-492 с.
  88. E.JI. Жадаева Исследование влияния ситуационных факторов на эмоциональное предвосхищение у детей дошкольного возраста при решении познавательных заданий // Психологическая наука и образование, № 3, 2006.
  89. В.П., Якунин Г. А. Основы тифлопедагогики. М., 2000.240 с.
  90. А.Н. Диагностика социально-психологической адаптированности личности в новых условиях деятельности и общения. // Автореферат канд. дисс. М., 1986.
  91. Д. Мотивация и проблемы в обучении // Народное образование. 2002. — № 9. — С. 123−130.
  92. Е.В., Назарова Н. П., Маренич И. А. Об организации игровых занятий для развития мышления, воображения, памяти школьников // Вопросы психологии. 1995. — № 1. — С. 41−45.
  93. P.M. Доклад «Какой отец нужен ребенку?» // Классный руководитель № 4, 1998.
  94. P.M. Сценарий родительской конференции отцов «Какой папа нужен ребенку» // Классный руководитель № 4, 1998.99- Занков- JI.B. Развитие школьников в процессе обучения. М., 1967.
  95. Н.М. Практическая дидактика для учителя. М., 2 001 250 с.
  96. И.А. Педагогическая психология. Учебник для вузов. Изд. втор., допол., исправ. и перераб. М.: Издательская корпорация «Логос», 1999.-384 с.
  97. А. В. Нравственное воспитание и учитель вусловиях социальных перемен//Педагогика, 1998, № 7-
  98. Ю.Б. Организация современного урока. М., 1984.
  99. О.И., Кряжева И. К. Некоторые аспекты социально-психологической адаптации личности // Психологические механизмы регуляции социального поведения. М.: Наука, 1979. — 335 с.
  100. Н.К., Костин A.M. Какой быть начальной школе в XXI веке // Начальная школа, № 1, 2002.
  101. В.А. Психологические механизмы волевой регуляции. -М., 1991.
  102. Игры обучение, тренинг, досуг. / Под ред. В-В. Петрушинского. -М.: Новая школа, 1994.108'. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. СПб.: Питер, 2000. — 512 с.
  103. И.И. Структура процесса учения. М., 1988.
  104. И.Ф., Шиянов Е. Н., Сластенин В. А. Педагогика М. «Академия», 2002 — 566 с.
  105. Р.З. Родителям педагогическую, поддержку // Воспитание школьников, № 8, 2000.
  106. Я.А. Избранные психологические сочинения. М., 1955.
  107. М.В. Проблема совместной деятельности учителя и ученика в теории учебной, деятельности и практике развивающего обучения // Психологическая наука и образование, № 3, 2006.
  108. Каникулы: игра, воспитание / Под ред. Газмана О. С. М.: Просвещение, 1988.
  109. Н.В. Организация и содержание работы по адаптации-детей в школе. М., 2005. С. 11−29.
  110. JI.A. Отношение к школе первоклассников с различной степенью психологической готовности к школьному обучению // Психологическая наука и образование, № 3, 2006.
  111. Кон И. О. Ребенок иобщество. М-, 1988:
  112. Г. Психология развития. СПб.: Питер, 2001. — 92 с.
  113. И.К. Педагогическое просвещение родителей // Воспитание школьников, № 8, 2001.
  114. И.К. Социально-психологические факторы адаптированности личности. Автореф. канд.психол.наук, М., 1980.
  115. П.С. Адаптация как функция развития личности. -Саратов: 1991. с.89
  116. Л. В. Гармоническое развитие личности младшего школьника: Кн. для учителя--М.: Просвещение, 1988-
  117. С.И. Социальная адаптация и новый город. // В сб. статей Региональные проблемы социально-демографического развития. М., 1982.-200 с.
  118. В.А. Взаимосвязь умения учиться с мотивами учебных действий. // Советская педагогика, 1980. № 11.
  119. Курс общей, возрастной и педагогической психологии. Вып. 3. Возр. и пед. псих. / Под ред. М. В. Гамезо. М.: Просвещение, 1982. — 150с.
  120. В.В. Рекомендации классным руководителям по работе с родителями // Классный руководитель, № 3, 2001.
  121. Н.С. Умственные способности и возраст. — М.: «Педагогика», 1971. 279 с.
  122. А. Н. Потребности и мотивы деятельности// Психология/Под ред. А. А. Смирнова и др.-М.: 1962-
  123. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1977.304 с.
  124. А.Н. Проблемы развития психики. М.: Изд. МГУ, 1972.-584 с.
  125. В.Г. Мотивационная основа учебной деятельности // Педагогическая мысль и образование XXI века: Россия — Германия (Материалы Международной научно-практической конференции 20−21 апреля 2001 г.). Оренбург, 2001.-Ч.1.- С. 312−313.
  126. П.Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение. М., 1991.
  127. А.Г. Психологический тренинг с подростками. М.: «Академия», 2004. 256 с. С. 200−217.
  128. М.И. Проблема онтогенеза общения. М., 1986. — 145с.
  129. . Т. Педагогика: Курс лекций: Учеб. пособие для студентов пед. учеб. заведений и слушателей ИФК и ФПК 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Юрайт, 1999-
  130. В.В. Физиологические основы адаптации. — Изд. Таллинского ун-та, 1982. 86 с.
  131. Т.Л. Родительские собрания (вместе с учащимися) // Воспитание школьников, № 10, 2000.
  132. А.С. Семья и воспитание детей // избр. пед. соч. — М., 1977.-Т.2.
  133. В.Г. Педагогическая диагностика в школе: Учеб. пособие для студ. высш. пед. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. 272 с.
  134. Т.В. Развитие навыков общения ребёнка в играх, тренингах, тестах. Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. — 32 с.
  135. Г. В. Дни открытых дверей для родителей // Начальная школа, № 1, 2000.
  136. Е.А. Развитие готовности учителя к реализации личностно-ориентированного подхода к обучению школьников (в системе ИПК): Автореф. диссер. канд. пед. наук. Санкт-Петербург, 1999.
  137. А.К. Психолоия труда учителя. М., 1993.
  138. А.К., Матис Г. А., Орлов А. Б. Формирование мотивации учения. М., 1990. с. 52−56.
  139. А. Мотивация и личность. М., 1998.
  140. М.В. Мотивация учения младших школьников. М., 1984.
  141. В.Е. Классификация поведенческой адаптации.// Физиология человека, № 3, 1982.
  142. И.А. Роль социальной адаптации в условиях современной НТР // Философия и социальная психология: Науч. докл. -Л., 1979. С. 132−136.
  143. Е.М. От игры к знаниям: Пособие для учителя. 2-е изд., дораб. — М.: Просвещение, 1987.
  144. О.А. Мотивация учебной деятельности. М.:1995.
  145. А.Т., Сержантов В. Ф. Смысл жизни и личность. -Новосибирск: Наука. Сиб. отд-е., 1989. С. 202 с.
  146. А.В. Социализация и «смутное время». М.: Знание, 1991.
  147. А.В. Социальная педагогика / Под ред. А. В. Сластёнина. М.: Издательский цент «Академия», 2002. — 200 с. С91−99, 119−125.
  148. О.В. Адаптация как общенаучное понятие. Могилев, 1986.
  149. B.C. Шестилетний ребенок в школе. М. 1986. 234 с.
  150. В.В. Экспериментальное исследование особенностей мотивационного развития современных дошкольников 5,6,7 лет // Психологическая наука и образование, № 3, 2006.
  151. А.А. Социально-психическая адаптация личности (формы, механизмы и стратегии). Ереван. Изд-во Арм. ССР, 1988. — 263
  152. Н.П. О системе непрерывного образования // Педагогическое образование и наука. 2003. — № 1. — С. 36−38.
  153. Р. С. Психология. В трех книгах. Кн. 1.: Общие основы психологии. — М.: Владос, 2000-
  154. Р. С. Психология. В трех книгах. Кн. 2.: Психология образования. — М.: Владос, 2000-
  155. .П. Развивающие игры. 2-е изд. — М.: Педагогика, 1985.
  156. И.Н. Социальная адаптация как социологическая категория.//
  157. Нравственное развитие младшего школьника в процессе воспитания / Под ред. Каирова И. А., Богдановой О. С. М.: Педагогика, 1979−172: Образовательная- программа школы. М.: «Педагогический поиск», 1998. 170 с. С. 25−96.
  158. Р.В. Справочная книга социального педагога. М.: ТЦ «Сфера», 2001.-480 с.
  159. Ожегов С. И1, Шведова^ Н1Ю. Толковый словарь русскогоязыка: 80 000 слов и фразеологических выражений / Российская АН: Российский фонд культуры. З-е изд., стереотипное.- М.:АЗЪ, 1995-,-928*с-
  160. Орлов- Л. Б. Развитие теоретических схем ипонятийных: систем^ в психологию мотивации// Вопросы-психологии. -'1989:-- №-5−176:. Особенности психического развития детей 6−7-летнего возраста / Под ред. Д: Б. Эльконина, А. Л. Венгера. М. 1988. 302 с.
  161. О.С., Мокроусова А. Г. Учебная самостоятельность и ответственность в младшем школьном возрасте. // Материалы 9-й научно-практической-. конференции «Педагогика развития: ключевые компетентности и их становление». Красноярск, 2003 .С. 177.
  162. Отец в семье. (Сборник статей). -М.: Просвещение. 1970. -- 253с.
  163. И.П. 20-детний опыт объективного, изучения- высшей нервной деятельности1 поведения животных. М.: 1951 с.37
  164. Т. Система современных обществ. Пер. с англ. -М.: Аспект-Пресс, 1998.-269 с.
  165. .Д. Основы социально-психологической теории. — М.: Мысль, 1971.-351 с. •, , !'. «.¦ ':
  166. Педагогика / Под ред. Бабанского Ю. К М.: Просвещение, 1983-
  167. Педагогика: Учеб. иособие для педучилищ/ С. П. Баранов, Л: Р. Болотина, Т. В. Воликова, В. А. Сластенин. -М.: Просвещение, 1981-
  168. Педагогика: Учеб. пособие для студ. пед. вузов и пед. колледжей /Под. ред. П. И. Пидкасистого. М.: Российское педагогическое- агентство, 1996.-602 с.
  169. Петровский А. В! Возрастная и педагогическая психология. Mi: Просвещение, 1973.
  170. А.В., Ярошевский М. Г. Психология. М.: Изд. центр «Академия», 2000.
  171. . Избранные психологические труды. М.: 1969, с. 6667. '
  172. К. К. Краткий словарь системы психологических понятий.-М.: 1981-
  173. Ю.М. Проблема биосоциальной эволюции. Теоретико-методологический анализ. / Отв. ред. В. П. Фофанов. Новосибирск: Наука, Сиб. Отд-е, 1990- - 226 с.
  174. Подготовка, детей к школе в детском саду. // Под ред. Ф. А. Сохина, Т. В. Тарунтаевой. -М. 1977. — 163 с.
  175. И.П. Педагогика: Учеб. для студ. высших пед. заведений. М.: Просвещение: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1996. — 432 с.
  176. Практическая психодиагностика. Методики и тесты: Учебное пособие / Ред.- состав. Д^А. Райгородский. Самара: Издательский Дом «БАХРАХ-М», 2001. — 672 с.
  177. Практическая психология в тестах, или Как научиться понимать себя и других. М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2001. — 400 с. С. 185−243, 316−346, 382−396.
  178. Практическая- психология образования /Под. Ред. И. В. Дубровиной: Учебник для студентов высших и средних специальных учебных заведений. М.: ТЦ «Сфера», 2000.- 528 с.
  179. Практическая психология: Учеб. пособие / Под ред. М. К. Тутушкиной и др. СПб.: Дидактика плюс, 1993. — 335 с.
  180. Н.Н. Станьте психологом в собственной семье // Домашнее воспитание, № 5, 1999.
  181. Процесс учения: контроль, диагностика, коррекция, оценка // Под ред. Л. И. Божович. МПСИ, 1999, с. 8.
  182. Психологический словарь под редакцией А. В. Петровского, Ярошевского М. Г., 1998. С.6
  183. Психология и педагогика / Под ред. Радугина А. А. М.: Центр, 1997-
  184. Н.А. Особенности мотивации учебной деятельности в новых социально-экономических условиях // Вестник Московской академии рынка труда и информационных технологий, Москва «МАРТИТ», 2006. № 11(33). С. 72−76.
  185. А.П. Социальная адаптация и ответственность личности. Томск, 1985.
  186. Р. Программа работы по профилактике и коррекции дезадаптации у первоклассников. Альметьевск, 2003. С.2−16.
  187. А. А., Бордовская Н. В., Розум С. И. Психология и педагогика. СПб.: Питер, 2000-
  188. А.А. К проблеме социальной адаптации личности.// Вестник СПб. ГУ, сер.6, 1995, вып. З, № 20, с. 74−79.
  189. А.А. Практическая психодиагностика личности. Учеб. пособие. СПб.: Изд-во СПб. ун-та, 2001. — 214 с.
  190. М.А., Тильмант Ф. Психология индивида и группы (перевод с фр.). М.: Прогресс, 1988. — 256 с.
  191. М.В. Социальная* адаптация и социализация личности // Социология: Учеб. пос./ Ред. В. И. Игнатьев, М. В. Ромм. М.: ИНФРА-М- Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2001. — Гл. 2. — С. 45 — 75.
  192. А.А. Эмоциональное благополучие ребенка. // Дошкольное воспитание. 1977. — № 2. С. 12−19.
  193. C.JI. Основы общей психологии. СПб: Изд. «Питер», 1999.-720 с.
  194. Н.В. Игровые методы в обучении и воспитании (психологические упражнения и коррекционные программы). М.: Московский ИПК работников образования. 1997. — 155 с.
  195. Н.А. Социальная1 адаптация личности в коллективе // Социологические исследования. 1980. — № 3. — С. 51.
  196. Н.Ю. Психолого-педагогическая коррекция детскогюношеских отношений. М.: Владос, 2001. — 96 с.
  197. В. А., Исаев И. Ф., Мищенко А. И., Шиянов Е. Н. Педагогика. Уч. пособие для студентов педвузов. М.: Школа-пресс, s1998-
  198. В.А., Каширин В. П. Психология и педагогика. М. «Академия», 2001 — 477 с.
  199. В.А., Подымова JI.C. Педагогика: инновационная деятельность. М.: ЧЧП «Издательство магистр», 1997. 308 с.
  200. В.И., Исаев Е. И. Психология человека. М. «Школа-пресс», 1995 -373 с.
  201. JI.H. Психодиагностика: методы- и методология. — М., 1990.
  202. В.В., Наминач А. П. Психологическое строение образа, мира и проблемы нового мышления.// Вопросы психологии, 1988, № 4, с. 3446.
  203. Л.Д. Педагогическая психология. Серия «Учебники и учебные пособия». Ростов-на-Дону: «Фулекс», 2000. — 544 с.
  204. В.А. «Сердце отдаю детям». — Киев, 1974.
  205. . Обучение как адаптация. — М.: Прогресс, 1987 с. 93
  206. Н. М. Нравственные ориентиры младшего школьника // Педагогика, 1997, № 6-
  207. Г. А., Афонькина Ю. А. Практикум по детской психологии. М.: Просвещение: Владос, 1995. — 291с. С. 62−72, 172−176.
  208. К.Д. Собрание сочинений. С. 109.
  209. Д.И. Психология развивающейся личности. М., 2000.
  210. Д.И. Социальное развитие в пространстве времени детства. М., 1997.
  211. Философские проблемы теории адаптации / Под ред. Г. И. Царегородцева. М., 1975.- 232 с.
  212. Формирование личности: проблемы комплексного подхода в процессе воспитания школьника / Под ред. Г. Н. Филонова. М.: Педагогика, 1983-
  213. Формирование учебной деятельности школьников. // Под ред. Давыдова В. В., Марковой А. К. М. 1982.
  214. Л.М., Кулагина И. Ю. Психологический справочник учителя. М.: Просвещение, 1991-
  215. С.С. Искусство психотренинга. Заверши свой гештальт. -Мн.: Изд. В .П. Ильин, 1998. 352 с.
  216. И. Ф. Педагогика: Учеб. пособие. 2-е изд., перераб. и доп.-М.: Высшая школа, 1990-
  217. X. Психология мотивации достижения,/ пер. с англ. -Спб.: Речь, 2001. 240 с. — С. 17−23
  218. Х.Д. Совместная работа семьи и школы по воспитанию младших школьников в процессе общественно-полезного труда: Автореферат диссерт. к.п.н. Душанбе, 1991.
  219. Н.В., Пахомов Ю. В. Психотренинг: игры и упражнения. Изд. 2-е доп. — М.: Независимая фирма «Класс», 1999. 272 с.
  220. М.А. Социальная адаптация в контексте свободы. // Социальные исследования, 1995, № 9.
  221. В.Д. Психология деятельности и способности человека. -М.: Логос, 1996.
  222. Т.И. Активизация учения школьников. М. 1982.
  223. Т.И., Давиденко Т. М. Управление образовательным процессом в адаптивной школе. М., 2001.
  224. Т. Социальная психология. Ростов-на-Дону: Феникс, 1999.- С.397−403.
  225. О.Б. О подготовке учителя начальных классов в современных условиях // Начальная школа, № 7, 1996.
  226. И.И. Избранные труды. Пути и закономерности эволюционного процесса. -М.: Наука, 1983. С.90−106.
  227. К. Студенты. Становление личности. М., 1982 с. 246.
  228. Я. Элементарные понятия социологии. М.: 1969.240с.
  229. Г. И. Проблема познавательного интереса в педагогике.-М., 1971,-351 с.
  230. Н.Е. Культура современного урока. М., 2001.
  231. Эксплайн В: Игровая? терапия в действии (пер- с англ.) — М-: Изд. ЭКСМО, 2003. 384с.
  232. Д.Б. Избранные психологические труды. М., 1989.
  233. Д.Б. Психология игры. М.: Педагогика, 1978.
  234. П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека. М., 1969.260- Яновская М. F. Эмоциональные аспекты нравственного воспитания: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1986.
  235. МТ. «Психология в XX столетии"^.М^ 1974.,
  236. Arkes Н. R., Garske Y. P. Psychological Theories of Motivation. — Monterey, 1982.
  237. Atkinson J, W., Raynor J. O. Motivation and Achievement. — Wash D. С 1974.
  238. Atkinson J. W., Raynor J. O. Motivation and Achievement. — Wash D. С 1974.
  239. Bandura A. Agression: A social learning analysis. — N.Y., 1973.
  240. Buck R. Human Motivation and Emotion. — N.Y., 1976.
  241. De Charms R. Enhancing motivation: change in the classroom. — N.Y., 1976.
  242. Espenbeck J. Motivation. Ihre Psychologie und Philosophie. — Berlin, 1984.
  243. Ford M- Motivating humans: goals, emotions and personal agency beliefs.—N.Y., 1992.
  244. Hall G. Psychology of Motivation. — N.Y., 1961.
  245. Jones E. E., Nlsbett R. E. The actor and the observer: divergent perception of causes of behavior. Attribution: perceiving the causes of behavior. Morristown. — N.Y., 1972.
  246. Lewin K. Grundzuge der topologische Psychologie. — Bern, 1969.
  247. Prince M. Women, men and moneystyles. J, of Economic Psychol. — 1993. —V. 14.
  248. Rosenfeld G. Theorie und Praxin der Lermotivation. Berlin, 1973.
  249. Weiner B. Theories of Motivation. — Chicago, 1972.
  250. Young P. T. Motivation and Emotion. — N.Y., 1961.
  251. Например, на уроке математики при решении задач на сложение или вычитание учитель предлагал учащимся решить данную задачу наиболее удобным способом.
  252. Задача 1. На тарелке 5 пряников. Бабушка положила еще 4 пряника. Сколько пряников стало на тарелке?
  253. Вариант 1. По действиям: 5+4=9 (пр.)
  254. Вариант 2. Схематично: 0+0000=0
  255. Вариант 3. Придумать подобное условие задачи с таким же ответом. У Марины было 5 розовых воздушных шариков, мама подарила ей 4 желтых. Сколько всего воздушных шариков у Марины?
  256. При проведении устного счета также использовались ситуации свободного выбора.
  257. Например, на доске написаны примеры на сложение и вычитание.17+3= 20−6=10+2= 10−4=13+3= 9−2=5+7= 15−5=
  258. Вариант 1. Вычислить устно, записать только ответы и рядом с полученным результатом записать соседние числа 17+3=20 (19,21).
  259. Вариант 2. Вычислить устно, полученный результат записать в единицах и десятках. 17+3=20 (2 дес.).
  260. Вариант 3. Вычислить устно, к полученному результату составить свои примеры. 17+3=20 (19+1=20, 10+10=20).1. Программа тренинга1. Задание 1.
  261. Цель: знакомство с родителями, повышение сплоченности, умение снимать барьер на проявление чувств и эмоций.
  262. Приветствие. Каждый по очереди произносит свое имя, но с разной интонацией, задача «не повториться».
  263. Проверка запоминания имен. Доброволец встает в центр круга. Руководитель просит всех участников встать и повернуться спиной к добровольцу.
  264. После этого проводиться помощь тем, кто не запомнил все имена.1. Задание 2.
  265. Упражнение «Разговор в парах на разных дистанциях»
  266. Проводится обсуждение: что ощущали участники игры, когда они чувствовали себя дискомфортно?1. Задание 3.
  267. Упражнение «Гости» («День рождения»)
  268. Каждому из гостей вручается билетик, в котором указано, как себя вести в этой игре. Содержание билетика хранится в тайнике до конца игры, илишь потом, во время обсуждения можно признаться, что кому было предложено делать.
  269. Среди всех ролей есть неуверенный в себе человек, агрессивно настроенный, уверенный в себе человек.
  270. Обсуждение упражнения. Группа отгадывает, какие типы поведения были продемонстрированы.
  271. Групповая дискуссия. Обсуждаются вопросы: приходилось ли вам испытывать неуверенность в себе? В каких ситуациях? Что такое уверенность в себе?
  272. Далее предложена групповая дискуссия на тему: «Общение или наказание"1. Задание 4.
  273. Упражнение «Разожми кулак»
  274. Упражнение проводится парами. Один сжимает руку в кулак, а другой старается разжать его. По окончании ведущий выявляет, использовались ли несиловые методы вроде просьб, уговоров, хитрости.
  275. Обсуждение ситуаций, родитель и ребенок (родитель пытается заставить, ребенка что-либо сделать). Выводы о способах заставить человека сделать что-либо.
  276. Введение понятия манипулирования, группового давления.
  277. Дискуссия о видах группового давления.
  278. Упражнение «Похвала по кругу»
  279. Опросник для родителей, выявляющий их заинтересованность в социальной активности детей
  280. С кем чаще всего контактирует Ваша семья?- родственники-- друзья-- соседи-- свой вариант.
  281. Как часто на таких встречах присутствует Ваш ребенок?- всегда-- только, если не с кем оставить-- редко.
  282. Если Вы вместе с детьми идете в гости, с кем чаще находится Ваш ребенок?- с детьми-- с детьми и взрослыми-- чаще со взрослыми.
  283. Как часто у вас в гостях бывают сверстники, одноклассники Вашего ребенка?- постоянно-- только на каникулах-- ребенок чаще уходит сам-
  284. Вы организуете совместными праздники или прогулки с детьми?- 1 раз в месяц или чаще-- только на каникулах-- редко.
  285. Посещаете ли Вы учреждения, где проводятся учебно-познавательные и развивающие мероприятия (библиотека, цирк, музей, выставки и т. д.)?- 1 раз в месяц-- только в свободное для меня время-- нет.
  286. Как часто Вы берете ребенка с собой (например, поход в магазин, на рынок, оплата коммунальных услуг и т. д.)?- всегда-- если не с кем оставить-- редко, для экономии времени.
  287. Кто чаще всего берет его с собой?- мать-- отец-- бабушка, дедушка-
  288. Как часто Вы контактируете с учителем?- 1 раз в неделю-- если проводятся совместные мероприятия-- только на родительские собрания.
  289. Какого плана Ваши встречи?- с целью активного участия в школьной жизни ребенка-- проверить дисциплину и успеваемость-- с целью необходимости (например, родительское собрание) —
  290. Всегда ли* Вы посещаете школьные мероприятия, в которых участвуют ваши дети?- да, я стараюсь больше времени уделять своему ребенку-- если не занят-- нет. '.
  291. Если в школе организуется мероприятие: ш должен кто-то сопровождать ребенка, кто это буде?- мать-- отец-- сестра, брат-- дедушка, бабушка, — один.16. Укажите Ваш пол?17. Ваш возраст?18. Ваше образование?
  292. Укажите полная или неполная у вас семья (если неполная укажите, кто из родителей не проживает)?
  293. Анкета на самообразование родителей
  294. Регулярно ли пользуетесь знаниями в повседневной жизни? -да-- по необходимости-- нет-- свой вариант.
  295. Испытываете ли Вы потребность в обновлении своих знаний, приобретении новых?-да-- при возникновении проблемы-- нет-- свой вариант.
  296. Занимаетесь ли самообразованием?- да-- нет-- свой вариант.
  297. Смотрите ли Вы передачи, посвященные воспитанию и обучению детей?-да-- только если есть свободное время-- свой вариант.
  298. Участвуете ли Вы в деятельности школы по педагогическому * просвещению?
  299. Ю.Если участвуете, то в качестве кого?
  300. К кому в первую очередь Вы обратитесь за советом по вопросу обучения и воспитания?
  301. Как часто Вы обращаетесь за советом к учителю своего ребенка?
  302. Консультируетесь ли Вы со специалистами?14. Если да, то с какими?
  303. Уважаемые родители! Просим Вас принять участие в подготовке родительского собрания изаполнить три анкеты:
  304. По вашему мнению, дисциплина это1. Заполните в таблице второй и третий столбик, поставив одну «*» напротив действия:
  305. Перечень действий ребёнка Ваш ребёнок делает
  306. I. Заполните в таблице 2-й, 3-й, 4-й столбики, поставив «*» напротивиспользуемых методов:
  307. Методы наказания Как вас наказывали ваши родители Как вы наказываете ваших детей Отметьте из них действенные1. Ставили в угол
  308. Прекращали общаться на длительное время
  309. Применяли телесные наказания4. Ограничивали свободу 5. Лишали любимого занятия
  310. Читали бесконечные нотации7. Стыдили при посторонних 8. Оскорбляли и ругались 9. Лишали любимых лакомств 10. Ограничивали в покупках 11. Выгоняли из дому 1. СПАСИБО ЗА УЧАСТИЕ!1. Методика
  311. Изучение мотивов поведения в ситуации выбора»
  312. Методика направлена на выявление у ребенка преобладания личной или «общественной» направленности.1. Подготовка исследования
  313. Для второй серии необходимо приготовить мел, нарисовать на бумаге 2 круга диаметром не менее 50' см с расстоянием между ними 20 см- над первым кругом нарисовать 1 человека, над вторым — 3.1. Проведение исследования
  314. Первая серия* Испытуемых ставят в конфликтную ситуацию, где они должны сделать выбор: заняться малопривлекательным делом или поиграть интересными игрушками. Эксперимент проводится индивидуально, с каждым ребенком отдельно.
Заполнить форму текущей работой